Маленький рассказ о почве

   Чудесная кладовая.

«Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна — а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови.

Видал ли ты когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него — оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит — глядишь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что не обхватишь.

Это не сказкаЧудесная кладовая есть на самом деле. Ты уже, должно быть, догадался, как она называется:»

     Почва — это верхний плодородный слой Земли. Почва состоит из песка и глины, в ней имеются остатки растений (корней, листьев, стебельков), мелких животных. Из этих остатков образуется перегной. Перегной накапливается в верхнем слое почвы, поэтому этот слой темный. Чем больше в почве перегноя, тем она плодороднее. 

     Разнообразны почвы нашей страны. Особенно большим плодородием обладают черноземные почвы. На них выращивают устойчивые высокие урожаи различных культур. Большие площади заняты подзолистыми почвами. Они менее плодородны, однако при внесении удобрений и правильной обработке и на них труженики полей получают высокие урожаи.

     Почвенными факторами, экологически значимыми для жизнедеятельности, роста и развития растений, являются питательные вещества, воздух и вода. Плодородие — основное свойство почвы. Ученые изучают свойства почв и разрабатывают правила их использования.    
    Труженики полей заботятся, чтобы земля получала нужные удобрения, отводят лишние воды из заболоченных мест и орошают засушливые земли, тщательно обрабатывают поля.

     Земля — наша кормилица. Поэтому о ней нужно заботиться постоянно, беречь её от истощения, разрушения и загрязнения, делать все для повышения её плодородия. Там, где о почве заботятся, и урожаи собирают большие.

     Почвы, как и другие природные элементы, нуждаются в охране и бережном отношении. Почва образуется в природе очень медленно: за 100 лет всего один сантиметр, а разрушается быстро. Под действием сильных ветров, потоков воды почва разрушается. Ливневые дожди или бурные потоки весенних вод иногда так размывают землю, что появляются овраги. Люди ведут постоянную борьбу с ними: высаживают деревья и кустарники, которые своими корнями укрепляют почву. Растения задерживают снег на полях, чтобы талая вода увлажняла почву, а не стекала быстро по склонам. На склонах оврагов высевают луговые травы. Корни их, разрастаясь в почве, закрепляют склоны.

     В природе растения и подземные животные приспосабливаются к почве, а человек научился составлять почвенные смеси из разных природных компонентов для более эффективного роста и развития растений.

     Дерновая земля — это перепревшие в течение года пласты дерна (трава вместе с землей), взятые с луга. Бывает легкая и тяжелая дерновая земля: в легкой преобладают перегнившие растения, в тяжелой — глина.

     Листовая земля получается через 2-3 года из сложенных в кучу опавших листьев, которые время от времени перелопачивают. В этом случае образуется рыхлая, легкая, но малопитательная земля.

     Хвойная земля бывает под хвойными деревьями, она состоит из полусгнившей хвои и является кислой.

     Торфяная земля — это темно-бурая масса, образующаяся на болотах и высыхающих водоемах, состоит из остатков полусгнивших растений. Её можно собрать в низинах и выдержать 1.5-2 года. Она является рыхлой (легкой), питательной и влагоемкой землей, но может быстро пересыхать.

     Перегной — это перепревший в течение 2 лет коровий или конский навоз вместе с соломенной подстилкой, является самой питательной землей, которая содержит все микро- и макроэлементы.

     Песок хорошо пропускает воду, создает рыхлость почве, но не имеет питательных веществ, его обязательно добавляют в почвенные смеси для того, чтобы не было застоя воды и корни могли дышать воздухом. 

     Глина — тяжелая, плотная, плохо пропускает воду, но и задерживает её, не дает быстро испаряться, удерживает растение от падения.    

