Марья искусница кто написал сказку

История персонажа

В восприятии большинства детей Марья-искусница ассоциируется с героиней легенд и сказаний, известных нашим предкам. Но биография персонажа не уходит корнями в давние века, а Марья-искусница не фигурировала в сказках, пока режиссер Александр Роу не решился на съемки киносказки с оригинальным сюжетом.

История создания

Фильм, для которого написана сказка о необычной героине, был давней задумкой постановщика. Специально для работы над ней он пригласил к сотрудничеству Евгения Шварца, известного фантазией и любовью к фантастическим сюжетам. Идея о создании фильма томила Роу не один год. Режиссер тщательно продумывал детали, образы и их характеристики, роли и даже название. Останавливало постановщика лишь то, что все знакомые ему сказки повествовали о приключениях грубых неотесанных солдат. Советских детей он хотел побаловать тонким произведением, западающим в душу и запоминающимся духом волшебства.

Писатель Евгений Шварц

Писатель Евгений Шварц

Продумывая сюжет, Роу случайно наткнулся на сочинение Шварца «Сказка о храбром солдате», которая создана для кукольного театра в 1946 году. Позднее произведение адаптировали для радиоспектакля. Режиссер проникся идеей сказки и понял, что хочет сотрудничать только со Шварцем. Роу сделал автору предложение и получил согласие.

Следующая череда препятствий в воплощении желанного проекта связана с тем, что текст сказки неоднократно возвращался на доработку писателю. Худсовет не пропускал его и просил изменить формулировки и посыл с ориентированием на мировоззрение советских детей. Шварцу нелегко дался этот период, ведь грубая цензура портила идею произведения, которой дорожили он и Роу. В 1959 году работа над киносценарием была закончена, и Роу снял по нему картину под названием «Марья-искусница».

Режиссер Александр Роу

Режиссер Александр Роу

Незамысловатый сюжет знакомил читателя с солдатом, который, отбыв службу, шел домой через лес. На пути военного встретился мальчик Иванушка. Он пожаловался мужчине, что потерял матушку, и ее украли. Храбрый солдат не бросил ребенка в беде и пришел на выручку, помогая отыскать мать в плену Водокрута.

Марья-искусница имеет дар: она известна умением делать любое дело гладко и хорошо. Пряла ли пряжу, пекла ли пирожки – все спорилось в ее руках. Слух о девушке дошел и до подводного царства, поэтому ее украл подводный царь Водокрут.

Марья-искусница

Марья-искусница

Находясь в заточении, Марья-искусница без передышки работает на мучителя день и ночь, тоскуя по былой счастливой жизни и любимому сыну. Солдат помогает мальчику найти мать. Он пускается в путь по морскому дну и проходит много испытаний, чтобы достичь цели. Преградой ему становятся чудовище и колдовство, которым сковано сердце Марьи-искусницы.

Фильм «Марья-Искусница»

Актеры для работы над проектом были выбраны Роу заранее. Он пригласил исполнителей, с которыми имел опыт сотрудничества. Анатолий Кубацкий, Нинель Мышкова, Михаил Кузнецов и Витя Перевалов воплотили персонажей Шварца на киноэкране. Для Виктора Перевалова, неоднократно работавшего с режиссером, этот проект стал проходным билетом в кинематограф.

Нинель Мышкова в роли Марьи-искусницы

Нинель Мышкова в роли Марьи-искусницы

Придворного Квака изобразил любимец публики Георгий Милляр, фильмография которого богата образами отрицательных сказочных героев. Артист, славящийся импровизацией, предложил массу интересных нюансов, внесенных в сценарий. Это добавило фильму комизма и позитивного настроения. Роу позволял артистам вживаться в роль и предлагать идеи, которые приходили им попутно. Он не делал актерам замечаний, работая в технике антрепризы.

