Текст: ГодЛитературы.РФ
Новые формы бытования литературы возродили интерес к короткому рассказу: текст в смартфоне на одну поездку, голос в наушниках на одну пробежку… Портал ГодЛитературы.РФ решил помочь читателям «войти в контекст» и напомнить лучшие образцы этого трудного жанра. Мы попросили писателей, издателей, редакторов и литературных критиков назвать четыре коротких рассказа, когда-либо произведших на них сильное впечатление. Три – классические, вплоть до конца ХХ века, и один – непосредственно XXI века.
Участие в опросе приняли 19 экспертов. Всего в итоговый список вошли 74 рассказа. Лидером по количеству выдвинутых рассказов оказался Иван Бунин (было выдвинуто пять его рассказов), а вот два рассказа Антона Чехова – «Скучная история» и «Спать хочется» – выбрали сразу по двое экспертов.
Публикуем списки рассказов в алфавитном порядке с указанием экспертов, выбравших их. При этом мы не стали делить тексты на написанные изначально по-русски и переводные, ведь мировая литература едина, и литература русская – ее неотъемлемая часть.
Лучшие рассказы до XXI века
- Амброз Бирс «Один офицер, один солдат» (Александр Снегирев)
- Хорхе Луис Борхес «Роза Парацельса» (Михаил Визель)
- Исаак Бабель «Ги де Мопассан» (Михаил Визель)
- Исаак Бабель «Письмо» (Ольга Аминова)
- Василий Белов «Колоколена» (Дмитрий Шеваров)
- Иван Бунин «Господин из Сан-Франциско» (Сергей Самсонов)
- Иван Бунин «Красавица» (Андрей Василевский)
- Иван Бунин «Натали» (Максим Замшев)
- Иван Бунин «Ворон» (Арсений Замостьянов)
- Иван Бунин «Чистый понедельник» (Ольга Аминова)
- Кир Булычев «Корона профессора Козарина» (Шамиль Идиатуллин)
- Анатолий Гаврилов «В преддверии новой жизни» (Владислав Толстов)
- Александр Вельтман «Иоланда» (Максим Амелин)
- О. Генри «Дары волхвов», пер. Владимира Бобкова (Ася Петрова)
- Николай Гоголь «Старосветские помещики» (Евгений Водолазкин)
- Федор Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке» (Арсений Замостьянов)
- Георгий Жжёнов «Саночки» (Василий Авченко)
- Юрий Казаков «Проклятый Север» (Василий Авченко)
- Юрий Казаков «Вон бежит собака» (Александр Снегирев)
- Юрий Казаков «Осень в дубовых лесах» (Дмитрий Шеваров)
- Раймонд Карвер «Что не танцуете», пер. Григория Дашевского (Александр Снегирев)
- Дэниел Киз «Цветы для Элджернона», пер. Светланы Васильевой (Шамиль Идиатуллин)
- Редьярд Киплинг «Мэ-э, паршивая овца…», пер. Марии Кан (Шамиль Идиатуллин)
- Юрий Коваль «Капитан Клюквин» (Дмитрий Шеваров)
- Хулио Кортасар «Письмо в Париж одной сеньорите» (Ольга Аминова)
- Сигизмунд Кржижановский «Сбежавшие пальцы» (Максим Амелин)
- Николай Лесков «Запечатлённый ангел» (Евгений Водолазкин)
- Джек Лондон «Кусок мяса» (Сергей Самсонов)
- Джек Лондон «Любовь к жизни» (Василий Авченко)
- Ги де Мопассан «Драгоценности» (Евгений Водолазкин)
- Владимир Набоков «Круг» (Михаил Эдельштейн)
- Владимир Набоков «Весна в Фиальте» (Вадим Левенталь)
- Николай Носов «Фантазёры» (Лев Данилкин)
- Константин Паустовский «Бриз» (Максим Замшев)
- Виктор Пелевин «Хрустальный мир» (Михаил Визель)
- Андрей Платонов «Возвращение» (Сергей Самсонов)
- Эдгар Аллан По «Низвержение в Мальстрём» (Вадим Левенталь)
- Валентин Распутин «Рудольфино» (Лев Данилкин)
- Александр Солженицын «Пасхальный крестный ход» (Андрей Немзер)
- Александр Солженицын «Абрикосовое варенье» (Андрей Василевский)
- Владимир Соллогуб «Метель» (Андрей Немзер)
- Владимир Сорокин «Геологи» (Лев Данилкин)
- Джером Дэвид Сэлинджер «Дорогой Эсме — с любовью и всяческой мерзостью», пер. Риты Райт-Ковалёвой (Ася Петрова)