                                                                        


Животные почвы

     Есть мир, скрытый от нас, недоступный наблюдению, —мир животных почвы. Там вечный мрак т.е темнота, туда не проникнешь, не нарушив естественного строения почвы. И только отдельные, случайно замеченные признаки показывают, что под поверхностью почвы среди корней растений существует богатый и разнообразный мир животных. Об этом говорят порой холмики над норками кротов, отверстия норок береговых ласточек в обрыве над рекой, кучки земли на дорожке, выброшенные земляными червями, и сами они, выползающие после дождя, а также неожиданно появляющиеся буквально из-под земли массы крылатых муравьев или личинки майских жуков, которые попадаются в земле.

     Как среда обитания животных почва сильно отличается от воды и воздуха. Попробуйте взмахнуть рукой в воздухе — вы не заметите почти никакого сопротивления. Проделайте то же в воде — вы почувствуете значительное сопротивление среды. А если опустить руку в яму и засыпать землей, не то что пошевелить ею, но и обратно вытащить ее будет трудно. Понятно, что 

животные могут сравнительно быстро двигаться в почве лишь в естественных пустотах, трещинах или ранее прорытых ходах. Если ничего этого на пути нет, то продвинуться животное может, только прорывая ход и отгребая землю назад, либо заглатывая землю и пропуская ее через кишечник. Скорость движения при этом, конечно, будет незначительной.

     Всякому животному, чтобы жить, необходимо дышать. Для дыхания в почве иные условия, чем в воде или в воздухе. В состав почвы входят твердые частицы, вода и воздух. Твердые частицы в виде небольших комочков занимают  более половины объема почвы; остальной объем приходится на долю промежутков — пор, которые могут быть заполнены воздухом (в сухой почве) или водой (в почве, насыщенной влагой)..


Дождевой червь.

     Благодаря такому строению почвы в ней живут многочисленные животные, которые дышат через кожу. Если их вынуть из земли, они быстро погибают от высыхания кожных покровов. Кислород потребляют в почве и животные,  и корни растений при дыхании. Все они выделяют углекислый газ. После сильных дождей или весной, после таяния снега, почва насыщается водой. Воздуха в почве становится недостаточно, и под угрозой гибели многие животные ее покидают. Этим и объясняется появление земляных червей на поверхности после сильных дождей, что вы, наверное, нередко наблюдали.

     Среди почвенных животных встречаются и хищники и такие, которые питаются частями живых растений, главным образом корнями. Есть в почве и потребители разлагающихся растительных и животных остатков;.

     Свою пищу почвенные животные находят либо в самой почве, либо на ее поверхности. Жизнедеятельность многих из них очень полезна. Особенно полезны дождевые черви. Они затаскивают в свои норы огромное количество растительных остатков, что способствует образованию перегноя и возвращает в почву вещества, извлеченные из нее корнями растений.

     В лесных почвах беспозвоночные, особенно дождевые черви, перерабатывают более половины всех опавших листьев.  

    В почве «работают» не только дождевые черви, но мелкие клещи, различные насекомые, особенно их личинки, и, наконец, мокрицы, многоножки и даже улитки.

     Влияет на почву и чисто механическая работа многих живущих в ней животных. Они прокладывают ходы, перемешивают и разрыхляют почву, роют норы. Все это увеличивает количество пустот в почве и облегчает проникновение в ее глубину воздуха и воды. В такой «работе» участвуют кроты, сурки, суслики, тушканчики, полевые и лесные мыши, хомяки, полевки. По этим ходам, особенно в более плотных почвах, корни растений проникают в глубину.

     Крот. Передние лапы его хорошо приспособлены для копания.

     Многие почвенные животные питаются корнями, клубнями, луковицами растений. Те из них, которые нападают на культурные растения или на лесные насаждения, считаются вредителями, например майский жук. Его личинка живет в почве около четырех лет и там же окукливается. В первый год жизни она питается преимущественно корнями травянистых растений. Но, подрастая, личинка начинает питаться корнями деревьев, особенно молодых сосенок, и приносит лесу или лесонасаждениям большой вред. Личинки, гусеницы некоторых бабочек, личинки многих мух,корневые тли, также питаются корнями различных растений, сильно вредя им.

