Маленький человек итоговое сочинение аргументы

­Пример сочинения 1

Актуальна ли тема «Маленького человека» в наше время? Безусловно! Хотя бы потому, что «маленькие люди» есть всегда. И неважно, как их зовут — Акакий Акакиевич или Иван Иванович. Неважно, кто они — мелкие чиновники или кассиры в супермаркете. Проблемы «маленького человека» остались теми же, как и отношение к этим людям власть имущих.

Вот старушка, проработавшая всю жизнь на заводе, не может выжить на грошовую пенсию. Вот вдова с детьми мыкается по съемным углам — ей негде жить и нечего есть, а на работу не берут. Вот мелкий предприниматель пытается получить справку у чиновника…

«Маленькие люди» не совершают открытий и революций, о них не пишут в масс-медиа. Они просто живут свою жизнь как могут. Они зачастую страдают от несправедливости власть имущих и равнодушия окружающих. Их много, очень много — возможно, не меньше, чем во времена Гоголя и Пушкина. Поэтому я считаю, что тема «маленького человека» в литературе не просто актуальна — она вечна.


Пример сочинения 2

Теме «маленького человека» русские писатели уделили достаточно большое внимание. «Самсон Вырин» Пушкина, «Акакий Акакиевич» Гоголя, «Макар Девушкин» Достоевского — самые известные и ярко выраженные «маленькие люди». Им нет дела до великих перемен. Для «маленьких людей» весьма характерно то, что на них редко обращают внимание, их не ценят, смеются и даже издеваются над ними. Но спустя много лет эта тема не перестает быть актуальной в творчестве писателей-современников. И меня, в свою очередь, затянула эта непростая тема.

А что мы знаем об образе маленького человека? Что обозначает это понятие и почему у этого образа разные смыслы? Какова символика образа? И, наконец, как представили образ маленького человека поэты и писатели в своих произведениях? Решению этих вопросов посвящена моя исследовательская работа.
Тема моей исследовательской работы: «Вечная шинель. «Маленький человек» давно и сегодня. Образ маленького человека в русской литературе».

Цель исследовательской работы: сопоставление образа маленького человека в произведениях русской литературы.

Данная цель исследования реализуется в следующих конкретных задачах:

• Выяснить, значение определения «маленький человек»;
• Выявить символику образа маленького человека в стихотворениях русских поэтов, писателей;
• Проанализировать значение образа маленького человека в разных произведениях русской литературы;
• Показать, как возникла и развивалась эта тема в русской литературе;
• Показать разнообразие представлений о «маленьком человеке» в современной литературе.

Объект исследования: стихотворения русских поэтов 19-20 вв., содержащие образ маленького человека; художественные тексты произведений.

Предмет исследования: художественное своеобразие образа маленького человека в русской литературе.

Гипотеза: образ маленького человека достаточно популярен в произведениях и определяется субъективным восприятием поэтов и писателей. Тема «маленького человека» не утратила актуальности и в наше время.


Пример сочинения 3

Тема «маленького» человека традиционна для русской литературы 19 века. Раскрытие образа мы можем наблюдать во многих художественных произведениях. Кто же такой «маленький» человек? «Маленький» человек — это незначительный и незаметный человек низкого социального статуса, который вызывает лишь жалость, сочувствие и желание помочь. Существует немало примеров образа таких людей. Один из них — произведение «Белые ночи» Достоевского. Здесь «маленьким» человеком является главный герой — Мечтатель. Он полностью погружён в свой мир мечтаний и грёз, и он практически не видит реальности и то, что происходит в действительности. За время произведения автор раскрывает нам его образ.

Мы узнаем, что он не умеет бороться за своё счастье. Также мы видим, что главному герою лучше страдать и чувствовать боль, чем сделать что-то, чтобы быть счастливым. Как «маленькому» человеку ему свойственна его незначительность в обществе. Рассмотрим произведение «Тоска» Чехова. И с самого начала здесь трудно не заметить «маленького» человека. Им является главный герой. Весь сюжет заключается в том, что ему не с кем поделиться мыслями, поэтому он страдает. Иона, как и все «маленькие» люди, является совершенно обычным человеком низкого социального статуса. Как мы узнаём позже, он никому не нужный и несчастливый человек, по крайней мере после смерти его сына, и вследствие этого Иона испытывает боль.

Что касается произведения «Станционный смотритель», маленьким человеком является Самсон Вырин. Также как и все он является мелким, ничем не примечательным чиновником. Всю вину проезжающие всегда скидывали на него. Погода была плохая, виноват смотритель. Тем не менее, автор сочувствует своему герою и относится к нему с уважением. Материальная бедность для Самсона ничто по сравнению с опустошённостью его души. Возьмём «Шинель» Гоголя. Ярчайшим примером является Акакий Акакиевич. Он одинок и беден. В произведении автор представляет его настолько беззащитным и безотказным, что окружающие смеялись над ним и даже проявляли бесчеловечность по отношению к главному герою.

Проблема «маленьких» людей, к сожалению, до сих пор актуальна в нашем обществе. Как известно, человек, который уверен в себе, что-нибудь из себя представляет, то есть находится на виду. Уверенные и чего-то достигшие люди своими поступками открыто заявляют о себе в обществе. Что касается «маленьких» людей, они сами признают свою незначимость и ничтожность. Я бы не сказала, что эти люди довольны своей жизнью, но они и не хотят ничего с этим делать. У людей они вызывают только жалость. В этом и заключается проблема «маленьких» людей.


Пример сочинения 4

Образ «маленького человека» красной нитью проходит практически через всю классическую русскую литературу. Этот тип героя появился со становлением реализма в русской литературе. Типичный пример такого человека — Акакий Акакиевич Башмачкин, герой гоголевской повести «Шинель».

Маленький человек беден, незнатен, не имеет ни выдающихся способностей, не отличается силой характера. Писатели 19-го века, создавая образ маленького человека, напоминали читателям, которые привыкли восхищаться исключительно романтическими героями, что даже самый обычный человек, простой обыватель, — тоже человек и достоин если не восхищения, то хотя бы сочувствия и понимания.

В советской литературе проблема маленького человека тоже присутствует, но в меньшей мере: этот типаж не очень вписывался в каноны соцреализма. В частности, Юшка в одноименном рассказе Андрея Платонова — тоже «маленький человек».

В наши дни «маленькие люди» никуда не делись: как и в далеком 19-м веке, они составляют немалую долю населения. Это обычные люди, которые не совершают подвигов, не выделяются из толпы, просто живут своей обычной жизнью. Их очень много. Так всегда было и, наверное, будет. Поэтому и проблема «маленького человека» не потеряла актуальности и в наши дни.

Проблема маленького человека

Проблема «маленького человека», появившаяся в 19 веке, начала развиваться в связи с демократизацией русской литературы. Авторы демонстрировали беззащитность и подверженность «маленького человека» общественным несправедливостям.

Идейное содержание

Раскрывая образ «маленького человека», русские писатели хотели показать несправедливость общества. Из-за своего низкого социального и карьерного положения «маленький человек» имел тяжелую судьбу, которая состояла лишь из трудностей и препятствий. «Маленький человек», скромный и кроткий по своей природе, был вынужден терпеть унижения. Таких людей, которые были совершенно беззащитны перед обстоятельствами, никто никогда не замечал, им никто не помогал, из-за чего жизнь «маленького человека» заканчивалась очень трагично.

Литературное направление

Проблема «маленького человека» стала развиваться с появлением в русской литературе реалистического направления. Писатели стремились показывать реальную действительность, какой бы тяжелой и жестокой она ни была. В связи с демократизацией литературы авторы художественных произведений обращали свое внимание на представителей низших сословий, которые обличались своей бедностью.

