В XVII веке территория Марийского края входила в состав «Казанской земли» («понизовых городов») и включала в себя части обширного Казанского (Алатской и Галицкой дорог), Уржумского, Яранского, Царевосанчурского, Кокшайского, Козьмодемьянского уездов и полностью Царевококшайский уезд. Внутриуездное деление по сравнению с предшествующим временем не претерпело изменений.
Более 9/10 населения составляли ясачные; остальную часть — дворцовые, монастырские, помещичьи крестьяне, а также посадские люди, военнослужилые, ямщики и др. Свыше 90% составляли марийцы.
Территория края, как и всего Поволжья, со второй половины XVI века управлялась Приказом Казанского дворца. Из Москвы в уездные города направлялись воеводы, поставленные во главе местного управления. Они подчинялись Приказу Казанского дворца и руководствовались нормами российского феодального права, а также специальными наказами. Облеченный большой властью воевода управлял городом и уездом. В его ведение входил широкий круг вопросов: охрана феодальной собственности, сбор податей, пошлин и других платежей, борьба с укрывательством беглых крестьян, забота о пополнении царской казны, обязанность «учинить прибыль, которая б государю была прочна и стоятельна».
В XVII веке Марийский край был в основном земледельческим. Упорным трудом крестьян в хозяйственный оборот были включены новые большие земельные площади.
В XVII веке в крае, как и во всем Среднем Поволжье, существовали следующие формы феодальной собственности на землю: государственная (ясачные, посадские и казенные земли), помещичья, дворцовая и церковно-монастырская. Ведущее место занимала феодальная государственная форма земельной собственности.
Верховным собственником земли в ясачной деревне являлось феодальное государство.
Ясачные люди могли лишь пользоваться государственной феодальной земельной собственностью и обязаны были вносить в казну ясачные платежи в денежной и натуральной форме. Земля, отводимая во владение марийской общине, призвана была служить прежде всего фискальным, военным и другим интересам феодального государства.
В рамках территориальной соседской общины организовывалась вся хозяйственная и бытовая деятельность марийского крестьянина. Каждая семья, прикрепленная к общинной земле и основанная на единоличном ведении хозяйства, пользовалась определенной площадью пахотных и сенокосных участков. Они давались после переделов. В общем пользовании всех членов общины были лесные и сенокосные угодья, пастбища, водопои.
Крестьяне марийской, как и других нерусских национальностей, платили различные подати. Важнейшей из них являлся ясак — денежные и хлебные сборы в казну. В то же время он служил единицей обложения и взимался с определенной земельной площади. Размер обложения, падавшего на каждый крестьянский двор, был различным: мог составлять четверть, половину, три четверти и целый ясак.
Государственные земли подвергались усиленному захвату русскими светскими и духовными феодалами. Царское самодержавие, стремившееся к дальнейшему укреплению своей власти в Среднем Поволжье, оказывало помещичье-монастырской колонизации поддержку.
Ремесленное производство марийцев, как и других народов Среднего Поволжья, в некоторых отраслях было сильно стеснено царским законодательством. Так, после черемисских войн второй половины XVI века и «Смуты» начала XVII столетия металлообработка, кузнечное и слесарное дело в крае были запрещены.
Несмотря на это, ремесло развивалось. Наибольшее распространение получила деревообработка.
Развивалась торговля. Вместе с русскими, татарскими и чувашскими торговцами заметное место в отъезжей средневолжской торговле занимали марийские торговцы. В это время значительно возросло число торговцев в Козьмодемьянске и Царевококшайске. В Козьмодемьянске имелись и купцы-оптовики. В середине века на рынок Великого Устюга часто приезжали со своими товарами купцы из Козьмодемьянска.
В XVII веке города края постепенно меняли свой облик и характер. Появились посады, росло торгово-ремесленное население. Города были укреплены деревянными крепостными стенами и башнями.
Протестуя против захватов общинных земель, усиления феодального гнета и злоупотреблений царских воевод, сотни марийских крестьян бежали на восток. В 20-60-х годах XVII века многие устремились в Закамье, Приуралье и Башкирию. Марийцы переселялись в Уфимский (по Казанской, Осинской и Сибирской дорогам), Кунгурский и Верхотурский уезды.
Реакцией на феодальный гнет, который марийцы испытывали в такой же степени, как и русские крестьяне, является активное участие в XVII веке в восстании под предводительством Степана Разина, а спустя столетие марийцы поддержали Емельяна Пугачева.
Территорию края составляли Царевококшайский, частично Козьмодемьянский, Царевосанчурский, Кокшайский уезды Свияжской провинции; часть Алатской и Галицкой дорог Казанского уезда, часть Уржумского уезда Казанской провинции и Рыжайская волость (с. Юрино с деревнями) Закудемского стана Нижегородского уезда одноименной провинции и губернии. К Нижегородскому уезду этой же губернии в 1714 году отошла часть Марийского Поветлужья.
В результате реформы 1727-1728 годов вся полнота власти была сосредоточена в руках губернатора, провинциальных и уездных воевод. Такая структура управления оставалась до 1781 года.
Численность населения края постепенно возрастала. Основная его масса была представлена податными сословиями. Значительно преобладали государственные крестьяне. Доля помещичьих, дворцовых, монастырских крестьян была невелика.
Этнический состав крестьянского населения края в XVIII веке не претерпел существенных изменений. Марийцы составляли 4/5 от общей численности. Росла доля русских. Татарское население в крае за столетие удвоилось. Резкое усиление феодально-крепостнического гнета в первой четверти XVIII века вызвало массовое переселение марийских крестьян в Закамье, Приуралье и Башкирию.
В сельском хозяйстве края ведущая роль принадлежала земледелию. В нем господствовала «лесопольная» система, сочетавшая паровое трехполье (чередование озимых, яровых и пара) с периодическим запуском пашни под перелог и лес с последующим их использованием.
Основной культурой растениеводства была рожь, занимавшая 30-50% посевной площади. Овес составлял 20-30%, пшеница и ячмень — 1/10 часть посевов. Остальные культуры (полба, горох, гречиха, а также лен и конопля) сеялись не везде, и удельный вес их был невелик. Были распространены огородные культуры: капуста, редька, свекла, лук, чеснок, репа, огурцы. Большое распространение получило культурное хмелеводство. Во второй половине XVII века в правобережье у марийцев стали распространяться сады. В конце XVIII века начали выращивать картофель.
Крестьяне занимались животноводством. Содержали лошадей, крупный рогатый скот, овец, коз и домашнюю птицу. Жители прибрежных и приозерных селений ловили рыбу. Марийские крестьяне владели бортными угодьями, которые передавались по наследству. Развивалось пасечное пчеловодство. Зажиточные крестьяне нередко владели 10-20 пчелосемьями.
Заметную роль в крестьянском хозяйстве играла охота на зверей и птиц. Она носила промысловый характер. Зажиточные русские крестьяне имели ружья.
Крестьяне были заняты на заготовке и сплаве леса, на вододействующих лесопильных заводах купцов и помещиков, занимались изготовлением мочала, рогож, кулей. Во второй половине XVIII века часть марийцев, переселившись на восток, пополнила ряды работных людей уральских заводов. В крестьянском хозяйстве повсеместно была распространена домашняя промышленность, удовлетворявшая повседневные нужды. Неземледельческие промыслы крестьян занимали довольно заметное место в их хозяйственной жизни.
Главным земельным собственником в Марийском крае в XVIII веке выступало феодальное государство, в руках которого сосредоточивалось более 90% всех земель. При этом непосредственно казне принадлежало около трети площадей — большие лесные массивы, оброчные сенокосные угодья и пахотные участки.
В 1724 году царским указом ясачные крестьяне Среднего Поволжья были переведены на подушное обложение.
Заметные попытки христианизации народов Поволжья предпринимались еще в начале XVIII века. В 1720-1722 годах были изданы указы о предоставлении льгот язычникам в случае принятия ими православной веры. В частности, было обещано не брать рекрутов в течение 3 лет и освободить новокрещенов на этот срок от взимания подушных податей.
В 30-е годы XVIII века христианизация нерусских народов Поволжья усилилась. В Свияжске с этой целью была образована Комиссия новокрещенских дел, преобразованная в 1740 году в Контору новокрещенских дел.
Служителям Новокрещенской конторы удалось подвергнуть крещению большую часть марийцев. Но для многих это носило формальный характер. Значительная их часть длительное время продолжала придерживаться языческих верований.
7 ноября 1775 года был издан закон «Учреждение для управления губерний Российской империи», согласно которому территория страны была разделена на 50 губерний. За основу административно-территориального деления была взята численность податного населения. Каждая из губерний включала по 200-300 тысяч душ мужского пола ревизского населения и состояла из 10-12 уездов. В них числились по 20- 30 тысяч жителей. Провинции были упразднены.
Изменения в административно-территориальном делении в Среднем Поволжье были осуществлены в 1779-1782 гг. Почти 2/3 территории края вошло в Царевококшайский, Козьмодемьянский, Чебоксарский и Казанский уезды Казанской губернии, около 1/3 — в Царевосанчурский (упразднен в 1796 году), Уржумский и Яранский уезды Вятской, остальная — в Васильский и Макарьевский (с 1796 года) уезды Нижегородской губерний.
