Могут ли мечты быть помощью во время путешествия по рассказу два капитана

Роман-приключение Каверина о поиске пропавшей северной экспедиции — произведение широкой судьбы, почти столетие оно остается актуальным. По мотивам его сюжета снят не один фильм, сочинение «Мечта и реальность в романе „Два капитана“» часто входит в задания ЕГЭ. Интересные характеры, захватывающий сюжет и глубокая идейная проблематика вызывают интерес у читателей и в наши дни.

Оглавление:

  • Прототипы героев, искания автора
  • Романтическая традиция мечты в романе
  • Устремления ключевых героев и реализация целей
  • Реализация мечты у героев-антагонистов

Сочинение по произведению два капитана

Прототипы героев, искания автора

На создание романа Каверина вдохновила история двух исследователей русского севера — лейтенанта Седова Г. Я. и лейтенанта Брусилова Г. Л. В одном и том же 1912 году команды путешественников независимо друга от друга отправились покорять далекие земли. Капитан Татаринов повторяет путь шхуны Брусилова «Святая Анна»; от Седова же образ Татаринова перенял характер — внутреннюю стойкость и мужество.

Два капитана мечта и реальность сочинение

20-е и 30-е годы ХХ века были знаковыми для исследователей новых горизонтов: проходит легендарный дрейф папанинцев на льдине, совершает свой знаменитый перелет Чкалов, прокладывает новые морские пути пароход «Челюскин». Каверин, очарованный романтикой северных путешествий, изучает истории Брусилова и Седова, лично встречается с Пинегиным Н. В., участником экспедиции Седова, и записывает его рассказы. Рассуждая широко, можно сказать, что в «Двух капитанах» Каверин воплотил свою мечту, свой идеал высоты человеческого духа.

Романтическая традиция мечты в романе

Русская литература 20−30-х годов не могла не реагировать на изменения, происходившие в стране. Бурные события порождали в искусстве исключительные характеры в исключительных обстоятельствах, героев необычайной силы духа и высоких устремлений. Макар Нагульнов в «Тихом Доне» озвучивает рассуждения о коммунистическом рае, а окружающие смеются над ним, предается фантазиям героиня рассказа Лавренева «41-й», очарованная картинами, которые рисует ей любимый, забыв в его объятиях о суровой военной реальности.

Два капитана сочинение

Их грезы находятся в конфликте с действительностью, а сами герои понимают невозможность их исполнения — именно это характеризует мечту в романтической литературной традиции.

Каверин подхватывает эту тенденцию у авторов более раннего периода: мечты его героев необыкновенно смелы и дерзки. Мало кто верит, что Саня найдет пропавшую экспедицию, да и он сам в период упадка духа называет свои устремления никому не нужными. Капитан Татаринов же, думая о возможности пойти к найденной земле, называет свои действия детскими и безрассудными. Исключительность устремлений волевых и сильных героев роднит мечту Каверина с романтической традицией. Однако в романе «Два капитана» персонажи верят в возможность достичь желаемого и прилагают невероятные к этому усилия.

Устремления ключевых героев и реализация целей

Мечта Татаринова более чем грандиозна — он хочет прославить Россию в истории исследования Севера и открытии новых земель. Его стремления не находят отклика в высших кругах — чины царской России не хотят финансово обеспечивать экспедицию, а когда жена капитана обращается с просьбой организовать его поиски, морской министр говорит, что отдал бы его под суд за небрежное обращение с казенным имуществом. В тексте романа описываются махинации вокруг подготовки экспедиции, стремление нажиться и обмануть капитана, подсунув плохое снаряжение и гнилую провизию. Все это являет резкий контраст идеалистическим мечтам Татаринова, целью которого являются слава и честь родной страны.

Сочинение на тему два капитана

Капитан описывается как человек необыкновенных душевных и волевых качеств — сила его слова зажигает команду и не дает сломаться. Мужество и вера в себя помогают Татаринову достичь мечты, именно он становится первооткрывателем земли Святой Марии. Он достигает даже большего, чем планировал — бессмертия в глазах соотечественников. Его заслуги признаны посмертно: в романе описывается, как проходящие мимо памятника Татаринову корабли дают почетный залп.

