Автор: Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк
Название: «Вертел»
Жанр: Рассказ
Тема произведения: Тяжёлое детство
Число страниц: 15
Главные герои и их характеристики:
- Прошка – маленький мальчик, несчастный, трудолюбивый, скромный, у него нет игрушек
- Анна Ивановна – богатая дама, которая хотела показать сыну пример работящего ребёнка
- Володя – балованный, ленивый
- Алексей Иванович – плут, бессердечный, жадный
О чем произведение:
Бедный Прошка всю жизнь проводит в мастерской. Внезапно он знакомится с богатой дамой и её сыном, которые зовут мальчика к себе в гости. У Прошки страшная судьба, которую никому не пожелаешь.
Сюжет — краткое содержание:
С малых лет Прошка работает в мастерской в самом тёмном и сыром углу. Показать детям, какая жизнь у бедных людей приезжает богатая Анна Ивановна. Её Володя совсем разленился и не хочет ничего делать. Они видят Прошку, расспрашивают его о жизни, дают ему шутливое имя «Вертел» и зовут к себе. Богачи откармливают бедняжку, учат чтению, а Володя показывает Прошке игрушки, которых у мальчика никогда не было. Зимой мальчик перестал ходить в гости к барыне. Оказалось, что он сильно заболел. Прошка отказался переезжать в дом к богатым людям, а через 2 недели умер.
Понравившийся эпизод:
Мне понравилось знакомство Прошки с Володей. Барский сын впервые увидел сложную жизнь мальчика, который, кажется, кроме мастерской и граненых камней ничего не видел.
План произведения для пересказа:
- Мастерская с рабочими
- Прошка
- Знакомство Прошки с богатым людьми
- Приглашение в гости
- Откармливание и обучение Прошки
- Болезнь Прошки
- Смерть Прошки
Главная мысль:
У каждого человека должно быть настоящее детство с играми и весельем. Судьбы людей, которые с самого маленького возраста тяжело работали складываются печально, а сами они глубоко несчастны.
Чему учит этот рассказ:
Рассказ учит ко всем людям относиться одинаково, независимо от из материального положения, любить детей, радоваться мелочам, той жизни, которая у нас есть.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:
Мне так грустно и обидно за Прошку. Герой, у которого нет детства, нет родителей. Он глубоко несчастен, а его судьба жестока. К сожалению, раньше очень много детей погибало из-за труда, который не под силу даже некоторым взрослым!
Новые слова и выражения:
Блажь – нелепая причуда, прихоть
Аметист – фиолетовая, синевато-розовая или красно-фиолетовая разновидность кварца
Пословицы к произведению:
Дети, что цветы: уход любят.
Детство — время золотое: ест и пьет и спит в покое.
Другие читательские дневники здесь
Предваряя краткое содержание рассказа Мамина-Сибиряка «Вертел», поясним, что рассказ был опубликован в 1885 году. В нем русский писатель Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк поведал читателям историю о трагической судьбе бедного мальчика, сироты, которому из-за жилья, одежды и куска хлеба приходилось много и тяжело работать.
Содержание
- Основные персонажи рассказа
- Мамин-Сибиряк «Вертел» очень кратко
- Короткий пересказ «Вертел» Мамин-Сибиряк
- Содержание «Вертел» по частям
- Сюжет рассказа «Вертел» за 3 минуты
Основные персонажи рассказа
Главные герои:
- Прошка – мальчик 12 лет. Худенький и вечно голодный. Несчастное существо.
Другие персонажи:
- Ухов Алексей Иванович. Хозяин. Плут и обманщик.
- Анна Ивановна. Богатая дама. Добрая и сострадательная.
- Володя. Ее сын. Веселый, беззаботный, ленивый.
Мамин-Сибиряк «Вертел» очень кратко
Краткое содержание «Вертел» для читательского дневника:
Прошка крутил колеса в самом темном углу гранильной мастерской. Однажды в мастерскую пришла богатая дама с детьми. Ее сын Володя заинтересовался колесом, а дама пожалела Прошку.
Прошка отнес ей камни и получил приглашение приходить по выходным. Прошка приходил, учился и много ел, а Володя мечтал стать гранильщиком. Зимой Прошка заболел и умер.
Главная мысль:
Дети не должны трудиться наравне со взрослыми, чтобы зарабатывать себе на жизнь.
Чему учит рассказ:
Рассказ учит милосердию и состраданию. Учит ценить то, что имеешь, потому что многие живут много хуже. Учит доброте и отзывчивости. Учит терпению и смирению.
Этот пересказ можно использовать для читательского дневника.
