Борьба натуральных чисел с Нулем Нулевичем
(сказка)
Автор — Райс Виктор,
ученик 5 «А» класса,
В Книжном царстве, Математическом государстве жили цифры. Их звали Единица, Два, Три, Четыре, Пять, Шесть, Семь, Восемь и Девять. Они жили дружно, но не любили младшего брата Единицу, так как имя у него было длинное, да и сам он был тощий, длинный, как жердь, нос в полроста. Правил этим царством злой король – Нуль Нулевич, со стражей нуликов. У него был прислужник Крестик – знак умножения. А для расправы над числами был у него палач Ластик.
Надоело братьям правление злого короля и решили они избавить от него страну. Пошли они во дворец к королю, а самого младшего брата с собой не взяли. Но стражники короля арестовали братьев и посадили их в темницу. Когда Единица узнал об этом, он бросился на помощь старшим своим братьям.
Единица прокрался мимо стражи и заглянул в окошко дворца и увидел, что король готовится ко сну. Вдруг кто-то хлопнул Единицу по плечу. Он обернулся и увидел палача Ластика. Ластик рассказал Единице, что злой король силой заставляет его стирать цифры. И Единица посоветовал ему сбежать от короля. Ластик послушал совет Единицы и ушел от Нуля Нулевича. Зашел младший брат во дворец короля, увидел что и стража, и сам кроль спят. А возле короля, в очерченной окружности, сидел знак умножения и плакал:
— Не хочу помогать Нулю Нулевичу творить зло!
Подбежал Единица к окружности, сунул туда свой длинный нос и помог Крестику выбраться. Тот выскочил из окружности и убежал из дворца, крикнув на ходу Единице «Спасибо!»
А Единица подошел к постели короля и разбудил его, громко крикнув:
— Вставай, Нуль Нулевич, уходи в бесконечность! А не уйдешь, хуже будет!
— Да как ты смеешь грозить мне? – засмеялся Нуль Нулевич прснувшись и увидев Единицу, — Я с тобой сейчас расправлюсь!
Тут король обернулся, чтобы призвать свою стражу, но увидев, что его слуги разбежались, задрожал, испугался, а с места сдвинуться не может. От Единицы отойти не в состоянии….
Вдруг раздался шум и они оба исчезли, а вместо них появилось новое, чудесное число, напоминавшее обоих сразу, так как состояло оно из двух цифр: единицы и нуля. Это было число 10.
Набежали тут жители Книжного царства, среди которых были и братья Единицы. Попросили они прощение у своего младшего брата за свое плохое отношение к нему. И Единица простил их. Жители, в благодарность за освобождение их страны от жестокого короля, признали Единицу старшим над братьями и стали звать Десяткой за храбрость и добрую душу.
Не нужное число
(сказка)
Автор – Гришина Кристина,
ученица 5 «Б» класса
Жили-были натуральные числа. Любое натуральное число можно было записать с помощью десяти цифр: 0,1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Цифра 5 была самая умная и ходила в библиотеку читать книги. Однажды цифра 5 прочитала в учебнике, что цифра Ноль не относится к натуральным числам. Пришла Пятерка к своим братьям и говорит:
— Ноль к натуральным числам не относится! Надо изгнать его из нашего города!
Растерялись остальные натуральные числа. Жалко им было цифру Ноль, да делать нечего: Пятерка ведь самая умная цифра и все ее слушались.
Обиделся Ноль и ушел из города. Думает: «Пусть попробуют без меня прожить!» Прошел день, ночь. Проснулись числа на следующее утро и не досчитались каждого десятого из своих собратьев. Не было среди них таких чисел, как 10, 100, 1000 и т.д., То есть всех тех чисел, в записи которых присутствовал Ноль. После 19 почему то шла цифра 2. В магазинах нельзя было ни купить, ни взвесить ни один товар. С экранов телевизоров исчезла любимая детская передача «100%». Все изменилось в жизни горожан с уходом от них Ноля.
Испугались числа.
— Что же мы наделали? – заплакала цифра 2.
— Что же теперь со всеми нами будет? – запищала цифра 1.
— Успокойтесь, — заверило всех цифра 7, — Надо пойти и найти Ноль, и попросить у него прощения.
Обрадовались числа и цифры и разбрелись по всему свету на поиски очень нужной цифры ноль. Повезло цифре % — виновному в изгнании Ноля – она первым заметила цифру Ноль, сидевшую на пеньке в одиночестве и думающего о том, как же ему жить дальше.
— Ты прости меня, Ноль,- кинулась к нему Пятерка, — мы без тебя не можем жить. Вернись к нам, пожалуйста.
Обрадовался Ноль, обнял цифру 5 и сразу получилось натуральное число 50.
— Ура!!! Ноль вернулся, — кричали цифры и числа.
А растроганный Ноль побегал к цифрам и числам, обнимал их и сразу они становились в 10 раз больше.
Все вернулось на свои места: Заработали магазины, вернулись на экран все телепередачи и жизнь потекла своим чередом! А очень умная цифра 5 стала прежде думать, чем делать и говорить. Пятерка очень боялась обидеть еще кого-нибудь.
