Матрена из сказки морозко

Самую новогоднюю советскую сказку «Морозко» уже много лет любят и дети, и взрослые! После премьеры фильма актёры проснулись настоящими звёздами! Правда, дальнейшая судьба артистов сложилась не так сказочно! Кто из знаменитых исполнителей персонажей «Морозко» ещё жив? Кого уже нет с нами? И какие испытания выпали на долю советских актёров?

Настенька — Наталья Седых

Тюрьма, бесплодие и одиночество! Как сложились судьбы актёров сказки «Морозко»? 2
Наталье Седых сейчас 72 года. Фото: kinocomedy.livejournal.com

Звездой советского кинематографа актрису Наталью Седых сделал случай! Девочка в детстве занималась фигурным катанием. Именно на льду её заметил режиссёр картины Александр Роу. Обаятельная и изящная Наташа впечатлила мастера и он пригласил её на главную роль в свою сказку «Морозко». 

Роль Настеньки принесла актрисе мировую славу! После яркого дебюта девушка снялась ещё в нескольких успешных кинокартинах. Но в то время, когда карьера складывалась наилучшим образом, личная жизнь стала разваливаться. На протяжении десяти лет Седых была замужем за известным композитором Виктором Лебедевым, от которого родила единственного наследника Алексея. 

Сначала брак разрушало расстояние:  Наталья работала в Москве, а Виктор — в Петербурге. Как-то раз Наталья приехала к супругу без предупреждения и застала его в квартире с другой женщиной. Звезда подала на развод и больше замуж не выходила.

Сейчас Наталье Седых 72 года. Она не любит посещать светские мероприятия, не участвует в телевизионных шоу и редко появляется на экране. Актриса предпочитает вести тихую и спокойную жизнь, но несмотря на это её до сих пор узнают на улице, правда, по голосу. 

«Удивительно, но меня до сих пор узнают именно по голосу. Чаще всего таксисты: когда я в машине вдруг начинаю разговаривать по телефону, они мгновенно реагируют: «Извините, а это не вы ли… Господи, да конечно же вы…». Ещё недавно был случай, когда я зашла в магазин, разговаривая по телефону, и голос сыграл свою роль: мне тут же предложили довольно существенную скидку», — рассказала Наталья Седых в одном из интервью.

Иванушка — Эдуард Изотов

Тюрьма, бесплодие и одиночество! Как сложились судьбы актёров сказки «Морозко»? 3
Эдуард Изотов загремел за решётку на три года. Фото: kinocomedy.livejournal.com

Обаятельный актёр Эдуард Изотов сыграл в сказке «Морозко» в возрасте 33 лет. После ошеломляющего успеха артисту стали поступать предложения о съёмках! До конца 80-х годов Изотов продолжал быть востребованным актёров, пока резко не пропал с экранов.

Как стало известно, «Иванушка» и его супруга были задержаны при попытке обменять валюту — тогда такие действия были запрещены законом. За это Эдуард Изотов и его жена попали за решётку на три года! 

Тюремное заточение сильно повлияло на эмоциональный фон знаменитого артиста. После выхода из колонии Изотов перенёс сразу несколько инсультов. Ему провели ряд сложнейших операций. Сначала звезда пошла на поправку, а потом у Эдуарда появились проблемы с речью и памятью. Исполнитель роли Иванушки ушёл из жизни в 2003 году в возрасте 66 лет.

Марфушенька — Инна Чурикова

Тюрьма, бесплодие и одиночество! Как сложились судьбы актёров сказки «Морозко»? 4
Инна Чурикова тогда и сейчас. Фото: kinocomedy.livejournal.com

Сейчас Инна Чурикова — известная всей стране актриса театра и кино, а ведь на момент съёмок сказки «Морозко» звезда только училась на первом курсе! 

Первоначально на эту роль проходила пробы актриса Тамара Носова, но Александр Роу отдал предпочтение начинающей артистке Инне Чуриковой. В фильме девушке пришлось кататься на свинье, а в эпизоде, где её героиня ест яблоки и запивает молоком — звезде по стечению обстоятельств, пришлось несколько дублей жевать лук и пить разбавленный молочный продукт. Однако, несмотря на все трудности, Чурикова безупречно сыграла Марфушеньку. Старания оценили и другие режиссёры! После сказки Инну стали активно приглашать на съёмки.

Сама Чурикова после того, как увидела себя на экране в сказке — онемела от ужаса! Ей казалось, что она выглядит ужасно. По этой причине, актриса даже не хотела продолжать карьеру, но вскоре всё же передумала.

Сейчас Инне Чуриковой 77 лет! За её плечами съёмки в таких знаменитых картинах, как «Начало», «В огне брода нет», «Ширли-мырли», «Стряпуха», «Мёртвые души» и «Неуловимые мстители». У актрисы есть взрослый сын Иван Панфилов от брака с режиссёром Глебом Панфиловым. Мужчина пошёл по стопам знаменитой матери и стал актёром. 

