Читательский дневник по русской народной сказке «Марья Моревна»
Автор: народ.
Название: «Марья Моревна».
Число страниц: 22.
Жанр произведения: волшебная сказка.
Главные герои: Иван-царевич, три сестры — Марья, Ольга и Анна, Сокол, Ворон, Орёл, Марья Моревна, Кощей Бессмертный, Баба-Яга.
Характеристика главных героев:
Иван — добрый и отзывчивый. Упрямо добивался своей цели.
Смекалистый и ловкий.
Спас свою возлюбленную из заточения Кощея.
Марья Моревна — сильная и воинственная.
Смелая и отважная. Добрая.
Доверилась Ивану и не пожалела.
Сокол, Ворон и Орёл — статные и сильные молодцы.
Выручили царевича в трудную минуту.
Гостеприимные.
Марья, Ольга, Анна — сёстры Ивана.
Он их удачно выдал замуж.
Кощей Бессмертный — хитрый и коварный.
Обманом освободился из заточения.
Умеет сдерживать слово. Наивный.
Думал, что его никто не победит.
Баба Яга — хитрая обманщица.
Хотела обвести вокруг пальца Ивана, но сама попалась на свои уловки.
Краткое содержание сказки «Марья Моревна»
После смерти родителей Иван удачно выдал сестёр замуж и поехал искать себе невесту.
Он встретил Марью Моревну, могучую воительницу и полюбилась она ему.
Но Иван неосторожно освободил Кощея, и тот похитил Марью.
Отправился богатырь выручать супругу, но трижды ловил его Кощей, а на последний раз изрубил на части.
Но зятья оживили Ивана и направили его к бабе-Яге.
С помощью зверей Иван сумел уследить за кобылицами и похитил паршивого жеребёнка.
Баба-Яга погналась за ними, но погибла, упав в огненную реку.
А Иван с могучим конём победили Кощея и освободили Марью.
План сказки:
- Замужество сестёр.
- Знакомство с Марьей.
- Освобождение Кощея.
- Дары зятьёв.
- Смерть царевича.
- Оживление царевича.
- Лесные звери.
- Служба у Бабы-Яги.
- Смерть Бабы-Яги.
- Битва с Кощеем.
Основная мысль сказки «Марья Моревна»
Главная мысль сказки заключается в том, что когда любишь человека искренне, то готов горы ради него свернуть.
Основной идеей сказки является то, что добро всё равно побеждает зло.
Чему учит сказка
Сказка учит не сдаваться и не опускать руки, а всё равно идти к своей цели.
Учит быть добрыми, искренними, отзывчивыми, не обманывать и не бросать близких в трудную минуту.
Краткий отзыв о сказке «Марья Моревна» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что неприятности часто случаются из-за обычного любопытства.
Так, Иван случайно освободил Кощея, а тот украл его жену.
Это интересная и поучительная волшебная сказка.
В неё говориться о великой любви, для которой не существует никаких препятствий.
Мне понравился Иван, добрый, отзывчивый, но вместе с тем мужественный и настойчивый.
И мне понравилась Марья, умная и сильная, умеющая за себя постоять.
Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что нужно уметь отличать действительно нуждающихся в помощи, от тех, кто чужой добротой злоупотребляет.
Пословицы к сказке
- Реже видишь — больше любишь.
- Жить в разлуке — жить в муке.
- Без солнышка нельзя пробыть, без милого нельзя прожить.
- Не любишь — горе, а влюбишься — вдвое.
- Каждое дело любовью освещается.
Словарь неизвестных слов
- Рать — небольшое войско.
- Шурин — муж родной сестры.
- Табакерка — коробка для табака.
Отрывок или эпизод, поразивший больше всего:
Слетелись все трое в одно место, разбили бочку, вынули куски Ивана-царевича, перемыли и склали, как надобно.
Ворон брызнул мёртвою водою — тело срослось, соединилося; сокол брызнул живою водою — Иван-царевич вздрогнул, встал и говорит:
— Ах, как я долго спал!
— Ещё бы дольше проспал, если б не мы! — отвечали зятья.
Ещё читательские дневники по русским народным сказкам:
- Сборник «Русские народные сказки» Афанасьева
- «Баба Яга»
- «Белая уточка»
- «Василиса Прекрасная»
- «Волк и семеро козлят»
- «Волшебная водица»
- «Волшебная дудочка»
- «Волшебное кольцо»
- «Гуси-лебеди»
- «Два мороза»
- «Елена Премудрая»
- «Зимовье»
- «Иван — крестьянский сын и Чудо Юдо»
- «Иван Быкович»
- «Иванушка-дурачок»
- «Иван-царевич и Серый Волк»
- «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
Библиотека русских народных сказок пополняется.
