Мастер класс по сказкам в доу для воспитателей

Мастер-класс по сказкотерапии для педагогов 

«Путешествие в сказку»

Добрый день, Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить вашему вниманию Мастер – класс по сказкотерапии  «Путешествие в сказку»

Цель: Знакомство с приёмами сказкотерапии.

Задачи:
1. Передача опыта путем последовательности действий, методов, приемов и форм использования сказок в познавательно-речевом развитии дошкольников;

2. Совместная отработка методических подходов и приемов использования сказок в развитии в деятельности с детьми;

3. Рефлексия собственного опыта участниками мастер-класса.

Вступительное слово:

 Один из видов здоровьесберегающих коррекционных  технологий является сказкотерапия, которая является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребёнка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи: воспитательные, образовательные и развивающие. Сказкотерапия нацелена на развитие самосознания ребёнка и обеспечивает контакт как с самим собой, так и с другими, способствуя построению взаимопонимания между людьми и усвоению необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире. Принципы сказкотерапии заключаются в знакомстве ребёнка со своими сильными сторонами, в «расширении» его поля сознания и поведения, в поиске нестандартных, оптимальных выводов из различных ситуаций, обмене жизненном опытом. Этот метод развивает умение слушать себя и других, учить принимать и создавать новое. В процессе каждого занятия по сказкотерапии можно дополнительно решать определенные задачи. Например, отработка произвольного внимания или сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки, или развитие памяти, расширение эмоционально-поведенческих реакций.

Актуальность:

О пользе сказкотерапии можно рассказывать очень много. Я хочу вам рассказать сказку о сказкотерапии.

Сказка о сказкотерапии.

«В некотором царстве, в детском государстве жила — была Сказка. Она очень любила детей, водила с ними крепкую дружбу, учила их и помогала им. Рассказывала ребятам об окружающем мире, о диковинных странах и их обитателях; делилась глубокими знаниями о человеке, его жизни и обычаях – и дети лучше понимали себя и других людей, внутренний мир детей становился богаче, они умнели и становились увереннее.

Но пришли «другие времена». Дети выросли, они стали взрослыми и умными людьми, и в их жизни появились сложные и «умные» механизмы – телевизоры, мобильные телефоны, компьютеры, игровые автоматы…

И решили взрослые найти для своих детей новых друзей… Так у малышей появились «крутые» игрушки, модные игры, захватывающие мультики, а потом и всемогущий компьютер. Сказка среди друзей не значилась, она была забыта и чувствовала себя заброшенной и никому не нужной

Так шли дни. Вдруг родители стали замечать, что лица их детей становятся злыми, тела осунувшимися, а глаза унылыми. Дети совершенно перестали слушаться родителей, уважать взрослых, играть во дворе со сверстниками. А если родители старались отвлечь их от этих модных игрушек, общение заканчивалось чаще всего слезами и криками. Так шли дни.

И никто не знал как им  помочь…

Мама одного малыша однажды вспомнила, как мама читала ей сказки. Она тихонько подошла к своему ребёнку, погладила по голове и сказала: «Я хочу познакомить тебя с самым лучшим другом моего детства… Это моя детская сказка.

Мама раскрыла книгу и тихонько начала «жили-были…», а потом «в некотором царстве, в тридесятом государстве…», а затем «жили-были старик со старухой…».

И о чудо! Мама увидела, как с каждой страничкой ее мальчик как будто наполнялся радостью, светом, силой, добром и здоровьем. Она сделала маленький перерыв, чтобы позвонить другим родителям и сообщить — лекарство для детской души найдено!»

Важны ли сказки для ребенка? Не рано ли ему задумываться о таких «серьезных» вещах? Важно и не рано. Более того, позже может быть уже поздно.  Может быть, сказки это и «пустяки» и «несерьезность», однако они не разрушают окружающий мир, а взывают к светлым созидательным сторонам души человека. Поэтому сказкотерапия с детьми и взрослыми сегодня особенно актуальна. Хотя бы потому, что необходимо остановить лавину разрушений, производимых человеком. А сделать это возможно только когда человек возвращается к своему изначальному, «сказочному» восприятию мира.

В чем польза занятий сказкотерапией для дошкольников?

Сказкотерапия отлично подходит как для младших, так и для старших дошкольников. В зависимости от задач, используют разные формы сказкотерапии.

Ее польза состоит в следующем:

  • помогает найти выход из проблемной ситуации (сложности во взаимоотношениях с родителями, сверстниками и т. д.);
  • расширяет знания ребенка о нем самом и окружающем мире;
  • обогащает внутренний мир ребенка духовно-нравственными ценностями;
  • корректирует поведение и развитие речи;
  • стимулирует психофизическое и эмоциональное развитие.

Суть сказкотерапии в том, что ребенок или взрослый составляют сказку, которая отражает трудности, возникшие перед ребенком, а затем находят пути их решения.

Виды сказок для дошкольников, которые применяются в сказкотерапии

• народная или художественная сказка – оказывает духовно-нравственное воспитание, формирует чувства взаимопомощи, сопереживания, долга, сочувствия и т. д. ;

• обучающая или развивающая сказка – расширяет знания ребенка об окружающем пространстве, правилах поведения в различных жизненных ситуациях;

• диагностическая сказка – помогает определить характер ребенка и выявляет его отношение к миру;

• психологическая сказка – вместе с героем ребенок учится преодолевать свои страхи, неудачи и обретать уверенность в своих силах.

Существует много готовых примеров сказок для дошкольников, применяемых в сказкотерапии. Но наибольшую эффективность даст сказка, сочиненная родителями.

Схема терапевтической сказки

• подбор героя (похожего на ребенка);

• описание жизни героя;

• помещение героя в проблемную ситуацию (по аналогии с проблемой ребенка);

• герой ищет и находит выход.

Со сказкой можно продолжать работу и после прочтения. Методов совместной увлекательной работы в сказкотерапии может быть очень много.

Варианты работы со сказкой

• нарисовать, слепить или выразить сказку в виде аппликации;

• изготовить своими руками куклу по мотивам сказки;

• сделать постановку сказки в виде настольного театра.

Советы по организации детской сказкотерапии

• простое чтение сказки – еще не терапия, следует обыграть сказку, сделать выводы и т. д. ;

Так, если малыш много капризничает, добиться своего, следует рассказать ему сказку, где действует герой, который не плачет, не кричит, а добивается своей цели положительными способами, с помощью просьб, вежливых слов и т. д.

Нужно обязательно обсудить ее с ребенком, обыграть, проанализировать плюсы новой поведенческой модели и сделать выводы. Малыш должен сам на некоторое время стать героем сказки, перевоплотиться в него в своем воображении. Тогда новый стиль поведения будет усвоен. Сказкотерапия ненавязчиво, щадящим способом воздействует на психику детей, воспитывая в них черты характера со знаком плюс: волю, оптимизм, целеустремленность, стойкость и т. д.

Основная практическая часть.

Сегодня нашу встречу я хочу начать с того, что каждый участник по кругу назовет свое имя, а затем какого-нибудь сказочного героя на первую букву своего имени.

А кому еще, как ни нам, по роду своей профессии жить рядом со сказкой. Сейчас я предлагаю вам вспомнить ту сказку, которая вам очень нравилась в детстве, и по очереди представить свою сказку. Почему вы ее полюбили, или за что вы ее полюбили, что вам в ней запомнилось больше всего?

Задание № 1

Я предлагаю выйти 3 участникам.

Условия:

  1. Первый сказочник (взрослый) начинает сказку одной фразой;
  2. Следующие участники группы по очереди добавляют к сказанной фразе свою фразу, по смыслу подходящую к предыдущим и так далее;
  3. Сказка должна иметь логический конец;
  4. Сказку можно рисовать на ватмане (составить коллаж и т.д.)

Направленность:

  • развитие произвольной памяти и внимания
  • развитие фантазии и воображения
  • развитие умения выражать свои мысли (развитие вербального языка)
  • развитие умения слушать
  • совершенствование навыков изобразительного творчества

Тема «Как еж выручил зайца»

 Задание №2

Предлагаю Вашему вниманию «Лотос — закладка для книг» (сделанная в технике оригами). (работают за столом 3-5 педагогов.)

