Сказка, конечно. Не для самых маленьких. Вера в чудеса исчезает не сразу, не одним днём! В эти святочные дни самое…
Прокофьева Софья — Тайна железного дерева
Какое красивое, самовозвышающее и эфемерное выражение, согласитесь))
Это я про «иммунитет от промывки…» Думаю, им…
Крейг Оулсен — Обаудиция
Пушка
Пушечная
Арсеньев Сергей — Студентка, комсомолка, спортсменка
Интересно, но, на мой взгляд, затянуто. Прослушал 61%, утомительно (не в обиду будь автору сказано). Сократить бы на…
Суржиков Роман — Стрела, монета, искра
59%: автору явно было нечего писать. «Приём» на этом месте уже затёрт до дырок им же самим. И с участием Хокинса… и с…
Май Карл — Золото Виннету
Долго ффтыкал над сим замечательным комментом. Но понял: далеко мне до Просветлённого Бодхидхармы! То ли сиё спойлер,…
Велтистов Евгений — Электроник — мальчик из чемодана
Ну так и сети это метафора. Не сеточки, как вы выразились, а прочные рыболовные сети, которые и акуле не по зубам. Я…
Дю Морье Дафна — Птицы
Шапокляк вспомнилась с её песенкой про добрые поступки и помощь людям. А рассказ отличный, прочтение вообще выше…
Голд Гораций — Чего стоят крылья
Тягомотные размышления, прочитанные монотонным языком. Прошу прощения, если обидел чьи-то религиозные чувства.
Ильин Иван — Основное нравственное противоречие войны
Угольный мрак разума! Больше мерзко, чем страшно, но послушалось с интересом. Прочитано на высшем уровне.
Лансдейл Джо — Угольная чернота
Согласен! Слушал только чтобы уши занять на работе.
Загорцев Андрей — Спецуха
Бабки решают всё!)
Елизаров Михаил — Старушки
Подскажите: ну и о чем все ЭТО?? ( если уж все такие эстэтты??
Газданов Гайто — Ход лучей
Чтение не понравилось, интонации не правдоподобные. Переигрывает
Шекли Роберт — Опытный образец
Замечательно прочитано
Цвейг Стефан — Двадцать четыре часа из жизни женщины
Я с Вами полностью согласна! Музыка в начале произведения, возможно каждой главы создает настроение. Музыка может…
Шекли Роберт — Похмелье
Добровольно никто не идёт: кто-то по принуждению, кто-то за деньги.
Шекли Роберт — Самое дорогое
Очень понравился сюжет и профессиональная озвучка. Благодарю чтеца и конечно же, автора, за увлекательно проведенное…
Болдаччи Дэвид — Чистая правда
И я)) потрясающая история, манкая, завораживающая
Хардинг Фрэнсис — Песня кукушки
Классные рассказы и озвучено с душой. Хотел озвучить «Войну с роботами» но Алексей опередил»))) Хороший рассказ…
Гаррисон Гарри — Война с роботами
Измученный простудой автор в чрезвычайно юмористическом ключе предлагает читателю широкий спектр средств от этой болезни — он испробовал их все на себе!
Герой-рассказчик снимает квартиру в доме напротив музея на Бродвее. Ночью к нему является привидение, дух «Окаменелого человека» или Великана из Кардиффа. Привидение хочет, чтобы его тело убрали из музея и похоронили. Но герой ему говорит, что оно ошиблось адресом, в бродвейском музее находится не…
Эссе выдающегося американского писателя, одного из родоначальников реализма в литературе США. Написанное в живой, увлекательной манере, произведение имеет ярко сатирическое звучание: взгляды Твена на современное ему американское общество остаются удивительно злободневными и сегодня.
Антивоенная миниатюра от одного из лучших американских классиков
Неоконченный и издававшийся только в 1969 году рассказ Марка Твена повествует о приключениях моряков, попавших в штиль в сердце вечного шторма. К сожалению, неизвестно, как они сумели выбраться из него.
Грустная история о любви, верности и дружбе. Рассказчик, путешествуя по заброшенным местам, где когда-то кипела жизнь золотоискателей, попадает в уютный, чистый и ухоженный домик, полный «множества тех неуловимых мелочей и штришков, которые вносит в дом женская рука». Хозяин просит путешественника…
Радиоспектакль по роману Марка Твена.
Типичный янки из штата Коннектикут конца XIX века получает во время драки удар ломом по голове и теряет сознание. Очнувшись, он обнаруживает, что попал в эпоху и королевство британского короля Артура (VI в.), героя многих рыцарских романов.
Предприимчивый…
Легкий сатирический рассказ великого американца о том, как легко можно воплотить в жизнь свои мечты, если, конечно, окружающие — добрые, простые и наивные люди, никогда в жизни не имевшие дел с ушлыми американцами.
Классическую литературу иногда считают скучной. Однако, это далеко не так, поскольку классика включает в себя многое. От микрорассказа до сказки. От комедии до ужаса.
Американец Хэнк Морган, получив удар по голове, потерял сознание и очнулся в VI веке во дворце короля Артура, героя рыцарских романов. Злой волшебник Мерлин решил отправить американца на костер, но в это время произошло солнечное затмение…
Вид
каталога
Марк Твен. Аудиокниги
Марк Твен известен многим читателям и слушателям аудиокниг. Все его романы, повести и рассказы имеют свой, особенный стиль написания. На сайте собрана самая полная коллекция аудиокниг писателя. Аудиокниги Марка Твена вы можете слушать онлайн прямо на сайте или скачать бесплатно в формате mp3. Выбирайте именно то, что вам нравится. Быстро и легко!
Принц и нищий (читает Андрей Зарецкий)
Знаменитая повесть американского писателя Марка Твена написана в 1880 году на основе исторического сюжета о юном короле Эдуарде VI. События, которые происходят в книге, относятся к XVI столетию. Рядом с уродством соседствует красота, рядом с жестокостью — гуманность. Но только справедливость и доброта делают человека человеком. Маленький оборванец Том Кенти никогда и не подумал бы,…
Позолоченный век (читает Илья Бобылев)
Сэмюел Ленгхорн Клеменс, всемирно известный американский писатель-сатирик и журналист Марк Твен (1835-1910), — великолепный знаток разговорного языка, тонкий наблюдатель американской жизни и блестящий рассказчик. М. Твена у нас в стране знают больше как автора Тома Сойера и Геккельбери Финна. На самом деле его перу принадлежат множество юмористических произведений, в том числе мало известных в России….