Обновлено: 09.01.2023
ü воспитывать сознательную дисциплину и активность на уроке.
Вложение | Размер |
---|---|
Урок литературного чтения и презентация | 940.28 КБ |
Предварительный просмотр:
- развивать мышление, речь учащихся, умение работать с текстом;
- познакомить учащихся с содержанием сказки,
- работать над выразительностью и правильностью чтения,
- воспитывать сознательную дисциплину и активность на уроке.
И. Проверка домашнего задания.
1. Беседа по вопросам.
— Как называется сказка, с которой работали дома? Кто ее автор?
— Сформулируйте одним предложением, в чем заключается главная мысль сказки.
— К какому виду относится эта сказка?
— В каком порядке происходили действия?
— На месте кого из героев вам хотелось бы оказаться? Почему?
— Кратко расскажите от имени одного героя, что происходило в лесу? В логове разбойников? На заставах? Во дворце? слайд 4
2. Словесное рисование.
— Если бы вы рисовали картину кистью, какие краски использовали бы? Почему?
III. Работа по теме урока.
— Какие бывают сказки?
— На какие группы можно разделить сказки?
2. Подготовка к чтению.
Учитель заранее выносит на доску слова, которые нужно читать правильно, и слова, значение которых нужно объяснить.
3. Чтение сказки заранее подготовленными учащимися.
4. Работа по вопросам учебника (с. 15).
6. Работа над содержанием сказки.
— По каким признакам можно догадаться, что данное произведение — это сказка?
— Кто главные герои сказки?
— Что же было традицией на Ивана Купалу?
— Почему именно в этот день собирали травы?
— Как Марья набрела на неведомый двор? С кем она встретилась?
— С какой целью Чуровница была направлена вслед за Марьей?
— Как девушки смогли победить злой дух ведьм? Зачитайте.
IV. Подведение итогов урока.
— Есть ли черты отличия этой сказки от предыдущих? Назовите их. (Отличие прежде всего в том, что данная сказка — волшебная.)
— Какие еще волшебные сказки вы читали?
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение сказки и подробный пересказ.
Жила-была в одной дальней лесной деревне Марья. Была она во всем спорая, до всех дел умелая. Много к ней народа переходило со своими хворостями-болезнями и всех Марья вылечила. Лечила травами да кореньями, всякими добрыми зельями. Летом, в Купальскую ночь, когда месяц на всходе заиграл, пошла Марья с девушками, красными молодушками из деревни в поле…
Слушать сказку (4мин42сек)
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Цели: развивать мышление, речь учащихся, умение работать с текстом; познакомить учащихся с содержанием сказки, работать над выразительностью и правильностью чтения, воспитывать активность.
Организационный момент.
Проверка домашнего задания .
Беседа по вопросам.
— Как называется сказка, с которой работали дома? Кто её автор?
— Сформулируйте одним предложением, в чём заключается главная мысль сказки.
— К какому виду относится эта сказка?
— В каком порядке происходили действия?
— На месте кого из героев вам хотелось бы оказаться? Почему?
— Кратко изложите от имени одного героя, что происходило в лесу? В логове разбойников? На заставах? Во дворце?
Словесное рисование.
— Если бы вы рисовали картину кистью, какие краски использовали бы? Почему?
Работа с пословицами (с. 30)
Работа по теме урока.
1) Целевая установка.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
2) Вопросы учителя.
-Каким по жанру является произведение Н.Носова? (Это повесть.)
-А как называется раздел учебника, который мы с вами изучаем? (Ответы детей.)
-Как вы думаете, почему же тогдаавторы учетника поместили повесть в этот раздел?
Работа над новым материалом.
2) Чтение заранее подготовленными учениками по ролям (с.32-33)
3) Вопросы после прослушивания.
— Можете ли вы уже теперь ответить на поставленный перед вами ранее вопрос? В чём сходство, а в чём различие этих двух произведений? Как вы думаете, с какой целью авторы учебника сначала напечатали повесть, а потом- пьесу?
— Какие отличительные черты пьесы вы можете назвать?
— Кто является действующими лицами этой пьесы?
Чтение по ролям всем классом. (Между учащимися распределяются роли, и дети читают вслух каждое действие по ролям.)
