Мальчик на елке у христа смысл рассказа

Когда читатель впервые открывает книгу, в содержании которой видит произведение под названием «Мальчик у Христа на елке», ему сразу приходит в голову, что это будет очередной святочный рассказ, в котором произойдет чудо и маленькому мальчику явятся ангелы и все в его жизни будет хорошо. Большинство святочных рассказов имеет счастливый финал.

Традицию святочных рассказов заложил Чарльз Диккенс, написавший «Рождественскую песнь». Одно время этот жанр был очень популярным. Святочные рассказы писали и зарубежные, и русские писатели. Но «Мальчика у Христа на елке» писал не кто-то, а Ф.М. Достоевский и этот рассказ совсем не о чуде, а о трагедии бездомного ребенка.

Исследователи творчества писателя считают, что сюжет произведения автору навеяли сразу несколько событий. А именно полный счастья детский новогодний утренник, навевающее уныние посещение детской колонии и, наконец, случайно увиденный на улице нищий мальчик. Разительный контраст между веселым праздником и безысходностью нищеты лежит в основе данного произведения.

В первой части рассказа мальчик не упоминается. В ней Достоевский рассказывает о детях-побирушках, которых родители отправляют просить милостыню. Заработанные маленьким нищенкой гроши взрослые тут же пропивают.

Во второй части появляется главный персонаж. Достоевский умышленно не дает ему имени. Это абстрактный мальчик, коих в России того времени было без счета. В город из деревни приезжает женщина с ребенком. Не найдя себе пристанища, она оказывается в подвале, набитом подобными ей нищими и бездомными людьми. Здесь можно увидеть намек на пещеру, в которой родился младенец Христос. Мать умирает. Ее маленький сын остается один. Идти ему некуда.

Мальчик выходит на улицу. Перед ним огромный город, по всем признакам Петербург. Ночь перед Рождеством, во всех окнах свет, отовсюду доносятся радостные крики. Но бедному ребенку не до праздника. Возможно, он даже не понимает, что происходит. Мальчик очень замерз, поскольку на улице стоит трескучий мороз, к тому же бедняга чрезвычайно голоден.

Мальчик побрел по расцвеченной украшениями улице. За окном он увидел большую разукрашенную елку, вокруг которой бегали красивые веселые дети. Мальчик залюбовался невиданной доселе красотой. Но холод привел его в чувство. Малыш увидел в окне стол с пирогами. У стола сидели дамы и давали по куску пирога всем подходящим. Мальчик хотел зайти внутрь, но на пороге его остановили, дали копеечку и выставили вон. Пальцы ребенка так замерзли, что он смог удержать монетку – она выпала из рук и куда-то закатилась. На минуту мальчик остановился послушать старого скрипача. Ему даже стало весело. Но тут к нему подскочил злой подросток, сорвал с мальчика картузик, а самого его толкнул на землю. Бедняга забежал в какой-то двор и спрятался за поленницей.

Через какое-то время мальчик почувствовал, что ему становится хорошо. Перед ним возникла большая нарядная елка, вокруг которой веселились дети. Иногда они подбегали к мальчику и целовали его. Живая мама наблюдала за этим и улыбалась. Наконец, мальчик спросил у детей, кто они такие? Оказалось, что это ангелы, которые были детьми и умерли, так и не став взрослыми. В ночь перед рождеством Христос приглашает их на елку вместе с мамами.

…Наутро дворники нашли замерзшее тело маленького мальчика. Он уже живет другой счастливой жизнью, но не в этом мире.

Достоевский не собирался писать традиционный святочный рассказ. В свое произведение он хотел вложить мысль о неравенстве в обществе. Поэтому, намеренно используя в повествовании уменьшительно-ласкательные слова, он создает контраст между сверкающей слащавой рождественской оболочкой жизни и ее суровой изнанкой. Трагический финал рассказа показывает безысходность существования людей, выброшенных из колеи жизни.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Достоевский
  • Анализ рассказа Мальчик у Христа на ёлке

Анализ рассказа Мальчик у Христа на ёлке Достоевского

Интересуясь жизнью Федора Михайловича Достоевского, можно увидеть взаимосвязь написанного произведения «Мальчик у Христа на ёлке». Именно предновогодние события того времени – детский новогодний утренник, посещение детской колонии и нищий мальчик на улице натолкнули создать этот «святочный рассказ».

Не смотря на то, что все каноны святочного рассказа писателем соблюдены – тут и маленький мальчик – символ новорожденного Иисуса, и предновогоднее чудо, перевернувшее жизнь героев, вот только финал вышел в соответствии с настоящими реалиями несчастливым.

В рассказе всё начинается с описания вертепа, который организуется как символ пещеры, в которой родился Иисус. Именно в этом подвале оказывается мертвая женщина, которая по трагическому стечению обстоятельств не находит себе пристанища в городе. Вместе с ней приезжает малыш.

Не смотря на то, что предновогодняя суета и ожидание рождественского чуда способствует тому, что люди охотнее помогают бедным и обездоленным, замерзающий мальчик не находит сочувствия ни в одном местном жителе. Это холодное равнодушие и жестокость приводят к тому, что малыш попросту замерзает на улице. Автор наталкивает на мысль о том, что такой случай не обычный вымысел, а может встретиться в любом городе, ведь мы так и не узнаем, о каком городе идет речь и как зовут главного героя.

В рассказе «Мальчик у Христа на елке» мы смотрим на мир глазами испуганного мальчика, который был не готов к встрече с настоящими реалиями жизни. Подкрепляя этот взгляд, писатель использует уменьшительно-ласкательные названия вещей.

Достоевский построил этот рассказ на контрастах. Сперва мы видим, что мальчишка разочаровывается во всей этой красочной картинке предновогодних приготовлений. Все эти прекрасные игрушки, вкусные пироги и булки и добродушные улыбки не для него, они как бы отгорожены от него холодным равнодушием.

Потом мы видим другую картинку – малыш во сне соединяется с матерью, видит Христа, и он понимает, что наконец-то пришел в свой мир. Там, где ему рады и спешат согреть своей любовью.

Все эти события пробуждают в читателе сочувствие, сострадание, и понятие того, что в такой ситуации может оказаться каждый. Важно уметь проявлять заботу и доброту, кто в ней нуждается.