Судьба Сани Григорьева тесно сплелась с жизнью капитана и его семьи. Образ героического моряка повлиял на становление юного героя — еще мальчиком он зачитывался письмами со шхуны и мечтал о подобных приключениях: он сам хотел быть этим человеком в мехах на судне, затертом льдами, хотел разделить все тяготы пути с командой. Можно сказать, капитан стал примером для Саньки на всю жизнь.

Надежды и мечты Григорьева тоже связаны с покорением стихии и суровой северной романтикой. Стоит рассказать особо об устремлениях главного героя.

  • Саня мечтает стать летчиком: писатель рисует картину детства героя, в которой он внимательно смотрит на самолет, бороздящий небо. Уже в школе думает, что всегда хотел стать пилотом.
  • Григорьев одержим идеей найти экспедицию капитана Татаринова и восстановить его доброе имя.
  • Кроме этого, в книге описывается чистая, возвышающая душу любовь героя — Саня стремится вернуть доверие Кати и рассказать ей всю правду о ее отце.

Сочинение два капитана

Герой заражается азартом капитана, его высокими устремлениями. Описывается его твердость в достижении цели стать пилотом: «двигаться вперед, не делая половинных прыжков». Он старается придерживаться дисциплины — соблюдает распорядок дня, тренирует волю.

Север и пропавший капитан всегда присутствует в мыслях героя — он стремится стать полярным летчиком, ищет уцелевшие документы Татаринова и участников организации экспедиции. Работа в полярных широтах убеждает Григорьева, что мечты капитана об освоении Арктики не были детскими и необоснованными — север становится обжитым, стратегически важным регионом.

Воссоединение с Катей как недостижимая мечта несколько раз озвучивается Саней. Говоря про отношения с женщинами, он замечает: «У меня не идет это дело». Герои постоянно разделены расстояниями и обстоятельствами. Однако все проблемы они преодолевают силой своей любви.

Здесь можно проследить отход от романтической традиции: герой достигает реализации своих самых смелых планов, он находит доказательства не только своей правоты относительно виновности Николая Антоновича, но и последнюю стоянку Ивана Львовича и его останки. Стремления Сани реализуются, потому что он, как и капитан Татаринов, идет честным и прямым путем, не лжет и не подличает, всегда остается верен себе.

Реализация мечты у героев-антагонистов

Подбирая аргументы для сочинения по роману «Два капитана», стоит упомянуть о разности устремлений положительных и отрицательных героев.

В романе Каверина герои четко разделяются на положительных (Саня Григорьев, Катя Татаринова, капитан Татаринов) и отрицательных (Николай Антонович, Ромашов), в чем еще раз прослеживается романтическая традиция:

  • Мечты отрицательных героев в своей основе лишены благородства и духовности, в том время как чаяния положительных героев возвышают их.
  • Отрицательные герои пытаются добиться своего подлыми средствами, тогда как положительные опираются на цельность своей натуры и силу воли в своих поисках.

Два капитана аргументы для сочинения

И у тех и других есть устремления и цель в жизни, но отличаются они и по сути, и способу их достижения. Если Григорьев мечтает о небе, о восстановлении исторической и личной справедливости для капитана, то Ромашов — о мести Сане и стремлении превзойти его. В сцене объяснения с Григорьевым Ромашов признается, что всю жизнь ненавидел его, завидовал его смелым мечтам и устремлениям, чистой любви к Кате. Он делает все, чтобы помешать ему организовать экспедицию поисков Татаринова и отвратить Катю от отношений с ним.

Не только мечты и устремления Ромашова подлые, но и средства, которыми он их достигает — он использует своего покровителя и учителя Николая Антоновича, не гнушается доносами и ложью, бросает раненого Григорьева умирать.

В финале Ромашов приходит к полному краху своих надежд и чаяний — его судят за воинское преступление, Катя преисполняется презрением и ненавистью к нему. Мечты отрицательного героя не реализуются, а действительность оказывается к нему сурова.

