Моцарт один раз услышал и записал по памяти духовное сочинение какое ответ

Цель и задачи: обобщение полученных сведений
по теме “Жизнь и творчество В. А. Моцарта” в
занимательной, игровой форме (тесты и
кроссворды).

Тест

Вариант I

1. Какая опера не принадлежит Моцарту?

а) “Свадьба Фигаро” б) “Дон-Жуан” в)
“Волшебная флейта” г) “Фиделио”

2. К какому жанру не обращался в своём
творчестве Моцарт?

а) вокальный цикл б) соната в) концерт г) опера

3. Моцарт был младше Гайдна на…

а) 10 лет б) 24 года в) 38 лет г) 3 года

4. Место рождения Моцарта:

а) Вена б) Бонн в) Зальцбург г) Эйзенштадт

5. Леопольд Моцарт, отец Вольфганга Амадея, не
был…

а) педагогом б) скрипачом в) флейтистом г)
композитором

6. В. А. Моцарт начал заниматься музыкой в
возрасте…

а) трёх лет б) пяти лет в) семи лет г) девяти лет

7. Музыкальные инструменты, игрой на которых
владел Моцарт?

(несколько правильных ответов):

а) гобой б) клавесин в) орган г) скрипка

8. Четыре сонаты для скрипки и клавесина,
изданные в Париже, написаны

Моцартом в возрасте…

а) 10 лет б) 7 лет в) 5 лет г) 15 лет

9. Свои первые симфонии Моцарт написал в…

а) Зальцбурге б) Вене в) Париже г) Лондоне

10. Первая опера Моцарта, написанная в
двенадцатилетнем возрасте, называется…

а) “Идоменей” б) “Митридат, царь Понтийский”
в) “Свадьба Фигаро”

г) “Мнимая простушка”

11. В Италии Моцарт не выступал перед публикой в
качестве…

а) дирижёра б) органиста в) оратора г)
импровизатора

12. Музыкальный педагог, у которого Моцарт брал
уроки:

а) падре Мартини б) А. Сальери в) Н. Порпора г) И.
С. Бах

13. Моцарт был избран членом Болонской
филармонической академии в возрасте…

а) 20 лет б) 14 лет в) 15 лет г) 30 лет

14. Опера, написанная Моцартом по заказу
Миланского театра:

а) “Идоменей” б) “Похищение из сераля” в)
“Дон-Жуан”

г) “Митридат, царь Понтийский”

15. Город, в котором Моцарт прожил последнее
десятилетие своей жизни:

а) Париж б) Зальцбург в) Вена г) Милан

16. Персонаж оперы “Свадьба Фигаро”:

а) Папагено б) донна Анна в) Сюзанна г)
Лепорелло

17. Три последние симфонии Моцарта написаны в…

а) 1788 г. б) 1789 г. в) 1790 г. г) 1791 г.

18. “Я считаю Вашего сына величайшим
композитором из тех, о ком я когда-либо слышал” –
эти слова, сказанные отцу Моцарта, принадлежат…

а) А.Сальери б) Й. Гайдну в) Л. ван Бетховену г)
императору

19. Моцарт посвятил Гайдну…

а) Симфонию № 41 б) “Маленькую ночную серенаду”

в) оперу “Дон-Жуан” г) 6 струнных квартетов

20. Последним сочинением Моцарта является…

а) опера “Волшебная флейта” б) симфония № 41 в)
Реквием

г) опера “Дон-Жуан”.

Вариант II

1. Направление в искусстве, к которому
принадлежит творчество Моцарта:

а) классицизм б) романтизм в) реализм г)
экспрессионизм

2. С кем из перечисленных композиторов Моцарт
был знаком лично?

а) И. С. Бах б) Бетховен в) Берлиоз г) Аллегри

3. Моцарт один раз услышал и записал по памяти
духовное сочинение:

а) “Страсти по Матфею” б) “Stabat Mater” в)
“Мизерере”
г) Месса h-moll Баха

4. Духовное сочинение Моцарта заупокойного
характера:

а) оратория б) кантата в) мотет г) реквием

5. Латинское слово “requiem” означает:

а) “покой” б) “свет” в) “страдания” г)
“слёзная”

6. Клавишно-духовой инструмент, на котором
импровизировал Моцарт:

а) фортепиано б) орган в) фисгармония г)
челеста

7. Учебное пособие, изданное Леопольдом
Моцартом:

а) “Школа пения” б) “Школа фортепианной игры”
в) “Школа дирижирования”

г) “Школа скрипичной игры”

8. Русский композитор, написавший оперу “Моцарт
и Сальери” по одноимённой

маленькой трагедии Пушкина:

а) П. И. Чайковский б) Н. А. Римский-Корсаков в)
С. В. Рахманинов г) Г. В.Свиридов

9. Страна, в которую Моцарт совершил три
длительные концертные поездки в 1769 – 1773 г.:

а) Франция б) Англия в) Италия г) Германия

10. Последняя опера Моцарта:

а) “Волшебная флейта” б) “Свадьба Фигаро” в)
“Дон-Жуан”

г) “Похищение из сераля”

11. Французский писатель, автор комедии
“Безумный день, или Женитьба Фигаро”:

а) Бальзак б) Дюма в) Стендаль г) Бомарше

12. Итальянский город, филармоническая академия
которого избрала своим членом

четырнадцатилетнего Моцарта:

а) Венеция б) Болонья в) Рим г) Флоренция

13. Либреттист трёх венских опер Моцарта:

а) Лоренцо да Понте б) Гёте в) Шиканедер г)
барон ван Свитен

14. Опера buffa Моцарта:

а) “Свадьба Фигаро” б) “Идоменей” в)
“Волшебная флейта”

г) “Митридат, царь Понтийский”

15. Опера seria Моцарта:

а) “Дон-Жуан” б) “Похищение из сераля” в)
“Милосердие Тита”

г) “Мнимая простушка”

16. Персонаж оперы “Дон-Жуан”:

а) Керубино б) Церлина в) Тамино г) Царица
ночи

17. Заказчик Реквиема:

а) В. цу Штуппах б) И. Колоредо в) Г. ван Свитен
г) Э. Шиканедер

18. Название Симфонии № 41 Моцарта:

а) “Юпитер” б) “Пражская” в) “Линцская” в)
“Хаффнер-симфония”

19. Устраивал ли Моцарт в Вене свои “академии”?

