Маленькие рассказы сказки были л н толстого в чтении детей их воспитательное значение

  1. Роль л.Н. Толстого в развитии детской литературы. Рассказы-миниатюры для детей, рассказы о животных, басни, сказки, их педагогическое значение.

Лев
Николаевич Толстой

Л.Н.Толстой
(1828—1910) — крупнейший мыслитель,
писа­тель-реалист. Значение его
творчества для русской и мировой
куль­туры огромно.
Лев
Николаевич Толстой – великий русский
писатель, родился в аристократической
семье в имении Ясная Поляна (Тульская
губерния). Атмосфера, отношение с семьей
(Лев имел трех братьев и сестру) отображено
в произведении Толстого «Детство.
Отрочество. Юность».

Начальное
образование в биографии Льва Николаевича
Толстого было получено дома. Затем он
учится в Казанском университете на
философском, позже юридическом факультете.
Однако он бросает университет. После
этого жизнь Толстого снова протекает
в фамильном имении.

Проходит
службу на Кавказе, где творчество
Толстого еще больше расцветает. После
обороны Севастополя путешествует по
Европе. В биографии Толстого были открыты
несколько школ, в которых он по своей
особой методике учил детей.

В
детское чтение перешли первые же
произведения Тол­стого. «Детство»,
«Отрочество» и «Севастопольские
рассказы» выходили в изданиях для детей
уже вскоре после их опубликования в
журнале «Современник» в 1852— 1857 годах.
«Детство» и «Отро­чество» — ярчайшие
образцы реалистической повести о
детстве. Толстой показал зарождение
духовных способностей ребенка,
пси­хологические черты возраста,
тонкость и чуткость в восприятии мира.

Еще
в 1849 году, совсем молодым, Толстой начал
заниматься с крестьянскими детьми в
Ясной Поляне. А через десять лет он
открыл школу для крестьянских детей, в
которой преподавал и сам. Школу он
задумал как альтернативную официальной,
госу­дарственной, обучение в которой
представлялось ему «одуряю­щим»,
убивающим душу и разум. Такой системе
он противопоставил школу, в которой
отношения между учителем и учени­ком
строятся по принципу свободного общения,
а вместо дог­матического, далекого
от жизни образования даются нужные для
жизни, практические знания.

Даже
язык Ушинского казался ему чересчур
цветистым, «затейливым».

В
1872 году вышла «Азбука» Толстого в четырех
книгах — ре­зультат 14-летнего труда.
Критика — как официальная, так и
де­мократическая — встретила этот
труд столь сурово, что писатель снова
начал над ним работать — для исправленного
переиздания. Он заново переписал
собственно «Азбуку», назвав ее «Новая
аз­бука»,
а
материалы, входившие в разделы для
чтения, выделил в «Русские
книги для чтения».
Труд
был завершен в 1875 году, причем для него
было создано более ста новых рассказов
и ска­зок. Отзывы в печати оказались
теперь сочувственные. Правда, некоторые
критики упрекали автора за сухой и
тяжеловесный язык, но большинство
склонялись к тому, что язык Толстого
«так сжат, и прост, и изящен, как будто
бы для автора не суще­ствовало никаких
стеснений». После этого «Новая азбука»
и «Рус­ские книги для чтения» выдержали
много изданий. «Новая азбу­ка»,
например, только при жизни писателя
выходила около трид­цати раз.

С
ней он связывал «гордые мечты», надеялся,
что по ней будут учиться два поколения
русских детей — от царских до му­жицких
— и получат из нее первые поэтические
впечатления. Действительность превзошла
«гордые мечты»: по его книгам учились
не два, а несколько поколений. Эти книги
составили целую библиотеку для детского
чтения. При­чем многие из произведений
«Русских книг…» и сегодня включа­ются
в хрестоматии и азбуки: это «Филипок»,
«Три медведя». «Лев и собачка», «Булька»,
«Кавказский пленник».

Основное
место в учебных книгах Толстого занимают
вольные переложения русских, индийских,
персидских, турецких, немец­ких сказок,
переделки басен Эзопа, иногда пересказы
произведе­ний современных Толстому
авторов. Создавая собственные свои
произведения, он в первую очередь
заботился о том, чтобы сюжет их был
занимателен, но прост, чтобы они соединяли
в себе по­учительность и познавательность.

Была
тщательно продумана Толстым и композиция
«Новой азбуки». Вначале идут
рассказы-миниатюры; всего несколько
строк, простых по содержанию и синтаксису,
— и перед ребенком воз­никает картинка,
уже знакомая ему по жизни: распускающиеся
весной цветы и листья, спящая на крыше
кошка и т.п. Такие рас­сказы, как «У
Вари был чиж», «Пришла весна», «У бабки
была внучка», автор предназначал малышам,
только-только всту­пающим в мир
природы, вещей, человеческих взаимоотношений.
Это та ранняя пора жизни, когда интеллект
еще не дает трезвого и критического
отношения к действительности. В рассказах
даются лишь самые необ­ходимые детали,
рассчитанные на первый слой детского
вос­приятия.

В
последующих произведениях «Новой
азбуки» — сказках, бы­лях, баснях —
смысл углубляется, расширяется содержание,
за­хватывая новые слои жизни, незнакомые
ранее понятия. Лексика и стиль меняются:
сохраняя прежнюю простоту, они отвечают
уже не только учебным задачам, но и
эстетическим, побуждают ребенка к более
сложной психической работе.

Самые
известные произведения для дошкольников
из этой книги — «Три медведя», «Корова»,
«Филипок».

Зачин
сказки «Три
медведя»
выдержан
в духе реалистического произведения:
«Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу
она заб­лудилась и стала искать дорогу
домой… да не нашла…» Но столь несказочный
зачин вводит читателя в обстоятельства
вполне ска­зочные и знакомит с
персонажами, близкими к персонажам
на­родной сказки. Сказочны говорящие
медведи: отец-медведь Ми­хаил Иванович,
медведица Настасья Петровна и медвежонок
Мишутка. Наделенные человеческими
именами, они и жилье свое устроили как
человеческое, и привычки у них как у
людей: каж­дый ест похлебку из своей
чашки, да еще и ложкой. Традиционны для
народной сказки троекратные повторы
действий персо­нажей: каждый из трех
медведей последовательно заглядывает
в свою чашку и восклицает: «Кто хлебал
из моей чашки?» Троек­ратное повторение
используется и в сцене, когда медведи
видят свои стулья сдвинутыми с места,
а постели измятыми. Нагнета­ние
драматизма происходит в наибольшей
степени за счет реак­ций Мишутки:
больше всех неприятностей выпадает на
его долю: стульчик его оказался сломанным,
похлебка съеденной, а в по­стели спит
какая-то девочка. Но не в пример персонажам
сказоч­ным, девочка избегает расплаты
без помощи волшебных сил: открыв глаза
и увидев, что Мишутка хочет ее укусить,
она просто выпрыгивает в окно. Толстому
важно было показать, что крестьян­ский
ребенок в экстремальной ситуации смел,
ловок, решите­лен. И писатель делает
это при помощи синтеза сказочного
сю­жета (чтобы захватить детское
воображение) и реальных, близ­ких к
жизни деталей.

В
рассказе «Филипок»
перед
маленьким читателем предстает история,
которая вполне могла приключиться с
ним самим или с его сверстником; недаром
рассказ имеет подзаголовок «Быль».
Филипку стало скучно в избе сидеть, и
он решил пойти в школу. Пришел, но так
растерялся, что в ответ на вопросы
учителя только молчал и плакал. Учитель
оставил его в классе: «Ну, садись на
лавку возле брата. А я твою мать попрошу,
чтоб пускала тебя в школу».

Вот
и все содержание рассказа. Но, несмотря
на краткость, в нем создан характер
мальчика. Как только Филипок осознает,
что ему хочется учиться в школе, ничто
не может сбить его с пути — ни собаки,
набросившиеся на него, когда он «вышел
к чужим дворам», ни страх перед учителем.
Не найдя своей шап­ки, Филипок
отправляется в путь в отцовской, которая
ему ве­лика, зато под рукой. В сенцах
школы мальчик снимает шапку и только
после этого отворяет дверь: ему хорошо
знаком кресть­янский этикет. Оправившись
от первого испуга, он по складам произнес
свое имя, и хотя все смеялись, начал
«говорить Бого­родицу», чтобы показать,
что он и молитвы знает; но «всякое слово
говорил не так». Учитель остановил его:
«Ты погоди хва­литься, а поучись».

