МБОУ СОШ 3
г. Белореченск
Конспект урока по литературному чтению
по сказке «У страха глаза велики»
Гуженко Татьяна Васильевна
учитель начальных классов
г.Белореченск
2014 г.
Тема урока: русская народная сказка «У страха глаза велики!»
Цели урока: формирование навыков работы с текстом художественного произведения.
Планируемые результаты (формирование УУД):
Личностные УУД: проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; выражать положительное отношение к процессу познания; применять правила делового сотрудничества.
Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, удерживать цель деятельности до получения ее результата. Осуществлять итоговый контроль деятельности, оценивать результаты деятельности, выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос.
Познавательные : самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, выбирать решение из нескольких предло-женных ,преобразовывать объект: импровизировать, творчески переделывать.
Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве ,умение работать в паре , в группе, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Оборудование:
-учебник Л.А. Ефросининой «Литературное чтение 2 кл. І ч»,
-тетрадь «Литературное чтение» (I ч.),
-карточки для определения жанра произведения,
-видеозапись сказки, аудио запись,
-карточки с домашним заданием,
-карточки с названиями героев,
-карточки с текстом второй части,
— заготовка для рефлексии,
— презентация,
-сигнальные карточки.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2. Актуализация знаний. Определение темы урока.
2.1 Определение жанра произведения.
— Мы с вами уже знаем, что такое жанр произведения, как его определить.
— Чтобы узнать с каким жанром художественного произведения мы будем сегодня работать, послушайте песню (звучит мелодия песни «Сказки гуляют по свету»).
На доске записывается слово – «сказка».
— А какая это сказка, когда одни придумали, другой добавил, третий продолжил…? (народная)
-Все народы любят сочинять сказки. Не исключение и наш народ. Сегодня мы познакомимся с сказкой, созданной нашим народом, а значит это будет (русская). ( На доске, по мере ответов детей ,собирается надпись: Русская народная сказка.)
2.2 Работа над эмоциями.
— Прежде , чем узнать как эта сказка называется, нам нужно выполнить несколько упражнений ( развиваем эмоции).
* нахмурьтесь, как осенняя туча
* испугайтесь, как зайчик, увидевший волка
*улыбнитесь, как будто вы получили новую игрушку
*удивитесь, как будто вы первый раз увидели радугу
*заскучайте от скуки.
2.3 Отгадывание название сказки.
— Я думаю скучать нам сегодня не придется , и мы перейдем к разгадке названия сказки.
-Название состоит из 4 слов. Но вы знаете, что слово может состоять из одной буквы и первое слово именно такое. Можно ответить хором.
1.Я нашёл сучок в лесу,
Он похож на букву …
(У)
— А мы не зря сейчас с вами выполняли упражнения. Следующие слова я буду загадывать одному из вас, а он будет показывать его своей мимикой и жестами.
(Одному из учащихся на ушко шепчется слово, он его загадывает остальным с помощи мимики и жестов.
После разгадывания детьми слов на доске появляется название сказки «У страха глаза велики»).
2.4 Постановка целей и задач урока.
-Ребята, мы с вами уже знакомились с жанрами фольклора.
-Вспомните о каких жанрах мы говорили (басня, песенка, потешка, скороговорка).
-Как вы думаете наше название сказки может подойти к какому- нибудь из перечисленных жанров? ( к пословице). А пословица нас всегда чему- то учит. Чему же учит нас наша пословица, мы узнаем в конце урока.
— Итак, тему нашего урока мы определили, а теперь давайте подумаем, что мы будем делать на уроке, чему научимся, т. е определим цель и задачи нашего урока.
( ответы детей).
— Познакомимся со сказкой…
-Будем выразительно читать , делать словарную работу, если встретятся незнакомые слова.
-Работать с текстом , находить в нем ответы, работать в тетради.
— Подводить итоги.
— Вот сколько задач стоит перед нами. Но скажу вам по секрету, что вы сегодня станете участниками настоящего представления и даже актерами.
— Было это или не было,
Только говорят, вот как было…
3. Работа над новым материалом.
3.1 Слушание и просмотр сказки (на интерактивной доске).
3.2 Проверка первичного восприятия сказки.
— Кому понравилась сказка?
-Какой момент сказки вам наиболее запомнился?
-Что вызвало ваш смех?
3.2 Вторичное осмысление восприятия сказки.
— Откройте учебник на стр. 86 и прочитайте первую часть сказки молча, про себя.
3.3 Словарная работа.
— Значение каких слов вам непонятны?
(Проводится словарная работа ( колодец, колода, наперсточек). Сначала высказывания детей, затем значения слов появляются на слайде.
3.4 Работа по тексту.
-А можно ли узнать по началу произведения, что перед нами сказка?
— Какими словами начинается сказка?
— Как еще может начинаться сказка? ( жили- были, в некотором царстве, случилось это давным давно).
3.5 Работа по тексту, работа в печатной тетради с. 36.
— Как названы в сказке бабушка, внучка, курочка и мышка , и почему?
