10 вариантов
-
Любовь – понятие сложное и многогранное. Бывает любовь к родине, к своей работе, любовь между мужчиной и женщиной, любовь к жизни вообще. Но особого внимания заслуживает материнская любовь. Она не сравнима ни с чем по силе и глубине. Никто нас так не пожалеет и не согреет теплом, идущим от чистого, любящего сердца, как родная мама. Материнская любовь – это то, чем нужно дорожить, что нужно ценить.
Огромное количество писателей и поэтов посвятили свои произведения матерям, воспевая их любовь, терпение и преданность своим детям.
Тема материнской любви ярко представлена в известном рассказе Константина Паустовского «Телеграмма», написанном в 1946 году. В нем автор размышляет над тем, что повзрослевшие дети часто забывают своих родителей, не думают о том, что проходит время, и те становятся беспомощными, нуждаются в заботе и участии.
От старости, а быть может, от одиночества умирает главная героиня рассказа Катерина Петровна. Её дочь Настя живет далеко, в Ленинграде.Она слишком поглощена своей интересной работой, не находит даже времени написать письмо маме, а лишь отправляет ей почтовые денежные переводы . Катерина Петровна пишет дочери: «Ненаглядная моя, зиму я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки». А что же Настя? Откликается ли она на просьбу своей матери? К сожалению, нет…
Равнодушие дочери в этом рассказе потрясает нас. Не случайно автор обращает наше внимание на «большие холодные глаза» Насти. Ведь глаза – зеркало души, а душа у неё пустая и холодная… Только после смерти матери она начинает понимать, что ей придется всю свою оставшую жизнь жить с чувством непоправимой вины перед матерью, что никто и никогда не будет любить её так, как любила мама. Таким образом, Паустовский пытается «вразумить» молодежь, показывает, что ответственность за спокойную старость родителей лежит на их детях.
Можно вспомнить и другое произведение, в котором говорится о великой материнской любви. Это рассказ современной писательницы Людмилы Улицкой «Дочь Бухары».Героиня рассказа, Бухара, совершила материнский подвиг, всю себя отдав воспитанию дочери Милы, у которой был синдром Дауна. Даже будучи смертельно больной, мать продумала всю дальнейшую жизнь дочки: устроила на работу, нашла ей новую семью, мужа, и только после этого позволила себе уйти из жизни.
Материнская любовь – это то, чем нужно дорожить, что нужно ценить. Виктор Астафьев в статье «Сопричастный всему живому…» пишет о том, что если бы ему дано было повторить жизнь, он одно просил бы у своей судьбы — оставить с ним маму. Её не хватало писателю всю жизнь, и он обращается ко всем с просьбой беречь матерей, ведь они уходят и никогда не возвращаются, и никто не может их заменить. -
(Вера Попова в роли Катерины Петровны, к/ф “Телеграмма”, СССР 1957)
Каждый рассказ несёт в себе не только смысл, но и определённую ценность. В рассказе Паустовского «Телеграмма» эта ценность кроется в поучительности и нравственности. При первом прочтении мы можем увидеть только поверхность, то есть трогательный короткий рассказ, но если углубиться в него, то мы заметим всю трагичность и боль, которую вложил автор в своё произведение.
Паустовский описывает вроде типичную картину, которая часто встречается в современных реалиях: отношения между старой матерью и её дочерью. Автор не зря обрисовал данную проблему между двумя самыми близкими друг другу людьми, чтобы ярче показать лиричность произведения.
Катерина Петровна жила в деревушке в старом доме, одна, а её дочь Настя работала секретарём союза художников и была поглощена настолько своими делами, что попросту не могла навещать родную мать. Она стала заложником собственных обстоятельств, однако Катерина Петровна ни в чём не винит дочь, говоря, что у молодых свои дела и интересы. И это первое доказательство того, что сердце любящей матери безгранично. Мать любит и ждёт свою дочь.
(Лидия Смирнова в роли Насти – дочери Катерины Петровны, к/ф “Телеграмма”, СССР 1957)
Но и назвать Настю чёрствой и безразличной тоже не повернётся язык. Этого персонажа стоит рассмотреть с разных сторон. С одной стороны, она остаётся неравнодушной к скульптору и помогает ему организовать выставку, видя в нём талант. Она ищет признание его работ. В Ленинграде она счастлива, отдавая себя любимому делу, а вот Заборье – нет. С другой стороны, мы наблюдаем, как дочь помогает, по сути, незнакомому человеку прославиться, но при этом не помогает матери и не навещает её.
Однако когда узнаётся, что её мама при смерти, она понимает неправильность своих поступков. Настя хотела успеть к ней, чтобы получить прощение и чтобы увидеть мать в последний раз. -
Главной ценностью рассказа Паустовского «Телеграмма» является поучительность и нравственный подтекст. Вряд ли есть читатель, который прочитал это произведение и остался абсолютно равнодушным, ведь основная проблема здесь во взаимоотношениях родителей и детей. А это касается всех нас.
Сюжет рассказа не сложен и предсказуем, но он настолько трагичен и лиричен, что его нельзя воспринимать равнодушно. А значит, автор добился поставленной цели – достучаться до сердец своих читателей.
В рассказе идет речь о жизни пожилой женщины по имени Катерина и ее дочери Насти. Судьба этих героинь типична, таких примеров можно навести великое множество. Ведь то, что молодое поколение покидает деревни в поисках работы и лучшей жизни, уже никого не удивляет. А старики не могут оставить отцовские дома и доживают свой век в глубинках. Проблема, возможно, в разном мировоззрении поколений. Но автор не хотел мириться с этим, поэтому создал рассказ, в котором показывал, как ужасно может быть непонимание между родителями и детьми.
Катерина Петровна предана традициям, поэтому остается жить в мемориальном доме, который построил ее отец, именитый художник. А Настя – человек уже другого поколения. Она ищет лучшей жизни. В глухой деревне ей было скучно, и теперь она живет в шумном Ленинграде и работает в Союзе художников. Девушка поглощена своей работой и не находит времени на то, чтобы даже написать матери.
Рутина поглотила Настю, но ей, кажется, это по нраву. Катерина не винит дочь, а даже понимает ее. Ведь Настя – молодая, и у нее свои непонятные старикам заботы. Лучше не мешать – так думала героиня. Она просто терпеливо ждала встречи с дочерью. Автор показывает нам любовь и понимание матери к дочери.
Настя – более неоднозначный образ. Читая о страданиях пожилой женщины, нам хочется сразу ее осудить, признать плохим человеком. И это отчасти может быть так, ведь даже сама Настя не может себя простить в конце произведения. Но, автор не осуждает ее прямо, показывает разные ее стороны.
Настя – человек с прекрасным эстетическим вкусом, образованная, и кроме этого, она достаточно чуткая к проблемам других людей. Она спешит на помощь талантливому скульптору и помогает ему организовать выставку. В Ленинграде она смогла раскрыть свой потенциал, чего не достигла бы в деревне. Но подсознательно она чувствовала вину за то, что бросила мать одну. Поэтому она боялась приезжать домой, чтобы не видеть слез и не слышать укоров. Но, думаю, Настя ошибалась в этом. Катерина Петровна не стала бы укорять дочь, она просто хотела хотя бы изредка видеть ее. Через непонимание друг друга, недосказанность (Настя боялась укоров, Катерина боялась, что помешает) героини так и не увиделись в конце рассказа.
Автор нам показывает то, что важно уметь слушать и слышать друг друга, заботиться и понимать свою семью, а не отлаживать заботу о них на потом, потому что время так быстротечно. -
В рассказе автор поднимает важную нравственную проблему. В этом рассказедочь никак не может увидеться с матерью. А не может ли? Скорее простоне хочет. У нее нет времени, она занята своей работой. У нее так сказатьсвоя жизнь. Ее старушка мать доживает свой век совсем одна. К ней ходятсовершенно чужие люди. которые оказываются более сердечными чем еесобственная дочь. Но, когда Настя приезжает в деревню (получив письмо) ,с запоздалым раскаянием то уже поздно. Она обнараживает лишь свежиймогильный холмик. Как жаль, что раскаяние приходит к нам так поздно,когда ничего уже не изменишь.. .