Баба Яга — Георгий Милляр

Тюрьма, бесплодие и одиночество! Как сложились судьбы актёров сказки «Морозко»? 5
Георгий Милляр исполнил роль Бабы-Яги. Фото: bomba.co

Фильмография Георгия Милляра богата на сказки — в них артист играл отрицательных персонажей. Так, например, в фильме «Конец Кощея Бессмертного» Милляр сыграл главную роль. А в сказке «По щучьему велению» артист сыграл царя Гороха. 

О личных отношениях Георгия Милляра ходило множество слухов. Поговаривают, что в 30 лет артист планировал жениться на одной молоденькой актрисе. Вдруг девушка объявила о скором пополнении в семействе. Тогда Милляр выставил изменщицу за порог дома, ведь он знал, что не мог иметь детей. 

До 65 лет актёр проходил в холостяках, пока не познакомился с соседкой Марией Васильевной. Георгий Францкевич сделал 60-летней избраннице предложение руки и сердца, и та согласилась. 

Несмотря на всенародное признание и любовь Георгия Милляра не жаловала  советская пресса, а власти и вовсе позабыли о знаменитом когда-то актёре. Звание Заслуженного артиста этот бесконечно талантливый и скромный человек получил лишь в 85-летнем возрасте. Последние годы жизни артист бесплатно посещал детские мероприятия. Милляр любил детей и ему всегда хотелось принести в их жизнь немного радости и чуда. Советский актёр скончался в 1993 году, не дожив несколько дней до своего 90-летия. Его похоронили на Троекуровском кладбище. 

Морозко — Александр Хвыля

Тюрьма, бесплодие и одиночество! Как сложились судьбы актёров сказки «Морозко»? 6
Александр Хвыля считался главным Дедом Морозом страны. Фото: kakprosto.ru

Яркая внешность и низкий бархатный тембр помогли Александру Хвылю стать главным Дедом Морозом СССР. Каждый год именно он поздравлял всех детей на знаменитой кремлевской ёлке.

Когда мальчику было два года, его отец ушёл из жизни. Мать осталась одна с пятью детьми. Именно поэтому Александр с детства привык браться за любую работу, чтобы финансово помочь овдовевшей матери. Актёр снимался в малобюджетных фильмах, которые не приносили ему ни популярности, ни хороших гонораров. 

Но судьба улыбнулась юноша и его заметили талантливые режиссёры. Так в фильмографии Хвыля появились такие легендарные фильмы, как «Бриллиантовая рука», «12 стульев», «Марья-искусница», «Вечера на хуторе близ Диканьки» и другие. Александр Хвыля скончался осенью 1976 года в Москве в возрасте 71 года.

Старуха — Вера Алтайская

Тюрьма, бесплодие и одиночество! Как сложились судьбы актёров сказки «Морозко»? 7
Вера Алтайская в «Морозко». Фото: kakprosto.ru

Актриса Вера Алтайская снялась во многих известных советских фильмах, правда, как правило, в эпизодах. Хорошо у звезды получалось исполнять отрицательных героев в сказках. Веру Алтайскую приглашали сниматься именно в таких амплуа. 

Звезда «Морозко» единственный раз вышла замуж за актёра Алексея Консовского. Когда Вере было 22 года у неё родилась дочь Светлана. Вскоре супруги развелись. В прессе писали, что после разрыва Алтайская стала злоупотреблять спиртным. Актриса скончалась 28 декабря 1978 года в возрасте 59 лет. Причиной смерти стала продолжительная болезнь. 

Старик — Павел Павленко

Тюрьма, бесплодие и одиночество! Как сложились судьбы актёров сказки «Морозко»? 8
Павел Павленко в «Морозко». Фото: kino-teatr.ru

Актёр Павел Павленко сыграл доброго отца Настеньки и покладистого мужа злой старухи. Как и другие актёры фильма, артист помимо «Морозко» снялся ещё в нескольких сказках. У Павленко была насыщенная творческая жизнь: он снимался в кино и играл в театре.

После выхода на пенсию советская звезда ушла из поля зрения. Известно, что у актёра не было ни жены, ни детей. Павел Павленко умер в одиночестве в возрасте 90 лет.

Сказка «Морозко»

Краткое содержание

Повествование начинается в доме старика, где он проживает со своей старухой, у обоих персонажей по дочери. У него растет Настенька — очень милая, трудолюбивая и добрая девушка. Все хозяйские дела она держит на своих девичьих плечах:

  • печку топит;
  • еду готовит;
  • скотину кормит;
  • дом убирает;
  • прядет и вышивает.

Но взбалмошная бабка все равно недовольна падчерицей, каждый раз ругает, обвиняет в лени, попрекает сироту, что хлеб свой ест не заслужено. Старухина дочка Марфуша — ленивая и глупая девка, которая только и занималась тем, что на печи лежала, мух считала и в окно глядела.

Повез старки дочурку в лес на погибель

Приехали однажды в стариковский дом сваты, бабка обрадовалась, что наконец-то дочку замуж выдаст, но не тут-то было. Не захотел жених брать ленивицу, ему подавай хозяйственную, выбрал он Настеньку. Обозлилась старуха на падчерицу, приказала мужу отвезти ее в лес и оставить там под елью. Старик поплакал, но делать нечего повез дочурку в лес на погибель.