— Найдите в тексте и прочитайте , какого размера у них были ведра.(№ 5)
-Почему разный размер ведер у героев сказки?
-Найдите в тексте и прочитайте – кто и откуда брал воду.
— Как можно назвать наших героев, соединив слова « вода» и «носить» ? ( водоносы). (№ 2)
— Как плещется вода в ведре у бабушки? (у внучки, курочки, мышки). (№3)
— Как вы думаете, у кого самые короткие и быстрые шаги? ( у мышки)
4. Физминутка. А давайте мы с вами превратимся в наших героев сказки и немного разомнемся.
3.6. Работа по тексту.
Чтение второй части сказки вслух (названные дети), все следят
5. Анализ и закрепление темы.
5.1.Фронтальная работа над содержанием текста сигнальными карточками.
-А теперь я узнаю, насколько вы были внимательными при чтении сказки.
Учитель задает вопрос, дети поднимают карточки ( если ответ «да»- зеленую карточку, если « нет»- красную.)
-Водоносы шли через огород? +
-В огороде росла слива? –
— Под яблонькой сидел зайка?+
-Зайка прыгнул водоносам в руки?-
— Бабушка упала на лавку?+
-Внучка испугалась волка?+
-Мышка испугалась медведя?-
— Мы молодцы?+
5.2 Работа в группах. Подготовка к инсценировке.
-Ребята, а вы хотите побывать в театре прямо сейчас?
— Я знаю как вы любите читать по ролям. Сегодня я предлагаю вам превратиться в артистов театра и зрителей. Но сначала поработаем в группах. Выберите карточку и на ней вы увидите роль какого героя вам выпало играть). Каждая группа должна подготовить артиста к выступлению. Перед вам такие задачи: выбрать из членов команды героя. В приготовленном тексте выделить слова этого героя ( при чтении особое внимание обратите на глаголы , ведь это самые главные помощники при инсценировании действий) ,продумайте как герой будет играть свою роль, ну и конечно помогите герою надеть костюм) .
— Сегодня в роли автора выступит ….. , она идет ко мне и тоже готовится .
-Итак!
-В какой части сказки есть слова героев?
— Следовательно, мы будем инсценировать вторую часть сказки.
-Итак, мы в театре. Аплодисменты.
5.3 Инсценировка сказки.
6. Подведение итогов.
Проведение с детьми рефлексии урока.
— Вот такая замечательная постановка сказки у нас получилась! Мы с вами знаем уже два вида сказок.
Это — волшебные (например « Царевна – лягушка») и сказки о животных ( « Лиса и журавль»).
Давайте определим о чем же рассказывалось в сказке?( О повседневной жизни). По другому как это можно назвать? (быт). А сказка — бытовая.
Мы сегодня познакомились с бытовой сказкой «У страха глаза велики».
Еще мы определили , что название сказки- это пословица .Вначале урока я говорила, что мы выясним чему же учит нас эта пословица? Так чему? (не поддаваться своим страхам, быть смелым, уметь побеждать свой страх). Если чего- то испугались надо подумать на самом ли деле это так страшно.
— Наш урок подходит к концу.
— Что особенно понравилось?
— Всё ли мы выполнили из того, что намечали в начале урока?
7. Домашнее задание
-Я предлагаю вам выбрать карточки с заданием:
1 карточка – выразительное чтение сказки;
2 карточка – пересказ;
3 карточка – сочинить свою бытовую сказку
Учащиеся выбирают карточки с домашним заданием по своему уровню.
8. Рефлексия
-Ребята, а теперь, я вам предлагаю показать на шариках понравился ли вам урок или нет.
Каждому ребенку раздать небольшой шарик, на котором он в конце урока нарисует лицо человечка: улыбается – урок понравился, грустит – не понравился, просто полоска – отношение ребенка к уроку нейтральное.
Урок литературного чтения во 2 классе «У страха
глаза велики» (русская народная сказка)
УМК «Начальная школа XXI
века»
Тема: Русская народная сказка «У страха глаза велики»
Урок литературного чтения
во 2 классе
|
|
Предметные
повторить виды сказок (литературные и народные: волшебные,
о животных), познакомить с литературоведческим понятием «бытовая
сказка», особенностями бытовой сказки.
Метапредметные
Познавательные. Формировать умения ставить задачи,
овладевать учебными навыками, выполнять логические операции, соотнеся пословицы
с текстом произведения.
Регулятивные. Развивать навыки целеполагания, саморефлексии,
самокоррекции. В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи,
удерживать цель деятельности до получения ее результата.
Коммуникативные. Развитие навыков: публичного
выступления, аргументирование собственной точки зрения, понимание собеседника,
передача чувств с помощью вербальных и невербальных средств общения, умение
работать в группе.
Личностные
Проявление
интереса к жанру сказки.
Умение оценивать себя и окружающую жизнь при анализе образов, особенностей
поведения героев сказки.