Это интересно: Рассказ «Приемыш» Мамина-Сибиряка был написан в 1891 году. Многие свои произведения писатель посвятил природе, которую очень любил и тонко чувствовал. Не стала исключением и красивая, трогательная сказка о лебеде и старике.
[expert_review_likes style=“button-1-color” size=“m” icons=“thumbs” alignment=”” show_icon=“1” show_label=“1” show_count=“1” hide_dislikes=“0” label_like=“Мне нравится” label_dislike=“Не нравится” name=“Мамин-Сибиряк «Вертел» очень кратко” link=”” post_id=“”]
Короткий пересказ «Вертел» Мамин-Сибиряк
Д. Н. Мамин-Сибиряк Вертел краткое содержание:
Это очень грустный рассказ для детей. Он повествует о жизни «вертела» – мальчика, который вертит круг для шлифовки драгоценных и полудрагоценных камней.
Несчастный мальчик лишен детства. Прошка – сирота, отец его тоже работал в этой мастерской, надорвался на тяжелой работе, и мать умерла. Хозяин мастерской (хитрый коммерсант) вроде бы помогает мальчику – даёт работу.
Но труд этот слишком тяжел для ребенка. Он должен целый день в грязном углу душной мастерской крутить камень. Ребёнок не играет, не видит света, вечно голодный. Только мечтает сбежать, ненавидит всех, кому понадобились эти бесполезные камни.
Однажды в мастерскую заехала барыня с детьми, чтоб показать им, как ограняют камни. Она была поражена бедностью и убожеством места, но ещё больше несчастьем ребенка. Стараясь помочь, она приглашает Прошку в гости, кормит его, начинает учить грамоте.
Мальчик поражен богатством её дома. Сын барыни, даже смотря на Прошку, не становится лучше, только играет в огранку камней.
Прошка прекратил ходить в гостеприимный дом. Оказалось, что он заболел. И несмотря на заботу барыни, умер. Как и многие дети, замученные непосильным трудом и тяжелой жизнью. Барыня, не умея помочь, лишь пообещала себе не носить больше камней.
Мое мнение
Это очень грустный рассказ о временах, когда всякие гады эксплуатировали детский труд, чтобы получать большую прибыль. Бедный мальчик Прошка умер от непосильного труда, а его хозяину все было не почем. Мне очень жаль мальчика.
[expert_review_likes style=“button-1-color” size=“m” icons=“thumbs” alignment=”” show_icon=“1” show_label=“1” show_count=“1” hide_dislikes=“0” label_like=“Мне нравится” label_dislike=“Не нравится” name=“Короткий пересказ «Вертел» Мамин-Сибиряк” link=”” post_id=“”]
Содержание «Вертел» по частям
1
Солнце не освящало угол, в котором работал Прошка. Вместе с ним здесь трудились пять человек, и на самом лучшем и освещенном месте трудился старик Ермилыч, один из лучших гранильщиков Екатеринбурга. Но старик с каждым годом видел все хуже.
Ермилыч по привычке бранил Алексея Ивановича и все время обещал уйти. Чахоточный Игнатьич обычно молчал, а молодой и бойкий Спирька поддакивал, называя хозяина плутом. А пятый работник Левка был немым.
Хозяин Ухов редко заходил в мастерскую, лишь за готовыми камнями, или в случае срочного заказа. Иногда в мастерскую заходили обманутые покупатели и тогда все работники хохотали до слез.
Работа гранильщика была тяжелой из-за пыли и тесноты, и почти все работники теряли зрение и болели.
2
Прошка все время был голоден и мечтал о еде. Но в этот день его мечты прервало появление хозяина. Ухов велел прибрать грязь, но тут возле мастерской остановилась карета и оттуда вышла дама с двумя детьми. Она хотела показать детям, как гранят камни.
Пока дама и девочка осматривали мастерскую, мальчик заинтересовался Прошкой, который крутил колесо. Прошка даже дал барчуку покрутить колесо и тот пришел в полный восторг.
Дама обратила внимание на Прошку и заинтересовалась бедным сиротой. Узнав, что мальчику всего двенадцать лет, она велела отправить к ней камни вместе с Прошкой.
А мальчик смеясь назвал Прошку Вертел, от слова вертеть.
3
Прошка не любил свою работу и ненавидел колесо, которое вертел. Потом он еще больше возненавидел хозяина, и мечтал избить его, когда вырастет. Но больше всего Прошка мечтал убежать в лес.
Прошка боялся идти к барыне, но хозяин был неумолим, и Прошка потащился с камнями. Барыня взяла камни не торгуясь, в Володя принес Прошке котлетку.