В XVIII веке учеными Академии Наук началось исследование народов страны, в том числе и марийцев. Российские ученые Г. Ф. Миллер, И. Г. Гмелин, В. Н. Татищев, П. С. Паллас, И. П. Фальк, И. Г. Георги, П. И. и Н. П. Рычковы и другие изучали хозяйственную жизнь, культуру и быт народов Поволжья и Приуралья. В своих анкетах, заметках и описаниях ученые отмечали особенности природных условий в местах расселения марийского населения, где имелись «леса великие»; указывали размеры селений и численность мужчин-марийцев в различных административно-территориальных единицах; писали о дружественном характере отношений марийцев с другими народами, достойном «удивления»; характеризовали основные виды хозяйственной деятельности марийских крестьян — земледелие и животноводство, в котором они «прилежны», а в охоте из лука и стрел, в лесном и домашнем пчеловодстве «весьма искусны»; отдавали должное труду марийских крестьянок, изучали народное творчество марийцев.
В целом история Марийского края XVII- XVIII веков характеризовалась дальнейшим поступательным развитием экономики, культуры, образования и просвещения.
Цитируется по изд.: Марийцы. Историко-этнографические очерки. Издание 2-е, дополненное. Йошкар-Ола, 2013, с. 67-72.
-
На
пути к мирной жизни; -
Период
«Смуты»; -
Жизнеобеспечение
марийцев в XVII
веке; -
Социальное
положение марийцев. Управление -
Крестьянская
община и ее роль в
жизнедеятельности ясачных марийцев
Литература
-
Айплатов
Г.Н. Из истории развития ремесла и
торговли в Марийском крае в XVII
в// Труды МарНИИ. Вып. 17. Йошкар-Ола. 1962. -
Андреянов
А.А. Город Царевококшайск. Страницы
истории (конец XVI
– начало XVIII
вв). Йошкар-Ола, 1991.
1. На пути к мирной жизни
Марийцы
начало
шестнадцатого
столетия
встречали в составе Казанского ханства,
а конец — уже
в Московском царстве.
Характерные
черты этого времени:
1.
Повсеместно затухали последние вспышки
марийских восстаний в лесном крае;
завершались длительные и кровавые
«черемисские войны». Марийский
народ,
несмотря на невиданные жертвы и громадную
разруху, отстоял
свое право на жизнь. В неравной
борьбе много
марийцев погибло на полях сражений, от
царских
карательных экспедиций, болезней и
голода. Крестьянские хозяйства
ясачных марийцев были почти полностью
разорены. Некогда
цветущие поля заросли кустарником и
диким лесом.
2.
Начинается усиление военно-административной
царской власти в
крае, определенная стабилизация. Марийцы
стали
осознавать
необходимость перехода к мирному труду
для
налаживания хозяйственной
жизни.
К
началу XVII
в. стали
восстанавливаться марийские
деревни. Налаживался привычный уклад
хозяйственной жизни.
В отрывке из писцовой книги
Казанского уезда 1602—1603 гг. приводятся
следующие сведения о жизнеобеспечении
жителей марийской общины
«Черемисский Малмыж» Арского уезда:
«за ясачною черемисою» этой
волости в 38 дворов были закреплены: 1)
общинные ‘пашни в
228 десятин в трех полях (1 десятина
равнялась 1,09 га), 2) участки,
которые «лесом поросло», в 114 десятин;
3) сенокосные
угодья «между полей и по реке Вятке
7600 копен»; 4)»лесу дубровы пашенные»
длиною в 3 версты и поперек в одну
версту; 5) им принадлежало 9 водяных
мельниц на реке Малмыж; 6) они же владели
несколькими
промысловыми угодьями для ловли птиц
и зверей, а также
«черным» большим лесом. Поставленному
во главе
этой общины служилому человеку,
новокрещеному марийцу Миките
Баимову на поместном праве принадлежали
24 десятины «пахотной
пашни», 8 десятин «лесом поросшие»,
сенокосов в 600 копей, «лесу дубровы
пашенные —
10
десятин», одна мельница, право
пользоваться дарами общинного «черного
леса». Как
видно, пашенное земледелие, домашнее
животноводство, переработка
зерна в муку, традиционная охота,
рыболовство и другие промыслы
вновь становились определяющими
факторами жизни марийской
деревни начала XVII
в.
2) Период «Смуты»
Однако
непродолжительная мирная жизнь неожиданно
была нарушена бурными событиями
«смутного» времени. Причина «Смут»:
1) обрушившимся
на страну в начале XVII
в. природно-экологическое бедствие
(резкое
похолодание и проливные дожди, неурожаи,
массовый голод);
2)династический, социальный и политический
кризис в Российском
государстве.
События
«Смуты» охватили многонациональный
регион Среднего Поволжья, в том числе
и марийские земли. Служилые и ясачные
марийцы, как и соседние чуваши, мордва,
татары, удмурты и другие народы, были
вовлечены в ожесточенную
вооруженную схватку. В борьбе участвовали:
1) «законно избранные»;
2) мнимые русские цари; 3) различные
группировки бояр и дворян, дети бояр
и стрельцов, 4) верхушка духовенства
и казачества. Все боролись за власть.
Ясачные
марийцы открыто выступили против царской
власти. Вооруженная
борьба восставших ясачных марийцев
была вызвана следующими причинами: 1)
усилением
роста ясачных платежей и повинностей,
2) произволом
воеводской администрации; 3) стремлением
избавиться от конкретных
притеснителей в лице воевод, приказных
людей, царских ратников
и других русских феодалов; 4) борьбой за
собственные крестьянские интересы,
что было наиболее характерной чертой
участия марийцев в «Смуте».
По
времени участие марийцев в этих событиях
в значительной мере связано с периодом
правления боярского царя Василия
Шуйского
(1606-1610
гг.). Его приход к власти еще более
обострил кризис в стране.
Марийцы оказались перед выбором: 1)
признать власть
нового царя и его воевод на местах; 2)
поддержать повстанцев
— Илейку Муромца и предводителя
Крестьянской войны И.И. Болотникова,
выступавших под знаменами «царя»
Дмитрия Ивановича, последнего
сына царя Ивана Грозного.
Можно
выделить 3 группы марийцев, выступавших
на разной стороне: 1)Значительная
часть служилых и ясачных ратных марийцев
Козьмодемьянского,
Царевококшайского,
Царевосанчурского и Яранского уездов
совместно с пришлыми из
других уездов русскими служилыми людьми
выступила против воеводской администрации
царя Шуйского и участвовала в осаде
Нижнего Новгорода, Свияжска,
Казани, а также взятии Козьмодемьянска,
Яранска, Царевосанчурска, Царевококшайска,
Котельнича и других городов; принимала
участие в кровопролитных сражениях
против войск воеводы Ф.И.
Шереметева. 2) Другая часть марийцев, в
основном Уржумского и Казанского уездов,
признала власть Шуйского и участвовала
в военных
действиях на его стороне. 3)Немало
марийцев, как отмечает источник,
вообще не признали ничьей власти и
бежали в глухие леса.
Во
время бурных событий «смутного»
времени марийцы в условиях безвластия
не платили ясак и не выполняли повинности,
расправлялись с царскими воеводами и
приказными людьми,
участвовали в сражениях на той или иной
стороне. Но все сами терпели
ущерб от воюющих сторон. Стремлением
обезопасить свою жизнь
и имущество можно объяснить формирование
марийцами крупных
военных сил. Так, в 1610 г., под началом
марийского сотника Ялпая Токшейкова
в Царевосанчурском уезде стоял отряд
марийских ратников численностью
около 2 тысяч человек; в Царевококшайском
уезде
находился вооруженный марийский отряд
в тысячу человек; в Кокшайском
уезде под началом Аникея Кошакова
имелись 700 вооруженных марийцев,
прибывших из Козьмодемьянского уезда.
С такими
ратными силами марийцев приходилось
считаться, о чем, в частности,
красноречиво свидетельствует и отписка
пермского воеводы И. Чемоданова в
Вятку.
Подобные
вооруженные отряды марийских ратников
принимали в последующем заметное участие
и в борьбе с польско-литовскими
интервентами, захватившими в 1610 г. власть
в Москве
и бесчинствовавшими в стране. Марийцы
откликнулись
на призыв Кузьмы Минина и князя Дмитрия
Пожарского очистить
страну от интервентов, Летом 1611
г. марийские отряды пришли к стенам
Нижегородского
кремля. В составе всенародного ополчения
марийские
ратники внесли своей вклад в дело
освобождения Москвы осенью
1612 г. от польских интервентов.
Радость
одержанной победы и обретения независимости
омрачалась страшным разорением страны.