Ленту снимали на Московской киностудии имени Максима Горького. Она блистала яркими декорациями и отличалась съемками, формат которых не был типичен для советских сказок. Это сцены, где использовалась магия, и эпизоды в подводном царстве.

Георгий Милляр в фильме "Марья-искусница"

Георгий Милляр в фильме «Марья-искусница»

Привлекала картина и тем, что в ней были песни, которые исполняли сами артисты. Премьера фильма состоялась в марте 1959 года и была воспринята публикой с восхищением.

Цитаты

«- Помогите! Спасите! Вскипячусь! Сварюсь!

— Так тебе и надо, злодей придворный!

— Сва-сва-сварился па-па-пачти в кру-кру-крутую!»

«Я, Ваше болотное Величество, русский солдат! Нельзя мне спокойно жить, если дети тоскуют, а матери в неволе томятся!»

_900 x 600.JPG

Режиссёр Александр Роу считается главным советским сказочником, конкуренцию ему составить тут может разве что коллега Александр Птушко. Роу много лет мечтал поставить сказку о русском солдате, одном из самых популярных фольклорных героев.

Вдохновлялся Роу берлинским памятником Воину-освобoдителю, установленному в 1949 году в Трептов-парке. Монумент изображает солдата с ребёнком на руках, и именно таким видел своего героя Роу: сильным, отважным, но милосердным, не способным пройти мимо беды.

1  5028_orig.jpg
Памятник Воину-освобoдителю в Трептов-парке
     

Но с материалом был проблемы: в русском фольклоре сказок с персонажем-солдатом было много, но не все они годились для экранизации из-за краткости и отсутствия лиричности, а во многих был слишком простой, «солдатский» юмор. И как-то ему попалась на глаза пьеса Евгения Шварца с названием «Сказка о храбром солдате», написанная ещё в 1946-м году для кукольного театра.

1 Capturevvv.JPG
Слева памятник Воину-освободителю в Трептов-парке, справа кадр из фильма «Марья-искусница»

Режиссёр попросил Шварца переработать её в сценарий, что тот и сделал. Правда, руководство киностудии имени Горького, где планировали снимать ленту, решило не акцентировать внимание на солдате, поэтому название изменили на «Марья-искусница» в честь главной героини.

У «Сказки о храбром солдате» вообще была непростая судьба — почему-то она очень не нравилась худсоветам, что театральному, что киношному. В Театре юного зрителя ей поставили клеймо «мрачная, громоздкая и художественно неполноценная» и через два года исключили из репертуара, а худсовет киностудии требовал добавить русского фольклора и подчеркнуть, что сказка рассчитана на советских детей. Шварц не совсем понимал, что имеется ввиду, раздражался, что Роу идет на поводу у худсовета, но переписывал сюжет до тех пор, пока сценарий не утвердили. Акцентировать внимание на солдате не стали, и фильм получил название «Марья-искусница».

«Марья искусница»  (1959 год) стала первым фильмом- сказкой про солдата на советском киноэкране и вторым после мультфильма «Сказка о солдате» (1948 год), причем образы солдата в них чем-то похожи, базируясь на стереотипном описании солдата в русских сказках  Образ русского солдата в кино-сказках и мультфильмах

Солдат в русских народных сказках одет в мундир (шинель), фуражку и сапоги. За плечами у него ранец. Вооружён он или ружьём или тесаком. Солдат имеет крученые усы и курит трубку. Едой ему служат сухари. Любимым музыкальным инструментом солдата является барабан. И Солдат этот часто имеет дело с разнообразной нечистью, но всегда эту нечисть побеждает


Слева солдат из фильма «Марья искусница»  (1959 год), справа солдат из мультфильма «Сказка о солдате» (1948 год)
     

В преддверии съёмок Александр Роу проб почти не проводил. Он часто работал с одними и теми же актёрами, так что на главные роли пригласил знакомых: Михаила Кузнецова (солдат), Анатолия Кубацкого (подводный царь Водокрут), Сергея Троицкого (казначей Алтын Алтыныч), Александра Хвылю (молчальник), Веру Алтайскую (тётушка Непогодушка).