     Многие насекомые, повреждающие надземные части у растений — стебли, листья, цветки, плоды, откладывают в почву яйца; здесь же вышедшие из яиц личинки скрываются в засуху, зимуют, окукливаются.

     В почве обитает немало хищников. «Мирные» кроты поедают огромное количество дождевых червей, улиток и личинок насекомых, нападают они даже на лягушек, ящериц и мышей. Едят эти животные почти непрерывно. Например, крот за сутки съедает по весу почти столько живности, сколько весит сам.

     В почве живет много хищных насекомых. Это жужелицы и их личинки, играющие немалую роль в истреблении насекомых-вредителей, многие муравьи, особенно более крупные виды, истребляющие большое количество вредных гусениц, и, наконец, знаменитые муравьиные львы, названные так потому, что их личинки охотятся за муравьями. У личинки муравьиного льва сильные острые челюсти, Личинка роет в сухой песчаной почве, обычно на опушке соснового леса, воронкообразную ямку и зарывается на ее дне в песок, выставив наружу только широко раскрытые челюсти. Попадающие на край воронки мелкие насекомые, чаще всего муравьи, скатываются вниз. Тогда личинка муравьиного льва схватывает жертву и высасывает ее. Взрослые муравьиные львы внешне напоминают стрекоз.

    У обитателей почвы выработались приспособления к соответствующим условиям жизни: особенности формы и строения тела, способности переносить неблагоприятные условия, поведения. У дождевых червей, большинства многоножек, у личинок многих жуков и мух сильно удлиненное гибкое тело, позволяющее легко продвигаться в извилистых узких ходах и трещинах почвы. Щетинки у дождевых и других кольчатых червей, волоски и коготки у членистоногих (пауки и др.) позволяют им значительно ускорять свои движения в почве и прочно удерживаться в норах, цепляясь за стенки ходов. Прокладывая новые ходы, некоторые почвенные животные, например черви, попеременно вытягивают и сокращают тело. Он сильно вздувается и расталкивает почвенные частицы. Другие животные, например кроты, расчищают себе путь, копая землю передними лапами, превратившимися в специальные органы копания.

     Окраска животных, постоянно живущих в почве, обычно бледная — сероватая, желтоватая, беловатая. Глаза у них, как правило, развиты слабо или полностью отсутствуют. Зато очень тонко развились органы обоняния и осязания.

Загадки.

Я землю копала,

ничуть не устала.

А кто мной копал,

Тот и устал.

                         (лопата)

Черен, а не ворон.

Рогат, а не бык.

Шесть ног без копыт.

С крыльями, а не птица.

Летит – воет, падет – землю роет. 

(жук)

В лесу у пня суета, беготня,
Народ рабочий
Весь день хлопочет.
(муравьи)

Толстушка-ползушка
Дом – завитушка,
Ползи по дорожке,
Ползи по ладошке.
Ползи не спеши, рога покажи. (улитка)

Мягок, а не пух, 
Зелен, а не трава.
(Мох)

Сделал дыру, 
Вырыл нору, 
Солнце сияет
А он и не знает. (Крот)

Мы — лесные жители, 
Мудрые строители. 
Из иголок всей артелью
Строим дом себе под елью.
(Муравейник)

Чей домишко из иголок 
На земле, у старых елок? 
(Муравейник)

Сидит дед, во сто шуб одет.

Кто его раздевает

Тот слезы проливает. 

(лук)

Растет на грядке оранжевая,
Сладкая; зайчики ее очень любят.
(Морковь.)

Растет на грядке,
Зелененький, овальный
И очень вкусный.
Его можно солить
и делать из него салат.
(Огурец.)

Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для неё готовим кадки
И крупной соли пол мешка.
(капуста)


И зелен и густ
На грядке вырост куст
Покопай немножко:
Под кустом – (картошка).

Кругла, да гладка,
Откусишь – сладка
Засела крепко,
На грядке – (репка).