Два капитана аргументы

У другого отрицательного персонажа, Николая Антоновича, мечта, на первый взгляд, благородная — он безответно влюблен в жену своего двоюродного брата и пытается ее завоевать. Но эта любовь, как и любовь Ромашова к Кате, не делает его душу чище и возвышеннее. Пытаясь достичь своей мечты, Николай Антонович идет на преступление, путем хитрых махинаций со снаряжением экспедиции обрекает своего брата и команду на мучительную гибель во льдах.

Реальность наказывает Николая Антоновича сильнее, чем кого бы то ни было — любимая женщина совершает самоубийство, общественность узнает о его гнусной роли в истории экспедиции, Катя и Нина Капитоновна бросают его, он оказывается в полном одиночестве.

Романтическая категория мечты в произведении Каверина, оставаясь возвышенной и благородной, утрачивает оторванность от реальности. Мечты положительных героев — Кати и Сани Григорьева — становятся достижимыми, когда герои прикладывают решимость и волевые качества к их достижению.

На чтение 8 мин. Опубликовано 12.04.2020

Детство — прекрасная пора. Это время познания мира, торжества фантазии и мечты. Маленький ребенок пытается определить для себя образец, на который нужно ориентироваться. Он мечтает освоить профессию того человека, который является для него примером. Но бывают и такие истории, которые рассказывают о невероятной силе детской тяги к определенной цели. Именно об этом и идет речь в произведении «Два капитана». О мечте и реальности повествует автор романа.

Содержание

  1. Потерянная экспедиция
  2. Судьба и мечта Сашки
  3. Достижение поставленных задач
  4. Литературное воплощение главного героя
  5. Прототип Татаринова

Потерянная экспедиция

На примере судьбы главного героя Александра Григорьева автор показал, при каких условиях человек может достигнуть цели, которую он себе обозначил, как самую важную. Чтобы осуществить мечту детства — открыть тайну пропавшей экспедиции капитана Татаринова, Саня проявил такие качества характера, как:

Мечта и реальность в произведении два капитана

  • мужество;
  • стойкость;
  • вера в себя и своих близких;
  • упорство;
  • бесстрашие.

Приключения, которые выпали на долю этого героя, люди, встретившиеся на его жизненном пути, — это все закалило характер и помогло выстоять под ударами судьбы, а также узнать причины погубленной экспедиции.

Еще с детства Саня был любопытным и незаурядным мальчишкой. Обожал приключенческие истории. У него всегда было желание совершить какое-нибудь значимое открытие или обнаружить клад.

Когда же мальчик Санька Григорьев стал мечтать разгадать тайну исчезновения капитана Татаринова и его команды? Знакомство с полярной экспедицией произошло случайно, когда по странному стечению обстоятельств письма пропавших ее участников попали к тете Даше, которая стала читать записи детям вместо книг. Эта история произвела огромное впечатление на маленького Сашу, его волновала судьба исчезнувшей команды, в голове постоянно были рассуждения о причинах такого исхода экспедиции.

Два капитана сочинение

А также его увлекла личность самого капитана Татаринова, человека:

  • сильного;
  • идейного;
  • отважного.

Именно глава полярной экспедиции стал для Саши примером, светлым романтическим образом исследователя, который не боится трудностей.

Идет к своей цели и достигает ее, несмотря на то, что она забирает у него жизнь. Под впечатлением истории о пропавшей полярной экспедиции герой решает докопаться до истины, установить справедливость и вернуть славу команде Татаринова.

Судьба и мечта Сашки

Мальчик загорелся желанием освоить профессию летчика, которая позволит добраться до севера и разгадать волнующие воображение тайны. То есть ребенок придумывает способ достижения своей мечты и ставит себе задачи. С этого момента судьба проверяет решение Саши на прочность. Осуществиться ли детская мечта ребенка, воплотится ли она в реальность? Это все зависело только от самого Саши. И главный герой романа своим характером, целеустремленностью, стойкостью и решительностью доказывает: мечта может стать реальностью, только нужно следовать своей цели и не отступать перед трудностями.

