Мир сказок у страха глаза велики

                                   МБОУ СОШ 3

                               г. Белореченск

Конспект урока по литературному чтению

 по сказке «У страха глаза велики»

Гуженко Татьяна Васильевна

учитель начальных классов

                                            г.Белореченск

                                               2014 г.

Тема урока: русская народная сказка «У страха глаза велики!»

Цели урока:  формирование навыков работы с текстом художественного произведения.

Планируемые результаты (формирование УУД):

Личностные УУД: проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; выражать положительное отношение к процессу познания; применять правила делового сотрудничества.

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, удерживать цель деятельности до получения ее результата. Осуществлять итоговый контроль деятельности, оценивать результаты деятельности, выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос.

Познавательные : самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, выбирать решение из нескольких предло-женных ,преобразовывать объект: импровизировать, творчески переделывать.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве ,умение работать в паре , в группе, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Оборудование:

             -учебник Л.А. Ефросининой «Литературное чтение 2 кл. І ч»,

            -тетрадь «Литературное чтение» (I ч.),

            -карточки  для определения жанра произведения,

            -видеозапись сказки, аудио запись,

            -карточки с домашним заданием,

            -карточки с названиями героев,

            -карточки с текстом второй части,

            — заготовка для рефлексии,

            — презентация,

            -сигнальные карточки.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Актуализация знаний.  Определение темы урока.

2.1 Определение жанра произведения.

— Мы с вами уже знаем, что такое жанр произведения, как его определить.

— Чтобы узнать с каким жанром художественного произведения мы будем сегодня работать, послушайте песню (звучит мелодия песни «Сказки гуляют по свету»).

На доске записывается слово – «сказка».

— А какая это сказка, когда одни придумали, другой добавил, третий продолжил…? (народная)

-Все народы любят сочинять сказки. Не исключение и наш народ. Сегодня мы познакомимся с сказкой, созданной нашим народом, а значит это будет (русская). ( На доске, по мере ответов детей ,собирается надпись: Русская народная сказка.)

2.2 Работа над эмоциями.

— Прежде , чем узнать как эта сказка называется, нам нужно выполнить несколько упражнений ( развиваем эмоции).

* нахмурьтесь, как осенняя туча

* испугайтесь, как зайчик, увидевший волка

*улыбнитесь, как будто вы получили новую игрушку

*удивитесь, как будто вы первый раз увидели радугу

*заскучайте от скуки.

2.3 Отгадывание название сказки.

—  Я думаю скучать нам сегодня не придется , и мы перейдем к разгадке названия сказки.

-Название состоит из 4 слов. Но вы знаете, что слово может состоять из одной буквы и первое слово именно такое. Можно ответить хором.

1.Я нашёл сучок в лесу,
Он похож на букву …

(У)

— А мы не зря сейчас с вами выполняли упражнения. Следующие слова я буду загадывать одному из вас, а он будет показывать его своей мимикой и жестами.

(Одному из учащихся на ушко шепчется слово, он его загадывает остальным с помощи мимики и жестов.

После разгадывания детьми слов на доске появляется название сказки «У страха глаза велики»).

2.4 Постановка целей и задач урока.

-Ребята, мы с вами уже знакомились с жанрами фольклора.

-Вспомните о каких жанрах мы говорили (басня, песенка, потешка, скороговорка).

-Как вы думаете наше название сказки может подойти к какому- нибудь из перечисленных жанров?  ( к пословице). А пословица нас всегда чему- то учит. Чему же учит нас наша пословица, мы узнаем в конце урока.

— Итак, тему нашего урока мы определили, а теперь давайте подумаем, что мы будем делать на уроке, чему научимся, т. е  определим цель и задачи нашего урока.

( ответы детей).

— Познакомимся со сказкой…

-Будем выразительно читать , делать словарную работу, если встретятся незнакомые слова.

-Работать с текстом , находить в нем ответы, работать в тетради.

— Подводить итоги.

— Вот сколько задач стоит перед нами. Но скажу вам по секрету, что вы сегодня станете участниками настоящего представления и даже актерами.

— Было это или не было,

Только говорят, вот как было…

3. Работа над новым материалом.

3.1  Слушание и просмотр сказки (на интерактивной доске).

3.2 Проверка первичного восприятия сказки.

— Кому понравилась сказка?

-Какой момент сказки вам наиболее запомнился?

-Что вызвало ваш смех?

3.2  Вторичное осмысление восприятия сказки.

— Откройте учебник на стр. 86 и прочитайте первую часть сказки молча, про себя.

3.3 Словарная работа.

 — Значение каких слов вам непонятны?

(Проводится словарная работа ( колодец, колода, наперсточек). Сначала высказывания детей, затем значения слов появляются на слайде.

3.4  Работа по тексту.

-А можно ли узнать по началу произведения, что перед нами сказка?

— Какими словами начинается сказка?

— Как еще может начинаться сказка? ( жили- были, в некотором царстве, случилось это давным давно).

3.5  Работа по тексту, работа в печатной тетради с. 36.

— Как названы в сказке бабушка, внучка, курочка и мышка , и почему?

— Найдите в тексте и прочитайте , какого размера у них были ведра.(№ 5)

-Почему разный размер ведер у героев сказки?

-Найдите в тексте и прочитайте – кто и откуда брал воду.

— Как можно назвать наших героев, соединив слова « вода» и «носить» ? ( водоносы). (№ 2)

— Как плещется вода в ведре у бабушки? (у внучки, курочки, мышки). (№3)

— Как вы думаете, у кого самые короткие и быстрые шаги? ( у мышки)

4. Физминутка.  А давайте мы с вами превратимся в наших героев сказки и немного разомнемся.

3.6.  Работа по тексту.

Чтение второй части сказки вслух (названные дети), все следят

5. Анализ и закрепление темы.

5.1.Фронтальная  работа  над содержанием текста сигнальными карточками.

-А теперь я узнаю, насколько вы были  внимательными  при чтении сказки.

Учитель задает вопрос, дети поднимают карточки ( если ответ «да»- зеленую карточку, если « нет»- красную.)

-Водоносы шли через огород? +

-В огороде росла слива? –

— Под яблонькой сидел зайка?+

-Зайка прыгнул водоносам в руки?-

— Бабушка упала на лавку?+

-Внучка испугалась волка?+

-Мышка испугалась медведя?-

— Мы молодцы?+

5.2 Работа в группах. Подготовка к инсценировке.

