Малые жанры фольклора
Особую
группу составляют так называемые малые
жанры
фольклора:
загадки, пословицы и поговорки.
Все
они древнего
происхождения и связаны со спецификой
мифологического
мышления, с первобытными представлениями
о мире.
Собственно
эстетических целей они не преследовали
и соотносились непосредственно с
жизненной практикой человека.
Образные
изречения и выражения, вошедшие в
разговорную
речь, в речевую традицию, называются
пословицами
и
поговорками.
Строго
говоря, они не являются произведениями
искусства — это, скорее, «произведения
речи».
Вместе с тем пословицы и поговорки
представляют фольклор в
точном смысле этого слова — «народную
мудрость» — и обладают всеми
фольклорными признаками.
Различие
между пословицей и поговоркой в том,
что пословица
— это суждение, грамматически законченное
предложение, а поговорка
— лишь устойчивое выражение, идиома
(чужими
руками жар загребать,
в трех соснах заплутался). Однако
поговорка способна преобразовываться
в пословицу
(Хитрый
Ермил двух
зайцев убил).
Без
труда не выловишь и рубку из пруда
– пословица. В ней присутствует поучение,
пословица без контекста не имеет особого
смыла.
Большинство
пословиц сложилось в устной традиции.
Но много пословиц
и поговорок литературного происхождения.
Русские
пословицы и поговорки различны по своему
происхождению,
по времени возникновения, по создавшей
их социальной среде.
В них отразились и древние верования
(В
тихом омуте черти водятся),
и
христианские убеждения (Без
Бога ни до порога), и
воспоминания
об исторических событиях (Пропал,
как швед под Полтавой).
Как
и большинство фольклорных произведений,
пословицы способны
проходить через века и страны, передаваясь
от народа к народу
(русская пословица Рука
руку моет— точный
аналог латинской, из
Библии пришли к нам пословицы Не
рой яму другому — сам в нее попадешь; Око
за око, зуб за зуб). В
сборнике «Пословицы», изданном в
1500г. философом-гуманистом Эразмом
Роттердамским, находим такие
пословицы: Время
— деньги; Клин клином выбивают; Гора с
горой не сходится; Яблоко от яблони
недалеко падает.
Загадка
—
это
иносказательное
изображение предмета или явления,
которое предлагается
отгадать.
Происхождение
загадок относится к глубокой древности
и связано с мифологическими представлениями.
Уже в древности определилась одна из
основных функций загадок — воспитательная.
Загадка тренировала сообразительность,
умение сравнивать и сопоставлять, и
потому она вошла в обряд испытания
зрелости человека. Загадкой проверялась
мудрость человека.
Еще
Аристотель
заметил, что загадка
— хорошо сформулированная
метафора.
Главное ее проявление — олицетворение:
предметы неживого мира метафорически
сопоставляются с живыми
существами — и наоборот.
Контрольные
вопросы:
1.В чем отличие
пословицы от поговорки?
2. Для какого
малого жанра особенно важна метафоричность?
Лекция
16.
Фольклорная лирика
Наиболее
близки былинам и в то же время принципиально
от них отличаются исторические
песни. Фольклористика
обычно
относит к ним любые песни исторического
содержания
— от веселых скомороший до солдатских
протяжных песен. Но собственно эпический
характер имеют лишь исторические песни
XVI
в. Их
можно возвести к конкретным событиям
и ситуациям, хотя основаны
они на вымысле:
историческая песня — жанр художественный
и, как фольклор в целом, оперирует
стандартными сюжетными положениями,
создает стандартные характеры.
Историческая
песня обращается не к седой старине, а
к обозримому
прошлому, и опирается она не на архаическое
наследие, а
на исторические предания. Реальные
события проходят определенную
художественную трансформацию.
Герои
исторических песен
— люди
реальные, и ничего богатырского в них
нет.
Повествование в былинах приподнято и
приукрашено, не чурается фантастики.
Повествование
в исторических песнях фактически лишено
фантастики и
строится на «реальных» фактах.
Жанр
исторической песни порожден эпохой
формирования Русского
централизованного государства —
временем Ивана Грозного. Исторические
песни откликнулись на ряд явлений,
казавшихся чрезвычайно
важными для народного сознания.
Судьбы
исторической песни круто меняются уже
в XVII
в.: песне становится
лироэпической и лирической.
