Скачать материал
Скачать материал
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Специалист в области охраны труда
- Сейчас обучается 355 человек из 64 регионов
- Сейчас обучается 86 человек из 35 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Математические задачи
по
«Сказке о царе Салтане» А.С.ПушкинаВыполнили: ученики 6-8 классов
Руководитель: учитель математики И.С.Житник -
2 слайд
Литература и математика — что может объединять эти далекие друг от друга области знаний? Литературу, с ее интересом к духовному миру человека, поисками нравственных ценностей, смысла жизни, и математику, предпочитающую строгий научный подход и абстрактную форму интуиции. Литература ищет гармонию между человеческой душой и природой. Математика же создала методы математического описания процессов природы. Это замечательное свойство делает математику универсальным инструментом для всех естественных наук.
-
3 слайд
Сочетать несочетаемое — привычная работа нашего воображения, когда мы ищем объяснение непонятному.
Человек воспринимает, познаёт и воссоздаёт мир двумя противоположными способами — рассудочным и образным, рациональным и эмоциональным, «мыслью и сердцем».
Это приводит к условному делению большинства людей на «физиков» и «лириков». Таким образом, сама природа, давая человеку призвание, заботится о том, чтобы развитие культуры было обеспечено приходом как ученых, так и художников. Науку и искусство можно назвать двумя крыльями культуры, они — дополняющие друг друга противоположности, две грани одного и того же процесса — творчества. -
4 слайд
Часто можно услышать такую фразу: «Ой, да что эта математика! Сухая наука. Выучил формулу — и решай задачи! Не то, что литература. Вот где красота и гармония». Да, так говорят многие. Но они забывают о том, что именно математика подарила нам такие слова как гармония, симметрия, пропорция.
Природа совершенна, и у нее есть свои законы, выраженные с помощью математики и проявляющиеся во всех искусствах. -
5 слайд
В наши дни литературные журналы не помещают научных, а тем более математических статей на своих страницах, но во времена Пушкина это было обычным явлением.
В библиотеке А.С. Пушкина имелись два сочинения по теории вероятностей, одно из которых представляет собой знаменитый труд великого французского математика и механика Лапласа “Опыт философии теории вероятностей”, вышедшей в Париже в 1825 г. Такое внимание к теории вероятностей связано по-видимому с тем глубоким интересом, который проявлял Пушкин к проблеме соотношений необходимости и случайности в историческом процессе. -
6 слайд
Хорошо известно, что А.С.Пушкину математика не давалась с детства, и поэтому он её не любил. По словам сестры А.С.Пушкина О.С.Павлишевой «арифметика казалась для него недоступною и он часто над первыми четырьмя правилами, особенно над делением, заливался громкими слезами».
-
7 слайд
«О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И Опыт, сын ошибок трудных,
И Гений, парадоксов друг,
И Случай, бог изобретатель…»А.С.Пушкин
-
8 слайд
Числа в сказках Пушкина А.С.
Самым распространенным числительным в сказках Пушкина является число 3.
Число « 3» издревле считали магическим. Даже в библии 3 – это божественное совершенство. Известно выражение: « Бог троицу любит».
Цифра «3» в сказках наталкивает читателя на мысль о волшебстве. Ведь в сказках всегда желания выполняются только в третий раз. -
9 слайд
В « Сказке о попе и работнике его Балде» три раза Балда в море « веревку крутил», три раза мерился силой Балда с
« посланным бесенком».В « Сказке о царе Салтане» уже с первых строк мы читаем
« Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком».И только желание третьей девицы ( родить для батюшки- царя богатыря) понравилось царю. Через три дня , как пустили бочку с матерью и с младенцем в океан, царевич и царица стали княжить в городе, подаренном лебедем. Чудо свершилось через 3 дня. Три раза выручает царевича лебедь.
Также в сказке встречается цифра 33 ( 33 богатыря). Данное число означает множество. -
10 слайд
В « Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»
в поисках невесты Елисей трижды обращался за помощью:
— К красному солнцу
— К месяцу ясному
— К ветру буйному.В « Сказке о рыбаке и рыбке» старик три раза кидал в море свой невод. И только на третий раз
«… пришел невод с одной рыбкой,
С непростой рыбкой – золотой». -
11 слайд
В « Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» еще мы встречаемся с числом 7.
В русских пословицах и поговорках слово « семь» часто выступает как « много»: « Семеро одного не ждут», « Лук от семи недуг»…,, и в сказке Пушкина число 7 имеет значение много.В « Сказке о золотом петушке» встречается число 8.
Цифра «8» является четной. А у народа есть суеверное представление, что четное число связано со смертью.
Так и в сказке . Через 8 дней сам царь доехал до поля боя.
И что же он увидел?«…Что за страшная картина!
Перед ним его два сына
Оба мертвые лежат…» -
12 слайд
Проанализировав употребление в сказках Пушкиным различных чисел, можно смело утверждать, что выбор чисел в сказках не случаен. Выбор чисел, основан на народном представление о значении чисел.
-
13 слайд
Сказка или быль
«Сказка о царе Салтане…»?Сейчас мы докажем, что «Сказка о царе Салтане» именно сказка, а не быль, используя знания по математике, а именно доказательство от противного.
Доказательство:
Допустим, «Сказка о царе Салтане» — это быль, и всякое высказывание в ней истинно. Рассмотрим, как корабельщики рассказывают царю Салтану про чудо – явления тридцати трех богатырей: -
14 слайд
Каждый день идет там диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге —
И останутся на бреге
Тридцать три богатыря,
В чешуе златой горя,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор;
Старый дядька Черномор
С ними из моря выходит
И попарно их выводит,
Чтобы остров тот хранить
И дозором обходить. -
15 слайд
Итак, на берег из моря выходят 33 молодых богатыря и старый дядька Черномор, который выводит их парами, то есть по двое. Но 33 на 2 не делится, следовательно, поэтическое описание оказывается ложным, невозможным с точки зрения арифметики. Отсюда следует, что произведение Александра Сергеевича Пушкина действительно является сказкой, что и требовалось доказать.
