1.
Потягунушки,
Потягунушки!
Поперёк толстунушки,
А в ножки ходунушки,
А в ручки хватунушки,
А в роток говорок,
А в голову разумок.
2.
Ладушки, ладушки,
— Где были?
— У бабушки.
— Что ели?
— Кашку.
— Что пили?
— Бражку.
Каша масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Шу, полетели!
На головку сели
Сели, посидели,
Прочь улетели!
3.
Сорока-ворона
Кашу варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,
Каши не едали.
Всю свою кашу
Сорока-ворона
Деткам отдала.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
— Зачем дров не пилил,
— Зачем воду не носил!
4.
— Кисонка-мурысенька,
Ты где была?
— На мельнице.
— Кисонька-мурысенька,
Что там делала?
— Муку молола.
— Кисонька-мурысенька,
Что из муки пекла?
— Прянички,
прянички.
— Кисонька-мурысенька,
С кем прянички ела?
— Одна,
одна.
— Не ешь одна,
не ешь одна!
5.
Вдоль по реченьке
лебёдушка плывёт,
Выше бережка головушку
несёт.
Белым крылышком
помахивает,
На цветы водицу…
стряхивает.
6.
Водичка, водичка,
Умой моё личико.
Чтобы глазоньки
блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
7.
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся –
Маму, дочка, слушайся.
8.
Тили-тили-тили-бом!
Загорелся Кошкин дом.
Кошка выскочила,
Глаза выпучила.
Бежит курица с ведром,
Заливает Кошкин дом.
9.
Зайчишка – трусишка
По полю бежал,
В огород забежал.
Морковку нашёл,
Капусту нашёл.
Сидит, грызёт.
Иди прочь –
Хозяин идёт.
10.
За морями,
За горами,
За железными…
столбами,
На пригорке теремок,
На дверях висит замок.
Ты за ключиком иди
И замочек отомкни.
11.
Шли…
семь…
старичков,
У них…
семь…
посошков,
На каждом…
посошке…
семь…
сучков,
На каждом…
сучке…
семь…
узелков,
В каждом…
узелке…
семь…
пирогов,
В каждом…
пироге…
семь…
бобов,
У каждого боба семь…
ростков.
Сколько было…
старичков?
12.
Сеть тяну, рыбу ловлю,
Попало немало:
Семь окуней,
Пятьдесят карасей,
Один ершок –
И того в горшок.
Ухи наварю,
Всех ребят накормлю.
13.
Как у наших у ворот
Петух зёрнышки клюёт,
Петух зёрнышки клюёт,
К себе курочек зовёт:
— Вы, хохлушечки!
Вы, пеструшечки!
Я нашёл для вас орех,
Разделю орех на всех –
По крупиночке,
По восьминочке.
14.
Сел…
сверчок…
на…
шесток,
Тара-
канн…
в уго-
лок.
Сели –
посидели,
Песенку запели.
Услыхали ложки –
Вытянули ножки,
Услы-
хали
кала-
чи –
По-
прыга-
ли с пе-
чи
Да давай подпевать,
Да давай танцевать!
15.
1) Заинька,
2) по сеничкам
3) Погуляй, погуляй!
4) Серенький,
5) по новеньким
6) Погуляй, погуляй!
7) Некуда заиньке
выскочить,
Некуда серенькому
выпрыгнуть.
9) Заинька, попляшешь —
10)так выпустим,
11)Серенький, попляшешь –
12)так выскочишь.
16.
1) Уточка…
2) полевая,
3) Где ночку…
4) ночевала?
5) Под мостом —
6) мосточком,
7) Под кустом —
кусточком.
9) Шли там два…
10)паренёчка,
11)Высекли…
12)по пруточку,
13)Сделали…
14)по гудочку.
15)Вы, гудки, гудки,
16)не гудите.
17.Мою доченьку…
18)не будите.
Под мостом-мосточком,
Под кустом-кусточком.
17.
1) Тень-тень,
потетень,
Выше города…
плетень.
Сели звери…
под плетень,
Похвалялися…
весь день.
2) Похвалялася лиса:
3) –Всему лесу я краса!
4) Похвалялся зайка:
5) –Поди, догоняй-ка!
6) Похвалялися ежи:
7) –У нас шубы хороши!
Похвалялся медведь:
9) –Могу песни я петь!
10)Повторяется текст №1.
18.
1) Собака на кухне…
2) лепёшки печёт,
3) Кот в уголке…
4) сухари толчёт,
5) Кошка
6) в окошке…
7) платье…
шьёт,
9) Курочка в серёжках…
10)избушку метёт.
11)Вымела
12)избушку,
13)положила голичок:
14)-Ляг, голичок,
под порог на бочок!
19.
1) Как по улочке
Из проулочка
2) Бежит серенький коток,
3) Отморозил ноготок.
4) Шубка на нём
Позаиндевела.
5) Брови и усы
Позакуржавели.
6) Не ходи, кот, босиком,
7) Ходи в валенках.
В рукавицах ходи,
В тёплых варежках!
20.
Месяц.
Над бабушкиной избушкой
Висит хлеба краюшка;
Собака лает,
А достать не может.
Ёлочка.
Зимой и летом
Одним цветом.
Карандаш.
Чёрный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где носом проведёт,
Там заметку кладёт.
Будильник.
Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу,
Когда спать,
Когда вставать.
Дзи-и-инь!
Комар.
Не зверь, не птица,
В носу спица;
Летит – кричит, сядет –
молчит;
Кто его убьёт –
Свою кровь прольёт.
Баран.
По горам, по долам
Ходят шуба да кафтан.
Гриб.
Стоит на горке
В красной шапке Егорка.
Кто ни пойдёт –
Всяк наклонится.
Речка.
Течёт, течёт – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит.
Радуга.
Крашеное коромысло
Через реку повисло.
Солнышко.
Катится яблочко наливное
По блюдечку голубому.
Ночь гонит, день за руку ведёт.
Туча.
Пушистая вата
Плывёт куда-то.
Чем вата ниже —
Тем дождик ближе.
Ножницы.
Два кольца,
Два конца,
Посередине гвоздик.
Выполняется лёжа, как побудка.
Дети потягиваются, лёжа на спине:
Руки тянут вверх, ноги вниз. Затем расслабляются.
Перекатываются с боку на бок.
Делают шаги в воздухе ногами
(прямые ножницы).
Выпрямляют руки, сжимают и разжимают кулачки.
«Болтушка» языком (со звуком «а»).
Мягко поглаживают себя по головке.
Выполняется сидя, стоя, как игра с руками и пальчиками.
Хлопки в ладоши с переменой рук:
сначала правая хлопает по левой, потом наоборот.
Складывают руки калачиком на груди.
Показывают, раскрывают правую ладонь.