По лесу в это время Морозко с обходом ходил, увидел он девушку замерзшую, решил поинтересоваться, кто она, и как сюда попала. Чем ближе подходил дедушка, тем крепче мерзла девица. Он несколько раз спрашивал Настеньку, не замерзла ли она, но та, чтобы не расстраивать Морозко говорила, что тепло. А сама рук не чувствовала и насквозь промерзла.

Решил он пожалеть девушку, накрыл ее шубой соболиной, да еще целый сундук добра подарил. В это же время мачеха посылает старика обратно в лес, чтобы тот хоть косточки дочери домой привез. Тот отправляется в путь, но видит, что под деревом сидит красавица в богатой шубе и с приданным. Обрадовался отец, что дочка жива и здорова и повез ее домой.

Старуха, увидев приодетую падчерицу, разозлилась пуще прежнего. Одела родную дочку потеплее, собрала ей еды в корзинку и приказала отвезти на то же место. Морозко вновь с обходом по лесу идет, встречает Марфушу, задает девице те же вопросы. Но та нагрубила дедушке, обидела его, за что и была насмерть заморожена.

Старуха пекла пироги к приезду дочери, а под столом тявкала собака Жучка о том, что кости Марфушки в мешке везут.

Вскоре старик приехал за падчерицей, но увидел, что от нее остались только косточки. Их то и пришлось везти злой старухе, та долго горевала, голосила белугой, но сама виновата. Это краткое содержание «Морозко» для читательского дневника.

Главные герои

В детской сказке несколько действующих лиц. Вот их краткая характеристика:

Старикова дочка — милая, добрая, кроткая

Старуха — вредная и противная женщина

  1. Старикова дочка — милая, добрая, кроткая, хозяйственная героиня. В ней уживаются все добродетельные качества. Она робко сносит все тяготы судьбы и нападки злой мачехи, не перечит и не жалуется. О внешнем образе девицы не говорится, но предполагается, что она была хороша собой. Автор ясно показывает, что старуха не желала иметь в доме конкурентку собственной дочери.
  2. Старухина дочь — невоспитанная и грубая деваха, она ленива, обжорлива и неряшлива. Марфушка любит издеваться над сводной сестрой и ее отцом. В итоге хамство и неуважительность сыграли против нее, Морозко замораживает героиню насмерть по одной версии, а по другой, отправляет домой на повозке, которая запряжена свиньями и дает ей приданое в виде сундука с пеплом.
  3. Морозко — волшебный персонаж, выглядит как старик с белой бородой и посохом. Он является олицетворением божества зимы, ему подвластна погода. Это положительный герой, он справедлив и добр к хорошим людям и суров по отношению к лентяям и наглецам.
  4. Старик — безвольный мужик, который не имеет собственного слова, выполняет все прихоти своей старухи. Он, без сомнения, с любовью относится к родной дочери, но не смеет перечить супруге. Со слезами на глазах отвозит бедную сиротку в лес на погибель.
  5. Старуха — вредная и противная женщина со злым и деспотичным характером. Она с особым удовольствием издевается над падчерицей. Заставляется ее трудиться с утра до ночи, но все равно остается ей недовольна. Зато любит и хвалит собственную дочь, хотя та ленива, глупа и груба. В конце она сожалеет о собственных поступках, но уже изменить ничего нельзя.

Стоит отметить и еще одного персонажа сказки — это маленькая собачонка по кличке Жучка. Именно она сообщила старухе, что Настенька вернется в соболях и с полными сундуками золота. Второй раз она предсказала, что едет старик и везет Марфушкины косточки.

Анализ сказки

«Морозко» — это волшебно-фантастическая сказка, в ней присутствуют реальные герои и вымышленный персонаж — дедушка «Морозко». В таком жанре добро всегда побеждает зло. Сюжет строится по плану с троекратным повторением эпизода, с последующим усилением эффекта. Это можно наблюдать при встрече Морозко с падчерицей. Он трижды задает ей один и тот же вопрос: «Тепло ли тебе, девица?»

Это поучительное сказание порицает и высмеивает зависть и жадность людей. Главная мысль, которую преследовал неизвестный автор, научить детей быть добрыми и трудолюбивыми.

«Морозко» — это волшебно-фантастическая сказка

Сказка наполнена предупреждением, что нельзя быть злым, коварным и завистливым, и поучением. Сюжет демонстрирует положительные стили поведения:

  • вежливость;
  • доброе отношение;
  • уважение к старшему поколению;
  • трудолюбие.

Сказочная история учит юных читателей самостоятельно определять, где хорошие поступки, а где плохие. Книга рекомендована к прочтению детям любого возраста. Малышам будет интересно посмотреть картинки, а более взрослым ознакомиться с поучительным содержанием.

Пожалуй одна из самых ярких и запоминающихся сказок советского кинематографа это кинолента «Морозко» режиссера Александра Роу. Сказка вышла в далеком 1965 году и сразу же завоевала сердца многих зрителей.
Экранная история шедевра Александра Роу «Морозко» началась с Международного кинофестиваля детских и юношеских фильмов в Венеции, где он получил «Золотого льва святого Марка». Потом картину закупил для проката Голливуд. Сам Стивен Спилберг, восхищаясь спецэффектами ленты, назвал «Морозко» предтечей многих киношедевров американской фабрики грез.

