«МАМИНЫ РУКИ»
Б.А. Емельянов
Такой это был несчастный, нехороший день!
С утра до вечера Маша капризничала, ссорилась с бабушкой, в комнате убираться не стала, читать не училась, в тетрадку ничего не писала, а только сидела в углу и хлюпала носом.
Мама пришла, и бабушка ей пожаловалась: целый, мол, день капризничает девчонка и никакого сладу с ней нет.
Мама спросила:
— Что же с тобой, дочка, делается? Ты не больна ли? — и положила Маше на лоб свою руку.
Руки у мамы были удивительные: сухие, чуть шершавенькие, но такие лёгкие и добрые.
На этот раз Маша только головой мотнула и стряхнула с себя мамины руки.
— Фу, — сказала она. — Фу, мамочка! Какие у тебя руки нехорошие.
— Ну вот, — удивилась мама. — Столько лет жили-дружили, а теперь стала нехороша. Чем же тебе, дочка, мои руки сегодня не понравились?
— Жёсткие, — ответила Маша. — Царапаются.
Мама посмотрела на свои руки, Маше показалось, грустно.
— Руки обыкновенные, — сказала мама. — Рабочие руки. Ничего уж с ними не поделаешь.
Встала и ушла в ванную мыться и заперлась на крючок.
Маше так вдруг стало жалко маму. Она уже хотела бежать за ней, бабушка не пустила.
— Сиди! — сказала бабушка грозно. — Сиди! Мать обидела ни за что. Руки у твоей матери золотые, это все знают. Материными руками добра сделано — на десять таких, как ты, хватит: полотном, которое мать наткала, полземли устлать можно. Даром, что молода, а сноровиста. Мать у тебя не белоручка, работница, плохого в том нет. Станешь к станкам на материно место — дай тебе бог такой быть, обидчица!
— Я её обидеть не хотела, — сказала Маша плача.
— Не хотела, да обидела, — сказала бабушка. — Так тоже бывает. За языком поглядывай. Руки у твоей матери верно, что жёсткие, а вот сердце мягкое… Я бы на её месте тебе как полагается всыпала, горячих… Надрала бы уши.
Мама вернулась и услышала, как бабушка ворчит, а Маша плачет, и сразу не разобралась, в чём дело.
— Не стыдно тебе ещё и бабушку обижать, — сказала она. — Сердце у бабки отходчивое. Я бы на её месте…
— Знаю, знаю! — закричала Маша неожиданно весело и бросилась к матери целоваться и обниматься. — Знаю…
— Ничего ты не знаешь, — сказала мама. — А если знаешь, говори.
— Знаю, — сказала Маша. — Ты бы на бабушкином месте надрала мне уши. Я твои руки обидела.
— Ну и надеру, — сказала мама. — Чтоб не обижала.
— Бабушка говорила, — сказала Маша из угла, — что если бы она была на твоём месте, то надрала бы. А на своём — вы обе не можете.
Бабушка и мама переглянулись и засмеялись.
Жанр: рассказ
Читайте краткое содержание других похожих рассказов:
«Два пирожных»
Главные герои рассказа «Мамины руки» и их характеристика
- Маша. Маленькая девочка. Капризная, но добрая, умеет извиняться, когда понимает свою неправоту.
- Мама. Работница на ткацком станке. Добрая и отходчивая, сноровистая.
- Бабушка. Ворчливая, но тоже добрая.
План пересказа рассказа «Мамины руки»
- Капризы Маши
- Жесткие руки
- Выговор от бабушки
- Маша просит прощенье
Краткое содержание рассказа «Мамины руки» для читательского дневника в 6 предложений
- Маша капризничала и ничего не делала.
- Мама решила, что она заболела.
- Маша назвала мамины руки жесткими и мама обиделась.
- Бабушка отругала Машу и рассказала, как работает мама.
- Мама решила, что бабушка и Маша поругались.
- Маша обняла маму и сказала, что у той золотые руки.
Главная мысль рассказа «Мамины руки»
Рука матери всегда самая мягкая и добрая.
Чему учит рассказ «Мамины руки»
Рассказ учит любить и уважать родителей, никогда их не обижать. Учит вести себя хорошо, не капризничать и не бездельничать. Учит уметь извиняться.