У каждого из нас возникаетчувство защищенности и покоя, когда рядом с нами мать. Но всегда ли мыосознаем, какой ценой оплачены наш покой, счастье? Какой?Самопожертвованием, самозабвением матери. Эти старинные слова, почтиушедшие из разговорной речи, точнее всего характеризуют материнскуюлюбовь. Самозабвение, то есть способность забыть себя ради своегоребенка, и есть первый и истинный признак любви. Однако мы не всегдапонимаем, что значит для нас мать. Часто мы видим в ней человека,который готовит, стирает, гладит, без конца учит уму-разуму, что-топозволяет, что-то запрещает или к чему-то принуждает. Как часто мыобижаемся на родителей, как часто обижаем их. А ведь родители любят настакими, какие мы есть и нет ничего горше одинокой старости. -
Думаю, первая и главная ценность рассказа Паустовского «Телеграмма» заключается в его поучительности и нравственном подтексте. Без сомнения, каждый, кто прочитал это произведение, не смог остаться равнодушным к тем проблемам, которые поднимаются автором. Казалось бы, сюжет прост и во многом предсказуем, однако он настолько лиричен и во многом трагичен, что просто невозможно оставаться равнодушным к главным героям.
Рассказ повествует о жизни Катерины Петровны и ее дочери. Судьбы этих людей во многом типичны, и можно привести множество примеров, когда жизненная ситуация сложилась приблизительно также. Но Паустовский не желает принимать подобные отношения между любящими друг друга людьми. Так, Катерина Петровна доживает «свой век в старом доме, построенном ее отцом – известным художником». Дочь Настя живет в Ленинграде и работает секретарем в союзе художников. Она слишком занята и не может навещать старую мать. Обыденность поглотила ее и сделала зависимой от обстоятельств. Что же касается Катерины Петровны, то она не винит свою дочь в безразличии, а во многом понимает ее. Старушка знает, «что Насте теперь не до нее. У них у молодых свои дела, свои непонятные интересы, свое счастье. Лучше не мешать». Удивительно, насколько безгранично любящим и чутким может быть сердце матери. Она готова безропотно ждать, все время только мечтая о встрече. Она терпелива, изо дня в день думает о дочери и ждет ее. Такова Катерина Петровна.
Что же касается Насти, то, по моему мнению, ни в коем случае не следует видеть в ней только безразличное отношение к матери и слишком сильную увлеченность своей работой. Этот образ намного глубже. Она не является черствым и холодным человеком, потому что умеет делать хорошее людям. Так, например, девушка не может быть безразличной к судьбе талантливого молодого скульптора и помогает организовать выставку его работ. Анастасия Семеновна видит признание ее работы со стороны окружающих. Мир Ленинграда становится для нее городом, где она по-настоящему счастлива, а Заборье всегда ассоциируется со скукой. Я думаю, такое отношение к жизни свойственно для большинства молодых людей. Но при этом Настя испытывает тоску и душевную боль, чувствуя неправильность, неверность своих поступков: «Что же это, мама? Что? – думала она, ничего не видя. – Мама! Как же это могло так случиться? Ведь никого у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она увидела меня, лишь бы простила».
Катерина Петровна так и не увидела дочь и в последние дни жизни уже смирилась со своей судьбой, хотя все еще и жила своим прошлым: «Когда веселый огонь освещал бревенчатые стены, Катерина Петровна осторожно вздыхала, от огня комната делалась уютной, обжитой, какой она была давным-давно, еще при Насте».
Таким образом, мы видим трагедию судьбы дочери и матери, искренне и безгранично любящих друг друга, но, тем не менее, остающихся недосягаемыми и от этого страдающими.
Думаю, Паустовский не осуждает Настю, и в пример хочу привести образ сельской учительницы, совсем молоденькой и застенчивой девушки, которая увидела похороны и медленно пошла за гробом: «Там в областном городе, у учительницы осталась мать – вот такая же маленькая, вечно взволнованная заботами о дочери и такая же совершенно седая». По моему мнению, именно обстоятельства в первую очередь стали виновниками трагедии матери и дочери, поскольку и Катерина Петровна, и Настя любят друг друга по-настоящему. После смерти матери Насте «казалось, что никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с нее непоправимой тяжести.
Рассказ «Телеграмма» весьма поучителен, и события, которые описываются здесь, в сотый раз доказывают нам, как важно ценить и беречь любовь к родным людям.
Беру! -
Очень часто дети забывают о своих родителя, погружаясь в свои заботы и дела. Так, например, в рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма» показано отношение дочери к своей постаревшей матери. Катерина Петровна жила одна в деревне, в то время как дочь была занята своей карьерой в Ленинграде. Последний раз Настя видела свою мать 3 года назад, письма писала крайне редко, раз в два-три месяца присылала ей 200 рублей. Эти деньги мало волновали Катерину Петровну, она перечитала несколько строк, которые дочь писала вместе с переводом (о том, что нет времени не только на чтобы приехать, но и на то, чтобы написать нормальное письмо). Катерина Петровна очень тосковала по дочери, прислушивалась к каждому шороху. Когда ей стало совсем плохо, она попросила дочь приехать, чтобы повидаться перед смертью, но Настя не успела. Было много дел, она не восприняла слова матери всерьез. За этим письмом последовала телеграмма о том, что ее мать умирает. Только тогда Настя осознала, что «никто ее так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка». Она поняла слишком поздно то, что никого роднее, чем мама в ее жизни никогда не было и уже не будет. Настя отправилась в деревню, чтобы увидеть свою маму последний раз в жизни, чтобы попросить прощения и сказать самые важные слова, но не успела. Катерина Петровна умерла. Настя даже не успела попрощаться с ней и уехала с осознанием «непоправимой вины и невыносимой тяжести».
↑ Проблема одиночества, равнодушия по отношению к близким.
Ни один человек не заслуживает одиночества. Еще страшнее бывают ситуации, когда одинокими становятся люди, которые на самом деле не одни на белом свете. Так произошло с героиней рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма» Катериной Петровной. На старости лет она осталась совсем одна, хотя у нее была дочь. Одиночество каждый день разрушало ее, единственное, что держало Катерину Петровну – это ожидание встречи с дочерью. Она ждала три года, но ей не хватило всего пару дней. Очень часто равнодушие по отношению к близким убивает сильнее, чем болезни. Возможно, будь Настя более чувствительной, то не пришлось бы больному человеку умирать в одиночестве.
↑ Вина
Вина – чувство, которое знакомо любому человеку. Особо страшной вина становится в тех случаях, когда у человека нет возможности исправить ситуацию, как в рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма». Главная героиня Настя проявила черствость по отношению к своей матери. Она не приезжала к ней, поскольку была занята своими делами. Она не была рядом с матерью, когда та болела. Последнее письмо от матери Настя не восприняла всерьез. По этой причине она так и не успела рассказать маме о том, что она любит ее, не смогла попросить прощения за то, что не приезжала. Настя осознала свои ошибки слишком поздно: Катерина Петровна умерла. Поэтому все слова остались несказанными, а в душе осталось страшное чувство вины. Есть поступки, которые невозможно исправить и есть вина, которую ничем нельзя искупить.
Прочитать рассказ “Телеграмма” К.Г. Паустовского -
С самого начала, как только я узнала об произведении Константина Паустовского “Телеграмма” я начала думать, о чем же в нём пойдет речь. Если посмотреть на год написания, то можно предположить, что будет затронута военная тематика, но на самом деле Константин Георгиевич описал взаимоотношения родителей и детей.
Сюжет рассказа повествует о жизни Катерины Павловна, эта женщина была уже старушкой и всё время ждала свою дочь Настю. Женщина понимала, что на самом деле Насте уже не интересна её жизнь, ведь девушка молода и у неё свои интересы и дела, но Катерина Павловна не винила свою дочь в этом, она все прекрасно понимала, и поэтому просто ждала.
