Мастер-
класс
Создание
стихотворного текста
Тема: Стихи и проза. Ритм и Рифма.
Цель мастер- класса: ознакомление и овладение
приемами стихосложения
Задачи: 1. научить различать стихотворный и
прозаический тексты;
2. познакомить с ритмом, рифмой (её видами);
3. научить рифмовать слова, создавать буриме.
Участники: педагоги образовательных учреждений
Оборудование: мультимедийный проектор,
раздаточный материал
Продолжительность мастер — класса: 45 минут
Ход мастер — класса
Вступительное слово.
Добрый
день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу показать вам, как впервые знакомлю воспитанников
с прозаической и стихотворной речью, а также с основами стихосложения.
Почему
этой теме я уделяю особое внимание?
Мне
близка поэзия, люблю декламировать стихи, вижу творческий потенциал в своих
воспитанниках, пытаюсь помочь раскрыть их таланты в стихосложении и
художественном чтении.
Я
рада, что мои воспитанники стремятся понять стихи, учатся их слушать и слышать,
развивают свой творческий потенциал.
I. Разминка «Имя – качество»
Прошу
вас написать на визитке имя, по которому к вам можно обращаться. К имени
придумайте и допишите качество (например, Катя – красивая). А вот и моя визитка
– Наталья – мастер.
II. Психологический настрой.
Введение в тему мастер – класса
Все, что перестает удаваться, перестает нас привлекать.
Франсуа де Ларошфуко
Вопрос-шутка
Мы
на закате с поля возвращались,
Ядреным
потом стылый воздух пах.
У
каждого обветрено качалась
За
плечом рубашка на граблях.
Назовите
профессию человека, написавшего эти строки.
(Ответ: поэт)
III. Знакомство с прозаическим и стихотворным текстами.
Мастер: Сегодня мы с вами отправимся в
поэтическую мастерскую. Но войти в неё непросто, надо раскрыть все тайны
поэзии. А для этого надо усердно потрудиться.
Тайна первая: наша речь.
Перед
вами портреты трех известных людей. Назовите их.
(Сергей Есенин, Николай Гоголь, Михаил Лермонтов)
Все
они – известные писатели.
Прослушайте
два текста и определите:
1)
чем они похожи между собой и какие имеют различия;
2)
перу, какого писателя принадлежит один из
предлагаемых тестов.
Чтобы
лучше воспринять тексты, закройте глаза и попробуйте представить то, что вы
услышите.
1)
Одинокий парус белеет в голубом тумане моря.
Интересно, что он ищет в далёкой стране? Что он кинул в родном краю?
2)
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?
·
Чем похожи эти два текста? (Одинаков смысл,
одинаковые картины)
·
Чем они отличаются? (Второй текст звучит напевно)
·
Кому принадлежит отрывок из стихотворения «Парус»? (М.Ю.
Лермонтову)
·
Сделайте вывод, как может быть организована
наша речь? (проза и стихи; прозаическая и стихотворная речь)
Тайна вторая: стихотворная речь.
IV. Знакомство с ритмом.
Мастер: Второй текст звучит ритмично. Где в
жизни можно встретить ритм? (музыка, танцы, биение сердца, смена дня и
ночи, смена времён года и т.п.)
Сделаем
вывод, что же такое ритм?
Ритм – равномерное чередование
повторяющихся единиц.
·
Попробуем определить ритм этого стихотворения, с
помощью хлопков, выделяя ударный слог (совместно с мастером)
Вывод: В стихе это чередование ударного и
безударного слога.
Существуют двусложные и трехсложные размеры
ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ
Хорей
Двусложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.
То есть в строке ударными являются первый, третий, пятый
и т. д. слоги.
Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет
Ви́хри сне́жныЕ крутя́;
Ямб
Двусложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.
То есть в строке ударными являются второй, четвёртый, шестой
и т. д. слоги.
Ударный слог может заменяться псевдоударным (со вторичным
ударением в слове). Тогда ударные слоги разделяет не один, а три безударных
слога.
Мой дя́дя са́мых че́стных
пра́вил,
Когда́ не в шу́тку зАнемо́г,
Он Уважа́ть себя́
заста́вил
И лу́чше вЫдумАть не мо́г
ТРЕХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ
Дактиль
Трехсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.
Пример:
Ту́чки небе́сные,
ве́чные стра́нники!
Сте́пью лазу́рною, це́пью
жемчу́жною…
(М.Ю.Лермонтов)
Амфибрахий
Трехсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.
Основные размеры:
Пример:
Не ве́тер бушу́ет над бо́ром,
Не с го́р побежа́ли ручьи́
—
Моро́з-воево́да дозо́ром
Обхо́дит владе́нья свои́.
(Н.А.Некрасов)
Анапест
Трехсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге.
Основные размеры:
Пример 3-стопного анапеста:
О, весна́ без конца́ и без кра́ю
—
Без конца́ и без кра́ю мечта́!
Узнаю́ тебя, жи́знь! Принима́ю!
И приве́тствую зво́ном щита́!
(А.Блок)
Тайна третья: рифма.
V. Знакомство с рифмой.
Мастер: Назовите ещё одно отличие
стихотворного текста от прозаического (рифма).
Что
же такое рифма?
Рифма – созвучие окончаний стихотворных
строк.
(от греч. рифмос – стройность)
Пришло
время поиграть. Каждому из вас я буду называть слово, а вы попробуете придумать
к нему рифму.
Игра «Найди рифму».
1.
ручка — … (штучка)
2.
соль — …(фасоль)
3.
доска — …(тоска)
4.
диск — …(риск)
5.
мир — …(пир)
6.
поэт — …(секрет)
7.
далеко — …(нелегко)
8.
снег – побег век чебурек
9.
ты — цветы мечты листы
10.
люблю – стелю, велю, храню
11.
весна – красна, от сна
12.
капель –апрель, метель
13.
солнце –оконце, сердце
14.
лужи – стужи, кружит
15.
воробьи – любви, ручьи
16.
лучи – грачи, звучи
Мастер: Молодцы.
Все справились. А сейчас мы узнаем, какой бывает рифма.
Рифмы бывают разные:
Чудесные и прекрасные,
Весёлые и озорные.
А нравятся вам какие?
В стихосложении существует 3 вида рифмы: перекрёстная,
парная и опоясывающая (кольцевая).
Определяется вид рифмы по паре строк, окончания последнего
слова в которых одинаковы по звучанию. Представим (условно) их как А и Б.
( раздать листы с четверостишиями для индивидуальной
работы)
Перекрёстная АБАБ
А У Лукоморья дуб зелёный;
Б Златая цепь на дубе том:
А И днём и ночью кот учёный
Б Всё ходит по цепи кругом
Парная ААББ
А В темнице там царевна тужит,
А А бурый волк ей верно служит;
Б Там ступа
с Бабою Ягой
Б Идёт, бредёт сама собой…
Опоясывающая
АББА
А И там я был, и
мёд я пил;
Б У моря видел дуб зелёный;
Б Под ним сидел, и кот учёный
А Свои мне сказки говорил.
Мастер: А сейчас вы попробуйте сами определить
вид рифмы.
Перед
вами карточки с текстами, какая группа быстрее определит виды рифмы в них? Внимание!
Вам предстоит не только правильно определить вид рифмы, но и постараться
выразительно прочитать данное четверостишье. Сигналом для меня — задание
выполнено – будет ваша поднятая вверх рука.
Игра «Кто быстрее?» (работа в группах)
Мастер совместно с участниками соревнующихся групп определяет
правильность ответа выступающей группы.
Последняя тайна – буриме.
VI. Поэтическая мастерская (работа в группах)
Мастер: А теперь мы отправимся в поэтическую
мастерскую и сами попробуем сочинить стихотворение – буриме.
