Мцыри аргументы к итоговому сочинению

«Мцыри» — аргументы для итогового сочинения ЕГЭ по поэме Лермонтова. Сочинения, анализ и мораль басен. Русский язык и литература школьнику

Мы подготовили для наших читателей несколько аргументов по произведению М.Ю.Лермонтова — Мцыри. Используйте материал статьи для написания школьного сочинения по литературы.

Человек путешествующий: дорога в жизни человека — аргумент

Жизнь героя поэмы «Мцыри» можно назвать коротким и трагическим путешествием ради высокой цели. Мальчик, спасенный русским генералом во время кавказской войны, прожил до юношеских лет в монастыре. Однако суровый уклад и размеренная жизнь в неволе не устраивали романтическую натуру героя. Он одержим мечтой о родине, о свободе. Бегство из монастыря и три дня, проведенные на воле, в итоге приводят его к гибели, но они же дают ему бесценный опыт свободы и силы страсти. «Что делал я на воле? — Жил!» — восклицает он в своей исповеди перед смертью. Мцыри понял самого себя, узнал во время сражения с барсом, что «мог бы быть в краю отцов не из последних удальцов», однако понял и то, что не сможет найти дорогу домой. Вернувшись в свою тюрьму-монастырь, он не жалеет о своем побеге и готов заплатить за эти три дня своей жизнью. Судьба героя поэмы дает нам понять, какие ценности следует искать на жизненном пути и как относиться к неудачам и потерям.

Мечта и реальность — аргумент

Пленённый ещё в детском возрасте молодой монах, живущий в монастыре, мечтает вернуться на Родину, где по его воспоминания из детства живёт его семья. С детских лет Мцыри лелеет мечту о свободе и уже повзрослев он решается исполнить свою мечту — он бежит из монастыря. В пути Мцыри опьянён воздухом свободы и он чувствует приближение к своей мечте — ему не терпится, наконец, увидеть свою желанную Родину. Но тут на пути Мцыри встаёт суровая реальность в виде дикого и грозного зверя — снежного барса. С этой сильной кошкой мало кто из людей может справится. Но Мцыри отважно вступает в бой, ведь он борется за свою мечту. Мцыри в борьбе со снежным барсом победил, но получил слишком много ранений и поэтому не смог дальше идти на Родину. Из-за ранений он погибает. Мы видим, как сильно Мцыри желал исполнить свою мечту по этой жестокой, отчаянной схватке со снежным барсом.

Надежда и отчаяние — аргумент

В жилах Мцыри течет горячая грузинская кровь, поэтому он не может спокойно находиться в «четырех стенах» в монастыре, жить, руководствуясь религиозными постулатами. Иногда он чувствует отчаянье, но быстро берет себя в руки. Молодой человек живет мечтами о бегстве и вот ему удается их реализовать. Герой покидает монастырь, не боясь встретиться один на один с опасностями дикой природы. Он три дня идет через горы, пытаясь добраться до аула. Молодой человек был уверен, что внутреннее чутье поможет ему найти путь в родные края. Но это чутье, видимо, притупилось за время пребывания в монастыре. Мцыри понимает, что заблудился. Этот факт не пугает его, не заставляет вернуться в неволю. Герой не позволяет отчаянью завладеть его разумом, притупить желание вернуться домой. Его ведет надежда. По пути на парня нападает барс. Чудом юноша остается жив: зверь не разрывает его. Кажется, сама природа сохраняет жизнь героя. Спустя три дня после побега монахи находят парня без сознания и приносят назад в монастырь. Так Мцыри возвращается к жизни в заточении, но теперь он к этому совершенно не готов.

Через некоторое время юноша приходит в себя. Служители церкви устраивают ему допрос, пытаются пристыдить. Беглец отвечает молчанием. Парень отказывается от пищи и питья. Монахи понимают, что он пытается ускорить свою смерть. Мцыри признается, что не сожалеет о своем поступке, ведь за три дня свободы познал больше счастья, чем за все годы в плену. Пока он блуждал по горным тропам, к нему возвращались воспоминания из детства: образы матери, отца, братьев. Кратковременное единение с природой пробуждает в душе юноши поэта. После возвращения в монастырь юноша удивляет монаха языком, который отображает величие природы горного края.

Природа в поэме — аргумент

на природе Мцыри прожил три дня, которые стали самыми яркими в его жизни. С каждым днем характер Мцыри раскрывается больше и больше, и он начинает понимать себя, свои желания и свой внутренний мир. Это происходит с помощью образов природы, созданных писателем.

Сначала герой сталкивается с прекрасной картиной мира: «пышные поля», «причудливые, как мечты» горы. Все это не может не привлекать романтическую натуру Мцыри, который мечтает вырваться из стен монастыря. Перед нами предстают природные пейзажи, в которые читатель влюбляется с первой строки. Живописные картины Кавказа завораживают героя, а главное, дарят ему надежду на обретение свободы (исторически Кавказ ассоциируется со свободой). Красота окружающего мира напоминала ему о семье, к которой он хотел вернуться. Именно это желание как раз и сподвигло его к побегу.

Насколько важна свобода для человека — аргумент

Ещё будучи мальчиком шести лет Мцыри был оторван от родного Казказа и оказался в монастыре. Но за все годы, что он прожил там, юноша никогда не забывал про родную землю, его всегда тянуло вернуться на родину. Место, в котором жил герой долгие годы, стало для него »оковами». Его мечтой стало возвращение домой.

В своей жизни в монастыре персонаж не был счастлив. Его судьба показывает читателю то, что если у человека отнять всё родное и поместить в совершенно чужое для него место, то это плохо скажется на его дальнейшей жизни, ведь практически нереально смириться с такой разлукой. Мцыри не успел вернуться на родной Кавказ, он был ранен и возвращён в монастырь. Умер герой испытывая не только физическую боль, но и душевную. Свобода — это всё, что нужно было для счастья юноше. Но так мало в его жизни было этих заветных свободных дней. Главный герой был вынужден жить не по своей воле, вдали от родной земли и природы, без возможности связаться с родными, увидеть их. Это сделало его несчастным и в последствии привело к гибели.

Время перемен — аргумент

Какие исторические события меняют судьбы людей? К ним относятся войны, эпидемии, революции и другие масштабные бедствия. Например, в поэме «Мцыри» автор рассказал историю мальчика, которого война на Кавказе вырвала из отчего дома и лишила семьи. Ребенка пленил генерал. Он же и оставил его на попечении у монахов, когда Мцыри отказался принимать пищу и «гордо умирал», чтобы избежать неволи. Но в храме мальчик окреп и обрел призвание. Его должны были постричь в монахи. Однако накануне торжественной церемонии послушник сбежал и три дня провел на воле. Он так и не смог добраться до родных мест и вернуться в лоно семьи, но зато хотя бы не принял ненавистный ему постриг. Боевые действия навеки изменили судьбу героя, и он чувствовал это каждой клеточкой тела, проживая не свою жизнь. Именно поэтому он бежал, пытаясь вернуть утраченное.