Все цифры нужны, все цифры важны
(сказка)
Автор – Санаев Дима,
ученик 5 «а» класса
Жила-была одна девочка. И звали ее Катя. Училась она в первом классе. Училась плохо, получала одни плохие отметки. Однажды она подумала, зачем нужны единицы, двойки и тройки? И решила, что это плохие цифры, так как означают плохие отметки.
Услышали это цифры 1, 2 и 3, выпрыгнули из учебника математики и спрятались глубоко в Катином портфеле. А задали Кате на дом решить задачу № 864. Села девочка выполнять математику, а в учебнике нет цифр 1,2 и 3. В условии задачи должны быть числа 328 и 138, а стоят только цифры 8 и 8. Катя не обратила внимание на это и решила задачу с этим условием.
Конечно же, задача была решена неправильно и учитель, проверив домашнее задание, поставила Кате неудовлетворительную отметку.
Поняла Катя, что цифры ушли от нее и стала их разыскивать. Нашла девочка цифры в портфеле, попросила у них прощения и предложила вернуться им обратно в учебник. Цифры согласились, но при одном условии, что Катя будет хорошо учиться. На следующий день Катя получила четверку по математике. Теперь она понимала, что все цифры нужны.
Очень нужные цифры
(сказка)
Автор – Бурашников Саша,
ученик 5 «А» класса
Однажды мальчик Витя, получив очередную двойку по математике, загадал желание под Новый год. И его желание сбылось! Ведь, что не пожелаешь под Новый год, все всегда произойдет и сбудется! А желание было такое – Пусть все цифры разбегутся по всем частям света и никогда бы не нашлись.
На следующий день – 1 января – пошли Витя с мамой в магазин и увидели ужасную картину: продавцы не могут отбить чек, продать товар. Покупатели не могут купить игрушки, продукты, книжки и другой товар.
— В чем дело? – восклицают все
— Цифры исчезли, — отвечают продавцы в магазине.
Пошли Витя с мамой ни с чем домой. Дома мальчик захотел посмотреть телевизор, но у него снова ничего не получилось, так как исчезла нумерация каналов. Все передачи шли разом, образуя страшную какофонию. Дальше больше – отключили газ, воду, электричество, так как счетчики вышли из строя на станциях. Нет цифр – нет учета.
Понял Витя в чем дело, понял, что это он во всем виноват. Понял как необходимы простые цифры в нашей жизни и попросил цифры вернуться обратно. А еще Витя понял, как необходимы ему знания по математике и решил во чтобы то ни стало исправить двойку по математике и учиться только на положительные оценки.
Натуральные числа и их семейства
(сказка)
Автор – Черногорлов Артем,
ученик 5 «А» класса
Жили-были дед 10 и баба 7. Были у них маленькие внучата. Первый внук 2, второй 3. маленькие еще были, а подросли начали математику изучать, в школу за ней ходить.
Вот раз прибегают домой и говорят бабушке своей:
— Мы сегодня натуральные числа проходили, и такое изучили, что оказывается натуральный ряд бесконечен, а цифр всего до девяти.
Бабушка 7 подумала да как разохалась, поохала – поахала и пошла деда бранить.
— Ты, — говорит, — что ли за нами шпионишь, за натуральными числами, — и давай его шпынять.
Выгнала его и на душе сразу полегчало.
После этого жили бабушка 7, да внучата 2 и 3 весело, но без деда 10 жизнь стала скучной, невеселой. Грустно стало внучатам. Посоветовались они однажды и решили – да пусть и дед 10 с нами живет, но только не шпионит. И пустили его обратно в дом. Пришел дед 10 домой обратно, голодный, холодный. Радовался три дня, что его домой приняли. И стали они вместе жить – поживать – натуральные числа наживать.
Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец, по математике будет хорошо учиться.
Как девятка превратилась в шестерку
(сказка)
Автор – Габдуллина Настя,
ученица 5 «В» класса
Город, в котором жили цифры, назывался Цифирландия. Этого города нет на карте. А живет в этом городе очень дружный народ и веселый. Хочу познакомить вас с этим дружным народом.
Единица любит ходить в походы. Двойка любит играть в мяч. Тройка любит сочинять стихи. Четверка любит сочинять сказки. Пятерка любит ловить рыбу. Шестерка – лечить всех, кто заболел. Семерка любит ловить бабочек. Восьмерка любит рисовать, а Девятка – лазить по деревьям.
Однажды Девятка пошла гулять в парк, а в парке очень много деревьев. Идет Девятка по парку и увидела красивое дерево, называется это дерево клен. Недолго думая, Девятка, как кошка, забралась на него, ухватилась руками за ветку и начала качаться. Ветка была непрочная. Она быстро хрустнула и упала на землю, а с ней упала и Девятка. Пр падении Девятка от испуга превратилась в Шестерку. Неподалеку проходили Тройка и Пятерка. Они видели как с дерева кто-то свалился. Подбежали они к дереву, убрали ветку, чтобы посмотреть кто там лежит. И увидели лежащую Девятку, и спросили:
— Шестерка, это ты?
