Вот, что я скажу, дружок
Вот, что я скажу, дружок,
Выйди утром на лужок,
Оторви часок покоя
И увидится такое!
Пролетит, за листья тронет,
Не собьётся без дорог,
Рябь на озере нагонит
Легкий сонный ветерок.
На торжественных полянках
Разукрашенные все,
Спят цветы не в бриллиантах,
А в хрустальнейшей росе.
Только солнце станет греть,
Птицы громче станут петь.
Поплывёт венок из песен,
Украшая зелень дня.
Мир проснувшийся чудесен,
Всюду гомон и возня.
Путешествием влекомые,
Улыбаются знакомые
И не знакомые
Насекомые.
Понял ты меня, дружок?
Выйди утром на лужок.
Цветочный разговор
Ах, как озеро блестит,
Как вода сверкает!
Солнце в озере гостит,
Радугой играет.
Не случайно птичий хор
Разлился по шири.
А цветочный разговор,
Будто песен перебор
В ароматном мире.
Два кота
На кровати котик,
Тёпленький животик,
Тёпленькие лапки,
В желтоватой шапке.
Хорошо лентяю,
На житьё не хныкать,
Вовремя хозяину
Лишь бы помурлыкать.
А коту-бродяге,
Что чернее ночи,
Вечно передряги-
Достаётся очень.
По бурьяну рыщет,
Не смыкая веки,
Добывая пищу,
С думой о ночлеге.
Мы, конечно, рады,
Каждый кот не лишний,
Только как-то надо
Изменить их жизни.
Надо бы лентяю
Не чесать ушей,
В собственном сарае
Выловить мышей.
А коту-пролазке,
Очень просто тут,
Хоть немного ласки,
Да простой приют.
Я помню о травах
Я помню о травах,
О малых и рослых.
О травах-забавах,
О травах-вопросах.
О травах в оправах
Жемчужных росинок,
О травах-дубравах
Оранжево-синих.
О травах, гудящих
Шмелями преданий,
О травах, стоящих
У воспоминаний.
О травах, цветущих
Шатрами укрытий,
О травах, ведущих
Полями открытий.
О травах, взошедших
У талого снега,
О травах, нашедших
Себя для разбега.
О сказочных травах
Того малолетства.
Я помню о травах,
Растущих из детства.
Сказка о громах
За далёкой тучей
В облаке густом
Спит — живёт колючий
И гремучий гром.
Спит-храпит ужасно-
Ветры на часах,
Мечутся опасно
Вихри на усах.
А где тучки тающие,
Облака, как домики,
Спят-живут сверкающие
Маленькие громики.
А где небо синее
И где тихо-тихо,
Спит в холодном инее
Мамочка-громиха.
Как проснутся громы-
Аппетит огромный,
Бросятся поспешно
Кушать нежно
Снежный Виноград-Град.
Принесут напиться
Из озёр водицы
И прольют на землю,
Громко говоря.
Долго будет виться
Молния-сестрица,
Покуда не умчится
За моря.
Подгоняя тучи,
Всей семьёй могучей
Поплывут за кручи
В замки из ночей.
Нам оставят чистую,
Яркую, пушистую
Радугу душистую
Солнечных лучей.
Наша Оля молодец
Я работаю не ложкой,
А лопатой и граблями.
Я мощу в саду дорожку,
Да, мощу в саду дорожку
Вместе с папой,
Возле мамы.
Очень рада,
Я не скрою.
Но на грядочке петрушки…
Да, мы рвём себе петрушки —
Вместе с братом и сестрою.
Я стараюсь, помогаю,
Не до шуток и друзей.
Я по лугу собираю,
Да, по лугу собираю
Кур и уток,
И гусей.
А когда на землю ляжет
Луч последний наконец,
Кто-нибудь тихонько скажет,
Кто-нибудь да тихо скажет:
«Наша Оля молодец!»
Шкута Юрий Кириллович
(1939-2021) –
писатель, член Союза писателей России
Родился 19 декабря 1939 года в г. Оренбурге. Окончил Киргизский государственный университет. Работал учителем математики 15 лет. В 30 лет стал кандидатом технических наук. В г. Губкин приехал из Киргизии в 1973 году.
Более 25 лет посвятил науке, автор двух научных монографий, более ста научных статей. С 1973 года работал в научно-исследовательском институте по проблемам КМА им. Л. Д. Шевякова – руководил вычислительным центром, затем лабораторией автоматизированного планирования горных работ. Несколько лет работал заведующим музеем ОАО «Лебединский ГОК».