А на долю тогда еще юного мечтателя выпало немало ударов судьбы. Странная немота осложняла ему жизнь в детстве и помешала спасти отца от тюрьмы.

Сочинение на тему два капитана

К сожалению, мальчик избавился от недуга слишком поздно. Григорьев-старший умер в заключении, так никто и не узнал настоящего убийцу сторожа. После смерти отца мать Саши снова вышла замуж. Отчим оказался злым и жестоким. Детство мальчика счастливым назвать было трудно. Когда мать умерла, Саша оказался сиротой. Началось время беспризорничества и скитаний. Ни распределитель для детей-сирот, ни школа-коммуна не могли заменить ребенку теплоту родительского дома.

Познакомившись с семьей капитана Татаринова и хорошо проанализировав свои знания об экспедиции, мальчик начал догадываться о том, кто же действительно виноват в гибели путешественников. Но Сашу обвинили в клевете. Таким образом, трудное детство, омраченное потерей родителей и другими бедами, не только не сломало героя, но и придало решимости доказать свою точку зрения на причины гибели полярной экспедиции.

Достижение поставленных задач

Мальчик понимает важность осуществления своей детской мечты и начинает двигаться к цели. Взрослея, он последовательно, по крупицам собирает материалы о команде Татаринова. Поступает в летную школу и становится пилотом, добивается назначения на север. Волею судьбы он оказывается на месте исчезнувшей экспедиции.

Сочинение два капитана

Фотографии и записи капитана Татаринова подтверждают догадки Саши. С помощью найденных материалов летчик Григорьев рассказывает обществу о тех открытиях, которые успели сделать исследователи, а также указывает на личность человека, погубившего команду.

Мечта, сформировавшаяся в детстве, осуществляется в реальности. Такой финал обусловлен силой характера Григорьева, его уверенностью в своих решениях, твердостью и настойчивостью. Отражают невероятную мощь героя и слова клятвы, данной Сашей и Петей друг другу: «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Эта фраза становится девизом жизни Александра Григорьева, а также — лейтмотивом всего романа.

Указанные в тексте слова отражают стойкое убеждение писателя в том, что нужно следовать своей цели, не сдаваться под гнетом трудностей и неудач, никогда не опускать руки. Нет ничего невозможного. Все достижимо, если приложить определенные усилия. Даже призрачная, практически фантастическая мечта сможет найти свое осуществление в реальности, если человек будет придерживаться принятого решения, превозмогая сложности. Вселяющие силу слова не только помогли Саше открыть тайну пропавших исследователей, но и добиться счастья в личной жизни.

Литературное воплощение главного героя

Кто же является прототипом Александра Григорьева в реальной жизни? Есть ли люди на земле, способные показать такую невероятную силу духа? Существует несколько вариантов исторических прототипов главного героя романа «Два капитана».

Из воспоминаний писателя следует, что на создание романа повлияла встреча с ученым-генетиком Михаилом Лобашевым в санатории. Исследователь поразил В. А. Каверина своим необычным характером. Молодого человека отличали упорство и определенность жизненных планов.

Что общего в биографии М. Лобашева и его литературного воплощения Саши Григорьева? Можно отметить следующие схожие проблемы, с которыми они столкнулись в детстве:

Два капитана аргументы для сочинения

  • странная немота;
  • сиротство, жизнь без родителей;
  • время скитаний и обучение в школе-коммуне;
  • получение образования и освоение желаемой профессии.

Также прототипом Александра Григорьева можно считать героически погибшего летчика Самуила Клебанова. Этот человек тоже оказал влияние на писателя, так как именно он рассказал обо всех сложностях, тонкостях своей профессии В. А. Каверину.

Рассуждая над рассказом, можно отметить: образ Александра Григорьева, отражающий невероятно сильный характер, способный мечту превратить в быль, — отнюдь не фантастика. Примеры волевых, увлеченных и удивительно стойких людей можно найти в реальной жизни. Также и образ капитана Татаринова, который несет в себе мысль автора о силе мечты, не является выдумкой писателя. У отважного и идейного путешественника тоже есть свои исторические примеры.

