Цель: Создать условия, способствующие
формированию у детей навыка составления
математических рассказов по выражению.
Задачи:
Развивать навык составления
математических рассказов, опираясь на жизненный
опыт.
Развивать логическое мышление, творческое
воображение; усиление эффективности учебного
процесса, организованного в группах, большая
контактность и лабильность в группах,
организация работы учебных групп как в поиске
общего решения проблемы внутри группы, так и во
взаимном общении групп.
Оборудование: Счетные палочки, числовой луч,
И.И. Аргинская. Математика, часть 5, карточки с
математическими выражениями.
Ход урока.
І. Организационный момент.
— Сегодня на уроке мы с вами будем учиться
составлять математические рассказы по
выражениям.
ІІ. Чистописание.
— Откройте рабочие тетради. Прочитайте числа
записанные там.
(21, 73, 58, 92, ….)
— Пропишите строчку написанных у каждого чисел
и оцените аккуратность своей работы на шкале.
(После прописывания цифр ученики оценивают
аккуратность выполненной работы на шкале).
— Какие цифры использованы в записи вашего
числа?
(2 и 1; 7 и 3; 5 и 8; 9 и 2; ….)
ІІІ. Устный счет.
Учитель читает задачи в стихах, дети записывают
получившиеся ответы в тетради.
Два ученика записывают ответы для проверки на
обратной стороне доски.
Шесть весёлых медвежат
За малиной в лес спешат,
Но один малыш устал,
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди
Сколько мишек впереди? (пять)Лебеди у нас в пруду,
Я поближе подойду:
Черных три и белых пять
Кто успел их сосчитать?
Запишите поскорей
Сколько было лебедей? (восемь)Как-то раз в лесу густом
Ёж построил себе дом.
Пригласил лесных зверей,
Сосчитай их поскорей:
Два зайчонка, два лисёнка,
Три весёлых медвежонка. (семь)Дядя Ёжик в сад зашёл,
Десять спелых груш нашёл
Семь из них он дал ежатам,
Остальные же зайчатам.
Сколько груш Ёж дал зайчатам? (три)
Дети сверяют свои ответы с ответами работавших
у доски учеников. Оценивание правильности работы
соседа по парте на шкале.
— Какой текст отличается от других? Почему?
(Последний, потому что в этом выражении мы
находим разность, а в остальных- сумму).
IV. Физминутка.
Мы решали, мы считали,
Что- то очень мы устали.
Мы сейчас потопаем
Раз, два, три.
Ручками похлопаем
Раз, два, три.
Все присядем,
Быстро встанем,
Улыбнёмся,
Тихо сядем.
V. Работа в группах. Составление математических
рассказов по математическим выражениям.
На доске записаны выражения:: 3 + 4 7 – 2 1 + 4 8 – 1 9 — 4
5 + 2
— Прочитайте записанные выражения.
(Сумма чисел три и четыре; разность чисел семь и
два; первое слагаемое один, второе слагаемое
четыре; разность чисел восемь и один; разность
чисел девять и четыре; сумма чисел пять и два).
— Какое задание можно выполнить, используя эти
выражения? Работая в группе, предложите свое
задание
(Распределить на две группы).
1 группа: по значению выражений
3 + 4 = 7
7 – 2 = 5
8 – 1 = 7
9 – 4 = 5
5 + 2 = 7
1 + 4 = 5
2 группа: на суммы и разности.
3 + 4
7 – 2
1 + 4
8 – 1
5 + 2
9 – 4
Ответы детей из других групп совпадали с
предыдущими.
— Подумайте и составьте математический рассказ
к выражениям на нахождение суммы в группе.
(1- й ученик: У Тани было три
красных шара и четыре синих. Всего у неё было семь
шаров.
2- й ученик: На клумбе росла одна
белая роза и четыре желтые розы. Всего было пять
цветов.
3- й ученик: У Вани было пять
карандашей, а у Саши два. Всего у мальчиков семь
карандашей и др.).
— Подумайте и составьте математический рассказ
к выражениям на нахождение разности в группе.
(1- й ученик: На ветке сидело семь
снегирей, два улетели. Осталось пять птиц.