-
16 слайд
Летом 1831 года, женившись, Пушкин проводил лето в Царском Селе и посетил Лицей. Известно, что лицеистов в классе рассаживали в соответствии с успехами в учении: чем ниже успеваемость воспитанника, тем дальше от кафедры он должен был садиться. И вот тогда летом 31-го года один самый смелый воспитанник спросил поэта — за что учитель математики отправил его за самую последнюю парту? ! — Я не мог 33 разделить на 2! — улыбнулся поэт.
В это время, летом 31-го, Пушкин завершал работу над «Сказкой о Царе Салтане». В рукописях поэта сохранились две записи этого сюжета, относящиеся к 1822 и 1824 годам. Вернувшись из Лицея к своему письменному столу, поэт вновь вспомнил пору своего ученичества, вспомнил и эпизод с делением, всего-то на всего — одно число разделить на другое. Но это деление у юного Александра никак не получалось. Это был именно тот день, когда учитель сказал ему: «Ступайте, Пушкин, на место! И продолжайте лучше сочинять свои стихи!..»
Историю о том неудавшемся делении и зашифровал поэт в рассказе о тридцати трех богатырях, выходящих из моря парами!… -
17 слайд
Задачи к «Сказке о царе Салтане»
-
18 слайд
Учёный кот Пушкина
А.С. Пушкин писал: «Вдохновение нужно в геометрии не меньше,
чем в поэзии»
Читая произведения Пушкина, мы находим применение геометрии.
Кому не известны следующие пушкинские строки из поэмы «Руслан и
Людмила»:
«У лукоморья дуб зеленый
Златая цепь на дубе том.
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом».А задумываемся ли мы над тем, какую линию описывает кот при своем
движении? На первый взгляд может показаться, что при таком движении
описывается окружность. Но это неверно. Ведь цепь все время
наматывается или сматывается с дуба так, что она натянута и образует
касательные к окружности ствола. Ее концы при этом описывают
сложную геометрическую кривую. Так что кот не зря назван Пушкиным
«Ученым»: он знаком с этой геометрической кривой. -
19 слайд
Кот учёный за один день прошёл 2,4 км. Известно, что налево он прошёл в 3 раза большее расстояние, чем направо. Сколько километров прошёл кот налево и сколько направо?
-
20 слайд
Три девицы под окном пряли поздно вечерком. Старшая девица наткала больше, чем средняя в 3 раза, а младшая девица наткала на 1 кг больше, чем средняя. Вместе они наткали 22 кг пряжи. Сколько пряжи наткала каждая девица?
-
21 слайд
В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут; туча по небу идет, бочка по морю плывет.
За 2 дня они проплыли 1500 км., за следующие 3 дня – 1870 км., за следующие 5 дней – 3780 км., за следующие 4 дня – 2201 км. Сколько дней они плыли и сколько километров? -
22 слайд
Между царством Салтана и Гвидона 150 км. Корабельщики проплывают за 1 час 3 км. Сколько суток им потребуется на поездку туда и обратно?
-
23 слайд
Белка за три дня разгрызла половину волшебных орехов. Во второй день она разгрызла в два раза больше орехов, чем в первый. В третий день – в три раза больше, чем в первый. После этого осталось 60 орехов. Сколько орехов было у белки первоначально?
-
24 слайд
«Под елкою высокой…
Белочка при всех
Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки равные кладет…
Князь для белочки потом
Выстроил хрустальный дом.
Караул к нему приставил
И притом дьяка заставил
Строгий счет орехам весть.
Князю прибыль, белке честь.
…Из скорлупок льют монету
Да пускают в ход по свету…»За один день белочка могла разгрысть 80 орешков.
Вопрос: 1. Сколько монеток можно было отлить за один день?
2. Сколько кучек со скорлупками сложила белочка? -
25 слайд
В первый день белка разгрызла 35 орехов. Во второй день в 2 раза больше, чем в первый день. В четвёртый день – на 10 орехов меньше, чем во второй, но на 8 орехов больше, чем в третий. Сколько орехов разгрызла белка за четыре дня?
-
26 слайд
Из воды, как жар горя, выходят 33 богатыря. У каждого богатыря по 32 брата и одной сестре. Сколько всего братьев и сестёр в их семье?
-
27 слайд
В мешке у белочки 25 кг золотых орешков. Сколько у белочки изумрудов, если масса одной ореховой скорлупки 25 грамм?
-
28 слайд
Царь Гвидон превратился в комара и полетел через океан к царю Салтану со скоростью 5 км/час. Так он летел 3 часа при встречном ветре, скорость которого 1 км/час. Затем ветер сменился и стал попутным, скорость которого 3 км/час. Какое расстояние он пролетел, если при попутном ветре он летел 2 часа?
-
29 слайд
В виде комара князь Гвидон пролетел 7 км за 2 часа. Летя к царю Султану. Летя назад, это же расстояние он пролетел на 10 минут дольше. Найдите скорость комара.
-
30 слайд
Корабль проплыл по морю, от острова Буяна до царства славного Салтана, 240 км с некоторой постоянной скоростью. Возвращаясь обратно он проплыл половину пути с той же скоростью, а затем увеличил её на 10 км/час. В результате на обратный путь было затрачено на 2/5 часа меньше, чем на путь от острова Буяна до царства славного Салтана. С какой скоростью плыл корабль от острова Буяна до царства славного Салтана?
-
31 слайд
Первая девица дала белке в 3 раза больше орехов, чем вторая, а третья девица на 5 орехов меньше, чем первая. Всего белка получила 51 орех. Сколько орехов дала белке каждая девица?
-
32 слайд
Дано: 1,5 белки за 1,5 часа съедают 1,5 ореха.
Найти: сколько орехов съедят 9 белок за 9 часов? -
33 слайд
Заключение.
Приступая к исследованию, мы ставили перед собой задачу вызвать интерес к изучению предмета «математика» у учащихся, имеющих гуманитарный склад ума.
Математика неисчерпаема и многогранна, одного покоряет ее логическая стройность, другого – абстрактный метод, третий ценит в ней величайшую полезность. Единство особенности математики – это так же ее особенность, которая составляет ее красоту. Математика и литература, не так далеки друг от друга. Искусство и наука требуют фантазии, творческой смелости, зоркости и наблюдения различных явлений жизни. Литература учит нас понимать окружающий мир, математика – точно мыслить, соизмерять, оценивать этот мир. -
34 слайд
Вывод.