Прототип Татаринова

Кто же из реальных людей помог В. А. Каверину создать на страницах своего романа исследователя севера? Личность и судьба Татаринова представляет собой некий сплав из биографий нескольких путешественников:

Два капитана сочинение

  1. Время похода капитана и избранный его командой маршрут повторяет экспедицию на север под началом Григория Брусилова.
  2. Внешний вид, характер, система убеждений роднят Татаринова с другим путешественником — с Георгием Седовым. Он тоже руководил одной из полярных экспедиций.
  3. Исчезновение команды Татаринова похоже на судьбу группы Владимира Русанова, он тоже являлся исследователем севера.

О чем говорит наличие прототипов? Оба героя В. А. Каверина — капитаны Татаринов и Григорьев — вынесены в название романа совершенно оправданно, так как отражают главную мысль писателя о реальном воплощении мечты, демонстрируют невероятную силу духа. То, что знаковые фигуры произведения имеют исторических прототипов, говорит о следующем: удивительная целеустремленность — это не недостижимый идеал, это не выдумка автора, такое возможно и в реальной жизни, поскольку есть люди, подтверждающие своими биографиями идеи создателя произведения.

Таким образом, можно сделать вывод: мечта и реальность удивительно сочетаются в романе В. А. Каверина «Два капитана». Эти два понятия не существуют раздельно, они дополняют друг друга и в финале соединяются. Воплощение мечты в реальность стало возможным благодаря тем усилиям, которые прилагал главный герой Саша Григорьев для того, чтобы добиться поставленной в детстве цели.

В. А. Каверин за написание этого романа, посвященного одной из вечных тем словесного искусства, получил признание в литературных кругах (он был удостоен Сталинской премии второй степени), а также любовь читателей. Идея произведения «Два капитана» нашла свое выражение в детективной форме с описанием удивительных приключений. Такое сочетание не осталось незамеченным у любителей чтения.

Это произведение очень популярно у юношей. Оно дает понятие о том, что нужно всегда и везде быть твердым и решительным: и в жизни, и в любви, и в дружбе. Сила — в правде. А человек, который не лжет, всегда одерживает победу.

Предоставленные аргументы для сочинения «Два капитана. Тема мечты и реальности в произведении» помогут ученикам на ЕГЭ. Кроме того для визуализации картинки можно посмотреть цветной шестисерийный советский фильм (с одноименным названием) режиссера Евгения Карелова.

Еще примеры сочинений по направлению: Мечта и реальность:

  • Мечта и реальность — аргументы по роману Гончарова «Обломов»

  • Мечта и реальность в повести Н. В. Гоголя «Шинель»

  • Мечта и реальность в повести А. Грина «Алые паруса»

  • Сочинение на тему «Мечта и реальность» для ЕГЭ

  • Мечта и реальность в «Повести о настоящем человеке» Полевого

  • Мечта и реальность по произведению Максима Горького «На дне»

  • Итоговое сочинение «Когда реальность разрушает мечту»

  • Сочинение на тему: «Почему мечты не становятся реальностью»

  • Сочинение по теме «Конфликт мечты и реальности»

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • По роману Два капитана Каверина

«Два капитана» В.А. Каверина – роман о поиске себя, своего жизненного пути. Это по истине культовая книга о взрослении и становлении личности. Главный герой – Саня Григорьев. Автор показывает его нам с детских лет и до зрелости.

Еще с детства Саня был любознательным и неординарным мальчишкой. Любил истории о приключениях. Ему всегда хотелось сделать какое-нибудь важное открытие или найти клад. Так сложилось, что его жизнь тесно переплелась с семьей капитана Татаринова, погибшего во время экспедиции на север.

Однажды Саня нашел письма капитана, из которых ему стало понятно, что Татаринов сделал важное географическое открытие, которое присвоил себе его двоюродный брат Николай. А из-за гибели членов экспедиции честное имя Татаринова было опорочено. Эта история повергла героя в такой шок, что он решил во что бы то не стало выяснить правду о произошедшем и рассказать о ней людям.