2- й ученик: В вазе лежало восемь
конфет, Рома съел одну. В вазе осталось семь
конфет.
3- й ученик: На пристани стояло
девять кораблей, четыре уплыли в море. У причала
осталось пять кораблей и др.)
В группе дети оценивают работу по следующим
критериям:
— дружная работа;
— правильность составления задач.
VI. Физминутка.
Ваня шел, шел, шел,
Белый гриб нашел.
Раз грибок,
Два грибок,
Три грибок-
Положил их в кузовок.
VII. Работа с разрезным материалом по тетради И.И.
Аргинской. Математика
часть 5.
— Откройте учебник математики с разрезными
картинками на странице 15. Как Вы думаете из какой
сказки эта картинка?
(Лиса и заяц).
— Давайте найдем значение выражений, написанных
на обратной стороне, по числовому лучу и составим
картинку, пользуясь таблицей на обложке.
Пользуясь числовым лучом дети находят значения
выражений, разрезают по частям иллюстрацию и
прикладывают на первую таблицу обложки.
-Кто из Вас придумает математический рассказ по
этой картинке?
(В ледяном домике жила одна лиса, а лубяном
домике жил один заяц. Всего на полянке жили двое
зверей).
VIII. Итог урока.
— Чем занимались на уроке?
(Составляли математические рассказы и
выполняли задания с выражениями).
— Кому сегодня на уроке было интересно?
-Кто испытывал затруднения?
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 имени О. А. Морозова»
Урок математики в 1 классе
по системе развивающего обучения Л. В. Занкова
«Математический рассказ и задача»
Учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Миненкова Т. Н.
Ефремов
2013 г.
Цели: создать условия для формирования представления о структуре задачи,
содействовать развитию умений выделять в задаче условие, вопрос, выбирать ход решения, формулировать ответ;
учить выделять главное, сопоставлять, сравнивать, включать в систему имеющихся знаний, осуществлять самоконтроль и взаимопроверку;
развивать внимание, память, усидчивость;
способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления;
воспитывать культуру общения при фронтальной работе, индивидуальной работе;
создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке.
Формировать УУД:
— Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
— Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
— Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
— Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Предметные:
Знать структуру текстовой задачи. Знать правило оформления решения задачи в тетради.
Оборудование:
для учителя: персональный компьютер, интерактивная доска, презентация к уроку;
для учащихся: учебник, рабочие тетради, карточки
Методы: продуктивный, частично-поисковый, проблемный.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые на данном этапе УУД |
Эмоционально-психологичес- кий настрой. |
Слайд №1. (На фоне музыки из мультфильма «Крошка Енот» учитель произносит слова.) — Улыбка и добрые слова помогают сохранять хорошее настроение. Именно такими словами я хочу начать наш сегодняшний урок. Ты улыбкой как солнышком брызни, Выходя поутру из ворот. Понимаешь, у каждого в жизни Предостаточно бед и забот. Разве любы нам хмурые лица Или чья-то сердитая речь? Ты улыбкой сумей поделиться И ответную искру зажечь. -Подарите друг другу улыбку. Улыбнитесь нашим гостям. Подмигните нашему солнышку. (На классной доске – рисунок солнышка.) — Пусть сегодняшний урок принесет всем радость. А чтобы все получили удовольствие от урока надо не забывать о культуре общения. |
Дети проявляют психологическую готовность к познавательной деятельности. |
Личностные УУД (Осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку) Регулятивные: волевая саморегуляция. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Использование стихотворных строчек позволяет активизировать внимание, мотивировать детей на деятельность. |
Подготовка к работе на основном этапе. |
— Девизом нашего урока будут слова: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай!» (Девиз урока записан на доске.) — Значит, чему будет посвящен наш урок? — Какие шаги мы делаем при открытии нового знания? Слайд № 2 |
Высказывают свои предположения. (Открытию нового знания.) Что я не знаю? Сам найду способ. |
Личностные УУД (Осознание своих эмоций, интереса к изучению математики) |
Актуализация опорных знаний. Мотивация к учебной деятельности. Задание на проверку внимания. |
— Нам сегодня особенно понадобится внимание. Проверим, внимательны ли вы. Cлайд № 3. Я предлагаю вам такое задание: в каждом ряду чисел зачеркните цифру 1 и обведите цифру 2. — Как эти цифры связаны с сегодняшним уроком? -Что вы можете сказать о числе 12? |
Учащиеся выполняют задание на карточках, один ученик работает на интерактивной доске. С помощью этих цифр можно записать сегодняшнюю дату. Учащиеся дают характеристику этому числу. |