Глина

Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
Чтоб сделать миску или вазу —
Она понадобится сразу.

Торф

Росли на болоте растения …
А теперь это топливо и удобрение

Песок

Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он на стройке и на пляже
И в стекле расплавлен даже

Что такое почва?


Что такое почва?

4

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 93.

Обновлено 10 Августа, 2021

4

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 93.

Обновлено 10 Августа, 2021

Способы обработки почвы для получения урожая растений были известны ещё за 10 тыс. лет до н. э., когда люди перешли от кочевого к оседлому образу жизни. Сегодня почва — источник питания для населения планеты. Страны, где бедные почвы, испытывают недостаток продовольствия. В статье рассмотрим, что такое почва, что входит в состав почвы, каково её значение.

Почва

Почвой называется наружный слой земной коры, необходимый для земледелия. Главное свойство почвы — плодородие, то есть возможность обеспечить лучшие условия для растений. Взаимодействием почвы и растений занимается земледелие.

Посмотрим, из чего состоит почва.

  • В почву должны поступать вода и воздух, поэтому важна пористость. Её обеспечивают частицы песка и гравия. Если в почве много глинистых частиц, она не пропускает воздух, легко заболачивается. Если много песка, в ней не задерживается вода.
  • При перегнивании растительных и животных остатков образуется перегной, или гумус. Чем больше в почве гумуса, тем она темнее. Самая плодородная почва — чернозём, где содержание гумуса — 7–15% , в бедных пустынных почвах — менее 1 %.

Чернозём

Рис. 1. Чернозём.

Плодородие почвы зависит от всех веществ, которые входят в состав, и деятельности живых организмов.

В здоровой почве множество обитателей, которые перерабатывают остатки растений и животных. Это бактерии, грибы, дождевые черви, личинки насекомых, жуки, кроты.

Крот европейский

Рис. 2. Крот европейский.

Почвенные слои

Для определения вида почвы почвоведы с помощью траншеи полностью вскрывают почвенный разрез.

  • Сверху почва прикрыта опавшими листьями, засыхающей травой, мелкими веточками, погибшими насекомыми. Живые растения корнями связывают нижележащий грунт, образуя дёрн.
  • Под дёрном располагается гумусовый слой. Его толщина колеблется от нескольких сантиметров до нескольких метров. С глубиной слой светлеет, так как гумус частично вымывается в нижележащий горизонт.
  • Слой, куда поступают частицы из верхней части разреза, более плотный, немного светлее верхнего.
  • Горная порода, на которой сформировалась почва.

В таёжной зоне, где достаточно осадков, под гумусовым слоем образуется серо-белый грунт под названием подзол. В нём отсутствуют все питательные вещества.

Подзол

Рис. 3. Подзол.

Виды почв России

В зависимости от того, какой состав имеет почва, выделяются следующие виды: чернозёмные, каштановые степные, серые и бурые лесные, подзолистые, тундровые, арктические.

Русский геолог и почвовед В. В. Докучаев в декабре 1887 года защитил диссертацию «Русский чернозём». Этот день считается началом современного почвоведения. Сегодня по решению ЮНЕСКО 5 декабря объявлено Всемирным днём почвы.

Роль почвы в природе

Значение почвы в природных процессах велико.

В почвенном слое обитают микроорганизмы, насекомые, звери. Почва обеспечивает растения питательными веществами, минеральными растворами.

Состав почвы влияет на качество материковых вод. От благополучия почвы зависит состав земной атмосферы, так как почвенные организмы выделяют кислород, азот, углекислый газ, сероводород и другие газы.

Почва обеспечивает человечество продуктами питания.

Заключение

Что мы узнали?

Почва — важнейший ресурс человечества. Сведения о том, из чего состоит почва, что даёт растениям, послужат основой доклада о почве или сообщения «Какие бывают почвы» для 3 класса по окружающему миру. В состав почвы входят частицы песка, гравия, глины, перегной.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Хамза Евлоев

    3/5

Оценка доклада

4

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 93.