а) Нет б) Да

20. Город, в котором в 1778 году Моцарт пытался
устроиться на службу:

а) Вена б) Рим в) Лондон г) Париж

Кроссворд  I

 

По горизонтали:

  1. Первая опера юного Моцарта “Мнимая …”.
  2. Стиль и направление в искусстве XVII – XVIII веков,
    произошедшее от латинского classicus
  3. Третья часть симфонии, “танец королей и король
    танцев”
  4. Инструмент, голоса которого Моцарт боялся в
    раннем детстве.
  5. Имя великого композитора – Вольфганг … Моцарт.
  6. Форма, в которой написана I часть известной
    сонаты ля мажор.
  7. Город, в котором родился В. А. Моцарт.

По вертикали:

2. Сикстинская …, где Моцарт услышал и записал
по памяти многоголосное духовное сочинение.

8. Страна, в которой жил Моцарт.

9. Героиня оперы “Свадьба Фигаро”.

10. Третья часть сонаты ля мажор – “турецкий …”.

11. Последнее сочинение Моцарта, в переводе
“покой”.

Ответы.

По горизонтали: 1. Простушка. 2. Классицизм.
3. Менуэт. 4. Труба. 5. Амадей. 6. Вариации. 7.
Зальцбург.

По вертикали: 2. Капелла. 8. Австрия. 9.
Сюзанна. 10. Марш. 11. Реквием.

Кроссворд II

По горизонтали:

  1. Французский писатель, на сюжет произведения
    которого написана опера “Свадьба Фигаро”.
  2. Музыкальный голос Фигаро.
  3. Итальянский композитор, духовное сочинение
    которого Моцарт услышал в Сикстинской капелле и
    записал по памяти.
  4. Знаменитый австрийский композитор-классик,
    которому Моцарт посвятил шесть струнных
    квартетов.
  5. Имя отца Вольфганга.
  6. Инструмент, на котором Моцарт начал учиться
    играть в три года.

По вертикали:

7. Одна из последних опер Моцарта, в названии
которой есть деревянный духовой инструмент.

2. Итальянский город, в котором
четырнадцатилетний Моцарт был избран членом
филармонической академии.

8. Знаменитый итальянский педагог, теоретик и
композитор, у которого Моцарт брал уроки – падре….

9. Так называли сестру Моцарта родители.

10. Немецкий город, в котором в 1762 году
состоялось первое публичное выступление
Вольфганга.

11. Город, в котором жили Гайдн, Моцарт, Бетховен.

Ответы.

По горизонтали: 1. Бомарше. 2. Баритон. 3.
Аллегри. 4. Гайдн. 5. Леопольд. 6. Клавесин.

По вертикали: 7. Флейта. 2. Болонья. 8.
Мартини. 9. Наннерль. 10. Мюнхен. 11. Вена.

МОЦАРТ

1.Даты жизни композитора?

а)1856-1881 б)1756-1791 в)1703-1743

2.Место рождения Моцарта?

а) Вена б) Бонн в) Зальцбург г) Эйзенштадт

3. Направление в искусстве, к которому принадлежит творчество Моцарта:

а) классицизм б) романтизм в) реализм г) экспрессионизм

4. С кем из перечисленных композиторов Моцарт был знаком лично?

а) И. С. Бах б) Бетховен в) Берлиоз г) Аллегри

5. Моцарт один раз услышал и записал по памяти духовное сочинение:

а) “Страсти по Матфею” б) “Stabat Mater” в) “Мизерере” г) Месса h-moll Баха

6. Какая опера не принадлежит Моцарту?

а) “Свадьба Фигаро” б) “Дон-Жуан” в) “Волшебная флейта” г) “Фиделио”

7. Французский писатель, автор комедии “Безумный день, или Женитьба Фигаро”:

а) Бальзак б) Дюма в) Стендаль г) Бомарше

8. Леопольд Моцарт, отец Вольфганга Амадея, не был…

а) педагогом б) скрипачом в) флейтистом г) композитором

9. В. А. Моцарт начал заниматься музыкой в возрасте…

а) трёх лет б) пяти лет в) семи лет г) девяти лет

10. Музыкальные инструменты, игрой на которых владел Моцарт?

