Мальчик из сказки марья искусница актеры

Фильм «Марья-искусница»: актеры и судьба

  • Михаил Кузнецов (1918–1986)
  • Нинель Мышкова (1926–2003)
  • Виктор Перевалов (1949–2010)
  • Анатолий Кубацкий (1908–2001)
  • Георгий Милляр (1903–1993)
  • Вера Алтайская (1919–1978)
  • Александр Хвыля (1905–1976)

Фильм «Марья-искусница» поставлен режиссером Александром Роу по сценарию Евгения Шварца в 1959 году. Над оригинальным проектом, в котором есть «подводные» кадры, работал первопроходец в области «спецэффектов» Владимир Никитченко, песни в кинофильме исполняли сами артисты, а цитатами из фильма-сказки пользуются и сейчас, в 2021 году.

Как сложилась творческая судьба исполнителей ключевых ролей тогда и в последние годы жизни – в материале 24СМИ.

Михаил Кузнецов (1918–1986)

Актер Михаил Кузнецов во время съемок в фильме и в последние годы жизни

Фото: кадр из фильма / kino-teatr.ru

Роль отставного солдата, который решил помочь Ванюше разыскать Водокрута в подводном царстве и отвоевать мать мальчика Марью-искусницу исполнил Михаил Кузнецов.

Значимой в карьере исполнителя стала роль Федора Басманова в 2-серийной киноленте «Иван Грозный», а любимым образом артиста оказался главный герой в проекте «Матрос Чижик». В фильмографии исполнителя более 50 киноработ, среди которых «Гиперболоид инженера Гарина» и сериал «Россия молодая», в которой Кузнецов сыграл воеводу Прозоровского.

Михаил Артемьевич скончался 23 августа 1986 года. Похоронен на Введенковском кладбище.

Нинель Мышкова (1926–2003)

Актриса Нинель Мышкова во время съемок в фильме и в последние годы жизни

Фото: кадр из фильма / kino-teatr.ru

Роль Марьи-искусницы сыграла Нинель Мышкова. Актриса дебютировала в 1947 году с фильма «За тех, кто в море». А позже в ее карьере появился проект «Садко», где она исполнила Ильмень-царевну.

К слову, в карьере Нинель Константиновны фильм «Марья-искусница» – это не единственный проект, где актрисе довелось играть красавицу. В карьере звезды роль Василисы в кинокартине «Илья Муромец» и Ольги Зотовой в проекте «Гадюка».

С конца 80-х у звезды обнаружили прогрессирующий рассеянный склероз. Нинель Константиновна скончалась 13 сентября 2003 года.

Виктор Перевалов (1949–2010)

Актер Виктор Перевалов во время съемок в фильме и в последние годы жизни

Фото: кадр из фильма / kino-teatr.ru

Иванушку исполнил Виктор Перевалов. Актерский дебют в кино у юного исполнителя состоялся в 8 лет в короткометражке «Тамбу-Ламбу». Фильм «Марья-искусница» – это третья работа в кинематографе, после которой карьера звездного ребенка пошла в гору. Позже были такие кинокартины, как «Балтийское небо», «Республика ШКИД», «Старая, старая сказка».

После армии был период, когда артист играл молодых людей и подростков, а затем он пропадает с экранов и становится простым рабочим.

Появиться в кинематографе самому популярному ребенку-актеру удалось лишь в 2005 году в фильме «Граффити». Артист вернулся в профессию, но не надолго.

5 июля 2010 года Виктор Порфирьевич скончался от инфаркта на 62-м году жизни.

Анатолий Кубацкий (1908–2001)

Актер Анатолий Кубацкий во время съемок в фильме и в последние годы жизни

Фото: кадр из фильма / kino-teatr.ru

Водокрута XIII сыграл Анатолий Кубацкий. В карьере исполнителя такие фильмы-сказки, как «Королевство кривых зеркал», «Огонь, вода и… медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса», «Чиполлино». В творческой судьбе актера более 50 киноработ, озвучивание мультфильмов и иностранных проектов.

После смерти супруги артист вел уединенный образ жизни, а затем переехал в Дом ветеранов. Скончался 29 декабря 2001 года.

Георгий Милляр (1903–1993)

Актер Георгий Милляр во время съемок в фильме и в последние годы жизни

Фото: кадр из фильма / kino-teatr.ru

В необычном для себя образе Квака появился Георгий Милляр. Тогда, чтобы выглядеть интересно в детской постановке, Георгий Францевич сбрил волосы и брови, а гримеры покрасили кожу зеленкой.

Имя актера тесно связано с образами Бабы-Яги и Кощея Бессмертного. В творческой судьбе исполнителя так и не появилось серьезных ролей, зато остались запоминающиеся персонажи в фильмах «Варвара-краса, длинная коса», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Финист – Ясный сокол». Последние годы артист мало снимался, но не отказывался от работы над второстепенными героями.