Формирование творческого отношения к процессу выбора и выполнения
задания.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
|||||||||||||||||||||||||
1 этап Организационный |
Литературное Много Вы — поделимся Каждый Готовы Тогда |
Подготовка к работе. Настраиваются на работу. Проверяют готовность рабочего места к уроку. Учащиеся проверяют наличие учебных принадлежностей, |
|||||||||||||||||||||||||
2 этап. Актуализация 5 мин |
1. Прочитайте предложения (проектор) Пуганая — Прочитайте ещё раз про себя и Подберите к этому понятию другое (если затрудняются, то прочитать У совы-совищи Круглые глазищи. В темноте горят огнём, Ночью видят всё, как днём! Неохота, братцы, мне с совой встречаться!) -почему? (страшно) Трусость — страх Трус – человек, легко Трусость – поведение труса, — — Темноты боится Петя. Петя маме говорит: Можно, мама, спать при Пусть всю ночь огонь горит. Отвечает мама: — Нет! —Щёлк — и выключила свет. Стало тихо и темно. Свежий ветер дул в окно. В темноте увидел Петя Человека у стены. Оказалось на рассвете – Это куртка и штаны. Рукавами, как руками, Куртка двигала слегка, А штаны плясали сами От ночного ветерка… В темноте увидел Петя Ступу с бабою-ягой. Оказалось на рассвете – Это печка с кочергой… — — |
||||||||||||||||||||||||||
3 этап Целеполагание 5 мин |
Угадайте о — Ребята, а много В Грустных И Нам А теперь давайте вспомним всё, что вы Что такое сказка? (Сказка — Какие виды сказок вы знаете? (народные, — На какие группы делят народные и — Как вы думаете какая у нас сегодня тема А, что вы хотите узнать об этой сказке. Давайте вспомним план, по которому мы 1. О чём это произведение? 2. Кто главные герои ? (план повесить на доску) 3.Какой это вид сказки? Прочитайте название сказки («У Как вы понимание словосочетания Что лежит в основе названия сказки Предположите, о чем будет сказка? Рассмотрите иллюстрацию к сказке, — Давайте сейчас прочитаем сказку. |
Постановка цели и задач урока Составление плана урока Читает учитель и хорошо |
|||||||||||||||||||||||||
4 этап Открытие «новых |
Первичное 5-6 мин — Понравилась — Какие картинки – было ли вам — Что вас больше 2. Учащиеся читают самостоятельно 3. Словарная работа ( колода, Какие непонятные слова встретились в тексте? Кто из вас знает значение слов Определим по толковому словарю, по Прочтите значение слов. (Колода – короткое толстое Колодец – глубокая яма с отвесными Наперсток — металлический колпачок, |
||||||||||||||||||||||||||
Вторичное осмысление восприятия 5мин — А можно ли узнать — Какими словами — Как еще может Есть ли автор у — Кто главные Составление
1. Как можно назвать наших героев, Обратим внимание на
Оцените на листочках работу — Рассмотрите картинку на — В тексте есть ещё один герой — Прочитайте в тексте — Как вы |
Работа с текстом в группах Оценивание работы группы Работа с иллюстрацией и текстом |
||||||||||||||||||||||||||
5 этап Физкультминутка |
Вот так (Встали.) Оно (Руки Соку (Руки Руку (Протянули Яблоко (Руки Стал (Качаем Трудно (Подтянулись.) Подпрыгну, (Подпрыгнули.) И быстро (Хлопок Вот так (Встали.) Оно (Руки Соку (Руки |
||||||||||||||||||||||||||
Речевая разминка 2 мин |
Упражнения: а) б) в) Самолеты взлетают: у-у-у г) Отработка навыка Как – читаем тихо, |
||||||||||||||||||||||||||
Объяснение — Я Всё Проверяем. Вспомните Так -Прочитайте Кто чаще всего является героями бытовых — о чём это сказка? (о приключениях) Каким цветом будем закрашивать кружок? |
Работа |
||||||||||||||||||||||||||
6 этап Обобщение и 4 мин |
Ребята,
— Какова главная мысль этой сказки? — В каких случаях мы говорим: «У страха — Как вы думаете, зачем люди придумали сказку «У — Подумайте, трусость – это, какая черта в людях? Подберите противоположные по смыслу слова. (Смелость, Чему учит сказка «У страха глаза велики»? (Быть
3.Какой Для этого проведём 1. В сказках есть 2. В сказке 3. В сказках 4. В бытовой сказке 5. Баба-Яга 6. В бытовой сказке 7. вы молодцы? + Водоносы шли через -В огороде росла — Под яблонькой -Зайка прыгнул — Бабушка упала на -Внучка испугалась -Мышка испугалась — Мы молодцы?+ Ребята, |
||||||||||||||||||||||||||
7 этап Рефлексия 1мин |
Нарисуйте смайлик |
Ставят в тетрадке смайлик |
|||||||||||||||||||||||||
8 этап Домашнее задание 1 мин |
-Я 1 2 3 Учащиеся |
Дифференцированное задание по выбору учащихся |
3. Работа над выразительностью чтения 5 мин |
Давайте вместе Найдите в тексте Перечитайте про С какой — Какие звуки издавали вёдра? — — Давайте — Сколько Как Почему? Прочитайте предложение о внучке. Сколько Как Прочитайте предложение о курочке. Сколько Почему? Прочитайте предложение о мышке. Сколько Как Сейчас Как Вертикальная Самостоятельная Обозначить Проверьте Выразительное |
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Абрасёвой Оксаны Анатольевны,
учителя начальных классов НОШ-д/с №9
Класс: 2
Тема урока: _Русская народная сказка «У страха глаза велики».