(несколько правильных ответов):

а) гобой б) клавесин в) орган г) скрипка

11. Свои первые симфонии Моцарт написал в…

а) Зальцбурге б) Вене в) Париже г) Лондоне

12. Первая опера Моцарта, написанная в двенадцатилетнем возрасте, называется…

а) “Идоменей” б) “Митридат, царь Понтийский” в) “Свадьба Фигаро”

г) “Мнимая простушка”

13. В Италии Моцарт не выступал перед публикой в качестве…

а) дирижёра б) органиста в) оратора г) импровизатора

14. Музыкальный педагог, у которого Моцарт брал уроки:

а) падре Мартини б) А. Сальери в) Н. Порпора г) И. С. Бах

15. Моцарт был избран членом Болонской филармонической академии в возрасте…

а) 20 лет б) 14 лет в) 15 лет г) 30 лет

16. Опера, написанная Моцартом по заказу Миланского театра:

а) “Идоменей” б) “Похищение из сераля” в) “Дон-Жуан”

г) “Митридат, царь Понтийский”

17. Город, в котором Моцарт прожил последнее десятилетие своей жизни:

а) Париж б) Зальцбург в) Вена г) Милан

18. Персонаж оперы “Свадьба Фигаро”:

а) Папагено б) донна Анна в) Сюзанна г) Лепорелло

19. Три последние симфонии Моцарта написаны в…

а) 1788 г. б) 1789 г. в) 1790 г. г) 1791 г.

20. Последняя опера Моцарта:

а) “Волшебная флейта” б) “Свадьба Фигаро” в) “Дон-Жуан”

21. Моцарт посвятил Гайдну…

а) Симфонию № 41 б) “Маленькую ночную серенаду”

в) оперу “Дон-Жуан” г) 6 струнных квартетов

22. Последним сочинением Моцарта является…

а) опера “Волшебная флейта” б) симфония № 41 в) Реквием

г) опера “Дон-Жуан”

Обновлено: 09.01.2023

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Содержание изучаемого материала. Классический симфонизм Гайдна. Музыка Венско.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Содержание изучаемого материала. Классический симфонизм Гайдна. Музыка Венско.

Домашнее задание. ВСЕМ: прочитать материала гла­вы 9, Повторить материал гл.

Композиторы Венской классической школы 11 класс Учитель МХК: Муллаянова А. Р.

Композиторы Венской классической школы 11 класс Учитель МХК: Муллаянова А. Р.

Каковы характерные черты направления классицизм? Кого мы называем композитора.

Цели и задачи урока: формирование целостного представления о мире и формах ис.

Цели и задачи урока: формирование целостного представления о мире и формах искусства; развитие умения различать интонационно-образ­ные, жанровые и стилевые основы музыки Венской классической школы; узнавать музыку эпохи и опре­делять характерные признаки приемов развития худо­жественных образов; развитие умения высказывать собственное мне­ние о достоинствах произведений музыкального ис­кусства эпохи классицизма; составлять словарь музы­кальных понятий и терминов, относящихся к музыке этого стиля; реализовывать свой творческий потен­циал, воспитание уважения и осознание ценности му­зыкального искусства венских классиков, его духов­ного потенциала. Учитель МХК: Муллаянова А. Р.

ВЕНСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА - творческое направление, сложившееся в Австрии XV.

ВЕНСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА — творческое направление, сложившееся в Австрии XVIII — XIX веках. К нему принадлежат три великих композитора : Й. Гайдн, В. А. Моцарт и Л. Бетховен. Каждый из них обладал яркой творческой индивидуальностью, которая определяла и общий характер музыки, и выбор жанров, и особенности музыкального языка. Учитель МХК: Муллаянова А. Р.

Ключевые вопросы. Задачи: 1) Внести информацию в таблицу (по группам): Какие.

2) устно сделать вывод, ответив на вопросы (по группам): 3) В процессе ответо.

Учитель МХК: Муллаянова А. Р.

Учитель МХК: Муллаянова А. Р.

Йозеф Гайдн Общие черты музыки венских композиторов: Венские классики окончат.

Вольфганг Амадей Моцарт Общие черты музыки венских композиторов: Венские клас.

Людвиг ван Бетховен Общие черты музыки венских композиторов: Венские классики.

Ключевые вопросы. Гайдн – создатель классической симфонии, струнного квартета.

Ключевые вопросы. Гайдн – создатель классической симфонии, струнного квартета, светской оратории, его музыка полна оптимизма, радости; Моцарт – создатель жанра классического концерта, сочинитель симфонической, духовной музыки, впервые в оперном искусстве он соединил комическое и драматическое начала; Бетховен – мастер симфоний, его сонаты вошли в сокровищницу мировой музыкальной культуры. 2. Общие черты музыки венских композиторов: гомофонно-гармонический тип изложения, ладовая ясность (мажор и минор), гармоническая схема, простота, ясность и чет­кость ритма, неразрывная связь гармонии и мелодии. Какие достижения привнесли в музыкальное искусство композиторы Венской классической школы? Что роднит музыку венских композиторов? Учитель МХК: Муллаянова А. Р.

Система жанров, форм и правил гармонии, разработанная классической Венской шк.

Раздел Музыка
Класс
Тип Тесты
Автор Ращектаева Т.В.
Дата 13.01.2015
Формат docx
Изображения Нет

For-Teacher.ru - все для учителя

1. Какая опера не принадлежит Моцарту?

а) «Свадьба Фигаро» б) «Дон-Жуан» в) «Волшебная флейта» г) «Фиделио»

2. К какому жанру не обращался в своём творчестве Моцарт?

а) вокальный цикл б) соната в) концерт г) опера

3. Место рождения Моцарта:

а) Вена б) Бонн в) Зальцбург г) Эйзенштадт

4. Леопольд Моцарт, отец Вольфганга Амадея, не был.

а) педагогом б) скрипачом в) флейтистом г) композитором

5. В. А. Моцарт начал заниматься музыкой в возрасте.

а) трёх лет б) пяти лет в) семи лет г) девяти лет

6. Музыкальные инструменты, игрой на которых владел Моцарт?

а) гобой б) клавесин в) орган г) скрипка

7. В Италии Моцарт не выступал перед публикой в качестве.

