Для поступления на программы актерского и театрального искусства нужно прочитать какой-либо отрывок художественного произведения на прослушивании. Что стоит выбрать? Советы от Стюарта Говарда — режиссера по подбору персонала для театра, кинематографа и телевидения из Нью-Йорка.
Скажу сразу: списка идеальных монологов для актеров просто не существует. Есть те, что нравятся лично мне, например, «Советы Гамлета актерам» («Произносите монолог, прошу вас…»). В этом отрывке прекрасно сочетаются потрясающий язык, харизма персонажа и доля юмора, однако играть Гамлета не все могут, да и не всем стоит это делать. Я считаю, что монолог должен подходить актеру и наоборот. Я могу сказать вам, что такие-то монологи – хорошие, но если они вам не подходят, и вы не испытываете удовольствия от их исполнения, вряд ли они могут что-то вам дать.
Еще о классике: если на прослушивании от вас требуется представить один из шекспировских монологов, не стоит рассчитывать, что вы можете выгодно отличиться, выучив сонет. В пьесах Шекспира вы найдете десятки великолепных персонажей и монологов, как в стихах, так и в прозе.
Актеры все время спрашивают у меня совета, смешным или серьезным должен быть отрывок. Я отвечаю – выбирайте то, что вам больше подходит и то, что вам больше нравится, но не забывайте, что с коротким комичным отрывком сложнее произвести хорошее впечатление, чем с коротким серьезным.
Актеры часто задают вопрос «Что вообще такое монолог?» Согласно словарю Уэбстера, «монолог – отрывок или произведение, в стихах или прозе, представляет собой слова или мысли отдельного персонажа». Так что диалог, из которого выбросили реплики второго персонажа, считать монологом точно нельзя. Думаю, лучший пример мы снова можем найти в «Гамлете»: это монолог, начинающийся со слов «Быть или не быть». Главный герой стоит один на сцене, и, в зависимости от видения режиссера, рассуждает сам с собой или обращается к залу.
Мне хотелось бы дать несколько советов актерам. Лучшее, что вы можете сделать – читайте, читайте больше, а потом читайте еще. Влюбитесь в слова автора и выберите монолог, который лучше всего позволяет выразить эту любовь. Ищите знакомые пьесы и читайте все те, что вам советуют. Если вы увидите и полюбите постановки «Любовь под вязами» или «Траур – участь Электры» Юджина О’Нила или «Мария Стюарт» Фридриха Шиллера, «Странная пара» Нила Саймона или мюзикл «Юг Тихого Океана» Роджерса и Хаммерстайна – почему бы вам не начать читать О’Нила, Шиллера, Саймона, или Роджерса с Хаммерстайном?
Монолог для прослушивания из мюзикла? Конечно. Их очень много, и некоторые из них можно смело использовать, чтобы впечатлить режиссера. Мой любимый – монолог Корнелиуса Хэкла в «Хэлло, Долли!». Корнелиуса и других персонажей мюзикла арестовали, и, сидя в тюрьме, он вдруг обращается к зрителям с вопросом, знают ли они, как прекрасна его возлюбленная. Монолог взят из комедии Торнтона Уайлдера «Сваха», которая легла в основу мюзикла. Великолепно подходит для прослушиваний, потому что он чрезвычайно романтичный и трогательно смешной. Каждый влюбленный понимает чувства Корнелиуса.
Монолог для прослушивания «Мера за меру»: Клавдио
Автор: Уильям Шекспир
Советую молодым людям обратить внимание на Клавдио в этой пьесе. У него есть потрясающий монолог, обращенный к сестре. Клавдио оказался в тюрьме за свое развратное поведение, и сестра говорит ему, что не пожертвует своей невинностью, чтобы спасти ему жизнь. Монолог начинается со слов «Но умереть… уйти — куда, не знаешь…». Клавдио внезапно понимает, что на кону – его жизнь и желает, чтобы сестра почувствовала его отчаяние. Кстати, если вы берете произведение, написанное на иностранном языке, выберите тот перевод, который вам больше нравится и лучше звучит на родном языке.
Монолог «Буря»: Тринкуло
Автор: Уильям Шекспир
Если вы ищите более взрослого персонажа с тонким чувством юмора – обратите внимание на монолог Тринкуло из «Бури». Он начинается со слов «Ни тебе деревца, ни тебе кусточка…» и произносится персонажем, когда тот ищет убежище от бури и натыкается на труп человека. Отрывок полон смешных описаний, все то, что Тринкуло видит, вызывает у него неподдельное отвращение.
Монолог для прослушивания «Двенадцатая ночь»: Виола
Автор: Уильям Шекспир
Мечта каждой девушки – сыграть Виолу в «Двенадцатой ночи». Когда персонаж совсем запутался в своих чувствах, возникает прекрасный монолог. Он начинается «Какое-то кольцо… Что с ней случилось?» Не часто придется играть смущенную девушку, переодевшуюся в юношу, и ставшую объектом любви прекрасной дамы.
«Чайка»: Константин
Автор: Антон Чехов
Чехов – один из моих любимых драматургов. Константин, главный персонаж пьесы, рассказывает своему дорогому дяде о том, что мать его не любит. Монолог начинается со слов «Любит — не любит…». Этот отрывок очень печальный, откровенный и берет за душу.
«Чайка»: Маша
Автор: Антон Чехов
Маша – один из самых великолепных персонажей современной драматургии. Обратите особое внимание на ее монолог о будущем муже, школьном учителе, который любит ее всей душой, и которого она сама терпеть не может. Начинается со слов «Все это я рассказываю вам как писателю».
«Мечтательница»: Джорджи
Автор: Элмер Райс
Джорджи, главная героиня пьесы, просыпается и, собираясь на работу, совершает утренний туалет перед зеркалом. Монолог очаровательный, смешной и искренний.