2 вариант

Если верить истории, то произведение появилось в следствие того, что Федор Михайлович вместе со своей дочерью в канун нового 1876 года посетил Петербургский бал художников, а после в компании А. Кони побывал в колонии для малолетних преступников. В дни своих «путешествий» Ф. Достоевский встречал на улице мальчишку-попрошайку, который стал вдохновителем Федора Михайловича.

«Мальчик у Христа на елке» входит в сборник «Дневник писателя». Историю шестилетнего мальчика можно назвать трагической. История пришлась по душе критикам, считавшим рассказ шедевром, автору, часто читавшего эту историю на литературных вечерах, а также читателям.

Рассказ можно назвать уникальным, так как его жанр литературоведы определили как «святочный рассказ». Для подобного жанра характерны: описание чуда, изменившего жизнь главного героя в лучшую сторону; упоминание об Иисусе. Почти все элементы Федор Михайлович учел: действие происходит во время Святок (или Рождества), маленький мальчик, жизнь которого меняется. Единственное, что не соотносится со «святочным рассказом» — финал, который у Достоевского далеко не хороший.

Автор невольно заставляет нас посмотреть на мир вокгур глазами шестилетнего ребенка, почувствовать его переживания, испытать его эмоции. Текст пестрит словами наподобие  копеечка, халатик, куколка, скрипочка и т. д., чтобы получше передать атмосферу произведения, а также чувства и ощущения главного героя.

Весь рассказ построен на контрасте светлого и темного: бедный подвал с мертвой женщиной сменяется яркими пред рождественскими улицами, где все роскошно и богато. Мальчишке кажется, что этот яркий мир близко, до него можно дотянуться рукой, но все не так просто — мир с елкой, вкусными пирогами и игрушками скрыт от него за толстым стеклом. Ребенок понимает, что он лишний в этом мире.

Контраст двух елок добавляет рассказу свою уникальность. Яркая елка, на которой мальчику не нашлось места, сменяется елкой Христа, где ребенок чувствует себя любимым, нужным, он чувствует , что окружен заботой. На этом торжестве нет обездоленных, всем весело, улыбается мать, не почувствовавшая счастья в своей жизни.

Читатель невольно придет к выводу, что если кому-то не удалось найти сочувствие на земле, то в Царстве Небесном он обязательно его обретет.

Рождественская библейская история также помогает читателю задуматься, понять то, что жестокость и холодное сердце людей осталось такими, как и много тысяч лет назад.

«Мальчик у Христа на елке» — одно из произведений, в котором Федор Михайлович обращает внимания читателя на то, что равнодушие, совесть и ответственность людей важны. Людям необходимо заботится не только о себе, но и о других.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Мальчик у Христа на ёлке

Анализ рассказа Мальчик у Христа на ёлке

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Саврасова Оттепель. Ранняя Весна

    В русском искусстве есть большое количество художников, которые работали в жанре пейзаж. Особое внимание хотелось бы уделить талантливому мастеру своего дела Саврасову Алексею Кондратьевичу.

  • План к сказке Маугли Киплинга

    В диких джунглях жил тигр Шер-хан. Однажды запах добычи привел на берег реки, где он увидел человеческого детеныша. Он никогда еще не ел человека, но он был голоден. Но это ему не удалось

  • Сочинение по рассказу Детство Горького

    Главным героем является мальчик, который живет в неблагополучной семье. И детство у этого мальчика не удалось и было не таким, как у других ребят. Сюжет в произведении не является вымышленным. Все строки были взяты из жизни самого писателя.

  • Сочинение Образ Сергея Сергеича в повести Палата № 6 Чехова

    Сергей Сергеич не самый главный персонаж рассказа Чехова «Палата №6». Он работает в больнице фельдшером, в ней и описывается ситуация. Изначально у Сергей Сергеича был начальник Андрей Рагин

  • Сочинение на тему День моей мамы 4 класс

    Человек, роль которого в вашей жизни центральная. Она способна понять вас и поддержать даже тогда, когда никто другой даже не посмотрим в вашу сторону. Мама – в одном слове сконцентрировано столько эмоций, поступков

Маленький рождественский рассказ «Мальчик у Христа на елке» написал Ф. И. Достоевский. Он очень сильно перекликается с рассказом великого датского сказочника Г. Х. Андерсена «Девочка со спичками». Если в них вдумываешься, то сразу вспоминаются страшные судьбы детей, повинных только в том, что они нищие, а потому лишены всех радостей, которое им положены. Их удел – несбывшиеся мечты и страдания. Ниже будет изложено краткое содержание «Мальчика у Христа на елке» — шедевра русского гения.

краткое содержание мальчик у христа на елке

История создания

После того как Федор Михайлович свозил свою шестилетнюю дочку Любочку в 1876 году на веселый детский бал и красивую рождественскую елку 26 декабря, на следующий день он несколько раз встретил на улицах Петербурга мальчика лет семи, просящего милостыню. Такие дети обыкновенно посылаются в любой мороз на улицу за деньгами, и когда возвращаются, то у них все до копейки отбирают взрослые и напиваются до беспамятства. Эти контрастные впечатления легли в основу произведения «Мальчик у Христа на елке», которое было напечатано в конце января 1877 года.

Вступление

Рассказ состоит из двух частей. В первой автор описывает детей фабричных рабочих. Эти бедолаги живут совершенно в нечеловеческих условиях, снимая не комнату, а только угол. Они перестают быть людьми, прогоняя своих малолетних детей в любую погоду собирать милостыню.

достоевский мальчик у христа на елке

Ребенок, просящий милостыню, сам себя называл «мальчик с ручкой». Принесенные деньги родители тут же пропивают. Иногда, чтобы посмеяться над ребенком, ему насильно вливают в рот водку, и он от этой отравы, задыхаясь, бессильно падает на пол. Когда мальчики подрастают, их отправляют работать на фабрику, деньги у них отбирают и снова пропивают. Чтобы выжить, дети пускаются воровать и быстро привыкают к жульничеству, даже не понимая, что совершают преступление.

Завязка сюжета

Романисту «кажется», что он сочинил рассказ о реально происходящих где-то событиях. По его мнению, все события происходят во время сильных морозов в громадном городе. Его герой, мальчуган лет пяти-шести, проснулся в гадком холодном вонючем подвале. Мы начинаем пересказывать краткое содержание «Мальчика у Христа на елке».