Чтение по ролям в парах.
— Какой отрывок вы хотели бы прочитать по ролям в парах?
Подведение итогов урока.
— Какое литературное произведение называется повестью?
-Чем отличаются эти произведения Н.Носова от произведений других авторов?
- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция
- Курс добавлен 24.12.2021
- Сейчас обучается 203 человека из 53 регионов
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
- ЗП до 91 000 руб.
- Гибкий график
- Удаленная работа
Дистанционные курсы для педагогов
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
5 593 416 материалов в базе
Самые массовые международные дистанционные
Школьные Инфоконкурсы 2022
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Другие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
- 23.08.2015 5619
- DOCX 16.2 кбайт
- 5 скачиваний
- Рейтинг: 3 из 5
- Оцените материал:
Настоящий материал опубликован пользователем Боровская Ольга Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Автор материала
40%
- Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- Для учеников 1-11 классов
Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов
Дистанционные курсы
для педагогов
663 курса от 690 рублей
Выбрать курс со скидкой
Выдаём документы
установленного образца!
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах
Время чтения: 0 минут
Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной
Время чтения: 1 минута
В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной
Время чтения: 0 минут
Университет им. Герцена и РАО создадут портрет современного школьника
Время чтения: 2 минуты
В Ростовской и Воронежской областях организуют обучение эвакуированных из Донбасса детей
Время чтения: 1 минута
РДШ организовало сбор гуманитарной помощи для детей из ДНР
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.
воскресенье, 10 июня 2018 г.
Русская сказка «Марья Моревна»
Русская народная сказка «Марья Моревна»
Жанр: народная волшебная сказка
Главные герои сказки «Марья Моревна» и их характеристики
- Иван-царевич. Добрый и славный, но слабохарактерный. Очень сильно любил Марью Моревну и любовь сделала его сильным и решительным.
- Марья Моревна. Царевна-воительница. Сильная и смелая.
- Кощей Бессмертный. Злой и коварный.
- Баба-яга. Вредная и обманщица.
- Зятья Ивана-царевича — орел, сокол и ворон. Красавцы, добрые и умные.
- Сестры Ивана-царевича — Марья, Ольга и Анна, просто красивые.
- Иван-царевич и его сестры
- Сватовство орла, сокола и ворона.
- Иван едет проведать сестер
- Марья Моревна
- Иван освобождает Кощея.
- В гостях у зятьев
- Три подарка
- Три попытки украсть Марью Моревну
- Оживление Ивана
- В путь к бабе-яге
- Заморская птица, пчелиная матка и львица
- Баба-яга и ее кобылицы
- Похищение паршивого жеребенка
- Смерть бабы-яги
- Смерть Кощея
- Счастливый конец
- Выдал Иван-царевич своих трех сестер за добрых молодцев, как ему наказывали родители.
- Поехал проведать сестер и встретил Марью, Моревну, полюбился ей и женился.
- Иван Царевич случайно выпускает Кощея и трижды пытается вернуть Марью Моревну
- Зятья оживляют Ивана-царевича и он отправляется к бабе-яге.
- Ивану помогают заморские птицы, львица и пчелы сохранить кобылиц, и он ворует паршивого жеребенка.
- Иван убегает от бабы-яги, убивает Кощея и счастливо живет с Марьей Моревной.
Чему учит сказка «Марья Моревна»
Эта сказка учит слушать родителей, но жениться по любви. Учит уважать чужие тайны, не быть любопытным, когда это не требуется. Учит помогать родственникам, учит находить друзей. Учит тому, что из любой ситуации есть выход, главное не отступать. Учит тому, что добро обязательно победит.
Отзыв на сказку «Марья Моревна»
Сказка эта мне показалось очень интересной и необычной. Хотя Иван-царевич не совсем тот герой, которого мне хотелось бы видеть. Он часто оказывается слабым, но его настойчивость в достижении цели восхищает. Все равно ему следовало меньше плакать, а больше действовать. Но сказка заканчивается хорошо и это правильно. Ведь злодеи все равно должны понести заслуженное наказание.
Пословицы к сказке «Марья Моревна»
Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.
Умным и смелым трудности не страшны.
На друга надейся, и сам не забудь его выручить.
Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Марья Моревна»
Жил Иван-царевич и были у него три сестры-царевны — Марья, Ольга и Анна. Родители Ивана наказали ему перед смертью не держать сестер, а сразу замуж выдать.