Настя же в это время была занята обыденной жизнью, она находила возможность помогать и думать о других, в то время, когда забыла про самого дорого человека. Автор описывает девушку положительными качествами, подчеркивая в ней доброту, отзывчивость, красоту.
Терпение Катерины Петровны в итоге заканчивается, и женщина уже находясь в полном отчаянии, перестает верить в то, что дочь проведает её хотя бы перед смертью. В итоге мама Насти умирает, так и не дождавшись вестей от дочери. Это событие стало уроком для Манюшки и учительницы, у которой также была старушка мать. Произведение Константина Паустовского заканчивается тем, что Настя всё же приезжает к маме, но лишь через день после смерти.
Рассказ “Телеграмма” произвел на меня очень сильно впечатление, я сразу задумалась о своих родных, о том, что нужно быть более внимательной и уделять больше времени семье. Нужно чаще говорить близким, что любишь их, просто обнимать и беречь от бед. Может показаться, что только после этого рассказа я начала понимать важность своей семье, но самом деле это не так.
Просто такие произведения дают возможность лишний раз задуматься о полезном, подумать о том, какие ты поступки совершаешь, и что близкие делают для тебя. Ведь человек не всегда может понять значимость каких-либо факторов, пока что-то не потеряет. Я рада, что прочитала это произведение и советую его к прочтению. Автор показал трагичность жизни и то, как мы не ценим то, что имеем. Константин Георгиевич пытался донести, что нужно ценить и обдумывать поступки сразу, чтобы потом не жалеть о содеянном. К сожалению не каждый из нас имеет родителей, по той или иной причине. -
Авторская позиция четко сформулирована в предложении
43: «Нет любви сильнее материнской…»
Я разделяю точку зрения автора. Десятки прочитанных книг, просмотренных
кинофильмов убеждают меня, что материнская любовь сильна и бескорыстна,она не
требует никакой платы за свое чувство.
Великолепные воспоминания о своей горячо любимой матери оставил А. Фадеев.
Словно прося у неё прощения, он рассказывает о горестных минутах,
которые пережил у её могилы. Известный писатель предупреждает нас, молодых, не
совершать по отношении к матерям или отцам того, о чём мы будем жалеть до конца
своих дней.
«Берегите матерей так, как они берегут нас!» – вот строки, с
которых начинает свое обращение к читателям писатель А. Алексин. Автор пишет о жертвенности
материнского чувства, говорит, что она естественна, но естественной должна быть
и наша готовность противостоять благородной «неразумности» материнских щедрот.
А. Алексин размышляет над тем, что сейчас мы порой чересчур бездумно принимаем
жертвы своих матерей и что когда-нибудь об этом пожалеем…
Таким образом, могу сделать вывод, что дети должны ценить любовь,
подаренную матерью, потому что нет ничего прекраснее ее… Валентина Ц. -
Рассказ «Телеграмма» Паустовского – это произведение, которое задело меня за живое. С этим рассказом мы сегодня познакомились на уроке литературы и каждое слово прокралось ко мне в сердце и заставило задуматься об отношениях детей и родителей.
Рассказ Телеграмма Паустовский
В своем сочинении на тему: «Телеграмма» Паустовского хочу отметить поучительные и нравственные нотки данной работы. Мне кажется, каждый, кто хотя бы раз прочитал это произведение, остался неравнодушным к освещенным проблемам, что поднял в рассказе автор.
Паустовский Телеграмма краткое содержание
Если знакомиться с работой Паустовского «Телеграмма» и ее кратким содержанием, то можно смысл произведения передать в нескольких предложениях. Так, речь идет о старушке Катерине Петровне, которая доживает свой век в забытом Заборье. Каждый свой день она все ожидает, все ждет, как откроется дверь дома и на пороге появится ее дочь. Однако дочь живет в Ленинграде, работает секретарем. Вся в делах и заботах. Она заботиться о других, например, о скульпторе, которому помогла организовать выставку, но напрочь позабыла о матери. Периодически о ней вспоминает, пересылает деньги, думает о ней, но в гости не едет даже тогда, когда получила письмо с материнской просьбой приезжать.
Лишь последняя телеграмма ,полученная от соседа Тихона, где говориться о последних днях ее матери, стала встряской для девушки. Она поняла, что может в любую минуту потерять родного человека, который любит ее больше всех на свете. Настя спешит к матери, но уже поздно. Старушка так и не дождалась дочь. -
Думаю, первая и главная ценность рассказа Паустовского «Телеграмма» заключается в его поучительности и нравственном подтексте. Без сомнения, каждый, кто прочитал это произведение, не смог остаться равнодушным к тем проблемам, которые поднимаются автором. Казалось бы, сюжет прост и во многом предсказуем, однако он настолько лиричен и во многом трагичен, что просто невозможно оставаться равнодушным к главным героям.
Рассказ повествует о жизни Катерины Петровны и ее дочери. Судьбы этих людей во многом типичны, и можно привести множество примеров, когда жизненная ситуация сложилась приблизительно также. Но Паустовский не желает принимать подобные отношения между любящими друг друга людьми. Так, Катерина Петровна доживает «свой век в старом доме, построенном ее отцом – известным художником». Дочь Настя живет в Ленинграде и работает секретарем в союзе художников. Она слишком занята и не может навещать старую мать. Обыденность поглотила ее и сделала зависимой от обстоятельств. Что же касается Катерины Петровны, то она не винит свою дочь в безразличии, а во многом понимает ее. Старушка знает, «что Насте теперь не до нее. У них у молодых свои дела, свои непонятные интересы, свое счастье. Лучше не мешать». Удивительно, насколько безгранично любящим и чутким может быть сердце матери. Она готова безропотно ждать, все время только мечтая о встрече. Она терпелива, изо дня в день думает о дочери и ждет ее. Такова Катерина Петровна.
Что же касается Насти, то, по моему мнению, ни в коем случае не следует видеть в ней только безразличное отношение к матери и слишком сильную увлеченность своей работой. Этот образ намного глубже. Она не является черствым и холодным человеком, потому что умеет делать хорошее людям. Так, например, девушка не может быть безразличной к судьбе талантливого молодого скульптора и помогает организовать выставку его работ. Анастасия Семеновна видит признание ее работы со стороны окружающих. Мир Ленинграда становится для нее городом, где она по-настоящему счастлива, а Заборье всегда ассоциируется со скукой. Я думаю, такое отношение к жизни свойственно для большинства молодых людей. Но при этом Настя испытывает тоску и душевную боль, чувствуя неправильность, неверность своих поступков: «Что же это, мама? Что? – думала она, ничего не видя. – Мама! Как же это могло так случиться? Ведь никого у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она увидела меня, лишь бы простила».
Катерина Петровна так и не увидела дочь и в последние дни жизни уже смирилась со своей судьбой, хотя все еще и жила своим прошлым: «Когда веселый огонь освещал бревенчатые стены, Катерина Петровна осторожно вздыхала, от огня комната делалась уютной, обжитой, какой она была давным-давно, еще при Насте».
Таким образом, мы видим трагедию судьбы дочери и матери, искренне и безгранично любящих друг друга, но, тем не менее, остающихся недосягаемыми и от этого страдающими.
Думаю, Паустовский не осуждает Настю, и в пример хочу привести образ сельской учительницы, совсем молоденькой и застенчивой девушки, которая увидела похороны и медленно пошла за гробом: «Там в областном городе, у учительницы осталась мать – вот такая же маленькая, вечно взволнованная заботами о дочери и такая же совершенно седая». По моему мнению, именно обстоятельства в первую очередь стали виновниками трагедии матери и дочери, поскольку и Катерина Петровна, и Настя любят друг друга по-настоящему. После смерти матери Насте «казалось, что никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с нее непоправимой тяжести.