Показывают левую ладонь.
Поглаживают ладошками тыльные стороны кистей рук.
Потирают ладошки.
Поглаживают голову от макушки в стороны-вниз.
Накладывают ладони на живот и гладят круговым движением по часовой стрелке.
Вскидывают ладони над головой, как
рылья.
Накладывают ладони на голову.
Наклон головы вправо, влево.
Вскидывают ладони над головой и кладут на колени.
Пальчиковая игра, выполняется сидя или стоя, как массаж БА зоны и на ладони игра с пальчиками.
Правым большим пальцем водят по центру ладони левой руки круговыми движениями по часовой стрелке.
Постукивают пальчиками правой руки по центру ладошки левой руки.
Раскрывают руки, ладошками к себе и делают такие поздывающие к себе движения.
Складывают кулачки и потирают
костяшки пальцев друг о друга,
либо постукивают ими друг о друга.
Крепко зажимают кулачки, поворачивают костяшками вверх.
Раскрывают-расслабляют ладони.
Загибают указательный палец левой
руки, средний, безымянный.
Берут его правой рукой, подёргивают
за палец, как бы «наказывая».
Затем игра повторяется для правой руки.
Выполняется в форме игры «вопрос – ответ». Сначала вопросы задаёт воспитатель, потом водящего выбирают из детей.
Дети сидят, руки сложены «лапками»
локти прижаты к бокам.
Крутят кистями рук, как колёса мельницы.
Руки в и.п.
Трут ладошки друг о дружку круговыми движениями, как работают жернова.
Руки в и.п.
Движения, как будто катают колобок в руках: правая рука сверху, левая снизу.
Повторение движения, только левая рука сверху, а правая снизу.
Руки в и.п.
Левая кисть сжимается в кулачок, а правая обхватывает его и сжимает.
То же, но уже левая рука обхватывает правый кулачок.
Хлопают правой ладошкой по тыльной стороне левой кисти, как хлопают по рукам.
То же, но левой рукой по правой.
Выполняют стоя, можно в движении. Используется, как растяжка позвоночника и тела после сидячей работы на занятии.
Руки опущены вдоль тела, прямые руки отводят назад, приподнимают и округляют грудь, Голова чуть откидывается назад, нос «смотрит» в потолок.
Медленный поворот головы вправо,
влево, прямо.
Мягкий взмах правой рукой вверх –
вниз.
То же левой рукой.
Через стороны поднимают прямые
руки вверх. Одновременно кисти рук делают колебательные движения влево-вправо (похоже на «фонарики», но кисти рук выпрямлены, пальцы растопырены).
Руки расслабляются и свободно падают вниз. Тело, шея тоже расслабляются, голова опускается.
Можно делать как тактильный самомассаж, а можно дополнить им
закаливание: общирное умывание
холодной водой.
Поглаживают лицо.
Если делают с водой, то наклоняются над раковиной, чтобы стекала вода.
Укзательными пальчиками гладят закрытые глаза от внутренней стороны к внешней.
Если с водой, то набирают в пригоршни воду и омывают глазки.
Трут круговыми движениями ладонями рук щёки.
Если с водой, то набирают воду и «оттирают» щёки.
Растягивают рот в улыбке.
Если делают с водой, то набирают в рот воды и полощут во рту, воду
выплёвывают спокойно, без напора.
Растягивают рот, обнажают зубы и постукивают ими.
Выполняется стоя, как тактильный самомассаж.
Поглаживают себя двумя руками от макушки до пояса, движения идут сверху-вниз: макушка – затылок — задняя сторона шеи, плечи, ключицы, подмышки, бока, поясница.
Постукивания мягкими подушечками пальцев рук по макушке головы.
Повторяют поглаживания, но уже до стоп ног: после поясницы ягодицы –
задняя часть бёдер, голени — движение рук заканчивается сзади на пятках. Расклоняются.
Растопыренными пальцами движением снизу-вверх (к макушке)
приподнимают волосы, массажируя кожу головы.
Гимнастика для глаз.
1. Движения глаз влево – вправо.
2. Движения глаз вверх – вниз.
3. Глаза закрыть.
4. Широко раскрыть глаза.
5. Хлопают глазами.
Глаза закрывают (расслабление).
Игра с пальчиками и руками.
Выполняется за столами.
Выпрямляют пальцы обеих рук, а остальные поджимают в кулак. На слова текста шевелят пальчиками, как зайчик ушками.
Складывают прямые пальчики «щепоткой» и попеременно «шагают» вперёд по столу, как будто зайчик оставляет следы.
Прижимают прямые ладони друг к другу перед собой, пальцы вверх.
Переплетают пальцы в «замок».
Не размыкая пальцев, постукивают нижней ладонной частью кистей.
Хлопок в ладоши.
Закрывают ладонями лицо (прячутся)
Вариант: раскрытыми ладонями шлёпают по столу (можно с продвижением вперёд), т.е. изображают шаги хозяина.
Игра с пальчиками и руками.
Руки перед грудью, кончики пальцев
рук касаются, локти разведены в стороны на уровне плеч.
Мягкими руками делают движения
«волны» перед грудью.
Поднимают руки над головой, смыкая ладони вместе. Согнутые локти на уровне ушей.
Вытягивают руки вверх с напряжением, кисти зажимаются в кулаки.
Сгибают руки в локтях, опускают кулаки до уровня плеч. Плечи развёрнуты, согнутые руки по бокам туловища.
Складывают руки «крышей домика
на уровне груди (треугольником),
пальца на руках между собой сомкнуты.
Пальцы переплетаются, ладони крепко прижимаются.
Не размыкая пальцев, разжимают ладони, поворачивая их к груди, локти поднимаются до уровня плеч.
С усилием «растаскивают» пальцы,
локти идут не вниз, а в стороны.
Пальчиковая гимнастика.
Руки на уровне груди Раскрытые ладони смотрят вверх. Пальцы растопырены.
Сгибают (прижимают к ладони) большой палец левой руки.
Сгибают указательный палец левой руки.
Сгибают средний палец левой руки.
Сгибают безымянный палец левой руки.
Сгибают мизинец левой руки.
Сгибают мизинец правой руки.
Сгибают безымянный палец правой руки.
Сгибают средний палец правой руки.
Сгибают указательный палец правой руки.
Сгибают большой палец правой руки.
Разгибают большой палец левой руки.
Разгибают указательный палец левой руки.
Разгибают средний палец левой руки.
Разгибают безымянный палец левой руки.
Разгибают мизинец левой руки.
Разгибают мизинец правой руки.
Разгибают безымянный палец правой руки.
Разгибают средний палец правой руки.
Разгибают указательный палец правой руки.
Разгибают большой палец правой руки.
Сжимают ладони обеих рук в кулаки
одновременно.