Правительство
избранного в 1613 г. царя Михаила Федоровича
Романова остро
нуждалось в деньгах на содержание войска
и аппарата власти. Между
тем казна была пуста. На ясачных людей
Среднего Поволжья,
как и на других налогоплательщиков,
вновь были возложены различные казенные
подати и повинности. Кроме положенного
ясака с ясачных людей стали собирать
чрезвычайные налоговые
сборы («запросные деньги») и денежные
сборы, равные пятой части
от имеющихся во владении денежно-материальных
ценностей («пятинные
деньги»).
Угнетенные
ясачные марийцы, доведенные до разорения,
отказались платить пятинные деньги. В
1614—1615 гг. они использовали самые
различные формы борьбы: в массовом
порядке скрывались в лесах, убегали от
сборщиков податей, а нередко и расправлялись
с ними. В ряде мест стали
вооружаться и совместно с чувашскими
крестьянами давать решительный отпор
своим разорителям.
О
такой ситуации говорится в письме
казанского воеводы от 1614 г. Упорные
противодействия ясачных марийцев,
чувашей, татар, мордвы, удмуртов,
переросшие в вооруженные восстания, в
конечном счете привели к тому, что
весной 1615
г. сбор пятинных денег был отменен. А
само восстание подавлено,
что явилось последним отголоском «Смуты»
в марийской земле.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
1
Марийский край в 17веке. Управление краем. Социальное положение населения. Хозяйство. Крестьянская война под руководством Степана Разина.
2
1. Управление. По своему социальному положению ясачные марийцы оставались в зависимости от феодального Русского государства. Приказ Казанского дворца ( в Москве ) Приказ Казанского дворца ( в Москве ) Воеводы во главе уездов: Воеводы во главе уездов: 1)Козьмодемьянского; 1)Козьмодемьянского; 2)Царевококшайского; 2)Царевококшайского; 3)Царевосанчурский; 3)Царевосанчурский; 4) Кокшайского; 4) Кокшайского; 5) Уржумского; 5) Уржумского; 6)Яранского 6)Яранского
3
Главной задачей воевод было взыскание ясака. Главной задачей воевод было взыскание ясака. Ясак – государственный налог и рента за пользование земли.
4
Кормление – система, при которой воеводы и весь местный аппарат управления и члены их семей жили за счёт местного населения. (Получали корм: сено и овёс, продукты, деньги…) Кормление – система, при которой воеводы и весь местный аппарат управления и члены их семей жили за счёт местного населения. (Получали корм: сено и овёс, продукты, деньги…) Кормление.
5
2. Социальная структура. Марийцы: 1) Служилые люди 2) Ясачные крестьяне 2) Ясачные крестьяне 3) Монастырские крестьяне 3) Монастырские крестьяне Русские: 1)Служилые люди 2)Духовенство 2)Духовенство 3) Посадские люди (купцы, ремесленники в городах) 3) Посадские люди (купцы, ремесленники в городах) 4)Дворцовые крестьяне (принадлежали царской семье) 4)Дворцовые крестьяне (принадлежали царской семье) 5) Помещичьи крестьяне 5) Помещичьи крестьяне
6
3. Налоги и повинности. Марийцы вносили в казну ясак — государственный налог и рента за пользование земли; Оброчные деньги – за право владения бортными угодьями и бобровыми гонами, за обладание мукомольными мельницами и рыбными ловлями, за проведение марийских свадеб, покупку и продажу товаров; Соляной налог – косвенный сбор за соль.
7
Кроме того, им приходилось выполнять «городовое дело» — рубить и доставлять бревна для постройки крепостных сооружений и городских стен, выполнять работы по починке, строительству дорог и мостов. Обременительны были и частные перевозки казённых грузов, служилых и приказных людей – «подводная повинность».
8
9
Строительство засечных линий. По царским указам ясачные марийцы вместе с другими народами участвовали в строительстве Симбирской (1647 – 1654) и Закамской (1652 – 1658) укрепленных линий для защиты от набегов кочевников.
10
Ратная служба. Тяжёлой являлась и ратная служба. Во время войн с каждых трёх дворов брали по одному человеку. Причём ратник должен был иметь при себе копьё, лук и стрелы, топор.
11
Хозяйство марийцев в 17 веке. Земледелие. Применялась традиционная трехпольная система землепользования (озимое и яровое поля, пар).На старых и вновь расчищенных от леса участках марийцы выращивали в основном рожь и овес. Для изготовления домашних тканей сеяли коноплю. Посевы других культур были незначительны.
12
Скотоводство. Наличие достаточно просторных сенокосных угодий и пастбищ позволяло марийцам содержать домашний скот — лошадей, коров, овец, свиней, домашнюю птицу. Сохранялось и развивалось бортничество. Бортничество (от борть — дупло дерева ) — первоначально добывание меда диких пчел из естественных дупел, затем разведение пчел в выдолбленных дуплах, подвешенных на деревья колодах.
13
Промыслы. Развивается деревообработка : изготовление кадок, ушатов, ведер, блюд, коробов, корзин, телег, саней, лыж и т.д. Развивается деревообработка : изготовление кадок, ушатов, ведер, блюд, коробов, корзин, телег, саней, лыж и т.д. Кожевенное ремесло (сапоги, рукавицы, шубы и т.п.). Кожевенное ремесло (сапоги, рукавицы, шубы и т.п.). Мукомольный промысел. Строятся в основном мельницы-мутовки на небольших речках. Мукомольный промысел. Строятся в основном мельницы-мутовки на небольших речках. Заметным подспорьем в хозяйстве остаются охота и рыболовство. Заметным подспорьем в хозяйстве остаются охота и рыболовство. Царскими указами марийцам и соседним нерусским народам Поволжья было запрещено заниматься металлообработкой. Почему? Царскими указами марийцам и соседним нерусским народам Поволжья было запрещено заниматься металлообработкой. Почему?
14
Таким образом, хозяйство марийцев сохраняет в основном натуральный характер. Однако, в связи с необходимостью уплаты налогов, покупки соли, а также запретом на занятия кузнечным промыслом оно постепенно все более тесно начинает соприкасаться с рынком.
15
16
Крестьянская война под руководством Степана Разина ( ). Причины участия марийцев: 1) Рост ясачных платежей и повинностей. 2) Произвол и злоупотребления воевод и приказных людей. 3) Захват русскими феодалами, казной, церковью общинных земель и угодий.
17
Недовольством существующими порядками были охвачены не только ясачные люди, но и русские крепостные крестьяне, посадские люди, казаки, низшие слои служилых людей (стрельцы, тарханы и пр.)
18
Взятие разинцами многих поволжских городов (Царицын, Астрахань, Саратов, Самара и др.), «прелестные письма» привлекали на сторону Степана Разина население края. Отряды русских крепостных, мордвы, чуваш, татар, марийцев сражались под Симбирском, Алатырем, Саранском и другими городами.
19
Восставшим во главе с разинским атаманом Прокопием Ивановым удалось овладеть Козьмодемьянском и удерживать его более месяца (с 1 октября по 3 ноября 1670 г.). Был захвачен Спасо-Юнгинский монастырь. В течении трех недель восставшие осаждали Кокшайск. В результате ряда сражений отряды восставших были разбиты, царскими войсками, присылаемыми из Казани.
20
Восстание было подавлено, но имело ряд последствий: 1) Вновь был подтвержден запрет ясачным нерусским людям Поволжья заниматься кузнечным ремеслом. 2) Сбор ясака из рук воеводской администрации был передан выборным «мирским» сотникам. 3) Указом 1685 г. о размежевании земель в Среднем Поволжье предписывалось вернуть захваченные русскими феодалами ясачные земли крестьянским общинам.
Во второй половины XVI века началось бегство части не желавших покориться марийцев от все усиливавшегося царского гнета в Закамские земли. Отрываясь от своей основной этнической массы, переселенцы положили начало формированию этнографической группы восточных мари. В тот период наблюдалась также передвижка на север части марийцев из Заволжской стороны Козьмодемьянского уезда и Нижнего Приветлужья в верховья Ветлуги и на Пижму и шло образование ветлужской этнографической группы. Одновременно происходило перемещение части привятских марийцев вниз по реке Вятке.
В конце XVI века на марийских землях были построены города-крепости Козьмодемьянск, Кокшайск, Царевококшайск, Царевосанчурск, Яранск, Уржум, Малмыж. Города стали центрами уездов с марийским населением и начавшим переселяться в Марийский край русскими поселенцами. Значительная часть луговых марийцев вместе с тем относилась к Казанскому уезду, в который входили: часть Арской, Галицкая и Алатская дороги.
Следующий, «бунташный» XVII век начался стихийными бедствиями, голодом и смутой. Марийский край постоянно охватывали антифеодальные крестьянские войны, потрясавшие Российское государство. Так было и в 1606-1609 гг., позднее это повторилось во время восстания Степана Разина в 1670-1671 гг., а в 1774 году уже при «просвещенном» абсолютизме Екатерины II с особой силой проявилось во время крестьянской войны под предводительством Е.И. Пугачева. Потенциал сопротивления угнетателям, сохранявшийся в марийском народе, был значителен. Не случайно царское правительство в XVII веке, опасаясь новых восстаний, издало ряд указов, запрещавших марийцам заниматься кузнечным делом и изготовлением оружия.