Роль образа «маленького человека» в литературе велика, так как с 19 века по сегодняшние дни русские писатели обращаются к данному литературному типу.

Авторское отношение

Тема «маленького человека» поднималась во многих художественных произведениях, начиная с творчества А. С. Пушкина. Образ «маленького человека» в литературе 19 века занимает особое место.

Если А. С. Пушкин (образ Евгения из поэмы «Медный всадник» и образ Самсона Вырина из повести «Станционный смотритель») и Н. В. Гоголь (образ Башмачкина из повести «Шинель») сочувствовали «маленькому человеку» и жалели его, а Ф. М. Достоевский (образ Макара Девушкина из романа «Бедные люди» и образ Мармеладова из романа «Преступление и наказание») старался показать достоинства этих «униженных и оскорбленных» людей, то А. П. Чехов (образ Червякова из рассказа «Смерть чиновника», образ Очумелова из рассказа «Хамелеон», образ тонкого из рассказа «Толстый и тонкий» и образ Беликова из рассказа «Человек в футляре») осуждает своих персонажей за то, что они не борются со своим положением «маленького человека», а мирятся с ним.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Проблема маленького человека», рассмотрит идею, заложенную писателями, которые изображают в своих произведениях образ «маленького человека», продемонстрирует направление, в рамках которого раскрывается данный образ, а также отношение конкретных писателей к «маленькому человеку».

На чтение 7 мин. Опубликовано 22.04.2020

Обозначение людей третьего сословия интересовало писателей давно. В сочинении-рассуждении на тему «Маленький человек» рассматривается конкретный тип литературного героя, его черты и особенности характера, а также приводятся примеры. Определение отражает образ людей, не отличающихся силой воли или уверенностью в себе.

Содержание

  1. Общая характеристика понятия
  2. Образ литературного героя
  3. Роль неприметных персонажей
  4. Аргументы из произведений
  5. Примеры в трудах писателей
  6. Тип личности в творчестве Пушкина

Общая характеристика понятия

В творческих кругах 19 века одной из значимых тем литературы становится образ «маленького человека». Это понятие впервые ввел в употребление критик Белинский в статье «Горе от ума».

Образ литературного героя

С формированием изображения душевной жизни в отечественной литературе типаж маленьких людей в переносном смысле обретает сложный психологический портрет.

Сочинение рассуждение на тему маленький человек

В произведениях писателей и поэтов такие личности состоят в низших сословиях населения и не представляют ценности, а являются малозаметными или незначительными. Но не для этого писатели представили типаж такого гражданина. Целью было донесение до умов людей мысли, что «маленький гражданин» внутри имеет огромный мир, понятный каждому, а его судьба откликается в душах посторонних.

Обозначение маленького человека:

Маленький человек

  1. Простой.
  2. Добрый.
  3. Зажатый, скованный.
  4. Безобидный.
  5. Закрытый внутренне.
  6. Не принимает конфликтные ситуации и избегает их.

Это личность невысокого социального положения и происхождения, не наделенная выдающимися способностями, не различающаяся силой характера, но при этом добросердечная, никому не желающая зла. Понимают выражение «маленький человек», как тип личности, не являющийся озлобленным, а скорее ранимым и уязвимым. Этим могут воспользоваться люди, находящиеся выше по социальному статусу.

Такие персонажи характеризуются позабытыми и униженными. Их жизни, как мелкие радости, и серьезные беды казались ничтожными и недостойными внимания со стороны окружающих. Этот типаж людей и соответствующее к ним отношение пробудила эпоха.

Беспощадное время и царская несправедливость вынуждали многих замыкаться, уходить в себя. Измученные люди жили неприметной жизнью, какую сами создавали, а также тихо умирали. Но именно такие граждане иногда по воле ситуаций, подчиняясь крику души, роптали против сильных, взывая к справедливости.

Эта тема актуальна в настоящее время, потому что сейчас есть люди с мелкой душой, за которой не утаить обман или маску. Также существуют простые люди, являющиеся маленькими только по статусу, но показывающие чистую, не испорченную богатством и благополучием душу, умеющие радоваться, любить, страдать, волноваться, предаваться мечтам, просто жить и быть счастливыми.

Роль неприметных персонажей

В 19 веке представление о «мелких людях» интерпретировалось широко. В советском литературоведении эта мифологема стала идентичной незначительному петербургскому чиновнику эпохи царя Николая.

Человек считается «маленьким» еще потому, что мир его внутренней жизни и притязаний до крайности ограничен, опустошен, заполнен различными запретами. Для него нет исторических и философских проблем, а существует только замкнутый круг жизненных интересов.

Тема маленького человека

С тематикой ограниченной личности в отечественной литературе связаны лучшие гуманистические традиции. Многие авторы стремятся донести до своих читателей и потомков мысль, что каждый гражданин имеет право на счастье, на личный взгляд на жизнь.

Источником для развития в русской словесности образа послужило третье сословие, состоявшее из обнищавших дворян, бывших студентов и семинаристов, мещан, пытающихся утвердиться в статусе успешных и благонадежных граждан посредством приобретения дворянства.

Образ незначительного героя трагичен, ведь народ из низших сословий не защищен государством, оказывался часто под прессом несправедливости и неспособности повлиять на ход событий. Из маленького дитя вырастет большая личность, если ступит на верный путь.

Обращение к этому образу важно в любую эпоху для отображения жизни обычного народа со всеми проблемами, переживаниями, неудачами, несчастьями и маленькими радостями. Не каждому поэту или писателю удалось донести до читателя все детали жизни «маленькой личности», потаенные части души.

Задача писателей:

Сочинение на тему маленький человек

  1. Отражение судьбы, быта обычного народа со всеми проблемами, несчастьями.
  2. Представление незначительных радостей.

Любой автор стремился передать все внутренние движения героя, ощутить и пережить все вместе с ним, потому что «маленькие люди» являются личностями, а их чувство ценится больше, чем у знатных граждан общества.

В каждой эпохе существовали «маленькие люди», которые оказываются нравственно выше лиц, занимающих лучшее положение в обществе или по статусу. Авторы пытались понять психологическую сторону характера таких героев, отвечая на вопросы «Почему он так поступил?»

Аргументы из произведений

Образ маленького гражданина упоминается в реалистических произведениях, где писатели обращали внимание на людей низкого социального статуса и происхождения, нередко бедных или ничего из себя не представляющих. Литераторы обратили свой взгляд на простой народ, в жизни которого происходят трагические события.

Примеры в трудах писателей

Именно в реализме стало возможным появление этого типа героя, способного раскрываться в тяжелых ситуациях. В произведении Карамзина «Бедная Лиза» представителем маленького человека является главная героиня — крестьянка, самостоятельно обеспечивающая собственную жизнь. Добрая, наивная по характеру Лиза беззаветно влюбляется в Эраста. Вскружив голову юной девушке, мужчина осознает, что это была не влюбленность. Впоследствии Эраст женится на состоятельной вдове, не объясняя Лизе свое исчезновение.

Маленький человек в литературе примеры

Осознавая предательство любимого, девушка не смогла справиться с эмоциями и сбросилась в реку. Из-за недостаточности внутренних сил и воли, чтобы выдержать отречение и научиться жить с болью в сердце, Лиза погибает.

Примером «маленького» человека в литературе является «Шинель» Гоголя. Тип личности Акакия Акакиевича показывает мелкую натуру в незначительных деталях и подробностях.

Характеристика главного персонажа:

  1. Мягкий.
  2. Низкого роста.
  3. Добрый.
  4. Простодушный.

Мужчина переживал от низкого социального статуса, унижений и издевательств над своей личностью, но предпочитал сдерживаться и молчать.