Александр Артурович Роу
Режиссер Зденек Трошка с детства знает фильм «Морозко» наизусть – с тех пор, как впервые его увидел.

«Я себе сказал: когда я стану взрослым, я буду таким же режиссером и буду делать такие же сказки», – признается мастер.

Сейчас он выпустил уже седьмую сказку в традиции Роу: фольклорная основа, сказочный мир. На родине Трошко – в Чехии – «Морозко» называют «Мразик». Просмотр «Мразика» – настоящий ритуал. Начиная с 1965 года, это гвоздь новогодней телепрограммы. Один раз, в 1993 году, пропустили, но больше не рискуют. Уж слишком возмущалась аудитория.

«Где наша любимая сказка? Где «Морозко»? Это не Рождество!» – вспоминает Зденек Трошка.

Сара Рубинштейн – верный редактор Александра Роу – говорит, что режиссер и сам был похож на Морозко. Строг, но справедлив. Вспыльчив, но отходчив, и говорил прибаутками.

««Все на свете бывает: и петушок яичко снесет, и жучок забодает» – это была его любимая поговорка», – замечает Сара Рубинштейн.

Прибауточно-поговорочный, сказово-сказочный слог «Морозко» – дело рук дуэта сценаристов Эрдмана и Вольпина. В 1920-е годы один увлекался имажинстами, другой Маяковским, затем оба переключились на сатиру. Как результат – 1930-е, лагеря, ссылки, поражение в правах.

В послевоенные годы такая непубличная, закадровая работа сценариста детского кино была им защитой. А режиссер Роу – защитником.

«Александр Артурович Роу был членом партии, а Эрдман и Вольпин всегда оставались с этим своим прошлым, с тем, что они были репрессированы», – продолжает Сара Рубинштейн.

Успешный режиссер Роу приходил к автору запрещенных пьес Эрдману в дом напротив американского посольства обсуждать сценарий. Сюда же приходил и соавтор Эрдмана – Вольпин.

«Эрдман часто писал в соавторстве, но писал-то один. Соавторство – это была такая штука для него, общение», – замечает театровед и переводчик Джон Фридман.

О том, какие изменения претерпел замысел сценаристов в руках энергичного режиссера, рассказывают документы из коллекции Музея кино.

«Это сценарий Роу, его рабочий сценарий, по которому снимался фильм. Утвержденные актеры, места съемки. Меняется фраза или убирается, или редактируется», – показывает сотрудница Музея кино Эмма Малая.

Страсть Роу все менять и редактировать позже, в работе над фильмом «Варвара-краса», привела к тому, что Эрдман и Вольпин сняли свои фамилии из титров.

«Автор сценария – Чуприн. Такого человека не было, это их коллективный псевдоним», – продолжает Эмма Малая.

Но в пору «Морозко» все еще было хорошо. Эрдман и Вольпин от своих слов не отказывались. С расцвеченным правкой сценарием съемочная группа отправилась на Кольский полуостров.

«Болезнь киношная какая? Солнце! А здесь светит и светит – снимай не хочу», – говорит ассистент кинорежиссера Александра Роу Людмила Пшеничная.

Снимали изобретательно. Обратная съемка, комбинированная. Оператор – Леонид Акимов, художник – Юрий Миловский. Анимация, оптические перекладки – дело рук неизвестных миру волшебников Киностудии имени Горького братьев Никитченко. Фильмов о фильме тогда еще не снимали, и съемочный процесс Роу документировал сам. После каждой картины он делал альбомы по фильмам. Все фотографии пересчитаны и заверены его подписью.

В другом альбоме – трофеи: положительные рецензии, репортаж о награждении фильма «Золотым львом» на Фестивале детских фильмов в Венеции. Беспрецедентный для советского кино мировой успех.


Александр Артурович Роу завоевал своё особое место в советском кинематографе. Вся его жизнь была полностью посвящена киносказке. Он создал такие фильмы, как «По щучьему велению», «Марья-искусница», «Кащей Бессмертный», «Варвара-краса, длинная коса», «Золотые рога», «Огонь, вода и медные трубы», «Конёк-Горбунок» и «Василиса Прекрасная».


Многолетние поиски режиссёра нашли своё наилучшее выражение в «Морозко». Тринадцатый фильм Роу приняли единодушно и у нас, и за рубежом. О нём много писали как о произведении гармоничном, ярком, высокохудожественном.
В фильме был вполне самостоятельный сюжет и в то же время связанный с фольклором, и прежде всего с мотивами многочисленных вариантов сказки «Морозко» и сказки «Об Иване с медвежьей головой».


Николай Эрдман и Михаил Вольпин — знатоки русского фольклора, талантливые, опытные сценаристы-комедиографы — создали великолепную литературную основу фильма.На роль Морозко был сразу определён Александр Хвыля, любимец режиссёра. Сказочного Ивана доверили играть Эдуарду Изотову, а Настеньку — школьнице из Ленинграда Наташе Седых.


четырех лет она занималась фигурным катанием. Когда Наташа поступила в балетную школу Большого театра, со спортом пришлось расстаться. Однако «коронный» номер Седых, потрясающе красивый «Умирающий лебедь», помнили долго. Однажды её уговорили выступить с этим номером на большом новогоднем празднике. Номер пятнадцатилетней Наташи увидел по телевизору Александр Роу.

