Маленький человек в рассказах зощенко

«Маленький человек» в произведениях М.М. Зощенко

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Новокрещенова Е.В. 1


1МБОУ СОШ №2

Алексеева К.А. 1


1МБОУ СОШ №2


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Введение.

Кто он – М.М.Зощенко?

М.М.Зощенко родился 28 июля 1894 г. в небогатой многодетной дворянской семье в Петербурге. Отец — Михаил Иванович Зощенко художник, входил в Товарищество передвижных художественных выставок, служил в мозаическом отделении. Мать — Елена Иосифовна Зощенко — имела артистические наклонности, играла в любительском театре, писала небольшие рассказы. Всего в семье было 8 детей.  Тяжелым ударом, сказавшимся на всей его последующей внутренней жизни, стала смерть отца. Многодетная семья оказалась на грани нищеты. Когда произошла Октябрьская революция, Зощенко вернулся в Петроград. Он три года провоевал в окопах царской войны, был ранен. Пришёл с войны и не знал, как дальше жить. Вдруг он вспомнил, что, когда был маленьким, очень любил читать книжки. И даже сам немножко сочинял. И он подумал: «А что, если это и есть моя профессия на всю жизнь – писать книжки?»

И он сел за стол. Сначала он писал для взрослых, а в конце 30-х годов он начал писать для детей. В своих рассказах Зощенко со всей откровенностью говорит о морали.

Целью исследования стало: 1- определить как М.М.Зощенко через свои рассказы раскрывает основные черты «маленького человека»? 2 — Проследить развитие писателем-сатириком традиций литературы XIX века «маленький человек», выявить причины изменения черт героев, опираясь на рассказы М.М.Зощенко.

Гипотеза:  я предполагаю, что писатель писал поучительные рассказы,  чтобы на них училось молодое поколение

Задачи:

1. Познакомиться с литературными героями, которые относятся к типу «маленький человек»;

2. Изучить творчество сатирика М.Зощенко, поработать над анализом произведений.

Объект исследования: рассказы М.М.Зощенко «Аристократка», «Монтер».

Предмет исследования: «маленький человек» в рассказах М.М.Зощенко «Аристократка», «Монтер».

Основная часть

Я хочу начать свой проект известными словами из рассказа И. Ильфа и Е. Петрова “Золотой теленка”: “Параллельно большому миру, в котором живут большие люди и большие вещи, существует маленький мир с маленькими людьми и маленькими вещами… В большом мире людьми двигает стремление облагодетельствовать человечество. Маленький мир далек от таких высоких материй. У его обитателей стремление одно — как-нибудь прожить, не испытывая чувства голода”.

Страдания “маленького человека” — тема не новая в русской литературе. Она в полном объеме была представлена в гениальных творениях Гоголя, Достоевского, Чехова. Рассказы Зощенко продолжают проблематику произведений о “маленьком человеке”, берущую начало из гоголевской “Шинели”. Однако это совершенно иной взгляд, иная трактовка старой темы в изменившихся условиях. Маленький, незаметный, привыкший изъясняться “большею частью предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют никакого значения”.

«Маленький человек» – в литературе обозначение разнородных героев, объединенных тем, что занимают одно из низших мест в социальной иерархии и что это общество определяет их психологию и общественное поведение. Развитие сюжета строится главным образом на истории какой-нибудь обиды, оскорбления, несчастья».

Какое право «маленького человека» отстаивали писатели — реалисты XIX века? Читая рассказы М. Зощенко, мы познаем психологию человека, привыкшего к своему ничтожному положению в обществе, к тому, что его судьба — ничто по сравнению с любой инструкцией, приказом или параграфом. Когда к человеку перестают относиться как к мыслящей, оригинальной личности, он постепенно теряет чувство самоуважения. Отсюда его преклонение перед должностными лицами, подобострастное заискивание перед теми, от кого он зависит, неверие в бескорыстие ближнего.

Шофер Егоров из рассказа «Веселая игра» терпит унизительное обращение со стороны своего партнера по бильярду. В качестве штрафа за проигрыш тот предлагает отрезать ему усы. Егоров соглашается, и это кажется диким всем присутствующим. Выясняется, что характер взаимоотношений игроков «запрограммирован» уже их местом на служебно-иерархической лестнице. Показательно даже их обращение друг к другу: Егорова к партнеру — на «вы» и по имени-отчеству; егоровского партнера — исключительно на «ты» и по фамилии. Выигравший говорит: «Другой там заставляет шофера ждать на морозе три часа. А я к людям гуманно подхожу. Это шофер с нашего учреждения, и я его завсегда в тепло беру. Я к нему не свысока отношусь, а я с ним по-товарищески на бильярде играю. Учу его и маленько наказываю. И что теперь ко мне придираются — я просто не пойму». Он и вправду не понимает, поскольку убежден в своем благородстве. Интересно, правда, представить его с кем-нибудь из вышестоящих начальников. А что же чувствует тот самый «маленький человек», в данном случае шофер Егоров? Что происходит в его душе? Переживает он или привык к подобного рода хамству, ставшему естественным в советских учреждениях? А может быть, радуется, что его не заставляют мерзнуть на улице и берут «в тепло»? Даже если так, все равно эта радость — трагедия. Трагедия человека, превратившегося в ничтожество из-за небрежного и оскорбительного отношения к нему окружающих.

Так же в рассказе «Монтер» поднимается важная проблема несправедливого социального неравенства людей.

Главный герой рассказа – монтер, работающий в провинциальном театре. Он честно выполняет свою работу, однако чувствует, что является всего лишь «техническим персоналом». На общей фотографии, где присутствовал весь коллектив театра, Ивана Кузьмича Мякишева посадили с правого края, да еще и «сняли его вдобавок мутно, не в фокусе». А центр посадили «звезду» — тенора.

Монтер затаил в душе обиду и, при случае, «отомстил» тенору и показал руководству театра, что он не менее важен, чем тенор. На важном представлении, когда зал был полон, Мякишев отключил электричество: «Тут произошла, конечно, форменная неразбериха. Управлющий бегает. Публика орёт. Кассир визжит, пугается, как бы у него деньги в потёмках не взяли». Идея автора звучит в финальных строках рассказа: «Так что они оба-два представляют собой одинаковую ценность». Центральный эпизод рассказа «Аристократка» место выбрано не случайно, театр-это храм искусства, в котором люди приобщаются к прекрасному, развиваются духовно. Героям духовность и культура «не грозят», именно через восприятие театра, поведение, речь автор раскрывает характеры. После революции пришли к власти рабочие и крестьяне, которые никогда не имели хорошего образования, духовные ценности им были чужды. Портрет героя новой послеоктябрьской эпохи — это грубые, неотёсанные люди, привыкшие к тяжёлому труду. Получив классовые преимущества, новые герои стали рваться к положению в обществе, претендуя на интеллигентность и хорошее происхождение, но на деле не обладая ни умом, ни интеллектом. Идя в театр, оба героя (Григорий Иванович и Аристократка )не имеют понятия, на что они идут, обращают внимание только на места в театре,»внизу сидеть или аж на самой галёрке». Водопроводчик понятия не имеет, что оперу слушают, а не смотрят:»Сижу на верхотурье и ни чего не вижу.» Чудовищная безграмотность пролетария удручает:»Сели в театр. Она села на мой билет»,»Гляжу — антракт. А она в антракте ходит.» Герои встретились в антракте, но и не подумали обсудить события первого акта , поделиться впечатлениями, их просто нет у обоих. Григорий Иванович пытается обсудить работу водопровода, а дама рвётся в буфет. Она под стать своему спутнику, уничтожая пирожные, что непозволительно воспитанным людям, она «блещет золотым зубом», вставляет иностранные словечки и разговаривает языком прислуги: «Нет,— говорит,— мы привыкшие. «Это выдаёт «серую » мещанку, но водопроводчик восхищён своей «фрёй».Финал эпизода ужасен, водопроводчик не стесняется в выражениях:»Ложи, к чёртовой матери!»,а дама «конфузится докушивать», и нагло переходит на «родной», безграмотный язык:» Довольно свинство с вашей стороны. Которые без денег — не ездют с дамами.»

Зощенко очень ярко нарисовал образы духовно нищих людей, которые пытаются прыгнуть «из грязи в князи», но водопроводчик честнее дамочки, он не пытается быть выше своего положения, выдавая себя за аристократа. Люди одного круга, но водопроводчик глуп и не видит, что дама совсем не аристократка, а дешёвая подражательница. Тема «маленького человека», затронутая в данных рассказах, является традиционной для русской литературы.

Она пронизана гуманизмом, призывом уважать каждого человека, который является маленькой, но обязательной частичкой в этой Вселенной.  Традиционно главным признаком «маленького человека» является ее низкое и часто подчиненное социальное положение, это человек, на которого никто не обращает, которую никто не ценит, над которой каждый позволяет себе поиздеваться и осознающая свое незначительное место в жизни. Сам Зощенко представляет своего героя так: «по профессии своей он не может слесарь, не может механик, а может быть, и наборщик» [2, с. 120]. Многие герои есть крестьянами или выходцами из крестьян. Всех их объединяет то, что они настолько свыклись со своим низким положением в обществе, своей незначительностью и даже ничтожеством, что совсем потеряли чувство самоуважения. К этому привели долгие годы подчиненного существования персонажей произведений писателя и их предков в дореволюционные годы. Там следует искать истоки их раболепия перед должностными лицами, подобострастно предупредительности перед теми, от кого они зависят, неверия в бескорыстие ближнего т.п.. «Маленькому человеку» свойственно угодливо относиться к каждому, кто имеет хоть формальную власть, хотя власть, основанную на праве сильного.