«Приглашение в март»: Камилла
Автор: Артур Лорентс
Пьеса начинается с того, что главная героиня, дама среднего возраста, Камилла Яблонски, обращается к залу и рассказывает кто она, где живет, чего хочет от жизни, и как она этого добьется. Монолог очень забавный и живой.
«На всякого мудреца довольно простоты»: Глумов
Автор: Александр Островский
Главный герой, молодой Глумов, обращается к своей возлюбленной, Клеопатре. Этот эмоциональный монолог никого не оставит равнодушным. Начинается со слов «Как мне огорчить вас!»
«Страх и нищета в Третьей империи»: Жена-еврейка
Автор: Бертольд Брехт
Это очень длинный монолог (около 20 минут), однако его можно разделить на великолепные отрывки. Еврейская женщина собирает чемоданы и разговаривает сама с собой, затем со своим мужем, и, наконец, уходит от него. Она не хочет, чтобы ее религия испортила ему жизнь. Он не пытается ее остановить.
«Клео, Кемпинг, Эммануэль и Дик»: Имоджен
Автор: Терри Джонсон
Очень смешная пьеса о киноиндустрии. Имоджен, красивая и соблазнительная актриса, перебрала спиртного, и рассказывает всем вокруг, что хочет, чтобы ее запомнили за ее талант, а не за ее сексуальную внешность.
Помните, главное в прослушивании не сам монолог, а то, как вы его представите. Выбирайте тот, что вам по душе, а когда он вам надоест – ищите другой.
Автор: Стюарт Говард, режиссер по подбору персонала для театра, кинематографа и телевидения из Нью-Йорка. Среди его последних работ – современная постановка «Вестсайдской истории». Имеет степень бакалавра искусств Университета Карнеги-Меллон и магистра драматургии Университета Пердью, а также диплом по французской классической драматургии Сорбонского Университета.
Перевод выполнила: Наталья Склёмина
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА
Действующие лица:
Герда, Кай, Снежная Королева, Бабушка, Сказочник, Цветочница, Ворон, Ворона, Принц, Принцесса, Маленькая разбойница, Атаманша, Северный Олень, Лапландка, Тролль.
Горожане, Королевские слуги, Разбойники, 2 мальчика, Розы
Действие первое:
Звучит длинная 8 минутная версия произведения Николо Паганини «La Campanella». Сцена заполняется горожанами. Люди занимаются своими делами: здороваются, кто-то ведёт разговор, кто-то метет улицу, продают цветы и молоко в корзинах. Живое действие без слов.
Среди них на сцене появляется Сказочник. Он включается в действие вместе с горожанами. На сцене появляется несколько человек, несущих большое зеркало. Вдруг музыка резко обрывается. Свет меркнет. Горожане замирают. Сказочник медленно подходит к зеркалу. Резко разворачивается, прижавшись спиной к зеркалу, и начинает рассказ.
Сказочник: Ну, начнём! Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем теперь!
Люди, держащие зеркало, резко разворачиваются на 180 градусов вместе со Сказочником. Далее, текст Сказочника звучит сопровождением.
Сказочник: Так вот, жил-был тролль, злющий-презлющий. Раз он был в особенно хорошем расположении духа: он смастерил такое зеркало в котором все доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, все же негодное и безобразное, напротив, выступало еще ярче, казалось еще хуже. Прелестнейшие ландшафты выглядели в нем вареным шпинатом, а лучшие из людей — уродами, или казалось, что они стоят кверху ногами, а животов у них вовсе нет!
Как только Сказочник рассказывает о Тролле, на Сцене появляется Тролль.
Музыкальным фоном на его выход звучит «В пещере горного короля» Эдварда Грига. Во время текста Сказочника, Тролль сам глядит в зеркало. Затем приглашает двух держащих зеркало горожан посмотреть в него. Те, с ужасом бросаются от зеркала и скрываются за ним и возвращаются уже Троллями. Затем, они снова берут зеркало, а Тролль созывает горожан. Горожане толпятся возле зеркала, заглядывая в него, и с ужасом, бросаются прочь от зеркала. Затем сходятся, дразнят друг друга и издеваются друг над другом. Тролль и его ученики хохочут над горожанами.
Сказочник: И вот они бегали с зеркалом повсюду; скоро не осталось ни одной страны, ни одного человека, которые бы не отразились в нем в искаженном виде.Напоследок захотелось им добраться и до неба, чтобы посмеяться над ангелам и самим творцом. Чем выше поднимались они, тем сильнее кривлялось и корчилось зеркало от гримас; они еле-еле удерживали его в руках. Но вот они поднялись еще, и вдруг зеркало так перекосило, что оно вырвалось у них из рук, полетело на землю и разбилось вдребезги!
Как только Сказочник говорит про небо, Тролли поднимают головы вверх и делают прыжок. На сцене появляются дети с куклами ангелов на палочках. Куклы должны быть только из ткани (органза, шифон, тюль). Дети машут куклами ангелов с саванами и крыльями из ткани. Ангелы летают к зеркалу и от него. Постепенно тролли по тексту Сказочника медленно поднимают зеркало вверх и роняют. Когда Зеркало разбивается:-начинает звучать «В пещере горного короля» в исполнении группы Apocaliptica. — Сзади выстреливают две Бумфети с серебристой начинкой. ( это осколки зеркала).Пауза… На фоне тишины и летящих осколков, Сказочник читает текст.
Сказочник: Миллионы, биллионы его осколков наделали,однако, еще больше бед, чем самое зеркало. Некоторые из них были не больше песчинки, разлетелись по белу свету, попадали, случалось, людям в глаза и так там и оставались. Человек же с таким осколком в глазу начинал видеть все навыворот или замечать в каждой вещи одни лишь дурные стороны, — ведь каждый осколок сохранял свойство, которым отличалось самое зеркало. Некоторым людям осколки попадали прямо в сердце, и это было хуже всего: сердце превращалось в кусок льда. Были между этими осколками и большие, такие, что их можно было вставить в оконные рамы, но уж в эти окна не стоило смотреть на своих добрых друзей. Наконец, были и такие осколки, которые пошли на очки, только беда была, если люди надевали их с целью смотреть на вещи и судить о них вернее!