Налегке (читает Виталий Славский)
Роман «Налегке» — это мемуары-воспоминания Марка Твена о бурных молодых годах его бродяжничества по Дальнему Западу в эпоху «серебряной лихорадки» в Неваде. Цель этой книги, по словам автора, развлечь читателя, но не томить терминологией и историческими фактами. Из романа можно почерпнуть многое: к примеру, любопытнейшую историю Дальнего Запада, которую не описал прежде никто из тех,…
Похищение белого слона (читает Владимир Шевяков)
Однажды между Великобританией и Сиамом произошло недоразумение по поводу пограничной линии. Сиамский король оказался не прав, и, чтобы сгладить впечатление от досадного инцидента, решил преподнести британской королеве поистине царский подарок — белого слона — самое почитаемое животное Сиама. Но во время транспортировки ценный дар был похищен! Герой рассказа должен вернуть слона и доставить королеве, во…
Номер 44. Таинственный незнакомец (читаeт Наталья Чупрынина)
Таинственный незнакомец (англ.The Mysterious Stranger)— поздняя незаконченная повесть Марка Твена, впервые опубликована в 1916 году, после смерти автора, его секретарем и хранителем литературного наследия Альбертом Бигло Пейном. Текст, который опубликовал Пейн, изначально считался каноническим. Однако после его смерти новый хранитель Бернард Де Вото, занявший этот пост в 1938 году, обнародовал еще три варианта повести. Каждая…
Антология юмора и сатиры. Марк Твен. Юмористические рассказы. Выпуск 2 (читает Владимир Самойлов)
Юмористические рассказы. Выпуск 2 Перед вами настоящая классика юмористического рассказа. Произведения Марка Твена могут быть гомерически смешными или иронично хлёсткими, добродушно весёлыми или саркастически едкими. Иногда вообще непонятно, шутит писатель или говорит серьёзно. Но всегда, будь то короткие комические зарисовки, острые сатирические памфлеты или полные иронии очерки человеческих нравов, – они написаны тонко и органично,…
Антология юмора и сатиры. Марк Твен. Юмористические рассказы. Выпуск 1 (читает Владимир Левашёв)
Юмористические рассказы. Выпуск 1 Перед вами настоящая классика короткого рассказа. Произведения Марка Твена могут быть гомерически смешными или иронично хлёсткими, добродушно весёлыми или саркастически едкими. Иногда вообще непонятно, шутит писатель или говорит серьёзно. Но всегда, будь то лёгкие юмористические зарисовки, сатирические памфлеты или полные тонкой иронии очерки человеческих нравов, – они написаны тонко и органично,…
Американский претендент (читает Аркадий Бухмин)
«– Неужели вы не знали, что раненого оленя обычно добивают его же друзья и товарищи?» «Ну вот, дом этот представляет собой своего рода республику, где все свободны и равны, если люди вообще могут быть свободны и равны где-либо на земле; значит, я попал именно в такое место, которое стремился найти, здесь я – такой же…
Марк Твен. 18 юмористических рассказов (читают Александр Хорлин, Андрей Зарецкий)
18 юмористических рассказов Перед вами замечательный аудиотомик с рассказами великого американского писателя Марка Твена. В этот сборник вошли интереснейшие по сюжету рассказы, сдобренные беззаботным юмором и едким сарказмом. Даже по прошествии столетия люди разных возрастов продолжают смеяться над героями и ситуациями, описанными в произведениях автора. Послушайте этот диск, и хорошее настроение вам обеспечено! Содержание: 1….
Таинственный незнакомец (читает Мила Рад)
Замыслу «Таинственного незнакомца» Твен придавал совершенно особый характер; он считал, что именно в этой книге сумеет до конца высказаться по ряду волновавших его социальных и морально-философских вопросов. Место действия повести – глухая средневековая австрийская деревушка. Таинственный герой, который называет себя Сатаной и обладает чудесной сверхъестественной силой, вмешивается в жизнь обитателей Эзельдорфа, погрязших в корыстных интересах,…
Твен Марк. Рассказы (читают Александр Бордуков, Александр Котов, Александр Клюквин)
Влияние западного фольклора стало важнейшим формирующим фактором творчества Твена. Хотя большинство его юмористических рассказов было создано в 60—70х годах, юмор с обычными для него фольклорными приемами пронизывает все его творчество. Даже в 80—90х годах, когда писатель находился во власти растущих пессимистических настроений, он иногда возвращался к своей прежней манере, и под его пером возникали такие…
Письма с Земли (читает Наталья Чупрынина)
«Письма с Земли» — это сатирическое произведение, свыше 50 лет остававшееся неизвестным читателям и увидевшем свет только в 1962 г. (Нью-Йорк, 1962), которое характеризует М.Твена как убеждённого атеиста, непримиримого борца с жестокостью, несправедливостью и лицемерием. Содержание: 01_Письмо Сатаны 02_Письмо второе 03_Письмо третье 04_Письмо четвертое 05_Письмо пятое 06_Письмо шестое 07_Письмо седьмое 08_Письмо восьмое 09_Письмо девятое 10_Письмо…
Моя автобиография. Сборник рассказов (читают Александрв Клюквин, Вениамин Смехов, Александр Бордуков)
«Моя автобиография» — в своих произведениях Марк Твен описывал простых американских рабочих, так называемые «низы», именно у них он брал образы, ситуации, характеры. Возможно, поэтому произведения писателя пользовались таким огромным успехом: ведь источником для них была сама жизнь. Содержание: 01. Моя автобиография (чит. Александр Клюквин) (14:42) 02. Рассказ о хорошем мальчике (чит. Вениамин Смехов) (12:16)…
Журналистика в Теннесси. Сборник рассказов (читает Владимир Шевяков)
Рассказы американского писателя Марка Твена — забавные, смешные и при этом очень живые и реалистичные. Большинство сюжетов автор черпал из собственного жизненного опыта, подмечая в повседневной жизни все необычные события, курьезные случаи и прочие странности. В этот сборник вошли интереснейшие по сюжету рассказы, сдобренные беззаботным юмором и едким сарказмом. Даже по прошествии столетия люди разных…
Банковский билет в 1000000 фунтов стерлингов (читает Сергей Чонишвили)
Невезучему американцу Генри Адамсу кажется, наконец-то улыбнулась удача. Два брата-богача вручают ему конверт, в котором оказывается банковский билет в один миллион фунтов стерлингов. Благодаря билету Адамс начинает жить на широкую ногу: поселяется в шикарном отеле, обедает в лучших ресторанах. В газетах о нём пишут как об эксцентричном миллионере, везде ему всё отпускают в кредит и…
Собака
Рассказ Марка Твена об отношении людей. Как один человек пытался заработать деньги и попал в интересную историю! Год выпуска: 2007 Автор: Марк Твен Исполнитель: Неизвестен Жанр: рассказ Издательство: Радио России Язык: Русский Тип: аудиокнига Аудио кодек: MP3 Битрейт аудио: 64 kbps
Принц и нищий (читает Юрий Заборовский)
«Принц и нищий» — одно из самых умных произведений мировой литературы. Роман рассказывает о том, как принц, впоследствии ставший королем Эдуардом VI, в силу обстоятельств оказывается в народе под видом мальчика-бедняка Тома Кенти, а сам Том Кенти, необыкновенно внешне похожий на принца, становится наследным принцем и затем королем Англии. Год выпуска: 2014 г. Aвтор:Твен Марк…
Принц и нищий (читает Сергей Чонишвили)
Предлагаем вашему вниманию аудиокнигу Марка Твена «Принц и нищий «. Что общего может быть у маленького нищего мальчика Тома Кенти и английского принца и Эдуарда Тюдора? Казалось бы ничего. Есть только одно сходство — они очень похожи друг для друга. И вот этот факт и послужил началом приключений оборванца во дворце, а наследника престола в…
Принц и нищий (читает Олег Жуков)
«Принц и нищий» — одно из самых умных произведений мировой литературы. Роман рассказывает о том, как принц, впоследствии ставший королем Эдуардом VI, в силу обстоятельств оказывается в народе под видом мальчика-бедняка Тома Кенти, а сам Том Кенти, необыкновенно внешне похожий на принца, становится наследным принцем и затем королем Англии. Год выпуска: 2008 Фамилия автора: Твен…
Принц и нищий (читает Аркадий Бухмин)
«Принц и нищий» — одно из самых умных произведений мировой литературы. Роман рассказывает о том, как принц, впоследствии ставший королем Эдуардом VI, в силу обстоятельств оказывается в народе под видом мальчика-бедняка Тома Кенти, а сам Том Кенти, необыкновенно внешне похожий на принца, становится наследным принцем и затем королем Англии. «Принц и нищий» — одно из…
Том Сойер за границей (читает Михаил Росляков)
Приключения Тома Сойера продолжаются! На этот раз непоседа-Том решает отправиться за границу, чтобы разбогатеть и стать независимым. Друзья Тома тоже мечтают об этом, и он быстро собирает вокруг себя желающих составить ему компанию. Итак, мальчишки отправляются в дальние странствия. Вы думаете, Том Сойер угомонился после всех этих приключений? Как бы не так! Они только пуще…