Тип урока и его структура: урок открытия новых
знаний.
Данный урок изучается в классе по программе «Начальная школа XXI века» в разделе «Мир сказок». Всего на раздел выделяется 6 ч. Это первый
урок.
Тип урока: открытие новых знаний
Цель |
Формирование |
Предметные
повторить виды сказок (литературные и народные: волшебные, о
животных), познакомить с литературоведческим понятием «бытовая
сказка», особенностями бытовой сказки.
Задачи урока:
1.
Актуализировать
знания обучающихся о жанре
сказки.
2.
Создать
проблемную ситуацию и способствовать её решению обучающимся.
3.
Помочь обучающимся
в установлении вывода при решении проблемы.
4.
Научить
распознавать бытовые сказки.
5.
Организовать
самооценивание обучающимися работы на уроке.
Метапредметные
Познавательные. Формировать умения ставить задачи, овладевать
учебными навыками, выполнять логические операции, соотнеся пословицы с текстом
произведения.
Регулятивные. Развивать навыки целеполагания, саморефлексии,
самокоррекции.
Коммуникативные. Развитие навыков: публичного
выступления, аргументирование собственной точки зрения, понимание собеседника,
передача чувств с помощью вербальных и невербальных средств общения, умение
работать в группе.
Личностные
Проявление интереса к жанру сказки.
Умение оценивать себя и окружающую жизнь при анализе образов, особенностей
поведения героев сказки.
Формирование творческого отношения к процессу выбора и выполнения
задания.
Оборудование к
уроку: учебник
«Литературное чтение» 2 класс (авт. Л.А.Ефросинина), печатная тетрадь.
Эта тема
очень ярко воспринимается учениками, так как восприятие и осмысление основано
на субъективном опыте учащихся
Решение
образовательных задач урока соответствует требованиям программы по
литературному чтению для 2 класса начальной школы.
На уроке литературного чтения
(как и на всех уроках по программе «Начальная школа 21 век») присутствуют три
вида учебного материала:
• текст для отработки навыка
чтения и формирования различных читательских умений;
• произведения, развивающие
воображение и мышление младших школьников, а также способствующие их
нравственному воспитанию и формированию читательских умений;
• произведения и
детские книги для самостоятельного чтения, позволяющие отрабатывать умение
читать «про себя», развивать читательскую самостоятельность и накапливать
читательский опыт.
Структура урока соответствует логике проведения заявленного типа урока
1 этап
Организационный момент.
Проверка готовности учащихся. Самоконтроль готовности к уроку. Реакция на
учителя, внимание. Чтение стихотворения учителем.
2 этап.
Актуализация опорных знаний.
В начале урока целенаправленно была создана атмосфера заинтересованного
изучения нового материала. На этом этапе задачей было создание мотивации
обучения. Вспомнить известные знания о сказках. Свободное владение материалом,
введенным на предыдущих уроках.
3 этап Целеполагание. Создание проблемной ситуации. Определение
учащимися темы урока, постановки цели, плана учебных действий. Традиционно в
своей работе я использую развивающие приемы подведения к формулированию темы
урока. С этой целью на данном уроке был использован подводящий проблемный
диалог. Антиципация чтения сказки. Самостоятельное определение учащимися
смысловой направленности текста по заголовку текста, выделение главных героев
по иллюстрации.
4 этап. Открытие «новых знаний». 1 подэтап – первичное восприятие текста. Выбор способа выявления
первичного восприятия (фиксация первичных впечатлений) через подготовленные
вопросы. С помощью презентации (наглядности) объясненила детям лексических значений
слов, которые использовал автор в тексте.2 подэтап –вторичное восприятие текста.
Групповая работа с текстом по характеристике героев. Использовалось выборочное
чтение.
Для включения каждого ребенка в активный познавательный
процесс и формирования специальных читательских умений я использовала метод
моделирования — введение системы «заместителя» (условных обозначений) жанра,
темы, а также составление модели обложки.
5
этап. Физкультминутка. Речевая разминка. Включены
здоровьесберегающие технологии, работа с речевым аппаратом
6 этап
Обобщение и систематизация знаний (итог урока). Подведение итогов урока. Решили ли
учащиеся учебную задачу, обращение к плану урока (Регулятивные (удержание цели
и задач урока)
7 этап Рефлексия. Уметь оценивать свою работу на уроке
8 этапа Домашнее задание. Дифференцированный и индивидуальный характер домашнего задания,
учет деятельности учащихся на уроке, их способностей и возможностей.