Рассказ «Телеграмма» весьма поучителен, и события, которые описываются здесь, в сотый раз доказывают нам, как важно ценить и беречь любовь к родным людям.
Добавить комментарий
(Вера Попова в роли Катерины Петровны, к/ф «Телеграмма», СССР 1957)
Каждый рассказ несёт в себе не только смысл, но и определённую ценность. В рассказе Паустовского «Телеграмма» эта ценность кроется в поучительности и нравственности. При первом прочтении мы можем увидеть только поверхность, то есть трогательный короткий рассказ, но если углубиться в него, то мы заметим всю трагичность и боль, которую вложил автор в своё произведение.
Паустовский описывает вроде типичную картину, которая часто встречается в современных реалиях: отношения между старой матерью и её дочерью. Автор не зря обрисовал данную проблему между двумя самыми близкими друг другу людьми, чтобы ярче показать лиричность произведения.
Катерина Петровна жила в деревушке в старом доме, одна, а её дочь Настя работала секретарём союза художников и была поглощена настолько своими делами, что попросту не могла навещать родную мать. Она стала заложником собственных обстоятельств, однако Катерина Петровна ни в чём не винит дочь, говоря, что у молодых свои дела и интересы. И это первое доказательство того, что сердце любящей матери безгранично. Мать любит и ждёт свою дочь.
(Лидия Смирнова в роли Насти — дочери Катерины Петровны, к/ф «Телеграмма», СССР 1957)
Но и назвать Настю чёрствой и безразличной тоже не повернётся язык. Этого персонажа стоит рассмотреть с разных сторон. С одной стороны, она остаётся неравнодушной к скульптору и помогает ему организовать выставку, видя в нём талант. Она ищет признание его работ. В Ленинграде она счастлива, отдавая себя любимому делу, а вот Заборье – нет. С другой стороны, мы наблюдаем, как дочь помогает, по сути, незнакомому человеку прославиться, но при этом не помогает матери и не навещает её.
Однако когда узнаётся, что её мама при смерти, она понимает неправильность своих поступков. Настя хотела успеть к ней, чтобы получить прощение и чтобы увидеть мать в последний раз.
Но Катерина Петровна так и не простилась с дочерью, в последние дни своей жизни она смиряется со своей участью, но при этом не отпускает счастливое прошлое, когда комнату освещал огонь, создавая уют. Тогда её дочь была рядом, и тогда она чувствовала себя нужной и по-настоящему счастливой, ведь для её счастья нужно было, чтобы дочь почаще была рядом. И это второе доказательство того, как сильно мать любит свою дочь.
И в итоге складывается следующая картина: автор рассказывает о людях, которые безгранично любят друг друга, но остаются на далёком расстоянии, отчего обе страдают.
(Кадр из к/ф «Телеграмма» по рассказу КГ. Паустовского, СССР 1957)
Однако автор не оставляет груз вины за Настей. Своим рассказом он хотел показать, что дети, нагруженные различными обстоятельствами, не находят времени на самых близких и любимых людей в своей жизни. Паустовский призывает детей уделять внимание своим родителям, ведь именно дети являются счастьем и радостью для них.
После смерти матери Настя почувствовала, что никто, кроме её родной мамы, не смог бы снять с неё такой тяжести. И это ещё одно доказательство того, на что способна любовь матери к своим детям.
Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что рассказ «Телеграмма» несёт в себе ценность, призывает к действиям, показывает любовь матери к своим детям: что она ждёт и надеется, а в трудную минуту готова помочь.
- Сочинения
- По литературе
- Паустовский
- Сочинение по рассказу Паустовского Телеграмма
Сочинение по рассказу Паустовского Телеграмма рассуждение
Проблему взаимоотношений дочери и матери как нельзя точно показал Паустовский в своем небольшом рассказе «Телеграмма». Произведение воспринимается как важный урок, который повторить после прочтения никто не захочет.
В центре находятся мать — Катерина Петровна — да её дитя Настя. Юная героиня, повзрослев, покидает семейный дом. Куда она держит путь? В большой город, в студию художников. Она развивается, забывает о матери, ей некогда послать даже весточку родному человеку.
А что Екатерина Петровна? Каково ей? Она целыми днями в дома одна, лишь соседка изредка навещает ее. Но и это обстоятельство не дает успокоения в душе матери, ибо женщине всерьез не хватает дорогой дочурки, её милого голоса, знакомого лица. На старости лет действительно страшно остаться одиноким. В чем заключается парадокс жизни: ты воспитываешь всеми силами собственное дитя, вкладываешь в него всю душу, обучаешь урокам, а тот в результате даже и не может хотя бы раз в месяц напомнить о своем существовании.
Трагедия сего произведения состоит в том, что время летит неумолимо, забирая с собой дорогих тебе людей. Поэтому оторванность от родных в конце твоего жизненного пути убивает изнутри, заставляя сердце колоться от неимоверной боли. Слишком поздно люди осознают, что близких необходимо беречь всем сердцем, заботиться о них, проявлять уважение. К сожалению, зачастую вернуть ничего уже нельзя. И об этом говорит Паустовский. Показав в конце рассказа смерть Катерины Петровны, автор дает понять, что поступать так, как дочь героини категорически запрещается! Ибо Настя, приехав к матери, обнаруживает, что той нет в живых. И каково ощущать бессилие перед смертью близкого человека? Слишком поздно решила девушка наведаться к матери. Слишком поздно…
Так, произведение «Телеграмма» состоит из довольно простого содержания, однако из действительно глубокого смысла, понять который должен каждый! Ценить важно родных! Любить! Гордиться! Быть им за все благодарными! Не стоит забывать о тех, кто тебя вырастил, кто вложил в твоё становление частичку себя. Иначе когда-нибудь, не позвонив вовремя и не узнав как дела у родного человека, окажется поздно… Такое никогда не должно случаться!
Вариант 2
Рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма» — о доброте и бессердечии, о тоскливом существовании покинутых стариков и одиночестве людей, с виду занятых и успешных.
Настя (внучка известного живописца, секретарь Союза художников) погружена в свои заботы: устройство выставок и конкурсов, продвижение молодых дарований. Анастасия Семёновна настолько занята, что некогда съездить к матери. Редкие письма мамы успокаивали дочь — если пишет, значит жива. И хотя Настя чувствовала «глухое беспокойство», она каждый раз привычно отговаривала себя от поездки, вспоминая переполненные поезда, тряску в телеге, материнские слёзы и деревенскую скуку.
Катерина Петровна (мама Насти) жила в родном селе отца Заборье. Построенный им дом был полон картин и охранялся государством как памятник областного масштаба. Но не с кем ей было поговорить о «петербургской жизни», о картинах, о поездке с отцом в Париж, некому показать дорогие сердцу безделушки.
Но больше всего Катерина Петровна тосковала по дочери, которую не видела уже три года. Писем от неё не ждала и только «перечитывала несколько слов» на бланках денежных переводов, которые получала регулярно каждые «два-три месяца». Старушка перебирала деньги: для неё они пахли Настиными духами. Хотелось ей на прощание увидеть дочь, подержать за руки.
А Настя, радуясь успеху организованной ею выставки, слушающая речи о «внимании к человеку», смущённая до слез похвалами в свой адрес, не сразу уловила смысл телеграммы: «Катя помирает». А когда осознала, то внезапно поняла, что уже поздно, и она не увидит «дряхлую, брошенную всеми старушку», которая любила её как никто другой. И что так давно не говорила она слово «мама», и что роднее никого в её жизни не будет.
Так и случилось. Катерина Петровна, по словам односельчан, «померла без … сродственников». Рядом были лишь дочка соседа Манюшка да сторож Тихон, которые помогали ей по дому. Ничто не утешило её в последние минуты. Она разгадала неуклюжую, но идущую от чистого сердца уловку Тихона, который прочитал телеграмму от Насти, написанную им на телеграфном бланке «корявыми буквами». На похоронах «иссохшую жёлтую руку» задушевной сердечной старушки поцеловала не дочь, а недавно приехавшая в Заборье молоденькая застенчивая учительница.