Прошка с удивлением рассматривал игрушки. Перед уходом барыня пригласила Прошку приходить по воскресеньям, чтобы выучить его читать и писать.
Ухов был доволен и обещал дать в воскресенье еще камней.
4
Прошка стал ходить к Анне Ивановне, учился читать, и очень много ел. Барыня ставила его в пример Володе, который рос веселым, беззаботным и ленивым. Она даже несколько раз посылала Володю с Прошкой в мастерскую, чтобы тот излечился от барской лени.
Однажды Володя заявил, что тоже хочет быть вертелом, потому что у рабочих такие вкусные щи и просовая каша. Он устроил дома настоящую гранильную мастерскую.
Перед рождеством Прошка перестал приходить на обеды и Анна Ивановна отправилась в мастерскую. Она нашла Прошку совершенно больным, но мальчик наотрез отказался переехать к ней. Он был привязан к своему углу и работал до последнего.
Через две недели он умер. На похоронах барыня плакала «обо всех бедных детях, которым не могла и не умела помочь».
Читайте также: Повесть Н. Дубова «Мальчик у моря», написанная в 1963 году, повествует о том, что человек с большим и добрым сердцем обязательно найдет свою звезду и многого добьется. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Мальчик у моря» по главам.
[expert_review_likes style=“button-1-color” size=“m” icons=“thumbs” alignment=”” show_icon=“1” show_label=“1” show_count=“1” hide_dislikes=“0” label_like=“Мне нравится” label_dislike=“Не нравится” name=“Содержание «Вертел» по частям” link=”” post_id=“”]
Сюжет рассказа «Вертел» за 3 минуты
Краткое содержание «Вертел» Мамин-Сибиряк:
Летним ярким днем Прошка работал в самом темном и сыром углу мастерской. Рабочие здесь занимались огранкой и шлифовкой драгоценных камней. Работая на хозяина Алексея Ивановича Ухова, не знали они ни сытной еды, ни хорошего отношения. Хозяина считали плутом: то проезжающим продал стекло вместо камней, то подменил аметист, отданный на шлифовку.
Однажды в мастерскую приехала барыня с двумя детьми. Ей хотелось взглянуть, как работают огранщики камней.
Прошка сидел в углу и привычно крутил большое колесо. К нему подошел приехавший мальчик и стал разглядывать блестящую отполированную ручку колеса, которую вертел Прошка. В конце концов, он тоже попросил повертеть и был в восхищении от этого занятия.
Вскоре подошла и барыня Анна Ивановна, которая привезла детей, чтобы показать в каких условиях живут другие ребята, вынужденные зарабатывать себе на еду самостоятельно.
Осмотрев маленького работника, она поразилась худобе мальчика и стала расспрашивать хозяина, как тот кормит людей и сколько платит. Работали все за еду и, по уверениям Ухова, питались очень хорошо. Сам-то он не ограничивался общим обедом, несколько раз в день садясь за стол в своем доме.
Барыня попросила, чтобы купленные камни доставил именно Прошка. Алексей Иванович отказать не мог, и на следующий день мальчик отправился к покупательнице.
В барском доме его накормили, а хозяйский сын Володя показал игрушки, удивившись, что у Прошки их никогда не было. Когда мальчик уходил, то получил приглашение прийти еще, чтобы обучиться читать и писать.
На самом деле, Прошка должен был служить наглядным примером Володе. Слабохарактерный рассеянный барчук был подвержен приступам лени. Именно в воспитательных целях Анна Ивановна посылала его в мастерскую под разными предлогами.
Но каждый раз сын возвращался домой перепачканным и с мечтой стать вертелом, как Прошка. Володе было весело в мастерской, и даже еду он находил вкусной.
Однажды Прошка перестал приходить. Барыня приехала к нему и узнала, что мальчик заболел. Тяжелые условия работы, пыль, сырость и недоедание вызвали у него чахотку. Анна Ивановна предложила переехать к ней, но Прошка отказался. Вскоре он, больной, продолжил вертеть колесо, пока не умер через две недели, поскольку ему было стыдно есть, не заработав.
[expert_review_likes style=“button-1-color” size=“m” icons=“thumbs” alignment=”” show_icon=“1” show_label=“1” show_count=“1” hide_dislikes=“0” label_like=“Мне нравится” label_dislike=“Не нравится” name=“Сюжет рассказа «Вертел» за 3 минуты” link=”” post_id=“”]
Это интересно: Повесть «Гуттаперчевый мальчик» Григоровича, написанная в 1883 году, описывает непростую судьбу маленького сиротки Пети, отданного на обучение циркачу.