Георгий Францевич скончался 4 июня 1993 года от пневмонии. Похоронен на Троекуровском кладбище.

Вера Алтайская (1919–1978)

Актриса Вера Алтайская во время съемок в фильме и в последние годы жизни

Фото: кадр из фильма / kino-teatr.ru

В роли Тетушки-Непогодушки появилась Вера Алтайская. Звезда дебютировала с героинь-красавиц, а позже перешла в амплуа злодеек. Как и ее коллеги по цеху, артистка часто появлялась в образах волшебных персонажей в сказках Роу.

Среди заметных работ исполнительницы можно также выделить «Снежную сказку», «Дом с мезонином», «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Последние годы жизни звезда страдала от онкологического заболевания. 28 декабря 1978 года Вера Владимировна скончалась.

Александр Хвыля (1905–1976)

Актер Александр Хвыля во время съемок в фильме и в последние годы жизни

Фото: кадр из фильма / kino-teatr.ru

Мудреца-молчальника сыграл Александр Хвыля. Творческая судьба актера оказалась связана со сказкой. Долгое время играл Деда Мороза на новогоднем празднике в Кремле. Фильм «Марья-искусница» позволил постановщику разглядеть в артисте сказочного персонажа. Позже исполнитель появится в таких сказках Роу, как «Морозко», «Золотые рога» и другие.

В фильмографии актера более 90 киноработ, среди которых «Бриллиантовая рука», «Братья Карамазовы», «Королева бензоколонки».

Александр Леопольдович скончался 17 октября 1976 года. Похоронен на Кунцевском кладбище.

Виктор Перевалов…Он сыграл в 60 фильмах, а большинству зрителей он запомнился по ролям, которые сыграл еще в подростковом возрасте – в фильмах «Марья-искусница», «Республика ШКИД», «Я вас любил», «Старая, старая сказка».

Он  родился в 1949 г. в Ленинграде, его родители и старшие братья чудом пережили блокаду, а его детство пришлось на голодные послевоенные годы. В многодетной семье никто не имел никакого отношения к искусству, мать была санитаркой, а отец работал в торговле. Однако, кино в их семье любили. И по воспоминаниям Виктора он частенько в детстве ходил в кинотеатр с отцом.

Виктор попал на съемочную площадку совершенно случайно. Однажды его вместе с другими первоклашками учительница привела на экскурсию во Дворец пионеров. Туда как раз зашел помощник режиссера Владимира Бычкова, занимавшийся поиском юных актеров для короткометражного фильма «Тамбу-Ламбу». Это было в 1957 году

Меня выдернули из класса (моя светлая голова была хорошо заметна среди темноволосых одноклассников) и спросили: «Хочешь сниматься в кино?» Я сказал: «Хочу». Были фото- и кинопробы, репетиции и смотрины. И меня утвердили на роль Вовки. Это была история о приключениях ребят, разыскивающих владельца утерянной записной книжки, особого ажиотажа не вызвала.

Так Витя Перевалов дебютировал в кино.

Следующая была роль в фильме «Город зажигает огни» (1958). Зато в 1959 году Перевалов прославился на всю страну, великолепно исполнив роль Иванушки в фильме-сказке Александра Роу «Марья – искусница». Вот эта роль по настоящему прославила юного актера.

Съёмки фильма проходили в Ялте, на киностудии имени Горького, в павильоне при температуре 30 градусов, где на тебя направлены огромные прожектора, короче, настоящее пекло. «Пока шла подгонка костюма, я был свободен три дня. Бледный питерский ребенок, я все эти дни бегал по пляжу вдоль моря и спалил обритую наголо (под парик) голову и плечи чуть ли не до струпьев, — вспоминал актёр. — На съемках мою сожжённую голову намазали спиртовым клеем и натянули парик, на сгоревшие плечи надели рубаху из грубого льна, а сверху — котомку с лямками из верёвки. Слёзы из глаз — и вперёд.»

В том же году он снялся в фильме «Сомбреро»,

в 1960-1961 гг. вышли картины с его участием «Балтийское небо» и «Старожил». У одноклассников Витя был в большом почете – он проводил их без билетов на утренние сеансы в кинотеатр «Искра», где его знали все контролеры. А вот с учителями было сложнее. Из-за постоянной занятости на съемках он пропускал школьные занятия и сильно отстал в учебе. А без разрешения дирекции школы в кино не брали. Таким образом на два года Виктор выбыл из кино.

Однако все это время Витя только и мечтал о том, чтобы вернуться на съемочную площадку – без актерской профессии он уже своего будущего просто не представлял. И после 8-го класса он сам отправился на киностудию «Ленфильм» на пробы в «Республику ШКИД».

В 1966 г. на экраны вышли сразу 3 фильма с его участием: «Долгая счастливая жизнь», «Земля отцов» и «Республика ШКИД».

За эту работу Виктор впервые получил гонорар сам — до этого деньги за него получала мама. Успех обмыли коньяком со сверстником Николаем Годовиковым, будущим Петрухой из «Белого солнца пустыни».