На уроке были использованы методы по виду источника информации:
словесные (беседа на этапе самоопределения, при подготовке к акт.
познав. деятельности, при анализе эпизодов, на этапе рефлексии, когда делали
выводы, чему учит нас сказка.)
наглядные (при подготовке к активной познавательной деятельности, при
выводах урока, на основном этапе — как сопровождение)
практические (работа с таблицей и учебником, по выделению)
С целью формирования интереса к учению использована познавательная
игра, эмоциональное стимулирование (чтение стихотворения). Использовался метод
контроля (при самопроверке) и самоконтроля.
Развитие умения извлекать информацию из текстов обеспечивала технология
продуктивного чтения, которая состоит из 3 этапов:
1. Работа с текстом до чтения
2. Работа с текстом во время чтения
3. Работа с текстом после чтения
Формы познавательной деятельности: групповая (работа парами), общеклассная,
индивидуальная.
Задействованы на уроке наглядные, технические, дидактические средства
обучения.
Все эти методы, формы и средства помогали осуществлению триединой
дидактической задачи.
Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке,
были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении
всего урока.
Требования
к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных
технологий, поэтому была создана компьютерная презентация. Использование на
уроке компьютерной технологии дало возможность для целостного восприятия детьми
нового материала, для повышения мотивации учащихся. При составлении
компьютерной презентации соблюдала требования к ее оформлению.
Были: физкультурные
паузы, игровые моменты
С воспитательной точки зрения урок способствовал формированию у детей
интереса к чтению произведений, положительному отношению к людям и окружающему
миру.
Урок поставленных задач достиг. Все этапы взаимосвязаны между собой.
Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная
форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной.
Были соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культура
общения «учитель — ученик», и рефлексия урока показала яркое эмоциональное восприятие
нового материала.
Уровень самостоятельного мышления школьников, их
познавательную активность, уровень усвоения и первичного закрепления нового
материала я оцениваю, как хороший. На мой взгляд, этот урок послужит толчком,
опорой для дальнейшей познавательной деятельности учеников. Заявленные в начале
урока цель и задачи реализованы в полном объеме
Герой |
1.Как названы |
2.Размер вёдер |
3.Откуда |
4.Кого |
Бабушка |
Герой |
1.Как названы |
2.Размер вёдер |
3.Откуда |
4.Кого |
Внучка |
Герой |
1.Как названы |
2.Размер вёдер |
3.Откуда |
4.Кого |
Курочка |
Герой |
1.Как названы |
2.Размер вёдер |
3.Откуда |
4.Кого |
Мышка |
Муниципальное
бюджетное общеобразовательное
учреждение
— лицей № 10 города Белгорода
«Начальная
школа XXI
века»
2
класс
Литературное
чтение
Русская
народная сказка
«У
страха глаза велики»
Подготовила
учитель
начальных классов
высшей
квалификационной категории
Перекупенко
Лиана Григорьевна
Белгород
«Начальная
школа ХХI века»
Программа
«Литературное
чтение» 1-4
класс, автор Л.
А. Ефросинина, М. И. Оморокова.- М.:
Вентана-Граф, 2011.
Л.А.Ефросинина
Литературное чтение: 2 класс: учебник.
—
М.:
Вентана-Граф, 2011.
Целевое
назначение урока:
Первичное
усвоение новых знаний и способов учебных
действий.
Развитие
восприятия художественного произведения.
Тип урока:
Урок первичного
предъявления новых знаний и способов
учебных действий
Планируемые
результаты
Предметные
— Научиться
использовать в речи литературоведческие
понятия (произведение, заголовок,
название произведения, жанр произведения).
— Получить
возможность научиться сравнивать разные
виды сказок.
Метапредметные
результаты (универсальные учебные
действия)
Познавательные
— Формировать
общеучебное
умение осуществлять подведение под
понятие на основе распознавания объектов,
выделение существенных признаков и их
синтеза.
— Осуществлять
рефлексию способов и условий действий.
— Воспроизводить
по памяти информацию, необходимую для
решения учебной задачи, высказывать
предположения.
— Обсуждать
проблемные
вопросы.
Регулятивные
— Формулировать
и удерживать учебную задачу и цель
деятельности до получения её результата.
— Планировать
решение учебной задачи.
— Выстраивать
последовательность необходимых операций.
— Оценивать
правильность выбора языковых и неязыковых
средств устного общения на уроке.
— Осуществлять
итоговый контроль собственной деятельности
по результатам выполнения задания.
Коммуникативные
— Определять
общую цель и пути её достижения.
— Составлять
небольшие устные монологические
высказывания.
— Воспринимать
текст с учётом поставленной учебной
задачи, находить в тексте информацию,
необходимую для решения.
— Взаимодействовать
(сотрудничать) с соседом по парте, в
группе.
— Обращаться
за помощью, формулировать свои затруднения.
— Строить
понятное для слушателей высказывание,
задавать уточняющие вопросы, формулировать
простые выводы.
— Соблюдать
грамматические нормы речи.