А какая ваша оценка?

Урок-сказка «Как образовалась почва»

Категория: География.

Урок-сказка «Как образовалась почва»

Тема: «Образование почвы»

Цели: формировать представление об образовании почвы под воздействием природных факторов; развивать внимание и наблюдательность, ассоциативно образное и логическое мышление; умение сравнивать, анализировать, обобщать; вызывать у детей ощущение причастности к природе.

Оборудование: опорная схема «Состав почвы»; карточки с начальными буквами названий времён года, рисунки для сочинения сказки, рисунки для сочинения сказки, рисунок жука; карточки «Как проросло зёрнышко»; карточки для индивидуальной работы; две магнитных доски, цветные карандаши.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветствие и пожелание друг другу хорошего настроения.

2. Повторение состава почвы.

– Отгадайте загадку: «Сам чёрен, да не ворон, есть рога, да не бык, шесть ног без копыт?» (жук). На магнитную доску прикрепляется картинка с изображением жука.

– А теперь послушайте мой рассказ о приключениях жука. Глубоко-глубоко в земле жил маленький жучок. Был он неугомонный и любознательный. Но скучно и одиноко ему было. «Неужели эта чёрная, сырая земля – мой дом?!»– постоянно думал он. И решил он проложить себе путь на верх. В пути он неожиданно обнаружил других обитателей. С ними и вы сейчас встретитесь!

Каждому из вас я дам листочек, и вы выполните задание: соедините цифры по точкам и узнаете, кого встретил жучок, прорывая путь наверх.

Каждый из них, знакомясь с жучком, кое-что рассказывал о себе.

Учащиеся по просьбе учителя озвучивают предметы, изображённые на карточке под номерами 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Я – воздушная капелька. Помогаю корням растений дышать.

Я – капелька воды. Помогаю растениям жить и развиваться.

Я – песчинка. Являюсь хорошим разрыхлителем. Обеспечиваю доступ воздуха к корням растений.

Я – комочек глины. Хорошо удерживаю воду.

Я – кристаллик минеральной соли. Являюсь питательным веществом, необходимым для роста и развития растений.

Мы – остатки растений и животных – образуем перегной.

– Замечательно! А что интересное вы заметили, когда

соединили цифры по точкам? (У нас получилась буква П)

Кто из вас догадался, что же является домом для этих обитателей? (почва). Да это действительно так! Очень обрадовался жучок: «Теперь то я знаю, что и мой дом – почва и живу здесь среди друзей».

– Конечно, ребята, почва – дом для многих обитателей. Перечислите, пожалуйста, из чего состоит почва.

Вывешивается опорная таблица:

Состав почвы: воздух; соли; вода;

песок; перегной; глина

– А кто живёт в почве? (Кроме того что мы назвали, в почве есть живые существа: микробы, различные животные (грызуны, насекомые, черви, многоножки), корни растений, лишайники. )

– А какую роль играют бактерии? (Под действием бактерий остатки растений и животных образуют перегной. )

– Молодцы! Вы много знаете.

– Что же такое почва? (Почва – верхний слой земли, на котором растут или могут расти растения. ) Точнее: почвой мы можем назвать верхний плодородный слой земли.

3. Постановка задач урока

– Я довольна вашими ответами.

Сегодня на уроке мы все вместе сделаем открытие, как образовалась почва.

4. Физминутка

Продолжаю свой рассказ.

5. Работа над новым материалом.

Продолжаю свой рассказ.

– Конечно. Всё время жить в темноте жучку не хотелось, и, увидев в трещинке земли лучик яркого солнышка, он, попрощавшись с жителями своего дома, поспешил наверх. Прокладывая путь наверх, он неожиданно задумался: кто же помог построить дом ему и его друзьям? Как же образовалась почва? На этот вопрос жучок решил искать ответ…

Как же прекрасно было на поверхности! Светило солнышко, дул лёгкий ветерок, внезапно полил и тут же быстро прекратился дождик…

Вдруг на пути жучка возникла маленькая горка. Грустная она стояла. Попыталась она рассказать жучку. Что произошло с её мамой – старой горой, да не очень хорошо у неё это получилось. Что же могла она поведать жучку?