Все сочинения
«Мцыри» — аргументы для итогового сочинения ЕГЭ по поэме Лермонтова. Помощь школьнику


С этим файлом связано 18 файл(ов). Среди них: I модуль.docx, Кричалка Боброва Олеся.doc, Хочу быть волонтёром.doc, 11 класс Приложение Литература.doc, 9 кл Приложение к рабочей программе по русскому языку — копия.do, 6 кл. Приложение к рабочей программе по русскому языку.docx, 5 кл. Приложение к рабочей программе по русскому языку.docx, Викторина.doc, d51bdf71-7638-4ce6-b27c-13ac82f42ce9.doc, Практическая работа к разделу 2.3 «Государство_ доверие».doc, Курсовая работа.docx, Практическое занятие №3.docx, демоверсия-егэ2022-русский-фипи.pdf, егэ сочинеие.docx, 5 направлений.docx, Рабочая программа русский яз 5кл.docx, Автоматизированное рабочее место приемосдатчика (1).pptx, 3209.pdf и ещё 8 файл(а).
Показать все связанные файлы


Подборка по базе: тема одиночества в лирике Лермонтова.doc, тест Мцыри 8 класс.doc, сочинение по МЦЫРИ +++.pptx, БӘЙТЕРЕК поэмасы.docx, №6 Махамбеттің Баймағамбетке айтқаны поэмасы.docx, ОЧХ ЭКЗАМЕН ГЛАВНЫЙ.pdf, Анализ произведений стихов А.С. Пушкина и М. Лермонтова.docx, Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Листок» (6 класс).docx, Конспект урока в 7 классе Соч. по творч. Лермонтова.docx, Акт НТО по Балаганск ЛБ ТРИ дачи ГЛАВНЫЙ 2011.doc


Аргументы к итоговому сочинению 2021-2022

Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Поэма М. Лермонтова «Мцыри»

Главный герой: Мцыри, монах, грузинка, барс.

Мцыри сидел в заточении и мечтал о свободе. Он представлял, как вернётся на Родину и будет счастлив. Иногда для того чтобы с честью пройти путь духовных исканий, необходимо покинуть место, в котором ты сейчас находишься. Мир широк и необъятен, поэтому знакомство с ним открывает перед человеком новые горизонты.
Александр Сергеевич Грибоедов пьеса «Горе от ума».

Герои: Александр Андреевич Чацкий, Павел Афанасьевич Фамусов, Софья Фамусова, Алексей Молчалин, Скалозуб, Лиз

анька

3 года «странствий по свету», хорошее образование, оказали огромное влияние на мировоззрение главного героя. Если бы Чацкий не отправился за границу, он бы остался близок с Софьей, так как стал бы типичным представителем «фамусовского общества».

Путешествия расширили кругозор Чацкого и сделали его совершеннее. Практический и духовный опыт не приобретается теми, кто не выходит из зоны комфорта и не пробует что-то новое.
Роман Ивана Александровича Гончарова «Обломов».

Герои: Илья Ильич Обломов, Ольга Сергеевна Ильинская, Андрей Иванович Штольц,

Илья Ильич мечтает о том, как поедет за границу, будет путешествовать, у него окажутся жена-красавица и дети. Но мечты трудноосуществимы, поскольку Обломов не строит никаких планов, не предпринимает какие-либо действия. Воображаемая дорога дарила покой и радость, а реальная дорога вызвала лишь негативные чувства.

А.С.Пушкин «Капитанская дочка».

Герои: Петр Андреевич Гринев, Марья Ивановна Миронова, Архип Савальев (Савельич), Алексей Иванович Швабрин, капитан Миронов.

Гринев уехал из родительского дома в Белогорскую крепость и только там возмужал, повзрослел и нашел свою судьбу.

Максим Горький «Старуха Изергиль».

Герои: Старуха Изергиль, Ларра, Данко.

Данко решил, что необходимо браться за дело и добиваться решения проблемы. Он пожертвовал собственной жизнью ради счастья и свободы целого народа. Как бы люди не осуждали методы юноши, не жаловались на свою слабость, они все равно пришли к цели благодаря его инициативе и конкретным действиям, направленным им на достижение успеха.

Максим Горький пьеса «На дне».

Герои: Сатин, Бубнов, Актер, Васька Пепел, Наташа, Клещ, Анна, Барон, Настя, Квашня, Алешка, Кривой Зоб и Татарин («кривая дорожка»).

Жители костылевской ночлежки мирятся с тем положением, в котором они оказались из-за нежелания что-либо менять. Одни герои с рождения живут бессмысленной жизнью, но есть и те, которые раньше жили весьма неплохо, однако даже они не хотят ничего делать для того, чтобы вернуть свое прежнее положение. Все герои выбрали вариант попроще и побыстрее — это и есть «кривая дорожка», ведь она ведет к цели ценой отказа от своих правил и установок.

Иван Алексеевич Бунин рассказ «Господин из Сан-Франциско».

Герои: Господин из Сан-Франциско, жена и дочь.

Всю жизнь он стремился к богатству, примером для себя поставив самых богатых людей мира, пытался достичь того же благополучия. Наконец, ему кажется, что поставленная цель близка и, наконец, пора отдохнуть, пожить в свое удовольствие.

Михаил Александрович Шолохов роман-эпопея «Тихий Дон».

Герои: Григорий Пантелеевич Мелехов, жена Наталья, Аксинья Астахова.

Новые знакомства и впечатления убедили Григория, что его картина мира была неполной и незрелой. Смятения в душе сопровождали многих людей, на жизнь которых повлияла Гражданская война. Григорий: «От белых отбился, к красным не пристал, так и плаваю, как навоз в проруби».

Михаил Александрович Шолохов рассказ «Судьба человека».

Герои: Андрей Соколов, жена Ирина, дети Анатолий, Настенька и Олюшка.

Особое внимание в рассказе уделяется описанию жизненного пути центрального персонажа Андрея Соколова. Одним из главных военных испытаний был плен у немцев. Но самая болезненная трудность, которая настигла Андрея Соколова, заключалась в том, что он потерял тех, кто был ему дорог-свою семью.

Антон Павлович Чехов рассказ «Крыжовник»

Герои: Николай Иваныч, рассказчик Иван Иваныч Чимша-Гималайский, Буркин (друг И.И.), Павел Алехин.

Николай Иванович всю жизнь мечтал о приобретении усадьбы и статусе дворянина. Чтобы осуществить задуманное, ему пришлось ограничивать себя даже в самом необходимом.

Автор описал путь к цели, который вовсе не мотивирует, а вызывает презрение. Николай Иванович пришел к своей цели и чувствовал себя счастливым человеком. Идя к своему идеалу по головам, персонаж и не заметил, как стал ограниченным эгоистом с манией дворянского величия. Средства исказили цель, и мечта об успехе привела человека к нравственному падению, а не триумфу.

Повесть А.И. Куприна «Олеся».

Герои: Иван, Олеся, Мануйлиха.

Иван поехал в Полесье для поиска материала для повести или романа. Он познакомился с Олесей и полюбил ее, получив много ярких впечатлений. В поездке человек узнает себя лучше, и новые сведения об окружающем мире расширяют горизонты личности, помогают определить дальнейшие пути развития.

Николай Васильевич Гоголь, поэма «Мертвые души».