В
другом рассказе-были — «Корова»
психологическая
харак­теристика героя более сложна.
Мальчик Миша бросил осколки разбитого
им стакана в коровье пойло и вызвал
настоящую беду. Корову пришлось зарезать,
семья осталась без молока, «дети ста­ли
худые и бледные». Бабушке пришлось в
няньки наняться, что­бы заработать
на новую корову. Мальчика так мучает
совесть, что он «не слезал с печи, когда
ели студень из коровьей головы» и «каждый
день во сне видел, как дядя Василий нес
за рога мерт­вую, бурую голову Буренушки
с открытыми глазами и красной шеей».

И
в этом рассказе сюжетная линия освобождена
от тормозя­щих действие описаний и
характеристик, персонажи проявляют­ся
в ходе событий. Усложнение же психологической
характери­стики главного героя
происходит за счет общей нравственной
за­дачи рассказа: не струсь Миша,
признайся он вовремя, несчастья бы не
произошло.

Толстой
говорил, что особенно удачным он считает
детское произведение, когда «вывод —
нравственный или практический, — который
вытекает из рассказа, не сказан, а
предоставлено самим детям делать его».
Толстой был уверен: «Дети любят мораль,
но только умную, а не глупую». Мораль
его произведений особого рода: писатель
хочет поднять сознание ребенка до такой
нрав­ственной высоты, чтобы он сам
мог решать, как вести себя в конкретных
обстоятельствах.

Басни
Толстого в «Новой азбуке» и в книгах
для чтения предлагают маленькому
читателю мораль в более открытом виде.
В басне «Лев и лягушка» лев испугался
кваканья, приняв его за рычание большого
зверя; но поняв, что это всего лишь
лягушка, лев убил ее, а себе сказал:
«Вперед, не рассмотревши, не буду
пугаться». Во многих баснях моральный
вывод опирается на живой опыт крестьянского
быта, что особенно привлекало Толстого
и как педагога, и как писателя. У одного
человека была корова, она давала каждый
день по горшку молока. Человек ждал к
себе гостей и решил десять дней не доить
корову, чтобы накопить побольше молока.
Но «в корове перегорело все молоко, и
она дала меньше молока, чем прежде».
Методы и приемы, которые использовал
Толстой для изложе­ния познавательного
материала, весьма разнообразны. «Отчего
потеют окна и бывает роса?» —
рассказ
на эту тему написан в виде рассуждения:
«Если подуть на стекло, на стекле сядут
капли. И чем холоднее, тем больше сядет
капель. Отчего это будет? Отто­го, что
дыхание человека теплее, чем стекло, и
в дыхании много летучей воды. Как только
это дыхание сядет на холодное стекло,
из него выйдет вода». Апеллируя к
природной любознательности детей,
писатель понимает, что для детской
психики путь к позна­нию возможен
только через конкретные детали, и потому
про­должает свое рассуждение так: «От
этого же бывает роса. Как ос­тынет
земля ночью, над ней воздух остынет, и
из холодного воз­духа выходят пары
каплями и садятся на землю. Иногда
бывает, что и холодно на дворе, а в горнице
тепло, — а не потеют окна; а иногда и
теплее на дворе, а в горнице не так тепло,
— а потеют окна». Так и кажется, что
Толстой видел перед собой полные
лю­бопытства детские глаза, когда
писал эти строки.

Знания
о явлениях природы писатель старается
закрепить с помощью художественных
образов. Характерен в этом смысле
рас­сказ «Солнце
— тепло»,
где
дан поэтический образ могучего и
благотворного светила, дающего жизнь
всему на Земле. «Откуда берется тепло
на свете? Тепло — от Солнца… Всё, что
людям нужно, что идет прямо на пользу,
всё это заготовляется Солн­цем, и во
всё идет много солнечного тепла. Потому
и нужен всем хлеб, что его растило Солнце
и что в нем много солнечного тепла. Хлеб
греет того, кто его ест».

Толстой
внес свой вклад и в развитие зоологической
беллетри­стики. Животные в его
многочисленных рассказах не очеловечива­ются
— остаются в пределах своих биологических
и психических возможностей. Но их
характер и повадки, проявляясь в
драмати­ческом действии, вызывают у
читателя сопереживание. Толстой умело
направляет это чувство: дети восхищаются
дружбой живот­ных между собой, их
преданностью, верностью по отношению
к человеку. Животные даже могут дать
людям урок гуманности. Что­бы подчеркнуть
эту мысль, писатель использует строго
реалисти­ческие описания, где есть
место и жестокости, и несправедливо­сти
человека в ответ на преданность животного.
Но полностью отсутствуют у Толстого
сентиментально-слезливые описания
бед­ных птичек, кошечек или собачек.

Широко
известен рассказ Толстого «Лев
и собачка».
Чрезвы­чайно
сильное эмоциональное напряжение
создано в нем драма­тизмом и необычностью
ситуации: маленькую собачку бросили на
съедение льву. Дело было в том, что «в
Лондоне показывали диких зверей и за
смотрение брали деньгами или собаками
и кош­ками на корм диким зверям». Но
произошло неожиданное: лев не только
не растерзал собачку, а и полюбил ее —
за кротость. Когда лев дотронулся до
нее, она вскочила и стала перед ним на
задние лапки. Далее события происходят
совсем уж удивительные: «Хо­зяин
бросил льву мяса, лев оторвал кусок и
оставил собачке». Но вот через год
собачка заболела и издохла. Лев не
перенес этой потери. Он «обнял своими
лапами мертвую собачку и так лежал пять
дней. На шестой день лев умер».

Такой
рассказ, прочитанный в детстве, оставит
в душе челове­ка след на всю жизнь.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

«РАССКАЗЫ Л. Н. ТОЛСТОГО  И ИХ РОЛЬ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ»

Подготовила: заместитель заведующего по методической работе ГБДОУ № 20 В.О. района СПб. Орлова Наталья Николаевна.

        В современном мире вопрос о нравственном воспитании детей стоит наиболее остро. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе.

        Однако путь этот очень долог, не всегда эффективен и не обеспечивает глубины в освоении морали. Поэтому роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна. Задача взрослых – определить чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно. Многие психологи и педагоги большое внимание в развитии личности уделяют книге. Она развивает сознание ребенка, формирует его мировоззрение. Важную роль играют книги в познавательной деятельности ребенка. Поэтому перед детскими писателями стоит важнейшая задача: создать такое произведение, которое сочетало бы в себе простоту слова, доступность детскому восприятию и наличие нравственно-эстетической проблемы. Но важно научить ребенка мыслить, рассуждать, переживать, чувствовать. Книги, предназначенные для детского чтения, должны находить отклик в душе юного читателя. В. Г. Белинский писал: «Читать дурно выбранные книги для детей и хуже и вреднее, чем ничего не читать». Полтора века назад Л. Н Толстому удалось найти такие слова, создать такие произведения. Поэтому рассказы Толстого актуальны до сих пор. Меняется жизнь, развивается технический прогресс, а слова писателя понятны детям во все времена.

        Правильно прочитанный педагогом, донесенный до детского ума рассказ имеет огромное воспитательное значение. И надо заметить, что многие писатели и педагоги пытались найти такие же доходчивые слова.

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В РОССИИ С ДРЕВНИХ ВРЕМЕН ДО СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА

        Рассмотрим ситуацию в педагогике и литературе с древних времен. Подлинный гимн знанию, культуре можно найти в «Поучении Владимира Мономаха». Убеждая своих детей не лениться, В. Мономах советует им не забывать того «доброго», что они умеют, а чего не умеют. Со временем «Поучение» стало восприниматься как обращение к детям, молодежи. В нем раскрывается тема воспитания идеального человека.

        Поэт и просветитель Карион Истомин в своих стихах наставлял царских детей «чтить свободную науку». Он изложил правила поведения для детей в трактате «Домострой». Всесторонние реформы Петра Великого в европейском духе нанесли урон национальной самобытности. Самая известная книга петровской эпохи «Юность и честное зерцало» — это сборник правил поведения при дворе юношей и девиц.