а) дирижёра б) органиста в) оратора г) импровизатора

8. Моцарт был избран членом Болонской филармонической академии в возрасте.

а) 20 лет б) 14 лет в) 15 лет г) 30 лет

9. Город, в котором Моцарт прожил последнее десятилетие своей жизни:

а) Париж б) Зальцбург в) Вена г) Милан

10. Последним сочинением Моцарта является.

а) опера «Волшебная флейта» б) симфония № 41 в) Реквием

г) опера «Дон-Жуан».

1. С кем из перечисленных композиторов Моцарт был знаком лично?

а) И. С. Бах б) Бетховен в) Берлиоз г) Аллегри

2. Моцарт один раз услышал и записал по памяти духовное сочинение:

а) «Страсти по Матфею» б) «Stabat Mater» в) «Мизерере» г) Месса h-moll Баха

3. Духовное сочинение Моцарта заупокойного характера:

а) оратория б) кантата в) мотет г) реквием

4. Латинское слово «requiem» означает:

а) «покой» б) «свет» в) «страдания» г) «слёзная»

5. Клавишно-духовой инструмент, на котором импровизировал Моцарт:

а) фортепиано б) орган в) фисгармония г) челеста

6. Страна, в которую Моцарт совершил три длительные концертные поездки в 1769 — 1773 г.:

а) Франция б) Англия в) Италия г) Германия

7. Последняя опера Моцарта:

а) «Волшебная флейта» б) «Свадьба Фигаро» в) «Дон-Жуан»

г) «Похищение из сераля»

8. Итальянский город, филармоническая академия которого избрала своим членом

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тест по зарубежной музыке может быть использован на контрольном уроке по музыкальной литературе в 5 классе ДМШ и ДШИ.

ТЕСТ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ МУЗЫКЕ

ученика (цы) 5 класса народные инструменты, синтезатор

Иоганн Себастьян Бах

1. Творчество Баха относилось к стилю

а) барокко б) рококо в) классицизм

2. Родина Баха – немецкий город

а) Лейпциг б) Бонн в) Эйзенах

3. И. С. Бах родился

а) 1685 г. б) 1785 г. в) 1585 г.

4. Какой болезнью были омрачены последние годы жизни Баха?

а) болезнь сердца б) болезнь глаз в) глухота

5. Сколько томов содержит ХТК?

6. В каком жанре не писал Бах?

а) прелюдия б) балет в) фуга

7. Бах непревзойдённый виртуоз игры на

а) фортепиано б) скрипке в) органе

1. Творчество Й. Гайдна относится к эпохе Венского…
а) романтизма б) классицизма в) барокко

2. Какой композитор не является венским классиком?
а) Гайдн б) Гендель в) Моцарт

3. Й. Гайдн служил у князя Эстергази в качестве…
а) хориста б) капельдинера в) капельмейстера

6. Духовой инструмент, не вошедший в классический состав оркестра Й. Гайдна:
а) валторна б) саксофон в) труба

7. Количество частей в классическом сонатном цикле Й. Гайдна?
а) 4 части б) 3 части в) 2 части

1. Место рождения Моцарта:

а) Вена б) Бонн в) Зальцбург

2. В. А. Моцарт начал заниматься музыкой в возрасте.

а) трёх лет б) пяти лет в) семи лет

3. Моцарт был избран членом Болонской филармонической академии в возрасте.

а) 20 лет б) 14 лет в) 30 лет

а) Папагено б) донна Анна в) Сюзанна

5. Последним сочинением Моцарта является.

6. Моцарт один раз услышал и записал по памяти духовное сочинение:

Людвиг ван Бетховен

1. Художественное направление, к которому принадлежит творчество Бетховена:

а) барокко б) классицизм в) романтизм

2. Сколько симфоний у Бетховена?

3. Был ли Бетховен лично знаком с Гайдном?

4. Какая опера принадлежит Бетховену?

а) “Орфей и Эвридика” б) “Волшебная флейта” в) “Фиделио”

5. Место рождения Бетховена:

а) Эйзенах б) Зальцбург в) Бонн

6. Немецкий поэт, автор трагедии “Эгмонт”:

а) Шиллер б) Рельштаб в) Гёте

7. Какой сонате Бетховена дал название немецкий поэт Рельштаб

а) “Лунная” б) “Аппасионата” в) “Патетическая”

Франц Шуберт

а) художественное и идейное направление в культуре б) форма музыкального произведения в) музыкальный жанр

2. Художественное направление, к которому принадлежит творчество Бетховена:

а) барокко б) классицизм в) романтизм

а) музыкальное направление б) музыкальные собрания в) музыкальные произведения

4. Какой вокальный цикл написал Шуберт?

5. Какие новые музыкальные жанры появились в творчестве Шуберта?

а) соната б) этюд в) экспромт, музыкальный момент

а) так решил сам композитор б) не имеет окончания в) имеет 2 части вместо 4-х

7. Каким композитором считается Шуберт?

а) немецким б) французским в) австрийским

Фридерик Шопен

1. Художественное направление, к которому принадлежит творчество Бетховена:

а) барокко б) классицизм в) романтизм

2. Родина Шопена

а) Германия б) Польша в) Австрия

3. Любимый инструмент Шопена

а) скрипка б) виолончель в) фортепиано

4. Сколько сонат написал Шопен?

а) утро б) вечер в) ночная песня

6. Как называется этюд № 12

7. Самый известный вальс Шопена

а) Вальс № 7 до-диез минор б) Вальс № 1 Ля-бемоль мажор в) Вальс № 14 ми минор

Фортепианная музыка композиторов-романтиков

1. В какой стране родился Роберт Шуман?