Наряду с научной деятельностью занимался литературным творчеством. Его стихотворения опубликованы на страницах областных и районных газет. Он выпустил 7 сборников стихов и несколько фотоальбомов, собрал собственную коллекцию, насчитывающую около трехсот минералов Лебединского, Стойленского и Михайловского ГОКов.
Член Союза писателей с 2000 года.
Умер 8 июля 2021 года, похоронен в г. Старый Оскол Белгородской области.
Книги:
Шкута Ю.К. Белый звон. Стихотворения. – Губкин, 1998. КП 7528 | |
Шкута Ю.К. Творчество. – Губкин, Б.и., 1998. КП 374 | |
Шкута Ю.К. Огни рябиновых созвездий. Стихотворения. – Губкин, Б.и., 1999. КП 7530 | |
Шкута Ю.К. Полыхали в небе зори. Стихи. – Губкин, Б.и., 1999. КП 7529 | |
Шкута Ю.К. Века суета. Миниатюры. – Губкин, Б.и., 2000. КП 7531 | |
Шкута Ю.К. Курская битва − слово памяти: историко-поэтическое эссе. – Губкин, Б.и., 2005. КП 5312 | |
Шкута Ю.К. Серебристой кисти взлёт. Стихи. – Губкин, Б.и., 1997. КП 7527. | |
Шкута Ю.К. Страницы жизни грача Яши. – Губкин, 2004 г. Инв. № 1546. | |
Шкута Ю.К. Дивные сказки КМА. Научно-поэтическое эссе. – Белгород, 2008 г. Инв. № 1539. | |
Шкута Ю.К. Краса земля Родной. Стихотворения. – Губкин, 2011 г. Инв. № 1543. | |
Шкута Ю.К. Мир прекрасных сказок дня. – Губкин, ООО Айкью», 2012 г. | |
Шкута Ю.К. Центр искусств – веление времени. – Губкин, 2013 г. Инв. № 1541. | |
Шкута Ю.К. Насекомые с росой знакомые. Серебряная книжка. Том I. –Белгород, Белгородская областная типография, 2015. | |
Шкута Ю.К. Я родился в России. Белгород, 2016 г. Инв. № 1540. | |
Шкута Ю.К. Плен и чудо паутины. Белгород, 2019 г. Инв. № 1881. |
Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лебединская
основная школа»
Седельниковского
муниципального района Омской области
УТВЕРЖДЕНО
решением
педагогического совета
от
________2019г. Протокол № ___
Председатель
_________/О. В. Спорыш/
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
По литературному
чтению на родном (русском) языке
Уровень
образования (класс) – начальное общее образование, 3 класс
Количество часов
– 17 часов из расчета 1 ч в неделю
Учитель – Реук
Татьяна Викторовна
Программа разработана на основе авторской программы для основной общеобразовательной школы (Климановой
Л.Ф., Бойкиной М.В. (Сборник рабочих программ «Школа
России» / Под науч. ред. А.А.
Плешакова. – Изд. « Просвещение», 2011 г.).
Пояснительная записка
Рабочая программа по
литературному чтению на родном (русском) языке составлена на основе
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, примерной программы начального общего образования (Примерные
программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. – 5–е изд.,
перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 400с. – (Стандарты второго поколения), с учетом авторской программы по Литературному чтению,
Климановой Л.Ф., Бойкиной М.В. (Сборник рабочих программ «Школа России» / Под
науч. ред. А.А. Плешакова. – Изд. « Просвещение», 2011 г.).
Рабочая программа ориентирована на
использование УМК «Школа России»:
1. Климанова Л.Ф.,
Голованова М.В, Горецкий В.Г. Литературное чтение. 3 класс, М.: Просвещение,
2017
Программа адресована обучающимся 3 класса с разной мотивацией
к обучению.
Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития
учащихся. Язык по своей специфике и социальной значимости
– явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством
хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной
формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец,
первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого
обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных
предметов. Курс литературного чтения на родном (русском) языке в начальной
школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на
предмет по литературному чтению на родном (русском) языке в основной школе
Цель определяется как развитие личности
ребёнка средствами предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке», а
именно:
– формирование у учащихся
представления о языке как составляющей целостной научной картины мира;
— знаково-символического
и логического мышления на базе основных положений науки о языке
(познавательная цель)
– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель)
В соответствии с этой
целью ставятся задачи:
— формирование
первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного
пространства России, о языке как основе национального самосознания.