Урок
№ 21
Тема
урока «Русская народная сказка «У страха
глаза велики»»
Цель:
создание
условий для восприятия сказки, выражение
своей точки зрения, определение темы,
жанра, главной мысли прослушанного или
прочитанного произведения.
Учебные
задачи:
1. Создать
ситуацию, при которой возникает
необходимость формулировать
проблему, предлагать пути ее решения
для получения
новых знаний.
2. Обеспечить
развитие у школьников умения выделять
узловые моменты своей деятельности
как части целого.
3. Создать
условия для развития у обучающихся
умения структурировать информацию.
4. Обучать
контролировать свою деятельность:
обнаруживать и исправлять ошибки.
Учебно
— методическое обеспечение
—
Ефросинина Л. А.
Литературное чтение: 2 класс: учебник
для учащихся общеобразовательных
учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2011.
—
Ефросинина. Л. А.
Литературное
чтение: 2 класс: рабочая тетрадь для
учащихся общеобразовательных
учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Литературное
чтение: 2 класс: методическое пособие/
Л. А. Ефросинина –
М.: Вентана-Граф, 2012.
—
Оморокова М.И. Основы обучения чтению
младших школьников: Учебное пособие
для студентов педагогических
вузов.-М.:Вентана-Граф, 2005.
Дидактический
материал для организации индивидуальной
и групповой работы
—
Иллюстрации к сказкам.
—
Карточки с условными обозначениями.
—
Карточки с дифференцированным заданием
для работы в группах и в парах.
—
Опорные слова (этапы сказки)
—
Карточки с пословицами.
—
Словари.
—
Карточки для контроля деятельности.
Ход
урока:
-
Организационно
– мотивационный этап.
Цель:
организовать направленное внимание на
начало урока.
У.:
—
Покажите, что вы прочитали с помощью
этого знака. (Начало урока)
II. Постановка
цели урока.
Цель:
сформировать
представления детей о том, что нового
они узнают на уроке, чему научатся.
У.:
— По
содержанию учебника прочитайте тему
нашего урока на странице 86. (Русская
народная сказка «У страха глаза велики»)
Найдите
эту страницу, заложите стикер, не
закрывайте учебник. На какой странице
этот урок в рабочей тетради? (стр. 36)
Заложите стикер, отложите на край парты.
—
Характерной чертой какого литературного
жанра является употребление в тексте
сочетания «жили-были?» (Такое сочетание
относится к жанру — сказка).
—
Прочитайте к какому разделу относится
сегодняшнее произведение? (Мир сказок)
Работа
в группах. (Условный знак)
—
Работаем в группах. Давайте ещё раз
прочитаем название нашего произведения.
Опираясь на тему урока, постарайтесь
сформулировать цель, задачи и определить
тип урока.
—
Молодцы, итак, цель урока: познакомиться
с новой русской народной сказкой. Задачи:
учиться определять жанр, доказывать
правильность своего выбора, тему и
основную мысль произведения. Тип урока:
изучаем новое.
Работа
в группах.
В
достижении цели нам будут помогать
опорные слова (этапы) произведения,
работая в группах, вы попробуйте выстроить
последовательность этапов работы над
произведением:
Зачин
Завязка
События
Кульминация
Развязка
III.
Актуализация знаний.
Цель:
отрабатывать умение сравнивать,
анализировать
1.
— Сказка в наши дни не потеряла своего
значения, она многому учит, к ней хочется
обращаться в любом возрасте.
—
Назовите литературные признаки жанра
«сказка»?
(-реальные
и нереальные герои, фантастические
образы: Баба-Яга, Кощей Бессмертный;
-волшебные
предметы: скатерть-самобранка,
ковёр-самолёт;
-наличие
постоянных выражений-эпитетов: добрый
молодец, красна девица;
-особое
начало: жили-были, в некотором царстве,
в некотором государстве;
-наличие
присказок, зачинов, концовок: и я там
был, мёд-пиво пил; по губам текло, а в рот
не попало;
—
наличие в сказке уменьшительно-ласкательных
форм: сестрица Алёнушка, братец Иванушка;
—
наличие главной идеи: добро побеждает
зло).
2.
— Для того, чтобы повторить сказки,
которые вы уже читали, воспользуемся
помощью наших конвертов с заданиями.
Каждая группа выберет себе конверт с
вопросом. Вы можете взять конверт на
выбор, но знайте – в красном конверте
вопросы повышенной сложности, в жёлтом
– средней степени сложности, а в зелёном
– лёгкие, несложные вопросы.
Работа
в группах.
Лидеры
групп по жребию выбирают конверты с
вопросами.