Вот случилась гроза, влетел в терем сокол, ударился об пол, добрым молодцем стал. Посватался за Марью-царевну, Иван-царевич согласился.
Через год, снова гроза, влетает орел, превращается в доброго молодца и за Ольгу сватается. Отдал Иван среднюю сестру.
Еще год проходит, снова гроза. Влетает ворон, в доброго молодца превращается, Анну-царевну забирает.
Прошел год, скучно стало Ивану-царевичу, пошел он сестер проведать. Видит в поле рать побитая, видимо-невидимо. Стал Иван-царевич кликать, есть ли кто живой, да кто войско то побил.
Ответил ему кто-то — Марья Моревна войско побила.
Едет Иван дальше, видит шатры белые. Встречает его Марья Моревна, в гости зовет. Ночевал Иван-царевич две ночи и женился на Марье Моревне.
Долго ли коротко, собралась Марья Моревна на войну, да Ивану-царевичу наказывает хозяйство вести, но в чулан не заглядывать. И Иван-царевич взял и заглянул. А там Кощей Бессмертный, попить просит.
Сжалился над ним Иван-царевич, дал напиться. А Кощей три ведра воды выпил, цепи порвал, Марью Моревну нагнал и унес к себе.
Заплакал Иван-царевич, на поиски отправился. Через три дня до дворца доходит, а там сокол сидит, в доброго молодца превращается. Погостил Иван царевич три дня у старшей сестры, дальше пошел. А сокол ему в дорогу серебряную ложечку дал.
Через три дня дошел Иван-царевич до дворца Орла и сестры Ольги. Погостил у них, дал ему орел серебряную вилку.
Добрался Иван-царевич и до ворона и сестры Анны. Погостил у их, дал ему ворон серебряную табакерку.
Через три дня добрался Иван-царевич до Марьи Моревны. Повез ее домой.
Кощей вернулся, видит нет Марьи Моревны, коня спрашивает, можно ли догнать Ивана-царевича. Конь говорит, что легко.
Догнал Кощей Ивана, простил на первый раз, Марью Моревну опять забрал.
Второй раз увез Иван Марью Моревну. И снова догоняет его Кощей, и Марью Моревну забирает.
Ну а в третий раз догнал Кощей Ивана-царевича, да на куски его разрубил. Куски те в бочку сложил, засмолил и в море бросил.
В это время серебро у зятьев почернело. Поняли, что беда случилась. Орел бочку достал, сокол живой воды принес, а ворон — мертвой. Оживили они Ивана-царевича.
Читайте также:
- Похищение быка из куальнге краткое содержание
- Уровневые задания в начальной школе узнавание воспроизведение понимание применение