-Ребята, а вы хотите побывать в театре прямо сейчас?

— Я знаю как вы любите читать по ролям. Сегодня я предлагаю вам превратиться в артистов театра и зрителей. Но сначала поработаем  в группах. Выберите карточку и на ней вы увидите роль какого героя вам выпало играть). Каждая группа должна подготовить  артиста к выступлению. Перед вам такие задачи: выбрать из членов команды героя. В приготовленном тексте  выделить слова этого героя ( при чтении особое внимание обратите на глаголы , ведь это самые главные помощники при инсценировании действий) ,продумайте как герой будет играть свою роль, ну и конечно  помогите герою надеть костюм) .

— Сегодня в роли автора выступит ….. , она идет ко мне и тоже готовится .

-Итак!

-В какой части сказки есть слова героев?

— Следовательно, мы будем инсценировать вторую часть сказки.

-Итак, мы в театре. Аплодисменты.

5.3  Инсценировка сказки.

6. Подведение итогов.

Проведение с детьми рефлексии урока.

— Вот такая замечательная постановка сказки у нас получилась! Мы с вами знаем  уже два вида сказок.

 Это — волшебные (например « Царевна – лягушка») и сказки о животных ( « Лиса и журавль»).

Давайте определим о чем же рассказывалось в сказке?( О повседневной  жизни). По другому как это можно назвать? (быт). А сказка — бытовая.

 Мы сегодня познакомились с бытовой сказкой  «У страха глаза велики».

  Еще мы определили , что название сказки- это пословица .Вначале урока я говорила, что мы выясним чему же учит нас эта пословица? Так чему? (не поддаваться своим страхам, быть смелым, уметь побеждать свой страх). Если чего- то испугались надо подумать на самом ли деле это так страшно.

— Наш урок подходит к концу.

— Что особенно понравилось?

— Всё ли мы выполнили из того, что намечали в начале урока?

7. Домашнее задание

            -Я предлагаю вам  выбрать карточки с заданием:

            1 карточка – выразительное чтение сказки;

            2 карточка – пересказ;

            3 карточка – сочинить свою бытовую сказку

            Учащиеся выбирают карточки с домашним заданием по своему уровню.

8. Рефлексия

            -Ребята, а теперь, я вам предлагаю показать на шариках понравился ли вам урок            или нет.

            Каждому ребенку раздать небольшой шарик, на котором он в конце урока нарисует     лицо человечка: улыбается – урок понравился, грустит – не понравился, просто полоска – отношение ребенка к уроку нейтральное.

Урок литературного чтения во 2 классе «У страха
глаза   велики» (русская народная сказка)

                          УМК «Начальная школа XXI
века»

            Тема: Русская народная сказка «У страха глаза велики»

       Урок литературного чтения
во 2 классе


Цель урока


Формирование восприятия «бытовой» сказки как особого литературного жанра,
учить видеть скрытый смысл сказок, отрабатывать навык выразительного чтения,
воспитывать волевую саморегуляцию, развивать речевые умения.

Предметные

повторить виды сказок (литературные и народные:  волшебные,
о животных), познакомить с литературоведче­ским понятием «бытовая
сказка», особенностями бытовой сказки.

Метапредметные

Познавательные. Формировать умения ставить задачи,
овладевать учебными навыками, выполнять логические операции, соотнеся пословицы
с текстом произведения.

Регулятивные. Развивать навыки целеполагания, саморефлексии,
самокоррекции. В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи,
удерживать цель деятельности до получения ее результата.

Коммуникативные. Развитие навыков: публичного
выступления, аргументирование собственной точки зрения, понимание собеседника,
передача чувств с помощью вербальных и невербальных средств общения, умение
работать в группе.

Личностные 

Проявление
интереса к жанру сказки. 
Умение оценивать себя и окружающую жизнь при анализе образов, особенностей
поведения героев сказки.
Формирование творческого отношения к процессу выбора и выполнения
задания. 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1 этап

Организационный
момент.  (1 мин)

Литературное
чтение – прекрасный урок
,                                                                          

 Много
полезного в каждой из
строк,                                                                                         

   
Стих это будет иль сказка, рассказ
—                                                                                  

Вы
учите их, а они учат
вас!                                                                           
                        

 — 
Давайте улыбнёмся друг другу,

 поделимся
своим теплом, добротой, хорошим настроением.

Каждый
урок – это урок новых открытий.

Готовы
ли вы к трудностям, не боитесь их?

 Тогда
в путь!

Подготовка к работе.

Настраиваются на работу.

Проверяют готовность рабочего места к уроку.

Учащиеся проверяют наличие учебных принадлежностей,
необходимых к уроку и их расположение

2 этап. Актуализация
опорных знаний

5 мин                                                                         
     

1. Прочитайте предложения  (проектор)

Пуганая
ворона и куста боится.
Не ходи в лес, коли зайца боишься.
Трус собственной тени боится.
Кто дрожит, тот и бежит.

— Прочитайте ещё раз про себя и
подумайте, что это за предложения? (пословицы)
— Что объединяет эти пословицы? (трусость)

Подберите к этому понятию другое
близкое по значению слово.

(если затрудняются, то прочитать
стих

У совы-совищи

Круглые глазищи.

В темноте горят огнём,

Ночью видят всё, как днём!

Неохота,  братцы, мне с совой встречаться!)

-почему? (страшно)

Трусость — страх
— Эти слова похожи, но и отличаются.
—  А чем они отличаются? Кто знает?
—   Вы работаете со словарями, и я тоже нашла в толковом словаре Ожегова
Сергея Ивановича, как он объясняет эти слова. Давайте проверим:

Трус – человек, легко
поддающийся чувству страха. (проектор)

Трусость – поведение труса,
боязливость.
Страх – очень сильный испуг, сильная боязнь.

    
Были ли
у вас случаи, когда вы испытывали страх
? (да, и рассказ детей)

    
Сейчас
я прочитаю вам, что увидел мальчик Петя из сти­
хотворения Самуила Яковлевича Маршака в темноте.

Темноты боится Петя.

 Петя маме говорит:

Можно, мама, спать при
свете?

Пусть всю ночь огонь горит.