- Джером Дэвид Сэлинджер «О эти губы и глаза зеленые» (Максим Замшев, Михаил Эдельштейн)
- Абрам Терц «Пхенц» (Владислав Толстов)
- Алексей Толстой «Гадюка» (Владислав Толстов)
- Иван Тургенев « Мой сосед Радилов» (Андрей Немзер)
- Эрнест Хемингуэй «Там, где чисто и светло», пер. Екатерины Романовой (Ася Петрова)
- Эрнест Хемингуэй «Снега Килиманджаро» (Александр Мелихов)
- Эрнест Хемингуэй «Недолгое счастье Фрэнсиса Макомбера» (Михаил Эдельштейн)
- Антон Чехов «Черный монах» (Александр Мелихов)
- Антон Чехов «Спать хочется» (Максим Амелин, Вадим Левенталь)
- Антон Чехов «Скучная история» (Александр Мелихов, Арсений Замостьянов)
- Василий Шукшин «Земляки» (Арсений Замостьянов)
- Василий Шукшин «Срезал» (Андрей Василевский)
XXI век
- Дмитрий Бакин «Нельзя остаться» (Сергей Самсонов)
- Сергей Болмат «Объект» (Лев Данилкин)
- Алексей Варламов «Ойоха» (Евгений Водолазкин)
- Марина Вишневецкая «Увидеть дерево» (Андрей Немзер)
- Мария Галина «В плавнях» (Шамиль Идиатуллин)
- Марианна Гончарова «Янкель, инклоц ин барабан» (Ася Петрова)
- Борис Екимов «Фетисыч» (Арсений Замостьянов)
- Борис Екимов «Ралли» (Дмитрий Шеваров)
- Олег Зоберн «Отмена посадки» (Александр Снегирев)
- Этгар Керет «Пони» (Михаил Визель)
- Павел Крусанов «Сотворение праха» (Максим Замшев)
- Павел Крусанов «Бессмертник» (Вадим Левенталь)
- Анна Матвеева «Девять девяностых» (Владислав Толстов)
- Павел Мейлахс «Вспышка» (Александр Мелихов)
- Захар Прилепин «Убийца и его маленький друг» (Василий Авченко)
- Дина Рубина «Посох деда Мороза» (Ольга Аминова)
- Ольга Славникова «Вещество» (Максим Амелин)
- Сергей Солоух «Метаморфозы» (Михаил Эдельштейн)
- Карина Шаинян «Что ты знаешь о любви» (Андрей Василевский)
СПИСОК ЭКСПЕРТОВ
- Василий Авченко, писатель и журналист, лауреат общероссийской литературной премии «Дальний Восток» имени В. К. Арсеньева.
- Максим Амелин, поэт, переводчик, лауреат премии «Поэт», главный редактор издательства «ОГИ».
- Ольга Аминова, редактор, литературный агент.
- Андрей Василевский, главный редактор журнала «Новый мир», поэт, лауреат премии Правительства РФ.
- Михаил Визель, шеф-редактор портала ГодЛитературы.РФ, критик, писатель, переводчик.
- Евгений Водолазкин, писатель, лауреат премий «Большая книга» и «Ясная Поляна», доктор филологических наук.
- Лев Данилкин, писатель, критик, лауреат премии «Большая книга».
- Арсений Замостьянов, писатель, литературовед, заместитель главного редактора журнала «Историк».
- Максим Замшев, писатель, главный редактор «Литературной газеты»
- Шамиль Идиатуллин, писатель, журналист, лауреат премии «Большая книга».
- Вадим Левенталь, писатель, редактор серии «Книжная полка Вадима Левенталя» издательства «Городец».
- Александр Мелихов, писатель, публицист.
- Андрей Немзер, литературовед и литературный критик, кандидат филологических наук, профессор НИУ ВШЭ.
- Ася Петрова, прозаик, лауреат премии «Книгуру», переводчик французской литературы.
- Сергей Самсонов, писатель, лауреат премий «Дебют» и «Ясная Поляна».
- Александр Снегирев, писатель, лауреат премии «Русский Букер», заместитель главного редактора журнала «Дружба народов».
- Владислав Толстов, журналист, публицист, редактор, ответственный секретарь премии «Национальный бестселлер».
- Дмитрий Шеваров, журналист, литературный критик, прозаик.
- Михаил Эдельштейн, литературный критик и литературовед.
Вам никогда не встречались рассказы, которые цепляли вас не хуже, чем многотомный роман? Я думаю, подобное хоть раз в жизни случалось с каждым.