Давайте, ребята, призовём на помощь свою фантазию и знания и поможем маленькой горке. Будем все вместе сочинять сказку о том, как образовалась почва. А образовывалась она долгие, долгие годы и во все времена года.

Вспомним, какие времена года вам известны? (Зима, весна, лето, осень)

Сколько их? (Четыре)

– У вас на партах карточки с начальными буквами, обозначающими времена года. Расположите их начиная с самого теплого времени года. (Дети работают на партах, располагая времена года в нужной последовательности)

– Что же у вас получилось? (Самое теплое время года – лето. Его сменяет осень. За осенью следует зима. Затем весна.

У детей на партах карточки: Л О З В_

– А сейчас вы будете помогать мне сочинять сказку. Какими словами обычно начинается сказка? (Жила – была)

Этими словами один из учеников (заранее подготовленный будет работать в паре с учителем у доски) начнет нашу историю, а вы хором будете дополнять его, называя изображенный на рисунке предмет, который я буду показывать, а затем выкладывать на магнитной доске.

Ваня Учитель Учащиеся
Жила – была … Показывает рисунок гора
Её ласково согревало солнышко
Нежно обнимал… ветерок
Часто поливал… дождик

– В какое время года это могло происходить? (Летом)

Но вот пришла… Показ рисунка осень
Днем гору еще согревало… солнце
Но ночью прилетал холодный… ветер
И приносил с собой… дождь
Осень сменила… Показ рисунка зима
С морозами и метелями…
И снова наступила… Весна !
Днем с веселыми ручейками и ласковым

Ночью с холодами.

солнышком

– Спасибо, ребята, за активную помощь в сочинении сказки.

– Ах, как не нравились горе эти перемены. Ночью приходилось съеживаться от холода, а днем греться на солнышке. И у горы появились морщины – трещины. Гора переживала и плакала, а трещины становились все глубже и глубже…Ветер часто проносил над горой песок. Многие песчинки прятались от ветра в трещинах горы. Однажды там спряталось зернышко травы.

– Попробуем проследить, что могло произойти с зернышком дальше.

У детей на партах набор картинок с нарисованным зернышком, дождиком, желтой травкой и т. д.

– Рассмотрите картинки и назовите предметы, изображенные на них.

– У кого получилось так? Сравните.

– Кто может рассказать, как зернышко превращается в перегнившие остатки растения? (Весной зернышко спряталось в трещинку. Вскоре дождик полил его,и выросла зеленая травка. Осенью она пожелтела, а потом и вовсе засохла. Зимой под снегом высеялись новые зернышки, а стебельки перегнили. ) Итак повторялось тысячи лет.

6. Физминутка

– Мы проведем физминутку и постараемся нашими движениями показать превращения зернышка.

– Из перегнившей травки, мхов и лишайников образовалась…(хором) почва. Росли все новые и новые травы, кустарники и деревья: ведь почва была молодая и сильная. И в ней поселились различные животные: насекомые, дождевые черви, жуки, кроты, землеройки и др. они повышали плодородие. Поселились и бактерии под действием которых остатки растений превращались в перегной. Гора уступала почве место. Вскоре от горы ничего не осталось, кроме маленьких камешек среди густых трав и молодых деревьев…

– Вот так и образовалась почва. Теперь мы знаем, почему грустит молодая горка. Узнал это и наш маленький жучок.

– Спасибо вам, ребята, за помощь в сочинении сказки

7. Закрепление.

– А сейчас я хочу предложить вам задание, где вы укажете цифрой 1 или 2 правильный и полный ответ.

Задание 1.

1. Почва образуется о разрушения земли.