Существует
несколько принципов классификации
народных песен:
по содержанию, по социальной принадлежности,
по характеру исполнения.
Наиболее проста классификация
песен по содержанию:
любовные, семейные, о труде и т. п.
По
социальной
принадлежности
песни можно разделить
на крестьянские, рабочие, солдатские,
мещанские, студенческие
и т.д
Очень
важен характер исполнения песен. Часто
отмечался элегический
настрой русских народных песен, их
«сердечная тоска». Это
справедливо лишь по отношению к песням
голосовым, протяжным, с распевом слогов.
Если
посмотреть на песни с точки зрения их
содержания, то нетрудно
заметить, что в них
разрабатывается весьма ограниченный
набор
ситуаций.
Так, в протяжных любовных
песнях
поется, в
основном, о разлуке и измене — с типичными
эмоциональными реакциями.
Другая
группа песен выражает «разгулье удалое».
Это песни «частые», «скорые», «плясовые»,
веселые и жизнерадостные – частушки.
В
частушках
трагедия
превращается в комедию, в веселый
фарс. Это песни шуточные, и если в песнях
протяжных неравный
брак вызывает тоску и слезы, то в песнях
частых старый муж оставлен
в дураках, а бывшая страдалица пускается
в пляс. Впрочем, тематика
частых песен довольно разнообразна. В
песнях протяжных
преобладали любовная и семейная темы.
Тексты частушек
и песен помещены в «Приложении».
Контрольные
вопросы:
-
Какие события
нашли отражения в исторических песнях
и почему? -
Какова функция
частушек?
36
Соседние файлы в папке Фольклор
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Устное народное творчество – это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а изустно передаваемого (из уст в уста) из поколения в поколение. Устное народное творчество также называют одним словом – фольклор.
Фольклор (англ. folk-lore — «народная мудрость») – это не только устное словесное творчество народа, но и музыкальное.
В данной статье мы поговорим об устном народном творчестве, которое создавалось на протяжении многих веков.
К слову сказать, устное народное творчество изучают во 2, 3, 5 и 7 классе школы. Однако если вы любите разные интересные факты, то это будет вам также непременно интересно.
Особенности русского фольклора
На протяжении долгого времени создавалось множество сказаний, которые придумывались народом во время размышлений над теми или иными проблемами.
Испокон веков люди думали о том, что такое хорошо, и что такое плохо; как достичь счастья в семейной жизни, и как воспитывать детей.
Также устное народное творчество постигало проблему всестороннего развития личности, пытаясь дать важные советы на счет того, как стать мудрым.
В результате этого появилась масса поучительных сказок, поговорок и притч, помогающих человеку получить ответы на самые разные интересующие его вопросы.
Жанры устного народного творчества
Жанрами фольклора являются былины, сказки, песни, пословицы, загадки и другие вещи, о которых мы узнали от наших предков.
С течением времени многие выражения и мудрые высказывания видоизменялись, благодаря чему смысл того или иного изречения становился более глубоким и поучительным.
Нередко произведения, придуманные народом, рифмовались и складывались в стихи и песни, которые легко запоминались. Благодаря этому способу на протяжении долгих столетий русский фольклор передавался из уст в уста.
Произведения устного народного творчества
Итак, давайте перечислим произведения устного народного творчества, чтобы сформировать четкий список имеющихся видов фольклора.
- Былины
- Сказки
- Песни
- Пословицы и поговорки
- Загадки
- Легенды
- Колыбельные песни
- Пестушки и потешки
- Прибаутки
- Игровые приговоры и припевы
Это основные виды произведений, которые создаются не одним человеком, а непосредственно всем народом.
Камень на развилке дорог
Устное народное творчество России
Ну что же, мы рассмотрим устное народное творчество России, так как нас интересует именно эта тема. При этом нужно сказать, что у других народов жанры фольклора очень похожие.
Песни
В народе песни являлись одним из наиболее популярных способов для выражения чувств. Несмотря на то, что они по объему значительно уступали сказкам и былинам, люди пытались закладывать в них глубокий и содержательный смысл.
Таким образом, в песнях отражались любовные переживания человека, размышления о жизни и будущем, общественные и семейные проблемы, и многие другие вещи.
Стоит заметить, что песни из устного народного творчества могут отличаться по стилю и манере исполнения. Песни бывают лирическими, хвалебными, плясовыми, романтическими и т. д.