Сочинение на тему маленького человека

До покупки шинели Акакий так и оставался неприметным простолюдином. Он долго и кропотливо собирал каждую копеечку для заветной обновки. Но жестокий мир диктует свои правила — у Акакия крадут шинель. От обиды и беспомощности, мужчина заболевает и умирает, не успев насладиться проделанным трудом. Именно собственной закрытостью от мира, людей и нежелания менять жизнь, персонаж прославился мелкой личностью.

В повести Николая Васильевича «Невский проспект» главный герой Пискарев является юным художником, подающим надежды на светлое будущее. Мужчина знакомится с девушкой из публичного дома и бесповоротно влюбляется. Обманутый надеждами художник заканчивает жизнь самоубийством. Его гибель является результатом столкновения беспощадной реальности с идеализированным миром.

В кратком сообщении необходимо отразить, что типаж мелкой личности перешел в литературное затишье и начал существовать в сатирическом формате разных авторов.

Тип личности в творчестве Пушкина

Авторы характеризуют людей «маленького» типа, как боящихся жизни, униженных, смиренных, ощущавших несправедливость. Возникновение этого образа определено российской служебной лестницей в 14 ступеней. На низшей стадии работали и мучились от нищеты, бесправия и обид мелкие чиновники, малообразованные, одинокие или обремененные семейным бытом граждане, достойные людского понимания, каждый с личной бедой. Особенно часто упоминается образ в произведениях Пушкина.

Маленький человек сочинение

В «Станционном смотрителе» повествуется о судьбе труженика, слабовольной личности Самсона Вырина. В сюжете представлен характерный конфликт, проявлено обобщение реальности, раскрытое в случае драматической судьбы рядового гражданина.

Мужчина теряет дочь — ее забирает и увозит состоятельный гусар Минский. В судьбах героев возникает конфликт, на фоне которого Самсон оказывается униженным, неспособным дать отпор. Мужчина начинает выпивать и теряет смысл жизни без своей Дуни, обрекая себя на одинокую старость и гибель. Из энергичного станционного смотрителя Самсон превратился в хилого старика.

Другим произведением Александра Сергеевича является «Медный всадник», в котором автор рисует не только картины дворянско-уездного быта, но и заостряет внимание читателей на судьбе «незначительного человека». Городская обстановка сыграла значимую роль в судьбе главного героя Евгения. Во время наводнения мужчин теряет невесту, а все запланированное, мечты и надежды на счастье пропадают.

Тема сочинения маленький человек

Автор не рассказывает о прошлом Евгения, не раскрывает его личные данные. Лишая главного героя индивидуальных особенностей, Пушкин превращает его в рядового гражданина из толпы, но в экстремальной, напряженной ситуации мужчина «оживает» и сбрасывает с себя маску «ничтожества», выступая против медного памятника. В состоянии безрассудства Евгений винит во всех бедах Медного всадника, считая виновником своего несчастья императора, воздвигнувшего город на Неве.

В образе маленького человека русские классики стремились показать читателям, привыкшим восторгаться романтическими героями, что простой гражданин является личностью, достойной сочувствия, отзывчивости и поддержки. В мини-сочинении к ЕГЭ можно сделать вывод, что часто литературные герои, характеризующие «мелкого» человека, остаются незамеченными и умирают от несправедливостей окружающих людей.

(290 слов) Трагическая судьба «маленького человека» и глубокое сострадание к нему часто являлись основой произведений русских писателей девятнадцатого века. «Маленький человек» — это тип литературного героя с невысоким социальным положением и происхождением, который не одарён выдающимися способностями и не отличается силой характера, представляя собой совершенно безобидного и трусливого человека, не причиняющего никому вреда.

Так, в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» представлен конфликт мелкого служащего с мощной государственной машиной, олицетворенной в образе Петра. Разумеется, в этой схватке герой терпит поражение, ведь он напуган и обессилен от неспособности что-либо изменить. Пушкин видит в Евгении не просто бедного чиновника с мещанскими интересами, а такого же человека, как и он сам — способного мечтать о долгожданном счастье с любимой девушкой. Так, писатель открывает в бедном чиновнике романтическую натуру, новый драматический характер. В этом проявляется сочувствие Пушкина к маленькому человеку.

Через пару лет Н.В. Гоголь продолжит развитие этой темы, но уже представляя «маленького человека» в ином свете, В повести «Шинель» образ «вечного титулярного советника» Акакия Акакиевича Башмачкина заставляет задуматься уже не о государственной системе, в которой нет места нуждам обыкновенных людей, а скорее о скудном внутреннем мире самого героя, его смирении и покорности. Несмотря на то, что автор сочувствует Башмачкину, изображая его жертвой бездушия и произвола, он, тем не менее, видит в нем умственную ограниченность и посмеивается над ним. Не внутренняя сила, а только шинель способна возвратить Башмачкину чувство собственного достоинства. Гоголь понимает несостоятельность возможностей своего героя, но дает ему попытку противостоять жестокому бюрократическому обществу. Однако в мире Акакия Акакиевича личность, бросающая всем вызов, может жить только после смерти, на что и указывает нам автор фантастической концовкой.

Таким образом, несмотря на разное отношение к маленьким людям, и Пушкин, и Гоголь, создавая подобные образы, хотели напомнить читателям, привыкшим восхищаться романтическими героями, что даже самые обыкновенные люди достойны сочувствия и внимания.

Автор: Софья Брудкова

«Шинель» — аргументы для итогового сочинения ЕГЭ

Мы подготовили для наших читателей несколько аргументов по рассказу «Шинель». Используйте эти примеры для написания своего сочинения на урок литературы в школе.

Равнодушие – это наивысшая жестокость (аргумент)

Н. В. Гоголь в повести «Шинель» изобразил общество, которому нет дела до такого человека, как Акакий Акакиевич Башмачкин. Когда у главного героя крадут шинель, никто не хочет помочь ему. Люди фактически оставляют умирать человека, который остался холодной зимой без верхней одежды. «Значительное лицо» отказывает Башмачкину в помощи. Герой понимает, что он остался без шинели, на которую он так долго копил. Равнодушие со стороны всех окружающих людей становится причиной смерти «маленького человека», коим был Акакий Акакиевич.

Надежда и отчаяние — аргумент

Присущая любому – богатому и бедному, «маленькому» и «сильному мира его», она способна изменить, окрылить, поверить в лучшее. Именно надежда на некоторое время осветила жизнь простого чиновника, занимающего самую низкую ступень на социальной иерархической лестнице – Акакия Акакиевича Башмачника, героя повести Н.В. Гоголя «Шинель».

Безрадостным было его существование. Служил он в департаменте титулярным советником, где занимался переписыванием бумаг («…Там, в этом переписываньи, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир. Наслаждение выражалось на лице его…»). С другим делом он бы просто не справился. Но относился он к своей работе добросовестно: «…Вряд ли где можно было найти человека, который так жил бы в своей должности. Мало сказать: он служил ревностно, – нет, он служил с любовью…»

В департаменте все посмеивались над Акакием Акакиевичем, над его безответностью, над внешним видом, над шинелью — «капотом». Автор назвал его «существом», переносившим покорно канцелярские насмешки. Не способен был Башмачкин постоять за себя. Лишь изредка говорил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете».

Герой жил в небольшой комнатушке, ел скудный ужин, «ел всё это с мухами и со всем тем, что ни посылал Бог на ту пору…». Ничего не замечал Башмачкин вокруг. И так каждый день. Правда, герой находил и в этой жизни для себя радость, создавал свой мир, в котором словно оживали буквы. По вечерам он с усердием выводил их в своей коморке, разговаривал с ними; у него даже были свои любимицы. Да, грустно наблюдать за героем, оказавшимся никому не нужном в этом огромном мире.