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что математика и литература – это вечные науки. С древнейших времен известно, что математика учит правильно и последовательно мыслить, логически рассуждать. Кто занимается математикой, тот развивает свой ум и внимание, воспитывает волю и настойчивость. А эти качества нужны всем без исключения: и врачу, и артисту, и художнику, и писателю.
Не менее важна и литература, позволяющая человеку выражать свои мысли, чувства, эмоции. Только в тесной взаимосвязи этих наук человек будет чувствовать себя спокойно, уверенно, комфортно в этом огромном мире загадок.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 056 488 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 16.10.2017
- 1125
- 1
- 16.10.2017
- 282
- 0
- 16.10.2017
- 341
- 0
- 16.10.2017
- 314
- 0
- 16.10.2017
- 874
- 2
- 16.10.2017
- 407
- 0
- 16.10.2017
- 2252
- 2
- 16.10.2017
- 7800
- 145
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»
-
Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»
-
Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»
-
Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»
-
Курс повышения квалификации «Правовое регулирование рекламной и PR-деятельности»
-
Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»
-
Курс повышения квалификации «Актуальные вопросы банковской деятельности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»
-
Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»
Занятие по ФЭМП с детьми подготовительной к школе группы на тему
«Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»
Е.А. Захарова
Цель: Закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествие по сказкам А.С. Пушкина.
Задачи:
- Совершенствовать навыки прямого, обратного и порядкового счёта.
- Продолжать учить называть дни недели, месяцы.
- Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги.
- Продолжать развивать логику, внимание, мелкую моторику рук, концентрацию зрительного внимания при работе с «Танграмом»
- Продолжать учить составлять простые арифметические задачи, закреплять умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ.
Демонстрационный материал: презентация к занятию; большая самодельная книга А.С. Пушкина с иллюстрациями к сказкам; конверт с письмом; ребус с примерами; сундук; яблочко, зеркальце; плоскостная пирамида (условие, вопрос, решение, ответ); прощальное письмо от Кота Учёного.
Раздаточный материал: листы с заданием №1 «Графический диктант»; листы с заданием №2 «Обведи числа»; листы с заданием №3 «Составь и реши задачу»; конверты с танграмом, красный и зелёный карандаши.
Содержание непосредственно образовательной деятельности
Организационный момент
(Дети вместе с воспитателем встают в круг)
Воспитатель — «Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся. Ты мой друг и я твой друг. Дружат все друзья вокруг». Посмотрите, к нам сегодня пришли гости, давайте мы им тоже подарим свои улыбки.
(Дети садятся на ковёр)
— Сегодня утром у нас в группе я нашла письмо
«Здравствуйте, дорогие ребята!
Слышал я, что вы в этом году собираетесь в школу, и решил пригласить вас к себе в гости, чтобы проверить ваши математические знания и умения.
Но вас ждут трудные испытания и задания, надеюсь, вы с ними справитесь.
Кот Учёный»
— Ну что, ребята, готовы путешествовать? Справимся? (Ответы детей)
Основная часть
Думаю, что задания будут действительно сложными, поэтому нам нужно приготовиться и сделать разминку.
Математическая разминка”
- Посчитайте от 10 до 20
- Посчитайте от 10 до 1
- Посчитайте от 13 до 19, от 14 до 18, от 15 до 19
- Посчитайте от 10 до 5, от 7 до 3, от 6 до 2
- Сколько месяцев в году?
- Сколько дней в неделе?
- Назовите 1-й день недели
- Назовите 3-й день недели
- Какой день недели следует за четвергом
— А теперь первое задание от Кота учёного: Чтобы узнать название страны, в которую мы должны попасть, необходимо отгадать её название. (Ребус)
16 |
12 |
9 |
14 |
10 |
14 |
17 |
19 |
15 |
14-4=М 20-1=Ь
10+5=Е 16-4=У
12+4=Л 18-1=Р
20-6=О 5+4=К
— Молодцы!
(Дети читают: Лукоморье).
Слайд 1 (лукоморье)
— А вы знаете, кто придумал эту страну Лукоморье?
(Эту страну придумал поэт А. С. Пушкин).
— Ребята, давайте сделаем разминку под стихотворение «У Лукоморья дуб зелёный…»
Физминутка:
У Лукоморья дуб зелёный; Дети поднимают руки вверх
Златая цепь на дубе том: Делают движения руками крест на крест
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идут друг за другом по кругу
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Движения руками вправо, влево
Там чудеса: там леший бродит, Закрывают глаза руками
Шевеля пальцами, поднимают руки вверх
Русалка на ветвях сидит; Движение «волна» сверху вниз
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Идут по кругу на внешней стороне стопы
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Повороты вокруг себя с высоким подниманием колена.
— Ребята, посмотрите, здесь сундук, а что же в нем?
Послание от Кота Учёного
«В этом сундуке лежит подарок от меня, отгадаете, что это, получите его»
Загадка
Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней.
(Книга)
(Воспитатель достаёт книгу А.С. Пушкина)
— По этой книге мы с вами будем путешествовать, но чтобы в неё попасть, нужно выполнить задания.
Первое задание
— Кот Учёный приготовил нам графический диктант, если выполним его верно, узнаем героя сказки нашей волшебной книги и сможем открыть первую страницу.
(Дети выполняют графический диктант «Белка»)
-Кто у вас получился?
(Белка).
-В какой сказке А. С. Пушкина мы встречали белку?
(«Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре, князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).
— Молодцы!
(Воспитатель открывает первую страницу).
— Что же еще приготовил нам Кот Учёный?
(Воспитатель достаёт из сундука зеркальце и яблоко)
-Из какой сказки эти предметы?
( «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
— Ой, ребята яблоко что-то мне сказать хочет…(воспитатель делает вид, что внимательно слушает яблочко)
— Оно говорит, что пустит нас в свою сказку, только если мы покажем ему, как мы знаем порядковый счет. Готовы?
(Да)
(Дети встают в круг, передают яблоко и ведут порядковый счет, затем обратно).