Сыскные подвиги Тома Сойера (читает Сергей Горбунов)
Все произведения американского писателя Марка Твена — забавные, смешные и при этом очень живые и реалистичные. Большинство сюжетов автор черпал из собственного жизненного опыта, и многие герои также «списаны с натуры». «Сыскные подвиги Тома Сойера» — одно из наиболее известных произведений выдающегося американского писателя Марка Твена и одна из самых читаемых книг. Ее любят не…
Заговор Тома Сойера (читает Кирсанов Сергей)
Вперёд, ребята! Теперь вы можете прослушать всё, что Марк Твен написал о Томе Сойере и Гекльберри Финне! «Если делать все правильно и с умом, то за три дня можно весь город на уши поставить», — говорил Том Сойер. Так и вышло — город в панике. Однако события развиваются не по плану, и вместо задуманного заговора…
Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна (читает Никита Карпов)
Что может быть увлекательней, чем заблудиться в пещере вместе с обожаемой девочкой или отправиться ночью на кладбище в компании верного друга и дохлой кошки? А уж поиски сокровищ в заброшенном доме и жизнь на острове без надзора взрослых и вовсе предмет мечтания каждого мальчишки! Мы предлагаем вам услышать о приключениях двух неразлучных сорванцов в сокращенном…
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна (читает Юрий Рудник)
В книге о приключениях Тома Сойера писатель с большим мастерством нарисовал жизнь американского провинциального городка 40-х годов XIX века. Благодаря напряженному сюжету и блестящему юмору эта книга горячо любима читателями всего мира. Год выпуска: 2004 Автор: Марк Твен Исполнитель: Юрий Рудник Жанр: Повесть Издательство: Говорящая Книга Язык: Русский Тип: аудиокнига Аудио кодек: MP3 Битрейт аудио:…
Приключения Тома Сойера (читает Валерий Захарьев)
Если вы любите юмор, мечтаете о подвигах и невероятных путешествиях, послушайте «Приключения Тома Сойера», одну из самых популярных книг, которую любят во всем мире не только дети, но и взрослые. Переводчик — Н. Дарузес Год выпуска: 2007 Автор: Марк Твен. Исполнитель: Заслуженный артист Валерий Захарьев Жанр: Детская литература Издательство: ООО Аудиокнига Тип: аудиокнига Аудио кодек:…
Приключения Тома Сойера (читает Сергей Кирсанов)
Повесть о Томе и его друзьях. Том — мальчик из благонравной семьи, но ему не по вкусу жить по правилам провинциального городка, где мало места свободе и романтике. Он мечтает о вольной жизни, приключениях и подвигах. И поэтому никакие запреты взрослых не заставят его расстаться с лучшим другом… Марк Твен — псевдоним Сэмюэля Ленгхорна Клеменса…
Приключения Тома Сойера (читает Александр Котов)
«Приключения Тома Сойера» (1876) — повесть о Томе и его друзьях. Том — мальчик из благонравной семьи, но ему не по вкусу жить по правилам провинциального городка, где мало места свободе и романтике. Он мечтает о вольной жизни, приключениях и подвигах. И поэтому никакие запреты взрослых не заставят его расстаться с лучшим другом… Год выпуска:…
Приключения Тома Сойера (читают Е. Шифрин и Л. Ахеджакова)
Классика детской литературы, произведение Марка Твена «Приключения Тома Сойера» в исполнении Ефима Шифрина и Лии Ахеджаковой. Сильно сокращенный вариант. Постановка великолепная. Год выпуска: 2002 Исполнитель: Шифрин Е., Ахеджакова Л. Жанр: Детская литература Тип: аудиокнига Аудио кодек: MP3 Битрейт аудио: 128 Кбит/сек Время звучания 58:31 (вместе с музыкальными вставками).
Приключения Гекльберри Финна (читает Ксения Большакова)
Даже двадцать лет спустя после написания романа Марк Твен вспоминал о своем Геке, мальчишке-беспризорнике, «романтическом бродяге», как о самом дорогом для него герое. Это увлекательная история настоящей дружбы между сорванцом Гекльберри Финном и беглым рабом. Спасаясь от преследования, эта странная парочка отправляется в непредсказуемое путешествие по диким просторам Миссисипи. По пути героев ожидает столько невероятных…
Приключения Гекльберри Финна (читает Алексей Борзунов)
Даже двадцать лет спустя после написания романа Марк Твен вспоминал о своем Геке, мальчишке-беспризорнике, «романтическом бродяге», как о самом дорогом для него герое. Это увлекательная история настоящей дружбы между сорванцом Гекльберри Финном и беглым рабом. Спасаясь от преследования, эта странная парочка отправляется в непредсказуемое путешествие по диким просторам Миссисипи. По пути героев ожидает столько невероятных…
Приключения Гекльберри Финна (радиопостановка — Олег Табаков и Артисты Московских театров)
Марк Твен настоящее имя Сэмюэл Клеменс, — выдающийся американский писатель и журналист. Самым большим вкладом Твена в американскую и мировую литературу считается роман «Приключения Гекльберри Финна», продолжение романа «Приключения Тома Сойера». Ее главный герой и рассказчик — Гек Финн, друг Тома Сойера. Спасаясь от преследования, сорванец Гек Финн и беглый раб Джим отправляются на плоту…
Приключения в микромире 04. Три тысячи лет среди микробов
Три тысячи лет среди микробов (история жизни микроба с примечаниями, сделанными той же рукой семь тысяч лет спустя. Перевод с микробного Марка Твена, 1905 г.) (1905) Он был человеком, но стал микробом холеры внутри тела бродяги Блитцовского. Спустя 3000 лет по микробовскому летоисчислению он начал писать книгу о том, как устроен мир внутри планеты Блитцовский:…
Янки при дворе короля Артура
Произведение «Янки при дворе короля Артура» блистательного писателя Марка Твена сочетает в себе фантастику, знаменитый авторский юмор и пародию на рыцарские средневековые романы. К тому же это одна из первых книг, описывающая путешествие во времени. Классический представитель американского народа из штата Коннектикут получает во время потасовки удар ломом по голове. Очнувшись, изумленный янки обнаруживает себя…
Янки при дворе короля Артура (читает Аркадий Бухмин)
Произведение «Янки при дворе короля Артура» блистательного писателя Марка Твена сочетает в себе фантастику, знаменитый авторский юмор и пародию на рыцарские средневековые романы. К тому же это одна из первых книг, описывающая путешествие во времени. Классический представитель американского народа из штата Коннектикут получает во время потасовки удар ломом по голове. Очнувшись, изумленный янки обнаруживает себя…
Янки при дворе короля Артура (читает Александр Клюквин)
Роман Марка Твена «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» может быть с полным правом поставлен в один ряд с лучшими произведениями писателя. Эта необычная книга сочетает в себе фантастику, пародию и жизнерадостный юмор. Марк Твен просто не умел писать скучно, чему данный роман и служит прекрасным доказательством. Предприимчивый янки, получив во время стычки удар…
Три тысячи лет среди микробов
Гигантские пауки и крошечные люди, кровопролитные битвы муравьев, отчаянные сражения микробов, путешествия внутри человеческого тела и невообразимые вселенные, заключенные в атомах – проникновение в микромир издавна было заветной мечтой фантастов. Книга классика американской литературы М. Твена «Три тысячи лет среди микробов» продолжает в серии «Polaris» публикацию забытых и редких произведений, объединенных общей темой «приключений в…
Таинственный незнакомец
Место действия книги – глухая средневековая австрийская деревушка. Таинственный незнакомец, который называет себя Сатаной и обладает чудесной сверхъестественной силой, вмешивается в жизнь обитателей Эзельдорфа, погрязших в корыстных интересах, убогих верованиях, нелепых, унижающих их предрассудках, с тремя мальчиками-подростками, с которыми он подружился. Сатана ведет беседы о несправедливом социальном устройстве общества, о религии, о природе и характере…
Путешествие капитана Стормфилда в рай
Философская история об одном странном путешествии по дороге предрассудков, нелепых вымыслов, надежд и фантазий. Что-то из этого набора может оказаться и реальным, только пока об этом никто не знает… Можно только прочитать или прослушать рассказ капитана Стормфилда, записанный Марком Твеном, в котором рассказывается о том, как он побывал в раю. Слушая рассказ, можно немного отвлечься…
Диковинный сон
В рассказе представлена удивительная беседа со скелетом с незнакомого кладбища — оказывается у них, мертвецов, тоже есть свои беды и горести. Другие названия: Странный сон Позапрошлой ночью мне привиделся удивительный сон. Снилось, будто я сижу, задумавшись, на ступеньках крыльца в каком-то незнакомом городе. Время позднее – полночь или час ночи. Воздух свеж и напоен ароматами….