И вдруг… у него появилась надежда! Надежда на то, что всё может измениться. Он заказал новую шинель. Сколько труда было вложено в её покупку, сколько дней копил он денег на её приобретение, отказывая себе во многом, – это особая история. Но герой ждал, что скоро он появится в новой шинели, и тогда всё изменится. Так и случилось! Сослуживцы вдруг изменили отношении к нему, стали поздравлять с покупкой, даже пригласили о. Он впервые почувствовал себя человеком, а не «существом». Надежда оказалась не напрасной.

Доброта и жестокость — аргумент

Н.В. Гоголь в своей известной повести «Шинель» знакомит нас с мелким чиновником. Участь его несчастна. Герой живет в мире жестокости, где мнение о человеке, отношение к нему определяется его материальным, служебным статусом и внешним видом. Встречают здесь исключительно «по одежке». Над добрым, безобидным, спокойным Акакием Акакиевичем смеются сослуживцы, даже самые молодые, вновь прибывшие в департамент. Неудивительно, ведь он покорно, бессловесно переписывает бумаги. А одет он жутко бедно. Его старенькая шинель давно прохудилась, заплаты ставить негде, что лишает ее гордого звания. Все называют ее капот. Тогда, как шинель для чиновника – гордость, а не только форма одежды.

Башмачкину путем жесткой экономии удается скопить на новую шинель. На него сразу начинают смотреть по-другому, даже зовут в гости в богатый район Петербурга. Но в мире, где царит жестокость, нет места справедливости. У Акакия Акакиевича отнимают шинель. И никто не хочет ему помочь. Нигде он не находит защиты, понимания, справедливости.

Добрый и милый старенький чиновник умирает. Но появляется жестокий призрак, который карает жителей Петербурга за равнодушие, похищая у всех шинели. Таким образом, Н.В. Гоголь показал как легко можно погубить добро, трансформировать его в жестокость.

Мечта и реальность — аргумент

В повести шинель становится символом мечты. Для Акакия Акакиевича она становится настоящим смыслом жизни. Примечательно, что к осуществлению своей мечты Башмачкин идет уверенно, он знает, что ему нужно сделать, чтобы быстрее накопить деньги на шинель. Автор показывает, что главный герой произведения не витает в облаках, шинель для него не фантазия, а мечта, к которой он идет уверенным шагом. Шинель – это предмет быта, однако то, что Башмачкин стремится к покупке, говорит о том, что тип «маленького человека», к которому принадлежит Акакий Акакиевич, тоже умеет достигать поставленных целей и идти к своей мечте. Это единственный герой в произведении, который к чему-то стремится.

Н. В. Гоголь показывает, что мечта Башмачкина сталкивается с реальностью. Действительность описывается автором жестокой и бездушной. Только в таком обществе у человека могли украсть шинель. Для Акакия Акакиевича она была смыслом жизни, и то, что шинель отобрали, явилось причиной разочарования Башмачкина в социуме. Однако больше всего Акакия Акакиевича удивило то, что никто не захотел ему помочь. Даже «значительное лицо», который по должностных своим обязанностям должен был разобраться в ситуации с кражей, ничего не делал. Украденная мечта и неспособность вернуть шинель приводит к тому, что главный герой заболевает и умирает. Так, Н. В. Гоголь поднимает тему столкновения мечты с реальностью.

Критерии оценки

Хорошее сочинение должно соответствовать критериям оценки. Ваша красноречивость и сильная авторская позиция не будут играть особой роли, если при проверке будет обнаружено несоответствие критериям. Если вы считаете, что цель в жизни не только не важна, но и вредна – не стоит писать об этом. Вы можете быть правы, с вами согласятся многие психологи. Но высокую оценку вы не получите. Поэтому в этом случае лицемерьте и пишите работу по всем правилам. А возможность высказать свое истинное мнение у вас еще будет, поверьте.

Согласно данным ФИПИ, критериями оценки итогового сочинения являются:

  • Соответствие теме.
  • Аргументация с привлечением литературного материала.
  • Композиция и логика рассуждения.
  • Качество письменной речи.
  • Грамотность.

Базовые критерии – первый и второй. Здесь выставляется зачет или незачет. Соответственно сочинение должно раскрывать тему, иметь коммуникативный замысел. В качестве аргументации важно использовать литературу, желательно ту, которую вы проходили в рамках школьной программы. Цитаты и примеры из литературных произведений необходимо приводить грамотно, как бы находя подтверждения ваших доводов в словах автора.

Без привлечения литературного материала сочинение писать нельзя.

Композиция и логика рассуждения – это фактически последовательность изложения, а также соотношение тезисов и доказательств.

Выдвинули тезис – приведите доказательства, подкрепите примерами.

Под качеством речевого оформления понимается разнообразие лексики. Старайтесь избегать штампов, использовать уместные термины. Не уверены в трактовке – не используйте.

Что же касается грамотности, то незачет выставляется в случае, когда грамматические ошибки затрудняют восприятие текста. Обычно допускается не более 5 ошибок на 100 слов. Советуем не использовать слова, в грамотности написания которых вы не уверены. Русский язык, как вы помните, богат, гибок и живописен – найдите синонимы.

В.В. Маяковский «Прозаседавшиеся»

В стихотворении В.В. Маяковского «Прозаседавшиеся» явно и жестоко обличается порочность бюрократического общества.

С помощью сатирических приемов демонстрируется абсурдность существующих «учреждений» с нелепыми названиями «Губкооператив», «А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-ком», «объединение Тео и Гукона», подчеркивается несостоятельность государственных служащих и бессмысленность тех заседаний, которые им приходится посещать. Темы заседаний настолько банальны и мелки, что вызывают смех: например, «Губкооператив» заседает по поводу «покупки склянки чернил». В.В. Маяковский подчеркивает, что деятельность представителей власти совершенно бесполезна. Автор образно указывает, что служащим, которые посещают около 20 заседаний в день, «поневоле приходится раздвояться»: «до пояса здесь, а остальное там».

В.В. Маяковский поднимает проблему личности и власти. Подробно описываются страдания тех, кто пытается попасть на прием к государственным служащим. После того как люди «исколесят сто лестниц», они слышат, что им нужно прийти через час, когда же наступает нужное время, на месте «ни секретаря, ни секретарши нет – голо!», поскольку они опять находятся на каком-то заседании. Автор демонстрирует, что представители власти делают все что угодно, но не помогают простому народу, которому они должны служить. Из-за сменяющих друг друга заседаний госслужащие постоянно заняты, они отсутствуют на месте, из-за чего людям не удается подать прошения, решить проблемы, получив помощь от государства.

Лирический герой, голосом которого выражена авторская позиция, взбешен той общественной несправедливостью, с которой он встретился, когда пытался получить помощь у представителей власти. Он выступает против нового государственного аппарата, на что указывают наполненные сатирой завершающие стихотворение строки: «О хотя бы // еще // одно заседание // относительно искоренения всех заседаний!».

Введение

В появлением гражданского общества актуальными стали все проблемы, связанные с понятиями гражданина и Родины. В гражданском обществе человек рассматривается в первую очередь как гражданин, который тесно связан со своей страной. Активная гражданская позиция проявляется в осознании своего гражданского долга, в способности видеть общественные пороки и предполагать пути их устранения, в осознании своей ответственности перед обществом, в стремлении к общественной справедливости, в желании совершенствовать государственное и общественное устройство.

Гражданская проблематика наблюдается во многих художественных произведениях отечественных и зарубежных авторов.

Л.Н. Толстой «Война и мир»

В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир», где важное место занимает военная проблематика, говорится о важности народа в историческом процессе.