— Молодцы, справились с заданием.
(Воспитатель переворачивает страницу).
— Вот мы с вами и очутились в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»
— Богатыри приготовили вам задание, присаживайтесь на рабочие места.
(У детей на столах лежат листы с заданием №2)
— Обведите числа, которые меньше 7 зеленым цветом; больше 7 – красным.
(Дети самостоятельно выполняют задание)
— Назовите числа, которые вы обвели зеленым цветом, а теперь, которые красным.
(Воспитатель вывешивает правильный образец выполненного задания)
(Проверяем)
— Молодцы, для того, чтобы попасть в следующую сказку, мы должны угадать героя этой сказки. Для этого нужно выполнить следующее задание Кота Учёного.
(Дети выполняют задание: «Соедини точки по порядку»)
-Что у вас получилось?
(Рыбка)
— В какой сказке А.С. Пушкина мы встречали рыбку? Да не простую, а золотую?
(Сказка о рыбаке и рыбке)
— Правильно, (воспитатель переворачивает страницу) вот мы и оказались в «Сказке о рыбаке и рыбке».
— Золотая рыбка хочет проверить, умеете ли вы составлять и решать задачи.
Давайте вспомним, что такое задача. Из каких частей она состоит? Для этого соберем пирамидку
Молодцы, а теперь составьте задачу по картинке
(Дети составляют и решают задачу в двух вариантах (на сложение и на вычитание).
— И с этим заданием вы справились! Умнички!
— Посмотрите, кто к нам ещё пожаловал. (Воспитатель вывешивает на доску две картинки зайцев (танграм).
— Из какой сказки А.С. Пушкина эти зайцы?
(«Сказка о попе и работнике его Балде»)
— Вам нужно работать парами и собрать картинку с помощью деталей танграма.
— Молодцы! Вот мы с вами и попали в последнюю сказку!
(Воспитатель переворачивает страницу, там прощальное письмо от Кота Ученого).
« Какие молодцы! Я очень доволен вашими математическими знаниями, все дети были очень внимательными, активными и старательными. Поэтому я – Кот Ученый оставляю вам свою замечательную книгу! Надеюсь, что вы будете её беречь и вспоминать меня»
— Но вот и всё. Наше путешествие подошло к концу.
Подведение итогов
— Ребята, скажите, пожалуйста, вам понравилось наше путешествие?
— В каких сказках А.С. Пушкина мы с вами сегодня побывали?
(Ответы детей)
— Что вам понравилось больше всего?
— А что показалось наиболее трудным?
Какие знания нам помогли сегодня выполнить задания Кота Учёного и героев сказок?
(Знание прямого и обратного счёта, умение выполнять графические диктанты, умение составлять и решать задачи).
Тема урока: «Сложение и вычитание смешанных чисел» (слайд 2).
Цель урока: повторить правила сложения и вычитания смешанных чисел, применение этих действий при решении уравнений и задач; вспомнить сказки А.С.Пушкина.
Оборудование урока: выставка книг, содержащих сказки А.С.Пушкина; рассказы о творчестве поэта; плакат с высказыванием А.С.Пушкина «Вдохновение нужно в поэзии, как в геометрии»; рисунки учащихся к сказкам А.С.Пушкина; слайд-шоу, содержащее иллюстрации сказок А.С.Пушкина; экран; мультимедийное устройство (Приложение 1). (слайд 3)
Ход урока
Учитель:
У лукоморья дуб зеленый
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит (слайд 4).
Всем нам хорошо знакомы эти слова Пушкина из поэмы «Руслан и Людмила». Сегодня мы проводим с Вами, ребята, урок математики по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел». Форма проведения нашего урока необычная, это урок – игра « Произведения А.С.Пушкина на уроках математики».
Ну, раз кот умеет петь песни и говорить сказки, то вы, ребята, сегодня должны показать, как хорошо умеете решать уравнения и задачи на сложение и вычитание смешанных чисел. У нас направо примеры, налево уравнения. Решаем мы их устно.
1. Устный счет (слайд 5).
а) Найдите значение выражения:
б) Решите уравнение:
в) Найдите по формуле
г) Задача 1.
От ленты длиной 8 м отрезали кусок длиной м. Найдите длину оставшейся части.
д) Задача 2.
На одной машине т груза, а на другой на т меньше. Сколько тонн груза на другой машине? Сколько тонн груза на двух машинах?
2. Вступительное слово о А.С. Пушкине (слайд 6).
В этом году исполнилось 213 лет со дня рождения А.С.Пушкина. Александр Сергеевич Пушкин – гениальный поэт, прозаик, драматург, критик, обогативший художественными открытиями русский романтизм, заложивший основы самобытной русской реалистической литературы XIX века. Пушкин родился 6 июня (26 мая по старому стилю) 1799 г. в Москве в дворянской семье. Пушкин великолепно владел многими литературными жанрами. Он писал стихи, поэмы, романы, исторические повести, рассказы, сказки.
Сейчас вам предстоит узнать, произведения, какого литературного жанра мы будем использовать в заданиях.
Числами зашифрован этот жанр (слайд 7).
Задание.
Используя таблицу умножения, найдите буквы, соответствующие числам. Запишите в тетради эти буквы и прочитайте полученные слова.
42 |
48 |
36 |
56 |
28 |
32 |
35 |
49 |
54 |
45 |
40 |
24 |
63 |
Х |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
6 |
Н |
Ь |
А |
С |
К |
7 |
К |
У |
С |
П |
З |
8 |
И |
И |
К |
З |
Ю |
9 |
А |
К |
Ш |
А |
Б |
Ответ (слайд :
С |
К |
А |
З |
К |
И |
П |
У |
Ш |
К |
И |
Н |
А |
Расцвет жанра сказки у Пушкина попадает на первую половину 30-х годов XIX века. М. Горький вспоминает: «Великолепные сказки Пушкина были всего ближе и понятнее мне; прочитав их несколько раз, я уже знал их на память; лягу спать и шепчу стихи, закрыв глаза, пока усну».
3. Самостоятельная работа (Слайд 9).
(по вариантам; вариант 1 для слабоуспевающих учеников)
Зашифрованы 4 слова из сказки А.С.Пушкина.