мальчик у христа на елке анализ

Ребенку было очень холодно и хотелось есть, но никто, даже мать, лежавшая тяжело больная в забытьи, не обращала на него внимания. Он развлекал себя тем, что выдыхал воздух изо рта, а тот превращался в маленькое белое облачко. Так прошел весь день, за который он не нашел ни одной корочки хлеба. День закончился, но никто не зажег огня. Мальчуган с недоумением пытался разбудить свою матушку, но она почему-то не просыпалась и стала холодная, как стены.

Продолжение рассказа

Тогда он нашел свой картузик и на ощупь вышел из подвала. Мальчуган приехал из маленького городка, где по вечерам всегда запирались ставни, но ему всегда давали покушать. Ах, как ему сейчас хотелось есть! А здесь, на широких светлых улицах, кипит жизнь.

рассказ мальчик у христа на елке

За окнами он видит большое дерево, игрушечную лошадку, веселых детишек, которые бегают и играют. Этот богатый и красивый мир, которого он никогда прежде не видел, вызывает у мальчика восхищение. Тем временем он совсем замерз: у него покраснели и престали сгибаться пальчики на ручках и на ножках. Он заплакал и побежал дальше. Вдруг через стекло он увидел стол, уставленный пирогами, за которым сидели барыни и угощали всех, кто к ним заходил. Дальше краткое содержание «Мальчика у Христа на елке» становится еще печальнее. Мальчуган пробрался в дом, но его быстро выпроводили, сунув в окоченевшие пальчики копеечку, которую он не смог удержать ими, и она укатилась. Побежал мальчуган неизвестно куда. Ему и страшно, и тоскливо. Но вдруг он увидел в витрине куколок, разодетых в красивые разноцветные платьица, и рядом с ними – скрипача-старичка. Вдруг весело стало нашему малышу. Только недолгой была его радость. Об этом сообщает краткое содержание «Мальчика у Христа на елке». На него налетел злобный большой мальчик и сорвал с головы картузик, пнул ногой. Упал и покатился малыш. Он ужасно испугался и забежал в какой-то двор и спрятался за дровами. Вдруг ему стало тепло-тепло и захотелось заснуть.

Окончание

Тут он услышал (так продолжает свое повествование Ф. М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке») ласковый голос мамы. Но другой тихий голос позвал его на ёлку.

мальчик у христа на елке герои

Кто-то над ним нагнулся, поднял его, и тут произошло чудо: все засияло, появилась нарядная елка, и вокруг забегали девочки и мальчики, стали его целовать и летать вместе с ним. А мама-то стоит в сторонке и улыбается. Мальчишечке хочется всем рассказать про увиденных куколок и узнать, где он сейчас. «Девочки и мальчики, вы кто?» – спрашивает он своих новых друзей и узнает от них, что они все умерли и стали ангелами, и для них Христос всегда устраивает в этот день елку. Они здесь все счастливы, как и счастливы их матери.

Финал

Утром дворники за поленницей нашли замерзший трупик маленького мальчика. Они также нашли его мертвую мать. Автору все кажется, что это все могло произойти в действительности, а о событиях на небесах он и не знает, что сказать. Ведь не случайно он писатель, мог все и придумать – такая профессия.

Персонажи рассказа

Главным действующим лицом рассказа является безымянный мальчик, которому автор намеренно не дал имя, ибо имя ему – легион. Такая ужасная история может произойти с любым. Этот добрый и беззащитный малыш впоследствии может подрасти и стать «мальчиком с ручкой» из первой части рассказа. Но пока это несчастное голодное и замерзшее дитя, которое никому не нужно. Перед нами пройдут все основные герои «Мальчика у Христа на ёлке».

К нему с плохо скрытой злобой или совершенным безразличием относятся жильцы подвала, снимающие углы: совершенно бесчувственный пьяный фабричный работник, который крепко спит, и озлобленная от ревматических болей старушка.

Его старается не заметить на праздничной улице полицейский, намеренно отворачиваясь.

Малыша выгоняют перед самым Рождеством, вместо того чтобы накормить и обогреть, богатые барыни. Они нарушают тем самым российские рождественские и святочные традиции.

«Мальчик у Христа на елке»: анализ

Если в первой части рассказа нам представлен реальный грубый и жестокий мир, то во второй происходит смешение действительности и фантастической, иллюзорной истории, которые противопоставлены в двух ипостасях. Что говорит анализ? Мальчик у Христа на ёлке, только умерев и попав на небеса, познал счастье, доброту и милосердие. В жизни он видел только мир за стеклом сияющих окон, где все радуются и веселятся, вкусно и сытно едят и получают подарки.

произведение мальчик у христа на елке

Кроме того, он видел, что есть кукольный красивый мирок, в котором куколки противопоставлены живым черствым бездушным людям. Малыш, который замерзает на улицах большого города, ни единому человеку не интересен и не нужен. Это полная горькая правда, которую раскрывает Ф. М. Достоевский. Он подчеркивает в конце рассказа, что на елке у Христа очень много детей, которые погибли, не познав доброты и милосердия.

Писатель хочет достучаться до сердец людей, написав рассказ «Мальчик у Христа на елке». Достоевский своей сказкой взывает о помощи всем обездоленным детям. Несчастные и брошенные, а потому погибшие дети у него обретают мир и покой только на небе.

«Мальчик у Христа на елке»: отзывы

Все до единого современные читали очень рекомендуют ознакомиться с этим произведением. Оно несет огромную смысловую нагрузку, имеет большое нравственное и моральное значение. Этот трогательный и печальный рассказ предлагает всем, у кого сложилась хорошо жизнь, оглянуться, чтобы чужие несчастья болью отозвались в сердце. Читатели считают, что произведение полезно обсуждать вместе с детьми, которые растут, не испытывая горя, желания которых часто исполняются. Они должны знать, что и в наше время есть детские дома, где ребятишки живут не слишком плохо, но им не хватает любви и ласки, настоящей семейной жизни, своего родного уголка. Надо научить себя и своих детей ценить то, чем все обладают, не жаловаться на жизнь. Отдельные читатели жалеют, что это произведение не проходят в школе.

