Мальчик из холмогор план рассказа

Тема: О.М. Гурьян
«Мальчик из Холмогор»

Планируемые
результаты:
ученики научатся понимать родную русскую
литературу как национально-культурную ценность народа, как особый способ
познания жизни; составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с
учетом коммуникативной задачи; участвовать в обсуждении прослушанного и
прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на
текст.

Оборудование: портрет
М.В. Ломоносова.

Ход урока

I.                  
Организационный
момент

II.               
Актуализация
знаний

Проверка домашнего
задания

(Заслушиваются
рассказы о Дежневе.)

       
Что
нового вы узнали о землепроходце?

       
Какие
качества и поступки этого человека вызывают уважение?

III.            
Самоопределение
к деятельности

Сегодня на уроке
мы познакомимся с еще одним прославившим нашу Родину человеком. Он яркий пример
универсального
человека
:
энциклопедист, физик и химик,основоположник

научного
мореплавания и физической химии, основоположник науки о стекле. Астроном, приборостроитель,
географ, металлург, геолог. Он же поэт, художник, филолог, генеалог (занимался
составлением родословных), историограф; поборник развития отечественных науки,
экономики, педагогики. Внес также большой вклад в развитие риторики. Знал
девятнадцать иностранных языков, из которых двенадцатью он владел в
совершенстве.

       
Кто
может сказать, о ком все эти слова? (
О М.В. Ломоносове.)

(Выставляется
портрет М.В. Ломоносова.)

IV.            
Работа
по теме урока

Работа по учебнику

(Слушание текста,
с. 89, до слов
Все равно
не пойму
.)

       
Что
означает выражение
Речь хитрость добро глаголати? (Предположения
учащихся.)

(Слушание текста,
с. 89–90, абзац 1.)

       
Что
такое грамматика? (
Наука о нормах изменения слов и сочетаний их в
предложении
.)

       
Прочитайте
еще раз, как Ломоносов объяснил слова
добро, хитрость.

       
Кто
такой Миша? (
Племянник
Ломоносова
.)

       
Какие
качества своего ученика отмечает М. Ломоносов?
(Смекалка
есть, видишь ясно, говоришь толково.
)

(Самостоятельное
чтение, с. 90–91.)

       
Как
встретила Москва Ломоносова? (
Проснулся в санях под заснеженной рогожей,
стоит посреди площади, не знает, куда идти, нет ни одного знакомого
.)

       
Сколько
лет было Ломоносову, когда он поступил в 1 класс
школы? (20.)

       
Расскажите
о начале учебы в Спасских школах Михайлы
Ломоносова.
(Заслушиваются один-два ученика.)

       
Какое
наказание было у учеников 3 класса за ошибки в латыни? (
Вешают на
шею бумажный свиток, того, у кого к концу дня он останется, ставят на горох или
дерут плетьми.
)

       
Как
Ломоносов написал свои первые стихи? (
Глядя на кутерьму с мухами,
подумал:
Почуяли
мухи медовые ду́хи
.)

       
Сделайте
вывод: каким учеником был Михайло Ломоносов? (
Все мысли и все
время отдает учебе, за первый год освоил 1 и 2 класс, перешел в 3-й. Лучше всех
знал латынь
.)

V.               
Физкультминутка

VI.            
Продолжение
работы по теме урока

(Самостоятельное
чтение, с. 92–93.)

(Работа в парах.
Один ученик рассказывает, как Ломоносов занимался в монастырской библиотеке.
Второй рассказывает о библиотеке Киприянова. Проверка.)

       
Чем
отличались монастырская библиотека и библиотека Киприянова?

       
Какие
книги читает Михайло Ломоносов?
(О земле, О ветрах, Книгу
мирозрения
, Глобус
небесный
. Все
книги о Земле и ее устройстве
.)

       
Почему
Ломоносов дальше поехал учиться в Киев? (
В Москве нечему
больше учиться, слышал, что в Киеве учат философии, физике и математике
.)

       
Чем,
кроме учебы, увлекался Ломоносов? (
Мозаикой, поэзией.)

       
Чем
привлекла его мозаика? (
Прошло более 100 лет, а мозаика все так же
ярка
.)