Перед фотопробами Наташа смотрела на фотографии своих потенциальных соперниц по «Морозко» и думала: «Какие же они все красивые, что мне тут делать?». В финале осталось двое: Наташа и Надежда Румянцева, которая к тому времени была уже известной актрисой. Наташа была уверена, что выберут именно Надежду, поэтому особенно не беспокоилась. Но через два месяца ей позвонили и сказали, что она может приступать к съемкам.

На моей кандидатуре настоял сам Роу, хотя абсолютное большинство членов худсовета выступили против: маленькая девочка, не актриса, да ещё и пищит как мышь (уж очень высокий у меня был голос). Но Александр Артурович был непреклонен: сниматься будет Наталия Седых! „Только сделайте с ней что-нибудь, — попросил он гримёров, — чтобы она выглядела хотя бы на шестнадцать лет“».

Кинематографический опыт у Наташи к тому времени был. Правда, очень небольшой. Лет в шесть ее сняли для рекламного ролика «Берегись пожара», потом она снималась в учебном фильме на французском языке. Но со съемками в «Морозко» это, конечно, не сравнить. В хореографическом училище за воспитанницу не обрадовались.

Был жуткий скандал. Ее ведь забирали не на день-два, а на несколько месяцев. Сначала на Кольский полуостров, где снимали зимнюю натуру, а потом в подмосковный Звенигород. Если бы не педагог Наташи, которая поручилась за то, что девушка сдаст экзамены на одни пятерки, ее ни за что бы не отпустили из училища…

Больше всего на съемках «Морозко» Наташу поразила удивительная природа Кольского полуострова: северные низкорослые деревья, огромные ели и чистейший воздух… Мешал наслаждаться этой красотой холод. «Слава Богу, со мной была моя мамулечка. Она не дала мне замерзнуть – отпаивала горячим чаем, подкармливала», – вспоминала актриса

Баба-яга в «Морозко» — восьмой вариант этого образа в исполнении Георгия Милляра. Как и в других картинах, живёт Баба-яга в избушке на курьих ножках, в ступе летает, положительного героя собирается в печке изжарить — вроде бы классическая, так сказать, ведьма, а в то же время и несколько иная: постарела, подряхлела, силы поубавились, радикулит старую замучил. Да и в своих колдовских волшебствах разуверилась.


Получая роль, Милляр в своих «почеркушках» рисовал героя, не ожидая эскизов художника. Собственно, часто он становился изобретателем костюма и грима своих персонажей. В работе над ролью он шёл от внешней характеристики: «Сначала я вижу фигуру, грим, костюм, походку, позже приходит речь. С текстом обращаюсь жестоко, фильтрую его, избавляясь от многословия. Роль „прорезывается“ по кускам, а не в сюжетном порядке. Как ни странно, так „монтировать“ роль я приучился ещё в театре, и это облегчило мне работу в кинематографе».

Именно Милляр практически спас «Морозко». Было это так. Фильм снимали под Звенигородом, в деревне Гигирево, которую киношники в шутку называли ГигиРоу. Пленка с отснятым материалом хранилась в подвале двухэтажного кирпичного дома, где жила съемочная группа. Снимали всю зиму, пленки упаковывали в целлофановые пакеты и укладывали в коробки.

В конце февраля работа была почти закончена. Однажды съемочная группа уехали доснимать какие-то незначительные кадры. Вдруг видят, к ним бежит женщина из деревни, крича: «Ребята! Скорей! Там трубу прорвало! Подвал с вашими пленками затопило!». Киношники бросились к машине, безнадежно думая при этом: «Всё! Конец фильму!».

Но, подъехав к дому, увидели потрясающую картину: на снегу свалены коробки с пленками, а Милляр, мокрый, в семейных трусах, босиком по снегу выносит из подвала последнюю коробку. Когда трубу прорвало, его разбудила хозяйка, и он в чем был с постели побежал спасать пленки. Ключ от подвала найти не могли, но щупленький Милляр выбил дверь с петель. Из дверного проема хлынула вода. На улице 20 градусов мороза… Когда Милляр влез в подвал, вода доходила ему до пояса. Он жутко окоченел, но пленки спас.

Инна Чурикова была ещё школьницей, когда впервые снималась в картине «Тучи над Борском». Роль была маленькая — несколько крупных планов. В съёмочную группу «Морозко» попала случайно. Инна Михайловна поведала о том, почему именно её, студентку театрального училища имени Щепкина, выбрали на роль Марфушеньки-душеньки.