Его главным козырем, потом ставшим его же бедой-был образ «вечного мальчика»: белокурые волосы, широко распахнутые глаза, наивный взгляд, обезоруживающая детская улыбка. Вечным ребенком он выглядел даже тогда, когда вырос.

В 18 лет Перевалов сыграл восьмиклассника в фильме «Я вас любил»,

а в следующем году появился на экранах в образе Принца-трубочиста

в фильме «Старая, старая сказка».

Кадр из фильма *Годен к нестроевой*, 1968

После этого Виктор отслужил в армии, а затем снова вернулся в кино. Но для взрослого юноши с лицом подростка ролей находилось все меньше. Перевалов говорил: «Мое лицо и на экране, и в жизни не менялось долгое время. Видимо из-за этого, мне всегда предлагали амплуа положительного паренька из породы «чайников». Но прошло время, и светлый типаж будущего строителя коммунизма стал никому не нужен. Вместе с ним испарился с экрана и мой лопоухий герой». Ему предлагали лишь эпизоды – малоприметных милиционеров, солдат, лаборантов, шоферов и т. д.

К тому же, снимаясь из фильма в фильм, Перевалов даже не задумывался о дальнейшей учебе. Жена вспоминала:

«…Сразу после школы он вроде бы хотел попробоваться во ВГИК, но его забрали на “Я вас любил”, потом его увидел режиссёр Владимир Роговой и утащил на другие съемки. Мы уже женаты были, когда я его уговорила все-таки поехать в Москву, чтобы поступить в училище. Витя вернулся оттуда и сказал, что его не взяли: “Мы берем, чтобы обучать, а ты все умеешь.

Последним заметным появлением Виктора Перевалова в кино стала роль агента МУРа Панина в культовом приключенческом детективе “Трактир на Пятницкой” (1977). Картину в СССР посмотрели более 54 миллионов зрителей

Виктор вспоминал:

«В фильме «Трактир на Пятницкой», снимавшемся в 1977 году, я играл девятнадцатилетнего пацана, уже будучи тридцатилетним. Лицом, может быть, это и выходило, но органика уже была не та, — сетовал Перевалов в интервью газете «Вече Твери». — Я мог бы продолжать работать в эпизодах, у меня была приличная актерская ставка — 20 рублей в день, а при советской власти это были нормальные деньги. Где-то постоять, что-то крикнуть из толпы. Но, для меня это было все не то…»

В начале 1980-х гг. Перевалов сыграл всего в четырех фильмах, и в двух из них его имя даже не упоминалось в титрах. А после 1982 г. в его кинокарьере наступила долгая пауза. Из-за своей невостребованности Перевалов начал выпивать. Позже он рассказывал: «До 30 лет, пока регулярно снимался, принимать на грудь было некогда и незачем. Но с годами предложения поступали все реже и реже. Кинематографу мой типаж оказался не нужен. С одной стороны, уже не пацан, с другой – еще не видавший виды мужик… Это был тяжелейший период. Душу терзали неудовлетворенные амбиции, уязвленное самолюбие… Глушил горькую так, что будь здоров.»

Когда же начались 1990-е и российское кино рухнуло в бездну, о Перевалове забыли окончательно.

На тот момент у Перевалова уже была семья, подрастала дочь, и пришло время думать не о собственной кинокарьере, а о благополучии близких. На протяжении 20 лет актер брался за любую работу – он был и грузчиком в винном магазине, и кровельщиком, и монтером в метро. «…Три-четыре года я ездил с ребятами в Воронежскую область, собирал яблоки в колхозе. На яблоках я заработал на собственную машину. Пробовал работать таксистом. Но у меня не получалось — с женщин я вообще не могу деньги брать… Потом возил знакомых бизнесменов, которые поднялись»…

В начале 2000-х начались серьезные проблемы со здоровьем. Язва желудка, затем инфаркт, проблемы с легкими, диабет…

И тут об актере вспомнили. Режиссер Игорь Апасян пригласил Перевалова в картину «Граффити» — на роль пьющего деревенского философа по кличке Клизя. Виктор Порфирьевич признавался, что до последнего не верил, что возвращение в кино состоится. Но оно не просто состоялось, а оказалось чрезвычайно успешным. «Граффити» собрал множество призов различных кинофестивалей. Критики высоко оценивали работу Перевалова, и на него вновь посыпались предложения.

«Когда я прочитал сценарий, то очень боялся, что утратил навыки съёмок. Раньше снимали кино тридцатисекундными планами, и больше десяти слов не надо было учить. А в фильме «Граффити» были длинные планы, в роли было много текста, — рассказывал актёр. — Зная, что сейчас фильмы снимаются в течение месяца, а не полугода, как раньше, и нагрузка на артистов гораздо больше, у меня был, конечно, страх. Но это как научился кататься на велосипеде — и ездишь всю жизнь.»