1 Capturebnuj.JPG
Слева: Галей Евгений Михайлович Эскиз костюма Водяного/Водокрута. Костюм водяного из темной шерсти, борода, шевелюра и лицо — зеленые, сапожки болотного оттенка. Справа Анатолий Кубацкий — Водокрут XIII, подводный царь
 

Всех эти исполнителей Роу хорошо знал по предыдущим совместным фильмам и почти все они появятся и в следующих сказках Роу.

Конечно же, получил роль и постоянный актёр Роу Георгий Милляр. Это был уникальный тандем, благодаря которому в советском кино появился фееричный ряд сказочных персонажей, сыгранных Милляром: пугающих, но комичных. В «Марье-искуснице» Георгий Милляр стал придворным подхалимом Кваком, выслужившимся в люди из простых лягушек.

1  Capturehh.JPG
Георгий Милляр — Квак, придворный Водокрута

Георгий Милляр всегда очень ответственно подходил к съёмкам. Почти все время, пока снимался фильм, Милляр ходил зелёным — краска, которой ему красили лицо и голову, была на основе плохо отмывающейся зелёнки. Чтобы гримёрам легче было превращать его в Квака, он сбрил не только волосы, но и брови.

1  Capture.JPG
Слева: Муллер Нора Владимировна. Эскиз костюма Квака: зеленые штаны, мундир зеленый с золотыми эполетами; кулон в форме рака; эскиз головного убора и жилетки. Справа Георгий Милляр — Квак, придворный Водокрута

Большие ласты, в которых Георгию Милляру приходилось и бегать, и падать на колени, актёр выбрал сам, игнорируя рекомендации гримёров подобрать более удобную обувь. «Квакающие» реплики персонажа — тоже идея Милляра, ставшая неожиданностью для съёмочной группы. В ответ на похвалу в свой адрес актёр произносил с гордостью: «Ква-квалификация!»

Оказались на съёмочной площадке и два новых лица: Нинель Мышкова, ставшая Марьей-искусницей, и школьник Витя Перевалов, изобразивший её сына Ваню.

Для Нинель Мышковой сниматься в сказках было не впервой, она уже успела посотрудничать с Александром Птушко в «Садко» (1952) и «Илье Муромце» (1956), где она сыграла роли Ильмень-царевны и Василисы.

1 Capturehhh.JPG

Слева: Муллер Нора Владимировна. Эскиз костюма Марфы/Марьи. Белая блуза с орнаментом на плечах, синий сарафан с золотой узорной отделкой, белый передник поверх сарафана с красным кантом по нижней линии (его потом из фильма убрали), на голове — платок из расшитой ткани. Яркие красные ботинки с узкими высокими мысками.Справа Нинель Мышкова — Марья-искусница

«Гордость каждой сказки — это безупречная главная героиня. Скромная невинная русская девушка практически всегда одета в голубой сарафан, возможно, отсылающий к голубой далматике Богородицы как символу чистоты. Это и Настенька из «Морозко», и Варвара-краса, и Марья-искусница. Иногда эти наряды перемежаются с одеяниями в красно-белой гамме, приближая героинь к русскому народному костюму».

Екатерина Шубная «Сарафан с позументами и сапоги-скороходы»

Вот и в этой сказке Марья -искусница одета в голубой наряд


Нинель Мышкова — Марья-искусница
       

Как и полагается замужней женщине (вдове), Марья (Нинель Мышкова) заплетает две косы, а после прячет волосы под кокошником и платком. Кстати, на актрисе оригинальный олонецкий кокошник, расшитый речным жемчугом и бисером начала XIX века.