мальчик у христа на елке отзывы

Сам Ф. М. Достоевский не раз читал это произведение на публике и всегда вызывал эмоциональный отклик у слушателей.

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Анализ рассказа Мальчик у Христа на ёлке Достоевского

Анализ рассказа Мальчик у Христа на ёлке Достоевского

Рождество – праздник, которому в литературе уделяется особое внимание. Именно рождественское время заставляет предвкушать чудо и волшебство.

Произведение Федора Михайловича Достоевского «Мальчик у Христа на елке» относится к жанру святочных рассказов. Здесь передана волшебная атмосфера города, которая так интересует главного героя.

Главным героем произведения является мальчик на вид «лет шести или даже менее». В рассказе не упоминается его имя. Безликость главного героя заставляет читателя задуматься о масштабах проблем, затронутых в произведении.

Портрет мальчика автор описывает с помощью слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «пальчики», «картузик», «халатик». Этот прием заставляет сразу же проникнуться читателя к маленькому герою.

Подвал, в котором находится мальчик, отталкивает сыростью и холодом. Неоднократное упоминание об отсутствии еды в завязке произведения и неподвижное тело матери главного героя показывает всю невозможность пребывания мальчика в этом помещении. Не получив помощи от недвижимой и холодной, как стена, мамы, в поисках пищи или копеечки, мальчик вынужден выбраться в город.

Яркий украшенный рождественский город предстает перед мальчиком. Всевозможные игрушки, куклы, лошади, завлекающие своей красотой, не могут отвлечь мальчика от голода – «Господи, кабы покушать!».

Контрасты, применяющиеся в произведении, показывают проблемы общества. Сочетание красоты, обилия еды, тепла вместе с голодом, холодом и нищетой детей заставляет задуматься о виновниках происходящей ситуации. Чертой бедности, безжалостности и равнодушия выступает стекло, преодолев которое мальчик встречает пренебрежение и отвращение к себе, что показывает непреодолимость безразличия для него в этом мире.

Ненужный в этом чужом городе, подвергающийся безразличию со стороны горожан, он попадает к «Христу на елку». Именно здесь он обретает счастье – слышит голос мамы, летает, радуется и смеется. Обездоленные, никому не нужные дети в реальной жизни находят счастье только здесь.

По правилам жанра святочного рассказа, конец всегда должен быть счастливым. Такое несоответствие счастья и реальной жизни в произведении призывает общество к милосердию и состраданию к окружающим.

Анализ 2

Достоевский на канун нового 1876 года с маленькой дочкой отправляется на Елку, организованную клубом художников. Там он встречает недалеко нищего мальчика, все это он запишет в «Дневнике писателя», один из рассказов получит название «Мальчик у Христа на елке»,

Критики воспринимают произведение на ура, некоторые называют его настоящим шедевром. С особым трепетом к рассказу относится и сам автор, читателям трагическая история тоже приходится по душе. Это произведение успели выпустить 22 раза в разных изданиях.

Жанр произведения критики определяют, как «святочный рассказ», он особенно характерен для русской литературы того времени. Тут проявляются и основные характеристики данного жанра, он описывает доброе и чудесное событие, которое может изменить жизнь к лучшему, а также присутствие маленького мальчика, который напоминает о новорожденном Иисусе. События развиваются под Рождество, а все думают, что должен быть хороший конец.

Автор учел фактически все характеристики, кроме того, что автор не написал хорошего финала. Достоевский решил, что не стоит приукрашивать серьезную реальность. Он прекрасно знает, что ждало бы мальчика, если бы он не замерз на улице, его бы скорее всего отправили в колонию.

Достоевский специально сгущает краски, он сравнивает подвал с вертелом, там оказалась женщина, которую он изображает мертвой. Она не смогла найти приюта ни себе, ни своему ребенку.

В Рождество все обычно помогают бедным и тем, кто обездолен. Все слои общества придерживаются такой традиции, но мальчик, который замерзает на улице не встречает такого сочувствия и деятельного отношения.

То, что шестилетний мальчик умирает от голода и холода, становится преступлением целого общества. Сюда относится и старуха, которая отказалась от него в подвале, и правоохранительные органы, и продавцы, работающие в кондитерской, а также другой мальчик, который ударил мальчика и даже срывает с его тела картуз.

Никто не знает, где развиваются трагические события, хотя некоторые догадываются, что события получают развитие в колорите Петербурга.

Достоевские делает это намеренно, он также не называет имя мальчика, скрывает его намеренно, чтобы показать, что данные события могут произойти абсолютно с любым человеком, поэтому нужно заботиться обо всех, проявлять сочувствие не только в рождественскую пору, но и круглый год.

Анализ рассказа Мальчик у Христа на ёлке Достоевского

Анализ рассказа Мальчик у Христа на ёлке Достоевского

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по произведению Певцы Тургенева

    Рассказ «Певцы» вошел в цикл И.С. Тургенева «Записки охотника». Вначале автор описывает село Колотовка, разделенное на две части оврагом. Рассказчик уделяет большое внимание пейзажу, вникая в каждую деталь

  • Сочинение Мой любимый художник (Васнецов, Левитан)

    Если любого человека спросить о его любимой картине или художнике, можно услышать много имен прекрасных и талантливых живописцев и названий картин. Одним нравятся небольшие натюрморты или портреты

  • Сочинение Как исторические события влияют на судьбу человека? (итоговое)

    Грандиозные происшествия из истории имеют большое влияние на человеческую жизнь. Некоторые делают человеческую жизнь легче, но есть и такие, что делают условия жизни невыносимыми.

  • Сочинение Старый граф Безухов в романе Война и мир

    Кирилл Безухов – один из второстепенных персонажей великолепного романа Толстого «Война и мир». Старый граф фигурировал только в самом начале, характеристика его мала, но мимо этой личности пройти нельзя.

  • Сочинение Жертвы темного царства в пьесе Гроза

    Пьеса Островского «Гроза» никого не сможет оставить равнодушным. Это действительно, трагическое произведение в котором читатель легко может проследить за ходом событий и всеми вытекающими последствиями.

Библиографическое описание:


Захаров, А. А. Традиции святочного рассказа в произведении Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» / А. А. Захаров, А. В. Ким. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 2 (5). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/young/archive/5/322/ (дата обращения: 10.01.2023).