Отвечает мама: — Нет!

Щёлк — и выключила свет.

Стало тихо и темно.

Свежий ветер дул в окно.

В темноте увидел Петя

Человека у стены.

Оказалось на рассвете –

Это куртка и штаны.

Рукавами, как руками,

Куртка двигала слегка,

А штаны плясали сами

От ночного ветерка…

В темноте увидел Петя

Ступу с бабою-ягой.

Оказалось на рассвете –

Это печка с кочергой…

    
Представляете,
что можно от страха себе навыдумывать? (много всего, чего нет на самом деле)

    
Сегодня
мы познакомимся с произведением, где герои тоже такого себе навыдумывали…

3 этап Целеполагание 5 мин

Угадайте о
каком жанре мы сегодня с вами будем говорить?

О чём-то скрипит половица
И спице опять не спится, 
Присев на кроватки, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица, 
Меняются звуки и краски
Тихонько скрипит половица
По комнате бродят сказки….
Как вы уже догадались, мы начинаем большой
раздел «Мир сказок»…

— Ребята, а много
ли сказок не свете? (ответы детей).

— Правильно. Попробуйте сосчитать звёзды на
небе, или капли в море, или деревья в лесах… Вот сколько сказок на
свете!

В
мире  много сказок

Грустных
и смешных.

И
прожить на свете

Нам
нельзя без них.

А теперь давайте вспомним всё, что вы
знаете о сказках.

Что такое сказка?

 (Сказка
– это произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных,
фантастических сил).

— Какие  виды  сказок  вы  знаете?  (народные, 
литературные)

— На какие группы делят народные и
литературные:   волшебные,  о  животных .

— Как вы думаете какая у нас сегодня тема
урока? (узнать новый вид сказок)

  А, что вы хотите узнать об этой сказке.

Давайте вспомним план, по которому мы
работаем, когда изучаем новое произведение.

1. О чём это произведение?

2. Кто главные герои ? (план повесить на доску)

3.Какой это вид сказки?

Прочитайте название сказки («У
страха глаза велики»).

Как вы понимание словосочетания
«глаза велики»? (Очень большие глаза.).

Что лежит в основе названия сказки
(пословица)

Предположите, о чем будет сказка?
(Высказывание детей).

Рассмотрите иллюстрацию к сказке,
можем ли мы понять кто является героями?

— Давайте сейчас прочитаем сказку.

Постановка цели и задач урока

Составление плана урока

Читает  учитель  и  хорошо 
читающие  ученики.

4 этап

Открытие «новых
знаний»

Первичное
восприятие   сказки  «У  страха  глаза  велики». 

5-6 мин

    — Понравилась
ли вам сказка?

— Какие  картинки
вы представили перед собой, когда слушали сказку?

– было ли вам
страшно?

— Что вас больше
всего рассмешило в сказке?

2.  Учащиеся читают самостоятельно
сказку.

3.  Словарная работа ( колода,
напёрсток, схоронились, колодец)

Какие непонятные слова встретились в тексте?

Кто из вас знает значение слов
«колода» и «колодец»?

Определим по толковому словарю, по
интернету или спросим у кого-нибудь. 

Прочтите значение слов.

(Колода – короткое толстое
бревно, в котором делается углубление для воды

Колодец – глубокая яма с отвесными
укрепленными стенками, служащая для добывания воды из водоносных слоев земли

Наперсток — металлический колпачок,
надеваемый на палец при шитье для предохранения от укола иголкой.

Вторичное осмысление восприятия
сказки. Работа в группах.

5мин

— А можно ли узнать
по началу произведения, что перед нами сказка?

— Какими словами
начинается сказка? (жили- были)

— Как еще может
начинаться сказка? (в некотором царстве, случилось это давным-давно).

Есть ли автор у
этой сказки? Какая это сказка? (народная)

— Кто главные
герои сказки? (бабушка, внучка, курочка, мышка). Следующая  работа у нас
будет в группах.  Мы с вами вместе составим вот такую таблицу. Каждая группа
будет выполнять свое задание. Чем мы будем пользоваться при выполнении этого
задания? (учебником). Время работы 2 минутки.

 Составление
таблицы «Характеристика героев сказки».

Герой

1.Как
названы герои?

2.Размер
вёдер

3.Откуда
брали воду?

4.Кого
боялись?

Бабушка

Старушка

Большие

Из колодца

Медведище

Внучка

Толстушка

Поменьше

Из колоды

Волк

Курочка

Клохтушка

С огурчик

Из лужицы

Лиса

Мышка

Норушка

С напёрсточек

Из следа

Котище

1.     
Проверка. 
Чем занимались наши герои? (носили воду)

Как можно назвать наших героев,
соединив слова «вода» и «носить»? (Водоносы.).

            Обратим внимание на
размер вёдер у водоносов.

  1. Какой размер ведер был у героев?
  2. Найдите в тексте ответ на вопрос:
    откуда брали воду наши герои?
  3. Кого
    испугались герои?

Оцените на листочках работу
вашей  группы. Садитесь на места.

     Рассмотрите картинку на
стр.27 и зачитайте отрывок, который относится к этой картинке.

     В тексте есть ещё один герой
– это заяц. Что привиделось зайке? Почему зайке привиделись именно
охотники?

     Прочитайте в тексте
предложение, в котором объясняется поведение наших героев. («у страха глаза
велики: чего нет, и то видят»)

— Как вы
понимаете эту пословицу? (от страха человек может представить даже то, что на
самом деле нет

Работа с текстом в группах

Оценивание работы группы

Работа с иллюстрацией и текстом
учебника

5 этап Физкультминутка
1 мин

Вот так
яблоко!

(Встали.)

Оно

(Руки
в стороны.)

Соку
сладкого полно.

(Руки
на пояс.)

Руку
протяните,

(Протянули
руки вперед.)

Яблоко
сорвите.

(Руки
вверх.)

Стал
ветер веточку качать,

(Качаем
вверху руками.)

Трудно
яблоко достать.

(Подтянулись.)

Подпрыгну,
руку протяну

(Подпрыгнули.)

И быстро
яблоко сорву!

(Хлопок
в ладоши над головой.)

Вот так
яблоко!

(Встали.)

Оно

(Руки
в стороны.)

Соку
сладкого полно.

(Руки
на пояс.)