Работа по иллюстрации   

       
Рассмотрите
иллюстрацию на с. 93.

Вместе с М.В.
Ломоносовым над мозаикой трудились семеро рабочих и художник. Ломоносов не умел
рисовать, поэтому основу с изображением подготовил нанятый им художник, а
работу

с разноцветными
стеклянными кусочками выполнял непосредственно ученый. Панно получилось
приблизительно 6,5 метра шириной и высотой 5 метров. Оно изображает финальный
эпизод Полтавской битвы.

VII.         
Рефлексия.
. Подведение итогов урока

       
Какие
качества помогли Михаилу Васильевичу стать поэтом, художником, ученым и сделать
множество открытий? (Высказывания учащихся.)

       
Что
вас особенно поразило в жизни Ломоносова?

       
Какие
черты характера вам бы хотелось у него перенять?

Домашнее задание

1. Выполнить
задание рубрики
Всматриваемся
в слова
, с. 94.

2. Подготовить
небольшой рассказ о М.В. Ломоносове, используя информацию из интернета и
энциклопедии.

  • Предмет: Литература
  • Автор: kkakk5844
  • Вопрос задан 4 года назад

<

>

план рассказа мальчик из холмогор

Ответы

Ответ дал: nothingness78





7

Ответ:

1)Крестьянская семья мальчика Миши из Холмогор

2)рассказали каким был в юности

хорошо встретили

3)Миша видит, как создается картина из мозаики, как изучаются свойства цветного стекла, как изучаются свойства камней, руд

4)После смерти Ломоносова Миша узнал, что многое поменялось,

Похожие вопросы

Математика

4 месяца назад

ДАМ 20 БАЛЛОВ ЗА ЗАДАЧУ!!!ТОЛЬКО ОТВЕТ

Биология

4 месяца назад

перелік захворювань,які можуть переносити паразитичні членистоногі

История

5 месяцев назад

какие территории были захвачены при траяне в риме

Русский язык

5 месяцев назад

марфологический разбор слово ПРИРОДЕ ​

Математика

5 лет назад

21,36:(1,9-×)=7,12 пожалуйста, напишите подробно

Математика

5 лет назад

Решите плиз
824,72-475:(0,071+0,929)+13,8=
(7,351+12,649)*105-95,48-4,52=

Математика

6 лет назад

как найти периметр?
А площадь?

Математика

6 лет назад

Решите уравнение:
(X+20):19=37

Тема: «Мальчик из Холмогор»

урок-конференция

Цели урока: способствовать формированию у учащихся представления о жизни и деятельности М.В.Ломоносова; развивать кругозор, коммуникативные способности, умение делать выводы, обобщать;

способствовать развитию памяти,  выразительной речи, мышления, внимания;

             воспитание гражданина Отечества на основе изучения жизни, деятельности и творческого наследия М.В.Ломоносова. 

            Задачи урока:

1. Раскрыть масштабность личности М.В.Ломоносова как сына Отечества.

2. Представить энциклопедичность таланта М.В.Ломоносова.

3. Показать актуальность и востребованность идей ученого в современном обществе. 

План урока-конференции

Вступление.

1. Детство Михаила Васильевича Ломоносова

2. Путешествие в Москву. Славяно-греко-латинская академия. Петербургская академия

3. Ломоносов за границей

4. Возвращение в Россию

5. Основные научные открытия М.В.Ломоносова.

6. Заключение.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

П. Создание проблемной ситуации.

Игра «Проверь своё внимание!»

   — По какому принципу зашифрованы слова? Назовите эти слова полностью

ЛМНСВ    ДНСКЙ    НВСКЙ      ПТР

   — Какое из этих слов лишнее? Почему? Кто такой Михаил Васильевич Ломоносов? (Великий русский учёный)

   — Пётр Первый дал такой сильный толчок развитию русского народа, что даже частные придворные перевороты, последовавшие после его смерти не могли остановить прогресс. Потребность в образовании стала ощущаться всё сильнее и сильнее. Образованные и ученые люди стали выходить не только из высших слоев общества, но и из низших. Самым лучшим доказательством этого служит появление Ломоносова, который будучи крестьянином, стал величайшим русским ученым и поэтом.

Учитель демонстрирует слайд.