В 2009 году Перевалов сыграл свою последнюю крупную роль, снявшись в экранизации детективного романа Бориса Акунина «Пелагия и белый бульдог».

Летом 2010 г. он отправился на съемки в Москву – и вдруг неожиданно вернулся раньше времени. Тогда стояла сильная жара, а 61-летний актер ее тяжело переносил. Когда почувствовал себя совсем плохо, решил вернуться домой. 5 июля 2010 г. у него случился инфаркт, и Перевалов скончался. Его супруга винила в случившемся съемочную группу – она не понимала, почему актера посадили на поезд вместо того, чтобы сразу отправить в больницу. А коллеги Перевалова утверждали, что на съемках он запил и сам настоял на том, чтобы ему взяли обратный билет.

В машине, когда ехал на вокзал он забыл пакет с вещами, лекарствами и сотовым телефоном. В поезде ему стало совсем плохо. На Московском вокзале Петербурга, едва держась на ногах, просил у прохожих телефон, чтобы позвонить домой. Но актера не узнали, приняли за нетрезвого бомжа. Кое-как Перевалов самостоятельно добрался до дома.

Он говорил жене и дочери не вызывать «скорую помощь», говорил, что съемки продолжаются и он не может подводить людей. Но состояние ухудшалось настолько стремительно, что близкие не стали слушать Виктора Порфирьевича. Медики определили у актера острый инфаркт миокарда. Привычка терпеть, работать на износ имела роковые последствия. Перевалова необходимо было срочно госпитализировать еще в Москве, а вместо этого он несколько часов трясся в поезде, страдая от боли и не имея под рукой лекарств.

Питерские врачи оказались бессильны — 5 июля 2010 года Виктора Перевалова не стало. Ему был 61 год.

Актерская карьера Виктора Перевалова началась в 8 лет. И сразу же к милому голубоглазому и светловолосому мальчишке пришла всесоюзная популярность. Всего с 8 до 13 лет юный актер успел сняться в шести картинах. Но годы шли, и уже взрослому актеру продолжали предлагать роли подростков.

Курс по когнитивной психологии

Ты узнаешь, почему мозг нас обманывает. Избавишься от установок, которые портят тебе жизнь. Поймешь, как повысить самооценку, распознать депрессию и справиться с тревогой.

Расскажем, почему Виктор Перевалов вынужден был работать сторожем и, как, благодаря случайности, в 50 лет смог вернуться в кино.

Свою первую роль получил благодаря необычной внешности

Семья Виктора Перевалова никак не был связана с искусством. Отец — работник торговли, мать — санитарка. Никто и подумать не мог, что мальчика заметят и предложат сниматься в кино. Но его заметили, причем совершенно случайно. Актер вспоминал, что произошло это во время экскурсии по Дому Пионеров, куда он пришел вместе с классом. Помогла заметная внешность.

«В первом классе, помню, нас повели во Дворец пионеров на экскурсию. А там ассистенты режиссера как раз искали мальчишек для фильма «Тамбу-Ламбу». Такая белая голова, как у меня, была одна на весь класс — и как я подозреваю, на весь Дворец пионеров тоже. Вот меня из толпы и выхватили».

Эта первая роль стала своеобразным пропуском в мир кино. Режиссеры заметили миловидного и талантливого ребенка и начали приглашать в другие проекты. Пожалуй, самой звездной детской ролью Перевалова стал маленький Иванушка из «Марьи-Искусницы».

«Марья-Искусница»/Киностудия имени М. Горького

После успеха фильма-сказки мальчик успел сняться еще в нескольких фильмах, но совмещать кино с учебой становилось все сложнее. Да и администрация школы была против постоянных съемок, так как из-за них актер не успевал осваивать школьную программу и часто пропускал уроки. В итоге ему пришлось оставить кино на пять лет, чтобы получить аттестат.

Вернувшись в кино, стал еще популярнее

За этот долгий для кинематографа срок Перевалова успели забыть, но актер сумел вернуться в строй. В 1965 году, узнав, что требуются актеры в новый проект, он сам пошел на пробы. Именно так Перевалов и попал в «Республику ШКИД».

«Республика ШКИД»/«Ленфильм»

В те годы Перевалова знали все. Он был настолько популярен, что даже служба в армии не стала препятствием для карьеры. Причем, за время службы актер успел сняться в двух фильмах, его специально отпускали из части на съемки.

С середины 60-х годов карьера артиста пошла в гору. Он сыграл в фильмах «Долгая, счастливая жизнь», «Старая, старая сказка», «Разрешите взлет» и многих других. В 70-е годы работы было так много, что ежегодно с участием Перевалова выходило по пять — шесть фильмов. Например, «Трактир на Пятницкой», «Двенадцать месяцев» и «Соленый пес».

«Трактир на Пятницкой»/«Мосфильм»

Актер работал грузчиком и сторожем, чтобы прокормить семью

Со временем актер начал замечать, что больше не получает удовлетворения от работы. Ему надоели одни и те же амплуа юношей. Сам актер признавался:

«Может быть, из-за этого и с кино разошелся, что мой внутренний мир стал уже взрослым, а внешность оставалась совершенно непонятного возраста».