Из рассказов М.М.Зощенко я определила основные черты «маленького человека».

Основные черты «маленького человека»:

Низкое социальное положение.

Бесправие и нужда.

Уязвленная гордость.

Забитость, попранное человеческое достоинство.

От равнодушия людей, от пинков судьбы в «маленького человека», как показал М. Зощенко, растет желание взять реванш, показать и доказать всем поголовно свою значимость. Получив даже незначительную власть, «маленький человек» проявляет себя неким микровладыкою («Человеческое достоинство», «История болезни», «Баня», «Плохая ветка»). Желание взять реванш за годы пребывания «никем», что притаился в душе некоторых «маленьких людей», заставить других почувствовать свою значимость не может не пугать.

Писатель показал опасную тенденцию превращения «маленького человека» в маленького тирана, который стремится отомстить всем за долгие годы пренебрежительного отношения к личности, а то и полного ее игнорирования. Такое толкование психологии «маленького человека» М.М. Зощенко продолжает традиции ее изображение такими писателями, как Ф.М. Достоевский, М.В. Гоголь, А.П. Чехов, которые кроме сочувственного описания бед «маленького человека» также раскрыли негативные потенции этого типа. Вслед за своими предшественниками писатель обращает внимание на жизненные установки своих героев, которые вызывают беспокойство. Свой потенциал герои М. Зощенко направляют не на то, чтобы сделать окружающий мир и себя, в первую очередь, лучше и чище. Они погружены в решении мелких бытовых проблем, которые воспринимаются ими как важнее мировые катаклизмы (сопоставление часов, пропал, и Октябрьской революции в рассказе «Жертва революции»).

«Можно ли в наше время говорить о «новом «маленьком человеке»?

Думаю такие люди будут всегда и в наше время они есть. Мне кажется, это люди чересчур скромные (скромность украшает маленькими порциями) и где-то даже зажатые, еще они добрые (а доброта замечается очень редко), но это им не мешает делать что-то очень важное для других и понимать, что все равно не оценят, а может и не вспомнят.

«Маленький человек» для нашей действительности – это не просто литературный тип, а «герой нашего времени»? Хотя, почему герой? Скорее уж – антигерой. Действительно, разве мало в нашей жизни ситуаций и положений, достойных пера Гоголя или Чехова?

Сама жизнь сегодня говорит об актуальности темы «маленького человека». В глубине души каждого из нас ивет этот образ — это наши страхи: боязнь выделиться из толпы, потерять работу, высказать свое мнение открыто, быть отверженным, выступить против произвола…

Поглощенные бытом

Наиболее плодотворным периодом в творчестве Михаила Михайловича Зощенко (1894-1958) стали 1920-е гг., когда идеологическая пропаганда безоговорочно противопоставляла жизнь, культуру, общество до и после революции. У «нового человека» должно в жизни все быть по-новому: новый быт, новая мораль, новые отношения, то есть только положительные качества. Но М. М. Зощенко, вопреки бытующим романтическим образам советского гражданина, показывает мироощущение «маленького человека», рисуя его средствами сатиры.

Уже в первой книге «Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова» (1922) писатель нашел интонацию, позволившую преодолеть преграду между рассказчиком-писателем и слушателем-читателем.

Сатирик подчеркивал, что именно «маленькие люди», большинство населения страны, утратили прежние культурные ориентиры, но не обрели новых, поэтому готовы разрушать «плохое старое», не понимая, как строить «новое хорошее». В результате они отстаивают ничтожные интересы (невозможность снять пальто, потому что нет рубашки, в рассказе «Прелести культуры»; надкушенное дамой пирожное, за которое надо платить, в рассказе «Аристократка»; монтер в театре, считающий себя важнее тенора, в рассказе «Монтер»).

Заключение

Собирательный образ «маленького человека» несёт в себе воспитательный потенциал. Через призму юмора Михаил Зощенко пытается донести до читателя, что не нужно бояться жизни. Писатель предупреждает, что внешние обстоятельства могут сломить человека, но нужно приложить все усилия, чтобы не опускаться до уровня Забежкина, Котофеева и Аполлона, которые видят смысл своей жизни только в материальных ценностях. Те, кто предпочел «золотого тельца» и сделал его смыслом всей жизни, развенчаны у Зощенко.

Таким образом, мы можем сказать о том, что Михаил Михайлович Зощенко был одним из писателей советского времени, который как нельзя точно изобразил нового героя, новый типаж общества. Над персонажами Зощенко хочется одновременно и посмеяться и пожалеть их. «Маленькие люди», которые населили нашу страну, были настоящим отражением эпохи, которую они создали сами.

Литература оказывается источником «гуманитарной энергии», поскольку является важным источником понимания человека. «Настало время, чтобы центр мироздания (человек) стал воздействовать на общество, то есть началась тенденция движения к центру в поисках истины о человеке, разновекторность сменилась тенденцией центробежной, чтобы гуманитарная энергия не концентрировалась. А «заработала» (теперь уже от человека к обществу, а не наоборот, как это было в предшествующей истории».

Литература

1. Ершов Л.Ф. Из истории советской сатиры. М. Зощенко и Сатирическая проза 20-30-х годов /Леонид Федорович Ершов. — Л.: Наука, 1973. — 155 с.

2. Зощенко М.М. Собрание сочинений в четырех томах /Михаил Михайлович Зощенко. — М.: РИПОЛ классик, 2005. — Том 1: Рассказы (Двадцатый годы). — 2005. — 560 с.

3. Ильф И. Двенадцать стульев. Золотой теленок: Романы /Илья Ильф, Евгений Петров. — М.: Экономика, 1986. — 632 с.

4. Рассадин С. За что тиран ненавидел Зощенко и Платонова /Станислав Рассадин //Новая газета. — № 82 (4 ноября 2002 г.) — С. 37.

5. Фрилендер Г.М. Достоевский /Г.М. Фрилендер //История Всемирной литературы: В 8 томах /АН СССР; Институт мировой литературы имени А.М. Горького. — М., 1983-1994. —

6. Шафранская Э.Ф. «Маленький человек» в контексте русской литературы 19 — начала 20 вв. /Элеонора Федоровна Шафранская //Русская словесность. — 2001. — № 7. — С. 23-27.

7. Эпштейн М. Маленький человек в футляре: Синдром Башмачкина — Беликова /Михаил Эпштейн //Вопросы литературы. — 2005. — № 6. — С. 7-15.

Просмотров работы: 6615

Страдания маленького человека тема не новая в русской литературе. Она в полном объеме была представлена в гениальных творениях Гоголя, Достоевского, Чехова Рассказы Зощенко продолжают проблематику произведений о маленьком человеке, берущую начало из гоголевской Шинели. Однако это совершенно иной взгляд, иная трактовка старой темы в изменившихся условиях. Маленький, незаметный, привыкший изъясняться большею частью предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют никакого значения, гоголевский чиновник превращен в советского служащего, для которого выигрыш в лотерею становится пределом земных мечтаний, как в свое время новая шинель для Акакия Акакиевича Башмачкина.

Для того чтобы представить центрального героя рассказов Зощенко, необходимо составить его портрет из тех мелких черточек, которые рассеяны по отдельным рассказам. Большая тема у Зощенко раскрывается не в одном произведении, а во всем его творчестве, как бы по частям.
Читая рассказы Зощенко, мы познаем психологию человека, привыкшего к своему ничтожному положению в обществе, к тому, что его судьба ничто по сравнению с любой инструкцией, приказом или параграфом. Когда к человеку перестают относиться как к мыслящей, оригинальной личности, он постепенно теряет чувство самоуважения. Отсюда его преклонение перед должностными лицами, подобострастное заискивание перед теми, от кого он зависит, неверие в бескорыстие ближнего и т. д.

Шофер Егоров из рассказа Веселая игра терпит унизительное обращение со стороны своего партнера по бильярду. В качестве штрафа за проигрыш тот предлагает отрезать ему усы. Егоров соглашается, и это кажется диким всем присутствующим. Выясняется, что характер взаимоотношений игроков запрограммирован уже их местом на служебно-иерархической лестнице. Показательно даже их обращение друг к другу: Егорова к партнеру на вы и по имени-отчеству; егоровского партнера исключительно на ты и по фамилии. Выигравший говорит: Другой там заставляет шофера ждать на морозе три часа. А я к людям гуманно подхожу. Это шофер с нашего учреждения, и я его завсегда в тепло беру. Я к нему не свысока отношусь, а я с ним по-товарищески на бильярде играю. Учу его и маленько наказываю.

И что теперь ко мне придираются я просто не пойму. Он и вправду не понимает, поскольку убежден в своем благородстве. Интересно, правда, представить его с кем-нибудь из вышестоящих начальников. А что же чувствует тот самый маленький человек, в данном случае шофер Егоров? Что происходит в его душе? Переживает он или привык к подобного рода хамству, ставшему естественным в советских учреждениях? А может быть, радуется, что его не заставляют мерзнуть на улице и берут в тепло? Даже если так, все равно эта радость трагедия. Трагедия человека, превратившегося в ничтожество из-за небрежного и оскорбительного отношения к нему окружающих.

Рассказ История болезни начинается так:

Откровенно говоря, я предпочитаю хворать дома. Конечно, слов нет, в больнице, может быть, светлей и культурней. И калорийность пищи, может быть, у них более предусмотрена. Но, как говорится, дома и солома едома.