Раскрывают ладони, поворачивая их ладонями от себя, пальцы растопырены в стороны.
Шевелят (поигрывают) прямыми пальчиками.
Крепко сжимают ладони в кулаки.
Постепенно разжимают кулаки.
«Бросают» расслабленные кисти вниз. Согнутые в локтях руки перед грудью, кисти мягко повисают.
Вариант: сгибать в кулак и разгибать
пальцы можно не только в последовательном, но и в обратном порядке.
Игра с пальчиками.
Руки в области солнечного сплетения, локти чуть в стороны,
ладони зажаты в кулаки, пальцы смотрят в пол.
Разжимают и сжимают пальцы в кулаки (можно одновременно, можно попеременно). Закончить так, чтобы пальцы снова были зажаты в кулаки.
Повернуть кулаки пальцами вверх.
Раскрыть левую ладонь, растопырить пальцы.
Раскрыть ладонь правой руки, растопырить пальцы.
Сложить ладони вместе, пальцы прямые, смотрят от себя.
Хлопок в ладоши.
Круговые движения ладоней (потирают друг дружку, как будто катают колобок).
Разводящие движения руками от себя в стороны и вниз. Ладони раскрыты, раскрыты.
Игра с пальчиками.
Руки согнуты в локтях, локти на уровне поясницы, ладони отогнуты, смотрят от себя (вперёд).
Наклоны прямых кистей влево – вправо.
Указательные, средние, безымянные и мизинцы обеих рук соединены вместе, большие пальцы отдельно.
Прижатые пальцы и большой палец в ритм песенки соединяются и разъединяются. движение направлено от себя.
Движение повторяется с разворотом пальцев на себя.
Одновременно сгибают и разгибают пальцы рук, как бы подзывают к себе. На 4 раз пальцы остаются сложенными в кулачок.
Раскрывается ладонь правой руки и
сразу же пальцы начинают с мизинца веером (друг за другом) складываться снова в кулачок. Зажатые пальцы смотрят вверх.
Движение повторяется левой рукой.
Поворачивают кулачки пальцами вниз – вверх. Останавливаются кулачками вверх.
Складывают пальцы правой руки
щепоткой, пальцами вверх.
То же левой рукой.
Игра с пальчиками.
Левая рука сложена в кулачок, костяшами пальцев вверх.
Пальцами правой руки надавливать на одноимённые костяшки левой руки по — очереди:
указательные,
средние,
безымянные,
мизинцы.
Повторение движений в том же порядке, но теперь правая рука складывается в кулачок, а пальцы левой нажимают на её костяшки.
Сложить руки в «замок» перед грудью.
Выпрямить, поднять вверх пальцы, не размыкая рук и снова в «замок».
Поигрывают, приподнимая и опуская пальчики, но руки не размыкаются.
Затем пальцы снова сжимаются.
Отодвигают низ ладоней друг от друга, не расцепляя пальцев.
Выпрямляют вверх пальцы, не расплетая их.
Указательные и большие пальцы обеих рук соединяются в «цепочку».
Пальцы разъединяются. Теперь образуют «цепочку» большие и средние пальцы рук.
Пальцы разъединяются. Теперь образуют «цепочку» большие и безымянные пальцы рук.
Пальцы разъединяются, теперь образуют «цепочку» большие пальцы и мизинцы рук.
Движения повторяются ещё раз.
Танцевальное движение «фонарики»:
крутят раскрытыми кистями рук,
по окружности в одну и другую стороны, пальцы растопырены
Вариант: изображать «игру на балалайке» правой рукой, в это время левая рука, будто держит гриф, потом руки сменить.
Тактильная игра-массаж
«Заинька».
Выполняется детьми в парах,
на спине.
Дети могут сидеть или лежать на коврике. Тот, кто делает массаж, сидит рядом на коврике боком ( с удобной для него стороны). Если массаж делается сидя, сто сидят на стульчиках друг за другом, «массажист» может сидеть на своём стуле верхом, чтобы было удобней.
Движение от поясницы вверх к плечам тыльной стороной расслабленных ладоней.
Движение от плеч вниз к пояснице, но уже ладонями рук.
Поколачивание чуть согнутыми пальчиками от поясницы к плечам.
Повторение движений №1.
Повторение движений №2.
Поколачивание чуть согнутыми пальчиками от плеч к пояснице.
Руки сжаты в кулачки. Костяшками пальцев одновременно двумя кулачками нажимают несильно по обе стороны позвоночника. Движение от поясницы вверх к лопаткам.
То же, но движение от лопаток вниз.
Повторение движения №1.
Повторение движений №2.
Повторение №1.
Повторение №2.
Игра-массаж «Уточка полевая».
Условия выполнения те же.
Описание в 14 игре №1.
Описание в 14 игре №2.
Повторение №1.
Повторение №2.
Растирающие движения по обе стороны позвоночника вверх к плечам: движения из стороны в сторону, одновременно двумя руками сразу.
Движение повторяется вниз: от плеч к пояснице.
Повторение движения №5.
Повторение движения №6.
Тыльной стороной кулачков тихонько поколачивают по обе стороны позвоночника от поясницы до плеч быстрыми, мелкими движениями.
То же вниз: от плеч до поясницы.
Ладони сложены вместе, пилящие движения с левой стороны позвоночника вверх от поясницы до
плеч.
То же движение, но вниз с левой же стороны.
Повторение движения №11, справа от позвоночника.
Повторение движения №12, но справой стороны.
Повторение движений №1.
Повторение движений №2.
Повторение №1.
Повторение №2.
Вариант. Если детям трудно делать движения 5, 6, 7, 8 в быстром темпе,
то можно делать так:
Растирающие движения по обе стороны позвоночника вверх к плечам: движения из стороны в сторону, одновременно двумя руками сразу.
Движение повторяется вниз: от плеч к пояснице.
Игра-массаж
«Тень-тень-потетень».
Правила выполнения те же.
Ладонями рук растирают спину по обе стороны позвоночника от поясницы до плеч и обратно:
движение вверх,
вниз,
вверх,
вниз,
вверх,
вниз,
вверх,
вниз.
Чуть согнутыми пальцами, как бы «отпечатывать следы лисы» по обе стороны позвоночника (правая рука справа, левая – слева), продвигаясь
вверх от поясницы до плеч.
Те же движения, но вниз: от плеч к пояснице.
Пальцы рук собраны в щепотку. Так же «отпечатывать следы зайца» вверх, но в движения мельче и быстрее.
Те же движения, но вниз.
«Отпечатывают следы ежей» костяшками пальцев обеих рук по обе стороны позвоночника вверх. Движение ещё мельче и быстрее.
Те же движения, но вниз.
«Отпечатывают следы медведя» шлёпая раскрытыми ладонями рук вверх: выше поясницы, по лопаткам.