В устном народном творчестве очень часто используется прием параллелизма, помогающий ощутить природу настроения какого-либо конкретного персонажа.
Исторические песни посвящались разным выдающимся личностям или событиям.
Так, например, русские люди воспевали подвиги Степана Разина и Емельяна Пугачева, а также вспоминали о битвах, в которых они одерживали блестящие победы.
Былины
Интересен факт, что впервые термин «былины» был введен Иваном Сахаровым в середине 19 века. Былины представляют собой устное народное творчество в виде эпических песен, повествующих о героических событиях и знаковых эпизодах в истории народа.
Стоит отметить что они возникли еще в 9 веке. Ярким примером могут служить былины о богатырях, обладавших невероятной силой, красотой, мужеством и храбростью. Самыми известными русскими богатырями были Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович.
Как правило, исторические персонажи или события описываются в былинах в приукрашенном, и даже фантастическом стиле.
Три богатыря
В них национальные герои могут в одиночку уничтожать целые вражеские войска, убивать разных чудовищ и преодолевать большие расстояния в кратчайшие сроки.
Герои былин никогда не испытывают страха перед врагом и всегда готовы выступить в защиту Родины.
Сказки
Сказки играют важную роль в устном народном творчестве. В данном жанре присутствуют элементы волшебства и чудесного героизма.
Нередко в сказках представлены совершенно разные сословия: от царей до простых крестьян. В них можно встретить работников, солдат, королей, принцесс, шутов и многих других персонажей.
Однако сказка – это не просто выдуманная и красиво сложенная история для детей. С помощью сказок народ старался воспитывать детей, закладывая в них глубокую мораль.
Как правило, все сказки имеют счастливый конец. В них всегда добро торжествует над злом, каким бы сильным и могущественным оно ни было.
Легенды
В устном народном творчестве под легендами подразумеваются устные недостоверные рассказы о фактах реальной действительности. В них красочно отображаются события прошлого.
Существует множество легенд о происхождении народов, государств, океанов и подвигах вымышленных героев.
Особенно этот жанр был популярен в Древней Греции. До наших дней дошло множество мифов, рассказывающих о 12 подвигах Геракла, Одиссея, Тесея и прочих персонажах.
Загадки
Загадки представляют собой метафорические выражения, в которых один предмет изображается с помощью другого, имеющего с ним какое-либо сходство.
На этом основании человеку требуется посредством размышлений и смекалки угадать тот или иной предмет.
На самом деле очень сложно представить устное народное творчество без загадок, которые часто подавались в зарифмованном виде. Например, известное всем детям «Зимой и летом – одним цветом». Конечно, вы знаете, что это ёлка.
Благодаря сказкам, как дети, так и взрослые могут развивать свое логическое мышление и сообразительность. Интересен факт, что в сказках неоднократно встречаются загадки, которые обычно успешно разгадывает главный герой.
Пословицы и поговорки
Пословицы и поговорки играют одну из ключевых ролей в устном народном творчестве. Пословица – это краткое образное изречение с поучительным подтекстом, несущее какую-либо обобщенную идею или иносказание с дидактическим (нравоучительным) уклоном.
Поговорка представляет собой образное изречение, отражающее какое-нибудь явление жизни. При этом она не является законченным высказыванием. Нередко поговорки могут носить юмористический характер.
Пословицы и поговорки принято относить к малым жанрам устного народного творчества.
Кроме них к такому жанру можно причислить прибаутки, колыбельные песни, игровые приговоры, загадки, пестушки и потешки. Далее можно более подробно рассмотреть все эти разновидности фольклора.
Колыбельные песни
В устном народном творчестве колыбельные песни часто называют байками, поскольку корень этого слова «баить» – «рассказывать».
С помощью них родители старались убаюкивать своих детей, которые не могли уснуть. Именно поэтому в народе начали появляться разные колыбельные песни, слушая которые ребенок быстро засыпал.
Пестушки и потешки
Пестушки и потешки в фольклоре использовались для воспитания подрастающего ребенка. Пестушки происходят от слова «пестовать», то есть «нянчить» или «воспитывать». Раньше их активно использовали для комментирования движений новорожденного.
Постепенно пестушки переходят в потешки – ритмичные песенки, напеваемые во время игры ребенка с пальцами ног и рук. Наиболее известными потешками в устном народном творчестве являются «Сорока-ворона» и «Ладушки».