Яркий тому пример знаменитый рассказ Эрнеста Хемингуэя, состоящий всего-навсего из шести слов, а в русской интерпретации их и вовсе только четыре: «Продаются детские ботиночки. Неношенные». Как Вам? Неплохо, да? Причем, впечатления от прочитанного у всех точно будут разными. Этот мини-рассказ уже окрестили лакмусовой бумажкой, которая сразу выявляет оптимистов и пессимистов. Про ботиночки Хемингуэй написал на спор. А пари заключалось в том, что писатель должен был придумать самую короткую историю, которая смогла бы вышибить слезу даже из прожженного циника. Понятно, что Хемингуэй вышел из того спора победителем. Вообще Эрнест Хемингуэй считается мастером короткого рассказа. И не зря. Его истории «Кошка под дождем», «Белые слоны» и многие другие уже давно стали классикой.
Американский писатель О. Генри тоже победил в конкурсе на самый короткий рассказ. «Шофер закурил и нагнулся над бензобаком, посмотреть много ли осталось бензина. Покойнику было двадцать три года» – написал О. Генри. В этой истории все в традициях О. Генри, даже добавить нечего. Разве что тем, кто кроме юмористических рассказов писателя, вроде «Вождя краснокожих», больше ничего не читал, стоит познакомиться также с историями «Дары волхвов» и «Последний лист». Неожиданная развязка и слеза на щеке гарантированы.
И уж коли мы взялись за короткие рассказы, никак нельзя обойти вниманием и нашего любимого Антона Павловича Чехова. Классик, которого, по моему мнению, никому еще не удалось переплюнуть. Один его рассказ легко вбирает в себя содержание целого романа. В процессе чтения перед нашими глазами проносится вся жизнь главного героя. Даже если о ней в тексте нет ни слова. Трудно назвать из всех чеховских рассказов самый лучший. По моему мнению, все они гениальные. Однако навскидку: «Который из трех», «Злоумышленник», «Ионыч», «Пережитое», «Гадальщики и гадальщицы». Чехов «умеет говорить коротко о длинных вещах».
Некоторые критики сравнивают с Чеховым и нашу современницу Элис Манро. В 2013 году эта канадская писательница стала лауреатом Нобелевской премии по литературе. Большинство рассказов Манро – это истории о людях, проживающих в глубинке, об их быте и повседневных драмах. Вот несколько рассказов писательницы: «Лес», «Жребий», «Лицо», «Настоящая жизнь».
Американец Роберт Шекли, пожалуй, один из немногих иностранцев, известных больше в странах бывшего СССР, чем у себя на родине. Его фантастические рассказы, наполненные юмором и иронией, пользовались особой популярностью среди советских книголюбов. Каждая история Шекли – маленький литературный шедевр: «Капкан», «Запах мысли», «Человекоминимум», «Страж-птица», «Форма», «Билет на планету Транай», «Ордер на убийство», «Верный вопрос», «Кое-что задаром». Всех и не перечесть!
Если зашла речь о фантастах, то стоит упомянуть и Стивена Кинга. В его копилке масса занятных рассказов. По многим из них сняты полнометражные художественные фильмы. Например, «Газонокосильщик» и «Дети кукурузы». Также следует отметить и такие рассказы как «Корпорация «Бросайте курить», «Короткая дорога миссис Тодд», «Грузовик дяди Отто», «Чувство, которое словами можно выразить только по-французски», «Ненавижу маленьких детей».
Другой известный фантаст Рэй Брэдбери свою писательскую карьеру тоже начинал с рассказов. Его сборник «Марсианские хроники» до сих пор пользуется большой популярностью. Я бы охарактеризовала рассказы Брэдбери так: «Бойся своих желаний!» Мне кажется, этим предостережением можно озаглавить большинство его историй. Однако лучше прочтите их сами: «Чудесный костюм цвета сливочного мороженого», «Каникулы», «Ревун», «Будет ласковый май», «Все лето в один день», «Озеро».
Английский писатель Нил Гейман по праву считается одним из лучших авторов фантастических рассказов. В 2010 году его «Блокиратор любопытства» получил престижную премию «Локус». Особого внимания заслуживают микрорассказы Геймана: «Старый Николас», «Не спрашивайте Джека», «Дочь сов», «Сметающий сны», «Младенчики». Они крохотные, но за ними потянется такой шлейф мыслей, что вы нескоро от него отделаетесь. А мне пришелся по душе «Троллев мост» – рассказ о пустой жизни.
Земляк Геймана Джон Кольер прославился своими хоррор-рассказами с неожиданной развязкой. Кстати, сам Брэдбери и тот же Гейман восхищались мастерством Кольера. Сборник новелл писателя «На полпути в ад», надеюсь, захватит вас с первой до последней страницы. Большинство читателей особенно отмечают рассказы: «Ничего, кроме хорошего», «Вы опоздали или я слишком
рано?», «Придуманный мистер Вельзи», «Спящая красавица», «Правильный шаг».