Настя опоздала на два дня. Целую ночь проплакала она в холодной тёмной комнате. Уехала тайком, чтобы никто не видел и ни о чём не спрашивал. Уехала с чувством невыносимой тяжести и «непоправимой вины», которую никто не сможет снять, кроме мамы.
Сочинение 3
У Паустовского есть множество различных произведений, написанных на грустный лад, и заставляющих задуматься над общим смыслом жизни, а нашей цели в ней. В своих произведениях он показывает жизнь такой, какая она есть, не используя призму романтизации. Всё описано как есть, и это, пожалуй, одна из главных особенностей индивидуального стиля Паустовского.
В его произведении описываются события которые скорее всего очень сильно вас затронут. Оставшись одна в деревне, уже старая женщина, чувствуя скорость смерти, размышляет о своём прошлом и жизни целом. Отправив своей дочке в Ленинград телеграмму с просьбой приехать к ней, она начинает ждать, но проходит первая неделя, затем вторая, однако её дочь так и не приехала. Со временем ей становиться хуже и она так и не дожидается своей ненаглядной доченьки. А спустя два дня после похорон, прибывает её дочь. И виня во всём одну лишь себя, возвращается в Ленинград.
Произведение поднимает актуальную, даже на сегодняшний день, проблему. Эта проблема это активный переезд молодого деревенского населения в города. Уезжая, они намеренно оставляют своих родителей одних, обычно не навещая их, так их родители и доживают свои года в одиночестве, что, несомненно, является очень неправильно и не заслуживает никакого понимания, ведь родители это самое дорогое что может быть в нашей жизни. Наша жизнь очень коротка и нельзя растрачивать её попусту, надо пытаться как можно больше времени проводить со своими родителями.
Именно это и старается сказать Паустовский в своём произведении. Необходимо беречь своих родителей как самое дорогое сокровище, всегда оберегать и защищать. Навещать их даже если вы находитесь очень далеко. Чтобы они всегда знали, что они не одни, что несмотря ни на что, вы будите с ними всегда. Старайтесь как можно чаще говорить им о своей любви, иначе может стать слишком поздно. Именно это, по моему мнению, пытается сказать Паустовский в своём произведении.
Телеграмма — сочинение
Рассказ «Телеграмма» Паустовского раскрывает некоторые особенности в отношениях родителей и детей, в данном случае об отношениях матери с дочерью. Рассказ заставляет задуматься, а правильно ли я поступаю со своими родными и близкими? Многие узнают в этом повествовании себя или своих знакомых. Может после прочтения этого рассказа они пересмотрят своё поведение и сделают для себя правильные выводы.
Катерина Павловна, пожилая уже женщина довольно долгий промежуток времени ждёт домой Настю, свою дочь. Она живёт в старом доме совсем одна, дочь уехала в Ленинград, живёт и работает там и кажется совсем забыла про мать. Здравый рассудок говорил старушке, что дочь – девушка молодая, у нее своя жизнь, какие – то свои дела и заботы и ей не очень то и интересно, как и чем живёт её престарелая мать. Катерина Павловна не в коем случае не пеняла на дочку, она ее понимала, она просто ждала…Удивительно, каким любящим может быть материнское сердце, каких только оправданий не найдет мать для своего ребенка.
Настя девушка красивая, добрая, отзывчивая, всегда готовая помочь и поддержать другого. Она работает секретарем и работа поглощает всё её свободное время. Но она активно принимает участие в жизни других людей. Так, например, она организовала одному молодому талантливому скульптору персональную выставку. В Ленинграде её ценят и считаются с ней, она здесь как рыба в воде. Она всегда в перерывах между повседневными делами находила время для других. Сумасшедший ритм города просто засосал ее. А что деревня? Сплошное однообразие и скука. В глубине души Настя чувствует себя виноватой, её сердце разрывает тоска по дому. Она понимает, что некрасиво поступает с матерью, ей ужасно стыдно и больно от осознания этого.
Устав от постоянного ожидания, Катерина Петровна перестает ждать и надеяться, что дочь хотя – бы перед смертью удосужится её навестить. В конечном итоге Настина мама умирает, так и не получив весточки от любимой дочери. Опоздав к маме, не попрощавшись с ней, Настя очень раскаивается и понимает, что совершила самую страшную ошибку в своей жизни и никто кроме родной, любимой, единственной мамочки не поймет её и не простит.
Вся трагедия этой поучительной истории в том, что мать и дочь на самом деле любят друг друга очень искренне и нежно, но при этом их разделяет целая пропасть. Мама с пониманием относится к постоянной занятости дочери, но всё равно надеется до последнего увидеть родное дитя.
Также читают:
Картинка к сочинению Сочинение по рассказу Паустовского Телеграмма
Популярные сегодня темы
- Интересные факты о Чайковском
Петра Ильича Чайковского можно назвать великим русским композитором, дирижером и музыкальным критиком. Он вошел в историю, как человек, который подарил миру множество ярких и удивительных работ. Стоит сказать, что на сегодняшний день
- Пушкин лицеист 6 класс сочинение сообщение
Императорский Царскосельский лицей был основан 12 августа 1810 г., а первого марта 1811 года отец Пушкина подал заявление о допуске своего сына к вступительному экзамену. Экзамен был сдан 12 августа 1811
- Народные заступники: Ермил Гирин и Гриша Добросклонов по поэме Некрасова Кому на Руси жить хорошо сочинение
Некрасов верил в народ, в грядущую справедливость… Народ крепостной и бедный страдал, поэтому поэт предчувствовал появление людей, которые вдохновленные
- Добро и зло в повести Портрет Гоголя сочинение
Повесть Гоголя «Портрет» состоит из двух частей, посвященных художникам. Герой первой главы, Чертков, олицетворяет зло, а персонаж второй части — добро. Тема добра и зла сопряжена с темой истинного и ложного искусства.
- Анализ произведения Превращение Кафки
Повесть «Превращение» написана чешским писателем Францем Кафкой 1912 году и опубликована в 1915. Повесть не привлекла внимания современников (да и в целом творчество Кафки нашло своего читателя только после его смерти
Тема материнской любви ярко представлена в известном рассказе Константина Паустовского «Телеграмма», написанном в 1946 году. В нем автор размышляет над тем, что повзрослевшие дети часто забывают своих родителей, не думают о том, что проходит время, и те становятся беспомощными, нуждаются в заботе и участии.
Рассказ несёт в себе светлую мысль и даёт возможность учиться на чужих ошибках. Любить и беречь своих родителей, пока те живы, а не думать только об эгоистичных желаниях.
От старости, а быть может, от одиночества умирает главная героиня рассказа Катерина Петровна. Её дочь Настя живет далеко, в Ленинграде.Она слишком поглощена своей интересной работой, не находит даже времени написать письмо маме, а лишь отправляет ей почтовые денежные переводы . Катерина Петровна пишет дочери: «Ненаглядная моя, зиму я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки». А что же Настя? Откликается ли она на просьбу своей матери? К сожалению, нет…
Равнодушие дочери в этом рассказе потрясает нас. Не случайно автор обращает наше внимание на «большие холодные глаза» Насти. Ведь глаза – зеркало души, а душа у неё пустая и холодная… Только после смерти матери она начинает понимать, что ей придется всю свою оставшую жизнь жить с чувством непоправимой вины перед матерью, что никто и никогда не будет любить её так, как любила мама. Таким образом, Паустовский пытается «вразумить» молодежь, показывает, что ответственность за спокойную старость родителей лежит на их детях.
Можно вспомнить и другое произведение, в котором говорится о великой материнской любви. Это рассказ современной писательницы Людмилы Улицкой «Дочь Бухары».Героиня рассказа, Бухара, совершила материнский подвиг, всю себя отдав воспитанию дочери Милы, у которой был синдром Дауна. Даже будучи смертельно больной, мать продумала всю дальнейшую жизнь дочки: устроила на работу, нашла ей новую семью, мужа, и только после этого позволила себе уйти из жизни.