Свою последнюю роль в советском кино Перевалов сыграл в фильме «Опасный возраст» в 1981 году, а затем пропал с экранов на долгие годы.

Но Перевалову нужно было где-то работать, у актера на тот момент уже была жена и дочь. Семья едва сводила концы с концами. Актер брался за любую работу: был грузчиком, водителем, сторожем, осенью несколько лет подряд работал на сборе яблок.

По словам жены актера Ирины, без кино артист быстро заскучал. Он очень хотел сниматься снова, но помощи попросить не мог.

«Вы даже не представляете, как он мечтал снова попасть в кино. И не мог никого попросить, чтобы его взяли. Есть люди, которым ничего не стоит набрать номер телефона, напомнить о себе. А Витя совершенно не способен был так сделать. Хотя он готов был работать даже бесплатно».

В нулевые о нем снова вспомнили

Неожиданно для самого Виктора Перевалова, о нем вспомнили в 2005 году. Режиссер Игорь Апасян пригласил актера сыграть в фильме «Граффити» чудаковатого деревенского философа-алкоголика.

«Граффити»/Кинематограф «Третье Тысячелетие»

Перевалов не ждал, что фильм окажется успешным. Ленту купили многие страны, фильм получил награды на российских и международных кинофестивалях, с успехом прошел в Азии и Европе.

Перевалов вновь стал востребованным. Следующие пять лет актер снимался ежегодно, несмотря на проблемы со здоровьем, о которых он никому не говорил. У Виктора были хронические проблемы с легкими, язва желудка. Кроме того, актер перенес микроинсульты и инфаркт. Жена и дочь уговаривали артиста работать меньше и поберечь здоровье, но он никого не слушал.

«Братья Карамазовы»/студия «Колибри»

В 2010 году актеру неожиданно стало плохо прямо на съемках сериала «Хранимые судьбой». Актер самостоятельно решил вернуться из Москвы домой, в Петербург. Никто из коллег не вызвался ему помочь — только дали машину, чтобы доехать до вокзала.

Артист кое-как добрался до дома и просил родных не вызывать скорую, говорил, что отлежится и вернется к съемкам. Жена и дочь все же позвонили медикам, и актера госпитализировали с инфарктом. 5 июля 2010 года он скончался в реанимации.

Супруга артиста Ирина Перевалова потом рассказывала, что из студии позвонили лишь через несколько дней, узнать, когда Виктор вернется к съемкам.

«Вы знаете, а Виктор больше не приедет», — растерянно произнесла по телефону жена.
«Что значит не приедет — обиделся, что ли?»
«Его четыре дня как похоронили…».

х/ф Марья-искусница

Виктор Перевалов: как сложилась судьба Иванушки из «Марьи-искусницы»

Трогательное выражение лица Вити Перевалова является одной из визитных карточек киносказки «Марья-искусница». Однако когда юный актер подрос, режиссеры потеряли к нему интерес. На много лет он исчез с экранов и занимался, чем придется. В начале 2000-х Перевалов вернулся в кино, но, как оказалось, совсем ненадолго.

Случай

Виктор Перевалов родился в рядовой советской семье в Ленинграде. Его родители никакого отношения к театру и кино никогда не имели. Да и сам мальчик попал на съемочную площадку совершенно случайно. Однажды Витя в компании своих одноклассников приехал на экскурсию во Дворец пионеров. Там-то его и заметил помощник режиссера Владимира Бычкова, который как раз искал юного актера для короткометражки под названием «Тамбу-Ламбу» (1957 г.).

Через два года Витю Перевалова утвердили на роль Иванушки в сказке «Марья-искусница» режиссера Александра Роя. А когда Геннадий Полока отбирал актеров для «Республики Шкид», мальчик уже пришел на пробы сам, без приглашения. Ему очень нравилась такая жизнь. Он получал приличную по тем временам зарплату и учебу в школе практически забросил.

От звезды до грузчика

Но годы шли. Виктор вырос и, как это обычно бывает с юными дарованиями, стал неинтересен для режиссеров. Последней более-менее крупной работой Перевалова перед долгим перерывом оказалась картина «Трактир на Пятницкой». Потом были лишь редкие и крохотные эпизоды, в которых актер просто-напросто оставался незамеченным. А в начале 1980-х даже такие нелестные предложения Перевалову перестали поступать.

К тому времени у Виктора Порфирьевича уже, конечно, была своя семья: жена и дети, и он крутился, как мог. Актер не гнушался никакой работы: трудился и грузчиком, и водителем, и строителем. Так продолжалось до 2006 года.