Пока участники выполняют задание, я Вам предлагаю поиграть в игру «Наоборот» по сказке (развивает мышление, творческое воображение, детскую фантазию)

Нам нужно выбрать одну простую известную сказку, например, «Колобок», у которой есть четкий сюжет. В итоге нужно придумать сказку наоборот.  

Рефлексия (ответьте для себя на следующие вопросы):

— Понравилось ли Вам участвовать в составлении сказок?

— Возникали какие-либо трудности при составлении и обсуждении сказок?

— Появилось ли у Вас желание использовать приёмы сказкотерапии в своей педагогической практике?

Мастер — класс с педагогами «Сказка как средство нравственного воспитания в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

Автор: Загрутдинова Галина Александровна

Организация: МДОУ д/с «Космос»

Населенный пункт: Саратовская область, г. Балашов

Автор: Нецветаева Татьяна Николаевна

Организация: МДОУ д/с «Космос»

Населенный пункт: Саратовская область, г. Балашов

Основной принцип мастер класса:

«Я знаю, как это сделать, и покажу вам».

Авторы: Загрутдинова Галина Александровна — воспитатель высшей квалификационной категории, Нецветаева Татьяна Николаевна- воспитатель высшей квалификационной категории.

Участники: педагоги дошкольного учреждения

Добрый день, уважаемые коллеги! Я представляю Вашему вниманию мастер-класс: «Сказка как средство нравственного воспитания в работе с детьми младшего дошкольного возраста».

Цель мастер – класса:

— поделиться с педагогами имеющимся опытом использования сказок в работе по воспитанию нравственных качеств детей 3-4 лет.

Задачи:

— обогатить знания педагогов об использовании сказки, как средства нравственного содержания в работе с детьми дошкольного возраста;

— предложить практические рекомендации, направленные на повышение эффективного использования сказок в работе по воспитанию нравственных качеств дошкольников;

— создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования творческого потенциала педагогов.

ОБОРУДОВАНИЕ:

— мультимедийное оборудование;

— электронная презентация мастер – класса.

МАТЕРИАЛЫ: фигурки театра «Теремок», ширма-теремок; фонограммы; мольберт, альбомный лист формата А 3, готовые формы для аппликации, картинки сказочных героев для аппликации, образец, клейстер, кисти, клеёнки, салфетки; иллюстрации к русским народным сказкам: «Репка», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди», «Лиса и заяц», «Кот, петух и лиса».

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МАСТЕР — КЛАССА:

  1. Постановка педагогической проблемы.
  2. Практическая демонстрация. Комментарии.
  3. Обратная связь.
  4. Рефлексия.
  1. ПОСТАНОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ

Работая с дошкольниками, мы много читаем, рассказываем, рассматриваем. Но задумываемся ли мы о содержании предлагаемых произведений? На мой взгляд, самое главное, это подбор литературных произведений, которые доступны воспитанникам, имеют глубокий смысл и содержательность, предлагают детям возможность получить нравственный урок, сформулировать идею опыта правильной оценки хороших и плохих поступков.

  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕМОНСТРАЦИЯ ПРИЁМОВ

В рамках мастер-класса я хотела бы поделиться своим опытом, и продемонстрировать Вам приёмы работы со сказкой, которые я использую в воспитании нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста.

Сказка является одним из средств нравственного воспитания дошкольников.

Для воспитания нравственных качеств, не достаточно просто прочитать сказку, нужно помочь детям понять её, пережить вместе с героями различные ситуации, проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте.

Уважаемые коллеги, с приёмами работы со сказкой мы познакомимся практическим путём.

Я предлагаю Вам поучаствовать в свободной деятельности детей (речевой и продуктивной), и приглашаю педагогов побывать в роли детей.

Комментарий: Дети уже знакомы со сказкой «Теремок» в обработке Е. Чарушина, и я предлагаю Вашему вниманию один из приёмов: беседа с детьми о сказке, нахождение основного ключа и идеи нравственного воспитания.

На столе расположены фигурки театра «Теремок» и ширма-теремок, воспитатель обращает внимание детей на героев сказки.

– Ребята, посмотрите, герои из какой сказки у нас сегодня в гостях? (Ответы детей). Подойдите, пожалуйста, к столу и выберите того героя, который вам нравится.

– Ребята, скажите, кто сначала поселился в теремке? (Мышка-норушка)

Звучит музыка.

– Проходи, мышка-норушка в теремок.

(Ребенок выставляет фигурку героя в окошке теремка).

Звучит музыка.

–Кто спешит к теремку, ребята? (Лягушка-квакушка)

– Как попросилась лягушка-квакушка в теремок, с какими словами? (Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?)

– Проходи, лягушка-квакушка в теремок.

Звучит музыка.

– Кто еще хочет поселиться в теремке, ребята? (Заяц — на горе увёртыш!)

– Проходи, заяц в теремок.

– Ребята, согласились мышка с лягушкой жить с зайцем в теремке? Как вы считаете они добрые, гостеприимные? (Ответы детей).

Комментарий: Включение музыкального фрагмента позволит детям идентифицировать героя сказки.

Звучит музыка.

– Кто еще спешит к теремку, ребята? (Лисичка-сестричка)

– Проходи, лисичка-сестричка в теремок.

Звучит музыка.

– Кто ещё хочет поселиться в теремке? (Волк — из-за кустов хватыш!)

– Проходи, волк в теремок.

–  Ребята, сколько зверей поселилось в теремке? (Много.).

 – Ребята, скажите, а почему одни звери пускали других в теремок? (Звери в сказке добрые, дружные, они любят гостей. Звери просились вежливо.).

Комментарий: Применяя словесный метод – рассказ детей (прием – пересказ сказки с использованием фигурок героев) я обобщаю такие нравственные понятия как доброта, дружелюбие, гостеприимство.

Звучит музыка.

–Кто ещё торопится к теремку? (Медведь-тяпыш-ляпыш — всех вас давишь!)

(Как только ребенок выставляет фигурку медведя в окошке – теремок «ломается»).

– Что же произошло? (Медведь сломал теремок).

– Почему медведь сломал теремок? (Потому что медведь большой, а домик маленький).

– Ребята, красиво поступил медведь? (Некрасиво, нехорошо он поступил.)

– Разве можно ломать чей-то домик, теремок? (Нельзя ломать, разрушать.)

– Ребята, наши звери остались без теремка. Чем же мы можем им помочь? (Ответы детей)

– Давайте построим новый теремок и поселим в нём героев нашей сказки.

Комментарий: Применяя словесный метод – беседу (прием: пояснение, а также прием – вопросы к детям) формирую у детей понятие хорошо – плохо, обращая внимание на нравственный аспект: ломать и разрушать – плохо, а приходить друзьям на помощь – хорошо. При помощи вопросов побуждаю детей предложить помощь героям сказки и построить для них новый теремок, воспитывая такие нравственные качества как: сострадание, желание прийти на помощь.

Пальчиковая гимнастика

Строим домик для зверят
Стук -стук- постук, раздается где то стук.     (стучим кулачками)
Молоточки стучат, строят домик для зверят —
Вот с такою крышей,                (ладошки «крышей» над головой)
Вот с такими стенами,              (ладошки вертикально около щёк)
Вот с такими окнами,                (ладошки вертикально перед лицом)
Вот с такою дверью,                  (одна ладошка перед лицом)
И вот с таким замком!               (сцепили ручки в «замок»)

–Ребята, у вас на столах приготовлены детали для нового теремка. Я предлагаю вам всем вместе сделать теремок. Для этого нам нужно приклеить детали на большой лист.

(Дети наносят клей на готовые формы. Приклеивают готовые формы на общий фон).

–Теперь давайте расселим в теремке сказочных героев. Выбирайте, кто кого хочет поселить. (Дети выбирают сказочных героев и селят их в теремок.)

– Ребята, как вам удалось сделать такой красивый теремок? (Ответы детей).

– Правильно, мы работали дружно, все вместе. Молодцы, ребята! Давайте все соберемся около нашего теремка.

Комментарий: Искусство слова является своеобразным зеркалом, отражающим в себе явления реальной жизни. Несмотря на вымышленность сюжетов художественных произведений, они способны помочь ребенку научиться правильно понимать окружающую действительность, ведь в вымышленном мире действуют те же нравственные принципы, что и в реальном. Именно поэтому так необходимо использование художественной литературы в нравственном развитии младших дошкольников.