Итак, мы привели краткое содержание “Вертела” Мамина-Сибиряка.
[expert_review_likes_rate title=“Итоговая таблица рейтинга” style=“style‑1” order=“desc” post_ids=”” output_total_score=“0”]
1
Сибиряк «Вертел», кто главные герои?
1 ответ:
1
0
Вертел.
В этом рассказе Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка описывается судьба мальчика Прошки, который работает на огранке драгоценных камней.
К категории главных героев, можно отнести следующих персонажей:
- Прошка — вертел, мальчик — работник мастерской, работающий на вредной работе в сыром помещении и умерший от чахотки.
- Алексей Иванович Ухов — хозяин мастерской, нечестный и несправедливый человек.
- Анна Ивановна — барыня, сердобольная женщина, накормившая Прошку и пообещавшая научить его грамоте.
- Володя — сын Анны Ивановны, захотевший стать вертелом.
Читайте также
Еремка верный друг и помощник Богача, они понимают друг друга с полуслова, довольствуются малым, зарабатывают в меру своих сил. Но однажды случилась история, которая перевернула их жизнь.
Краткое содержание рассказа «Богач и Ерёмка»
Рассказ начинается с описание собаки по кличке Еремка. Она была с острой мордой, огромными глазами, лобастая, хвост как волка. Породу собаки ее хозяин Богач не знал, но Еремку очень любил, он вырастил из маленького щенка здоровую собаку. Богач подсмеивался над собакой, сравнивал ее с собой, они и вправду были похожи своей неуклюжестью.
Главный герой рассказа Богач был как Еремка одинок, сначала пас скот, потом стал сторожить сады у своих соседей.
В снежную зиму Еремка и Богач ловили зайцев, которые повадились обдирать кору с фруктовых деревьев в саду.
Но однажды Еремка не смог убить зайца, молоденький зайчик сломал лапку и беспомощность зайца остановила собаку, он ильный и гордый пес охотился, но не убивал беззащитных
Зайца взяли в избушку выхаживать и в гости наведалась деревенская девочка Ксюща, она принесла зайцу молока. И назвала зайца Черное Ушко.
Заяц выздоровел, убегал и возвращался в избушку, но у Богача и Еремки возникла проблема, им теперь было стыдно убивать зайцев, но жить на что-то надо было.
А когда мужики пошли на охоту стрелять зайцев и Богач и Еремка взвыли, они боялись за Черное Ушко. Среди убитых зайца не было, но с той поры Богач перестал сторожить фруктовый сад и ловить зайцев.
Характеристика Богача. Добрый старик, который добросовестно выполнял свою работу, у него были золотые руки. У старика была добрая душа, к нему в деревне все относились с уважением. Богач выходил зайца и прикипел к нему душой, как к Еремке, который попал к нему маленьким щенком, заяц стал для Богача вторым ребенком. Поэтому Богач не смог больше убивать зайцев, его сердце разрывалось от боли и тревоги за Черное Ушко.
Характеристика Ерёмки. Мамин-Сибиряк описывает собаку с человеческим сердцем. Еремка платит добром за добро, бросается на помощь в трудную минуту и обладает добротой своего характера. Еремка первый показал свое сострадание к зайцу со сломанной лапой, инстинкт охотника в Еремке умер, когда он увидел страдания беспомощного животного. Собачье сердце разрывалось от боли , также как у Богача, Еремка выл как раненное животное, когда понял, что его инстинкт может убить его маленького воспитанника.
Главная мысль рассказа «Богач и Еремка» учит быть в ответе за тех, кого мы приучили, быть настоящими верными друзьями, уметь сделать выбор между нуждой и велением сердца.
Замечательный рассказ, который показывает, что такое любовь
В рассказе Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка «Вертел» главным героем является мальчик Прошка. Целыми днями он работает в самом сыром и темном углу мастерской, где вместе с другими он делает шлифовку и огранку драгоценных камней.
Их хозяин, Алексей Иванович Ухов, слывется как человек нечестный и несправедливый. Кормил он своих работников плохо и иногда крал камни, вместо них отдавая подделки.
И вот однажды, в мастерскую приехала барыня, взяв с собой туда двоих своих детей, чтобы взглянуть на работу огранщиков и показать им других детей, которые себе сами зарабатывают на пропитание.
К Прошке подошел один из ее детей, мальчик, чтобы посмотреть как тот крутит большое колесо. Попросил тоже повертеть и ему понравилась эта работа. К ним, после, подошла Анна Ивановна, барыня, и взглянув на Прошку, удивилась, до чего же он худой и слабый. Но хозяин ее уверил — работали они за еду и ели хорошо.