Отзыв на рассказ «Мамины руки»
Мне понравилось, что Маша поняла свою ошибку и извинилась перед мамой. И мне очень понравилось чувство юмора девочки, когда она поняла, что и мама, и бабушка, хотели бы надрать ей уши, но не могут этого сделать. Этим она всех насмешила и разрядила обстановку.
Пословицы к рассказу «Мамины руки»
Родных много, а мать родней всего.
Материнская ласка конца не знает.
Кто родителей почитает, тот век не погибает.
Золотые руки на серебро не купишь.
Мозолистые руки не знают скуки.
Читать краткое содержание, пересказ рассказа «Мамины руки»
В тот день Маша вела себя плохо. Бабушке не помогала, пол не мыла, книжки не читала, в тетрадках не писала. А просто сидела в углу и носом хлюпала.
Когда пришла мама, она подумала, что Маша больна и положила ей руку на лоб.
Обычно мамины руки были добрыми и мягкими, но в этот раз Маша сказала, что у мамы плохие руки, жесткие.
Мама сказала, что руки у нее обыкновенные и ушла в ванную.
Маша поняла, что мама обиделась и хотела бежать следом, но бабушка ее не пустила. Она сказала, что девочка напрасно обидела мать и что руки у той золотые. Что мама целыми днями работает на станке и что она хорошая работница. И добавила, что на месте мамы надрала бы Маше уши.
Тут вернулась мама и услышав, что бабушка ворчит, решила, что Маша обидела и ее. Она начала было заступаться за бабушку, но Маша обняла ее и сказала, что все знает. Что мама на бабушкином месте надрала бы ей уши. Но пока они с бабушкой на своем месте, надрать ей уши они не могут. И попросила прощенья.
«Челядьöс сöвмöдан 117 №-а видзанiншколаöдз велöдан»Сыктывкарса муниципальнöй асшöрлуна учреждение»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 117 общеразвивающего вида»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе №1
Тема: «Рассказ и пересказ по рассказу Б.А.Емельянова «Мамины руки».
Воспитатель:
Селиванова Е.Н.
Сыктывкар, 2017
Цель: сделать текст личностно – значимым для ребенка: разбудить мир его переживаний, создать условия для сравнительного анализа себя с героями произведения.
Задачи:
- Воспитывать доброту, искренность, любовь и уважение к матери.
- Развивать умение пересказывать нужные моменты из текста, высказать свое мнение о поступках главного героя и подтверждать свои выводы, обогащать словарный запас детей.
- Эмоционально вовлечь детей в пространство литературного произведения на основании сравнения мира их собственных ценностей и ценностей героев рассказа, продолжить работу над построением правильных высказываний.
Форма организации: открытое занятие для родителей.
Предварительная работа: закрепление стихотворения «Золотые руки», подготовка поделок для мам-подарки, словарная работа (прилагательные про маму).
Оборудование и материалы: схемы по рассказу «Мамины руки» картинки и фотографии с изображением мам, ноутбук (презентация «Моя мама»); магнитофон.
Технологическая карта ОД.
№ |
Этап занятия Структурные компоненты деятельности |
Ход занятия |
||
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Время |
||
1 |
Вводная часть. Организационный момент |
(эмоционально – психологический настрой) Собрались все дети в круг, Я твой друг и ты мой друг Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. |
1 мин. |
|
Мотивация. |
(звучит музыка, песня про маму). — Какая мама? |
Дети слушают внимательно и отгадывают, про что и про кого песня. Дети называют прилагательные, относящие к слову «мама»( хорошая, красивая, умная, изысканная и т.д.) |
1,5 мин. |
|
2 |
Основная часть. |