Те же движения, но в обратном порядке.
Мягкие поглаживающие движения от поясницы вверх до плеч тыльной стороной ладони, вниз от плеч до поясницы – ладонью.
Игра-массаж «Припевочка».
Правила выполнения те же.
До начала текста делают поглаживающие движения, как описывалось уже раньше.
Мягкие шлепки ладонями вверх от поясницы к плечам. Движение рук попеременное.
Те же движения вниз до поясницы.
Костяшками кулачков как бы «растирают сухари»: надавливают и делают поворот кулачком по кругу в сторону (правая рука вправо, левая – влево). Движение рук попеременное, идёт вверх.
Те же движения вниз.
Руки сложены ладошками вместе. Пилящие движения ребром ладоней вверх по левой стороне спины до плеча.
Те же движения вниз.
Те же движения по правой стороне
вверх.
Те же движения вниз.
Короткие подметающие движения кистями вверх (тыльной стороной) –
вниз (ладонью) с продвижением
вверх, к плечам. Каждая рука на своей стороне спины.
Те же движения, но вниз.
Погладить: движение рук вверх до плеч тыльной стороной по спине.
Движение одновременное.
Вниз – ладонью.
Наложить ладони на лопатки, пальцы растопырены. Лёгкое надавливание
(выравнивание лопаток) и отпустить.
Растирание боков туловища ладонями рук.
Игра-массаж «Как по улочке».
Правила выполнения те же.
Мягкие поглаживающие движения руками вверх от поясницы (тыльной стороной кистей рук) к плечам и вниз
(ладонями) по обе стороны позвоночника.
Пощипывания кожи с продвижением
вверх, к плечам. Щипок делается всеми пальцами одновременно.
Те же движения вниз.
Ладонями рук спиралевидными движениями (правой рукой вправо, левой – влево) растирать спину по обе стороны позвоночника вверх до
плеч.
Те же движения вниз до поясницы.
Постукивать пальчиками попеременно всеми (движение рук вверх, к плечам) по обе стороны позвоночника (правая рука справа, левая – слева).
Тыльной стороной кулачков постукивать в движении вниз, к пояснице.
Повторение движений №1.
Тактильные загадки-массажи.
Используются для расслабления в конце физкультурных занятий. Либо для тренировки тактильной чувствительности. Для разнообразия минуток здоровья на занятиях. Для тактильных игр с детьми.
Рисуют пальчиком на спине месяц.
Рисуют ещё раз.
Рисуют ёлочку.
Делают движения, как будто пишут.
Рисуют круги по часовой стрелке.
Щекочут за бока.
Указательными пальцами рук делают колющие движения по всей спине.
Руки зажаты в кулачки. Сжатыми фалангами пальцев, как бы «бодают»
в спину.
Рисуют шляпку гриба.
Дорисовывают ножку гриба.
Рисуют волны.
Ещё раз.
Рисуют дугу слева — направо.
Затем справа — налево.
Рисуют солнышко: круг и лучи вокруг.
Рисуют овал на спине.
Стучат кончиками пальцев по спине.
Рисуют рядом два колечка на спине.
Пририсовывают две чёрточки крест-накрест.
Укалывают указательным пальцем
туда, где рисовали чёрточки.
2 раза: на каждое слово потяг и расслабление.
4 раза.
4 раза.
- раза.
По ритму текста.
По ритму текста.
8 раз.
По тексту.
По 1 разу.
По ритму текста.
По ритму.
2-4 раза.
По 1 разу.
Расслабление.
4. раза.
4 раза.
2-4 раза.
По ритму текста.
По ритму текста.
Произносят слова медленно, на 4
поворота кистями
рук.
4 раза.
4 раза.
4 раза.
1 раз.
1 раз.
1 раз.
1 раз.
Выпрямление и растяжка позвоночника,
тело, руки и шея напряжены.
По 1 разу в каждую сторону, напряже-
ние сохраняется.
По 1 разу.
1 раз.
4 раза без воды,
2 раза с водой.
2 раза.
1 раз.
По ритму текста,
примерно 4 раза.
Трущие движения
4 раза вверх-вниз.
1 раз
с напряжением и расслаблением.
1 раз.
6 раз, по ритму текста.
2 раза.
По ритму текста,
примерно 8 раз.
С наклоном вперёд,
2 раза.
4 раза.
4 раза.
4 раза.
Примерно 8 раз.
3-5 сек.
В ритме текста.
Примерно 11 раз, по ритму текста.
4 раза: на каждый слог.
1 раз.
Примерно 5 раз, по ритму теста.
По ритму текста.
По тексту.
Поза «замок».
После игры встряхнуть кисти и руки, снять напряжение.
Игра в ритме считалки.
Левая рука остаётся зажатой в кулак.
Правая рука остаётся зажатой в кулак.
Правая рука остаётся раскрытой, пальцы растопырены.
Руки согнуты в локтях, перед грудью.
Костяшки пальцев на уровне груди, локти опущены вниз.
После гимнастики
опустить руки и расслабить, помахать ими внизу.
4 раза: на каждое слово.
Примерно 2 раза, по ритму текста.
После игры руки расслабить.
Примерно 4 раза, по ритму текста.
Примерно 4 раза, по ритму текста.
4 раза.
4 раза.
1 раз, движение делается плавно, но достаточно быстро.
8 поворотов, по ритму текста.
В конце игры кладут руки на колени ладонями вверх, расслабляют.
Большой палец правой руки и костяшка левой, здесь не участвуют.
Движение напоминает хаотичное.
Движения можно упростить: показать 2 кулачка.
Раскрыть ладони,
напрячь.
Соединять пальцы каждой руки только между собой, не образуя с другой рукой в цепочку.
8 движений.
На каждую строчку.
После игры кисти и руки расслабить,
Лучше, если тело будет свободно от одежды. У детей не должно быть длинных ногтей и грязных рук. В комнате должно быть тепло.
Для всех массажей правило:
не причинять боль,
не трогать область почек,
не пересекать движениями позвоночник.
3 раза, на каждое слово.
3 раза, на каждое слово.
После массажа
сразу не вставать,
1-2 мин. полежать.
Потом дети меняются.
Напоминать детям, что линию позвоночника пересекать нельзя.
Напоминать детям, что это не должно причинять боль, а должно быть приятным.
Если мальчик, то
«Моего сыночка не будите».
8 проходок.
4 печатки,
пальцы чуть растопырены.
4 печатки.
6 печаток, на каждый слог текста
6 печаток.
14 печаток, по 2 на каждый слог текста
14 печаток.
2 печатки, на каждое слово.
2 печатки.
8 движений,
ритм такой же, как в №1.
Всего 6 шлепков.
Всего 6 шлепков.
Всего 6 ходов.