Целый мир познания добра и зла не стоит «слезок ребенка», и «если спасение наше зависит лишь от замученного ребенка…»

Ф. Достоевский

Вместе с крещением Руси и принятием христианской веры пришло множество новых традиций и праздников, одним из которых является Рождество Христово. Рождество — это рождение человека — Бога, который послан человечеству, чтобы сделать жизнь чище и нравственнее.

Народная Русь прочно связала в своем сознании с Рождеством Святки. На протяжении многих веков с этим праздником связано много обычаев: помогать бедным и немощным, обмениваться подарками, колядовать и т. д. Во время святочных посиделок дети слушали поучительные рассказы, или былички, которые впоследствии легли в основу нового жанра — жанра святочных рассказов.

Рождественский или святочный рассказ — литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы и характеризующийся определенной спецификой в сравнении с традиционным жанром рассказа. Свое название они получили от слова «святки», то есть святые дни от Рождества Христова до Богоявления.

Нам представляется важным сделать акцент на терминологическом и содержательном различии рождественского рассказа как жанра западной литературы и святочного — жанра русской литературы.

Традиция рождественского рассказа берет свое начало в средневековых мистериях. Это были драмы на библейские темы. Основателем жанра принято считать Чарльза Диккенса, который задал основные постулаты «рождественской философии»: ценность человеческой души, тема памяти, детства, любви к «человеку во грехе».

На протяжении большого периода ХХ века традиции христианской веры в целом и рождественских рассказов в частности были незаслуженно забыты. Вместе с тем в начале ХХI века, после переоценки нравственных ценностей общество вернулось к традициям христианства, в результате чего в последние годы в России получили широкое распространение святочные рассказы.

Цель святочного рассказа — усилить в домах читателей праздничную атмосферу, оторвав от житейских забот, хотя бы в день Рождества напомнить обо всех «труждающихся и обремененных», о необходимости милости, любви, заботе о своих ближних.

Черты святочного рассказа:

        Действие происходит в рождественские дни;

        Наличие рассказчика;

        Наличие среди героев ребенка;

        Сюжет развивается от безысходной ситуации к счастливому финалу;

        Поучительный характер;

        Ярко выраженная мораль;

        Рождественское чудо.

Традиционный рождественский рассказ имеет светлый и радостный финал, в котором торжествует добро. Герои произведений оказываются в тяжелом материальном и духовном положении, для разрешения которого требуется чудо. Будь это явное вмешательство высших сил или якобы случайное стечение обстоятельств, все беды героев обязательно разрешаться, и читателя ждет светлый финал.

Традиция Диккенса в России была быстро воспринята и частично переосмыслена. Если у английского писателя непременным финалом была победа света над мраком, добра над злом, нравственное перерождение героев, то в отечественной литературе нередки трагические финалы. Среди наиболее значительных произведений русских писателей, написанных в жанре рождественского рассказа «Мальчик у Христа на елке» Федора Михайловича Достоевского.

Незадолго до празднования нового 1876 года писатель побывал с дочерью на елке в клубе художников, а затем посетил детскую колонию. В эти же предновогодние дни ему несколько раз на улицах Петербурга встретился нищий мальчик, просивший милостыню («мальчик с ручкой)». Эти впечатления легли в основу святочного рассказа «Мальчик у Христа на елке», опубликованного в сборнике «Дневник писателя».

Достоевский описывает в своем произведении события, произошедшие в канун Рождества. Главным героем является маленький мальчик: «Еще очень маленький, лет шести или даже менее, мальчик проснулся утром в сыром и холодном подвале». Мальчик — олицетворение младенца Иисуса, а разоренный вертеп — это подвал, в котором жил герой.

В большом городе царит атмосфера праздника.Мальчик приходит в детский восторг от увиденного: «Ух, какое большое стекло, а за стеклом комната, а в комнате дерево до потолка: это елка, а на ёлке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблоков, а кругом тут же куколки, маленькие лошадки; а по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то». Так же как и Иисус пришел в мир, полный людской ненависти и равнодушия, с тем же самым сталкивается и герой рассказа. Маленький герой теряется в этой атмосфере. Автор дает понять, что мальчик не является участником праздника, он находится по другую сторону стекла и является лишь сторонним наблюдателем.

Несмотря на то, что вокруг него множество людей, он чувствует себя одиноким и всеми забытым. Мальчик вспоминает свою деревню: «Деревянные низенькие домишки запираются ставнями; на улице, чуть смеркается — никого, все затворяются по домам, и только завывают целые стаи собак, сотни и тысячи их воют и лают всю ночь. Но там зато было так тепло и ему давали кушать…».

Время перед Рождеством всегда считалось обязательным для совершения добрых дел. На протяжении всего повествования писатель акцентирует внимание читателя на черствости и равнодушии людей: «Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтобы не заметить мальчика», «Одна барыня подошла поскорее и сунула ему в руку копеечку, а сама отворила ему дверь на улицу», «…сзади его кто-то схватил за халатик: большой злой мальчик стоял подле и вдруг треснул его по голове, сорвал картуз, а сам снизу поддал ему ножкой».

Герой, в силу своего юного возраста, не осознает бездушия людей по отношению к нему, а общество не замечает мальчика, тем самым обрекает его на смерть: «Присел он и скорчился, а сам отдышаться не может от страху и вдруг, совсем вдруг, стало ему так хорошо: ручки и ножки вдруг перестали болеть, и стало так тепло, так тепло, как на печке; вот он весь вздрогнул: ах, да ведь он было заснул». «А внизу наутро дворники нашли маленький трупик забежавшего и замерзшего за дровами мальчика…». Таким образом, мы видим, что общество не соблюдает христианских заповедей.

Конец произведения выдержан не совсем в стиле святочных рассказов. В нем писатель отступает от традиций. Его безымянный герой не получает рождественского подарка от окружающих людей, он умирает. Для маленького героя смерть становится дверью в страну его заветных желаний, где он обретает все, чего так не хватало в действительности: свет, тепло, елку, любящий взгляд матери. «Мама! Мама! Ах, как хорошо тут, мама!» — кричит ей мальчик…».

Несмотря на трагический финал, мальчик находит счастье и успокоение у Христа на ёлке, то есть в Царствие Небесном.