Герои: Павел Иванович Чичиков, Господин Манилов, Настасья Петровна Коробочка, Господин Ноздрёв, Михаил Семёнович Собакевич, Степан Плюшкин.

Павел Иванович Чичиков ездил по окрестностям города, чтобы договориться с помещиками о фиктивной покупке крестьян, которые уже умерли. Новые впечатления и открытия заставляли его задумываться о своем будущем. Приобретенные сведения и опыт помогли бы герою и дальше развивать свою авантюру, если бы его не разоблачили. Путешествие дарит человеку новые возможности, но то, как он ими распорядится, зависит только от него.
И.С. Тургенев «Отцы и дети». В путешествии по губернии Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов находят свою судьбу. Встреча с Одинцовой меняет их жизнь навсегда.
А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Герои: Петр Гринев, Маша Миронова, Савельич, Пугачев, Зурин.

На протяжении повествования система ценностей Петра претерпевает важнейшие изменения: любовь к Маше Мироновой пробуждает в его сердце способность к состраданию и готовность к самопожертвованию. Путешествие, в которое отправляет Гринёва отец, помогает юноше стать сильным духом и нравственно чистым человеком.
М.Ю. Лермонтов психологический роман «Герой нашего времени». Григорий Печорин разочаровался в жизни и спасался от тоски только одним способом — путешествием, которое дарило новые эмоции и развлекало его.
А.С. Пушкин роман «Дубровский».

Герои: Андрей Гаврилович Дубровский — помещик, имение которого пытается отобрать Троекуров. Кирила Петрович Троекуров — помещик. Маша Троекурова — молодая девушка.

Владимир Дубровский смог получить образование и знание манер только в столице, этот отъезд из родного дома сделал его человеком просвещенным и развитым.

«Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»

Рэй Брэдбери рассказ «Улыбка»

Герои: Том — мальчик с чуткой душой, Григсби — типичный представитель разрушенной цивилизации.

Мона Лиза (Джоконда ) Леонардо да Винчи.

Писатель показывает мир, в котором результатом научно-технического прогресса стала деградация человечества.
Р. Брэдбери, рассказ «Вельд».

Герои: Джордж и Лидия Хедли – родители, Питер и Венди –дети.

В рассказе говорится о том, как изменилась жизнь семьи Хедли, когда появился умный дом «Всё для счастья». Достижения науки и техники произведены для того, чтобы облегчить жизнь людям, но они не могут дать счастье, скорее наоборот — это уничтожит всю человечность: забота и искренность во взаимоотношениях между людьми совсем исчезнут.
Андрей Платонов «Песчаная учительница».

Герои: Мария Никифоровна Нарышкина. . Она стала изучать новейшие способы борьбы с песком и получила технические знания. Новые технологии позволяют Марии спасти жителей пустыни от голода и нищеты. Прогресс открыл им научные методы борьбы с неблагоприятными погодными условиями и практические советы по сооружению баррикад от песка.
А.П. Чехов рассказ «Крыжовник»

Герои: Николай Иваныч, рассказчик Иван Иваныч Чимша-Гималайский, Буркин (друг И.И.), Павел Алехин.

Смыслом жизни Н.И. была покупка участка с собственным насаждением крыжовника. Пришлось ограничивать себя даже в самом необходимом. Ради цели Н.И. решается на подлость, женится по расчету. Идя к своему идеалу по головам, персонаж и не заметил, как стал ограниченным эгоистом с манией дворянского величия.
Александр Беляев «Человек-амфибия»

Герои: доктор Сальватор, Ихтиандр, Гуттиэра, Педро Зурита хотел поймать Ихтиандра.

С одной стороны, доктор Сальватор, пользуясь достижениями науки и своими открытиями, спасает неизлечимо больного индейского мальчика, проводя уникальную операцию. Теперь страдавший пороком дыхательных путей Ихтиандр может жить под водой и выходить на сушу на непродолжительное время. Однако человек существо социальное и духовное. Помимо физического тела он обладает целым рядом психологических и эмоциональных особенностей.
Михаил Афанасьевич Булгаков повесть «Собачье сердце»

Герои: пес Шарик, профессор Филипп Филиппович Преображенский, Доктор Борменталь, алкоголик и дебошир Клим Чугункин (Полиграф Полиграфович Шариков).

В повести продемонстрировано настоящее явление научно-технического прогресса: над псом Шариком известным ученым была проведена уникальная операция по пересадке человеческого гипофиза, благодаря чему собака превратилась в человека Полиграфа Полиграфовича Шарикова.

Эксперимент оказался неудачным, поскольку профессору удалось лишь физически перевоплотить собаку в человека, человечностью Шарика ему наделить не удалось. Чтобы быть человеком, важно обладать человеческими качествами, которые развиваются в процессе социализации, рядом с другими людьми.

Валентин Распутин повесть «Прощание с Матерой»

Герои: Дарья Пинигина — самая старая и крепкая жительница Матеры, Павел Пинигин (сын Дарьи, тракторист), Андрей Пинигин младший сын Павла Пинигина, Настасья – старуха.

На месте деревни-острова Матеры собираются строить гидроэлектростанцию (ГЭС). С одной стороны, данное событие идет на благо общества, поскольку ГЭС будет оснащать всю страну энергией. С другой стороны, ради строительства гидроэлектростанции люди готовы затопить целую деревню.

Рассказ А. П. Чехова «Хирургия»

Герои: Сергей Кузьмич Курятин – фельдшер земской больницы, сорокалетний толстый мужчина. Ефим Михеич Вонмигласов – дьячок, высокий коренастый старик.

Александр Иванович Египетский – богатый и образованный помещик, которому Курятин рвал зуб. В рассказе показано насколько важны знания для врача. Фельдшер Курятин измучил своего пациента, дьяка Вонмигласова, пытаясь вырвать ему зуб. Главная функция прогресса — облегчение и усовершенствование жизни людей.

Роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети»

Герои: Евгений Васильевич Базаров, Аркадий Николаевич Кирсанов, Николай Петрович Кирсанов, Павел Петрович Кирсанов, Анна Сергеевна Одинцова.

Практическое применение научных знаний действительно может изменить мир к лучшему: Базаров действительно смог помочь многим людям, ведь был талантливым медиком и двигал науку вперед.

Иван Алексеевич Бунин рассказ «Господин из Сан-Франциско».

Герои: Господин из Сан-Франциско, жена и дочь.

Природа, ее естественность является силой, противоположной богатству, человеческой самоуверенности, цивилизации. За деньги можно попытаться не замечать ее неудобств, но это не всегда получается. И переезд на Капри становится для всех пассажиров “Атлантиды” страшным испытанием.

А.И. Куприн «Олеся»

Герои: Иван Тимофеевич, Олеся, Мануйлиха, слуга Ярмола.

Вдали от цивилизации облагораживает людей, помогает им оставаться такими, какие они есть на самом деле. Автор хотел показать, что общество способно поглотить в себе лучшие человеческие качества, безжалостно перемолоть их.

А.С.Пушкин «Евгений Онегин» (К ДОРОГЕ)

Герои: Евгений Онегин (около 26 лет) — молодой повеса, страдающий от скуки. 