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Познавательные: учить проводить сравнения, строить суждения, выделять несколько существенных признаков объекта; под руководством учителя давать характеристики изучаемым понятиям. |
Проверка выполненной работы. |
— В конце урока вас ждет сюрприз. Слайд № 4. (На интерактивной доске записаны выражения) — Что записано на доске? — Сгруппируйте их. — Запишите выражения и найдите их значение: девочки – суммы, мальчики – разности. — Расположите значения равенств в порядке: а) девочки – возрастания; б) мальчики – убывания. (На интерактивной доске появляются два ряда чисел.) — Что заметили? Докажите. -Подчеркните наибольшее и наименьшее числа ряда. Какое задание с этими числами вы можете предложить? — К этим равенствам мы еще вернемся в конце урока. Слайд №5 Логическая задача. |
(Выражения.) На интерактивной доске делают классификацию выражений. (1 столбик – суммы, 2 столбик — разности) Учащиеся выходят по одному к доске, записывают ответы. Значения одинаковые. В первом случае – это отрезок натурального ряда, а во втором – нет) Записать сумму чисел, разность. Сравнить числа. Решают логическую задачу и аргументируют ее решение, передвигая на интерактивной доске слова. |
На этом этапе шло формирование логических универсальных действий: анализ объектов, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные действия: умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблемы. |
Динамическая электронная физкультминут- ка «Елочка». |
Выполняют под музыку физические упражнения, предлагаемые на слайде. |
||
4.Самопределе- ние к деятельности. Открытие темы урока. |
Слайд № 6. -Прочитайте рассказы и сравните их. — Как вы думаете, какой из этих рассказов можно поместить в учебник «Математика», а какой в учебник «Окружающий мир»? Почему? |
Регулятивные действия: целеполагание – постановка учебной задачи. Коммуникативные действия: строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками, управление поведением партнёра. Логические универсальные действия: постановка и решение проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера. |
|
Слайд № 7. — Сравните эти тексты. Что вы можете сказать о них? |
Рассуждая, учащиеся приходят к выводу, что в первом случае – математический рассказ, а во втором – задача. |
Познавательные: использование простейших приемов анализа различных видов записей, умение устанавливать аналогии. Регулятивные: учить принимать учебную задачу, осуществлять самоконтроль своей познавательной деятельности; учить выполнять учебные действия в устной и письменной речи. |
|
Формулирова- ние темы урока учащимися |
— Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? |
Дети формулируют тему урока. (Тема урока: «Математический рассказ и задача.) |
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. |
Сообщение темы учителем. |
Слайд №8 — Мои юные математики, сегодня мы откроем еще одну тайну о задаче и её составных частях. (Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.) — С этой целью предлагаю провести небольшое исследование по теме. |
Регулятивные: умение принимать цель урока и следовать ей в учебной деятельности. |
|
— Мы выяснили, что последний текст – это задача. Слайд № 9. — А что же такое задача? |
|||
Слайд №10 — Что вы знаете о задаче? Ваши ответы должны быть доказательными |
|||
Слайд №11. (На доске постепенно появляются составные части задачи) |
Коммуникативные: учить воспринимать точку зрения других людей; контролировать свои действия, понимать задаваемые вопросы. Предметные: знать структуру текстовой задачи. |
||
Самостоятельная работа. |
— Решите эту задачу. |
Дети записывают решение задачи в рабочую тетрадь. Взаимопроверка. |
Предметные: Знать структуру текстовой задачи. Знать правило оформления решения задачи в тетради. |
Физкультминут- ка для глаз «Снеговик». |
Дети выполняют движения |
Личностные: умение применять правила охраны своего здоровья |
|
Открытие новых знаний. |
Слайд № 12. — Исследуйте запись на слайде. Что вы можете сказать? |
Читают текст, размещенный на слайде. Формулируют выводы наблюдений. |
Коммуникативные: формирование способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу в учебной деятельности. |
Слайд № 13 |
Учащиеся делают вывод о соответствии вопроса и условие |
Познавательные: создавать условия для проявления аналитических способностей ребенка в восприятии и словесной интерпретации способа решения задач; выявлять существенные признаки математических объектов для формулирования обобщенных выводов; учить строить математические рассуждения, формулировать выводы. |
|
Закрепление полученных знаний. Работа в парах. Отчет о выполнении задания. |
—А сейчас вам предстоит поработать в парах. Вспомните правила работы. Постарайтесь договориться между собой, кто какую работу будет выполнять. |