В XVII веке фактор пограничья для Марийского края отошел в прошлое. Постепенно складывается административная система управления с делением территории на уезды и волости. Козьмодемьянск и Царевококшайск, утратив прежнее военное значение, стали уездными городами, в которых сосредоточились местные органы управления, получили развитие торговля и ремесла. В это время начинается монастырская колонизация, сопровождавшаяся захватом угодий у марийцев. Раздача земель марийских крестьян-ясачников монастырям, русским помещикам и служивым татарам имела ограниченный характер. При этом крестьян-мари совсем не было среди помещичьих, монастырских и удельных крестьян, при передаче их угодий новым владельцам они выселялись со своих земель.
Абсолютизм Петра I принес крестьянам еще большие тяготы. Резко увеличились размеры разнообразных денежных платежей и натуральных повинностей в пользу государства. В начале XVIII века крестьяне-ясачники были включены в категорию казенных (государственных) крестьян. В эту же категорию оказалась переведена основная масса служилых марийцев за исключением небольшой их части, которая, приняв христианство и обрусев, вошла в состав русского служилого сословия. С 1705 года на марийцев была возложена рекрутская повинность. В довершение всего в 1724 году, согласно указу Петра I, ясачные люди Среднего Поволжья переводились на подушное обложение. Как следствие этого тысячи марийцев стали переселяться на восток, в Башкирию и Предуралье. Массовая христианизация, развернувшаяся с 30-40-х гг. XVIII века, еще более усилила миграцию марийского населения на восток. Само крещение во многом носило формальный характер. Большинство новокрещеных втайне продолжали придерживаться своих прежних старинных обычаев и верований.
XVIII век, который в исторической литературе принято называть веком Просвещения, ознаменовался появлением в Марийском крае первых промышленных предприятий, таких как стекловаренная, купоросная, полотняная, кожевенная и поташная мануфактуры. Получила свое развитие лесопильная промышленность: в конце XVIII века в крае было 20 таких предприятий, большинство из которых принадлежало купцам, таким как царевококшайские купцы Пчелины, владевшие семью лесопильнями.
В 1749-1750 гг. в г. Царевококшайске открывается новокрещенская черемисская школа, которая в середине 50-х годов была переведена в Казань. В 1775 году публикуется первая грамматика марийского языка. В 1791 году в Козьмодемьянске открылось первое в крае малое народное училище. В городах края получила развитие торговля, началось каменное строительство. Марийский край все более втягивался в орбиту товарных отношений и становился аграрно-сырьевым придатком более развитых в экономическом отношении городов Российской империи — Казани, Нижнего Новгорода и Москвы. В правление Екатерины II была проведена губернская реформа, в результате которой число губерний в Российской империй было увеличено до 50. В результате административно-территориальной реформы марийцы оказались включенными в состав шести губерний: Казанской, Вятской, Нижегородской, Костромской, Пермской, Оренбургской.
Последующее развитие Марийского края в течение всего XIX столетия шло в общем русле развития России. Экономика края основывалась на сельском хозяйстве, лесоразработках, мелкотоварной крестьянской промышленности. Марийский край был аграрным, сырьевывозящим районом Российской империи. Развитой фабрично-заводской промышленности в крае не имелось. В марийских землях господствовало мелкотоварное производство, а местная промышленность находилась на стадии капиталистической мануфактуры, где преобладал ручной труд.
XIX век — время разложения крепостнических отношений в деревне и чрезвычайного обострения земельного вопроса. Хотя в случае с марийскими крестьянами верховным собственником выступал не помещик, а само государство, противоречия между ними отнюдь не были менее острыми. В 1842 году после проведения так называемой киселевской реформы управления государственными крестьянами (1837-1841 гг.) в Козьмодемьянском уезде вспыхнуло восстание, которое власти «усмирили» при помощи солдат, казаков и артиллерии. Крестьяне протестовали против общественных запашек и всевозможных поборов царских чиновников.
Отмена крепостного права в феврале 1861 года и Положение о государственных крестьянах 1866 года не сняли противоречий, накопившихся в аграрной сфере,что привело к новым волнениям и восстаниям среди марийских крестьян в 1880-е I годы. Вплоть до революции 1905-1907 гг., да и после нее крестьяне страдали от малоземелья. Поэтому не случайным было их сопротивление столыпинской аграрной реформе, разрушавшей сельскую общину и ориентированной на крепких хозяев кулаков, выделявшихся из общины на хутора. Удельный вес бедных безлошадных крестьян в Марийском крае с 17% в начале XX века увеличился к 1913 году почти в полтора раза [История Марийской АССР, 1986. С. 232].
После отмены крепостного права, в условиях развития капитализма в России, произошли значительные изменения в социально-экономическом и духовном развитии марийского народа. Новые, капиталистические отношения разрушали прежние патриархальные устои жизни и быта народа мари. В крае функционировали сельские ярмарки, базары, открывались торговые заведения, медицинские учреждения. Земство уделяло немало внимания повышению культуры земледелия, развитию промыслов. Вместе с тем это не привело к формированию у марийцев капиталистической социально-классовой структуры.
Активизировалась просветительская деятельность церковнослужителей и земской интеллигенции среди коренного населения. Открывались земские и министерские начальные училища, церковно-приходские, миссионерские учебные заведения и школы грамоты. Появились сельские библиотеки. Стала издаваться на марийском языке переводная литература, в том числе и учебная, что значительно расширило возможность использования родного языка в учебном процессе. Проводились научно-краеведческие исследования.
Наметившееся повышение уровня культуры марийского населения способствовало пробуждению у него этнического самосознания, которое, в частности, проявлялось в форме религиозного движения, выступавшего за сохранение традиционной религии.
Низкий уровень экономического развития края, хозяйственная замкнутость натурального хозяйства, малая миграционная подвижность, неразвитость транспортных средств и путей сообщения затрудняли этническую консолидацию марийцев. Серьезным препятствием в формировании единой марийской этнической общности являлись диалектные различия в языке, а также локальные особенности культуры.
Начало XX века характеризовалось проникновением в марийскую среду просветительских и освободительных идей. В годы первой российской революции наблюдались активные выступления марийских крестьян (деревни Кокшамары, Митькино, Пертнуры). Особенно следует отметить распространение революционных листовок на марийском языке (Моркинская, Болыие-Юнгинская воло¬сти). Показателем роста демократического влияния и национального самосознания было издание журнала-ежегодника «Марла календарь» с 1907 года, зарождение марийской общественно-политической мысли (В.М. Васильев), художественной литературы (С.Г. Чавайн), развитие школьного дела на родном языке.
Февральская революция 1917 года породила большие надежды у марийского народа. Существенное значение в национальном пробуждении имел Первый Всероссийский съезд марийского народа, состоявшийся в июле 1917 года. В ходе начавшихся общедемократических процессов были созданы национальные организации — «Марий ушем» (Союзы или Общества мари), — ставившие в первую очередь культурно-просветительские цели. С 25 августа стала издаваться общедемократическая газета «Ужара» («Заря»), направление которой определялось издателями как «беспартийно-прогрессивное». Октябрьская революция проходила под знаком обещаний самоопределения, автономии, культурного развития всех ранее угнетенных народов. Марийцы с надеждой восприняли это, на своем Втором съезде в феврале 1918 года поддержали Советскую власть. Съезд, в частности, принял решение: «Отменить существующее название народа мари «черемис» ввиду его ненационального происхождения и заменить его исторически национальным именем «мари» [Национальный съезд мари, 1918].
Национальное движение народных масс, начавшееся в результате Февральской революции, продолжалось и расширялось. Это выразилось и в том, что создавались новые различные марийские общества, многие из которых проводи¬и заметную культурно-просветительскую работу на родном языке, а некоторые стали заниматься и социально-политическими вопросами. Их деятельность объединялась Центральным союзом мари, в котором проявлялись различные течения марийского национального движения, но преобладало влияние демократической интеллигенции. Эта организация претендовала на руководство всей работой среди марийского населения, а ее лидеры зачастую противопоставляли себя Советам, в сложных военно-политических условиях лета и осени 1918 года заняли неопределенную, выжидательную позицию по отношению к советской власти. В то же время радикально-революционное крыло марийского национального движения развернуло большую работу по советскому строительству среди родного народа. Были созданы марийские отделы и секции при волостных, уездных, губернских Советах и большевистских комитетах, в органах народного образования. Особенно активную работу проводил Марийский Комиссариат при Казанском губернском совете (председатель В.А. Мухин). В Казани же в декабре 1918 года была образована Марийская коммунистическая ячейка. В июне того же года учредили Центральный отдел мари в составе Наркомнаца (председатель Н.А. Алексеев, затем С.А. Черняков). Возглавив всю работу среди марийского населения на платформе советской власти, он в декабре 1918 года распустил Центральный союз мари «ввиду не отвечающей революционным чаяниям пролетариата и трудового крестьянства мари политической платформы главных руководителей его» [Образование Марийской Автономной Области, 1966].