Всего 6.
4 полных движения.
4 движения
4 движения
1 раз
8 движений вверх-вниз.
После массажа снова сделать мягкие поглаживания спины.
Всего 4 движения вверх-вниз.
4 раза
4 раза
4 спиральки
4 спиральки
Таким движением ещё показывают капельки.
Рисунки делают по ритму текста или пока ребёнок не отгадает.
2 рисунка
1 ёлочку из 5 штрихов.
4 строчки письма.
4 круга.
12 укольчиков.
8 раз.
1 рисунок.
2 раза.
1 рисунок.
1 рисунок.
1 раз.
По ритму текста.
Рисуют по тексту.
Во время массажа ребенок получает удовольствие и успокоение. Массаж – это эмоционально–физическое общение матери и ребенка, он способствует укреплению чувства доверия и взаимопонимания.
Массаж улучшает кровообращение кожи, снимает напряжение мышц, нормализует деятельность центральной нервной системы. Игровой массаж способствует социализации детей, формирует у них внимание, развивает терпение и чувство юмора. Массаж можно делать рукой, кисточкой, ваткой и т.п.
Нежная мама
Поглаживайте спинку малыша, приговаривая:
Нежная мама
Любимому сыну
Гладит и гладит
Любимую спину.
Мама не Петина,
Мама не Светина,
Мама не Гошина,
А мама Алешина.
Для девочки можно проговаривать, например, такой стишок:
Нежная мама
Дочке любимой
Гладит и гладит
Любимую спину.
Мама не Петина,
Мама не Светина,
Мама не Верочки,
А девочки Леночки.
Мы рекомендуем в конце стишка подставлять имя своего ребенка, подобрав для него подходящую рифму.
Били лён
Били лён, били
(постукиваем кулачком по спине малыша),
Топили, топили
(растираем ладонями),
Колотили, колотили
(похлопываем),
Мяли, мяли
(разминаем пальцами),
Трепали, трепали
(трясём за плечи),
Белы скатерти ткали
(чертим ребрами ладоней),
На столы накрывали
(поглаживаем ладонями).
Прилетали две тетери
Во время массажа поглаживаем, пощипываем и поколачиваем спинку:
Как на этой на неделе
Прилетали две тетери.
Походили – пощипали,
Походили – поклевали.
Посидели-посидели
И обратно улетели.
Прилетят в конце недели
Наши милые тетери.
Мы тетерок будем ждать –
Дадим им крошек поклевать.
Капустка
Мы капусту рубим, рубим
(постукиваем спинку малыша рёбрами ладоней),
Мы морковку трём, трём
(трущие движения костяшками пальцев),
Мы капусту солим, солим
(точечные прикосновения пальцами),
Мы капусту жмём, жмём
(проминание мышц пальцами),
Сок капустный пьём, пьём
(поглаживающие движения ладонями).
На лугу
Для этого массажа ребенок кладется на спину, кверху животиком.
На лугу, на лугу
(гладим животик по часовой стрелке)
Стоит миска творогу
(кладём ладонь на животик).
Прилетели две тетери
(пощипываем бочка снизу вверх),
Поклевали
(двумя пальцами пробегаем по животику),
Улетели
(поглаживаем).
Дождик, дождик
Дождик, дождик, крапани
(пальцами постукиваем по спине и плечам),
Куплю тебе три кони!
(проглаживаем пальцами сверху вниз)
Дождик, дождик, перестань
(пальцами постукиваем по спине и плечам),
Куплю тебе горностай
(гладим спину малыша ладонями),
С ключиком, с замочком
(осторожно пощипываем спинку малыша),
С шелковым платочком!
(проводим ладонями слева направо и обратно).
Паровоз
На первые четыре строчки делайте вращательные движения кулаками, передвигая их по спине малыша:
Паровоз, паровоз,
Новенький, блестящий!
Он вагоны повез,
Будто настоящий.
Кто едет в поезде?
Плюшевые мишки,
Кошки пушистые,
Зайцы да мартышки.
(О.Высотская)
На последние четыре строчки поглаживайте спинку малыша.
Рыбки плавали
Рыбки плавали, плескались,
В чистой тепленькой воде
(круговыми движениями водим по спинке малыша).
То играют, то дерутся
(прищипываем кожу на спинке малыша)
То зароются в песке.
(потереть кулаком спину)
Хомка — хомячок
Хомка, хомка, хомячок —
Полосатенький бочок
(проводим расслабленными пальцами по спине вверх – вниз).
Хомка раненько встает
(гладим ножки малыша),
Чистит лапки, воду пьет
(гладим ручки малыша).
Прибирает Хомка хатку
(гладим спинку малыша)
И выходит на зарядку:
Раз, два, три, четыре, пять —
Хочет Хомка сильным стать!
(берем ручки малыша и делаем ими движения вверх – вниз)
Шел – шел мишка
Шел- шел мишка
(костяшками пальцев «бороздим» спинку малыша).
Пришел в лес
(один раз осторожно ударяем кулаком по спине).
Взял пилу и пилит, пилит, пилит
(ребром ладони растирается вся поверхность стопы).
Взял топор и рубит, рубит, рубит
(ребром ладони имитируем рубящие движения).
Взял молоток и забивает гвозди
(очень нежно стучим кулаком по спине малыша).
Расправил листики
(разглаживаем спину малыша в разных направлениях),
Взял кисточку, покрасил
(ласково поглаживаем).
Ах, какой молодец! Замечательный умелец!
(поцелуйте малыша в спинку).
Массаж живота
Поглаживайте животик малыша по часовой стрелке:
Розовый животик
Мурлычет, словно котик,
Заурчал щеночком,
Забулькал ручеечком.
Ах животик ты, живот,
Кто же там внутри живет?
Кто мешает баиньки
Маленькому заиньке?
Мы погладим пузики,
Толстые арбузики.
Спит щеночек, спит котенок.
Улыбается ребенок.
(Ирина Гурина)
Массаж спинки
Поглаживайте малыша по спинке:
На малышку глядя,
Спинку мама гладит:
Рыбка по морю плывет,
Белка хвостиком метет,
Как по небу облачкá
Мы погладили бочкá.
Как летят снежинки,
Так мы гладим спинку!
(Ирина Гурина)
Рельсы — рельсы
Рельсы, рельсы
(проводим одну, потом другую линии вдоль позвоночника),
Шпалы, шпалы
(проводим поперечные линии).
Ехал поезд запоздалый
(«едем» ладонью по спине).
Из последнего вагона
Вдруг посыпался горох
(стучим по спине пальцами обеих рук).
Пришли куры, поклевали
(стучим указательными пальцами).
Пришли гуси, пощипали
(щипаем спинку).
Прошёл слон
(«идём» по спине тыльной стороной кулаков).