Учащиеся работают по учебнику.(№88, стр.36) Выполняют упражнение в тетради. Учащиеся обсуждают задание, высказывают свои предположения в паре, готовят отчет о его выполнении. |
Познавательные: понимание смысла задания; возможность применить первоначальные способы поиска информации. Коммуникативные: осуществление взаимоконтроля по ходу выполнения задания; умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учить сотрудничеству; учить умению договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности. |
Итоговый контроль усвоения новых знаний. Дифференциро-ванная работа. Проверка выполненной работы |
(Учитель предлагает индивидуальные задания.) Слайд № 13 Дифференцированные задания. Сильным учащимся. — Если вы считаете, что легко справитесь с любой задачей, возьмите карточку с желтым солнышком. Средним учащимся. — Если вы считаете, что легко справитесь с задачей, но возможны какие-то сложности, то возьмите карточку с оранжевым солнышком. Слабым учащимся. — Если у вас задачи пока вызывают затруднения, то возьмите карточку с красным солнышком. ( Учитель осуществляет выборочный контроль, организует проверку выполненной работы) |
Выполняют задания по карточкам. |
Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; активизация мыслительной деятельности через проблемное задание. Коммуникативные: оформление своих мыслей согласно заданным рамкам обсуждения, аргументация своих суждений. |
Слайд № 14 — Что вы теперь можете сказать о задаче? |
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблемы. |
||
Рубрика «Это интересно». Расширение кругозора учащихся. Итог урока. Рефлексия. |
Слайд № 15 — Латинское название «февруарий» пришло к нам из Византии. — Февраль назван в честь древнегреческого бога подземного царства Фебрууса или Фебра. — Самый короткий месяц года — 28 дней, в високосный год — 29. — Название месяца февраль отражают состояние погоды в этот период: — Бокогрей — самое меткое название: на солнечной стороне тепло, заметен «сугрев». — Лютый зовется за морозы, иногда они доходят и до — 30. — Межень — календарная межа зимы и весны. — Вьюговей — назвали за снегопады и морозы, метели, вьюги, приходящиеся на эту пору. — Снежень — много снега. С 12 февраля в природе наступает конец зимы (происходит перелом зимы, предвесенье). — Значимое явление природы этого времени – весенний голос большой синицы. Первые колена ее песни мы слышим в среднем 12 февраля. — Вашему вниманию были представлены зимние зарисовки. Вам знакомы эти уголки природы? — Городская роща — прекрасное место отдыха жителей нашего города. Мы стремимся туда в любое время года. Но, к сожалению, так и не научились беречь эту красоту. — Какое открытие вы сегодня сделали на уроке? — Назовите ключевые слова урока. — Что особенно понравилось? В чем испытывали затруднения? — Кого вы хотели поблагодарить за помощь? — У каждого из вас на столе лежат солнечные лучики разных цветов. — Если вы довольны своей работой на уроке, возьмите желтый лучик. — Если вы испытывали некоторые затруднения, но вам помогли товарищи, возьмите лучик оранжевого цвета. — А если вы испытывали большие затруднения, возьмите красный лучик. — Прикрепите эти лучики вокруг солнышка. — Посмотрите, какое получилось у нас яркое солнце. Оно способно растопить не только снег в природе, но и лед в душе. Ведь мы его создали вместе. Слайд № 16 — Молодцы! Большое вам спасибо за понимание и активность. Попрощайтесь с нашими гостями. |
Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему). Высказывают свое мнение. Дети прикрепляют лучики вокруг солнышка, находящегося на доске) |
Регулятивные: учить проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности, осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности; совместно с учителем оценивать результат своей деятельности; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи; |
( |
|||
Презентация на тему «Математический рассказ и запись действий к нему» 1 класс
-
Скачать презентацию (1.05 Мб)
-
1 загрузок -
0.0 оценка
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Комментарии
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Посмотреть и скачать презентацию по теме «Математический рассказ и запись действий к нему» по математике, включающую в себя 23 слайда. Скачать файл презентации 1.05 Мб. Для учеников 1 класса. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по математике
-
Формат
pptx (powerpoint)
-
Количество слайдов
23
-
Аудитория
-
Слова
-
Конспект
Отсутствует
Содержание
-
Слайд 1
Урок –презентация по математике
в 1 классе по теме:« Математический рассказ и запись действий к нему»
Подготовила учитель начальных классов
МОУ Терновская ООШ №2 Лысенко Людмила Ивановна -
Слайд 2
Организация класса, эмоциональный настрой на работу
-
Слайд 3
А теперь, друзья, за дело!Математика нас ждёт.Начинаем устный счёт!
