Математические сказки для детей
Математические сказки для детей. Сказки на математические сюжеты. Полный список
Читать авторские сказки
Читать народные сказки
Возможности сказок в формировании математических представлений дошкольников
Сказка обладает рядом неоспоримых достоинств, и именно они делают сказку привлекательной для психологической, терапевтической и развивающей работы. С давних времен люди использовали сказки, притчи, мифы как воспитательное средство. Они передавали и закрепляли нравственные ценности, правила поведения. Занимательные приключения героев сказок, образность языка делают интересной, безопасной и приемлемой даже самую суровую мораль. Также отсутствие жесткой персонификации помогает ребенку идентифицировать себя с главным героем, а неопределенность места действия не ограничивают фантазию ребенка.
Очень важно, что в сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек. Жизненный выбор, любовь, ответственность, взаимопомощь, преодоление себя, борьба со злом — все это «закодировано» в образах сказки. Тем более во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности («Два жадных медвежонка», «Волк и семеро козлят», «Цветик-семицветик» и т.д.).
В сказке, имеющей математическое содержание, все это сохраняется, только героями могут служить различные цифры, геометрические фигуры, но и также разные герои простых сказок, в сюжет включены разнообразные математические представления. Такие сказки также имеют действия приключенческого характера, усложненные разнообразными испытаниями, математического характера, которые должен выполнить персонаж вместе с маленькими слушателями.
Основные особенности волшебных сказок математического характера состоят в значительно более развитом сюжетном действии, в приключенческом характере сюжетов, что выражается в преодолении героем целого ряда препятствий, которые нужно преодолеть, совершив определенное математическое действие, в достижении цели; а также в необычайности событий, чудесных происшествиях, совершающиеся благодаря тому, что определенные персонажи способны вызывать чудесные явления, которые могут возникать и в результате использования особых (чудесных) предметов; в особых приемах и способах композиции, повествования и стиля.
На современном этапе разработано множество разнообразных математических сказок, такими авторами как Шорыгиной Е.А., Ерофеевой Т.И., Большуновой Н.Я и многими другими авторами. В математической сказке можно выделить свою особую структуру, которую выделили В.Ф.Любичева и Р.Р. Мухамедьянова:
— введение в сказочную страну, в которой живут сказочные математические объекты;
— разрушение благополучия, т.е. нарушение отношений, связей между сказочными математическими объектами;
восстановление этих отношений, связей и т.д.
В содержания математических сказок обязательно включены математические понятия и представления: о форме, величине, длине предметов, о геометрических фигурах, о времени, о пространстве , а также числа и др.
При использовании сказок в процессе обучения математике основной акцент делается не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, так как, увлекшись, дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое, и это новое входит в них естественно.
Осваиваемое содержание может быть включено в сказку в форме особого рода познавательных задач — загадок, выполнение которых становиться мерой социальной значимости героя (и его помощников — детей): волшебник покажет дорогу, если герой сказки вместе с детьми решит те или иные задачи (загадки). Такого рода ситуации типичны в сказках: женихов испытывает принцесса; Баба-яга испытывает Ивана Царевича и т.д. Этот способ эффективен, потому что в качестве задач или загадок легко может быть представлено любое содержание, в том числе и математическое.
Поэтому можно утверждать, что сказка и ее возможности в формировании математических представлений детей дошкольного возраста безграничны. Так как дети любят сказки, они знакомы им, потому, что используются и дома, и в детском саду. Сказка особенно интересна детям, она привлекает их своей композицией, фантастическими образами, выразительностью языка, динамичностью событий. Дети сами не замечают, как в их мысли проникают понятия, в том числе и математические. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживаются детьми. Математическое начало, которое содержится на самой поверхности, принимается и усваивается детьми непринужденно и легко.
Значение математических сказок для развития математических способностей
Для дошкольника средством развития математических способностей является сказка, которая представляет собой феномен культуры. Сказка играет в мышлении ребенка ту же роль, что в мышлении взрослого играет логика. Сказка идентична по своей структуре с сюжетно – ролевой игрой и является эффективным средством развития ребенка. В сказке представлены знания о мире, специфическая картина мира, соответствующая специфике детской картине мира.
Если система активности ребенка разворачивается в пространстве детской игры, то систему мышления ребенка образует сказка, заменяющая ему логику взрослого человека. Сказка позволяет детям в особой метафорической форме формулировать для себя специфические детские теоретические вопросы об устройстве Мира (о добре и зле, о жизни и смерти и т. д.) Исследования структуры сказки показывают, что сказка способна выполнять функции особой системы мышления. Она является также средством развития и самой детской игры, поскольку она расширяет пространство воображаемой ситуации в игре.
При использовании сказок в процессе обучения математике основной акцент делается не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, так как дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое.
Читать авторские сказки
Читать народные сказки
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ
Поспорили однажды четыре времени суток: утро, день, вечер и ночь.