– Ребята, в сказке «Теремок» в одном домике, все вместе жили самые разнообразные животные. Звери в этой сказке какие? (гостеприимные, доброжелательные, вежливые и отзывчивые).

– Они никому не отказали в крыше над головой.

– Мне очень понравилось, как вы сегодня помогли героям сказки построить новый теремок. А вам понравилось? (Ответы детей.)

– А что вам ещё понравилось? (Ответы детей.)

– Молодцы, ребята!

– Всем участникам спасибо за помощь в проведении сегодняшнего мастер — класса. Присаживайтесь на свои места.

  1. ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

— Уважаемые коллеги! Так как мастер – класс предполагает обратную связь — предлагаю Вам определить по иллюстрации название сказки и сказать, какой нравственный урок можно извлечь из данного произведения?

(Воспитателям раздаются иллюстрации к сказкам)

(Ответы воспитателей).

Сказка «Репка» – Эта сказка воспитывает у детей младшего дошкольного возраста такие нравственные качества, как быть дружными, оказывать помощь.

Сказка «Маша и медведь» – Из этой сказки можно извлечь урок о том, что в лес одним ходить нельзя! Потому что можно попасть в беду! А если уж попал в беду — не надо отчаиваться, надо постараться найти выход из этой сложной ситуации.

Сказка «Гуси-лебеди» – Нравственный урок здесь заключается в том, что нужно слушаться родителей, а также сказка воспитывает умение признавать и исправлять свои ошибки.

 Сказка «Лиса и заяц» – Эта сказка воспитывает у детей осторожность и желание помогать близким.

 Сказка «Кот, петух и лиса» – воспитывает такие нравственные качества, как дружба, взаимопомощь, отзывчивость.

  1. РЕФЛЕКСИЯ (впечатления о мастер-классе):

— Уважаемые коллеги! Сегодня вы посмотрели мастер – класс «Сказка как средство нравственного воспитания в работе с детьми младшего дошкольного возраста».

Мне очень важно услышать ваше мнение от увиденного, и я предлагаю вам закончить предложения.

Впечатления о мастер-классе.

  • Мне понравилось…
  • Я узнала, что…
  • Я научилась…
  • Недостаточно…
  • В свой педагогический багаж я возьму…

Спасибо за внимание! Благодарю за сотрудничество! Творческих успехов!

Приложения:

  1. file0.docx.. 4,4 МБ
Опубликовано: 20.04.2022

*Знакомство с технологией
«СКАЗКАТЕРАПИЯ»:

 АКТУАЛЬНОСТЬ:

Проведенные
исследования в дошкольных учреждениях свидетельствует о     неблагополучии
душевного здоровья дошкольников. У большинства детей зарегистрирован низкий
уровень самооценки, у 40% детей отмечается высокий уровень тревожности, 25%
детей высокий уровень агрессивности.

       В связи с
этим возникает потребность в коррекции эмоционально-поведенческих проблем, в
развитии духовно-нравственных качеств детей. И в этом нам поможет
сказкотерапия.

Почему именно
сказка? сказкотерапия –  означает «лечение сказкой».

—  В каких
случаях уместно лечение сказкой?

—  Оно
необходимо, если у ребёнка наблюдаются эмоционально-личностные и
поведенческие проблемы: агрессивность, тревожность, страхи, капризность,
застенчивость и неуверенность в себе. Сказка позволяет ребенку
актуализировать, осознать свои проблемы, и увидеть различные пути их решения.

Сказкотерапия – один
из видов здоровьесберегающих технологий.

Является
инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и
ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые
разные задачи. Сказка является наиболее эффективным и проверенным способом и
средством воспитания и обучения детей, а также одним из эффективных методов
работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие
затруднения.

Сказкотерапия –
это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе
взаимоотношений в нем. В сказках можно найти полный перечень человеческих
проблем и образные способы их решения. Часто это позволяет найти и нужное
решение в жизни.

Сказкотерапия –
это процесс образования связи между сказочными событиями и
поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в
реальность.

Ребенок,
находясь в сказке, взаимодействует со многими сказочными героями и, как в
жизни, ищет пути решения проблем, которые встают перед ним.

Для детей сказки
связаны с волшебством, а волшебство – это еще и превращение. В сказке –
реальное,  а в жизни – не всем заметное. Дети раскрепощаются, легко
перевоплощаются в любимых и близких по духу сказочных героев, фантазируют,
живо и образно высказывают свои мысли, решают проблемные задачи, формируют
нравственные нормы поведения.

Новизна
темы

заключается в том, что  использование сказкотерапии в работе с дошкольниками
позволяет не только решать профилактические, образовательные, воспитательные
задачи, но и предоставляет возможность интегрировать образовательные области.

Занятия
по сказкотерапии способствуют
:

— сохранению и укреплению
психического здоровья,

— профилактике тревожности,
агрессивности,

— развитию положительных эмоций,
добрых чувств.

— развитию творческих способностей, воображения и
фантазии.

— развитию творческой активности
личности,

— формированию жизненной
компетентности,

— реализации собственного
личностного потенциала.

ЦЕЛЬ
СКАЗКОТЕРАПИИ
:

Воспитание 
ценностных  ориентаций, формирование психологического здоровья дошкольников
посредство сказки.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

1.Создать
условия для развития и активизации в детях творческого начала;

2.Снизить
уровень тревожности и агрессивности;

3.Формировать
навыки конструктивного выражения своих чувств, эмоций

Развивающие:

1.Развивать
речевые и познавательные процессы;

2.Развивать
способности детей к естественной коммуникации;

3.Развивать у
детей  умение преодолевать трудности и страхи.

4.Развивать и
поддерживать творческие способности детей;

Воспитательные:

1.Воспитывать
интерес к сказкам;

2.Воспитывать
умения совместно работать над сказкой,

выступать вместе
с коллективом сверстников.

Основные методы
и приёмы работы со сказкой:

— Чтение и
анализ сказки

— рассказывание
сказок, потешек

— сочинение
сказок,

— изменение
концовок сказки


театрализованная деятельность

— элементы
художественного творчества в сказке (рисование, лепка, тестопластика)

— проблемные
ситуации

Какая работа
проводилась мной в течении этого учебного года по технологии «сказкотерапия»?

— А работаю с
детьми 3-4 лет (2 младшая группа).

В младшем
возрасте дети эгоцентричны: они еще не понимают, что у других людей могут
быть свои представления о чем-либо, отличные от их представлений. Как
правило, в этом возрасте дети не умеют взглянуть на объект с позиции другого
человека. В 3-4 года ребенку важно, чтобы его старания были оценены. Он
радуется вниманию со стороны окружающих, однако часто порицает других,
жалуется на сверстников.  Неумение правильно выразить свои чувства,
скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют
общение детей между собой и со взрослыми. Непонимание другого часто
становится причиной страха, отчужденности, враждебности.

В игре дети
часто подражают взрослым, повторяют их слова и выражения, движения и
действия. Эта способность к подражанию помогает им развивать символическое
мышление, а также способствует закреплению образов поведения, свойственных
взрослым.

В своей работе
с детьми по данной технологии
: (см. призентацию)

      В этом
году я начала постепенно вводить детей в мир сказки, понимать и осознавать
смысл рассказанной истории, переносить поведение животных на себя.

      На
занятиях с детьми я проигрывала игры и рассказывала короткие истории и сказки
о  животных, о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто
идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их
манеру поведения.

      Работая с
детьми младшего возраста, я с детьми могла  только читать, рассказывать,
драматизировать сказки доступные детям по возрасту. 

      Использовала
дидактические сказки в образовательной деятельности познавательного
характера.

      Много
мероприятий было проведено в свободной игровой деятельности — это  игровая
деятельность  со сказочными дидактическими играми, в театрализованном уголке,
игры с настольным театром-конструктором

       Что
удалось?

      В связи с
тем, что дети у нас еще маленькие, говорить что удалось в моей работе, я
считаю, еще рано, ведь работа только началась. Но можно сказать, что те
задачи, которые были поставлены, выполняются и работа по их реализации будет
продолжена.

      Подводя
итоги работы этого года работы, следует отметить эффективность применения
методов сказкотерапии в психологической помощи детям. Дети стали более
активными и внимательными. Они учатся переживать, радоваться, сочувствовать,
грустить.

