Матренин двор сочинение праведник

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Тема праведничества в рассказе Матренин двор

Судьба главной героини рассказа А. Солженицына «Матренин двор» вызывает интерес не у всех. Тем, кто не заметил в ней бескорыстную душу, полную сострадания, сам близок к порокам общества. Женщина вобрала в себя только положительные качества, которые остались не признанными односельчанами.

Находясь периодически на гране нищеты, она не жалуется на жизнь. Положенного пособия старается добиться терпеливо, не требуя ничего лишнего, проходя любые препятствия в его оформлении.

Отсутствие стремления к наживе проявляется во всем. Небогатое хозяйство, состоящее из кошки, козы и мышей, радуют ее каждый день.

Своим поведением она не давала покоя окружающим ни в жизни на земле, ни после своей гибели.

Трагическая судьба подчеркивает ее покорность. Посещение церкви, расположенной за несколько верст от дома, иконка в углу комнаты — все это создает образ верующей, жертвующей женщины.

В чем суть праведности героини? Ни разу Матрена не сошла с нравственного пути, не изменила принципам справедливости и веры. Ее бесстрашная душа не знала иной жизни. Тот путь, который описан автором в рассказе, для нее единственный. Матрена не видит в людях плохого, ее сущность пропитана добротой и правдой. Поэтому не знает зависти и злобы.

Мечты о счастливой жизни угасли после смерти всех детей. Но женщина так и не смогла жить для себя. Всю жизнь она растрачивала на Киру, которую воспитывала в течение десяти лет. Шла на помощь соседям, которые не задумывались о состоянии ее здоровья. Но Матрена не думала о плохом. Она, не жалея себя, следовала по их зову копать огороды. Кроме того, руководство колхоза жестоко требовало от нее помощи. Главная героиня отдает себя целиком, хотя болезнь обостряется время от времени. Но женщина мужественно переносит муки и вновь поднимается на ноги.

Настоящая, открытая всему миру, способная замечать только добро — то, что помогало ей пройти достойно свой жизненный путь по законам божьим. Такие люди, как Матрена, заслужившие характеристику праведника, являются опорой, спасением для России в целом. Ее человечность — пример для каждого.

2 вариант

Солженицин А. И. считался одним из самых талантливых писателей двадцатого века. В своих рассказах, писал о социальных проблемах того времени. Так и в рассказе Матрёнин двор, простая женщина Матрёна Васильевна отличается от жителей деревни иными взглядами на жизнь.

Матрёна отличается добротой и скромностью, она трудолюбива, но очень одинока. Женщина живёт одна. И только многочисленные горшки с фикусами являются для неё отрадой, Матрёна ухаживает за ними и заботится, потому что они помогают ей пережить одиночество. В доме Матрены много мышей и тараканов, но и с ними она живёт душа в душу.

Местные жители осуждают Матрёну за то что она не копит деньги и имущество, не разводит хозяйство. И даже тем, кто осуждает женщину, она помогает, а люди, в свою очередь, пользуются её доверчивостью и отзывчивость. Любая просьба о помощи является для Матрены испытанием, которое изнуряет, но она все равно радуется за чужую удачу. Именно по этому Матрёна разбирает свою избу по бревнышкам, хотя очень дорожит ей. Она понимает, что этого не избежать и сама принимает участие в разборе, а не отходит в сторону, что и погубило Матрёну. Женщина погибает.

Жизнь Матрены и есть праведнический образ. Она все делает без корысти и зависти. Женщина верит в духовные ценности, которые являются для неё жизненными заповедями. Но люди все равно, даже после смерти Матрены, ругают и осуждают её за то, что она жила не как все. Они не ценят Матрёну. А некоторые люди даже думают только о том, как бы забрать бревна от дома Матрены себе, пока их не сожгли. В чем же праведность Матрены? Женщина ни разу не изменила своим принципам. Она не предаёт веру и нравственность. Она не знала другой жизни и терпеливо принимала свою судьбу. Матрёна живёт тихо и спокойно, и даже живя почти в нищете не жалуется на трудную жизнь.

Судьба женщины трагична. Она похоронила детей и больше не смогла жить для себя. И даже обострение болезни не сбивает её с ног и она продолжает верить в добро.

Именно таким и должен быть праведник- настоящим, открытым миру. Именно это и помогло Матрёне пройти свой жизненный путь достойно. Она следует божьим законам.

«Всё мы жили рядом с ней и не поняли, что Матрёна и есть тот самый праведник, без которого не стоит село. Ни город. Ни земля наша»- пишет Салтыков. Этими словами он заключает весь смысл рассказа. В таких людях как Матрёна и есть надежда на духовное выживание людей. Матрёна заслужила, того что бы её назвали праведником. Её характер и человечность—пример для каждого человека.

Для 9 класса

Также читают:

Картинка к сочинению Тема праведничества в рассказе Матренин двор

Тема праведничества в рассказе Матренин двор

Популярные сегодня темы

  • Примеры и аргументы материнской любви из литературы для сочинения

    Материнская любовь – самая большая ценность, которая есть на земле. Любовь матери безусловна и не зависит от внешних обстоятельств, она любит своего ребенка таким, какой он есть. Мать понимает своего ребенка, хочет, чтобы его жизнь сложилась

  • Сочинение по картине Попова Первый снег от первого лица (1 лица) 7 класс

    Но что это за окном? Неужели случилось? Простое чудо природы меняет все течение жизни: выпал первый снег! Белые дома и деревья, улочки без пыли, укрытые нежной снеговой пеленой… Как же это все красиво!

  • Сочинение Кто виноват в гибели вишневого сада?

    Антон Павлович Чехов является автором произведения Вишневый сад. В своём произведении, он описывает сложный период в российском обществе. Именно в это время разрушаются старые устои общества

  • Сочинение Тема любви в романе Обломов Гончарова

    Светлая и чистая, искренняя любовь необходима каждому человеку. В романе Обломов И.А.Гончаров уделяет этому высокому чувству большое внимание.

  • План рассказа На льдине Житкова

    События в рассказе происходят в зимнее холодное время года, когда море было полностью замерзшее и местные сельские рыбаки собрались все на рыбалку. Вместе со всеми отправились на рыбалку и рыбак Андрей со своим маленьким сыном Володей.

Почему Матрену называют праведницей?

Почему Матрену называют праведницей в рассказе Солженицына «Матренин двор» и чем так трогателен ее образ для русского человека?

Праведниками всегда называли людей, которые соблюдали при жизни нравственную чистоту, беззаветно служили ближним и несли миру добро и свет. Но в понимании русского человека понятие праведности и еще обязательно связано с жертвенностью и простотой. Именно такое образ в себе несет Матрёна Васильевна Григорьева, хозяйка избы, у которой поселился рассказчик. Жизнь Матрёны, о которой она рассказывает поначалу неохотно, боясь, что культурному приезжему история ее пути покажется неинтересной, сильно удивляет учителя (рассказчика). В молодости Матрёна должна была выйти за Фаддея, которого сильно любила, но по стечению обстоятельств пришлось ей сыграть свадьбу с младшим братом Фаддея – Ефимом. Поскольку Ефим не вернулся с войны, Матрёна взяла на воспитание дочку Фаддея, которую любила как родную. Всю жизнь Матрёна помогала ближним, много работала в колхозе, приходила на помощь соседям. Она могла прогнать соседских свиней, забежавших в огород или потушить взопревший навоз, не требуя взамен денежного вознаграждения.

Автор отмечает, что в ней имелась невероятная внутренняя сила и способность к телекинезу. Рассказ заканчивается тем, что Матрёна еще будучи вполне крепкой старушкой завещает свою избу дочке Фаддея. Последний оказался полным мерзавцем и решил еще при жизни Матрёны перевезти к молодыми ее избу. Матрёна сама помогает в перевозке бревен и гибнет на железнодорожном переезде.

Поэтому автор и называет Матрёну праведницей, что она даже помогает перевести собственный дом, желая совершить добрый поступок. Но поскольку праведников никогда в народе особо не уважали, на поминки Матрёны не приходит даже Фаддей, а соседи и гости на похоронах только и обсуждают, как будут делить ее имущество. Из этого читатель может сделать вывод, что главное в жизни – это деньги и добро.

В рассказе Солженицына очень хорошо показано, что не нужно быть таким неудачником и вообще вступать в колхоз. Если бы Матрёна ушла в лес и начала партизанскую войну, развела коров и купила сепаратор, она обладала бы деньгами и властью, а Фаддей не только бы уважал ее, но и делал бы каждый вечер массаж ее холеных ног.