а) Германия б) Австрия в) Польша

2. Какой фортепианный цикл написал Роберт Шуман?

3. В какой стране родился Ференц Лист?

а) Германия б) Норвегия в) Венгрия

4. Какое произведение написал Ференц Лист?

5. В какой стране родился Эдвард Григ?

а) Франция б) Германия в) Норвегия

Развитие оперы в XIX веке

1. Как называется популярная опера Рихарда Вагнера?

2. Какая опера Джузеппе Верди была написана к открытию Суэцкого канала?

а) Хабанера б) Мазурка в) Марш

Дальнейшие пути развития европейской музыка в конце XIX — начале XX века

♪ ♫ WOLFGANG AMADEUS MOZART ♥♥♥

Следующая история, связанная с «Мiserere» Аллегри выводит на сцену 12-летнего Вольфганга Амадея Моцарта.
13 декабря 1769 года Леопольд и Вольфганг Моцарты покинули Зальцбург и отправились в 15-ти месячное путешествие по Италии. Одной из целей Леопольда было устроить так, чтобы сын стал учеником Падре Джанбаттиста Мартини, знаменитого итальянского композитора, теоретика и педагога, у которого за несколько лет до этого учился один из сыновей И.С.Баха — Иоганн Кристиан.

На пути в Болонью, где жил падре Мартини, Моцарты посетили Верону, Милан и прибыли в Рим в среду 11 апреля 1770 года, как раз на Страстной Неделе. Громы и молнии встречали их, «словно салют из тяжёлых орудий в честь высокопоставленных господ», как писал Леопольд Моцарт жене.

Как и все туристы, они направились в собор Св.Петра, чтобы присутствовать на заутрене и услышать знаменитое «Miserere» Григорио Аллегри, исполнявшееся в Сикстинской капелле. Вернувшись вечером в дом, где они остановились, Вольфганг записал по памяти всё произведение. Через день, в Великую Пятницу (будем помнить, что речь идёт о том времени, когда «Miserere» Аллегри исполнялось дважды), Вольфганг вновь пришёл в капеллу, принеся с собой спрятанную в шляпе рукопись. На сей раз он хотел проверить точность того, что записал с первого прослушивания. Поправки оказались совсем незначительными. Леопольд так описал это событие в письме к жене от 14 апреля 1770 года: «Как тебе известно, знаменитое «Miserere» столь высоко чтится в Риме, что музыкантам капеллы под страхом отлучения от церкви запрещается выносить ноты, переписывать их, или давай кому бы то ни было. Но у нас уже есть партитура «Miserere», всё это благодаря Вольфгангу, который записал музыку по памяти, совершенно точно, до единой нотки, и можно было бы прислать тебе её в Зальцбург вместе с этим письмом, да она нужно здесь нам самим. Но мы обязательно привезём партитуру домой, потому что, поскольку эта одна из свято хранимых тайн Рима, мы не можем допустить, чтобы она попала в чужие руки, и тем наплучь на себя церковную кару».
Нет сомнений в том. что Моцарт записал именно то, что слышал, — точно, «до единой нотки», то есть со всеми вокальными украшениями. Это подтвердил папский певец Кристофори, который услышал, как Моцарт исполнил записанное им. Кристофори был поражён.

Из Рима Вольфганг с отцом отправились в Неаполь, где пробыли несколько недель и вновь вернулись в Рим. Здесь Моцарта ждали большие почести: Папа Римский вручил ему орден Золотой Шпоры. Так юный Моцарт был удостоен звания Кавалера Ордена ХЗолотой Шпоры. (Как и Кристоф Виллибальд Глюк. Моцарт, однако, подписывался этим титулом лишь в Италии и позже о нём забыл; Глюк же подписывался им всегда.)
Двумя неделями позже Моцарты покунули Рим и остальные недели провели в Болонье, где Моцарт занимался у Падре Мартини. История с «Miserere» на этом, однако, не кончается. В Болоньи пересеклись пути Моцарта и Бёрни. Причём, оба они оказались здесь, привлечённые личностью Падре Мартини.

30 августа в Болонье состоялось торжественное собрание филармонического общества (Академии), на которое были приглашены Моцарты. Как пояснил Бёрни, «это особого рода состязание в искусстве тех композиторов этого города, которые являются членами знаменитого филармонического Общества, основанного в 1666 году». Бёрни специально отложил свой отъезд из Болоньи, чтобы побывать на концерте в церкви Сан Джованни ин Монте. В те времена здесь находилась знаменитая «Святая Цецилия» Рафаэля (в настоящее время хранится в болонской Пинакотеке).

Читайте также:

      

  • Что возмущает меня в митрофане простакове сочинение
  •   

  • Сочинение гвэ государственного выпускного экзамена это
  •   

  • Как так получилось что итоги состязаний в последнее время сочинение егэ
  •   

  • Сапсан сочинение 5 класс
  •   

  • Сочинение по рассказу анна на шее

В.А. Моцарт «Реквием»

Моцарт Реквием

Реквием – католическая торжественная заупокойная месса. Она имеет мало отношения к богослужебным обрядам, а скорее относится к концертным произведениям. По сути, Реквием является квинтэссенцией всей христианской религии – в контрастных по характеру частях бренным людям напоминают о загробном пути души, о неизбежном страшном дне суда над каждым: никто не уйдет от наказания, но Господь милосерден, он дарует милость и покой.

Моцарт в этом произведении с необыкновенной пластичностью передает эмоциональную выразительность содержания. Чередование картин печали и траура земного человека, молящего о господнем прощении, и гнева Всевышнего, хоровых номеров, символизирующих голос верующих, и сольных партий, знаменующих глас Божий, нюансов и силы звучания – все служит цели максимального воздействия на слушателя.