- Пальчиковая гимнастика для детей с нарушением слуха в доу
- Краткое содержание викинги 4
- Лед 1 краткое содержание
1 Часть
1 ТОКМАКОВА И. П. В ЧУДНОЙ СТРАНЕ
ВОПРОСЫ. Стр. 7-8
12
2 ПЁТР I И МУЖИК
ВОПРОСЫ. Стр. 10-11
12345
3 МАРЬЯ И ВЕДЬМЫ
ВОПРОСЫ. Стр. 15
1234
4 ВАСИЛИСА ПРЕКРАСНАЯ
ВОПРОСЫ. Стр. 18-19
1236
5 ВОПРОСЫ. Стр. 32-33
123467
6 ОБОБЩЕНИЕ. Стр. 34-36
1234578
7 ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА
ВОПРОСЫ. Стр. 38
2
8 ОБОБЩЕНИЕ. Стр. 38-39
1
9 АНДЕРСЕН X. К. русалочка
ВОПРОСЫ. Стр. 46
1234
ВОПРОСЫ. Стр. 50
13
ВОПРОСЫ. Стр. 56
12
ВОПРОСЫ. Стр. 63
12345
ВОПРОСЫ. Стр. 69-70
12345
ВОПРОСЫ. Стр. 75
1234
ВОПРОСЫ. Стр. 84-85
12345
10 ПУШКИН А. С. СКАЗКА О МЁРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ
ВОПРОСЫ. Стр. 108-109
1234569101112
11 ДЖЕКОБС Д. РЫБА И КОЛЬЦО
ВОПРОСЫ. Стр. 116-117
1234678
12 ЛИНДГРЕН А. А. Э. КРОШКА НИЛЬС КАРЛСОН
ВОПРОСЫ. Стр. 136-138
1234567891011
13 РОДАРИ ДЖ. ЭТИ БЕДНЫЕ ПРИВИДЕНИЯ
ВОПРОСЫ. Стр. 147
1
ВОПРОСЫ. Стр. 148-149
1
ВОПРОСЫ. Стр. 149
12
14 ДРАГУНСКАЯ К. В. ЛЕКАРСТВО ОТ ПОСЛУШНОСТИ
ВОПРОСЫ. Стр. 157-158
1237
15 ДОБРЫНЯ И ЗМЕЙ
ВОПРОСЫ. Стр. 170
123456789
ВОПРОСЫ. Стр. 173-174
1234
16 БОЛЕЗНЬ И ИСЦЕЛЕНИЕ ИЛЬИ МУРОМЦА
ВОПРОСЫ. Стр. 180-181
12345
17 АЛЁША ПОПОВИЧ И ТУГАРИН
ВОПРОСЫ. Стр. 185
12
18 ОБОБЩЕНИЕ. Стр. 185-187
1237
2 Часть
1 АНДЕРСЕН X. К. ЭТА БАСНЯ СЛОЖЕНА ПРО ТЕБЯ
ВОПРОСЫ. Стр. 6
12345
2 ЭЗОП. ВОРОНА И КУВШИН
ВОПРОСЫ. Стр. 7
12
3 ЭЗОП. МАЛЬЧИК-ВОР И ЕГО МАТЬ
ВОПРОСЫ. Стр. 9
12
4 ЭЗОП. ЛИСИЦА И КОЗЁЛ
ВОПРОСЫ. Стр. 10
123
5 КРЫЛОВ И. А. ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК
ВОПРОСЫ. Стр. 11-12
1234
6 КРЫЛОВ И. А. МЫШЬ И КРЫСА
ВОПРОСЫ. Стр. 13
123
7 КРЫЛОВ И. А. ДВЕ БОЧКИ
ВОПРОСЫ. Стр. 14-15
123578
8 ТОЛСТОЙ Л. Н. ЛЕВ И ЛИСИЦА
ВОПРОСЫ. Стр. 16
1
9 МИХАЛКОВ С. В. ПРОСЧИТАЛСЯ
1 ВОПРОСЫ. Стр. 19
1234567
2 ВОПРОСЫ. Стр. 19
1
10 МИХАЛКОВ С. В. УСЛУЖЛИВЫЙ
ВОПРОСЫ. Стр. 21
12
11 МИХАЛКОВ С. В. ЗАЯЧЬЕ ГОРЕ
ВОПРОСЫ. Стр. 22
1
ВОПРОСЫ. Стр. 23
123
12 ДЕМЬЯНОВ И. И. ВАЛЕРИК И ТЕТРАДЬ
ВОПРОСЫ. Стр. 24-25
123467
13 ОБОБЩЕНИЕ. Стр. 25
1
14 ПРИШВИН М. М. КАК Я НАУЧИЛ СВОИХ СОБАК ГОРОХ ЕСТЬ
ВОПРОСЫ. Стр. 29
123456
15 ПРИШВИН М. М. ГЛОТОК МОЛОКА
ВОПРОСЫ. Стр. 31
123
16 ПАУСТОВСКИЙ К. Г. ЗАЯЧЬИ ЛАПЫ