Несмотря на то, что Солженицын в общем-то был неплохим парнем и даже отсидел за свою правильную позицию, он не смог напрямую передать аксиому жизненного счастья. Некоторым даже кажется, что он пытается донести до читателя, что лучше всего быть покорным рабом. Называя Матрёну праведницей, он как бы намекает на свою великую натуру, которая волей счастливых обстоятельств позволила записать неказистую Матронину судьбу. А ведь если бы он не встретился на ее жизненном пути, ее бы просто выкопали и никто бы даже и не вспомнил. Поэтому, когда Солженицын называет Матрёну праведницей, он на самом деле имеет в виду себя.

Подготовка к ОГЭ (ГИА)

Задание.

Прочитайте сочинение на тему «Почему автор называет Матрёну праведницей?». (По рассказу А. И. Солженицына «Матрёнин двор».)

Сочинение 1. Многие писатели старались создать произведение, в котором главный герой будет положительным настолько, что его назовут праведником. Это удалось сделать А. И. Солженицыну. Написав произведение «Матрёнин двор» и построив замечательную композицию, автор смог доказать читателю, что Матрёна, главная героиня произведения, и есть праведница. Но кто же это такие? Почему они отличаются от обычных людей, святых? Праведники — святые люди, которые живут на земле, ведущие идеальный образ жизни, но они не могут стать божествами, потому что не хотят отказаться от людей и труда. Так почему же автор называет Матрёну праведницей?

А. И. Солженицын называет её так, потому что главная героиня готова пожертвовать собой ради других. Матрёна — идеальный пример для всех людей, ведь она не побоялась и спасла избу в обмен на свою жизнь.

Матрёна была обычной женщиной, которая жила в деревне. Она очень любила работать, держала у себя козу, помогала всем жителям деревни. Матрёна всегда болела, её спина раз в месяц всегда подводила, и героиня даже не могла встать. Но даже несмотря на эту боль Матрена продолжала работать и помогать. Все идут спросить её совета или за помощью, а она никогда не отказывает никому. Такое трудолюбие заслуживает похвалы с нашей стороны. Вот часть её натуры.

Матрёна очень любила свою избу. Для неё это была память о её муже, который не вернулся с войны. Матрёна всегда её оберегала, но однажды пришёл брат мужа и попросил отдать часть избы приёмной дочке. Матрёна не могла отказать, ведь её дочь была в другом города, главная героиня её очень сильно любила. Это и погубило Матрёну. Когда они перевозили бревна, телега застряла в рельсах, а рядом шёл приближающийся поезд. Матрёна там и погибла.

Возникший конфликт между Матрёной и братом мужа разрешился. Изба досталась дочке, все в деревне плакали после смерти Матрёны, но горя в их душах не было. Они старались показать грусть, а сами уже думали, как разделить дом и землю.

Все эти фрагменты жизни Матрёны показали читателям, какой же образ жизни вела Матрёна. Хотя она всем помогала и никому не отказывала, всё равно она погибла трагичной смертью, защищая самое дорогое, что у неё есть.

Таким образом, автор показывает Матрёну праведницей не случайно. Она была добра и смела в своей жизни. Матрёна была достойна более лучшей жизни и смерти, но это именно это закалило её, сделало сильнее. Такие люди и должны быть праведниками.

Сочинение 2.

Рассказ А. И. Солженицына «Матрёнин двор» пронизан душевностью и нравственной чистотой главной героини. Даже первоначальное название произведения — «Не стоит село без праведника» подчеркивало, явно указывало на то, что Матрёна имеет черты праведницы.

На протяжении всего рассказа Матрёна предстаёт перед нами как человек, который любит свою жизнь, любит людей, которые её окружают и которым она готова бескорыстно помогать каждую минуту, несмотря ни на что. Матрёну автор сравнивает с праведницей, потому что её душевные и духовные качества превосходят черты всех остальных, кто проживал в её деревне. Те люди были далеки от духовного, их интересовало только материальное и имущественное. Они стремились одеваться в красивую одежду, иметь лучше, чем у других бытовые и хозяйственные вещи, а Матрёна была не такая, она стремилась к моральному удовлетворению и чистой совести перед Богом:

«Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей злодеев и уродов».

Праведник — человек, не имевших грехов или искупивший их:

«У Матрёны грехов было меньше, чем у её кошки, та мышей ловила».

Так же Матрёна вроде бы не сильно и веровала в Бога, но при случае вспоминала о нём, молилась иногда. Матрёна — простая, наивная и все за это её осуждали, но она жила, как ей подсказывало её сердце.

Матрёна — женщина, прожившая чрезвычайно сложную судьбу, прошедшая много трудностей и препятствий на своём пути. Но она в отличие от других смогла сохранить человечность, гуманность, чувственность и сострадание. Возможно, её жизнь покажется кому-то скромной, но она ощущала себя нужной и этим-то и жила. Скорее всего, такого же человека можно встретить в каждой деревне и уже то, что он живёт не для себя, а жертвует собой ради других людей, тратя на них своём время и силы, его можно назвать праведником.

bittally.ru

Сочинение Крапивы Миши «Матрена — праведник, без которого не стоит село»

Я прочитал рассказ А.И.Солженицына «Матренин двор». Этот рассказ учит нас терпению, выносливости, трудолюбию и вере в жизнь. В этом произведении автор описывает нам обыкновенную сельскую жизнь и ее жителей. Главным героем рассказа является Матрена. Матрена – человек незаурядный. Она очень трудолюбивая и желающая прийти на помощь любому человеку. Причем, не берет плату за свою работу. У нее была трудная жизнь, но она умела преодолевать преграды. Матрена у Солженицына – оптимистка. Даже после потери мужа она находила радость в жизни. Это тот человек, который не может сидеть без дела. Она многого не имела, но находила ценность в жизни. Матрена, как и все сельские жители, боялась смерти. В деревне к ней люди относились холодно, несмотря на то, что она всем помогала. Недолюбливали ее сельчане за то, что она не была похожа на всех. Матрену считали белой вороной. Людям не нравилось, что она живет по-другому. У нее не было свиньи, питалась Матрена одной картошкой. Говорили, что от нее ушел муж. В обществе любят, когда у всех все одинаково и чтобы никто не выделялся. Автору Матрена понравилась. Он писал: «У нее была лучезарная улыбка». Не только за эту улыбку писатель любил Матрену, но и за ее веселость, энергичность и оптимизм. Ведь все-таки Матрене досталась нелегкая судьба. Она потеряла шестеро детей. Игнатич свыкся с ней, ее образом жизни, привычками. Писатель видел в Матрене лучшие ее качества и, в отличие от сельчан, мог по достоинству их оценить, потому что был он «нездешний». Хотя автор и привык к Матрене, он до конца так и не понял, почему ее недолюбливали жители. В завершении рассказа автор назвал Матрену человеком, без которого не может жить село. Матрена составляла неотъемлемую часть села. Всем она пыталась помочь. Сама могла себя погубить, чтобы вытащить из беды другого. Ее чувства были искренними, и поэтому можно ее назвать праведником.

От администрации сайта

Праведник – это человек, который всегда и во всем придерживается определенного идеала. Чтобы точнее понять суть, нужно посмотреть на то, кто такой праведник по Библии. Итак, это человек, который любит Бога, любит своих ближних, не гордится, не злословит никого, не завидует, не мыслит зла, всегда готов помочь нуждающемуся. Так как Россия христианская страна, то именно эти идеалы мы и приписываем к некоторым людям.

Солженицын в своем рассказе назвал главную героиню Матрену праведницей.

Он видел в ней идеал человека и хотел показать, каким светлым может быть общество. Для писателя смысл жизни в том, чтобы развивать свою душу, а не просто наслаждаться жизнью. И все, что так старательно Солженицын хотел передать, он отобразил в Матрене.

Героиня многое перетерпела. Она активно работала не жалея себя. А в итоге осталась ни с чем. Ее воодушевлял труд. Она не стала даже в старости просиживаться. Каждый день она работала: копала картошку, собирала ягоды в лесу, ходила за торфом. И несмотря на сгорбленную спину, она улыбалась всему, что видела. Она радовалась каждому дню.

Матрена всегда была готова прийти на помощь.

Она чувствовала чужую беду и умела сострадать. Ее сострадание было не показным, а искренним. Родственники женщине не помогали, а она была готова бросить все свои дела, если им нужна помощь.

Матрена названа праведницей, так как она ставила всех выше себя. Она упорно трудилась, забывала о себе, готова была пожертвовать последним. Читателю может показаться, что это глупо, что она сама себя лишила многого. Но ведь она была счастлива. Я думаю, что нам нужно остановиться и подумать, а что действительно такое счастье.

Обновлено: 2017-05-16

Внимание!

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите
Ctrl+Enter
. Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Понятие «село» для А. Солженицына является моделью (синонимом) народной жизни конца 19 – начала 20 веков. Существование национального мира, по мнению автора, невозможно без «праведника» – человека, обладающего лучшими чертами народного характера. Отсутствие такого человека непременно влечет за собой разрушение вековой культуры русской деревни и духовную гибель нации. В центре повествования в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор» судьба деревенской женщины Матрёны Васильевны Григорьевой.

