Анатолий Маркуша «Ненаписанное
сочинение». Взаимоотношения между учителем и учеником.
— Доброе утро ребята, меня
зовут Анастасия Николаевна, и сегодня я проведу у вас урок родной литературы,
садитесь. Сейчас открываем ваши тетради по литературе отступаем 4 клеточки или
две линии от прошлой работы и подписываем сегодняшнее число, классная работа.
— Подумайте и скажите, были ли
в вашей жизни такие моменты, когда вам казалось, что взрослые вас не понимают?
А сами всегда ли понимаете взрослых: учителей, родителей?
-Выходит, что существует проблема взаимопонимания, взаимоотношений между
учителем и учеником? Кто скажет, почему?
В различных
произведениях школьной тематики предстает перед нами образ Учителя, ученика,
рисуется школьная жизнь. Какие произведения вы знаете? ( Валентин Распутин
«Уроки Французского», Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла,
В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет») и в произведении, которое
вы читали дома, «Ненаписанное сочинение» Анатолия Маркуши.
Попробуйте
определить тему урока (Проблема взаимоотношений учителя и ученика в
произведении А.Маркуши «Ненаписанное сочинение») Запишите в тетради.
Сначала
немного познакомимся с автором.
Настоящее
имя писателя — Арнольд Маркович Лурье. Псевдоним «Маркуша» означал «сын своего
папы Марка».
Считал
он себя прежде всего летчиком, а потом уже писателем. Мечта о небе появилась у
Маркуши в старших классах школы. Он занимался в аэроклубе, приходил туда с
чужим паспортом, потом что не исполнилось еще 16 лет. А после окончания
попробовал поступить в Военно-воздушную академию и с треском провалился. Чему
очень обрадовались родители.
Отец
не понимал любви сына к небу, он работал бухгалтером, хотел, чтобы сын стал
врачом, а про летчиков говорил, что это не солидно: «Кто такой летчик? Всего
лишь воздушный извозчик».
После
того, как сын провалился на экзаменах, отец поставил ему срок – полгода, за это
время нужно было найти себе работу, а дальше в содержании отказывалось.
Шестнадцатилетний Арнольд устроился репортером в «Вечернюю Москву». Первая его
статья называлась «Цены на арбузы снижены».
Опыт
работы в газете очень пригодился потом в жизни, но главным для него оставалось
небо, желание летать.
В 1941
году, за два дня до начала войны он закончил Борисоглебское летное училище. Всю
войну прошел летчиком-истребителем.
После
войны Маркуша работал летчиком-испытателем. В его летной книжке вписано 54 типа
самолетов. Почти все, существовавшие в то время.
Но в
1955 году из авиации пришлось уйти. После аварии на высоте 7000 метров начались
проблемы со здоровьем. Врачи не рекомендовали летать.
Но
перестав летать, Маркуша не простился с небом. Наоборот, он стал служить
любимому делу, получая такую огромную отдачу, которой бы никогда не увидел,
просто работая испытателем. Он начал писать книги о небе и стал крестным отцом
в авиации для сотен мальчишек. Его книги «Вам взлет», «33 ступеньки в небо» и
многие другие открыли путь в небо огромному количеству людей.
Анатолий Маркович,
строго говоря, писатель детский. Написал 75 книг, которые переведены на 18
языков мира. Самая известная из них «Вам — взлёт».
На
доске:
Анатолий
Маркуша (1921-2005)
Настоящее имя: Арнольд Маркович Лурье.
Родился 20.06.1921 в г. Днепропетровск.
В 1924 г. семья
переехала в Москву. До войны работал в газете «Вечерняя Москва».
В 1941 г. был
призван в армию, окончил Борисоглебскую школу истребителей, стал лётчиком.
За годы армейской и
испытательской службы освоил 54 типа самолётов. Демобилизовался в 1954 г.
Первую книгу
рассказов «Ученик орла» выпустил в 1957 г.
Написал 75 книг,
которые переведены на 18 языков мира.
Дома вы прочитали
рассказ А. Маркуши «Ненаписанное сочинение», которое входит в состав книги
«Вам-взлёт». Если ли что-либо общее между биографией автора и событиями,
происходящими в рассказе? (профессия героя, военные события…) Значит с каким
произведением мы будем иметь дело? Правильно, с автобиографичным.
От какого лица ведется
повествование? (от первого). Как вы думаете почему?