-
Слайд 4
1
Поставь в выражениях нужный знак + или —
4…2=67…2=5
6…2=8
8…0=8
-
Слайд 5
Дорогие первоклассники!
Будьте внимательны,
Вас ждут новые задания.
Сравните два текста
К Пете на день рождения пришли 5 мальчиков и 3 девочки.К Пете на день рождения пришли одноклассники и принесли много подарков. Мальчик поблагодарил ребят за подарки.
-
Слайд 6
4
+
2
=
6
Составьте математические рассказы и запиши действия к рисункам -
-
Слайд 8
-
Слайд 9
6
2
—
4
=
6
4
—
2
=
4
6
+
2
=
Что общего в записанных выражениях? -
Слайд 10
Тема урока: «Математический рассказ и запись действия к нему»
развивать основы логического мышления, математи-ческую речь, способность к продолжитель-ной умственной деятельности
формировать умение составлять текст по рисункам, записывать математическое действие к рассказу, слушать и понимать других, извлекать информацию из текста и иллюстрациивоспитывать интерес к умственному труду, стремление использовать математи-ческие знания в повседневной жизни, воспитывать чувство юмора
-
Слайд 11
-
Слайд 12
-
Слайд 13
-
Слайд 14
Практическая работа
Нарисуйте 5 морковок,
затем ещё 2.
Сколько всего морковок вы нарисовали?
Вывод:чтобы ответить на вопрос, нужно выполнить действие … -
Слайд 15
Составьте математический рассказ по рисунку
Какой вопрос можно поставить к рисунку?
Какое математическое действие нужно записать к рисунку?
Вывод:чтобы ответить на вопрос, нужно выполнить действие … -
Слайд 16
Работа с книгой
Вывод:чтобы ответить на вопрос, нужно выполнить действие …
-
-
Слайд 18
Самостоятельная работа
У Серёжи было 4 кролика. Одного кролика он подарил Саше. Сколько кроликов стало у Серёжи?
У Серёжи было 4 кролика. Одного кролика ему подарил Саша. Сколько кроликов стало у Серёжи? -
Слайд 19
Подводим итоги самостоятельной работы
3
4
=
1
—
4
5
+
1
= -
Слайд 20
ОЦЕНИ свою работу на уроке!
-
Слайд 21
Подводим итоги урока
я
узнал,…
запомнил,…
научился…
удивился,… -
Слайд 22
Информация для размышления
Вовочка 3 раза дёрнул за косичку Машу, 2 раза — Дашу, 4 раза –Клаву и один раз, по ошибке, завуча Маргариту Багратионовну. Спрашивается: сколько раз дёргал Вовочка за косички и что теперь ему за это будет? -
Слайд 23
Спасибо за работу.
МОЛОДЦЫ!
Посмотреть все слайды
Сообщить об ошибке
Похожие презентации
Спасибо, что оценили презентацию.
Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.
Добавить отзыв о сайте
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 имени О. А. Морозова»
Урок математики в 1 классе
по теме «Математический рассказ и задача»
Учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Миненкова Т. Н.