— Да вы что, с ума сошли? Какая я Шестерка? Я – Девятка! Просто я с дерева упала! – ответила разозленная Девятка.
— Тебе надо к врачу Шестерке! – сказала Пятерка.
Не теряя ни минуты времени, они схватили Девятку и понесли к врачу Шестерке. Вскоре они были на месте. Девятку положили на операционный стол и стали осматривать: что она повредила.
Девятка сказала:
— Доктор, я упала с дерева и при падении превратилась в Шестерку.
— Дело можно исправить, — сказал доктор.
— Но как?, — спросила Тройка.
— Очень просто, — ответил доктор.
Он взял Девятку в руки, намного потряс ее и перевернул.
— Вот и все, — сказал врач Шестерка.
Через несколько минут Девятка открыла глаза, слезла со стола и поблагодарила доктора за то, что он вернул ее к прежнему облику.
С тех пор Девятка изредка лазила по деревьям.
Сказка про страну Цифирию
Автор – Кайсарова Анна,
ученица 5 «В» класса
Далеко – далёко за морями и горами была страна Цифирия. Жили в ней очень честные и трудолюбивые числа. Только Ноль отличался от всех своей ленью.
Однажды пришло письмо цифрам. Зовет их к себе на службу королева Арифметика. Всем цифрам захотелось поехать. И собрались они в дальнюю дорогу. А чтобы добраться до королевства, нужно пройти четыре города. Первый город – Сложение, второй город – Вычитание, третий город– Умножение, а четвертый – Деление.
Шли – шли цифры и пришли в город Сложение. Он был очень красивый, зеленый. Цвели в нем цветы необычайной красоты, и зимы в этом городе не было. Жители города были честные умные числа. Они потребовали у цифр, чтобы они сложились и тогда они их пропустят. Все сделали цифры, только нулем были недовольны. То число, которое складывалось с ним, больше не становилось.
Пошли цифры дальше. Второй город – Вычитание. Маленькие числа, которые жили в городе, потребовали у цифр, чтобы они применили свойство вычитания числа из суммы. Выполнили цифры и это задание, но опять остались недовольны нулем – ответ в выражении, где находился ноль, не стал меньше, но и не стал больше.
Пошли цифры дальше и вот на их пути третий город – Умножение. Жители города потребовали от путников, чтобы они применили переместительный закон умножения. Выполнили цифры и это задание. Но Ноль опять ленится: в выражении, где число умножается на ноль или ноль умножается на число, результат ничего не значит. Цифра исчезает и остается только ноль. Рассердились цифры, но делать нечего – пошли дальше.
И, наконец, подошли они к четвертому городу – Делению. В этом городе жители потребовали поделиться числам на ноль. Но никто не захотел становиться в пару с нулем, так как помнили как исчезали цифры при умножении с нулем. С тех пор и пошло правило: «НА НОЛЬ ДЕЛИТЬ НЕЛЬЗЯ».
К счастью, королева Арифметика все цифры померила с этим лентяем Нулем. И стали цифры жить дружно и счастливо.
Случай с цифрами
(сказка)
Автор – Галютина Ариадна,
ученица 5 «Б» класса
Бежала рано утром Единичка по лесной поляне. Прибежала к маме Двойке.
— Мама, мама! На поляне много цифр стоит. Я из них хотела одно число сделать. Да цифр так много, что я с ними не справлюсь.
— Быть не может! Пойдем, посмотрим.
Пришли они на поляну, смотрит мама – двенадцать цифр стоят.
— Понимаешь, дочка, есть способ, с помощью которого очень просто прочитать число.
И все цифры дружно сказали это правило:
— Чтобы прочитать число, нужно слева направо, по очереди, назвать разряд каждого класса, называя сам класс. Не произносят только названия класса единиц и класса, в разрядах которого стоят нули.
— Мамочка, а что такое класс?
— Чтобы прочитать число, нужно разбить его, начиная, справа налево, по три цифры. Группа, в которой три цифры, и называется классом, — ответила мама.
— Как интересно! Теперь я и сама могу прочитать любое число! – закричала восторженно маленькая Единичка.
На опушке цифры расположились в следующем порядке: 1 2 5 3 8 9 0 0 0 2 8 6.
— Это значит, 125 миллиардов 389 миллионов 286! Ура!!!!! Получилось!!!
Тут цифры вытащили из карманов колокольчики и зазвонили, радуясь правильному ответу.
Вот тут я и проснулась. До того как лечь спать, я учила классы очень долго, но выучить не могла. Но теперь, после необыкновенного сна, я была уверена в своих знаниях!
Математическая сказка
Автор – Иванченко Надя,
ученица 5 «Б» класса
Жили-были цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0. Однажды пошли они гулять по тетрадным листам и никого не встретили, кроме своих близнецов.