Буриме – в переводе с французского
означает «рифмованные концы». Это давняя поэтическая забава, в которую играли,
наверное, все, кто интересовался поэзией. Игра очень проста – задаются рифмы,
которые надо разместить в конце строк создаваемого стихотворения.
Умением
писать буриме в России славились В. Л. Пушкин, Д. Д. Минаев, А. А.
Голенищев-Кутузов. Примеры буриме можно найти в книге Н. Ф. Остолопова «Словарь
древней и новой поэзии» (1821). В 1914 петербургский журнал «Весна» провёл
массовый конкурс буриме.
Как
вы думаете, для того чтобы быть поэтом, достаточно ли уметь рифмовать слова? (нет,
нужно соблюдать чувство ритма и подбирать слова, подходящие по смыслу)
На
полянку вышел зайка
Видит
— там синичек стайка.
Он
открыл свою шкатулку
Дал
синицам с маком булку.
Каждая
группа выберет 1 пару рифмующихся слов на тему «Весна». Кто быстрее и лучше
сочинит четверостишие?
(По завершению задания участники озвучивают свои четверостишия,
голосуют за самые удачные смайликами).
Написание собственного стихотворения
Тема «Весенний день»
Напишите
слова, которые ассоциируются у вас с этим днем, какие происходят события, какие
чувства можете испытывать.
Используя
любую комбинацию рифм и любой размер написать стихотворение минимально- 4
строки, используя глагольные и именные рифмы.
VII. Итог мастер-класса
Мастер: Как часто мы думаем, что гениями
рождаются? И написать стихотворение может лишь талантливый человек. Это верно,
но лишь отчасти. Ведь работая над собой, постигая ту или иную «тайну», мы можем
хотя бы прикоснуться к прекрасному, а может быть и стать творцом.
Какие
тайны стихосложения вы открыли для себя на мастер – классе «Поэтическая
мастерская»?
Чему
вы научились?
Считаете
ли вы, что добились определенного успеха в написании четверостиший?
Я
желаю Вам успеха в вашей педагогической деятельности. Известен афоризм:
«Счастливого человека может воспитать только счастливый человек». А можно
сказать так: «Успех воспитаннику создает педагог, который сам переживает
радость успеха»
Приложение 1
Перекрёстная АБАБ
А У Лукоморья дуб
зелёный;
Б
Златая
цепь на дубе том:
А И днём и ночью кот
учёный
Б
Всё
ходит по цепи кругом
Парная ААББ
А В темнице там царевна тужит,
А А бурый волк ей
верно служит;
Б Там ступа с Бабою Ягой
Б Идёт, бредёт
сама собой…
Опоясывающая АББА
А И там я был, и мёд я пил;
Б У моря видел дуб
зелёный;
Б Под ним сидел, и
кот учёный
А Свои мне сказки
говорил.
1)
Жил-был добрый Царь Матвей,
Жил с царицею своей
Он в согласье много лет,
А детей всё нет как нет
2)
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя.
3)
Я рос, как многие в глуши,
У берегов большой реки,
Где лишь кричали кулики,
Шумели глухо камыши.
4)
Школа моя деревянная!…
Время придет уезжать –
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.
5)
Мать и сын теперь на воле;
Видят холм в широком поле,
Море синее кругом,
Дуб зеленый над холмом.
6)
«Ты вразуми меня, герой, —
Со вздохом голова сказала, —
Твоя десница доказала,
Что я виновен пред тобой»
Приложение
3
Группа 1
солнце-оконце, дети -светит
Группа 2
лучи-грачи, лужи-стужи
Мастер-класс
«Творческая мастерская «Стихам все возрасты покорны,
или Творчество без границ»
Автор: Пичугина Наталья Валентиновна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Кожевниковская СОШ №1»,
Томская область, Кожевниковский район,
с. Кожевниково
Техническое оснащение:
Презентация
Ролик в начале презентации
(фрагмент из мультфильма «Коробка с карандашами)
Критерии оценки мастер-класса |
Мастер-класс как трансляция на сцене образовательных технологий (эффективных методов, приёмов и т.д.); Ценность и методическое обоснование предлагаемых способов обучения; Профессиональная компетентность; Способность к импровизации; Коммуникативная культура |
Примечание: для проведения данного мастер-класса необходимо активное участие фокус-группы (6 человек)
СЛАЙД Титульный
— Здравствуйте, уважаемые члены жюри, коллеги! Прежде чем начать мастер-класс, прошу вас обратить внимание на экран и посмотреть фрагмент некогда популярного мультфильма «Коробка с карандашами» (фрагмент)
— Моими помощниками сегодня будет фокус-группа (6 человек, сесть по трое). Коллеги, давайте обсудим, что мы увидели (в коробке с карандашами бурлит жизнь, мы увидели творческую историю коробки с карандашами, творческое представление неживого предмета как живого, работу воображения, полёт фантазии, творческие мысли авторов мультфильма…)
— Спасибо, коллеги. Да, действительно, мы увидели, прежде всего, творчество создателей мультфильма, которое способно пробудить различные фантазии, воображение не только в детских душах, но и во взрослых тоже.
— Можно сказать, что этот мультфильм является своеобразным пособием, способствующим творческой деятельности детей? (безусловно)
— Этот мультфильм может служить одним из примеров воплощения оригинальных творческих замыслов, идей в жизни ребёнка? (да, бесспорно)
— Получается, что обычная коробка – ничем не примечательный предмет – стала объектом творчества? Значит, объектом творчества может стать любой предмет? (да). Мне бы не хотелось сегодня в качестве предмета творчества рассуждать, например, о пустой коробке из-под обуви или стеклянной вазе, несмотря на то, что это, безусловно, интересно. О теме нашего разговора вы узнаете немного позднее.
СЛАЙД Проблема творчества — «проблема века»
Стремительный характер динамики современного общества настоятельно требует от человека развития личностных качеств, позволяющих ему творчески, продуктивно решать те или иные задачи. Проблема творчества, споры о которой не утихают, становится настолько актуальной, что её можно назвать «проблемой века».
Творчество понимается как процесс развития личности человека. Творчество – это всегда привнесение в мир чего-то нового.
СЛАЙД Размышления о проблеме творчества. «Словотворчество».
— Ф. М. Достоевский сказал: «Творчество… есть цельное, органическое свойство человеческой природы. Оно есть необходимая принадлежность человеческого духа. Оно так же законно в человеке, пожалуй, как две руки, как две ноги, как желудок. Оно неотделимо от человека и составляет с ним целое» (на слайде — различные высказывания поэтов, писателей о творчестве, написанные различными шрифтами)
— О проблеме творчества, творческого поиска неустанно рассуждают поэты и писатели, педагоги, психологи. Поэтическое творчество, его ещё называют «словотворчеством», — удивительный процесс, который способствует развитию творческих способностей не только ребёнка, но и взрослого человека. Получается, что у творчества нет ни возраста, ни границ. Следовательно, никогда не поздно начать заниматься творчеством? (да)
СЛАЙД Творческая мастерская «Стихам все возрасты покорны, или творчество без границ»
— Свой мастер-класс я назвала…. (указываю на слайд) Мастер-класс является отражением методической системы и педагогического опыта, которые сложились в течение ряда лет.
— Коллеги, а с чего начинается любой творческий процесс, в том числе словотворчество? (с идеи, с вдохновения, с творческого замысла, с темы, с задумки…)
— Совершенно верно.
СЛАЙД Творческий метод «Инсайт»
— Среди методов активного творческого обучения особую значимость для меня имеет так называемый метод «Инсайт». Его активно используют наши коллеги из Белоруссии. «Инсайт» — это новое, оригинальное решение проблемы, нестандартное видение обычного предмета в необычном свете.