Ефремов
2013 г.
Цели: создать условия для формирования представления о структуре задачи,
содействовать развитию умений выделять в задаче условие, вопрос,
выбирать ход решения, формулировать ответ;
учить выделять главное, сопоставлять, сравнивать, включать в систему имеющихся
знаний, осуществлять самоконтроль и взаимопроверку;
развивать внимание, память, усидчивость;
способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного
внимания, наглядно—действенного мышления;
воспитывать культуру общения при фронтальной работе, индивидуальной работе;
создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке.
Формировать УУД:
— Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной
деятельности.
— Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью
учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность
выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё
действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в
действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных
ошибок; высказывать своё предположение.
— Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и
понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в
школе и следовать им.
— Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое
от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Предметные:
Знать структуру текстовой задачи. Знать правило оформления решения задачи в тетради.
Оборудование:
для учителя: персональный компьютер, интерактивная доска, презентация к уроку,
для учащихся: учебник, рабочие тетради,
Методы: продуктивный, частично—поисковый, проблемный.
Формируемые
на данном этапе
УУД
Эмоционально—
психологичес—
кий настрой.
Слайд №1.
(На фоне музыки из
мультфильма «Крошка
Енот» учитель произносит
слова.)
— Улыбка и добрые слова
помогают сохранять
хорошее настроение. Именно
такими словами я хочу
начать наш сегодняшний
урок.
Ты улыбкой как солнышком
брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в
жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья—то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей
поделиться
И ответную искру зажечь.
—Подарите друг другу
улыбку. Улыбнитесь нашим
гостям. Подмигните нашему
солнышку.
Дети проявляют
психологическую
готовность к
познавательной
деятельности.
Личностные УУД
(Осмысление внутренней
позиции ученика на уровне
положительного
отношения к уроку)
Регулятивные: волевая
саморегуляция.
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с
учителем и со
сверстниками.
Использование
стихотворных строчек
позволяет активизировать
внимание, мотивировать
детей на деятельность.
(На классной доске – рисунок
солнышка.)
— Пусть сегодняшний урок
принесет всем радость. А
чтобы все получили
удовольствие от урока надо
не забывать о культуре
общения.
Подготовка к
работе на
основном этапе.
— Девизом нашего урока
будут слова: «Знаешь –
говори, не знаешь –
слушай!»
(Девиз урока записан на
доске.)
— Значит, чему будет
посвящен наш урок?
— Какие шаги мы делаем при
открытии нового знания?
Слайд № 2
Высказывают свои
предположения.
(Открытию нового
знания.)
Что я не знаю? Сам
найду способ.
Личностные УУД
(Осознание своих эмоций,
интереса к изучению
математики)
Актуализация
опорных знаний.
Мотивация к
учебной
деятельности.
Задание на
проверку
внимания.
— Нам сегодня особенно
понадобится внимание.
Проверим, внимательны ли
вы.
Cлайд № 3.
Я предлагаю вам такое
задание: в каждом ряду
чисел зачеркните цифру 1 и
Учащиеся выполняют
задание на карточках,
один ученик работает
на интерактивной
доске.
Личностные: уметь
проводить самооценку на
основе критерия
успешности учебной
деятельности.
Познавательные: учить
проводить сравнения,
строить суждения,
выделять несколько
существенных признаков
объекта; под руководством
учителя давать
обведите цифру 2.
— Как эти цифры связаны с
сегодняшним уроком?
—Что вы можете сказать о
числе 12?
С помощью этих цифр
можно записать
сегодняшнюю дату.
Учащиеся дают
характеристику этому
числу.
характеристики
изучаемым понятиям.
Проверка
выполненной
работы.
— В конце урока вас ждет
сюрприз.
Слайд № 4.
(На интерактивной доске
записаны выражения)
— Что записано на доске?
— Сгруппируйте их.
— Запишите выражения и
найдите их значение:
девочки – суммы, мальчики
– разности.
— Расположите значения
равенств в порядке:
а) девочки – возрастания;
б) мальчики – убывания.