— Вот это да! – воскликнули они в один голос, — А разве других цифр нет. Это же безобразие, с этим надо что-то делать!
Но как? Этого никто не знал. Но тут проходил мимо знак Минус.
— Минус, миленький! – воскликнула цифра 5, — Ты не можешь нам помочь?
— А что случилось? – спросил Минус.
— А вот, — сказала скромная цифра 6, — Мы гуляли по тетрадным страничкам и не встретили никаких других цифр.
— Я знаю, как помочь вашему горю, — сказал Минус. – Нужно позвать остальные знаки арифметических действий: Умножение, Сложение и Деление, а еще и ваших близнецов.
— Но кто же пойдет звать их?
И решили цифры посчитаться. Но пока они считали считалочку все знаки и все их цифры близнецы уже пришли к ним сами.
— Смотрите, они пришли сами! – закричал Ноль. – Теперь мы не будем скучать, это точно! Нам теперь есть чем заняться!
Пятерка с плюсом
(сказка)
Автор – Асадулина Настя,
ученица 5 «В» класса
— Караул! Спасите! – кричала бедная Пятерка что есть мочи, улепетывая по улице.
— Что с тобой? Что случилось?
— Что? – воскликнула Пятерка. – Неужели вы не видите, что за мной гонится Вычитание?
— Ну уж скажешь тоже, несчастье..! – ответили окружающие.
Но несчастье все-таки случилось, да еще какое! Вычитание подскочило к бедняжке сзади, сграбастало ее за шиворот и ну полосовать свое острой-преострой шпагой, которую все принимали за обыкновенный минус. Только клочья полетели от бедной Пятерки, и неизвестно, что осталось бы от нее, если бы мимо не проехала иностранная машина. Вычитание оглянулось на минутку, чтобы посмотреть, нельзя ли ее немного укоротить, а Пятерка не будь глупа — в сторону, юркнула в первое попавшее место и забилась в самый темный угол. Однако она была уже не Пятерка, а Четверка с разбитым носом.
Вдруг Четверка слышит голосок ласковый, нежный:
— Бедняжка! Кто тебя так отделал? Ты подралась со своими товарками, да?
Если бы Четверка знала, что это Деление, то она убежала бы. Но не успела Четверка прошептать «Добрый вечер!», как Деление выхватило страшные ножницы и разрезало Четверку пополам. Осталось две Двойки. Одну Деление запихало в карман, а другая не растерялась и бегом за дверь. Перебежала через улицу и вскочила в трамвай.
— Когда-то я была Пятеркой, — заплакала Двойка.
Кондуктор посмотрел на Двойку и проворчал:
— Ездят тут всякие! Пешочком им никак не ходится!
Ученики, ехавшие в трамвае, вскочили со скамеек и кинулись подальше от Двойки.
Сошла Двойка с трамвая на ближайшей остановке, идет пригорюнилась, слезы льет и вдруг… наступила кому-то на ногу.
— Ой, простите, пожалуйста, сеньор! – пролепетала она.
Но сеньор не рассердился. Он даже – чтобы вы подумали? – улыбнулся! От удивления Двойка открыла глаза и стала вглядываться в сеньора. Она глядела, глядела, глядела и вдруг узнала! Ба! Да ведь это Умножение! Доброе старое Умножение. Ни у кого на свете нет такого доброго сердца, как у дедушки Умножения. Для него невыносимо видеть чужое горе. Не успела Двойка сказать слово, как Умножение умножило ее на три! Теперь Пятерка с плюсом!!! Потому что в школе учителя вместо шестерки ставят пятерку с плюсом!
— Ура!!! – закричала счастливая Пятерка с плюсом, — Теперь-то меня непременно переведут в следующий класс. Как-никак пятерка с плюсом!
Презентация 5 класса по предмету «Математика» на тему: «Натуральные числа. Математическая сказка. Аксёнов Алексей. Ученик 5 «В» класса.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1
Математическая сказка про натуральные числа Аксёнов Алексей. Ученик 5 «В» класса.
2
В королевстве Математика Жил король девятка и была у него дочь единица. И не было у неё друзей. Король приказал собрать все натуральные числа. В королевство приехали все натуральные числа и ноль. Натуральные числа смеялись над нулём. Но принцессе понравился ноль. Король разрешил нулю жить в замке. А ноль попросил короля чтоб все натуральные числа жили вместе.
3
И пошли натуральные числа и ноль в крестовый поход. Им на пути встретились два брата плюс и минус, и не могли они решить кто из них главный. И вызвал минус своего брата на дуэль. Но ноль остановил их и сказал, — «Ребята давайте жить дружно! Вы оба главные, мы натуральные числа не сможем обходиться без вас в королевстве Математика». И до- шли натуральные числа до княжества умножение и деление. Решили натуральные числа отдохнуть в этом княжестве, но нолю отказали в пропуске, потому что на ноль нельзя умножать и делить! Натуральные числа обиделись и вернулись домой.
4
Сценарий. Аксёнова Алексея Над текстом работали. Аксёнова Валерия. Аксёнов Алексей. Над эффектами работали. Аксёнова Валерия. Дали идею. Коленкова Александра Семёновна.