Больного с диагнозом брюшной тиф привозят в больницу, и первое, что он видит в помещении для регистрации вновь поступающих, огромный плакат на стене: Выдача трупов от 3-х до 4-х. Едва оправившись от шока, герой говорит фельдшеру, что больным не доставляет интереса это читать. В ответ же он слышит: Если… вы поправитесь, что вряд ли, тогда и критикуйте, а не то мы действительно от трех до четырех выдадим вас в виде того, что тут написано, вот тогда будете знать. Далее медсестра приводит его в ванную комнату и предлагает залезть в ванну, где уже купается какая-то старуха.

Казалось бы, медсестра должна извиниться и отложить на время процедуру купанья. Но она привыкла видеть перед собой не людей, а пациентов. А с пациентами что церемониться? Она спокойно предлагает ел у залезть в ванну и не обращать на старуху внимания: У нее высокая температура, и она ни на что не реагирует. Так что вы раздевайтесь без смущения.

На этом испытания больного не заканчиваются. Сначала ему выдается халат не по росту. Затем, через несколько дней, уже начав выздоравливать, он заболевает коклюшем. Все та же медсестра ему сообщает: Наверно, вы подхватили заразу из соседнего флигеля. Там у нас детское отделение. И вы, наверно, неосторожно покушали из прибора, на котором ел коклюшный ребенок. Очень характерно: виноват не тот, кто отвечает за чистоту прибора, а тот, кто из нее кушает.

Когда же герой окончательно поправляется, ему никак не удается вырваться из больничных стен, потому что его то забывают выписать, то кто-то не пришел, и нельзя было отметить, то весь персонал занят организацией движения жен больных. Наконец, уже после того как больной все же покидает больницу, дома его ждет последнее испытание: жена рассказывает, как неделю назад она получила из больницы извещение (позже выяснилось, посланное по ошибке) с требованием: По получении сего срочно явитесь за телом вашего мужа.

В общем, сообщает бывший пациент, мне почему-то стало неприятно от этого происшествия, и я хотел побежать в больницу, чтоб с кем-нибудь там побраниться, но как вспомнил, что у них там бывает, так, знаете, и не пошел. И теперь хвораю дома.
История болезни один из тех рассказов Зощенко, в которых изображение грубости, крайнего неуважения к человеку, душевной черствости доведено до предела. Человек, выписываясь из больницы, радуется уже тому, что остался жив, и, вспоминая больничные условия, предпочитает хворать дома.

Знакомая ситуация?

Куда бы ни пришел маленький человек, он везде чувствует себя униженным: в магазине, в поликлинике, в жилконторе. Потому что в нем видят кого угодно покупателя, пациента, посетителя, но не человека. Что же ему остается? Смириться? Или возненавидеть всех и вся?

Горький писал, что страдание для множества людей было и остается любимой их профессией. Никогда еще и ни у кого страдание не возбуждало чувства брезгливости. Страдание позор мира, и надобно его ненавидеть для того, чтоб истребить. Зощенко ненавидел страдание. Он всеми силами старался высмеять его, чтобы помочь маленьким людям преодолеть свое рабское положение и почувствовать уважение к самим себе.

Вы читали сочинение по Зощенко: для урока литературы разных классов школы. Текст сочинения можно использовать, как сообщение, доклад, краткий реферат или для читательского дневника. Творчество Михаила Зощенко: zoshhenko.ru

Библиографическое описание:


Вдовина, М. В. Собирательный образ «маленького человека»: социально-педагогический потенциал рассказов Михаила Зощенко / М. В. Вдовина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22.1 (102.1). — С. 12-14. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23222/ (дата обращения: 10.01.2023).

Общество – это динамичная система, которая остро реагирует на любые изменения в своей структуре. Благодаря этим изменениям появляются социальные группы, то есть категории людей, которые живут жизнью, различной друг от друга. Есть бедные, есть богатые и т.д. Признаков, по которым общество делится на категории, можно насчитать огромное количество, что всегда было предметом исследования не только политиков, социологов, историков, но и писателей. В произведениях советских классиков показан народ, который населял территорию Российской империи и Советского союза. Но писатели рассматривали не один конкретный тип, поскольку герои произведений – это собирательный образ целого общественного слоя, который существовала в ту или иную историческую эпоху [1; 4].

Отличительная черта изображения в русской литературе образа человека, который слишком зависим от общественного мнения (образ «маленького человека»), состоит в том, что русскому человеку свойственно острое чувство несоответствия между словами и делами. Безволие, равнодушие, нежелание борьбы способствовало развитию особой иронии и рождению образа «маленького человека». Самым ярким прототипом «маленького человека» в произведениях классиков 19 в. является образ Акакия Акакиевича в повести Н.В. Гоголя «Шинель». Слабый, неуверенный в себе, боящийся общества чиновник просто «задавлен» своими сослуживцами по государственной службе и, кажется, что в его жизни нет никаких ярких изменений и прогресса. Акакий Акакиевич – это образ, который воплотил в себе трагедию всего русского народа, который, так или иначе, стал жертвой господствующих социальных отношений и привел к духовной глухоте и убожеству.

Мещанство казалось неким «болотом», которое вытравливало все самые светлые чувства человека. Но, как мы отметили выше, общество – это динамично изменяющаяся система. И вот наступил 20 век, который запомнился как век великих преобразований и великих трагедий. Революция в России ликвидировала старые порядки и открыла для каждого человека широкие возможности изменить свою жизнь. Но противоречия, которые посеяла революция не только в пределах общества, но и в пределах даже одной семьи, разделили всю жизни на «одну» и «другую».

Революция имела резонанс для деятелей культуры – художников, писателей, композиторов, поэтов. Одним из таких писателей был М. Зощенко, который как никто другой точно и иронично изобразил образ нового, «постреволюционного маленького человека. Хамство, ставшее нормой жизни, пропитало всю сущность человека, подчинило себе, оно было слито с бездушием, неуважением к другому человеку. Итогом такой трансформации человека стало безразличие, которое поселилась в душах постреволюционных людей.

Михаил Михайлович Зощенко начал писать рассказы в начале 20-х годов 20 века. Именно тогда русский человек, считавший себя глубоко православным, живущий на земле в полном согласии с природой, превратился в жестокого обывателя, который убивал своих соседей (богаче, чем он). Это не могло заинтересовать исследователей.

Рассказы Михаила Зощенко изучаются в школах на уроках литературы. На первый взгляд – это весёлые повествования, над героями которых можно посмеяться. Однако, при более детальном анализе произведений, видно, что они несут в себе не только высокую моральную идею, но и мощный социально-педагогический потенциал, который должен быть использован при воспитании нового поколения [4; 6]. Одной из составляющих социально-педагогического аспекта рассказов Зощенко является образ «маленького человека».

Рассмотрим данный образ на примере нескольких произведений.Одна из главных тем рассказов Михаила Михайловича – тема бездуховности обывателей, которая перекликается с тематикой повестей о «Маленьком человеке». Главный герой рассказа «Коза» – советский служащий государственного аппарата Забежкин. Читая рассказ, невольно в памяти всплывает образ Башмачкина из повести Н.В. Гоголя. Каждый из героев сосредоточил свою жизнь на каком-то материальном предмете. Забежкин – это классический маленький человек, который задавленобщественным мнением. Фамилия героя весьма говорящая. Рассказ повествует о том, что Забежкин «забежал» в чужой двор, где и нашёл козу. Опуская ряд сюжетных линий, отметим, что главный герой привык к козе и уже не мог обходиться без встреч с ней, даже хотел жениться на хозяйке животного, не представляя, как она выглядит, зная только имя — Домна Павловна. Во время общения с козой Забежкин даёт ей имя («Машка») и уже считает её своей собственностью. Осознав, что брак – единственная возможность быть с любимой козой, он решается сделать хозяйке предложение. В момент осуществления своего плана, когда Забежкин уже почти получил власть над козой, оказывается, что Домна Павловна и вовсе не её хозяйка, что победа над настоящим хозяином козы неосуществима. В результате работу Забежкин потерял, а главное – его единственное родное существо – коза, стала для него недоступна. Итогом стало то, что Забежкин оказался выброшенным из жизни. Все его планы на возвышение с помощью животного были разрушены. Жизнь для него потеряла всякий смысл. Казалось бы, в рассказе показана трагедия «маленького человека», однако Зощенко увидел в этом карикатуру на человеческие слабости.

Повесть «Аполлон и Тамара» рассказывает о возвышенной и неудачной любви. Аполлон – тапер, играющий на танцевальных вечеринках и ведущий непримечательный образ жизни, хотя его имя (снова отметим иронию Зощенко) довольно таки громкое, имя бога поэзии, гармонии и музыки. Что касается героини, то само имя Тамара прочно связанна с чем-то южным, экзотическим, возвышенно-романтичным. Казалось бы, эти двое созданы друг для друга, для романтической любви, которая затем перерастёт в сильную, настоящую, взрослую. Но, любовь разбилась о быт, о грубую реальную жизнь, полную хамства. Тамара выходит замуж за коммерсанта (мещанина нового времени), а музыка Аполлона стала такой, что «нельзя было проследить ни мотива, ни даже отдельных музыкальных нот – это был какой-то бесовский вой животного» [3, с. 105] Указать номер страницы. В итоге, герой уходит в мир тишины: начинает работать могильщиком на кладбище, где и обретает смысл жизни. Беда Аполлона в том, что в условиях нового общества, музыке нет места.