«У нас была замечательная комедийная актриса Тамара Носова, и режиссёр Александр Артурович Роу хотел её снимать. Меня увидела в институте ассистентка и предложила режиссёру такую смешную девчонку. Мы пробовались вместе с Тамарой Носовой, мне, конечно, очень хотелось сниматься, но про себя я думала, что выберут Носову.
Но выбрали меня. На пробах мы грызли орехи, я их очень хорошо грызла, не щадя зубов своих. Наверное, поэтому Александр Артурович меня взял… В „Морозко“ я играла дурашливую девчонку. Когда позвали на озвучание и я увидела себя на экране… так расстроилась, даже плакала. Какая я страшная… Я ж не такая, говорила себе». После этого Инна решила больше не сниматься в кино…


«Съёмки „Морозко“ длились почти год, — рассказывает Владимир Окунев. — Первый съёмочный день пришёлся на 13 марта. Уходящую зимнюю натуру снимали на Кольском полуострове, под Мурманском, за полярным кругом. Там такие красивые леса! Мы даже видели северное сияние! Летнюю натуру снимали под Звенигородом».
Актёры, снимавшиеся у Роу, как правило, весело, с полной отдачей, с темпераментом «играли» в сказку.
В фильме много сказочных чудес, сделанных с большим мастерством. На глазах у зрителей появляется и исчезает старичок-Боровичок, деревья мгновенно покрываются инеем, дубинки, заброшенные героем много времени назад, падают на головы разбойников. А сани-самокаты чего стоят! Этот трюк делался методом обратной съёмки.


Сани привязывали на длинном металлическом тросе к мощному грузовику. При этом плёнка в кинокамере крутилась в обратном направлении. Впервые этот способ съёмки Александр Роу применил ещё в 1937 году в кинофильме «По щучьему велению».


В эпизоде, когда Настенька дотрагивается до посоха Морозко, режиссёр применил съёмку методом наложения, с двойной экспозицией. Вместо заледеневшей героини снимали её отражение в прозрачном зеркале, за которым стояли Морозко (Александр Хвыля) и Иван (Эдуард Изотов).
Для Бабы-яги в заполярном лесу построили деревянную избушку, которая приводилась в движение с помощью специальных рычагов. Вторую — танцующую — сделали из поролона. Немало усилий прилагалось и режиссёром, и актёрами, чтобы фильм стал настоящей волшебной сказкой для детей.

Но мало кто знает, что на самом деле, есть две отечественных версии этой русской сказки. Первого «Морозко» сняли еще в 1924 году. Это был первый советский фильм, который делали на только что полученной из-за границы новой аппаратуре. Даже кинопрожекторы тогда были в диковинку. Тем не менее, «Морозко» получился удачным – благодаря подлинно сказочным, подлинно русским и подлинно кинематографическим декорациям и блестящему составу исполнителей.

Новая осветительная техника позволила, например, дать в фильме эффект настоящего солнечного света при съемке декораций и ряд световых ракурсов. Старыми, давно известными приемами, но удачно была решена задача такого показа Мороза, чтобы юные зрители поверили, что это не ряженый дед, а действительно фантастическое существо – сказочный Дед Мороз.

Сначала были показаны большие ели, с висящими на них лапами снега; длинный наплыв, и от них отделилось какое-то странное существо – тело, как коряжистый ствол дерева, руки, как ветви, с налипшими на них комьями снега. Над всем этим возвышалась голова в виде сплошного шара торчащих седых волос, тоже вроде кома снега; среди них торчал крючковатый птичий нос и пара сверкающих глаз.

При виде такого чудища дети настораживались: совсем не такой Мороз, каким они его ожидали увидеть, – не в тулупчике и бобровой шапке, с мешком подарков за спиной, каким его обычно изображали наши художники. Но вот он отряхнулся, тяжело ступая, сделал несколько шагов и вдруг, перевернувшись в воздухе, птицей взлетел на высокую ветку сосны – достигалось это благодаря обратной съемке. После этого никто из юных зрителей не сомневался, что это самый всамделишный Мороз.


В 1965 году «Морозко» получил на фестивале в Венеции главный приз — «Золотой лев» в разделе детских и юношеских фильмов. Роу очень гордился почётным призом, как и другими наградами, завоёванными фильмом. В залах Дворца кино полторы тысячи итальянских бамбино (детей) азартно аплодировали советской сказке, а потом в перерывах между просмотрами разыгрывали сценки, смешно копируя русскую Бабу-ягу.

На показ пришли (а кто-то и приехал на инвалидной коляске) русские эмигранты. И после окончания фильма многие из них плакали и кричали: «Спасибо за белые березки. Спасибо за русский рассвет».


«Морозко» получил от Консультативного совета по кинематографии США награду Award of Excellence за лучший киносценарий для семейного просмотра. Но в конце 90-х там же, в Америке, «Морозко» вызвал бурю эмоций и вошёл в список 100 худших фильмов всех времён. Американцы, в большинстве своем мало интересующиеся кинопродукцией других стран, узнали о русском фильме 34-летней давности случайно.

Естественно, аудиторию интересует не фильм, а комментарии ведущих. Представляете, во что можно таким образом превратить «Морозко» или «Father Frost», т. е. «Отец Мороз», как назвали его в США. Вот некоторые отзывы посмотревших фильм: «Какая-то фантазия про хвастливого придурковатого парня, превратившегося в медведя, одиннадцатилетнюю аутистку, которую он хочет соблазнить, идиотский дом с ногами, неблагополучную семью уродливых русофилов, длиннобородого уродливого парня, который замораживает деревья и убивает птиц, санки похожие на свинью, гибонообразного гнома….».
«Да, этот фильм кажется ужасным. Но в нем присутствует нездешний сюрреализм…». «Кислотные телепузики!». «Хуже всего, что этот фильм называют детским! Это ужасающая, шизофреническая, психопатная мешанина! Если бы я посмотрел этот фильм в детстве, я бы сошел с ума!».