Матрена Васильевна – тот самый праведник, который является воплощением духовного начала в национальном характере. Она олицетворяет лучшие качества русского народа, то, на чем держится патриархальный уклад деревни. Ее жизнь построена на гармонии с окружающим миром, ее дом является продолжением ее души, ее характера. Все здесь естественно и органично, вплоть до мышей, шуршащих за обоями. Все, что существовало в доме Матрены (коза, колченогая кошка, фикусы, тараканы), было частью ее небольшой семьи. Возможно, такое уважительное отношение героини ко всему живому происходит от восприятия человека частью природы, частью огромного мира, что тоже характерно для русского национального характера.

Матрёна у Солженицына – воплощение идеала русской крестьянки. Её облик подобен иконе, жизнь – житию святой. Её дом – сквозной символический образ рассказа – как бы ковчег библейского праведника Ноя, в котором он спасается от потопа вместе с семьёй и парами всех земных животных, – чтобы продолжить род людской.

Матрёна – праведница. Но односельчане не ведают о её утаённой святости, считают женщину просто неумной, хотя именно она хранит высшие черты русской духовности. Подобно Лукерье из рассказа Тургенева «Живые мощи», Матрёна на свою жизнь не жаловалась, Богу не докучала, ведь он и так знает, чего ей надобно. Всю свою жизнь Матрена прожила для других (колхоз, деревенские бабы, Фаддей). Однако ни бескорыстие, ни доброта, ни трудолюбие, ни терпение Матрены не находят отклика в душах людей. Сформировавшиеся под влиянием социально-исторических катаклизмов бесчеловечные законы современной цивилизации, разрушив нравственные устои патриархального общества, создали новое, искаженное понятие о морали, в котором нет места ни душевной щедрости, ни сопереживанию, ни элементарному сочувствию.

Автор наделил героиню православною верою в Бога. В самые тяжелые минуты своей жизни она обращается к Господу, но для этого совсем не обязательно молиться: «Может быть, она и молилась, но не показно, стесняясь меня или боясь меня притеснить». Любовь и забота о ближнем, ее «доброе расположение духа» – все это привлекало автора, помогая залечить жизненные раны.

Трагедия Матрены в том, что в ее характере полностью отсутствовало практическое восприятие мира (за всю жизнь она так и не смогла обзавестись хозяйством, а когда-то добротно построенный дом обветшал и постарел). Эта грань русского народного характера, необходимая для существования нации, воплотилась в образе Фаддея. Однако без духовного начала, без Матрены, практичность Фаддея под влиянием различных социально-исторических обстоятельств (война, революция, коллективизация) трансформируется в абсолютный прагматизм, гибельный как для самого человека, так и для окружающих его людей. Смыслом жизни героя становится гиперболизированная жажда наживы, обогащения, ведущая к полной моральной деградации героя. Фаддей даже на похоронах Матрены «только ненадолго приходил постоять у гробов», потому что был озабочен спасением «горницы от огня и от козней Матрениных сестер».

Но самым страшным является то, что Фаддей «был в деревне такой не один». Главный герой повести, рассказчик Игнатич, с сожалением констатирует, что и другие жители видят смысл жизни в стяжательстве, в накоплении имущества: «И его-то терять считается перед людьми постыдно и глупо». Односельчане Матрены, озабоченные мелкими бытовыми проблемами, не смогли увидеть за внешней неказистостью духовную красоту героини. Умерла Матрена, и уже ее дом и имущество растаскивают чужие люди, не понимая, что вместе с уходом Матрены из жизни уходит что-то более важное, не поддающееся дележу и примитивной житейской оценке. Вот почему именно рассказчик, а не односельчане, осознаёт и чувствует праведность Матрены. Односельчане давно забыли даже само слово «праведник», они не понимают, что это такое, и не думают о праведной жизни.

Татьяна БАТАЛОВА

Татьяна Николаевна БАТАЛОВА (1952) — учитель русского языка и литературы МОУ «Зарубинская средняя общеобразовательная школа» села Зарубино Топкинского района Кемеровской области.

Оборудование

1. Словарь к уроку: духовность, праведник, праведничество, характер

.

2. Портрет А.И. Солженицына, иллюстрация к рассказу.

3. Магнитофон (запись финала рассказа).

На доске записаны: проблемный вопрос “Можно ли Матрёну считать праведницей?” и ответы на него, в которых представлены различные точки зрения.

“Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша”

(А.И. Солженицын).

“…Вывод этот о праведничестве несколько теоретичен, в финале рассказа как бы натягивается на Матрёну одеяние праведницы”

(В.А. Чалмаев).

Совместно с учениками проводим исследование проблемы

. (
Проблема
— сложный вопрос, задача, требующая разрешения.)

Почему рассказ Солженицына мы можем рассматривать в контексте темы праведничества? Что на это указывает?

(Первоначальное название рассказа. Финал рассказа, где рассказчик называет Матрёну праведницей.)

(Магнитофон. Запись финала рассказа.)

Можно ли согласиться с Солженицыным, что Матрёна — праведница?

Прав ли в оценке Матрёны литературовед Чалмаев?

Чтобы подойти к ответу на поставленный проблемный вопрос, нужно определить, кого можно назвать праведником, что такое праведничество.

Рассмотрим, что сопровождает жизнь праведника и грешника. (Таблица, домашнее задание.)

Что прежде всего подвигает русского человека на праведничество?

(Христианская вера. Заповеди Божии регулируют его поведение, взаимоотношения с людьми, обусловливают его мирочувствование, миропонимание.)

Кто из русских писателей, поэтов XIX столетия обращался к этой теме?

(Н.С. Лесков, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский.)

В XX веке — И.Бунин, Шмелёв, А.Платонов. Н.С. Лесков писал: “Народ не расположен жить без веры”. Христианством обусловлены народные этико-эстетические взгляды, национальное сознание и самосознание, русский характер. (Характер

— совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в поведении.)

Как изображена в рассказе религиозность главной героини?

(Ученики, придерживающиеся точки зрения Чалмаева, отмечают, что вера Матрёны весьма неопределённа, “даже скорей была она язычница…”

. Далее по тексту: А.Солженицын. «Матрёнин двор».

Сторонники Солженицына убеждают, что Матрёна была старательным воцерковлённым усердным человеком: “святой угол в чистой избе”, “иконка Николая Угодника”. Она зажигает лампадку “во время всенощной (церковная ночная служба) и с утра по праздникам

.)

“Только грехов у неё было меньше, чем у колченогой кошки, та — мышей душила”.

Матрёна достаточно твёрдо соблюдает традиции и правила жизни воцерковлённого человека (домашние иконы, так как церковь за “5 вёрст”). (Выразительное чтение эпизода «Только на Крещение», с. 117–118).

Игнатьич говорит, что всякое дело она начинала “с Богом!” и его провожала в школу, говоря всякий раз “С Богом!”. “Может быть, она и молилась, но не показно, стесняясь меня или боясь притеснить”. Причина скрытности Матрёны в том, что в годы советской власти приучали верующих таиться.

Вера — дело личное, не терпящее шума.

“Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно” (Мф. 6.

6)

В нас чувства лучшие стыдливы и безмолвны, И всё священное объемлет тишина.

Д.М. Мережковский. «Молчание»

Есть ли в рассказе развёрнутый портрет героини? Почему?

В описании внешности Матрёны Солженицын ориентируется на христианские эстетические традиции. Обратите внимание на то, как показывает Борис Зайцев преподобного Сергия Радонежского (ученики работают с карточкой-информатором).

“…Настолько бедную одежду

он носил, что она была беднее и хуже, чем у любого из иноков его”.

“…Когда хотелось ему улыбнуться

, он и это делал с великим целомудрием и воздержанием”.

“…Сергий как раз пример… ясности, света прозрачного

и ровного…”

Без лености братии

как купленный раб служил: и дрова для всех колол, и толок зерно, и жерновами молол, и хлеб пёк, и еду варил, кроил и шил одежду, обувь…”

“…После смерти Преподобного лицо его было светлым

, как снег, а не как обычно у мёртвых, но как у живого человека или ангела Божьего, показывая этим душевную его чистоту, от Бога воздаяние за труды его”.

На каких портретных деталях Матрёны сосредоточено внимание писателя? Какова роль этих деталей?

“И всегда… обезоруживала меня лучезарной улыбкой. И простодушно, глядя блёкло-голубыми глазами, спрашивала: «Ну, а к ужоткому что вам приготовить?»”

“Но лоб её недолго оставался омрачённым… возвращалась уже просветлённая, всем довольная, со своей доброй улыбкой”.)