Своеобразным продолжением повести «Аполлон и Тамара» является повесть «Страшная ночь». Герой – Котофеев — ничем не примечательный музыкант оркестра, играющий на металлическом треугольнике (инструмент весьма незаметный при исполнении музыкальных произведений). Для героя треугольник – это смысл всей его жизни (проведем аналогию и другими героями повестей). Если треугольник исчезнет, то и исчезнет сам Котофеев. И в состоянии ночного (временного) помешательства, герой бегает по городу, спрашивает людей, как же дальше жить. Его тянет наверх, чтобы крикнуть всему городу о своей беде. В итоге, он приходит в старую церковь и поднимется на колокольню, откуда начинает бить в колокол, словно в свой треугольник, который для него олицетворяет настоящую жизнь. Звук колокола символичен, поскольку должен предупредить каждого об опасности, грозящей ему. Повествование заканчивается тем, что Котофеева штрафуют за устроенный ночной скандал и он снова возвращается в оркестр к своему треугольнику. Бунт «маленького человека» закончен, но главное, что он состоялся. Своим незначительным (как считает сам главный герой) протестом он «стёр» свою биографию, как когда-то революция «стёрла» царский режим.

Сам Зощенко говорит о себе так: «Я выдумываю тип. Я наделяю его всеми качествами мещанина, которые рассеяны в том или другом виде в нас самих. И тогда эффект получается правильный. Тогда получается собирательный тип»[2, с. 136].

Собирательный образ «маленького человека» несёт в себе воспитательный потенциал. Через призму юмора Михаил Зощенко пытается донести до читателя, что не нужно бояться жизни. Писатель предупреждает, что внешние обстоятельства могут сломить человека, но нужно приложить все усилия, чтобы не опускаться до уровня Забежкина, Котофеева и Аполлона, которые видят смысл своей жизни только в материальных ценностях. Те, кто предпочел «золотого тельца» и сделал его смыслом всей жизни, развенчаны у Зощенко.

Таким образом, мы можем сказать о том, что Михаил Михайлович Зощенко был одним из писателей советского времени, который как нельзя точно изобразил нового героя, новый типаж общества. Над персонажами Зощенко хочется одновременно и посмеяться и пожалеть их. «Маленькие люди», которые населили нашу страну, были настоящим отражением эпохи, которую они создали сами.

Литература оказывается источником гуманитарной энергии, поскольку является важным источником понимания человека. «Настало время, чтобы центр мироздания (человек) стал воздействовать на общество, то есть началась тенденция движения к центру в поисках истины о человеке, разновекторность сменилась тенденцией центробежной, чтобы гуманитарная энергия не концентрировалась. А «заработала» (теперь уже от человека к обществу, а не наоборот, как это было в предшествующей истории» [5, с. 16].

Главной задачей современной педагогики актуализировать классику и включить механизм «выработки гуманитарной энергии».

Литература:

1.                  Валеева Е.В. Универсализация метафоры в современном социокультурном пространстве // Мир науки, культуры, образования 2011. № 1. – С. 82-84.

2.                  Лицо и маска Михаила Зощенко // Составитель Томашевский Ю.В. – М., 1994. – 245 с.

3.                  Зощенко М. Собрание сочинений в 7 т. Т. 2. – М: Время, — 482 с.

4.                  Фандо Р.А. Биоэтика и евгеника: аксиологический диалог // Биоэтика. 2014. №1. –С. 23-26.

5.                  Фортунатов А.Н., Фортунатов Н.М. Искусство как сверхсложная система // Нелинейная динамика в когнитивных исследованиях 2015. Труды IV Всероссийской конференции. Нижний Новгород: ИПФ РАН. 2015. – С.241-243.

6.                  Фортунатова В.А., Валеева Е.В. Гуманитарная энергия современного образовательного процесса // Вопросы культурологи. 2013. № 11. – С.- 15-19 Фортунатова В.А. Образовательная игра как метафора и технология: философско-гуманитарный аспект // Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. Серия: Социальные науки. №3(39). – Н.Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И.Лобачевского, 2015 – 268 с.

7.                  Фортунатова В.А., Валеева Е.В. Гуманитарная синергетика в системе образовательных технологий //Международный научно-исследовательский журнал. 2013. № 7-5 (14). С. 100-102.

Основные термины (генерируются автоматически): жизнь, гуманитарная энергия, Аполлон, герой, коза, маленький человек, образ, общество, писатель, русский человек.

Михаил Михайлович Зощенко –  писатель-сатирик

Михаил Михайлович Зощенко – писатель-сатирик

Тема нового «маленького человека»  в творчестве М.М. Зощенко.

Тема нового «маленького человека» в творчестве М.М. Зощенко.

Юмор – насмешка,  не слишком обижающая и задевающая достоинство людей. Сатира – высмеивание недостатков и пороков человека, а также самого человека.

Юмор – насмешка, не слишком обижающая и задевающая достоинство людей.

Сатира – высмеивание недостатков и пороков человека, а также самого человека.

 Данные сатирика у вас – налицо, чувство иронии очень острое и лирика сопровождает его крайне оригинально. Такого соотношения иронии и лирики я не знаю в литературе  ни у кого… Максим Горький

Данные сатирика у вас – налицо, чувство иронии очень острое и лирика сопровождает его крайне оригинально. Такого соотношения иронии и лирики я не знаю в литературе ни у кого…

Максим Горький

Цели:   Проследить развитие писателем-сатириком традиций литературы XIX века («маленький человек», «смех сквозь слезы»); выявить причины изменения черт героев, опираясь на рассказы М.М.Зощенко. Развивать умения анализа прозаического текста, системы героев, наблюдения над языком героев. Углубление эстетического восприятия прозаического произведения. Предварительное задание учащимся к уроку: Прочитать рассказы М.М.Зощенко «Аристократка», «Монтер». Повторить черты «маленького человека».

Цели:

  • Проследить развитие писателем-сатириком традиций литературы XIX века («маленький человек», «смех сквозь слезы»); выявить причины изменения черт героев, опираясь на рассказы М.М.Зощенко.
  • Развивать умения анализа прозаического текста, системы героев, наблюдения над языком героев.
  • Углубление эстетического восприятия прозаического произведения.

Предварительное задание учащимся к уроку:

  • Прочитать рассказы М.М.Зощенко «Аристократка», «Монтер».
  • Повторить черты «маленького человека».

Эпиграфы к уроку:   Берегите Зощенко. Это наш современный Гоголь.  А.Ремизов.  Замечательный, поистине замечательный  русский писатель  – Зощенко.  Ю.Олеша .

Эпиграфы к уроку:

Берегите Зощенко. Это наш современный Гоголь. А.Ремизов.

Замечательный, поистине замечательный русский писатель – Зощенко. Ю.Олеша .

Подумаем…? «маленький человек». Что это за литературный тип героя?  Каковы основные черты «маленького человека»?  Кто из литературных героев является «маленьким  человеком»?  «новый  маленький человек».  - Почему «новый»?

Подумаем…?

«маленький человек».

  • Что это за литературный тип героя?
  • Каковы основные черты «маленького человека»?
  • Кто из литературных героев является «маленьким человеком»?

«новый маленький человек».

— Почему «новый»?

«маленький человек» в литературе . Самсон Вырин – «Станционный смотритель» А.С.Пушкина. Чиновники низшего класса. Акакий Акакиевич –  «Шинель» Н.В.Гоголя. Макар Девушкин –  «Бедные люди»  Ф.М. Достоевского.

«маленький человек» в литературе .

Самсон Вырин – «Станционный смотритель» А.С.Пушкина.

Чиновники низшего класса.

Акакий Акакиевич – «Шинель» Н.В.Гоголя.

Макар Девушкин – «Бедные люди» Ф.М. Достоевского.

Основные черты  «маленького человека».   Низкое социальное положение. Бесправие и нужда. Уязвленная гордость. Забитость, попранное человеческое достоинство.

Основные черты «маленького человека».

  • Низкое социальное положение.
  • Бесправие и нужда.
  • Уязвленная гордость.
  • Забитость, попранное человеческое достоинство.

Право на сострадание, сочувствие, понимание, уважение. Обратимся к литературной энциклопедии  «Маленький человек» – в литературе обозначение разнородных героев, объединенных тем, что занимают одно из низших мест в социальной иерархии и что это общество определяет их психологию и общественное поведение. Развитие сюжета строится главным образом на истории какой-нибудь обиды, оскорбления, несчастья». - Какое право «маленького человека» отстаивали писатели- реалисты XIX века?

Право на сострадание, сочувствие, понимание, уважение.

Обратимся к литературной энциклопедии

«Маленький человек» – в литературе обозначение разнородных героев, объединенных тем, что занимают одно из низших мест в социальной иерархии и что это общество определяет их психологию и общественное поведение. Развитие сюжета строится главным образом на истории какой-нибудь обиды, оскорбления, несчастья».

— Какое право «маленького человека» отстаивали писатели- реалисты XIX века?

Подумаем…?  Каков же  «новый маленький человек»?  Что в нем изменилось? Почему он появляется в начале 20-х годов XX века, когда страна  уже бодро шагала  к социализму? Почему к данной теме  обратился  писатель- сатирик?

Подумаем…?

  • Каков же «новый маленький человек»?
  • Что в нем изменилось?
  • Почему он появляется в начале 20-х годов XX века, когда страна уже бодро шагала к социализму?
  • Почему к данной теме обратился писатель- сатирик?

Слово о М.М.Зощенко Свой первый рассказ Зощенко опубликовал в 1921 году Через 10 лет он был автором более 50-ти книжек. На долю Зощенко выпала слава, неслыханная для человека литературной профессии. Ему понадобилось всего 3-4 года работы, чтобы ощутить себя знаменитым как в писательских кругах, так и в многомиллионной массе читателей. Его обожали. Когда в конце 20-х годов «Красная газета» провела опрос: «Кто самый знаменитый человек в Ленинграде?», им оказался Зощенко.  Но любимый в массах, ценимый знатоками литературы, у партийных работников он заслужил клеймо «клеветника», «скверного анекдотчика»: «Зощенко, как мещанин и пошляк, избрал своей постоянной темой копание в самых низменных и мелочных сторонах быта. Он привык глумиться над советским бытом, советскими порядками, прикрывая это глумление маской пустопорожней развлекательности и никчемной юмористики».