Официально принадлежащими руке композитора из 12 номеров признаны только первые 7. «Lacrymosa» считается последней частью, полностью написанной и оркестрованной автором. Частично были созданы «Domine Jesu» и «Hostias». «Sanctus» же, «Benedictus» и «Agnus Dei» с возвратом музыкального материала из 1-й части на другой текст якобы дописывали Зюсмайр и Эйблер по наброскам и точным указаниям.

Историю создания «Реквиема» Моцарта и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

История создания «Reqiem»

История создания этой всемирно известной заупокойной мессы  — одна из самых таинственных, трагичных и полных противоречивых фактов и свидетельств не только в биографии гениального Моцарта. Ее драматический символизм получил продолжение во многих других трагических судьбах талантливых людей.

Вольфганг Амадей Моцарт

Летом 1791 года, последнего года жизни композитора, на пороге квартиры Моцартов появился таинственный человек в сером одеянии. Лицо его было скрыто тенью, а плащ, несмотря на жару, укрывал фигуру. Зловещий пришелец протянул Вольфгангу заказ на сочинение заупокойной мессы. Задаток был внушительным, срок оставлялся на усмотрение автора.

В какой точно момент была начата работа, установить сегодня невозможно. В хорошо сохранившихся письмах Моцарта он упоминает работу над всеми сочинениями, вышедшими в тот период – коронационная опера «Милосердие Тита», зингшпиль «Волшебная флейта», несколько некрупных сочинений и даже «Маленькая масонская кантата» на открытие новой ложи ордена. Только «Реквием» нигде не упоминается. За одним исключением: в письме, достоверность которого оспаривается, Вольфганг жалуется на сильные головные боли, тошноту, слабость, на постоянные видения таинственного незнакомца, заказавшего траурную мессу, и предчувствие собственной скорой кончины…

Моцарт опера «Милосердие Тита»

Недомогания непонятной этиологии начали мучить его еще летом, за полгода до смерти. Врачи не могли сойтись на причинах и диагнозе болезни. Тогдашний уровень медицины не позволял точно диагностировать состояние больного на основании симптомов. Да и симптомы были противоречивы.

Например, постоянно являющийся в видениях Вольфгангу посланник, который изводил его и без того нарушенную нервную систему. Очень скоро посланник из серого стал черным – в восприятии Моцарта. Это были галлюцинации. И если прочие симптомы можно было отнести к болезням почек, водянке, менингиту, то галлюцинации в эту картину совершенно не вписывались.

Но они могли свидетельствовать о другом – являться спутниками отравления ртутью. Если принять за правдоподобность этот факт, все остальное течение и развитие болезни вполне соответствует гипотезе токсикологического отравления меркурием (ртутью). И становится понятным, почему врачи, собравшиеся для консилиума за неделю до гибели Вольфганга, так и не смогли сойтись во мнении относительно болезни, кроме одного – ждать осталось недолго.

Между тем, многие современники свидетельствовали о постепенном угасании Моцарта. Последнее его публичное выступление произошло 18 октября 1791 года на открытии масонской ложи, где он сам управлял оркестром и хором. После этого 20 ноября он слег и до самой кончины не вставал.

Образ черного демонического человека потряс воображение не только Моцарта, который в тот момент был излишне восприимчив к подобной мистике из-за непонятных изменений в организме и психике. Пушкин не обошел вниманием эту загадочную историю с посланцем смерти в «Маленьких трагедиях». Позднее этот же черный человек появляется в поэзии Есенина (одноименное стихотворение).

Существует версия, подтвердить которую или опровергнуть сейчас нельзя, о том, что Месса Ре-минор под видом опуса без названия была написана Моцартом задолго до заказа, но не был издан. И что после заказа ему оставалось лишь достать сочиненные ранее партитуры и внести изменения. По крайней мере, в предсмертный день 4 декабря он пел части из нее с пришедшими проведать композитора друзьями. Отсюда утверждение Зофи, сестры Констанци, которая провела с ними тот день, о том, что «до самого смертного часа он работал над «Реквиемом», который так и не успел завершить».

В ту ночь чуть позже полуночи он умер. Неясна, если не сказать больше – возмутительна – история с его похоронами. Денег в семье совершенно не было, на организацию похорон друг Вольфганга барон ван Свитен дал сумму, которой хватало на похороны по 3-му разряду. Это был век эпидемий, по указу императора все подобные процедуры строго регламентировались. 3-ий разряд подразумевал наличие гроба и захоронения в общей могиле. Моцарта, величайшего гения человечества, похоронили в общей яме с десятком других бедняков. Точное место неизвестно до сих пор: некому было это сделать. Уже в соборе святого Стефана, куда привезли простой, едва отесанный сосновый гроб с телом Вольфганга для отпевания, его никто не сопровождал – так записано в церковной книге пастором. Ни вдова, ни друзья, ни братья-масоны не пошли провожать его в последний путь.

Вопреки распространенному мнению, почти сразу после смерти маэстро неизвестный заказчик объявился с партитурой. Это был граф Вальзегг-Штупах, который безумно любил музицировать, играл на флейте и виолончели. Он иногда заказывал композиторам сочинения, которые выдавал затем за свои. В феврале 1791 года умерла его жена, в знак памяти о ней была заказана траурная месса Моцарту. Благодаря графу она не только была издана после смерти композитора, но и впервые была исполнена 2 года спустя – 14 декабря 1793 года. Никто тогда не подверг сомнению, что слышит подлинное сочинение, трагическую вершину творчества величайшего композитора Вольфганга Амадея Моцарта.