Прошла слониха
(«идём» кулаками, но с меньшим усилием).
Прошёл маленький слонёнок
(«идём» тремя пальцами, сложенными в щепоть).
Пришёл директор магазина
(«идём» по спине двумя пальцами).
Всё разгладил, всё расчистил
(поглаживаем спину ладонями вверх-вниз).
Поставил стол
(изображаем стол кулаком),
Стул
(стул изображаем щепотью),
Печатную машинку
(печатную машинку — пальцем).
Стал печатать
(«печатаем» по спине пальцами):
«Жене и дочке. —
Дзинь — точка
(на этих словах каждый раз щекочем бочок). —
Шлю вам чулочки». —
Дзинь — точка.
Прочитал
(водим пальцем, как будто читаем),
Помял, разгладил
(щипаем, а затем поглаживаем спинку).
Прочитал,
Помял, разгладил,
Сложил,
Отправил.
Жили-были дед и баба
Жили-были дед и баба.
Жили, не тужили.
Но как-то ночью закрутил у бабы живот.
И крутит, и крутит
(водим руками по окружности).
«Вставай дед, — говорит бабка, — вези меня к врачу».
Запряг лошадей дед, и поскакали они:
Скок-скок-скок
(скачем пальчиками).
И вдруг рев из леса: «У-у-у-у-у».
Испугались лошади, рванули вперед,
Дед с бабкой упали из повозки.
Что делать?
Видят, стоят черепаха, комар, слон.
На чем поедешь?
Если ребенок отвечает на «комаре», то вы сделайте ему «укольчики» пальчиком.
Комар полетел, стоят тигр, слон и пчела.
На чем поедешь? И т.д.
Закончить можно так.
Бабка закричала:
«Ой, дед, все прошло,
Не болит у меня больше живот».
Обрадовались они
И как в сказке оказались дома
На своей теплой печи.
И заснули мирным сном.
Массаж медвежий
Ше-е-ел медведь. Большо-о-ой медведь…
(топчемся ладонями по спине)
Шла медведица…
(топчемся меньшей площадью, кулаком, например).
Шел ма-а-аленький медвежонок
(пальцами идем по спине).
Нашли они большо-о-ое поле
(растираем ладонью спину).
Медведь сказал: «Мое-е-е поле!»
(говорим басом, бегаем кругами ладошками по спине)
Медведица сказала: «Мое-е-е поле!»
(повыше голосом и шаги помельче)
Медвежонок закричал: «Мое!»
(тоненьким голоском, мелкими прыжками)
Подумали они и решили, что поле будет общее. Всем хватит.
И решили они посадить пшеницу.
Вспахали поле
(производим какие-нибудь копательные движения снизу вверх по спине, потом вниз),
Разровняли
(растираем ладонями),
и посадили зернышки
(стучим меленько концами пальцев по всей спинке).
Дождик зернышки полил
(тыльной стороной пальцев водим волнообразно по спине),
Солнышко согрело, и пшеница взошла…
Выросли большие и красивые колоски…
Пришло время и стали они жать пшеницу
(левой рукой собираем кожу в складки, а ребром правой ладони «подрезаем»).
Собрали все пшеницу в снопы, много снопов получилось
(прижимаем кулак к спине).
«Ура! Ура! Ура!
(разными голосами)
Ой, как много у нас пшеницы выросло, вот это урожай!» —
Обрадовались медведи.
Собрали все снопы на телегу и повезли на мельницу
(собирательные движения руками).
Лошадка повезла пшеницу на мельницу
(скачем по спинке четырьмя пальчиками).
Осталось поле чистое-чистое
(гладим ладонью круговыми движениями по спинке).
А медведи смололи зерна пшеницы — получилась мука.
Муку привезли домой и испекли вкусный-вкусный хлебушек…
Автор-составитель: Дарья Колдина
1. У оленя дом большой
У оленя дом большой (поднимаем ручки вверх и разводим)
Он глядит в свое окно (подтягиваем за ручки)
Зайка по лесу бежит (топаем ножками)
В дверь ко мне стучится (ручками стучим)
Тук-тук, дверь открой (ручки сводим к груди и разводим)
Там в лесу охотник злой (ручками вверх и вниз машем)
Зайка, зайка забегай (сгибаем и разгибаем ручки)
Лапу подавай!
————————————-
2. Массаж медвежий. Сельскохозяйственный.
Шееел медведь. Большооооой медведь (топчемся ладонями по спине)…
Шла медведица… (топчемся меньшей площадью, кулаком, например).
Шел мааааленький медвежонок (пальцами идем по спине).
Нашли они большоооое поле (растираем ладонью спину).
Медведь сказал: „Моееее поле“ (говорим басом, бегаем кругами ладошками по спине).
Медведица сказала: „Моеее поле“ (повыше голосом и шаги помельче).
Медвежонок закричал: „Мое“ (тоненьким голоском, мелкимипрыжками).
Подумали они и решили, что поле будет общее. Всем хватит.
И решили они посадить пшеницу.
Вспахали поле (производим какие-нибудь копательные движения снизу вверх по спине, потом вниз), разровняли (растираем ладонями) и посадили зернышки (стучим меленько концами пальцев по всей спинке).
Дождик зернышки полил (тыльной стороной пальцев водим волнообразно по спине), солнышко согрело, и пшеница взошла…
Выросли большие и красивые колоски…
Пришло время и стали они жать пшеницу (левой рукой берем складку кожи как бы щипая, правой реброй ладони подрезаем).
Собрали все пшеницу в снопы, много снопов получилось (низом кулака ставим плотненько отметины по спинке).
»Ура! Ура! Ура! (разными голосами) Ой, как много у нас пшеницы выросло, вот это урожай!..» обрадовались медведи…
Собрали все снопы на телегу и повезли на мельницу… Лошадка повезла пшеницу на мельницу (скачем по спинке четырьмя копытами).
Осталось поле чистое-чистое (гладим ладонью круговыми движениями по спинке).
А медведи смололи зерна пшеницы – получилась мука. Муку привезли домой и испекли вкусный-вкусный хлебушек!
——————————————
3. «Рельсы, рельсы. Шпалы, шпалы. Ехал поезд запоздалый». Этот стих знаком каждому с детства, но не каждый взрослый знает его полностью. Попробуем его напомнить…
Рельсы, рельсы,
(вдоль позвоночника проводим две параллельные линии)
Шпалы, шпалы.
(вдоль позвоночника «рисуем» поперечные линии)
Ехал поезд запоздалый.
(проводим ребром ладони по спинке)
Из последнего окошка
Вдруг посыпался горошек.
(стучим по спине фалангами пальцев)
Пришли куры, поклевали, поклевали, поклевали.
(слегка постукиваем с помощью указательного пальца)
Пришли гуси, пощипали, пощипали, пощипали.