        Воспитателю нравственных чувств в истории русской педагогики всегда уделялось большое внимание. В трудах К. Д. Ушинского, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского отмечается, что дети рано начинают чувствовать доброту и справедливость со стороны взрослых и сверстников. Они призывали педагогов учить детей пониманию добра и зла, считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем благородных, гуманных чувств – доброты, справедливости, способности противостоять лжи, своекорыстию, жестокости.

        Педагогические исследования и практика показывают, что характерной чертой дошкольников является оптимизм, им присуще бодрое, радостное настроение. Никогда не надо гасить детскую радость. В атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества, как доброжелательность, готовность оказать помощь. В состоянии радости ребенку кажется, что ему все доступно, он охотно берется за любое дело, у него возникает чувство уверенности в себе, в своих силах, он становится более активным, с готовностью выполняет любые поручения. Важно, чтобы взрослые правильно оценили душевное состояние ребенка, разделили его радость. Нетрудно передать ребенку знания об этической норме, контролировать выполнение ребенком моральных правил. Гораздо труднее выработать у него определенное отношение к моральной норме, желание следовать хорошему и противостоять плохому. К. Д. Ушинский (1824-1870) – выдающийся педагог и детский писатель признавал краеугольным камнем формирования личности нравственное воспитание, развитие «нравственных чувств». В предисловии к книге «Детский мир и хрестоматия» (1861) Ушинский писал, что появление этого труда вызвано «современной потребностью». В статье «Родное слово» Константин Дмитриевич называет родной язык самым действенным средством воспитания, «величайшим наставником» и великим учителем, который «учит удивительно легко». Второй учебной книгой, созданной Ушинским, было «Родное слово» для детей младшего возраста. Она, как и первая, имела большой успех. «Родное слово» построено на фольклоре, которому К. Д. Ушинский отводил исключительно важную роль. Он стремился дать детям систему реальных знаний. Ушинский проявил себя как замечательный детский писатель. Его произведения, помещенные в учебных книгах, заключают в себе наглядный моральный урок и несут читателям конкретные знания. Они преподают детям уроки жизни. Автор тактично подсказывает, от чего в себе надо избавляться, какие недостатки в характере могут мешать в дальнейшем. Книги К. Д. Ушинского «Детский мир и хрестоматия» и «Родное слово» оказали очень большое влияние, как на позднейшие учебные пособия, так и вообще на литературу для детей. Педагогические принципы Ушинского использовал Л. Н. Толстой при составлении своих знаменитых «Азбук». Но он раскритиковал «Детский мир и хрестоматию» не только за «ложный язык», но и за «ложную мораль», которые производили на ребенка впечатление непонятности и ненужности прочитанного.  Ребенок, по мнению Толстого, с трудом мог пересказать эти тексты, т. е. он тут же их забывал, а значит выведенная мораль никак не откладывалась в сознании юного читателя. Даже язык Ушинского казался ему чересчур цветистым, затейливым.

        Далее будет более подробно рассмотрена жизнь и педагогическая деятельность Л. Н. Толстого, его роль в морально-нравственном воспитании детей.

РОЛЬ Л.Н. ТОЛСТОГО В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ:

« ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО»

      Лев Николаевич Толстой был широко известен как создатель оригинальной педагогической системы, как автор совей особой «Азбуки», как основатель своеобразной школы для крестьянских детей. В связи с педагогической деятельностью в Яснополянской школе Лев Николаевич создает произведения для детей. В них отразилось его общение с учениками, а также изучение фольклора. Как и школу, он создавал эти произведения в противовес «официальной» детской литературе, которая и по содержанию, и по языку вызывала его резкое осуждение. Одной из важнейших задач своей жизни Л. Н Толстой считал образование всего народа. «Я хочу образование для народа только для того, чтобы спасти тех тонущих там Пушкиных, Остроградских, Филаретов, Ломоносовых. А они кишат в каждой школе». Это стремление служить всемерно народу руководило Толстым в его работе над «Азбукой». Лев Николаевич Толстой родился в богатой графской семье 28 августа (9 сентября) 1828 года в Ясной Поляне Тульской губернии. По отцовской линии один из предков писателя был сподвижником Петра I. По материнской линии Толстой принадлежал к старинному княжескому роду Волконских, и по матери он был родственником А. С. Пушкина. Детство свое Лев Николаевич провел в родовом имении. После смерти родителей, в возрасте 13 лет, с сестрой и тремя братьями он переехал в Казань к одной из сестер своего отца, где прожил 6 лет. В Казани он поступил в университет сначала на восточный, затем на юридический факультет. Лев Николаевич свободно владел английским, французским и немецким языками; читал на итальянском, чешском, польском и сербском; знал греческий, латинский, татарский, церковно-славянский; изучал древнееврейский, турецкий, голландский, болгарский и другие языки. В 19 лет он начал вести дневник, в котором вел записи до последних лет жизни. В университете Толстой увлекся самостоятельной работой над исторической темой, но проучившись там 3 года, оставил университет. Он уехал в Ясную Поляну, владельцем которой стал после раздела отцовского наследства. Писательская деятельность Толстого началась в конце 1850 года в Москве. Там он начал работу над повестью «Детство», но вскоре уехал на Кавказ в действующую армию к своему старшему брату. Поступив в армию юнкером, Толстой сдал экзамен на младший офицерский чин.

        После начала Крымской войны Толстой перевелся в Дунайскую армию, а затем в Севастополь. Командуя батареей, он проявил мужество и отвагу и был награжден орденом Анны с надписью «За храбрость» и медалью. Выйдя в отставку, Лев Толстой отправился за границу, а затем вернулся в Ясную Поляну. В 1859 году он открыл школу для крестьянских детей у себя в имении и помог открыть еще 20 таких школ в соседних деревнях. Чтобы направить деятельность школ по верному пути, Толстой начал издавать педагогический журнал «Ясная Поляна». Там он опубликовал 11 статей о школе и педагогике. «…воспитание есть образование наилучших людей, сообразно с выработанным известной эпохой идеалом человеческого совершенства», — писал Лев Николаевич в статье «Воспитание и образование». Толстой называл школьников «маленькими людьми» и, общаясь с ними, всегда придерживался принципа, который он сформировал в рассказе «Севастополь в мае»: «Герой моей повести, которого я люблю всеми силами души, который старался воспроизвести во всей красоте его, и который всегда был, есть и будет прекрасен, — правда». В 1862 году Лев Николаевич женился на Софье Андреевне Берс и стал жить в Ясной Поляне во главе большого семейства. Семь лет напряженного труда (1863-1869) Толстой посвятил созданию романа-эпопеи «Война и мир», в котором отразил пятнадцатилетний период истории страны. По признанию автора, он «любил мысль народную» в этом произведении. Оно явилось итогом долголетней исследовательской работы автора над историческими источниками и одновременно с этим представляло собой отклик на события и проблемы современности. В начале 70-х годов Толстой вернулся к педагогике: он создал «Азбуку», «Новую Азбуку», составил «Книги для чтения». В конце 70-х – начале 80-х годов духовный кризис, пережитый Толстым, завершился переломом в его мировоззрении. Он решил порвать с идеологией дворянства и перейти на сторону «простого трудового народа». Чтобы дать хорошее образование своим детям, Толстой в начале 80-х годов переезжает с семьей в Москву. Здесь он пишет религиозно-философские работы, рассказы для «простого» народа, пьесу для народного театра. В начале 90-х годов Святейший Синод отлучил Льва Толстого от православной церкви. Но писатель продолжал заниматься творческим трудом, несмотря ни на что. Ночью 28 октября (10 ноября) 1910 года Толстой тайно покинул Ясную Поляну и через несколько дней умер. Похоронен он в Ясной Поляне.

         ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

        Педагогическая деятельность Л. Н. Толстого началась в 1859 году, когда он учил грамоте крестьянских детей, и продолжалась с перерывами всю его жизнь. Толстой считал, «что наступило время, когда образованные люди страны должны активно помогать народным массам, испытывавшим огромную потребность в образовании, удовлетворить это их законное стремление, не доверяя столь важного дела царской власти».В 1860 году Толстой намеревался учредить просветительное общество. Его задача – открытие школ для крестьян, подбор учителей для них, составление курса преподавания и помощь учителям в их работе. Ему не удалось осуществить полностью свое намерение, но в его яснополянском доме регулярно собирались учителя, составившие коллектив единомышленников для претворения в жизнь прогрессивной педагогики в школах для крестьянских детей. Положительный их опыт освещался в журнале «Ясная Поляна», где печатались статьи Толстого о народном образовании, сообщения учителей.