Речевая разминка

2 мин

Упражнения:

 а)
вдох носом, выдох через рот; вдох, задержка дыхания, выдох; вдох, выдох по
порциям.

б)
кончиком языка упритесь в щёку и
растяните её, а затем другую. Давайте пожуём мягкую конфетку и проглотим
её.                                                                                                          
                 Упритесь кончиком языка  в верхнюю губу, а затем – в нижнюю.
Для снятия напряжения сделайте жевательные
движения.                                         

в) Самолеты взлетают: у-у-у
машины едут: ж-ж-ж
лошади поскакали: цок-цок-цок
рядом ползет змея: ш-ш-ш
муха бьется в стекло: з-з-з-з

г) Отработка навыка
чтения                                                                                                         

              Как 
на  горке,  на  пригорке  жили —  были  три    Егорки
…..          

– читаем тихо,
громче, громко (убыстряя)

 Объяснение
нового материала. Моделирование обложки:


Ребята, изучая каждое произведение мы составляем к нему обложку.

Я
предлагаю вам сделать обложку к нашей сказке.

Всё
ли у вас получилось?  проверка  (ответы)

Проверяем.

Вспомните
что мы определили для себя (узнать новый вид сказки)

Так
вот сегодня, ребята, мы познакомились с новым видом сказок, который
называется бытовые сказки.

-Прочитайте
определение в учебнике «бытовая сказка» (стр81)

Кто чаще всего является героями бытовых
сказок? (люди, дети)

— о чём это сказка? (о приключениях)

 Каким цветом будем закрашивать кружок?
(синим)

Работа
по учебнику с понятием «бытовая сказка»

6 этап 

Обобщение и
систематизация знаний (итог урока)

4 мин

Ребята,
как вы думаете решили ли мы нашу учебную задачу? Вспомните наш план урока.

  1. О чём это произведение?

— Какова главная мысль этой сказки?
(трусливый человек может увидеть то, чего на самом деле нет)     

— В каких случаях мы говорим: «У страха
глаза велики»?

— Как вы думаете, зачем люди придумали сказку «У
страха глаза велики»? (Чтобы показать, насколько смешными выглядят
трусоватые люди).

— Подумайте, трусость – это, какая черта в людях?
(Плохая, отрицательная).

Подберите противоположные по смыслу слова. (Смелость,
храбрость, мужество).

Чему учит сказка «У страха глаза велики»? (Быть
смелыми, уметь побеждать страх).

  1. Кто главные герои ? (план повесить на доску)

3.Какой
это вид сказки

Для этого проведём
игру «Да -нет».

1. В сказках есть
волшебство.+

2. В сказке
происходит то же, что и в  жизни.-

3. В сказках
животные разговаривают.+

4. В бытовой сказке
героями являются люди +

5. Баба-Яга 
сказочный герой.+

6. В бытовой сказке
людям помогают чудеса –

7. вы молодцы? +

Водоносы шли через
огород? +

-В огороде росла
слива? –

— Под яблонькой
сидел зайка?+

-Зайка прыгнул
водоносам в руки?-

— Бабушка упала на
лавку?+

-Внучка испугалась
волка?+

-Мышка испугалась
медведя?-

— Мы молодцы?+

Ребята,
я подготовила для вас выставку книг с бытовыми сказками и слайд примеров
таких сказок. Думаю, что для вас будет открытием, что, к примеру известные
вам сказки «Курочка Ряба» и «Репка» — это бытовые сказки. Я очень надеюсь,
что они будут для вас интересными и вы пополните свои читательские дневники и
добавите ещё одну обложку в нашей  классной книге.

7 этап

 Рефлексия

1мин

Нарисуйте смайлик
«Своё отношение к сказке»

Ставят в тетрадке смайлик

8 этап

Домашнее задание

1 мин


предлагаю вам  выбрать карточки с заданием:

1
карточка – выполнение заданий в рабочей тетрадке

2
карточка – выразительное чтение сказки;

3
карточка – сочинить свою бытовую сказку

Учащиеся
выбирают карточки с домашним заданием по своему уровню.

Дифференцированное задание по выбору учащихся

3. Работа над выразительностью чтения

5 мин

Давайте вместе
поработаем над этим эпизодом сказки. Поучимся читать текст выразительно.

Найдите в тексте
абзац, где наши водоносы идут с целыми вёдрами домой.

Перечитайте про
себя текст. Мысленно представьте героев сказки с ведрами.

С какой
интонацией мы прочитаем предложение «Назад идут»? (Спокойно, интонация
сообщения
).

—      Какие звуки издавали вёдра?

—     
Зачем
понадобилось рассказчику использовать такие не­
обычные слова: «трё-ё-х,
плё-ё-х, трёх-трёх-трёх, плёх-
плёх-плёх». ( показать как  идут герои)

     Давайте
посмотрим, как звучат эти слова.

—  Сколько
колыханий воды в ведре у бабушки? (Два)

Как
плещется вода в ведре у бабушки? (Медленно колышется).

Почему?
(Ведро большое, бабушка-старушка идет медленно).

Прочитайте предложение о внучке.

Сколько
колыханий воды в ведре у внучки? (Три)

Как
идет внучка по сравнению с бабушкой? (Быстрее и чаще делает шаги).

Прочитайте предложение о курочке.

Сколько
колыханий воды в её ведре? (Четыре)

Почему?
(Шаги короче и чаще)

Прочитайте предложение о мышке.

Сколько
колыханий воды в её ведёрке? (Шесть)

Как
будет читать это предложение? (быстро)

Сейчас
будем работать с текстом на карточках: проставлять паузы и определять
логическое ударение — подчеркивать слова, которые будем выделять голосом при
чтении.

Как
обозначаем паузы? (Ответы детей)

Вертикальная
черта I — малая пауза, ставится на запятых, про себя можно
произнести «раз». Две вертикальных черты II – большая пауза,
ставится на тире, точке, восклицательном и вопросительном знаке. Про себя
можно сосчитать «раз, два».

Самостоятельная
работа

Обозначить
паузы, подчеркнуть слова, которые будем выделять голосом.

Проверьте
правильность выполнения задания, оцените на листочке свою работу. Сравнив
свою карточку с карточкой на экране

http://festival.1september.ru/articles/606638/img6.gif

Выразительное
чтение учащихся. Оцените своих одноклассников, как они прочитали соблюдали ли
паузы, выделяли ли голосом слова?