     Работа по
сказкотерапии активизировала и познавательно-речевые, и
художественно-творческие способности детей.

     Мне
кажется, что нам удалось раскрепостить детей, понизить уровень тревожности,
но не на 100% (это ещё работа будущего). Дети стали более активными, стали
меньше бояться взрослых, чужих. Стали менее застенчивыми, неуверенными.

      Новые дети
(которые присоединились к нам в начале учебного года) адаптировались к
детскому саду, к новым детям, к новым условиям жизни в ДОУ, стали более
активными в совместной деятельности с детьми и педагогами.  

    Трудности
в работе:

Много интересных
приёмов можно было еще провести в своей работе, но возраст детей не позволяет
этого сделать. Они еще не понимают, зачем придумывать новую концовку сказки,
ведь они согласны и с этой концовкой. Дети этого возраста не могут сочинять
сами сказку, нарисовать ее. Ведь только с пяти лет у детей начинает
развиваться способность образно представлять в уме и фантазировать. Поэтому
считаю, что работу по «сказкотерапии» необходимо продолжать.

  — Сегодня
на своем мастер-классе, я хочу познакомить вас, уважаемые коллеги, с
разнообразием сказок в технологии «сказкотерапия».

Виды
сказок (классификация Зинкевич – Евстигнеевой):

1.      Художественные
сказки
(народные, авторские)


сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки.

Авторские 
художественные сказки более образные, чем народные. И если мы хотим помочь
человеку осознать свои внутренние переживания, то выбирать лучше авторскую
сказку.

2.      Психокоррекционные
сказки

Такие
сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией
здесь понимается «замена» неэффективного стиля поведения на более
продуктивный, а также пояснения ребенку смысла происходящего.

3.      Дидактические
сказки

Эти
сказки создаются педагогами для «наполнения» учебного материала. При этом
абстрактные символы (цифры, буквы, звуки и др.) Оживают, создаётся сказочный
образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки раскрывают содержание и
важность определённых знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные
задания.

4.      Психотерапевнитческие
сказки

В
работе с детьми такие сказки используют, когда необходимо обсудить какие-либо
проблемы психоэмоциональной травмы или когда нужно объяснить смысл
происходящего, помочь изменить отношение ребенка к этому. Здесь уместно
использовать в работе художественное творчество детей (рисование, лепку,
изготовление кукол, пособий), инсценирование сказок, спектаклей.

5.      Медитативные
сказки.

Эти
сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия
психоэмоционального напряжения, для формирования лучших человеческих
взаимоотношений, развития личностного ресурса. Особенностью таких сказок
является отсутствие конфликтов и злых героев.

*Со
схемой составления сказок можно ознакомиться в памятке, которую я для вас
приготовила.

*Комментарии, инструкции во время
проведения игр с фокус – группой

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательнообразовательном процессе.

Задачи:

  1. Сохранение и укрепление здоровья на основе комплексного и системного использования сказкотерапии.
  2. Обеспечение активной позиции в процессе получения знаний о сказкотерапии.
  3. формирование элементарных представлений о здоровьесберегающих технологиях и возможностях их применения.
  4. познакомить педагогов с методами и приёмами сказкотерапии, которые оказывают положительное воздействие на здоровье воспитанников.

Оборудование: методическое пособие «Цветок здоровья» (лепестки разного цвета с заданиями, цветные полоски, стаканы с водой, жидкость для мытья посуды, трубочки, картинки с изображением спортивного инвентаря и основных видов движений, картинки с изображением эмоций, музыкальное сопровождение.

Теоретическая часть.

Сказкотерапия или «лечение сказкой» – это новое молодое течение в прикладной психологии, которое широко используют врачи, психологи и педагоги. Преимущество сказкотерапии в том, что этот метод родители и воспитатели могут использовать самостоятельно. Ведь дети обожают слушать сказки.

Особенно актуально применять сказкотерапию для дошкольников. Ведь она подходит всем детям и может помочь преодолеть различные проблемы в жизни ребенка.

В чем польза занятий сказкотерапией для дошкольников?

Сказкотерапия отлично подходит как для младших, так и для старших дошкольников. В зависимости от задач, используют разные формы сказкотерапии. Ее польза состоит в следующем:

• помогает найти выход из проблемной ситуации (сложности во взаимоотношениях с родителями, сверстниками и т. д.);

• расширяет знания ребенка о нем самом и окружающем мире;

• обогащает внутренний мир ребенка духовно-нравственными ценностями;

• корректирует поведение и развитие речи;

• стимулирует психофизическое и эмоциональное развитие.

Суть сказкотерапии в том, что ребенок или взрослый составляют сказку, которая отражает трудности, возникшие перед ребенком, а затем находят пути их решения.

Виды сказок для дошкольников, которые применяются в сказкотерапии

• народная или художественная сказка – оказывает духовно-нравственное воспитание, формирует чувства взаимопомощи, сопереживания, долга, сочувствия и т. д. ;

• обучающая или развивающая сказка – расширяет знания ребенка об окружающем пространстве, правилах поведения в различных жизненных ситуациях;

• диагностическая сказка – помогает определить характер ребенка и выявляет его отношение к миру;

• психологическая сказка – вместе с героем ребенок учится преодолевать свои страхи, неудачи и обретать уверенность в своих силах.

Существует много готовых примеров сказок для дошкольников, применяемых в сказкотерапии. Но наибольшую эффективность даст сказка, сочиненная родителями.

Схема терапевтической сказки

• подбор героя (похожего на ребенка);

• описание жизни героя;

• помещение героя в проблемную ситуацию (по аналогии с проблемой ребенка);

• герой ищет и находит выход.

Со сказкой можно продолжать работу и после прочтения. Методов совместной увлекательной работы в сказкотерапии может быть очень много.

Варианты работы со сказкой:

• нарисовать, слепить или выразить сказку в виде аппликации;

• изготовить своими руками куклу по мотивам сказки;

• сделать постановку сказки в виде настольного театра.

Советы по организации детской сказкотерапии

• простое чтение сказки – еще не терапия, следует обыграть сказку, сделать выводы и т. д. ;

• не стоит растолковывать мораль сказки;

• больше юмора;

• содержание сказки должно быть понятно ребенку.

Так, если малыш много капризничает, добивается своего, следует рассказать ему сказку, где действует герой, который не плачет, не кричит, а добивается своей цели положительными способами, с помощью просьб, вежливых слов и т. д.

Но лишь только рассказать сказку недостаточно. Нужно обязательно обсудить ее с ребенком, обыграть, проанализировать плюсы новой поведенческой модели и сделать выводы. Малыш должен сам на некоторое время стать героем сказки, перевоплотиться в него в своем воображении. Тогда новый стиль поведения будет усвоен. Сказкотерапия ненавязчиво, щадящим способом воздействует на психику детей, воспитывая в них черты характера со знаком плюс: волю, оптимизм, целеустремленность, стойкость и т. д.

У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

Например, сказка про часы.

«Когда-то давным-давно, в одной далекой стране жил один часовых дел мастер. Он за свою жизнь изготовил множество часов. Но те, которые ему больше всего нравились, он оставлял себе. И вот в его доме поселилась целая семья часов: Маятник, Часы с кукушкой и маленький (маленькие) Будильник (будильники) (перечисляете членов вашей семьи). Маятник был самый важный, еще бы, ведь по нему сверял время сам часовых дел мастер. Маятник все время торопился на работу, ему надо было считать секунды, минуты, часы. Часы с кукушкой тоже часто были заняты — ведь кукушке надо было все свежие новости срочно передать другим кукушкам, из других домов, а также следить за домом. А между прочим, никто не освобождал ее и от работы — отсчитывать время.

А маленькому Будильнику иногда было скучно и даже грустно. Как Вы думаете, почему маленькому Будильнику было иногда даже грустно?. Однажды.»

Какая получилась сказка? Не сделал ли Будильник чего-то разрушающего, чтобы отвлечь Маятника и Часы с кукушкой от их дел и забот? Сюжет пошел по другому руслу? Ну и хорошо, значит, у малыша особых проблем с недостатком внимания нет.

Основная практическая часть.