Большевики в первые годы своего правления сделали немало для осуществления ожиданий ранее угнетенных национальностей. Это ощутил тогда и марийский народ. Для него расширились возможности развития печати на родном языке, внедрялось национальное школьное дело. 4 ноября 1920 года по декрету ВЦИК и Совнаркома в составе РСФСР была образована Марийская автономная область. Так, впервые в своей истории марийцы получили свою государственность, хотя и в форме автономии. Это имело важное историческое значение, в нее вошли территории, где проживало немногим более половины всего марийского этноса Компактно проживает восточные и северо-западные марийцы, территориально не вошедшие в состав автономной области, пользовались довольно широкой культурной автономией.
В 1920-е годы у них развивалось местное самоуправление в составе других административных единиц. В частности, в Башкирской АССР стали функционировать марийские районы. В Вятской, Екатеринбургской, Пермской, Нижегородской губерниях, Татарской АССР и Удмуртской автономной области были образованы марийские сельсоветы.
В целом национальная жизнь, культура, печать, школа на родном языке получили в первые годы Советской власти значительное развитие. Принимались решения по «реализации марийского языка» в делопроизводстве, в деловой переписке, по «коренизации аппарата», т.е. по подготовке руководящих кадров коренной национальности в автономной области. Началась целенаправленная подготовка специалистов путем направления молодежи в рабфаки, центральные вузы.
К 1930-м годам большинство детей школьного возраста обучалось на родном языке. В Марийской АО появились педагогический и лесотехнический институты, начали работать научно-исследовательский институт языка, литературы и истории, профессиональный национальный театр. За короткий срок получили развитие все жанры литературы. Сформировался значительный отряд национальной интеллигенции. Но уже с рубежа 1930-х годов многое в судьбе народа изменилось. Хозяйственно-экономическое развитие марийского крестьянства было подорвано насильственной немногим более половины всего марийского этноса Компактно проживавшие
восточные и северо-западные марийцы, территориально не вошедшие в состав автономной области, пользовались довольно широкой культурной автономией.
В 1920-е годы у них развивалось местное самоуправление в составе других административных единиц. В частности, в Башкирской АССР стали функционировать марийские районы. В Вятской, Екатеринбургской, Пермской, Нижегородской губерниях, Татарской АССР и Удмуртской автономной области были образованы марийские сельсоветы.
В целом национальная жизнь, культура, печать, школа на родном языке получили в первые годы Советской власти значительное развитие. Принимались решения по «реализации марийского языка» в делопроизводстве, в деловой переписке, по «коренизации аппарата», т.е. по подготовке руководящих кадров коренной национальности в автономной области. Началась целенаправленная подготовка специалистов путем направления молодежи в рабфаки, центральные вузы.
К 1930-м годам большинство детей школьного возраста обучалось на родном языке. В Марийской АО появились педагогический и лесотехнический институты, начали работать научно-исследовательский институт языка, литературы и истории, профессиональный национальный театр. За короткий срок получили развитие все жанры литературы. Сформировался значительный отряд национальной интеллигенции. Но уже с рубежа 1930-х годов многое в судьбе народа изменилось. Хозяйственно-экономическое развитие марийского крестьянства было подорвано насильственной социально-экономический и культурный потенциал. Всеобщий кризис, охвативший страну к концу 80-х годов и вызвавший распад Советского Союза, тяжело отразился на экономике республики. Не имея значимых природных ресурсов, республика, по сравнению с соседними регионами, особенно остро ощутила все негативные последствия развала промышленности и сельского хозяйства. Как следствие социально-экономических и общественно-политических преобразований начала 90-х годов, резко снизился жизненный уровень населения, особенно в сельской местности. Не принесли улучшения ни процессы «суверенизации», ни новые социально-экономические отношения, ни новые институты политической власти.
В 1992 году республика стала называться «Республика Марий Эл», а в 1995 году приняла новую Конституцию. Восстановление разрушенного «перестройкой» хозяйства было не под силу оставшейся у власти политической элите прошлого времени. Процессы и тенденции, развивавшиеся в экономической, социальной и культурной сферах жизни республики, были тождественны общероссийским, но на жизни населения республики сказывались более тяжелым образом. Практически по всем показателям социально-экономического развития республика опустилась в группу беднейших и слабо¬развитых регионов Российской Федерации. К концу 1990-х годов в республике сложилась острая кризисная ситуация в политической, социальной и экономической сферах. Очевидной стала необходимость политических перемен и оздоровления форм и методов управления практически во всех сферах жизни республики. И население республики делало свой выбор. По результатам выборов президента Республики Марий Эл в 2000 году к власти пришла новая команда современных руководителей, не связанная с прошлым опытом управления, поставившая задачей вывести республику из затянувшейся стагнации и обеспечить ее прогрессивное развитие. Опираясь на поддержку народа и по¬мощь федеральной власти, за короткое время удалось разрешить многие кризис¬ные ситуации и вывести республику на путь поступательного прогрессивного развития, улучшить материальное благосостояние населения, оздоровить социальную сферу, поддержать культуру.
Первые годы нового тысячелетия характерны началом экономического роста, темпы которого стали опережать развитие многих других субъектов Российской Федерации. Республика избавилась от огромного финансового бремени долгов, накопившихся за период кризисных 90-х годов, успешно решена проблема своевременной выплаты заработной платы и социальных пособий. Резко изменилась инвестиционная ситуация, из года в год усиливается приток капиталов в республику. Преображается казавшаяся безысходной ситуация в аграрном секторе экономики. Курс руководства республи¬ки на подъем сельского хозяйства начинает приносить результаты: газификация марийской деревни привела к развитию производства, росту строительства и улучшению быта сельского населения. Много положительных перемен произошло и в других отраслях хозяйства.
3а первые годы нового тысячелетия увеличились ассигнования на развитие культуры, здравоохранения и образования республики. Усилилось внимание к вопросам сохранения и развития богатейшего этнокультурного наследия народов Марий Эл. Конец прошлого и начало нового веков характерны развитием консолидационных процессов среди родственных финно-угорских народов в культуре, науке, образовании. За последние годы Республика Марий Эл превратилась в один из важнейших центров финно-угорского содружества. Получи¬ли широкое признание в финно-угорском мире театральные, телевизионные, литературные и другие финно-угорские фестивали, смотры, конкурсы. Высокий авторитет в научном мире имеют ученые финно-угроведы республики. В 2003 году в г. Йошкар-Оле успешно прошел III Международный исторический конгресс финно-угроведов, в 2005 году состоится X Всемирный конгресс финно-угроведов. Расширяются и укрепляются дружеские связи и взаимодействие Марий Эл с другими регионами Российской Федерации и зарубежными странами.
Сегодня Республика Марий Эл является динамично развивающимся субъектом Российской Федерации, вносит значительный вклад во внутрироссийскую консолидацию и в укрепление российской государственности.Марийский народ, традиционно отличающийся высоким уровнем толерантности, трудолюбием и жизнестойкостью, вместе с другими народами республики активно участвует в возрождении родного края, в укреплении и развитии Российского государства» в составе которого он проживает уже более 450 лет.
Нэлла Генкина «Минин и Пожарский» 2006 год
День народного единства связан с освобождением Москвы от польских интервентов ополчением Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского и началом заката тяжелого периода Смуты в Российском государстве
А какой была Смута на территории Марийского края? Период Смуты обычно относят к правлению Бориса Годунова и череды кратковременно правивших Лжедмитрия I, Василия Шуйского и бояр, прикрывавшихся именем польского королевича Владислава, приглашенного теми же боярами на московский престол.
В 1606-1609 годах на берегах Волги народное недовольство угнетением втянуло марийских ясачных крестьян в воронку крестьянской войны. А где война, там и жертвы. Карательные отряды, вроде того, с которым был послан боярин Ф.И. Шереметьев, не жалели никого, убивали повстанцев, дома и имущество их жгли, а детей и жен забирали в плен.
Повстанцы в январе 1609 года захватили Царевококшайск и затем пошли на Яранск и Санчурск, которые царским войскам удалось отвоевать лишь в 1610 году.
Власти опасались, что армия восставших будет наступать и на Казань. По сути дела значительная территория на три года отпала от Московского государства. Казна все это время не получала ясачных денег. Правительственные войска жестоко расправлялись с повстанцами по берегам Волги. К началу 1611 года было все кончено.
Свою лепту в освобождении Москвы от интервентов внесли и жители Марийского края. Во второе Нижегородское ополчение 1612 года из Козмодемьянска, Царевококшайска и других мест или добровольцы и пожертвования. С захватчиками пришлось воевать еще три года, прежде чем удалось ликвидировать опасность со стороны польских интервентов и формирований авантюристов вроде Заруцкого. Война тяжело отразилась на положении людей. Целые области были разорены, многие места пришли в запустение. А отчаявшиеся люди, пытаясь восставать против тяжелых поборов и налогов, были жестоко подавлены царскими войсками.