САМОАНАЛИЗ УРОКА

Абрасёвой Оксаны Анатольевны,
учителя начальных классов НОШ-д/с №9

Класс: 2
Тема урока: _Русская народная сказка «У страха глаза велики».

Тип урока и его структура: урок открытия новых
знаний.

Данный урок изучается в классе по программе «Начальная школа XXI века» в разделе «Мир сказок». Всего на раздел выделяется 6 ч. Это первый
урок.

Тип урока: открытие новых знаний

Цель
урока

Формирование
восприятия «бытовой» сказки как особого литературного жанра, учить видеть
скрытый смысл сказок, отрабатывать навык выразительного чтения, воспитывать
волевую саморегуляцию, развивать речевые умения.

Предметные

повторить виды сказок (литературные и народные:  волшебные, о
животных), познакомить с литературоведче­ским понятием «бытовая
сказка», особенностями бытовой сказки.

Задачи урока:

1.    
Актуализировать
знания обучающихся
о жанре
сказки.

2.    
Создать
проблемную ситуацию и способствовать её решению обучающимся.

3.    
Помочь обучающимся
в установлении вывода при решении проблемы.

4.    
Научить
распознавать бытовые сказки.

5.    
Организовать
самооценивание обучающимися работы на уроке.

Метапредметные

Познавательные. Формировать умения ставить задачи, овладевать
учебными навыками, выполнять логические операции, соотнеся пословицы с текстом
произведения.
Регулятивные. Развивать навыки целеполагания, саморефлексии,
самокоррекции.
Коммуникативные. Развитие навыков: публичного
выступления, аргументирование собственной точки зрения, понимание собеседника,
передача чувств с помощью вербальных и невербальных средств общения, умение
работать в группе.

Личностные 

Проявление интереса к жанру сказки. 
Умение оценивать себя и окружающую жизнь при анализе образов, особенностей
поведения героев сказки.
Формирование творческого отношения к процессу выбора и выполнения
задания. 

Оборудование к
уроку:
учебник
«Литературное чтение» 2 класс (авт. Л.А.Ефросинина), печатная тетрадь.

Эта тема
очень ярко воспринимается учениками, так как восприятие и осмысление основано
на субъективном опыте учащихся

Решение
образовательных задач урока соответствует требованиям программы по
литературному чтению для 2 класса начальной школы.

На  уроке литературного чтения
(как и на всех уроках по программе «Начальная школа 21 век») присутствуют три
вида учебного материала:

• текст для отработки навыка
чтения и формирования различных читательских умений;

• произведения, развивающие
воображение и мышление младших школьников, а также способствующие их
нравственному воспитанию и формированию читательских умений;

• произведения и
детские книги для самостоятельного чтения, позволяющие отрабатывать умение
читать «про себя», развивать читательскую самостоятельность и накапливать
читательский опыт.

  
Структура урока соответствует логике проведения заявленного типа урока

1 этап
Организационный момент.

Проверка готовности учащихся.  Самоконтроль готовности к уроку. Реакция на
учителя, внимание. Чтение стихотворения учителем.

2 этап.
Актуализация опорных знаний
.
В начале урока целенаправленно была создана атмосфера заинтересованного
изучения нового материала. На этом этапе задачей было создание мотивации
обучения. Вспомнить известные знания  о сказках. Свободное владение материалом,
введенным на предыдущих уроках.

3 этап Целеполагание. Создание проблемной ситуации. Определение
учащимися  темы урока, постановки цели,  плана  учебных действий. Традиционно в
своей работе я использую развивающие приемы подведения к формулированию темы
урока. С этой целью на данном уроке был использован подводящий проблемный
диалог. Антиципация чтения сказки.  Самостоятельное определение учащимися
смысловой направленности текста по заголовку текста, выделение главных героев 
по иллюстрации.

4 этап. Открытие «новых знаний». 1  подэтап – первичное восприятие текста. Выбор способа выявления
первичного восприятия (фиксация первичных впечатлений) через подготовленные
вопросы. С помощью презентации (наглядности) объясненила детям  лексических значений
слов, которые использовал автор в тексте.2 подэтап –вторичное восприятие текста.
Групповая работа с текстом по характеристике героев. Использовалось выборочное
чтение.

Для включения каждого ребенка в активный познавательный
процесс и формирования специальных читательских умений я использовала метод
моделирования — введение системы «заместителя» (условных обозначений) жанра,
темы, а также составление модели обложки.

5
этап. Физкультминутка. Речевая разминка
. Включены
здоровьесберегающие технологии, работа с речевым аппаратом

6 этап
Обобщение и систематизация знаний (итог урока).
Подведение итогов урока. Решили ли
учащиеся учебную задачу, обращение к плану урока (Регулятивные (удержание цели
и задач  урока)

7 этап Рефлексия. Уметь оценивать свою работу на уроке
8 этапа Домашнее задание.
Дифференцированный и индивидуальный характер домашнего задания,
учет деятельности учащихся на уроке, их способностей и возможностей.

На уроке были использованы методы по виду источника информации:

словесные (беседа на этапе самоопределения, при подготовке к акт.
познав. деятельности, при анализе эпизодов, на этапе рефлексии, когда делали
выводы, чему учит нас сказка.)

наглядные (при подготовке к активной познавательной деятельности, при
выводах урока, на основном этапе — как сопровождение)

практические (работа с таблицей и учебником, по выделению)

С целью формирования интереса к учению   использована познавательная
игра, эмоциональное стимулирование (чтение стихотворения). Использовался метод
контроля (при самопроверке) и самоконтроля.

Развитие умения извлекать информацию из текстов обеспечивала технология
продуктивного чтения, которая состоит из 3 этапов:

1. Работа с текстом до чтения

2. Работа с текстом во время чтения

3. Работа с текстом после чтения

Формы познавательной деятельности: групповая (работа парами), общеклассная,
индивидуальная.

Задействованы на уроке наглядные, технические, дидактические средства
обучения.

Все эти методы, формы и средства помогали осуществлению триединой
дидактической задачи.

Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке,
были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении
всего урока.

Требования
к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных
технологий, поэтому была создана компьютерная презентация. Использование на
уроке компьютерной технологии дало возможность для целостного восприятия детьми
нового материала, для повышения мотивации учащихся. При составлении
компьютерной презентации соблюдала требования к ее оформлению.