ВОПРОСЫ. Стр. 33-34
123456810
ВОПРОСЫ. Стр. 39
12
ВОПРОСЫ. Стр. 42
12345
17 ФРАЕРМАН Р. И. ДЕВОЧКА С КАМНЕМ
1 ВОПРОСЫ. Стр. 46
123
2 ВОПРОС. Стр. 46
2
18 ЕРМОЛАЕВ Ю. И. ИГОЛКА С НИТКОЙ
ВОПРОС. Стр. 58
2
ВОПРОСЫ. Стр. 57-58
123456789
19 ЯКОВЛЕВ Ю. Я. ПОЛОСАТАЯ ПАЛКА
ВОПРОСЫ. Стр. 68-69
1234567
20 ПАУСТОВСКИЙ К. Г. КОРЗИНА С ЕЛОВЫМИ ШИШКАМИ
ВОПРОСЫ. Стр. 82-84
12356781011131415161718
21 НОСОВ Н. Н. ОГОРОДНИКИ
ВОПРОСЫ. Стр. 95-97
12345678910
22 ГРИГОРЬЕВ О. Е. ДВЕ ТРУБЫ
ВОПРОСЫ. Стр. 98
123
23 АЛЕКСЕЕВ С. П. КАПИТАН БОМБАРДИРСКОЙ РОТЫ
ВОПРОСЫ. Стр. 102
12
24 АЛЕКСЕЕВ С. П. РАДУЙСЯ МАЛОМУ, ТОГДА И БОЛЬШОЕ ПРИДЁТ
ВОПРОСЫ. Стр. 106-107
123
ВОПРОСЫ. Стр. 106
23456
25 ЧЕХОВ А. П. ВАНЬКА
ВОПРОСЫ. Стр. 115-116
12356791011121315
26 МАМИН-СИБИРЯК Д. Н. ВЕРТЕЛ
ВОПРОСЫ. Стр. 145-147
123456781011
27 КАССИЛЬ Л. А. У КЛАССНОЙ ДОСКИ
ВОПРОСЫ. Стр. 164-165
124567
ВОПРОСЫ. Стр. 165
1
28 ЛИДИН В. Г. ЗАВЕТ
ВОПРОСЫ. Стр. 172-173
123457
29 БРЭДБЕРИ Р. ВСЁ ЛЕТО В ОДИН ДЕНЬ
ВОПРОСЫ. Стр. 184-185
12345678910
30 ОБОБЩЕНИЕ. Стр. 185
12
3 Часть
1 ЗОЛОТАЯ КОЛЕСНИЦА. МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
ВОПРОСЫ. Стр. 4
1
2 ГЕРОИ ЭЛЛАДЫ. ПЕРСЕЙ
ВОПРОСЫ. Стр. 16-18
1234678910
3 ОРФЕЙ И ЭВРИДИКА
ВОПРОСЫ. Стр. 25-26
12345
4 ДЕДАЛ И ИКАР
ВОПРОСЫ. Стр. 30-31
1234
5 БИБЛЕЙСКИЕ СКАЗАНИЯ. СЕМЬ ДНЕЙ ТВОРЕНИЯ
ВОПРОСЫ. Стр. 35
1
6 БОГ СОТВОРИЛ ПЕРВОГО ЧЕЛОВЕКА
ВОПРОСЫ. СТР. 36
1
7 ЖИЗНЬ ПЕРВЫХ ЛЮДЕЙ В РАЮ
ВОПРОСЫ. Стр. 39-40
123456789
8 ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП
ВОПРОСЫ. Стр. 45
1234
9 МОИСЕЙ
ВОПРОСЫ. Стр. 66-67
12345678911
10 СЕЛЬМА ОТТИЛИЯ ЛОВИЗА ЛАГЕРЛЁФ. СВЯТАЯ НОЧЬ ИЗ КНИГИ — ЛЕГЕНДЫ О ХРИСТЕ
ВОПРОСЫ. Стр. 77-78
12345678
11 АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ МЕНЬ. МИЛОСЕРДИЕ ИИСУСА
ВОПРОСЫ. Стр. 87-89
12345
12 ОБОБЩЕНИЕ. Стр. 89
123
13 АНТУАН ДЕ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ. МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ
ВОПРОСЫ. Стр. 94
123
ВОПРОСЫ. Стр. 106
12
ВОПРОСЫ. Стр. 110
12
ВОПРОСЫ. Стр. 112
12
ВОПРОСЫ. Стр. 124
123
ВОПРОСЫ. Стр. 148
1234578
ВОПРОСЫ. Стр. 153-154
1
ВОПРОСЫ. Стр. 164
1235
ВОПРОСЫ. Стр. 174
123
ВОПРОСЫ. Стр. 186
1
4 Часть
1 МИР — ТЕАТР, ЛЮДИ В НЁМ – АКТЁРЫ
ВОПРОСЫ. Стр. 4
12
2 БАРТО A. Л, ЗЕЛЁНАЯ Р. В. АХ, РУКИ, РУКИ!