При случае обязательно пересмотрите «Морозко». Думаю, что в новогодние праздники его покажут не раз. Кстати, традиция ставить эту новогоднюю сказку в эфир есть не только в России. В Чехословакии или в Польше его тоже показывают на каждый Новый Год, правда, называется он там «Мразек»

Интересные факты о фильме Морозко

В Чехословакии картина стала по-настоящему культовой. До сих пор в Чехии и Словакии киносказка «Морозко» является непременным атрибутом Нового года, так же, как в СССР, а позже и в России фильм Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!». В Чехии выпускается даже сорт мороженого «Морозко» (по-чешски Mrazik). А актриса Инна Чурикова за роль Марфушеньки-душеньки была удостоена чешской серебряной медали Масарика.

Стивен Спилберг (Steven Spielberg) называл фильм «Морозко» предтечей целого ряда киношедевров Голливуда: именно из картины Роу черпали идеи создатели зрелищных спецэффектов, украсивших многие американские блокбастеры.

Для Георгия Милляра фильм «Морозко» стал восьмой картиной, в которой он сыграл Бабу-ягу. Георгий Францевич снялся в картине не только в образе обитательницы избушки на курьих ножках, но и в крохотной роли разбойника-дьяка, а также озвучил петуха, которого в начале фильма Настенька просит не кукарекать, пока она не довяжет чулок.

В одном из эпизодов фильма сыграли сестры-близнецы Оля и Таня Юкины, известность которым принесло участие в предыдущем фильме Александра Роу «Королевство Кривых зеркал».

В роли Тяпы, верного четвероногого друга Настеньки, снялся пес Дружок, на счету которого уже была роль в фильме «Сказка о потерянном времени».

В 1997 году картина «Морозко» (под названием Jack Frost — «Джек Мороз») была показана в США в популярном комедийном телешоу «Таинственный театр 3000 года» (Mystery Science Theater 3000). Фильм, признанный многими критиками шедевром киноискусства и отмеченный многими престижными наградами, вызвал у американских зрителей целую бурю отрицательных эмоций. Скорее всего, причиной этого стала специфика шоу, в рамках которого состоялся показ: по сюжету главных героев ученые-злодеи заставляют смотреть самые плохие фильмы всех времен.

Как снимали «Морозко». Любовь, рыдания и русская иммиграция

3 года назад · 6872 просмотров

Какое Рождество без сказок? Одну из самых любимых снял мастер экранизации волшебства Александр Роу. Как и у других фильмов, у этого тоже есть своя история.

Как снимали «Морозко». Любовь, рыдания и русская иммиграция

Все началось, как всегда, с распределения ролей. Было изначально понятно, что Бабу Ягу сыграет Милляр. Быстро нашли и Ивана — 33-летнего красавца-богатыря Эдуарда Изотова, а вот воздушную Настеньку, воплощение доброты и невинности, выбирали из сотен претенденток.

Как снимали «Морозко». Любовь, рыдания и русская иммиграция

Источник:

Требовалась хрупкая девочка с искренним лицом. Искали совсем юную, во всех учебных заведениях. Однажды Роу попал на спектакль на льду одного из ленинградских хореографических училищ. «Умирающего лебедя» танцевала Наталья Седых.

Тонкая и нежная, с мягкими чертами и огромными наивными глазами, она сразу понравилась режиссеру и тот пригласил девушку на пробы.

После всех просмотров в качестве кандидаток в «Настеньки» остались только Наташа и Надежда Румянцева. У последней уже был опыт работы в кино, поэтому Наталья мысленно уступила роль актрисе и даже не ждала звонка с кинокомпании. Однако она ошиблась — утвердили именно ее.

Настенька

Настенька

Источник:

На съемки сначала на Кольском полуострове, потом в Звенигороде, ее отпустили только после личного поручительства педагога. Та пообещала, что Наташа сдаст все предметы на пятерки. Сниматься в сказке с ней поехала мама и не зря.

В двадцатиградусный мороз девушке пришлось бродить по лесу в сарафане, проваливаясь в сугробы порой по пояс, очищать с ресниц клей ПВА, который использовали в качестве грима, чтобы создать «замерзшие реснички», и даже прыгать в пруд, спасая Марфушеньку. Рисковала девушка и когда каталась на самоходных санях. Тяжелая конструкция на самом деле была привязана к мощному грузовику, который и тянул сказочный транспорт.

Мама охала, держала наготове горячий термос и кутала дочь между дублями.

А та только после съемок призналась: «Иван» стал ее первой любовью.

Как снимали «Морозко». Любовь, рыдания и русская иммиграция

Источник:

Девичье сердечко так и замирало, когда с красавцем случалось обниматься и целоваться на камеру. Так что влюбленные глаза Настеньки — подлинник.
А вот Эдуард относился к 15-летней партнерше, как к ребенку. К тому моменту у актера уже была жена и дети, и смотреть на подростка, как на женщину он просто не мог.