        Возвратившись весной 1861 года из-за границы, Толстой резко критиковал буржуазную цивилизацию, которая используется помещиками, фабрикантами, банкирами в своекорыстных интересах. Толстой подверг критике и современную ему школу, в которой учат только тому, что не нужно народу, а требуется тем, кто притесняет и угнетает народные массы. Яснополянская школа была реорганизована с осени 1861 года. В основу ее работы легло мнение Толстого  о свободном и плодотворном творчестве детей при помощи преподавателей. Несмотря на кратковременное существование, работа школы вызывала живой отклик в России и за рубежом и была примером для подражания. В своих многочисленных статьях того времени по вопросам народного образования, о содержании и методах учебно-воспитательной работы школы, Л.Н. Толстой сформировал оригинальное учение о воспитании и обучении детей. Он отверг широко бытующий тогда предрассудок, будто бы народ по своей темноте и невежеству не понимает важности образования. Толстой считал, что нежелание крестьян отдавать своих детей в школы объясняется антинародной направленностью политики царизма в области народного образования. Доказывая это, Лев Николаевич обращался к своему опыту: население его уезда охотно помогало в создании школ, которые быстро пополнялись крестьянскими детьми. Одна из статей Л.Н. Толстого имела название «О свободном возникновении школ в народе». В ней он писал, что: «Дело народного образования найдет себе в народе не врага, а помощника и… безостановочно поведет общество к вечной цели совершенствования». Посетив в 1860 году Англию, Бельгию, германию, Францию и Швейцарию, Толстой приходит к выводу о том, что как в России, так и в Западной Европе народное образование не отвечает потребностям и запросам народа. Он писал, что «Лучшая берлинская народная школа с портретом Песталоцци и русская сельская школа совершенно одинаковы и равны: обе они вызывают негодование по поводу деспотизма учителей, которые «согласны в отрицании права свободы человека на том основании, что этому человеку только 10 или 12 лет». Школы и учителя враждебно относятся к детским потребностям и интересам, пользуются насильственными методами, постоянно используют наказания, унижают и третируют детей, превращая учебно-воспитательный процесс в надругательство над детьми.

        На основе этих рассуждений Толстой сформировал такое правило: «Критеризм педагогики – свобода», что послужило основанием к обвинению его в пропаганде идей «свободного воспитания». Настойчивое требование Льва Николаевича о свободном воспитании было формой его протеста против царской официальной педагогики и казенной школы.  Л.Н. Толстой умел заинтересовать детей, пробуждать и развивать их творчество, помогать им самостоятельно мыслить и глубоко чувствовать. Он беззаветно увлекался педагогической работой. Он требовал, чтобы каждая школа была педагогической лабораторией. И такой экспериментальной была его Яснополянская школа. В этой школе занятия строились в форме свободных бесед учителя с учениками. Преподавались чтение, письмо, чистописание, грамматика, закон божий, рассказы из русской истории, арифметика, природоведение, география, рисование и пение. Определенного учебного плана, программы обучения и твердого расписания занятий не было. И обязательного ежедневного посещения школы от детей не требовалось. Учащиеся делились на три класса – младший, средний, старший. Учебный день делился на две части. С 12 до 15 часов был обеденный перерыв. Домашние задания не практиковались. Небольшой коллектив работал очень дружно и согласованно. Учителя вели дневники и записи, намечали недельный план работы. Сам Лев Николаевич преподавал в старшем классе математику и историю. Под его руководством ученики писали много сочинений. Все описания школы современниками показывали, что Толстой как организатор и учитель действительно сумел создать в своей школе педагогическую лабораторию. Яснополянская школа представляла собой ценный педагогический опыт. Своими достижениями она во многом обязана гениальности и педагогическому мастерству Толстого.

        Летом 1862 года в отсутствие Толстого жандармами был произведен обыск в Яснополянской школе. Это очень оскорбило писателя, и в знак протеста Лев  Николаевич прекратил свою крайне интересную педагогическую деятельность. В 1869 году Л.Н. Толстой снова с увлечением занялся педагогикой. Вопрос о содержании обучения в народной школе Лев Николаевич решал в разные периоды совей педагогической деятельности различно и противоречиво. В первом периоде Толстой считал достаточным дать обычную программу школы того времени. Затем он определял содержание интересом учащихся. Он насчитывал 12 предметов, но объем их и время зависели от желания детей. Л.Н. Толстой упоминал, что дети не любили грамматику и географию. В последние годы педагогической деятельности методика опять поменялась: самым главным в обучении Толстой признавал религиозно-нравственное воспитание. Но в эти годы он вывел принцип воспитывающего обучения: «Нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое же знание действует воспитательно». Лев Николаевич высказал много ценных мыслей о методике обучения: «Только тот способ преподавания верен, которым довольны ученики», — писал он. Особое место он отводил живому слову учителя, придавал  большое значение развитию творчества детей и широко практиковал принцип наглядности. «Деревенские ребята приходили к нам, и их было очень много. Во время уроков бывало очень весело и оживленно. Дети вели себя свободно и отвечали на вопросы на каждый в отдельности, а не все вместе, перебивая друг друга и общими силами припоминая прочитанное… Папа особенно ценил в своих учениках образность и самобытность их языка. Он никогда не требовал буквального повторения книжных выражений и особенно поощрял все «свое».

        Когда в 1881 году я держал вступительный экзамен в классической гимназии, я удивил всех учителей тем, что не зная совсем грамматики, я читал и переводил классиков гораздо лучше, чем требовалось. В этом я вижу доказательство того, что своеобразная система преподавания отца была правильная», — писал сын писателя И.Л. Толстой в своей книге «Мои воспоминания». В разностороннем педагогическом творчестве Толстого было много положительных сторон, обогативших русскую педагогику и дореволюционную школу России, было много ценного и оригинального. К этим чертам относится глубокая любовь к детям, уважение к личности ребенка, умение пробуждать и развивать творчество детей, тонкий психологический анализ особенностей каждого отдельного учащегося; постоянные педагогические изыскания, беззаветное увлечение педагогической деятельностью, мастерство как учителя, так и составителя учебных книг. Л.Н. Толстой вошел в историю русской педагогики как крупнейший оригинальный педагог – мыслитель и новатор.

«АЗБУКА» И РАССКАЗЫ

        В 1872 году в соответствии со своими взглядами и требованиями к учебной книге Толстой составил «Азбуку». Затем она была дважды переработана и переиздана под заглавием «Новая Азбука». Работа над «Азбукой» была большим напряжением для Льва Николаевича. Краткость речи ему давалась с трудом. Некоторые предложения он переделывал до 49 раз. Работа над «Азбукой» длилась около 14 лет. Им также были составлены четыре «Русские книги для чтения». Уровень учебной литературы в то время был очень низким, и занимаясь как учитель в Яснополянской школе, Толстой столкнулся с полным отсутствием книг и пособий, пригодных для народных сельских школ. Существовавшую в ту эпоху литературу он считал не народной: «Одни просто плохие сочинения, написанные плохим литературным языком и не находящие читателей в обыкновенной публике, а потому посвященные народу; другие – еще более плохие сочинения, написанные каким-то не русским, а вновь изобретенным, будто народным языком…; третьи – переделки с иностранных, назначенных для народа, но не народных книг». Писатель создал замечательные по своей методической стройности и художественности книги для народных учителей с целью дать им и их ученикам в руки учебную настольную книгу, через которую крестьянский ребенок мог бы познать родной язык и найти ответ на волнующие его в окружающей жизни вопросы. Создавая первую учебную «Азбуку» для детей русского народа, Л.Н. Толстой ставил своей задачей приобщать их к сокровищнице замечательного русского народного языка, а через него воспитывать в детях любовь к Родине, к истории и культуре своего народа и родной русской земле.