— Я самое красивое время суток,- говорило молоденькое утро. – Я бужу солнышко, и оно окрашивает меня сиренево-малиновым светом. Все постепенно оживает, набирается сил. На траве блестят капли росы.
— Нет, — возражал ему деловитый день, — это я самое красивое время суток. Солнце уже в самом разгаре. Оно дает энергию. Все бодры и радостны, заняты своим делом. А небо, какое голубое!
— Вечером небо самое красивое – бордово – синее, — заявляет вдруг вечер. – Солнце постепенно садится. Все заканчивают свои дела. Ветер затихает, птицы смолкают. Приятная усталость касается всех, и приходит время для отдыха. На землю опускаются сумерки.
Тут раздается хрипловатый голос мудрой ночи:
— Самое замечательное небо – ночью. Как много звезд можно увидеть на нем и сколько интересного и поучительного! Вот Большая Медведица, а вот Полярная звезда. Тишина ласкает слух. Только сверчок где-нибудь поет колыбельную для тех, кто набегался, напрыгался за целый день и сейчас видит сладкие сны. Сны – такая таинственность! Они завораживают и уносят в свою далекую страну.
Так сидели, пили чай и хвастались друг пред другом времена суток.
Но вдруг раздался звонок в дверь, и вошла мама мальчика Саши. Времена суток сразу же узнали её. Они всё время сопровождали её и сына. Женщина всегда была веселой и жизнерадостной. Но сейчас её лицо было грустным. А в глазах блестели слезы.
Сашина мама рассказала, что с мальчиком приключилась беда. Злой волшебник заколдовал её сына, и теперь он все делает наоборот: днём спит, утром, когда все встают, готовится ко сну, вечером, когда все заканчивают работать, он только собирается вставать, а ночью, когда все спят, играет со своими игрушками.
Чего только не пробовала мама, чтобы расколдовать сына. Но ничего не помогает. Посоветовала ей одна добрая старушка обратиться к временам суток. Так она и сделала.
Думали, думали времена суток и решили обратиться к вам ребята. Чтобы снять заклятье, нужно ответить на вопросы. Давайте поможем Саше.
- Солнце встает, все оживает, птички радостно щебечут, цветы открывают свои головки навстречу солнечным лучикам. Как называется это время суток?
- Солнце в самом зените, жара, небо синее-синее. Звери и птицы прячутся в тень деревьев. Когда это бывает?
- Солнышко близится к закату, небо постепенно окрашивается в синевато-красные оттенки, все смолкает, лишь слышится шелест деревьев, когда пролетает ветерок да в траве поют цикады и сверчки. Когда это случается?
- Небо постепенно становится темно-фиолетовым, почти черным, солнца уже нет, на небе появляется луна, становится свежо и прохладно. Когда такое случается?
- Вы правильно ответили на вопросы о частях суток, а теперь вопросы сложнее.
- Как связано изменение частей суток с положением солнца на небе?
- Почему почти все засыпает ночью?
- Случайна ли последовательность наступления различных частей суток или это взаимосвязано между собой?
- Связана ли жизнь и деятельность людей с наступлением различных частей суток и природными явлениями, каким образом? А какое время суток больше всего нравится вам, ребята? Почему?
За синими морями, высокими горами в стране Геометрии жила-была девочка Маша, и был у нее братишка Ваня.
Как-то раз отпустили родители Ванюшку на полянку в лес погулять, а Маше строго-настрого приказали беречь братца. Девочка за ним следила-следила, да и заснула на травке.
А тем временем над полянкой пролетали Двойки-лебеди. Опустились они на поляну, посадили Ванюшу себе на спину, захлопали крыльями. Да и были таковы.
Проснулась Маша, а Вани и след простыл. Погоревала Маша, но делать нечего, пошла, просить помощи у царицы Геометрии. Та внимательно выслушала её, покачала головой и молвила: «Жаль мне тебя, Маша, ведь брата твоего похитили слуги графа Циркуля – начальника всех геометрических фигур. Но помочь тебе я не в силах, потому что, если я накажу Циркуль, он разозлится, и из моей страны исчезнут все геометрические фигуры, которые чертит Циркуль.
- Ребята, какие это фигуры?
Поэтому тебе самой придется разбираться с Циркулем, а помогут тебе мои подданные, которых ты встретишь на пути».
Надела Маша деревянные башмаки, взяла железный посох и тронулась в неблизкий путь. Прошла три леса, три моря, три горы, а куда идти дальше, не знает. Вдруг, откуда ни возьмись, катится Круг по тропинке.
- А другие геометрические фигуры могут катиться? Почему?
Круг и говорит: « Знаю, Маша, твою беду, а прислала меня наша добрая царица Геометрия. Поспеши за мной, и я укажу тебе путь к замку графа Циркуля».