Интересно, что в них также прослеживается определенная мораль. Благодаря этому, малыш с первых дней жизни учится различать добро и зло, а также хорошие или плохие качества человека.
Прибаутки
Когда малыши подрастали, им начинали петь так называемые прибаутки, которые были уже более глубокого содержания и не ассоциировались с играми.
По своей структуре они напоминали короткие сказки в стихах. Наиболее известными прибаутками являются «Курочка Ряба» и «Петушок – золотой гребешок».
Чаще всего в прибаутках описывается какое-нибудь яркое событие, отвечающее подвижной жизни ребенка.
Однако поскольку малышам трудно долгое время сосредотачиваться на какой-то одной теме, прибаутки имеют очень краткий сюжет.
Игровые приговоры и припевы
С давнего времени игровые приговоры и припевы пользовались большой популярностью у народа. Их использовали во время игр. Они говорили о возможных последствиях при нарушении установленных правил.
В основном приговоры и припевы включали в себя различные крестьянские занятия: посев, жатву, сенокос, рыбалку и т. д. После их частого повторения, дети с ранних лет учились правильным манерам и усваивали общепринятые правила поведения.
Виды устного народного творчества
Из всего сказанного можно сделать вывод, что устное народное творчество состоит из многих составляющих. Вкратце для закрепления учащимся 2, 3, 5 и 7 класса напомним его виды:
- Былины
- Сказки
- Песни
- Пословицы и поговорки
- Загадки
- Легенды
- Колыбельные песни
- Пестушки и потешки
- Прибаутки
- Игровые приговоры и припевы
Благодаря всему этому, народу удавалось в краткой форме искусно передавать глубокие мысли и предания предков, сохраняя добрые традиции и народную мудрость.
Будем благодарны за Вашу поддержку!
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение –
основная общеобразовательная школа с. Львовка
Конкурс проектных и исследовательских работ
От гипотезы к открытию
Название работы: «Малые жанры фольклора»
Вид работы: учебный проект
Секция: русский язык и литература
Бандурина Кристина Константиновна
8 класс
Телефон: 89616456506
Руководитель работы: Щербинина
Татьяна Викторовна
учитель русского зыка и литературы
телефон: 8-845-42-4-55-11
с. Львовка
2014 год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………
ГЛАВА I. МАЛЫЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА
- Потешки и пестушки
- Пословицы и поговорки
- Загадки
ГЛАВА II. УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ПРИВИВАЕТ ЛЮБОВЬ К КУЛЬТУРЕ РУССКОГО НАРОДА.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Фольклор (folk-lore) – международный термин английского происхождения, впервые введенный в науку в 1846 году ученым Вильямом Томсом. В буквальном переводе он означает – «народная мудрость», «народное знание» и обозначает различные проявления народной духовной культуры.
Тема фольклора, актуальна в настоящее время, как культурная память народа, существовавшая и создававшаяся всегда. Народный фольклор используется русским народом и в наше время. Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, является исторической основой всей мировой художественной культуры, источником национальных художественных традиций, выразителем народного самосознания. Произведения помогают воссоздавать характерные черты народной речи.
В русской науке закрепились и другие термины: народное поэтическое творчество, народная поэзия, народная словесность. Названием «устное творчество народа» подчеркивают устный характер фольклора в его отличии от письменной литературы. Название «народно — поэтическое творчество» указывает на художественность как на признак, по которому отличают фольклорное произведение от верований, обычаев и обрядов. Такое обозначение ставит фольклор в один ряд с другими видами народного художественного творчества и художественной литературы.
Фольклор – это словесное устное творчество. Ему присущи свойства искусства слова.
К малым фольклорным жанрам относятся произведения, различающиеся по жанровой принадлежности, но имеющие общий внешний признак – небольшой объем.
Малые жанры фольклорной прозы, или паремии, очень разнообразные: пословицы, поговорки, приметы, загадки, прибаутки, потешки и пестушки и др.
Устное народное творчество не было плодом народного досуга. Это историческая память, и мы должны уважительно относиться к ней.
Основа проекта:
Воспитание средствами художественной литературы духовно-развитой личности, готовой к самопознанию и самоусовершенствованию, способной к деятельности в современном мире по законам добра, совести, чести, справедливости, патриотизма и гражданского долга.