На сцене вновь появляются горожане и начинают ловить эти осколки на фоне текста автора. Во время текста автора звучит произведение «Тишина» Людвига Ван Бетховена. Как только горожанин ловит осколок, он замирает с гримасой на лице и в искаженной позе.
Действие второе
Музыка меняется. Звучит «Сон в летнюю ночь» Рихарда Вагнера. Начинает падать снег. Горожане медленно уходят в разные концы сцены.На сцене появляются Кай и Герда. В руках у них горшки с цветущими розами. Они садятся на край сцены и ставят розы между друг друга.
Кай: Смотри, как кружится снег!
Герда: Это роятся белые пчёлки!
Кай: А у них есть королева? У настоящих пчёл ведь есть?
Герда: Есть! Снежинки окружают её густым роем, но она больше их всех и никогда не остается на земле — вечно носится на черном облаке. Часто по ночам пролетает она по городским улицам и заглядывает в окошки; вот оттого- то они и покрываются ледяными узорами, словно цветами! Вот я боюсь, может ли она войти сюда?
Кай: Пусть только попробует! Я посажу её на горячую печку – вот она и растает!
Кай: Какой же ты смелый, Кай!
Раздаётся голос Бабушки.
Бабушка: Герда, помоги мне пожалуйста! Я куда-то подевала свои очки.
Герда: Иду, бабушка! Подожди меня здесь, Кай! Я помогу бабушке и вернусь.
Герда убегает за кулисы. Кай остаётся на сцене.
Музыка меняется. Звучит «Ночь на лысой горе» М. П. Мусоргского
Медленно (словно плывёт) появляется Снежная Королева. Она подходит к Каю со спины и закрывает ему глаза руками.
Кай: Герда! Почему у тебя такие холодные руки?
Отнимает ладони снежной Королевы от глаз и оглядывается. Кай и снежная королева поворачиваются в профиль к зрительному залу. Кай замирает в испуге. Снежная королева бросает в лицо Каю осколок зеркала (серебринку из бумфети) и медленно уходит. Кай вскрикивает.
Музыка затихает.
На сцене появляются Герда и Бабушка.
Герда: Кай, что случилось?
Бабушка: Кай, ты ушибся?
Кай: Мне кольнуло прямо в сердце и что-то попало в глаз! Должно быть выскочило!
Герда начинает плакать.
Бабушка: Смотри как ты напугал бедную девочку!
Кай: Нечего плакать! Мне совсем не больно! Какая же ты безобразная когда плачешь! Фу! Эта роза совсем кривая! Её точит червь. Какие гадкие розы!
Кай вырывает розу.
Герда: Что ты делаешь, Кай?
Кай вырывает розу и начинает забавляться с ними. Бабушка начинает ходить за Каем.
Бабушка: Что ж ты делаешь, Кай? Как тебе не стыдно? Какая муха тебя укусила?
Кай начинает передразнивать бабушку голосом и походкой, произнося те же самые фразы.
Кай: Ты кудахчешь, как курица, бабушка! Совсем старенькая и даже поймать меня не можешь! А ты всё плачешь, глупая Герда! Как вы мне надоели! Я пойду кататься на санках с мальчишками! Хоть там весело!
Кай надевает шапку и шарф, когда произносит текст. Хватает санки и убегает. Бабушка не успевает его поймать. Она подходит к Герде и начинает её успокаивать.
Бабушка: Не плачь! Не плачь, милая Герда!
Герда: Как же не плакать, когда он так меня обидел? Так вырвал розы? Но, больнее всего, что он так издевался над тобой, Бабушка!
Бабушка: Что-то здесь неладное, Герда! Недоброе сердце чует…
На сцену вбегают два запыхавшихся мальчика и начинают говорить, перебивая друг друга.
1: Бабушка, там ваш Кай!
2: Да, Бабушка, там ваш Кай!
1: Кай!
2: Да Кай!
1: Он прицепился и поехал
2: К большим саням… Санками…
1: Сани, кони!
2: Тётя вся в белом и блестит!
1: А снег так и валит…
Бабушка: Да погодите вы! Отдышитесь! Да вы все дрожите! Рассказывайте толком, что с Каем?
1: Он прибежал кататься с нами на санках.
2: И тут же стал дразниться.
1: У тебя шарф старый! У тебя санки плохие! Ты глупый! Ты трусишка!
2: И только мы собрались его поколотить, как из-за поворота вылетела тройка белых коней с санями!
1: В них сидела женщина. Вся сверкала, как снег на солнце.
2: И пурга началась невиданная!
1: Кай прицепил свои санки к большим саням этой женщины. Тут мы его и видели…
Герда: Это она! Это она! Снежная Королева! Она увезла Кая!
Бабушка: Вот почему он себя так вёл! Она бросила ему в глаза осколок волшебного зеркала. Пропал наш бедный Кай…
Бабушка провожает мальчиков и сама удаляется со сцены.
Звучит «Сон в летнюю ночь» Рихарда Вагнера
Герда: Я не оставлю тебя, мой милый Кай! Я выручу тебя у Снежной Королевы! Я не боюсь!
Герда одевает рукавички и кутается в платок. Убегает со сцены.
Музыка продолжает звучать по нарастающей.
