Мизгирь сказка о чем

Сказка про мизгиря, удалого доброго молодца, который стал везде сети плести чтобы переловить всех мошек, грязных мух, злых ос и комаров.

Мизгирь читать

Мизгирь - русская народная сказка

В старые годы, в давнее время, в красную весну, в теплое лето случилась такая беда: разлетались везде комары да мошки, стали людей кусать, горячую кровь пить. Тут явился мизгирь; удалой добрый молодец. Стал ножками трясти да сети плести, ставить на пути на дорожке, куда летают комары да мошки. Мухи грязные, осы злые полетели, да в сеть мизгирю и попали. А мизгирь стал их всех бить да губить, да за горло давить.

Мизгирь - русская народная сказка

Взмолилась тут муха: «Батюшка мизгирь. Смилуйся! Не бей, не губи меня. Много у меня детей, сиротами останутся. Будут по дворам ходить, да собак дразнить».
Сжалился мизгирь, отпустил муху. Вот она полетела, зажужжала: «Ой вы, комары да мошки! Прячьтесь все под осинову кору. Появился у нас мизгирь. Стал ножками трясти, да сети плести, ставить на пути на дорожке, куда летают комары да мошки: всех загубит».
Перепугались комары да мошки; полетели, забились под осиновую кору и лежат, как мертвые. Мизгирь пошел, отыскал сверчка, таракана и клопа. И говорит им: «Ты, сверчок, садись на кочку, ты, таракан, ударь в барабан. А ты, клоп-блинник, ступай под осиновую кору, распусти про меня, мизгиря-борца, доброго молодца, такую славу, будто меня в живых нет. Будто отослали меня, мизгиря-борца, добра молодца в Казань, и там мне, мизгирю, на плахе голову отсекли и плаху раскололи».

Мизгирь - русская народная сказка

Сел сверчок на кочку, таракан в барабан ударил, а клоп-блинник пошел под осиновую кору и говорит комарам да мошкам: «Что вы запрятались? Лежите, как мертвые! А мизгиря-борца, доброго молодца и в живых нет. В Казань отослали, на плахе голову отсекли и плаху раскололи».
Обрадовались комары да мошки. Разлетались, о мизгире и думать забыли, да все к нему в сети и попались. А мизгирь говорит: «Что это вы очень мелки! Почаще бы ко мне в гости бывали, пивца-винца испивали и нам бы подавали!»

Мизгирь - русская народная сказка

❤️ 44

🔥 28

😁 28

😢 15

👎 22

🥱 16

Добавлено на полку

Удалено с полки

Достигнут лимит

Мизгирь. Русская народная сказка. mizgir

Русские народные сказки.

Народные сказки заключили в себя мудрость и житейский опыт, накопленные человечеством за многие века. «Сказка ложь, да в ней намек…» Сложно переоценить важность сказок для развития ребенка: сказка учит смелости, честности, доброте, развивает чувство прекрасного. Расскажите ребенку сказку, он обязательно почерпнет из нее что-либо полезное. В этом выпуске русская народная сказка Мизгирь.

Мизгирь.

В стары годы, в старопрежние, в красну весну, в теплые лета сделалась такая соморота, в мире тягота: стали появляться комары да мошки, людей кусать, горячую кровь пропускать. Проявился мизгирь, удалой добрый молодец, стал ножками трясти да мерёжки плести, ставить на пути, на дорожки, куда летают комары да мошки.

Муха грязна, строка некошна, полетела, да чуть не пала, да к мизгирю в сеть попала; то ее мизгирь стал бить, да губить, да за горло давить. Муха мизгирю возмолилася:

— Батюшка мизгирь! Не бей ты меня, не губи ты меня: у меня много будет детей сиротать, по дворам ходить и собак дразнить.

То её мизгирь опустил; она полетела, забунчала, известила всем комарам и мошкам:

— Ой еси вы, комары и мошки! Убирайтесь под осиново корище: проявился мизгирь, стал ножками трясти, мерёжки плести, ставить на пути, на дорожки, куда летают комары да мошки; всех изловит!

Они полетели, забились под осиново корище, лежат, яко мертвы.

Мизгирь пошел, нашел сверчка, таракана и клопа:

— Ты, сверчок, сядь на кочок испивать табачок; а ты, таракан, ударь в барабан, а ты, клоп-блинник, поди под осиново корище, проложь про меня, мизгиря-борца, добра молодца, такую славу, что мизгиря-борца, добра молодца, в живе нет: в Казань отослали, в Казани голову отсекли на плахе и плаху раскололи.