Татьяна Ларина, Владимир Ленский, 

Ольга Ларина.

А. Платонов «В прекрасном и яростном мире».

  • Герои: Александр Васильевич Мальцев – опытный машинист, который всем сердцем любит свое дело.
  • Константин – помощник Мальцева, ответственный, порядочный молодой человек.

Новые технологии — это вызов для людей, ведь они требуют повышенной ответственности.

  1. И.А. Гончаров, «Обломов». Человеку мешает двигаться вперед только его лень. Главный герой романа каждый день добровольно проводит в постели, хотя ничем не болен. Он не выходит из душной и неубранной комнаты и довольствуется засаленным халатом, ведь ему никуда не нужно, ничего не хочется. Взрослый мужчина в расцвете сил не работает, не заводит семью, не имеет даже хобби. А тем временем приказчик присылает очередное письмо, сулящее снижение доходов помещика. Что предпринимает Илья Ильич? Ничего. Он так и не находит силы воли, чтобы спасти себя от разорения. Все насущные дела он перекладывает на Штольца, а бытовые обязанности уже лежат на Захаре. Герой ленится встать с кровати и начать жить полноценно. Поэтому в жизни Обломова ничего не меняется к лучшему: он застыл на месте и не развивается. Именно лень тормозит его на жизненном пути.
  2. М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени». Автор очень ярко описал приключения Печорина в дороге. Герой путешествовал, чтобы разогнать тоску и получить новые жизненные впечатления. Переезжая с места на место, Григорий находил интересные знакомства и участвовал в авантюрах, которые хоть как-то его развлекали. В Тамани герой раскрыл таинственных контрабандистов и едва не погиб в схватке с Ундиной — ловкой и смелой преступницей. В Кисловодске он встретил давнюю возлюбленную, вскружил голову наивной Мери и убил на дуэли подлеца Грушницкого. А на службе в отдалённом горном селении он украл местную красавицу Бэлу. Все эти приключения выходят за рамки обыденности и волнуют кровь читателя, ведь очень интересно узнавать о необычных случаях из жизни героя, каждый из которых мог закончиться для него гибелью. Описание этих путевых историй и впечатлений интригует и затягивает даже сегодня.  
  3. А.Н. Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву». В дороге человек лучше всего узнает страну, в которой живет. Народ и его менталитет проявляются наиболее ярко именно в путешествии через города и села. Вот и рассказчик в романе Радищева проехал длинную дорогу из Петербурга в Москву, чтобы увидеть настоящую жизнь крестьян и понять их. Картины нравов и быта простых людей поразили дворянина. Например, он услышал ужасную историю чиновника из уголовной палаты: он рассказал, как его принудили осудить на каторгу тех крестьян, которые спасали девушку от насильника и в пылу драки проломили голову барскому сыну — тому самому преступнику. Такие сведения о бесправии и несправедливости получить можно было только в дороге, ведь простых людей никто не слышал и не защищал. Такая журналистская работа стоила Радищеву нескольких лет заточения, зато она открыла глаза людям на то, что происходит в России. 
  4. М. Горький, «Макар Чудра». Человек находит в путешествиях ощущение свободы и уникальный жизненный опыт. Например, Макар Чудра не имел образования, но накопил  мудрость, ведь скитался по разных уголкам света. Он знал много необычных историй и стал интересным собеседником. Герой считает, что люди, которые привязаны к одному месту и отказываются от открытия и постижения других, являются настоящими рабами. Их мир однообразен и ограничен, поэтому они ничего не знают о многообразии планеты и не получают всех возможностей, которые нужно искать в странствиях и приключениях. Макар пользовался всеми шансами судьбы, многое осознал и смог построить свою жизнь так, что бы каждый день приносил ему счастье. Его пример убеждает нас в том, что в путешествии каждый человек может найти, в первую очередь, себя.
  5. Л.Н. Толстой, «Война и мир». В жизни легко заблудиться и попасть в тупик. Но человека всегда направляет его совесть. Вот и Пьер Безухов, получивший в наследство огромное богатство, был окружен соблазнами. Бесчестные люди вроде Курагиных манипулировали им, чтобы обогатиться за чужой счет. Веселые компании с вином и продажными женщинами, брак по расчету с Элен, лень и чревоугодие роскошного быта — все это отвлекало Пьера от его целей и духовных запросов. Что помогло ему не погрязнуть в обломовщине или разврате светского общества? Совесть. Безухову было стыдно ничего не делать и растрачивать свой капитал впустую. Ему было противно делить жену с другими мужчинами и смиряться с ее кодексом поведения. Он считал безнравственной интеллектуальную бездеятельность большинства. Поэтому Пьер превозмогал себя и направлял все силы на духовный рост. Совесть была его ориентиром.
  6. М. Горький, «На дне». «Кривая дорожка» — это бесчестный путь, который сокращает дистанцию до цели, но взамен требует отказа от нравственных принципов. Именно такую жизненную тропу выбрали обитатели ночлежки. Васька Пепел пошел по накатанной и повторил судьбу отца. Настя получала легкие деньги ценой унижения. Актер хотел забыться и снять стресс, а в результате стал рабом алкоголя. Сатин после каторги не смог найти работу и срезал путь — начал обманывать людей в азартных играх. Бубнов не захотел разбираться в своих семейных проблемах и стал бродягой. Все герои выбрали вариант попроще и побыстрее — это и есть «кривая дорожка», ведь она ведет к цели ценой отказа от своих правил и установок.
  7. И.А. Бунин, «Чистый понедельник». Чтобы выбрать правильную дорогу в жизни, человеку нужно отгородиться от влияния со стороны и услышать свой внутренний голос. Так сделала и героиня данного рассказа. Она много читала, ходила на развлекательные мероприятия и посещала лекции, словом, вела активный образ жизни. Она познала все особенности мирской жизни и изучила духовное поприще, чтобы выбрать свой путь. Но ее кавалер всячески пытался повлиять на ее решение и навязать ей свое видение их будущего: брак, дети, семейная жизнь. Героиня же не посвящала его в свои планы и оставила последнее слово за собой. Девушка не стала доверять свою судьбу другим людям и сама все решила. Она избрала религиозный сан и отказ от мирской суеты. Это больше соответствовало ее натуре, а значит, дорога была верной. Только самостоятельность выбора помогает не ошибиться.
  8. М.Ю. Лермонтов, «Песня про купца Калашникова». Дорога чести и сегодня является единственно правильным направлением. Вспомним историю купца Калашникова: Степан защитил честь своей семьи в поединке после того, как любимец царя прилюдно опозорил его супругу своими домогательствами. Алена Дмитриевна была верной женой, но теперь кто угодно мог в этом усомниться. И Степан понял, что Кирибеевич не отступится, так и будет преследовать Алену Дмитриевну, ведь ему ничего за это не будет. Любой современный мужчина поступил бы на его месте точно так же: наказал обидчика, пресек домогательства и всем показал, что подобное деяние влечет за собой ответственность. В наши дни для этого есть правовые инструменты, но тогда человек мог отстоять свою семью только в кулачном бою и по всем правилам поединка. Но суть у этих явлений одна: дорога чести определяет наши поступки в любом месте и в любое время.