Рассуждая об Отечественной войне 1812 года, писатель утверждает, что ее ход и результаты зависели не от отдельной личности, а от всего народа. Любое историческое событие, по мнению автора, заключено «не во власти одного лица, но во взаимодействии друг на друга многих лиц, связанных с событием». Те, кого считают «героями» и «владыками», не управляют историческими событиями, а подчиняются народу, выражают его интересы, прислушиваясь к мнению большинства. Л.Н. Толстой утверждает, что власть – это «совокупность воль масс, перенесенная выраженным или молчаливым согласием на избранных массами правителей».

В повествовании показано, что главнокомандующий всей русской армии Кутузов осознавал, что решающей силой в войне являются не начальники, а те, кто принимает непосредственное участие в военных действиях. Батарея Тушина, во время Шенграбенского сражения оказавшаяся в неравном бою с французским войском, остается бороться за Родину. Рота Тимохина во время Шенграбенского сражения неожиданно стала обстреливать французские войска, когда остальные русские солдаты начали в панике разбегаться. Батарея Раевского, осознанно идя на смерть, надев белые рубашки, совершает подвиг в Бородинском сражении. Тихон Щербатый организовывает крестьянские отряды, которые помогают общему делу. Партизаны Денисов и Долохов, не имея желания объединяться ни с немецкими, ни с польскими войсками, нападают на французский транспорт, освобождая при этом русских пленных и захватывая в плен врагов. Андрей Болконский, Пьер Безухов, Николай и Петя Ростовы демонстрируют любовь к Родине участием в военных действиях.

Автор, описывая многочисленные подвиги различных представителей русского народа, акцентирует читательское внимание на то, что победить врага удается не Кутузову, а всему народу. Именно простые люди, которые даже не знали законов и правил войны и воевали с «глупой простотой», рискуя и жертвуя собственными жизнями, наносили удар французам. Л.Н. Толстой подчеркивает, что в войне важна не столько гражданская позиция военачальников, сколько гражданская позиция всех представителей народа, сплоченность и любовь к Родине которых может помочь в победе над врагом.

  • Сочинения
  • Свободная тема
  • Проблема маленького человека в наши дни

Проблема маленького человека в наши дни сочинение

Проблема маленьких людей всегда была обсуждаема. В конце девятнадцатого века эту проблему описывал практический каждый писатель. И каждый видел и раскрывал ее по-своему. У таких людей много недостатков. Маленькие люди не готовы к совершению важных открытий. Они всегда будут на ступень ниже, общество их не ценит, а наоборот посмеивается над ними. Они не обладают большими способностями, не отличаются сильной чертой характера. Такие люди часто страдают от несправедливости. Редко кто на них обращает внимание. Маленькие люди не совершают подвиги. Они живут своей обычной жизнью, работают, создают в своих домах уют, воспитывают детей. Они не интересуются жизненными переменами. А если они захотят принять участие в этих переменах, то никому нет дела на их душевные порывы. Как правило, маленькие люди одиноки.

На самом деле у маленького человека доброе сердце, чистая и открытая душа. Такие люди никому не сделают зла, они не способны на подлость, но все остальные принимают это за слабость. Мало тех, кто ценит таких людей за это. Именно по этому, маленькие люди страдают. Они не способны бороться за свое слово, выражать свое мнение и давать отпор тому, кто пытается их обидеть. Сильный и уверенный в себе человек всегда будет идти на пролом и ему не важно, что о нем подумает окружение. А маленький будет стоять в стороне, проявляя свою слабость, терпеть унижения, стараться казаться незамеченным. Этим, они сами проявляют свою незначимость. Они не хотят бороться ни с обществом, ни с отношением к себе. Поэтому маленький человек не может добиться успехов в карьере. Такие люди не способны встать на защиту себя и сказать слово против.

Маленькому человеку нелегко выжить в наши дни, потому что окружение не воспринимает его в серьез, не прислушивается к его мнению. Внутри каждого из нас живет маленький человек, кто-то боится выделиться из толпы, другие потерять работу, а кто-то выразить свою точку зрения. Но, какой бы не был человек, какую бы тихую и скромную жизнь он не вел, он заслуживает уважения в обществе. Ведь если маленькие люди сами не изменят себя, то не смогут изменить и свою жизнь. У каждого из нас есть шанс проявить силу и настойчивость, для того, чтобы стать успешным.

2 вариант

Наш мир всегда был, и будет разделяться на белое и черное, на добро и зло, на сильных и слабых, на «больших» и «маленьких». Проблему «маленького человека» писатели впервые высветлили с началом 19 века, когда в моду пришел реализм. Хотя понятно, что такие люди были задолго до этого, и  в наши дни это никуда не делось. Ведь сколько бы времени не прошло, человеческая сущность ею и остается.

Можно привести много образов «маленького человека» из литературы прошлых веков, которые перекликаются с ХХІ. Это и Акакий Акакиевич, и Самсон  Вырин, Червяков, Очумелов, Евгений из «Медного всадника» и т. д.  Но сейчас не об этом.

Кто же эти «маленькие люди»? (дело не в росте, конечно же) Такие персоны предпочитают жить «плывя по течению», в некоторых моментах слабохарактерные, не выделяющиеся, обычные люди, не имеющие феномена в рукаве для общества. Они терпят издевательство и не уважение, но и не рвутся это как-либо исправить. Ведь им по душе жить обычной жизнью, быть собой в своем маленьком мире, не гнаться за славой, признанием, всем лепетом, интересующим людей другого мировоззрения. «Маленький человек» — это не клеймо,  не диагноз, и вот это мышление  «он не такой как мы значит неправильный» подталкивает людей на издевки и не корректное отношение.

В наши дни ситуация не сильно изменилась. Думаю, таких людей стало даже больше. Мир всё больше давит своим: «Ты должен быть успешным, занимать важное место среди людей, хорошо зарабатывать, удивлять, переступать через свои грани, идти по головам, развиваться  каждую минуту, иметь большой круг общения, много друзей, быть хорошим человеком и в 20 уже купить виллу». Но не всем это действительно нужно. Им уютно жить обычной жизнью, на минимальную зарплату в унылом домике и, например, заниматься любимым  делом.

Некоторым конечно хотелось бы, но просто не удается выбраться из этого «звания». Так как жизнь штука суровая и не всегда всё гладко. Да если так судить мы все начинам из «маленьких людей», но есть те, которые с инициативой и огоньком в глазах идут дальше и становятся «большими» и те, кто живет в своем ритме, мыслях, чувствах, кто принимает преобладание других.

Наша проблема это как раз деление на хорошо и плохо, когда границ не существует. Просто нужно научиться принимать не только заезженные рамки человека, приписанные обществом, а и понимать индивидуальность каждого.  Мы все разные! И в этом и есть прелесть и превосходство, не так ли?

Также читают:

Картинка к сочинению Проблема маленького человека в наши дни

Проблема маленького человека в наши дни

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Зачем нужны полеты в космос

    Все мы прекрасно знаем, что первую ракету с человеком в космос запустили еще в далеком 1961 году, но так как и раньше полеты в космос стоят огромных денег и это непосильная сумма для большинства людей

  • Характеристика Печорина в главе «Княжна Мери»

    Начнем с того, что разберемся кто такой Григорий Александрович Печорин. Григорий Александрович является главным персонажем

  • Герои сказки Кот в сапогах Перро сочинение

    Один из двух главных героев сказки, сын мельника, вырос в семье, где он был младшим ребенком. Двое старших сыновей мельника, родных братьев главного героя, получили от отца приличное наследство

  • Сочинение на тему Взаимопонимание с близкими людьми

    Взаимопонимание с близкими людьми очень важно. Оно помогает каждому в жизни, поскольку без таких отношений невозможно воплощать интересные и нужные для общества дела, работать и учиться.

  • Сочинение на тему Имен в России славных много

    В этом сочинении пойдёт речь о людях, чьи имена навеки вписаны в историю России.