Возникает вопрос: почему Ф. М. Достоевский в этом произведении отходит от общепринятых канонов святочного рассказа. На него можно ответить лишь в том случае, если более широко посмотреть на творчество автора в целом. Все произведения Достоевского пронизаны темой униженного и оскорбленного человека. Среди униженных и оскорбленных героев Достоевского особенно выделяются дети, страдающие без вины, наказанные без преступления.

Смерть ребенка в рождественскую ночь — преступление человечества по отношению к детям. Но тем не менее Достоевский не мог завершить рассказ иначе. В черновых вариантах он сам объясняет причину: «На другой день, если б этот ребенок выздоровел, то во что бы он обратился? С ручкой». Писатель не видел будущего своего героя в светлых тонах, он предвидел тяжелую жизнь мальчика, полную все тех же унижений и оскорблений.

Будучи глубоко верующим человеком, Достоевский хотел, чтобы в каждом человеке проснулась совесть, пробудилась ответственность за происходящее, чтобы люди не были равнодушными. Для Достоевского было важно: если страдает и плачет ребенок, значит, что — то не так в этом мире, значит, несправедливо, неправильно устроена наша жизнь!

А ведь очень важно, чтобы каждый человек вспоминал свое детство с любовью и радостью. Тогда он и сам будет справедливее, добрее и милосерднее. Чтобы люди на своих земных елках увидели и дали место обездоленным и страдающим детям. И тогда чудо, не свершившееся в рождественский сочельник в рассказе, могло бы стать реальностью в нашей жизни.

Рождественские праздники должны стать «днями семейного сбора», днями примирения и всеобщей любви, тем временем, в котором воплощаются и выдвигаются в человеческом сознании на первый план все христианские ценности.

Литература:

  1.                Касаткина, Т. «Мальчик у Христа на елке» // http: // www. religare. ru/monitoring48204. htm
  2.                Кирякова Л. В. «Мальчик у Христа на елке» Ф. М. Достоевского и «Рождественская песнь в прозе» Ч. Диккенса. // Литература в школе. — 2003. — № 5. — С.37.
  3.                Копытцева Н. М. Святочный рассказ Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» // Литература в школе — 2003. — № 5. — С.35–36.
  4.                Святочные рассказы: Рассказы. Проповеди / Предисл., сост., примеч. и слов. М. Кучерской; — М.: Дет. лит., 1996. — С.223
  5.                http: // ru. wikepedia. org/wiki/
  6.                Достоевский Ф. М. Повести и рассказы Ленинград, «Детская литература», 1974 С. 79–83
  7.                Сергушева С. В. Тема детства в творчестве Ф. М. Достоевского // Литература в школе № 5.

Основные термины (генерируются автоматически): святочный рассказ, мальчик, рождественский рассказ, маленький герой, христианская вера, Россия, Рождество, день, елка, рассказ.

Мир контрастов в рассказе Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Слободяник К.Ю. 1


1МОБУ СОШ №5 МР Мелеузовский район Республики Башкортостан

Габитова Л.Г. 1


1МОБУ СОШ №5 МР Мелеузовский район Республики Башкортостан


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Введение

«Человек родится совершенным…»

(Л. Н. Толстой)

«Да и как не любить детей? Если уже перестанем

детей любить, то кого же после этого мы сможем

полюбить, и что станется тогда с нами самими?»

(Ф. Достоевский)

«Будьте как дети»

(из христианской заповеди)

Актуальность темы исследования. Ф.М. Достоевский в произведении «Мальчик у Христа на елке» размышляет о детях, об их ранних впечатлениях, обманутых ожиданиях. Писатель был уверен в чистоте и безгрешности детской души и даже настаивал на этом: «Слушайте, мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже. И если мы их учим чему-нибудь, чтоб сделать их лучшими, то и они нас учат многому и тоже делают нас лучшими уже одним только нашим соприкосновением с нами. Они очеловечивают нашу душу одним только своим появлением между нами. А потому мы их должны уважать и подходить к ним с уважением к их лику ангельскому, к их невинности и к трогательной их беззащитности». Тема детского страдания актуальна и сейчас.

Именно эта тема детского страдания звучит в святочном рассказе «Мальчик у Христа на елке». В произведении образ детства скорбный — «дите плачет». Детские слезы здесь воспринимаются как результат неправедной, злой жизни взрослых.

Объектом исследования является рассказ «Мальчик у Христа на елке».

Предмет работы – мир контрастов в исследуемом произведении.

Цель исследования — рассмотреть мир контрастов, контрастов резких, жестких в рассказе Ф. Достоевского.

Задачи работы:

установить особенности рассказа «Мальчик у Христа на елке»;

проанализировать мир контрастов в данном рассказе;

провести опрос среди обучающихся 6-7- х классов, посетить приют, побеседовать с заведующей местным отделением социального приюта для детей и подростков ГБУ РБ «Южный» МЦ «Семья» Ириной Евгеньевной Уразовой, проанализировать результаты, подвести итоги исследования.

Методы исследования – опрос, беседа, анализ.

Структура работы.

Работа состоит из введения, двух частей, заключения, списка источников.

Во введении обоснованы выбор и актуальность нашего исследования, а также сформулированы цель, задачи, указаны объект и предмет работы.

В первой главе мы рассматриваем особенности рассказа, выявляем два мира в произведении.

Во второй главе результаты опроса ребят 6-х и 7-ых классов по данной теме, беседы с заведующей. В заключении подведены итоги работы по теме исследования.

В списке источников указаны основные материалы, использованные для написания данной работы.

.

Глава I

Первым и единственным святочным рассказом Ф. М. Достоевского является «Мальчик у Христа на елке», вошедший в январский выпуск «Дневника писателя» 1876 года.

В центре произведения — тема детства, детских страданий, одна из центральных тем в творчестве писателя. Центральной темой рассказа является тема потерянности и одиночества человека, конкретнее, ребенка в многолюдном городе, в мире.

Достоевский предельно жестко и вызывающе строит образ: в центре города, готовящегося праздновать Рождество — разоренный вертеп. Мать мертва, а младенец голоден и ему холодно. И для всех, празднующих Рождество, кто так наглядно воображается в мальчике, он, мальчик — лишний и мешающий празднику.