СЛАЙД Приём «творческий многогранник»
— В рамках технологии «Инсайт» для активизации творческой мыследеятельности и помощи в обыгрывании и раскрытии темы мне помогает приём «творческий многогранник». (схема приёма на слайде, показываю рукой на слайд)
— Давайте посмотрим, как работает этот приём на практике. Например, тема, которую я вам сейчас задаю, навеяна пробуждением природы и сменой времени года, поэтому мудрствовать не буду, и сформулирую тему так: «Весна, весна, как мы ей рады». Коллеги, прошу вас делать записи для будущего стихотворения (делают вид, что записывают; на листочках все материалы будут)
— Пожалуйста, коллеги, следуя схеме, проиллюстрируйте тему нашего разговора – весну (солнечная, ранняя, дружная, звонкая, громкоголосая…).
— Спасибо. Очень поэтичные, творческие иллюстрации.
— Следуем далее по схеме. Задайте об этом (о весне) вопрос (Она радует вас? Она пришла в этот год рано? Весна вызывает у вас чувство восхищения? Какие ассоциации у вас вызывает слово «весна»?…)
— Прекрасно! Молодцы. Свяжите это с чем-то ещё (весна связана с нашим хорошим настроением, связана с тем, что пришла пора сеять, сажать, готовиться к сезону…)
— Хорошо. Главное, что не только поэтично, но и жизненно. Какое это имеет значение? (Весна побуждает к действию, весна пробуждает чувства, весна способствует творчеству, весна – время любви…)
— Спасибо. В своих ответах вы только что использовали художественный приём олицетворения, без него не обходится практически ни одно стихотворение. А теперь сравните предмет нашего разговора – весну – с другими предметами. Постарайтесь сделать это так, чтобы сравнения были развёрнутыми, поэтическими (весна – юная девушка, весна – красавица в венке из подснежников, весна – невеста в зелёном платье…)
— Замечательно! У вас здорово всё получается! А теперь опишите это. Используйте красочные, образные определения, в литературе они называются «эпитетами» (лучезарная, улыбающаяся, чумачечая, творческая…)
— Великолепно! Друзья, мы только что в рамках темы (напомню, что главная героиня сегодня – весна) собрали материал для нашего стихотворения, вооружились изобразительно-выразительными средствами языка и подготовились к дальнейшей словотворческой деятельности.
СЛАЙД «Вынашивание» идеи стихотворения
— После того, как тема стихотворения родилась, а в нашем случае, мы её вместе создали при помощи приёма «творческий многогранник», осталось лишь «сжиться» с этой идеей. Поскольку сама пробую себя в словотворчестве, могу сказать, что это мучительный этап. «Примерить» только что рождённые творческие мысли, корректировать их, возможно, с какими-то из них расстаться, а какие-то, напротив, доработать – задача нелёгкая, но творческая и интересная.
СЛАЙД Реализация творческого замысла: секреты лирического жанра
— Этап реализации творческого замысла – это и есть собственно процесс словотворчества. И сейчас мы вместе поучаствуем в творческом процессе и станем создателями поэтического весеннего «шедевра».
— Лирический жанр не похож ни на один из существующих в литературе. У него есть свои секреты. Коллеги, представим себя на мгновение пятиклассниками. В начале творческого пути обычно я открываю несколько секретов поэтического мастерства своим юным поэтам.
СЛАЙД Секрет 1: приём «устное словесное рисование»
— В студенческие годы мне посчастливилось познакомиться и получить творческий мастер-класс от удивительного педагога, доктора педагогических наук, заведующего кафедрой методики преподавания русского языка и литературы института имени Герцена, Владимира Георгиевича Маранцмана, который считал приём устного словесного рисования одним из главных творческих приёмов.
— Мы только что иллюстрировали предмет нашего разговора — чудесное время года – весну, подбирали образные средства выразительности: эпитеты, сравнения, олицетворения и т.д.
СЛАЙД Секрет 2: буриме – рифмованные концовки
— В стихотворении ударные и безударные слоги следуют друг за другом в строгом порядке.
— Коллеги, а зачем нужна рифма в стихах? (чтобы стихи звучали равномерно, размеренно; для создания ритмичности, для гармоничного звучания)
— Писать складно не так уж и трудно, но умение сочинять рифму не должно стать самоцелью, а предпосылкой развития вкуса ребенка: и художественной самооценки, и способности наслаждаться художественным творчеством других авторов.
— «Буриме» в переводе с французского языка – рифмованные концы, стихи на заданные рифмы. Детям очень нравится быть поэтами и сочинять небольшие стихи, используя буриме.
— Предлагаю вам поработать с творческими картами и выполнить задания по составлению рифм-буриме, а также попробовать продолжить мысль и составить четверостишие, используя придуманные рифмы. (на слайде – зима-…; весна -…; лето — …; пчела-…)
Группа 1: Зима – сосна, весна – от сна
Например:
Прошла холодная зима,
На смену ей пришла весна.
Проснулись сосны ото сна,
Ура! Ура! Как рада я!
Группа2: Лето – не спета, пчела – нашла
Например:
Еще не скоро будет лето,
Ведь песнь весны еще не спета.
А хлопотливая пчела,
На вербе первый мед нашла.
В то время, пока работает фокус-группа: Каждая творческая детская работа – результат самовыражения в слове. Большая часть из этих работ не лишена недостатков, но это, к счастью, не главное. Важно то, что сквозь все эти изъяны пробивается живое детское чувство, оригинальность мысли.
— (обращение к залу) Друзья! Может быть, поиграем в буриме-игру? Ваши варианты? Зима- … Весна-….Лето-….Пчела-…
— Спасибо. Начало творчеству положено. Что же получилось у моих помощников? (зачитывают свои варианты)
— Ну что ж, неплохо получилось. Спасибо.
СЛАЙД Секрет 3: приём «фантазии в строчке»
— Интересным приёмом словотворчества является приём «фантазии в строчке», когда предлагается только начало поэтических строк, а остальное необходимо продолжить. Это могут быть и перефразированные начальные строчки из стихотворений поэтов-классиков. Главное – заранее оговорить, какая это должна быть рифма (парная, кольцевая, перекрёстная)
— Коллеги, в ваших картах частично написаны строки, необходимо их продолжить.
Группа 1(перекрёстная рифма)
Уж тает снег, бегут ручьи,
И вдруг запахло всё весною
Засвищут в рощах соловьи,
И лес простится уж с зимою.
Чиста прозрачная лазурь
И ярче солнце засияло
Пора метелей, вихрей, бурь
Скорей бы всех нас миновала.
(за основу – поэтический текст Константина Аксакова)
Группа 2: (парная рифма)
Распустились почки, природа пробудилась,
Яркими лучами всё озолотилось,
А в лесу проснулся маленький подснежник
Выглянул на солнце нежно, очень нежно
И открылись словно от весенней ласки
Милые, прекрасные цветочки, как из сказки.
(За основу взято стихотворение Спиридона Дрожкина)
(группы работают около 2 минут, все ответы можно записать на карты)
СЛАЙД Секрет 4: приём ассоциаций
— (обращаюсь к залу) Друзья, пока работает группа, давайте подберём ассоциации к слову ВЕСНА. Пожалуйста, ваши варианты (солнце, тепло, радость, дети, природа, свобода, счастье, любовь, улыбки, пробуждение, фантазии…).
— Спасибо. Приём ассоциаций очень часто используется на уроках литературного творчества и во внеурочной деятельности по предмету, он помогает ребёнку выразить мысль нестандартно, способствует развитию творческой фантазии, воображения.
— А теперь вернёмся к моим помощникам. Коллеги, вы готовы? Пожалуйста, продемонстрируйте нам своё творчество. (зачитывают свои варианты)
— По-моему, замечательно получилось, вы прекрасно справились с заданием.