1)Художественное слово. — Ребята, прослушайте, пожалуйста, стихотворение «Золотые руки». Говорят у мамы руки не простые: Говорят у мамы руки золотые. Я гляжу внимательно, подношу поближе, Трогаю и глажу – золота не вижу. Почему же люди наши заводские Говорят – у мамы руки золотые? Спорить я не буду: им видней- Ведь они работают с мамою моей. 2) Знакомство с автором. — Ребята, обратите, пожалуйста внимание на книжный центр. Скажите, с какими писателями мы с вами уже знакомы? (Маршак, Барто, Чуковский и т.д.) — Сегодня я хочу вас познакомить еще с одним писателем Борисом Александровичем Емельяновым, который много написал рассказов про наших любимых мам. 3) Сообщение темы занятия. — На сегодняшнем занятии, я вас познакомлю с одним из рассказов Б.А.Емельянова «Мамины руки». 4)Первичное чтение. — Садитесь на стульчики и внимательно послушайте, а я вам прочту. 5)Беседа по рассказу. — Почему у Маши был неудачный день? — С чего начался разговор мамы и дочери? — Какие слова Маши обидели маму? -Что сказала мама сама про свои руки? — Кто ее остановил? — Что сказала бабушка про руки Машиной мамы? — Какой же работницей была мама? — Маша сразу осознала, что обидела маму? — Какой совет бабушка дала Маше? — Были ли с вами случаи, когда вы кого – нибудь обидели словом? А маму свою? — Часто Маша обижала маму или нет? — Поняла ли Маша свою ошибку? Как бы поступили вы? — Почему же бабушка и мама в конце засмеялись? — Как вы думаете простили мама и бабушка Машу? — А можно сказать, что у ваших мам и бабушек сердце мягкое? — Чему учит этот рассказ? 6)Повторное чтение. — А сейчас еще раз внимательно прослушайте этот рассказ. 7)Пересказ. -Ребята, а сейчас давайте попробуем пересказать этот рассказ. 8)Анализ пересказа. — Ребята, вам понравилось, как пересказали? — Использовали ребята слова, выражения автора? — Какие? (дети перечисляют) |
Проговаривание вместе с детьми. Дети внимательно рассматривают книжный центр, анализируют, на вопросы отвечают полным предложением. Дети вспоминают, что стихотворение было тоже посвящено «золотым» рукам мамочки. Дети аккуратно присаживаются на свои места, спокойно, друг друга не толкают, внимательно слушают рассказ. Дети отвечают на поставленные вопросы полным предложением, не торопятся, задумываются перед ответом и вспоминают рассказ. Начинает один ребенок, затем продолжает другой. Пересказывают полным предложением, внимательно смотрят схемы по рассказу, которые им помогут. |
20 мин. |
Физкультминутка. |
Дружно маме помогаем- Пыль повсюду вытираем. Мы белье теперь стираем, Полощем, отжимаем. Подметаем все кругом И бегом за молоком. Маму вечером встречаем, Двери настежь открываем, Маму крепко обнимаем. |
Ребята говорят слова и показывают все в движении, имитируют. |
2 мин. |
|
3 |
Заключительная часть. Итог занятия. |
1)Выкладывание на столах фотографии мам. — Ребята, а сейчас подойдите к столам. Перед вами фотографии мам в детстве, я предлагаю вам внимательно посмотреть на каждую фотографию и сделать свой выбор. — Встаньте перед своими мамами покажите фотографию. -Посмотрите, какие у нас красивые, милые мамы! 2)Использование веселой интонации. -Ребята, скажите слово «мамочка моя» с веселой интонацией, с ласковой, с требовательной. 5) Подведение итога. — Чем мы занимались на сегодняшнем занятии? — С каким автором вы познакомились? — Какой рассказ мы сегодня читали? — Что интересного и нового вы узнали на сегодняшнем занятии? |
Дети внимательно рассматривают и делают выбор своих любимых мам. Дети отвечают полным предложением, делают для себя вывод, что нужно ценить взрослых. |
7 мин. |
Дети под музыку дарят мамам поделки, изготовленные своими руками и танцуют медленный танец со своей любимой мамой. |
Работа с
текстом_________________________________________________________
МАМИНЫ РУКИ
Такой это был несчастный, нехороший день!
С утра до вечера Маша капризничала, ссорилась с бабушкой, в комнате убираться
не стала, читать не училась, в тетрадку ничего не писала, а только сидела в
углу и хлюпала носом.
Мама пришла, и бабушка ей пожаловалась: целый, мол, день капризничает девчонка
и никакого сладу с ней нет.
Мама спросила:
— Что же с тобой, дочка, делается? Ты не больна ли? — и положила Маше на лоб
свою руку.
Руки у мамы были удивительные: сухие, чуть шершавенькие, но такие лёгкие и
добрые.
На этот раз Маша только головой мотнула и стряхнула с себя мамины руки.
— Фу, — сказала она. — Фу, мамочка! Какие у тебя руки нехорошие.
— Ну вот, — удивилась мама. — Столько лет жили-дружили, а теперь стала
нехороша. Чем же тебе, дочка, мои руки сегодня не понравились?