Математика — это точная, но сложная наука, которая присутствует в окружающих явлениях и сопровождает нас всю жизнь. Математическая сказка – особый прием в педагогике, который помогает ребенку понять азы математики и легче усваивать информацию в дальнейшем. Специалисты утверждают, что в форме сказки малышу полезнее всего постигать законы мироустройства, знакомиться с нормами поведения и даже изучать математические основы.
Почему именно сказка?
Сказка – уникальное средство для обучения ребенка. Это метафора, поняв которую, малыш сможет применять общее правило в разных ситуациях. Сказка с математическим содержанием – это приключение, героями которого становятся цифры, арифметические знаки, геометрические фигуры или знакомые детям персонажи из народных сказок. Сюжет содержит понятия о времени, количестве, величинах, формах и осложнен математическими проверками и задачами.
Математическая сказка играет важную роль в обучении, например:
- способствует формированию собственного математического и логического мышления;
- выполняет познавательную функцию;
- учит выполнять простейшие арифметические действия;
- знакомит с цифрами, математическими понятиями, терминами;
- объясняет взаимосвязь между предметами и явлениями окружающего мира.
Основы науки в сказках объясняются ненавязчиво, легко и доступно для ребенка, поэтому педагоги успешно используют сказки как в подготовке дошкольников, так и в программе по математике для начальной школы.
Математические сказки для дошкольников
Привить ребенку усидчивость и любовь к числам не всегда легко, а сказки про цифры позволяют сделать это в игровой форме. Лучше подобрать сказку с рисунком – так малышу легче представить необычных героев. Попробуйте нарисовать простенькие иллюстрации сами или привлеките к процессу ребенка.
Ниже приведены примеры сказок для дошкольников.
Ноль и Единица
В одном городе жили цифры от 0 до 9. Они всегда спорили и хвастались друг перед другом, кто больше или старше. Цифры даже придумали для себя знаки «>» и «<», так им легче было хвастаться. Некоторые цифры очень грустили, особенно доставалось Нолику и Единичке, ведь они были самыми маленькими, и их постоянно дразнили: «Малыши!».
Однажды Ноль и Единица сидели и плакали от обиды, что они ничего не могут сделать против старших цифр. Тогда они взялись за руки, чтобы было не так обидно. Ноль с Единицей шли по улице, а другие цифры как-то странно на них смотрели — как будто снизу. Друзья дошли до витрины магазина и увидели в отражении, что они стали большими, как никогда! Даже больше, чем цифра 9! Так получилось число 10. Другие цифры посмотрели на 10 и поняли, что если объединиться и действовать сообща, то можно стать сильнее и больше.
Спор геометрических фигур
Заспорили Квадрат, Треугольник и Круг, кто из них важнее.
— Я важнее, ведь у меня больше всех углов – целых четыре! — сказал Квадрат.
-Ну и что, зато мои углы острее, чем твои, значит, я лучше! – возразил Треугольник.
— У меня хоть углов нет, зато я могу катиться по дорожке, а вы будете до вечера перекатываться на своих углах, – ответил на это Круг.
— Ну, можешь ты катиться, а дальше что? Никому фигура без углов не нужна, – сказал Квадрат, а Треугольник его поддержал, – даже дом не построишь без квадрата или треугольника: стены да окна у дома квадратные, а крыша – треугольная. А круга там и в помине нет!
Тут Круг говорит:
— Посмотрите на небо, там солнце, оно самое важное на небе, а оно на круг похоже! Значит, я тоже важен! Луна тоже круглая, а без нее ночью темно.
Посмотрели Квадрат с Треугольником на небо: действительно, солнце – как круг. И луна ночью круглая. Поняли фигуры, что они все важны.
— Да, — сказал Квадрат, — правда, без круга тоже никак. А вокруг нас, оказывается, столько круглых, квадратных и треугольных предметов.
Задание: А вы сможете найти такие предметы у себя дома?
Сказки для начальной школы
В начальной школе творческие способности детей лучше всего проявляются в групповых или самостоятельных проектах. Одно из таких заданий в 3 классе – математическая сказка. Можно сочинить свою собственную историю о цифрах, геометрических фигурах или использовать готовую, оформив ее иллюстрациями от руки, сделать вместе с родителями презентацию на компьютере из слайдов или придумать другой вариант. Сказка может быть написана в прозе или в стихах. Вот лишь несколько примеров математических сказок для 3 – 4 кл.
Сказка о ленивом нуле
В маленькой стране Цифрии жили цифры. Все были трудяги, только Ноль был пузатый и ленивый.
Как-то узнали товарищи, что в соседнюю страну Арифметию на службу требуются цифры, чтобы составлять уравнения и задачи для учеников. Цифры обрадовались, что теперь могут работать на благо детей, и отправились в путь. Только дорога был нелегкая. Путь пролегал под палящим солнцем, а впереди было 4 реки, которые нужно было перейти, а заодно потренироваться в арифметике.