Материнская любовь – это то, чем нужно дорожить, что нужно ценить. Виктор Астафьев в статье «Сопричастный всему живому…» пишет о том, что если бы ему дано было повторить жизнь, он одно просил бы у своей судьбы — оставить с ним маму. Её не хватало писателю всю жизнь, и он обращается ко всем с просьбой беречь матерей, ведь они уходят и никогда не возвращаются, и никто не может их заменить.
-
-
Предмет:
Литература
-
Автор:
timothyhiggins215
-
Создано:
2 года назад
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Русский язык1 минута назад
Упражнение 1. Спишите. Выделите грамматические основы предложений. Определите типы односоставных предложений.
1. Кому не приходилось спать на бережку шумного ручейка! 2. В мезонине уже натоплено. 3. Вообще там денег тратить не любили. 4. Только давай выйдем как можно пораньше! 5. Дни поздней осени бранят обыкновенно. 6. Звон отбиваемых кос. 7. На следующий день судьи не стало. 8. Вот опальный домик. 9. В такой чащобе нет ни одной тропинки. 10. Ему коня подводят. 11. Хорошо быть в такую ночь на пустой дороге. 12. Никого из этих мальчиков нет теперь на белом свете.
-
Русский язык3 минуты назад
По русскому определить надо..
-
Химия4 минуты назад
составить уравнения возможных реакций воды с калием, никелем, серебром, оксидом калия, оксидом никеля, оксидом серы (IV), оксидом марганца (VII)
-
Физика7 минут назад
⦁ Переведите в систему СИ .0,4 кПа, 2 МПа
⦁ Задача. Книга имеет размеры: длина 20 см и ширина 15 см. Масса книги 200 г. Рассчитайте давление книги на стол.
⦁ Задача. Человек оказывает давление на почву земли 666 кПа. Его масса 80 кг. Найдите площадь подошвы человека.
ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА
-
Русский язык8 минут назад
Помогите срочно с русским языком
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Телеграмма
Материнская любовь -это особое чувство . Оно не похожа на любовь между друзьями , между парнем и девушкой . Материнская любовь , она самая нежная , самая сильная . Сколько бы нам не было бы лет на маминых глазах мы всегда маленькие . Любовь матери готова на все ради нас. Мама видит и чувствует всегда нашу грусть , нашу боль , нашу обиду . Она переживает всем сердцем за все что происходит в нашей жизни . Мама -невидимый ангел , который всегда нас защищает . Она никогда не требует у нас взамен то что она дала нам , мама хочет лишь нашего счастья . Мы всегда в долгу перед ней . Материнская любовь заключается в любви всем сердцем , бескорыстном , безграничном . Но жаль ни каждому в жизни улыбается судьба . Чтобы узнать , почувствовать материнскую любовь . Ведь это такое искренное , удивительное чувство . И как же счастливы те люди , знает Бог , которые почувствовали эту любовь .
В рассказе «Телеграмма» прекрасно показана материнская любовь. Мать , которая давно уже не видела свою дочь живет надеждой о том что она вернется . Катерина ни на минуту не забывает о Насте . Каждый уголок дома напоминает ей свою кровинку , свою дочь .
Но близко к смерти Катерина прекращает верить в то что увидит свою дочь . У нее умирает надежда к жизни , старость ее мучает . Она не верит даже словам Тихона , которые он произносит вместо Насти . Катерина умирает не дождавшись Насти . Смерть этой одинокой старушки послужила уроком для Манюши и молодой учительницы , у которой далеко жила одинокая такая же маленькая , седая мать. «Настя вздрогнула от холода и вдруг поняла , что никто ее так не любил , как эта дряхлая , брошенная всеми старушка , там , в скучном Заборье».
Советую прочитать этот рассказ , он тронет ваше сердце . Берегите своих матерей , ведь мама дается человеку однажды . Никто ее не заменит .
4
0
Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!
/ Сочинения / Паустовский К.Г. / Разное / Взаимоотношения матери и дочери в рассказе Паустовского «Телеграмма»
Взаимоотношения матери и дочери в рассказе Паустовского «Телеграмма»
Думаю, первая и главная ценность рассказа Паустовского «Телеграмма» заключается в его поучительности и нравственном подтексте. Без сомнения, каждый, кто прочитал это произведение, не смог остаться равнодушным к тем проблемам, которые поднимаются автором. Казалось бы, сюжет прост и во многом предсказуем, однако он настолько лиричен и во многом трагичен, что просто невозможно оставаться равнодушным к главным героям.
Рассказ повествует о жизни Катерины Петровны и ее дочери. Судьбы этих людей во многом типичны, и можно привести множество примеров, когда жизненная ситуация сложилась приблизительно также. Но Паустовский не желает принимать подобные отношения между любящими друг друга людьми. Так, Катерина Петровна доживает «свой век в старом доме, построенном ее отцом – известным художником». Дочь Настя живет в Ленинграде и работает секретарем в союзе художников. Она слишком занята и не может навещать старую мать. Обыденность поглотила ее и сделала зависимой от обстоятельств. Что же касается Катерины Петровны, то она не винит свою дочь в безразличии, а во многом понимает ее. Старушка знает, «что Насте теперь не до нее. У них у молодых свои дела, свои непонятные интересы, свое счастье. Лучше не мешать». Удивительно, насколько безгранично любящим и чутким может быть сердце матери. Она готова безропотно ждать, все время только мечтая о встрече. Она терпелива, изо дня в день думает о дочери и ждет ее. Такова Катерина Петровна.
Что же касается Насти, то, по моему мнению, ни в коем случае не следует видеть в ней только безразличное отношение к матери и слишком сильную увлеченность своей работой. Этот образ намного глубже. Она не является черствым и холодным человеком, потому что умеет делать хорошее людям. Так, например, девушка не может быть безразличной к судьбе талантливого молодого скульптора и помогает организовать выставку его работ. Анастасия Семеновна видит признание ее работы со стороны окружающих. Мир Ленинграда становится для нее городом, где она по-настоящему счастлива, а Заборье всегда ассоциируется со скукой. Я думаю, такое отношение к жизни свойственно для большинства молодых людей. Но при этом Настя испытывает тоску и душевную боль, чувствуя неправильность, неверность своих поступков: «Что же это, мама? Что? – думала она, ничего не видя. – Мама! Как же это могло так случиться? Ведь никого у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она увидела меня, лишь бы простила».
Катерина Петровна так и не увидела дочь и в последние дни жизни уже смирилась со своей судьбой, хотя все еще и жила своим прошлым: «Когда веселый огонь освещал бревенчатые стены, Катерина Петровна осторожно вздыхала, от огня комната делалась уютной, обжитой, какой она была давным-давно, еще при Насте».
Таким образом, мы видим трагедию судьбы дочери и матери, искренне и безгранично любящих друг друга, но, тем не менее, остающихся недосягаемыми и от этого страдающими.
Думаю, Паустовский не осуждает Настю, и в пример хочу привести образ сельской учительницы, совсем молоденькой и застенчивой девушки, которая увидела похороны и медленно пошла за гробом: «Там в областном городе, у учительницы осталась мать – вот такая же маленькая, вечно взволнованная заботами о дочери и такая же совершенно седая». По моему мнению, именно обстоятельства в первую очередь стали виновниками трагедии матери и дочери, поскольку и Катерина Петровна, и Настя любят друг друга по-настоящему. После смерти матери Насте «казалось, что никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с нее непоправимой тяжести.
Рассказ «Телеграмма» весьма поучителен, и события, которые описываются здесь, в сотый раз доказывают нам, как важно ценить и беречь любовь к родным людям.