Поблагодарила Маша Круг и побежала за ним. Он привел её к стеклянному дворцу Циркуля. Смотрит Маша через прозрачную стену и видит: её брат стучит по стеклянным стенам кулачками и плачет.
Стала Маша думать, как вызволить братца из беды. Вокруг никого нет, стекло толстое, разбить нельзя, а дверь на ключ закрыта. Как Маше ключ достать? Тут опять ей помог Круг. Он позвал своего брата Треугольника. Тот подпрыгнул, воткнул свой острый угол в замочную скважину, повернул два раза, дверь и открылась.
- Ребята, а какие ещё углы бывают у треугольника, кроме острого? Почему эти углы так называются?
Маша схватила Ваню за руку и бежать! А тем временем Циркуль возвращался с объезда своих владений. Вошёл он во дворец и обнаружил пропажу. Приказал лебедям лететь за беглецами и вернуть их. Маша с Ваней бегут, из сил выбиваются, а Двойки-лебеди летят быстро и вот-вот их нагонят. Что делать? Хорошо, что друзья вовремя подоспели: Прямоугольник с Треугольником. Поставила Маша Треугольник на Прямоугольник.
Получился домик, там дети и спрятались. Нарисуйте такой домик у себя на листе бумаги и посчитайте, сколько углов получилось у такого многоугольника?
Лебеди полетели в другую сторону.
Дети отдышались и побежали дальше.
Через некоторое время Маша услышала, что лебеди опять нагоняют их.
Но тут овал подоспел к ним на выручку.
Маша попросила его стать тучкой.
Овал быстро взлетел на небо, надулся и закрыл собою солнышко. Стало совсем темно.
- На что ещё похож овал?
Лебеди опустились на землю. Долго они ждали, когда солнце выглянет, снова светло станет. Тем временем Маша и Ваня добрались до дома. То-то было радости и веселья!
Пошли однажды Круг и Квадрат в поход. Взяли с собой рюкзаки, положили в них еду и отправились. Шли они полем, лесом, прошли луг и оказались на пригорке. Говорит Круг Квадрату: «Посмотри, Квадрат, какое чудесное место для отдыха внизу. Давай поскорее доберемся туда и отдохнём!»
Согласился Квадрат, стали они спускаться. Квадрат медленно шагает, с одной стороны на другую ему нелегко переваливаться. А Круг катится с пригорка быстро, обогнал он Квадрата и стоит внизу, поджидает друга и думает: «Почему Квадрат не катится также быстро, как и я?»
- Ребята, почему Квадрат не может катиться?
Спустился, наконец, Квадрат вниз, запыхался и говорит: «Давай, Круг, немного отдохнем, перекусим». Достали они из рюкзаков еду: у Круга фрукты и овощи: яблоки, апельсины, помидоры, а у Квадрата – бутерброды.
- Ребята, какой формы была еда у Квадрата? Какой у Круга? Нарисуйте её.
Верно, у Круга – все круглое, а у Квадрата еда была квадратной формы. Оказывается, даже еду каждый из них предпочитал по своему вкусу. Поделились они, пообедали, потом пить захотели. А воды с собой не взяли. Но тут увидели: вдалеке какой- то водоем блестит.
— Ура! Это ручей, — закричал Квадрат.
— Да нет, это лужа, — возразил Круг.
— А может быть, речка? – сказал Квадрат.
— А, по-моему, это озеро, из него можно пить, — ответил Круг.
- Ребята, угадайте, какой это был водоём, если я вам скажу, что он был овальной формы?
Да, это было чистое лесное озеро. Напились друзья, и пошли дальше. Шли-шли, солнце уже высоко стоит, стало жарко, решили сделать привал, отдохнуть. Квадрат прилег на одну сторону, лежит, отдыхает. А Круг крутится, как волчок, никак улечься не может. Тогда Квадрат предложил ему прислониться к нему, чтобы остановиться. Передохнули друзья, и пошли дальше.
Идут, уже стало совсем темно, надо искать место для ночлега. Видят: чья-то нора. Круг предложил: «Давай заберемся в эту нору и переночуем». Квадрат согласился. Круг быстро закатился в норку, устроился удобнее и уже собрался спать, а друга-то нет рядом.
- Ребята, как вы думаете, почему Квадрат не мог попасть в нору?
Да, она была круглая, как все норки. Пришлось Кругу вылезть, и стали друзья вместе думать: как же сделать так, чтобы им обоим было удобно? Тут они вспомнили, что у них в рюкзаке лопата припасена. Вынули они её и выкопали Квадрату ямку квадратной формы, постелили туда листьев и легли спать каждый на своём месте.
- Какое ещё решение проблемы можно было им предложить?
Утром Круг и Квадрат встали в хорошем настроении и отправились домой.
Стоит пенек, на пеньке – теремок. А в теремке живут Мышка, Лягушка, Ёжик да Петушок – Золотой гребешок.