Слово о М.М.Зощенко

  • Свой первый рассказ Зощенко опубликовал в 1921 году
  • Через 10 лет он был автором более 50-ти книжек.
  • На долю Зощенко выпала слава, неслыханная для человека литературной профессии. Ему понадобилось всего 3-4 года работы, чтобы ощутить себя знаменитым как в писательских кругах, так и в многомиллионной массе читателей.
  • Его обожали. Когда в конце 20-х годов «Красная газета» провела опрос: «Кто самый знаменитый человек в Ленинграде?», им оказался Зощенко.
  • Но любимый в массах, ценимый знатоками литературы, у партийных работников он заслужил клеймо «клеветника», «скверного анекдотчика»: «Зощенко, как мещанин и пошляк, избрал своей постоянной темой копание в самых низменных и мелочных сторонах быта. Он привык глумиться над советским бытом, советскими порядками, прикрывая это глумление маской пустопорожней развлекательности и никчемной юмористики».

Рассказ «Аристократка» (1923 г.) Герои рассказа Григорий Иванович.  Аристократка.

Рассказ «Аристократка» (1923 г.)

Герои рассказа

Григорий Иванович.

Аристократка.

Рассказ «Аристократка» (1923 г.) Герои рассказа Григорий Иванович.  Аристократка. Встретились на собрании;  кавалер и у власти; В шляпке; лицо официальное; чулочки фильдекосовые; мопсик; в смысле водопровода;  зуб золоченый; приму под руку;  развернула идеологию; волочусь как щука; этакая фря;  перед народом совестно; комячейка; байковый платок;  буржуем нерезаным вьюсь; буржуйская стыдливость; хожу, что петух; велит под руку принять;  вожжа под хвост; развратная походка; свинство без денег. индифферентно.

Рассказ «Аристократка» (1923 г.)

Герои рассказа

Григорий Иванович.

Аристократка.

Встретились на собрании;

кавалер и у власти;

В шляпке;

лицо официальное;

чулочки фильдекосовые;

мопсик;

в смысле водопровода;

зуб золоченый;

приму под руку;

развернула идеологию;

волочусь как щука;

этакая фря;

перед народом совестно; комячейка;

байковый платок;

буржуем нерезаным вьюсь; буржуйская стыдливость;

хожу, что петух;

велит под руку принять;

вожжа под хвост;

развратная походка;

свинство без денег.

индифферентно.

Подумаем…? Вопросы ответы Как относится к женщине, определяет ее «аристократическую сущность»? Что представляет собой герой? Каков уровень культуры поведения, такта героя? Как воспринимаются героем нормальные человеческие чувства? Каков образ Аристократки, отличается ли от образа нашего героя?

Подумаем…?

Вопросы

ответы

Как относится к женщине, определяет ее «аристократическую сущность»?

Что представляет собой герой?

Каков уровень культуры поведения, такта героя?

Как воспринимаются героем нормальные человеческие чувства?

Каков образ Аристократки, отличается ли от образа нашего героя?

Подумаем…? Вопросы ответы Как относится к женщине, определяет ее «аристократическую сущность»? Ощущает себя человеком «у власти», «лицо официальное», член «комячейки», на собрании чувствует себя увереннее, чем в театре- центре культуры. Каков уровень культуры поведения, такта героя? По внешнему виду, манере одеваться. Прилично одета, хочет «развлекаться культурно» - аристократка. Что представляет собой герой? Как воспринимаются героем нормальные человеческие чувства? Буржуазные замашки – «перед народом совестно». Буржуйскими замашками - «буржуем вьюсь», «Буржуйская стыдливость». Каков образ Аристократки, отличается ли от образа нашего героя? Она под стать своему кавалеру.

Подумаем…?

Вопросы

ответы

Как относится к женщине, определяет ее «аристократическую сущность»?

Ощущает себя человеком «у власти», «лицо официальное», член «комячейки», на собрании чувствует себя увереннее, чем в театре- центре культуры.

Каков уровень культуры поведения, такта героя?

По внешнему виду, манере одеваться. Прилично одета, хочет «развлекаться культурно» — аристократка.

Что представляет собой герой?

Как воспринимаются героем нормальные человеческие чувства?

Буржуазные замашки – «перед народом совестно».

Буржуйскими замашками — «буржуем вьюсь», «Буржуйская стыдливость».

Каков образ Аристократки, отличается ли от образа нашего героя?

Она под стать своему кавалеру.

Вывод:«маленький человек» XIX века –это… Социальное положение его невысоко - сантехник, рядовой человек, каких миллионы . Оскорбленный, обиженный тем, что ему приходится себя вести как «буржую нерезаному». Испытывает стыд за нехватку денег (нужда) .  Растерявшийся, неуверенный «маленький человек». В отличии от героя XIX века- наш герой бравирует. Нехватку денег прикрывает моралью: «Не в деньгах счастье», хотя все говорит об обратном. Наш «маленький человек» пока еще неуверенно заявляет о себе, по сути дела – это попытка заявить о себе, как о «хозяине жизни».

Вывод:«маленький человек» XIX века –это…

  • Социальное положение его невысоко — сантехник, рядовой человек, каких миллионы .
  • Оскорбленный, обиженный тем, что ему приходится себя вести как «буржую нерезаному».
  • Испытывает стыд за нехватку денег (нужда) .
  • Растерявшийся, неуверенный «маленький человек».
  • В отличии от героя XIX века- наш герой бравирует. Нехватку денег прикрывает моралью: «Не в деньгах счастье», хотя все говорит об обратном. Наш «маленький человек» пока еще неуверенно заявляет о себе, по сути дела – это попытка заявить о себе, как о «хозяине жизни».

Рассказ «Монтер» (1927г.) 4 года разделяют два рассказа. Герой все тот же по сути, но он не желает находиться где-то на краю жизни, претендует на роль главного действующего лица, на роль «хозяина жизни». Если Григорий Иванович еще неуверенно чувствует себя в театре, то именно там Иван Кузьмич Мякишев заявляет о себе во весь голос. Роль героя ничтожна. Он надулся как индюк, воображая себя важной фигурой, на самом деле он смешон. Вспомним события рассказа:   - Где разворачиваются события? - Каков герой рассказа? - Как он о себе заявляет? - Чем отличается от героев XIX века и героя «Аристократки»?

Рассказ «Монтер» (1927г.)

4 года разделяют два рассказа. Герой все тот же по сути, но он не желает находиться где-то на краю жизни, претендует на роль главного действующего лица, на роль «хозяина жизни». Если Григорий Иванович еще неуверенно чувствует себя в театре, то именно там Иван Кузьмич Мякишев заявляет о себе во весь голос.

Роль героя ничтожна. Он надулся как индюк, воображая себя важной фигурой, на самом деле он смешон.

Вспомним события рассказа:

  • — Где разворачиваются события?
  • — Каков герой рассказа?
  • — Как он о себе заявляет?
  • — Чем отличается от героев XIX века и героя «Аристократки»?

Почти через все рассказы Зощенко проходит образ растерявшегося, сбитого с толку человечка, который  из одного неловкого положения попадает  в другое.  Зощенко показывает своих героев в различных смешных ситуациях. Но э то «смех сквозь слезы», за беззаботными нотками видны боль и горечь,потому что «новый маленький человек» - это не отдельный социальный тип, это многомиллионная масса, которой Зощенко – сатирик пытался «открыть глаза», и которого за это называли «клеветником».

Почти через все рассказы Зощенко проходит образ растерявшегося, сбитого с толку человечка, который из одного неловкого положения попадает в другое.

Зощенко показывает своих героев в различных смешных ситуациях. Но э то «смех сквозь слезы», за беззаботными нотками видны боль и горечь,потому что «новый маленький человек» — это не отдельный социальный тип, это многомиллионная масса, которой Зощенко – сатирик пытался «открыть глаза», и которого за это называли «клеветником».

ИТАК, «новый маленький человек»…  Вокруг происходят грозные, не совсем понятные события, рушатся миры, возникают новые порядки, а этот человечек, по русской литературной традиции - «маленький человек »,«внучатый племянник Акакия Акакиевича», как назвал его один из исследователей, только похитрее , чем был его предок, более смышленый, порой даже плутоватый, мечется, суетится и никак не поймет, что к чему и как ему в этом неприветливом и неуютном мире ужиться. Зощенко сумел уяснить глубинную суть в характере этого человека, овладел его языком- э то стилизация под простую речь. Грубый, неуклюжий, безграмотный язык. Бестолковые конструкции, исковерканные слова, попытки выражаться научно. Язык Зощенко был собирательным: он вобрал в себя самое характерное, самое яркое из расхожего языка масс и в отжатом, концентрированном виде вышел  на страницы его рассказов.

ИТАК, «новый маленький человек»…

Вокруг происходят грозные, не совсем понятные события, рушатся миры, возникают новые порядки, а этот человечек, по русской литературной традиции — «маленький человек »,«внучатый племянник Акакия Акакиевича», как назвал его один из исследователей, только похитрее , чем был его предок, более смышленый, порой даже плутоватый, мечется, суетится и никак не поймет, что к чему и как ему в этом неприветливом и неуютном мире ужиться.