        Толстой с огромной любовью собирал произведения устного народного творчества всю свою жизнь и широко использовал при создании своих произведений, особенно в «Русских книгах для чтения». Пословицы, поговорки, былины, сказки учили детей народной мудрости: «Сказанное слово серебряное, а не сказанное – золотое», «Нужда и по воскресным дням постится». В небольших рассказах, подчас в одну фразу, дети получали много полезных сведений бытового, практического характера или указания как себя вести: «Люби Ваня Машу», «По часу сижу, азы буки учу», «Небо выше, море ниже». В его творчестве большое место занимают рассказы, описывающие происшествие с самим автором. Ряд рассказов проникнут идеями христианского всепрощения, всеобщей любви, аскетизма и фатализма: «Бог правду видит, да нескоро скажет», «Отчего зло на свете?», «Архиерей и разбойник». В них проявляется идеология отсталого патриархального крестьянства. Но вместе с тем в литературном наследии Толстого есть немало подлинных шедевров художественной литературы. Рассказы, были, басни, помещенные в «Азбуке», знакомят детей с народным бытом, русской природой, с историческим прошлым русского народа, воспитывая тем самым у детей любовь к своему народу, к родному языку, родной земле, национальной культуре. Большое место в рассказах занимают темы любви к физическому и умственному труду. В них автор подчеркивает большое значение упорства при выполнении работы и преодолении трудностей: «Как тетушка рассказывала о том, как она выучилась шить», «Как я дедушке нашел пчелиных маток». В ряде басен и рассказов из жизни животных Толстой показывает положительные и отрицательные черты человека. Автор мастерски высмеивает жадность: «Собака и ее тень», «Обезьяна и горох»; злость: «Белка и Волк»; обман и предательство: «Лисица и обезьяна»; лесть и хитрость: «Лев, осел и лисица». Л.Н. Толстой считал, что в произведениях для детей не должно быть абстрактной дидактики. Моральное воздействие оказывается тем, что басни и рассказы бичуют дурное и ярко показывают хорошее: «Два товарища», «Лев и мышь». Толстой обращал внимание на то, что «дети любят мораль, но только умную, а не глупую».

        «Русские книги для чтения» вышли отдельным изданием. В этих книгах Лев Николаевич отразил как собственное творчество, так и произведения других писателей и даже некоторые рассказы его учеников. Толстой старался как можно больше включать народное творчество. Произведения написаны простым понятным языком. И каждый ребенок, только начинавший читать, знакомился с фольклором. «Азбука» осуществляла и педагогические задачи по нравственному воспитанию, по обучению родному языку и развивала художественный вкус. Весь материал строился по принципу усложнения. Поэтому вначале помещались рассказ – миниатюры, дальше шли басни, рассказы – были, рассказы – рассуждения и рассказы – описания. Тематика рассказов была разнообразной. В серии рассказов о детях герои – крестьянские дети. Толстой показывает их жизнь естественную, беря случаи из жизни, в разных ситуациях. У Льва Николаевича образ ребенка всегда четко очерчен и в основном его интересует нравственная сторона. Его герои совершают подвиги: «Котенок» — мальчик спасает маленького котенка от своры собак, «Пожар» — ребенок спасает брата и сестру. Льва Николаевича всегда  волновала тема воспитания правдивости. Он пишет два рассказа: «Косточка» и «Корова», и басню «Лгун» на эту тему. В этих произведениях он старается показать, что ложь иногда связана с подлостью, трусостью и выводит мораль, что нужно быть честным и правдивым.

        Характерными чертами этих книг были высокая художественность, выразительность, сжатость и простота, доступность детскому пониманию, занимательность,  превосходный русский язык. Эти рассказы для учебных книг богаты и разнообразны по содержанию, они явились ценным вкладом в литературу для детей. Многие из этих рассказов помещены в современных книгах для чтения в начальной школе, в хрестоматиях для детей дошкольного возраста и выпускаются отдельными изданиями.

        Внук Л.Н. Толстого, Сергей Толстой рассказал в книге «Как я помню Л.Н. Толстого и чему он меня научил» о своих беседах с дедом: «Беседовал он со всеми одинаково просто и серьезно – говорил он с ребятами так, как редко говорят с ними взрослые. Все, или почти все, что говорил мне дедушка, ведь это уроки мне на целую жизнь! Ведь все, что он говорил, он говорил «с умом», желая помочь моему воспитанию, сделать из меня настоящего человека! Наверное, это будет полезно и для других ребят. Из первой же встречи с дедушкой я вынес такой урок, что всякий труд достоин уважения, что ко всем людям надо относиться одинаково. А вот еще урок: я пожалел дедушке велосипед. Он пристально, строго, и как будто грустно посмотрел на меня и сказал: «Ну, нельзя, так нельзя», не прибавив ни одного слова. Как мне было стыдно тогда. Не надо жадничать, не должно быть собственнических наклонностей. Своей иронией, когда Лев Николаевич сказал: «Нельзя, так нельзя», он проучил меня за нечуткость, за внутреннюю грубость, за невнимание к людям. Еще один урок я понял: не будь назойлив! У старших есть важные дела, и ребята не должны меша. А как узнать, когда мешаешь? Надо быть внимательным – не ждать, пока тебе объяснят, а самому соображать. А вот какой урок дал мне дедушка после школьных экзаменов: «не нервничай, держи себя в руках! Не распускай нюни! Будь всегда тверд и стоек!» А еще такая мысль была у Льва Николаевича: «В игре, да и в труде, пожалуй, — будь разумен, не делай лишних движений, делай только то, что нужно, — будь рационализатором самого себя». Эти уроки жизни, которые давал мне Лев Николаевич иногда намеками, а иногда и прямо, говоря все до конца, запомнились мне на всю жизнь. Плохо ли, хорошо ли, я старался их осуществлять».

         Рассказанное С.С. Толстым показывает на то, что Л.Н. Толстой не только в литературной и педагогической деятельности давал детям уроки, но и собственным жизненным образом. Толстой, как известно, всегда был чужд политического мышления. Но он всегда мыслил в категориях философского сознания, и его художнические поиски жизненной правды всегда облекались в форму поисков всеобщей нравственно-философской истины. Нравственно-философские идеи Льва Николаевича – это не только конечный итог противоречивого развития его творческой мысли, но одновременно и двигательные, и постоянно находившиеся в движении ее нравы, ее логические стимулы. В национальных традициях философского сознания складывались самые основы мировоззрения Толстого и своеобразие его творческой индивидуальности.  На примере жизни и деятельности Л.Н. Толстого мы видим, что, то что, он делал, было жизненной необходимостью. Его рассказы так близки и понятны детям, потому, что он жил их жизнью, понимал каждого ребенка, уважая его мнение. В современной литературе продолжили в своей прозе реалистическое направление Л. Толстого Валентина Александровна Осеева и Евгений Андреевич Пермяк. Особенно много сделал Е. Пермяк, как один из создателей современной сказки. Опираясь на сказочные традиции русской народной поэзии, писатель вдохнул в этот традиционный жанр новое современное содержание. Выдумка, смелая фантазия в сказках Пермяка реальна, максимально приближена к жизни. Герои его сказок и рассказов самые обыкновенные люди, трудолюбивые, сообразительные ребята. С мягкой лукавинкой, подчас в шутливой форме, весело и остроумно используя традиционные сказочные образы, «сказовый» язык писатель сообщает самому маленькому читателю, очень важные вещи, воспитывает в ребенке высокие моральные принципы. Сказка оборачивается былью.  Больше всего трогает в этих рассказах простота и задушевность беседы писателя с детьми, щедрость его сердца. У Пермяка есть рассказ «Ребячий песельник». Герой его звонко пел для ребят, а взрослые никак не могли понять, почему он только «для малых птах песни выдумывает». Пел он о любви, о труде, о честности, о высоких помыслах, про дружбу, храбрость, про чистоту души, и выросли на его песнях «из малых птах» знаменитые мастера, именитые хлеборобы, большие ученые люди. Выросли честными, работящими, благодарными.

        Казалось бы, о самых простых, известных вещах идет речь в сказках и рассказах Е. Пермяка, но писатель всегда находит возможность сообщать что-то новое, заставляет не только юного, но и взрослого читателя задуматься над  смыслом человеческого труда, пользой создаваемых человеком вещей. Его сказки полны внутреннего смысла, насыщены раздумьями, глубоким содержанием. Главный герой сказок и рассказов – труд человека. Только трудом добывается счастье, только в труде могущество человека. Книги Евгения Пермяка «Дедушкина копилка», «Торопливый ножик», «Тонкая струна», «Первая вахта», «Счастливый гвоздь» и многие другие обогатили арсенал детской литературы оригинальными произведениями на трудовые темы. Читателей также радует звонкая, многоцветная народная речь. Черпая самобытные слова из народного словохранилища, писатель добивается сжатости, емкости и вместе с тем простоты, точности и поэтичности авторских описаний.