Вот как-то пошли они в лес – за цветами, за грибами, за дровами, за ягодами. Ходили – ходили по лесу и на поляну вышли. Смотрят: там пустая телега стоит. Телега-то пустая, да не простая – все колеса разные: одно совсем маленькое колесико, другое – побольше, следующее – среднее, а последнее – большое – пребольшое колесище.
- Ребята, посчитайте, сколько всего колес было у телеги?
Телега, видно, давно стоит: грибы под ней растут.
Смотрят Мышка, Лягушка, Ёжик да Петушок, смотрят, удивляются. Тут Заяц на дорогу из кустов выскочил, тоже смотрит, смеется.
— Это твоя телега? – спрашивают Зайца.
— Нет, это Медведя телега. Он её делал- делал, не доделал, да и бросил. Вот она и стоит.
— Давайте возьмем телегу, — Сказал Ёжик.- В хозяйстве пригодится.
— Давайте, — согласились остальные.
Стали телегу толкать, а она не движется. Толкали-толкали – толку никакого! Телега то направо завернет, то налево упадет, то в ямку провалится, то на кочке застрянет.
- А как вы думаете, почему телега не ехала?
Правильно, потому что у неё колеса разные.
А Заяц хохочет, от смеха надрывается:
— Кому нужна негодная телега!
Устали все, а бросить жалко – в хозяйстве пригодится.
- Ребята, как же им можно доставить телегу домой?
Тут Ёжик догадался:
— Давайте все по колесу возьмем.
— Давайте!
- Какой формы бывают колеса и как их можно передвигать по дороге?
Сняли с телеги колеса, и домой покатили.
- Как вы думаете, кто взял самое маленькое колесико? (Мышка) Кто взял колесо побольше? (Лягушка) Кто взял колесо больше, чем у лягушки? (Ёжик) Самое большое колесо кто покатил? (Петух)
Да, Петушок вскочил на самое большое колесище, ногами перебирает, крыльями хлопает и кричит:
— Ку-ка-ре-ку!
Заяц смеется:
— Вот чудаки, домой разные колеса покатили!
Тем временем Мышка, Ёжик, Лягушка и Петушок прикатили колеса домой и задумались: что с ними делать?
- Ребята, могут ли пригодиться в хозяйстве колеса? Что из них можно сделать?
— Я знаю, — сказала Мышка, взяла самое маленькое колесико – прялку сделала.
Ёжик догадался: к своему колесу две палки приладил: тачка вышла.
— Я тоже придумала, — сказала Лягушка, и колесо побольше к колодцу пристроила, чтобы лучше воду было доставать.
А Петушок большое колесище в ручей опустил, жернова поставил и мельницу построил. Все колеса в хозяйстве пригодились: Мышка на прялочке прядет, Лягушка из колодца воду носит – огород поливает, Ёжик из лесу на тачке грибы, ягоды, дрова возит, Петушок на мельнице муку мелет.
Пришел как-то к ним в гости Заяц. Его как дорого гостя встретили: Мышка варежки связала. Лягушка морковкой с огорода угостила. Ёжик – грибами да ягодами. А Петушок – пирогами да ватрушками.
Стыдно стало Зайцу.
— Простите меня, — говорит. – Я смеялся над вами, теперь вижу – в умелых руках и разные колеса могут пригодиться.
Стояла поздняя осень. С деревьев давно облетели листья, и только на верхушке дикой яблони еще висело одно – единственное яблоко.
В эту осеннюю пору бежал по лесу Заяц и увидел яблоко.
Но как его достать? Яблоко высоко висит – не допрыгнешь!
— Кар – кар!
Смотрит Заяц – на елке сидит Ворона и смеется.
— Эй, Ворона! – крикнул Заяц. – Сорви-ка мне яблоко!
Ворона перелетела с елки на яблоню и сорвала яблоко. Только в клюве его не удержала – упало оно вниз.
— Спасибо тебе, Ворона! – сказал Заяц, и хотел было яблоко поднять, а оно, как живое, вдруг зашипело… и побежало. Что такое?
Испугался Заяц, потом понял: яблоко упало прямо на Ежа, который, свернувшись клубочком, спал под яблоней. Еж спросонок вскочил и бросился бежать, а яблоко за колючки зацепилось.
— Стой, стой! – кричит Заяц. — Куда мое яблоко потащил?
Остановился Ежик и говорит: «Это мое яблоко. Оно упало, а я — его поймал»
Заяц подскочил к Ежу:
— Сейчас же отдай мое яблоко! Я его нашел!
К ним Ворона подлетела.
— Напрасно спорите, — говорит, — это мое яблоко, я его себе сорвала.
Никто друг друга не слышит, каждый кричит:
— Мое яблоко!
Крик, шум на весь лес. Уже драка начинается: Ворона Ежа в нос клюнула, Еж Зайца иголками уколол, а Заяц Ворону лапой лягнул.
Вот тут-то Медведь и появился. Да как рявкнет:
— Что такое? Что за шум?