0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Паустовский К.Г. / Разное / Взаимоотношения матери и дочери в рассказе Паустовского «Телеграмма»
МКУ УО Джидинского района
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Петропавловская средняя общеобразовательная школа №1»
Секция: Литература
Научно – исследовательская работа на тему:
Взаимоотношения матери и дочери
в рассказах К.Г. Паустовского «Телеграмма» и
Б.П. Екимова «Говори, мама, говори…»
Работу выполнила Цыбенова Дарима,
ученица 11 класса МАОУ Петропавловской СОШ №1
Руководитель: Мункуева С.Б. ,
учитель русского языка и литературы
2019 год
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
Ι. Основная часть
1.1. Проблема взаимоотношений родителей и детей в русской литературе…4
2.1. Взаимоотношения матери и дочери в рассказах К.Г. Паустовского «Телеграмма» и Б.П. Екимова «Говори, мама, говори…» ……………………..………………..4
ΙΙΙ.Заключение……………………………………………………………………8
ΙV. Список использованной литературы………………….……………………10
Введение
Человек, который думает только о себе и ищет
во всём своей выгоды, не может быть счастлив.
Римский философ Сенека
Всегда ли дети спешат на помощь родителям, живущим где-то далеко, всегда ли пишут письма, умеют ли проявлять о них заботу, стараются ли быть ласковыми со стариками? Сегодня общечеловеческие устои, правила морали и совести запрятаны на задний план. На первом плане стоят ложные ценности – карьера, власть, деньги – все они основаны на человеческом эгоизме. Ведь не секрет, сегодня стало вполне обычным явлением, что старики, у которых есть дети, и даже несколько детей, доживают свой век в одиночестве. Порой старики при живых и здоровых детях вынуждены обитать в интернатах и домах престарелых, потому что за ними некому присмотреть. А большое родительское сердце прощает всё, оправдывая детей. В своей работе мне хотелось бы остановиться на рассказах Константина Георгиевича Паустовского «Телеграмма» и Бориса Петровича Екимова «Говори, мама, говори». Разделяют эти рассказы 60 лет, первый написан в 1946 году, а второй в 2006 году, но оба рассказа близки по тематике и затронутым в них проблемам.
В чем же актуальность моей исследовательской работы? На мой взгляд, проблема взаимоотношений, а именно духовной близости, родителей и детей сейчас очень остро стоит в нашем обществе.
Гипотеза: необходимо ценить и беречь любовь к родным людям.
Цель данного исследования:
1. Раскрыть проблему взаимоотношений матери и дочери в рассказах К.Г. Паустовского «Телеграмма» и Б.П. Екимова «Говори, мама, говори…».
Задачи исследования:
1. Рассмотреть проблему взаимоотношений родителей и детей в русской литературе
2. Рассмотреть взаимоотношения матери и дочери в рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма».
3. Рассмотреть взаимоотношения матери и дочери в рассказе Б.П. Екимова «Говори, мама, говори…»
4. Сравнить роль и значение взаимоотношений матери и дочери в обозначенных произведениях.
1.1. Проблема взаимоотношений родителей и детей в русской литературе
Проблема непростых взаимоотношений родителей и детей нашла свое отражение в литературе. Об этом писали и Л.Н. Толстой «Война и мир», и И.С. Тургенев «Отцы и дети», и А.С. Пушкин «Капитанская дочка».
Например, в романе “Война и мир” “мысль семейная” подвергается тщательному анализу со стороны писателя. В своем произведении Л. Н. Толстой описывает три семьи: Ростовых, Болконских и Курагиных. Эти три клана, хотя и мало различаются по происхождению и по занимаемому положению в обществе, имеют собственные семейные традиции, подходы к воспитанию, имеют в жизни разные приоритеты. С помощью этих деталей автор показывает, насколько индивидуальны и не похожи такие герои, как Николай и Наташа Ростовы, Андрей и Марья Болконские, Анатоль и Элен Курагины.
Рассматривая семью Ростовых, нельзя не заметить теплоту и нежность в их отношениях. Родители для Наташи и Николая являются надежной опорой, их дом, действительно, отчий. Туда они стремятся, как только возникают проблемы, потому что знают, что родители их поддержат, а если надо, и выручат. На мой взгляд, такой тип семьи является идеальным, но, к сожалению, идеал редко встречается в жизни.
Проблема “отцов и детей” рассматривается многими писателями как конфликтная ситуация («Отцы и дети»). Но иначе ее анализировать нельзя, потому что между “отцами” и “детьми” всегда существуют разногласия, причины которых могут быть совершенно разными, но суть их одна — непонимание. А ведь его можно избежать, если быть хотя бы чуть-чуть терпимее друг к другу, уметь выслушать другого человека, тем более, если это ваш ребенок, и, в первую очередь, уметь уважать его мнение. Только при этих условиях мы сможем достичь взаимопонимания и свести проблему “отцов и детей” к минимуму.
2.1. Взаимоотношения матери и дочери в рассказах К.Г. Паустовского «Телеграмма» и Б.П. Екимова «Говори, мама, говори…»
В анализируемых произведениях дочери главных героинь стали заложниками мнимых ценностей, а тема о взаимоотношении матери и дочери, освещенная в рассказах, остается острой и сегодня.
В обоих рассказах речь идет о пожилых женщинах, доживающих свои дни в деревенской глубинке. У обеих героинь, которых даже зовут одинаково – Катеринами, есть взрослые дочери, проживающие далеко в городе. В рассказах довольно тонко передана суть взаимоотношений матерей и дочерей, но в каждом случае есть свои отличительные особенности, на которых мне и хотелось бы остановиться.
Престарелая Катерина Петровна, героиня рассказа «Телеграмма», чувствует приближение смерти. Её единственное и последнее желание – в последний раз увидеть дочь Настю. « Ненаглядная моя, — писала Катерина Петровна.- Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. …вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень ». В серых и мрачных осенних буднях она ждет от дочери хотя бы письма, но кроме телеграммы с денежным переводом и парой наспех написанных слов не получает ничего. Старушка уже не надеялась на то, что перед смертью увидит дочь. Катерина Петровна «закрывала глаза, и из них выкатывалась и скользила по желтому виску, закутывалась в седых волосах одна-единственная слеза». И даже слова Тихона о том, что Настя едет, не успокоили и не поддержали женщину: «Не надо, Тиша! – тихо сказала Катерина Петровна. – Не надо, милый. Бог с тобой. Спасибо тебе за доброе слово, за ласку».
Настя редко вспоминает о матери. «Письма от Катерины Петровны вызывали у Насти вздох облегчения: раз мать пишет – значит, жива» В суете ленинградских будней, в Союзе художников, в интеллигентной среде она чувствует себя интересной и нужной, ею движет желание проявить себя. Ленинград становится для нее городом, где она счастлива и профессионально востребована, а Заборье вызывает скуку. При этом Настя испытывает душевную боль, потому что чувствует неправильность своих поступков. Её душа не очерствела окончательно, она еще умеет делать добро людям. Это подтверждает эпизод с молодым скульптором Тимофеевым, которому девушка помогает организовать выставку работ. В честь Насти звучат аплодисменты и похвала, а в это время приходит телеграмма о том, что мать её умирает. Она так далека от матери, что сразу и не поняла, о ком говорится в телеграмме. «Какая Катя? Какой Тихон? Должно быть это не мне». Так, находя оправдания для себя и для окружающих в нехватке времени, Настя оправдывала черствость своей души, но, наконец, к ней пришло прозрение. Заговорившая совесть в символическом образе Гоголя свидетельствует о начале возрождения её внутреннего мира: «Настя вздрогнула. Насмешливо, зная её насквозь, смотрел на неё остроносый сутулый человек… «А письмо-то в сумочке нераспечатанное, – казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза. – Эх, ты, сорока!».
А после получения телеграммы: «Гоголь смотрел на неё, усмехаясь. На его виске как будто тяжело билась тонкая склеротическая жилка. Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: «Эх, ты!».
Когда Настя вспоминает слово «мама», её давят слезы отчаяния. Она чувствует, что в это мгновение отдала бы всё, чтобы оказаться рядом с ней.