Ведущая: Сегодня нашу встречу я хочу начать с того, что каждый участник по кругу назовет свое имя, а затем какого-нибудь сказочного героя на первую букву своего имени.

Наверное, нет человека, который бы не любил сказки.

А кому еще, как ни нам, по роду своей профессии жить рядом со сказкой! Сейчас я предлагаю вам вспомнить ту сказку, которая вам очень нравилась в детстве, и по очереди представить свою сказку. Почему вы ее полюбили (или за что вы ее полюбили, что вам в ней запомнилось больше всего?

(Участники по кругу в течение 2-3 минут каждый представляют свои любимые сказки.)

«Путешествие» (медитация)

Перед началом чтения сказки включается запись спокойной музыки.

Ведущая: А теперь закройте глаза. Представьте, что вы отправились в путешествие. Вы объездили множество стран, познакомились с разными людьми.

И вот однажды вы ехали через поле. Вокруг летали бабочки, стрекозы. Жужжали пчелы — они собирали мед. Пели птицы — они радовались, что вы едете через их поле. Пахло цветами и свежей земляникой. И вот на холме вы увидели Прекрасный Дворец. Что-то внутри подсказало, что для вас очень важно поехать именно туда. И вы направились по дороге, ведущей во Дворец.

Когда вы вошли во Дворец, вы были поражены его красотой. Все здесь было удобно и красиво. Как будто кто-то строил этот Дворец специально для вас. И вы поняли, что в этом Дворце вы найдете что-то очень важное для себя. Вы пошли по Дворцу своей легкой и уверенной походкой.

Представьте, что вы идете по нему и находите для себя то, что вы хотите.

Все то, что вы нашли для себя в этом Прекрасном Дворце, остается с вами, и вы возьмете это с собой, когда будете возвращаться. А сейчас вы делаете глубокий вдох и выдох. Возьмите с собой всё то хорошее, что было с вами. И потихоньку открывая глаза, возвращайтесь к нам.

«Создание Сказочной Страны» (коллаж)

Ведущая: Сейчас я предлагаю вам взять все то хорошее, что вы приобрели во время путешествия, и создать нашу общую Сказочную Страну. Все необходимые вам волшебные материалы вы можете найти здесь, на столе».

Группе предлагается, используя вырезки из журналов, цветную бумагу, пластилин, краски, фломастеры, карандаши и прочие материалы, создать коллаж «Сказочная Страна». Для создания коллажа участникам дается 15 минут.

Ведущая: Какая чудесная страна у вас получилась! Каждый из вас внес в ее создание частичку своего тепла, своей души. А сейчас давайте придумаем название нашей Сказочной Страны. Для этого сложите начальные буквы своих имен и создайте одно новое имя. Это и будет имя нашей Сказочной Страны.

Участники могут сами написать начальную букву своего имени на карточке, либо эти карточки выдаются уже готовыми. В первом случае можно создать большую вариативность изображения букв. Если в общем количестве начальных букв преобладают согласные (гласные, можно предложить участникам выбрать иной вариант своего имени и тем самым взять другую букву.

Ведущая: Ну вот, теперь у нас есть собственная Сказочная Страна, в названии которой частичка каждого имени присутствующих здесь.

Проводится обсуждение. Можно задать следующие вопросы:

• Какие чувства вы испытывали в процессе создания Сказочной Страны?

• Было ли сложно включиться в общую деятельность? Если да, то почему?

• Удовлетворены ли вы своей работой?

• Хочет ли кто-нибудь изменить что-либо в получившейся композиции?

Заключение.

Слушая рассказ или сказку, ребёнок, с одной стороны, отождествляет себя с героем, с другой — не забывает о том, что герой сказки — это выдуманный персонаж. Рассказы позволяют ребёнку почувствовать, что он не одинок в своих переживаниях, что другие дети испытывают те же эмоции, попадая в похожие ситуации. Это оказывает успокаивающее воздействие.

Сказкотерапия – прекрасный, увлекательный путь, который поможет решить вашим детям возрастные проблемы. Удачи на сказочном пути!

             Мастер – класс:

      «Воспитание сказкой».

У каждого из нас свой мир, и, наверное, каждому когда-то хотелось его изменить, сделать лучше.

А что может сделать ваш мир лучше? (ответы коллег).

А мой мир становится  ярче и красочнее, когда в нем появляются волшебство и сказки. И сегодня, я хочу пригласить всех в мир сказки, то есть в мир волшебства  и творчества.

Чтобы получить удовольствие от встречи у всех должно быть хорошее настроение, мы должны помогать друг другу во время работы и тогда наше творчество будет излучать тепло и доброту. Для того, чтобы настроение чуть-чуть улучшилось, повернитесь друг к другу, улыбнитесь и скажите добрые слова (участники приветствуют друг друга).-

Молодцы!

 Уважаемые педагоги! Тема Мастер-класса «Воспитание сказкой». И сегодня я вам представлю некоторые нетрадиционные  приемы работы  со сказкой. Вы   научитесь не только по новому воспринимать содержание сказки, но и творчески преобразовывать ход ее повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д

Коллеги, к сожалению, большинство воспитателей ограничиваются только рассказыванием сказки, а я считаю, хорошо было бы её и разобрать. Возьмём, к примеру, украинскую народную сказку «Рукавичка» в обработке О. Благининой, и рассмотрим её в 7-ми разделах.

Сейчас вы, уважаемые воспитатели, представьте себя в роли детей, а я — воспитателя.

  1. Раздел: нравственный урок.

К каждой сказке можно и нужно подобрать соответствующую пословицу. Какие бы вы подобрали пословицы к сказке «Рукавичка»?

1.В тесноте, да не в обиде.

2.Что  с возу упало, то пропало.

3 .Вместе тесно, а врозь – скучно.

— Как вы понимаете пословицу,  которую вы применили к сказке?

 Желательно узнать у детей: как они понимают пословицу, и разъяснить непонятное им. Тем самым мы поможем малышам дать нравственную оценку действиям героев: как пословица применима в сказке.

  1. Раздел: воспитание добрых чувств.

-А сейчас я вам хочу предложить игру  «Хорошо — плохо».

(проводиться игра «хорошо – плохо»)

— скажите  мне,  пожалуйста, что в этой сказке хорошо, а что плохо на ваш взгляд.

Хорошо, что звери встретились в рукавичке.

Плохо, деду без рукавички.

Хорошо, что звери не жадные и поделились своим кровом.

Плохо, что рукавичка маленькая и зверям было тесно.

Хорошо, что дед находит рукавичку.

Плохо, что звери лишаются дома.

Таким образом, вы  подводите детей к пониманию, что одна и та же ситуация, явление может быть и должна быть рассмотрена с разных сторон.

  1. Раздел: сказка и математика.

В каждой сказке можно что-то посчитать.

Например:

  1. Сколько было зверей, когда мышка нашла рукавичку? (нисколько)
  2. Когда поселилась мышка, какой она была по счёту? (первой)
  3. Какой по счёту была лягушка? (второй)
  4. Какой по счёту был зайчик? (третий)
  5. Какой по счёту была лисичка? (четвёртой)
  6. Какой по счёту был волчок? (пятый)
  7. Какой по счёту был кабан? (шестой)
  8. Какой по счёту был медведь? (седьмой)
  9. Сколько всего поселилось в рукавичке? (семь)

Таким образом:  а) вы уточняете последовательность чисел (один, два, три и т.д.)

б)  порядковый номер (первый, второй, третий)

в)   образование числа: увеличение на единицу (один да один — два, два и один — три и т.д.)

  1. Раздел: речевая зарядка.
  2. Предлагаю вам подобрать определения к какому — то герою. Например: какой дед? (старый, рассеянный). Какая лиса? (хитрая, коварная…)
  3. Упражнение на правильное построение числительных. Предложить игру: «доскажи словечко»

Например: Не два — а (двое)

  Не три — а (трое)

 Не четыре — а (четверо)

 Не пять — а (пятеро)

 Не шесть — а (шестеро)

 Не семь — а (семеро)

Этим самым мы развиваем речь ребёнка.

  1. раздел: сказка и экология.

Скажите, почему у каждого зверя есть кличка:

 скребушка,

попрыгушка

побегайчик

сестричка

серый бочок

клыкан

батюшка – медведь

Таким образом, дети  соотносят те или иные характерные особенности, связанные с каким —  то определённым животным.