Давайте обратимся к
рассказу. Можем ли мы разделить его на части? (Рассказ можно разделить на две
части, два сочинения (можно попросить ребят назвать типы сочинений)
1.«Мой самый нелюбимый
учитель»! (рассуждение) 2. «Самое памятное боевое задание» (повествование). Что
связывает эти части? (главный герой и учитель). Меняется ли отношение главного
героя к Евгению Витальевичу?
Давайте попробуем
разобраться.
Работа с текстом. В
тетради составим таблицу: образ учителя. Воспользуемся планом, который даёт нам
сам автор в начале произведения.
«Мой самый нелюбимый |
«Самое памятное |
|
Кто он для главного |
«самый нелюбимый |
«важная птица», «командир |
Как мы узнаем об |
Непосредственно от |
От третьих лиц |
Его портрет, |
«лицо его кажется |
«землисто-серое лицо, |
Его характеристика |
«жестокий и черствый «И все-все ему |
«Капитан человек |
Его характеристика |
«Математику Евгений |
«Перехватил командира |
Его отношение к |
«Наверное, люди |
«и, как говорится, |
Отношение людей к |
«по-разному», «Жечкой |
«Для такого человека<…>не |
Лексика |
Использует отрицательную Автор использует Все |
На . |
Значит,
одного и того же человека персонажи оценили по-разному, почему? ( потому что
дети совсем не знали его, а вот те, кто воевал с ним плечом к плечу, могли
сказать о герое намного больше. Рассказчик раскаивается в том, что так ошибался
насчет своего учителя ).
Какой
еще жанр вам напоминает «Ненаписанное сочинение»?
Притча.
Признаки:
—
малый объем
— сказовая форма
— кольцевая композиция
— сюжет из обыденной жизни
— иносказание
— отвлеченное понятие
— нравоучение
В
предисловии автор указывает на то, что не считает свои рассказы
нравоучительными. «Ни
одной строкой повести я не собираюсь утверждать: поступай так или, напротив,
так не делай ни в коем случае. Просто, прожив уже порядочно на свете, я, ка к
мне кажется, не без оснований могу предположить : если так было с одним
человеком, то так может случиться и с другим. Вот я и решил предоставить в
распоряжение читателя свой жизненный опыт, предоставить для того, чтобы
читатель мог оценить, критически осмыслить, что называется, намотать на ус
факты и сделать собственные выводы».
Так какой смысл можно
вывести из этого рассказа?
Автор
считает, что неправильное восприятие человека происходит из-за незнания или
непонимания тех, кто его оценивает. Поэтому он устами своего героя сделал
вывод, что не стоит спешить с негативными отзывами о людях, которых вы в силу
возраста не можете понять.
Д.з. Написать
небольшое сочинение – рассуждение на тему «Каким должен быть настоящий учитель?»
Рассказ Ненаписанное Сочинение Маркуша
>>> ПОДРОБНЕЕ ЖМИТЕ ЗДЕСЬ <<<
Рассказ Ненаписанное Сочинение Маркуша
МКУК Централизованная библиотечная система Приокского района, г.Н.Новгорода сайт www.prioklib.ru
Copyright © ООО «ПЛАНЕТА» , Все права защищены.Работает под управлением PHPShop CMS Free
Рассказ Анатолия Маркуши о своем учителе.
В начале рассказа автор, еще школьник, рассуждает о том, что мог бы написать на пятерку сочинение о нелюбимом учителе. Этим самым учителем был математик Евгений Витальевич Шац. Строгий, справедливый, он хорошо знал и преподавал свой предмет, но казался ученикам вредным. Писатель вспоминает несколько моментов, за которые лично он невзлюбил учителя. Особенно – за претензии к своему ученику (нежелание бороться с препятствиями, бесхарактерность), высказанные маме и совет ей, попытавшейся оправдать сына: «Не будьте наседкой, сударыня…. Не делайте из него беспомощного цыпленка». Услышав такое, ученик смертельно обиделся и искал причину в учителе. Мол, в классе многие его считали странной личностью. Например, одноклассник автора заметил как-то, что как преподавателя математики Евгения Витальевича он уважает, но в разведку он бы с ним не пошел. Автор не считал математика собственно учителем, по его мнению, тот давал им только знания, а все остальное приходилось получать от других учителей. Но он помнил об оценке характера, данной ему лично, и старался доказать, что она неверна, — поступил в военное училище, стал пилотом-истребителем.