  9. А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Качественное образование и опыт зарубежного туризма помогают человеку накапливать практический и духовный опыт. Например, Александр Чацкий до своего отъезда за границу спокойно общался с Фамусовым и его дочерью, но не вступал в такие ожесточенные конфликты, свидетелями которых мы становимся после его возвращения. Александр вышучивал некоторых представителей фамусовского общества и только. Но истинное положение России он увидел только тогда, когда провел в иностранных государствах три года и получил фундаментальное образование. Новый опыт открыл ему глаза на все социальные проблемы, которых в упор не замечали те, кто так и остался в Москве наедине с французиками из Бордо. Кругозор Чацкого расширился, и он понял, почему Россия отстает, а все его соотечественники копируют любую зарубежную тенденцию. Причинами глобального отставания его Родины были крепостное право, кумовство и блат во власти, казнокрадство, невежество и другие явления. Но смог бы Александр их заметить, если бы не приобрел те знания, навыки и впечатления, которые подарило ему это путешествие? Нет. Практический и духовный опыт не приобретается теми, кто не выходит из зоны комфорта и не пробует что-то новое.
  10. Н.М. Карамзин, «Бедная Лиза». Судьбу человека меняет любовь. Это чувство является ядром семьи и движущей силой человеческой цивилизации, и, конечно, оно способно менять направление жизни людей. Лиза надеялась, что это изменение маршрута станет для нее счастливым билетом. Она полюбила дворянина Эраста, и эти эмоции были взаимными. Влюбленные много времени проводили вместе и планировали пожениться. Но Эраст, добившись близости до брака, охладел к предполагаемой невесте. Он пошел в армию, а обратно пришел не с победами, а с долгами. Чтобы решить финансовые вопросы, герой нашел богатую вдову и собрался под венец. А обманутая Лиза осталась с разбитым сердцем. А ведь в свое время сын преуспевающего крестьянина предлагал ей брак, но она отказалась, ведь любила другого. Ее судьба могла бы сложиться иначе, не будь Эраста. Но роковая любовь загнала девушку в тупик: она утопилась.  
  1. Л.Н. Толстой, «Анна Каренина». Познание стран — украшение и пища человеческих умов. И это подтверждает пример Анны Карениной. После скандального ухода из семьи Анна оказалась в изоляции: прежние знакомые и друзья отказались от общения с «падшей женщиной». Поэтому героиня уехала в Италию вместе с Вронским. За границей они узнали много нового и интересного. Анна всерьез увлеклась искусством и чтением. Она повысила уровень эрудиции и стала блестящей собеседницей. Свежие впечатления и новые знакомства отвлекли ее от мрачных мыслей и настроили на позитивный лад. В спокойной обстановке влюбленным никто не мешал строить свою семью и развиваться. Даже Вронский открыл в себе талант живописца. После возвращения из зарубежной поездки Анна блеснула новыми знаниями и покорила даже консервативного Левина, который осуждал ее поступок. Путешествия действительно украсили ее ум.
  2. А. Грин, «Алые паруса». Вера в свое предназначение помогает человеку не сбиваться с пути. Если бы Ассоль пошла на поводу у предрассудков и скептицизма своего окружения, то она бы не дождалась своего капитана. Люди упорно убеждали ее, что предсказание Эгля — всего лишь сказка, и нужно вернуться в реальность, где паруса вовсе не алые. Но Ассоль не сдавалась и мечтала о том, чтобы ее судьба сложилась иначе. И только поэтому Артур услышал вдохновляющую историю о грезах и решил их воплотить в жизнь. Если бы Ассоль перестала верить в себя и свою счастливую звезду, никто не сказал бы капитану о ней. Она ничем бы не выделялась среди других. Вот почему так важно придерживаться своего курса и не позволять другим похоронить свою мечту в руинах сомнений.
  3. А.И. Куприн, «Поединок». Человек «сбился с пути», если чувствует, что находится не на своем месте и делает то, что ему не нравится. Таков, например, главный герой «Поединка». Ромашову не нравится военная служба, ему претит бесконечная муштра без смысла и жалости. Он искренне сочувствует солдатам, с которыми обращаются хуже, чем с животными. Да и успехи у него весьма сомнительные: он хуже всех выступает на смотре и получает выговор. Все указывает на то, что герой ошибся с выбором призвания. У него мягкий характер, чуткая душа, нет достаточно воли и силы, чтобы стать хорошим офицером и построить карьеру. Ему лучше было бы заняться творчеством. А так он стал жертвой местной интриганки и погиб на дуэли с ее мужем. Ромашов не должен был быть в этой части и в этих обстоятельствах, потому что он им не соответствовал, он «сбился с пути».
  4. Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо?». Герои поэмы отправились в странствие по России, чтобы найти счастливого человека. Но в пути крестьяне больше всего времени проводят в беседах с такими же простыми людьми, как они сами. В разговорах они все больше узнают о своем сословии и силе, которая в нем заложена. Они открывают для себя внутренний мир русского народа, его ментальность, обычаи, традиции. Они знакомятся с Власом, Климом, Матреной Тимофеевной, Якимом Нагим. Слушают истории о Савелии, Ермиле Гирине, Якове (холопе), Кудеяре и других людях, которые представляют русский характер и добавляют к нему все новые и новые черты. В путешествии они нашли ответ и на свой исходный вопрос. Счастливцем оказался Гриша Добросклонов, который воспевает силу своих соотечественников и предрекает им большое будущее. Он верит в свою страну, а потому ощущает неподдельное счастье. Вместе с ним путь к процветанию и гармонии с собой нашли и странники. В их внутреннем мире картина мировоззрения прояснилась.
  5. Н.В. Гоголь, «Мертвые души». Куда несется птица-тройка? Этот риторический вопрос задает нам автор «Мертвых душ». А стремится она вперед, к процветанию всего народа и справедливой жизни, наполненной созиданием. И движущей силой России Гоголь считает простых тружеников, которые каждый день обогащают страну своим вкладом в ее развитие. Он с уважением и даже восхищением описывает крестьян Собакевича, которые при жизни проявили большие таланты. А вот самих помещиков автор считает виновниками регресса и отставания страны. Дворяне ничего не делают и ведут паразитический образ жизни, используя подневольный труд других людей. Поэтому вполне логично предположить, что Гоголь видел будущее России в демократических тенденциях: все граждане страны должны иметь равные возможности и права, чтобы у всех был стимул трудиться во благо отчизны.

В творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова Кавказ занимает особое место. В 10-летнем возрасте будущий поэт вместе с бабушкой впервые побывал в этом необыкновенном краю, отдыхая «на водах». Именно на Кавказе юный Лермонтов познакомился с девочкой, к которой испытал первое серьезное чувство. Воспоминания об этом увлечении поэт пронес через всю жизнь.

В следующий раз Лермонтов прибыл на Кавказ уже по долгу военной службы.

Впечатления от местного фольклора, жизни горцев, природы Кавказа легли в основу многих произведений поэта.

История создания

Замысел написания романтического произведения-исповеди, основанного на древних преданиях, созрел у Лермонтова еще в ранней юности.

Об этом поэт сделал запись в своем дневнике: «Написать записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре, кроме священных книг, ничего не читал».

Творческая идея воплотилась в жизнь спустя многие годы – в 1830 году, в поэме «Исповедь». Главный герой произведения – монах, приговоренный к казни из-за любви.

В поэме «Боярин Орша», написанной в 1835-1836 годах, центральным действующим лицом также является воспитанник монастыря.

Но Лермонтов не остановился на этих ранних творческих разработках.

В 1838 году поэт приступил к написанию поэмы «Мцыри».

По мнению историков и литературоведов в основу произведения были положены мотивы одновременно двух историй.

Первую, легенду о юноше и барсе, Лермонтов услышал в свой приезд на Кавказ, будучи еще совсем юным.

Вторая история – это рассказ пожилого монаха, встреченного поэтом в 1837 году на Военно-грузинской дороге. Именно из уст монастырского служки Михаил Юрьевич услышал повествование о непростой судьбе кавказского мальчика, оставленного русским генералом в монастыре в Мцхете.

События, описанные старым монахом и очень впечатлившие Лермонтова, действительно могли случиться в период Военных действий Русской императорской армии, преследовавших цель присоединить горные районы Северного Кавказа в Российской империи.

Талантливо переосмысленные Лермонтовым истории соединились в одно выдающееся романтическое произведение – поэму «Мцыри», опубликованное в 1940 году в единственном прижизненном издании автора «Стихотворения М. Лермонтова».

О чем произведение?

Действие поэмы разворачивается вблизи Мцхеты, древнейшей столицы и духовного центра Грузии. Над городом возвышается старинный монастырь Джвари.

Русский генерал, едущий в Тифлис, решает оставить монахам плененного шестилетнего мальчика, больного и слабого, опасаясь не довезти его до Тифлиса живым.

Чернецы принимают ребенка, окружают его заботой и воспитывают в истинно христианском духе. Мцыри – так теперь зовут мальчишку, не помнит своих родных, поначалу сторонится монахов, но постепенно свыкается с затворнической жизнью в монастыре.

Спустя годы, в один из дней накануне пострига в монахи, шестнадцатилетний юноша исчезает из монастыря.

Через три дня поисков беглеца, найденного неподалеку от Мцхеты, ослабленного и без чувств, приносят в обитель. Придя в себя, юноша не хочет отвечать на вопросы монахов и отказывается от еды. И только старому чернецу, который когда-то выходил его, Мцыри открывает истинную причину своего побега.

Юноша рассказывает о том, что стремился на свободу, в родной аул, в отчий дом.

На воле, в единении с первозданной природой он почувствовал себя счастливым, а дух воли воскресил в нем образы отца и сестер.

Мцыри рассказал старику о том, как прожил три дня вне стен древнего монастыря, который он считает местом своего заточения:

Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил — и жизнь моя

Без этих трех блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей.

Мцыри поведал о своей победе в кровопролитном единоборстве с грозным барсом.

В поисках пути к родному краю юноша бежал, карабкался, полз… Но после трех дней блужданий по горам понял, что, сделав круг, обессилевший, снова выбрался на дорогу, ведущую к приютившему его монастырю.

Отчаяние одолело Мцыри, утратившего в монастырском заточенье инстинкт жизни и природное чутье, способные вывести его к родному дому.

Умирая, юноша просит старого чернеца похоронить его в монастырском саду, откуда виден Кавказ и куда из родного селения могут долететь родная речь и песня горцев.

Жанр и направление

«Мцыри» — образец классической русской романтической поэмы со всеми присущими данному жанру признаками.

В произведении реальный мир отступает перед миром мечты, во имя которой главный герой преодолевает невероятные трудности и препятствия.

Протест, неприятие существующего положения, борьба за свободу и возврат на родину — главная идея романтического героя-бунтаря, к внутреннему миру которого пристально обращено внимание автора.

Исповедальный характер повествования также является романтической особенностью произведения.

Очень важное место в поэме отводится природе, которая выполняет не просто роль живописного фона, а является действенной силой и позволяет Мцыри проявить свое свободолюбие и целеустремленность.

Одним из главных признаков романтического характера поэмы является и обращение поэта к фольклорным мотивам.

Главный герой и его характеристика

В черновике поэма М.Ю. Лермонтова называлась «Бэри». К этому названию поэт сделал уточнение «Бэри, по-грузински: монах». Но главный герой произведения еще не монах, он только готовится им стать, и в 1840 году произведение печатается под названием «Мцыри», что в грузинском языке означает «послушник».

В начале повествования главный герой предстает перед читателем шестилетним мальчиком, ослабленным болезнью, но с уже сильным характером:

Как серна гор, пуглив и дик

И слаб и гибок, как тростник.

Но в нем мучительный недуг

Развил тогда могучий дух

Его отцов.

Оставленный русским генералом в монастыре мальчишка замыкается в себе. Мцыри ощущает себя пленником, вынужденным быть послушным и смиренным.

Образ юноши раскрывается после побега, в исповеди старому монаху.

Оказавшись на воле и почувствовав себя свободным, Мцыри преображается. Юноша приходит в восторг от всего, что встречает на своем пути. Он восхищается необыкновенны могуществом гор, красотой долин, прекрасных садов, прозрачностью ледяных ручьев, сравнивая три дня на свободе с жизнью в монастыре:

Я мало жил, и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог.

Мцыри бесстрашен в стремлении осуществить свою мечту. Он хочет вернуться в родной край, в отчий дом, и его не страшат невзгоды и препятствия.

Юноша не озлобляется после того, как понимает, что не может воплотить свою мечту в жизнь. Умирая, он не собирается никого проклинать.

Считая себя поверженным, Мцыри не раскаивается в совершенном побеге и верит в то, что обязательно станет свободным, вернется в край своего детства и услышит родную речь.

Темы и идея

Тематические линии произведения связаны между собой и образовывают единое художественное целое.

Стремление к свободе – это одна из двух ключевых тем произведения. Речь в поэме идет не столько о свободе физической, сколько о свободе духа и о возможности наслаждаться полнотой жизни:

Давным-давно задумал я

Взглянуть на дальние поля,

Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы.

Любовь к родине, привязанность к родному дому и близким людям – вторая ключевая тема произведения. Маленький мальчик, с детства лишенный родительской любви и заботы, не имеющий возможности видеться со своим отцом и сестрами, всю недолгую жизнь мечтает вернуться в родительский дом. Он утверждает, что эта мечта заставила его бежать, покинуть монастырскую обитель, где к нему относятся с добром и вниманием:

И вспомнил я отцовский дом,

Ущелье наше и кругом

В тени рассыпанный аул;

Мне слышался вечерний гул

Домой бегущих табунов…

Одиночество среди людей – еще одна тема произведения. Мцыри –свободолюбивый бунтарь. Ни хорошее отношение к нему чернецов, ни строгие порядки монашеской крепости не могут удержать его от побега на волю. То, к чему издревле привыкли окружающие и воспитывающие юношу монахи, неприемлемо для него, как неприемлемо для монахов стремление Мцыри к свободе и непреодолимая тяга к родному краю.