Красный
конверт:
По
иллюстрации отгадать название сказок,
определить, что их объединяет. (Подобраны
русские народные сказки)
Красный
конверт:
По
иллюстрации отгадать название сказок,
определить, что их объединяет. (Подобраны
авторские сказки А.С.Пушкина)
Жёлтый
конверт:
Угадайте
героя по реплике, назовите сказку:
—
«…высоко сижу – далеко гляжу» (Маша из
сказки «Маша и медведь»)
—
«…ловись рыбка большая и маленькая»
(Волк из сказки «Лисичка-сестричка и
Серый Волк»)
—
«…речка-реченька, укрой меня! (Сестрица
Алёнушка из сказки «Гуси-лебеди»)
Жёлтый
конверт:
—
«…Жучка, иди тянуть» (Внучка из сказки
«Репка»)
—
«…слышим, слышим, да не матушкин это
голос» (Козлята из сказки «Семеро
козлят»)
—
«…я от дедушки ушёл» (Колобок из сказки
«Колобок»)
Зелёный
конверт:
Расшифруй
название сказки:
5 |
2 |
1 |
8 |
10 |
9 |
3 |
4 |
7 |
6 |
у |
н |
с |
ч |
а |
к |
е |
г |
о |
р |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
(Снегурочка)
Зелёный
конверт:
Расшифруй
название сказки:
3 |
6 |
5 |
2 |
1 |
7 |
4 |
р |
о |
м |
е |
т |
к |
е |
(Теремок)
Словесная
характеристика результатов действий
группы.
Итог:
молодцы,
вы готовы для знакомства с новой сказкой.
3.
— Какие виды сказок вы знаете?
Строят
схему на доске.
Виды
сказок
Народные
и литературные
волшебные
о животных ?
На
доске собирается схема.
IV.
Первичное восприятие и усвоение нового
теоретического учебного материала
(правил, понятий, алгоритмов)
Цель:
познакомить
с произведением «У страха глаза велики»
1.
Первичное знакомство со
сказкой.
—
Какие сказки бывают ещё, мы сможем
узнать, познакомившись с русской
народной сказкой «У страха глаза велики».
Будем использовать приём комбинированного
чтения.
Комбинированное
чтение сказки учителем и подготовленными
учениками.
2.Выявление
первичного восприятия произведения.
—
Поднимите руки, кому понравилось это
произведение?
—
Что вас больше всего рассмешило?
3.Словарная
работа.
—
О чём говорит первое условное обозначение
после сказки? (Словарь. Прочитай объяснение
непонятных слов).
—
Какие непонятные слова встретились в
сказке?
(Колода
– большое корыто для воды.
Колодец
– укрепленная срубом, узкая, глубокая
яма для получения воды.
Наперсток
– колпачок надеваемый на палец при
шитье.
V.
Применение теоретических положений в
условиях выполнения упражнений и решения
УЗ.
Цель:
Формирование способа деятельности.
Анализ
сказки.
1.
—
О чём говорит условное обозначение
после словаря? (Ответь на вопросы.
Прочитай. Расскажи. Докажи. Объясни.)
—
Прочитаем хором первый вопрос. (Что
является заголовком сказки? Пословица.)
-Докажите
жанровую принадлежность произведения.
Какие слова подтверждают, что это сказка?
(Жили-были…)
—
Прочитайте хором второй вопрос в
учебнике. (Прочитай первую часть сказки.
Как названы бабушка, внучка, курочка и
мышка? Найди ответы в тексте.)
Наличие
в сказке уменьшительно-ласкательных
форм слов, является и это доказательством
того, что это сказка? (Находят
в тексте.)
На доске
обратиться к схеме: Зачин
2.
—
Отложите вперёд учебник, откройте с
помощью стикера тетради на странице
36, прочитайте первое задание. (Запишите
первое предложение. О каких героях
говорится? Подчеркни.)
— Кто может
пересказать первое задание? Откуда
будете списывать первое предложение?
— Как вы
считаете, почему бабушку звали старушка?
Внучку – толстушкой? Курочку – клохтушкой?
А мышку – норушкой?
— Прочитайте
второй вопрос в тетради. (Объясни слово.
Кто такие водоносы?)
— Прочитайте
третий вопрос в учебнике. (Прочитай
абзац, в котором описано, как водоносы
несли воду.)
— Какие слова
показывают, что у них была вода в вёдрах?
(Трёх-трёх-трёх)
— Прочитайте
задание 3* в тетради. (Допиши предложение
словами из текста) Я вам предлагаю
записать одно предложение на выбор.
Динамическая
пауза.
Цель:
смена
вида деятельности
«Мозговая
гимнастика» (комплекс
упражнений, направленный на улучшение
мозговой деятельности).
-
«Качания
головой».
Упражнение стимулирует мыслительные
процессы.
У.
— Встали, поставили ноги на ширину плеч.
Расправим плечи. Дышим глубоко. Вдох-выдох.
Голову уроните вперед, позвольте голове
медленно качаться из стороны в сторону,
пока при помощи дыхания уходит напряжение.
Подбородок вычерчивает слегка изогнутую
линию на груди по мере расслабления
шеи. (30 секунд).
-
«Ленивые
восьмёрки».
Упражнение активизирует структуры
мозга, обеспечивающие запоминание,
повышает устойчивость внимания.
У.