Вот дошли они до первой реки под названием Сложение. Подбежали циферки к реке попить, а та сказала: «Я дам вам воды, но сначала вы встанете по парам и сложитесь, чтобы получилось новое число». Все цифры быстренько встали по парам, выполнили задание, а одна цифра зазевалась, ей достался Ноль. Как ни складывалась цифра с нулем, сумма не изменилась, пришлось уйти, не попив воды.
Шли цифры дальше, солнце уже в зените, воды хочется. Дошли до второй реки – Вычитание. Снова все бросились к воде, а женский голос им говорит: «Я дам вам напиться, но сначала встаньте по парам, да вычтите из большего меньшее, чтобы получилось новое число». Все быстро поделились на пары, сделали, что просят, но уже другая цифра в этот раз промедлила, ей достался Ноль. Вычла она ноль, а число не изменилось. Осталась цифра без воды, а Ноль вообще не волновался – ему было лень.
Пошли цифры дальше, дошли до реки Умножение. Снова река попросила выполнить задание – встать по парам, да помножиться друг на друга. Все быстро выполнили просьбу, но снова одной цифре не повезло, она умножилась на ноль и тоже стала нулем. Цифра даже расплакалась, так ей обидно стало, что из-за нуля все страдают.
Наконец, дошла компания до последней реки – Деление. Солнце уже не пекло, но задание все же пришлось выполнить – правила есть правила. Цифрам нужно было поделиться друг на друга так, чтобы получилось число больше единицы. Тут цифрам пришлось подумать, кто на кого должен делиться. К тому же, переругались все – никто не хотел делиться на ноль.
Дошли цифры до страны Арифметии, прибыли на службу, но пожаловались правительнице на ленивца, из-за которого все страдают. Правительница успокоила их и сказала, что всем цифрам найдется работа, даже Ноль пригодится в уравнениях или примерах. А чтобы остальные на него не злились, наделила она Ноль особой способностью: если он встает справа от любой цифры, то увеличивает ее в 10 раз.
Так Ноль перестал лениться и почувствовал себя нужным, а товарищи больше на него не обижались. Но делиться на него до сих пор никто не хочет, чтобы не зазнавался и помнил, как он своей ленью друзей подвел.
Логическая сказка о верблюдах
Однажды к отцу пришли три сына и попросили отпустить их во взрослую жизнь:
— Кланяемся мы тебе, батенька, но просим твоего разрешения пойти жить отдельно – выросли мы уже.
Отец согласился, только назвал одно условие:
— Я вас отпущу, но прежде вы возьмете себе верблюдов из моего стада. Старший сын возьмет половину, средний сын – одну треть, а младший сын – одну девятую. Если поделите семнадцать верблюдов, как я сказал, – идите с миром.
Пытали братья поделить верблюдов так и эдак, да никак не получалось. Расстроились молодцы, видать не хочет отец их отпускать. Пошли братья к мудрому старцу за советом. Старец нашел решение:
— Я отправлю своего верблюда вам на помощь. Это легкая задача, даже верблюд сможет поделить ваше стадо.
Братья послушали мудреца, поставили верблюда в стойло к остальным, как тут же поняли, что теперь-то верблюдов стало восемнадцать! Разделили они верблюдов, как велел отец: старшему сыну половину, среднему – треть, младшему – девятую часть, и вдруг обнаружили, что в стойле остался один верблюд. Думали, что с ним делать, решили отдать его мудрецу в благодарность за то, что помог им решить задачу. Пришли братья к старцу, привели верблюда, а старец говорит:
— Поставьте его в стойло, я ему уже корм приготовил.
Удивились молодцы: как это старец догадался, что они приведут верблюда? А тот засмеялся и ответил:
— Мой верблюд меня предупредил, что вернется домой, как только поможет вам решить задачу.
Вопросы:
- Сколько верблюдов забрал каждый сын?
- Почему сначала задачу нельзя было решить, а потом получилось?
- Почему после деления верблюдов между братьями остался один верблюд?
Математические сказки для 5 класса
Сказочная математика применяется не только в обучении младших школьников – ученики 5 класса тоже сочиняют математические сказки. Вот несколько примеров.
Хитрый король
В одном королевстве правил хитрый король, который старался обмануть своих подданных да нажить себе денег. Однажды он созвал свою армию и сказал:
— Воины! Вы славно служите мне, я хочу вас отблагодарить. Я увеличиваю ваше месячное жалование на 20%!
Воины обрадовались, закричали: «Ура, да здравствует король!».
А король продолжил:
— Но только на один месяц. Вы будете получать больше денег ровно один месяц, а потом я снова понижу ваше жалование на 20%, и все будет, как было раньше.
Воины пожали плечами, да только порадовались тому, что хотя бы один месяц они будут получать больше.
«Да здравствует король, — говорил один старый воин друзьям, — раньше я получал 10 тыс., а в этом месяце получил 12 тыс., а потом снова буду получать 10, я ничего не теряю».