   — Каким человеком был М.В.Ломоносов?

Ш. Формирование новых знаний.

1. Детство Михаила Васильевича Ломоносова.

 Родился он в 1711 году в деревне Мишанинской  Архангельской губернии, на острове, расположенном в низовьях Северной Двины, в семье крестьянина-помора.

Учитель демонстрирует слайды

 — Сейчас вы видите деревню Мишанинскую и место, где стоял дом Ломоносовых.

 — Отец, Василий Дорофеевич Ломоносов, имел участок земли, которым владел на правах собственника. Человек он был умный, предприимчивый, первым из того края построил и оснастил по-европейски на реке Двине галиот – парусный корабль и другие суда. Совершал на них далёкие морские походы, перевозил грузы и людей.

Учитель демонстрирует слайд.

 — Мать, Елена Ивановна, умерла очень рано. По некоторым данным, отец в юности учился на священника, и в доме у них была неплохая библиотека.

Когда мальчику исполнилось 10 лет, отец начал брать его с собой в море в качестве юнги, как тогда называли — «зуйка». Поездки с отцом закалили Михайла физически, обогатили разнообразными наблюдениями.

«Вратами учёности» для него становятся откуда-то добытые им книги: «Арифметика» Магницкого, «Грамматика» Смотрицкого, «Стихотворный псалтырь» Симеона Полоцкого. Узнавать новое ему очень нравилось, и он не расставался с книгами.

     Учитель демонстрирует слайд.

     Мачехе (неродной матери) не нравилось, что он сидит постоянно за книгами. Поэтому он читал в уединенных местах.

  1. Путешествие в Москву. Славяно-греко-латинская академия.

     В декабре 1730 года из Холмогор в Москву отправлялся караван с рыбой. Ночью, когда в доме все спали, Ломоносов надел две рубахи, нагольный тулуп, взял с собой подаренные ему соседом «Грамматику» Смотрицкого и «Арифметику» Магницкого и отправился вдогонку за караваном. На третий день он настиг его и упросил рыбаков разрешить идти вместе с ними. Отъезд из дома Ломоносов тщательно продумал. Он узнал, что только в трех городах России – в Москве, Киеве и Санкт-Петербурге – можно овладеть высшими науками. Свой выбор он остановил на Москве. Ломоносова ожидала долгая и нелегкая зимняя дорога. Преодолев с рыбным обозом весь путь за три недели, Ломоносов в начале января 1731 года прибыл в Москву

Учитель демонстрирует слайд.

     Выдав себя за сына дворянина, в январе 1731 года он поступил в Московскую Славяно-греко-латинскую академию при Заиконоспасском монастыре («Спасские школы»). Пробыл там около 5 лет. Он изучил латинский язык, ознакомился с тогдашней «наукой»

Учитель демонстрирует слайд.

     О своем поступлении в Московскую Славяно-греко-латинскую академию М.В.Ломоносов пишет: «В Московских Спасских школах записался 1731 года января 15 числа. Жалованья в шести нижних школах по 3 копейки в день, а в седьмой – 4 копейки на день».

   — В течение первого года обучения он в совершенстве усвоил материал трех классов, и в декабре 1731 года был переведён в 4 класс. Всего классов было 8, и закончил он Академию в 1735 году. Все эти годы Михайло жил в страшной бедности, на 3 копейки в день: 1 копейка – на хлеб; 1 копейка – на квас; 1 копейка – на обувь, одежду и всё остальное. Все свободное время проводил в библиотеках, читая научные труды.

3. Петербургская академия.

     В ноябре 1735 года в числе 12 лучших учеников Михаила Ломоносова отправили для прохождения образования в Петербургскую Академию наук.

Учитель демонстрирует слайд.

4.Ломоносов за границей.

Россия в то время очень нуждалась в специалистах горного дела, и в марте 1736 году трех лучших учеников академии направили на обучение в Германию в город Марбург для изучения химии и горного дела.

За границей Ломоносов пробыл пять лет: около 3 лет в Марбурге, под руководством знаменитого Христиана Вольфа, и около года во Фрайберге, у Генкеля; около года провел он в переездах, был в Голландии. Ломоносов вынес не только обширные познания в области математики, физики, химии, горного дела, но в значительной степени сформировалось его мировоззрение. На лекциях Вольфа у Ломоносова формируются взгляды в области так называемого естественного права, в вопросах, касающихся государства.