— развитие
диалогической и монологической устной и письменной речи на родном
(русском)языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств,
способностей к
творческой
деятельности на родном (русском) языке.
Общая характеристика учебного предмета
Раздел «Круг детского чтения» включает
произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения
классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России
и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все
основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические
произведения.
Программа предусматривает знакомство с книгой
как источником различного вида информации и формирование библиографических
умений.
Раздел «Виды речевой и читательской
деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение
читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел
направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование
коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы
овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических)
приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее
формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения.
Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про
себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно
овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного,
орфоэпическими и интонационными нормами чтения слов и предложений, осваивают
разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и
используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого,
осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию уменияпостигать
смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами
выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать
и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются
умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели
речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному
произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы
диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения.
Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на
основе литературных (фольклорных и классических) произведений.
Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на
предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется
активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный
пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе
с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения на
родном (русском) языке совершенствуется представление о текстах (описание,
рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые
(учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с
содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми
умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана,
различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая
пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной
теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных
жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях
малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся
использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства
(«живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность
и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план
выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и
научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто
познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства.
Слово становитсяобъектом внимания читателя и осмысливается как средство создания
словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и
чувства.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает
приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать
художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При
работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный,
конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления,
возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные
образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает
полноценное восприятие литературного произведения, формирование
нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают
произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования,
инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников.
Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается
интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений
словесного искусства.
Описание места учебного предмета в учебном
плане
В соответствии с учебным планом МБОУ «Лебединская ОШ»
и примерной программой по литературному чтению предмет «Литературное чтение на
родном (русском) языке» изучается в 3 классе 0,5 час в неделю. Общий объём
учебного времени составляет 17 часов.
Описание ценностных ориентиров содержания
учебного предмета
- Ценность природы основывается на общечеловеческой
ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе
– это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и
переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и
бережного отношения к природе через тексты художественных и
научно-популярных произведений литературы. - Ценность красоты и
гармонии –
основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как
виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу. - Ценность истины – это ценность научного познания
как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания
закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность
знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач
образования, в том числе литературного. - Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая
для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного
образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к
семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности. - Ценность труда и
творчества. Труд
– естественное условие человеческой жизни, состояние нормального
человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка
играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами
учебного предмета у ребёнка развиваются организованность,
целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется
ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности. - Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только
гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и
прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение
к многообразию иных культур.
3. Планируемые результаты освоения
учебного предмета, курса
Программа
обеспечивает достижение обучающимися 3 класса следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Личностные
результаты
У обучающегося будут
сформированы:
– внутренняя позиция
школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на
содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего
ученика»;
– широкая
мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные
и внешние мотивы;
– учебно-познавательный
интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
– ориентация на
понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и
самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
– способность к
оценке своей учебной деятельности;
– основы гражданской
идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена
семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и
гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за
общее благополучие;
– ориентация в
нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков
окружающих людей; – знание основных моральных норм и ориентация на их
выполнение;
– развитие этических
чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание
чувств других людей и сопереживание им;
Регулятивные
универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать и
сохранять учебную задачу;
– учитывать
выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
– планировать свои
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том
числе во внутреннем плане;
– учитывать
установленные правила в планировании и контроле способа решения; – осуществлять
итоговый и пошаговый контроль по результату;
– оценивать
правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
соответствия результатов требованиям данной задачи;
– адекватно
воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других
людей; – различать способ и результат действия;
– вносить необходимые
коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета
характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания
нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме
хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном
и иностранном языках.