Но прошел месяц, а воин, как и другие, получил не 10 тыс. ровно, а 9 тыс. 600 рублей.
«Как же так? Ведь король обещал снизить жалование 20% и сказал, что мы ничего не потеряем!».
Расстроились воины, пошли к мудрецу. Мудрец выслушал подданных короля, улыбнулся и поведал, как король обхитрил свою армию: он поднял жалование на 20% от 10 тыс. – это 2 тыс., а потом снизил на 20% от 12 тыс. – это 2 тыс. 400 руб. В итоге воины стали получать даже меньше, чем раньше.
Расстроились товарищи, решили провести хитрого короля.
— Ваше Величество, – сказали они, — Вы были правы, когда повысили нам жалование, а потом понизили, сказав, что это одно и то же. Мы преданно служим Вам, поэтому просим сделать это еще раз, только теперь наоборот: сначала понизить нам жалование на 20%, а потом опять поднять на 20%.
Король не стал возражать и согласился на предложение.
Задание: Посчитайте, сколько денег получит воин через месяц? А через 2 месяца? Кто оказался хитрее?
Сказка о смешанных числах
В стране Математике был Город Правильных Дробей. В этом городе можно было встретить разных жителей. Кто-то из них был маленький — 1/7 или 1/9, кто-то большой — 2/3 или 5/6.
Жители города считали себя очень красивыми. Они действительно были красивые: верх у этих дробей был утонченный, легкий, а низ был больше размером, но смотрелась такая дробь очень гармонично. От того, что дроби были красивыми, они называли себя Правильными.
Как-то в городском парке дроби сидели у фонтана, мило беседовали, как вдруг все замерли и уставились на странную дробь. Верх у нее был толстый, тяжелый, а низ такой тоненький, что дробь еле-еле держалась на ногах.
— Вы только посмотрите, какая уродина! – брезгливо сказала красавица 4/5.
Дробь 4/5 правда была красива, тут не поспоришь.
— Да, сидела бы лучше дома, что дробей пугать! – поддержала подругу 8/9. Она была не такая красивая – с длинным хвостом, но зато большая, поэтому позволяла себе такие вольности.
— Неправильная ты какая-то, — добавила дробь 5/6.
А дробь эта действительно была неправильная, непропорциональная, звали ее 7/6. Бедняжку постоянно дразнили из-за нетипичной внешности, и она каждый раз плакала, В этот раз 7/6 не выдержала: решила уйти из города и отправиться в странствие.
Собрала дробь 7/6 узелок в дорогу и пошла. Шла долго, но в итоге подошла к воротам города. Дробь постучалась в ворота, а когда ей открыли, перед странницей стояло число 1, а за ручку оно держало маленькую дробь 1/9.
— Здравствуйте, меня зовут дробь 7/6, я хотела бы остановиться в вашем городе. Не приютите ли вы меня? – спросила робко Неправильная дробь. – Меня высмеивали и унижали в Городе Правильных Дробей, мне некуда больше пойти.
Странное создание улыбнулось и сказало:
— Добро пожаловать в Город Смешанных Чисел, милая Неправильная дробь!
И тут произошло что-то необычное, чего дробь 7/6 даже не смогла сразу понять: целое число подняло на руки маленькую дробь и превратилось… в Неправильную дробь 10/9!
— Ничего себе, так Вы – тоже Неправильная дробь?! – воскликнула 7/6.
— Вообще я – Смешанное Число, но могу превращаться в Неправильную дробь. Хотя быть Смешанным Числом гораздо удобнее. Попробуй тоже, – ответила дробь 10/9.
Дробь 7/6 закрыла глаза, сосредоточилась и… почувствовала, как стала большой, а кто-то взял ее за руку. Оказалось, теперь она не 7/6, а Смешанное Число 1 и 1/6.
Так несчастная дробь, которую все дразнили, нашла место, где стала счастливой, и забыла про Город Правильных Дробей. Да и понятия о красоте в Городе Смешанных Чисел совсем другие.
«Сказка ложь, да в ней намек…»
Детство любого ребенка сложно представить без сказки. Мир воображения безграничен, поэтому сказка – уникальный инструмент не только для постижения жизненных законов, но и для обучения наукам. Вымышленные истории с математическим содержанием позволяют детям усваивать материал с практической стороны, не зацикливаясь на теоретической части правил.
Для сказки не существует возрастных рамок, ведь по мере развития ребенка истории наполняются новым смыслом, адекватным его возрасту. Вот почему сказки успешно применяются педагогами и родителями в дошкольной подготовке малышей и обучении математике младших и даже старших школьников.
Цель урока: развитие устойчивого
интереса к математике.
Воспитательная цель: формирование
коммуникативных навыков и волевых качеств
личности.
Задачи:
- Закрепить и развить навыки выполнения
арифметических действий с натуральными числами; - Продолжить работу по формированию навыков
решения уравнений; - Развивать умение решать текстовые задачи с
практическим содержанием, логические задачи.
Оборудование урока: ТСО,
дидактический раздаточный материал, рисунки к
заданиям.