Действие третье
Начинает звучать «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского. На сцене появляются дети. У них в руках крупные искусственные цветы разных видов. Дети исполняют танец Цветов. Среди детей появляется Цветочница. Она ухаживает за цветами. Дети с цветами делают хореографические перестроения. В финале танца они замирают в полукруге с проходом в центре. Музыка меняется. Звучит «Тишина» Бетховена.На сцене появляется Герда. Она проходит в центре между цветами. Садится в центре сцены и начинает плакать. Музыка затихает.
Герда: Как же долго я иду за тобой, милый Кай! Как далеко…
Цветочница внимательно наблюдает за Гердой. Затем, она приближается к ней.
Цветочница: Ах, ты бедная крошка! Как же это ты попала так далеко?
Герда: Я ищу Кая! Его увезла Снежная Королева…
Цветочница: Снежная Королева… какая удивительная история. Но, ты устала и проголодалась! Сядь отдохни и хорошенько поешь! А заодно подробно расскажи, как приключилось такое несчастье…
Звучит «la Companella» Паганини. Цветочница берет Герду за руку и проводит её вдоль цветов. Дети с цветами приветствуют её. Цветочница усаживает Герду на стульчик и начинает расчёсывать ей волосы. Герда изображает, что рассказывает ей свою историю, но без слов. Звучит голос Сказочника.
Сказочник: Цветочница расчёсывала кудри девочки, и чем дольше чесала, тем больше Герда забывала своего названого братца Кая, — старушка умела колдовать. Она не была злою колдуньей и колдовала только изредка, для своего удовольствия; теперь же ей очень захотелось оставить у себя Герду. И вот она пошла в сад, дотронулась своей клюкой до всех розовых кустов, и те, как стояли в полном цвету, так все и ушли глубоко-глубоко в землю, и следа от них не осталось. Старушка боялась, что Герда при виде ее роз вспомнит о своих, а там и о Кае, да и убежит.
Герда засыпает. Цветочница подходит к розам во время текста Сказочника и дотрагивается до них. Двое детей с розами убегают со сцены.
Цветочница: Давно мне хотелось иметь такую миленькую девочку! Вот увидишь как мы славно заживём с тобой!
Цветочница уходит со сцены. Герда просыпается. Дети начинают кружиться вместе с Гердой и вовлекают её в хоровод.
Звучит фрагмент «Вальса цветов» Чайковского. Дети с цветами исполняют танец вместе с Гердой. Останавливаются в финальной мизансцене. Музыка прекращается.
Герда: Как? Тут нет роз?
Герда садится на сцену и плачет. Звучит голос Сказочника.
Сказочник: Теплые слезы упали как раз на то место, где стоял прежде один из розовых кустов, и как только они смочили землю — и кусты мгновенно выросли из нее, такие же свежие, цветущие, как прежде. Герда обвила их ручонками, принялась целовать розы и вспомнила о тех чудных розах, что цвели у нее дома, а вместе с тем и о Кае.
На сцене появляются дети с розами. Они подбегают к Герде и слегка обнимают её. Герда гладит бутона роз.
Звучит «Сон в летнюю ночь» Вагнера
Герда: Как же я замешкалась! Мне ведь надо искать Кая! Вы не знаете, где он? Верите ли вы тому, что он умер и никогда больше не вернётся?
Розы: Он не умер! Он жив?
Герда: Не знаете ли вы, где он?
Дети качают отрицательно головой и цветами. Герда уходит со сцены. Дети машут ей вслед цветами. Когда, Герда уходит за кулисы, дети так же покидают сцену в противоположную кулису.
Действие четвёртое
Звучит «La Companella» Паганини.
На сцене появляется Ворон. Он эксцентрично и важно передвигается по сцене. Несколько раз останавливается и, по-птичьи, внимательно рассматривает зрителей. Появляется Герда. Ворон прячется и внимательно наблюдает за Гердой.
Музыка стихает.
Герда: Ах, как же я замешкалась! Путь долог, но сердце мне подсказывает, что я у цели.
Снова звучит музыка Паганини. Ворон приближается к Герде.
Ворон: Кар-кар! Здрррррраствуй!
Герда: Здравствуй, Ворон! Не видал ли ты моего Кая?
Ворон: Может быть! Может быть!
Герда: Как? Правда?
Ворон: Потише! Потише! Скорее всего это был твой Кай. Но, он скорее всего забыл тебя, встретив нашу Принцессу. Вот послушай: В королевстве, где мы с тобой находимся, есть принцесса, такая умница, что и сказать нельзя! Она прочла все газеты на свете и уж позабыла все, что прочла, — вот какая умница! Раз как-то сидела она на троне, — а веселья-то в этом ведь немного, как говорят люди — и напевала песенку: «Отчего ж бы мне не выйти замуж?» «А ведь и в самом деле!» — подумала она, и ей захотелось замуж. Но в мужья она хотела выбрать себе такого человека, который бы сумел отвечать, когда с ним заговорят, а не такого, что умел бы только важничать, — это ведь так скучно! И вот созвали барабанным боем всех придворных, да и объявили им волю принцессы.
Герда: Ну, а Кай-то? Кай? Как же он оказался в замке у принцессы?
Ворон: Постой! Постой! Теперь мы как раз дошли и до него! На третий день явился небольшой человечек, не в карете, не верхом, а просто пешком, и прямо вошел во дворец. Глаза его блестели, как твои; волосы у него были длинные, но одет он был бедно. Он вступил с принцессой в беседу и говорил так же хорошо, как я, когда говорю по- вороньи, — так по крайней мере сказала мне моя невеста. Держался он вообще очень свободно и мило и заявил, что пришел не свататься, а только послушать умные речи принцессы. Ну и вот, она ему понравилась, он ей тоже!
Герда: Да, да, это мой Кай! Он такой умный! Проведи же меня во дворец!
Ворон: Легко сказать… Да как это сделать? Постой, я поговорю со своей невестой! Она что-нибудь придумает! Подожди меня тут у решетки!