        Для В.А. Осеевой художественное произведение было, прежде всего, средством воспитания. Стержнем произведений был важный нравственно-эстетический вопрос. В течение 16 лет В. Осеева работала в детских коммунах, колониях. Дети и помогли воспитательнице обрести свое писательское призвание. В ранних рассказах – «Бабка», «Рыжий кот», «Выходной день Вольки» -Внимание автора сосредоточено на исследовании нравственной нормы. Главный герой – ребенок, совершивший эстетическую ошибку. Уроки прозрения даются ценой мучительного переживания. Валентина Осеева освоила трудный жанр – короткий рассказ с прямой воспитательной целью, пригодной для обучения чтению и дающий пищу для детских размышлений: «Волшебное слово», «На катке», «Три товарища», «Печенье», «Синие листья», «Сыновья» и другие. Так цикл «Волшебное слово» дает свод моральных правил, вытекающих из общего хода повествования. Названия некоторых рассказов служат ориентирами в представлениях о добре и зле: «Хорошее», «Плохо», «Долг». Тщательный отбор речевых средств, живая интонация, умелое построение, точность в выборе конфликта – все это обеспечило рассказам постоянное место в хрестоматиях для дошкольников и младших школьников. Реалистическая проза была сильнейшей стороной ее творчества. Всех трех авторов, рассмотренных в этой работе, объединяет умение видеть многое глазами детей, разговаривать с ними непринужденно просто: то серьезно, то с улыбкой о самом важном в жизни. Знание детской психологии, непосредственность общения со своими маленькими героями выливаются в простоте, мастерски отточенные рассказы. Сюжеты, взятые из повседневной жизни. Герои и читатели учатся понимать законы нормальной жизни среди людей. Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит прежде всего от его художественной ценности. «Художественное произведение должно затрачивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою», — писал В.Г. Белинский. При чтении книги ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описанные события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Правило морали приобретает в художественном произведении живое содержание. Ребенок как бы входит внутрь событий произведения, становится как бы их участником. Литература способствует возникновению у детей именно эмоционального отношения к описываемым событиям, природе, героям, к окружающим их людям, к действительности.

                СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников» под редакцией А.М. Виноградовой; Москва, 1989 год
  2. «Детская литература» под редакцией С.А. Николаевой; Москва, 1998 год
  3. «Для детей»; Л.Н. Толстой; Москва, 1968 год
  4. «Дошкольная педагогика» под редакцией С.А. Козловой; Москва, 1997 год
  5. «Евгений Пермяк»; В. Гура; Москва, 1982 год
  6. «История России с древнейших времен до 1861 года» под редакцией Н.И. Павленко; Москва, 1998 год
  7. «История России 1861 – 1917» В.А. Федоров; Москва, 2000 год
  8. «История педагогики» под редакцией М.Ф. Шибаевой; Москва, 1981 год
  9. «История педагогики»; Москва, 1982 год
  10.  «Как я помню Л.Н. Толстого и чему он меня научил» С.С. Толстой; Москва 1980 год
  11.  «Книга любви и признательности»; С.А. Розанова
  12.  «Книга для семейного чтения»под редакцией В.И. Логиновой; Москва, 1991 год
  13.  «Мои воспоминания» И.Л. Толстой; Москва, 1969 год
  14.  «Нравственное воспитание в детском саду» под редакцией В.П. Нечаевой; Москва, 1984 год
  15. «О детских книгах» В.Г. Белинский; Москва, 1978 год
  16. «Полное собрание сочинений Л.Н. Толстого в 100 томах»:
  1. том № 8; Москва, 1936 год;
  2. том № 21, 22; Москва, 1957 год;
  3. том № 62; Москва.
  1. «Свет Ясной Поляны» И. Толстой; Москва
  2.  «100 великих имен в литературе» под редакцией В.П. Ситникова; Москва,1998 год
  3.  «Толстой о Толстом» К.Н. Ломунов // «Духовные искания Л.Н. Толстого»; материалы и исследования, выпуск 1; Москва, 1998 год
  4. «Эстетика Л.Н. Толстого» Е.Н. Куприянова; Москва, 1966 год.

Горенкова Оксана Григорьевна

МБОУ «СШ № 17» г. Смоленска

учитель начальных классов

Значение педагогического наследия Л. Н. Толстого в воспитании и развитии личности младшего школьника

I Процесс воспитания и формирования личности ребёнка должен быть умело организован.

По мнению Л. Н. Толстого, « дети по своей природе стоят ближе к идеалу совершенства, чем взрослые, сформировавшиеся в условиях далёкого от идеала общества… Родившись, человек представляет собой первообраз гармонии, правды, красоты и добра». Л.Н. Толстой писал: «Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу оборванных, грязных, худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей… И тонет тут самое дорогое, именно то духовное, которое так очевидно бросается в глаза в детях. Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тонущих там Пушкиных, Остроградских, Ломоносовых. И они кишат в каждой школе». Во времена Л. Н. Толстого детей надо было спасать от нищеты, невежества, раннего тяжёлого труда, бесправия. Времена изменились. Теперь наши дети, имея материальные блага, порою даже в избытке, часто лишены самого необходимого: познавательного интереса, жажды открытия нового, неведомого, чувства причастности к происходящим событиям, родному краю, своему роду, обделены участием и пониманием родителей, не имеют друзей. И им также нужна помощь наставника, учителя.

Л. Н. Толстой считал: «Дети стремятся к общению со взрослыми, они доверчиво относятся к разумным педагогическим воздействиям, и им присущи большие возможности для развития и воспитания». Л. Н. Толстой был убежден: « Будет ли учение для ребенка радостным, возникнет ли у него бескорыстный интерес к познавательной деятельности, будет ли он впоследствии ставить духовные ценности выше материальных благ — все это во многом зависит от его первых шагов в мир знания».

Л. Н. Толстой придавал большое значение своей педагогической деятельности в Яснополянской школе, а также созданию учебников для просвещения народа. Не найдя примеров для подражания в зарубежной учебной литературе и не обратив большого внимания на отечественную, Л. Н. Толстой пришел к необходимости создания собственных учебных книг, которые позволяли бы детям сознательно и творчески усваивать знания. Плодом его многолетних трудов стала «Азбука» — комплекс учебных материалов из четырех книг.

Для этих учебников Л. Н. Толстым было написано 629 произведений, из них 133 — на естественнонаучные темы. Его книги насыщены материалами из русской истории, народного быта, материалами наблюдений  русской природы. Он использует сказки, басни, былины, пословицы, поговорки. 

Многие современные психологи и педагоги большое внимание в развитии личности ребёнка отводят именно книге. Книга определяет сознание, формирует его мировоззрение, стимулирует познавательную деятельности ребенка. В. Г. Белинский писал: «Читать дурно выбранные книги для детей и хуже и вреднее, чем ничего не читать». Книги, предназначенные для детского чтения, должны находить отклик в душе юного читателя. Лев Толстой понимал это как никто другой. Поэтому он ставил перед собой следующую задачу: создать такие произведения, которые сочетали бы в себе простоту слова, доступность детскому восприятию и наличие нравственно-эстетической проблемы. Л. Н Толстому удалось найти такие слова, создать такие произведения. Все произведения Л. Н. Толстого, адресованные детям, — часть литературного и педагогического наследия Л. Н. Толстого, которое «не отошло в прошлое». Разгадка, очевидно, кроется в следующем: «…я знаю, как думает народ и народный ребенок, и знаю, как говорить с ним… я и любовью и трудом приобрел это знание», — говорит сам Л. Н. Толстой.

II «Азбука» Л. Н. Толстого — комплекс учебных книг. Простота слова, доступность детскому восприятию и наличие нравственно-эстетической проблемы.

Значительную часть учебных книг Л. Н. Толстого занимают крупицы народной мудрости — пословицы, поговорки, сказки, загадки, былины. Под руководством своих наставников дети прочтут пословицы и задумаются над их смыслом: «Сказанное слово серебряное, а не сказанное — золотое».