  1. раздел: развитие мышления и воображения.

Я хочу предложить вам   другую проблему.   Давайте договоримся с вами  и что нибудь изменим в этой сказке, например: расскажем сказку с новой ситуацией.

Шла баба лесом, потеряла узелочек.

Летит Комар-пискун …

И далее ,у нас с вами селятся в узелочек не звери, а насекомые, которым вы тоже должны дать кличку,                                (бабочка-красавица,

муравей-труженик,

жук-носорог,

муха-цыкатуха).

В начале, мы в ней меняем совсем немногое и этим побуждаем детей придумывать, затем они учатся сами менять ситуации.

                      Следующее что я хочу вам предложить это подобрать новое название сказки. (А какое подобрали бы вы???? (дружные соседи))

Вот таким интересным способом мы помогаем развивать у детей  мышление и воображение.

  1. раздел: сказка развивает руки.
  2. Предложите детям схематично изобразить персонажей сказки. Например, вот так (показ рисунков)
  3. Можно из подручных средств (баночек из-под йогурта, коробочек из-под сока, целлофана, обёрточной бумаги и т.д.) сделать героев сказки вместе с детьми.

Вот такой, например, вариант по нашей сказке. (Показ изготовленных персонажей «Рукавички»)

Все выше перечисленные способы работы со сказкой позволяет:

а)        развивать у детей: речь, воображение, мышление;

б)        развить творческие способности.

Конечно, инициатором и организатором, несомненно, должены являться вы воспитатели,  для которых эта работа далеко не лёгкая, но благодарная.

И чтобы закрепить в памяти всё, что вы сегодня услышали, я хочу вам предложить сделать своими руками коллаж к сказке Рукавичка «на новый лад».

Уважаемые коллеги! Сегодня вы увидели Мастер – класс по проблеме использования сказок в воспитании детей дошкольного возраста. Я надеюсь, что каждый из вас открыл для себя что-то новое, увидел перспективы решения проблемы в личной и профессиональной деятельности, и возможно ощутил преимущества сказки в воспитании детей.   Я хочу закончить наш Мастер-класс словами Жана Жака Руссо: Вы – талантливы все!

Мастер-класс для педагогов «Дидактическая игра «Путешествие в мир сказок» для детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии «Синквейн» и включением игровых заданий — друдлов

Цель: поиск инновационных технологий по развитию речи дошкольников, повышение профессиональной компетентности педагогов в аспекте применения в образовательном процессе интересных форм работы по речевому развитию.

Задачи:
1. Вовлечь каждого педагога в творческий поиск по составлению синквейна и отгадыванию друдлов.

2. Способствовать развитию педагогического мышления, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников мастер-класса.

3. Способствовать желанию педагогов применять полученные знания на практике, в педагогической деятельности.

Участники: педагоги ДОО.

Форма проведения: мастер-класс.

Оборудование: дидактические игра по развитию речи.

Материалы для изготовления дидактической игры: круг, вырезанный из цветного картона формата А3, распечатки с изображением эпизодов из сказок и сказочных героев в цветном варианте, друдлы-картинки в черно-белом варианте, сказочный персонаж –Емеля, спрятанный под шляпой Незнайки, ступой Бабы Яги, бантом Кота Леопольда, с носом Буратины с корзинкой от Красной Шапочки.

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.

Прогнозируемый результат мастер-класса:

  • повышение профессиональной компетентности педагогов;
  • внедрение в образовательный процесс воспитателями методов и приёмов активизации интеллектуальных и творческих способностей детей.

Ход мероприятия:

Вводная часть

Педагог — коллегам: Добрый день, уважаемые коллеги! Позвольте вашему вниманию представить дидактическую игру «Путешествие в мир сказок» с использованием технологии «Синквейн» и включением игровых заданий-друдлов.

Уникальность данной игры заключается в том, она дает неограниченное пространство для фантазии, воображения и творчества: стимулируют мыслительную деятельность, пространственное мышление, познавательную активность, развивает речь ребенка.

Итак, немного теории…. Что же такое синквейн?

Синквейн (слово франц.) в переводе означает нерифмованное стихотворение из пяти строк. Родиной синквейна можно считать США. В начале XX века Американская поэтесса Аделаида Крэпси разработала эту форму.

Существуют определенные правила написания синквейна.

Синквейн состоит из 5-ти строк. Его форма напоминает «елочку».

Правила написания синквейна.

1. Первая строка включает одно слово, слово-предмет, отражающее главную идею. Части речи — это существительное или местоимение, и отвечает на вопросы: кто? что?

2.Вторая строка – два слова, слова-признаки, характеризующие предмет, отвечающее на вопрос: какой? какая? какое? какие?

3. Третья строка – три слова, слова — действия, описывающие действия в рамках темы. Отвечающие на вопрос: что делает? что делают?

4.Четвертая строка – четыре слова; ребенок составляет предложение из 4 слов, выражает свое мнение о затронутой теме.

5-я строка (основание «елочки») – одно слово, (существительное) для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, или повторение сути, синоним, обобщающее слово.

Пример:

1. Лиса.

2. Рыжая, пушистая.

3. Ловит, охотится, крадется.

4. Хитрая лиса охотится на зайца.

5. Дикое животное.

А что же такое друдлы? Как они работают?

Понятие «друдл» пришло к нам из английского языка. Это комбинация из трех слов: Doodle – каракули, drawing – рисунок, riddle – загадка. Другими словами графическая головоломка, имеющая множество вариантов ответов. Это интересное изобретение придумал американский автор-юморист Роджер Прайс (США) в 1953 году.

Суть изобретения заключается в том, что вам предлагается описать картинку, которая имеет множественные значения. Если получится увидеть в картинке — друдле то, чего не видят другие, то человек является обладателем оригинального творческого мышления!

Например: Игра «Дорисуй картинку»

Детям предлагается рассмотреть, что изображено на друдле, дорисовать или рассказать, что именно они увидели в исходной картинке. Варианты ответов: спутник, солнышко, НЛО, пуговица на одежде. А если перевернуть? Если дорисовать еще один элемент? (Если дорисовать, то получится человечек.)

Основная часть

Педагог — коллегам: Уважаемые коллеги, так как мы с Вами педагоги, и непросто педагоги, а педагоги-дошкольники, мы просто обязаны уметь смотреть на мир глазами детей и говорить с воспитанниками на одном языке. Поэтому предлагаю забыть на время о том, что мы взрослые и отправиться в путешествие в «страну, которой нет на глобусе», в страну сказок.

«Двери в сказку отворяем,

Всех к ней в гости приглашаем»

Первое задание

Игра «Угадай чей портрет и сочини синквейн?»

(На доске плакат со сказочным персонажем, спрятанным под шляпой Незнайки, юбкой Бабы Яги, бантом Кота Леопольда, сапогами (обувью) Кота в сапогах и с корзинкой от Красной Шапочки.

Педагог — коллегам: Наш сказочный герой спрятан под предметами, принадлежащими другим сказочным персонажам, ваша задача, убрать лишние, совершенно ненужные ему вещи. Для этого Вам нужно будет отгадать загадки, вспомнить песни и эпизоды из сказок, реплики героев.

1) Он странным образом родился:

Из полена появился.

Длинный нос, колпак… Узнали?

Как же мальчика назвали?

(Снимаем с плаката нос.)

– А самая выдающаяся его часть его лица? (Буратино, нос.)

2) Звучит песня Кота Леопольда “Если добрый ты”

– Кому принадлежит эта песня? (Кот Леопольд.)

– По какому предмету одежды можно всегда узнать Кота Леопольда? (по банту).

(Снимаем с плаката бант.)

3) Звучит песня Красной Шапочки

– Девочка пела в темном лесу:
– Бабушке я пирожки принесу!
Шапочка – словно малина!
Наверное, это Мальвина? (Нет, это Красная Шапочка.)

– И какой предмет здесь от Красной Шапочки? (корзинка).

(Снимаем с плаката корзинку.)

4) – А этот герой, если запоет, то всем худо станет. Я давно говорила, что ему медведь на ухо наступил! Поэтому я лучше про него расскажу:

– В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. Один малыш был самым знаменитым, и прозвали его так за то, что он ничего не знал.

– Догадались, кто это? (Незнайка.)