Ворон скрывается за ширмой. Герда остаётся одна. Через мгновение на сцене вновь появляется Ворон и Ворона.
Клара: Мой жених рассказал мне о Вас столько хорошего, Герда!
Карл: Не угодно ли вам взять лампу? Я пойду вперед!
Ворон, Ворона и Герда уходят со сцены. Звучит «Кот в сапогах» из балета «Спящая красавица» Чайковского. На сцене появляются ребята – придворные. Мальчики – стража с мечами. Девочки – фрейлины с веерами. Все спят. Ворон, Ворона и Герда медленно под музыку идут по сцене. Останавливаются, и делаю акцент у спящих фрейлины или стражника. Они подходят к ширме. Ворон отодвигает ширму. Ворона светит фонарём возле спящих Принца и Принцессы. Герда окликает спящего Принца.
Герда: Милый Кай, проснись!
Принц и Принцесса мигом просыпаются. Свет становится ярче. Фрейлины и стражники тоже просыпаются и обступают Ворона, Ворону и Герду. Ворон с Вороной бросаются в разные концы сцены. Стражники ловят их.Герда остаётся на месте и смотрит на Кая. Звучит «Панорама» из балета «Спящая красавица» Чайковского.
Герда: Нет, ваше Высочество, вы не мой Кай!
Принцесса: Кто эта девочка?
Принц: Впервые её вижу! Но, посмотри как она печальна…
Принцесса: Девочка, кто ты и как здесь оказалась?
Герда: Я – Герда! Ищу своего названного братца Кая! Его увезла Снежная Королева…
Принц: Какое несчастье… А почему ты решила, что Кай – это я?
Герда: О вас мне рассказал Ворон. Он так похоже описал Вас, что я решила Вы и есть мой Кай… Вот я и попросила Ворона Карла и Ворону Клару о помощи!
Принцесса: Бедная, бедная Герда! Карл и Клара, подойдите! За доброту И заботу вас следует наградить! Но, впредь не делайте так без нашего ведома!
Принц: А тебе, Герда, мы поможем! Мы подарим тебе карету с быстрыми лошадьми; шубку и муфточку, чтобы ты не замёрзла в царстве Снежной Королевы.
Принцесса: И постараемся немножко развеселить! Эй, придворные фрейлины и верные стражники, становитесь! Научим Герду нашему любимому танцу!
Стражники и фрейлины встают в пары и образуют колонну. Во главе колонны становится Принц и Принцесса. За ними стражник с Гердой. За ними Ворон и Ворона. За ними все остальные придворные. Все танцуют Полонез. Исполняют три фигуры, и разделившись на четверки, расходятся в разные концы сцены. Встают в полукруговую мизансцену. Звучит «Полонез» из оперы «Жизнь за Царя» М. И. Глинки.Когда заканчивается полонез, стражник подносит Герде шубку и муфточку. Звучит «Сон в летнюю ночь» Вагнера
Принц: Прощай, Герда! Пусть тебе сопутствует удача!
Принцесса: Ты очень смелая! Мы верим в тебя! Доброго пути!
Ворон и Ворона: До свидания, храбрая Герда!
Все провожают Герду. Герда уходит со сцены. Принц с Принцессой, Ворон с Вороной и придворные под «Полонез» Глинки покидают сцену и расходятся в разные кулисы.
Действие пятое
На сцене появляются 6 детей. Они зримо делают карету Герды. Составляют вместе заранее заготовленные и скрученные шары для моделирования. Двое ребят с раскрытыми раскрашенными под колёса зонтиками делают колёса. Появляются двое стражников с лошадками на палках. Один из них приглашает Герду в карету. Герда садится в карету. Звучит увертюра к опере «Вильгельм Тель» Россини. Карета начинает движение. Ребята с лошадками начинают гарцевать на месте. Ребята с зонтиками-колесами раскручивают зонтики. Ребята с корпусом кареты трясут шариками как при качке кареты. Герда внимательно смотрит в окно. Раздаются звуки выстрелов и свист. На карету нападают разбойники. Они пленят стражников и разбивают карету. Окружают Герду. Звучит песня «Ajde Jano» Горана Бреговича или саундтрек из фильма «Шерлок Холмс» Гая Риччи. На сцене появляется Атаманша. Она по-хозяйски осматривает добычу. Подходит к Герде.
Атаманша: Ишь ты какая славненькая, жирненькая! Орешками откормлена! Достаёт Нож. Стремительно появляется Маленькая разбойница. Она кусает Атаманшу за руку. Та вскрикивает.
Атаманша: Ах, ты дрянная девчонка!
Разбойница: Она будет играть со мной! Отдаст мне свою муфточку, шапочку и будет спать в моей постельке! Берет Герду за руку и проходит вдоль разбойников.
Разбойница: Они тебя не убьют, пока я не рассержусь на тебя! Ты верно принцесса?
Герда: Нет… Я простая девочка, Герда! Ищу своего названного братца Кая. Его увезла Снежная Королева. И я иду спасать его. А карету и муфточку мне подарили добрые Принц и Принцесса.
Разбойница: Они не убьют тебя, если я рассержусь! Ты такая храбрая. Лучше я сама тебя убью. Ну, чего таращитесь? Везите нас в разбойничий замок!
Разбойники уводят Герду и стражников. За ними уходят Маленькая Разбойница и Атаманша. Несколько разбойников остаются на сцене и зримо подготавливают декорации замка. Действие разворачивается под музыку из «Шерлока Холмса». Когда декорации готовы, Атаманша и разбойники исполняют танец или песню.Когда разбойники заканчивают свой номер, На сцене вновь появляются Герда и Маленькая Разбойница.
Разбойница: Вот мы и дома! Ты будешь спать со мной, возле моего маленького зверинца! На сцене появляются дети с силуэтами животных ( голуби, зайцы, Северный олень). Маленькая разбойница подбегает к ним.