Анна Ивановна не поверила ему. Она сказала хозяину, чтобы купленные ею камни им принес Прошка, а не кто другой. И назавтра Прошка пошел с барыне. Там его сытно накормили, а Володя, сын Анны Ивановны, показал ему свои игрушки. Когда он уходил, барыня пригласила его еще прийти, чтобы научить его письму и чтению.
Ее сын, Володя, тоже часто бывал в мастерской, превратившись из ленивого в трудолюбивого ребенка, и вскоре, Володя загорелся мечтой стать как Прошка- вертелом.
Так все и было, пока однажды Прошка не пришел в очередной раз в дом барыни. Анна Ивановна приехала к нему и узнала, что он болен чахоткой. Она хотела забрать его к себе, но Прошка не захотел — ему было совестно есть еду, которую он не заработал. Две недели он крутил колесо, тяжело больной, и вскоре умер.
Вертел — очень грустная новелла.
Она о бедности, нищете, про огромную пропасть между богатым и бедным.
Главный герой — Прошка, подросток, сирота, который работает в мастерской чтобы как-то прокормиться.
Он работает за еду, одежду и крышу над головой.
Купец-ювелир, хозяин мастерской, неплохо относится к Прошке, жалеет его, заботится.
Но в целом видно, что судьба Прошки ему с большего пофиг.
Один раз приезжает богатая женщина забрать заказ, видит Прошку и решает ему помочь.
У нее доброе сердце и ей больно видеть грязного и зашуганного ребенка.
Вроде бы у Прошки даже налаживается жизнь… богатая барыня заботится о нем, а ее сын подружился с Прошкой, несмотря на огромную социальную разницу между ними.
Но затем он заболевает. Возможно, воспаление легких или туберкулез — Прошка много кашляет и почти не может работать.
Но упорно пытается. Не хочет видеть барыню, не хочет отдыхать.
Хотя купец не настаивал на его работе, наоборот.
А добрая барыня могла бы помочь, отвести к доктору — ведь она относилась к Прошке почти как к приемному сыну.
Это заканчивается ожидаемо плачевно — парень умирает.
На мой взгляд, основная мысль новеллы Вертел — заботьтесь о своем здоровье!
Лечитесь, если заболели и нельзя работать в плохом состоянии.
Сейчас конечно медицина намного лучше, но здоровье нужно беречь.
Сказ «Приказчиковы подошвы» относится к циклу сказов про Хозяйку Медной горы. В данном сказе Хозяйка Медной горы наказала жестокого приказчика, обратив его в глыбу пустой руды, на которой отпечатались подошвы сапог. Главными персонажами являются Северьян Лютый и Хозяйка Медной горы.
План можно составить следующий:
- Рассказ о приказчике Северьяне Лютом.
- Северьян приступает к работе.
- Первое предупреждение Хозяйки Медной горы (сапоги прилипли к земле).
- Встреча с Хозяйкой Медной горы.
- Превращение приказчика в руду.
- Похороны приказчика.
Главные герои — персонажи рассказа А.И.Куприна — «Собачье счастье»:
- пойнтер Джек — домашняя собака достаточно бойкого и веселого нрава;
- белый, старый пудель Арто — мастер эквилибристики, цирковой артист, утомленный и разочарованный жизнью;
- дворовый пес фиолетового цвета, очень дерзкий, своевольный, малоразговорчивый, непокорный, нагловатый, отважный и решительный. Именно эта собака, проявившая все свои качества в конце рассказа, становится главным персонажем рассказа, который переворачивает мировоззрение остальных собак.
Другие персонажи из «Собачьего счастья» — персонажи второго плана:
- пожилой дог мышастого цвета, слишком надменный и глуповатый;
- изнеженная и капризная левретка;
- такса, которая мне показалась олицетворением мещанки;
- дворовый пес, который вполне мог называться Бутоном — олицетворение нищего, бродяжки, приспосабливающегося под ту обстановку, куда его занесла судьба.
Основная мысль, идея рассказа:
- лучше погибнуть свободным при попытке к бегству, чем жить несколько дней или недель в ожидании смерти или какого-то чуда, что и доказал пес фиолетового окраса, когда сбежал из этого заведения. Как бы не доказывал пудель, что собачье счастье в том, чтобы подчиниться судьбе, все собаки поняли, что это не так. Надо бороться всеми клыками, когтями и хвостом за жизнь и верить в успех своего замысла, а не быть покорной овечкой, добровольно идущей на жертвенник…