Зощенко сумел уяснить глубинную суть в характере этого человека, овладел его языком- э то стилизация под простую речь. Грубый, неуклюжий, безграмотный язык. Бестолковые конструкции, исковерканные слова, попытки выражаться научно. Язык Зощенко был собирательным: он вобрал в себя самое характерное, самое яркое из расхожего языка масс и в отжатом, концентрированном виде вышел на страницы его рассказов.

Черты «нового маленького человека» …   Низкое социальное положение. Низкий уровень культуры, образования. Наглость. Претендует на право «хозяина жизни»,  этим и смешон. Итак, мы на уроке проследили эволюцию образа «маленького человека», выяснили причины его изменения, соприкоснулись с творчеством замечательного сатирика М.Зощенко, поработали над анализом произведений. А ДОМА ВЫ….

Черты «нового маленького человека»

  • Низкое социальное положение.
  • Низкий уровень культуры, образования.
  • Наглость.
  • Претендует на право «хозяина жизни», этим и смешон.

Итак, мы на уроке проследили эволюцию образа «маленького человека», выяснили причины его изменения, соприкоснулись с творчеством замечательного сатирика М.Зощенко, поработали над анализом произведений. А ДОМА ВЫ….

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ  Ответьте на вопрос: «Можно ли в наше время говорить о «новом «маленьком человеке» конца XX – нач. XXI века»? Напишите сочинение – миниатюру  «Новый «маленький человек» конца XX – нач. XXI века»

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Ответьте на вопрос:

«Можно ли в наше время говорить о «новом «маленьком человеке» конца XX – нач. XXI века»?

  • Напишите сочинение – миниатюру «Новый «маленький человек» конца XX – нач. XXI века»

послесловие … Сатирикам везде и во все времена жить было куда опасней, нежели представителям иных литературных профессий. Их арестовывали, называли врагами народа, видели в них злопыхателей и зубоскалов, которые мать родную продадут, лишь бы поехидничать, поиздеваться над временем и над людьми, с которыми они живут в одно время. А ведь сатирики и в мыслях не держат смеяться над людьми. Они собирают пороки мира вместе, создают некий отрицательный мир, который и подвергают сатирическому осмеянию. Смехотворная нелепость этого мира должна, как им кажется, оттолкнуть современников, помочь им сделать свою жизнь чище и красивее. Любовь к людям, боль за несовершенство их жизни гонит сатирика к столу Ю.Томашевский

послесловие

… Сатирикам везде и во все времена жить было куда опасней, нежели представителям иных литературных профессий. Их арестовывали, называли врагами народа, видели в них злопыхателей и зубоскалов, которые мать родную продадут, лишь бы поехидничать, поиздеваться над временем и над людьми, с которыми они живут в одно время. А ведь сатирики и в мыслях не держат смеяться над людьми. Они собирают пороки мира вместе, создают некий отрицательный мир, который и подвергают сатирическому осмеянию. Смехотворная нелепость этого мира должна, как им кажется, оттолкнуть современников, помочь им сделать свою жизнь чище и красивее. Любовь к людям, боль за несовершенство их жизни гонит сатирика к столу

Ю.Томашевский

Спасибо за работу  на уроке!

Спасибо за работу на уроке!

Презентацию подготовила учитель МОУ Лучинниковская оош Калязинского района Тверской области Смирнова Ольга Алексеевна.  2012г Использовала материалы Барсамовой Нины Юрьевнаы, учителя русского языка и литературы

Презентацию подготовила учитель МОУ Лучинниковская оош Калязинского района Тверской области Смирнова Ольга Алексеевна. 2012г

Использовала материалы Барсамовой Нины Юрьевнаы, учителя русского языка и литературы



Скачать материал

Михаил  Михайлович Зощенко – писатель-сатирикУрок литературы в 8 классе.
Пре...



Скачать материал

  • Сейчас обучается 144 человека из 48 регионов

  • Сейчас обучается 352 человека из 64 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Михаил  Михайлович Зощенко – писатель-сатирикУрок литературы в 8 классе.
Пре...

    1 слайд

    Михаил Михайлович Зощенко –
    писатель-сатирик
    Урок литературы в 8 классе.
    Презентацию подготовила учитель
    МОУ Лучинниковская оош
    Калязинского районаТверской области
    Смирнова Ольга Алексеевна.

  • Тема нового «маленького человека» в творчестве М.М. Зощенко.

    2 слайд

    Тема нового «маленького человека»
    в творчестве М.М. Зощенко.

  • Юмор – насмешка,не слишком обижающая и задевающая достоинство людей.


Сатир...

    3 слайд

    Юмор – насмешка,
    не слишком обижающая и задевающая достоинство людей.

    Сатира – высмеивание недостатков и пороков человека, а также самого человека.

  • Данные сатирика у вас – налицо, чувство иронии очень острое и лирика...

    4 слайд

    Данные сатирика у вас – налицо, чувство иронии очень острое и лирика сопровождает его крайне оригинально. Такого соотношения иронии и лирики я не знаю в литературе
    ни у кого…
    Максим Горький

  • Цели:Проследить развитие писателем-сатириком традиций литературы XIX века («...

    5 слайд

    Цели:

    Проследить развитие писателем-сатириком традиций литературы XIX века («маленький человек», «смех сквозь слезы»); выявить причины изменения черт героев, опираясь на рассказы М.М.Зощенко.
    Развивать умения анализа прозаического текста, системы героев, наблюдения над языком героев.
    Углубление эстетического восприятия прозаического произведения.

    Предварительное задание учащимся к уроку:
    Прочитать рассказы М.М.Зощенко «Аристократка», «Монтер».
    Повторить черты «маленького человека».

  • Эпиграфы к уроку:Берегите Зощенко. Это наш современный Гоголь. А.Ремизов....

    6 слайд

    Эпиграфы к уроку:

    Берегите Зощенко. Это наш современный Гоголь.
    А.Ремизов.

    Замечательный, поистине замечательный
    русский писатель
    – Зощенко.
    Ю.Олеша.

  • Подумаем…? «новый маленький человек».


- Почему «новый»? 
«маленький челове...

    7 слайд

    Подумаем…?
    «новый
    маленький человек».

    — Почему «новый»?

    «маленький человек».
    Что это за литературный тип героя?
    Каковы основные черты «маленького человека»?
    Кто из литературных героев является «маленьким
    человеком»?

  • «маленький человек» в литературе .

    8 слайд

    «маленький человек» в литературе .

  • Основные черты «маленького человека».Низкое социальное положение.
Бесправие...

    9 слайд

    Основные черты
    «маленького человека».

    Низкое социальное положение.
    Бесправие и нужда.
    Уязвленная гордость.
    Забитость, попранное человеческое достоинство.

  • Обратимся к литературной энциклопедии
       «Маленький человек» – в литерату...

    10 слайд

    Обратимся к литературной энциклопедии

    «Маленький человек» – в литературе обозначение разнородных героев, объединенных тем, что занимают одно из низших мест в социальной иерархии и что это общество определяет их психологию и общественное поведение. Развитие сюжета строится главным образом на истории какой-нибудь обиды, оскорбления, несчастья».

    — Какое право «маленького человека» отстаивали писатели- реалисты XIX века?
    Право на сострадание, сочувствие, понимание, уважение.

  • Подумаем…? Каков же «новый маленький человек»?
 Что в нем изменилось? 
Почем...

    11 слайд

    Подумаем…?
    Каков же
    «новый маленький человек»?
    Что в нем изменилось?
    Почему он появляется в начале 20-х годов XX века, когда страна
    уже бодро шагала
    к социализму?
    Почему к данной теме
    обратился
    писатель- сатирик?

  • Слово о М.М.ЗощенкоСвой первый рассказ Зощенко опубликовал в 1921 году
Через...

    12 слайд

    Слово о М.М.Зощенко
    Свой первый рассказ Зощенко опубликовал в 1921 году
    Через 10 лет он был автором более 50-ти книжек.
    На долю Зощенко выпала слава, неслыханная для человека литературной профессии. Ему понадобилось всего 3-4 года работы, чтобы ощутить себя знаменитым как в писательских кругах, так и в многомиллионной массе читателей.
    Его обожали. Когда в конце 20-х годов «Красная газета» провела опрос: «Кто самый знаменитый человек в Ленинграде?», им оказался Зощенко.
    Но любимый в массах, ценимый знатоками литературы, у партийных работников он заслужил клеймо «клеветника», «скверного анекдотчика»: «Зощенко, как мещанин и пошляк, избрал своей постоянной темой копание в самых низменных и мелочных сторонах быта. Он привык глумиться над советским бытом, советскими порядками, прикрывая это глумление маской пустопорожней развлекательности и никчемной юмористики».

  • Рассказ «Аристократка» (1923 г.)

    13 слайд

    Рассказ «Аристократка» (1923 г.)

  • Рассказ «Аристократка» (1923 г.)

    14 слайд

    Рассказ «Аристократка» (1923 г.)

  • Подумаем…?

  • Подумаем…?

  • Вывод:«маленький человек» XIX века –это…Социальное положение его невысоко - с...

    17 слайд

    Вывод:«маленький человек» XIX века –это…
    Социальное положение его невысоко — сантехник, рядовой человек, каких миллионы .
    Оскорбленный, обиженный тем, что ему приходится себя вести как «буржую нерезаному».
    Испытывает стыд за нехватку денег (нужда) .
    Растерявшийся, неуверенный «маленький человек».

    В отличии от героя XIX века- наш герой бравирует. Нехватку денег прикрывает моралью: «Не в деньгах счастье», хотя все говорит об обратном. Наш «маленький человек» пока еще неуверенно заявляет о себе, по сути дела – это попытка заявить о себе, как о «хозяине жизни».