Все к нему:
— Ты, Михаил Иванович, в лесу самый большой, самый умный. Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть.
И рассказали Медведю все, как было. Медведь подумал, подумал, почесал за ухом и спросил:
— Кто яблоко нашел?
— Я! – сказал Заяц.
— А кто яблоко сорвал?
— Как раз я! – каркнула Ворона.
— Хорошо. А кто его поймал?
— Я поймал! – пискнул Еж.
— Вот что, — рассудил Медведь, — все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить…
— Но тут только одно яблоко! – сказали Еж, Заяц, и Ворона.
- Ребята, как можно разделить одно яблоко на всех?
Правильно, так Медведь и сказал:
— Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмет себе по кусочку.
И все хором воскликнули:
— Как же мы раньше не догадались!
- Ребята, предложите наиболее эффективные способы деления яблока на равные части.
Ёжик взял яблоко и разделил его на четыре равные части.
Один кусочек дал Зайцу:
— Это тебе, Заяц, ты первый яблоко увидел.
Второй кусочек Вороне отдал:
— Это тебе, Ворона, Ты яблоко сорвала.
Третий кусочек себе в рот положил:
— Это мне, потому что я поймал яблоко.
Четвертый кусочек перед Медведем положил:
— А это тебе, Михаил Иванович!
— Мне-то за что? – удивился Медведь.
— А за то, что ты нас всех помирил и уму-разуму научил!
Каждый съел свой кусочек яблока, и все были довольны, потому что Медведь рассудил справедливо, никого не обидел.
Математика в
Лесу
Однажды Цифра Один увидела в лесу зайчонка и сказала ему:
— Из всех лесных зверей только у тебя длинные ушки… Значит ты один такой длинноухий!
— Я не один, — возразил зайчонок, — у меня много братьев.
Пошла Цифра Один дальше, увидела белочку и похвалила ее:
— Во всем лесу только у тебя одной такой пушистый хвостик, значит ты одна такая красивая!
— Я не одна, — не согласилась белочка, — у меня много друзей бельчат.
Тут на поляну вышел медвежонок и запел: «Всех сильнее медведь в лесу».
– Ты один такой сильный зверь в лесу, – восхитилась цифра 1.
– Да, я один сынок у мамы, и я сильнее всех, – важно ответил медвежонок. Завтра у меня день рождения, и мне исполняется один год.
– Поздравляю! – воскликнула цифра 1, – надеюсь, ты будешь праздновать день рождения один и все угощение съешь сам?
– Одному плохо, – заревел медвежонок. – С кем я буду в прятки играть и песни петь. Это плохой праздник, если ты один.
— Почему никто не хочет быть один? — грустно спросила сама себя Цифра Один.
— А как вы думаете, ребята, почему?
На кого похожа
цифра 2?
Шла цифра 2 по дорожке и услышала чей-то плач под кустом.
– Я-я-я, потерялся.
Заглянула Двойка под куст и увидела там большого серого птенца.
– Кто твоя мама? – спросила цифра 2 у птенца.
– Моя мама красивая и большая птица. Она похожа на тебя, – запищал птенец.
Не плачь, мы ее найдем, – сказала цифра 2.
Она посадила птенца на свой хвостик, и они пошли искать маму.
Вскоре Двойка увидела над лугом красивую плоскую птицу с длинным хвостом.
– Это не твой птенец, красивая птица? – спросила Двойка.
– Я не птица, а воздушный змей. У меня даже нет крыльев.
– Пи-пи, это не мама, моя мама похожа на тебя, – сообщил птенец.
Побежала Двойка дальше и увидела, как на большое поле садится огромная лебедь.
С кем дружит
цифра 3?
Жил-был веселый Светофор. Он стоял на перекрестке и мигал тремя огоньками: зеленым, желтым и красным. Но однажды все три огонька потухли.
Что тут началось! Машины не могли проехать, потому что ехали все сразу. Пешеходы не могли перейти улицу, потому что боялись попасть под машины.
К счастью, в толпе пешеходов была маленькая девочка. Она знала, что светофор дружит с цифрой 3, и скорее ей позвонила:
– Алло, ваш друг светофор заболел, и ему срочно нужна помощь!
Цифра 3 тут же прибежала и принесла ему три вкусных треугольных печенья. Она угостила светофор печеньем, и он сразу загорелся.
Оказывается, светофор очень проголодался, и поэтому не мог больше работать.
С тех пор цифра 3 каждый день приходит в гости к светофору. Когда светофор показывает машинам своим красным глазком, и движение останавливается, цифра 3 кормит его тремя треугольными печеньями.
Четыре желания цифры 4
«Если это зверь с четырьмя глазами, четырьмя крыльями и четырьмя хвостами, значит, я с ним подружусь», – подумала цифра 4.
Зашла она в лесную чащу и услышала страшный рев:
– Кто пришел ко мне?