Планируемые результаты обучения:
После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:
• соотносить произведения устного народного творчества с общественной жизнью и культурой русского народа;
• раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии личности;
• раскрывать содержание, идею изученных литературных произведений;
Вопросы, направляющие проект:
Основополагающий вопрос
Почему произведения устного народного творчества живут вечно?
Проблемные вопросы:
Что относится к малым жанрам фольклора?
Учебные вопросы :
Что такое фольклор?
Какие жанры устного народного творчества нам известны?
Какой из них является любимым?
Методы исследования: изучение и анализ литературных источников, систематизация, беседа, опрос.
ГЛАВА I. МАЛЫЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА
- Пестушки и потешки.
Эмоциональное общение — это самое главное в развитии маленького ребенка, начиная с первых месяцев его жизни. Ласковые мамины руки, ее голос, любящий взгляд, первые игры в сочетании с поэтическим словом – все это очень важно для ребёнка. И можно лишь удивляться народному гению, сумевшему выразить в поэтическом слове великую силу материнской любви. Народная педагогика включает малые жанры поэтического творчества для детей: пестушки, потешки, прибаутки, присказки и пр.
Пестушки- песенки и стишки, которыми сопровождают первые сознательные движения ребенка .
Потешки- песенки и стишки к первым играм ребенка с пальцами , ручками и ножками .
Потешки и пестушки незатейливы по содержанию и просты по форме. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют малыша прислушиваться, замирать на какое-то мгновение, всматриваясь в лицо говорящего. Проснувшегося малютку, мама ласкает, нежно приговаривает:
«Потягушечки!
Порастушечки!
Поперек толстушечки,
Руки — хватушечки.
Ноги — бегушечки».
Всё это доставляет малышу массу удовольствия. Прислушиваясь к ласковым словам мамы, кроха смеется и протягивает ручки, вытягивает ножки.
Когда малыш начинает овладевать ходьбой, на помощь приходят другие пестушки, например:
Та-та-та, та-та-та,
Вышла кошка за кота;
Кот ходит по лавочке,
Водит кошку за лапочки,
Топы-топы по лавочке,
Цапы-цапы за лапочки.
Произнося эти стихи, мама держит малыша за ручки и, отступая назад, аккуратно ведет его за собой.
Постепенно пестушки сменяются потешками — так называются песенки-приговоры, сопутствующие игре пальчиками, ручками, головкой, ножками. От пестушекпотешки отличаются тем, что они рассчитаны на активность самого ребенка, который выполняет самостоятельно игровые движения, соотнося их с содержанием песенки-потешки.
Ладушки, ладушки!
Где были?
У бабушки.
Что вы ели?
Кашку.
Пили?
Простоквашку.
Простоквашка вкусненька,
Кашка сладенька,
Бабушка добренька!
Попили, поели, шу-у-у…
Домой полетели,
На головку сели,
Ладушки запели.
Малыш вскидывает ручки, делает взмахивания и прикладывает ладошки к головке. В потешку можно поставить любое имя: важно, чтобы малыш понимал, что речь идет о нем.
Умывая, можно сказать:
Водичка-водичка,
Умой наше личико.
У русского народа, как и у любого другого, есть бесценное богатство — его опыт, его фольклор. За века бабушки, матушки, нянюшки сложили много песенок, потешек и говорушек, которые мне очень понравились.
1.2. Пословицы и поговорки
Русские пословицы и поговорки — меткие выражения, созданные русским народом, а также переведенные из древних письменных источников и заимствованные из произведений литературы, в короткой форме выражающие мудрые мысли народов входящих в состав России. Многие русские пословицы состоят из двух соразмерных, рифмующихся частей. Пословицы, как правило, имеют прямой и переносный смысл (мораль). Пословицы отличаются от поговорок более высоким обобщающим смыслом. Наиболее древние из дошедших до нас произведений русской письменности, содержащие пословицы, датируются XII веком.
Научные исследования, где пословицы, поговорки выступали предметом изучения, стали появляться с начала XIX в. Это были небольшие сборники изречений, иногда снабженные комментариями; при этом не устанавливались четкие различия между жанрами.
До сих пор пословица и поговорка русского языка не имеет четкого определения. Хотя нет ни одного словаря, где не предпринимались бы попытки определить смысловое содержание данного языкового явления.