изображение Проблема маленького человека в наши дни

«Маленький человек» в русской литературе

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Леонтьева  Е.А. 1


1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа №37»

Машина  О.Ю. 1


1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа №37»


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Введение

В этом исследовании мы должны узнать, что же определяет собой выражение «Маленький человек» и найти примеры в знакомых всем произведениях.
Цель исследования – узнать истинное значение этого высказывания, а также попробовать найти такой тип людей в литературе, а после и в своём окружении.
Использованный материал можно использовать на уроках литературы и русского языка.
Методы исследования: поисковый, выборочный, семантический, информационный, метод анализа и синтеза.

1. Понятие «Маленький человек».

Так кто же такой маленький человек? Это вовсе не тот, чей рост меньше среднего. Маленький человек – тип людей, не отличающийся силой воли или уверенностью в себе. Обычно, это зажатый, закрытый в себе человек, не любящий конфликты и причинение зла другим. В произведениях литературы такие люди обычно состоят в низших сословиях населения и не представляют никакой ценности. Такова психологическая характеристика этого героя в литературных произведениях. Однако не для того же показали их писатели, что все убедились в их незначительности, а для того, чтобы сказать всем, что и этот «маленький человек» внутри себя имеет большой мир, понятный каждому читателю. Его жизнь находит отклик в нашей душе. Он достоин того, чтобы окружающий мир повернулся к нему лицом.

2. Примеры в произведениях

Рассмотрим, как появился и развивался образ «маленького человека» в русской литературе, убедимся в том, что он имеет свою историю и своё будущее.

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

В этом произведении отличным представителем маленького человека может стать главная героиня – крестьянка Лиза, которая обязана обеспечивать свою жизнь сама. Она добрая, наивная, целомудренная, из-за чего её быстро поглощает влюблённость в Эраста. Вскружив ей голову, он, в скором времени, понимает, что не был влюблён в Лизу, а все его чувства были лишь временным эффектом. С этими мыслями он женится на богатой вдове, не обременяя Лизу пояснениями своей пропажи. Наконец, она, узнав, что любимый её предал, не в силах сдержать столь сильной муки – сбрасывается в реку. Лиза показывает себя как маленького человека не только из-за статуса, но и из-за недостатка сил, чтобы выдержать отказ и научиться жить с полученной болью в сердце.

Н.В. Гоголь « Шинель»

Этот персонаж как никто другой может показать натуру маленького человека во всех подробностях. Главный герой этой повести мягкий, простодушный, проживающий совершенно посредственную жизнь. Мал он был и в росте, и в способностях, и в социальном статусе. Страдал от принижений и издевательств над своей личностью, но предпочитал помалкивать. Акакий Акакиевич до приобретения шинели так и оставался незаметным простолюдином. А после покупки желанной вещицы, он так и умирает от горя, не успевши насладиться проделанным трудом из-за потери шинели. Именно своей закрытостью от мира, от людей и нежеланию менять что-то в своей жизни этот персонаж и прославился как маленький человек.

А.С. Пушкин «Станционный смотритель»

Ярким примером маленького человека может стать герой Самсон Вырин, который показал себя как доброжелательного, беззлобного персонажа, доверчивого и простодушного. Но в дальнейшем — потеря дочери не далась ему легко, из-за тоски по Дуне и всепоглощающего одиночества, Самсон, в конце концов, скончался, так и не повидавшись с ней из-за равнодушия окружающих.

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

Мармеладов в этом произведении показал себя как незаурядную личность, страдающую из-за бездействия. Благодаря пристрастию к алкоголю, он постоянно терял работу, из-за чего не мог прокормить семью, что и является одним из подтверждений его маленькой натуры. Сам господин Мармеладов считает себя «свиньей», «зверем», «скотом» и «подлецом», которого не нужно жалеть. Это показывает, что он прекрасно осознает своё положение, но не собирается абсолютно ничего менять.

Максим Максимович – дворянин. Однако он принадлежит к обедневшему роду, к тому же не обладает влиятельными связями. Свою слабость и свои пороки герой представлял как драму вселенского масштаба. В конце концов, его слабость и бесхребетность и погубила его – не сумев избавиться от алкогольной зависимости, при этом испортив своё здоровье (о нём говорили: «с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками»), он попадает в опьяненном состоянии под лошадей и от полученных травм умирает почти на месте. Этот герой прекрасно показывает маленького человека, самостоятельно загнавшего себя в безнадежную ситуацию.

«Маленький человек» в литературе 20 века.

В.Г. Белинский сказал о том, что вся наша литература вышла из гоголевской «Шинели». Подтвердить сей факт можно, взяв практически любое произведение, написанное позже. В «Шинели» Гоголь показал нам, что порою важно передать не саму ситуацию, а как ситуация сказывается на человеке, на его внутреннем мире и ощущениях, захлестывающих по самую голову. Что важно и то, что происходит внутри, не только снаружи.
Тем самым, мы хотим привести примеры маленького человека, живущего между строк в более современных, произведениях 20 века (в большинстве своём – советских) произведениях, показав, что и в последующем развитии литературы, тема внутренних переживаний не потеряла своей важности, всё также оседая в сюжете любой истории.

Л.Н. Андреев «Петька на даче»

Таким примером может послужить произведение «Петька на даче», где на сей раз главным героем является простой мальчик на побегушках. Он мечтает о простой жизни, где один день не был бы похож на другой. Но Петю никто не слушает, даже не воспринимает ни единого слова всерьез, просто продолжая кричать «Мальчик, воды!». Однажды, удача улыбается ему, и он едет на дачу, где понимает, что это именно то место, куда бы он хотел убежать без оглядки. Однако, судьба вновь играет с ним злую шутку, и Петю отправляют обратно в серость будних дней. Вернувшись, он всё ещё греет себя воспоминаниями о даче, где застыл пик его счастливых дней.
Это произведение показывает нам, что маленьким человеком может являться даже ребенок, с мнением которого, по мнению взрослых, считаться совсем не обязательно. Равнодушие и непонимание со стороны остальных просто сдавливает мальчика, заставляя того прогибаться под нежеланными обстоятельствами.

В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»

Эта история может подкрепить ранние доводы. Рассказ «Конь с розовой гривой» также повествует о мальчике, который мечтал о прянике конём, политого розовой глазурью. Бабушка пообещала ему купить этот пряник, если бы он насобирал туес ягод. Насобирав их, главного героя путём насмешек и взятия «на слабо» заставили их съесть, из-за чего, в итоге, ягод была всего маленькая горсть. После своей проделки, Витя не успевает рассказать бабушке о лжи, она уезжает. Всё то время, что она пребывала вдали от дома, мальчик корил себя за совершенный поступок и мысленно понимал, что не заслужил обещанного пряника.
И вновь мы можем сказать, что притеснение со стороны окружающих, насмешки над чьей-то слабостью, в конечном итоге приводят к разочарованию, ненависти к себе и сожалению.

Заключение

На основе полученного исследования, мы, наконец, можем сделать вывод о том, кто же, всё-таки, такой «маленький человек», и что он из себя представляет.
Прежде, нужно сказать, что тема «маленького человека», с момента её введения первыми произведениями (Такие как «Станционный смотритель; «Шинель») стала одной из важных и актуальных даже по сей день. Нет ни одной книги, где бы теперь не была затронута тема чувств и переживаний героев, где не была бы показана вся важность внутренней бури эмоций, ежедневно бушующей в обычном человека, живущем в своё время. Так кто же, в конечном итоге, такой «маленький человек»?