Нинель Мышкова — Марья-искусница

Десятилетнему Виктору Перевалову «Марья-искусница» открыла двери в большое кино. На роль Иванушки его выбрали из сотни претендентов, и это было его третье появление на экране. Перед съёмками Вите  обрили голову под парик, подогнали костюм и сказали приходить на площадку через три дня. За эти три дня ленинградский мальчик успел страшно обгореть под ялтинским солнцем! Парик, грубая льняная рубаха и котомка на обгоревших плечах оставили незабываемые впечатления. Актёр рассказывал, что ему приходилось постоянно сдерживать слёзы и только на сценах с мамой он отводил душу — там плакать полагалось по сценарию.


Виктор Перевалов — Иванушка
     

Съёмки проходили в Москве, где в павильонах киностудии  им. Горького сняли сцены внутри помещений, и в Ялте, где отсняли натурные сцены. Там же, в Ялте, создавался и подводный мир, обитель Водокрута — стены ялтинского ущелья покрасили синей и коричневой краской и поставили декорации, а вход в царство, сцены колдовства и эпизоды с превращением Водокрута были сделаны при помощи комбинированных съёмок.

__887Capture.JPG
Слева: Галей Евгений Михайлович Эскиз декорации для комбинированных съемок. Таинственное озеро. Справа кадр из фильма

1 jjjCapture.JPG
Галей Евгений Михайлович Эскизы декорации для комбинированных съемок. Марья-искусница в Подводном Царстве

h-1121.jpg

Кадр из фильма. Комбинированные съемки

_gfCapture.JPG

Галей Евгений Михайлович  Эскиз декорации для комбинированных съемок. Тронный зал. В фильме тронный зал сделали более красным, украсив кораллами. Справа кадр из фильма. Подводное царство


Кадр из фильма. Тронный зал. Комбинированные съемки

Никита Кондратьев — подводный петух Красивец, главный хранитель взбесившегося рака. В Тронном зале
   

_njhCapture.JPG

Слева: Галей Евгений Михайлович Эскиз декорации для комбинированных съемок. В дремучем лесу Справа кадр из фильма
   

__jhgCapture.JPG
Слева: Галей Евгений Михайлович Эскиз декорации для комбинированных съемок. Поляна мухоморов. Справа кадр из фильма
   

Александр Роу, задумав «Марью-искусницу», обращался не только к юной аудитории, но и ко взрослым. В отличие от коллег-кинематографистов, считавших, что поскольку сказка подразумевает чудеса, то и сама атмосфера должна быть сказочной, ирреальной, Роу полагал, что подлинная душа сказки — в сочетании волшебного и реального, фантастического и действительного.

И именно поэтому на экране зрители видят настоящий лес и живых зверей, а диалоги персонажей построены как бытовые, обыденные, а не пафосно-надуманные.

Кстати, когда фильм только вышел, многие отметили отличную «игру» животных, а уж сегодня, когда зверей в кинолентах создают с помощью компьютерной графики, забавные белка, заяц, медведи смотрятся как нечто из ряда вон выходящее. Между тем, это потребовало огромной подготовки: заяц-барабанщик «учился играть» около четырёх месяцев, а на то, чтобы подготовить к съёмкам медвежат, ушло около трёх месяцев.

Кадр из фильма
                                 

«Марью-искусницу» зрители увидели весной 1960 года. Для Александра Роу сказка стало очередной вехой: аудитория приняла её с восторгом, критики назвали лучшей в фильмографии режиссёра. Но сам Роу на этом не остановился и продолжил создавать волшебные истории, подавляющее большинство которых сегодня входят в золотой фонд советского кино.
         

Что от автора сценария требовал худсовет, почему Виктор Перевалов с удовольствием плакал на съёмках и как Георгий Милляр готовился к роли Квака.

Режиссёр Александр Роу хотел снять сказку, где главным героем был бы солдат. Сначала он искал сюжет в народных солдатских сказках, но оказалось, что эти истории, полные грубого юмора и пикантных событий, очень сложно адаптировать под детское произведение. Тогда он начал искать литературные источники и нашёл пьесу Евгения Шварца «Сказка о храбром солдате», написанную ещё в 1946-м году для кукольного театра. Роу связался со Шварцем и попросил сделать из неё сценарий для фильма.