Возвращение

Примечательно, что как первое появление в кино, так и возвращение Виктора Перевалова на экран произошло благодаря счастливому случаю. Он по-прежнему жил в родном Санкт-Петербурге, и однажды на улицах любимого города встретился с Игорем Апасяном. Тот как раз собирался снимать новый фильм «Граффити». Апасян без колебаний позвал Перевалова к себе в картину. Конечно, позабытый актер с радостью согласился. В итоге фильм принес успех и множество наград. Не остался без внимания и Перевалов.

Актер снова начал получать приглашения сниматься. Вроде бы жизнь стала налаживаться, но эти подарки судьбы на поверку оказались прощальными.

Странная смерть

Летом 2010 года Перевалов уехал в Москву, куда его позвали на съемки телевизионного фильма «Пусть не кончается любовь». Тогда в столице стояла страшная жара, перенести которую даже молодым и здоровым людям было нелегко. А Виктору Порфирьевичу шел уже 62 год. Неожиданно для родственников Перевалов вернулся в Петербург. По словам супруги, он был совсем плох. 5 июля 2010 года его не стало – случился инфаркт.

Жена Перевалова долго не могла прийти в себя, она не понимала, почему члены съемочной группы не отвезли Виктора Порфирьевича в больницу, а просто посадили на поезд, даже не сообщив ничего его родным. Однако те в свою очередь заявили, что Перевалов запил и сам настоял на покупке обратного билета.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:

Adblock
detector

Грустная сказка. Как сложилась судьба Иванушки из «Марьи-искусницы»

Автор:

02 августа 2019 17:13

Советский, а позднее российский актёр Виктор Перевалов знаком нашим читателям как Гога из «Республики ШКИД», принц-трубочист из «Старой-старой сказки» или Иванушка из «Марьи-искусницы». В восьмидесятые годы Виктор Порфирьевич почти перестал сниматься, а в конце жизни работал сторожем на автостоянке.

Грустная сказка. Как сложилась судьба Иванушки из "Марьи-искусницы"

Актёр Виктор Перевалов до тридцати лет играл 17-летних юношей, а на старости лет оказался невостребованным артистом и был вынужден сменить массу профессий.

Иванушка

Перевалов появился на свет в Ленинграде 17 февраля 1949 года. Его отец был работником торговли, мать — санитаркой.

— Я был послевоенным поскрёбышем, кроме меня у родителей было еще двое старших сыновей, — рассказывал Виктор о своём детстве. — О кино я не мечтал, хотя мой отец забирал меня по понедельникам в свой выходной из детского сада и мы смотрели все фильмы, которые тогда шли в кинотеатрах. Если кино было про моряков, то я мечтал стать моряком, если о партизанах — партизаном…

Удача улыбнулась будущему актёру в 1956 году, когда в его школу пришли ассистенты режиссёра Владимира Бычкова, искавшие светленького мальчика на роль в детском фильме «Тамбу-Ламбу».

Грустная сказка. Как сложилась судьба Иванушки из "Марьи-искусницы"

Спустя год Виктор уже блистал на экранах в образе Иванушки в фильме-сказке «Марья-искусница».

— Пока шла подгонка костюма, я был свободен три дня. Бледный питерский ребенок, я все эти дни бегал по пляжу вдоль моря и спалил обритую наголо (под парик) голову и плечи чуть ли не до струпьев, — вспоминал актёр. — На съемках мою сожжённую голову намазали спиртовым клеем и натянули парик, на сгоревшие плечи надели рубаху из грубого льна, а сверху — котомку с лямками из верёвки. Слёзы из глаз — и вперёд.

Грустная сказка. Как сложилась судьба Иванушки из "Марьи-искусницы"

Из-за плотного графика съёмок Перевалов совсем запустил учёбу, поэтому в 1962 году школьная администрация под угрозой исключения за неуспеваемость запретила ему сниматься. Молодому актёру пришлось отвечать на предложения студий отказом, так что когда Виктор пришёл на Ленфильм на пробы в картину «Республика ШКИД», едва ли кто-то вспомнил о его предыдущих заслугах.

Грустная сказка. Как сложилась судьба Иванушки из "Марьи-искусницы"

Вечный мальчик

После армии Перевалову снова пришлось напоминать о себе, чтобы получить роли в фильмах «Приключения Травки»,

Грустная сказка. Как сложилась судьба Иванушки из "Марьи-искусницы"

Грустная сказка. Как сложилась судьба Иванушки из "Марьи-искусницы"

и «Трактир на Пятницкой».

— Мой герой был немножко не такой, как все. Полумальчик-полувзрослый со светлым отношением к жизни перестал быть нужен в 80-х годах. В фильме «Трактир на Пятницкой», снимавшемся в 1977 году, я играл девятнадцатилетнего пацана, уже будучи тридцатилетним. Лицом, может быть, это и выходило, но органика уже была не та, — сетовал Перевалов в интервью газете «Вече Твери». — Я мог бы продолжать работать в эпизодах, у меня была приличная актерская ставка — 20 рублей в день, а при советской власти это были нормальные деньги. Где-то постоять, что-то крикнуть из толпы. Но я начал с высокой планки, и свалиться оттуда в актёрскую массовку я не мог. Я занимался этим все 80-е годы, и мне просто стало стыдно. Пришлось бросить кино и начать все сначала.