5. Возвращение в Россию.

   — В Россию вернулся в 1741 году сформировавшимся ученым. Начал работать в Петербургской Академии наук в 1742 году адъюнктом физики – это был самый низкий чин. Создал там хорошие химическую и физическую лаборатории. В 1745 году получил звание профессора химии.

1У. Физминутка.

Руки ставим все вразлёт,

Появился самолёт,

Мах крылом уа — сюда,

Делай раз, делай два.

Раз и два, раз и два.

Руки в стороны держите,

Друг на друга посмотрите,

Раз и два, раз и два.

Опустите руки вниз,

И на место все садись!

У. Основные научные открытия Михаила Васильевича Ломоносова (сообщения заранее подготовлены учащимися).

  1. Открытия в области литературы, поэзии, грамматики.

а) Разработал правила грамматики русского языка, составил книгу «Российская грамматики» (ввел понятия о частях речи, о правописании и произношении того или иного слова).

б) Выпустил «Риторику».

   — Нельзя сказать, что до Ломоносова в России совершенно никто не интересовался риторикой. Были и учебники по этому предмету. Но все они составлялись либо на церковнославянском языке, либо на латыни, а Ломоносов в 1743 г. написал «Краткое руководство к риторике» на русском языке. Основной труд Ломоносова по риторике – «Риторика», 1748 г., которая стала, по сути, первой в России хрестоматией мировой литературы, включавшей также лучшие произведения отечественной словесности. Пособия Ломоносова были первыми общедоступными руководствами по красноречию.

в) В 1751 году вышел «Сборник разных сочинений в стихах и прозе Михаила Ломоносова».

Науки юношей питают,

Отраду старцам подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут,

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде,

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде…

2) Открытия в области физики.

а) Открыл закон сохранения материи.

б) Сконструировал термометр.

в) Изобрел «ночезрительную трубу», предшественницу современных приборов для ночных наблюдений.

3) Открытия в области химии.

а) Открыл первую в России химическую лабораторию.

Учитель демонстрирует слайд.

б) Составил рецепт для приготовления фарфоровых масс.

в) Разработал принципы новой науки «физической химии».

4. Открытия в области астрономии.

а) Открыл атмосферу на Венере.

б) Построил телескоп.

5. Открытия в области географии.

а) Ломоносов возглавлял географический департамент АН руководил работой по созданию географического атласа.

б) Составил «Полярную карту».

в) Разработал приборы для морского кораблевождения.

г) Доказал возможность Северного морского пути в Индию.

д) Восстановил глобус после пожара.

6. Открытия в области геологии.

а) Теория о возникновении металлов и минералов.

б) «О причине землетрясений».

7. Открытия в области истории.

а) Основной труд по истории – «Древняя Российская история». М.В.Ломоносов сравнивает российскую историю с историей Римской империи. Провел сравнительный анализ античных верований восточных славян. Нашел множество схожих элементов. По его мнению, корни формирования языческого пантеона одни и те же.

б) Составил «Краткий летописец с родословием».

8. Ломоносов – просветитель.

Выразительное чтение статьи учебника  «Окружающий мир» 3 класс  «Московский университет» стр. 95

а) Написал статью о должности журналистов.

б) Составил проект учреждения Московского университета.

в) Получил в заведование академическую гимназию и академический университет.

9. Ломоносов — художник.

а) Открыл секрет изготовления смальты для мозаичных картин.

б) Изготовил 40 мозаичных картин; в том числе «Полтавскую битву».

в) Избран почетным членом Петербургской академии художеств.

— За высочайшие заслуги М.В.Ломоносова перед Россией учреждена золотая медаль им. М.В.Ломоносова, которая вручается российским или иностранным ученым за выдающиеся научные работы

Учитель демонстрирует слайд.

У1. Закрепление изученного материала.

Дифференцированная работа в группах

1-я группа

   — В каком году и где родился Михаил Васильевич Ломоносов?

   — Кем был отец Ломоносова?

2-я группа

   — Когда и каким образом он добрался до Москвы?