Форма проведения урока:
сказка-соревнование.
Правила игры:
- Учащиеся разбиваются на две команды;
- Команды отвечают на вопросы письменно;
- Побеждает в игре та команда, которая больше
наберет баллов.
Ход урока
“Горят причудливо краски,
И, как ни мудра голова,
Вы все-таки верьте сказке,
Сказка всегда права”.
Вступительное слово учителя:
Повторение темы “Натуральные числа” пройдет
на основе сюжета сказки Алексея Толстого
“Приключения Буратино”. Вместе с героем сказки
Буратино мы совершим путешествие по стране
чисел.
Цель игры: вместе с Буратино преодолеть
трудности, успешно справиться с заданиями и
найти золотой _ _ _ _ _ _. Итак: выполните действия,
применяя свойства сложения и вычитания, и
узнайте, что хочет найти Буратино.
- (311+44)-211=
- (236+417)-117=
- 1441-(326+441)=
- 146-(31+46)=
- (36+19)+44=
- 458+317+42=
Ответы: 536-л, 144-к, 69-ч, 23-м, 817-к, 674-ю.
Выполнено задание и мы узнали, что Буратино
утром решил отправиться на поиски ключика.
Буратино- мальчик шустрый, но деревянный, поэтому
ему нужна ваша помощь!
1 этап пути
- Задание 1. Буратино лег спать пораньше, в семь
часов вечера, предварительно заведя будильник на
восемь часов с тем, чтобы встать утром. Сколько
часов он проспал, пока его не разбудил будильник.
(1 час). - Задание 2. У Буратино в шкафу лежали в вперемежку
три пары носков с красными полосками и четыре
пары с желтыми полосками. Какое наименьшее число
носков он должен взять из шкафа в темноте, чтобы
иметь не менее пары носков одного цвета? ( 3 носка).
2 этап пути
Утром Буратино отправился в путь на поиски
ключика, который хранится у старой черепахи
Тортилы. Дорога предстояла трудная и далекая.
На окраине города внимание Буратино привлекла
харчевня “Три пескаря”. Проголодавшийся
Буратино решил подкрепиться.
В харчевне он увидел Карабаса Барабаса, лису
Алису и кота Базилио. На вертеле жарилась утка, но
у Буратино не было денег. Карабас Барабас
предложил ему пойти на сделку. Если Буратино
правильно отвечает на вопрос, то его накормят
бесплатно и дадут несколько золотых монет.
- Задание 3. Одна утка на вертеле жарится до
готовности один час. За сколько часов на одном
вертеле зажарятся сразу три утки? (один час).
3 этап пути
Сытый Буратино продолжил путь . За городом он
увидел красивую лужайку и посреди неё маленький
домик. В нем жила Мальвина, девочка с голубыми
волосами. Мальвина рассказала Буратино о том, что
вдоль каждой дороги написано уравнение. Нужно
найти корни уравнений и определить путь, ведущий
к пруду черепахи Тортилы.
Поможем Буратино справиться с этим трудным
заданием.
- Задание 4. Решите уравнения.
- 7х+21=133 (х=16).
- 181-8х=45 (х=17).
- 162:х=9 (х=18).
К пруду Тортилы вел указатель с числом 16,
поэтому Буратино пошел по первой дороге.
4 этап пути
Буратино продолжил путь. Лиса Алиса и кот
Базилио решили заманить Буратино в Страну
Дураков.
- Задание 5. Они привели Буратино на пустырь и
рассказали:
— это Поле Чудес: если закопаешь здесь золотые
монеты, то утром вырастит дерево, на котором
будет в три раза больше золотых монет. Затем все
это можно повторить. Так можно снять несколько
урожаев. Закопай свои монеты, а мы можем
посторожить их.
В награду за услуги Лиса Алиса и кот Базилио
потребовали после каждого урожая отдавать по 9
монет. Буратино не согласился. Он заявил, что
после двух урожаев у него совсем не останется
денег. Сколько золотых монет было у Буратино?
(четыре монеты).
5 этап пути
Буратино бежал из Страны Дураков и продолжил
путь через топкое болото. Следуем за Буратино по
математическим кочкам. Поможем преодолеть
очередное препятствие Буратино.
- Задание 6. Выполните действия
6 этап пути
Наконец-то, Буратино подошел к пруду, в котором
живут черепаха Тортила и много-много зеленых
лягушек. Лягушки довезли на кувшинке Буратино до
черепахи. Черепаха Тортила тоже загадала загадку
Буратино.
- Задание 7. Буратино вынесли 3 шкатулки. На одной
написано “Здесь лежит золотой ключик”, на
другой “Непустая шкатулка”, в третьей “Здесь
сидит черепаха”. Все надписи неверны. Где же
лежит золотой ключик? (в третьей).
Получив ключик, довольный Буратино вернулся
домой….
Итоги игры.
Сегодня на уроке вы, ребята, преодолели много
испытаний. За помощь Буратино всем большое
спасибо! Объявляются результаты игры. Участники
игры за урок получают оценки.