Думаю, это обусловливается, прежде всего, тем, что очень мало издавалось трудов общего характера, но гораздо больше текстов и необоснованных определений. Те же авторы, которые пытались привести чёткую классификацию пословиц и поговорок, основывались на понятии тематики, поэтому приходили к разным точкам зрения.
Пословицы и поговорки часто путают.
В книгах очень часто пишут «Пословицы и поговорки», и при этом имеют в виду лишь пословицы.
Чаще всего сайты дают список «Пословиц и поговорок», в котором на самом деле присутствуют лишь пословицы. Изредка в таких списках могут попадаться и некоторые поговорки.
Вот пословицы и поговорки. Почувствуйте разницу между пословицами и поговорками.
Поговорки |
Пословицы |
Чужими руками жар загребать. И нашим и вашим. Шито-крыто. Чудеса в решете. |
Легко чужими руками жар загребать. Шито-крыто, а узелок-то тут. И нашим и вашим за копейку спляшем. |
Менялась жизнь, появлялись новые поговорки, забывались старые, но оседало бесспорно ценное, имеющее значение и для последующих эпох. Широкому распространению и долголетию пословиц способствовало то, что часть их, теряя свой прямой смысл, приобретала смысл переносный. О чем бы ни говорилось в пословицах — это всегда обобщение. Образное отражение действительности в пословице связано и с эстетической оценкой разнообразных явлений жизни. Вот почему пословицы есть и веселые, и грустные, и потешные, и горькие.
Вот как сказал об этой черте народных пословиц В.И. Даль: пословица — это «свод народной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач и рыдание, радость и веселье, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый».
1.3. Загадки
Очень часто в жизни мы сталкиваемся с загадками. Это бывает в раннем детстве, когда ребёнок знакомится с миром предметов, отгадывая загадки, затем в школе на уроках литературы, в общении с друзьями, и даже во взрослой жизни.
Зачем нужна загадка? Она развивает ум, смекалку, воображение, наблюдательность. В чём прелесть загадки? В её краткости, меткости, ёмкости. Как быстро летит время, когда ты разгадываешь загадку.
Загадка живёт много веков. С раннего детства она служит и забавой, и своеобразной «тренировкой» ума. В школьной программе по литературе загадке отводится особое место, поэтому мы решили расширить представление о загадке и её видах. В современном мире загадка жива.
Слово «загадка» — древнего происхождения. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять». Отсюда и произошло слово «загадка». В загадке дается предметное описание какого-нибудь явления, для узнавания которого требуется немалое размышление.
Загадка – это особый, интересный, веселый мир. При всей сложности загадок, отгадывание их – это игра, рассчитанная на веселье, шуточное настроение, радостное предвкушение правильного ответа. Не случайно без них не обходится ни один детский праздник и особенно Новый год. Загадки были распространены на Руси в глубокой древности. Их приурочивали к празднованию Нового года, потому что в пору созревания и уборки хлеба нельзя было произносить тайные слова, так как они могли оказать нежелательное воздействие на природу. А вот когда заканчивался хозяйственный год, засыпала природа, затихали природные силы, люди могли немножко повеселиться, отдохнув от трудов праведных, вот тогда и устраивались эти праздники загадок.
К.П. Герд так описал вечера загадок в селах: «Здесь загадывание происходит по определенной системе. Оно начинается с загадок о человеке и кончается загадками о природе. Предметом первых загадок является человек, части и функции его тела, одежды и т.д.; затем следуют загадки о доме и предметах, которые находятся в нем; потом идут подряд двор, огород, сад, пасека, поля, леса, и все это завершается явлениями природы».Исследователь загадок К.П.Герд пишет, что название загадки на удмуртском языке переводится, как «слово, необходимое для разговора». Такую важную роль отводили загадкам в Древней Руси.
Большинство возникших давным-давно загадок воспринимаются нами как вполне современные.
Например, загадка о репке: «Кругла, а не месяц; желта, а не масло; с хвостом, а не мышь» — одинаково воспринимались и в глубокой древности и сейчас.
Как предполагают ученые, загадки являлись в древности средством обучения молодежи иносказательной речи, запоминания тайных слов. На ранней стадии развития человеческого общества загадки служили средством передачи сведений об окружающем мире старшего поколения младшим. Знание загадок и умение их разгадывать было, по мнению древних, просто жизненной необходимостью. Лишь знающий загадки человек считался сильным, мудрым; их знание приносило человеку счастье, а незнание – гибель. Так, во многих русских народных сказках, герой становится богатым или даже царем благодаря загадкам.