   — Сколько лет ему тогда было?

3-я группа

   — Куда был отправлен Ломоносов за отличную учебу?

   — Где начал работать Ломоносов по возвращении на родину?

4-я группа

   — В каких областях раскрылся талант Ломоносова?

   — Назови открытия Ломоносова?

5-я группа

   — Что сделал великий ученый для образования в России?

   — Какая награда присуждается в наши дня ученым за выдающиеся работы в области естественных наук?

     Проверка выполнения работы. Выступления от каждой группы.

УП. Итог урока.

  1. Что для вас было самым интересным на уроке?
  2. О чем захотелось еще узнать?
  3. Что было трудным?

Урок окружающего мира

на тему:

«Мальчик из Холмогор»

Учитель начальных классов

МКОУ СОШ №15

Дука Марина Владимировна

Конспект урока по краеведческому курсу «Морянка».

Тема: «Мальчик из Холмогор». 2-й класс

Цель: формировать представления о детских годах М.В. Ломоносова.

Задачи:

— познакомить учащихся с детскими годами жизни М.В. Ломоносова на Севере;

— обучать работе с текстами;

— выделять существенную информацию из различных текстов;

— строить сообщение в устной и письменной форме;

— строить монологические высказывания;

— сотрудничать с одноклассниками в ходе совместной деятельности;

— воспитывать чувство гордости за своего земляка, славного помора, выдающуюся личность и известного учёного М.В. Ломоносова.

Оборудование:

— портрет М.В. Ломоносова;

— карта Архангельской области;

— Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/ Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. — 17-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз., 1985. — 797 с. , книги для дополнительного чтения.

— Морянка: рабочая тетрадь для 2-х классов общеобразовательных учебных заведений / Под общей ред. И.Ф. Поляковой. — Архангельск, 2013.;

— Морянка: Хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах / науч. ред. Э.И. Николаева; сост., отв. ред. И.Ф. Полякова. — 4-е изд., перераб. — Архангельск: ГАОУ «АО ИППК РО», 2011.;

— Выставка книг о М.В. Ломоносове.

Ход и структура урока:

I. Орг. момент.

II. Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности.

Ребята, назовите выдающихся людей России, которых знаете.

— А могут ли в одном человеке объединиться все способности?

Такой человек есть. Кто это?

Проверьте это предположение на странице 14 в рабочей тетради «Морянка», расшифруйте головоломку. (Ломоносов)

III. Постановка учебной задачи. Определение темы урока.

Он знаком вам по фильмам, статьям, телепередачам, его именем названы: улица города, село, университет и пр. (М.В. Ломоносов, портрет, 1711–1765)

Тема урока: Мальчик из Холмогор.

Что вы хотели бы узнать об этом человеке?

Обобщу: – На уроке познакомимся с детскими годами жизни М.В. Ломоносова на Севере; его стремлению к обучению; докажем, что он славный помор.

Работа со словарем.

Уточним, кто такие поморы. Как находим нужное слово в словаре? Как нужно пользоваться словарём правильно?

Словарь Ожегова. Помор – житель поморья. Поморье – на Севере: местность, прилегающая к морю.

IV. Организация восприятия и осмысления новой информации. Знакомство с детскими годами жизни М.В. Ломоносова на Севере.

Работа в тетради.

Прочитай текст на стр.14 в рабочей тетради «Морянка».

Опираясь на материал текста, самостоятельно выполните задание 3.

Проверка:

Где и когда родился М.В. Ломоносов?

— Значение каких слов хотели бы уточнить?

Словарная работа:

Губерния – основная административно– территориальная единица в России с начала 18 века.

— Попробуйте назвать современное название местности.

Показ местности на карте России учителем. Сейчас – Архангельская область, Холмогорский район, село Ломоносово.

Почему тема урока названа«Мальчик из Холмогор»?

В какой семье родился Михайло Ломоносов?

Работа с хрестоматией.

Подробнее о семье вы узнаете из текста О.Тихомирова «Держись, Михайло!» из сборника «Морянка». Как найти нужную страницу?

1) Чтение текста.

2) Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.

V. Самостоятельная работа.

Работа в группах. Задание: группе собрать более подробную информацию, опираясь на предложенный материал. Вспоминаем правила работы в группе.