Потом — война. И снова автор жалеет о том, что не написал сочинения. Только уже на другую тему: «Самое памятное боевое задание». Ему надо было забрать с вражеской территории капитана разведчиков. Тот «там такого натворил – сказка. Перехватил командира егерской дивизии. Перепутал все их планы … и ушел». Но вывихнул ногу и, отправив своих ребят, один остался в тылу врага. Тут автор понял, почему начальству не жалко было поднять для прикрытия его маленького самолетика «всю воздушную армию». Но это еще не все. Пока молодой летчик ждал карту и все необходимое для полета, старшина разведчиков дал ему прочитать список поручений, оставленный капитаном. Из этого сухого перечня дел наш пилот узнал, за что так любят и уважают своего командира подчиненные.
Летчик благополучно выполнил задание, хотя это оказалось и непросто, пришлось повоевать с густым туманом. А на следующий день автора представили тому капитану. Это оказался его бывший учитель математики!
Меня лично сильно заинтересовала разница между тем, каким математик казался в школе и как он проявил себя на войне. Рассказ стоит прочитать тем, кто не любит или не уважает своих учителей – мало ли, какими они являются на самом деле?
Анатолий Приставкин «Ночевала тучка золотая».
В этой книге речь тоже идет о военном времени. И об учителях, точнее, воспитателях детдома.
Главные герои повести – одиннадцатилетние братья-близнецы Колька и Сашка Кузьмины, детдомовские ребята. Они пытаются выжить среди голода и лишений. «Вся напряженная жизнь ребят складывалась вокруг мерзлой картофелинки, картофельных очистков и, как верха желания и мечты, корочки хлеба, чтобы просуществовать, чтобы выжить один только лишний военный день». Сначала братья – «Кузьменыши» — живут под Москвой, в Томилинском детдоме, голодают и воруют, а в конце войны их перевозят на Кавказ, в колонию переселенцев, обещая лучшую жизнь. Кузьменыши уехали вместе с другими детьми, и там они наконец-то смогли поесть. К тому же там у них появился старший друг и покровительница – воспитательница Регина Петровна. Жена погибшего военного летчика, молодая, красивая женщина, она приехала на Кавказ с двумя сыновьями — трехлетними «мужичками». Регина Петровна стала для Кузьменышей близким, родным человеком, можно сказать — «идеалом женщины». Они вместе живут и работают на отдаленной ферме. Воспитательница устраивает им праздник – выдумывает их день рождения, заботится о них как мама.
Но их подстерегает главная опасность. Теперь это не голод, а люди. Колонистов привезли на Кавказ, предварительно переселив оттуда коренных жителей, чеченцев. За то, что они переметнулись на сторону фашистов. Кто-то из них скрылся в горах и стал мстить. Дети-колонисты прожили там недолго: пришли чечены и убили всех. Кольки с Сашкой и воспитательницей в это время там не было. Вернувшись, братья обнаружили разрушенный и опустевший двухэтажный дом. Во дворе валялся портфель директора, с которым тот никогда не расставался.. А потом братья попались чеченам. Колька упал в яму и его не заметили, а Сашку убили. Колька его труп забрал с собой, добрался до станции и отправил мертвого Сашку в поезде. Сам же он вернулся за Региной Петровной и мужичками на ферму. Но там было пусто. Кругом горело. От дыма и переживаний он потерял сознание. Его нашел чеченский мальчик Алхузур и вылечил, а потом они стали назваными братьями и выживали вместе. Попали вместе в детприемник. Там Колька встретил Регину Петровну. Ей было стыдно, что в критический момент она согласилась бежать без Кузьменышей. Но было непонятно, где они, живы ли. И надо было спасать малышей. Выживший Колька при встрече не сразу смог простить ее, но в конце простил. Понял, что потом она помогла уберечь от репрессии его названного брата, «признав» в нем Сашку. Хотя при этом рисковала попасть в число «врагов народа». Как могла помогала детям репрессированных и заведующая детприемника Ольга Христофоровна…
Пронзительная до боли, это книга о войне, о боли, о жестокости человеческих взаимоотношений. О том, как сложно в войну выжить и остаться с человеческой душой.
Ненаписанное сочинение ` | Школьные файлы SchoolFiles.net
Отзывы о книгах — ЦБС Приокского района | Ненаписанное сочинение
А. Маркуша Ненаписанное сочинение ` — Надежда Геннадьевна Горох
Маркуша А. М. — российский писатель и летчик | Форум
Краткое содержание рассказа 📍 ‘ ненаписанное сочинение ‘ маркуша .