« Что же это, мама? Что? Мама! Как же это могло случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она увидела меня, лишь бы простила». Приехав в Заборье, она не застаёт матери в живых, не получает материнского прощения. Хоронят Катерину Петровну чужие люди, они не говорят о Насте, но в глубине души осуждают её. На вопрос молодой сельской учительницы бабка Матрёна отвечает: «…почитай, что совсем одинокая… Есть у неё в Ленинграде дочка, да, видно, высоко залетела. Так вот и померла без людей, без сродственников».
Немаловажным моментом в описании Насти становится тот факт, что художники звали её Сольвейг – за русые волосы и большие холодные глаза. Недаром автор использовал этот эпитет в описании героини, ведь глаза – зеркало души. Равнодушные пустые глаза говорят о холодном жестоком сердце. Стоит отметить, что Сольвейг – это героиня поэмы «Пер Гюнт» норвежского писателя Генрика Ибсена. Сольвейг – образ любящей женщины, всю жизнь ждущей своего жениха. Она ушла из семьи к преследуемому односельчанами Перу Гюнту. История Сольвейг известна своим финалом: более сорока лет героиня прожила в избушке, построенной Пером Гюнтом, в то время как он был вынужден бежать из леса, странствовал по миру и вернулся в Норвегию. Судьба подарила в конце жизни женщине за верность встречу с любимым, и он видит, что его дождалась только она. Так, если провести параллель между историей Ибсена и Паустовского, то Сольвейг стоило бы назвать Катерину Петровну, а не Настю. Возможно, Настя не знала историю Сольвейг, тогда она не думала бы лишь о внешней схожести.
Трагизм положения Насти заключается в том, что в ее душе навсегда поселилось чувство непоправимой вины, невыносимой тяжести. В отличие от Насти, героиня рассказа Бориса Екимова – Мария – не обречена на муки совести. Если сначала сюжет рассказа «Говори, мама, говори» напоминает сюжет «Телеграммы» и кажется, что трагичный финал неминуем, то развязка дает читателю надежду.
Катерина живет в забытом хуторе, в котором остались такие же старики, как она, да только пьяницы … Несмотря на свои годы, Катерина еще сильна духом, в ней чувствуется любовь к жизни, позитивный настрой, желание оставаться нужной. Несмотря на уговоры, она не хочет переезжать в город, так как привязана душой к родному дому, к земле. Её дочь тоже живёт в городе, и, тревожась за мать, оставляет ей невиданное ранее «чудо» – «телефон-мобильник». Эта «черная коробочка» становится для Катерины поводом и для радости, и для грусти: с одной стороны ежедневно она могла слышать голос родной дочери Марии, с другой — разговор с ней не приносил старушке ожидаемого удовлетворения. За мгновенным разговором Катерина не могла толком ничего рассказать о себе и узнать, чем живет её дочь. Ведь много было в ее жизни такого, о чем хотелось рассказать подробнее: о своих снах, о том, как упала она возле груши-черномяски, которую любила дочь. Но в ответ слышала сухие нервные слова: «Мама, говори, пожалуйста, конкретней. О себе, а не о черномяске. Не забывай, что это – мобильник, тариф. Что болит? Ничего не сломала?». Получается, что забота эта была показная, для того, чтобы успокоить свою совесть и оправдать себя перед обществом, в том числе и перед самой матерью. Но, к счастью, Мария вовремя поняла, как важно выслушать мать. В какой-то момент она осознала, что век мамы не вечен, что осталось совсем мало времени, и пока мама жива, нужно успеть поговорить с ней, выслушать, выговориться: «В далеком городе дочь ее слышала и даже видела, прикрыв глаза, старую мать свою: маленькую, сгорбленную, в белом платочке. Увидела, но почуяла вдруг, как все это зыбко и ненадежно: телефонная связь, видение.
– Говори, мама … – просила она и боялась лишь одного: вдруг оборвется, и, может быть, навсегда, этот голос и эта жизнь. – Говори, мама, говори …» Так заканчивается рассказ Б. Екимова.
Хотя образ Марии дается в рассказе довольно кратко и косвенно, можно сопоставить её с образом Насти. Мария, тоже городская жительница, в отличие от Насти, у нее есть дети. Несмотря на огромную занятость, она находит время ежедневно совершать пусть и короткие, но значимые для старой матери телефонные звонки. Становится ясно, что Мария периодически приезжает к матери, и в один из последних приездов привозит мобильный телефон. Также из контекста мы узнаем, что дочь готова забрать престарелую мать к себе в город – на это ей нужно лишь согласие самой Катерины. Таким образом, Мария изначально изображается автором в более мягком, чем героиня Паустовского, свете.
В рассказе Б. Екимова изначально заложена вера, доброта и милосердие, которые могут спасти человечество от равнодушия и жестокости. Мы становимся свидетелями, как в дочери заговорила память и проснулась гуманность. И пусть старая женщина несет какой-то вздор, говорит о мелочах, но в этих мелочах – ее жизнь, которая подходит к концу, и, если не дать матери выговориться, то потом ничто не воскресит этих деталей, и заставит дочь жить с тяжелым чувством вины. И дочь, забыв о дороговизне мобильной связи, слушает пустяковые , на первый взгляд, истории из повседневной жизни мамы: «В далеком городе дочь ее слышала и даже видела, прикрыв глаза, понимая, как все это зыбко и ненадежно, и боясь одного: вдруг оборвется и, может быть, навсегда, этот голос. Поэтому дочь повторяла: «Говори, мама, говори…»
Если «Телеграмма» К.Г. Паустовского звучит как тревожный сигнал обществу о злободневной проблеме, то рассказ Б.П. Екимова полон надежды в то, что люди научатся переживать друг за друга, сочувствовать, автор верит, что способность вовремя услышать близкого человека спасет общество от беды.
III. Заключение
Таким образом, на взаимоотношения матери и дочери могут повлиять множество факторов. Но нельзя накладывать всю вину только на детей. Еще одной причиной печального исхода событий сегодня является огромная загруженность самих родителей. Для того чтобы ребенок вырос благодарным, внимательным, чутким и отзывчивым к своим родителям, нужно, чтобы он получил от них внимание, воспитание, ласку в детстве. А что происходит сегодня? Современные мамы, стремясь забраться выше по карьерной лестнице, забывают о своих детях, оставляя их на попечение бабушек, нянь, детских образовательных учреждений. Дети растут оторванными от родителей: между ними нет ни духовной связи, ни чувств, ни эмоций. Зачастую, даже живя под одной крышей, мама и дочь не могут найти общий язык, у них нет общих тем для разговоров. Ведь дети, воспитанные другими людьми, не привыкли делиться с родителями своими радостями и проблемами. Получается, в семье, в которой вроде бы всё благополучно, дети и взрослые – одиноки. Дети вырастают и безболезненно уезжают в далекие города и страны, а их родителей ждет та же судьба – ждать, когда же в душе их ребенка проснутся человеческие чувства. Хорошо, если эти чувства проснуться вовремя, как у Марии из рассказа «Говори, мама, говори». Но иногда дети осознают ошибку очень поздно, а некоторые вообще забывают дорогу домой…
А в заключение хотелось бы сказать: «Не опоздайте сказать своим близким и родным людям, что любите их, что они дороги вам. Цените каждую минуту, проведенную с ними. Не забывайте, что эта связь хрупка, ненадёжна. Всё может неожиданно оборваться: и этот голос в трубке, и эта жизнь.
Как сказал Максим Горький: «Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека. А самое страшное равнодушие – это равнодушие к собственной матери».
Список используемой литературы
1. Бычков С.Н. “Толстой в оценке русской критики”. М.: Просвещение., 1995 г.
2. Екимов Б.П. «Говори, мама, говори».- М.: « Новый мир». 2006
3. Паустовский К.Г. «Ильинский омут», М.: «Советская Россия».1984.[225-237]
4. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений, т. 20, стр. 85
5. Сайт: http://tvorchestvo.mypen.su/wps/