Обучающийся
получит возможность научиться:
– в сотрудничестве с
учителем ставить новые учебные задачи;
– преобразовывать
практическую задачу в познавательную;
– проявлять
познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– самостоятельно
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
– осуществлять
констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия,
актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
– самостоятельно
оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в
исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные
универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– осуществлять поиск
необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной
литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в
открытом информационном пространстве, в томчисле контролируемом пространстве
сети Интернет;
– осуществлять запись
(фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе
с помощью инструментов ИКТ;
– использовать
знако-восимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и
схемы (включая концептуальные), для решения задач;
– проявлять
познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– строить сообщения в
устной и письменной форме; – осуществлять синтез как составление целого из
частей;
– проводить
сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
– устанавливать
причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– строить
рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах
и связях; – обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для
целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной
связи;
– осуществлять
подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных
признаков и их синтеза;
– устанавливать
аналогии;
– владеть рядом общих
приемов решения задач.
Обучающийся
получит возможность научиться:
– осуществлять
расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети
Интернет;
– осознанно и
произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
– осуществлять выбор
наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий;
– осуществлять
синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя
недостающие компоненты;
– осуществлять
сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций;
– строить логическое
рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные
универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– адекватно
использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения
различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том
числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой
коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного
общения;
– допускать
возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении
и взаимодействии;
– учитывать разные
мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– формулировать
собственное мнение и позицию;
– договариваться и
приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации
столкновения интересов;
– строить понятные
для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
– задавать вопросы;
– контролировать
действия партнера;
– использовать речь
для регуляции своего действия;
– адекватно
использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач,
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающийся
получит возможность научиться:
– учитывать и
координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
– учитывать разные
мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
– аргументировать
свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при
выработке общего решения в совместной деятельности;
– продуктивно
содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех
участников;
– с учетом целей
коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру
необходимую информацию как ориентир для построения действия;
– задавать вопросы,
необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с
партнером;
– осуществлять
взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– адекватно
использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Обучающийся
научится:
– находить в тексте
конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
– понимать
информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте
несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать
явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
– понимать
информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы,
диаграммы;
– понимать текст,
опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру,
выразительные средства текста;
– ориентироваться в
соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Обучающийся
получит возможность научиться:
– использовать
формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной
информации; – работать с несколькими источниками информации; – сопоставлять
информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Обучающийся
научится:
– сопоставлять и
обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию.
Обучающийся
получит возможность научиться:
– делать выписки из
прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования;
– составлять
небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Обучающийся научится:
– на основе имеющихся
знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного,
обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и
находить пути восполнения этих пробелов;
– участвовать в
учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
– сопоставлять
различные точки зрения;
– соотносить позицию
автора с собственной точкой зрения;
– в процессе работы с
одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую)
информацию.
Предметные
универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– формировать
первоначальные научные знания о родном языке как системе и как развивающемся
явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования,
освоить основные единицы и грамматические категории родного языка, позитивному
отношению к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей
культуры и гражданской позиции человека;
– использовать разные
виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
– осознанно
воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать
в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
– достигать
необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности,
общего речевого развития, то есть овладеть техникой чтения вслух и про себя,
элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных,
научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных
литературоведческих понятий;
– понимать родную
(русскую) литературу как одну из основных национально-культурных ценностей
народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой
культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
Обучающийся
получит возможность научиться:
– обогатить активный
и потенциальный словарный запаса, развить культуру владения родным языком в
соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
– относится к
родному языку как хранителю культуры, включится в культурно-языковое поле
своего народа, формировать первоначальные представления о единстве и
многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе
национального самосознания;
– овладеть
первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях
общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для
успешного решения коммуникативных задач;
– овладеть учебными
действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения
познавательных, практических и коммуникативных задач.
– осознанию
коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения
выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать
интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и
получения дополнительной информации.
– осознать
значимость чтения на родном языке для личного развития; формирования
представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических
представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности
в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира;
обеспечение культурной самоидентификации.
4. Содержание учебного предмета, курса
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника,
слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи,
умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения,
определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания,
умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и
художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за
особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся
формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному,
правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать
текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и
интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков
препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов,
передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание
эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться
к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения,
определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про
себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя
(доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее,
ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию,
понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном,
учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих
видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных
произведении, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора
предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения
по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их
озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на
вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по
ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и
иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых
знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания.
Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или
оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой
на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник,
собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники,
словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного
списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование
соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой
Работа с текстом художественного
произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие
выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия
произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного
произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с
точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о
проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов
России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное
воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка
(синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение
эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по
вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных
средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих
героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов.
Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика
героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь.
Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет,
имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста:
подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение
главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего
текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых
слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде
вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе
подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту:
характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих
составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в
тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и
сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций,
эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов.
Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета,
последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебным и
другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с
его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов
(передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных
видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной
мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные
слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста.
Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный
пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании
текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и
справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого
общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического
общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать
вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в
вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению
(художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять
доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с
опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе
общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе
литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение
слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного
запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого
объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на
вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной
выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании.
Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики
научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений
(из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного
искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное
построение плана собственного высказывания. Отбор и использование
выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей
монологического высказывания.
Устное
сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных
линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку
(отражение темы, места действия, характеров героев), использование в
письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в
мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную
тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг
детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с
общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов
(малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные
сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией
А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других
классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с
произведениями современной отечественной (с учётом многонационального
характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших
школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших
школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о
защитниках и подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая,
фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература,
детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов,
произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе,
честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика
(практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью
учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений,
метафор и осмысление их значения.
Первоначальная
ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство
слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой
произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов
рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер),
рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание,
различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их
различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы
(колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание,
различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые,
волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция).
Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре,
наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся
(на
основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой
деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное
словесное рисование, знакомство с различными способами работы с
деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных
связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание
собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии),
репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на
основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные
времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или
письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями,
находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою,
объяснять свой выбор.
Тематическое планирование с указанием
количества часов, отводимых каждой теме
№ п/п |
дата |
факт |
Тема урока |
Количество часов |
Характеристика |
УУД |
УМО |
|||
Русские |
||||||||||
1 |
Русская |
1 |
находить в тексте – понимать |
Личностные: обсуждать с Составлять свою книгу наставлений. |
Учебник, творческая тетрадь, вы ставка книг |
|||||
2 |
Русская народная сказка «Зимовье». |
1 |
||||||||
Времена года |
||||||||||
3 |
Ф.И.Тютчев. «Первый лист», А.А.Фет. «Мир прекрасных сказок дня» |
1 |
на основе имеющихся – участвовать в – сопоставлять – соотносить – в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять |
РЕГ.Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Знать детскую ПОЗ. – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения |
Учебник, творческая тетрадь, вы ставка книг |
|||||
4 |
В.В.Бианки. «Синичкин календарь» В.В.Бианки. «Лесная газета» В.М. Шаповалов «Танюшкино солнышко», |
1 |
Учебник, творческая тетрадь, вы ставка книг |
|||||||
5 |
М.М.Пришвин. «Лягушонок», «Ёж», Ю.И.Макаров. «Лётчик» |
1 |
Учебник, творческая тетрадь, вы ставка книг |
|||||||
Писатели – детям |
текущий |
|||||||||
6 |
Сказки А.С.Пушкина А.С.Пушкин. «Сказка о попе и о работнике |
1 |
– находить в тексте – понимать – понимать – понимать текст, – использовать |
РЕГ.Определять отличи тельные особенности волшебной сказки. Определять, Метапредметные: развивать умение делить текст на части; сравнивать Личностные:обсуждать в паре, груп пе, кто из героев сказки нравится КОМ. – участвовать в диалоге на уроке. ЛИЧ. – оценивать жизненные ситуации и поступки ге роев |
Учебник, творческая тетрадь, вы ставка книг |
|||||
7 |
Басни И.А.Крылова И.А.Крылов. «Квартет», «Волк и журавль». |
1 |
Учебник, творческая тетрадь, вы ставка книг |
|||||||
8 |
Л.Н.Толстой. |
1 |
||||||||
9 |
Произведения К.Г.Паустовского К.Г.Паустовский. «Дремучий медведь» |
1 |
Учебник, творческая тетрадь, вы ставка книг |
|||||||
10 |
Сказки русских писателей А.Н.Толстой. «Золотой ключик, или |
1 |
Учебник, творческая тетрадь, вы ставка книг |
|||||||
11 |
Рассказы К.Д.Ушинского К.Д.Ушинский «Как рубашка в поле |
1 |
||||||||
Стихи и рассказы о |
||||||||||
12 |
Н.Г.Гарин-Михайловский. |
1 |
сопоставлять и – делать выписки из – составлять |
Л. – Оценивать жизненные ситуации и поступки |
||||||
13 |
Стихотворения |
1 |
Учебник, творческая тетрадь, вы ставка книг |
|||||||
14 |
Б.В.Заходер. «Занимательная зоология» Р.И.Карагодина. «У меня надежный друг», |
1 |
Учебник, творческая тетрадь, вы ставка книг |
|||||||
Наша Родина – Россия |
||||||||||
15 |
Стихотворения о |
1 |
Учиться определять сравнения, олицетворения, |
– осознанию коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на |
||||||
16 |
Рассказы о защитниках Родины. Их имена – наша гордость! |
1 |
Учебник, творческая тетрадь, вы ставка книг |
|||||||
Детская периодическая |
||||||||||
17 |
По страницам По страницам |
1 |
Знать детскую периодическую печать. |
Учебник, творческая тетрадь, вы ставка книг |
||||||
6. Материально – техническое обеспечение
образовательного процесса
1. Климанова Л.Ф., Голованова М.В, Горецкий В.Г.