СЛАЙД Секрет 5: ритмика стихотворения
— Неоправданное нарушение ритмического рисунка – самая распространенная ошибка начинающего поэта. Как разобраться с этой проблемой? Элементарно. Считать слоги. Берете ваше стихотворение и записываете его следующим образом: большие буквы – ударные слоги, маленькие — безударные, одна гласная = 1 слог. Считаете – и переписываете, исправляете все «неровности» — до безошибочной ритмики.
— (обращаюсь к слайду и к фокус-группе) Давайте попробуем выполнить это задание, обратившись к стихотворению С. Есенина «Черёмуха». Итак, считаем слоги и записываем по формуле: большие буквы – ударные слоги, маленькие буквы – безударные слоги.
Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
— Итак, какая формула у нас получилась? (фокус-группа отвечает, а в это время я вывожу слайд с формулой)
СЛАЙД Ритмическая формула стихотворения С. Есенина «Черёмуха»
аАаАаАаА
аАаАаАаА
аАаАаАаА
аАаАаАаА
— Ритмика помогает создать настроение, передать вашу мысль в определённом темпе, задаёт тон стихотворению, помогает в подборе ассоциаций.
СЛАЙД Одобрение, признание творческих результатов
— Последним этапом словотворчества, не менее значимым, чем все остальные, является факт одобрения творческого процесса. Возможно, для взрослого человека это и не важно, но для ребёнка, который выбрал Вас в качестве друга – советчика – ценителя его первого творческого опыта – это очень важно.
Словотворчество, как и любая другая творческая деятельность, способно развить чувство меры, вкуса, эстетики и красоты. Словотворчество позволяет и ребёнку, и взрослому прикоснуться к миру прекрасного русского слова, заставит полюбить ещё больше родной язык.
Кто знает, может быть, в вас ещё не проснулся поэт? А, может быть, вы уже «пробуете перо», но пока не решаетесь свои творческие опыты вынести на всеобщее обозрение? По сути, это не так важно. Важно то, что словотворчество безгранично и ему все возрасты покорны. Вот что самое главное!
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Тазовская средняя общеобразовательная школа
Педагог дополнительного образования
Шпитонова Наталья Владимировна
МБОУ Тазовская средняя
общеобразовательная школа
п. Тазовский, 2014г.
Мастер- класс
Поэтическая мастерская
В рамках проведения Второго профессионального конкурса
педагогов дополнительного образования
«Моя профессия – педагог!»
Слайд 1
Тема: Стихи и проза. Ритм и Рифма.
Цель мастер- класса: ознакомление и овладение приемами стихосложения
Задачи: 1. научить различать стихотворный и прозаический тексты;
2. познакомить с ритмом, рифмой (её видами);
3. научить рифмовать слова, создавать буриме.
Педагог-мастер: Шпитонова Н.В.
Участники: педагоги образовательных учреждений
Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал
Продолжительность мастер — класса: 20 минут
Ход мастер — класса
Слайд 2
Вступительное слово.
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу показать вам, как впервые знакомлю воспитанников с прозаической и стихотворной речью, а также с основами стихосложения.
Почему этой теме я уделяю особое внимание?
Мне близка поэзия, люблю декламировать стихи, вижу творческий потенциал в своих воспитанниках, пытаюсь помочь раскрыть их таланты в стихосложении и художественном чтении.
Слайд 3
Я рада, что мои воспитанники стремятся понять стихи, учатся их слушать и слышать, развивают свой творческий потенциал.
I. Разминка «Имя – качество»
Прошу вас написать на визитке имя, по которому к вам можно обращаться. К имени придумайте и допишите качество (например, Катя – красивая). А вот и моя визитка – Наталья – мастер.
Слайд 4
II. Психологический настрой.
Мастер: Перед вами — 2 карточки (смайлики – настроение). Поднимите карточку, изображение на которой соответствует вашему настроению в данный момент. Спасибо.
Слайд 5
Введение в тему мастер – класса
Все, что перестает удаваться, перестает нас привлекать.
Франсуа де Ларошфуко
Вопрос-шутка
Мы на закате с поля возвращались,
Ядреным потом стылый воздух пах.
У каждого обветрено качалась
За плечом рубашка на граблях.
Назовите профессию человека, написавшего эти строки.
(Ответ: поэт)
III. Знакомство с прозаическим и стихотворным текстами.
Мастер: Сегодня мы с вами отправимся в поэтическую мастерскую. Но войти в неё непросто, надо раскрыть все тайны поэзии. А для этого надо усердно потрудиться.
Слайд 6
Тайна первая: наша речь.
Перед вами портреты трех известных людей. Назовите их.
(Сергей Есенин, Николай Гоголь, Михаил Лермонтов)
Все они – известные писатели.
Прослушайте два текста и определите:
- чем они похожи между собой и какие имеют различия;
- перу, какого писателя принадлежит один из предлагаемых тестов.
Чтобы лучше воспринять тексты, закройте глаза и попробуйте представить то, что вы услышите.
- Одинокий парус белеет в голубом тумане моря. Интересно, что он ищет в далёкой стране? Что он кинул в родном краю?
- Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?
- Чем похожи эти два текста? (Одинаков смысл, одинаковые картины)
- Чем они отличаются? (Второй текст звучит напевно)
Слайд 7
Слайд 8
- Кому из трех писателей принадлежит отрывок из стихотворения «Парус»? (М.Ю. Лермонтову)
Слайд 9
- Все ли писатели, из трех представленных вам писали свои произведения в стихотворной форме? (Нет. С. Есенин – в стихах, Н. Гоголь – в прозе,
М. Лермонтов – в стихах и прозе)
Слайд 10
- Сделайте вывод, как может быть организована наша речь? (проза и стихи; прозаическая и стихотворная речь)
Слайд 11
Тайна вторая: стихотворная речь.
IV. Знакомство с ритмом.
Мастер: Второй текст звучит ритмично. Где в жизни можно встретить ритм? (музыка, танцы, биение сердца, смена дня и ночи, смена времён года и т.п.)
Сделаем вывод, что же такое ритм?
Слайд 12
Ритм – равномерное чередование повторяющихся единиц.
Слайд 13
- Попробуем определить ритм этого стихотворения, с помощью хлопков, выделяя ударный слог (совместно с мастером)
Слайд 14
Вывод: В стихе это чередование ударного и безударного слога.
Тайна третья: рифма.
V. Знакомство с рифмой.
Мастер: Назовите ещё одно отличие стихотворного текста от прозаического (рифма).
Что же такое рифма?
Слайд 15
Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк.
(от греч. рифмос – стройность)
Пришло время поиграть. Каждому из вас я буду называть слово, а вы попробуете придумать к нему рифму.
Игра «Найди рифму».
парта — …(карта)
ученик -…(озорник)
пенал — … (журнал)
указка — … (сказка)
ручка — … (штучка)
соль — …(фасоль)
доска — …(тоска)
диск — …(риск)
мир — …(пир)
поэт — …(секрет)
Мастер: Молодцы. Все справились. А сейчас мы узнаем, какой бывает рифма.
Рифмы бывают разные:
Чудесные и прекрасные,
Весёлые и озорные.
А нравятся вам какие?
В стихосложении существует 3 вида рифмы: перекрёстная, парная и опоясывающая (кольцевая).
Определяется вид рифмы по паре строк, окончания последнего слова в которых одинаковы по звучанию. Представим (условно) их как А и Б.
( раздать листы с четверостишиями для индивидуальной работы)
Слайд 16
Перекрёстная АБАБ
А У Лукоморья дуб зелёный;
Б Златая цепь на дубе том:
А И днём и ночью кот учёный
Б Всё ходит по цепи кругом
Слайд 17
Парная ААББ
А В темнице там царевна тужит,
А А бурый волк ей верно служит;
Б Там ступа с Бабою Ягой
Б Идёт, бредёт сама собой…
Слайд 18
Опоясывающая АББА
А И там я был, и мёд я пил;
Б У моря видел дуб зелёный;
Б Под ним сидел, и кот учёный
А Свои мне сказки говорил.