1 группа – о Сивковой Елене Ивановне, 2 группа – о Василии Дорофеевиче, 3 группа – о жизни поморов, 4 группа – о занятости мальчика, 5-6 группы будут дополнять ответы детей.

Отчёт групп по работе с материалом.

Как удалось этому юноше из глухой северной деревни добиться всего в жизни; прославить Север и Россию?

Свои первые книги М.В.Ломоносов называл «вратами учёности». Узнать названия книг вы сможете сами, ответив на вопрос 4 со страницы 15 из рабочей тетради «Морянка». Работу предлагаю выполнить в парах.

Назовите первые учебные книги, их авторов.

V. Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений.

VI. Итог урока. Рефлексия.

Назовите раздел «Морянки», который познакомил нас с выдающимся человеком.

Что вы узнали о М.В. Ломоносове?

— На все ли поставленные вопросы мы нашли ответы?

— Откуда еще можно получить информацию?

Рекомендация книг для дополнительного чтения.

Как в нашем крае сохранено в истории имя Ломоносова? Предлагаю поискать ответ на мой вопрос дома.

Рефлексия.

Здесь представлен конспект к уроку на тему «Мальчик из Холмогор», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Начальная школа (2 класс). Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые,
Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.


0

Ольга Гурьян «Мальчик из Холмогор»: краткое содержание, что писать?

Ольга Гурьян. Мальчик из Холмогор. Краткое содержание.

Краткое содержание «Мальчик из Холмогор».

1 ответ:



1



0

В произведении «Мальчик из Холмогор» речь идет о Мишеньке Головине, которого отправили учиться в гимназию Ломоносова. Мальчик дал клятву Ломоносову, что всю жизнь отдаст ради науки и родины, так он и сделал.

Краткое содержание «Мальчик из Холмогор» можно написать так:

  1. Миша играет, с колокольни он видит, как приехали гости.
  2. Гости привезли подарки от маминого брата и Мишиной сестры.
  3. Мама с Мишей еду проветрить дом Ломоносова, мама сообщает, что МИша скоро их покинет.
  4. Отец сообщает, что устроился на соляной промысел, он берет с собой сына.
  5. Мальчик со всеми подружился, он выполняет самую разную работу.
  6. По возвращении мама сообщает, что Миша поедет учиться в Петербург, а дудушка рассказывает про Ломоносова.
  7. Миша приезжает в Петербург, знакомится с Ломоносовым, встречает свою старшую сестру.
  8. Он наблюдает за всем, что происходит в мастерских, за тем, как делают мозаику.
  9. В гимназии МИша знакомится с Федей Рихманом, Космой, Сашей Хвостовым.
  10. Он старательно учиться, не нравятся Мише лишь танцы.
  11. Из-за своих химических опытов Косма устраивает небольшой взрыв и пожар, разобраться с этим приезжает Ломоносов, но он не велит исключать Косму из гимназии, ведь тот любит науку.
  12. У Ломоносова сердечный приступ, он болеет, благословляет Мишу, тот клянется, что посвятит всю жизнь науке.
  13. Ломоносов умирает, Миша очень горюет.
  14. Старшая сестра Миши возвращается домой, помогать маме и родившемуся брату, зовет и МИшу ехать с ней.
  15. Миша отказывается, он дал слово Ломоносову, продолжает с блеском учение.
  16. Миша, теперь Михаил занимался физикой, стал профессором математики и академиком, он сдержал слово.

Читайте также

Сорока и заяц.

С содержанием этого совсем короткого сказочного рассказа Николая Сладкова можно ознакомиться ниже.

Как видим, рассказ построен в форме диалога сороки и зайца. Сорока спрашивает трусливого у зайца, насколько ему могут помочь различные органы других животных (лисьи зубы, волчьи ноги, рысьи когти).

А заяц сокрушённо отвечает, что это ему не поможет, поскольку душа-то у него всё-равно заячья.

Видимо, главной мыслью этого произведения можно считать, что никакие ухищрения не могут помочь в изменении качеств, которыми наделила сама природа.

Применительно к человеку, можно сказать, что сколько его не вооружай, он не станет героем, а останется трусом, если у него такая природа.