    Были: физкультурные
паузы, игровые моменты

С воспитательной точки зрения урок способствовал формированию у детей
интереса к чтению произведений, положительному отношению к людям и окружающему
миру.

Урок поставленных задач достиг. Все этапы взаимосвязаны между собой.

Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная
форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной.
Были соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культура
общения «учитель — ученик», и рефлексия урока показала яркое эмоциональное восприятие
нового материала.

         Уровень самостоятельного мышления школьников, их
познавательную активность, уровень усвоения и первичного закрепления нового
материала я оцениваю, как хороший. На мой взгляд, этот урок послужит толчком,
опорой для дальнейшей познавательной деятельности учеников. Заявленные в начале
урока цель и задачи реализованы в полном объеме

Герой

1.Как названы
герои?

2.Размер вёдер

3.Откуда
брали воду?

4.Кого
боялись?

Бабушка

Герой

1.Как названы
герои?

2.Размер вёдер

3.Откуда
брали воду?

4.Кого
боялись?

Внучка

Герой

1.Как названы
герои?

2.Размер вёдер

3.Откуда
брали воду?

4.Кого
боялись?

Курочка

Герой

1.Как названы
герои?

2.Размер вёдер

3.Откуда
брали воду?

4.Кого
боялись?

Мышка

Муниципальное
бюджетное общеобразовательное

учреждение
— лицей № 10 города Белгорода

«Начальная
школа
XXI
века»

2
класс

Литературное
чтение

Русская
народная сказка

«У
страха глаза велики»

Подготовила

учитель
начальных классов

высшей
квалификационной категории

Перекупенко
Лиана Григорьевна

Белгород

«Начальная
школа ХХI века»

Программа
«
Литературное
чтение»
1-4
класс, автор
Л.
А. Ефросинина, М. И. Оморокова.- М.:
Вентана-Граф, 2011.

Л.А.Ефросинина
Литературное чтение: 2 класс: учебник.

М.:
Вентана-Граф, 2011.

Целевое
назначение урока:

Первичное
усвоение новых знаний и способов учебных
действий.

Развитие
восприятия художественного произведения.

Тип урока:

Урок первичного
предъявления новых знаний и способов
учебных действий

Планируемые
результаты

Предметные

— Научиться
использовать в речи литературоведческие
понятия (произведение, заголовок,
название произведения, жанр произведения).

— Получить
возможность научиться сравнивать разные
виды сказок.

Метапредметные
результаты (универсальные учебные
действия)

Познавательные

Формировать
общеучебное
умение осуществлять подведение под
понятие на основе распознавания объектов,
выделение существенных признаков и их
синтеза.

— Осуществлять
рефлексию способов и условий действий.

— Воспроизводить
по памяти информацию, необходимую для
решения учебной задачи, высказывать
предположения.

— Обсуждать
проблемные
вопросы.

Регулятивные

— Формулировать
и удерживать учебную задачу и цель
деятельности до получения её результата.

— Планировать
решение учебной задачи.

— Выстраивать
последовательность необходимых операций.

— Оценивать
правильность выбора языковых и неязыковых
средств устного общения на уроке.

— Осуществлять
итоговый контроль собственной деятельности
по результатам выполнения задания.

Коммуникативные

— Определять
общую цель и пути её достижения.

— Составлять
небольшие устные монологические
высказывания.

— Воспринимать
текст с учётом поставленной учебной
задачи, находить в тексте информацию,
необходимую для решения.

— Взаимодействовать
(сотрудничать) с соседом по парте, в
группе.

— Обращаться
за помощью, формулировать свои затруднения.

— Строить
понятное для слушателей высказывание,
задавать уточняющие вопросы, формулировать
простые выводы.

— Соблюдать
грамматические нормы речи.

Урок
№ 21

Тема
урока «Русская народная сказка «У страха
глаза велики»»

Цель:
создание
условий для восприятия сказки, выражение
своей точки зрения, определение темы,
жанра, главной мысли прослушанного или
прочитанного произведения.

Учебные
задачи
:

1. Создать
ситуацию, при которой возникает
необходимость
формулировать
проблему, предлагать пути ее решения
для
получения
новых знаний
.

2. Обеспечить
развитие у школьников умения выделять
узловые моменты своей деятельности
как части целого.

3. Создать
условия для развития у обучающихся
умения структурировать информацию.

4. Обучать
контролировать свою деятельность:
обнаруживать и исправлять ошибки.

Учебно
— методическое обеспечение


Ефросинина Л. А
.
Литературное чтение: 2 класс: учебник
для учащихся общеобразовательных
учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2011.


Ефросинина. Л. А.

Литературное
чтение: 2 класс: рабочая тетрадь для
учащихся общеобразовательных
учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2012.

Литературное
чтение: 2 класс: методическое пособие/

Л. А. Ефросинина

М.: Вентана-Граф, 2012.


Оморокова М.И. Основы обучения чтению
младших школьников: Учебное пособие
для студентов педагогических
вузов.-М.:Вентана-Граф, 2005.

Дидактический
материал для организации индивидуальной
и групповой работы


Иллюстрации к сказкам.


Карточки с условными обозначениями.


Карточки с дифференцированным заданием
для работы в группах и в парах.


Опорные слова (этапы сказки)


Карточки с пословицами.


Словари.


Карточки для контроля деятельности.

Ход
урока:

  1. Организационно
    – мотивационный этап.

Цель:
организовать направленное внимание на
начало урока.

У.:

Покажите, что вы прочитали с помощью
этого знака. (Начало урока
)

II. Постановка
цели урока.

Цель:
сформировать
представления детей о том, что нового
они узнают на уроке, чему научатся.

У.:
По
содержанию учебника прочитайте тему
нашего урока на странице 86. (Русская
народная сказка «У страха глаза велики»)

Найдите
эту страницу, заложите стикер, не
закрывайте учебник. На какой странице
этот урок в рабочей тетради? (стр. 36)
Заложите стикер, отложите на край парты.


Характерной чертой какого литературного
жанра является употребление в тексте
сочетания «жили-были?» (Такое сочетание
относится к жанру — сказка).