  • Рассказ «Монтер» (1927г.)Вспомним события рассказа:
- Где разворачиваются со...

    18 слайд

    Рассказ «Монтер» (1927г.)
    Вспомним события рассказа:

    — Где разворачиваются события?
    — Каков герой рассказа?
    — Как он о себе заявляет?
    — Чем отличается от героев XIX века и героя «Аристократки»?
    4 года разделяют два рассказа. Герой все тот же по сути, но он не желает находиться где-то на краю жизни, претендует на роль главного действующего лица, на роль «хозяина жизни». Если Григорий Иванович еще неуверенно чувствует себя в театре, то именно там Иван Кузьмич Мякишев заявляет о себе во весь голос.

    Роль героя ничтожна. Он надулся как индюк, воображая себя важной фигурой, на самом деле он смешон.

  • Зощенко показывает своих героев в различных смешных ситуациях. Но это «с...

    19 слайд

    Зощенко показывает своих героев в различных смешных ситуациях. Но это «смех сквозь слезы», за беззаботными нотками видны боль и горечь,потому что «новый маленький человек» — это не отдельный социальный тип, это многомиллионная масса, которой Зощенко – сатирик пытался «открыть глаза», и которого за это называли «клеветником».

    Почти через все рассказы Зощенко проходит образ растерявшегося, сбитого с толку человечка, который
    из одного неловкого положения попадает
    в другое.

  • Вокруг происходят грозные, не совсем понятные события, рушатся миры, воз...

    20 слайд

    Вокруг происходят грозные, не совсем понятные события, рушатся миры, возникают новые порядки, а этот человечек, по русской литературной традиции — «маленький человек»,«внучатый племянник Акакия Акакиевича», как назвал его один из исследователей, только похитрее, чем был его предок, более смышленый, порой даже плутоватый, мечется, суетится и никак не поймет, что к чему и как ему в этом неприветливом и неуютном мире ужиться.

    Зощенко сумел уяснить глубинную суть в характере этого человека, овладел его языком- это стилизация под простую речь. Грубый, неуклюжий, безграмотный язык. Бестолковые конструкции, исковерканные слова, попытки выражаться научно. Язык Зощенко был собирательным: он вобрал в себя самое характерное, самое яркое из расхожего языка масс и в отжатом, концентрированном виде вышел
    на страницы его рассказов.
    ИТАК, «новый маленький человек»…

  • Черты «нового маленького человека»…Низкое социальное положение.
Низкий урове...

    21 слайд

    Черты «нового маленького человека»…

    Низкое социальное положение.
    Низкий уровень культуры, образования.
    Наглость.
    Претендует на право «хозяина жизни»,
    этим и смешон.

    Итак, мы на уроке проследили эволюцию образа «маленького человека», выяснили причины его изменения, соприкоснулись с творчеством замечательного сатирика М.Зощенко, поработали над анализом произведений. А ДОМА ВЫ….

  • ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ  Ответьте на вопрос:
«Можно ли в наше время говорить о «ново...

    22 слайд

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
    Ответьте на вопрос:
    «Можно ли в наше время говорить о «новом «маленьком человеке» конца XX – нач. XXI века»?
    Напишите сочинение – миниатюру
    «Новый «маленький человек» конца XX – нач. XXI века»

  • … Сатирикам везде и во все времена жить было куда опасней, нежели представите...

    23 слайд

    … Сатирикам везде и во все времена жить было куда опасней, нежели представителям иных литературных профессий. Их арестовывали, называли врагами народа, видели в них злопыхателей и зубоскалов, которые мать родную продадут, лишь бы поехидничать, поиздеваться над временем и над людьми, с которыми они живут в одно время. А ведь сатирики и в мыслях не держат смеяться над людьми. Они собирают пороки мира вместе, создают некий отрицательный мир, который и подвергают сатирическому осмеянию. Смехотворная нелепость этого мира должна, как им кажется, оттолкнуть современников, помочь им сделать свою жизнь чище и красивее. Любовь к людям, боль за несовершенство их жизни гонит сатирика к столу
    Ю.Томашевский
    послесловие

  • Спасибо за работу на уроке!

    24 слайд

    Спасибо за работу
    на уроке!

Краткое описание документа:

Презентация подготовлена мною для учащихся восьмого класса. 

Для данного урока поставлены были следующие цели: 1.Проследить развитие писателем-сатириком традиций литературы XIX века («маленький человек», «смех сквозь слезы»); выявить причины изменения черт героев, опираясь на рассказы М.М.Зощенко. На его произведениях  развивать умения анализировать  прозаический  текст ,  анализировать поступки героев, учить наблюдать  над языком героев, учить  эстетическому  восприятию прозаического произведения.

Предполагается работа над рассказами «Аристократка» и «Монтер».

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 056 432 материала в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

Рейтинг:
5 из 5

  • 05.02.2015
  • 10513
  • 10
  • 05.02.2015
  • 6514
  • 1
  • 05.02.2015
  • 1464
  • 16
  • 05.02.2015
  • 2316
  • 22
  • 05.02.2015
  • 1245
  • 55
  • 05.02.2015
  • 1098
  • 0

Цели:

  1. Проследить развитие писателем-сатириком
    традиций литературы XIX века
    («маленький человек», «смех сквозь слезы»); выявить причины изменения черт
    героев, опираясь на рассказы М.М.Зощенко.
  2. Развивать умения анализа прозаического текста, системы героев,
    наблюдения над языком героев.
  3. Углубление эстетического восприятия прозаического
    произведения.

Материал к уроку:

  • схема «Основные черты «маленького
    человека»;
  • рассказы М.М. Зощенко «Аристократка», «Монтер».

Предварительное задание учащимся к уроку:

  1. Прочитать рассказы М.М.Зощенко «Аристократка», «Монтер».
  2. Повторить черты «маленького человека».

Эпиграфы к уроку:

Берегите Зощенко. Это наш современный Гоголь.
А.Ремизов.

Замечательный, поистине
замечательный русский писатель – Зощенко.
Ю.Олеша.

Ход урока

Организационный момент. Начало урока.

I. Актуализация знаний.

-Что привлекает нас в формулировке темы урока?
(Сочетание «новый маленький человек».)

— Почему «новый», нам как раз и предстоит сегодня
выяснить. Сначала обратимся уже к знакомому вам понятию «маленький человек».

— Что это за литературный тип героя? Каковы основные
черты «маленького человека»? Кто из литературных героев является «маленьким
человеком»?

Самсон Вырин – «Станционный смотритель»
А.С.Пушкина.
Чиновники низшего класса.
Акакий Акакиевич –
«Шинель» Н.В.Гоголя.
Макар Девушкин –
«Бедные люди» Ф.М. Достоевского.

Схема. Основные черты «маленького человека».

  • Низкое социальное положение.
  • Бесправие и нужда.
  • Уязвленная гордость.
  • Забитость, попранное человеческое достоинство.

Обратимся к литературной энциклопедии:

«Маленький человек» в литературе обозначение
разнородных героев, объединенных тем, что занимают одно из низших мест в
социальной иерархии и что это общество определяет их психологию и
общественное поведение. Развитие сюжета строится главным образом на истории
какой-нибудь обиды, оскорбления, несчастья».

— Какое право «маленького человека» отстаивали
писатели- реалисты XIX века?
(Право на сострадание, сочувствие, понимание, уважение).

— Итак, герой нам знаком. Сегодня на уроке мы
должны понять: каков же «новый маленький человек»? Что в нем изменилось? И
почему он появляется в начале 20-х годов XX
века, когда страна уже бодро шагала к социализму? Почему к данной теме
обратился писатель- сатирик?

На эти и другие вопросы мы должны с вами сегодня
найти ответ.

II. Слово учителя о
писателе.

Образ «нового маленького человека» мы найдем в
творчестве замечательного русского сатирика XX
века Михаила Михайловича Зощенко (1854-1958).

Свой первый рассказ Зощенко опубликовал в 1921
году, а уже через 10 лет он был автором более 50-ти книжек.

На долю Зощенко выпала слава, неслыханная для
человека литературной профессии. Ему понадобилось всего 3-4 года работы,
чтобы в один прекрасный день ощутить себя знаменитым не только в
писательских кругах, но и в многомиллионной массе читателей. Его обожали.
Когда в конце 20-х годов «Красная газета» провела опрос: «Кто самый
знаменитый человек в Ленинграде?», им оказался Зощенко. Но любимый в массах,
ценимый знатоками литературы, у партийных работников он заслужил клеймо
«клеветника», «скверного анекдотчика»: «Зощенко, как мещанин и пошляк,
избрал своей постоянной темой копание в самых низменных и мелочных сторонах
быта. Он привык глумиться над советским бытом, советскими порядками,
прикрывая это глумление маской пустопорожней развлекательности и никчемной
юмористики».

Каков же его герой, если автор заслужил такую
негативную оценку?

III. Работа с текстом.

1. Обратимся к рассказу «Аристократка» (1923 г.)
Текст вам знаком. Напомните кратко содержание.

Письменное задание учащимся: выпишите из текста
слова, словосочетания, характеризующие Григория Ивановича и Аристократку.

Григорий Иванович.

Встретились на собрании; кавалер и у власти; лицо
официальное; в смысле водопровода; приму под руку; волочусь как щука; перед
народом совестно; комячейка; буржуем нерезаным вьюсь; буржуйская
стыдливость; хожу, что петух; вожжа под хвост; индифферентно.

Аристократка.

В шляпке; чулочки фильдекосовые; мопсик; зуб
золоченый; развернула идеологию; этакая фря; байковый платок; велит под руку
принять; развратная походка; свинство без денег.