Разбойница: Все мои! Хватает актёра с голубем и силой подводит к Герде.
Разбойница: На! Поцелуй его! А вот тут сидят лесные плутишки!
Подходит к зайцам и показывает их Герде.
Разбойница: Их надо всё время держать взаперти! А ни то мигом удерут!
Подходит к Северному Оленю.
Разбойница: А вот тут мой старичина бяшка! Его тоже нужно держать на привязи. Каждый вечер я щекочу его острым ножом. Он смерть этого боится!
Герда: Не мучай его! Разве ты спишь с ножом?
Разбойница: Всегда! Мало ли что может случиться. Но, расскажи мне подробно о Кае и о том, как ты пустилась странствовать по белу свету?
Герда начинает делать вид, что подробно рассказывает свою историю.Звучит «Сон в летнюю ночь» Вагнера фоном и голос Сказочника.
Сказочник: Герда рассказала. Лесные голуби в клетке тихо — ворковали; другие голуби уже спали; маленькая разбойница обвила одною рукой шею Герды — в другой у нее был нож — и захрапела, но Герда не могла сомкнуть глаз, не зная, убьют ее или оставят в живых.
Как только Маленькая разбойница засыпает, актёры с фигурками голубей начинают говорить.
Голубь 1: Мы видели Кая! Он сидел в белых санях вместе со Снежной королевой, а белая курица несла на спине его санки.
Голубь 2: Скорее всего они полетели в Лапландию. Там вечный снег и лёд! Спроси лучше у Северного Оленя.
Северный Олень: Да, там снег и лёд! Чудо как хорошо! Там прыгаешь себе на воле по бескрайним сверкающим ледяным равнинам! Там раскинут летний шатер Снежной королевы, а постоянные ее чертоги — у Северного полюса, на острове Шпицберген!
Герда: О, Кай! Милый Кай!
Разбойница: Ну, так и быть… А ты знаешь, где Лапландия?
Северный олень: Кому же знать, как не мне! Я там родился и вырос! Там я прыгал по снежным равнинам.
Разбойница: Так слушай: все наши ушли… Дома одна мать. Скоро она хлебнёт из своей бутылки и захрапит. Тогда я кое-что сделаю… Еще долго-долго можно было бы потешаться над тобой! Уж больно ты бываешь уморительным, когда тебя щекочут острым ножом! Ну, да так и быть! Я отвяжу тебя и выпущу на волю. Ты можешь убежать в свою Лапландию, но должен за это отнести ко дворцу Снежной королевы вот эту девочку, — там ее названый братец. Ты ведь, конечно, слышал, что она рассказывала? Она говорила довольно громко, а у тебя вечно ушки на макушке.
Разбойница подводит Герду к Северному оленю и вручают ей уздечку.
Разбойница: Так и быть! Забирай свои меховые сапожки и шапочку, ведь тебе будет холодно. А муфточку я оставлю себе – она мне очень понравилась. Но, мерзнуть тебе я не дам! Вот огромные матушкины рукавицы. Сунь в них руки! Вот тебе два кусочка хлеба и окорок. Теперь не будешь голодать!
Герда: Спасибо тебе, милая Маленькая Разбойница! Ты все-таки очень добрая! Спасибо…
Обнимает Разбойницу. Разбойница отпихивается от Герды.
Разбойница: Вот ещё нежности! Уходите, пока я не передумала! Ну!!!
Герда и Северный олень уходят. Разбойница начинает плакать. Выпускает голубей и зайцев. Звучит «Сон в летнюю ночь» Вагнера.
Действие шестое
Звучит композиция «Адан Ралтан» ансамбля Хуун Хуур Ту.На сцене появляются ребята, которые зримо устанавливают Иглу. Всё действие происходит в шаманском танце. Появляется Лапландка, которая начинает Шаманский танец. У неё в руках бубен. После исполнения шаманского танца, на сцене появляются Герда и Северный Олень.
Лапландка: Ах вы бедняги! Долгий же вам еще предстоит путь! Придется сделать сто миль с лишком, пока доберетесь до Финмарка, где Снежная королева живет в ледяном замке на высокой горе и каждый вечер зажигает голубые бенгальские огни.
Северный Олень: Ты такая мудрая женщина! Я знаю, ты можешь связать одной ниткой четыре ветра! Ты бы одна одолела Снежную королеву!
Лапландка: Кай в самом деле у Снежной королевы, но он вполне доволен и думает, что лучше ему нигде и быть не может. Причиной же всему осколки зеркала, что сидят у него в сердце и в глазу. Их надо удалить, иначе он никогда не будет человеком, и Снежная королева сохранит над ним свою власть.
Северный олень: Но, ты можешь помочь уничтожить Герде её власть?
Лапландка: Сильнее, чем она есть, я не могу ее сделать. Не видишь разве, как велика ее сила? Не видишь, что ей служат и люди и животные? Ведь она босая обошла полсвета! Не у нас занимать ей силу! Сила — в ее милом, невинном детском сердечке. Если она сама не сможет проникнуть в чертоги Снежной королевы и извлечь из сердца Кая осколки, то мы и подавно ей не поможем! В двух милях отсюда начинается сад Снежной королевы. Отнеси туда девочку, спусти у большого куста, покрытого красными ягодами, и, не мешкая, возвращайся обратно!
Северный Олень: Слушаюсь, добрая Лапландка!
Герда: Спасибо тебе за твою заботу! Скорей, милый Северный олень, неси меня к Каю!
Олень и Герда уходят со сцены. Звучит «Dies Irae» из «Реквиема» Джузеппе Верди. На сцене появляются ребята в белых Балахонах. Они стремительно передвигаются по сцене. Лапландка быстро уходит.Появляются Кай и Снежная королева. Ребята замирают в разных позах в виде ледяных скульптур.