Исполнители

Хор, солисты soprano, alto, tenore, basso, оркестр.

Популярные номера из «Реквиема» Моцарта

«Requiem aeternam» («Вечный покой даруй им, Господи), 1 ч. (слушать)

«Kirye eleison» («Господи, помилуй»), 1ч. (слушать)

«Dies irae» («День гнева»), 2 ч. (слушать)

«Confutatis» (« Отверженный»), 6 ч. (слушать)

«Lacrymosa» («Слезная»), 7 ч. (слушать)

Интересные факты

  • Композитор вел тщательный учет всем произведениям, записывая в специальную тетрадь даже отдельные оперные номера под определенным артикулом. «Реквием» был единственным сочинением, которое не было внесено в эту тетрадь рукой маэстро. Этот факт породил множество домыслов, начиная с того, что «Реквием» был написан значительно раньше автором (в 1784году), и заканчивая предположениями о том, что весь целиком принадлежит не ему.
  • Вообще с 1874 года Моцарт не написал ни одного опуса для церкви, за исключением «Ave verum korpus». Этот факт для многих исследователей является показателем того, что и «Reqiem» он мог оставить лишь в наброске по причине того, что этот жанр якобы не вызывал у него творческого интереса. Хотя по другой версии, предчувствие близкой гибели способствовало тому, что заказ не просто был взят в работу. Композитор в этом произведении достиг неизведанной даже для себя глубины человеческого сострадания и в то же время музыка эта столь возвышенна и полна божественной красоты, что, пожалуй, это единственный случай, когда смертный смог вознестись душой к богу в своем творчестве. И, как Икар, после этого рухнул на землю.
  • В первую годовщину трагедии 11 сентября, случившейся в США в 2011 году, по всей планете исполнялся «Реквием» Моцарта. Ровно в 8:46 (время первой атаки самолета на башню-близнеца) вступил коллектив из первого часового пояса (Япония), затем через час – следующий часовой пояс и коллектив. Таким образом, «Реквием» звучал весь день непрерывно. Выбор именно этой траурной мессы не случаен – оборвавшаяся внезапно и столь трагически жизнь Моцарта, так и не успевшего дописать произведение, ассоциируется с безвременной кончиной сотен жертв теракта.

  • На самом деле Моцарт всю свою жизнь был глубоко верующим католиком, соблюдающим все предписания, он дружил с пастором-иезуитом, и причина острых противоречий с масонством, однажды развернувшая его на 180 градусов от тайной ложи, заключалась в антикатолических тенденциях последней. Вольфганг был мыслителем и мечтал соединить то лучшее, что есть в религии с достижениями просвещенности ордена. Тема духовной музыки была близка ему даже более других.
  • Впрочем, самый известный случай, связанный с гениальными способностями Моцарта-вундеркинда, отсылает к столкновению с церковным каноном. В 1770 году Вольфганг посещает Ватикан. Время совпадает с моментом исполнения «Miserere» Грегорио Аллегри. Партитура произведения строго засекречена, под страхом отлучения от церкви запрещено ее копирование. Для предотвращения возможности запоминания на слух сочинение исполняют раз в год на Страстную неделю. Это сложное по форме и гармонизации произведение для 2-х хоров из 4-х и пяти голосов продолжительностью более 12 минут. 14-летний Вольфганг после единственного прослушивания запомнил и записал партитуру целиком.
  • 18 ноября 1791 года в новой ложе Ордена «Вновь венчанная надежда» звучит маленькая кантата, созданная им специально по случаю, дирижирует маэстро. Объем ее – 18 листов, на 18-й день после освящения, 5 декабря, Моцарт умирает. Вновь зловещее число «18» играет роковую роль в его судьбе и подает тайные знаки.
  • Расследования и доказательства подлинности нот Мессы Ре-минор ведутся до сих пор. Теперь уже, когда все участники тех событий мертвы, правды не установить. Но справедливы слова Констанцы, которая писала в 1827 году: «Даже если допустить, что Зюсмайр полностью все написал по указаниям Моцарта, все равно Реквием остался бы работой Моцарта».

По иронии судьбы, тому, чья могила не сохранилась для потомков, его сочинения послужили памятником и мавзолеем. До сих пор в людских сердцах память о нем хранит отпечаток божественного таланта такой высоты, которой не удостоился ни один из смертных более.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

«Реквием» Моцарта

ИТОГОВЫЙ УРОК ПО ТВОРЧЕСТВУ ВОЛЬФГАНГА АМАДЕЯ МОЦАРТА

ИТОГОВЫЙ УРОК ПО ТВОРЧЕСТВУ

ВОЛЬФГАНГА

АМАДЕЯ

МОЦАРТА

1. Направление в искусстве, к которому принадлежит творчество Моцарта: а) классицизм б) романтизм в) реализм г) экспрессионизм

1. Направление в искусстве, к которому принадлежит творчество Моцарта:

а) классицизм б) романтизм

в) реализм г) экспрессионизм

2. С кем из перечисленных композиторов Моцарт был знаком лично? а) И. С. Бах б) Бетховен в) Берлиоз г) Аллегри

2. С кем из перечисленных композиторов Моцарт был знаком лично?

а) И. С. Бах б) Бетховен

в) Берлиоз г) Аллегри

*3. Моцарт один раз услышал и записал по памяти духовное сочинение: а) “Страсти по Матфею” б) “Stabat Mater” в) “Мизерере” г) Месса h-moll Баха

*3. Моцарт один раз услышал и записал по памяти духовное сочинение:

а) “Страсти по Матфею” б) “Stabat Mater”

в) “Мизерере” г) Месса h-moll Баха

4. К какому жанру не обращался в своём творчестве Моцарт? а) вокальный цикл б) соната в) концерт г) опера

4. К какому жанру не обращался в своём творчестве Моцарт?