Им может быть человек, который был загнан в бездну одиночества и тоски внешними обстоятельствами или окружением. А также может быть тот, кто сам не удосужился спасти себя от настигнувшей беды. Маленький человек обычно не представляет из себя чего-то важного. У него нет высокого социального статуса, большого состояния или огромной линии связей. Его судьба может быть получена разными способами.
Но, в конце концов, каждый маленький человек представляет собой целую личность. Со своими проблемами, со своими переживаниями. Не стоит забывать о том, как можно легко потерять всё, и стать точно таким же угнетенным жизнью. Это такой же человек, который тоже заслуживает спасения или же хотя бы простого понимания. В независимости от привилегий.

Список литературы

1) А. С. Пушкин – «Станционный Смотритель». // www.ilibreri.ru

2) Н. В. Гоголь – «Шинель». // Н.В. Гоголь «Повести». — М, 1986, с. 277 — 305.
3) Ф. М. Достоевский – «Преступление и наказание». — т. 5, — М., 1989

4) Н. М. Карамзин – «Бедная Лиза». — М., 2018
5) Л. Н. Андреев – «Петька на даче» //www. ilibreri.ru
6) В. П. Астафьев – «Конь с розовой гривой» // litmir.mi
8) «http://fb.ru/article/251685/temamalenkogochelovekavrusskoyliteraturevekanaiboleeyarkiepersonaji»

Приложение

Список проанализированных персонажей:
Лиза – Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

Акакий Акакиевич (Башмачкин) – Н.В. Гоголь «Шинель»
Самсон Вырин – А.С. Пушкин «Станционный Смотритель»

Максим Максимович (Мармеладов) – Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

Петька – Л.Н. Андреев «Петька на даче»
Витя – В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой»

Просмотров работы: 41297

Положение в обществе

«Маленький человек» – это представитель низших слоев населения. Обычно литературные персонажи, которых принято причислять к «маленьким людям», являются незначительными личностями. Они не занимают высокого положения в обществе, не имеют никакого влияния на окружающих. Помимо этого, у «маленького человека» не наблюдается успехов в карьере, такой человек занимает незначительную должность.

Социальное положение становится главной причиной унижений «маленького человека», его бесправного существования.

Маленький человек в произведениях А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя

Дорогие ученики, предлагаем вам в помощь при написании сочинения наше видение маленького человека в произведениях А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Тема маленького человека – очень популярная в классической русской литературе. Она не остается без внимания таких классиков, как Пушкин и Гоголь. Интересно, что они очень хорошо относились друг к другу. Гоголь считал Пушкина светилом русской литературы. Пушкин в свою очередь воспринимал Гоголя как интересного человека и хорошо отзывался о его «Вечерах на хуторе близ Диканьки». Главными героями гоголевских произведений очень часто становились не богатые люди с высшего общества, а простые люди со сложными судьбами. Ставя в центр повествования маленького человека, он пытался обратить внимание на тяжесть их бытия. Критики часто обвиняли писателя в том, что его персонажи никому не интересные. Все они нищие, бедные и имеют много пороков. Но Гоголь упорствовал и стоял на своем. Он считал, что судьба таких людей не менее интересна.

Образ маленького человека очень глубоко раскрывается в поэме А. Пушкина «Медный всадник». Главным героем этого произведения является Евгений. Это простой чиновник, который живет в Петербурге и мечтает о прекрасном будущем со своей возлюбленной Парашей. Но в один момент река Нева выходит со своих берегов, затапливает город и его мечты рушатся. Дом его возлюбленной оказывается охвачен водой, и девушка погибает. Для самого Евгения это становится большой трагедией. Отчаявшись, он сходит с ума и вскоре умирает.

Почти во всех произведениях Гоголя присутствует образ маленького человека. Но особое внимание уделяется ему в «Петербургских повестях». Ему понравилась идея Пушкина: показывать жизнь маленьких людей в большом городе. Именно поэтому центром событий становится большой и яркий город Петербург. О петербургской жизни Николай Гоголь знает почти все. Материалом для повестей стала его собственная жизнь. Он часто вспоминал, как попал в Петербург еще девятнадцатилетним юнцом. Тогда ему пришлось работать здесь обычным чиновником. Хотя ехал он туда, как и все провинциалы, с большими надеждами на тихий и мирный приют огромного, красивого и яркого города. Но Петербург встретил его не с распростертыми объятиями и не поздравил с новой городской жизнью, засветив ярко огни. Он буквально выталкивал его из себя. На фоне всех прекрасных дворцов и больших домов Гоголь смог рассмотреть крошечные дома, где жили те же люди, вот только с другими характерами, амбициями и судьбами. В произведениях Гоголя маленький человек всегда в конце умирал. Он считал, что это единственно возможный и логический конец повествования.

У Пушкина так же, как и в Гоголя, маленький человек существовал одновременно в двух мирах. Один из них был выдуман и назывался «мечтой», другой был реальностью. Так Евгений из поэмы «Медный всадник» был мечтателем. Пушкин несколько раз подчеркивает то, что он часто мечтал о спокойном и счастливом будущем. Но как только в его жизни произошла трагедия, мир мечты рухнул. Герой оказался к этому не готов: он остался ни с чем и сошел с ума. То же самое происходит и в повести Гоголя «Шинель», когда главный герой Акакий Акакиевич собирает по копейкам деньги на шинель, о которой мечтал всю свою сознательную жизнь. Он покупает ее, и его мечта становится реальностью, но ненадолго. Кто-то ворует эту ценную вещь прямо из-под носа у главного героя. Для Акакия Акакиевича это становится большой трагедией, он не выдерживает такого напряжения. Его мир мечты также утопает в реальности и растворяется. Коллеги по работе пытаются как-то помочь ему и собрать деньги на новую шинель, но возможности их ограничены. В конце концов, они собирают самую малость, этого не хватает, чтобы купить новую шинель или хотя бы вернуть покой главному герою. Таким образом, Акакий Акакиевич в конце повести по распределению Гоголя умирает. Но все же после смерти он пытается вернуть в этот город толику честности и справедливости. Акакий остается в городе и в виде привидения нападает на богатых и пытается забрать у них шинель.

Также Гоголь унаследовал од Пушкина сочувствие к своим героям. Так, например, Пушкин в поэме «Медный всадник» сочувствует Евгению. Он несколько раз использует слово «бедный», описывая героя, и речь идет не о материальном положении. Автору жаль своего маленького человека, но он скудо, бедно говорит об этом. Гоголь также в повести «Шинель» использует слово «бедный» по отношению к Акакию Акакиевичу. Великие классики русской литературы оказываются единственными, кому приходит в голову пожалеть этих бедняг. Потому что и в пушкинских произведениях, и в гоголевских окружение героев не понимает их. Люди не испытывают сочувствия. Когда пушкинский Евгений сошел с ума от горя и скитался по улицам, некоторые сторонились его, а некоторые и вовсе насмехались над ним. То же самое видим и в гоголевской «Шинели». Там герой также остается один на один со своим горем. От этого им еще тяжелее. Писатели пытаются показать, что трагедия маленького человека не только в том, что он глубоко несчастлив среди петербургской роскоши. Также ему тяжело по той причине, что другие не оказывают ему помощь, не видят глубины его страданий.

В повестях Гоголя маленький человек обладает большой робостью. Он смирен и кроток. Герой, окруженный чужой роскошью, чувствует себя очень неуютно в большом городе. Он считает себя ниже других не только по статусу, но и по жизни. Гоголевский маленький человек чувствует превосходство других людей над ним. Это морально давит на него. В то же время, его герой прекрасно осведомлен обо всех политических государственных делах, но не считает, что имеет право на высказывание своего мнение по поводу этого. Однако вернемся к сюжету повести Гоголя «Шинель». Этот молчаливый и покорный Акакий Акакиевич перед смертью начинает говорить все, что он думает о так званых «высших людях», и проклинает их ругательными словами. Пушкинский Евгений ведет себя точно также. Окончательно обезумев, но поймав луч разумного просвета, он отправляется к памятнику Петру I. Евгений обвиняет его не только в гибели своей невесты, но и в том, что он построил этот город, несмотря на опасения наводнения. Образ маленького человека является ключевым в творчестве, как Пушкина, так и Гоголя. Свое начало он берет в произведениях Александра Сергеевича, но более обширным и интересным становится под воздействием пера Николая Васильевича Гоголя. Их «маленькие люди» имеют много общего, но они не идентичны. Между ними есть и незначительные отличия.