Сочинение ЕГЭ: Проблема восприятия человека в тексте А. М. Маркуши
Книга «Небо твое и мое» — Маркуша Анатолий — Читать — Скачать… — ЛитМир
Анатолий Маркуша « Ненаписанное сочинение »
Над чем вас заставил задуматься рассказ ,, Ненаписанное сочинение …
Анатолий Маркуша . Скачать или читать новинки и популярные книги автора »…
Краткое содержание ненаписанное сочинение маркуша
Анатолий Маркуша . Лучшие книги
Читать Маркуша Анатолий Маркович онлайн, 13 книг
Рецензии на « Ненаписанное сочинение » / Стихи.ру
Жаргонные Слова Сочинение Рассуждение
Написать Эссе На Тему Моя Учебная Мотивация
Анализ Диссертации
Взаимоотношения Сочинение Егэ
Вишневый Сад Темы Сочинений Егэ
Авторская мифология
Агония Земли
Адьюлтер, измена
Альтернативная география
Альтернативная история Азии
Альтернативная история Америки
Альтернативная история Африки
Альтернативная история Ближнего Востока
Альтернативная история Восточной Азии
Альтернативная история Восточной Европы
Альтернативная история Европы
Альтернативная история Западной Европы
Альтернативная история Северной Америки
Альтернативная отечественная история
Античная мифология
Бессмертие
Ближневосточная мифология
Богоборчество
Бунт
Быт
Веселое
Внезапное бедствие
Возвращение домой
Война
Война миров
Воплощение зла
Восстание
Восстание мутантов
Восстание роботов
Восстановление справедливости
Восточно-азиатская мифология
Вражда
Вторжение пришельцев
Выход эксперимента из-под контроля
Глупость
Готический ужас
Гуманитарное
Договор с дьяволом
Достижение
Достижение блага
Достижение цели
Европейская мифология
Жадность
Жертва
Заклинание
Избавление от бед
Империи
Индийская мифология
Интрига
Искусственный разум
Исправление героя
Истинное безумие
Квест
Классика детектива
Классика фэнтези
Классический ужас
Конспирология
Контакт с внеземной цивилизацией
Криминальная драма
Кровавый ужас
Легкое
Любовное
Любовные припятствия
Любовь к врагу
Магический реализм
Месть
Микромир
Мифологические элементы
Мифология народов мира
Мнимое безумие
Мятеж
На заре фэнтези
Научная магия
Научное фэнтези
Научные достижения
Научные достижения в руках злодеев
Невольное преступление
Ненависть
Неожиданные сверхспособности
Неосознаваемые ревность и зависть
Обряды
Обстоятельства
Одиночество
Опасное предприятие
Оптимистическое
Освобождение
Освобождение от врагов
Освобождение от тирании
Освоение планет
От лица животного
От лица предмета или явления
Отчаянная попытка
Ошибка ученых
Пародия
Пацефизм
Переселение разума
По мотивам кино
Победа
Победа над болезнями
Победа над врагом
Победа над злом
Победа над обстоятельствами
Победа над собой
Победа над чудовищем
Подсознательный ужас
Поиск истины
Поиск себя
Поиск сокровищ
Поиск счастья
Пороки
Постмодернизм
Потеря близких
Потерянный и найденный
Похищение человека
Предсказания
Преследование
Пришельцы из других времен
Психоделическое
Психологическое
Психология чужих
Путешествие в будущее
Путешествие в прошлое
Путешествия в другие миры
Путешествия во времени
Путь воина
Путь прогресса
Развитие героя
Развлечения, увлечения
Раздвоение личности
Расстояния
Расширение сознания
Реализм
Революция
Роковая ошибка
Русская мифология
Сакральные объекты
Самопожертвование
Самопожертвование во имя близких
Самопожертвование во имя веры
Самопожертвование во имя долга
Самопожертвование во имя идеи
Самопожертвование во имя любви
Свержение
Сверхспособности
Сверхцивилизация
Семейные драмы
Скандинавская мифология
Содомия
Соперничество, противостояние
Социальное неравенство
Социум
Спасение
Спасение мира
Спецслужбы
Средневековая мифология
Стимпанк
Стихия
Судебная ошибка
Сюрреализм
Таймпанк
Тайна, загадка
Темное фэнтези
Техногенная катастрофа
Трусость
Туда и обратно
Угрызения совести
Утечка вирусов
Фатальная неострожность
Феминизм
Философское
Честолюбие и властолюбие
Школа
Экологическое
Экономическое
Экспедиции
Эпидемия
Рекомендации
- Новинки
- Рекомендации
только полные версии книг
полная версия
Детская образовательная литература
Со стороны кажется, что нет ничего сложного в том, чтобы быть мальчишкой. Весело проводишь время с друзьями, катаешься на велосипеде и ждёшь, что когда-нибудь повзрослеешь. Но так это только кажется….
