Малые фольклорные формы составление рассказов по пословицам старшая группа ушакова

Малые фольклорные формы. Составление рассказа (по пословице).

Образовательные задачи.

— Закреплять знания о жанровых особенностях и назначении пословиц, поговорок.

— Уточнить знания детей о признаках ранней весны.

 — Учить осмысливать переносное значение образных выражений, подбирать слова противоположные по смыслу; составлять рассказ по пословицам. 

— Развивать координацию движения и речи, обогащать словарь.

— Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Оборудование: книжки-потешки, картинки по теме «Ранняя весна», репродукция картины Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели».

Интеграция образовательных областей. Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Модель образовательной деятельности.

I. Вводная беседа.

Вы много знаете рассказов, сказок, стихотворений. Знаете, чем отличаются эти жанры?

— Сегодня мы поговорим о других произведениях устного народного творчества: потешках, чистоговорках и пословицах.

II. Рассматривание книжкек-потешек и чтение потешек о весне, перелётных птицах.

— В русских народных потешках (от слов «потешать», «веселить», «развлекать») используются нежные, ласковые слова, красивые выражения.

Весна, весна красивая!

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью,

С великой милостью.

Полно, беленький снежочек,

На талой земле лежать!

Время, беленький снежочек,

Время таять-пропадать,

Во долинушку стекать

И сыру землю питать!

Прилетели три грача,

Принесли три ключа.

Берите, грачи,

Золотые ключи,

Замыкайте зиму,

Отпирайте весну,

Открывайте лето!

Жаворонки, жаворонки,

Прилетайте к нам,

Приносите нам Весну-красну,

Красну солнышку,

Тёплу гнёздышку!

— Какие ласковые слова вы услышали? Чем вам понравились потешки?

III. Отгадывание загадок с объяснением.

А, чтобы дети росли умными, взрослые придумывали загадки. Загадки нужно отгадывать, в них только рассказывается о чем-то, а о чем именно — нужно догадаться самим.

Тает снежок, ожил лужок.

День прибывает. Когда это бывает?

(Весной).

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит.

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март).

Весит на окошке кулек ледяной,

Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька).

Первый вылез из земли на проталинке,

Он мороза не боится, хоть и маленький. (Подснежник).

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей. (Грач)

На шесте – дворец,

Во дворце певец.

А зовут его? (Скворец)

Без рук, без топоренка,

построена избенка. (Гнездо)

Избушка нова — жильца нет,

жилец появится — изба развалится. (яйцо)

— Как вы догадались, что загадка о …? Почему так говорят? С чем сравнивают?

IV. Проговаривание чистоговорки.

— Чистоговорки, скороговорки тоже придумал народ, чтобы дети и взрослые учились правильно и отчетливо произносить все звуки родного языка.

Проговорим чистоговорку (индивидуальная работа):

Ши — ши — ши — что-то шепчут камыши.

Ше — ше — ше — это утка в камыше.

Ша — ша — ша — выходи из камыша!

V. Анализ пословиц о ранней весне.

— Короткие мудрые мысли называются в народе пословицами. Какие вы знаете пословицы о весне, перелетных птицах?

— Как вы понимаете пословицу? Почему так говорят?

Весна пришла, капель принесла.

Вода потекла, весну принесла.

Грач в воздухе — весна на улице.

VI. Речь с движением «Весеннее солнце»

Солнце, солнце, выходи

(Дети, взявшись за руки, отходят от центра круга.)

И всю землю освети!

(Идут по кругу, взявшись за руки.)

Чтоб весна скорей настала

(Останавливаются и отпускают руки вниз.)

Чтобы нам теплее стало,

(Перекрещивают руки на груди и трут плечи.)

Чтобы капли звонко пели,

(Движение кистей рук, имитирующее падение капель.)

Чтоб весной ручьи звенели,

(Волнообразно двигают руками перед грудью («ручей»).)

Чтоб цветочки распускались,

(Поднимают руки над головой и опускают их через стороны вниз, ладонями вверх, до уровня плеч.)

С юга птицы возвращались.

(Взмахивают руками.)

Солнце, солнце, землю грей!

Пусть весна придет быстрей!

(Хлопают в ладоши на каждое слово.)

VII. Игра «Скажи по-другому»

Холодно — …(тепло)

Короче — …(длиннее)

Медленно — …(быстро)

Грустно — …(весело)

Тихо — …(громко)

Ранняя — …(поздняя)

Пасмурный — …(ясный)

Грязный — …(чистый)

Быстрый — …(медленный)

Молчаливый — …(говорливый)

Уходит — …(приходит)

Улетают — …(прилетают)

VIII. Рассматривание репродукции картины А.К. Саврасова «Грачи рилетели»

IX. Составление рассказа (по пословице).

— Как вы понимаете пословицу: «Грачи прилетели – весну на крыльях принесли»? 

Часто говорят: «Весна пришла, грачи прилетели!» И в самом деле, ещё кое-где лежит снег, а на проталинах, важно разгуливают чёрные грачи. Появление грачей после долгой зимы отмечается всеми, как начало весны. Грач — первая из перелетных птиц, которая прилетает к нам из теплых краев. Придумаем об этом рассказ (по картинному плану.

Наступила ранняя весна. Дни стали длиннее, а ночи — короче. Ярко светит и пригревает солнце. Небо синее-синее. С крыш свисают длинные сосульки. Днем слышна капель. Тает снег. Он становится рыхлым, тяжелым, грязны. По мокрым улицам журчат торопливые ручьи. На пригорках появляются первые проталины. В лесу из-под снега пробиваются нежные первые цветы подснежники. Прилетели первые вестники весны —  грачи. Они важно разгуливают и достают длинным клювом из земли червей, жуков, гусениц, куколок и личинок насекомых.

— Как можно назвать рассказ? (предполагаемые ответы детей)

Рассказывание рассказа детьми (2-3) по картинному плану.

X. Итог.

— О каких произведениях устного народного творчества мы сегодня говорили?

— О каком времени года мы составили рассказ по пословице?

— Какая птица прилетает к нам первой?

Задание «Составь иллюстрацию к рассказу»

Список используемой литературы.

  1. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 5-7 лет. Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 224 с. – (Развиваем речь).

Цель:

  • Учить детей осмысливать значение пословиц,
    составлять по ним небольшие рассказы, сказки,
    отражающие значение пословицы.
  • Развивать связную речь детей, умение подбирать
    синонимы и антонимы к словам из своего рассказа.
  • Воспитывать любовь и уважение к устному
    народному творчеству.

Оборудование: презентация
по теме.

Ход занятия

1. Беседа.

– Ребята, у каждого народа на Земле существует
устное народное творчество. Мы постараемся с
вами дать значение этому выражению.

Устное, так как тот или иной жанр
передавался “из уст в уста”. Мама пела
колыбельные песни своему малышу, рассказывала
сказки.

Сказки, потешки, пословицы, поговорки народ не
записывал, их запоминали, когда рассказывали или
пели друг другу, и так продолжалось из поколения
в поколение.

Народное, так как автором сказок, песен,
пословиц, поговорок был народ. Люди умело
вставляли в свою речь пословицы, поговорки,
слагали колыбельные песни, частушки.

Творчество; красивая, напевная русская
речь, которая лаконично изображала жизнь народа
— все это можно назвать только одним словом
творчество.

2. Сообщение темы занятия.

– Сегодня мы с вами раскроем смысл пословицы
“Куй железо, пока горячо” и поговорим о других
пословицах, в которых говорится о людях труда и о
труде.

3. Сообщение воспитателя.

В старые добрые времена, когда не было машин,
основным транспортом были лошади. Лошадей надо
было подковывать, чтобы защитить их копыта, а для
повозок делали колёса и спицы. В каждом поселении
была своя кузница, и работал в ней кузнец. Это был
очень уважаемый человек в деревне. Кому лошадь
подковать, кому серп и косу сделать, кому новую
кухонную утварь. Молодой девице красавице, для
приданного, новый красивый сундучок, а
зажиточному мужику ворота новые, крышу на дом
железную, да на крышу флюгер в виде петуха, чтобы
вертелся во время ветра всей деревне на зависть.

Много у кузнеца в деревне работы, и вся она
тяжелая да неотложная. Железо — металл твердый, и
для того чтобы кузнец сделал из него какой-то
предмет, металл надо разогреть в печи, затем на
наковальне быстро сделать нужную вещь. Если
кузнец будет долго возиться, то металл опять
остынет и станет непригоден к работе. Нельзя было
замешкаться ни на минуту, иначе надо всё начинать
сначала, греть печь и калить металл.

Вот люди и стали говорить: “Куй железо пока
горячо!”
, но эта пословица и сейчас актуальна и
люди используют её в своей речи в других
жизненных ситуациях.

Вопросы для детей:

  1. Кто такой кузнец?
  2. Почему кузнец делает свою работу лишь, когда
    железо еще горячо?
  3. Можно ли выковать что-нибудь из холодного
    железа?
  4. Когда, в каком случае можно применить эту
    пословицу?

4. Вывод: любая работа требует
своевременного выполнения.

5. Физкультминутка. “Кузнец”

Эй, кузнец, молодец,
Захромал мой жеребец.
Ты подкуй его опять.
— Отчего ж не подковать?
Вот гвоздь, вот подкова —
Раз, два и готово.

(Дети шагают, припадают то на одну, то на другую
ногу, разводят руки в стороны, кулаками ударяют
перед собой в воздухе на каждое слово.)

6. Составление рассказа по пословице.

— Послушаете, ребята, я вам расскажу интересную
историю.

В большом-большом городе, где много машин и
высоких зданий, стояло двухэтажное здание
детского сада. На одном из участков играла группа
детей. Все были заняты игрой: кто-то лепил из
мокрого песка куличики, кто-то играл в доски
матери, а кто-то наблюдал за насекомыми. На
участке были разбиты клумбы, на которых росли
красивые цветы. И никто из детей не задумывался,
почему на участке так красиво. Вся эта красота
требовала постоянного ухода: необходимо
поливать цветы, пропалывать и удобрять их.
Ухоженные клумбы — дело рук воспитателей.

В этот день воспитатель аккуратно осматривал
клумбы. Вдруг к нему подошел один мальчик:

— Как здесь красиво! — сказал он. – А кто посадил
все эти цветы?

— Для того чтобы наш детский сад был похож на
сказочную страну, здесь трудятся все: и
воспитатели, и дворник, и садовник, и дети, —
ответил воспитатель.

— Но ведь все дети сейчас играют, а клумбы все
равно остаются красивыми, — сказал мальчик.

— Давай, попросим твоих товарищей, чтобы они
потрудились, полили цветочки, — сказал
воспитатель.

Ребята дружно взяли лейки и помогли полить
цветы.

Когда работа была закончена, воспитатель
сказал: “Маленькое дело лучше большого
безделья”.

7. Работа над рассказом.

— Почему так сказал воспитатель?

— Почему помощь детей — хоть маленькое, но дело?

— Как безделье становится большим?

— Какие пословицы о труде вы знаете?

Пословицы о труде:

  • Сделал дело — гуляй смело.
  • Терпенье и труд все перетрут.
  • Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
  • Дело мастера боится.
  • Мала пчелка, да и та работает.
  • Усердная мышь и доску прогрызет.
  • Любишь кататься — люби и саночки возить.

8. Дидактическая игра “Скажи наоборот” (подбор
антонимов)

  • Горячий — холодный
  • Трудолюбивый — ленивый
  • Красивый — безобразный
  • Ухоженный (сад) — заброшенный
  • Аккуратно — небрежно
  • Тяжёлый — лёгкий

9. Подведение итогов занятия.

Сегодня мы поговорили с вами о пословицах как о
жанре устного народного творчества

Мы выяснили, что пословица “Куй железо, пока
горячо” имеет несколько значений. В ней
говорится о работе кузнеца, которому напоминают,
что из холодного железа ничего не скуёшь. Эту
пословицу можно применить также к любой работе,
требующей немедленного выполнения.

Конспект по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: Малые фольклорные формы. «Составление рассказов, сказок по пословицам» (подготовительная группа)

Цель: — продолжить знакомить детей с понятием «устное народное творчество», обогащать словарь детей русскими пословицами и поговорками, закреплять знания детей о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм  ( потешки, загадки, пословицы, поговорки);

Ход занятия.

Ребята сегодня мы с вами поговорим о том, что русский народ создавал веками и до сих пор продолжает создавать, об устном народном творчестве.

Много веселых песенок, замысловатых загадок и сказок. Мудрых пословицсочинил русский народ. Какие-то из них вы уже слышали, какие-то знаете и учитесь понимать. Вот это и называют русское народное творчество. Но сегодня мы будем не только учиться понимать содержание пословиц, но и учится составлять небольшие, поучительные рассказы и сказки, опираясь на их основной смысл и содержание.

Для начала давайте вспомним, что же такое пословица и что же такое сказка?

— Ребята, кто может ответить мне на эти вопросы?

Молодцы, сказали все правильно. Но давайте все же обобщим сказанноеСказки — это произведения, которые сочинили русский народ, и передавал «из уст в уста» через поколения, «от отца к сыну», таким образом, они и дошли до нас. В сказках заключена народная мудрость. Они учат быть трудолюбивыми и добрыми, в сказках зло всегда наказывается. Народной мудрости нас учат также и пословицыПословицы – это меткое слово, это поучения, как надо поступать и как не надо.

Подумайте, чему учит пословица «Не спеши языком, поспеши делом». Когда и кому так говорят? (обобщение ответов детей). Вы все верно заметили – данная пословица говорит нам о том, что прежде чем хвалиться своими способностями, лучше сделать какое-нибудь доброе дело. Вот оно, то (дело)покажет, на что вы способны. Эта пословица учит нас быть трудолюбивыми, а не хвастливыми.

Повторите и запомните эту пословицу.

Почему говорят «Трусливый умирает сто раз»? Чему учит эта пословица? Что высмеивает? (обобщение ответов детей). Молодцы! Все правильно. Если человек труслив и постоянно всего очень боится, то ему все будет казаться смертельно страшным. Эта пословица высмеивает людей, которые трусливы и всего боятся. Трусость — это плохая черта человеческого характера, таких людей не любят и стараются с ними не дружить. Вот мы с вами сейчас еще раз повторим эту пословицу и решим каждый для себя, что никогда не будим трусливыми и боязливыми.

А сейчас мы с вами отдохнем и проведем физкультминутку. А вот о ком в ней будет идти речь, узнайте из загадки.

По снегу бежит — петляет, К лету шубку он меняет. На снегу его не видно, Волку и лисе обидно. (Заяц)

Физкультминутка

Зайцы скачут Скок – скок – скок! Да на беленький снежок, Приседают, слушают,

Не идет ли волк. Раз – согнуться, разогнуться. Два – нагнуться, потянуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три ковка.

А теперь давайте объясним пословицу «Не рой яму другому – сам в нее попадешь». Какие другие пословицы, близкие по смыслу этой вы знаете? (обобщение ответов детей) Народная мудрость заметила, что если один человек что-то плохое делает другому человеку, то страдает и сам, нарвавшись в такую же ситуацию или пострадав от последствий своих же действий.

Придумайте небольшой рассказ по этой пословице и нарисуйте к ней картинку. (Дети выполняют задание, самостоятельно работая 5-7 минут.)

Остроумны и разнообразны народные загадки. Вы знаете уже много их. Загадайте загадки друг другу.

А теперь послушайте загадки, которые приготовила для вас я.

Он всё время занят делом, Он не может зря идти. Он идёт и красит белым, Всё, что видит на пути. (Снег)

Пушистый ковёр, Не руками ткан, Не шелками шит,

При солнце, при месяце Серебром блестит. (Снег)

Зимой греет, Весной тлеет, Летом умирает, Осенью оживает.(Снег)

Я как песчинка мал, А землю покрываю; Я из воды, А с воздуха летаю;

Как пух лежу я на полях, И как алмаз блещу ,При солнечных лучах. (Снег)

Лежало одеяло, Мягкое, белое, Землю грело. Ветер подул, Одеяло согнул. Солнце припекло, Одеяло потекло.(Снег)

Игра «Загадка»

У каждого ребенка на столе картинка, лежащая изображением вниз. Ребенок должен придумать загадку по картинке и загадать ее всем (картинки – неопрятный мальчик, неопрятная девочка, ребенок со сломанной игрушкой; можно использовать символику древней Руси – деревянная ложка, чугунок, русская печь, коромысло и многое другое).

Подумайте, с чем или с кем можно сравнить, какими словами можно интересно рассказать о том, что у вас нарисовано.

Рефлексия.

1. С какими формами русского народного творчества мы сегодня с вами работали?

2. Как вы думаете, для чего русский народ их создавал?

3. Нужны ли они нам в современной жизни?

4. Какие из пословиц вам больше всего запомнились и почему?

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/414727-malye-folklornye-formy-sostavlenie-rasskazov-

Конспект НОД в старшей группе по художественной литературе на
тему

 «Малые фольклорные формы»

Подготовила:

Воспитатель старшей группы

 ГДОУЛНР ДСКСВ «Подснежник»

Крамарева Юлия Сергеевна

Программное содержание.

Познакомить детей с разделами русского фольклора«загадки, пословицы,
поговорки»
. Дать детям представление о жанровых особенностях
пословиц и поговорок, их отличии от произведений других малых фольклорных форм.
Учить детей понимать смысл загадок, пословиц и поговорок. Заучить некоторые из
предложенных. Развивать логическое мышление детей и речь.

Предварительная
работа.

Отгадывание
загадок.

Чтение
пословиц и поговорок.

Материал:

Иллюстрации
к загадкам.

Иллюстрации
к пословицам ми поговоркам.

Атрибуты к дидактической игре «Составь загадку»

Конверт
с изображениями овощей.

Ход занятия.

Воспитатель
держит в руках конверт с изображениями.


Ребята, хотите узнать, что у меня в конверте? А вы любите отгадывать загадки? У
меня в этом конверте отгадки, но я вам их покажу, если вы отгадаете загадки.

 1.Под
землей живут семейки,

Поливаем их из лейки.

И Полину, и Антошку

Позовем копать… (картошку)

2.Листья
собраны в кочан

 В огороде у сельчан.

Без нее во щах не густо.

Как зовут ее?  (Капуста)

 3. Корешок оранжевый под землей сидит,

Кладезь витаминов он в себе хранит,

Помогает деткам здоровее стать,

Что это за овощ, можете сказать? (морковь )

  4.Под землею подрастала,

Круглой и бордовой стала.

Под дождем на грядке мокла

И попала в борщ к нам… (свекла)

5.Ох, наплачемся мы с ним,

 Коль почистить захотим.

Но зато от ста недуг

Нас излечит горький… (лук)

Воспитатель открывает конверт. (В нем изображения овощей)

— Как одним словом можно назвать все что вы отгадали? (Овощи)

— А еще как можно назвать? (Урожай)

— Так скажите ребята, что такое загадка? (ответы детей)


Загадка, это краткое, условное описание чего-нибудь или кого-нибудь, по
которому можно отгадать кто это.

Загадки
бывают разные, длинные и короткие.

Отгадайте короткие загадки,
из одного предложения:

Как
надела сто рубах,
захрустела на зубах. (Капуста)

Что
без боли и без печали доводит до слез? (Лук)

Маленький
и горький, луку брат.
(Чеснок)

 (Если дети
затрудняются в отгадках, воспитатель задает наводящие вопросы)

-Ребята, а чем загадка отличается от рассказа, от сказки? (Ответы детей)


Загадка короче, чем рассказ и сказка; В загадке не называется предмет, нужно
самому догадаться, о чем идет речь;

— А
сейчас ребята, мы с вами поиграем, теперь вы будете составлять загадки. Вы
будете выходить ко мне по одному, а я вам буду показывать картинку, вы должны
описать ее, не называя. А мы вместе отгадаем вашу загадку.

-Сейчас
я вам покажу, как нужно это делать.

Вот
у меня картинка, послушайте и отгадайте, что на моей картинке.

(Воспитатель описывает что изображено на картинке, а дети отгадывают.)

После
этого дети  по очереди загадывают загадки по картинке.

Физ.
минутка.

Стояла корзинка на полке без дела

 (присесть,
округлить руки – изобразить корзину)

Скучала, наверно, все лето она 

(наклоны головы,
вправо-влево)

Вот осень пришла и листва пожелтела,

 (встать,
изобразить ветви деревьев)

Настала пора собирать урожай. 

(наклониться,
изобразить сбор овощей)

Корзинка довольна 

(руки округлить перед
собой, кивать головой)

Она удивилась

 (развести
руки)

Что так много на грядке овощей уродилось!

 (подняться
на носочки, показать руками большой круг)

— А
теперь ребята, послушайте пословицы, ведь, народ сочинял не только сказки и
загадки. (К каждой пословице показываю картинку.)

      Пословица — это
народное изречение, которое учит нас как надо поступать и как не надо.

Послушайте:

— «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».

— Чему учит эта пословица? (Ответы детей.)

(Если дети затрудняются в ответах, можно рассказать им сказку:  «Две
подружки посадили цветы.

Одна
хорошо землю вспахала, щедро землю засеяла семенами, каждый день ухаживала,
поливала, и выросли у нее красивые цветы.

Другая,
вспахала тяп — ляп и посеяла кое- как, не поливала, не ухаживала, и выросли у
нее не красивые цветы.

Далее
выводы детей
)


Ребята, как другими словами можно сказать о трудолюбивом человеке?

(ответы
детей)

— А о ленивом? (ответы детей)

— Вот еще одна
пословица
:

 «Как
аукнется, так и откликнется?»

(Обсуждение пословицы.
Если требуется приводим пример)

-Молодцы! А вы знаете, что такое поговорки?

Поговорки — употребляются в предложениях для придания
яркой художественной
окраски фактам
, вещам и ситуациям.

— «Голоден, как волк».

— О чем говорит эта поговорка? (Человек очень голоден.)

«Друзья
— не разлей вода»
(Верные друзья.)

— «Друг познается в беде»(другу нужна помощь)

— «Не котёл варит, а стряпуха»(готовит повар, о не плита)

— «Дело мастера боится» (Умелый человек)

А
теперь ребята, я буду вам читать пословицы и поговорки, а вы должны сказать что
это, пословица или поговорка?

«Умел
ошибиться, сумей и поправиться»
(пословица)

— «Земля заботу любит» (поговорка)

— «Будет хлеб — будет и обед»(поговорка)

— «Тот труда не боится, кто умеет трудиться»(пословица)

— «За много дел не берись, а в одном отличись»(пословица)

— «Друг познается в беде»(поговорка)

-Молодцы! Давайте поблагодарим друг друга за хорошую работу. А
теперь к нашей ситуации подходит пословица, которая звучит так:

— «Сделал дело – гуляй смело».

Конспект НОД. Составление творческих рассказов по пословицам.

РМО учителей-логопедов и воспитателей групп компенсирующей направленности ДОО Георгиевского муниципального района Ставропольского края.

Руководитель РМО Зайцева Елена Вячеславовна

Утверждаю:

заведующий МБДОУ «Детский сад №24 «Теремок» ст. Незлобной»

_________Крапивкина Н.П.

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

в области «Речевое развитие»

Тема: «Составление творческих рассказов

по пословицам»

(подготовительная группа)

Щеколдина Г.Ю., учитель-логопед

Русьян Ж.А., воспитатель

ст. Незлобная

2015 год

Вид: занятие — игра

Форма: подгрупповая

Тема: «Составление творческих рассказов по пословицам».

( подготовительная группа)

Цель: закрепление навыка составления творческих рассказов 

Задачи:

  • Обучающие: Формировать умение составлять короткие творческие рассказы по пословицам с использованием ИКТ. Уметь ориентироваться в наглядном материале при составлении собственных рассказов. Обучать элементам техники выразительных движений: эмоции страха, грусти и радости.

  • Коррекционно – развивающие:. Развивать связную речь, словесно – логическое мышление, память, зрительное внимание. Закреплять навык самоконтроля за собственным произношением. Употреблять в речи сложные союзы.

  • Воспитательные: Совершенствовать умение понимать простой и переносный смысл пословиц. Применять пословицы в разных жизненных ситуациях. Самостоятельно называть продолжение пословиц,

  • Здоровьесберегающие: стимулировать работоспособность, способствовать восстановлению сил, снятия напряжения; создать эмоционально — комфортную обстановку

Предварительная работа:

1.Чтение, разучивание малых фольклорных форм (с воспитателем, логопедом, родителями)

2.Чтение художественных произведений (с воспитателем и логопедом) «Коли делать нечего» (Л.Н. Толстой), «Одно дело делаешь, другого не порть» (Б.В. Шергин).

3.Заучивание потешки «Скок – поскок! Молодой дроздок»

Словарная работа: малые фольклорные формы, потеха, кулик, дроздок, невеличенька, молодиченька, фитболы.

Индивидуальная работа: коррекция звукопроизношения

Демонстрационный материал:

1 Выставка книг по малым фольклорным формам.

2 Диск « Пословицы»

3 Картинки пословиц.

4 Конверт с пословицами.

5 Воздушный шар.

6 Звездочки.

7 Фитболы.

Ход игровой НОД

I . Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня нас ждет сюрприз, я вас провожу на книжную выставку. Там уже нас ждет Галина Юрьевна.

Дети рассматривают книжную выставку.

Логопед. На нашей выставке собраны произведения устного народного творчества – малые фольклорные формы. Назовите их.

Дети. Потешки, песенки, скороговорки, чистоговорки, дразнилки, поговорки, загадки, считалки.

II. Основная часть

1)

Логопед. У народа для всякого случая есть короткая мудрая мысль, поучение, как надо поступать, а как не надо. Чему нас учат пословицы?

Дети. Смелости, дружбе, верности, трудолюбию.

Логопед. Вы уже знаете много разных пословиц. Хотели бы вы поиграть в игру «Назови пословицу и расскажи о ней. » Я приглашаю вас найти себе пару, с кем бы вы хотели говорить об угаданной вами пословице. Посмотрим слайды, которые помогут вам отгадать пословицы и рассказать о них.

Дети стоят парами и смотрят на экран. Один ребенок рассказывает пословицу, а другой объясняет ее значение.

1-й слайд:

Изображение к пословице «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь»

Ребенок. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Ребенок. Это значит, что нельзя делать два дела сразу, например, рисовать и играть в куклы. Если много делать дел сразу, ничего не получится.

2-й слайд:

Изображение к пословице «Яблоко от яблони недалеко падает»

Ребенок. «Яблоко от яблони недалеко падает»

Ребенок. Дети всегда похожи на своих родителей, потому, что всегда много дел делают вместе.

3-й слайд:

Изображение к пословице: «Любишь кататься, люби и саночки возить.

Ребенок. Любишь кататься, люби и саночки возить. Ребенок. Я люблю играть, рисовать, но после игры надо все убирать: вещи, игрушки, посуду.

4-й слайд:

Изображение к пословице: «Каждый кулик хвалит свое болото».

Ребенок. Каждый кулик хвалит свое болото. Ребенок. Иногда люди очень себя любят и хвалят только себя, свои вещи, игрушки, дом. И говорят, что у других все плохое.

5-й слайд:

Изображение к пословице: «Семеро одного не ждут».

Ребенок. Семеро одного не ждут.

Ребенок. Бывают люди, которые все делают медленно: одеваются, кушают, убирают игрушки, а другим надо им ждать, вот и говорят, что семеро одного не ждут.

2)

(раздается стук в дверь)

Логопед. К нам кто – то пришел в гости. Да это Пяточок, он нам принес воздушный шар. А на нем конверт, хотите узнать, что в нем? Тогда садитесь на свои места. Тут задание для вас — придумать истории по пословицам, которые мы уже знаем.

Логопед. Вам нужно не только придумать интересные истории, но и оценить рассказы своих друзей. Каким должен быть рассказ?

Дети. Интересным, подробным

Логопед. Как нужно рассказывать? Дети. Выразительно, четко, громко, без больших пауз.

Логопед. Подумайте, где могут произойти эти истории?

Дети. В саду, на даче, на улице, дома, в гостях. 3)

Слайд 6 Картинки всех пословиц

Примерные рассказы детей.

Логопед. Перед вами слайды с пословицами, подумайте, по какой пословице вы бы хотели составить рассказ?

1-й ребенок. Я бы хотел(а) рассказать по пословице: «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь». Мы пошли на прогулку и стали играть в игру. Я была ловишкой. И захотелось мне поймать и Вику, и Киру. Я за ними побежала, а они разбежались в разные стороны и никого я не поймала. Вот и получается, что за двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Логопед. Еще кто хочет придумать рассказ, по какой пословице?

2-й ребенок. Я выбрал пословицу «Яблоко от яблони недалеко падает». У меня папа — механик. Он научил меня работать молотком, отверткой, гаечным ключом. А еще мы вместе меняли колеса на машине. Я хочу стать механиком. Ведь яблоко от яблони недалеко падает.

Логопед. Альберт, выберите пословицу, по которой тебе хочется составить рассказ.

3-й ребенок. Мы с папой в магазине увидели очень красивый конструктор. Я попросил его купить. Папа купил конструктор. Дома я играл, мастерил самолет, машину, а потом устал и пошел рисовать. Тогда папа сказал: «Любишь кататься, люби и саночки возить.

4-й ребенок. Мне понравилась пословица: « Каждый кулик хвалит свое болото». Мой друг Саша говорит, что его велосипед лучше. У него звонок есть и ручной тормоз. А я свой хвалю. У моего велосипеда есть корзинка, багажник. Получается, каждый кулик хвалит свое болото.

5-й ребенок. Я придумаю рассказ по пословице: «Семеро одного не ждут». Вчера мы собирались на прогулку. Дети быстро оделись, а Никита не хотел одеваться, он баловался, смеялся. Дети оделись и ждали его. Вот и получается, что семеро одного не ждут.

6-й ребенок. А я тоже хочу рассказать по пословице « Любишь кататься, люби и саночки возить». Мы с сестрой (мамой) зимой пошли кататься на санках с горки. Горка была высокая и скользкая. Я быстро скатилась с горки. Вести санки в гору было трудно. Я попросила сестру довести мне санки. А она ответила: «Любишь кататься, люби и саночки возить».

Логопед. Интересные у вас, дети, получились рассказы. А зачем вы их придумывали, для чего? Может ли вам умение сочинять, придумывать пригодиться когда-нибудь?

Как видите, старинные пословицы живут в нашем языке и сегодня, украшают нашу речь. И все вы молодцы – очень старались. За свои интересные рассказы получаете звездочки. А теперь, как говорится еще в одной русской пословице — «Делу время – потехе час», это значит пришло время немного отдохнуть.

Воспитатель: Ребята, мы сейчас попрыгаем на фитболах. Давайте вспомним потешку «Скок – поскок! Молодой дроздок».

Физминутка на фитболах.

Проговаривание потешки сидя на фитболах.

Скок – поскок!

Молодой дроздок

По водичку пошёл,

Молодичку нашёл.

Молодиченька,

Невеличенька.

Сама с вершок,

голова с горшок.

Шу — вы! Полетели –

На головушку и сели.

Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру «Найди свою половинку». Перед вами на столе перевернутые карточки с пословицами. Возьмите одну карточку и найдите свою половинку. Назовите свою пословицу.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам изобразить этюды по пословицам.

Этюд на выражение страха по пословице «Трусливому зайке и пенёк – волк».

Воспитатель: Зайчонок скачет по тропинке, постоянно оборачиваясь вокруг нет ли кого — нибудь. Вдруг он пугается увидев пенёк. Зайчонок сжимается от страха.

Этюд на выражение грусти и радости по пословице «Нет друга – ищи, а нашёл — береги».

Воспитатель: Ребенок грустный гуляет по парку и вдруг видит, что на скамейке сидит его друг. Как же обрадовались они друг другу! Выразительные движения: объятия, улыбки.

Этюд на выражение вины по пословице: Правду как не прячь, она всё равно наружу выйдет».

Воспитатель: Ребенок разбил вазу, он чувствует свою вину, и мама его ругает.

Выразительные движения: голова наклонена вперёд и втянута в приподнятые плечи; ноги прямые, пятки сдвинуты; руки висят вдоль тела. Мимика: брови идут вверх и сдвигаются, уголки губ опущены.

III.

Итог.

Воспитатель:

Наша игра закончилась. Вы все молодцы (дать краткую характеристику деятельности каждого ребенка). Вы мне все очень понравились. И я вижу, что настроение у вас хорошее. А на что оно похоже?

Игровое упражнение: «Солнышко» (рефлексия настроения и эмоционального состояния).

Закончи предложение: «Моё настроение похоже на:

  • солнышко;

  • солнышко с тучкой;

  • тучку;

  • тучку с дождиком;

  • тучку с молнией.

Воспитатель: Я предлагаю сейчас отправиться в нашу группу и там нарисовать свои рассказы. И поместить их в наш уголок творчества.

  • Мальчик с пальчик русская народная сказка читать распечатать
  • Малосольные огурцы как пишется
  • Мальчик с пальчик русская народная сказка читательский дневник 2 класс
  • Малопригодный для жизни как пишется
  • Мальчик с пальчик про что сказка