(На интерактивной доске
появляются два ряда чисел.)
(Выражения.)
На интерактивной
доске делают
классификацию
выражений.
(1 столбик – суммы, 2
столбик — разности)
Учащиеся выходят по
одному к доске,
записывают ответы.
На этом этапе шло
формирование логических
универсальных действий:
анализ объектов, выбор
оснований и критериев для
сравнения, классификации
объектов, построение
логической цепи
рассуждений, выдвижение
гипотез и их обоснование.
Коммуникативные
действия: умение слушать
и вступать в диалог,
участие в коллективном
обсуждении проблемы.
— Что заметили?
Докажите.
—Подчеркните наибольшее и
наименьшее числа ряда.
Какое задание с этими
числами вы можете
предложить?
— К этим равенствам мы еще
вернемся в конце урока.
Слайд №5
Логическая задача.
Значения одинаковые. В
первом случае – это
отрезок натурального
ряда, а во втором – нет)
Записать сумму чисел,
разность. Сравнить
числа.
Решают логическую
задачу и аргументируют
ее решение, передвигая
на интерактивной
доске слова.
Динамическая
электронная
физкультминут—
ка «Елочка».
Выполняют под музыку
физические упражнения,
предлагаемые на слайде.
4.Самопределе—
ние к
деятельности.
Открытие темы
урока.
Слайд № 6.
—Прочитайте рассказы и
сравните их.
— Как вы думаете, какой из
этих рассказов можно
поместить в учебник
«Математика», а какой в
учебник «Окружающий
мир»? Почему?
Регулятивные действия:
целеполагание –
постановка учебной задачи.
Коммуникативные
действия: строить
продуктивное
взаимодействие и
сотрудничество со
сверстниками, управление
поведением партнёра.
Логические универсальные
действия: постановка и
решение проблемы,
самостоятельное создание
способов решения проблем
творческого характера.
Слайд № 7.
— Сравните эти тексты. Что
вы можете сказать о них?
Рассуждая, учащиеся
приходят к выводу, что
в первом случае –
математический
рассказ, а во втором –
задача.
Познавательные:
использование простейших
приемов анализа различных
видов записей, умение
устанавливать аналогии.
Регулятивные: учить
принимать учебную задачу,
осуществлять
самоконтроль своей
познавательной
деятельности; учить
выполнять учебные
действия в устной и
письменной речи.
Формулирова—
ние темы урока
учащимися
— Кто догадался, какая тема
сегодняшнего урока?
Дети формулируют
тему урока.
(Тема урока:
«Математический
рассказ и задача.)
Регулятивные: умение
определять и
формулировать цель на
уроке с помощью учителя.
Слайд №8
— Мои юные математики,
сегодня мы откроем еще
одну тайну о задаче и её
составных частях.
(Уточняет понимание
учащимися
поставленных целей
урока.)
— С этой целью предлагаю
провести небольшое
исследование по теме.
Регулятивные: умение
принимать цель урока и
следовать ей в учебной
деятельности.
— Мы выяснили, что
последний текст – это
задача.
Слайд № 9.
— А что же такое задача?
Слайд №10
— Что вы знаете
о задаче? Ваши ответы
должны быть
доказательными
Закрепление
полученных
знаний.
Работа в парах.
Отчет о
выполнении
задания.
—А сейчас вам предстоит
поработать в парах.
Вспомните правила работы.
Постарайтесь договориться
между собой, кто какую
работу будет выполнять.
Учащиеся работают по
учебнику.(№88, стр.36)
Выполняют упражнение
в тетради.
Учащиеся обсуждают
задание, высказывают
свои предположения в
паре, готовят отчет о
его выполнении.
Познавательные:
понимание смысла задания
; возможность применить
первоначальные способы
поиска информации.
Коммуникативные:
осуществление
взаимоконтроля по ходу
выполнения задания;
умение оформлять свои
мысли в устной форме;
слушать и понимать речь
других; совместно
договариваться о правилах
поведения и общения в
школе и следовать им;
учить сотрудничеству;
учить умению
договариваться и
приходить к общему
решению совместной
деятельности.
Итоговый
контроль
усвоения новых
знаний.
Дифференциро—
ванная работа.