Ситуация Рождества повторяется в рассказе: когда-то для готовой родить Богоматери, приехавшей из другого города, не нашлось места в домах Вифлеема; спустя почти две тысячи лет в христианском городе в канун великого праздника умирает приехавшая из чужого города и вдруг захворавшая мать и не находит помощи и пристанища ее мальчик. Мы в своей жизни постоянно оказываемся перед событиями Евангельской истории, мы оказываемся такими же жестокосердными, неотзывчивыми, неблагодарными. Здесь в образе героя никто не хочет узнать младенца Христа. Ребенок встречается с удивительным равнодушием со стороны взрослых. Никто не узнает Христа в «рабском виде». И только Христос готов распахнуть свои объятия для «униженного и оскорбленного» мальчика. Снова и снова реализуется предсказанное в Евангелии: «ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня». И когда спросят Его: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне»[1].

Критик Ю.В. Стерликова в своей статье пишет о том, что «герои — дети Достоевского способны смягчить души черствые, преступные, возродить святые и спасительные чувства, скрытые в глубине души каждого человека. По мысли писателя, дети живут как «некое указание нам», они — посланники Божии на земле. Эту идею воплощает автор, раскрывая удивительное влияние ребенка на взрослого. Дети напоминают о возможности возрождения»[4]. Здесь нет мотива возрождения черствой души в рассказе «Мальчик у Христа на елке». Здесь герой встречается с поразительным бездушием и равнодушием к нему со стороны взрослых. Писатель не дает и имя мальчику, потому что это могло могли произойти с любым брошенным и забытым ребенком. В этом произведении Достоевского образ ребенка напоминает о чем-то добром и вечном.

В городе, в котором оказывается мальчик, находим взбалмошное кипение жизни, эгоизм, холодность, отъединенность всех друг от друга, поэтому чувство одиночества и ощущение суеты вокруг не покидает того, кто оказывается в этом огромном пространстве: «И тоска берет его, потому что стало ему вдруг так одиноко и жутко…». Результатом всеобщей разъединенности является равнодушие к детскому страданию: «Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтоб не заметить мальчика», потому что такие дети для общества проблема, общество виновато в том, что дети страдают.

У Достоевского картина нищеты и страданий ребенка написана слишком резкими и яркими красками, чтобы эти страдания могли быть прощены, могли бесследно изгладиться из памяти читателя. Не случайно то, что мальчика встречают на Христовой елке не ангелы, но дети, такие же, как он. И у каждого ребенка своя страшная история смерти: «И узнал он, что мальчики эти и девочки все были всё такие же, как он, дети, но одни замерзли еще в своих корзинах, в которых их подкинули на лестницы к дверям петербургских чиновников, другие задохлись у чухонок, от воспитательного дома на прокормлении, третьи умерли у иссохшей груди своих матерей, во время самарского голода, четвертые задохлись в вагонах третьего класса от смраду…». Достоевский не может позволить забыть о детских страданиях не только на земле, но и на небе, где, казалось бы, обретают покой и уют. Но с другой стороны, как отмечает исследователь В.Н. Захаров, в укор злобе этому миру возникает радость приглашенных на елку к Христу. Достоевский не случайно напоминает читателю об ином мире — справедливом мире радости и Христовой любви[2].

Рассказ построен на резких контрастах. Перечислим их:

Мир нищеты, бедности, голода («в сыром и холодном подвале») – мир роскоши, богатства, сытости («…там четыре богатые барыни …дают пироги, …входит к ним с улицы много господ»);

Реальный мир – мир фантастический (Царство Божье);

Мир добра, милосердия, божественного дара любви, Души – мир внутренней бедности, равнодушия, жестокости, без тепла и бездушья;

Хаос (зло человеческого мира) – Космос;

Люди – Бог;

Мир детский, безгрешный – мир взрослых («…все у Христа, и он сам посреди их, и простирает к ним руки, и благословляет их и их грешных матерей»);

Мир семьи, дома (мотивы: «мать и дитя», «воссоединение семьи», «домашний очаг», «семейный уют», «единение близких людей», все люди – братья) – мир подвала, бездомности (угол подвала, места не для человеческого проживания, «… мальчик проснулся утром в сыром и холодном подвале»);

Мир одиночества, тоски – мир единения («…это всё мальчики и девочки, только такие светлые, все они кружатся около него, все они целуют его…смотрит его мама…»);

Мир грязи, голода, холода, побоев («Подкрался мальчик, отворил вдруг дверь и вошел. Ух, как на него закричали и замахали!») – мир духовного очищения и самопознания, смирения и упования на Бога даже в самых трудных жизненных ситуациях («кто же это его позвал, он не видит, но кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте, а он протянул ему руку»);

Мир жизненного отрезка человека – мир Вечности.

Перемещения из подвала, город с «деревянными низенькими домишками», откуда приехал герой, большой город, подворотня, где замерзает мальчик; оппозиции «холод — тепло», «суета — покой», «мрак — свет» — нагнетают безысходность ситуации. Мы видим, кроме горизонтального перемещения, вертикальное – душа уходит на небо.

Мир контрастов отражается в лексике произведения. От рассказа веет холодом («ужасный мороз», в …холодном подвале», «белый пар изо рта», «на совсем не двигается и стала такая же холодная», «замерзшего за дровами») не только физически ощутимым, а внутренним холодным равнодушием.

1 мир

2 мир

«а свету-то, свету-то!», «нарядные, чистенькие», музыка, «какая хорошенькая девочка!»;

пироги, разодетые, вдруг рассмеялся, «так смешно-смешно на куколок», стало так ему хорошо;

«стало так тепло, так тепло, как на печке», «запела его мама песенку», «спать хорошо!», тихий голос, обнял его, «о, какой свет!»;

все блестит, все сияет, такие светлые, «…все они целуют его», смеясь и любя их, здесь так хорошо, ангелы, «у господа бога в небе», «Христова елка», «благословляет их», Христос.