Прочитайте к какому разделу относится
сегодняшнее произведение? (Мир сказок)

Работа
в группах. (Условный знак)


Работаем в группах. Давайте ещё раз
прочитаем название нашего произведения.
Опираясь на тему урока, постарайтесь
сформулировать цель, задачи и определить
тип урока.


Молодцы, итак, цель урока: познакомиться
с новой русской народной сказкой. Задачи:
учиться определять жанр, доказывать
правильность своего выбора, тему и
основную мысль произведения. Тип урока:
изучаем новое.

Работа
в группах.

В
достижении цели нам будут помогать
опорные слова (этапы) произведения,
работая в группах, вы попробуйте выстроить
последовательность этапов работы над
произведением:

Зачин

Завязка

События

Кульминация

Развязка

III.
Актуализация знаний.

Цель:
отрабатывать умение сравнивать,
анализировать

1.
— Сказка в наши дни не потеряла своего
значения, она многому учит, к ней хочется
обращаться в любом возрасте.


Назовите литературные признаки жанра
«сказка»?

(-реальные
и нереальные герои, фантастические
образы: Баба-Яга, Кощей Бессмертный;

-волшебные
предметы: скатерть-самобранка,
ковёр-самолёт;

-наличие
постоянных выражений-эпитетов: добрый
молодец, красна девица;

-особое
начало: жили-были, в некотором царстве,
в некотором государстве;

-наличие
присказок, зачинов, концовок: и я там
был, мёд-пиво пил; по губам текло, а в рот
не попало;


наличие в сказке уменьшительно-ласкательных
форм: сестрица Алёнушка, братец Иванушка;


наличие главной идеи: добро побеждает
зло).

2.
— Для того, чтобы повторить сказки,
которые вы уже читали, воспользуемся
помощью наших конвертов с заданиями.
Каждая группа выберет себе конверт с
вопросом. Вы можете взять конверт на
выбор, но знайте – в красном конверте
вопросы повышенной сложности, в жёлтом
– средней степени сложности, а в зелёном
– лёгкие, несложные вопросы.

Работа
в группах.

Лидеры
групп по жребию выбирают конверты с
вопросами.

Красный
конверт:

По
иллюстрации отгадать название сказок,
определить, что их объединяет. (Подобраны
русские народные сказки)

Красный
конверт:

По
иллюстрации отгадать название сказок,
определить, что их объединяет. (Подобраны
авторские сказки А.С.Пушкина)

Жёлтый
конверт:

Угадайте
героя по реплике, назовите сказку:


«…высоко сижу – далеко гляжу» (Маша из
сказки «Маша и медведь»)


«…ловись рыбка большая и маленькая»
(Волк из сказки «Лисичка-сестричка и
Серый Волк»)


«…речка-реченька, укрой меня! (Сестрица
Алёнушка из сказки «Гуси-лебеди»)

Жёлтый
конверт:


«…Жучка, иди тянуть» (Внучка из сказки
«Репка»)


«…слышим, слышим, да не матушкин это
голос» (Козлята из сказки «Семеро
козлят»)


«…я от дедушки ушёл» (Колобок из сказки
«Колобок»)

Зелёный
конверт:

Расшифруй
название сказки:

5

2

1

8

10

9

3

4

7

6

у

н

с

ч

а

к

е

г

о

р

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

(Снегурочка)

Зелёный
конверт:

Расшифруй
название сказки:

3

6

5

2

1

7

4

р

о

м

е

т

к

е

(Теремок)

Словесная
характеристика результатов действий
группы.

Итог:
молодцы,
вы готовы для знакомства с новой сказкой.

3.
— Какие виды сказок вы знаете?

Строят
схему на доске.

Виды

сказок

Народные
и литературные

волшебные
о животных ?

На
доске собирается схема.

IV.
Первичное восприятие и усвоение нового
теоретического учебного материала
(правил, понятий, алгоритмов)

Цель:
познакомить
с произведением «У страха глаза велики»

1.
Первичное знакомство
со
сказкой.


Какие сказки бывают ещё, мы сможем
узнать, познакомившись с русской
народной сказкой «У страха глаза велики».
Будем использовать приём комбинированного
чтения.

Комбинированное
чтение сказки учителем и подготовленными
учениками.

2.Выявление
первичного восприятия произведения.


Поднимите руки, кому понравилось это
произведение?


Что вас больше всего рассмешило?

3.Словарная
работа.


О чём говорит первое условное обозначение
после сказки? (Словарь. Прочитай объяснение
непонятных слов).


Какие непонятные слова встретились в
сказке?

(Колода
– большое корыто для воды.

Колодец
– укрепленная срубом, узкая, глубокая
яма для получения воды.
Наперсток
– колпачок надеваемый на палец при
шитье.

V.
Применение теоретических положений в
условиях выполнения упражнений и решения
УЗ.

Цель:
Формирование способа деятельности.

Анализ
сказки.

1.

О чём говорит условное обозначение
после словаря? (Ответь на вопросы.
Прочитай. Расскажи. Докажи. Объясни.)


Прочитаем хором первый вопрос. (Что
является заголовком сказки? Пословица.)

-Докажите
жанровую принадлежность произведения.
Какие слова подтверждают, что это сказка?
(Жили-были…)


Прочитайте хором второй вопрос в
учебнике. (Прочитай первую часть сказки.
Как названы бабушка, внучка, курочка и
мышка? Найди ответы в тексте.)

Наличие
в сказке уменьшительно-ласкательных
форм слов, является и это доказательством
того, что это сказка? (
Находят
в тексте.
)

На доске
обратиться к схеме:
Зачин

2.

Отложите вперёд учебник, откройте с
помощью стикера тетради на странице
36, прочитайте первое задание. (Запишите
первое предложение. О каких героях
говорится? Подчеркни.)

— Кто может
пересказать первое задание? Откуда
будете списывать первое предложение?

— Как вы
считаете, почему бабушку звали старушка?
Внучку – толстушкой? Курочку – клохтушкой?
А мышку – норушкой?

— Прочитайте
второй вопрос в тетради. (Объясни слово.
Кто такие водоносы?)

— Прочитайте
третий вопрос в учебнике. (Прочитай
абзац, в котором описано, как водоносы
несли воду.)