— Вытянутой правой рукой нарисовать в
воздухе в горизонтальной плоскости
восьмерки (три раза). Затем левой рукой,
а потом обеими руками вместе (руки в
замке).
-
«Шапка
для размышлений». Улучшает
внимание, ясность восприятия и речь.
У.
— «Наденьте шапку», т.е. мягко заверните
уши от верхней точки до
мочки (три раза).
3. —
А теперь найдите в сказке завязку, т.е.
момент, который стал причиной событий.
(На доске: Завязка.
События.)
(Бабушка, внучка, курочка, мышка пошли
за водой, воды набрали, пошли домой)
— Какие события
стали происходить? Кто сидел под
яблонькой? (Зайка)
— Прочитайте,
что случилось с зайкой.
— Яблоня
уронила яблоко на зайку, почему она это
сделала?
— Почему
яблоко упало именно на зайку?
— Что он сделал
после того, как на него упало яблоко?
— Как вы
думаете, в какой строчке самый высокий
момент напряжения? Это называется в
произведении Кульминация.
(…Прыгнул
зайка да прямо нашим водоносам под ноги)
— Прочитайте
четвёртый вопрос в учебнике. (Рассмотри
иллюстрацию и найди в тексте слова,
которые к ней подходят.) Прочитайте
абзац, который доказывает, что водоносы
испугались зайку.
— Найдите
четвёртый вопрос в тетради на странице
37. (Кого испугались герои сказки? Укажи
стрелкой.) Взаимопроверка.
Прочитайте
об этом в сказке.
— А зайке кто
предвиделся?
— Но почему
водоносы думали о разных нападающих? (
Потому что они представляли прежде
всего своего врага и увидели в зайце
того, кого больше всего боялись, а каждый
из них боялся своего врага).
(Не
знали, не поняли, что произошло, не
разобрались.)
— Что вы можете
сказать о зайце? ( Он тоже трус и вообразил,
что за ним гнались охотники)
— Найдите,
где происходит развязка действий? (На
доске: Развязка)
– Давайте
прочитаем вывод. Последний абзац в этой
сказке. (Читают
хором).
—
Согласны ли вы с выводом сказки?
—
Действительно ли все так страшно?
—
Так и в жизни бывает страшно, потому что
кто-то в чем-то не разобрался. А чтобы
не было страшно, надо всегда постараться
выяснить причину страха.
—
Прочитайте пятое творческое задание в
тетради.
У
бабушки ведро большое, она берет воду
из колодца.
Почему у неё
большое ведро? (Она большая и объект
страха большой — медведь).
VI.
Обобщение усвоенного и включение его
в систему ранее усвоенных ЗУНов.
Цель:
сформировать навыки использования
алгоритмов правил, закрепить, повторить,
продолжить формирование умений и
навыков.
—
Какая это сказка (вопрос 5* в учебнике)
(Русская
народная сказка «У страха глаза велики»
— бытовая. Бытовые
сказки рассказывают
о жизни людей, с которыми происходят
необычные истории)
—
Обратить внимание детей на схему –
добавить слово «бытовые»
—
Давайте составим модель обложки нашего
произведения.
VII.
Рефлексия деятельности.
Цель:
сформировать личную ответственность
за результаты деятельности.
— Сказка
всегда чему-то учит. Чему же учит нас
эта сказка?
Какая основная
мысль? (Не
надо бояться того, чего не знаешь).
-За
что народ высмеивает действующие лица
в сказке? (за глупость, наивность,
трусость)
—
Какие люди осуждаются, высмеиваются?
(Трусливые, глупые, избегающие проблем)
—
Какие люди в народе ценятся больше
всего? ( Храбрые, мудрые, смелые, которые
сохраняют самообладание в трудных
ситуациях)
У: —
А теперь вспомните, какую цель мы ставили
в начале урока?
— Какие шаги
мы предпринимали, чтобы достичь
поставленной цели?
— Я предлагаю
оценить свою работу на уроке.
(Иллюстрирование
воздушного шарика своего уровня
комфортности:
— если ты
считаешь, что у тебя всё на уроке удалось,
нарисуй и раскрась воздушный шарик
красного цвета;
— если часть
заданий получилась правильно– жёлтым
цветом;
— если
получилось не всё, так как хотелось –
зелёным цветом).
VIII.
Контроль за процессом и результатом
учебной деятельности.
Цель:
Проконтролировать
умения обучающихся использовать
полученные знания, умения.
—
В схеме дописать пропущенное слово
(бытовые), цветом показать тему
произведения.
Домашнее
задание.
Для всех:
стр.86-88 (читать, отвечать на вопросы)
1
группе:
подобрать пословицы, которые соответствует
главной идее сказки.
1.Трус
собственной тени боится.
2.
Дрожит как лист на осине.
3.
У страха глаза, что плошки, а не видят
ни крошки.
4.
Трусливому зайке и пенёк — волк.
5.
Трус и таракана принимает за великана.
6.Кто дрожит,
тот и бежит.
2 группе:
подготовить
пересказ.
3 группе:
стр.37
(тетрадь), задание №5