Снежная королева: Кай! Если ты сложишь из льдинок слово «Вечность», я сделаю тебя вольным господином и подарю тебе полсвета и пару новых коньков. Теперь я полечу в тёплые края!
Снежная королева уходит. Кай остаётся один на сцене и начинает складывать слово «Вечность». Появляется Герда. Она греет ладони дыханием. Видит Кая.
Герда: Кай! Мой милый Кай! Наконец-то я нашла тебя!
Герда бросается к Каю и обнимает его. Кай не узнаёт её. Герда начинает плакать.
Кай: Ай, как горячо! Как горячо! Герда! Это ты, милая Герда! Где мы? Почему же так холодно?
Герда: Милый Кай! Тебя увезла Снежная королева! А я пришла за тобой и никому тебя не отдам! Мои слезы растопили твоё заколдованное сердце! Теперь мы снова вместе!
Кай начинает плакать в обнимку с Гердой. Он вытирает глаза ладонью и смотрит в пол.
Кай: Что это выпало у меня из глаза?
Поднимает серебринку. Герда отбирает её и выбрасывает.
Герда: Это плохой осколок волшебного зеркала злого Тролля, которым тебя заколдовала Снежная королева. Скорее! Нам пора уходить!
Звучит «Dies Irae» Верди. Появляется Снежная Королева.
Снежная королева: Куда это вы собрались? Это ты, дрянная девчонка! Я превращу тебя в одну из ледяных скульптур и поставлю на шпиль самой высокой башни моего замка, чтобы морозные ветры со всех сторон обдували тебя!
Кай: Нет! Ты не посмеешь этого сделать! Я всё вспомнил! Ты обещала освободить меня, если я сложу из льдинок слово «Вечность»! Я успел! Я сделал! Смотри!
Снежная королева: Верно! Я сдержу своё слово! Вы победили меня и теперь свободны!
Кай: Дай слово, что больше никогда не будешь заколдовывать сердца детей! А полсвета и новенькие коньки оставь себе!
Снежная королева: Будь по твоему!
Снежная королева и скульптуры удаляется со сцены. Звучит «Сон в летнюю ночь» Вагнера. Кай и Герда держатся за руки. На сцене появляются все положительные герои. Бабушка выносит горшочек с розами и отдаёт его Каю и Герде. Все исполняют финальную песню (как вариант «В этом мире доброта» из мультфильма Фунтик или «Дружба крепкая» или другую на тему дружбы).
Разбойница: Вот и сказке конец!
Решив посвятить себя сцене, многие молодые люди делают грубую ошибку, романтизируя творческую профессию. Первый укол суровой реальности ощущается во время подготовки к вступительным экзаменам.
Монолог для поступления в театральный для девушек не менее важен и ответственен, чем знание основных законов физики для будущих инженеров.
Как же среди разнообразия материала выбрать тот самый текст, который покажет абитуриентку с лучшей стороны?
Содержание
- 1 Прослушивание в театральный ВУЗ
- 2 Монолог против описательной прозы
- 3 Примеры монологов для девушек
- 4 Как определиться с материалом
- 5 Мужской монолог: за и против
- 6 Подготовка к прослушиванию
Прослушивание в театральный ВУЗ
В отличие от обычных ВУЗов в театральном вступительные экзамены начинаются с творческого конкурса
Несмотря на то, что актёрские ВУЗы стоят на «других слонах», они имеют одну явную общую деталь с более «приземлёнными» учебными заведениями – вступительные экзамены.
Как и везде, наличие таковых определяет тех, кто продолжит обучение.
Однако на сегодняшний день многие специалисты считают, что подобная процедура отбора теряет свою актуальность.
Происходит это по большей части из-за того, что многие молодые люди в представленных условиях не способны показать себя в полной мере.
Актёр — это, безусловно, профессионал, но не робот, – человек. Человеческий фактор в большинстве случаев играет основополагающую роль в вопросе, когда нужно показать своё «Я».
Как показывает статистика, большинство поступающих — экстраверты. То есть люди, обладающие природной предрасположенностью к общению с малознакомыми людьми, открытым характером.
В то время как интровертам нужно приложить массу усилий, чтобы доказать свою профпригодность.
Талант – это дар. Но он не всегда виден невооружённым глазом. Порой под талантом принимаются обычные общительность и открытость, которые, безусловно, хороши в реальной жизни, но бесполезны на сцене.
В театральном наличие таланта важнее результатов ЕГЭ
Но пока система работает следующим образом:
- Специальность или творческий конкурс. Как правило, проходит в несколько этапов. На этих этапах обязательно прочтение наизусть произведения. Это может быть рассказ, стих, басня, отрывок из прозы. Помимо главного текста, рекомендуется иметь в запасе 1-2 произведения другого формата.
- Коллоквиум. Представляет собой собеседование с членами приёмной комиссии, где абитуриенту будут задавать вопросы, касающиеся профессии.
- Русский язык и литература. Результаты ЕГЭ.
Мы поговорим о творческом конкурсе.
Монолог против описательной прозы
Выбери отрывок, который ты сможешь не только прочитать, но и прожить
Каждый абитуриент индивидуален. И выбор в пользу определённого произведения складывается исключительно исходя от предпочтений человека.
Но не стоит забывать, что это конкурс. И порой выход из зоны комфорта – лучшее, что можно сделать в данной ситуации.
На фоне других выигрышнее всего смотрятся (или слышатся) прозаические произведения.
Стихотворная форма подразумевает под собой наличие определённого ритма, в прозе же он не столь выражен. Его нужно, как говорится, нащупать.
Сейчас ни в коем случае не умаляется значимость чтецов. Однако, согласитесь, даже пятилетний ребёнок может прочесть стих.
Другой вопрос в содержании и подаче, но факт остаётся фактом: в рамках конкурса проза предпочтительнее.