История с привидением
Если ты умер, стал привидением и не знаешь, что тебе делать, чтобы получить покой, то не стоит собирать вокруг себя банду других призраков и пытаться таким образом получить желаемое. Возможно — и даже вполне возможно, — что попадёшь в неловкое положение даже в мистическом посмертии. Так и случилось с привидением Кардиффского великана. Я снял квартиру…
Жанна д’Арк (читает Вячеслав Герасимов)
Марк Твен — любопытнейший, ироничнейший, проницательнейший американец! Но, о, чудо! Вечный насмешник увлекся женщиной! А там, где замешена женщина, да вдобавок и француженка, там смех замирает на устах. Любознательный янки с головой погружается в историю. Шаг за шагом проходит весь путь очаровавшей его девы. Он старается постичь непостижимое, вторгается в область мистики, и вот уже…
Жанна д’Арк (читает Аркадий Бухмин)
«Жанна д’Арк или Личные воспоминания о Жанне д’Арк сьера Луи де Конта, ее пажа и секретаря» – самый большой исторический роман писателя. Это удивительная история Орлеанской девы – национальной героини Франции, одной из главнокомандующих французскими войсками в Столетней войне. Попав в плен к бургундцам, она была передана англичанам и сожжена на костре как колдунья. Впоследствии…
Городок на Миссипи
«Городок на Миссисипи» — радиопостановка по роману Марк Твена «Приключения Тома Сойера». Радиопостановка. Действующие лица и исполнители: Том Сойер — Сперантова Валентина; Тетя Полли — Бирман Серафима; Бекки — Бабанова Мария; Сид — Корабельникова Маргарита; Гек Финн — Потоцкая Ирина; Джо Гарпер — Юльская Юлия; Незнакомый мальчик — Устюгов Константин; Джимми — Князева Лидия; Учитель…
Городок на Миссисипи (Радиоспектакль)
Том Сойер, веселый проказник, любитель похулиганить и прогулять уроки, живет у строгой тети Полли вместе со своим сводным братом Сидом, послушным мальчиком, который в отличие от Тома не доставляет никаких хлопот. Тому не по вкусу жить по правилам маленького провинциального городка, где мало места свободе и романтике, он мечтает о приключениях и подвигах. Действующие лица…
Янки из Коннектикута при дворе короля Артура (радиоспектакль)
Музыкальный радиоспектакль по одноимённому роману Марка Твена. В историко-фантастическом романе повествуется о приключениях американского мастера-оружейника, который переносится из XIX века в век VI. Год выпуска: 2012 г. Исполнитель: Гордин Игорь, Евдокимова Ирина, Ворожищева Марина, Лумпова Надежда, Дубровский Алексей, Колесников Иван, Лутошкин Александр, Писаренко Дмитрий, Потапов Сергей, Сотников Сергей, Соболев Илья Жанр: Радиоспектакль Издательство: Радио России…
Настоящая фамилия Марка Твена (1835-1910) была Клеменс. Сэмюел Клеменс. В молодости, еще до того как стать писателем, он плавал лоцманом на пароходах по Миссисипи. Миссисипи — огромная река, она течет через всю Америку. В верховьях на ней много отмелей и песчаных островов, а ближе к устью она часто разбивается на рукава. Здесь течение очень сильное и то и дело попадаются опасные перекаты. В то время еще не было бакенов и других речных сигналов. Лоцман устраивался на носу судна, замерял глубину и кричал своему помощнику: «Марк твен!» — отметь, что до дна две сажени (около четырех метров) и, значит, пароход может пройти.
Твен плавал по реке до 1861 года, когда началась Гражданская война между Севером и Югом. Потом он жил далеко от Миссисипи, странствовал по свету и, случалось, годами не бывал у себя на родине. Но он все так же любил свою реку. На ее берегах он вырос. От Сент-Луиса до Нового Орлеана он знал на ней каждую излучину и каждую пристань. Знал сонное оцепенение приречных городков, где приезд нового человека — целое событие, о котором месяцами будут судачить, сходясь под вечер на пыльной площади. Знал их обитателей — простодушных, доверчивых людей с их тихими радостями и однообразными заботами. Знал их мечты, поверья, предрассудки, их искреннюю доброту, которая легко сменялась слепой жестокостью.
Перед будущим писателем здесь открылся особый мир. Он увидел будничную Америку, глушь, провинцию. С виду такая невзрачная, такая безликая, для его зоркого глаза она оказалась захватывающе интересной страной Тома Сойера и Гека Финна. С ним навсегда остался бескрайний простор Миссисипи, поросшие густыми лесами острова, тянущиеся на километр плоты, скалы, вырастающие из воды, вольная и могучая жизнь его родной реки.
И с 1863 года все, что он печатал, выходило за подписью «Марк Твен». Наверно, закончив книгу и подписывая ее, он снова и снова вспоминал места, где прошли его юные годы. И ему хотелось, чтобы в написанном им всегда была частичка неповторимого света, глоток неповторимого воздуха раздольных речных краев.
Сам он утверждал, будто стащил свое литературное имя у старого лоцмана Селлерса, знакомого Твену по его пароходной службе. На самом деле Твен просто разыгрывал своих читателей. Этот Селлерс был неплохой, но скучный, надоедливый человек; он помещал в газетах статьи и заметки, в которых описывал разные происшествия на Миссисипи, и пересыпал свой рассказ глубокомысленными заключениями и назидательными советами. Твена смешил степенный, наставительный тон этих корреспонденций, и он решил вышутить их автора.
Как-то Селлерс через газету предупредил, что вода на Миссисипи в этот год поднимется особенно высоко, и «для блага граждан Нового Орлеана» порекомендовал приготовиться к весеннему разливу. Твен тут же ухватился за представившийся случай и в своей статье написал, что разлив действительно будет необыкновенный: уже к середине января река затопит местную гостиницу — самый высокий дом в городе. «Для блага граждан Нового Орлеана» сообщалось, что Твен сам видел и хорошо помнит такое же наводнение: оно было не так уж и давно, всего сто с небольшим лет назад. А Твену, когда он все это писал, только что исполнилось двадцать шесть.