«Капля мала, а по капле море».

«Конец — делу венец».

«Глупой птице свой дом не мил».

Заново откроют для себя ребятишки знакомые им предметы и явления: «Скручен, связан, по избе пляшет». (Веник.)

«Один льет, другой пьет, третий растет». (Дождь, земля, трава.)

II 1). Басни

Мораль басен Л. Н. Толстого не представляет сложности для детского восприятия. Лев Николаевич всегда стремился к тому, чтобы мораль была чёткой и ясной, живой и конкретной.

Читая строки басни «Два товарища», мы можем заметить, что мораль «произносит тот, который был оставлен своим другом». Интересуясь, о чём поведал другу Медведь, ненадёжный товарищ получил такой ответ: «А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».

Отличительными особенностями басен Толстого являются: простота и ясность языка, глубокое содержание, краткость изложения.

«Не за тем ты, волк, меня вниз зовешь, — ты не о моем, а о своем корме хлопочешь».

«Поделом мне за то, что я хотел съесть листья, те самые, какие спасли меня». «Оттого не вхожу, что по следам вижу — входов много, а выходов нет».

«Сильного зверя, льва, одолел, а вот от дрянного паука погибаю».

Басни Толстого воспитывают гуманные чувства, создавая живые, многообразные характеры, показывая сложную жизнь. Басня «Муравей и голубка» воспитывает смелость, сопереживание. Самоотверженность голубки, спасшей муравья, вызывают ответное стремление помочь, и, когда она попадает в сеть, муравей выручает ее.

В басне «Лгун» высмеиваются легкомыслие и глупость мальчика-пастуха, который обманывал мужиков, крича: «Помогите, волк!» Когда же, в самом деле, пришла беда, крику мальчика не поверили, и все стадо было перерезано волком. 

В басне «Отец и сыновья» отец, приказав сломать веник, преподал наглядно непослушным сыновьям урок: нужно жить в согласии. Оказалось, что целиком сломать веник невозможно, а по прутику — очень легко: «Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет, а если будете ссориться да все врозь — вас всякий легко погубит». 

Л. Н. Толстой хотел, чтобы многовековой опят народа закрепился в сознании читателя-ребенка, подсказывая ему правильное решение в разных случаях жизни. Поэтому ни одна сторона народной жизни не остается без внимания. Басни Толстого заслуживают определения типа: «энциклопедия народной нравственности мудрости». 

II 2) Реалистическая проза для детей.

Л.Н. Толстого считают родоначальником реалистической прозы для детей. В его рассказах, даже самых маленьких, всегда есть идея, язык этих рассказов по своей простоте, ясности и точности не превзойден. То, что написал Л.Н. Толстой для детей, было большим событием в литературе и педагогике.

Работая над маленькими рассказами для детей, Л. Н. Толстой выбрасывает из них мораль, заставляя читателя делать вывод самостоятельно. Самое главное, чтобы идея произведения стала понятной ребенку. Для рассказов Л. Н. Толстого характерна краткая и простая фраза, немногосложные слова. Чем младше читатель, тем более явно должен быть выражен основной конфликт, охарактеризованы положительные и отрицательные герои.

Главные герои рассказов для детей – сами крестьянские дети. Л. Н. Толстой показывает их естественную жизнь, беря разные её стороны. Л. Н. Толстого в основном его интересует нравственная сторона . Его герои совершают подвиги: «Котёнок» — мальчик спасает маленького котёнка от своры собак, «Пожар» — ребёнок спасает брата и сестру.

Основным художественным приемом в изображении крестьянских детей у Л. Н. Толстого часто оказывается прием контраста. Иногда это контрастные детали, связанные с описанием внешности. Чтобы подчеркнуть, насколько мал Филипок, писатель показывает его в огромной отцовской шапке и длинном пальто. Ярко создан характер мальчика. Когда Филиппок осознал, что ему хочется учиться в школе, ничто не могло сбить его с пути: ни собаки, набросившиеся на него, ни страх перед учителем.
Психологическая характеристика героя Миши («Корова») более сложна. Мальчик бросил осколки разбитого стакана в коровье пойло и вызвал настоящую беду. Семья осталась без молока. Мальчика так мучила совесть, что он «не слезал с печи, когда ели студень из коровьей головы» и «каждый день во сне видел бурую голову Буренушки с открытыми глазами». В этом рассказе нет описаний и характеристик героев, персонажи проявляются в ходе событий. Усложнение психологической характеристики героя происходит за счет общей нравственной задачи рассказа: если бы не испугался и признался вовремя, все бы было хорошо. Толстой говорил, что особенно удачным он считает детское произведение, когда «вывод — нравственный или практический,- который текает из рассказа, не сказан, а предоставлено самим детям делать его». И: «Дети любят мораль, но только умную, а не глупую». Мораль его произведений особого рода: писатель хочет поднять сознание ребёнка до такой нравственной высоты, чтобы он сам мог решать, как вести себя в конкретных обстоятельствах. 
Л. Н. Толстого всегда  волновала тема воспитания правдивости. На эту тему он ещё пишет рассказ «Косточка», где убедительно показаны мучительные колебания маленького Вани, который впервые увидел сливы: он «никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились». Соблазн оказался настолько сильным, что мальчик съел сливу. Отец нехитрым способом узнал правду. В этих произведениях Толстой старается показать, что ложь иногда связана с трусостью и выводит мораль, что нужно быть честным и правдивым.

Даже в коротких рассказах Толстого вскрывается сущность взаимоотношений детей и взрослых в семье. Маленький Миша («Старый дед и внучек») дает хороший урок своим родителям, которые оставляли без присмотра и заботы старого деда: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить». С фольклорной выразительностью и лаконизмом передаётся течение жизни, единство поколений. Писатель заставляет читателя задуматься над отношением к старым и беспомощным. Такие произведения очень актуальны в наше время, когда рвётся связь поколений, а в людях проявляется эгоизм и равнодушие даже по отношению к самым близким и родным.

Нетрудно передать ребёнку знания об этической норме, контролировать выполнение ребёнком моральных правил. Гораздо труднее выработать у него определённое отношение к моральной норме, желание следовать хорошему и противостоять плохому.

Большое место в рассказах Льва Толстого занимают темы любви к физическому и умственному труду. В них автор подчёркивает большое значение упорства при выполнении работы и преодолении трудностей: «Как тётушка рассказывала о том, как она выучилась шить», «Как я дедушке нашёл пчелиных маток».

Каждым своим произведением Толстой стремится вызвать глубокие переживания ребёнка, воспитать в нем сопереживание, любовь интерес и уважение к людям. Сюжеты некоторых рассказов Толстого о детях драматичны, описания почти отсутствуют. В процессе работы над текстом рассказа Толстой целенаправленно усиливает их эмоциональное и воспитательное воздействие на детей. Он добивается краткости, стремительности действия, простоты стиля («Прыжок», «Акула»). Так, в первом варианте рассказа «Прыжок» описание кульминационной сцены было довольно подробным. Во втором варианте осталась одна фраза, предельно напряжённая эмоционально: «Стоило ему только оступиться, и он вдребезги бы разбился о палубу». 

Работа Толстого над языком и стилем рассказов — непревзойдённый образец того, как нужно писать для детей. Очень точно об этом сказал С. Маршак: «Сегодня, перечитывая учебные книги Толстого, мы особенно ценим в них его блистательное умение пользоваться всеми оттенками, всеми возможностями родного языка, …каждые три-четыре строчки… превращаются под его пером в умные, трогательные и убедительные рассказы».

II 3) Рассказы о животных

Л. Н. Толстой явился основоположником зообеллетристического рассказа в русской детской литературе. В произведениях он знакомит детей с повадками животных и птиц, очеловечивает их, наделяет индивидуальными чертами характера. Сообразительность и находчивость галки ( «Галка и кувшин») легко запоминаются маленькими детьми. Писатель познакомил читателей с повадками птицы в конкретных, зримых картинах, из которых состоит рассказ.