Грустная сказка. Как сложилась судьба Иванушки из "Марьи-искусницы"

В перестроечные годы Виктор Порфирьевич порой всё же появлялся на экране в эпизодических ролях, но профессия актёра перестала быть его основным заработком.

— Сначала мне не хотелось работать на виду у людей. Подвернулся сосед, который позвал меня в метро. Я работал в бригаде, по ночам мы выпрямляли рельсы. Потом я работал в магазине, а когда началось кооперативное движение, крыл крыши с ремонтной бригадой, — перечислял свои занятия Перевалов. — Три-четыре года я ездил с ребятами в Воронежскую область, собирал яблоки в колхозе. На яблоках я заработал на собственную машину. Пробовал работать таксистом. Но у меня не получалось — с женщин я вообще не могу деньги брать… Потом возил знакомых бизнесменов, которые поднялись, выполнял разные поручения.

Грустная сказка. Как сложилась судьба Иванушки из "Марьи-искусницы"

С непыльной и денежной работой шофёра у бизнесменов Виктору пришлось завязать: после удаления катаракты его зрение сильно упало. В новом тысячелетии бывший актёр работал сторожем на автостоянке.

Возвращение в профессию

В 2006 году Перевалов вернулся на большие экраны, сыграв в драме «Граффити» философствующего деревенского алкоголика Клизю. Для Виктора Порфирьевича, который и сам в восьмидесятые годы имел проблемы с алкоголем, этот персонаж был близок и понятен.

Грустная сказка. Как сложилась судьба Иванушки из "Марьи-искусницы"

— Когда я прочитал сценарий, то очень боялся, что утратил навыки съёмок. Раньше снимали кино тридцатисекундными планами, и больше десяти слов не надо было учить. А в фильме «Граффити» были длинные планы, в роли было много текста, — рассказывал актёр. — Зная, что сейчас фильмы снимаются в течение месяца, а не полугода, как раньше, и нагрузка на артистов гораздо больше, у меня был, конечно, страх. Но это как научился кататься на велосипеде — и ездишь всю жизнь.

В 2009 году Перевалов сыграл свою последнюю крупную роль, снявшись в экранизации детективного романа Бориса Акунина «Пелагия и белый бульдог».

Грустная сказка. Как сложилась судьба Иванушки из "Марьи-искусницы"

В 2010 году Виктор Порфирьевич принял приглашение продюсера Алексея Пиманова сняться в сериале «Пусть не кончается любовь» (который вышел на экраны под названием «Хранимые судьбой») и уехал из Петербурга в Москву.

Вероятно, аномальная жара, накрывшая столицу в 2010 году, плохо сказалась на здоровье артиста. Он вернулся со съёмок на два дня раньше положенного и выглядел явно нездоровым.

— Витя в последнее время лёжа задыхался, поэтому ночью вставал, ходил и иногда падал, — рассказывала «Экспресс-газете» супруга Перевалова.

— Не надо суетиться. Я отлежусь и опять поеду на съёмки, — говорил Виктор Порфирьевич вечером 3 июля 2010 года. Утром следующего дня врачи на «скорой» забрали его в больницу, где он скончался от инфаркта в реанимации.

Грустная сказка. Как сложилась судьба Иванушки из "Марьи-искусницы"

Вдова актёра Ирина Борисовна обвиняла продюсерскую компанию в том, что та зaгубилa её супруга. Другую версию озвучила жена продюсера Алексея Пиманова Валентина Пиманова.

— Он — актёр трудной судьбы. […] Не так давно он перенес инсульт и плохо разговаривал, поэтому мы придумали ему роль без слов, — заявила Валентина. — Перевалов один раз явился на съёмки с фингалом под глазом, сказал, что неудачно повернулся на кровати. Похоже было, что накануне он «расслабился», получив гонорар. В гостинице нам рассказали, что он был пьян, буянил, но конфликт сгладили. Актёр спокойно уехал к себе в Питер.

Грустная сказка. Как сложилась судьба Иванушки из "Марьи-искусницы"

Виктор Перевалов. Фото: Instagram* /stassadal

В июле 2019 года актёр Стас Садальский решил напомнить у себя в инстаграме о Викторе Перевалове.

— Странная миссия в этой жизни была уготована Виктору, — написал Садальский. — Один из многих актёров, которые вроде и сыграли давно, но всё равно их лица и роли помнят…

Новости партнёров

реклама

Фильм «Марья-искусница» поставлен режиссером Александром Роу по сценарию Евгения Шварца в 1959 году. Над оригинальным проектом, в котором есть «подводные» кадры, работал первопроходец в области «спецэффектов» Владимир Никитченко, песни в кинофильме исполняли сами артисты, а цитатами из фильма-сказки пользуются и сейчас, в 2021 году.