Война. О ней в произведении автор упоминает косвенно. Но именно в связи с военными действиями Мцыри в шесть лет оказался у русского генерала, воспитывался в монастыре, бежал…

Тема любви к женщине не слишком развита в произведении. О ней читателю напоминает лишь сцена, где Мцыри с восторгом и удивлением рассматривает молодую грузинку, набирающую воду из ручья.

Идея произведения основывается на мысли о том, что стремление к свободе, желание жить в родном краю, любить своих близких нельзя отнять у человека, даже пребывающего на краю гибели.

Проблематика

Основная проблема поэмы – обретение свободы, без которой невозможна жизнь и развитие личности. Отсутствие свободы может привести к гибели.

Одиночество и непонимание окружающими – также важная проблема произведения.  Мцыри так и не стал своим среди монахов. И только одному из них он открыл свою душу.

Невозможность смириться с устоявшимся, размеренным порядком существования, свободолюбивые мечты и стремление изменить свою жизнь – еще одна проблема произведения.

Чему учит?

Недолгая жизнь главного героя поэмы учит читателей не отступать перед трудностями, быть верными своей мечте, никогда не сдаваться, верить в свои силы, любить родину и своих близких, с уважением относиться к людям, желающим добра.

Критика

Поэма «Мцыри» была с восторгом принята в кругу литературных критиков и современников Лермонтова, напомнив многим байроновских героев.

Особую оценку дал произведению выдающийся русский критик

В.Г. Белинский, сравнивая звучание стиха с ударами меча и восторгаясь главным героем: «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!»

Поэма детально проанализирована многими советскими и русскими литературоведами.

  • Главная
  • Даты
  • Первый — последний
  • ОГЭ. Задание № 2. Синтаксический анализ текста. Теория.Типы сложных предложений.
Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.

ЕГЭ-2020.

Литература. Сочинение в декабре.

Надежда и отчаяние. Материал к сочинению.

Аргумент. М.Ю. Лермонтов. «Мцыри».

Надежда даёт человеку силы, она окрыляет его, вселяет уверенность в то, что всё можно изменить. Герой поэмы М.Ю. Лермонтова  в раннем детстве был захвачен в плен, но оставлен в монастыре, так как был слишком слаб. Судьбу ребёнка решили за него, он должен быть прожить жизнь вдали от близких, любимых людей, лишившись свободы, права выбора своего пути. Но Мцыри не желал смириться с такой участью. Он жил надеждой, что увидит дом, родных, что почувствует себя свободным. Герой  поставил перед собой цели и шёл к их осуществлению. Ему хотелось узнать, «прекрасна ли земля», понять, «для воли иль тюрьмы  На этот свет родимся мы».   Это всё заставило его покинуть стены монастыря. И только там, за его пределами, он понял, что такое жить по-настоящему.

Ты хочешь знать, что делал я  

На воле? Жил!

Пусть жизнь на свободе полна серьёзных испытаний (как мужественно боролся он с барсом и победил его!), но она прекрасна! С какой любовью он смотрел на встретившуюся ему грузинскую девушку! Как мечтал он увидеть близких! Сердце горского юноши бунтовало против несвободы и жило надеждой! В эти минуты отчаяние покинуло героя, он был полон жизни, радовался всему, его восхищала природа Кавказа.

Обняться с бурей был бы рад!
    Глазами тучи я следил,
    Рукою молнии ловил…

Познав свободу, сильная личность уже никогда не смирится с неволей. Герой умирает, так как  жить по-прежнему он уже не в силах. Но умирает счастливым — ведь он познал жизнь, свободу, хоть на три «блаженных» дня, но осуществилась его мечта!

Удивительно, но герой сумел всех простить, не проклинать тех, кто лишил его свободы.

Мцыри испытывал и минуты отчаяния, и минуты надежды. Но именно надежда делала его счастливым, вдохновляла, вела по единственно приемлемому для Мцыри пути – пути к свободе.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

E-mail

Если вам нужно написать сочинение по поэме «Мцыри», то читайте эту статью. В ней вы найдете несколько вариантов для своих творений, презентаций и докладов.

Содержание

  • План к сочинению по теме «Мцыри»: пункты
  • «Мцыри»: вступление к сочинению
  • Сочинение по литературе по плану на тему «Мцыри — романтический герой поэмы М. Ю. Лермонтова»: идея, характеристика образа 8 класс, кратко
  • «Тема свободы в поэме «Мцыри»: написать сочинение-рассуждение про жизнь, мечту
  • Сочинение на тему «Почему Мцыри бежал из монастыря и не достиг родины?»: аргументы
  • «Мцыри» М. Ю. Лермонтова: вывод кратко для сочинения
  • Видео: Краткое содержание — Мцыри

Поэма «Мцыри» досконально изучается в школе на уроках литературы. Учащиеся пишут по этому произведению сочинения, готовят презентации и доклады. Если вам задали написать такой материал в школе, то необходимо сначала прочитать произведение, чтобы знать содержание. Если для этого нет времени, то ниже вы найдете полезную и нужную информацию по этой теме. Читайте далее.

План к сочинению по теме «Мцыри»: пункты

«мцыри»

«Мцыри»

В своем творении М. Ю. Лермонтов говорит об идеях свободы, протеста и мужества. Мало того, что герой вначале был рабом, а после монахом, он еще и отказывается от личного счастья. Об этом говорит сцена с грузинкой у горного потока. Есть и влияние патриотической тематики. В целом, для поэта все эти понятия едины. Подробнее информацию для презентации или доклада вы найдете ниже по тексту. Вот план к сочинению по теме «Мцыри» — пункты:

  1. Бытие Мцыри в качестве пленника
  2. Жизнь и служение Господу
  3. Желание побега и его воплощение
  4. Встреча с диким зверем
  5. Провал затеи и смерть героя

Мцыри жаждет воли. Ведь стены монастыря для него – такое же рабство, как и кандалы. Герою становится тесно в затхлых, аскетичных кельях. Он стремится на свет, к свободе. Эти слова могут служить вступлением к сочинению. Ниже вы найдете еще один вариант предисловия. Читайте далее.

«Мцыри»: вступление к сочинению

«мцыри»

«Мцыри»

Герой осознает, что он жив только вдали от стен храма, только там он свободен, дышит полной грудью. Сам герой описывает это состояние как блаженство. Вот вступление к сочинению по теме «Мцыри»:

Герой поэмы свободолюбив, но он еще и неимоверно силен. Об этом говорит встреча с барсом. Умирает Мцыри как настоящий воин, достойно и безропотно принимая свою участь. Он остается несломленным духовно.

Нетрудно догадаться, что дело тут вовсе не в монахе. Это собирательный образ. Лермонтов показывает, что свободный человек вне всяких рамок и препятствий. Мало того, даже смерть не властна над ним.

Еще один лейтмотив – показать читателю, что мечты далеко не всегда сбываются. Мцыри стремится в родную деревню и почти добрался туда. Однако схватка с хищником, который преградил его дорогу, подорвала его состояние здоровья и оставила тяжкие раны. Если мыслить иносказательно, то барс символизирует преграды, которые могут попасться на жизненном пути, в тот период, когда человек самоотверженно идет к своей мечте, когда он уже практически уверен, что достиг ее.