Задание.
Выполните действия, результаты найдите в таблице и отгадайте зашифрованные слова.
Вариант 1.
Вариант 2.
Вариант 3.
Вариант 4.
Из какой сказки эти слова?
Ребята отгадывают зашифрованные слова и название сказки (слайд 10).
Это «Сказка о рыбаке и рыбке» (слайд11).
Учитель зачитывает отрывок из сказки:
«Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Сколько всего лет жила эта семья у моря?
Вызванный к доске ученик, решает следующую задачу.
Задача №3 (слайд 12).
В первый день старик поймал кг рыбы, что больше массы рыбы, пойманной во второй день, на 1,25 кг. Сколько рыбы поймал старик за два дня?
Ответ к задаче №3 (слайд 13).
1) — 1,25 = 5,80 — 1,25 = 4,55 (т) – поймал старик во 2 день
2) 5,8 + 4,55 = 10,35 (т) – поймал старик за два дня.
Ответ: 10,35 т.
Решите задачу в обыкновенных дробях.
Каким способом решить задачу легче?
Давайте и мы с вами, ребята, половим рыбу.
4. Конкурс «Рыбалка» (слайд 14).
Из плотной цветной бумаги изготавливаются несколько рыбок. На чистой обратной стороне пишется задача. К каждой рыбке прикрепляется большая железная скрепка. Все рыбки с задачами помещаются в ящик.
Представители команд вылавливают рыбок из ящика с помощью удочки (палочка с веревочкой, на конце которой прикрепляется магнит). Пойманные задачи решаются учениками.
Решите уравнения:
Ответы уравнений в конкурсе «Рыбалка» (слайд 15).
1 рыбка. Ответ: 2. 2 рыбка. Ответ: 4,5. 3 рыбка. Ответ: 0,625. 4 рыбка. Ответ: 3 2/3. 5 рыбка. Ответ: 5/12.
Пока мы решали уравнения, бабка успела попросить у рыбки: новое корыто, новую избу, побывать столбовою дворянкой, вольною царицей. Очень хотелось ей быть владычецей морскою: чтобы жить в Окияне– море, чтобы служила рыбка служила ей и была бы у ней на посылках. Но… (появляется слайд 16 с надписью)
Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула,
И ушла в глубокое море.
Воротился старик к старухе
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А перед нею разбитое корыто.
Чтобы узнать название следующей сказки, надо открыть три сейфа, решив три задачи.
5. Открытие сейфов (слайд 17).
Сравните дроби, учитывая их удаленность от единицы 130/131 и 131/132.
При сокращении дроби x/9 получилась дробь 1/x. Найдите х.
Найдите натуральное число, удовлетворяющее неравенству
Ответы на задание «Открытие сейфов» (слайд 18).
СЕЙФ 1.
130/131 < 131/132, так как 1/131 > 1/132.
Слово «сказка».
СЕЙФ 2.
х = 3, так как 3/9 = 1/3.
Слово «о царе».
СЕЙФ 3.
x = 3, так как 4 1/6 < 4 1/3 <5 1/3.
Слово «Салтане».
Открыв все сейфы, читаем название сказки: «Сказка о царе Салтане».
Учитель читает отрывок из этой сказки (слайд 19).
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет Ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет.
Эта затейница решила поощрять орешками правильно решенные задачи и примеры. Учитель отдает мешочек орехов (орехами служат нарисованные коричневые кружочки) ученику, который раздает их всем, кто правильно отвечает на уроке. В конце урока поводят подсчет «орехов» и награждают победителей.
Ученик читает следующий отрывок из сказки (слайд 20):
В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге
В чешуе как жар горя,
Тридцать три богатыря.
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны как на подбор.
С ними дядька Черномор.
Сколько всего людей вышло из моря?
6. Вычислите значение выражения (слайд 21).
Ответ: 7.
В названии какой сказки А.С.Пушкина есть число 7?
На экране появляется слайд с персонажами «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» (слайд 22).
7. Решите задачу.
Учитель читает отрывок из сказки (слайд 23):
Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка
«Посади ты эту птицу,–
Молвил он царю,– на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой…
Из какой сказки этот отрывок? («Сказка о золотом петушке»). Появляется (слайд 24) с персонажем сказки и текстом задачи:
Спица на куполе может выдержать вес кг. Царю подарили петушка массой кг. Выдержит ли спица, если петушок поправиться на 1 кг?
Ответ на задачу о золотом петушке (слайд 25):
1 способ
1) 4 2/3 – 3 1/4 =1 5/12 (кг) – на столько может поправиться петушок.
2) 1 5/12 кг > 1 кг
Ответ: спица выдержит петушка.
2 способ
1) 3 1/4 + 1 = 4 1/4 (кг) – стал весить петушок.
2) 4 2/3 > 4 1/4, так как 4 8/12 > 4 3/12.
Ответ: спица выдержит петушка.
8. Соберите картинку.
Учащиеся заранее выполнили творческую работу: на альбомном листе размером 10 х 19 см изобразили сюжеты или персонажей из сказок Пушкина. Учитель разрезает каждый рисунок произвольным образом и помещает в конверт. Ученикам предлагается собрать картинки в определенный рисунок.
9. Заключительное слово о А.С. Пушкине.
Учащиеся высказывают свое мнение о творчестве А.С. Пушкина, учитель подводит итог урока (слайд 26).
Ежегодно в день рождения поэта проводится праздник пушкинской поэзии в Михайловском, собирающий писателей и поэтов, а также многочисленных почитателей таланта Пушкина.
Сюда действительно никогда «… не зарастет народная тропа».
10. Домашнее задание.
Составить кроссворд на тему «Сказки Пушкина на уроках математики».
Литература:
- Составление, вступительная статья, пояснения и примечания к произведениям С. Бонди. «А.С. Пушкин. Избранные произведения.» [Текст] / С.Бонди.– Издательство «Детская литература», 1966 г.
- А.С. Пушкин. «Сказки». [Текст] / А.С.Пушкин – Издательство «Урал-пресс Лтд», 1993 г.
- Кондратова О.В. «Краснодар, портрет на память» [Текст] / О.В. Кондратова – Издательство «Краснодарские известия», 2002 г.