(двумя пальцами пощипываем спину)
Пришёл дворник,
(двумя пальцами «идем по спине)
Все подмел.
(Легкими касаниями пальцев погладим спинку вдоль и поперек)
Прошёл слон.
(«ставим следы» слона от нижней части спины к затылку, сильно нажимая тыльной стороной кулаков)
Прошла слониха,
(«ставим следы» тыльной стороной кулаков, со средним усилием нажатия)
Прошёл маленький слонёнок.
(«идём» двумя пальцами)
Пришёл директор зоопарка,
(«идём» по спине двумя пальцами)
Всё расчистил.
(гладим спину ладонями)
Поставил стол,
(слегка нажимаем кулаком на спину)
Стул.
(стул изображаем тремя пальцами, собранными в щепоть)
Начал писать письмо:
(«пишем» по спине пальцами)
Посылаю жене, дочке,
(«рисуем каракули», водя пальцем по спине)
Заграничные чулочки
(Продолжаем «писать» указательным пальцем на спине)
Будет дочка их носить,
И отца благодарить.
Смял письмо,
(ладонями двух рук помять спинку)
Потом разгладил,
(сильным надавливанием провести ладонями по спине от позвоночника к бокам)
Поставил большую печать
(слегка стукнуть кулаком по спине)
И маленькую подпись.
(указательным пальцем «чиркнуть» по спине)
Запечатал письмо в конверт.
(ладонями рук провести по спине с боков к центру)
Опустил в почтовый ящик.
(засунуть руку сверху за шиворот пижамы или майки)
Письмо шло-шло-шло
(Легкими круговыми движениями ладони одной руки провести от затылка к нижней части спины)
И на место пришло.
(Слегка шлепнуть по попе)
————————————-
4. Белка хвостиком метет
Белка хвостиком метет,
(Легкими движениями пальцев гладим спинку)
Рыбка по морю плывет.
(Ребром ладони проводим вдоль позвоночника)
Как по небу облака,
Мы погладили бока,
(Слегка проводим ладонями обоих рук по бокам крохи)
Как летят снежинки,
(Едва касаясь рукой, гладим спину)
Так мы гладим спинку!
————————————-
5. Мы капусту рубим, рубим
Мы капусту рубим, рубим.
(совершаем рубящие движения рёбрами ладоней)
Мы морковку трём, трём.
(трем спинку суставами пальцев)
Мы капусту солим, солим,
(точечно касаемся пальцами)
Мы капусту жмём, жмём,
(тискаем мышцы пальцами)
Сок капустный пьём, пьём.
(нежно гладим спинку ладонями)
————————————-
6. Били лён, били
Били лён, били…
(стучим кулачками по спине)
Колотили, колотили…
(похлопываем)
Топили, топили…
(растираем ладонями)
Трепали, трепали…
(трясём за плечи)
Мяли, мяли…
(разминаем пальцами)
Белы скатерти ткали
(чертим ребрами ладоней)
Да на столы накрывали
(гладим ладонями)
————————————-
7. На лугу, на лугу
На лугу, на лугу
(гладим животик малыша по часовой стрелке)
Стоит миска творогу
(кладём руку на животик ребенка),
Прилетели две вороны
(пощипываем животик по бокам снизу вверх)
Поклевали,
(двумя пальчиками делаем постукивающие движения)
Улетели!
(гладим малыша)
- 5 февраля 2013
Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
Современный ребенок к 4-5 годам в норме овладевает всей системой родного языка: правильно произносит все звуки, свободно воспроизводит многосложные слова, полно излагает свои мысли, легко строит развернутые сложные предложения, говорит связно. Его словарный запас составляет от четырех до пяти тысяч слов.
Но зачастую наблюдается отставание ребёнка в речевом развитии, что, несомненно, вызывает тревогу педагогов и родителей.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи: язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания.
Одним из эффективных методов совершенствования работы речевого аппарата мы считаем применение приёмов самомассажа, так как недостаточность лицевой и артикуляционной моторики проявляется в бедности, невыразительности мимических движений, в нечетком или неправильном звукопроизношении, невнятности речи.
Работая над совершенствованием речевого аппарата младших дошкольников с целью профилактики нарушений звукопроизношения, мы пришли к выводу, что необходимо проводить с детьми дошкольного возраста игры-сказки с использованием элементов самомассажа мышц лица, ушей, кистей рук. Самомассаж проводится в утренние или вечерние часы, или как часть занятия по развитию речи.
Цель проведения игры-сказки: легкий самомассаж щек, лба, губ способствует регуляции кровообращения, улучшает эластичность мышц и служит эффективным способом профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Выполнять легкие круговые движения от середины лба к области висков.
2. Выполнять легкие круговые движения от середины лба к мочкам ушей.
3. Выполнять легкие поглаживания под глазами от носа до области висков.
4. Выполнять легкие круговые движения от середины лба к шее.
5. Выполнять легкие круговые движения от крыльев носа к уголкам губ.
6. Выполнять легкие круговые движения от крыльев носа к мочкам ушей.
7. Выполнять легкие круговые движения по контуру сначала верхней, а потом нижней губы – от уголков к середине.
8. Выполнять легкие постукивания по губам кончиками пальцев.
9. Выполнять легкие круговые движения от середины верхней губы до подбородка.
Сказка-массаж «Репка» (возраст 3-4 года)
Посадил дед репку.
Показывают кулачок правой руки (дед). «Сеют» репку – большим указательным и средним пальцами трут друг о друга.
Выросла репка большая-пребольшая.
Соединяют одноименные подушечки пальцев обеих рук, чтобы получился большой круг.
Стал дед репку из земли тащить.
Соединяют ладошки вместе 2-3 раза.
Тянет-потянет, вытянуть не может.
Поглаживают ладонью одной руки тыльной стороны кисти другой руки от кончиков пальцев к запястью.
Позвал дед бабку.
Делают призывающее движение согнутой ручкой.
- Поглаживают правой ладонью кулачок левой руки.
Поглаживают левой ладонью кулачок правой руки.
Бабка за дедку, дедка за репку —
тянут-потянут, вытянуть не могут.
Вытягивают ручки вперед и сгибают в локтях и в кулачках (тянут).
Соединяют ладошки вместе и тянут репку.
Разводят ручки в стороны широко, растопырив пальцы.
- Позвала бабка внучку.
Делают призывающее движение согнутой ручкой.
Поглаживают правой ладонью кулачок левой руки (бабка).
Поглаживают щёки от середины носа к ушам (внучка).
Внучка за бабку, бабка за дедку,
дедка за репку,
тянут-потянут, вытянуть не могут.
Повторяют движения, описанные выше.
Позвала внучка Жучку.
Повторяют движения, описанные выше.