Обратите внимание на фотографию Матрёны, выполненную Солженицыным. Совпадают ли ваши представления о Матрёне с этим изображением её на снимке?

(Матрёна умеет радоваться жизни, душа её светла, не омрачена злом и завистью, у неё и лицо красивое.)

Анализ эпизода «Матрёна слушает музыку».

(Сообщение учащегося.)

В этом эпизоде запечатлена глубокая связь Матрёны с поколениями её предков, для которых музыкально-речевая культура во все времена была важной и неотъемлемой частью их образа жизни, составляла их незыблемую нравственную основу.

В чём состоит особенность речевой культуры Матрёны? (Сообщение учащегося, индивидуальное домашнее задание по статье: Гордиенко Т.В. Особенности языка и стиля рассказа А.И. Солженицына «Матрёнин двор» // Русская словесность. 1997. № 3.)

Сохранение языка для Солженицына — один из факторов сохранения человеческой личности и самосознания.

В чём проявляется духовность Матрёны?

(Духовность

— духовная, интеллектуальная природа, сущность человека, противополагаемая его физической, телесной сущности.)

Матрёна стеснительна, деликатна (примеры).

Она добра и приветлива (И всегда одни и те же доброжелательные слова раздавались мне из-за перегородки”. “…Доброе расположение духа” возвращалось к ней быстро.)

Что было верным средством, возвращавшим Матрёну “в доброе расположение духа”?

(Матрёна трудолюбива, труд — лекарство от болезней, недугов. “Помню стряпни и хозяйства на каждый день…” По первому приказу Матрёна идёт на колхозные работы, совестливая Матрёна стыдится плохой работы “ни к столбу, ни к перилам…” Но не только колхоз, а любая… из тальновских баб могла прийти и пригласить Матрёну “убирать картовь”.)

— “Ни труда, ни добра своего Матрёна не жалела никогда”. Искреннее, тёплое, идущее от сердца чувство христианской любви к людям движет поступками Матрёны. Сила или слабость заключается в том, что Матрёна не может отказать в помощи нуждающимся? Что сказано о труде Сергия Радонежского в очерке Б.Зайцева?

(Работа с карточкой-информатором.)

Кого из героинь литературы XIX века напоминает Матрёна своей погружённостью в работу?

(Матрёну Тимофеевну Корчагину. “Терплю, а не ропщу! Всю силу, Богом данную, в работу полагаю я”.)

В работе, в “труде великом” раскрываются терпение, безотказность, бескорыстие, отсутствие зависти и радость за благополучие других. Труд оценивается традиционной христианской этикой как необходимое, возвеличивающее праведное дело. Матрёна наделена даром искренней радости за успехи других.

Придерживающийся точки зрения Чалмаева ученик отмечает, что одна из библейских заповедей звучит так: “Не укради”, а Матрёна вместе с другими женщинами в день ходила за торфом — “не по разу”. “В хорошие дни Матрёна приносила по 6 мешков”. Так что одно это не даёт возможности назвать Матрёну “праведницей”, и прав Чалмаев.

Какие ещё мнения могут быть по этому поводу?

(Матрёна была вынуждена приносить торф.)

“Святая загадка праведной лестницы заключается в том, что высокие ступени одухотворения… вообще не достигаются без некоторых «падений». Праведники наибольшие суть те, которые согрешили (и оплакали свои грехи)…” — писал религиозный философ Розанов.

Как вы понимаете фразу: “Наворочено было много несправедливостей с Матрёной”?

(“…Была больна, но не считалась инвалидом”. Матрёна — многострадальная крестьянка. Страдание — неизбежный спутник жизни человека. “Страдание очищает душу”.)

Как воспринимает Матрёна свою судьбу? Держит ли она обиду, зло на людей?

(“Но лоб её недолго оставался омрачённым…” Матрёна умеет прощать, умеет примириться сердцем, не питая вражды за обиду. Для неё нормальное состояние не злоба и воинственность, а доброта и смирение.)

Какие художественные детали создают картину быта Матрёны? Как предметы быта связаны с духовным миром героини? На чём строится жизнь Матрёниного двора? Дома?

(Матрёнин двор — символ особого устройства, “лада”, где есть труд и честность, доброта и терпение, согласие с самим собой и сопричастность всему сущему. Матрёна живёт по канонам, завещанным предками, по правилам, которые считает незыблемыми.)

Чем отличается мир Матрёниного двора от мира людей, живущих рядом?

(Мир тальновцев — это мир злобы, равнодушия, жадности, зависти, корысти, эгоизма, душевно слепых людей, лжи, неискренности. Эти качества разъедают душу человека, разобщают людей. Солженицын, отвечая на вопрос, от чего все беды страны сейчас, сказал — ото лжи.)

Почему, вопреки нежеланию Матрёны “заполучить квартиранта”, Игнатич сразу решил “поселиться в этой избе”?

(Почувствовал сходство душ.)

Закончите фразу: “Жизнь научила меня… (не в еде находить смысл повседневного существования)

”.

Как вы понимаете смысл первоначального и окончательного названий рассказа?

(«Не стоит село без праведника» — здесь главным словом является “праведник”, что позволяет Солженицыну сместить акценты в сторону моральных, внутренних качеств личности, подвести читателя к размышлению о вечных христианских ценностях.)

Село

— символ нравственной жизни, национальных корней человека, село — вся Россия.

Матрёнин двор. Двор Матрёны. Это христианский островок материка. С гибелью героини рушится мир духовных ценностей. И это тревожно. Гибель Матрёниного двора — грозное предупреждение Солженицына о катастрофе, которая может случиться с обществом, утратившим нравственные ориентиры.

Матрёна
(лат.)
— мать. Героиня несёт в себе спасительное начало. Пережить то, что пережила Матрёна, и остаться человеком бескорыстным, открытым, деликатным, отзывчивым, чутким, не озлобиться на судьбу и на людей, сохранить до старости “лучезарную улыбку” — какие же душевные силы нужны для этого!

Что же позволяет писателю назвать Матрёну праведницей, несмотря на то, что поведение и образ жизни её отнюдь не идеальны?

(Матрёна обладает бесконечным смирением, не требующим от неё никакого напряжения воли. Она не предаётся греху гордыни, умеет быть благодарной за каждый прожитый миг. Матрёна может довольствоваться малым — тем, что имеет: ей не свойственны чувства зависти, злости, обиды, стяжательства. Праведничество Матрёны основано на её безразличии к материальным ценностям.)

Слово учителя.

Послушаем, как на этот вопрос отвечает доктор филологических наук, профессор Московской духовной академии М.Дунаев. “В чём же праведность Матрёны? В нестяжательности. Может, жила просто по душе, проявляя природную её христианскую суть?”

Матрёна — праведница. Она не стяжательница, не накопительница.

Откроем Новый Завет. “Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут. …Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше” (Мф. 6, 19–21).

“Нравственность едина во все века и для всех людей” (Д.С. Лихачёв).

Есть ценностей незыблемые скалы Над скучными ошибками веков.

О.Мандельштам

Безусловно, все вы хотите иной судьбы. Мечты могут сбыться, а могут и не сбыться, счастье — не состояться, успех — прийти и не прийти, но человек должен пройти свой путь, каким бы он ни был (удачным или неудачным), сохранив в себе и мужество, и совесть, и человечность, и благородство, не убить то высокое, что заложено в нём самой природой.

Литература

Архипов Д.Н. и др.

Конспекты уроков для учителя литературы. 11-й класс. М.: Владос, 2003.

Василенко Е.

Душа и судьба человека в рассказе «Матрёнин двор» // Литература. 2003. № 23.

Волков С.

Стоит ли село без праведника // Литература. 1996. № 21.

Гордиенко Т.В.

Особенности языка и стиля рассказа А.И. Солженицына «Матрёнин двор» // Русская словесность. 1997. № 3.

Дунаев М.М.

Вера в горниле сомнений. Православие и русская литература XVII–XX веков. М., 2002. С. 916–917.

Жигалова М.П.

Русская литература XX века в старших классах. Минск, 2003.

Карпов И.П., Старыгина Н.Н.

Открытый урок по литературе. Русская литература XX века. С. 361–383.

Локтионова Н.

Не стоит село без праведника // Литература в школе. 1994. № 3. С. 33–37.

Максидонова Л.Г.

Русская литература XX века. Вторая половина. 11-й класс // Конспекты уроков для учителя литературы. М., 2002.

Нянковский М.А.

Уроки литературы в 11-м классе. Развёрнутое планирование.

Нива Ж.

Солженицын. М.: Художественная литература, 1992.

Попова Е.В.

Есть ценностей незыблемая скала. Духовные ценности в отечественной философии и литературе // Литература в школе. 2003. № 7. С. 22.

Потолков Ю.

Прощание с Матрёной // Литература. 1998. № 28.

Семенюк А.Г.

Судьба, принесённая в жертву… // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. 1991. № 2. С. 37–39.

Симакова Л.А.

Душа неподвластна… // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. 1991. № 2. С. 35–37.

Чалмаев В.А.

А.Солженицын. Жизнь и творчество. М.: Просвещение, 1994. С. 84–87.

Александр Солженицын известен тем, что смело отображал современную ему действительность в своих произведениях. Автор считал, что русское общество стало постепенно терять свои корни, свою духовность – и поэтому создал образ «последней праведницы» в рассказе .

Это название появилось не сразу, вначале заглавие звучало так: «Не стоит село без праведника». Автор изменяет название по совету коллеги, который счел, что первый вариант сразу раскрывает идею рассказа, не сохраняя интриги.

Главная героиня – , добрая деревенская женщины преклонных лет, которая давно живет одиноко. Как-то к ее двору приходит бывший заключенный и становится постояльцем. В основном читатели узнают о героиня благодаря его рассказам и выводам.

Можно ли согласиться с Солженицыным, что Матрёна – праведница? Конечно же, да! Кто такой праведный человек? Это благочестивый и часто блаженный человек. Матрёна бескорыстно помогает другим людям, никому не желает зла, хотя сама часто попадает в опалу. Односельчане относятся к Матрёне пренебрежительно, смеются над ее бескорыстием, считая это проявлением глупости.

Главной героине шестьдесят лет, живет одиноко в обветшавшем доме. Женщину упрекают в том, что она не старательно следит за чистотой. Но когда ей это делать? Если при первой просьбе она бежит помогать другим: копать чужой огород. Да и следить за чистотой пустого дома вряд ли ей кажется чем-то необходимым. Ситуация немного изменяется, когда появляется постоялец Игнатьич. Теперь она встает очень рано, чтобы приготовить ему еду, прибирается в доме.

Молодость героини тоже не была легкой. Она надеялась на счастливую жизнь с любимым мужчиной, но случай распорядился иначе, сведя ее с другим человеком. Согласившись на нежеланный брак, Матрёна уже обрекла себя на страдания. К тому же, спустя время в деревню возвратился , ее возлюбленный. Он не смог понять и простить женщину. А Матрёна чувствовала свою вину перед ним и даже взяла на воспитание его дочь Киру.

Все, что имела героиня – это коза, фикусы и колченогая кошка, которую она взяла к себе из жалости. Но, ни бедность, ни неприятности, не озлобили женщину. Она сохранила в себе очень важное качество – это гуманизм. В помощи людям она видела свое предназначении и за труд не брала денег, в которых так нуждалась. Люди обращались к Матрёне, но за глаза смеялись с нее. Бескорыстие героини они считали слабоумием, ведь сами давно погрязли в мелочности и корыстности.

Главная героиня – это образ праведницы, которая живет, помогая людям, которые ее презирают. Да и за свое добро она не ждет ответного добра. Так как она по-настоящему добропорядочна.

Советуем почитать

  • Болезнь ДЦП или порок сердца?
  • Регина тодоренко — биография, информация, личная жизнь Проект Фабрика звезд
  • Инстаграм Элины Камирен (Карякиной)
  • Мифы древнего китая Китайский миф о происхождении мира

Сочинение на тему: Образ праведницы в рассказе «Матренин двор».

Все материалы с раздела: Сочинения по рассказу А.И. Солженицына «Матренин двор»

Заказ сочинений

         Образ праведника встречается во многих произведениях русской литературы. Такой образ можно найти у Лескова в произведении «Очарованный странник», у Чингиза Айтматова в «Плахе», и конечно у Солженицына в повести «Матренин двор». 

         В произведении «Матренин двор» праведницей является главная героиня книги – Матрена.  Матрена – честная и добрая женщина.  Ее судьба распорядилась так, что жених Матрены  —  Фаддей  ушел на войну и пропал без вести, ей пришлось выйти замуж за его брата. Дети, которые рождались у них,  быстро умирали, и Матрена никак не могла обрести радость материнства. Внезапно с войны вернулся Феддей, он готов был убить их обоих, но потом смирился. Фаддей женился, с женой они народили много детей, одну из его дочерей Киру, Матрена взяла на воспитание и растила как родную.

         Всю жизнь Матрена жила ради других: помогала колхозу, соседям, но никто из них не отвечал ей взаимностью.  Она помогала людям бескорыстно, несмотря ни на что, она не теряла веру в людей и в правду и продолжала всем помогать. Вся жизнь Матрены – труд, он спасал ее от отчаяния, она работала за двоих. Всегда она была в ладах со своей совестью, была спокойна, жила в гармонии с собой, Матрене не за что было корить сея.

         Праведность Матрены заключается в ее способности к состраданию, умении  прощать, видеть выход из сложных ситуаций. Матрена никогда не была алчной, жадной, корыстной, не искала выгоды для себя.  Все хотели обогатиться за счет главной героини, еще до ее смерти начали разбирать и перевозить Матренину горницу, во время перевоза бревен и изрезал ее проходивший мимо поезд. На ее похоронах  все плакали и причитали только потому, что так надо. Никто не говорил о ней даже доброго слова, многие осуждали ее, а ведь, сколько добра она сделала всем этим людям.

         Матрену убила чужая корысть и алчность – вечная разрушительница жизни и человечности, которая делает жертвами всех.

Заказ сочинений

Рекомендуем также ознакомиться:

  • Все материалы с раздела: Сочинения по рассказу А.И. Солженицына «Матренин двор»

Судьба главной героини рассказа А. Солженицына «Матренин двор» вызывает интерес не у всех. Тем, кто не заметил в ней бескорыстную душу, полную сострадания, сам близок к порокам общества. Женщина вобрала в себя только положительные качества, которые остались не признанными односельчанами.

Находясь периодически на гране нищеты, она не жалуется на жизнь. Положенного пособия старается добиться терпеливо, не требуя ничего лишнего, проходя любые препятствия в его оформлении.

Отсутствие стремления к наживе проявляется во всем. Небогатое хозяйство, состоящее из кошки, козы и мышей, радуют ее каждый день.

Своим поведением она не давала покоя окружающим ни в жизни на земле, ни после своей гибели.

Трагическая судьба подчеркивает ее покорность. Посещение церкви, расположенной за несколько верст от дома, иконка в углу комнаты — все это создает образ верующей, жертвующей женщины.

В чем суть праведности героини? Ни разу Матрена не сошла с нравственного пути, не изменила принципам справедливости и веры. Ее бесстрашная душа не знала иной жизни. Тот путь, который описан автором в рассказе, для нее единственный. Матрена не видит в людях плохого, ее сущность пропитана добротой и правдой. Поэтому не знает зависти и злобы.

Мечты о счастливой жизни угасли после смерти всех детей. Но женщина так и не смогла жить для себя. Всю жизнь она растрачивала на Киру, которую воспитывала в течение десяти лет. Шла на помощь соседям, которые не задумывались о состоянии ее здоровья. Но Матрена не думала о плохом. Она, не жалея себя, следовала по их зову копать огороды. Кроме того, руководство колхоза жестоко требовало от нее помощи. Главная героиня отдает себя целиком, хотя болезнь обостряется время от времени. Но женщина мужественно переносит муки и вновь поднимается на ноги.

Настоящая, открытая всему миру, способная замечать только добро — то, что помогало ей пройти достойно свой жизненный путь по законам божьим. Такие люди, как Матрена, заслужившие характеристику праведника, являются опорой, спасением для России в целом. Ее человечность — пример для каждого.

Для 9 класса

Картинка к сочинению Тема праведничества в рассказе Матренин двор

Предыдущая

СочиненияСочинение по картине Попкова Осенние дожди. Пушкин 8 класс описание

Следующая

СочиненияПочему повесть называется Выстрел? сочинение по Пушкину

Образ праведницы в рассказе «Матренин двор» — сочинение. Сочинения, анализ и мораль басен. Русский язык и литература школьнику

Мы подготовили несколько характеристик и небольших сочинений об образе праведницы из рассказа «Матренин двор». Главная героиня произведения — простая женщина с очень непростой судьбой. Используйте наш материал для урока литературы.

Вариант №1

Праведник – справедливый, правильный человек, строго соблюдающий законы морали. Героиня рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор», наверное, не считала себя праведницей, просто жила так, как жили ее соотечественники и односельчане.

Праведность человека определяется тем, какую жизнь он прожил, какой смертью умер, чему научил людей, каким словом вспомнят его после его ухода.

Жизнь Матрены была похожа на жизни тысяч ее соотечественниц. Трудности военного и послевоенного времени заставили людей пережить общую боль; страдание должно было сплотить людей, общая беда сделать их чище, добрее, праведнее. Но так было не со всеми, ведь на войну и трудную жизнь можно списать собственные грехи – мол, не мы плохие, жизнь плоха.

Никто не позавидовал бы Матрениной судьбе. Не дождавшись с войны мужа, ушла к его брату – и всю жизнь мучилась сознанием своей вины, родственной предательству, корила себя за свой грех… А весь грех был в том, что пожалела семью Фаддея, оставшуюся без помощи. Шестерых детей родила – и ни один не выжил. Киру воспитала, дочку своего бывшего мужа. И всего богатства-то нажила, что крепкую горницу, грязно-белую козу, фикусы да колченогую кошку. Сдержанно осуждали ее односельчане: поросенка никогда не держала, «не гналась за обзаводом… Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни. Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев…» Так и умерла в нищете.

Смерть ставит все на свои места, подводит итог человеческой жизни. Что же оставит в наследство своим близким Матрена-праведница, каким словом помянут ее, как вспомнят? Вспомнили прежде всего, что некому теперь помочь копать огород, «вспахать на себе сохою» – покойница всем помогала, никакой платы не брала. Как же теперь без ее помощи? Лучшая подруга, полвека дружившая с Матреной, застенчиво просит отдать ей обещанную Матренину «вязаночку серую». Фаддей обеспокоен одной мыслью: надо забрать оставшиеся бревна, не то пропадут. Спорят об избе: кому она достанется – сестре или приемной дочери. Плач по покойнице проходит по всем правилам, но показная скорбь по Матрене, погибшей из-за жадности нескольких близких людей, сочетается с попыткой оправдать себя: «…И зачем же пошла ты туда, где смерть тебя стерегла? И никто тебя туда не звал! И как ты умерла – не думала! И что же ты нас не слушалась?… (И изо всех этих причитаний выпирал ответ: в смерти ее мы не виноваты, а насчет избы еще поговорим!)».

Хоронят и отпевают Матрену по всем правилам: и поп добросовестно ведет православную службу, и поминают по обычаю («Вечную память», как положено, перед киселем поют!). И гордятся тем, что все делается по-людски…

Ушла Матрена, «не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно…» И лишь два человека скорбят по Матрене искренно: «совсем не обрядно», горько, по-бабьи рыдает приемная дочь Кира, мудро и спокойно, несуетно говорит о ее смерти «строгая, молчаливая старуха, древнее всех древних», искреннюю боль испытывает постоялец.

Горький вывод делает автор рассказа: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

Да, жизнь Матрены – не житие святой. Не все смогли оценить ее праведность, многие осудили, но забыли ли? Останется она жить в памяти приемной дочери, не забудет ее жизненных уроков учитель, недолго деливший с нею кров… И все? Но разве дело в том, как тебя оценят, что о тебе скажут? Дело в том, как ты проживешь свою жизнь, сумеешь ли остаться человеком, какую страничку впишешь в книгу жизни.

Вариант №2

Образ праведница ярко приведен в рассказе «Матренин двор». Действие происходят в советское время на станции «Торфопродукт». Обстановка достаточно хмурая: «Облетели листья, падал снег — и потом таял. Снова пахали, снова сеяли, снова жали. И опять облетали листья, и опять падал снег. И одна революция. и другая революция. И весь свет перевернулся». Среди этой серости мы видим образ Матрены с лучезарной, доброй и извиняющейся улыбкой. Вся она согревалась каким-то теплом, светом который шел изнутри, из ее улыбки. Солженицын открывает нам простой секрет красоты женщины: «У тех людей всегда хороши, кто в ладу с совестью своей». Голос ее был с каким-то теплым мурчанием, как у бабушек в сказках, который передавал исконно русскую речь, голос ее успокаивал и убаюкивал.

Это женщина перенесла много испытаний по жизни, и всегда оставалась одна. На ее долю выпало много горя это и разбитая любовь, и смерть ее шестерых детей, труд в деревне, потеря мужа на войне, обида на колхоз, который описав ее не оставил никакой поддержки и пенсии.

Она жила забытая всеми, бедно и убого. Родные боялись ее просьб и не заботились о ней.
Она помогала всем и во всем, что только могла сделать, бескорыстно, от чистого сердца, просто потому что она была добра и чиста душой. Многие не понимали этого и считали его глупой старухой, которой можно пользоваться в своих целях, без какой-либо отдачи. Несмотря ни на что эта женщина не озлобилась на окружающих, сохранила светлый, добрый дух, лучезарную улыбку, чувства жалости и радости. Наверное, поэтому она и не была понятна всем. Сохраняя душевную теплоту, искренность, независимость характера и быта, Матрене было чуждо такое чувство как зависть чужому изобилию и благополучию. Она всегда искренне радовалась успехам других людей.

После ее смерти у нее сразу же объявились сестры, которые вмиг завладели ее нажитым, небольшим имуществом, растащив все что только увидели. Позже новая подруга Матрены, которая искренне ее любила, забрала вязаную кофточку женщины, что бы сестрам не досталось.

Похороны Матрены, показывают нам, что она ушла из жизни так никем и не оплаканная. Потому что пьяные люди совсем не вкладывали чувства в эту память. Поминки, траурное прощание с добрейшей души женщиной были похожи на посиделки с выпивкой и сытным ужином. «Не стоит село без праведника», а смерть Матрены — начало деградации, массового регресса и гибели нравственных устоев. Ни деревня, ни город, ни земля наша не смогут стоять без людей таких-праведников, которым была Матрена.

Вариант №3

Главная героиня Матрена была праведницей, так как жила согласно морально-нравственным ценностям. В какой-то степени можно сказать, что женщина жила согласно Библии. Она никому не желала зла, всем помогала, а за свою жизнь так ничего и не нажила. Зато она жила по совести.

Судьба Матрены была ужасной. Раньше она любила одного человека, но жизнь распорядилась иначе и женщина вышла замуж за младшего брата своего возлюбленного. В стране была война, но не это было самым страшным для Матрены. Женщине судьбой была уготована страшная участь. Она осталась без мужа, да к тому же похоронила шестерых детей. Всю свою любовь она отдала приемной дочери Кире.

Про Матрену поговаривали, что она живет неправильной жизнью. Ей уже много лет, а она так и ничего не нажила. Просто ей не нужны были материальные блага, для нее главной была душа. Зато никто из знакомых и родственников не упускал случая воспользоваться помощью Матрены. Она бескорыстно всем помогала и ни разу никому не отказала.

Когда она умерла, то мне кажется, ее даже никто не пожалел. Все тут же бросились обсуждать то, как она жила, да кому достанется дом. Только Кира горько по ней плакала. Все люди задумались над тем, кто же им теперь будет помогать. Как они будут жить без Матрены? Такое ощущение, что все село только и держалось на этой женщине.

Солженицын не просто так придумал такой образ. Он хотел показать, что таких праведников уже практически не осталось. Люди живут лишь в угоду себе и думают о выгоде. Мало людей, которые как Матрена бескорыстно помогают другим.

Все сочинения

Образ праведницы в рассказе Солженицына “Матренин двор”
План
I. Значение слова “праведник”.
II. Жизнь или житие?
1. Жизнь Матрены.
2. Смерть Матрены.
3. Окружающие в зеркале жизни и смерти Матрены.
III. Что остается людям.
Не стоит село без праведника.
Русская пословица
Праведник – справедливый, правильный человек, строго соблюдающий законы морали. Героиня рассказа А. И. Солженицына “Матренин двор”, наверное, не считала себя праведницей, просто жила так, как жили ее соотечественники и односельчане.
Праведность
человека определяется тем, какую жизнь он прожил, какой смертью умер, чему научил людей, каким словом вспомнят его после его ухода.
Жизнь Матрены была похожа на жизни тысяч ее соотечественниц. Трудности военного и послевоенного времени заставили людей пережить общую боль; страдание должно было сплотить людей, общая беда сделать их чище, добрее, праведнее. Но так было не со всеми, ведь на войну и трудную жизнь можно списать собственные грехи – мол, не мы плохие, жизнь плоха.
Никто не позавидовал бы Матрениной судьбе. Не дождавшись с войны мужа, ушла к его брату – и всю жизнь мучилась
сознанием своей вины, родственной предательству, корила себя за свой грех… А весь грех был в том, что пожалела семью Фаддея, оставшуюся без помощи. Шестерых детей родила – и ни один не выжил. Киру воспитала, дочку своего бывшего мужа. И всего богатства-то нажила, что крепкую горницу, грязно-белую козу, фикусы да колченогую кошку. Сдержанно осуждали ее односельчане: поросенка никогда не держала, “не гналась за обзаводом… Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни. Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев…” Так и умерла в нищете.
Смерть ставит все на свои места, подводит итог человеческой жизни. Что же оставит в наследство своим близким Матрена-праведница, каким словом помянут ее, как вспомнят? Вспомнили прежде всего, что некому теперь помочь копать огород, “вспахать на себе сохою” – покойница всем помогала, никакой платы не брала. Как же теперь без ее помощи? Лучшая подруга, полвека дружившая с Матреной, застенчиво просит отдать ей обещанную Матренину “вязаночку серую”. Фаддей обеспокоен одной мыслью: надо забрать оставшиеся бревна, не то пропадут. Спорят об избе: кому она достанется – сестре или приемной дочери. Плач по покойнице проходит по всем правилам, но показная скорбь по Матрене, погибшей из-за жадности нескольких близких людей, сочетается с попыткой оправдать себя: “…И зачем же пошла ты туда, где смерть тебя стерегла? И никто тебя туда не звал! И как ты умерла – не думала! И что же ты нас не слушалась?… (И изо всех этих причитаний выпирал ответ: в смерти ее мы не виноваты, а насчет избы еще поговорим!)”.
Хоронят и отпевают Матрену по всем правилам: и поп добросовестно ведет православную службу, и поминают по обычаю (“Вечную память”, как положено, перед киселем поют!). И гордятся тем, что все делается по-людски…
Ушла Матрена, “не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно…” И лишь два человека скорбят по Матрене искренно: “совсем не обрядно”, горько, по-бабьи рыдает приемная дочь Кира, мудро и спокойно, несуетно говорит о ее смерти “строгая, молчаливая старуха, древнее всех древних”, искреннюю боль испытывает постоялец.
Горький вывод делает автор рассказа: “Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша”.
Да, жизнь Матрены – не житие святой. Не все смогли оценить Ее праведность, многие осудили, но забыли ли? Останется она жить в памяти приемной дочери, не забудет ее жизненных уроков учитель, недолго деливший с нею кров… И все? Но разве дело в том, как тебя оценят, что о тебе скажут? Дело в том, как ты проживешь свою жизнь, сумеешь ли остаться человеком, какую страничку впишешь в книгу жизни.
(No Ratings Yet)
Loading…

Похожие сочинения:

“Тема праведности в рассказе А. И. Солженицына “Матренин двор” Несколько лет назад довелось мне побывать на выставке работ известного художника Ильи Глазунова. Сразу же привлекла внимание картина “Мистерия ХХ века” (1978 г.). Подчиняясь строгой логике авторской композиции, в правом…
Какова роль автобиографического рассказчика Игнатьича в повести А. И. Солженицына “Матренин двор”? Какова роль автобиографического рассказчика Игнатьича в повести А. И. Солженицына “Матренин двор”? Формируя развернутое рассуждение на предложенную тему, укажите разницу между образами рассказчика, повествователя и автора в художественном произведении. Подчеркните,…
“Где же познается истинное величие человека, как не в тех случаях, в коих он решается лучше вечно страдать, нежели сделать что-нибудь противное совести?” (В. Г. Белинский). (По рассказу А. И. Солженицына “Матренин двор”) “Где же познается истинное величие человека, как не в тех случаях, в коих он решается лучше вечно страдать, нежели сделать что-нибудь противное совести?” (В. Г. Белинский). (По рассказу А. И….
Образ Васи в рассказе А. Платонова “Корова” Андрей Платонович Платонов – замечательный русский писатель, чье творчество не так давно стало известно самому широкому кругу читателей. Он родился недалеко от Воронежа, в слободе Ямской. “Деревню же я до…
Образ доктора Старцева в рассказе А. П. Чехова “Ионыч” План 1. Окружение доктора Старцева. 2. Деградация персонажа. 3. В чем заключается трагедия доктора Старцева. Образ доктора Старцева в рассказе Антона Павловича Чехова “Ионыч” является неоднозначным, как и многие другие…
Образ Матрены А. И. Солженицын. Рассказ “Матренин двор” Образ Матрены В центре произведения – судьба деревенской женщины Матрены. Это человек с безмерно доброй, щедрой и бескорыстной душой. Несмотря на многочисленные несчастья (она…
Скотный двор АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Джордж Оруэлл (George Orwell) Скотный двор (Animal Farm) Роман (1943-1944) Мистер Джонс владеет фермой Манор неподалеку от городка Виллингдон в Англии. Старый боров Майор собирает ночью в большом…
ШКОЛЬНЫЙ ДВОР Наверное, все школьные дворы очень похожи друг на друга. Большой квадрат асфальта, следы старой краски после давно прошедшего праздника первого звонка, неровно нарисованные мелом “классики”. Вокруг школы высажены тополя, каштаны,…
Анализ произведения Джорджа Оруэлла “Скотный двор” Повесть “Скотный двор” была написана в 1943 г., а увидела свет в 1945 году. Произведение Джорджа Оруэлла отказались печатать в Англии и Америке (в нем четко прослеживалась сатира на сталинизм)….
“Человек и история” (повесть Александра Солженицына “Раковый корпус”) “Человек умирает от опухоли – как же может жить страна, проращенная лагерями и ссылками?” А. И. Солженицын Творчество выдающегося русского писателя Александра Исаевича Солженицына давно уже признано во всем мире,…
“Время и личность” (повесть А. И. Солженицына “Один день Ивана Денисовича”) Время и личность – вот тема, заявленная в самом названии повести “Один день Ивана Денисовича” (1959 г.) и обретающая подлинную философскую глубину под пером Солженицына. Речь идет о жертве всепоглощающего…
Развенчание тоталитарной власти сталинской эпохи в повести “Один день Ивана Денисовича” А. И. Солженицына В своей знаменитой повести “Один день Ивана Денисовича” Александр Исаевич Солженицын описал только один день заключенного – от подъема до отбоя, но повествование построено так, что читатель может представить себе…
Дудышкин С. С. (О РАССКАЗЕ “СЕВАСТОПОЛЬ В ДЕКАБРЕ МЕСЯЦЕ”) (О РАССКАЗЕ “СЕВАСТОПОЛЬ В ДЕКАБРЕ МЕСЯЦЕ”) Лучшая статья в июньском номере “Современника” принадлежит г. Л. Н. Т. и называется “Севастополь в декабре месяце”. Геройские действия наших войск при обороне Севастополя…
“Маленький человек” в рассказе Чехова “Смерть чиновника” “Маленький человек” в рассказе Чехова “Смерть чиновника” План I. Суд человеческий и суд совести. II. Самоуничтожение чиновника Червякова. III. Страх и скудоумие – главные враги человека. Презирать суд людей не…
Вещь в рассказе М. А. Осоргина “Пенсне” Вещь в рассказе М. А. Осоргина “Пенсне” В первой фразе рассказа М. А. Осоргина “Пенсне” содержится утверждение, что вещи “живут своей жизнью”. У писателя “часы шагают, хворают, кашляют”, “печка шипит”,…
ЖИЗНЬ И МЕЧТА О ЖИЗНИ В РАССКАЗЕ И. А. БУНИНА “ЛЕГКОЕ ДЫХАНИЕ” ЖИЗНЬ И МЕЧТА О ЖИЗНИ В РАССКАЗЕ И. А. БУНИНА “ЛЕГКОЕ ДЫХАНИЕ” Рассказ “Легкое дыхание” – одно из прекраснейших произведений И. А. Бунина. В нем ярко запечатлен образ главной героини,…
“ГОВОРЯЩИЕ” ФАМИЛИИ В РАССКАЗЕ А. П. ЧЕХОВА “ХАМЕЛЕОН” “ГОВОРЯЩИЕ” ФАМИЛИИ В РАССКАЗЕ А. П. ЧЕХОВА “ХАМЕЛЕОН” 1 вариант Антон Павлович Чехов – один из величайших русских писателей-реалистов. Всю свою творческую жизнь он посвятил обличению пороков современного ему общества…
СИМВОЛИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В РАССКАЗЕ А. И. КУПРИНА “ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ” Писатель Александр Иванович Куприн был человеком удивительной судьбы. Натура сильная, кипучая, душа широкая, добрая. Куприну была свойственна громадная жажда жизни, стремление все знать, все уметь, все испытать самому. Огромная любовь…
ЗНАЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕТАЛИ В РАССКАЗЕ А. П. ЧЕХОВА “ХАМЕЛЕОН” ЗНАЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕТАЛИ В РАССКАЗЕ А. П. ЧЕХОВА “ХАМЕЛЕОН” 1 вариант Художественной деталью называется одно из средств создания художественного образа, которое помогает читателю представить изображаемую автором картину, предмет или характер…
ТРИ ПРАВДЫ В РАССКАЗЕ И. А. БУНИНА “СНЫ ЧАНГА” Прочитав этот рассказ, кто-то может задать вопрос: “Зачем Бунин пишет о жизни Чанга и капитана, его хозяина?” Как будто предвосхищая этот вопрос, писатель дает ответ на него уже в первых…
Сочинение на тему Сатира и юмор в рассказе А. П. Чехова “Хамелеон” Антон Павлович Чехов пришел в русскую литературу в 80-е гг. XIX в. В своих рассказах автор изучает проблемы современности, исследует жизненные явления, обнажает причины социального неустройства. Он показывает, что в…
Пейзаж в рассказе М. Горького “Челкаш” Пейзаж в рассказе М. Горького “Челкаш” Поэты и писатели разных времен и народов использовали описание природы для раскрытия внутреннего мира героя, его характера, настроения. Особенно важен пейзаж в кульминационные моменты…
ПРОБЛЕМА МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА В РАССКАЗЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ПОСЛЕ БАЛА” ПРОБЛЕМА МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА В РАССКАЗЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ПОСЛЕ БАЛА” Интерес к творчеству выдающегося русского писателя Л. Н. Толстого с годами не уменьшается. Его произведения волновали поколение наших родителей,…
ЗНАЧЕНИЕ ДИАЛОГА В РАССКАЗЕ А. П. ЧЕХОВ “ХАМЕЛЕОН” ЗНАЧЕНИЕ ДИАЛОГА В РАССКАЗЕ А. П. ЧЕХОВА “ХАМЕЛЕОН” 1 вариант А. П. Чехов – величайший мастер короткого рассказа. Никто не мог так экономно, как он, использовать выразительные средства и в…
ОБРАЗЫ ДЕТЕЙ В РАССКАЗЕ И. С. ТУРГЕНЕВА “БЕЖИН ЛУГ” ОБРАЗЫ ДЕТЕЙ В РАССКАЗЕ И. С. ТУРГЕНЕВА “БЕЖИН ЛУГ” 1 вариант В поэтическом рассказе “Бежин луг” появляются образы крестьянских детей. Тургенев дает их развернутую эмоционально-психологическую характеристику. Эти ребята очень подвижны…
БЕССИЛИЕ ЧЕЛОВЕКА ПЕРЕД АБСУРДНОСТЬЮ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В РАССКАЗЕ Ф. КАФКИ “ПРЕВРАЩЕНИЕ” – КОЛЛЕКЦИЯ СОЧИНЕНИЙ 11 класс БЕССИЛИЕ ЧЕЛОВЕКА ПЕРЕД АБСУРДНОСТЬЮ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В РАССКАЗЕ Ф. КАФКИ “ПРЕВРАЩЕНИЕ” Писатель Ф. Кафка – современник безумия Первой мировой войны и послевоенных бедствий. Мир в его представлении безусловно враждебен человеку,…
Проблема положительного героя в рассказе М. Горького “Челкаш” Проблема положительного героя в рассказе М. Горького “Челкаш” В рассказе Максима Горького “Челкаш” выступают два главных героя – Гришка Челкаш – старый травленный морской волк, заядлый пьяница и ловкий вор,…
ПУТЬ К СЕБЕ В РАССКАЗЕ И. А. БУНИНА “ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК” Любовь… вносит идеальное отношение и свет в будничную прозу жизни, расшевеливает благородные инстинкты души и не дает загрубеть в узком материализме и грубо-животном эгоизме. И. А. Бунин Человек – единственное…
Тема русского характера в рассказе М. А. Шолохова “Судьба человека” Тема русского характера в рассказе М. А. Шолохова “Судьба человека” Одной из тем произведений М. А. Шолохова является изображение простого, “частного” человека, оказавшегося в водовороте исторических катастроф. Надо заметить, что…
ПОЭТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ РОДИНЫ В РАССКАЗЕ И. А. БУНИНА “АНТОНОВСКИЕ ЯБЛОКИ” Описание родной природы занимает особое место в творчестве И. А. Бунина. Его детство прошло среди орловских лесов и полей, и красота русского края – то яркая, броская, то скромная и…
Образ праведницы в рассказе Солженицына “Матренин двор”

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Солженицын А.И. / Матренин двор / Образ человека-праведника в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор»

Образ человека-праведника в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор»

    Когда-то книги Александра Исаевича Солженицына были запретными, их тайно перепечатывали и давали почитать на ночь. Когда-то и сама личность этого писателя была запретной, потому что он никогда не боялся говорить то, что все и так знали, но боялись выражать: о свирепости правительственных расправ, о несправедливости социалистического строя, о государственных тюрьмах. Писатель до сих пор остается живым памятником правды, примером для современников и потомков…

    Солженицын поднимал в печати те вопросы, на которые здравомыслящий человек ответит, что «так жить нельзя!» Но тогда как? Как жить тем, кто забыл, что главное в этой жизни не лишний ларь с добром, а гордость и самоуважение? Главное, за что тебя будут уважать внуки и правнуки, так это за непреклонный характер, за стремление к добру. Ведь только такие люди смогут воспитать высоконравственных людей.

    Так какими же нам нужно быть, чтобы быть людьми? Ответ на этот вопрос Александр Исаевич дает в рассказе «Матренин двор».

    Сюжет этого произведения основан на повествовании о жизни одной деревенской старухи, у которой остановился рассказчик, когда возвращался с войны в 1956 году. Это возвращение человека, прошедшего сталинские тюрьмы и лагеря, возвращение в общество, обезличенное и развращенное социальным насилием и ложью. Российская глубинка, вся её подноготная предстаёт перед читателями. Вместе с Игнатьичем кочуем мы из одного поселка в другой в поисках работы, тишины и родины…

    И вот мы попадаем в село Тальново, где живет Матрена. Её простая житейская история не лишена трагизма – судьба её не сложилась. Она была невестой одного, но вышла замуж за его брата. А тот не любил её по-настоящему, периодически бил… Чтобы выхлопотать себе жалкую пенсию, героиня рассказа вынуждена мыкаться по различным советским учреждениям, ведь «собес от Тальново был в двадцати километрах к востоку, сельский совет — в десяти километрах к западу, а поселковый — к северу, час ходьбы».

    Много было горестей в её судьбе, но она не озлобилась, а осталась доброй, отзывчивой и ласковой женщиной. Рассказчик указывает на своеобразие речи Матрены, выражающей её принадлежность к «настоящей», по мнению автора, России — она не говорила, а «напевала умильно»: «Пей, пей с душою желадной. Ты, потай, приезжий?»; «Не умемши, не варёмши — как утрафишь?»

    Облик Матрены подобен иконе, жизнь — житию святых. Так, в образе героини автор подчеркивает, прежде всего, грустные замутненные, блекло голубые глаза, простодушно смотрящие на мир. Также автор говорит о чудесной улыбке Матрены: «Обезоруживала она меня лучезарной улыбкой… Мне дороже была эта улыбка ее кругловатого лица, которую, заработав наконец на фотоаппарат, я тщетно пытался уловить». Эта способность искренне и лучезарно улыбаться, даже пережив столько страданий и несправедливостей, говорит о великой душе героини.

    Её дом — сквозной символический образ рассказа — как бы ковчег библейского Ноя: «Просторная изба и особенно лучшая приоконная ее часть была уставлена по табуреткам и лавкам — горшками и кадками с фикусами. Они заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой…»

    Матрёна – праведник, на каких держалась наша родина в дни испытаний; праведник, без которых «не стоит село». Она выгодно отличается от других односельчан. Они же считают её дурочкой, которая ничего не понимает в жизни. А считают люди героиню такой только потому, что она безотказная. У самой забор еле стоит, а Матрёна другим помогать идет: и сено жать, и пахать, и поминки делать, да много еще чего. Ей говорят спасибо, но все же считают такое поведение странным. Матрену не уважают, не пытаются ей подражать, быть такой же доброй и отзывчивой, как она. И в этом, по мнению автора, и заключается беда русского народа.

    Матрена — обычная русская женщина, но она необычный человек, который представляет собой самое лучшее, что есть в русском национальном характере, что есть в русской деревне. Именно такие, как она, и составляют гордость нации. И как жаль, что таких, как Матрена Васильевна, очень мало, а гораздо больше тех, кто, не задумываясь, только потребляет и, потребляя, не умеет отдавать.

    Да, по мнению других, Матрена была несчастлива в жизни. А по её мнению, все было хорошо, потому что сердце было чистое и душа добрая, потому что не злобилась никогда и не предавала, потому что померла без покаяния, да оно ей, безгрешной душе, и не нужно было. Святая она была, добрая, как жаль, что мало таких живет на свете. А было бы больше — не было бы ни войн, ни убийств, ни жестокостей, потому что человечество тратило бы свои ресурсы на мирные цели, а не на вооружение.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Солженицын А.И. / Матренин двор / Образ человека-праведника в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор»

Смотрите также по
произведению «Матренин двор»:

  • Краткое содержание
  • Полное содержание
  • Характеристика героев

  • Матренин двор сочинение итоговое сочинение
  • Матренин двор сочинение доброта
  • Матренин двор отзыв сочинение
  • Матренин двор образ матрены сочинение
  • Матренин двор о чем рассказ очень кратко