Мастер: А сейчас вы попробуйте сами определить вид рифмы.
Перед вами карточки с текстами, какая группа быстрее определит виды рифмы в них? Внимание! Вам предстоит не только правильно определить вид рифмы, но и постараться выразительно прочитать данное четверостишье. Сигналом для меня — задание выполнено – будет ваша поднятая вверх рука.
Игра «Кто быстрее?» (работа в группах)
- Жил-был добрый Царь Матвей,
Жил с царицею своей
Он в согласье много лет,
А детей всё нет как нет. (парная)
- Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя. (перекрёстная)
- Я рос, как многие в глуши,
У берегов большой реки,
Где лишь кричали кулики,
Шумели глухо камыши. (опоясывающая)
- Школа моя деревянная!…
Время придет уезжать –
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать. (перекрестная)
- Мать и сын теперь на воле;
Видят холм в широком поле,
Море синее кругом,
Дуб зеленый над холмом. (парная)
- «Ты вразуми меня, герой, —
Со вздохом голова сказала, —
Твоя десница доказала,
Что я виновен пред тобой» (опоясывающая)
Мастер совместно с участниками соревнующихся групп определяет правильность ответа выступающей группы.
Слайд 19
Последняя тайна – буриме.
VI. Поэтическая мастерская (работа в группах)
Слайд 20
Мастер: А теперь мы отправимся в поэтическую мастерскую и сами попробуем сочинить стихотворение – буриме.
Буриме – в переводе с французского означает «рифмованные концы». Это давняя поэтическая забава, в которую играли, наверное, все, кто интересовался поэзией. Игра очень проста – задаются рифмы, которые надо разместить в конце строк создаваемого стихотворения.
Как вы думаете, для того чтобы быть поэтом, достаточно ли уметь рифмовать слова? (нет, нужно соблюдать чувство ритма и подбирать слова, подходящие по смыслу)
На полянку вышел зайка
Видит — там синичек стайка.
Он открыл свою шкатулку
Дал синицам с маком булку.
Слайд 21
Каждая группа выберет 1 пару рифмующихся слов на тему «Школа». Кто быстрее и лучше сочинит четверостишие?
1 группа: ручка — штучка, тетрадь – писать.
2 группа: книжки – малышки, урок – звонок.
(По завершению задания участники озвучивают свои четверостишия, голосуют за самые удачные смайликами).
VII. Итог мастер-класса
Мастер: Как часто мы думаем, что гениями рождаются? И написать стихотворение может лишь талантливый человек. Это верно, но лишь отчасти. Ведь работая над собой, постигая ту или иную «тайну», мы можем хотя бы прикоснуться к прекрасному, а может быть и стать творцом.
Слайд 22
Какие тайны стихосложения вы открыли для себя на мастер – классе «Поэтическая мастерская»?
Чему вы научились?
Слайд 23
Считаете ли вы, что добились определенного успеха в написании четверостиший?
Я желаю Вам успеха в вашей педагогической деятельности. Известен афоризм: «Счастливого человека может воспитать только счастливый человек». А можно сказать так: «Успех воспитаннику создает педагог, который сам переживает радость успеха»
Слайд 24
VIII. Рефлексия.
Мастер: А сейчас, я попрошу вас поднять карточку – смайлик, соответствующую Вашему настроению по завершению мастер – класса (спасибо) и заполнить листок обратной связи.
Благодарю за активную совместную работу! Всего Вам доброго!
Приложение 1
Перекрёстная АБАБ
А У Лукоморья дуб зелёный;
Б Златая цепь на дубе том:
А И днём и ночью кот учёный
Б Всё ходит по цепи кругом
Парная ААББ
А В темнице там царевна тужит,
А А бурый волк ей верно служит;
Б Там ступа с Бабою Ягой
Б Идёт, бредёт сама собой…
Опоясывающая АББА
А И там я был, и мёд я пил;
Б У моря видел дуб зелёный;
Б Под ним сидел, и кот учёный
А Свои мне сказки говорил.
Приложение 2
Группа 1
- Жил-был добрый Царь Матвей,
Жил с царицею своей
Он в согласье много лет,
А детей всё нет как нет
- Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя.
- Я рос, как многие в глуши,
У берегов большой реки,
Где лишь кричали кулики,
Шумели глухо камыши.
Группа 2
- Школа моя деревянная!…
Время придет уезжать –
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.
- Мать и сын теперь на воле;
Видят холм в широком поле,
Море синее кругом,
Дуб зеленый над холмом.
- «Ты вразуми меня, герой, —
Со вздохом голова сказала, —
Твоя десница доказала,
Что я виновен пред тобой»
Приложение 3
Группа 1
Ручка — штучка, тетрадь – писать.
Группа 2
книжки – малышки, урок – звонок.
Приложение 4
Листок обратной связи
«____» ___________2014 г. Ф.И.О.___________________________________
Образовательное учреждение
Уважаемые коллеги! Выскажите свое мнение о проведенном мастер — классе. В первых двух вопросах обведите кружком степень удовлетворенности.
- Я извлек для себя много пользы.
5 4 3 2 1 0 (я не извлек(ла) для себя пользы)
- Я полностью удовлетворен своей работой на мастер –классе.
5 4 3 2 1 0 (я не удовлетворен(а) своей работой)
- На мастер – классе было для меня:
самым полезным ________________________________________
самым приятным _______________________________________
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Новый Оскол Белгородской области»
» Сочинять стихи — легко!»
Мастер — класс
Русский язык, 2 класс
Подготовила учитель начальных классов
Зозуля Наталья Васильевна
Новый Оскол
» Сочинять стихи – легко!» Мастер – класс. Русский язык, 2 класс»
Тема проекта: «Рифма»
Цель проекта: 1.Постичь некоторые секреты рифмы
2. Научиться сочинять стихи
3.Составить сборник стихов обучающихся 2 «А» класса.
Задачи проекта: 1. Найти сведения о рифме
2.Уточнить, что умеет рифма
План мастер класса:
I. Организационный момент:
1.Вводное слово:
Чтобы разделить детей на группы я использую игровой момент: «Поможет нам в этом вот этот интересный цветок. Каждый из вас может взять из этого цветка один лепесток. Дети, у кого в руках оказался красный лепесток садятся за эти столы, с синим лепестком занимают следующие места, далее с белыми лепестками и последние столы занимают ребята с жёлтыми лепестками.
Для того чтобы настроить детей на работу я использую такие слова:
«Посмотрите, какая прекрасная погода за окном. Какое время года наступило? Правильно. За окном весна. Самое чудесное и необыкновенное время года. А какие изменения происходят в природе весной?
-п/о Тает снег, распускаются почки, появляются первые цветы.
Верно. Всё вокруг оживает, просыпается. Хочет прыгать, скакать, радоваться. Одним словом — весной душа поёт. В такое чудесное время года хочется, чтобы всё вокруг было необычным. Поэтому сегодня мы с вами проведем необычный урок русского языка и попробуем свои силы в поэзии.
2. Определение темы проекта.
Для того чтобы дети сами определили тему проекта я использую наводящие вопросы.
«А так как мы с вами заговорили о поэзии, давайте вспомним, какие произведения мы относим к поэтическим?
— п/о К поэтическим произведениям мы относим стихи.
— Вспомните стихотворение А.Л. Барто о весне, которое мы недавно учили наизусть и расскажите, пожалуйста.
-п/о А.Л.Барто «Веревочка».
— Замечательное стихотворение! А какие характерные признаки стихотворного текста мы знаем?
-п/о Характерными признаками стихотворного текста являются рифма и ритм.