— Какие слова
показывают, что у них была вода в вёдрах?
(Трёх-трёх-трёх)

— Прочитайте
задание 3* в тетради. (Допиши предложение
словами из текста) Я вам предлагаю
записать одно предложение на выбор.

Динамическая
пауза.

Цель:
смена
вида деятельности

«Мозговая
гимнастика»
(комплекс
упражнений, направленный на улучшение
мозговой деятельности
).

  1. «Качания
    головой».

    Упражнение стимулирует мыслительные
    процессы.

У.
— Встали, поставили ноги на ширину плеч.
Расправим плечи. Дышим глубоко. Вдох-выдох.
Голову уроните вперед, позвольте голове
медленно качаться из стороны в сторону,
пока при помощи дыхания уходит напряжение.
Подбородок вычерчивает слегка изогнутую
линию на груди по мере расслабления
шеи. (30 секунд).

  1. «Ленивые
    восьмёрки».

    Упражнение активизирует структуры
    мозга, обеспечивающие запоминание,
    повышает устойчивость внимания.

У.
— Вытянутой правой рукой нарисовать в
воздухе в горизонтальной плоскости
восьмерки (три раза). Затем левой рукой,
а потом обеими руками вместе (руки в
замке).

  1. «Шапка
    для размышлений».
    Улучшает
    внимание, ясность восприятия и речь.

У.
— «Наденьте шапку», т.е. мягко заверните
уши от верхней точки
до
мочки (три раза).

3.
А теперь найдите в сказке завязку, т.е.
момент, который стал причиной событий.
(На доске:
Завязка.
События.
)
(Бабушка, внучка, курочка, мышка пошли
за водой, воды набрали, пошли домой)

— Какие события
стали происходить? Кто сидел под
яблонькой? (Зайка)

— Прочитайте,
что случилось с зайкой.

— Яблоня
уронила яблоко на зайку, почему она это
сделала?

— Почему
яблоко упало именно на зайку?

— Что он сделал
после того, как на него упало яблоко?

— Как вы
думаете, в какой строчке самый высокий
момент напряжения? Это называется в
произведении
Кульминация.
(…Прыгнул
зайка да прямо нашим водоносам под ноги)

— Прочитайте
четвёртый вопрос в учебнике. (Рассмотри
иллюстрацию и найди в тексте слова,
которые к ней подходят.) Прочитайте
абзац, который доказывает, что водоносы
испугались зайку.

— Найдите
четвёртый вопрос в тетради на странице
37. (Кого испугались герои сказки? Укажи
стрелкой.)
Взаимопроверка.
Прочитайте
об этом в сказке.

— А зайке кто
предвиделся?

— Но почему
водоносы думали о разных нападающих? (
Потому что они представляли прежде
всего своего врага и увидели в зайце
того, кого больше всего боялись, а каждый
из них боялся своего врага).

(Не
знали, не поняли, что произошло, не
разобрались
.)

— Что вы можете
сказать о зайце? ( Он тоже трус и вообразил,
что за ним гнались охотники)

— Найдите,
где происходит развязка действий? (На
доске:
Развязка)

Давайте
прочитаем вывод. Последний абзац в этой
сказке. (
Читают
хором
).


Согласны ли вы с выводом сказки?


Действительно ли все так страшно?


Так и в жизни бывает страшно, потому что
кто-то в чем-то не разобрался. А чтобы
не было страшно, надо всегда постараться
выяснить причину страха.


Прочитайте пятое творческое задание в
тетради.

У
бабушки ведро большое, она берет воду
из колодца.


Почему у неё
большое ведро? (Она большая и объект
страха большой — медведь).

VI.
Обобщение усвоенного и включение его
в систему ранее усвоенных ЗУНов.

Цель:
сформировать навыки использования
алгоритмов правил, закрепить, повторить,
продолжить формирование умений и
навыков.


Какая это сказка (вопрос 5* в учебнике)

(Русская
народная сказка «У страха глаза велики»
— бытовая.
Бытовые
сказки
рассказывают
о жизни людей, с которыми происходят
необычные истории)


Обратить внимание детей на схему –
добавить слово
«бытовые»


Давайте составим модель обложки нашего
произведения.

VII.

Рефлексия деятельности.

Цель:
сформировать личную ответственность
за результаты деятельности.

Сказка
всегда чему-то учит. Чему же учит нас
эта сказка?

Какая основная
мысль?
(Не
надо бояться того, чего не знаешь
).

-За
что народ высмеивает действующие лица
в сказке? (за глупость, наивность,
трусость)


Какие люди осуждаются, высмеиваются?
(Трусливые, глупые, избегающие проблем)


Какие люди в народе ценятся больше
всего? ( Храбрые, мудрые, смелые, которые
сохраняют самообладание в трудных
ситуациях)

У:
А теперь вспомните, какую цель мы ставили
в начале урока?

— Какие шаги
мы предпринимали, чтобы достичь
поставленной цели?

— Я предлагаю
оценить свою работу на уроке.

(Иллюстрирование
воздушного шарика своего уровня
комфортности:

— если ты
считаешь, что у тебя всё на уроке удалось,
нарисуй и раскрась воздушный шарик
красного цвета;

— если часть
заданий получилась правильно– жёлтым
цветом;

— если
получилось не всё, так как хотелось –
зелёным цветом).

VIII.
Контроль за процессом и результатом
учебной деятельности.

Цель:
Проконтролировать
умения обучающихся использовать
полученные знания, умения.


В схеме дописать пропущенное слово
(бытовые), цветом показать тему
произведения.

Домашнее
задание.

Для всех:
стр.86-88 (читать, отвечать на вопросы)

1
группе:

подобрать пословицы, которые соответствует
главной идее сказки.

1.Трус
собственной тени боится.

2.
Дрожит как лист на осине.

3.
У страха глаза, что плошки, а не видят
ни крошки.

4.
Трусливому зайке и пенёк — волк.

5.
Трус и таракана принимает за великана.

6.Кто дрожит,
тот и бежит.

2 группе:
подготовить
пересказ.

3 группе:
стр.37
(тетрадь), задание №5

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Мое первое впечатление о колледже сочинение
  • Мир сказки переславль залесский
  • Мое отношение к царевне и царице из сказки о мертвой царевне и семи богатырях
  • Мир сказки и мечты третьяковская галерея отзывы
  • Мое отношение к владимиру дубровскому 6 класс сочинение по литературе

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии