Мажорный лад как пишется

МАЖО́РНЫЙ, —ая, —ое; —рен, —рна, —рно. 1. только полн. ф. Муз. Прил. к мажор (в 1 знач.); основанный на сочетании звуков, присущих мажору. Мажорное трезвучие. Мажорная гамма.

Все значения слова «мажорный»

ЛАД, -а (-у), предл. о ла́де, в ладу́, мн. лады́, м. 1. Разг. Согласие, мир, дружба.

Все значения слова «лад»

  • Здания в стиле барокко, нарядная и праздничная толпа во время какого-то городского праздника, синее небо – всё это настраивало на мажорный лад.

  • Как же настроить гостя на мажорный лад?

  • Несмотря на мажорный лад хита, я сидела и жутко нервничала, пытаясь проглотить ком в горле и унять дрожь в руках и ногах.

  • (все предложения)
  • на позитивный лад
  • на рабочий лад
  • на благодушный лад
  • на нужный лад
  • на хороший лад
  • (ещё синонимы…)
  • гармония
  • неполадки
  • уклад
  • согласие
  • лада
  • (ещё ассоциации…)
  • мажорные обстоятельства
  • на мажорной ноте
  • настраивать на мажорный лад
  • закончиться на мажорной ноте
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • на разные лады
  • в ладу с природой
  • на тысячи ладов
  • лада поняла
  • настраивать на философский лад
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • Разбор по составу слова «мажорный»
  • Разбор по составу слова «лада»
  • Как правильно пишется слово «мажорный»
  • Как правильно пишется слово «лад»

Редактор, корректор: Полина Полянская

Как создать определенный ряд звуков, способный сделать музыку светлой, радостной?

В музыке существует большое разнообразие ладов. На слух легко отличить русские частушки от грузинских песен, восточную музыку от западной и т.д.. Такое различие мелодий, их настроений, обусловлено используемым ладом. Наиболее широко распространены мажорный и минорный лады. В этой главе мы рассмотрим мажорный лад.

Мажорный лад

Лад, устойчивые звуки которого образуют мажорное трезвучие, называется мажорным. Сразу поясним сказанное. Трезвучие — это уже аккорд, о нём — чуть позже, а пока под трезвучием понимаем 3 звука, взятых либо одновременно, либо последовательно. Мажорное трезвучие образовывают звуки, интервалы между которыми составляют терции. Между нижним звуком и средним — большая терция (2 тона); между средним и верхним звуками — малая терция (1.5 тона). Пример мажорного трезвучия:

Мажорное трезвучие

Рисунок 1. Мажорное трезвучие

Мажорное трезвучие, в основании которого тоника, называется тоническим трезвучием.

Мажорный лад состоит из семи звуков, которые представляют собой определённую последовательность больших и малых секунд. Обозначим большую секунду «б.2», а малую «м.2». Тогда мажорный звукоряд можно представить следующим образом: б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2. Последовательность звуков с таким расположением ступеней называется натуральной мажорной гаммой, а лад — натуральным мажором. Вообще говоря, гаммой и называют упорядоченное расположение звуков лада по высоте (от тоники до тоники). Звуки, из которых состоит гамма, называются ступенями. Ступени гаммы обозначаются римскими цифрами. Не путайте со ступенями звукоряда — у них обозначений нет. Ниже на рисунке изображены пронумерованные ступени мажорного лада.

Ступени мажорного лада

Рисунок 2. Ступени мажорного лада

Ступени имеют не только цифровое обозначение, но и самостоятельное называние:

  1. Ступень I: тоника (Т);

  2. Ступень II: нисходящий вводный звук;

  3. Ступень III: медианта (средняя);

  4. Ступень IV: субдоминанта (S);

  5. Ступень V: доминанта (D);

  6. Ступень VI: субмедианта (нижняя медианта);

  7. Ступень VII: восходящий вводный звук.

Ступени I, IV и V называются главными ступенями. Остальные ступени — побочные. Вводные звуки тяготеют к тонике (стремятся к разрешению).

Ступени I, III и V являются устойчивыми, они образуют тоническое трезвучие.

Коротко о главном

Итак, мажорный лад — это лад, у которого последовательность звуков образует следующую последовательность: б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2. Ещё раз напомним: б.2 — большая секунда, представляет собой целый тон: м.2 — малая секунда, представляет собой полутон. Последовательность звуков мажорного лада изображена на рисунке:

Интервалы натурального мажорного лада

Рисунок 3. Интервалы натурального мажорного лада

На рисунке обозначено:

  • б.2 — большая секунда (целый тон);
  • м.2 — малая секунда (полутон);
  • цифрой 1 указан целый тон. Возможно, так схема читается легче;
  • цифрой 0.5 обозначен полутон.

Итоги

Мы познакомились с понятием «лад», подробно разобрали мажорный лад. Из всех названий ступеней чаще всего мы будем пользоваться основными, поэтому их названия и расположения нужно запомнить.

МАЖО́Р (франц. majeur, итал. maggiore, от лат. major – боль­ший), мно­го­го­лос­ный то­наль­ный лад, ус­той­чи­вые зву­ки ко­то­ро­го об­ра­зу­ют боль­шую тер­цию и чис­тую квин­ту (счи­тая вверх от I сту­пе­ни се­ми­сту­пен­но­го зву­ко­ря­да). Ма­жор­ное на­кло­не­ние есть ка­че­ст­во ла­да и в осо­бен­но­сти его цен­траль­но­го ус­тоя-ак­кор­да – кон­со­ни­рую­ще­го то­ни­че­ско­го тре­зву­чия, имею­ще­го боль­шую тер­цию в ос­но­ве. Упот­ре­би­тель­ное обо­зна­че­ние ма­жор­ной то­наль­но­сти сов­па­да­ет с обо­зна­че­ни­ем ма­жор­но­го тре­зву­чия: про­пис­ная лат. бу­к­ва или слог (A, B, H, C, Cis, Des, D, Es, E и т. д. в по­ряд­ке воз­рас­та­ния вы­со­ты) оз­на­ча­ет зву­ко­вы­сот­ное по­ло­же­ние то­ни­ки (ос­нов­но­го то­на то­ни­че­ско­го тре­зву­чия), сло­во «dur» (от лат. durus – твёр­дый) – ма­жор­ный лад (на­кло­не­ние).

Про­ти­во­по­лож­ность М. и ми­но­ра со­став­ля­ет один из наи­бо­лее важ­ных эс­те­тич. кон­тра­стов в му­зы­ке ев­роп. тра­ди­ции. Ма­жор­ное тре­зву­чие (сов­па­даю­щее с 4, 5 и 6-м то­на­ми на­ту­раль­но­го зву­ко­ря­да) име­ет свет­лую ок­ра­ску зву­ча­ния, т. е. про­ти­во­по­лож­но ми­нор­но­му тре­зву­чию по сво­ему фо­низ­му. Этой ок­ра­ске то­ни­че­ско­го тре­зву­чия со­от­вет­ст­ву­ет эмо­цио­наль­ная ок­ра­ска ла­да, по­стро­ен­но­го на его ос­но­ве. В клас­сич. то­наль­ной сис­те­ме М. име­ет 3 осн. раз­но­вид­но­сти: на­ту­раль­ный, гар­мо­ни­че­ский и ме­ло­ди­че­ский. В стро­го диа­то­ни­че­ском на­ту­раль­ном М. ма­жор­но­стью об­ла­да­ют тре­зву­чие то­ни­ки (T) и все ак­кор­ды до­ми­нан­ты (D) и суб­до­ми­нан­ты (S). В гар­мо­ни­че­ском М. (с низ­кой VI сту­пе­нью) стро­гая диа­то­ни­ка не со­хра­ня­ет­ся, в ка­че­ст­ве S ис­поль­зу­ет­ся ми­нор­ное тре­зву­чие и про­из­вод­ные от не­го ак­кор­ды, бо­лее ост­ро тя­го­тею­щие в T. Ме­ло­дич. М. (с низ­ки­ми VI и VII сту­пе­ня­ми) от­но­си­тель­но ре­док и свя­зан, как пра­ви­ло, с нис­хо­дя­щим дви­же­ни­ем ме­ло­дии (по ана­ло­гии с на­ту­раль­ным ми­но­ром).

Ма­жор­ность в ши­ро­ком смыс­ле мо­жет по­ни­мать­ся не как лад оп­ре­де­лён­ной струк­ту­ры, а как ла­до­вая ок­ра­ска, ко­то­рую вно­сит звук, от­стоя­щий на боль­шую тер­цию вверх от цен­траль­но­го то­на ла­да. С этой точ­ки зре­ния ка­че­ст­во ма­жор­но­сти свой­ст­вен­но так­же боль­шой груп­пе ла­дов (не­обя­за­тель­но мно­го­го­лос­ных): ио­ний­ско­му, мик­со­ли­дий­ско­му, ли­дий­ско­му, не­ко­то­рым пен­та­тон­ным (c-d-e-g-a), до­ми­нан­то­во­му ла­ду и др.

Прак­тич. ов­ла­де­ние М. бы­ло свя­за­но с по­сте­пен­ным осоз­на­ни­ем аку­стич. бли­зо­сти то­нов ак­кор­да и осо­бен­но ин­тен­сив­но про­хо­ди­ло в 16 в. (от тан­це­валь­ной му­зы­ки до слож­ных по­ли­фо­нич. жан­ров). Эпо­ха функ­цио­наль­но­го М. (и ми­но­ра) в соб­ст­вен­ном смыс­ле на­сту­па­ет в ев­роп. му­зы­ке с 17 в. По­сте­пен­но М. ос­во­бо­ж­дал­ся от ин­то­на­ци­он­ных фор­мул ста­рых ла­дов и с сер. 18 в. при­об­рёл свой клас­сич. вид (опо­ра на три гл. ак­кор­да – Т, D и S), стал до­ми­ни­рую­щим ти­пом ла­до­вой струк­ту­ры. В 19 – нач. 20 вв. М. эво­лю­цио­ни­ро­вал в сто­ро­ну обо­га­ще­ния не­диа­то­ни­че­ски­ми эле­мен­та­ми (см. Ма­жо­ро-ми­нор, Хро­ма­тизм) и функ­цио­наль­ной де­цен­тра­ли­за­ции (в т. ч. в ус­ло­ви­ях дис­со­нант­ной диа­то­ни­ки). В му­зы­ке 20–21 вв. М. со­хра­ня­ет своё зна­че­ние как од­на из осн. зву­ко­вых сис­тем.

v-mp

музыкальной практике уже давно сложилась и широко применяется система буквенных обозначений, как отдельных звуков, так и тональностей. За основу взяты буквы латинского алфавита, а также некоторые слова из того же языка.

Для названия тональности, как вы знаете, используются два элемента: имя тоники и имя лада. Иногда даже так и говорят, что «ТОНАЛЬНОСТЬ = ТОНИКА + ЛАД». Эта схема действует и при буквенном обозначении тональностей. Сначала называется тоника, затем прибавляется слово, которое должно определять лад.

Какой буквой обозначить тонику?

Про то, как обозвать тонику, вы можете почитать вот тут. Вкратце напомню, что тоникой может стать практически любой звук – основная ступень или её производный вариант (диез, бемоль). Для буквенной записи музыкальных звуков нам понадобятся первые восемь знаков латинского алфавита (a b c d e f g h) и суффиксы –is (диез) и –es (бемоль). Зарисуйте себе такую табличку-шпору:

 обозначение нот по буквенной системе

Обратите внимания на исключения из правил (отмечены звёздочкой *):

1)    нота си-бемоль любит повыпендриваться, поэтому ей положена отдельная буква, и не какая-нибудь, а буковка b – вторая алфавитная;

2)    ля и ми бемоли настолько ревнивы, что второй гласной буквы рядом с собой не терпят – их записывают просто as и es.

ПРАВИЛО ПЕРВОЕ И ПОСЛЕДНЕЕ. Если тональность мажорная – то название тоники пишут с заглавной (большой) буквы, если минорная – со строчной (малой).

Как обозначить лад?

буквенное обозначение мажорных и минорных тональностейМажорный лад обозначается словом dur (дур), а минорный лад – словом moll (моль). Эти сокращённые латинские слова durus (твёрдый) и mollis (мягкий), которые приспособили для нужд музыкальной теории.

Примеры: C-dur, c-moll – до мажор и до минор Es-dur, es-moll – ми-бемоль мажор и ми-бемоль минор; Fis-dur, fis-moll – фа-диез мажор и фа-диез минор.

ЕНТО ЕЩЁ НЕ ВСЁ!

Расскажу я вам сказку…. Однажды к тетё Любе в гости пришли самые ленивые музыканты, чтобы угоститься фирменной тётиной Любиной шубой над селёдкой. Как назло ленивых музыкантов всех разом разморило, и едва усевшись за стол, они поникли головами и задремали. Когда они проснулись, их ждало горькое разочарование: какая-то ДУРНАЯ МОЛЬ скушала всю шубу над селёдкой. С тех пор музыканты порешили, что без дур и молей жить проще… Ой, дурацкая сказка получилась, простите)))

В общем, при буквенном обозначении тональностей можно слова dur и moll не писать, лишь бы выполнялось ПРАВИЛО ПЕРВОЕ И ПОСЛЕДНЕЕ (смотреть выше).

Мы тут со сказкой отвлеклись немножко от темы, я напомню: разбирали буквенное обозначение тональностей. Суть, надеюсь, уловили. Кстати, про буквенное обозначение звуков можно не только почитать подробнее вот здесь, но ещё и посмотреть прикольный видео-урок. Вот он:

Понарвился материал? Заяви об этом всему миру! Нажми “Мне нравится!”. Чтобы быть в курсе новых клёвых статеек – подписывайся на обновления вот этой странички в контакте – http://vk.com/mus_education

Здравствуйте! Это 6-ый урок курса «О нотной грамоте проще некуда». В нём показано легко и понятно для новичка какие виды ладов есть, чем они отличаются и как звучат, а именно натуральный, гармонический и мелодичесеий мажорные и минорные лады. Описано понимание ладов через тетрахорды и поясненые 2 важных понятия в музыке — диатоника и хроматика.

Главная ценность урока — примеры мелодий в разных ладах и определение ладов у известных мелодий, в том числе, когда они смешаны друг с другом. Текст видеоурока под ним. Приятного просмотра.

Нотная грамота. Урок 7 — Виды ладов | Easy Music Learning

Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Продолжаем разговор о нотной грамоте. В этом уроке мы рассмотрим виды ладов и их звучания, а также 2 важных понятия из теории ладов – хроматика и диатоника. Приступим.

Содержание

  • 1 Мажорный и минорный лады на фортепиано
    • 1.1 Мажорный лад от ноты «ля»
  • 2 Родство ладов и тональностей
    • 2.1 Ключевые знаки для обозначения тональностей
  • 3 Как определить лад мелодии
    • 3.1 2 способа узнать лад
    • 3.2 Строение ладов из тетрахордов
  • 4 Типы мажорного и минорного ладов
    • 4.1 3 типа мажора
    • 4.2 3 типа минора
  • 5 Смешивание разных ладов в одной мелодии
  • 6 Виды звукорядов
    • 6.1 Хроматика
    • 6.2 Диатоника
    • 6.3 Виды ноты и интервалов

Мажорный и минорный лады на фортепиано

90% всей музыки основано на 2-ух видах лада — мажорном и минорном.

А тональность до-мажор без знаков при ключе — самая распространённая. Она основа клавиатуры фортепиано.

Если проиграть белые клавиши подряд в пределах одной октавы, то прозвучит мажорная гамма от ноты до.

Звучание светлое, потому что соблюдена формула мажорного лада — Т-Т-П-Т-Т-Т-П. Тон – между белыми есть чёрная клавиша, а полутон – её нет.

Заметьте: узор из чёрных клавиш явно её показывает. 2 чёрных — нет чёрной — 3 чёрных — нет чёрной. Это как в формуле: 2 тона — полутон — 3 тона — полутон.  

Совет — чтобы запомнить формулу мажора, нужно представить октаву на фортепиано.

Мажорный лад от ноты «ля»

А чтобы построить мажорную гамму от любой ноты, нужно нажимать клавиши подряд именно по формуле: Т-Т-П-Т-Т-Т-П.

Начнём с ноты ля и шагаем:

  • Тон — от ля через черную на белую си.
  • Тон — от си через белую на чёрную до-диез.
  • Полутон — от до-диез на соседнюю белую — ре.
  • Тон — от ре через чёрную на белую ми.
  • Тон — от ми через белую на чёрную фа-диез.
  • Тон — от фа-диеза через белую на соль-диез.
  • Полутон — от соль-диеза на соседнюю белую — ля.

Итак, у мажорной гаммы от ноты «ля» 3 диеза — у нот до, фа и соль – они повышены.  

Заметьте: от ноты «ля» это 3-ья, 6-ая и 7-ая ступени. Из урока 6 мы знаем: если их понизить у мажора, то он превратится в минор: получится его формула — Т-П-Т-Т-П-Т-Т.  

И она будет соблюдена, если сыграть белые клавиши подряд начиная не от ноты «до», а от ноты «ля».

Это видно по узору из чёрных клавиш: 1 чёрная – нет её – 2 чёрных – нет их – 2 чёрных.  Вывод: от ноты «до» по белым клавишам строится мажорный лад, а от «ля» – минорный.  

В итоге из до-мажора можно получить 2 минора:

  1. 1-ый — до-минор, если понизить ступени 3, 6 и 7 в до-мажоре.  
  2. 2-ой – ля-минор, если на нотоносце ноты до-мажора опустить на уровень ноты ля.

Заметьте: если это сделать в раскладке пианино, то получится ля-мажор – формула мажора сохранится.  Но на нотоносце без знаков при ключе ноты перемещаются только по белым клавишам.

Родство ладов и тональностей

Вывод: у до-мажора 3 родственника – до-минор, ля-мажор и ля-минор.

Чтобы назвать признак их родства, вспомним, что название тональности состоит из 2-х частей – тоники и вида лада. Это как у личности человека имя и фамилия. То есть тоника – имя, а вид лада – фамилия.

Так тональности до-мажор и до-минор – тёзки. У них одинаковое имя или тоника, поэтому они называются одноимёнными. Но состав нот у них разный: у до-мажора все белые клавиши, а у до-минора – 3 чёрных.  

До-мажор и ля-мажор – однофамильцы. У них наоборот: вид лада один и тот же – мажор – одинаковая формула, но тоники или имена разные – до и ля. То есть они лады одного наклонения — мажорного.  

У до-мажора и ля-минора вроде ничего не совпадает – ни имя или тоника – до и ля, ни фамилия или вид лада – ма-жор и минор. Но они при этом самые родные – как муж и жена: у них полностью одинаковый состав нот – все белые клавиши.

Если их построить одновременно рядом друг с другом, то вместе они будут звучать согласованно.  Они как 2 параллельные линии и называются параллельными.         

Ключевые знаки для обозначения тональностей

Заметьте: тональности до-мажор и ля-минор – единственные без знаков при ключе.

У всех остальных есть знаки альтерации перед отдельными нотами, чтобы соблюсти формулы мажора и минора.

Так у фа-мажора есть бемоль у ноты си. И все ноты си как в мелодии про ёлочку будут опущены.

Чтобы не писать каждый раз диезы или бемоли перед нотами, есть ключевые знаки альтерации, знакомые из урока 3. Добавить их можно через меню Insert – вставка –> Meter/Key Change – смена размера и ключа и в поле Key Signature – знаки при ключе выбираем 1 flat.

Это значит 1 бемоль и тональность фа-мажор — буква F обозначение ноты фа.

У мажора, построенного от ноты соль, есть 1 диез у ноты фа.  Ищем в списке знаков при ключе 1 Sharp  — 1 знак диез и тональность соль-мажор.

Далее в списке видно сколько диезов у мажорных тональностей от разных нот: у ре-мажора 2 знака диеза – у нот фа и до.  У ля-мажора – 3 диеза, у ми-мажора – 4, у си-мажора – 5. Перенесём мажорный лад на ноту си и убедимся в этом.

У до-минора 3 бемоля перед нотами ми, ля и си. Ищем 3 бемоля в списке – 3 flats.  E-flat – тональность ми-бемоль мажор, параллельная до-минору, поэтому у них одинаковое число бемолей. О порядке появления знаков альтерации и видах тональностей поговорим в уроке 8.

Как определить лад мелодии

Любая мелодия написана в рамках определённого лада. Послушаем пример.

2 способа узнать лад

Узнать лад можно 2-мя способами:

  1. 1-ый способ – выписать все ноты мелодии в виде гаммы, начиная от самой нижней и посмотреть на формулу лада.  
  2. 2-ой спосб – послушать настроение мелодии и посмотреть на её последнюю ноту – тонику.  Видно, что она нота фа, а опорные ноты мелодии – ля и до – устойчивые 3-ья и 5-ая ступени лада.

Итак, тональность мелодии фа-мажор – с бемолем у ноты си.

Если всю мелодию выделить на нотоносце и опустить на терцию вниз, то она будет звучать в параллельной тональности – ре-минор.

Заметьте: набор нот тот же – сменилась только тоника. То есть сотрудники те же, только начальник другой – вместо ноты «фа» теперь «ре». С ней как тоникой мелодия зазвучит грустнее.

Вот кусочек мелодии. От ноты фа он звучит светло, а от ноты ре – грустно.        

Строение ладов из тетрахордов

Лад из 8-ми нот можно разбить на 2 отрезка по 4 ноты — тетрахорды.

Тетра – от лат. 4 – как в слове тетрадь – 4 стороны, а хорд – струна. Раз струна извлекает ноту или ступень лада, заменим её на слово «ступень».

И в каждом ладу есть 2 тетрахорда:

  • нижний – это 1-ая, 2-ая, 3-ья и 4-ая ступени;
  • верхний – 5-ая, 6-ая, 7-ая и 8-ая – повторение 1-ой ступени или тоники.

От их видов зависит строение и вид всего лада.

В мажоре оба тетрахорда – одинаковые: со схожей формулой — Т-Т-П. Они соединены 1 тоном.

Нижний тетрахорд не меняется, и он отвечает за качество лада. Если его формула Т-Т-П, то это мажорный лад, а если Т-П-Т – минорный.

Верхний тетрахорд может меняться и определяет тип лада.

Типы мажорного и минорного ладов

3 типа мажора

До этого мы говорили про 1-ый тип мажора – натуральный.

В уроке 6 мы поняли, что в нём все интервалы от тоники до других ступеней большие и чистые и построен он на белых клавишах фортепиано.

Но есть ещё 2 типа мажора: 2-ой типгармонический. Он получится, если в натуральном мажоре опустить 6-ую ступень.

При этом верхний тетрахорд станет таким – П-1,5Т-П.  У него восточный оттенок звучания из-за увеличенной секунды – между ля-бемоль и си.

Заметьте: мы изменили 1 ноту, а это привело к появлению новых интервалов:

  • 1-ое — большая секста до-ля превратилась в малую – до-ля-бемоль,  
  • 2-ое – между 2-ой ступенью – нотой ре и ля-бемоль интервал зловещего тритона,  
  • 3-ье – между 4-ой – нотой фа и ля-бемолем малая терция.  

Вывод: формула лада похоже на химическую формулу. Например, CO – 1 атом углерода и 1 атом кислорода — угарный газ, а CO2 – уже 2 атома кислорода – углекислый газ.

То есть 1 атом меняет всё вещество – его название и свойства. Так же и в ладу понижение или повышение любой 1-ой ступени меняет название и окраску звучания лада.

Название гармонический означает, что лад используется как основа гармонии – об этом будет в уроке 9.

Если в нём понизить на полутон ещё и 7-ую ступень, то получится 3-ий тип мажорамелодический – для создания мелодии и встречается гораздо реже, чем прошлые 2 типа.

Верхний тетрахорд станет таким – П-Т-Т и теперь он зеркальное отражение нижнего тетрахорда – Т-Т-П. Послушаем одну и ту же мелодию в 3-х типах мажора.

В натуральном мажоре она звучит радостно, в гармоническом – загадочней, в мелодическом – тревожней. Причина: он почти минор – нужно только понизить 3-ью ступень.  

3 типа минора

При понижении 3-ей ступени нижний тетрахорд изменился на Т-П-Т и получился 1-ый тип минора — натуральный с 3-мя пониженными ступенями – 3, 6 и 7.

Если у натурального мажора тетрахорды одинаковые, то у минора – разные.

Вывод: главное отличие мажора от минора в терции – III-ей ступени.

Минорный лад применяется часто и звучит мягко, не напряжённо, в отличие от мажора.

Причина – в миноре нет сильного полутонового тяготения 7-ой ступени в 1-ую как в мажоре, потому что она понижена и между ними целый тон. То же самое с нотами фа и ми – 4-ой и 3-ей ступенями.  В мажоре между ними полутон, а в миноре – тон. Сравним.

У минора тоже есть те же 3 типа, что и у мажора.

Если в натуральном миноре позаимствовать острое тяготение 7-1 из мажора, то есть поднять на полутон 7-ую ступень, то получится 2-ой тип минорагармонический.

Заметьте: верхний тетрахорд у гармонического мажора и минора одинаковый – оба с восточным звучанием из-за увеличенной секунды в 1,5Т.

Если её убрать, подняв 6-ую ступень, то тетрахорд будет как у натурального мажора – Т-Т-П, а минор при этом будет 3-его типамелодический.

Послушаем одну и ту же мелодию в 3-х типах минора.  В натуральном миноре она грустная, в гармоническом – загадочней, в мелодическом – светлее.

Смешивание разных ладов в одной мелодии

В уроке 6 мы узнали, что у мелодии про ёлочку лад мажорный от ноты фа – на ней она заканчивается и звучит весело.

Мелодия из кинофильма «Терминатор» звучит грустно и её начало и окончание на ноте ре. Значит это ре-минор – параллельный фа-мажору.  Единственно, в ней есть все ноты лада кроме си-бемоль – 6-ой ступени.

А вот с мелодией «В пещере горного короля» композитора Эдварда Грига не всё так однозначно. Начало у неё грустное, середина загадочная, а окончание светлое.  

1-ый такт:  мелодия начинается с ноты соль и зависает на ноте ре, что звучит не очень устойчиво. Это явно слышно, если проиграть ноты в обратном порядке.  Соль звучит очень устойчиво, значит она тоника. И от неё 3-ья ступень, нота си, понижена.  Это малая терция, значит лад минорный.

2-ой такт:  раз звучит таинственно, то, скорее всего, это гармонический лад. Если добавить фа в конце, то фраза мелодии звучит завершённо. Значит фа – тоника. Напишем гамму фа-мажора.

Ноты си-бемоль – 4-ой ступени нет в мелодии, а вот нота ля – 3-ья ступень и ре – 6-ая ступень — опущены на полутон.  7-ая ступень в мелодии тоже пропущена, но с ней это полная гамма фа-минора гармонического.  Помним, что в нём в отличие от натурального 7-ая ступень повышена.

3-ий такт:  мелодия как в 1-ом такте, только с соль 2-ой октавы в конце – опять соль-минор.

4-ый такт:  точка в мелодии на ноте фа и окончание звучит светло. Значит это фа-мажор.

Итого мелодия в звучании гуляет между 3-мя ладами – натуральным и гармоническим минорами, и натуральным мажором.

Вывод: лады разных видов можно смешивать друг с другом при создании мелодии. Это придаст ей разные оттенки настроения и сделает более яркой и необычной.

Краски здесь – пониженные ноты. Если их все заменить на белые клавиши фортепиано, то звучание будет более обычным и скучным. Теперь это близкие к мажору лады от нот соль и фа.

Виды звукорядов

Помним из урока 2, что полный звукоряд одной октавы состоит из 12 нот – 7-и белых и 5-и чёрных клавиш фортепиано.  И от того как по ним шагать образуются разные лады. Каждый шаг может быть 2-ух размеров — тоном и полутоном.

Хроматика

Если шагать только по полутонам или идти подряд по всем соседним клавишам – и по чёрным, и по белым, то мы не пропустим ни одной ноты.  И в этом звукоряде будет все 12 ступеней – и основных, и производных нот. Этот 1-ый вид звукоряда, как и его гамма, называются хроматическими.

Хроматика – с греч. «хромос» – цвет – это ходьба по полутонам как по оттенкам цветов на палитре художника. Звучит, будто стакан наполняется водой.

Так как шаги между нотами мелкие, ими в виде 16-ых нот можно изобразить бег маленького животного.

При игре его участка в пределах терции вверх и вниз по кругу его звучание тревожное – будто опасность рядом: оса летает и норовит укусить.

Причина – мы сыграли вперемешку большие и малые секунды и терции — светлые и мрачные.  

Диатоника

Если же шагать по тонам или через одну клавишу, как-то только по белым, перешагивая через чёрные, то получится ряд из 7 основных ступеней.

Как видно, это смесь 5 тонов – больших секунд и как исключений 2-х полутонов – малых секунд.

Этот 2-ой вид звукоряда называется диатоническим – с греч. диа – «через», а тонос – «тон, звук». То есть мы шагаем через ноту по ступеням как по отдельным цветам, а не плавно по оттенкам одного и того же цвета как в хроматике.

Приставка «диа-» есть в словах диаметр — у круга, диагональ — у квадрата, когда линия проходит «через» их центр.

У диатонических ладов 2 особенности:

  • 1-ая — все их звуки можно расположить по чистым квинтами – до, соль, ре, ля, ми, си, фа.  
  • 2-ая — игра по белым клавишам, начиная от разных нот даёт разное настроение.

Светлое – игра от «до» — натуральный до-мажор , грустное – игра от «ля» — натуральный ля-ми-нор , тревожное – игра от «си».

Вот кусочек мелодии из песни группы ABBA – Dancing Queen – Танцующая королева. Выпишем всё её ноты и узнаем лад.

По звучанию нижнего тетрахорда и его формуле Т-П-Т понятно, что это минорный лад.
А вот верхний тетрахорд неоднозначный.

Совет – чтобы легче определить лад, можно перенести его на высоту ноты до – более привычный вид.

Выделяем ноты и нажимаем команду Process – обработка -> Transpose – перенос и оставляем 1 полутон – он как раз между текущей тоникой в виде ноты си и желаемой — нотой до.

Если бы 6-ая ступень была понижена вместо 7-ой, это был бы гармонический минор. Но это не он.

Заметьте: нижний и верхний тетрахорды одинаковые – Т-П-Т. Поднимем лад ещё на 2 полутона на высоту ноты ре.  Бемоли исчезли и это лад от ноты ре – ни мажорный, ни минорный. Его и лады от других белых нот мы рассмотрим в следующем уроке.

Виды ноты и интервалов

Понятия диатоника и хроматика часто применимы в музыке при разговоре о нотах и интервалах.

Если у нот одинаковые слова в названии, например, до и до-диез, то они хроматические – отстоят друг от друга на 1 полутон.

Если же у нот названия разные, например, до и ре, то они диатонические – отстоят друг от друга на 1 целый тон.

Полутон также есть 2-ух видов:

  • 1-ый — диатонический — между основными нотами — ми-фа и си-до,
  • 2-ой — хроматический — между основной и производной нотами – до-до-диез, ре-ми-бемоль.  

Любые интервалы из основных нот, то есть которые можно построить только на белых клавишах фортепиано – диатонические. Это большие, малые и чистые – применяются часто.

Ещё это тритон – между нотами си и фа – тоже на белых.

Если же одна из нот в интервале производная или чёрные клавиша фортепиано – со знаком диез или бемоль, то интервалы – хроматические. Это увеличенные и уменьшенные — применяются редко.

Интервалы в рамках лада, например, большая секунда до-ре в до-мажоре – диатонические.  А интервалы не из лада – малая секунда до-ре-бемоль в до-мажоре — хроматические.

Именно хроматизмы придают ладу таинственное или восточное звучание. Они как специи в блюдах, что влияют на вкус и придают им изюминку. Благодаря им мелодия про горного короля звучит интересно. Их отличительный признак – случайные знаки альтерации на нотоносце. 

Заключение. В этом уроке Вы познакомились со разновидностями мажорного и минорного ладов. Поняли, что в мелодии могут смешиваться разные лады, а звукоряды, ноты и интервалы могут быть хроматическими и диатоническими.

В следующем уроке мы поговорим про диатонические или средневековые лады и их звучания.

На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните «обучиться музыке легко!»


Ваши отзывы

Отзывы и оценки пользователей

Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.

Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?

Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите участок текста и нажмите Ctrl+Enter.

  • Мажорные звуки как пишется
  • Мажорная тональность как пишется
  • Мажор рассказ на дзен
  • Мажор по английски как пишется
  • Мажешь мазью как пишется