2. Почва образуется от разрушения гор, скал, камней.

Задание 2.

  1. Почваэто верхний плодородный слой земли, состоящий из мелких камешков, песка, глины, перегноя, живых организмов.
  2. Почва это верхний слой земли, состоящий из камешков, песка и глины.

Задание 3.

  1. Образуется почва очень медленно.
  2. Образуется почва очень быстро.

Проверка.

На доске – табличка с правильными ответами: 2, 1, 1.

– Молодцы! Я очень за вас рада. Обрадовался и наш жучок. Он узнал много интересного о почве и поспешил к себе в домик. Больше почва не казалась ему черной, сырой и противной.

– А нам, людям, нужно защищать почву от разрушения. Ведь почва…Давайте, ребята, вспомним, как мы называем почву. (Почва – наша кормилица. Почва – земля, землица. Почва – это чудесная кладовая. )

Вы правы, почва дает человеку пищу, одежду, строительный материал. А образуется она очень – очень медленно, поэтому ее надо правильно использовать и охранять.

-А теперь я хочу предложить вам игру «Скажи да или нет».

– Как вы считаете, какие действия человека по отношению к почве правильные, а какие – недопустимые?

Беречь растения там, где они есть… Да.

Вырубать леса… Нет.

Сильно распахивать почву… Нет.

Сжигать листья… Нет.

Много поливать… Нет.

Сажать растения там, где их нет… Да.

Повышать плодородие… Да.

Много удобрять… Нет.

8. Итог урока.

Дома вы попробуете придумать и нарисовать свои знаки, которые показывают, как происходит образование верхнего слоя земли, или придумать продолжение истории путешествия маленького жучка в почве.

Вы сегодня очень хорошо работали. Спасибо за урок и активное участие в нем.

Н. В. Дементьева, Беломечетская СОШ

Метки: География

Как объяснить ребенку что такое почва? Посмотрите вместе с ребенком на улице, лучше за городом или в парке, под ноги – это почва. Поверхность нашей планеты – это тонкая оболочка (земная кора), состоящая из воды и твердой горной породы с почвой.

рассказ детям о почве
огород

Что такое почва? Она образовывалась в течение миллионов лет. Если посмотреть на почву через микроскоп, то можно увидеть, что она состоит из крошечных камушков. Действительно основа почвы это стершиеся или разрушенные камни.

Также в почве есть остатки погибших растений. В садоводстве для улучшения структуры почвы грядки покрывают скошенной травой, корой, опилками или хвоей – мульчей. Такое «покрывало» защищает почву от пересыхания и его любят кушать дождевые черви. После переработки червячками и перегнивания, растительные остатки становятся частью почвы, обогащая ее питательными элементами.

рассказ детям о почве
корни

У растений (деревьев, травы, кустарников) есть корни, уходящие в почву. С помощью корней растения пьют воду и «едят» питательные элементы из почвы.

рассказ детям о почве
луговые собачки

Почва является домом для насекомых, червячков и многих животных. В почве живут как полезные обитатели, так и вредители, которые губят растения. С вредителями садоводы ведут борьбу.

рассказ детям о почве
крот

Например, к самым известным садовым вредителям, обитающим в земле, относится медведка и личинка майского жука.

рассказ детям о почве
вход в нору

Вообще это отдельная тема про обитателей под землей. Большинство из них питается на поверхности, а под землей проводит только определенное время и использует подземные домики для защиты от хищников. Но некоторые животные всю жизнь живут под землей.

рассказ детям о почве
заяц у норы

Наверное, самый знаменитый мультипликационный житель под землей это крот. Крот под землей прекрасно себя чувствует и может двигаться в любом направлении, поскольку «волосы» его шубки растут прямо. Кроты также для создания своих нор используют сильные передние лапы. Они способны за 1 минуту прорыть 30 сантиметров туннеля. Крот слабо видит, потому что всю жизнь проводит под землей, где хорошее зрение ему не нужно.