Подробнее
полная версия
Детская образовательная литература
Маркуша А. М. А я сам…: Книга для тех, кто начинает мастерить/Оформл. и рис. Ю. Жигалова. — М.: Дет. лит., 1984. — 239 с. с ил. В пер.: 75 к. Книга учит школьников умению пользоваться различными…
Подробнее
полная версия
Детская образовательная литература
«Вам – взлёт!» – слова команды, которыми земля провожает каждого летчика. Не случайно вынес их автор в заглавие своей книги, посвященной труду летчиков. О том, как человек, преодолевая трудности,…
Подробнее
полная версия
Технические науки
Анатолий Маркович Маркуша, летчик-испытатель, после завершения летной работы посвятил свою жизнь популяризации авиации. Он написал десятки книг для детей и юношества и только ОДИН художественный…
Подробнее
полная версия
Детская образовательная литература
«Эта книга научит детей пользоваться различными инструментами, познакомит с хитростями, благодаря которым станут послушнее молоток и отвёртка, рубанок и пила, поможет ребятам стать…
Подробнее
полная версия
полная версия
Публицистика
Эта книга о замечательном советском летчике Герое Советского Союза Валерии Павловиче Чкалове. О нем и его времени, о молодости, росте и возмужании наших боевых крыльев.
Подробнее
полная версия
Детская проза
«Дайте курс» очевидным образом продолжает линию книги «Вам — взлет!», чего, кстати, не скрывает и сам автор — с этого признания он начинает главу «Вместо предисловия». Но «Вам — взлет!» был адресован…
Подробнее
полная версия
Детская образовательная литература
Эта книга написана не только для будущих инженеров, но и для всех тех, кто интересуется техникой А названа она так потому, что наш мир буквально движется на колесах автомобилей, тягачей, на колесах,…
Подробнее
полная версия
Детская проза
Великое дело — дороги и встречи. Двадцать пять лет я в пути: земля, небо, море, горы, пустыня, и всюду — человек, всюду — люди! Люди, для которых сияет солнце и поют весёлые птицы и улыбаются…
Подробнее
полная версия
Детская образовательная литература
Грустно, но от правды деваться некуда — в каждом народе, в каждой стране время от времени появляются свои гении и, как правило, прежде чем их гениальность бывает признана, им приходится перенести…
Подробнее
полная версия
полная версия
Детская проза
В своей последней, 106 книге летчик-фронтовик Анатолий Маркуша ведет неспешный разговор с потомками о простых человеческих ценностях: чести, совести, долге. Как мудрый пилот-наставник он продолжает…
Подробнее
полная версия
Детская проза
В книгу входят повесть «Облака под ногами», цикл новелл «Ученик орла» (записки старого летчика) и рассказы разных лет: «Совесть», «Таежный солдат», «Ненаписанное сочинение», «Дорога», «Земля Цезаря»,…
Подробнее
полная версия
полная версия
Детская проза
В детской книге рассказывается о военной службе в рядах советской армии. Из писем младшего сержанта Пескова, брату Тиме Пескову. Для детей младшего школьного возраста, будущих допризывников.
Подробнее
полная версия
Книги для подростков
«Роге Никул — человек с характером» — повесть, посвященная трудной поре становления человека, тому замечательному времени, когда мальчишка превращается в юношу, когда не словами, а делом приходится…
Подробнее
полная версия
Публицистика
А что Вы знаете о современной авиации? О том, что собой представляет эта стратегически важная сфера деятельности рассказывается от лица авиации непосредственно. Оригинальная книга пера…
Подробнее
полная версия
полная версия
Советская классическая проза
90-летию ВВС России посвящается
Современная Авиация родилась из мечты. «Не мы, а правнуки наши будут летать по воздуху, ако птицы», — говорил еще Петр I.
Сколько лет мечте — не…
Подробнее