Воротничок. Краткое содержание для читательского дневника.

В этой сказке Андерсена рассказывается о франтоватом Воротничке, который любил похвастаться своими достоинствами, которых у него было совсем немного.

Воротничку нравилась чулочная подвязка, но она оказалась чересчур скромной, фривольные развязные речи Воротничка, вгоняли её в краску.

Затем, Воротничок сватался к гладильной плитке. Но плитка даже не дослушала его до конца, проехалась по нему.

Подкатывался Воротничок и к ножницам, расточая ей комплименты за стройные ножки. Но был отвергнут и покалечен

Затем, Воротничок нахваливал зубки гребёнки, но у гребёнки уже был жених.

После того, как Воротничок был всеми отвергнут, он стал презирать женитьбу.

После попадания на бумажную фабрику, Воротничок пожелал бумажным листом и его желание было удовлетворено.

Так Воротничок был наказан за излишнее хвастовство.

Египетская принцесса в образе лебедушки прилетела в Данию за цветком лотоса для исцеления больного отца. Она оказалась в плену у болотного царя. Их дочку аист подкинул жене викинга. Хельга, как назвали девочку, днем была красавицей со злобным и диким нравом, а ночью превращалась в кроткую печальную жабу. Через 16 лет ее преобразила встреча с христианским священником.

Хельга с матерью вернулись в Египет, и фараон выздоровел. Во время свадьбы Хельги с аравийским принцем ей явился погибший христианин. Хельга упросила его показать ей небесную обитель. А когда вернулась, оказалось, что прошло уже много-много лет. Она увидела в саду памятник и узнала в мраморной скульптуре себя. Когда взошло солнце, на земле лежал цветок лотоса, а Хельга исчезла.

Совсем не детская сказка. О любви, вере, противоборстве светлого и темного начал в человеке.

По телу спящего льва пробежала мышка. Проснувшийся лев схватил ее. Мышка пообещала отплатить льву добром, если он отпустит ее. Льву стало смешно от такого обещания, и он отпустил мышь.

Через какое-то время лев попал в руки охотников и оказался привязанным к дереву. На рев пойманного хищника примчалась мышь. Она перегрызла веревку, освободив льва. И назидательно сказала ему, что зря он сомневался в ее словах. На самом деле, даже крохотная мышка может оказаться полезной.

Мне рассказ показался очень необычным: совершенно простой сюжет, но написано так, что просто захватывает дух и ты сам готов бежать вместе с Дугласом — вдаль, без остановки, в новенькой паре теннисных туфель…

Итак, главный герой — мальчик Дуглас. Возвращаясь с родителями из кинотеатра, он видит в витрине обувного магазина теннисные туфли и сразу представляет, как хорошо было бы бегать в них все лето.

Отец напоминает, что у него есть прошлогодняя пара, но ведь это совсем не то, они были хороши для прошлого лета, а сейчас нужны новые! «Накопи за полтора месяца», — предлагает отец тогда, однако через два месяца лето кончится…

Мальчик не спит ночью, снова и снова приходит к магазину полюбоваться туфлями и наконец выкладывает старому продавцу мистеру Сэндерсону свой план: он платит часть стоимости, а остальных денег у него нет, поэтому он будет выполнять все поручения продавца, станет курьером у него… в новых туфлях!

Продавец задумывается, и Дуглас предлагает ему самому надеть эти туфли и почувствовать всю полноту жизни, когда ты словно обгоняешь ветер. Мистер Сэндерсон уступает — и мальчик надевает новые туфли, получает список дел на сегодня и уносится с поручениями. Они в расчете!

Конспект урока по краеведческому курсу «Морянка».

Тема: «Мальчик из Холмогор». 2-й класс

Цель: формировать представления о детских годах М.В. Ломоносова.

Задачи:

— познакомить учащихся с детскими годами жизни М.В. Ломоносова на Севере;

— обучать работе с текстами;

— выделять существенную информацию из различных текстов;

— строить сообщение в устной и письменной форме;

— строить монологические высказывания;

— сотрудничать с одноклассниками в ходе совместной деятельности;

— воспитывать чувство гордости за своего земляка, славного помора, выдающуюся личность и известного учёного М.В. Ломоносова.