Итальянец Дино Буццати в основном писал романы и пьесы. Не понятно почему, ведь рассказы у него просто потрясающие. В 1958 году он даже получил литературную премию за сборник «Шестьдесят рассказов». Буццати был тяжело болен, когда написал свою последнюю историю «Полк уходит на рассвете». В этом рассказе вы найдете переживания умирающего человека.
Аргентинский поэт и прозаик Хулио Кортасар известен своими рассказами в жанре магического реализма. Первый изданный рассказ «Захваченный дом» Кортасар написал под влиянием ночного кошмара. И, как он признался в одном интервью, он использовал свои сны и для создания других произведений. Сборники рассказов Кортасара – «Бестиарий» и «Конец игры» – можно легко найти в интернете.
- Главная
- Все подборки
- Лучшие рассказы, которые можно почитать в свободную минутку
Любите читать, но не хватает времени? Жанр рассказа — то, что нужно! Небольшое произведение можно освоить всего за полчаса, а иногда — и за несколько минут. В наш список лучших коротких рассказов вошли шедевры мастеров малого жанра: Гоголя, Чехова, По, Джойса и многих других.
Автором самого короткого трагичного рассказа считается Эрнест Хемингуэй. Он состоит всего из нескольких слов: «Продаются детские ботиночки, неношеные». В нашем списке читателя ждут и другие его рассказы. Канадскую писательницу Элис Манро нобелевский комитет назвал вторым Чеховым. Ее новеллы также вошли в подборку.
О. Генри представляет читателю «Последний лист». Это история о художнике, талант которого обманул природу и спас человеческую жизнь. Тёплый и душевный рассказ Куприна «Куст сирени» повествует о маленьком чуде, на которое способен только любящий человек.
Читайте короткие рассказы из нашей подборки!
Лучшие рассказы, которые можно почитать в свободную минутку
Любите читать, но не хватает времени? Жанр рассказа — то, что нужно! Небольшое произведение можно освоить всего за полчаса, а иногда — и за несколько минут. В наш список лучших коротких рассказов вошли шедевры мастеров малого жанра: Гоголя, Чехова, По, Джойса и многих других.
Автором самого короткого трагичного рассказа считается Эрнест Хемингуэй. Он состоит всего из нескольких слов: «Продаются детские ботиночки, неношеные». В нашем списке читателя ждут и другие его рассказы. Канадскую писательницу Элис Манро нобелевский комитет назвал вторым Чеховым. Ее новеллы также вошли в подборку.
О. Генри представляет читателю «Последний лист». Это история о художнике, талант которого обманул природу и спас человеческую жизнь. Тёплый и душевный рассказ Куприна «Куст сирени» повествует о маленьком чуде, на которое способен только любящий человек.
Читайте короткие рассказы из нашей подборки!
Поделиться
Великан
«– …Вот пришел великан, большой, большой великан. Такой большой, большой. Вот пришел он, пришел. Такой смешной великан. Руки у него толстые, огромные, и пальцы растопырены, и ноги тоже огромные, толстые, как деревья, такие толстые. Вот пришел он… и упал! Понимаешь, взял и упал! Зацепился ногой за…
Здесь обсуждают тему «Кто является лучшим мастером короткого рассказа?» |
Кто является лучшим мастером короткого рассказа?
Варианты ответов | Мой голос | |
Р.Шекли | ||
Р.Брэдбери | ||
А.Азимов | ||
Р.Силверберг | ||
С.Кинг | ||
Другой | ||
Внимание! Для голосования Вам нужно пройти авторизацию
автор | сообщение | ||||
Anita магистр |
|
||||
nickolos магистр |
|
||||
Uldemir гранд-мастер |
|||||
Dark Andrew гранд-мастер |
|
||||
kon28 миродержец |
|
||||
Claviceps P. миротворец |
|
||||
Вертер де Гёте миротворец |
|
||||
Ерохин магистр |
|
||||
SergUMlfRZN миродержец |
|
||||
navin гранд-мастер |
|
||||
seregaS миродержец |
|
||||
kkk72 миротворец |
|
||||
nickolos магистр |
|
||||
olvegg гранд-мастер |
|
||||
Nonconformist миротворец |
|
||||
Claviceps P. миротворец |
|
||||
ceh миротворец |
|
||||
stMentiroso философ |
|
||||
SergUMlfRZN миродержец |
|
||||
Nina миротворец |
|
Новое сообщение по теме «Кто является лучшим мастером короткого рассказа?»
Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:
Авторизация