(Учитель предлагает
индивидуальные
задания.)
Слайд № 13
Дифференцированные
задания.
Сильным учащимся.
— Если вы считаете, что легко
справитесь с любой задачей,
возьмите карточку с желтым
солнышком.
Средним учащимся.
— Если вы считаете, что легко
справитесь с задачей, но
возможны какие—то
сложности, то возьмите
карточку с оранжевым
солнышком.
Выполняют задания по
карточкам.
Регулятивные: оценивать
правильность выполнения
действия на уровне
адекватной
ретроспективной оценки;
вносить необходимые
коррективы в действие
после его завершения на
основе его оценки и учёта
характера сделанных
ошибок.
Познавательные: умение
ориентироваться в своей
системе знаний;
активизация мыслительной
деятельности через
проблемное задание.
Проверка
выполненной
работы
Слабым учащимся.
— Если у вас задачи пока
вызывают затруднения, то
возьмите карточку с
красным солнышком.
( Учитель осуществляет
выборочный контроль,
организует проверку
выполненной работы)
Коммуникативные:
оформление своих мыслей
согласно заданным рамкам
обсуждения, аргументация
своих суждений.
Слайд № 14
— Что вы теперь можете
сказать о задаче?
Коммуникативные:
умение слушать и
вступать в диалог, участие
в коллективном
обсуждении проблемы.
Рубрика «Это
интересно».
Расширение
кругозора
учащихся.
Слайд № 15
— Латинское название
«февруарий» пришло к нам
из Византии.
— Февраль назван в честь
древнегреческого бога
подземного царства
Фебрууса или Фебра.
— Самый короткий месяц
года — 28 дней, в високосный
год — 29.
— Название месяца февраль
отражают состояние погоды
в этот период:
— Бокогрей — самое меткое
название: на солнечной
стороне тепло, заметен
«сугрев».
— Лютый зовется за морозы,
иногда они доходят и до — 30.
— Межень — календарная
межа зимы и весны.
— Вьюговей — назвали за
снегопады и морозы, метели,
вьюги, приходящиеся на эту
пору.
— Снежень — много снега.
С 12 февраля в природе
наступает конец зимы
(происходит перелом зимы,
предвесенье).
— Значимое явление природы
этого времени – весенний
голос большой синицы.
Первые колена ее песни мы
слышим в среднем 12
февраля.
— Вашему вниманию были
представлены зимние
зарисовки. Вам знакомы эти
уголки природы?
— Городская роща —
прекрасное место отдыха
жителей нашего города. Мы
стремимся туда в любое
время года. Но, к
сожалению, так и не
научились беречь эту
красоту.
— Какое открытие вы сегодня
сделали на уроке?
— Назовите ключевые слова
урока.
— Что особенно понравилось?
В чем испытывали
затруднения?
— Кого вы хотели
поблагодарить за помощь?
— У каждого из вас на столе
лежат солнечные лучики
разных цветов.
Формулируют конечный
результат своей
работы на уроке.
Называют основные
позиции нового
материала и как они их
усвоили (что получилось,
что не получилось и
почему).
Высказывают свое
мнение.
Регулятивные: учить
проговаривать вслух
последовательность
производимых действий,
составляющих основу
осваиваемой деятельности,
осуществлять
первоначальный контроль
своего участия в
доступных видах
познавательной
деятельности; совместно с
учителем оценивать
результат своей
деятельности; в
сотрудничестве с
учителем находить
варианты решения учебной
задачи;
— Если вы довольны своей
работой на уроке, возьмите
желтый лучик.
— Если вы испытывали
некоторые затруднения, но
вам помогли товарищи,
возьмите лучик оранжевого
цвета.
— А если вы испытывали
большие затруднения,
возьмите красный лучик.
— Прикрепите эти лучики
вокруг солнышка.
— Посмотрите, какое
получилось у нас яркое
солнце. Оно способно
растопить не только снег в
природе, но и лед в душе.
Ведь мы его создали вместе.
Слайд № 16
— Молодцы! Большое вам
спасибо за понимание и
активность. Попрощайтесь с
нашими гостями.
Дети прикрепляют
лучики вокруг солнышка,
находящегося на доске)