рассказ детям о почве
муравейник

Под землей обитают муравьи, где они строят настоящие царства. А на поверхности (можно встретить в лесу) муравьи сооружают высокие холмы, называемые муравейниками.

рассказ детям о почве
лиса в норе

Под землей способны жить не только наземные животные и насекомые, но и обитатели водоемов. Например, карась. В основном, он живет, зарывшись в ил. Когда летом водоем пересыхает от жары или зимой промерзает до самого дна, карась закапывается вглубь до метра, где может прожить очень долго.

рассказ детям о почве
зайчики у норки

Дома в почве, называемые норами, роют многие животные. У барсуков мощные передние лапы с крепкими ногтями, которыми они роют свои подземные домики. В подземных норах живут кролики, луговые собачки и лисы.

Михаил Павлов

© unik.su 15.11.20

Инфоурок


Другое

Другие методич. материалыДоклад к уроку окружающего мира по теме «Почва»

Доклад к уроку окружающего мира по теме «Почва»



Скачать материал



Скачать материал

  • Сейчас обучается 63 человека из 32 регионов

  • Сейчас обучается 144 человека из 48 регионов

  • Сейчас обучается 2426 человек из 85 регионов

Краткое описание документа:

Доклад к уроку окружающего мира 3класс ПНШ по теме «Почва» .Почва– верхний плодородный слой земли, на котором растут растения.Почва — величайшее богатство, которым владеет
человечество.Это богатство надо охранять, беречь, умело и разумно
пользоваться им, а для этого, прежде всего, нужно знать почву.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 056 432 материала в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 21.02.2019
  • 1533
  • 48

«Математика (в 2 частях)», Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др.

  • 21.02.2019
  • 840
  • 0

Рейтинг:
5 из 5

  • 21.02.2019
  • 17774
  • 399
  • 21.02.2019
  • 3163
  • 34

Рейтинг:
5 из 5

  • 21.02.2019
  • 10224
  • 40
  • 21.02.2019
  • 648
  • 8
  • 21.02.2019
  • 550
  • 1
  • 21.02.2019
  • 498
  • 3

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Возрастные особенности детей младшего школьного возраста»

  • Курс повышения квалификации «Роль педагога в реализации концепции патриотического воспитания школьников в образовательном процессе в свете ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании»

  • Курс повышения квалификации «Актуальные проблемы обучения детей с нарушением слуха в образовательных организациях общего и среднего профессионального образования»

  • Курс повышения квалификации «Система образовательной организации в начальном общем образовании в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Тайм-менеджмент — персональная эффективность преподавателя»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация инклюзивного обучения в сфере образования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Тьюторское сопровождение обучающихся в системе инклюзивного образования»

  • Курс повышения квалификации «Мотивационное сопровождение учебного процесса младших школьников «группы риска» в общеобразовательном учреждении»

  • Курс повышения квалификации «Активизация познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как стратегия повышения успешной учебной деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Применение методов арт-терапии в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками»

  • Курс повышения квалификации «Организация рабочего времени учителя начальных классов с учетом требований ФГОС НОО»

  • Курс повышения квалификации «Продуктивность учебной деятельности младших школьников общеобразовательного учреждения в рамках реализации ФГОС НОО»

  • Курс повышения квалификации «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Техники креативного мышления как инструмент формирования общих компетенций по ФГОС»



  • Скачать материал


    • 21.02.2019


      6456
    • DOCX
      111.9 кбайт
    • 68
      скачиваний
    • Рейтинг:
      5 из 5
    • Оцените материал:





  • Настоящий материал опубликован пользователем Соколова Инна Владимировна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Соколова Инна Владимировна

    • На сайте: 8 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 293006
    • Всего материалов:

      52

  • Маленький рассказ про первую учительницу
  • Маленький рассказ о небе для детей
  • Маленький рассказ про швейцарию
  • Маленький рассказ про первого учителя
  • Маленький рассказ о насекомом