Сверчок сел на кочок испивать табачок, а таракан ударил в барабан; клоп-блинник пошел под осиново корище, говорит:

— Что запали, лежите, яко мертвы? Ведь мизгиря-борца, добра молодца, в живе нет: в Казань отослали, в Казани голову отсекли на плахе и плаху раскололи.

Они возрадовались и возвеселились, по трою перекрестились, полетели, чуть не пали, да к мизгирю все в сеть попали.

Он и говорит:

— Что вы очень мелки! Почаще бы ко мне в гости бывали, пивца-винца испивали и нам бы подавали!

Пусть народная сказка рассказанная малышу, станет хорошей традицией и сблизит вас с малышом.

Четвертое действие

Из озера в Ярилиной долине выходит Весна. Она напоминает девушке, что любовь может стоить ей жизни.

Весна надевает ей на голову свой венок, и девушка обретает неизведанные дотоле чувства. Мать предупреждает ее, что ее любовь достанется первому, кого она встретит. Но ей следует немедленно скрыться от солнца, чтобы Ярило не узнал, что Снегурочка смогла полюбить.

Первым девушка встречает Мизгиря. Он всю ночь бродил по лесу, ища ее. Снегурочка очарована его речами. Мизгирь обнимает ее, но она умоляет его спрятать ее от губительных лучей солнца. Однако юноша не понимает, считая это прихотью. И с первым лучом солнца Снегурочка тает. Мизгирь в отчаянье бросается с горы в озеро.

Завершают пьесу слова Берендея, обращенные к своему народу:

Отец Мороз

Символ холодной неприступности и строгости. Характер персонажа полностью соответствует его описанию. Однако, как любящий отец, он тоже не может противиться просьбе дочери отпустить её жить к людям. Но в отличие от матери девушки подходит к этому более практично, обязуя всю лесную нечисть приглядывать за Снегурочкой.

Этот герой вызывает довольно смешанные чувства. С одной стороны, неприязнь, так как не желает уходить и сдавать свои права Весне, даже видя, что многие животные уже приготовились к теплу и поэтому мёрзнут. С другой — вызывает уважение из-за своих нежных чувств и заботы о дочери.

Если глубже проанализировать его поведение, то становится понятно, как трудно ему даётся противостоять самому себе.

В чем суть концовки

Смысл Снегурочки наиболее точно выражен в финале сказки. С одной стороны – концовка довольно печальна. Героиня, наконец-то познавшая чувство любви, погибает. Вслед за ней кончает собой и ее возлюбленный – Мизгирь. Но кончина влюбленных не омрачила праздник, берендеи продолжают веселиться. Уход Снегурочки приносит в мир солнце и свет. Тем самым Островский отразил мифологическое представление об условиях вечного существования Вселенной, когда на смену зиме приходит весна и лето. И чтобы этот порядок не нарушался, в языческие времена существовали специальные обряды и ритуалы, одной из составляющей которых было жертвоприношение.

Если рассматривать «Снегурочку» с этой позиции, то становится ясен смысл финала пьесы. Смерть главной героини была необходима ради достижения высшего блага, что подтверждается появлением Ярилы, несущего символы жизни и смерти – человеческую голову и сноп ржаных колосьев. Сама же девушка ушла счастливой со словами благодарности за «сладкий дар любви». Произведение Островского «Снегурочка» дает возможность проникнуться сказочным, лиричным духом, ощутив всю глубину народного творчества через напевную ритмику поэзии автора.

Теремок. Мизгирь — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Теремок. Мизгирь», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.

Шрифт:

Интервал:

Закладка:

Сделать

ТЕРЕМОК

Лежит в поле лошадиная голова. Прибежала мышка-норышка и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

Никто не отзывается. Вот она вошла и стала жить в лошадиной голове. Пришла лягушка-квакушка:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я — мышка-норышка. А ты кто?

— А я лягушка-квакушка.

— Ступай ко мне жить.

Вошла лягушка и стали они вдвоем жить.

Прибежал заяц:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я — мышка-норышка, да лягушка-квакушка. А ты кто?

— А я на горе-увертыш.

— Ступай к нам!

Стали они втроем жить.

Пришла лисица:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Мышка-норышка, лягушка-квакушка, на горе-увертыш. А ты кто?

— А я везде-поскокиш.

— Иди к нам!

Стали четверо жить. Пришел волк:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Мышка-норышка, лягушка-квакушка, на горе-увертыш, везде-поскокиш. А ты кто?

— А я из-за кустов-хватыш.

— Иди к нам.

Стали пятеро жить.