ВОПРОСЫ. Стр. 6-7
12346
3 НОСОВ Н. Н. ДВА ДРУГА
ВОПРОСЫ. Стр. 40-41
1
4 ОБОБЩЕНИЕ. Стр. 41
1
5 ЖУКОВСКИЙ В. А. ПЕСНЯ
ВОПРОСЫ. Стр. 43-44
2345
ВОПРОСЫ. Стр. 44-45
1
6 ПУШКИН А. С. ПТИЧКА
ВОПРОСЫ. Стр. 46
12
7 ПУШКИН А. С. НЯНЕ
ВОПРОСЫ. Стр. 47
12345
8 ПУШКИН А. С. ЗИМНЯЯ ДОРОГА
ВОПРОСЫ. Стр. 49
1234
9 ЛЕРМОНТОВ М. Ю. ГОРНЫЕ ВЕРШИНЫ
ВОПРОСЫ. Стр. 50
12
10 ЛЕРМОНТОВ М. Ю. УТЁС
ВОПРОСЫ. Стр. 51-52
1
11 ЛЕРМОНТОВ М. Ю. МОЛИТВА
ВОПРОСЫ. Стр. 53
12
12 СУРИКОВ И. З. ВЕСНА
ВОПРОСЫ. Стр. 55
1234
13 БАЛЬМОНТ К. Д. ЗОЛОТАЯ РЫБКА
ВОПРОСЫ. Стр. 57
1234
14 БЛОК А. А. НА ЛУГУ
ВОПРОСЫ. Стр. 58
134
15 БЛОК А. А. ГРОЗА ПРОШЛА, И ВЕТКА БЕЛЫХ РОЗ
ВОПРОСЫ. Стр. 59
12345
16 ЕСЕНИН С. А. С ДОБРЫМ УТРОМ!
ВОПРОСЫ. Стр. 60-61
123456789
17 ВОЛОШИН М. А. СКВОЗЬ СЕТЬ АЛМАЗНУЮ ЗАЗЕЛЕНЕЛ ВОСТОК
ВОПРОСЫ. Стр. 62-63
123456
18 МАЯКОВСКИЙ В. В. ТУЧКИНЫ ШТУЧКИ
1 ВОПРОСЫ. Стр. 64
13
2 ВОПРОСЫ. Стр. 64
12
19 МАРШАК С. Я. ПОЖЕЛАНИЯ ДРУЗЬЯМ
ВОПРОСЫ. Стр. 65
123
20 ЧЁРНЫЙ САША. ЗЕЛЁНЫЕ СТИХИ
ВОПРОСЫ. Стр. 67
1234
21 ВЛАДИМИРОВ Ю. Д. ЧУДАКИ
ВОПРОСЫ. Стр. 68
123
22 ХАРМС Д. И. ОЧЕНЬ СТРАШНАЯ ИСТОРИЯ
ВОПРОСЫ. Стр. 69-70
12345
23 ХОТОМСКАЯ В. ДВА ГНОМА. ТРИ СЕСТРИЦЫ
ВОПРОСЫ. Стр. 71-72
123
24 ВЫСОТСКАЯ О. И. ВЕСЕННИЕ РУБАШКИ
ВОПРОСЫ. Стр. 73
1234
25 МОШКОВСКАЯ Э. Э. ПЕСНЯ
ВОПРОСЫ. Стр. 75-76
12345
26 МОРИЦ Ю. П. ЧТОБ ЛЕТАЛИ МЫ ВСЕ И РОСЛИ!
ВОПРОСЫ. Стр. 78
1234
27 ВЫСОЦКИЙ В. С. ПЕСНЯ КЭРРОЛЛА
ВОПРОСЫ. Стр. 81
1
28 ОБОБЩЕНИЕ. Стр. 81
12
29 КУН Н. А. ОЛИМП
ВОПРОСЫ. Стр. 87-88
1345
30 ЯКОВЛЕВ Ю. Я. О НАШЕЙ РОДИНЕ
ВОПРОСЫ. Стр. 89
12
31 СОКОЛОВ-МИКИТОВ И. С. РУССКИЙ ЛЕС
ВОПРОСЫ. Стр. 93
123456
32 ДМИТРИЕВ Ю. Д. ЗЕЛЁНОЕ И ЖЁЛТОЕ
ВОПРОСЫ. Стр. 97-98
123457
33 КРЕЩЕНИЕ РУСИ
ВОПРОСЫ. Стр. 101
12458
34 СОЛОВЬЁВ Н. М. СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ
ВОПРОСЫ. Стр. 107
123
ВОПРОСЫ. Стр. 109
1
ВОПРОСЫ. Стр. 116
123
ВОПРОСЫ. Стр. 120-121
12
ВОПРОСЫ. Стр. 122-123
1234567
35 ГУБАРЕВ В. С. В ОТКРЫТОМ КОСМОСЕ
ВОПРОСЫ. Стр. 130-131
12
36 ЯХНИН Л. Л. МЕТРО
ВОПРОСЫ. Стр. 135-136
12
37 ИЛЬИН М., СЕГАЛ Е. ЧТО ИЗ ЧЕГО
ВОПРОСЫ. Стр. 141
123
38 ИЛЬИН М. СТО ТЫСЯЧ ПОЧЕМУ
ВОПРОСЫ. Стр. 145
134
39 НАДЕЖДИНА Н. А. ЛУК — ОТ СЕМИ НЕДУГ
ВОПРОСЫ. Стр. 148-149
12
40 КОНСТАНТИНОВСКИЙ М. А. ЧТО ТАКОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК
ВОПРОСЫ. Стр. 152
23456
41 МАЛОВ В. И. КАК ПАРИЖСКИЙ ОФИЦИАНТ РУССКОМУ ИЗОБРЕТАТЕЛЮ ПОМОГ
ВОПРОСЫ. Стр. 160-161
1234
42 ДИТРИХ А. К., ЮРМИН Г. А. КАКАЯ КНИЖКА САМАЯ ИНТЕРЕСНАЯ
ВОПРОСЫ. Стр. 166-167
1234
43 ПАУСТОВСКИЙ К. Г. ВЕЛИКИЙ СКАЗОЧНИК
ВОПРОСЫ. Стр. 172
123
44 СМОЛЕНСКИЙ Я. М. КАК НАУЧИТЬСЯ ЧИТАТЬ СТИХИ
ВОПРОСЫ. Стр. 174-175
123
45 ПАУСТОВСКИЙ К. Г. СКАЗКИ ПУШКИНА
ВОПРОСЫ. Стр. 178
1234
46 ЧУКОВСКИЙ К. И. ПРИЗНАНИЯ СТАРОГО СКАЗОЧНИКА
ВОПРОСЫ. Стр. 184