- Бардадым В. «Этюды о Екатеринодаре» [Текст] / В.Бардадым – Краснодар, издательство «Северный Кавказ»,1992 г.
В прошлом году в рамках конкурса «Моя Россия» я приготовила для вас книгу с играми и занятиями по нашей любимой стране. Один из разделов книги и занятий был посвящен великим людям России. Самым первым человеком, о котором вспоминал каждый, кого я спрашивала о великих людях России — был Александр Сергеевич Пушкин.
И это неудивительно, ведь он великий русский поэт. Я вспоминаю свое детство и первое произведение, которое я рассказывала наизусть было именно его. В 5 лет я гордо, стоя на табуретке вещала сказку о Царе Салтане, правда потом я слезала с табуретки и садилась на диванчик, но рассказывала ее от начала и до конца и Дашка смело рассказывает всем Лукоморье и с удовольствием слушает сказки Пушкина, на одном дыхании. Александр Сергеевич Пушкин создал мир сказки, мир, без которого не обходится детство ни одного ребенка в нашей стране.
Прочитайте ребенку сказки Пушкина: о рыбаке и рыбке, о спящей царевне, о царе Салтане, о Попе и работнике его Балде, о Золотом петушке.
Даже если вам кажется, что ребенок не поймет что-то, то пусть он просто послушает ритм, пусть его захватит музыка сказок. Последним произведением я бы предложила почитать само Лукоморье, а после прочтения попросить ребенка рассказать, из каких сказок Пушкина встретились ему герои в Лукоморье.
Далее можно для каждой сказки придумать массу интереснейших игр и заданий. Я предложу вам всего несколько.
После прочтения сказки о рыбаке и рыбке, спросите у ребенка, где жила золотая рыбка. В море. А какое оно море? Всегда ли оно было одинаковым или завесило от настроения рыбки? Поиграйте в море и пусть ребенок мимикой, движением рук, своего тела пытается это море изобразить.
- Жил старик со своею старухой у самого синего моря.
- Вот пошел он к синему морю; видит море слегка разыгралось.
- Вот пошел он к синему морю, помутилось синее море
- Старичок отправился к морю, почернело синее море.
- Вот идет он к синему морю. Видит, на море черная буря: Так и вздулись сердитые волны, Так и ходят, так воем и воют.
Игра «Доскажи словечко» (я предлагаю вам на выбор свои любимые моменты сказок, вы можете просто открывать книгу и выбирать свои эпизоды)
**
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без…
**
Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный….
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя
Звезды смотрят на….
**
Ветер, ветер! ты могуч,
Ты гоняешь стаи….
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на …
Не боишься никого,
Кроме бога….
**
Ель в лесу, под елью белка;
Диво, право, не безделка –
Белка песенки…
Да орешки все …
**
Где-то вздуется бурливо
Окиян, подымет вой.
Хлынет на берег…
Расплеснется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три ….
Но есть и еще один момент, за который я очень люблю эти сказки. Они помогают нам в занятиях математикой в игровой форме. «Сказки Пушкина и математика?» – спросите вы. Да, да, именно математика.
Во-первых, Пушкин часто в сказках использует числа, например 33 богатыря, сказка о мертвой царевне и 7 богатырях. Вспомните, как можно больше упоминания чисел по сказкам, выписывайте их на бумажку, а потом выложите от самого маленького числа к самому большому (33 богатыря, 7 богатырей, 3 девицы, 3 раза старик забрасывал невод в море, 3 раза летал царь Гвидон к царю Салтану, 3 раза обращался царевич Елисей с просьбой подсказать, где его невеста, 3 чуда совершила царевна лебедь и т.д.)
Во-вторых, сюжеты сказок очень хорошо подходят для того, чтобы придумывать с ними логические и математические задачки. Задачи вы можете придумывать по ходу прочтения сказки, ориентируясь на возраст вашего ребенка. Попробую показать на примерах задачки разного уровня сложности.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
- После того, как вы разберетесь с пряжей (что это такое, для чего она нужна и т.д.), можно предположить, что старуха вязала 5 шарфиков и 10 носочков для внучат. Пусть малыш попробует сосчитать, сколько у нее было внучат. Можно достать реальные носки и шарфы (или нарисовать и вырезать их из бумаги, а заодно раскрасить) и начать раскладывать по куклам, тем самым прийти к выводу, сколько внучат было у старухи.
- Поселилась царевна в тереме 7 богатырей. А давай посчитаем, сколько лет было богатырям. Самому младшему было 18, каждый следующий был старше на год. Сколько было самому старшему?
- Чернавка принесла царевне корзину яблок. Всего в ней было 10 яблок красного, зеленого и желтого цветов. Желтых было 2, зеленых – 3, остальные красные. Одно из красных яблок было отравлено, сколько красных яблок было не отравленных?
- Известно, что князь Гвидон добирался до царя Салтана на корабле, который плыл 6 дней, обратно же на свой остров он летел сам и время в пути составляло 8 дней. Сколько дней отсутствовал каждый раз князь Гвидон на своем острове? А сколько всего дней за все 3 раза, когда он летал во дворец?
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
- Вот грызет белка орешки. В одну кучку складывает ядра, а в другую по 2 скорлупки от ореха. В первой кучке уже лежит 10 ядер, а сколько же скорлупок лежит во второй?
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
- Послал 33 богатырей дядька Черномор обойти дозором остров и велел им разделиться на 3 отряда. По сколько богатырей оказалось в каждом отряде?
- Следующую задачу я не выдумывала, а нашла вот в таком виде: во дворце царя Салтана жили ткачиха, повариха, прачка. Звали их Валентина, Зинаида, Евдокия. У поварихи нет братьев, и она старшая. Евдокия младше прачки и замужем за братом Зинаиды. Как зовут ткачиху, повариху и прачку?
Таких задачек можно придумать очень много чуть ли не к каждой строчке сказки, все зависит от возраста ребенка. Если речь идет о 1,5 летнем малыше, то с ним можно закреплять понятия много/мало на примере корзины яблок и 1 отравленного или 33 богатырей и 1 Черномора. Мы может объяснять понятия под и на с помощью образа царевны Лебедь (Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит). Золотой петушок поможет закрепить нам понятия лево/право (помните, как он поворачивался в ту сторону, откуда враги приходили?)