Вот приходит к ним медведь:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Мышка-норышка, лягушка-квакушка, на горе-увертыш, везде-поскокиш, из-за кустов-хватыш.

— А я всех вас-давиш! — Сел медведь на голову и раздавил всех.

МИЗГИРЬ

В старые годы, в давнее время, в красную весну, в теплое лето случилась такая беда: разлетались везде комары да мошки, стали людей кусать, горячую кровь пить. Тут явился мизгирь; удалой добрый молодец. Стал ножками трясти да сети плести, ставить на пути на дорожке, куда летают комары да мошки. Мухи грязные, осы злые полетели, да в сеть мизгирю и попали. А мизгирь стал их всех бить да губить, да за горло давить.

Взмолилась тут муха: «Батюшка мизгирь. Смилуйся! Не бей, не губи меня. Много у меня детей, сиротами останутся. Будут по дворам ходить, да собак дразнить».

Сжалился мизгирь, отпустил муху. Вот она полетела, зажужжала: «Ой вы, комары да мошки! Прячьтесь все под осинову кору. Появился у нас мизгирь. Стал ножками трясти, да сети плести, ставить на пути на дорожке, куда летают комары да мошки: всех загубит».

Перепугались комары да мошки; полетели, забились под осиновую кору и лежат, как мертвые. Мизгирь пошел, отыскал сверчка, таракана и клопа. И говорит им: «Ты, сверчок, садись на кочку, ты, таракан, ударь в барабан. А ты, клоп-блинник, ступай под осиновую кору, распусти про меня, мизгиря-борца, доброго молодца, такую славу, будто меня в живых нет. Будто отослали меня, мизгиря-борца, добра молодца в Казань, и там мне, мизгирю, на плахе голову отсекли и плаху раскололи».

Сел сверчок на кочку, таракан в барабан ударил, а клоп-блинник пошел под осиновую кору и говорит комарам да мошкам: «Что вы запрятались? Лежите, как мертвые! А мизгиря-борца, доброго молодца и в живых нет. В Казань отослали, на плахе голову отсекли и плаху раскололи».

Обрадовались комары да мошки. Разлетались, о мизгире и думать забыли, да все к нему в сети и попались. А мизгирь говорит: «Что это вы очень мелки! Почаще бы ко мне в гости бывали, пивца-винца испивали и нам бы подавали!»

Шрифт:

Интервал:

Закладка:

Сделать

Волк

Бежит серый волк.

– Что, девица, плачешь, что, красная, рыдаешь?

– Ау-ау! Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком подрумянена, выпросили меня подружки у дедушки, у бабушки в лес по ягоды, а в лес завели да и покинули!

– Слезай, – сказал волк, – я доведу тебя до дому!

– Нет, волк, я не пойду с тобой, я боюсь тебя – ты съешь меня!

Волк ушел.

Идет Лиса Патрикеевна:

– Что, девица, плачешь, что, красная, рыдаешь?

– Ау-ау! Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком подрумянена, выпросили меня подружки у дедушки, у бабушки в лес по ягоды, а в лес завели да и покинули!

– Ах, красавица! Ах, умница! Ах, горемычная моя! Слезай скорехонько, я тебя до дому доведу!

– Нет, лиса, льстивы слова, я боюся тебя – ты меня к волку заведешь, ты медведю отдашь… Не пойду я с тобой!

Ярило летнее солнце

Персонаж, образ которого появляется в самом конце пьесы, хотя незримо присутствует во всех её действиях. Ярило — дух лета, божество, которое недовольно тем, что кто-то может противиться его воле. По сюжету он враг Мороза, желающий погубить Снегурочку.

Однако воспринимать его как отрицательного героя не совсем верно. Это скорее символ природного равновесия. Сопротивляться ему невозможно. Если есть зима, то должно быть и лето. Направляя свой тёплый луч на Снегурочку, Ярило, как бы выравнивает баланс между силами природы. Даже тая, Снегурочка это понимает, поэтому чувствует себя счастливой. Ведь без тепла любовь просто не может существовать.

Царь Берендей

Мудрый правитель. Он почти интуитивно чувствует, что с его царством не всё гладко. Берендей понимает, что Ярило на что-то разгневан, поэтому нет мира и любви между молодыми людьми в деревне. Царь даже хочет издать указ, чтобы все стали любить друг друга, но потом отказывается от этой идеи, заранее зная, что по приказу полюбить невозможно.

Однако он всё же находит выход из положения, обязуясь переженить всех, кто сам этого захочет, на Ярилов день. Это было мудрое решение, так как одновременно будут созданы новые семьи и задобрен гнев Ярилы. Характеристика царя Берендея, как одного из главных героев, скорее положительная. Возможно, он вызывает немного сочувствия (из-за неверности жены), но точно не отрицательные эмоции.

Главные герои

В «Снегурочке» герои Весна и Мороз произвели на свет дочку, которая не подвластна чувству любви. Ей нравятся лирические песенки пастушка Леля, и Снегурочка счастлива, когда родители отпускают ее к людям. Лель отказывается от девушки, и Снегурочка просит мать, чтобы та наградила ее способностью любить. Получив желаемое, она становится доступной лучам солнца, и погибает с благодарностью к матери, что успела испытать это волшебное чувство.
Молодой пастух, ветреный и беззаботный, хорошо поет. Именно из-за его песен, Снегурочка стремилась к людям, но он не захотел выделить ее из всех, выбрав Купаву. Из-за его безразличия к ней, Снегурочка попросила мать о любви.
Строгий и заботливый старик, отец Снегурочки. Солнце стало мало обогревать землю, и Мороз хочет покинуть страну берендеев. В таком случае, Снегурочка остается без защиты отца, и он принимает решение отпустить ее к Бакуле, бездетному бобылю.
Мать Снегурочки. Она очень любит свою дочь, и хочет уберечь ее от всех несчастий. Вместе с Морозом, отправляет дочь к людям. Снегурочка просит Весну, чтобы та наградила ее волшебным даром любви. Мать – Весна понимает, что это грозит гибелью ее дочери, но, как истинная мать-природа, она желает счастья своей дочери, пусть даже недолгого, и дарит Снегурочке волшебный венок, надев который, Снегурочка сможет любить.
Купец, жених Купавы. Он собирается на ней жениться, приходит с подарками. Увидев Снегурочку, он влюбился в нее, забыв Купаву. Он обещает Берендею, который хотел изгнать его из своего царства, своей любовью растопить сердце Снегурочки. В это время, Снегурочка получает в дар от матери-Весны способность любить, и влюбляется в Мизгиря. Их любовь взаимна, но солнце растопило Снегурочку, и Мизгирь бросается в озеро. Жизнь без любимой ему не нужна.

История создания и главные герои

Премьера пьесы состоялась на сцене Большого Театра в мае 1873 года. Изначально автор «Снегурочки» не планировал создавать спектакль-феерию — это был заказ комиссии по управлению театрами. Такое решение было принято в связи с закрытием Малого театра на ремонт и временным переездом его коллектива в Большой.

По задумке в спектакле должны были участвовать артисты разных трупп:

  • драматической;
  • оперной;
  • балетной.

Несмотря на ограниченные сроки, Островский успешно справился с поставленной задачей. Первая постановка состоялась 11 мая и была принята критиками не очень благосклонно. Возможно, потому что тема навеяна русским и украинским фольклором, которым в то время очень увлекался автор, а может из-за большого количества второстепенных персонажей. История прекрасной девушки описана в стихах, что тоже являлось для автора своеобразным дебютом.

Но мнение критиков не столь важно, если пьеса нравится зрителям. Оригинальная постановка, усиленная музыкой молодого Чайковского, так полюбилась публике, что спектакль не сходил со сцены многие годы

Впоследствии по этому сценарию даже был снят полноценный художественный фильм.

В сказке много персонажей. Каждый из них, безусловно, очень важен для лучшего представления развивающихся событий. Однако главных героев, которые влияют на развитие сюжета, можно выделить всего несколько:

  • Снегурочка — дочь Мороза и Весны, отпущенная родителями жить с людьми.
  • Мороз — символ зимы и холода, отец.
  • Весна — мать Снегурочки.
  • Лель — ветреный парень-пастух, от песен которого были без ума все девушки.
  • Мизгирь — молодой человек, богатый жених.
  • Царь Берендей — мудрый правитель.
  • Купава — подруга, она же соперница Снегурочки.
  • Ярила — незримый персонаж, летнее божество.

В основе сказки — любовь. Молодые люди влюбляются, ревнуют, ссорятся и мирятся. События происходят с такой скоростью, что поневоле создаётся впечатление о ветрености чувств некоторых героев. Но это только на первый взгляд. Если глубже вникнуть в смысл истории, то становится понятно, что не всё так однозначно. Каждое действие персонажей имеет под собой основу и скрытый подтекст.

Пастух Лель

Молодой человек со своеобразным характером. Его поведение трудно вписать в какие-то рамки. Он красив, талантлив и умён. Изначально, как и все остальные парни в деревне, был влюблён в Снегурочку.