Отношение к «маленькому человеку»

Во многих художественных произведениях показывается, что весь окружающий «маленького человека» мир настроен против него. Люди подшучивают над таким типом героя, смеются над ним, издеваются и даже не стараются в чем-то помочь, оставляя его со своими проблемами один на один.

В своих произведениях писатели не идеализируют «маленького человека», а раскрывают его характер со всех сторон. Некоторые авторы подчеркивают внутреннюю доброту и незлобивость «маленького человека» и жалеют своего персонажа. Другие авторы смеются над своим героем, как это делают и окружающие его люди, чтобы показать его нежелание менять ту бесправную ситуацию, в которой он оказался.

sochinyai.ru

Оцените сочинение: Рейтинг 4.20 [100 Голоса (ов)]

Каждое произведение Н. В. Гоголя остается актуальным в любое время. Не исключение и повесть писателя «Шинель», написанная Николаем Васильевичем в далеком 1842 году.

Главный герой повести — мелкий служащий, а точнее — писарь одного из петербургских департаментов, Акакий Акакиевич Башмачкин. Небольшого роста, совершенно неприметный человек, который год за годом усердно выполняет свою работу — является предметом насмешек коллег и людей высшего сословия.

Акакий Акакиевич живет очень скромно. Он не может себе позволить развлечений, обновить гардероб, что усугубляет его незавидное положение в обществе. Но несмотря на необходимую бережливость наступает момент, когда нашему герою потребовалось заменить свою старую шинель на новую. И что же мы видим? Человек, крайне стесненный в средствах, начинает себе отказывать в элементарном, чтобы осуществить задуманное. С горем пополам Башмачкин становится обладателем новой шинели, но… становится жертвой грабителей и лишается своей новой шинели.

Что только несчастный писарь не предпринимает. Он обращается везде, куда и к кому только можно, но сталкивается с полным равнодушием людей к беде «маленького человека». Униженный, раздавленный гнетом своего несчастья, наш герой умирает в полном одиночестве. Никто этого не замечает, а когда узнают его о смерти — это не вызывает у людей сострадания и жалости. Никому нет до этого дела.

В наше время мы часто можем наблюдать аналогичное отношение людей к коллегам, знакомым и даже к родным. Сколько среди нас живет таких «Башмачкиных», презираемых многими за их нищету, а порою и за доброту. Это очень страшно. Человеческое бездушие можно назвать хронической и смертельно опасной болезнью общества. Но эту болезнь необходимо лечить!

Николай Васильевич Гоголь привел пример нестандартного лечения. Призрак, появившийся на улицах города после смерти Акакия Акакиевича, заставляет многих задуматься о своих поступках, а «значительное лицо» даже меняет свое отношение к людям. Именно такой подход писателя, его мистические истории, которые заставляют переоценивать многие моменты в жизни, позволяют и нашим современникам учиться человеколюбию и состраданию.

Заказать сочинение Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!

Похожие сочинения на тему:

  • «Шинель» — сочинение-рассуждение

Карандышев

Образ маленького человека в творчестве Островского имеет общие черты с подобными героями в произведениях Достоевского и Чехова. Однако униженный Карандышев в пьесе «Бесприданница» не вызывает ни жалости, ни симпатии. Он всеми силами стремится попасть в общество, в котором его не ждут. А за оскорбления, которые он выносит многие годы, он готов мстить.

К категории маленьких людей относятся также и Лариса Огудалова, и Катерина Кабанова. Но эти героини представляют собой личности цельные, а потому приспосабливаться и изворачиваться не умеют. Смерть для них становится единственным выходом из положения, в котором они оказались в силу косности общественного строя.

Образ маленького человека в литературе получил развитие в девятнадцатом веке. Однако в современной литературе он уступил место другим героям. Как известно, многие зарубежные авторы находились под влиянием русской литературы. Доказательством того служат произведения писателей XX, в которых нередко встречаются персонажи, напоминающие чеховских и гоголевских героев. Примером может служить «Маленький господин Фридеманн» Томаса Манна. Герой этой новеллы проживает свою недолгую жизнь незаметно и погибает так же, от равнодушия и жестокости окружающих.

Главные герои и их характеристика

  • Главный герой повести – Акакий Акакиевич Башмачкин
    . Уже с момента рождения было ясно, что его ждет нелёгкая, несчастливая жизнь. Это предрекла и повитуха, и сам малыш при появлении на свет «заплакал и сделал такую гримасу, как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник». Это так называемый «маленький человек», но его характер противоречив и проходит определённые этапы развития.
  • Образ шинели
    работает на раскрытие потенциальных возможностей этого, на первый взгляд, скромного персонажа. Дорогая сердцу обновка делает героя одержимым, словно идол она управляет им. Маленький чиновник проявляет такую настойчивость и активность, какую никогда не выказывал при жизни, а после смерти – и вовсе решается на месть и держит в страхе Петербург.
  • Роль шинели
    в повести Гоголя трудно переоценить. Её образ развивается параллельно с главным героем: дырявая шинель – скромный человек, новая – инициативный и счастливый Башмачкин, генеральская – всемогущий дух, нагоняющий ужас.
  • Образ Петербурга
    в повести представлен совершенно по-иному. Это не пышная столица с нарядными экипажами и цветущими парадными, а жестокий город, с его лютой зимой, не полезным для здоровья климатом, грязными лестницами и темными переулками.

Маленькие люди в творчестве Лескова

Тема маленького человека в русской литературе 18-19 века раскрыта максимально. Лесков в своем творчестве также не обошел ее. Однако его герои значительно отличаются от образа маленького человека, который можно видеть в повестях Пушкина и романах Достоевского. Иван Флягин – богатырь обликом и душой. Но этого героя можно отнести к разряду «маленьких людей». Прежде всего потому, что на его долю выпадает немало испытаний, однако он не сетует на судьбу и не плачется.

тема маленького человека в русской литературе сочинение рассуждение

Образ маленького человека в рассказах Чехова

Подобный герой нередко встречается на страницах произведений этого писателя. Особенно ярко образ маленького человека изображен в сатирических рассказах. Мелкий чиновник – типичный герой произведений Чехова. В рассказе «Смерть чиновника» присутствует образ маленького человека. Червяковым управляет необъяснимый страх перед начальником. В отличие от героев повести «Шинель», персонаж из рассказа Чехова не страдает от притеснения и издевательств со стороны коллег и начальника. Червякова убивает страх перед высшими чинами, вечное преклонение перед начальством.

«Бедные люди»

В этом романе также речь идет о «маленьких людях». Девушкин и Варвара Алексеевна – герои, которых Достоевский создавал с оглядкой на гоголевскую «Шинель». Однако образ и тема маленького человека в русской литературе начались именно с произведений Пушкина. И они с романами Достоевского имеют немало общего. История станционного смотрителя рассказана им самим. «Маленькие люди» в романах Достоевского также склонны к исповеди. Они не просто осознают свою ничтожность, но и стремятся осмыслить ее причину, выступают в роли философов. Достаточно лишь вспомнить пространные послания Девушкина и долгий монолог Мармеладова.

образ и тема маленького человека в русской литературе

  • Маленький росточек как пишется
  • Маленький человек в творчестве пушкина и гоголя сочинение
  • Маленький рассказ о своем учителе
  • Маленький рассказ про растение любое
  • Маленький рассказ чехова размазня