Последствия Смуты начала XVII века сказывались долго на состоянии марийских крестьян. Да и Царевококшайск пришел в более или менее нормальное состояние лишь к середине столетия, и вокруг города стали вырастать новые деревни, преимущественно из русских поселенцев. Целых полвека пришлось восстанавливать разрушенное и преодолевать отставание. Спасение государства и национального суверенитета 4 века назад было куплено чрезвычайно тяжелой ценой, и об этом надо помнить, когда Россия отмечает день народного единства: «Когда народ един — он непобедим».
Автор материала кандидат исторических наук В.Востриков.
…
XVII столетие было переломным в истории Российского государства. Все перипетии этого «бунташного века» отразились и на Марийском крае, представители которого воевали и в народном ополчении против польских интервентов, и в рядах повстанцев Степана Разина.
XVII ВЕК ДЛЯ МАРИЙСКОГО КРАЯ СТАЛ «СВОИМ» ДЛЯ АВАНТЮРИСТОВ И ВООБЩЕ ДЛЯ ЛЮДЕЙ, СПОСОБНЫХ ДЕРЖАТЬ ОРУЖИЕ. ВПРОЧЕМ, СРЕДИ НИХ БЫЛИ И ПОДЛИННЫЕ ГЕРОИ, ОСТАВШИЕСЯ В ПАМЯТИ НАРОДНОЙ
XVII столетие было переломным в истории Российского государства. Все перипетии этого «бунташного века» отразились и на Марийском крае, представители которого воевали и в народном ополчении против польских интервентов, и в рядах повстанцев Степана Разина.
Смутное время наступило после схода с исторической сцены московских царей из старинной династии, ведущей начало от Рюрика и Александра Невского. На XVII век выпала череда народных восстаний, за что и осталось в памяти поколений это беспокойное столетие «бунташным веком». Завершился XVII век началом правления Петра Великого, круто изменившего судьбу России.
Для Марийского края это время стало «своим» для авантюристов и вообще для людей, способных держать оружие. В Смуту начала XVII века таковыми в основном стали посадские люди, не желавшие признавать власть московского царя Василия Шуйского, марийские сотники и мурзы, казаки. Всех их царские грамоты именуют «ворами» – то есть, по терминологии той эпохи, государственными изменниками. Расправлялись с мятежниками нещадно. В 1609 году вятский воевода Ухтомский писал устюжскому воеводе Стрешневу о том, что его люди поймали мурз с грамотой черемисина Чувату, который должен был передать грамоту в Вятку о том, чтобы тамошние жители присягали очередному претенденту на московский престол. После допросов с пытками огнем Чувату повесили. Повстанцев под Свияжском «топтали и кололи их, что свиней, и трупы их положили на семи верстах». Грамоты тех лет пестрят сообщениями о казнях, избиении повстанцев, пытках. Волна народной войны, однако, не утихала вплоть до 1612 года.
К тем же, кто уловил верно «ветер в паруса» и присягнул «законному государю», власть относилась щедро, оделяя верных слуг землями и отличиями по службе. Так, горномарийского сотника Акпаруса, участника второго Нижегородского ополчения, приведшего Романовых к царскому венцу, наделили землей. Именно c XVII века появляется упоминание об «Акпарсовой земле». Однако народная память связала все это с более ранним временем Ивана Грозного и походом русских войск на Казань.
В «бунташном» XVII веке яркий след в истории Марийского края оставили разинские атаманы Илейка Долгополов и Мирон Мумарин. Целый месяц, с 1 октября по 3 ноября 1670 года, город Козьмодемьянск находился во власти разинцев.
Началось все с того, что Козьмодемьянский воевода Иван Побединский слишком жестко действовал в отношении местных жителей. Ожидая нападения разинских отрядов, он приказал разломать у многих горожан дома и очистить город от многих дворов и торговых лавок, чтобы сделать новую крепостную стену. Также он велел выкопать вокруг города ров.
Кончилось тем, что 1 октября 1670 г. в Козьмодемьянске произошло восстание посадских людей. Воеводу убили, а с ним и несколько приказных людей. Начался месяц вольницы. Городским головой стал Иван Шуст, посадский человек. Воставшие освободили из острога заключенных, среди которых был Илья Долгополов, бывший дворовым человеком князя Буйносова-Ростовского из Кадама, а впоследствии одним из сподвижников самого Степана Разина.
Со своим отрядом Долгополов пошел на Ветлугу бить «приказных людей» и ненавистных простому люду бояр. С Долгополовым выступил и марийский старшина Мирон Мумарин, который был родом из Троицкого Посада горномарийской стороны. В агитационных, или, как тогда называли, «прелестных» письмах к простому люду разинцы призывали «приказных людей сечь и животы их грабить, а крестьян добрить».
Каратели – воевода Михаил Бараков и князь Данила Барятинский – охотились за мятежниками. Взять Козьмодемьянск с ходу отряд Баракова не сумел, хотя и рассчитывал на то, что сами жители сдадут ему и город, и главу мятежников Ивана Шуста.
В конце концов в начале ноября Барятинский захватил Козьмодемьянск. Несколькими днями ранее на реке Сундыри его войско разбило повстанцев, а Шуст был пленен. 12 декабря Ивана Шуста казнили в Козьмодемьянске.
В тот же самый день в Тотьме был казнен атаман Илья Долгополов. Воевода Ртищев, сообщая о действиях разинцев, особо сообщал о старшине Мироне Мумарине, которому выпала честь быть казненным в Москве среди других предводителей «воровских казаков»: в январе 1671 года Мумарин сложил голову на эшафоте в Белокаменной. Но его имя и судьба не были забыты. Более того, в 30-х годах ХХ столетия Яков Эшпай начал было писать произведение о Мироне Мумарине, которое могло бы стать первой марийской оперой.
Народная память оказалась благодарной Степану Разину и его сподвижникам. В Горномарийском районе, в селе Токари, полвека назад было записано предание «Дубрава Степана», где утверждалось, что «Степан Разин грабил только богачей, бедных он не трогал. Здесь, не трогая ни скотины, ничего, они все покупали у марийцев за деньги». А мариец Токыр, ввидевший самого Степана Разина, когда тот останавливался в дубраве на горномарийской стороне, потом «ездил по деревням и покупал за деньги продукты для Степана Разина».
Неслучайно уже в конце 1970-х годов в Марийском книжном издательстве вышел роман Василия Шукшина про легендарного атамана и народного заступника «Я пришел дать вам волю». В Йошкар-Оле есть улица Степана Разина. О нем сложено множество песен, а уж «Из-за острова на стержень» в России знает каждый и пел хотя бы однажды в жизни.
Тех, кто казнил Разина, не помнят, и даже в документах той эпохи едва ли, можно найти их имена. А имена Разина и его атаманов помнят спустя три с половиной столетия, и Марийская земля не исключение. А это и есть настоящий приговор истории.
Василий ВОСТРИКОВ
НазваниеГорошникова АнастасияДата публикации17.10.2016Размер9,76 Kb.ТипДокументыdopoln.ru > Право > Документы
Газета учащихся старших классов Мари-Турекской средней общеобразовательной полной школы
№ 3 (007)
17 ноября 2005 года
Выпуск посвящен юбилею марийской автономии
Марий Эл – 85 лет!
4
Горошникова Анастасия
Ноября республике исполнилось 85 лет. Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 4 ноября 1920 года провозгласил Марийскую автономию. 25 ноября были определены её границы, административный центр. Первые партийные и советские деятели – С.А.Черняков, А.К.Эшкинин, Н.Ф.Бутенин, В.А.Мухин и другие. Ревком возглавил Иван Петрович Петров. 21-24 июня 1921 г. – первый съезд Совета МАО. Ревком передает свои функции облисполкому. 5 декабря 1936 года в соответствии с Конституцией СССР область была преобразована в Марийскую Автономную Советскую Социалистическую Республику. В годы Великой Отечественной войны свыше 130 тысяч жителей республики приняли активное участие в защите Отечества, около 70 тысяч не вернулись с полей сражения. В этом году мы отметили 60-летие Великой Победы. И сегодня в строю фронтовиков осталось уже менее четырех тысяч защитников Родины. Низкий им поклон за их ратный и трудовой подвиг, их дела никогда не будут забыты потомками. В республики была введена должность Президента, который является высшим должностным лицом в системе исполнительной власти. Законодательным органом власти республики является Государственное Собрание, избираемое на 5 лет. Оно состоит из 52 депутатов. В республике практически сформировалась многопартийность. Пять партий представлены депутатами в Государственном Собрании.
———————————————————————————————————————————————————————
^ Республика Марий Эл вчера, сегодня, завтра
Республика Марий Эл расположена на востоке Восточноевропейской равнины в средней части бассейна реки Волга. С севера и северо-востока с ней граничит Кировская область, на юго-востоке лежат земли Республики Татарстан. С юга проходит граница с Чувашской Республикой, а на западе с Нижегородской областью. По линии своих границ территория республики представляет собой неправильный многоугольник, вытянутый с запада на восток на 280 км. С юга на север она простирается на 150 км, а в самом узком месте на 60 км. Длина её границ превышает 1200 км, а общая площадь республики 23,2 тыс. км.