– А самая выдающаяся его часть одежды? (Шляпа.)

(Воспитатель снимает с плаката шляпу.)

5) Звучит куплет частушек от Бабок — Ёжек.

– Это из моего любимого…. Отвечайте, кто поет? (Бабки-Ежки.)

– А каким летательным аппаратом пользовалась Баба-яга?

(Воспитатель снимает с плаката изображение ступы.)

– Так, и кто же это у нас получился?

По первому морозцу,
По первому снежку
Кто на печке едет,
Лёжа на боку? (Емеля.)

Педагог — коллегам: Пришло время поупражняться в составлении синквейна. А вот и сказочный персонаж – Емеля!

  1. Кто? Емеля
  2. Емеля какой? Глупый, ленивый… (Добрый, смешной. Веселый, наивный.)
  3. Что делает? Ловит, спит, едет, жалеет.
  4. Емеля поймал говорящую щуку…. Емеля пожалел волшебную щуку.
  5. Добрый герой.

Игра-задание с друдлами «Узнай и дорисуй героя сказки!»

Педагог: Уважаемые коллеги, предлагаю рассмотреть, что изображено на друдле, дорисовать и рассказать, что именно вы увидели в исходной картинке. Другими словами, назвать сказку и угадать сказочного персонажа, сочинить синквейн — загадку про него. Предложить коллегам отгадать героя сказки. В помощь педагогам предлагаются картинки-подсказки.

Заключительная часть.

Педагог — коллегам: В заключение хотелось бы всем присутствующим пожелать творческих успехов, креативных идей и больших достижений. Спасибо за внимание!

4

5

6

7

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Мастер-класс по сказкотерапии для родителей «Путешествие в сказку»

Автор:

  • Чувашова Анна Викторовна
  • Шульгина Елена Владимировна

Воспитатели БДОУ г. Омска «Детский сад №236» г. Омск

Цель: обучать родителей приемам работы со сказкой для использования их в условиях семейного воспитания.

Задачи:

  • Вовлекать родителей в активную познавательную деятельность;
  • Познакомить с приемами работы со сказкой;
  • Повышать психолого-педагогическую культуру родителей.

Методическое и техническое оборудование: Мультимедиа, ТСО, миски с жидкостью из крахмала и воды, акриловые краски по бумаге, зубочистки, влажные салфетки.

Ход проведения:

Теоретическая часть

Воспитатель: Добрый день, уважаемые родители! Сегодня я хочу представить вашему вниманию Мастер — класс по сказкотерапии «Путешествие в сказку!» Что такое сказка? Важны ли сказки для ребенка?

Общее мнение родителей: сказки взывают к светлым созидательным сторонам души человека.

Воспитатель: Я хочу вам рассказать сказку о сказкотерапии.

Сказка о сказкотерапии.

В некотором царстве, в детском государстве жила — была Сказка. Она очень любила детей, водила с ними крепкую дружбу, учила их и помогала им, внутренний мир детей становился богаче, они умнели и становились увереннее.

Но пришли «другие времена». Дети выросли и в их жизни появились сложные и «умные» механизмы – телевизоры, мобильные телефоны, компьютеры… Так у малышей появились «крутые» игрушки, модные игры, захватывающие мультики, а потом и всемогущий компьютер с различными стрелялками. Сказка среди друзей не значилась, она была забыта и чувствовала себя заброшенной и никому не нужной. Вдруг родители стали замечать, что лица их детей становятся злыми, тела осунувшимися, а глаза унылыми. Дети совершенно перестали слушаться родителей, уважать взрослых, играть во дворе со сверстниками. А если родители старались отвлечь их от этих модных игрушек. Сразу же их любимые детки превращались в страшных человечков и их общение заканчивалось чаще всего слезами и криками. И никто не знал как им помочь…

Мама одного малыша однажды вспомнила, как мама читала ей сказки. Она тихонько подошла к своему ребёнку, погладила по голове и сказала: «Я хочу познакомить тебя с самым лучшим другом моего детства… Это моя детская сказка. Мама раскрыла книгу и тихонько начала «жили-были…», а потом «в некотором царстве, в тридесятом государстве…», а затем «жили-были старик со старухой…».

И о чудо! Мама увидела, как с каждой страничкой ее мальчик как будто наполнялся радостью, светом, силой, добром и здоровьем. Она сделала маленький перерыв, чтобы позвонить другим родителям и сообщить — лекарство для детской души найдено!

Метод сказкотерапии направлен на решение эмоционально-личностных и поведенческих проблем, в первую очередь, ребенка. Чаще всего сказкотерапия применяется в работе с агрессивными, тревожными, застенчивыми, неуверенными детьми.

Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка дошкольного возраста:

  1. Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на собственные силы.
  2. Потребность в знаниях и опыте. Герой оказывается способным преодолевать самые невероятные препятствия.
  3. Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, с кем-то борется, от кого-то убегает.

Присутствие ритуала входа (и выхода) в сказку для детей обязательно. Такой ритуал помогает безопасно вернуться из драматической ситуации в обыденную. Это использование волшебных предметов: волшебная свеча, волшебный клубочек, волшебная палочка, волшебная шкатулка, волшебная книга, проговаривание волшебных заклинаний.

Практическая часть

Наша работа будет проходить по принципу игры-путешествия, что поможет вам не только настроиться на работу, но и в игровой ситуации продемонстрирует структуру занятия, построенного с использованием элементов сказкотерапии.

Уважаемые родители я предлагаю вам на время вернуться в детство, снова обрести окружающий мир таким, каким он виделся, чувствовался, был для нас в детстве. Вновь поверить в волшебство. В сказку…

Приветствие. Сегодня наше путешествие я хочу начать с того, что каждый участник по кругу назовет своё имя, а затем своего любимого сказочного героя. Приветствие: «Здравствуйте, меня зовут…»

Присаживайтесь удобнее, расскажу я вам, какой необычный, сказочный случай со мной произошел.

Сегодня ночью ко мне прилетела Фея снов, мы с ней долго беседовали, она и рассказала мне грустную историю. А я поведаю ее вам, слово в слово.

СКАЗКА

На одной сказочной поляне жила – была Фея цветов. И росли у неё прекрасные, волшебные цветы. Они обладали такой волшебной силой и были настолько необычны, что могли исполнить любое желание того, кто к ним прикасался. Подползет Гусеничка к цветку и загадает своё самое заветное желание… И вот она уже порхает разноцветной бабочкой, над цветками и собирает сладкий нектар.

Но однажды, случилось несчастье! Узнала про эти «чудо — цветы» злая колдунья. И решила, во что бы ни стало заполучить их все себе, чтобы исполнять свои самые злые желания и страшные помыслы.

Но Фея Цветов отказалась помогать злой колдунье.

Она страшно разгневалась. «Ах, так!» – закричала колдунья.

«Если ты отказываешься исполнять мои желания» — сказала она.

«Тогда твои цветы больше не смогут помочь никому» — и она произнесла свое страшное заклинание…В тот же миг все цветы на волшебной полянке исчезли. Они стали не видимы…

— Вот какая произошла грустная история!

— А вы хотите помочь цветам вновь стать видимыми? А как мы можем им помочь?

(родители выдвигают гипотезы)

Воспитатель: У меня есть волшебные краски… Эти краски живые. Вы рисовали когда-нибудь живыми красками? И с их помощью мы сможем оживить Чудесные цветы. Но для этого нам с вами надо отправиться в сказку…

Ритуал «входа» в сказку

Воспитатель: Проводит нас в сказку волшебная свеча. Огонь может творить чудеса: если смотреть на него, не отрываясь, то перенесёшься куда захочешь! Но для начала мы должны её зажечь. Для этого мы должны произнести волшебное заклинание – «Раз – два – три – волшебная свеча гори!

Сказочная музыка превращение

— Ну вот, мы и в сказке. Тихим голосом, поблагодарите волшебную свечу.

Мы с вами здесь, чтобы все исправить и вернуть цветам волшебную силу.

Сейчас мы проживем следующий этап – это решение проблемы. И наша с вами задача — расколдовать волшебные цветы.

— Но злая колдунья забросала тропинку огромными и тяжелыми камнями. Что же нам делать?

Ответы родителей

— Правильно нам нужно убрать их с дороги, освободить путь.