Он и до этого сочинял всякие забавные истории, вовсе не думая, что литература сделается его профессией. У Твена было нелегкое детство. Ему рано пришлось самому заботиться о своем обеде и паре крепких башмаков. С юных лет в нем проявилось замечательное свойство всюду в жизни находить смешное, смеяться и над собственными невзгодами, никогда не вешать носа. Чувство юмора не раз выручало Твена в трудные дни. Он и писать начал потому, что из него ключом бил юмор. По всей Миссисипи лоцманы и капитаны из уст в уста передавали веселые небылицы, которые он с совершенно серьезным видом рассказывал в кругу друзей.
Иногда ему удавалось, напечатав такой рассказик в газете, подработать несколько долларов. Но на них было не прожить. И Твен сменил не одно занятие, прежде чем писательство завладело им полностью и без остатка.
Семья Клеменсов была большая, и когда в 1847 году умер отец — невезучий торговец и столь же неудачливый судейский чиновник,— Сэму и его старшему брату Ориону ничего не оставалось, как самим добывать деньги. Сэму было в то время двенадцать лет. После уроков он шел не домой, а в типографию, где служил учеником наборщика; за это его кормили и одевали. Часто он вообще не ходил в школу, простаивал у печатного станка день напролет. А хозяева типографии были люди прижимистые, злые, и жилось у них будущему писателю скверно.
Твен почти не помнил деревушку Флорида, где он родился в 1835 году. Когда ему исполнилось четыре, Клеменсы обосновались в Ганнибале — крохотном городке на берегу Миссисипи, примерно в двухстах километрах от того места, где в нее впадает другая большая река, Миссури. В книгах о Томе Сойере и Геке Финне Твен описывает захолустный американский городишко, пышно названный Санкт-Петербург — как русская столица (в Америке есть свой Каир, своя Москва, свой Амстердам — американцы прошлого века любили прихвастнуть, что их страна лучше всех других, и присваивали имена самых знаменитых городов мира своим наскоро построенным поселкам, где было две-три улицы одноэтажных домов да деревянная церковь, куда в полдень, спасаясь от жары, забредали собаки и свиньи). Так вот, описанный Твеном Санкт-Петербург — это и есть Ганнибал времен его детства.
Город стоял на перекрестке двух больших дорог: одна, вниз по реке, вела из свободных штатов Севера в рабовладельческие штаты Юга, другая, через бескрайние степи, тянулась с обжитого Востока в неосвоенные богатые края — на Дальний Запад. В Ганнибале было тысячи три жителей и масса приезжих — они, впрочем, надолго не задерживались. Далеко, на тихоокеанском берегу, в Калифорнии в 1849 году нашли золото. Вспыхнула «золотая лихорадка». Рассказы о легкой удаче, о нажитых в одну минуту богатствах кружили головы конторщикам и фермерам, и они срывались с мест, надеясь вскоре вернуться с туго набитым кошельком. За Миссисипи начинались безлюдные пустоши, и в Ганнибале делали остановку на неделю-другую, чтобы приготовиться к долгому и трудному пути.
У Клеменсов был купленный за бесценок огромный земельный участок в штате Теннесси, но его никак не удавалось сбыть с рук — эта земля никого не интересовала, всех влекла сказочная Калифорния. Через много лет выяснилось, что миллионы лежали вбок от столбовой дороги искателей счастья, которые, оставив Теннесси в стороне, двигались в скрипучих повозках к Тихому океану, где почти всех их ожидал крах надежд, разорение и нищета. В земле Клеменсов оказались огромные залежи угля и железа, да только земля-то уже им не принадлежала — ею расплатились за долги. Орион и Сэм тоже побывали на золотоносных холмах Запада. Сэм поставил там заявочные столбы, поселился в хижине, продуваемой всеми ветрами, платил бешеные деньги за хлеб, не заработал ни цента и в конце концов понял, что старателя из него не вышло. Он бросил прииск и поступил работать в редакцию одной калифорнийской газеты.
Все это было позже, уже в годы Гражданской войны. А поначалу подмастерье Клеменс постигал тонкости типографского дела. И все время норовил удрать с другими мальчишками на реку. Вот там была для него настоящая жизнь, полная романтики.
Какие это были замечательные деньки! До глубокой старости Твен помнил их минута за минутой. Когда он принялся рассказывать о Томе и Геке, перед глазами писателя во всех своих ярких красках прошел мир его детства. Как будто он снова играл в индейцев на свалке за брошенным кожевенным заводом и в проулках Ганнибала, где буйно разрослась сорная трава. Как будто снова окружала его звенящая тишина окрестных полей. Как будто снова он искал клады в таинственных опустевших домах горожан, которые разъехались кто на Запад, кто на Юг. Как будто снова он подкладывал ужей в рабочую корзинку своей тети Патси и наслаждался ее испуганными криками. Как будто снова скучал в воскресной школе и придумывал что-нибудь необыкновенное — становился пиратом, прорывал подземный ход, ведущий через два океана прямо в Китай…
В истории Гека и Тома — история ранних лет самого Твена, и здесь совпадают даже подробности. Чуть наискосок от Ганнибала есть на Миссисипи пустынный остров Глескока, который в книгах о Геке и Томе называется Джексоновым островом. Юный Клеменс еще застал времена, когда там было полно черепах. В заводях кишела крупная рыба, ее можно было поймать простой удочкой и даже рубашкой.
И пещера, в которой будут плутать Том и Бекки и найдет свой конец Индеец Джо, тоже не выдумана писателем. Это пещера Макдоуэлла, она находится в нескольких милях от Ганнибала. Уже в пору детства Твена она была знаменита на весь штат. Сэм с друзьями облазил в ней десятки коридоров. Однажды он слишком увлекся и потерял в ее галереях дорогу. С ним была одна его одноклассница. Их свечи уже догорали, и хорошо, что взрослые, бросившись на поиски, успели заметить вдали слабый огонек.
Да и сам Индеец Джо — точнее, не индеец, а метис — был хорошо известен в Ганнибале. Он был совсем не такой жестокий, как в книжке, но в самом деле занимался какими-то темными делами, пил и скандалил. Как-то раз он действительно заблудился в пещере, провел там несколько дней, питался летучими мышами. Он все же сумел выбраться и потом рассказывал об этой истории всем и каждому, не подозревая, что среди его слушателей — будущий писатель и что его приключения, пусть приукрашенные фантазией Твена, и через полтора века будут увлекать читателей всего мира.
Был в Ганнибале городской пьяница и буян Джимми Финн — такие бывали в каждом заштатном городке; как пишет Твен, люди вроде Финна занимали «пост, в те дни совершенно определенный, хотя и неофициальный». У этого Джимми Финна был сын, которого звали Том Блэнкеншип. Сын враждовал с отцом и смолоду повел самостоятельную жизнь, ночуя в бочках, валявшихся около бойни, нигде не учась, вечно голодая, но зато наслаждаясь полной независимостью. Том был добр, справедлив и изобретателен в играх. Мальчикам из «хороших семей» категорически запрещалось иметь с ним дело, но тем ценнее была для всех таких мальчиков его дружба. В книгах Твена этот маленький бунтарь выведен под именем Гека Финна.
И был в Ганнибале живой как ртуть, впечатлительный, отважный и острый на язык мальчишка, которого звали Сэм Клеменс. От этого мальчишки, от самого себя, Марк Твен и взял больше всего, изображая Тома Сойера.