— Правильно! Исходя из данных знаний, давайте попробуем с вами определить тему нашего проекта.
— п/о Тема нашего проекта «Рифма»
— Молодцы! Правильно! У вас на столах есть листы для работы. Запишем в них тему проекта.
Для определения целей проекта продолжаю беседу с детьми:
«А хотите ли вы узнать секреты рифмы? Да! Тогда давайте определим цели нашего проекта.
п/о Целью проекта может стать открытие новых секретов рифмы.
— Верно! Цель нашего проекта — постичь некоторые секреты рифмы и научиться сочинять стихи. Но чтобы достичь цели нам надо поставить перед собой задачи, решение которых и поможет нам прийти к нашей цели. Как вы думаете, что помогает нам раскрывать секреты неизведанного?
п/о Чтобы раскрыть какие — то секреты нам необходимо обратиться к книгам.
— Правильно! Поэтому наша задача — найти сведения о рифме. А так же узнать, что может рифма. Цели и задачи перед нами поставлены, можно приступать к работе»
II. Работа с проектом.
Предлагаю детям поработать со словарём, чтобы выполнить поставленные задачи:
1. « Что такое рифма? Обратимся к «Толковому словарю» Сергея Ивановича Ожегова. Давайте вспомним, в каком порядке располагаются слова в словаре и найдём значение слова рифма.
-п/о Рифма — это созвучие концов стихотворных строк . Об этом мы можем прочитать в «Толковом словаре» Ожегова.
Однозвучие конечных слогов в стихах, красный склад — так о рифме говорится в словаре В.Даля. Слово рифма пришло к нам из греческого языка.
Что значит — рифмовать?
— п/о Подбирать слова для получения рифмы.
— Кого называют рифмоплёт?
— п/о Плохой сочинитель стихов».
Предлагаю детям подумать, кто о рифме говорит в рифму?
2.Поэты воспевали рифму в своих стихах
Сладкозвучная богиня,
Рифма золотая,
Слух чарует,
Стих созвучьем
Звонким замыкая…
Фёдор Сологуб
Рифмы, милые мои,
баловни, гордячки!
Вы — как будто соловьи…
Вы — как музыка за мной …
Вы – как будто шар земной …
Булат Окуджава
А теперь предлагаю детям закрепить свои знания о рифме в практической работе.
3. Прочитайте стихотворение.
-Теперь,-
Сказал мне человек,-
Пора и нам сыграть.
Я буду доставать слова,
Ты должен рифмовать.
Достал он слово кочка,
А я ответил: бочка,
И строчка, и сорочка,
И сразу два листочка,
И на прощанье — точка.
Какие слова в нём рифмуются? Выпишите эти слова.
Продолжая урок, настраиваю детей на раскрытие новых секретов рифмы и знакомлю с видами рифм.
4. Виды рифм
Рифма бывает парная:
Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
Рифма перекрёстная:
Кошка на окошке
Рубашку шьёт,
Курочка в сапожках
Избёнку метёт.
Рифма опоясывающая:
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Для того чтобы дети могли воспользоваться данными знаниями на практике, предлагаю следующее задание.
Выпишите различные виды рифм из стихотворения.
Для расширения знаний детей о рифме сообщаю следующие сведения:
5. Где встречаются рифмы?
В фольклорных произведениях: в загадках , пословицах , потешках , закличках , в шутках , прибаутках, в стихотворениях, поэмах, в баснях и былинах, в песнях и балладах, в прозе…
6. Найдите рифму в прозе
Тук-тук-тук! В глухом лесу на сосне чёрный дятел плотничает. Лапками цепляется, хвостиком упирается, носом постукивает – мурашей да козявок из-под коры выпугивает; кругом ствола обежит, никого не проглядит.
Для того, чтобы дети немного отдохнули, включаю в урок игровой материал и творческое задание.
7. Что умеет рифма?
а) загадки разгадывать:
Живёт спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха,
Гуляет …
б) составлять акростих (отгадка прячется в загадке)
Закряхтел медведь во сне,
Ахнул филин на сосне…
Я под кустиком лежал,
Целый вечер продрожал!
в) запутывать:
В небе месяц и звезда —
Значит, это полдень? …
Если любишь ты балет,
То пойдешь в театр? …
г) шутить:
Простой вопрос для малышей,
Кого боится кот? …
Охранять муку и рис
Пригласим домашних …
д) играть в буриме (от франц. bouts rimes -«зарифмованные концы») — сочинять стихи на заданные рифмы. Например: цветок- листок.
Вот и пригодились нам волшебные лепестки цветка ещё раз. Поиграем в буриме. Сочините стихи на заданные рифмы, которые предлагают вам лепестки. Кто хочет прочитать своё стихотворение?
Чтобы дети смогли использовать полученные на уроке знания, предлагаю групповую работу.
8. Сочините стихи на заданные рифмы.
А теперь приступим к творческой работе в группе. У вас на столах есть заготовки страниц нашего сборника стихов. Попробуйте сочинить стихи на заданные рифмы. Запишите их на страничку.
Для подведения итогов работы, задаю детям вопросы.
III. Итог работы:
Что мы узнали о рифме?
— Значение слова «рифма».
— Кто о рифме пишет в рифму.
— Какая бывает рифма.
— Где она встречается и что умеет?
— Трудно ли сочинять стихи?
Вот у нас получился небольшой сборник ваших стихов. Вы можете продолжать сочинять стихи на любые темы и радовать ими ваших друзей, родителей, младших сестренок и братишек.
Выступление на мастер-класс
«Творческая мастерская «Поэзия – голос души»
Добрый день, уважаемые коллеги!
— Сегодняшнее наше занятие я хочу начать со сказки.
«Жил-был один очень деловой человек, который не замечал шелеста листьев, не любовался закатом, никогда не глядел на звезды. Он не любил ни музыки, ни стихов: ему всегда было некогда, он всегда куда-то спешил…
И вот однажды он заболел. Он подолгу лежал у открытого окна и вдруг услышал, как шепчутся листья! И впервые деловой человек заплакал не от боли, а от чего-то такого, что он не мог выразить словами.
У него словно приподнялся занавес с души: с этого дня он стал замечать всё красивое вокруг. И от этого он радовался и улыбался открыто».
— Что же так преобразило делового человека? (Он увидел красоту вокруг, в нём проснулась душа)
— А как и при помощи чего человек сможет поделиться с другими тем, что затронуло его душу? (При помощи творчества, искусства, например, поэзии…)
— Поэзия даёт возможность нам выражать чувства, учит мечтать. Поэзия – это крылья души, самая величественная форма, в которую может облечься человеческая мысль, это истинная и высокая правда о человеке, о его жизни, о жизни его души; это его духовное достояние, его искренность, нежность, доброта, любовь и другие чувства, существующие в сердце.
— Я приглашаю вас сегодня в творческую мастерскую «Поэзия – голос души», где мы с вами попробуем выразить свои чувства через искусство слова… Мастерская творческая, и я надеюсь, что каждый из вас сможет почувствовать себя сегодня творцом.
Ход занятия
— Если мастерская называется «Поэзия – голос души», то, что мы будем создавать? (Мы будем учиться писать стихи)
— Всегда ли нам легко выразить свои мысли, рассказать о своих чувствах? (Нет, трудно бывает подобрать слова, рифму)
— Как сделать так, чтобы наша речь была красивее, богаче, выразительнее? (Нужно больше читать)
— Валерий Брюсов утверждал: «Поэт – художник слов: они для него то же, что краски для живописи или мрамор для скульптора». А организуются слова в стихотворную речь при помощи рифмы и ритма.
— Я вас приглашаю в мир поэзии. Давайте с вами попробуем подобрать рифмы к словам.
— Подбери рифмы.