Территория республики находится на стыке лесной и лесостепной зоны и отличается заметным ландшафтным многообразием, рекой Волгой разделена на две неравные части: большую – Левобережье и меньшую –Правобережье.
Республика находится на равном расстоянии примерно в тысячу с лишним километров от южных, западных и северных морей и океанов. Средняя температура летом: +180–+200С. Самая жаркая погода – в середине июля. Воздух прогревается до +340 – +380 С. осенью погода холодная и влажная с преобладанием сильных пронизывающих ветров и дождей. Возможны ранние заморозки и снег. Ноябрь – самый ветреный месяц. Зима, как правило, начинается в ноябре. Средняя температура зимы:-180 – 190С.Самый холодный месяц – январь. Республика Марий Эл – отличное место для занятий зимними видами спорта: лыжи, коньки. Весна в целом – прохладная и сухая.
Общая численность-766,2 тыс. чел.
Городское население-62,2%.
Плотность населения-33 чел/кв.км.
Характеристика населения:
русские:47,5%
марийцы:43,3%
татары:5,9%
другие национальности Российской Федерации – чуваши, удмурты, мордва, украинцы и другие(более 50 национальностей):3,3%.
Марийцы делятся на три этнические группы: луговые, горные и восточные. Луговые марийцы занимают левобережье Волги, горные – правобережье (северный край Приволжской низменности), восточные – значительную территорию от низовьев Вятки до острогов Среднего Урала.
В Марийском языке выделяются четыре наречия: луговое, горное, восточное и северо-западное. Каждое из них имеет от двух до семи говоров, но сильных расхождений в наречиях нет. Марийский язык принадлежит к волжской группе финно-угорских языков.
Основные религии– православие, язычество, ислам.
Историческая судьба марийской религии про-тиворечива. Языческая религия развивалась в сложных условиях борьбы против ислама, насиль-ственной христианизации, борьбы за сохранение самобытной веры родной культуры и языка. Несмотря на это марийцы до сегодняшнего дня смогли донести свою религию и культуру в относительно тради-ционном виде. В формировании мировоззрения марийцев важную роль сыграли своя философия и религиозно-обрядовые представления.
Народ мари из всех угро-финских народов в наибольшей мере сохранил свои древние исконно-национальные религиозные верования. В настоящие время они являются единственным во всей Европе народом, который сохранил живые образы традиционной религии, нравственные представления своих предков. Языческая религия не навязывалась народом, она удовлетворяла собственные национально-культурные потребности.
^ Портрет заслуженной артистки РСФСР, заслуженной артистки МАССР А.Г.Страусовой
Культурная жизнь республики тесно связана с самобытной культурой ее народа.
Возникновение и развитие Марийского театрального искусства тесно связано с авторами первых драматических произведений С. Чавайна и Г. Микая, а музыкальность марийского народа, его фольклор легли в основу национальных марийских произведений.
В
^ Солистка балета Александрова
сего в республике работает 6 театров: Марийский национальный театр им. М.Шкетана, Академический русский театр драмы РМЭ им. Г.В. Константинова, Марийский государственный театр оперы и балета им.Э.Сапаева, Республиканский театр кукол, Марийский театр юного зрителя, Горномарийский молодежный театр – филиал Марийского национального театра им.Шкетана.
В республике имеется 4 музея, 16 филиалов, 45 детских музыкальных художественных школ, 8 домов ремесел, где делают традиционные изделия народного творчества. Большим успехом пользуется Государственная хоровая капелла им.А.И.Искандерова, музыкальные и танцевальные группы республики.
Материал подготовили Суворова А. и Рахимьянова Д.
^
Мой край любимый
Ко дню рождения Республики Марий Эл в нашей школе среди учащихся старших классов проводился конкурс сочинений. Лучшие работы отправлены на районный конкурс. Мы представляем вам два сочинения на тему родного края.
^ Мой родной край.
Марийский край родной,
На карте мира
Ты даже меньше, чем кленовый лист.
У нас в сердцах,
Мой край марийский милый,
Ты – как цветок прекрасен, юн и чист.
^ С. Вишневский.
Широка страна наша. Леса и долины, степи и горы, пустыня и тундра – самые неожиданные и непохожие друг на друга ландшафты открывает она перед взором. Родные просторы русского, якута, марийца…
Удмурты называют свою республику «родниковым краем», калмык считает себя «другом степей». А марийцу любо лесное приволье, и называет он свою республику- Марий Эл. Именно здесь я родилась и живу. Марий Эл – это моя родина.
Как говорил один из поэтов, на карте Родины он «меньше, чем кленовый лист, но как цветок прекрасен и юн». Наш край богат красивыми лесами, чистейшими реками и озерами.
Столица нашей республики – прекрасный город Йошкар- Ола, в переводе на русский- Красный город. А на волжских берегах стоят еще три города: Козмодемьянск, Волжск, Звенигово. Каждый из них имеет свою интересную историю. В республике четырнадцать районов, и в каждом есть свои достопримечательности.
В глубину веков уходит история марийского народа. Извилиста и трудна была дорога его. Но марийцы – народ сильный. Они отстояли свою честь и право на дальнейшее процветание своего народа.
Наш край знаменит и людьми, чьи имена никогда не забудет марийский народ. Это и Йыван Кырля – киноактер, С. Г. Чавайн – поэт, Шкетан – режиссер – постановщик, драматург, чьим именем назван марийский театр, где он работал, и многие другие. Хочется верить, что нашу республику по- прежнему будут прославлять писатели и художники, актеры и ученые…
Марийский край в настоящее время обладает современным экономическим потенциалом и высокоразвитой культурой. Я горжусь своей республикой, своим родным краем, в котором я родилась и живу. Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому, к своей школе. Мне нравится жить в своем поселке, я люблю свою улицу, свою школу.
Если в будущем я покину свою республику, я не забуду обратную дорогу в родной край, которому я желаю только процветания.
И, как писал поэт, я могу повторить:
Милый край, где я вырос, бродя по лесам,
Предо мною ты снова!
Прими мой «салам»!
Я твой запах вздыхаю, родная земля!
Ветер веет знакомый, кусты шевеля…
Сочинение учащейся 10 А класса Петровой Марины.
^
? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?
Моя родина-республика Марий Эл
Ах, край родной единственный на свете,
Поля да рощи ,ельники и рожь,
Поэтами столицы не воспетый ,
Ты сам поешь:
Ты сам себе хорош!
Л.Решетников.
Я согласна с автором процитированных мною строках в том, что среди множества больших и маленьких, шумных и тихих, ошеломляющих богатством или укромных мест России есть у каждого из нас свое, родное, местечко. Местечко ,где ты испытываешь легкость в душе и благовение.
Родина, родимый край, родная земля …Простые слова, но, сколько в них сокровенного смысла и чувства! Когда их произносишь, невольно перед глазами встают родной дом, близкие люди, милая сердцу сторона.
Моя родина – республика Марий Эл. Это изумительный край, богатый растительностью и живностью, поражающий своей необыкновенной красотой, плодородием и богатством, земля, которая поразила огромное число талантов и прославила их на всю Россию.
Именно на этой земле родились и выросли мои родители, их отцы и матери, их деды и прадеды.
А место, которое наиболее мне близко и дорого в республике, это мой родной поселок Мари-Турек:
Среди лесов тенистых,
Среди хлебов волнистых,
Раскинулся поселок –
Роднее не найти! (П.И.Тетерина ).
Сегодня Мари-Турек – современный районный центр с асфальтированными улицами, многоэтажными зданиями, красочными витринами магазинов. Мне также дороги тихие улочки, где живут мои друзья, улочки, по которым я хожу в школу вот уже одиннадцатый год:
Твоих зеленых улиц
Бегут прямые стрелы,
И сосны отражаясь,
Купаются в пруду. (П И Тетерина ).
Любимым моим местом, как и многих Мари-Турекцев, является парк в центре посёлка, который был заложен учащимися и учителями Мари-Турекской средней школы ещё задолго до моего появления на свет. Летом в нём можно отдохнуть, погрузившись в прохладу тенистых деревьев, услышать трели соловья. А зимой можно покататься на лыжах или просто походить по снежным аллеям, услышать стук дятла. В любое время года парк полон людей: кто-то спешит на работу, кто-то возвращается домой, а кто-то просто наслаждается красотой деревьев.
А ещё этот парк я люблю 9мая, когда мы чествуем ветеранов Великой Отечественной войны. Это очень трогательно и вместе с тем больно видеть, как с каждым годом их становится всё меньше.
Снова в парке у нас торжество,
И щемящая музыка вновь,
И колонне фронтовиков
Дарят школьники море цветов (П.И.Тетерина)
Мари-Турек – это лишь небольшая частичка моей родины Мари Эл. И навсегда останется в моей памяти и в моём сердце изумительная природа, отчего края и замечательные люди, живущие в нём, ибо:
В час, когда последняя граната
В твоей останется руке,
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспомнишь Родину такую,
Какой её ты в детстве увидал.