а) вокальный цикл б) соната

в) концерт г) опера

*5. Латинское слово “requiem” означает: а) “покой” б) “свет” в) “страдания” г) “слёзная”

*5. Латинское слово “requiem” означает:

а) “покой” б) “свет”

в) “страдания” г) “слёзная”

6. Место рождения Моцарта: а) Вена б) Бонн в) Зальцбург г) Эйзенштадт

6. Место рождения Моцарта:

а) Вена б) Бонн

в) Зальцбург г) Эйзенштадт

7. Музыкальный педагог, у которого Моцарт брал уроки: а) падре Мартини б) А. Сальери в) Н. Порпора г) И. С. Бах

7. Музыкальный педагог, у которого Моцарт брал уроки:

а) падре Мартини б) А. Сальери

в) Н. Порпора г) И. С. Бах

*8. Русский ПОЭТ,  написавший МАЛЕНЬКУЮ ТРАГЕДИЮ  “Моцарт и Сальери”:   а) А. А. Дельвиг б) В. А. Жуковский в) А. С. Пушкин г) М. Ю. Лермонтов

*8. Русский ПОЭТ, написавший МАЛЕНЬКУЮ ТРАГЕДИЮ “Моцарт и Сальери”:

а) А. А. Дельвиг б) В. А. Жуковский

в) А. С. Пушкин г) М. Ю. Лермонтов

9. Страна, в которую Моцарт  совершил три длительные  концертные поездки в 1769 – 1773 г.:   а) Франция б) Англия в) Италия г) Германия

9. Страна, в которую Моцарт совершил три длительные концертные поездки в 1769 – 1773 г.:

а) Франция б) Англия

в) Италия г) Германия

10. Моцарт посвятил Гайдну... а) Симфонию № 41 б) “Маленькую ночную серенаду” в) оперу “Дон-Жуан” г) 6 струнных квартетов

10. Моцарт посвятил Гайдну…

а) Симфонию № 41

б) “Маленькую ночную серенаду”

в) оперу “Дон-Жуан”

г) 6 струнных квартетов

11. Французский писатель, автор комедии “Безумный день, или Женитьба Фигаро”:  а) Бальзак б) Дюма в) Стендаль г) Бомарше

11. Французский писатель, автор комедии “Безумный день, или Женитьба Фигаро”:

а) Бальзак б) Дюма

в) Стендаль г) Бомарше

12. Итальянский город, филармоническая академия которого избрала своим членом четырнадцатилетнего Моцарта: а) Венеция б) Болонья в) Рим г) Флоренция

12. Итальянский город, филармоническая академия которого избрала своим членом четырнадцатилетнего Моцарта:

а) Венеция б) Болонья

в) Рим г) Флоренция

*13. Либреттист  трёх венских опер Моцарта:   а) Лоренцо да Понте б) Гёте в) Шиканедер г) барон ван Свитен

*13. Либреттист трёх венских опер Моцарта:

а) Лоренцо да Понте б) Гёте

в) Шиканедер г) барон ван Свитен

14. Опера-buffa Моцарта: а) “Свадьба Фигаро” б) “Идоменей” в) “Волшебная флейта” г) “Митридат, царь Понтийский”

14. Опера-buffa Моцарта:

а) “Свадьба Фигаро” б) “Идоменей”

в) “Волшебная флейта” г) “Митридат, царь Понтийский”

*15. Опера-зингшпиль Моцарта  на немецком языке: а) “Свадьба Фигаро” б) “Идоменей” в) “Волшебная флейта” г) “Митридат, царь Понтийский”

*15. Опера-зингшпиль Моцарта на немецком языке:

а) “Свадьба Фигаро” б) “Идоменей”

в) “Волшебная флейта” г) “Митридат, царь Понтийский”

16. Последней оперой Моцарта является... а) “Волшебная флейта” б) “Свадьба Фигаро”  в) “Дон-Жуан” г) “Похищение из сераля”

16. Последней оперой Моцарта является…

а) “Волшебная флейта”

б) “Свадьба Фигаро”

в) “Дон-Жуан”

г) “Похищение из сераля”

17. Последним сочинением Моцарта является... а) опера “Волшебная флейта” б) симфония № 41 в) Реквием г) опера “Дон Жуан”.

17. Последним сочинением Моцарта является…

а) опера “Волшебная флейта”

б) симфония № 41

в) Реквием

г) опера “Дон Жуан”.

18. Заказчик Реквиема: а) В. фон Вальзегг- Штуппах б) И. Колоредо в) Г. ван Свитен г) Э. Шиканедер

18. Заказчик Реквиема:

а) В. фон Вальзегг- Штуппах

б) И. Колоредо

в) Г. ван Свитен

г) Э. Шиканедер

19. Устраивал ли Моцарт в Вене свои «академии»? а) Нет  б) Да

19. Устраивал ли Моцарт в Вене свои «академии»?

а) Нет

б) Да

20. Леопольд Моцарт, отец Вольфганга Амадея, не был... а) педагогом б) скрипачом в) флейтистом г) композитором.

20. Леопольд Моцарт, отец Вольфганга Амадея, не был…

а) педагогом

б) скрипачом

в) флейтистом

г) композитором.

  • Моя будущая профессия фармацевт сочинение на английском кратко
  • Моцарт на английском языке как пишется
  • Мощность как пишется правильно
  • Моя будущая профессия туризм сочинение
  • Моцарт и сальери это рассказ