Особенной поэтичностью отличаются рассказы Л. Н. Толстого о животных («Лев и собачка», «Мильтон и Булька», «Булька» и др.).
В одном из рассказов о Мильтоне и Бульке описывается интересная ситуация на охоте. «Как только Мильтон начинал искать, он (Булька) бросался вперед и мешал ему». Толстой думал: «Охота моя испорчена, но Мильтон… придумал, как обмануть Бульку… как только Булька забежит ему вперед, Мильтон бросит след, повернет в другую сторону и притворится, что он ищет. Булька бросится туда, куда показал Мильтон, а Мильтон… пойдет опять по настоящему следу. Всю охоту он обманывал Бульку и не дал ему испортить дело». Удивительно, собака, не проявив агрессии к Бульке, который постоянно мешал ей преследовать дичь, сумела выручить хозяина, не дав сорвать его охоту.

Произведения Л. Н. Толстого оказывают глубокое воспитательное воздействие на маленьких детей. Писатель даёт детям урок дружбы и преданности на примерах случаев из жизни животных. Чего стоит поступок Бульки, хозяин которого ехaл служить нa Кaвкaз и, решив не брать его с собой, ушёл из дома потихоньку. («Рассказ Офицера»). Не желая оставаться без хозяина, Булька « пробил раму и выскочил из окна и прямо по следу…проскакал так вёрст двадцать в самый жар». И вот это преданное существо догоняет хозяина: «Он бросился ко мне, лизнул мою руку и рaстянулся в тени под телегой. Язык его высунулся нa целую лaдонь. Он то втягивaл его нaзaд, глотaя слюни, то опять высовывaл нa целую лaдонь». Для настоящей дружбы нет препятствий!

Приглашая нас к размышлению о преданности наших младших братьев, Толстой также учит детишек брать на себя ответственность за них, гуманно относиться ко всему живому. «Девочка поймала стрекозу и хотела рвать ей ноги. Отец сказал: эти самые стрекозы поют по зорям. Девочка вспомнила их песни и пустила». Прочитав рассказ, дети радуются, что стрекоза осталась невредима, хочется верить, что сами они тоже не допустят жестокости по отношению к беззащитному существу!

Незабываемое впечатление на детей производит рассказ «Лев и собачка». Реалистичность картины смерти собачки и глубокий драматизм поведения льва отразились в психологически точном и лаконичном повествовании: «…он обнял своими лапами мёртвую собачку и так лежал пять дней. На шестой день лев умер». Несмотря на то, что дети не любят произведений с грустным финалом, вытирая слёзы, они называют «Льва и собачку» своим любимым произведением. Наверное, это происходит потому, что каждый из нас мечтает о таком преданном друге как лев.

II 4) Сближение стиля научно-популярных и художественных произведений в книгах для детей

Огромной заслугой Л. Н. Толстого является то, что в своей «Азбуке» он впервые сближает стиль научно-популярных и художественных произведений для детей. Сказки, созданные Л. Н. Толстым, часто имеют научно-познавательный характер и рассчитаны на то, чтобы облегчить запоминание научного материала. Для этого Толстой успешно использует приём одушевления предметов. Сказка «Волга и Вазуза» привлекает внимание ребёнка спором двух сестёр-рек: «Были две сестры: Волга и Вазуза. Они стали спорить, кто из них умнее и кто лучше проживёт». Волшебно-сказочная форма помогают ребятам усваивать географические понятия: Каспийское море, Волга, Вазуза, Азовское море, Шат, Дон. Сказка «Шат и Дон» помимо географических открытий, которые сделают для себя маленькие читатели, учит рассуждать и делать правильные жизненные выводы.  «Шат Иванович не послушал отца, сбился с пути и пропал. А Дон Иванович слушал отца и шёл туда, куда отец приказывал. Зато он прошел всю Россию и стал славен».
Толстой использует разнообразные методы и приёмы изложения. Например, свои научно-познавательные рассказы-рассуждения («Тепло», «Сырость», «Отчего в морозы трещат деревья?», «Отчего бывает ветер?», «Для чего ветер?») писатель строит в форме диалога, который помогает ребятам анализировать и обобщать, рассуждать и приходить к самостоятельному выводу. «Отчего стакан лопается, если нальёшь в него кипяток? Оттого, что то место, где кипяток, разогревается, растягивается, а то место, где нет кипятка, остается по-прежнему: внизу тянет стакан врозь, а вверху не пускает, и он лопается». 
Л. Н. Толстой советует педагогам: «Вообще давайте ученику как можно больше сведений и вызывайте его на наибольшее число наблюдений по всем отраслям знания; но как можно меньше сообщайте ему общих выводов, определений и всякой терминологии». Л. Н. Толстой учит всматриваться в явления природы, изображает их поэтически, используя меткие сравнения. Таков, например, рассказ –описание «Какая бывает роса на траве»: «Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля».

  Л.Н. Толстой умел заинтересовать детей, пробуждать и развивать их творчество, своим творчеством он помогал им учиться самостоятельно мыслить и глубоко чувствовать.

III Произведения Л. Н. Толстого, адресованные детям, — его литературное и педагогическое наследие, которое, как и прежде, актуально.

Детская проза Л. Толстого – уникальное явление в русской литературе. Рассказы Толстого не только открывают детям красоту и богатство русского языка, прививают любовь к родному слову, но и воспитывают, просвещают, учат по-настоящему понимать окружающий мир. Многие из рассказов Л. Н. Толстого помещены в современных книгах для чтения в начальной школе, в хрестоматиях для детей дошкольного возраста и выпускаются отдельными изданиями. Во внеурочной деятельности педагоги охотно знакомят своих воспитанников с произведениями Л. Толстого, не вошедшими в курс «литературного чтения», но от этого не ставшими менее ценными и полезными в деле воспитания подрастающего поколения.

С уверенностью можно утверждать, что в России за последующий период так и не было создано ничего лучшего, чем учебники Л.Н. Толстого. Они и сейчас являются недосягаемой вершиной не только в мастерстве подборки речевого материала, но и воспитательных возможностях. С точки зрения филологии, им также нет равных среди учебников для начальной школы. Это факт, давно признанный не только в России, но и за рубежом.

3

Темы

26 августа 2021

Польза рассказов Л. Н. Толстого для детей

Детей писатель называл самыми строгими судьями.

Выдающийся отечественный писатель Лев Толстой имел благородное происхождение — он родился в семействе графов Толстых. Но его судьбу нельзя назвать счастливой, ведь очень рано будущий писатель остался без родителей.

Толстой получил качественное домашнее образование. Однако жизнь он решил посвятить не самодовольной помещичьей жизни, а творчеству.

И не последнюю роль в творческом наследии писателя сыграли произведения, написанные для детей — рассказы и сказки, которые родители читают ребятам и в наше время.

Особенности произведений Толстого

Толстой в работах использовал элементы народной мудрости и фольклора. Это и сказки, и пословицы, и различные легенды.

Рассказы Толстого полезны тем, что они позволяют разрешить основные задачи в воспитании, образовании ребенка. Они обладают глубоким содержанием, но в то же время — замечательным и неповторимым стилем художественного изложения.

Главные ценности в рассказах Толстого — терпение, духовное и нравственное совершенствование, умение жертвовать интересами ради высшего блага.

Писатель — детям

Как-то раз Лев Толстой в беседе с товарищем назвал детей «самыми строгими судьями». По мнению писателя, произведения,  предназначенные самым маленьким, должны быть понятно изложены, доступны для понимания и правильной трактовки ребенком.

Иными словами, главное в рассказах и сказках — это простота. Возможно, именно в этом и кроется причина того, что рассказы Льва Толстого столь востребованы и по сегодняшний день.

Популярны рассказы для детей «Яблоня», «Солдаткино жилье», «Булька» и другие.

Многие рассказы Толстого подходят для самых маленьких читателей — в возрасте от 2-3 лет и старше. Например, произведения, вошедшие в сборник писателя «Азбука».

В заключение отметим, что рассказы Толстого бесхитростны и добры. Они учат хорошему с детства, что важно в современном мире.

… Писатель завершил жизненный путь в поезде, неподалеку от станции Астапово. Его прах предали земле в Ясной Поляне — именно там в детские годы он искал «волшебную зеленую палочку», при помощи которой можно было бы сделать всех людей счастливыми и здоровыми.

Комментарии

Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Новости по теме

  • Маленькие рассказы с моралью
  • Маленькие рассказы с глубоким смыслом
  • Маленькие рассказы с вопросами для детей 6 лет для чтения и пересказа
  • Маленькие рассказы рэя брэдбери
  • Маленькие рассказы русских писателей