– Это я – цифра 4, – сказала цифра.
– Что ты принесла? – снова зарычал зверь.
– Четыре сладких печенья, – ответила цифра 4.
– Скорее, давай их сюда, – завопил страшный зверь.
Цифра 4 бросила зверю четыре печенья, и он мигом проглотил их.
– Я умирал от голода, а ты накормила меня, – вдруг замурлыкал зверь. – За это я исполню четыре твоих желания.
– Хочу, чтобы в мире было больше …
Пять органов чувств
Рано утром веселое пение птиц разбудило девочку. Она открыла глазки и зажмурилась от солнышка. С кухни вкусно пахло блинами.
Девочка вспомнила, что у нее под подушкой лежит леденец, и достала его. Леденец наполнил рот сладким малиновым вкусом. Мягкое одеяло обняло девочку, и она снова задремала.
Вдруг ушки девочки заговорили сердито:
– Мы услышали пение птиц и разбудили девочку, а вы, глазки, зажмурились от солнышка и не захотели просыпаться.
– Я позвал девочку завтракать вкусным запахом блинов, а ты, язычок, решил вместо завтрака скушать малиновый леденец, – упрекнул носик язычок.
– А вы, ручки, зачем спрятались под мягкое одеяло? – спросили хором нос и ушки.
Обиделись глазки, что их ругают, и рассердились:
– Раз так, мы больше не будем смотреть.
– Я тоже отказываюсь чувствовать вкус, – добавил язычок.
– А мы не хотим ощущать мягкое и твердое, холодное и горячее, – сказали ручки.
Услышала этот разговор цифра 5 и рассердилась:
— Что за безобразие! Вы, пять органов чувств, и всегда должны работать вместе.
– Доброе утро, доченька, – вдруг услышали ушки.
Глазки тут же открылись и увидели маму. Ручки крепко обняли маму. Носик вдохнул нежный запах маминых духов. Ротик проголодался и сказал: «Как вкусно пахнут блины!»
«Хорошо, что все мои пять органов чувств помирились», – обрадовалась
девочка.
Сказочная математика — Девочка и Цифра 6
Одна девочка никак не могла запомнить, как
пишется цифра 6.
Иногда она писала овал внизу, а
хвостик вверху, а иногда, наоборот.– Почему ты опять вместо цифры 6 цифру 9
написала? – сердилась мама.– У цифры 9 большая умная голова. Цифра 6
решила стать такой же умной и перевернулась, –засмеялась девочка.
–
Значит, твоя цифра 6 – цирковая акробатка, –удивилась мама.
Ночью девочке приснился цирк. Вместо зверей там выступали цифры. Они кувыркались, показывали фокусы и жонглировали.
Вдруг директор цирка объявил: «Выступают акробаты: девочка и цифра 6!»
Девочка вышла на арену, и цифра 6 ловко поставила ее на голову.
– Теперь ты должна посчитать всех зрителей в зале, – сказала цифра 6.
– Как я могу считать, стоя на голове? – сердито спросила девочка.
– А как я могу считать до шести, если ты превращаешь меня в цифру 9? – заплакала цифра 6.
– Извини, я больше не буду тебя переворачивать. Я привяжу тебе на хвостик шесть красивых бантика.
Цифра 7 и Семь цветов радуги
После дождика появилась в небе красавица радуга. Увидели два мальчика радугу и заспорили:
– Самый красивый у радуги красный цвет, потому что у меня есть новый красный велосипед. Хорошо бы вся радуга была красная, – сказал один мальчик.
– Нет, пусть вся радуга будет зеленая. У меня есть любимая зеленая машинка, – сказал второй мальчик.
Долго они спорили, и каждый свой цвет считал самым лучшим. Расстроилась радуга, услышав этот спор. Она всегда думала, что людям нравятся все ее семь цветов. От расстройства радуга растаяла навсегда, и люди разучились радоваться.
– Что делать? Это я радугу обидел, – грустно сказал один мальчик.
– Не горюй. Давай попросим цифру 7 вернуть все семь цветов радуги, – предложил второй мальчик.
Цифра 7, выслушав мальчиков, пошла к художнику и рассказала ему о том, что радуга пропала.
– Я нарисую радугу, если мальчики помирятся.
Художник рисовал картину целых семь дней недели. Когда картина была готова,
на небе снова появилась радуга.
Кто помог Цифре 8?
– Ой-ей-ей! – плакала цифра 8, – я упала, ушибла бок и опаздываю на урок. Сегодня дети должны учить цифру 8. Если я не приду, они меня не выучат.
– Давай мы поплывем на урок вместо тебя. Из двух овальных облаков дети могут сделать цифру 8, – сказали два облака.
– Нет, вы слишком большие и не поместитесь в классе, – грустно
возразила цифра 8.
– Может, я полечу на паутинке в школу вместо тебя? Я похож на маленькую Восьмерку, и у меня восемь ножек, – пропищал паучок.