Беседа по вопросам:

  1. Что представляет собой герой? (Ощущает себя человеком «у власти»,
    «лицо официальное», член «комячейки», на собрании чувствует себя
    увереннее, чем в театре- центре культуры.)
  2. Как относится к женщине, определяет ее «аристократическую сущность»?
    (По внешнему виду, манере одеваться. Прилично одета, хочет «развлекаться
    культурно» — аристократка.)
  3. Каков уровень культуры поведения, такта героя? (Буржуазные замашки –
    «перед народом совестно».)
  4. Как воспринимаются героем нормальные человеческие чувства?
    (Буржуйскими замашками — «буржуем вьюсь», «Буржуйская стыдливость».)
  5. Каков образ Аристократки, отличается ли от образа нашего героя?
    (Она под стать своему кавалеру.)

— Мы выделили основные черты героя, вернемся к
таблице, сравним его с образом «маленького человека» XIX
века.

Вывод ученика с комментариями учителя.

— Социальное положение его невысоко — сантехник,
рядовой человек, каких миллионы. Мы видим его оскорбленным, обиженным тем, что
ему приходится себя вести как «буржую нерезаному», он испытывает стыд за
нехватку денег (нужда) – это растерявшийся, неуверенный «маленький человек».

— Чем отличается от героя XIX
века? (Наш герой бравирует. Нехватку денег прикрывает моралью: «Не в деньгах
счастье», хотя все говорит об обратном. Наш «маленький человек» пока еще неуверенно заявляет о
себе, по сути дела – это попытка заявить о себе, как о «хозяине жизни».)

2. Перейдем к рассказу «Монтер» (1927г.), проследим,
как эта тема развивается дальше.

— Где разворачиваются события?

— Каков герой рассказа?

— Как он о себе заявляет?

— Чем отличается от героев XIX
века и героя «Аристократки»? (4 года разделяют два рассказа. Герой все тот же, по
сути, но он не желает находиться где-то на краю жизни, претендует на роль
главного действующего лица, на роль «хозяина жизни». Если Григорий Иванович еще
неуверенно чувствует себя в театре, то именно там Иван Кузьмич Мякишев заявляет
о себе во весь голос.)

— Является ли он таковым? Какова его истинная роль в
историческом процессе? (Роль героя ничтожна. Он надулся как индюк, воображая
себя важной фигурой, на самом деле он смешон.)

— Зощенко показывает своих героев в различных смешных
ситуациях. Но так ли беспечен этот смех? (Это «смех сквозь слезы», за
беззаботными нотками видны боль и горечь. Потому что «новый маленький человек» —
это не отдельный социальный тип, это многомиллионная масса, которой Зощенко –
сатирик пытался «открыть глаза», и которого за это называли «клеветником».)

Слово учителя: Чуть ли не через все зощенковские рассказы проходит
образ растерявшегося, сбитого с толку человечка, который из одного неловкого
положения попадает в другое.

Вокруг происходят грозные, не совсем понятные события,
рушатся миры, возникают новые порядки, а этот человечек, по русской литературной
традиции — «маленький человек», «внучатый племянник Акакия Акакиевича», как
назвал его один из исследователей, только похитрее, чем был его предок, более
смышленый, порой даже плутоватый, мечется, суетится и никак не поймет, что к
чему и как ему в этом неприветливом и неуютном мире ужиться. К началу 20-х годов
Зощенко сумел уяснить глубинную суть в характере этого человека. И что особенно
важно – овладел его языком. — Вы прочитали рассказы Зощенко. Что вы можете
сказать о языке его рассказов? (Это стилизация под простую речь. Грубый, неуклюжий,
безграмотный язык. Бестолковые конструкции, исковерканные слова, попытки
выражаться научно. Язык Зощенко был собирательным: он вобрал в себя самое
характерное, самое яркое из расхожего языка масс и в отжатом, концентрированном
виде вышел на страницы его рассказов.)

— «Станционного смотрителя»(1830г.) А.С.Пушкина и
«Монтера» М.М.Зощенко разделяет почти 100 лет, но образ, несколько
преображенный, еще распространен.

Можно ли в наше время говорить о «новом «маленьком
человеке» конца XX – нач. XXI века? Этот вопрос остается вам для
размышления дома.

Написать сочинение – миниатюру «Новый «маленький
человек» конца XX – нач. XXI века»

IV. Подведение итогов урока.

— Сделайте вывод: какой он — «новый маленький
человек», что в нем изменилось?

Оформим основные положения в виде опорной схемы:

  • Низкое социальное положение.
  • Низкий уровень культуры, образования.
  • Наглость.
  • Претендует на право «хозяина жизни», этим и смешон.

Заключительное слово учителя: Итак, мы на уроке проследили эволюцию образа
«маленького человека», выяснили причины его изменения, соприкоснулись с
творчеством замечательного сатирика М.Зощенко, поработали над анализом
прозаического текста.

Трагизм «маленького человека» (М. М. Зощенко)

Трагизм «маленького человека» (М. М. Зощенко)

Поглощенные бытом

Наиболее плодотворным периодом в творчестве Михаила Михайловича Зощенко (1894-1958) стали 1920-е гг., когда идеологическая пропаганда безоговорочно противопоставляла жизнь, культуру, общество до и после революции. У «нового человека» должно в жизни все быть по-новому: новый быт, новая мораль, новые отношения, то есть только положительные качества. Но М. М. Зощенко, вопреки бытующим романтическим образам советского гражданина, показывает мироощущение «маленького человека», рисуя его средствами сатиры.

Уже в первой книге «Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова» (1922) писатель нашел интонацию, позволившую преодолеть преграду между рассказчиком-писателем и слушателем-читателем.

Сатирик подчеркивал, что именно «маленькие люди», большинство населения страны, утратили прежние культурные ориентиры, но не обрели новых, поэтому готовы разрушать «плохое старое», не понимая, как строить «новое хорошее». В результате они отстаивают ничтожные интересы (невозможность снять пальто, потому что нет рубашки, в рассказе «Прелести культуры»; надкушенное дамой пирожное, за которое надо платить, в рассказе «Аристократка»; монтер в театре, считающий себя важнее тенора, в рассказе «Монтер»).

Но писатель не просто высмеивает своих персонажей, он испытывает к ним чувство сострадания. Трагедия «маленького человека», заключенная в невозможности реализовать свои мечты, в поглощении личной жизни социальными обстоятельствами, продолжает традиции Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского и А. П. Чехова. Эволюция творчества Зощенко заключается в уменьшении дистанции между автором и героем, в изменении отношения писателя к «маленькому человеку»: от насмешки до желания понять его взгляд на жизнь.

Читайте также

БРЕМЯ МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА. Гоголь

БРЕМЯ МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА. Гоголь
«Мертвые души» слегка отдают бедекером. Все же Гоголь их сочинял за границей, и следы отстраненного взгляда остались на бумаге. Совершая свое путешествие по России, он объясняет родину не только соотечественникам, но и иностранцам –

ЗОЩЕНКО В ТЕАТРЕ

ЗОЩЕНКО В ТЕАТРЕ
1. Зощенко и ЖдановСо времени смерти Зощенко прошло тридцать шесть лет; коммунистов у власти нет три года. Надо ли доказывать, что второй срок больше первого? Пора говорить правду — и о Зощенко, и о коммунистах.Правда же вот куда клонится: Зощенко был

М. ЗОЩЕНКО

М. ЗОЩЕНКО
Среди множества сопровождавших мою жизнь связей были и совсем другие, потребовавшие гораздо больше мужества, отношения. Я давно хочу рассказать о своей дружбе с М. М. Зощенко. Впрочем, это были, пожалуй, даже не дружеские, а братские отношения, недаром мы оба

<«О ЧЕМ ПЕЛ СОЛОВЕЙ» М.ЗОЩЕНКО. – К.ВАГИНОВ>

&lt;«О ЧЕМ ПЕЛ СОЛОВЕЙ» М.ЗОЩЕНКО. – К.ВАГИНОВ&gt;
1.Полвека назад говорили, что вся русская литература вышла из шинели Акакия Акакиевича.О теперешней литературе этого не скажешь. Любовь к униженным и слабым, проповедь братства и милости теперь мало кого вдохновляют. Но

МИХ. ЗОЩЕНКО

МИХ. ЗОЩЕНКО
«Читатель пошел какой-то отчаянный. Накидывается он на французские и американские романы, а русскую, отечественную литературу и в руки не берет. Ему, видите ли, в книге охота увидеть этакий стремительный полет фантазии, этакий сюжет, черт его знает какой.А где

Искать человека

Искать человека

О некоторых результатах «дружбы» Православия и литературы
Православная литература, православный театр, православная культура — об этом теперь говорят много. Но если введение в школьные программы предмета «Основы православной культуры» сегодня всеми

БРЕМЯ МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА. Гоголь

БРЕМЯ МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА. Гоголь
«Мертвые души» слегка отдают бедекером. Все же Гоголь их сочинял за границей, и следы отстраненного взгляда остались на бумаге. Совершая свое путешествие по России, он объясняет родину не только соотечественникам, но и иностранцам —

47. Тема «маленького человека» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

47. Тема «маленького человека» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Тема «маленького человека» является одной из центральных тем в русской литературе. Ее затрагивали в своих произведениях и Пушкин («Медный всадник»), и Толстой, и Чехов. Продолжая

  • Маленький человек в поэме медный всадник сочинение 10 класс
  • Маленьких детей раньше пугали бабой ягой страшной колдуньей из русских народных сказок
  • Маленький рассказ о шиповнике
  • Маленький человек в невском проспекте гоголя сочинение
  • Маленький юмористический рассказ для 5 класса