«Марья-искусница», к/с им. М Горького, 1959, реж. А. Роу

Почему-то «Сказку о храбром солдате» очень невзлюбили худсоветы, что театральный, что киношный. В Театре юного зрителя ей поставили клеймо «мрачная, громоздкая и художественно неполноценная» и через два года исключили из репертуара, а худсовет киностудии требовал добавить русского фольклора и подчеркнуть, что сказка рассчитана именно на советских детей. Шварц не понимал, что имеется ввиду, раздражался, что Роу идет на поводу у худсовета, но переписывал сюжет до тех пор, пока сценарий не утвердили. В результате авторы добавили сказочных героев, переключили внимание с личности солдата на волшебные события, а фильм получил название «Марья-искусница».

«Марья-искусница», к/с им. М Горького, 1959, реж. А. Роу

Часть фильма снимали в павильонах киностудии им. Горького, а натурные съёмки проходили в Ялте. Там снимали все подводные сцены — стены ялтинского ущелья покрасили синей и коричневой краской и поставили декорации, а вход в царство, сцены колдовства и эпизоды с превращением Водокрута были сделаны при помощи комбинированных съёмок.

«Марья-искусница», к/с им. М Горького, 1959, реж. А. Роу

Александр Роу предпочитал работать с проверенной командой и пригласил в фильм уже знакомых ему актёров. На роль солдата он утвердил Михаила Кузнецова, которого уже снимал в комедии «Драгоценный подарок», а роли царя Водокрута и придворного Квака получили Анатолий Кубацкий и Георгий Милляр, которые снимались почти во всех фильмах Роу Сергей Троицкий, который снимался в роли казначея, познакомился с режиссёром ещё на съёмках сказки «Кощей Бессмертный», а Александр Хвыля был любимым актёром режиссёра после работы над фильмом «Майская ночь, или Утопленница» 1952 года.

«Марья-искусница», к/с им. М Горького, 1959, реж. А. Роу

Георгий Милляр всегда очень ответственно подходил к съёмкам. Почти все время, пока снимался фильм, Милляр ходил зелёным — краска, которой ему красили лицо и голову, была на основе плохо отмывающейся зелёнки. Для своего героя актёр выбрал из реквизита большие ласты, в них он постоянно спотыкался, падал, но не поддавался на уговоры сменить обувь на что-то поудобнее, так как они соответствовали персонажу и делали образ комичным. Чтобы гримёрам легче было превращать его в Квака, он сбрил не только волосы, но и брови, а так же придумал своему герою манеру говорить с «приквакиванием». Когда Милляра хвалили на съёмочной площадке, актёр гордо говорил: «Ква-ква-квалификация!».

«Марья-искусница», к/с им. М Горького, 1959, реж. А. Роу

Новыми актёрами для Роу были Нинель Мышкова и десятилетний Виктор Перевалов, которому «Марья-искусница» открыла двери в большое кино. На роль Иванушки его выбрали из сотни претендентов, и это было его третье появление на экране после детской короткометражки «Тамбу-Ламбу» и эпизода в киноповести «Город зажигает огни». Перед съёмками ему обрили голову под парик, подогнали костюм и сказали приходить на площадку через три дня. За эти три дня ленинградский мальчик успел страшно обгореть под ялтинским солнцем! Парик, грубая льняная рубаха и котомка на обгоревших плечах оставили незабываемые впечатления. Актёр рассказывал, что ему приходилось постоянно сдерживать слёзы и только на сценах с мамой он отводил душу — там плакать полагалось по сценарию.

  • Марья и ведьмы русская народная сказка читательский дневник
  • Марьины рассказы яндекс дзен читать
  • Марьины рассказы яндекс дзен путеводитель
  • Марьины рассказы чеснок на счастье
  • Марьина роща как пишется