– Нет, ты слишком маленький, и ветер может отнести твою паутинку совсем в другую сторону, – печально ответила цифра 8.
По дороге ехал мальчик на велосипеде. Он взял цифру 8 и отвез в школу.
Счастливая цифра 9
– У Пятерки есть пять пальчиков, у Семерки – семь ноток, а у меня ничего нет, – загрустила цифра 9.
– Ты можешь посчитать сразу девять предметов, – стали утешать цифру 9 другие цифры.
– Но мне нечего считать, – чуть не заплакала Девятка.
Солнышко пожалело цифру 9 и подарило ей девять солнечных лучей.
Обрадовалась цифра 9 и весь день считала свои девять лучиков. Когда наступил вечер, цифра 9 спрятала лучи в янтарные камушки, чтобы они не растаяли в темноте.
На другой день цифра 9 увидела на улице плачущую девочку. Девочке исполнилось девять лет, но ее мама с папой поссорились, и поэтому она плакала. «Нельзя оставаться без подарка в день рождения», – решила цифра 9 и подарила девочке янтарные камушки с солнечными лучиками.
Появление Ноля
– Я собою так хорош, я на солнышко похож, и на бублик, и на шарик, – громко распевал Нолик, шагая по дороге.
Все цифры тут же окружили его.
– Ой, ты овальный, как блин! Как тебя зовут? – спросила цифра 2.
– Меня зовут Ноль, и я известная личность. Куда не посмотрите, всюду меня найдете, в любом колесе, – гордо сказал Нолик.
– А что ты можешь посчитать? – поинтересовалась цифра 9.
– Все, что угодно, могу посчитать, – важно ответил Нолик и принялся считать. Но сколько он ни считал, выходил всегда ноль.
– Зачем ты нужен, если с твоей помощью нельзя посчитать даже один предмет, – засмеялись цифры.
– Неужели я совсем никому …
Как появилось число 10
Цифра 1 привела Нолик к себе домой, усадила гостя за стол и говорит:– Извини, Нолик, я не смогу тебя хорошо угостить. У меня в домике все по одному: одна чашка чая и один пирожок.
– А я сам с пустыми руками пришел в гости, – расстроился Нолик.
Цифра 1 поставила перед Ноликом тарелку с одним пирожком, одну чашку чая и села рядом с ним.
На столе вдруг появились десять пирожков и десять чашек чая.
– Нолик – это чудо! Вместе с тобой мы образуем, число 10! – радостно закричала цифра 1.
Она скорее побежала к другим цифрам и пригласила их к себе в гости на чай.
– Спасибо за приглашение, но у тебя в домике всего один пирожок и одна чашка чая, а нас много, – отказались цифры.
– Это раньше так было, но Нолик все изменил и чудесным образом увеличил все в десять раз.
«Сказка про Плюс и Минус»
Жили, не тужили Плюс и Минус. Друзья были не разлей вода. Но как случилась эта история, никто не… Читать текст полностью →
Сказка «Как числа нашли знаки и научились делать примеры»
В одном городе чисел жили-были три друга, числа Три, Пять и Восемь. Как-то раз, когда они… Читать текст полностью →
«Сказка о трёх царевнах»
В далёком царстве жил царь с тремя дочками. Они любили по вечерам решать задачки и разгадывать… Читать текст полностью →
Сказка «Случай из жизни Плоскости»
Велик властелин Пространство. Обширны его владения — нет им ни начала, ни конца в любом… Читать текст полностью →
Сказка «Победа знаний»
Это было давно.
В некотором царстве, в некотором государстве на престол взошел неграмотный король:… Читать текст полностью →
Сказка «Считалка»
Раз, два, три, четыре, пять, сказку надо начинать.
Про веселеньких друзей. Ты найди их поскорей…. Читать текст полностью →
Сказка «Как поссорились две подружки»
Жили-были две десятичные дроби. Одну звали Пять Сотых, а другую – Пять Тысячных. Жили они всегда… Читать текст полностью →
Сказка «Квадрокруг»
Когда-то, ученый изобрел очень странную фигуру. Она примерно выглядела вот так.