Природа – свобода, народа, погода…
Пора – гора, детвора, добра, серебра, игра…
Чудеса – небеса, голоса, словеса, полоса…
Мечтать – летать, знать, звать, развивать, танцевать…
Свет – привет, совет, рассвет, ответ, цвет…
— Но если подбирать рифму без определенного смысла, то получится набор фраз, помните, как это получилось у Незнайки: «Знайка шел гулять на речку, проглотил случайно свечку».
— Давайте усложним нашу задачу и попробуем дописать начатое произведение, отразив в четверостишии определенную идею.
— Продолжи строчку.
Природа – лучшее на свете.
Человек обязан знать,
Что ради жизни на планете
Ее он должен охранять.
— Стихи писать сложно, это дано не каждому, но научиться может попробовать каждый. А если совершенствовать свои навыки, то можно достичь определенных результатов в поэтическом искусстве.
Недаром многие русские поэты, начиная свою творческую деятельность, совершенствовали свои навыки, переводя зарубежную классику. Изначально они переводили стихи с иностранного языка в прозу, а затем прозу перекладывали на стихи, совершенствуя форму.
Перевод С. Я. Маршака стихотворения Роберта Бёрнса The Winter Of Life («Зима жизни») |
||
Оригинал на английском языке |
Проза |
Поэзия |
But lately seen in beautiful green, The woods rejoiced the day; Through gentle showers the laughing flowers In double pride were gay; But now our joys are fled On winter blasts away, Yet maiden May in rich array Again shall bring them all. |
Совсем недавно все в зелёном леса цвели. И даже в ливни радость жизни была в цветах. Но теперь исчезли былые радости, Зимний ветер всё сдул. Теперь их вернет лишь ясный май. |
Давно ли цвел зеленый дол Лес шелестел листвой, И каждый лист был свеж и чист От влаги дождевой. Где этот летний рай? Лестная глушь мертва. Но снова май придет в наш край И зашумит листва. |
Есть еще один важный фактор при создании стихотворных произведений – это вдохновение. Многих великих поэтов вдохновляли пейзажи русской природы.
Посмотрите на репродукции картин известных русских художников, изображающих природу в разные времена года. Постарайтесь написать несколько предложений, относящихся к тому времени года, которому ваши душа и сердце отдают предпочтение. Попробуйте нарисовать словами, то, что изобразили нам художники на своих полотнах, передать свои чувства в прозаической форме.
Видеофрагмент (Времена года).
Творческая работа.
— Надеюсь, что вы смогли выразить словами чувства, возникшие у вас в процессе просмотра.
Чтение получившихся предложений о каждом времени года.
— Попробуйте превратить прозаические мысли в поэтические.
Чтение получившихся четверостиший о каждом времени года.
Проза |
Поэзия |
Весна Природа проснулась. Пришла весна. В мире стало тепло и ярко. Как весело жить! |
Весна (Пишут самостоятельно) Природа пробудилась ото сна. Значит – к нам пришла весна. В мире стало ярче и теплей, Жить всем будет веселей! |
Лето Летом много солнца, света, счастья, тепла. Лето дарит нам, друзья, хорошие эмоции! |
Лето (Слайд 16) Сколько солнца, сколько света! Мы встречаем дружно лето! Море счастья и тепла Дарит нам оно, друзья! |
Осень Листья пожелтели. Птицы больше не поют. Люди хотят лета, но осень обязательно должна наступить. |
Осень (Слайд 15) Вот и листья пожелтели, Птичьи смолкли голоса, Люди лета захотели, Но без осени нельзя. |
Зима Природа зимой отдыхает от летней суеты. Все засыпает вокруг. Люди тоже отдыхают душой. |
Зима (Слайд 14) Зимой природа отдыхает От летней вечной суеты, Вокруг все быстро засыпает, Отдохни душой и ты. |
Рефлексия.
— Что вы испытывали в момент творчества? (Радость, восторг, интерес…)
— Появилось ли желание, написать еще хоть раз стихи?
— Какие слова, выражения понравились из прозвучавших?
— Какие трудности вы испытывали?
— Так скажите, каков труд поэта? Что он до нас должен донести? (Создать хорошее стихотворение трудно, но человек, чье сердце открыто для любви к людям, к матери, к природе, откликнется на голос поэзии).
— Желаю вам творческого вдохновения! А главное – помните, что ничего невозможного нет, нужно приложить максимум усилий, чтобы достичь результата. Притча «Все в твоих руках!»
— Спасибо вам, что хорошо поработали. Надеюсь, что у кого-то возникло желание попробовать себя в поэтическом искусстве. Я вам дарю небольшие сувениры – символы творчества.
3
29.11.2019
мастер-класс «Поэтическая мастерская»
Учитель начальных классов
Сегодня я хочу показать вам, как впервые знакомлю воспитанников с прозаической и стихотворной речью, а также с основами стихосложения.
Почему этой теме я уделяю особое внимание?
Мне близка поэзия, люблю декламировать стихи, вижу творческий потенциал в своих воспитанниках, пытаюсь помочь раскрыть их таланты в стихосложении и художественном чтении.
Как часто мы думаем, что гениями рождаются? И написать стихотворение может лишь талантливый человек. Это верно, но лишь отчасти. Ведь работая над собой, постигая ту или иную «тайну», мы можем хотя бы прикоснуться к прекрасному, а может быть и стать творцом.
Сегодня тайны стихосложения вы открыли для себя на мастер – классе «Поэтическая мастерская».
Оценить
557
Содержимое разработки
Мастер- класс
Слайд 1
Поэтическая мастерская
Цель мастер- класса: ознакомление и овладение приемами стихосложения
Задачи: 1.Научить различать стихотворный и прозаический тексты;
2. познакомить с ритмом, рифмой (её видами);
3. научить рифмовать слова, создавать буриме.
Ход мастер — класса
Слайд 2
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу показать вам, как впервые знакомлю воспитанников с прозаической и стихотворной речью, а также с основами стихосложения.
Почему этой теме я уделяю особое внимание?
Мне близка поэзия, люблю декламировать стихи, вижу творческий потенциал в своих воспитанниках, пытаюсь помочь раскрыть их таланты в стихосложении и художественном чтении. Позвольте мне предложить вашему вниманию своё стихотворение «Левокумье»
Слайд 3
Левокумский степной район,
Нет тебя благодатней и краше.
Как хочу дышать я тобой,
В этом мире нет воздуха слаще.
По степям люблю я бродить,
Где растут курай и тюльпаны,
Аромат чебреца пленит,
Наполняя душу стихами.
Ветер вольный тут частый гость,
Но меня не пугают порывы.
Унесусь с ним, как редкий бриз,
А вернусь дождичком грибным я.
Милый дом, я ценю тебя.
Левокумье – сердце родное!
Не скудей и живи, земля!
Процветай, мой район любимый!
Для нашей дальнейшей работы мне необходимо две группы
Слайд 4
I. Разминка «Имя – качество»
Прошу вас написать на визитке имя, по которому к вам можно обращаться. К имени придумайте и допишите качество (например, Катя – красивая). А вот и моя визитка – Лия – мастер.
Слайд 5
Мастер: Перед вами — смайлики – настроение. Поднимите тот, которой соответствует вашему настроению в данный момент. Спасибо.
Слайд 6
Деятельность – единственный путь к знанию. Говорил Бернард Шоу.
А творческая деятельность делает этот путь интересным, увлекательным, полезным.
Предлагаю вам послушать стихотворение
Я хочу врачом стать классным.
Буду всех лечить лекарством.
Очень вкусным, как конфета
Съел его болезней нету!
Назовите профессию человека, написавшего эти строки.
(Ответ: поэт)
Сегодня мы с вами отправимся в поэтическую мастерскую. Но войти в неё непросто, надо раскрыть все тайны поэзии. А для этого надо потрудиться.