Но он не просто описал самого себя. Может быть, так ему было бы и легче, но тогда и книга получилась бы другая. Получились бы воспоминания уже не очень молодого Клеменса о юной поре его собственной жизни. Когда такие воспоминания пишет незаурядный человек, они бывают удивительно интересными. У Твена тоже есть книга воспоминаний. Она называется «Автобиография». Это прекрасная книга, умная, богатая наблюдениями и иронией. И все-таки во всем мире читают прежде всего «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна». Их читают уже целый век. Сегодня их любят не меньше, чем сто лет назад, когда Том и Гек впервые представились читателям.
Наверно, здесь все дело в том, что эти повести — больше, чем автобиография Сэмюела Клеменса, который их написал. В них есть то, что не умирает со смертью человека, прожившего свою жизнь и под старость оглянувшегося на нее, чтобы вспомнить самые радостные и самые печальные страницы и подвести итог. В них есть чудо искусства. Художник прикасается к такой ему знакомой и такой на вид безликой, бесцветной провинциальной американской жизни прошлого столетия. И за ее скучной размеренностью он обнаруживает неподражаемое и неповторимое переплетение добра и зла, красоты и уродства, благородных порывов и жестоких принципов, душевной щедрости и черствого ханжества, природной доброты и диких предрассудков, которые крепко въелись в души людей.
Случайно оказавшись в каком-то никому не ведомом Ганнибале, , обычный человек едва ли подметил бы на его улицах что-нибудь интересное. Текла бестревожная однообразная жизнь. Время от времени ее плавный ход нарушали события действительно трагические — вроде убийства из-за денег или приезда работорговца, навеки разлучавшего негритянские семьи. Впрочем, для тогдашней Америки в таких событиях не было ничего исключительного. Они происходили повсюду, и к ним давно привыкли. И Ганнибал был город как город — один из тысячи захолустных городков, разбросанных от океана до океана.
Но Твен не был обычным человеком, он был художником. И он открыл глубокие противоречия в самом однообразии, самой бестревожности родного ему Ганнибала. Он открыл здесь свои драмы, и столкновения непримиримых взглядов, и борьбу справедливости с несправедливостью, высокой мечты с унылой прозой повседневности.
В каждой мелочи и каждой характерной черточке быта он находил этот особый отпечаток провинциальной Америки. Там в отношениях людей, в самом складе жизни тогда еще было настоящее добросердечие, искренность, простота. Об этом Твен и написал в своих книгах, особенно в «Томе Сойере», солнечной, радостной повести о детстве, которое пока почти не омрачено, потому что пока почти не открыт взрослый мир с его неизбежными сложностями и непонятными Тому и Геку устремлениями.
Но в той же американской провинции ничуть не меньше было грубой жажды богатства. И придавливала к земле косность раз и навсегда заведенных порядков. И с подозрением смотрели на всех тех, кто не соглашался с общепринятыми понятиями. И преследовали, добивали неудачников, сбившихся с дороги, проигравших в непрерывной борьбе за место под солнцем — словно бы испытывали при этом какое-то особое удовольствие. И проявляли бескрайнюю жестокость к рабам, со спокойной совестью торгуя людьми, как кипами хлопка, а все потому, что те родились чернокожими, и их уже не считали за людей.
Обычный американец времен Твена, возможно, не увидел бы во всем этом ничего особенного: так уж устроена жизнь, и о чем тут размышлять. Обычным людям несовместимое казалось естественным и нормальным. Можно было, как мисс Уотсон, каждый день повторять в церкви, что все в мире братья и должны любить друг друга, и быть при этом хоть немножко смешной, но совершенно искренной, а потом продать на страшную южную плантацию прекрасного человека негра Джима: ведь за него предлагают целых восемьсот долларов, и разве против такого соблазна устоять? Можно было, как тетя Салли, быть бесконечно заботливой и ласковой с Томом и Геком и держать того же Джима в цепях, дожидаясь, когда надсмотрщик с плеткой явится за своим «законным» беглым рабом.
Все это считалось в порядке вещей. Несовместимость не замечалась. Ее заметил и сказал о ней большой писатель — Марк
Твен. Для этого был нужен очень зоркий глаз. Для этого требовалась огромная смелость. Твену было не занимать ни того, ни другого.
На самое будничное, привычное, знакомое ему с детства он взглянул глазами художника, ищущего правды. И тогда выявилось, что ставший привычкой, незамечаемый порядок вещей таит в себе много несправедливого, ложного, жестокого. Что у людей, которых Твен знал и любил и среди которых он сам вырос, странные, порой простодушные и трогательные, но порою и совсем неверные, даже отталкивающие представления о том, к чему надо и к чему не надо стремиться, как следует поступать в нелегких жизненных ситуациях, чем дорожить и чего избегать. И что не жизнь скверно устроена — жизнь всегда остается прекрасной,— а скверно устроены отношения американцев друг с другом и порядки в их стране. Вот в чем было дело: из-за скверных установлений, когда главным в жизни считают деньги и находят вполне естественным держать других людей в нищете и рабстве,— из-за них-то и получалось, что даже неплохие от природы люди, живя в таком обществе, могли поступать бесчеловечно, да к тому же не понимали, сколько горя они способны причинить и как обедняют, как уродуют самих себя.
Это и есть одно из незаменимых качеств художника — его недоверие к привычному, к само собой разумеющемуся. В художнике живет способность видеть жизнь точно бы впервые. Все на свете для него внове, все подмечено только им одним.
Оттого и вещи, с которыми люди соприкасаются каждый день и на которые давно перестали обращать внимание, становятся на редкость интересными, необычными и непростыми, стоит им очутиться в поле зрения художника.
Взять хотя бы «Приключения Тома Сойера». Там ведь больше игр, чем приключений. Приключений как раз не так уж много— ну, разве что сцена на кладбище, когда Том и Гек становятся невольными свидетелями убийства, да еще поиски клада и скитания Тома и Бекки по подземному лабиринту. А так — обыкновенный сорванец, который занят обыкновенными мальчишескими делами: морочит старших, развлекается, как умеет, на скучных уроках, верховодит уличной ватагой, преследует тихонь и подлиз, дерется, мирится, затевает игры одна интереснее другой. Он смышлен, смел, благороден, справедлив, этот Том Сойер, который доставил столько хлопот своей старой тете да и всему Санкт-Петербургу.
Иногда он чуточку комичен: Том начитался книжек про знаменитых авантюристов и про неистовую любовь, и посмотрите, как он ухаживает за Бекки,— по всем книжным ‘правилам, хоть его и подвело незнание анатомии, и цветок, который ему бросила девочка, он прижал не к сердцу, а куда-то пониже, должно быть к желудку. Потом, в «Геке Финне», он будет по всем книжным правилам освобождать узника, заставив терпеливого Джима царапать какую-то чепуху на стене и прятать в тюфяк веревочную лестницу, когда было довольно просто сбить замок с двери сарая.
Он, конечно, не затеряется в толпе своих ровесников, потому что Том — это личность, не чета благонравному Сиду или чистюле Альфреду Темплю. Но в общем-то он из этой толпы особенно и не выделится — озорной мальчишка, каких полно в тихом городе Санкт-Петербурге, да и в любом другом городе. Почему же вот уже сто с лишним лет за его судьбой с таким интересом следят все новые читатели, почему книга о нем стала одной из самых популярных книг в мире? Не потому ли, что главное в ней — как раз не приключения, не кружащие голову опасности и неожиданности; таких книг и до Твена писали множество. Но до Твена всерьез не считалось, не замечалось, что подростки — это особый мир, особые законы, особое понимание жизни. Само собой разумелось, что сверстники Тома Сойера — все на одно лицо: они ни о чем не задумываются, ищут только забав и приключений и потихоньку перенимают у взрослых навыки практической жизни.