Ученый назвал ее… Читать текст полностью →
Сказка «О нуле»
Далеко-далеко, за морями и горами, была страна Цифирия. Жили в ней очень честные числа. Только Ноль… Читать текст полностью →
Сказка «О мудром короле»
Жил был в королевстве Математика король по имени Модуль. И было у него два сына – Плюс и Минус…. Читать текст полностью →
Сказка «Плюс и минус»
Жили в математическом мире два знака: плюс и минус. Они между собой всегда враждовали. Знак… Читать текст полностью →
Сказка «Ночной спор»
Однажды, когда вечер давным-давно кончился, а утро еще не началось, на школьной доске приключилась… Читать текст полностью →
Сказка «Лучшие друзья»
Жили-были два друга, Пятерка и Двойка. Однажды, Пятерка пошел в гости к Двойке, но, когда он вошел… Читать текст полностью →
Сказка «Город Чисел»
(фрагменты)
Это было очень давно. Тогда, когда в великой стране Математики в области чисел стояли… Читать текст полностью →
Сказка «Кривин Феликс Таблица умножения»
На последней странице тетради выстроилась таблица умножения. Строгие колонны чисел стоят, сомкнув… Читать текст полностью →
Сказка «Сравнение чисел»
Много лет тому назад, в одной загадочной стране был город под названием Математика, и там жили… Читать текст полностью →
Сказка «С кем дружит цифра Три»
У цифры Три есть веселый друг Светофор. Он стоит на перекрестке и подмигивает всем машинам и… Читать текст полностью →
«Сказка о том, как наступил порядок в королевстве Математики»
Жили-были в одной деревушке две маленькие Единички – девочки-двойняшки. Родители их неожиданно… Читать текст полностью →
Сказка «Про 0 и 1»
Жили- были в городе Математики числа и цифры. Они всегда спорили кто важнее и старше, даже… Читать текст полностью →
«Сказка о двух оценках»
В некотором царстве, в далёком государстве, в стране Школьных уроков жили — были не тужили рядом по… Читать текст полностью →
Сказка «Про то, как поспорили цифры»
Однажды собрались цифры: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,0 и начали спорить, кто из них главнее. Один сказал:
— Я… Читать текст полностью →
Сказка «Значение минуса»
Жили в одной волшебной стране два брата – Плюс и Минус. Плюс считал себя очень важным и говорил: «Я… Читать текст полностью →
Сказка «Двойка и пятёрка»
Жили-были Двойка и Пятерка. Двойка завидовала Пятерке. Пятерку все любили, ее хотели получить дети… Читать текст полностью →
Сказка «Большие Числа и трудяга Нолик»
Как-то Большие Числа решили отдохнуть, расслабиться и отправились в трактир. Были там русские… Читать текст полностью →
Сказка «Кривин Феликс Знакомство с Математикой»
В древности у одного математика было три ученика. Когда они в совершенстве овладели четырьмя… Читать текст полностью →
Сказка «Новоселье Шара»
(необычная история из жизни обычных геометрических тел)
В неопределенные времена в далеком… Читать текст полностью →
Сказка «Кривин Феликс Биссектриса»
Биссектриса — линия, делящая угол пополам. (Из учебника геометрии)
Заспорили Стороны угла, никак… Читать текст полностью →
Сказка «Дружественные числа»
Жило-было на свете число 220. Никто в стране с ним не дружил. Скучно и грустно было числу 220…. Читать текст полностью →
Сказка «Гордая цифра Один»
— Привет ракета! – воскликнула цифра Один, увидев остроносую ракету в небе. Я цифра Один похожа на… Читать текст полностью →
Сказка «Кривин Феликс Точка на плоскости»
Не знала Точка ни забот, ни тревог, но пришло время и ей подумать о своем месте на плоскости.
— Я… Читать текст полностью →
Сказка «Герой планеты «Фиалка»»
Сегодня на всей Земле шумел праздник. Впервые в истории человек отправлялся к планете «Фиалка», на… Читать текст полностью →
Сказка «О равнобедренном треугольнике»
В некотором царстве, в некотором государстве жила-была семья: мать-сторона, отец-сторона и сынок-… Читать текст полностью →
Сказка «История о круглых братьях»
Три брата были похожи друг на друга, но только тогда, когда на них смотрели сверху. Шар, Конус и… Читать текст полностью →
Сказка «Новогодняя сказка»
В одну предновогоднюю пору, случилась эта история в нашей семье. Все стали готовиться к празднику…. Читать текст полностью →
Сказка «Кривин Феликс Закон Всемирного Тяготения»
У Вселенной непорядок с одной Галактикой.
— Что это у тебя, Галактика? Как-то ты… Читать текст полностью →
Сказка «Кривин Феликс Уравнение с одним неизвестным»
Разные числа — большие и малые, целые и дробные, положительные и отрицательные — впервые… Читать текст полностью →
Сказка «Кривин Феликс Ноль»
Надоела Нолю холостая жизнь.
«Так вот живешь и ничего не значишь, — подумал он. — Надо множиться!»… Читать текст полностью →
Сказка «Кривин Феликс Секунда»
Был большой разговор о том, что нужно беречь каждую секунду. Сначала выступал Год. Он … Читать текст полностью →
Сказка «Знание правил»
Когда Оля пришла домой из школы, она решила сначала отдохнуть, а потом заняться уроками. Отдохнув… Читать текст полностью →
Сказка «О чем мечтает цифра Два»
Однажды цифра Два встретила лебедя и сказала ему:
— Я похожа на тебя, и мечтаю научиться летать.
—… Читать текст полностью →
12