Слезы Марфушеньки

Слезы Марфушеньки

Источник:

Инне Чуриковой пришлось порыдать. Сначала на роль Марфушеньки утвердили Тамару Носову. Студентку Чурикову в коридоре Мосфильма случайно встретила ассистентка режиссера и потащила показывать находку Роу.

Тот весьма «приукрасил» действительность: нарисовал Марфушеньке рыжие конопушки, зачесал плотные золотистые волосы Чуриковой так, что они казались сущей соломой…

Увидев себя в гриме, молодая актриса рыдала, всерьез полагая, что теперь вся страна будет думать, что она страшная, и замуж ее никто не возьмет.

Во второй раз Чурикова расплакалась на озвучке.

Как снимали «Морозко». Любовь, рыдания и русская иммиграция

Источник:

Увидев себя, изуродованную гримерами, сидящую на фанерке под елкой в двадцатиградусный мороз, она просто не смогла сдержать слез жалости.

Вспомнила, что почти полтора часа, кропотливо и профессионально оператор выстраивал свет, требуя, чтобы актриса все это время находилась в кадре. Вдобавок, в корзине не оказалось яблок — их забыли в гостинице. Вместо них Чурикова сочно, с аппетитом, грызет лук!

Однако игра стоила свеч: за Марфушеньку молодая актриса получила первую в своей жизни престижную кинонаграду.

Баба Яга

Баба Яга

Источник:

Легендарный Милляр играл Бабу Ягу в восьмой раз. Но каждый раз для своей героини он придумывал новый образ. К середине 60-х, когда снимался «Морозко», Георгий Франциевич пристрастился к алкоголю и уже не мог себе в нем отказывать.

Чтобы Баба Яга была в форме, Роу запретил продавцам местного магазина в городке под Мурманском, где снимали кино, продавать артисту спиртное и лично проверял, чтобы бутылок не было! Но сердобольные тетеньки, поклонницы Милляра, придумали прятать чекушечку для любимого артиста в ведра с молоком.

Потому Баба Яга в кадре — под хмельком.

Роль Бабы Яги не только самая страшная и смешная, но и самая опасная: большинство трюков выполняет именно она. Заменял Милляра в этих съемках профессиональный каскадер, которому пришлось и в ступе полетать, и в драках поучаствовать.

Как снимали «Морозко». Любовь, рыдания и русская иммиграция

Источник:

Но и Георгий Франциевич отличился. Дело в том, что вся отснятая пленка лежала в пакетах, в подвале дома, где жила съемочная группа. Когда почти весь фильм был отснят, операторы и режиссеры с главными героями с утра уехали в лес — подснять еще кадров с натуры. В это время в подвале дома прорвало трубу.

О том, что произошло, съемочная группа узнала не сразу. Пока до места съемок добежала местная жительница, подвал уже затопило.

Все немедленно вернулись к дому и увидели такую картину: Милляр в двадцатиградусный мороз в одних семейниках, по пояс мокрый бегает из подвала во двор и складывает на снег спасенную пленку.

Когда случился потоп, его разбудили местные и он, в чем был, рванул спасать фильм. Актера тут же растерли водкой и разрешили принять целый стакан внутрь. Обошлось без болезней.

Слава

Слава

Источник:

Едва выйдя в прокат, «Морозко» набрал невероятный рейтинг, а Александр Хвыля, сыгравший Деда Мороза, стал главным Дедом Морозом страны и вел отныне все елки в Кремле. В год премьеры сказку номинировали на одну из главных премий фестиваля детских и юношеских кинофильмов в Венеции.

На просмотр было не попасть: съехалась вся российская иммиграция. Изгнанные репрессиями и новым режимом русские рыдали над весточкой из родной страны, стоя аплодировали Роу и благодарили за русскую зиму, снежные рассветы и настоящие белые березки.

После того, как «Морозко» с аншлагом прокатился по всем союзным республикам, его отсмотрели Голливудские мэтры и дали добро.

Как снимали «Морозко». Любовь, рыдания и русская иммиграция

Голливуд закупил кино для проката в США. Сам Спилберг восхищался работами Александра Роу, называя их предтечей современных кинофильмов с множеством спецэффектов.

В некоторых странах «Морозко» до сих пор считает одним из главных и обязательных спутников Нового года. Например, в Чехии, Польше и Словакии его показывают в ночь 31 декабря — вроде нашего «С легким паром…».

Однако была у «Морозко» и новая волна популярности.

Как снимали «Морозко». Любовь, рыдания и русская иммиграция

Источник:

В 90-х, в одном из американских телешоу «Морозко» показали, как кино про сюрреалистичную российскую глубинку. Не вдаваясь в подробности русского фольклора, американские журналисты говорили о кинокартине, как о сумасшедшей психоделической фантазии и признали кино одним и сотни худших кинолент всех времен.

Однако мэтры всего мира продолжают считать красочный кинофильм образцом новогодней сказки с блестяще поставленными спецэффектами, удивительной операторской и актерской работой.

Источник:

  • Матрац или матрас как правильно пишется толковый словарь
  • Матрац или матрас как правильно википедия пишется слово
  • Матово зеленый как пишется
  • Матово бледное лицо как пишется
  • Матная сказка про теремок