Слайд 7
Тайна первая: наша речь.
Слайд 8
Перед вами портреты трех известных людей. Назовите их.
(Александр Пушкин, Николай Гоголь, Михаил Лермонтов)
Все они – известные писатели.
Прослушайте два текста и определите:
чем они похожи между собой и какие имеют различия;
перу, какого писателя принадлежит один из предлагаемых тестов.
— У лукоморья рос зеленый дуб. На том дубе золотая цепь. Ученый кот и день и ночь. Всё ходит, кругом по цепи.
— У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том.
И днём и ночью кот ученый,
Всё ходит по цепи кругом.
Чем похожи эти два текста? (Одинаков смысл, одинаковые картины)
Чем они отличаются? (Второй текст звучит напевно)
Кому из трех писателей принадлежит данный отрывок?(А.С.Пушкин)
Все ли писатели, из трех представленных вам писали свои произведения в стихотворной форме?(Нет. А.Пушкин – в стихах и прозе, Н. Гоголь – в прозе,
М. Лермонтов – в стихах и прозе)
Слайд 9
Сделайте вывод, как может быть организована наша речь? (проза и стихи; прозаическая и стихотворная речь)
Слайд 10
Тайна вторая: стихотворная речь.
Где в жизни можно встретить ритм? (музыка, танцы, биение сердца, смена дня и ночи, сменавремён года и т.п.)
Что же такое ритм?
Слайд 11
Ритм– равномерное чередование повторяющихся единиц.
Слайд 12
Вывод: В стихотворении это чередование ударного и безударного слога.
Слайд 13
Тайна третья: рифма.
Назовите ещё одно отличие стихотворного текста от прозаического (рифма).
Что же такое рифма?
Слайд 14
Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк.
Пришло время интерактива. Каждой группе я буду называть слово, а вы попробуете придумать к нему рифму.
Слайд 15
Игра «Найди рифму».
парта — …(карта) ученик-…(озорник)
пенал — … (журнал) указка — … (сказка)
ручка — … (штучка) доска — …(тоска)
соль — …(фасоль) диск — …(риск)
Молодцы. Все справились.А сейчас мы узнаем, какой бывает рифма.
Рифмы бывают разные:
Чудесные и прекрасные,
Весёлые и озорные.
А нравятся вам какие?
В стихосложении существует 3 вида рифмы:перекрёстная, парная и опоясывающая (кольцевая).
Определяется вид рифмы по паре строк, окончания последнего слова в которых одинаковы по звучанию. Представим (условно) их как А и Б
Слайд 17
Перекрёстная АБАБ
А У Лукоморья дуб зелёный;
Б Златая цепь на дубе том:
А И днём и ночью кот учёный
Б Всё ходит по цепи кругом
Парная ААББ
А В темнице там царевна тужит,
А А бурый волк ей верно служит;
Б Там ступа с Бабою Ягой
Б Идёт, бредёт сама собой…
Опоясывающая АББА
А И там я был, и мёд я пил;
Б У моря видел дуб зелёный;
Б Под ним сидел, и кот учёный
А Свои мне сказки говорил.
А сейчас вы попробуйте сами определить вид рифмы.
Перед вами карточки с текстами, какая группа быстрее определит виды рифмы в них? Внимание! Вам предстоит не только правильно определить вид рифмы, но и постараться выразительно прочитать данное четверостишье. Сигналом для меня — задание выполнено – будет ваша поднятая вверх рука.
Игра «Кто быстрее?»(работа в группах)
Жил-был добрый Царь Матвей,
Жил с царицею своей
Он в согласье много лет,
А детей всё нет как нет. (парная)
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя. (перекрёстная)
Я рос, как многие в глуши,
У берегов большой реки,
Где лишь кричали кулики,
Ш умели глухо камыши. (опоясывающая)
Школа моя деревянная!…
Время придет уезжать –
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать. (перекрестная)
Мать и сын теперь на воле;
Видят холм в широком поле,
Море синее кругом,
Дуб зеленый над холмом. (парная)
«Ты вразуми меня, герой, —
Со вздохом голова сказала, —
Твоя десница доказала,
Что я виновен пред тобой» (опоясывающая)
Мастер совместно с участниками соревнующихся групп определяет правильность ответа выступающей группы.
Слайд 19
Последняя тайна – буриме.
Слайд 20
А теперь мы отправимся в поэтическую мастерскуюи сами попробуемсочинить стихотворение – буриме.
Буриме – в переводе с французского означает «рифмованные концы». Это давняя поэтическая забава, в которую играли, наверное, все, кто интересовался поэзией. Игра очень проста – задаются рифмы, которые надо разместить в конце строк создаваемого стихотворения.
Как вы думаете, для того чтобы быть поэтом, достаточно ли уметь рифмовать слова? (нет, нужно соблюдать чувство ритма и подбирать слова, подходящие по смыслу)
Слайд 21
На полянку вышел зайка
Видит — там синичек стайка.
Он открыл свою шкатулку
Дал синицам с маком булку.
Каждая группа выберет 1 пару рифмующихся слов на тему «Школа». Кто быстрее и лучше сочинит четверостишие?
1 группа: ручка — штучка, тетрадь – писать.
2 группа: книжки – малышки, урок – звонок.
Как часто мы думаем, что гениями рождаются? И написать стихотворение может лишь талантливый человек. Это верно, но лишь отчасти. Ведь работая над собой, постигая ту или иную «тайну», мы можем хотя бы прикоснуться к прекрасному, а может быть и стать творцом.
Какие тайны стихосложения вы открыли для себя на мастер – классе «Поэтическая мастерская»?
Чему вы научились?
Считаете ли вы, что добились определенного успеха в написании четверостиший?
Слайд 22
А сейчас, я попрошу вас поднять карточку – смайлик, соответствующую Вашему настроению по завершению мастер – класса (спасибо)
Я желаю Вам творческих успехов в любом виде деятельности, ведь деятельность это единственный путь к знанию.
Слайд 23
Благодарю за активную совместную работу! Всего Вам доброго!
Приложение 1
Перекрёстная АБАБ
А У Лукоморья дуб зелёный;
Б Златая цепь на дубе том:
А И днём и ночью кот учёный
Б Всё ходит по цепи кругом
Парная ААББ
А В темнице там царевна тужит,
А А бурый волк ей верно служит;
Б Там ступа с Бабою Ягой
Б Идёт, бредёт сама собой…
Опоясывающая АББА
А И там я был, и мёд я пил;
Б У моря видел дуб зелёный;
Б Под ним сидел, и кот учёный
А Свои мне сказки говорил.
Приложение 2
Группа 1
Жил-был добрый Царь Матвей,
Жил с царицею своей
Он в согласье много лет,
А детей всё нет, как нет
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя.
Я рос, как многие в глуши,
У берегов большой реки,
Где лишь кричали кулики,
Шумели глухо камыши.
Приложение 2
Группа 2
Школа моя деревянная!…
Время придет уезжать –
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.
Мать и сын теперь на воле;
Видят холм в широком поле,
Море синее кругом,
Дуб зеленый над холмом.
«Ты вразуми меня, герой, —
Со вздохом голова сказала, —
Твоя десница доказала,
Что я виновен пред тобой»
Приложение 3
Группа 1
Ручка — штучка, тетрадь – писать.
Приложение 3
Группа 2
книжки – малышки, урок – звонок.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/384616-master-klass-pojeticheskaja-masterskaja
Также вас может заинтересовать
- Урок по балладе Симонова «Сын полка»
- Герои сказок А.С. Пушкина в изобразительном искусстве и литературе
- Олимпиада по литературному чтению 4 класс
- Разработка урока по литературному чтению Образ лирического героя в стихотворении Бальмонта Осень
- Урок литературного чтения «У природы нет плохой погоды» для 3-4 классов
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!