К. Симонов «Родина».
Сочинение учащейся 11 Д класса Кашафовой Гульнары.
^
Конкурс о родном крае
Инициативная группа газеты «Старшеклассник» проводит конкурс о родном крае:
«В каком году?»
Победителей конкурса ждет сюрприз (ответы на конкурс приносить в кабинет организаторов).
Назовите, в каком году происходили перечисленные ниже события:
В каком году был основан в Йошкар-Оле Агропединститут ( ныне Марийский государственный педагогический институт имени Н. К. Крупской ) ?
В каком году непосредственно при участии А.В.Григорьева в Козьмодемьянске был открыт уездный краеведческий музей с художественным фондом (ныне Горномарийский районный краеведческий музей имени А.В.Григорьева) ?
Когда был основан город Козьмодемьянск?
Когда была открыта церковная школа в г.Царевококшайске для детей новокрещенных марийцев?
В каком году был основан город Царевококшайск (ныне г.Йошкар-Ола)?
В каком году Е.И.Пугачев побывал в нашем крае? Вследствие этого начались выступления марийских крестьян против царского гнета.
В каком году Марийская автономная область преобразована в автономную республику?
В каком году состоялись выборы первого Президента Республики Марий Эл?
В каком году начались передачи Йошка-Олинского телевизионного центра?
В каком году монголо-татары появились в Поволжье? Вследствие этого нашествия сильно пострадал и наш край.
Когда прибыл первый поезд в д.Корта?
Когда был открыт профессиональный марийский драматический театр?
Когда был издан декрет ВЦИК и СНК РСФСР «Об образовании автономной области марийского народа»?
Когда было открыто в Козьмодемьянске малое народное училище?
В каком году русским князем Юрием Долгоруким была основана Москва? Впоследствии началось освоение восточных земель (в частности и марийцы).
В каком году было наиболее сильное выступление крестьян в марийском крае? Вследствие этого им удалось захватить Царевококшайск, Козьмодемьянск и Яранск.
Когда был основан Кокшайск?
Когда был основан город Яранск?
В каком году в Бирске (Башкирия) состоялся первый национальный съезд мари?
Когда началось строительство Марийского целлюлозно-бумажного комбината в Лопатине (ныне г.Волжск) ?
^
Из истории Мари-Турекской средней школы
В 2005 году исполнилось 100 лет со дня рождения первого директора Мари-Турекской средней школы Неверова Николая Алексеевича.
^ Неверов Николай Алексеевич
Директор Мари-Турекской средней школы в 1935-1937, 1939-1942 гг.
Николай Алексеевич Неверов родился 29 июля 1905 года в селе Старая Паска Малмыжского уезда Вятской губернии в семье народного учителя. Отец происходил из мещан г. Чебоксар, а мать из семьи крестьянина, тоже народного учителя. Отец умер в 1908 году от туберкулеза легких, когда Николаю Алексеевичу было три года. Кроме него на руках у матери осталось еще двое детей – брат 9 лет, сестра 7 лет. Семья осталась без средств к существованию. Матери приходилось работать на разных работах. Здоровье ее все ухудшалось и детей вынужден был забрать к себе дедушка (отец матери), он в это время работал учителем в начальной школе недалеко от г.Малмыжа. Но прокормить он их всех, конечно, не мог, и поэтому старшего из братьев определяет в Вятский сиротский дом, где он воспитывался до 1916 года.
Сестра стала работать по дому и ухаживать за больной матерью, но мать долго не прожила, умерла в мае 1910 года. Дети остались на попечении дедушки. Недвижимого имущества никакого не было. После 25 лет на учительской работе дед в 1911 году выходит на пенсию. Николай под руководством дедушки дома изучает программу первого класса начальной школы. В 1912 году семья переезжает в деревню Ельняги под г.Йошкар-Ола к тете (сестре матери). Здесь Николай Алексеевич поступил во второй класс и окончил начальную школу в 1916 году. В том же году поступил в Царевококшайскую мужскую гимназию, которую окончил в 1920 году по программе 7 возрастной группы. В 1920 году поступает в подготовительный класс Йошкар-Олинского педагогического техникума. В 1924 году, обучаясь на третьем курсе, посещает курсы по подготовке в ВУЗ. В августе 1924 года по путевке Марийского обкома партии РКП/б/ поступает в Горьковский пединститут на первый курс естественно-агрономического отделения. Порой приходилось очень трудно, так как стипендии в размере 10 рублей не хватало на питание и другие нужды. Приходилось подрабатывать грузчиком на пристани, репетитором, продавать газеты, в летние каникулы подрабатывал телефонистом в Марийском лесном отделе Маробкомунхоза. В 1927 году из-за болезни пришлось оставить учебу в институте. После чего областной отдел народного образования направил Неверова Н.А. на работу в Мари-Турекскую школу колхозной молодежи, где он проработал до 1930 года в качестве преподавателя естествознания. С августа 1930 по сентябрь 1933 года проработал учителем химии в Нартасском сельхозяйственном техникуме. С 1 сентября 1933 года приступил к работе в качестве преподавателя химии в Мари-Турекской семилетней школе. 15 апреля 1935 года Неверов Николай Алексеевич назначен на должность директора. В том же году Мари-Турекская неполная средняя школа была преобразована в среднюю школу. Николай Алексеевич возглавлял коллектив школы с небольшим перерывом до ухода в феврале 1942 года на фронт.
Неверов Николай Алексеевич, согласно извещения, Мари-Турекского райвоенкомата, погиб под Харьковом 26 февраля 1943 года. Сиротами на попечении жены осталось трое сыновей. Один из них – Леонид окончил Вольское военное училище, стал военным. Сейчас проживает в г. Йошкар-Оле.
^ Материал подготовлен учителем истории Яндыбаевой Л. А.
Поздравляем!
16 ноября отметил свой день рождения директор нашей школы
Ласточкин
Анатолий
Васильевич
С днем рожденья поздравляем,
Здоровья, счастья Вам желаем,
Успехов в творческом труде,
Любви и радости в семье!
Совет старшеклассников.
^
Знаете ли вы, что в Республике Марий Эл…
Самое большое озеро – озеро Яльчик;
Самое глубокое озеро – озеро Табашинское;
Самое чистое озеро – озеро Нужьяр;
Самый древний город – г.Козьмодемьянск;
Самый молодой город – г.Звенигово;
Самый отдаленный от столицы республики районный центр – п.Мари-Турек;
Самый большой район – Килемарский;
Самый крупный природный парк – Марий Чодра;
Самое крупное лесное животное – лось;
Самая маленькая птичка – королек;
Самое первое стихотворение С.Чавайна – Роща;
Самый известный марийский актер – Йыван Кырля, снявшийся в фильме «Путевка в жизнь» в роли Мустафы.
Контрольная работа по теме:
«Марийский край в XVII
веке»
Часть I. Тестовая работа
1.
Какой народ населял
территорию нашего края до конца XVI века:
А. Татары
Б. Чуваши В. Марийцы Г.
Русские
2.
В какой природной
среде проживали марийцы:
А. Дремучие леса Б. Равнины В.
Болота Г. Все вышеперечисленное
3.
Преимущественно какие
культуры выращивали марийцы?
А. Ячмень и просо В. Пшеница и
кукуруза
Б. Гречиха и полба Г. Рожь и
овес
4.
Каким промыслом
запретили заниматься марийцам в XVII веке?
А. Рыболовный Б. Деревообработка
В. Кузнечный Г. Мукомольный
5.
Назовите самую тяжелую
повинность марийского народа:
А. Ратная В. Лесорубная
Б. Городовое дело Г. Все
вышеперечисленное
6.
Какое название могла
носить сельская крестьянская община XVII века?
А. Деревня Б. Поселок В.
Уезд Г. Город
7.
Религия мари:
А. Православие Б. Язычество
В. Христианство Г. Ислам
8.
Какие крестьяне
находились в самом тяжелом и зависимом положении?
А. Дворцовые
В. Государственные
Б. Монастырские
Г. Крепостные
9.
Какой город Марийского
края можно считать самым многочисленным в XVII в.?
А. Царевококшайск В. Козьмодемьянск
Б. Царевосанчурск
Г. Кокшайск
10. Как назывались главы местного управления?
А. Тарханы Б. Воеводы
В. Новокрещены Г. Губернаторы
Часть II. Дайте определение следующим понятиям
Ясак,
бортничество, аманат, приказная изба, «Смута».
Часть III. Установите соответствие между событием и его
датой
Событие |
Дата |
1. Восстание И.И. Болотникова |
А. 1614-1615 года |
2. Восстание С.Т. Разина |
Б. 1606-1607 года |
3. Восстание против сбора «пятинных |
В. осень 1612 года |
4. Участие марийцев в деле освобождения Москвы |
Г. 1670 -1671 года |
Часть IV. Дайте развернутый ответ
1. Дайте подробное объяснение подсечно-огневой
системе земледелия.
2. В чем состояло значение крестьянской войны
С.Т. Разина.