— Жёсткие, — ответила Маша. — Царапаются.
Мама посмотрела на свои руки, Маше показалось, грустно.
— Руки обыкновенные, — сказала мама. — Рабочие руки. Ничего уж с ними не
поделаешь.
Встала и ушла в ванную мыться и заперлась на крючок.
Маше так вдруг стало жалко маму. Она уже хотела бежать за ней, бабушка не
пустила.
— Сиди! — сказала бабушка грозно. — Сиди! Мать обидела ни за что. Руки у твоей
матери золотые, это все знают. Материными руками добра сделано — на десять
таких, как ты, хватит: полотном, которое мать наткала, полземли устлать можно.
Даром, что молода, а сноровиста. Мать у тебя не белоручка, работница, плохого в
том нет. Станешь к станкам на материно место — дай тебе бог такой быть,
обидчица!
— Я её обидеть не хотела, — сказала Маша плача.
— Не хотела, да обидела, — сказала бабушка. — Так тоже бывает. За языком
поглядывай. Руки у твоей матери верно, что жёсткие, а вот сердце мягкое… Я бы
на её месте тебе как полагается всыпала, горячих… Надрала бы уши.
Мама вернулась и услышала, как бабушка ворчит, а Маша плачет, и сразу не
разобралась, в чём дело.
— Не стыдно тебе ещё и бабушку обижать, — сказала она. — Сердце у бабки
отходчивое. Я бы на её месте…
— Знаю, знаю! — закричала Маша неожиданно весело и бросилась к матери
целоваться и обниматься. — Знаю…
— Ничего ты не знаешь, — сказала мама. — А если знаешь, говори.
— Знаю, — сказала Маша. — Ты бы на бабушкином месте надрала мне уши. Я твои
руки обидела.
— Ну и надеру, — сказала мама. — Чтоб не обижала.
— Бабушка говорила, — сказала Маша из угла, — что если бы она была на твоём
месте, то надрала бы. А на своём — вы обе не можете.
Бабушка и мама переглянулись и засмеялись.
Прочитай
текст Б. Емельянова «Мамины руки» и выполни задания
1.
Оредели
персонажей рассказа.
А)
Маша, бабушка, папа.
Б)
Бабушка, дедушка, Маша, мама.
В)
Бабушка, Маша, мама.
Г)
Другие варианты __________________________
2.
Чем занималась Маша с утра до вечера?
А)
Ходила в гости.
Б)
Капризничала.
В)
Читала книги.
Г)
Слушала музыку.
3.
Что не понравилось Маше у мамы?
А)
руки
Б)
Волосы
В)
Платье
Г)
Волосы
4.
Выпиши из текста слова, как Маша отозвалась о маминых руках?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.
Почему бабушка назвала мамины руки «золотыми»?
А)
Сделаны из золота
Б)
Не работает и ничего не делает дома
В)
Часто моет
Г)
Не белоручка, а хорошая работница на ткацкой фабрике.
6)
Какая Маша?
Оцените её поступок.
А) Обидела
мамины руки и маму
Б) Со
всеми поссорилась
В)
Поступила плохо
Собери пословицу о маме и запиши. милее, родная, матушка, нет, дружка, чем
_________________________________________________________________
7)
Какова же
главная мысль рассказа? _____________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Емельянов Борис Александрович
«Рассказы о маме»
Биография Емельянова Бориса Александровича
Емельянов Борис Александрович — русский советский писатель.
Учился в Высшем литературно-художественном интернате им. В. Я. Брюсова (1924—25). В 1942 вышел его первый сборник рассказов «Возмездие» — о героической борьбе Советской Армии, советских и югославских партизан против немецких оккупантов.
Для детей младшего возраста предназначены книги Емельянова «Город в лесу» (1949), «Кот и собака» (1954), «Зеленая букашина» (1954), «Дед Макабка» (1957). Повесть «Мечта» (1954) рисует жизнь воспитанников детского дома. Успехом у детей пользуется книга Емельянова «Твой друг. Рассказы об Аркадии Гайдаре» (1948), выдержавшая несколько изданий.
Аннотация
Сборник включает два цикла коротких рассказов: «Рассказы о маме» и «Дед Макабка».
Художник Е. Кольцова. Тонированные, черно-коричневые, рисунки в тексте и полностраничные.