Причём обратить внимание рекомендуется именно на монолог. Он лучше простой описательной прозы, так как даёт большую возможность проявить актёрские способности.
Ведь по сути что есть монолог? Это речь от первого лица со всеми переживаниями, оттенками и интонациями.
Передать характер главного героя, показать тонкость, хрупкость, либо наоборот силу момента через монолог проще и одновременно сложнее. Перед будущим актёром стоит задача не из простых, но очень в духе театра – прожить маленькую жизнь.
В то время как описание призвано для того, чтобы дать зрителю представление о происходящем вокруг.
Примеры монологов для девушек
«Чайка» А.П.Чехова — один из самых популярных вариантов для поступающих девушек
Роль женщины в искусстве недооценить сложно. Мать, дочь, сестра, возлюбленная – эталон силы, верности, нежности.
Также немалый интерес вызывают и отрицательные женские персонажи. Они, подобно змею искусителю, ловко и будто бы между делом способны вершить, крушить судьбы.
При этом глубина переживаний, искренность чувств и намерений что у одних, что у других многогранна и интересна.
Именно поэтому от того, какой женский монолог для поступления в театральный ВУЗ выберет юная девушка, зависит её дальнейшая судьба как актрисы.
Выбор огромен. Если душа больше лежит к зарубежным авторам, обратите внимание на отрывки и персонажей следующих произведений:
- Виола. «Двенадцатая ночь» Уильяма Шекспира. История, которая откликается в сердцах по сей день. Молодая девушка переоделась в юношу и к своей неожиданности обнаружила, что в таком облике интересна молодой даме. Метания Виолы отлично показывают всю комичность и трагичность сложившейся ситуации;
- Джорджи. «Мечтательница» Эльмера Райса. Неподдельная лёгкость и искренность, которую порой так сложно преподнести со сцены. Главная героиня – Джорджи – просыпается и спешно собирается по своим делам;
- Жена-еврейка. «Страх и нищета в Третьей империи» Бертольда Брехта. Весь монолог из произведения очень длинный и непростой (порядка 20 минут), но вся прелесть в том, что его можно разбить на несколько частей. Действие происходит в момент, когда женщина собирает вещи и уходит от своего мужа из-за своей принадлежности к религии. Она не хочет портить ему жизнь, он в свою очередь не пытается её удержать.
- Имоджен. «Клео, Кемпинг, Эммануэль и Дик» Терри Джонсона. Пьеса, как и сам отрывок, интересная, яркая. В лёгкой шуточной форме рассказывает о киноиндустрии. Имоджен, немного перебрав, делится с окружающими своим желанием – чтобы фабрика грёз запомнила её за настоящий талант, а не миловидную внешность.
Если обращаться к русской классике, то никак нельзя пройти мимо:
- пьесы «Чайка» Антона Чехова;
- романов Фёдора Достоевского «Идиот», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Дядюшкин сон», «Неточка Незванова», «Униженные и оскорблённые»;
- произведений «Анна Каренина» и «Война и мир» Льва Толстого – классика жанра в мире душевных переживаний.
Продолжать можно бесконечно, ведь каждая героиня, «живущая» в мире автора, заслуживает особого внимания. Здесь важно выбрать то, что действительно сыграет на руку.
Как определиться с материалом
Но как из многообразия материала выбрать тот, который будет выигрышнее всех?
Ответ прост, но неочевиден – никак. Идеального монолога не существует.
Актёр — это бесконечная работа, в первую очередь над собой. Успех — это 1% таланта и 99% труда.
Чтобы выбрать «свой» монолог, нужно взглянуть на себя со стороны
Монолог при поступлении девушки в театральный должен быть инструментом, помощником для достижения цели. Но, как говориться, плохому танцору все туфли не те.
Не стоит штудировать миллион произведений для поиска того самого, но и останавливаться на первом попавшемся не стоит.
Для начала посмотрите на себя как можно критичнее. Что вы из себя представляете? Какой образ вам ближе? Всплывают ли в вашей памяти персонажи, схожие по характеру, манерам с вами?
Если да – можете смело перечитывать произведения.
Но так же работает и обратная ситуация. Выйти из своего привычного повседневного образа, означает показать свою предрасположенность к актёрству.
Но опасайтесь подводных камней. Порой желание выделиться, запомниться может сыграть злую шутку.
Мужской монолог: за и против
Главное, чтобы комиссии понравились вы, а не произведение, которое вы будете читать
К желанию проявить себя можно причислить чтение мужских монологов.
Никто не запрещает вам делать подобный ход. Вполне возможно, что передать мужественный характер мужчины для вас намного интереснее и проще, нежели тонкий, нежный девичий.
Здесь, как и вообще всё в рамках творческого конкурса, всё зависит от членов приёмной комиссии.
Оценка абитуриента носит исключительно субъективный характер. Тут уже нужно обращать внимание на то, что нравится и не нравится преподавателям.
Вас никто не ограничивает гендерными рамками, но если вы не уверены на 100% в том, что справитесь с текстом мужчины, – не беритесь.
Подготовка к прослушиванию
Опытные и «бывалые» в один голос советуют начать готовиться к поступлению в театральный не менее чем за год.
Это никак не связано с тем, что новобранцы «тугие и деревянные». Наоборот – конкурс с каждым годом всё сложнее, конкуренции больше.
Оттачивайте ораторское мастерство, работайте над гибкостью и пластикой тела, ставьте голос – ничто не будет лишним или ненужным.
В этом видео вы узнаете, как поступить в театральный ВУЗ:
И главное помните, что в первую очередь комиссия ищет яркую, выдающуюся личность. Игра игрой, но индивидуальность актёра в разы ценнее.
Порой показать себя настоящего намного сложнее, чем сыграть полную свою противоположность.
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.