Немного фантазии и любая сказка станет для вас развивающим пособием в играх с ребенком.
P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с моего письменного согласия. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены. Автор: Костюченко Мария. Он-лайн школа «Учимся играя»
Вам будет интересно:
Данное внеклассное мероприятие можно провести в рамках недели математики.
Тема: Математика в сказках А.С. Пушкина.
Цели:
-
Способствовать развитию логического и нестандартного мышления школьников.
-
Способствовать воспитанию интереса к науке математике и к процессу познания в целом.
Оборудование: фрагмент из сказки о мертвой царевне и 7 богатырях, проектор, презентация.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Вступительное слово учителя
Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Вы все знаете, что 2015 год объявлен годом русской литературы. А каких русских поэтов и писателей вы знаете? Сегодняшнее наше внеклассное занятие мы посвятим одному из самых любимых поэтов А.С.Пушкину. Занятие, на котором мы попытаемся соединить воедино сказки А.С. Пушкина и математику.
Казалось бы, сказки и математика – понятия несовместимые. Поэтический образ и абстрактная мысль, сухое рассуждение – что может быть общего. Однако сказочная форма позволяет ввести необычные, увлекательные ситуации в математические задачи. Благодаря этому эти задачи оживляются, наполняются сказочными образами и сказочными сюжетами.
Какие сказки А.С. Пушкина вы, ребята, знаете? (Заслушиваются ответы детей).
2. Сказочная разминка.
Сейчас мы проверим, насколько внимательно вы читали сказки А.С. Пушкина. Проведем сказочно-математическую разминку.
Вопросы:
-
Сколько человек заменял Балда за обедом и за работой? (Ест за четверых, работает за семерых)
-
Сколько богатырей было у дядьки Черномора? (И окажутся на бреге, в чешуе, как жар горя, 33 богатыря)
-
Где жил славный царь Дадон? (Негде в тридесятом царстве, в тридевятом государстве).
-
За сколько щелчков в год согласился Балда служить у попа? (В год за 3 щелчка тебе по лбу).
-
Сколько лет жил у моря старик со своею старухой? (Они жили в ветхой землянке ровно 30 лет и 3 года).
-
Сколько раз ходил старик к золотой рыбке с просьбами старухи? (5 раз)
-
Сколько времени ждала царица царя с войны в сказке о мертвой царевне и семи богатырях? (9 месяцев проходит с поля глаз она не сводит).
-
Какие еще числа встречаются в сказках Пушкина?( Поп хочет погубить Балду, отправляет его к чертям собрать «недоимки за 3 года».3 раза Балда в море «верёвку крутил». 3 раза мерился силой Балда с «посланным бесёнком». Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях)
3. Инсценировка отрывка из сказки о Царе Салтане.
1) Автор: Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:
Царь Салтан : «Ой, вы, гости-господа,
Долго ль ездили? Куда?
Ладно ль за морем или худо?
И какое в свете чудо?»
Автор: Корабельщики в ответ:
1 кор: «Мы объехали весь свет;
За морем житье не худо;
Остров на море лежит,
Град на острове стоит,
С златоглавыми церквами
С теремами да садами;»
2 кор: «Ель растет перед дворцом
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,»
3 кор: «А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Слуги белку стерегут,
Служат ей прислугой разной –
И приставлен дьяк приказный
Строгий счет орехам весть…»
4кор: «И сосчитал дьяк, что число орехов, разгрызаемых белкой за неделю, записывается четырехзначным числом, в котором все цифры различные, причем, первая цифра по значению в 4 раза больше последней. Если первую и последнюю цифры зачеркнуть, то получим двузначное число, которое, при сумме цифр равной 10 является наибольшим. Так сколько же орехов разгрызает белочка за неделю? (Ответ: 8912)»
Одновременно условие задачи проэктируется на экран
2) Во дворце царя Салтана жили ткачиха, повариха, прачка. Звали их Валентина, Зинаида, Евдокия. У поварихи нет братьев, и она старшая. Евдокия младше прачки и замужем за братом Зинаиды. Как зовут ткачиху, повариху и прачку?
4. Задачи по отрывку из сказки о мертвой царевне и 7 богатырях.
А сейчас внимание на экран. Учитель предлагает посмотреть отрывок из сказки о мертвой царевне и 7 богатырях:
-
Делать нечего. Она
Черной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку
И наказывает ей,
Сенной девушке своей,
Весть царевну в глушь лесную
И, связав её живую,
Под сосной оставить там
На съедение волкам.
Черт ли сладит с бабой гневной
Спорить нечего. С царевной
Вот Чернавка в лес пошла
И в такую даль свела…
Учитель: Чтобы самой не заблудиться, Чернавка двигалась прямо с постоянной скоростью, и через каждый час сворачивала под прямым углом, продолжая пусть с той же скоростью. При своем движении она не была дважды в одном и том же месте и, наконец, через 12 часов пришла в то место, откуда вышла. Нарисуйте путь Чернавки. (Ответ: путь по контуру креста
-
Поселилась царевна в тереме 7 богатырей. А давай посчитаем, сколько лет было богатырям. Самому младшему было 18, каждый следующий был старше на год. Сколько было самому старшему?
-
Дверь тихонько отворилась
И царевна очутилась
В светлой горнице;
Кругом лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой
Видит девица, что тут
Люди добрые живут;
Знать не будет ей обидно.
Никого меж тем не видно
Дом царевна обошла,
Все порядком убрала,
Засветила богу свечку,
Затопила жарко печку…
Учитель: И захотела царевна приготовить ужин, а для этого ей нужен был 1 л воды. Но в доме имелись только 8-литровое ведро, 5-литровый котёл и 3-литровая кастрюля. Ведро было наполнено водой. Давайте поможем, царевне отлить 1 л воды? (2 раза наполнить кастрюлю и вылить в котел, в кастрюле останется 1 л воды.)