1245679
Литературное чтение.
Тема: «МАРЬЯ И ВЕДЬМЫ» Русская народная сказка
Цели:
- развивать мышление, речь учащихся, умение работать с текстом;
- познакомить учащихся с содержанием сказки,
- работать над выразительностью и правильностью чтения,
- воспитывать сознательную дисциплину и активность на уроке.
Ход урока
- Организационный момент.
Объясните пословицу «Сказка — ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок» Слайд 2
И. Проверка домашнего задания.
1. Беседа по вопросам.
— Как называется сказка, с которой работали дома? Кто ее автор?
— Сформулируйте одним предложением, в чем заключается главная мысль сказки.
— К какому виду относится эта сказка?
— В каком порядке происходили действия?
— На месте кого из героев вам хотелось бы оказаться? Почему?
— Кратко расскажите от имени одного героя, что происходило в лесу? В логове разбойников? На заставах? Во дворце? слайд 4
2. Словесное рисование.
— Словами нарисуйте картину под названием «Логово разбойников».
— Если бы вы рисовали картину кистью, какие краски использовали бы? Почему?
III. Работа по теме урока.
- Целевая установка.
Слайд 5,6
—Какие бывают сказки?
— На какие группы можно разделить сказки?
— Следующая сказка, сложенная, как и предыдущие, народом, называется «Марья и ведьмы». Можно ли предположить, о чем будет эта сказка?
2. Подготовка к чтению.
Учитель заранее выносит на доску слова, которые нужно читать правильно, и слова, значение которых нужно объяснить.
3. Чтение сказки заранее подготовленными учащимися.
4. Работа по вопросам учебника (с. 15).
5. Чтение сказки учащимися «по цепочке».
6. Работа над содержанием сказки.
— По каким признакам можно догадаться, что данное произведение — это сказка?
— Кто главные герои сказки?
— Какой день, по народным поверьям, назывался «колдунным»? Почему?
— Объясните смысл слова «традиция».
— Что же было традицией на Ивана Купалу?
— Почему именно в этот день собирали травы?
— Как Марья набрела на неведомый двор? С кем она встретилась?
— С какой целью Чуровница была направлена вслед за Марьей?
— Как девушки смогли победить злой дух ведьм? Зачитайте.
— На сколько частей можно разделить эту сказку? Как озаглавили бы каждую часть? (3 части: 1. «Колдунный» день. 2. Встреча Марьи с ведьмами. 3. Девушки победили Чуровницу.)
7. И г р а «Я — художник».
— Представьте себя в роли художника учебника «Литературное чтение». Каким бы рисунком вы дополнили данный учебник?
8. Инсценировка
IV. Подведение итогов урока.
— Есть ли черты отличия этой сказки от предыдущих? Назовите их. (Отличие прежде всего в том, что данная сказка — волшебная.)
— Какие еще волшебные сказки вы читали?
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение сказки и подробный пересказ.