Сочинение по литературе по плану на тему «Мцыри — романтический герой поэмы М. Ю. Лермонтова»: идея, характеристика образа 8 класс, кратко

«мцыри»: характеристика образа

«Мцыри»: характеристика образа

Поэма выполнена в жанре передового романтизма. Мцыри молод, его кровь кипит. Однако заточение в стенах храма делает из него довольно сдержанного и мрачного человека, что недоволен своим существованием и, во что бы то ни стало, желает изменить его. Вот сочинение по литературе по плану на тему «Мцыри — романтический герой поэмы М. Ю. Лермонтова» — идея и характеристика образа 8 класс, кратко:

Сам факт того, что поэма написана в форме исповеди, придает своеобразный шарм. Кажется, что автор хочет получше раскрыть пред читателем душу героя. Кстати, Мцыри – даже не имя, а прозвище, которое Лермонтов дает персонажу.

С 6 лет молодой человек был пленником русского генерала. Однако позже тот оставил его насильно жить в монастыре. Что же касается возраста героя, конкретных цифр не упоминается, но в тексте он сам не раз говорит, что молод. Соответственно, ему 18-25 лет. Родился и вырос на Кавказе. Отец парня был воином.

Идея поэмы заключается в том, что с детства юноша имеет пламенную душу, он амбициозен и горд. Но более всего на свете герой ценит свободу. Он прожил жизнь, полную горьких мук. Поэтому надеется, что хотя бы в зрелом возрасте сумеет стать счастливым.

В монастырских стенах Мцыри часто скучает по Родине. Герой не женат, не имеет детей. Скорее всего, он дал обет безбрачия. Мцыри никому не сделал зла. Он достаточно добрый, но несчастный человек. Среди монахов ему скучно. Ему куда ближе различного рода битвы и житейские тревоги.

Родных он не видел много лет. Мцыри хороший боец. Рука его достаточно крепка. Мало того, он обладает храбростью.

«Тема свободы в поэме «Мцыри»: написать сочинение-рассуждение про жизнь, мечту

Тема свободы в поэме «мцыри»

Тема свободы в поэме «Мцыри»

Если лишить свободного человека жизни – то он уйдет из этого мира таким же свободным. Следовательно, воля – это то, что внутри человека. Ее невозможно купить либо продать, невозможно отнять. Вот написанное сочинение-рассуждение про жизнь, мечту «Тема свободы в поэме «Мцыри»:

Если заточить свободолюбивого человека в темницу в качестве вечного узника, он оттуда никуда не денется. Но душой он все равно будет на свободе, и подчинить его своей воле не получится.

Что же касается Лермонтова, для него свобода была одним из ключевых идеалов. Так же, как и для Мцыри, жизнь для него – это движение, желательно, вперед. Имеется в виду не только физическая свобода, но и свобода слова и мысли, которая является не менее значимой для человека.

Мечта Мцыри была достаточно проста – он хотел свободной жизни в своем ауле. Учитывая, что в свое время парень сам не выбирал путь монаха, а его заточили в монастыре против воли, желание достаточно объяснимое. Герой мечтает, как попав на Родину, он наконец-то обнимет своих родных и больше никогда с ними не расстанется. Кстати, свободу и его желание прекрасно дополняет природа. Лермонтов достаточно выразительно говорит о грузинских просторах. Природа в данном случае живая.

Обидно, что, являясь хорошим, сильным и смелым человеком, Мцыри не довелось жить так, как ему хотелось бы. В детстве был плен, потом монастырь – по сути, молодой человек никогда и не видел той свободной жизни, о которой мечтает. Увы, его желаниям не дано было осуществиться.

На самом деле, свобода и одиночество всегда идут рука об руку. Вне зависимости от того, в какой стране проживает тот или иной человек, даже среди толпы можно чувствовать одиночество. Как же отличить свободу от одиночества? Наверное, если человек наслаждается тем, что он один – то это свобода. Если данный факт тяготит его – то одиночество.

Что же касается Мцыри, он совершает «бегство в смерть». Кстати, возможно, только лишь уйдя из этого мира, юноша наконец-то почувствовал душевное облегчение и стал счастливым и свободным на том свете.

Сочинение на тему «Почему Мцыри бежал из монастыря и не достиг родины?»: аргументы

Грузинка из поэмы «мцыри»

Грузинка из поэмы «Мцыри»

Еще одна тема, на которую часто в школе задают писать сочинение: «Почему Мцыри бежал из монастыря и не достиг родины?». Вот описание этой темы с аргументами:

Причина, по которой герой бежал из монастыря, достаточно проста. Мцыри устал жить «чужой жизнью». Он не испытывал удовольствия от монашеских будней, он не выбирал эту профессию. Соответственно, жизнь взаперти очень его тяготила. Герой мечтал вернуться на Родину, увидеть свою семью. Потому в один прекрасный день решился на побег.

Примечательно, что бегство из монастыря в данном случае равносильно бегству из тюрьмы. Мцыри желает жить настоящей, яркой, свободной жизнью, а не ютиться до конца жизни в тесной келье. На свободу рвется не только его тела, но и душа.

Выйдя за ворота, герой чуть не потерял сознание от буйства красок и смены образов. Он почувствовал, что его жизнь начинается заново. Кстати, на свободе Мцыри удалось побыть три счастливых дня. Нетрудно догадаться, что это были лучшие дни в его жизни, и последние. Ведь мечта героя так и не осуществилось. Тем не менее, он достиг цели. Мцыри удалось познать настоящее счастье, что возможно только лишь вне стен монастыря. Хоть оно и было кратковременным.

«Мцыри» М. Ю. Лермонтова: вывод кратко для сочинения

«мцыри» м. ю. лермонтова

«Мцыри» М. Ю. Лермонтова

Вывод важен для любого сочинения или презентации. Он должен быть обобщающим и красивым. Вот вывод кратко для сочинения по поэме «Мцыри» М. Ю. Лермонтова:

Стремление к свободе свойственно многим. То же самое касается и мечты. Однако, далеко не все желания сбываются. Тем не менее, для некоторых (таких, как Мцыри) людей три дня, проведенные на свободе, наверняка дороже десятков лет, проведенных в заточении.

Что же касается свободы – это высшее достояние, которое может быть у человека. На нее не должно быть никаких посягательств. А если они и наблюдаются, то личность должна бороться за свою жизнь и за свою свободу, как это делал юноша при схватке с барсом. Жалел ли персонаж о своем побеге? Скорее всего, нет. Ведь то время, которое он провел вдали от стен монастыря, принесло ему настоящее, неподдельное счастье.

Видео: Краткое содержание — Мцыри

Прочитайте по теме:

  • Сочинение «Почему человечество не может отказаться от жестокости?»
  • Сочинение на тему «Нужна ли мечта человеку?»
  • Сочинение на тему «Внутренние качества человека»
  • Сочинение на тему «Какова роль надежды в жизни человека?»
  • Сочинение на тему «Что такое доброта?»

  • Мцыри аргументы для итогового сочинения
  • Мы встречались с тобой на закате блок сочинение
  • Муха цокотуха это сказка или басня
  • Мхи рассказ 3 класс
  • Муха цокотуха сценарий сказки для детского сада