Однако стоило ей хоть немного проявить свою заинтересованность в молодом человеке, как тот сразу же начинает терять к ней интерес.

Леля любят почти все девушки и даже жена царя

Такое внимание ему явно льстит, поэтому он не спешит от него отказываться. Его игра чувствами других людей не вызывает у зрителей положительных эмоций, хотя назвать этот персонаж отрицательным тоже нельзя

Скорее Леля можно охарактеризовать как непостоянного, не понимающего чего он сам хочет юношу.

Персонажи

Для дальнейшего анализа сказки «Снегурочка» Островского рассмотрим второстепенных персонажей.

Бобыль по имени Бакула и Бобылиха — приемная семья Снегурочки. К слову сказать, бобылями на Руси называли самых бедных крестьян, не имеющих земельного надела. Поэтому Дед Мороз и надеется, что на такую «невесту», как приемная дочка бобылей, никто не позарится. По характеру же Бобыль — гуляка и лентяй, а Бобылиха мечтает о тепле, богатстве и неге без всякого труда.

Купава — дочь Мураша, богатого жителя слободы. Это местная красавица, к которой сначала посватался Мизгирь.

Царь Берендей — беспокоящийся о будущем своего народа и о благосклонности к нему бога Ярилы. Его ближний боярин — Бермята. Жена Бермяты — Елена Прекрасная.

Радушка, Малуша — слободские девушки, подруги Купавы.

Брусило, Малыш, Курилка — слободские парни.

https://youtube.com/watch?v=IOBwMwOHlHY

Купец Мизгирь

Этот герой появляется в пьесе как завидный жених для подружки Снегурочки Купавы. Однако увидев саму Снегурочку, он быстро теряет интерес к своей невесте.

В целом образ молодого человека можно описать следующими словами:

  • красив;
  • молод;
  • богат;
  • самоуверен.

Деньги дают ему определённое положение в обществе и делают желанным женихом для любой девушки. Но только не для Снегурочки. Мизгирь привык, что ему ни в чём нет отказа. Возможно, именно эта привычка иметь всё, что пожелает, а вовсе не внезапно вспыхнувшая любовь побуждает юношу добиваться Снегурочку во что бы то ни стало.

Он даже прилюдно отзывается о своё бывшей невесте, как о доступной девушке, чем характеризует себя с не очень хорошей стороны. А его попытка взять Снегурочку силой только добавляет отвращения. Несмотря на то что Мизгирь и Снегурочка всё же становятся влюблённой парой в конце сказки, чувство неприязни к этому персонажу так и не проходит.

Второстепенные персонажи

Справедливый и мудрый правитель волшебного царства. Добрый и честный, он следит за порядком в своих владениях. Когда Купава ему жалуется на Мизгиря, в наказание, повелевает изгнать его из царства. Видит немилость Солнца, чтобы вернуть его расположение, объявляет праздник, где каждый должен выбрать себе пару. Когда увидел Снегурочку, ему становится понятен гнев Ярилы. Берендей выносит решение отдать Снегурочку в жены тому, кто до утра сумеет влюбить ее в себя.
Молодая девушка, отвергнутая своим женихом. Обиженная невеста обращается к растениям и насекомым, чтобы они отомстили ее неверному жениху. Во время праздника, Лель выбирает ее в жены, и она испытывает к нему чувство благодарности.

Анализ произведения

Внешне — это совсем простой рассказ о любви Снегурочки и Мизгиря. Но анализ «Снегурочки» Островского показывает, что все намного сложнее. Во-первых, несмотря на фантастичность истории, царство Берендея описано так, что читатели могут легко его представить. Это такое идеальное старорусское государство. Здесь проявляется социальный аспект:

  • в этой стране царит справедливость;
  • все обычаи и законы непременно соблюдаются, а нарушителям грозит суровое наказание, как это могло бы случиться с Мизгирем;
  • здесь в цене верность и всеобщая поддержка, жизнь по законам людей и природы.

Царь Берендей вынужден принимать суровые решения, он опечален судьбой Снегурочки, но понимает, что так будет лучше для всех. К слову, Ярило тоже поступает по справедливости, даруя людям долгое лето после того, как Снегурочка тает.

Во-вторых, как уже было отмечено, многогранность, взаимосвязь противоположностей и мир, сотканный из противоречий — еще одна важная идея этой пьесы.

  • Мидазолам по латыни как пишется
  • Миасс сказка на дачном адрес
  • Миа или мия как правильно пишется имя
  • Мещерский край как пишется
  • Мещанин во дворянстве сочинение рассуждение