Загадка – это жанр народного творчества, в котором нашли свое отражение быт и нравы русского народа, окружавшая его природа. Это самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слов.
Загадка — это метафорическое выражение, в котором один предмет изображается через посредство другого, имеющего с ним хотя бы отдаленное сходство. В древности загадки были средством испытания мудрости, а теперь — народная забава.
Загадки разнообразны не только по тематике, но и по содержанию. Об одном и том же предмете, явлении, животном может быть несколько загадок, каждая из которых характеризует его с определенной стороны.
Например, в одной загадке про зайца говорится о внешнем виде животного — цвете шкурки, коротком хвосте, о том, что он легко прыгает:
Серый зверек через кочки скок!
Легкие ножки и хвоста немножко.
Другая загадка отражает характерные особенности заячьей губы:
Так смеялся,
что губа треснула.
Третья — особенности повадок:
По полю скачет — ушки прячет,
встанет столбом — ушки торчком.
Четвертая — защитную способность менять окраску:
Зимой беленький,
летом серенький.
В загадках используются разнообразные художественные средства: сравнения, противопоставления, отрицания, гиперболы,
Уже в начале XIX века загадка воспринималась как игра, как умственное состязание молодежи, но параллельно бытовала в репертуарах и взрослых и детей, была введена в учебную литературу. Это было фактом признания ее педагогической ценности.
Педагогическую ценность загадок исследователи видели в том, что она знакомит ребенка «с радостью мышления», направляет внимание на предметы и явления и их выдающиеся признаки, побуждает вникать глубже в смысл словесных обозначений этих признаков, повышает способность и определенность мышления и воображения. Помогает активизировать внимание, умение понимать и чувствовать художественный образ, развивает речь, любознательность, тренирует память.
ГЛАВА II. УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ПРИВИВАЕТ ЛЮБОВЬ К КУЛЬТУРЕ РУССКОГО НАРОДА.
Необходимо помнить, что отбор фольклорный материал показывает самобытность и неповторимое своеобразие народной культуры в ее конкретных явлениях и учить понимать художественный язык, с помощью которого выражался смысл народных высказываний, и готовить ребенка к дальнейшему освоению разных типов русской культуры как составной части мирового культурно-исторического процесса.
Таким образом, последовательное непосредственное ознакомление ребенка с духовным наследием народа предусматривает органическую взаимосвязь всех компонентов национальной культуры, которые имеют свое определенное бытовое значение, свою форму воздействия на ребенка.
Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, но и организовывает его поведение. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период взросления ребёнка.
Так, например, правильный выбор потешки для детей, которые начинают посещать детский садик, помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии к знакомому и незнакомому человеку. С помощью народных песенок, потешек можно воспитывать у детей положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию, укладыванию спать. Знакомство с народнойпотешкой расширяет кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру.
Народное творчество – это неисчерпаемый источник педагогического материала, одна из основ речевого, нравственного, эстетического, патриотического воспитания. Использование в работе малых жанров фольклора позволяют детям освоить культурное наследие русского народа, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственные стороны личности.
Одной из задач нравственного воспитания является воспитание любви к Родине. В произведениях народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование патриотических чувств. Устное народное творчество несет в себе конкретные образы, краски, доступные и интересные ребенку.
Появление интереса детей к различным образцам народного творчества может рассматриваться как показатель зарождающегося чувства любви к родному краю, его истории, природе, труду людей.
В фольклоре отчетливо просматривается идея гармоничной взаимосвязи человека с природой, которая возникла из гармонии самой природы и понимания необходимости приспосабливаться к ней и преобразовывать ее. Во многих русских пословицах отражены тонкие наблюдения над природой, понимание того, что природа – это сила, с которой надо считаться.
Устное народное творчество является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, но и помогает детям почувствовать красоту родного языка. Фольклорные тексты раскрывают перед ребенком красоту и меткость русского языка.
Детский фольклор русского народа необычайно богат и разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров.
Знакомство с лучшими образцами устного народного творчества должно осуществляться как можно раньше, чтобы прививать любовь к родному языку.