«ужасный мороз», «в сыром и холодном подвале»;

«на тонкой … подстилке и на каком-то узле», «больная мать его», «мертво пьяный», хотелось кушать;

помиравшая одиноко, «жутко стало ему, наконец, в темноте», «на плече покойницы», холодно, «собаки, которая выла»;

картузишко, больно, раздавят; «болят пальчики»;

«хочется поесть, хоть бы кусочек какой-нибудь», испугался, одиноко и жутко;

«большой злой мальчик … вдруг треснул его по голове», скорчился;

«одни замерзли еще в своих корзинах», «другие задохлись у чухонок», «третьи умерли у иссохшей груди …матерей», «задохлись в вагонах третьего класса от смраду», их грешных матерей, маленький трупик, «замерзшего за дровами мальчика».

Глава II

Среди обучающихся 6 – 7-х классов мы провели опрос (Приложение № 1), ребята отвечали на следующие вопросы:

Жалко ли вам мальчика?

Виноват ли мальчик в том, что у него такая судьба?

В наше время есть такие дети?

Как вы понимаете значения слов «бедный», «бездомный»?

Что повлияло на такую жизнь, как у мальчика и кто виноват?

100 % детей на первый вопрос ответили: «Да, жалко».

На второй вопрос Виноват ли мальчик в том, что у него такая судьба? шестиклассники ответили «нет» (100%), ребята из 7 класса, ответив «нет», добавляли, что виноваты родители (70% из числа опрошенных), из них 50 % детей виноватым назвали отца. И мы предположили, почему виноват отец, потому что мужчина должен нести ответственность за жену и детей.

На вопрос «Есть ли сейчас такие дети?» 60 % подростков сказали, что да, и устно сказали, что таких детей отправляют в приют. Был и такой ответ: «Есть, но их просто не замечают»

На четвертый вопрос «Как вы понимаете значения слов «бедный», «бездомный»? шестиклассниками дан такой ответ: «когда у человека нет денег и дома», учащиеся 7-х классов говорили, что – это «потерявшийся человек», «без матери», «потерянный в жизни человек», «бедный человек не только тот, у которого нет денег, а еще нет родственников помочь», «бедность – это когда грустишь».

На пятый вопрос Кто виноват? 40 % детей увидели причину в пьянстве взрослых, 50 % — в воспитании родителей и пьянстве, 10 % добавили к предыдущим ответам, что виновато общество. Самым распространенным ответом был следующий: «Отец, видимо, пил и выгнал жену и сына». Были и такие ответы: «Возможно, у них сгорел дом или они все пропили», «виновато общество», «обстоятельства жизни».

Мы посетили социальный приют для детей и подростков ГБУ РБ «Южный» МЦ «Семья» и побеседовали с заведующей. Приводим часть нашего интервью (Приложение № 2)

Слободяник К., ученица 7б класса: Что такое приют?

Уразова И.Е., заведующая приютом: Приют создан для временного пребывания детей, от слова «приютить», значит, приласкать, помочь. Дети находятся до месяца, в редких случаях – до года. На 04.02.2019 находились девять дошкольников, шесть школьников.

Слободяник К., ученица 7б класса: А как дети попадают в приют?

Уразова И.Е., заведующая приютом: По заявлению родителей, личному заявлению ребенка, если ему исполнилось 10 лет, по ходатайству органов опеки и попечительства, по рапорту органов МВД.

Слободяник К., ученица 7б класса: А часто ли родители возвращают своих детей?

Уразова И.Е., заведующая приютом: Такие случаи редки.

Слободяник К., ученица 7б класса: Что надо сделать, чтобы было меньше брошенных детей?

Уразова И.Е., заведующая приютом: В основном, это дети из бедных, неблагополучных и малообеспеченных семей. Необходимо менять сознание людей, чтобы люди научились думать и осознавать свои поступки. Дети, конечно, в приюте ни в чем не нуждаются, но у них нет самого главного – семьи.

Как мы видим, подростки остро реагируют на несправедливость.

Заключение

Много веков люди размышляют, что такое добро и зло, есть ли Бог или нет, ищут смысл жизни, пытаются понять для чего мы, люди, на этой земле, и еще столько веков, пока будет живо человечество, будут думать люди о своем предназначении. Но нам дано сердце для любви и милосердия и разум для понимания, а мы все равно, как «неразумные дети» ведем себя в этой жизни и на этой земле. Надо помогать обездоленным людям.

Список литературы и интернет – ресурсов

Евангелие от Матфея 25:31-46

Касаткина, Т. «Мальчик у Христа на елке» // http: // www. religare. ru/monitoring48204. Htm

Копытцева Н.М. Святочный рассказ Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» // Литература в школе — 2003. — № 5. — С.35-36.

Крикунова Я. В. Лингвокультурологический анализ текста «Мальчик у Христа на ёлке» Ф. М. Достоевского на уроке литературы // Молодой ученый. — 2012. — №10. — С. 195-196. — URL https://moluch.ru/archive/45/5470/

Текст интервью с заведующей местным отделением социального приюта

для детей и подростков ГБУ РБ «Южный» МЦ «Семья»

Ириной Евгеньевной Уразовой

Слободяник К., ученица 7б класса: Что такое приют?

Уразова И.Е., заведующая приютом: Приют создан для временного пребывания детей, от слова «приютить», значит, приласкать, помочь. Дети находятся до месяца, в редких случаях – до года. На 04.02.2019 находились девять дошкольников, шесть школьников.

Слободяник К., ученица 7б класса: А как дети попадают в приют?

Уразова И.Е., заведующая приютом: По заявлению родителей, личному заявлению ребенка, если ему исполнилось 10 лет, по ходатайству органов опеки и попечительства, по рапорту органов МВД.

Слободяник К., ученица 7б класса: А часто ли родители возвращают своих детей?

Уразова И.Е., заведующая приютом: Такие случаи редки.

Слободяник К., ученица 7б класса: Что надо сделать, чтобы было меньше брошенных детей?

Уразова И.Е., заведующая приютом: В основном, это дети из бедных, неблагополучных и малообеспеченных семей. Необходимо менять сознание людей, чтобы люди научились думать и осознавать свои поступки. Дети, конечно, в приюте ни в чем не нуждаются, но у них нет самого главного – семьи.

Просмотров работы: 3733

  • Мальчик на велосипеде рассказ краткое содержание
  • Мальчик в теле девочки рассказы
  • Мальчик миша который написал сказку про лунный луч
  • Мальчик в свадебном платье рассказ
  • Мальчик который попал в сказку