Для детей младшего школьного возраста.
С о д е р ж а н и е. Рассказы о маме: – Обида. – Надо и не хочется. – Мама все понимает. – Мамины руки. – Мамино горе. – Конец.
Дед Макабка: – Товарищ Макабка. – Рыбак Макабка. – Доктор Макабка. – Макабка-путешественник. – Кавалер Макабка.
Из «Рассказов о маме»:
«Бабушка удалилась на кухню успокоенная и примиренная с Африкой. Увы! Тишина не продлилась до чая. Скоро из комнаты раздался страшный рев и вой, и спустя минуту в кухню долетел отчаянный Нюшкин вопль. Это Миша, оказалось, нечаянно превратился в тигра, потом обратно в охотника, потом из охотника во льва. Лев прыгнул на Нюшку и защелкал зубами…
Все остальное бабушке не надо было рассказывать. Льву попало веником, Нюшке выдали конфету вне очереди. Чайник закипеть не успел».
Из цикла «Дед Макабка»:
«Маша жила совсем рядом, в соседнем доме, и у нее был братишка Колька, немного постарше деда Макабки годами и повыше ростом. Этот Колька часто дразнил деда Макабку и даже один раз ни за что ни про что стукнул по шее. Так что любить этого Кольку деду Макабке было не за что.
И вот однажды утром Колька сорвался с крыши. Что ему там понадобилось, никто не знал. То ли он отправился гонять голубей, то ли разыскивать отцовские удочки.
Все видели, как он полетел с самого верха головой вниз, размахивая руками и болтая ногами, и с ужасом думали, что Колька вдребезги разобьется во дворе о дрова или старую телегу. Колькина мать, Наталья Сергеевна, стоя у колодца, выронила ведро из рук и чуть сама не упала в колодец от страха. Шутка ли – единственный сын летит, а куда – неизвестно».
Краткое содержание рассказа «Мамины руки»
«Я хочу сказать, дорогие ребята, несколько слов об авторе этой книги.
Я знал его… Он был человеком веселым и добрым, любил детей и природу, рыбачил и путешествовал. Собственно говоря, путешествием была вся его жизнь. Он находился в непрестанном поиске и когда работал журналистом в довоенные годы, и когда в годы сражений выступал на страницах военных газет и журналов с огневой публицистикой, с очерками, окрылявшими сердца защитников Родины.
Самое важное то, что его поиски увенчались счастливыми находками. В результате вы, ребята, получили увлекательные, умные книги, на обложках которых вас встречает имя близкого и верного друга: Бориса Емельянова.
Борису Александровичу было чем поделиться с вами, потому что жизнь его была богата и интересными событиями и верными друзьями.
Борис Емельянов был отличным рассказчиком и очень часто бывал в школах и пионерских отрядах. Ребята всегда с огромным интересом слушали его. Сейчас Бориса Александровича уже нет среди нас. В 1965 году он умер. Но побеседовать с ним вы можете. Раскройте книги писателя – и вы услышите его живой голос».
Емельянов Б. Рассказы о маме — М.: Детская литература, 1981.
Рассказ «Мамины руки
«…С утра до вечера Маша капризничала, ссорилась с бабушкой, в комнате убираться не стала, читать не училась, а только сидела в углу и хлюпала носом. Мама спросила: «Что же с тобой, дочка, делается? Ты не больна ли? – и положила Маше на лоб свою руку. Руки у мамы были удивительные: сухие. Чуть шершавенькие, но такие лёгкие и добрые. …Маша только головой мотнула и стряхнула с себя мамины руки. Фу, — сказала она. – Фу, мамочка! Какие у тебя руки нехорошие. – Ну, вот! – удивилась мама. – Сколько лет жили – дружили, а теперь стала нехороша. Чем же тебе, дочка, мои руки сегодня не понравились? – Жёсткие, — ответила Маша. – Царапаются. Мама посмотрела на свои руки. – Руки обыкновенные, — сказала мама. – Рабочие руки. Ничего уж с ними не поделаешь. Встала и ушла в ванную мыться. Маша хотела бежать за мамой, бабушка не пустила. – Сиди, сказала бабушка грозно. – Сиди! Мать обидела ни за что…
Читать произведение полностью
Аудиокнига
Цитаты о любви к маме
«Мама» — это синоним слова «любовь».