-
Чернавка принесла царевне корзину яблок. Всего в ней было 10 яблок красного цвета, 6 — зеленого и 4 — желтого цветов. Одно из красных яблок было отравлено, какова вероятность того, что царевна возьмет отравленное яблоко? (1/20 – 0,05)
4. Задачи по отрывку из сказки о попе и работнике его Балде
Живет Балда в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых, работает за семерых;
До светла всё у него пляшет,
Лошадь запряжет, полосу вспашет,
Печь затопит, всё заготовит, закупит,
Яичко испечет да сам и облупит.
Попадья Балдой не нахвалится,
Поповна о Балде лишь и печалится,
Попенок зовет его Тятей;
Кашу заварит, нянчится с дитятей.
Учитель: Так как Балда хорошо работал, поп решил уволить нескольких своих работников, а их у него было 13. И каждый работник съедал за день каравай хлеба. Сколько же караваев хлеба стал экономить за день поп? (Ответ: Поп стал экономить 3 каравая в день).
5. Инсценировка отрывка из сказки о рыбаке и рыбке.
Жил старик со своею старухой
У са´мого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод, —
Пришел невод с травой морскою.
третий раз закинул он невод,
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Реши ты, старче, задачу!
Дорогой дам подарок:
Одарю чем только пожелаешь.“
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
„Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоей задачи мне не надо;
Не учен я грамоте,
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе.“
« Нет, старче, молвит золотая рыбка,
А расскажи-ка ,сколько раз ты забрасывал свои сети в синее море, если рыбачил ты ровно тридцать лет и три года?»
И взмолился старик:
Помогите люди добрые, сосчитайте, уважьте старика» (1087)
3. Заключительное слово учителя
Ребята, мы сегодня увидели, что соединение сказок и математики возможно. Встреча со знакомыми героями сказок не оставила нас равнодушными. У всех сегодня было желание помочь героям разобраться в сказочной ситуации. Я думаю, что встреча со сказочными героями в мире математики побудила вас ещё раз перечитать сказки А.С. Пушкина и поразмыслить над их содержанием.
МАТЕМАТИКА В СКАЗКАХ А.С.ПУШКИНА
5 класс
ЦЕЛЬ:
ПОВТОРИТЬ ПРАВИЛА
- СЛОЖЕНИЯ
- ВЫЧИТАНИЯ
- УМНОЖЕНИЯ
- ДЕЛЕНИЯ
НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ
А.С.ПУШКИН
ГЕНИАЛЬНЫЙ ПОЭТ, ПРОЗАИК, КРИТИК,ДРАМАТУРГ, ЗАЛОЖИВШИЙ ОСНОВЫ САМОБЫТНОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.
А.С.ПУШКИН ПИСАЛ СТИХИ, ПОЭМЫ, РАССКАЗЫ, ИСТОРИЧЕСКИЕ ПОВЕСТИ, СКАЗКИ.
ЗАДАНИЕ 1
6
4
5
Н
7
8
6
Ь
К
7
А
И
У
9
8
С
С
И
А
П
К
К
К
З
З
Ш
Ю
А
Б
С
ИСПОЛЬЗУЯ ТАБЛИЦУ УМНОЖЕНИЯ, НАЙДИТЕ БУКВЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ЧИСЛАМ.
42
48
36
56
28
32
С
К
А
З
К
И
«СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»
ЗАДАНИЕ 2
ВЫПОЛНИТЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО ДЕЙСТВИЯ, НАЙДИТЕ В ТАБЛИЦЕ СВОЙ РЕЗУЛЬТАТ И ОТГАДАЙТЕ ЗАШИФРОВАННОЕ СЛОВО (ПО ВАРИАНТАМ)
ЗАДАЧА:
В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ СТАРИК ПОЙМАЛ 5800Г РЫБЫ, ЧТО МЕНЬШЕ МАССЫ РЫБЫ, ПОЙМАННОЙ ЗА ВТОРОЙ ДЕНЬ НА 1250Г. СКОЛЬКО РЫБЫ ПОЙМАЛ СТАРИК ЗА ДВА ДНЯ?
ВАРИАНТ №2
1)437+482 2)428-179 3)1450 · 18
4)31108 : 44 5)1890 : 9+982
ВАРИАНТ №1
1)315+426 3)229 · 32
2)535-372 4)7344 : 34
МОРЕ
1
Р
2
739
О
3
Е
841
63
4
М
740
7328
163
263
741
8328
2016
907
7338
217
1145
216
196
РЫБАК
1
Ы
2
1019
Б
918
249
А
3
4
929
240
К
2610
5
909
349
708
26100
Р
149
1092
919
347
25100
707
1193
247
26010
167
1191
27100
1192
77
192
«Сказка о царе Салтане»
ЗАДАНИЕ 3
СЕЙФ 2
СЕЙФ 3
СКАЗКА
О ЦАРЕ
САЛТАНЕ
СЕЙФ 1
РЕШИТЕ УРАВНЕНИЕ
2 РЯД
b :17=201
3 РЯД
b -183=2095
1 РЯД
b · 23=23046
2278
3417
1002
ЗАДАНИЕ 4
НАЙТИ ЗНАЧЕНИЕ ВЫРАЖЕНИЯ
470 · 21+7344 : 34-10079
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
ЗАДАНИЕ 5
ЗАДАЧА :
Спица на куполе может выдержать вес 4600г. Царю подарили петушка массой 3250г. Выдержит ли спица, если петушок поправится на 1130г?
«Сказка о золотом петушке»
ЛИТЕРАТУРА
- УЧЕБНИК «МАТЕМАТИКА 5 КЛАСС» АВТОРЫ: ВИЛЕНКИН Н.Я., ЖОХОВ В.И.
- ПРИЛОЖЕНИЕ К ГАЗЕТЕ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ» 1999Г
- ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ «МАТЕМАТИКА 5 КЛАСС» АВТОРЫ: ЧЕСНОКОВ А.С.,НЕШКОВ К.И.
ОБ АВТОРЕ
УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ
СР. ШКОЛЫ №5 Г.ПЕРЕСВЕТА
АФРИКАНОВА
ЕЛЕНА РУДОЛЬФОВНА
Тел : (254) 9-67-85
Адрес : г. Пересвет, ул. Октябрьская, д. 6, кв. 72