Литературное чтение 3 класс, М.: Просвещение, 2017
2.
Климанова Л. Ф. Уроки литературного чтения: Методическое пособие к учебнику «Литературное
чтение»: 3 класс. – М.: Просвещение, 2014
4.
Кутявина С. В. и др. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс. –
М.: ВАКО, 2017
Технические средства:
1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
2. Персональный компьютер.
3. Интерактивная доска SMARTBOARD
4. Мобильный класс ClassmatePC
Цифровые образовательные
ресурсы, обеспечивающие реализацию программы по литературному чтению на родном
языке
Название цифровых образовательных ресурсов |
Электронный адрес |
Единая коллекция Цифровых |
http://school-collection.edu.ru |
Презентации уроков |
http://nachalka.info/about/193 |
Я иду на урок начальной |
www.festival.1september.ru |
Учебные материалы и словари |
www.km.ru/education |
Я иду на урок начальной |
www.uroki.ru |
Нацпроект «Образование» |
http://mon.gov.ru./proekt/ideology |
Проект |
http://www.ural-chel.ru/guon/inform.htm. |
Сайт «Все для |
http://www.nsc.1september.ru |
Сайт |
http://www.standart.edu.ru |
Сайт ГОУ ДПО |
http://www.ipk74.ru |
Сайт журнала |
http://www.vestnik.edu.ru |
Сайт журнала |
http://www.n—shkola.ru |
Сайт |
http://www.mon.gou..ru |
СОГЛАСОВАНО
Заместитель
директора по УВР
__________
(Е.В. Купцова)
«________» _________ 2019г.
Шкута Юрий Кириллович
19.12.1939 — 08.07.2021
Поэт, фотохудожник, член Союза писателей России.
Юрий Кириллович Шкута родился 19 декабря 1939 года в г. Оренбурге. Окончил Киргизский государственный университет. Работал учителем математики 15 лет. В 30 лет стал кандидатом технических наук. В г. Губкин приехал из Киргизии в 1973 году.
Более 25 лет посвятил науке, автор двух научных монографий, более ста научных статей. С 1973 года работал в научно-исследовательском институте по проблемам КМА им. Л. Д. Шевякова – руководил вычислительным центром, затем лабораторией автоматизированного планирования горных работ. Несколько лет работал заведующим музеем АО «Лебединский ГОК».
Наряду с научной деятельностью занимается литературным творчеством. В 1997 году вышел первый сборник стихов «Серебристой кисти взлёт», затем один за другим: «Белый звон», «Творчество», «Огни рябиновых созвездий», «Полыхали в небе зори», «Века суета».
В 2000 году Юрий Кириллович Шкута стал членом Союза писателей России. Выпустил 22 книги стихов и прозы.
Умер 8 июля 2021 года.
Публикации Ю. К. Шкуты
Белый звон : стихи. – Губкин, 1998. – 38 с.
Губкинский край – Малая родина / А. Кретов; Ю. Шкута . – Белгород : Белгородская областная типография, 2014 – 108 с. – (Моя библиотека XXI века).