Потягивают ушки вверх 3-4 раза (Жучка).
Жучка за внучку, внучка за бабку,
бабка за дедку, дедка за репку —
тянут-потянут, вытянуть не могут.
Повторяют движения, описанные выше.
Позвала Жучка кошку.
Поглаживают указательными пальцами верхнюю губу от середины к мочкам ушей.
Кошка за Жучку, Жучка за внучку,
внучка за бабку, бабка за дедку,
дедка за репку — тянут-потянут,
вытянуть не могут.
Повторяют движения, описанные выше.
Позвала кошка мышку
Потягивают ушки вниз за мочки 3-4 раза.
Мышка за кошку, кошка за Жучку,
Жучка за внучку, внучка за бабку,
бабка за дедку, дедка за репку —
тянут-потянут, вытянули репку!
Повторяют движения, описанные выше. Поднимают руки высоко вверх.
Вывод: Этот вид совместной деятельности настолько оказался интересен детям, что они с удовольствием ещё и ещё раз прослушивали знакомые сказки, выполняя вслед за воспитателем те или иные движения самомассажа.
Фото 1. Вышел из лесу медведь. Сказка «Колобок».
Фото 2. Сказка «Репка». Кошечка разглаживает свои усы.
Приложение: Сказка – массаж «Колобок».
Сказка-массаж Колобок
Использованная литература:
Красикова, И.С. Детский массаж. Массаж и гимнастика для детей от трех до семи лет / И. С. Красикова. — Спб.: Корона принт, 2003. — 336 с.
Микляева, Ю.В. Логопедический массаж и гимнастика. Работа над звукопроизношением / Ю.В. Микляева. — М.: Айрис — пресс, 2010. — 115 с.
Русские народные сказки: «Репка», «Колобок».
Автор: Подоплёкина Елена Геннадьевна, воспитатель МБДОУ № 33 «Солнышко», город Ковров Владимирской области. Педагогический стаж 32 года.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Сказки-массажи очень привлекательны не только для воспитателей дошкольных учреждений. Их могут использовать учителя младших классов на физминутках между уроками. Родители, которые любят и хотят заниматься со своими детьми, тоже без труда смогут пользоваться данным материалом.
Почему? Потому что эти сказки знают все. Попробовав заниматься с ребёнком по этим сказкам, творческие люди смогут придумывать свои варианты сказок-массажей.
Главное: не насильственность, движения должны быть естественными, без сильного нажима, безвредными для детей.
Сказка – массаж «Курочка Ряба» (2-4 года).
Текст сказки | Действие | Примечание |
Жили себе дед… | Показывают кулачок правой руки. |
Кулачки повёрнуты костяшками друг к другу. |
да баба, | Показывают кулачок левой руки. | |
И была у них курочка ряба | Складывают руки ладошками вместе, большие пальцы подняты вверх. | Сложенные ладони похожи на курочку с хвостиком. |
Снесла курочка яичко: | Ладони складываются в форму «яйца», пальцы вверх. | Ладони сложены так, будто внутри есть круглое яйцо. |
Яичко не простое – | Сложенные в форме «яйца» ладони поднимаются вверх над головой. | |
Золотое. | Ладони размыкаются и вниз опускаются уже сложенные в два кулачка. | Кулачки задерживаются на уровне груди. |
Дед… | Показывают правый кулачок. | |
Бил – бил – | 2 удара правым кулачком по левому. | По ритму текста. |
Не разбил. | Делают мах двумя расслабленными кистями рук (от себя) | Как бы отмахиваются, расслабляют кисти. |
Баба… | Показывают левый кулачок. | |
Била – била – | 2 удара левым кулачком по правому. | По ритму текста. |
Не разбила. | Мах расслабленными кистями рук от себя. | |
Мышка бежала, | Делают скребущие движения кистями рук («царапание») перед собой. | Примерно 5 раз. |
Хвостиком махнула, | Параллельное движение кистями. Влево — вправо параллельно полу. | Можно 1 раз. |
Яичко упало | Хлопок в ладоши перед грудью. | |
И разбилось. | Поворачивают ладони вверх. Пальцы растопырены. | Как показывают пустые ладони. |
Дед и баба плачут, | Потирают ладони друг о дружку | |
А курочка кудахчет: | Складывают ладони вместе, большие пальцы отогнуты вверх. | Снова показывают курочку. |
Не плач, дед, | Показывают правый кулачок. | |
Не плач, баба! | Показывают левый кулачок. | |
Я снесу вам яичко другое, Не золотое – простое». | Снова ладони складываются в форме «яйца», поднимаются над головой и со словом «простое» опускаются на макушку головы. Затем руки расслабляются, и дети кладут их на колени. |
Песенки, пестушки, потешки и загадки для массажей, пальчиковых игр и побудок.
Потягушки
Текст | Действия | Примечание |
Потягунушки, Потягунушки! | (Выполняется лёжа, как побудка.) Дети потягиваются, лёжа на спине: Руки тянут вверх, ноги вниз. Затем расслабляются. |
2 раза: на каждое слово потяг и расслабление. |
Поперёк толстунушки, | Перекатываются с боку на бок. | 4 раза. |
А в ножки ходунушки, | Делают шаги в воздухе ногами (прямые ножницы) | 4 раза. |
А в ручки хватунушки, | Выпрямляют руки, сжимают и разжимают кулачки. | 4 раза. |
А в роток говорок, | «Болтушка» языком (со звуком «а») | По ритму текста. |
А в голову разумок. | Мягко поглаживают себя по головке. | По ритму текста. |
Ладушки, ладушки
Текст | Действия | Примечание |
Ладушки, ладушки, | Выполняется сидя, стоя, как игра с руками и пальчиками. Хлопки в ладоши с переменой рук: сначала правая хлопает по левой, потом наоборот. |
8 раз. |
— Где были? | ||
— У бабушки. — Что ели? — Кашку. — Что пили? — Бражку. |
Складывают руки калачиком на груди. Показывают, раскрывают правую ладонь. Показывают левую ладонь. |
По тексту. |
Каша масленька, | Поглаживают ладошками тыльные стороны кистей рук. | По 1 разу. |
Бражка сладенька, | Потирают ладошки. | По ритму текста. |
Бабушка добренька. | Поглаживают голову от макушки в стороны-вниз. | По ритму. |
Попили, поели, | Накладывают ладони на живот и гладят круговым движением по часовой стрелке. | 2-4 раза. |
Шу, полетели! | Вскидывают ладони над головой, как рылья | |
На головку сели | Накладывают ладони на голову. | |
Сели, посидели, | Наклон головы вправо, влево. | По 1 разу. |
Прочь улетели! | Вскидывают ладони над головой и кладут на колени. | Расслабление. |
Автор: Самойленко Марина Геннадьевна