А Твен не поверил тому, что в его время разумелось само собой. За своими героями-подростками Томом и Геком он признал независимый строй мыслей и понятий — у каждого из них особенный — и посмотрел на окружающий мир так, как смотрели они. И в этом мире, будничном и спокойном до уныния, вдруг оказалась масса увлекательного. В самых простых вещах. Например, в побелке забора. Или в походах за черепашьими яйцами на остров. Или в проказах на Кардифской горе, где так хорошо играть в Робин Гуда. И даже тоскливые занятия в воскресной школе можно превратить в праздник — вот, пожалуйста: меняешь рыболовный крючок, лакрицу и дохлую крысу на целую кучу разноцветных билетиков и за них получаешь премиальную Библию, не зубря никаких стихов.
Мир становится поразительно интересным, красочным, таинственным и веселым, когда в нем торжествует живая, вольная жизнь. Когда она теснит окаменевшие условности и сметает на своем пути всякую неправду.
В Томе и Геке пульсирует эта вольная жизнь, которая не подчиняется никаким установленным понятиям о том, как должны вести себя «хорошие мальчики», если они нацелены «выбиться в люди». Твен не верит в такие понятия. Из «хороших мальчиков» — в этом убедил его опыт многих лет — выходят люди, черствые душой, глухие к красоте, сложности, величию мира.
Им лишь бы поспокойнее, поуютнее устроить свою жизнь, и в этих заботах проходит у них год за годом. Огромный мир, который лежит за стенами их дома, для них словно бы не существует. Они равнодушны к чужой беде. Их не тревожит несправедливость. Они не замечают вокруг себя ни радостей, ни горя.
Принц Эдуард, о котором Твен рассказал в повести-сказке «Принц и нищий», был таким вот «хорошим мальчиком». Никто не назвал бы его бессердечным и холодным — наоборот, он по-своему отзывчив и пылко бросается защищать правду и справедливость, как он их понимает. Только вот в чем беда: правда, справедливость для принца Эдуарда равнозначны его личным желаниям и капризам. Сами по себе, как вещи, обязательные для каждого, они в представлениях принца не существуют. Его воспитали так, что для него важен лишь его собственный интерес, лишь его собственная потребность и воля.
Он вырос в мире условностей, смешных правил придворного этикета, утонченной роскоши, праздности, лести, и принц не догадывается, что это тепличный, ненастоящий мир. От настоящего мира его заботливо изолируют с младенчества, и он даже и не подозревает, что есть другая жизнь, где много жестокости, страданий, слез, но зато умеют ценить дружбу и взаимовыручку, не разучились радоваться простым и неподдельным дарам — солнечному дню, теплому ночлегу, вкусной и сытной похлебке — и за правду, за человечность готовы, как Майлс Гендон, сложить голову.
Посмотрите, как трудно даются принцу уроки настоящей жизни, когда волею судьбы он вдруг оказывается лицом к лицу с нею. Теперь он вынужден по-новому взглянуть на понятия, которые ему привили во дворце, охраняемом стражниками от простолюдинов. И ему приходится ломать самого себя, отказываться от привычки в одном себе видеть меру истины, считая свои случайные желания потребностью народа, свои прихоти — благом страны. Но до чего же это болезненно — расставаться с4> всем тем, во что верил, что, не колеблясь, не задумываясь, признавал справедливым!
А Том Кенти, нищий со Двора Отбросов, наоборот, с легкостью усваивает ложные понятия, принятые в Вестминстерском дворце,— они ведь удобны, они освобождают от необходимости думать и о других, не только о своей беспечальной жизни. Всего несколько недель прошло, как его приняли за Эдуарда, а уже и незаконность его притязаний на трон не тяготит совесть Тома Кенти. Уже и об исчезнувшем принце он почти не вспоминает. Он даже готов отречься от своей матери — ей, привыкшей к побоям и голоду, одетой в лохмотья, не место среди блестящей свиты, которую юный самозванец из тщеславия увеличил вдвое.
Его страшит сама мысль вернуться в свой нищий квартал, сменить шелка на грязное тряпье и снова просить милостыню или идти к ворам.
Не странно ли, что люди так меняются, когда их высоко возносит или, напротив, сбрасывает на самое дно переменчивая судьба? Не странно ли, что в одном и том же городе в нескольких милях от Вестминстерского дворца расположен Двор Отбросов, и это два мира, между которыми, кажется, нет ничего общего. Или, может быть, все-таки есть? Ведь достаточно оказалось двум мальчикам случайно поменяться одеждой, и уже никто не взялся бы сказать, где принц, где нищий. И Том Кенти, пока он управлял государством, старался, как мог, насаждать разумность и справедливость, понимая их по-детски простодушно и куда вернее, чем сановники в раззолоченных мантиях. А Эдуард, пока он жил среди лондонского сброда, так же простодушно, так же по-детски и почти безошибочно отличал добро от зла, жертв от хищников и стремился, как умел, защищать добро, помогать гонимым и попавшим в беду.
Так, может быть, все дело в том, что одни щеголяют в королевских нарядах, а другие в рванье, одни рождаются во дворцах, а другие в трущобах, одни едят на золоте, а другие рады заплесневелой корке, подобранной на мусорной куче? Может быть, все дело в неравноправии, в скверном устройстве общества, и только, а душа у каждого человека простая и добрая? И, не будь в мире ни дворцов, ни трущоб, не будь необходимости жить в обществе, которое разделено на принцев и нищих, может быть, и не нашлось бы места для ожесточения, для себялюбия, для равнодушия, для недостойных стремлений непременно стать поближе к принцам, ради богатства и благополучия предавая других и обрекая на убогую, искусственную жизнь самого себя?
«Принц и нищий» создан зрелым человеком, который многое перевидал и передумал. В год издания этой повести автору исполнилось сорок семь. Он уже не был тем беззаботным и веселым человеком, для которого мир всегда радостен и прекрасен. Он все больше задумывался над очень непростыми вещами. Над тем, почему таким разным бывает человек в разных обстоятельствах своей биографии. И почему так трудно добру и разуму одержать верх над нелепостью и злом. И почему за долгие века люди не научились дорожить самым ценным, что есть на свете,— свободой и человечностью в отношениях друг с другом.
Готовых ответов Твен не признавал. В том, что его волновало, он стремился разобраться сам. Творчество становилось для него полем испытания устойчивых понятий — вроде того, что существующий порядок вещей естествен и незыблем, а люди в своем
поведении руководствуются только интересами практической выгоды. Все эти понятия Твен испытывал действительностью, которую он как художник видел в ее настоящей сложности. И не только действительностью Америки, которая его окружала. Твена интересовал и опыт других стран, других поколений. Он любил историю. Действие многих его книг происходит далеко от Америки в давно минувшие эпохи: во Франции времен Жанны д’Арк, в Англии при дворе полулегендарного короля Артура. А читателю «Принца и нищего» предстает Лондон XVI века.
Как точно и уверенно набросана здесь картина средневековья с его особыми порядками и отношениями, когда романтика неотделима от фанатизма, а рядом с уродством живет настоящая красота! И все-таки не эта картина была для Твена главной целью. История в его книге создает дистанцию, с которой отчетливее видны противоречия и сложность сегодняшнего общества, человека, мира. Главное в том, чтобы распутать эти противоречия и помочь правде и добру.
Обо всем этом думал Твен, работая над «Принцем и нищим», и раньше, когда писал «Тома Сойера», и потом, когда взялся за «Гека Финна». Кто знает, какая судьба ожидает взрослых Томаса Сойера и Гекльберри Финна? Но сейчас Том и Гек свободны. Они живут просто, нестесненно, естественно и поступают так, как подсказывает им сердце. Это и дорого в них Марку Твену. Как и сам он, его герои крепко связаны с огромной рекой, и им передался вольный дух Миссисипи. В них есть частица ее безмерной силы, ее природного величия, перед которым ничтожны помыслы и мечты «хороших мальчиков» и жалкими кажутся правила достойного поведения, вдалбливаемые в воскресной и обычной школе.