Насекомые с росой знакомые. Серебряная книжка. Т.1. 6 / Юрий Шкута . – Белгород : Белгородская областная типография, 2015 – 96 с.. – (Моя библиотека XXI века).
Плен и чудо паутины. Моя библиотека ХХI века. Кн. 2 / Юрий Шкута . – Белгород : Белгородская областная типография, 2019 – 139, [1] с. : цв. фото. – (Серебряная книжка; т. 2) – Библиогр.: с. 140 (22 назв.).
Полыхали в небе зори. Cтихотворения / Юрий Шкута; ил. Н. Курышевой . – Губкин : Губкинская типография, 1999 – 104 с.
Я родился в России / Юрий Кириллович Шкута . – Белгород : Белгородская областная типография, 2016 – 135, [5] с.. – (Листая листья лет: поэтический сборник; т. 1). – (Моя библиотека 21 века).
Курская битва–слово памяти. Историко–поэтическое эссе / Ю. Шкута, В. Горпиняк . – Губкин : Губкинская городская типография, 2010 – 108 с. : ил., фото – Библиография : с. 107 (6 назв.).
Краса земли родной. Стихотворения. 12 / Юрий Шкута . – Губкин : Губкинская типография, 2011 – 56 с.. – (Моя библиотека XXI века) Автограф автора.
Огни рябиновых созвездий. Стихотворения / Ю. Шкута . – Губкин : Лебединский ГОК, 1999 – 110 с.
Центр искусств – веление времени / Юрий Шкута . – Губкин . – Белгород : КОНСТАНТА, 2013 – 56 с.. – (Моя библиотека XXI века).
Дивные сказы КМА. научно–поэтическое эссе / Юрий Шкута . – Белгород : Белгородская областная типография, 2008 – 239, [1] с. : ил.. – (Вчерашнее величие и сегодяшнее восхищение) – Словарь терминов и понятий: с. 232–237 – Библиогр.: с. 238–239.
Серебристой кисти взлет. Стихи / Ю. К.Шкута . – Губкин, 1997 – 35 с.
Мир прекрасных красок дня. Моя библиотека XXI века / Юрий Шкута . – Губкин : ООО «Айкью», 2012 – 108 с. : ил.. – (Моя библиотека XXI века).
Милая Родина, дева-Россия / Юрий Шкута // Роман-журнал XXI век : путеводитель русской литературы. — 2015. — № 2. — С. 61.
Весны косынка ; Памяти павших : стихи // Горняк. – 2000. – 1 мая.
У зари твоё рожденье ; Мотив : стихи // Сельские просторы. – 1998. – 4 апр.
Публикации об Ю. К. Шкуте
Шкута Юрий Кириллович // Календарь знаменательных и памятных дат Белгородской области на 2009 год. – Белгород, 2008. – С. 107–108.
Шкута Юрий Кириллович // Писатели Белогорья : биобиблиогр. справочник. – Белгород, 2001. – С. 222–224.
Шкута Юрий Кириллович // Календарь знаменательных и памятных дат Губкинского городского округа на 2019 год. – Губкин, 2018. – С. 69-70.
Степичева А. Мир прекрасных красок дня / А. Степичева // Новое время. – 2013. – 16 марта. – С. 2.
Муштаева О. Там, где мысль, образ, ассоциации… / О. Муштаева // Белгор. изв. – 2012. – 1 авг.
Елькина Е. Краса земли родной / Е. Елькина // Эфир Губкина. – 2010. – 14 окт. (№ 41).
Кубатина О. Очарованный странник / О.Кубатина // Эфир Губкина. – 2008. – 20 нояб. ( №46). – С.4. : фото.
Шведова И. Мир в калейдоскопе поэзии от Юрия Шкуты / И. Шведова // Наш Белгород. – 2000. – 28 июля. – С. 13.
Шкута Ю. К. «Основную линию я себе найду», говорит поэт, ученый, фотохудожник Юрий Шкута / беседовала Е. Купреева // Зори. – 2000. – 15 февр.
Электронные ресурсы
Ткаченко О. Совместить несовместимое [Электронный ресурс] . – Режим доступа : http://stariyoskol.bezformata.ru/listnews/sovmestit-nesovmestimoe/1766172/. – 15.05.2014 г.
Шкута Ю. ШКУТА Юрий Кириллович [Электронный ресурс] . – Режим доступа :http://nik-lazarev.nm.ru/Writ_Inf/Hkyta.htm. – 2. 05. 2014 г.