Психогимнастика «Тяжелый камень»

— Молодцы! Мы и освободили путь лишь благодаря тому, что работали с вами дружно.

А теперь самое главное — рисование живыми красками

(На столах приготовлены миски с жидкостью из крахмала и воды, акриловые краски по бумаги, зубочистки, влажные салфетки)

— Колдунья спрятала чудесные цветы. Но когда волшебная краска попадет в миску, они оживут.

Видео «Цветы моего сердца» под музыку Шри Чинмоя

Воспитатель: Пробуждается жизнь на сказочной полянке. Мы настоящие добрые волшебники. Как не жаль, а время неутомимо бежит вперед и нам пора вернуться обратно в нашу несказочную реальность…

Развивающий элементы самосознания.

— Я вам предлагаю напоследок побывать в сказочном саду, послушать, как весело радуются маленькие феи, перелетая с цветка на цветок, вдохнуть полной грудью аромат чудесных, волшебных цветов и загадать свое самое сокровенное желание.

Окунемся в свое детство и вспомним себя совсем юными, когда мы все верили в сказку. Верили, что добро победит зло и красота спасет мир!

Давайте же не дадим больше уснуть этому чувству!

— Протянем руки и загадаем свое самое сокровенное желание. Оно обязательно сбудется!

Ритуал «выхода из сказки»

И вот настало время — возвращения в реальность, а с собой мы возьмем все, что нам понравилось, с чем познакомились.

— Но для того чтобы вернуться мы должны погасить волшебную свечу. Раз – два – три – свеча не гори!

Заключительный этап – рефлексия.

— Вот мы и вернулись в зал.

— Сейчас мы будем передавать свечу, и расскажем, какие чувства мы испытывали в процессе путешествия, что понравилось, чему научились, что хотели бы добавить.

(передаем свечу по кругу)

— Уважаемые родители, мне было с вами приятно сотрудничать.

Благодарю за внимание и участие!

Здравствуйте, уважаемые   коллеги!

Тема моего  мастер — класса – «Сказка как средство развития речи у дошкольников»

Разве можно себе представить детство любого малыша без сказок?! Эти короткие интересные истории о драконах, принцессах, добрых волшебниках и невероятные приключения храбрых рыцарей просто обожают все дети, начиная от самых маленьких и заканчивая школьниками, которые уже не просят маму почитать книгу, а погружаются в волшебный мир сказки самостоятельно.
Оказывается, чтение сказок — это не только развлечение и интересное времяпрепровождение, но и огромная польза.

Сегодня я хочу поделиться с вами приемами работы со сказкой, способствующими активизации разных сторон речи детей, которые использую в своей работе.

Участники, пожалуйста, я приглашаю вас. Мне понадобится помощь 6 коллег.

— Я уверена у всех у вас в детстве была любимая сказка? Назовите, пожалуйста, свою любимую сказку.

-Сегодня вам представится возможность почувствовать себя героями вот этой русской народной сказки. (Теремок)

-Но сначала нам надо «оживить» название сказки, договоритесь между собой как показать эту сказку как афишу, а зрители постараются отгадать её название.

Работа с залом

Сказки — это не просто увлекательные, полные приключений и чудес истории. Через сказку ребёнок получает первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. Ситуации, в которые попадают герои сказок, эмоционально похожи на те, с которыми дети встречаются в жизни. Понимая, что он не одинок в своих проблемах, ребенок избавляется от многих страхов. Получает своего рода поддержку. Ассоциируя себя с положительным персонажем, малыш старается быть на него похожим. Хочет стать таким же смелым, добрым, честным, как полюбившийся герой.

Ну что, коллеги, вы готовы, оживить название сказки?

Я приглашаю вас для выполнения практического задания — изготовление книжки-самоделки по сказке «Теремок». Занимайте места.

И сейчас с помощью игрового приема «Пропуск в сказку» мы определим, кто будет, каким героем. Из волшебного мешочка вы достаете игрушку и какую игрушку вы достанете, тем героем вы и станете.

Пока участники работают, мы с вами продолжим рассматривать приемы работы со сказкой.

Один из приемов «Видимо-невидимо»

Найдите на экране среди слов название сказки. Хорошо.

2.Немного поиграем «Отгадай название сказки»

Сивка…, Конек…,Гуси…., Красная…, Аленький…, Бременские.., Заюшкина…, Гадкий…, Царевна…, Мальчик…, Крошечка…, Цветик…, Золотой…, Жар.., Доктор…

3Игра  «Назови сказочного героя с необычным внешним обликом».

— огнедышащая голова – Змей Горыныч,

большие расплющенные уши – Чебурашка,

костяная нога – Баба Яга,

вместо ног — хвост – Русалочка,

длинный острый нос – Буратино,

она маленького роста – Дюймовочка,

голова в форме луковки – Чипполино,

борода с волшебными волосками – Старик — Хоттабыч,  

голубые волосы – Мальвина.

4Зашифрованные сказки: расшифруйте, пожалуйста, перевертыши

Квадратик – Колобок

Мышка-домоседка – Лягушка-путешественница

Мышка в босоножках — Кот в сапогах

Собачья конура – Кошкин дом

Девочка с ладошку- Мальчик с пальчик

Прекрасный лебедь – Гадкий утенок

Свеколка-Репка

Обратите внимание на слайды, отображенные на экране. (Оформление, шнуровка книги)

Итак, книга наша готова, герои готовы, но это не означает что вы уже в сказке, чтобы войти в сказку мы должны произнести слова и сделать необходимые действия. Надевайте маски и повторяйте за мной «Вокруг себя ты повернись в героя сказки превратись».

Вот вы и стали героями русской народной сказки «Теремок» и путешествие в сказку начинается.

Инсценировка сказки «Теремок»

Стоит в поле теремок.
Бежит мимо мышка-норушка.
Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
 — Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

Никто не отзывается.
Вошла мышка в теремок и стала в нём жить.
Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:
 — Терем-теремок! Кто в тереме живёт
 — Я, мышка-норушка! А ты кто?
 — А я лягушка-квакушка.
 — Иди ко мне жить!

Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоём жить.
Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:
 — Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
 — Я, мышка-норушка!
 — Я, лягушка-квакушка. А ты кто?
 — А я зайчик-побегайчик
 — Иди к нам жить!

Заяц скок в теремок! Стали они втроём жить.
Идёт лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:
 — Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
 — Я, мышка-норушка.
 — Я, лягушка-квакушка.
 — Я, зайчик-побегайчик.
 — А ты кто?
 — А я лисичка-сестричка.
 — Иди к нам жить!

Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.
Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь, и спрашивает:
 — Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
 — Я, мышка-норушка.
 — Я, лягушка-квакушка.
 — Я, зайчик-побегайчик.
 — Я, лисичка-сестричка.
 — А ты кто?
 — А я волчок-серый бочок.
 — Иди к нам жить!

Волк и влез в теремок. Стали впятером жить.
Вот они все в теремке живут, песни поют.
Вдруг идёт мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:
 — Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
 — Я, мышка-норушка.
 — Я, лягушка-квакушка.
 — Я, зайчик-побегайчик.
 — Я, лисичка-сестричка.
 — Я, волчок-серый бочок.
 — А ты кто?
 — А я медведь косолапый.
 — Иди к нам жить!

Медведь и полез в теремок.
Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:
 — Я лучше у вас на крыше буду жить.
 — Да ты нас раздавишь!
 — Нет, не раздавлю.
 — Ну, так полезай!

Влез медведь на крышу.
Только уселся — трах! — раздавил теремок.
Затрещал теремок, упал на бок и весь развалился.
Еле-еле успели из него выскочить: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы.
Принялись они брёвна носить, доски пилить — новый теремок строить.
Лучше прежнего выстроили!

Спасибо большое актерам за участие!

Сказки являются одной из самых драгоценных жемчужин, доставшихся нам в наследство.

Роль сказки в развитии у дошкольников речи огромна. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно, строить диалоги, влияют на развитие связной речи. Делают устную речь эмоциональной, образной, красивой.

Спасибо за внимание!

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/379078-master-klass-skazka-kak-sredstvo-razvitija-re

  • Масляная сковородка как пишется
  • Масляная сковорода как пишется
  • Масляная роза как пишется
  • Масляная неделя как пишется и почему
  • Масляная маслом каша как пишется