У Тома и Гека другой счет вещам. Не нужны найденные в пещере деньги, если, разбогатев, приходится терпеть добродетельные заботы вдовы Дуглас и держаться пай-мальчиком. Только что найденный в траве клещ куда интересней всей школьной премудрости.
Герои Твена ценят все то, что помогает им — всерьез или хотя бы на минуту — освободиться от взрослых правил, которые им навязывают, и жить привольно, как природа. Их родная стихия там — на острове, среди лесов, в пещере, где никто не бывал, на индейской территории, куда еще не добрались непрошеные благодетели с их нудными поучениями: исправно посещай воскресную школу, слушайся старших и станешь степенным, благополучным человеком. Здесь, в своем царстве они знают каждую тропку и умеют подмечать такое, что не откроется равнодушному, скучающему взрослому человеку — а много ли после этого стоит все его благополучие?
Кажется, что Том и Гек сами написали книги о себе — настолько свежим, непритупленным взглядом увидена здесь каждая мелкая подробность; такое острое восприятие мира бывает лишь в ранней юности. Но на самом деле эти книги написал Марк Твен. Ему было уже за сорок, когда вышел «Том Сойер», пятьдесят, когда появился «Гек Финн». За его плечами осталась нелегкая жизненная дорога, он успел побывать наборщиком и лоцманом, старателем, репортером, артистом, читавшим с эстрады свои смешные рассказы. Прежде чем стать писателем, он хлебнул немало горя, поколесил по свету, перевидал тысячи мест и тысячи людей. И если его глаз не ослабел, а душа не устала, то прежде всего потому, что он был настоящий художник, для которого мир как будто только что создан и еще никем не исследован. И еще потому, что он знал истинную цену заученным добродетелям и тупому благополучию и знал, что счастлив лишь человек, сумевший и в зрелые годы сохранить вольность духа и живое родство с природой, которыми наделены Том и Гек.
Но он знал и другое. Он был художник, и жизнь раскрывалась перед ним во всех причудливых и драматичных пересечениях своих сил, в своей бездонной сложности и бесконечной многоликости. И было бы слишком наивно думать, будто от этой жизни и впрямь можно сбежать на индейскую территорию — в пустынную страну по правому берегу Миссисипи, куда во времена Твена влекло всех американских мальчишек. Всерьез замышлять такое бегство — просто самообман. Да оно ведь и не нужно. Мир не делится на юных бунтарей и взрослых зануд, на романтиков и обывателей. В нем все гораздо серьезнее, все запутано и противоречиво. Прекрасное и отвратительное существуют в нем рядом, порою уживаясь в душе одного и того же человека. Сталкиваются полярно противостоящие начала — простосердечие и коварство, доброта и озлобленность, щедрость и себялюбие, жажда свободы и покорность сложившемуся порядку вещей, как он ни жесток.
До индейской территории, должно быть, нелегко добраться, зато потом все будет просто и ясно — романтики обретут свой родной дом. Гораздо сложнее разобраться в пестроте той жизни, которая окружает героев Твена, в невыдуманном и неупрощенном мире, с которым они соприкасаются день за днем. Но рано или поздно на смену игре приходит испытание всерьез. Кипит спор добра и зла, благородства и бездушия, мужества и трусости. И необходимо найти свою позицию в этом споре.
Том Сойер столкнется с этой необходимостью раньше всех, когда, преодолев страх, разоблачит на суде Индейца Джо и спасет неповинного человека. Том Кенти переживет минуту решающего выбора, когда на коронации перед ним окажется маленький оборвыш, в котором так легко и удобно было бы не признать законного короля. От такой необходимости и такого выбора нельзя сбежать, потому что игра тогда станет преступлением. Глубже, серьезнее всех героев Твена это поймет Гек.
В Томе Сойере очень много от мальчика Сэма Клеменса. Писателю Марку Твену ближе Гек. Твен не принимал на веру ни красивые фантазии, ни беспросветную мрачность. Он видел, как разнородна и удивительна жизнь на Миссисипи, сколько в ней странного, как близко, почти слитно существуют в ней неподдельная красота и самое настоящее уродство. Он добивался, чтобы жизнь в его книгах предстала во всех своих противоречиях, во всех своих — таких несхожих — проявлениях. Он был реалистом, первым замечательным реалистом в американской литературе. Иначе он не написал бы «Гека Финна».
И не случайно героем своей лучшей книги он сделал Гека. Том — фантазер и мечтатель, у него горячее сердце, но еще более пылкое воображение, и он не может без игры, даже когда дело идет о нешуточных вещах, например о спасении Джима. Гек тверже стоит на земле. Вместе с Джимом, ему предстоит увидеть всю огромную и разноликую Америку. Сколько раз он будет поражаться неумению людей жить по-человечески, просто и разумно устраивать свои дела, так чтобы не обманывать друг друга, не гнаться за бесчестными деньгами, не сходить с ума от пустоты и скуки однообразных будней, не убивать по законам кровной мести, не преследовать только за цвет кожи. И обо всем этом Гек будет думать сосредоточенно, почти как взрослый. Недаром же Твен доверил ему самому вести рассказ. А из этого рассказа, наверно, можно узнать об Америке больше, чем из люб®й другой книги.
Конечно, не все понятно Геку в той жизни, которая перед ним прошла. Но одно он знает наверняка. Проплыв на плоту чуть не всю Миссисипи, он видел сказочную красоту и щедрость земли, он испытал чувство безграничной свободы. Люди же, которых он встречал, порабощены предрассудками и ничтожными Стремлениями. И оттого-то так бессмысленна их жизнь. Чтобы она стала другой, нужно самому быть свободным и верить природе и своему сердцу, а не законам и принципам, существующим в таком обществе.
Вот это и был решающий выбор Гека Финна. На плоту, в компании беглого раба, на которого по закону он должен был немедленно донести, Гек оказался случайно и лишь потому, что не мог больше выдержать у вдовы и снова загорелся ребячьей мечтой о том, чтобы жить без всяких оков, о своей индейской территории. Плавание началось как игра, но скоро сделалось
опасным приключением — да и не приключением, а борьбой за справедливость, за честно устроенную жизнь, когда все люди свободны и все люди братья. Гек не знал таких выражений и сказал бы по-другому. Но чувствовал он именно это, потому что стал зрелым человеком.
А как же индейская территория, куда он теперь собирается удрать уже не от вдовы, а от тети Салли? Что ж, по годам он ведь только подросток, а какой подросток не мечтает отыскать в жизни что-то необыкновенно интересное. К тому же Геку «везде душно и тесно, а на плоту — нет». И у тети Салли ему вряд ли будет легко и свободно. Так что он непременно удерет. И, как другие герои Твена, примется снова искать уголок, где человеку можно всегда поступать по правде и справедливости, быть свободным и не уродовать себя смирением перед нелепыми и бесчеловечными порядками. Только это уже не игра. Это очень серьезно.
Трудно будет Геку найти в Америке такое место, о котором он мечтает. И все-таки пусть он его ищет. Без этих поисков, без этого упорства не прожить жизнь достойно и по-настоящему ярко, содержательно, интересно. А недостойной, скучной и неинтересной жизни Твен не принимал никогда — ни для себя, ни для своих героев. И поэтому никогда не станут скучными и неинтересными его книги.
(А. Зверев)
На нашем сайте вы можете слушать рассказы писателя онлайн.