Оборудование:

— портрет М.В. Ломоносова;

— карта Архангельской области;

— Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/ Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. — 17-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз., 1985. — 797 с. , книги для дополнительного чтения.

— Морянка: рабочая тетрадь для 2-х классов общеобразовательных учебных заведений / Под общей ред. И.Ф. Поляковой. — Архангельск, 2013.;

— Морянка: Хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах / науч. ред. Э.И. Николаева; сост., отв. ред. И.Ф. Полякова. — 4-е изд., перераб. — Архангельск: ГАОУ «АО ИППК РО», 2011.;

— Выставка книг о М.В. Ломоносове.

Ход и структура урока:

I. Орг. момент.

II. Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности.

– Ребята, назовите выдающихся людей России, которых знаете.

— А могут ли в одном человеке объединиться все способности?

– Такой человек есть. Кто это?

– Проверьте это предположение на странице 14 в рабочей тетради «Морянка», расшифруйте головоломку. (Ломоносов)

III. Постановка учебной задачи. Определение темы урока.

Он знаком вам по фильмам, статьям, телепередачам, его именем названы: улица города, село, университет и пр. (М.В. Ломоносов, портрет, 1711–1765)

Тема урока: Мальчик из Холмогор.

– Что вы хотели бы узнать об этом человеке?

Обобщу: – На уроке познакомимся с детскими годами жизни М.В. Ломоносова на Севере; его стремлению к обучению; докажем, что он славный помор.

Работа со словарем.

– Уточним, кто такие поморы. Как находим нужное слово в словаре? Как нужно пользоваться словарём правильно?

Словарь Ожегова. Помор – житель поморья. Поморье – на Севере: местность, прилегающая к морю.

IV. Организация восприятия и осмысления новой информации. Знакомство с детскими годами жизни М.В. Ломоносова на Севере.

Работа в тетради.

– Прочитай текст на стр.14 в рабочей тетради «Морянка».

– Опираясь на материал текста, самостоятельно выполните задание 3.

Проверка:

– Где и когда родился М.В. Ломоносов?

— Значение каких слов хотели бы уточнить?

Словарная работа:

Губерния – основная административно– территориальная единица в России с начала 18 века.

— Попробуйте назвать современное название местности.

Показ местности на карте России учителем. Сейчас – Архангельская область, Холмогорский район, село Ломоносово.

– Почему тема урока названа«Мальчик из Холмогор»?

– В какой семье родился Михайло Ломоносов?

Работа с хрестоматией.

– Подробнее о семье вы узнаете из текста О.Тихомирова «Держись, Михайло!» из сборника «Морянка». Как найти нужную страницу?

1) Чтение текста.

2) Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.

V. Самостоятельная работа.

Работа в группах. Задание: группе собрать более подробную информацию, опираясь на предложенный материал. Вспоминаем правила работы в группе.

1 группа – о Сивковой Елене Ивановне, 2 группа – о Василии Дорофеевиче, 3 группа – о жизни поморов, 4 группа – о занятости мальчика, 5-6 группы будут дополнять ответы детей.

Отчёт групп по работе с материалом.

– Как удалось этому юноше из глухой северной деревни добиться всего в жизни; прославить Север и Россию?

Свои первые книги М.В.Ломоносов называл «вратами учёности». Узнать названия книг вы сможете сами, ответив на вопрос 4 со страницы 15 из рабочей тетради «Морянка». Работу предлагаю выполнить в парах.

Назовите первые учебные книги, их авторов.

V. Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений.

VI. Итог урока. Рефлексия.

– Назовите раздел «Морянки», который познакомил нас с выдающимся человеком.

– Что вы узнали о М.В. Ломоносове?

— На все ли поставленные вопросы мы нашли ответы?

— Откуда еще можно получить информацию?

Рекомендация книг для дополнительного чтения.

– Как в нашем крае сохранено в истории имя Ломоносова? Предлагаю поискать ответ на мой вопрос дома.

Рефлексия.

3

  • Мальчик в женской бане рассказ
  • Мальчик из сказки бармалей имя
  • Мальчик в девчачьей одежде рассказы
  • Мальчик из сказки бармалей 4 буквы сканворд
  • Мальчик в девчачьей одежде рассказ