Как сложилась творческая судьба исполнителей ключевых ролей тогда и в последние годы жизни – в материале Mukola.net.

Михаил Кузнецов (1918–1986)

Роль отставного солдата, который решил помочь Ванюше разыскать Водокрута в подводном царстве и отвоевать мать мальчика Марью-искусницу исполнил Михаил Кузнецов.

Значимой в карьере исполнителя стала роль Федора Басманова в 2-серийной киноленте «Иван Грозный», а любимым образом артиста оказался главный герой в проекте «Матрос Чижик». В фильмографии исполнителя более 50 киноработ, среди которых «Гиперболоид инженера Гарина» и сериал «Россия молодая», в которой Кузнецов сыграл воеводу Прозоровского.

Михаил Артемьевич скончался 23 августа 1986 года. Похоронен на Введенковском кладбище.

Нинель Мышкова (1926–2003)

Роль Марьи-искусницы сыграла Нинель Мышкова. Актриса дебютировала в 1947 году с фильма «За тех, кто в море». А позже в ее карьере появился проект «Садко», где она исполнила Ильмень-царевну.

К слову, в карьере Нинель Константиновны фильм «Марья-искусница» – это не единственный проект, где актрисе довелось играть красавицу. В карьере звезды роль Василисы в кинокартине «Илья Муромец» и Ольги Зотовой в проекте «Гадюка».

С конца 80-х у звезды обнаружили прогрессирующий рассеянный склероз. Нинель Константиновна скончалась 13 сентября 2003 года.

Виктор Перевалов (1949–2010)

Иванушку исполнил Виктор Перевалов. Актерский дебют в кино у юного исполнителя состоялся в 8 лет в короткометражке «Тамбу-Ламбу». Фильм «Марья-искусница» – это третья работа в кинематографе, после которой карьера звездного ребенка пошла в гору. Позже были такие кинокартины, как «Балтийское небо», «Республика ШКИД», «Старая, старая сказка».

После армии был период, когда артист играл молодых людей и подростков, а затем он пропадает с экранов и становится простым рабочим.

Появиться в кинематографе самому популярному ребенку-актеру удалось лишь в 2005 году в фильме «Граффити». Артист вернулся в профессию, но не надолго.

5 июля 2010 года Виктор Порфирьевич скончался от инфаркта на 62-м году жизни.

Анатолий Кубацкий (1908–2001)

Водокрута XIII сыграл Анатолий Кубацкий. В карьере исполнителя такие фильмы-сказки, как «Королевство кривых зеркал», «Огонь, вода и… медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса», «Чиполлино». В творческой судьбе актера более 50 киноработ, озвучивание мультфильмов и иностранных проектов.

После смерти супруги артист вел уединенный образ жизни, а затем переехал в Дом ветеранов. Скончался 29 декабря 2001 года.

Георгий Милляр (1903–1993)

В необычном для себя образе Квака появился Георгий Милляр. Тогда, чтобы выглядеть интересно в детской постановке, Георгий Францевич сбрил волосы и брови, а гримеры покрасили кожу зеленкой.

Имя актера тесно связано с образами Бабы-Яги и Кощея Бессмертного. В творческой судьбе исполнителя так и не появилось серьезных ролей, зато остались запоминающиеся персонажи в фильмах «Варвара-краса, длинная коса», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Финист – Ясный сокол». Последние годы артист мало снимался, но не отказывался от работы над второстепенными героями.

Георгий Францевич скончался 4 июня 1993 года от пневмонии. Похоронен на Троекуровском кладбище.

Вера Алтайская (1919–1978)

В роли Тетушки-Непогодушки появилась Вера Алтайская. Звезда дебютировала с героинь-красавиц, а позже перешла в амплуа злодеек. Как и ее коллеги по цеху, артистка часто появлялась в образах волшебных персонажей в сказках Роу.

Среди заметных работ исполнительницы можно также выделить «Снежную сказку», «Дом с мезонином», «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Последние годы жизни звезда страдала от онкологического заболевания. 28 декабря 1978 года Вера Владимировна скончалась.

Александр Хвыля (1905–1976)

Мудреца-молчальника сыграл Александр Хвыля. Творческая судьба актера оказалась связана со сказкой. Долгое время играл Деда Мороза на новогоднем празднике в Кремле. Фильм «Марья-искусница» позволил постановщику разглядеть в артисте сказочного персонажа. Позже исполнитель появится в таких сказках Роу, как «Морозко», «Золотые рога» и другие.

В фильмографии актера более 90 киноработ, среди которых «Бриллиантовая рука», «Братья Карамазовы», «Королева бензоколонки».

Александр Леопольдович скончался 17 октября 1976 года. Похоронен на Кунцевском кладбище.

  • Мальчик в женской бане рассказ
  • Мальчик из сказки бармалей имя
  • Мальчик в девчачьей одежде рассказы
  • Мальчик из сказки бармалей 4 буквы сканворд
  • Мальчик в девчачьей одежде рассказ