Я решила узнать, какие малые жанры фольклора знают в нашем селе Львовка. Мне удалось собрать совсем небольшую коллекцию. Оказывается, этот замечательный малый жанр фольклора почти забыт. Молодые современные мамы почти его не используют в воспитании своих детей. А вот, побеседовав с бабушками – соседками, я выяснила, что они помнят некоторые пестушки или потешки, а много забыли. Это они связывают с тем, что внучата уже выросли, да и дети живут не с ними, поэтому внуков и правнуков видят редко. Одними из самых распространённых являются «Сорока – белобока» и «Ладушки», только меняется имя и некоторые слова.
- Сорока – белобока
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей зазывала.
Гости не бывали,
Кашки не едали.
- Ладушки, ладушки!
Где были?
У бабушки.
Что вы ели?
Кашку.
Что пили?
Простоквашку.
Попили, поели,
Домой полетели.
- Сорока – белобока
Кашку варила,
Деток кормила.
Этому дала
И этому дала,
А этому не дала:
Ты за водой не ходил,
Дров не носил,
Кашки не варил.( Игра с пальчиками).
Действительно, есть у русского народа «живой цветок» — устное народное творчество, или фольклор. У этого цветка много лепестков – пестушки и потешки, пословицы и поговорки, и др..
В произведениях устного народного творчества отражена народная мудрость. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа. Вследствие передачи произведения от лица к лицу сохраняется только удачно спетое, удачно сказанное, а плохо придуманное утрачивается. Поэтому фольклорные произведения и живут в памяти русского народа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, изучив различные источники, я много интересного узнала о малых жанрах русского фольклора и пришла к выводу, что, несмотря на то, что с тех пор, как появился фольклор, прошло немало лет, но до сих пор он не утратил своей актуальности. И сегодня дети ожидают от своих близких внимания, заботы, любви, выраженной не только в действиях, но и в добром слове.
Народное слово — непревзойденный «учитель»: вот почему взрослым так нужно овладевать приемами «бабушкиной педагогики».Собранный материал «бабушкиной педагогики», мы с учащимися нашей школы использовали при проведении районного семинара учителей русского языка и литературы, в районном конкурсе «Зажги свою звезду». (приложение)
Большую роль играет устное народное творчество в патриотическом и интернациональном воспитании, в воспитании любви к Родине, к ее великому народу и традициям своей Родины.
Фольклор доставляет ребенку особую радость. А также устное народное творчество дает ребенку прекрасные образцы русского языка: выразительный, меткий язык пословиц, поговорок, потешек и пестушек, загадок. Родители должны поставить перед собой увлекательную задачу — заложить в детях семена любви и уважения к фольклору и русскому слову.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 51533 слова /Под редакцией Обнорского С.П., — Государственное издатеьство иностранных и национальных словарей. – Москва: 1953. – 848 с.
2. Миронова Н. Кто такие «гуленьки»?//Дошкольное воспитание. — 2005. — № 11. – С.108-114.
3. Родничок. Книга для чтения детям 4 – 5 лет. – Тула: изд-во «Арктоус», 1994. – 207 с., ил.
4. Русское народное поэтическое творчество / Под ред. А. М. Новиковой.— Москва: 1978.— С. 138.
6. Русский фольклор /Сост. и примеч. В.Аникина. – Москва: Худож.лит., 1986. – 367 с.
7. Афанасьев А.Н. « Сказания, легенды и притчи». Полная иллюстрированная энциклопедия. – Москва ЭКСМО 2005. -254 с.
7. http://allforchildren.ru/kidfun/poteshki0.php
ОТЗЫВ НА ПРОЕКТНУЮ РАБОТУ
1. Бандурина Кристина Константиновна
2. Учебный проект
3. Тема «Малые жанры фольклора»
4. Проблемность, практическая значимость проекта
Тема фольклора, актуальна в настоящее время, как культурная память народа, существовавшая и создававшаяся всегда. Народный фольклор используется русским народом и в наше время. Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, является исторической основой всей мировой художественной культуры, источником национальных художественных традиций, выразителем народного самосознания. Произведения помогают воссоздавать характерные черты народной речи.
5. Собранный материал используется для проведения внеклассных мероприятий, на уроках русского языка и литературы. Перспективами дальнейшей работы считаю продолжение работы над данной темой.
6. Кристина собирала материал на протяжении 2013-2014 учебного года.
7. Поставленные цели достигнуты. Продуктом данного проекта является презентация, созданная учащейся, где отражается собранный ею материал.
Руководитель проекта Щербинина Т.В.
_______________________