Повзрослев, Саня тоже становится капитаном. Интересно, что на этом параллели в жизни Григорьева и Татаринова не заканчиваются. Подобно двоюродному брату Татаринова, в жизни Сани тоже есть свой недоброжелатель — старый друг Сани Ромашка. С самого детства он только притворялся его другом, строя козни ему за спиной.

Впоследствии он не раз вставлял товарищу палки в колеса. Пока Саня бывал в командировках, Ромашка пытался разлучить его с возлюбленной Катей. К счастью, в конце романа зло было наказано. Люди узнали правду о действиях Николая и Ромашки.

Особо хочется отметить образ Кати Татариновой. Девушка является одним из ключевых персонажей романа наряду с двумя капитанами. Будучи друзьями с самого детства Саня и Катя влюбляются друг в друга. Однако на их долю выпало немало испытаний. Пока Григорьев был в экспедиции, чтобы доказать правду об открытии Татаринова, именно Кате приходилось держать оборону от коварных нападок Ромашки.

Последний пытался максимально очернить Григорьева, чтобы вынудить Катю оставить мужа. Однако она достойно выдержала все испытания. Конечно, сначала ей нелегко было принять тот факт, что жизнь ее отца и любимого дяди на самом деле была ложью. Какое-то время она даже обижалась на Саню за то, что тот разворошил тайны прошлого. Однако в глубине души она была рада узнать правду. А впоследствии поддержала все начинания Сани.

«Два капитана» прекрасная книга для подростков. Она учит тому, что как бы тяжело не было, нужно бороться за свои убеждения. И как бы кому-то не хотелось скрыть правду, она рано или поздно восторжествует.

Сочинение на тему «Вениамин Каверин Два капитана»

В романе Вениамина Каверина «Два капитана» перед нами проходят истории двух главных героев – Сани Григорьева и капитана Татаринова. Вся жизнь Саньки связана с подвигом отважного капитана, с детства равняется он на отважного исследователя Севера и во взрослом возрасте находит экспедицию «Св.Марии», выполняя свой долг перед памятью Ивана Львовича.

Каверин не просто придумал героя своего произведения капитана Татаринова. Он воспользовался историей двух отважных завоевателей Крайнего Севера. Одним из них был Седов. У другого он взял фактическую историю его путешествия. Это был Брусилов. Дрейф «Святой Марии» совершенно точно повторяет дрейф Брусиловской «Святой Анны». Дневник штурмана Климова полностью основан на дневнике штурмана «Святой Анны» Альбанова – одного из двух оставшихся в живых участников этой трагической экспедиции.

Итак, как рос Иван Львович Татаринов? Это был мальчик, родившийся в бедной рыбачьей семье на берегу Азовского моря. В юности он ходил матросом на нефтеналивных судах между Батумом и Новороссийском. Потом выдержал экзамен на «морского прапорщика» и служил в Гидрографическом управлении, с гордым равнодушием перенося высокомерное непризнание офицерства.

Татаринов много читал, делал заметки на полях книг. Он спорил с Нансеном. То капитан был «совершенно согласен», то «совершенно не согласен» с ним. Он упрекал его в том, что, не дойдя до полюса каких-нибудь четырехсот километров, Нансен повернул к земле. Гениальная мысль: «Лёд сам решит свою задачу» была записана там. На листке пожелтевшей бумаги, выпавшей из книги Нансена, было написано рукой Иван Львович Татаринова: «Амундсен желает во что бы то ни стало оставить за Норвегией честь открытия Северного полюса, а мы пойдем в этом году и докажем всему миру, что и русские способны на этот подвиг». Он хотел, как Нансен, пройти возможно, дальше на север с дрейфующим льдом, а потом добраться до полюса на собаках.

В середине июня 1912 года шхуна «Св.Мария» вышла из Петербурга во Владивосток. Сначала корабль шел по намеченному курсу, но в Карском море «Св.Мария» замерзла и медленно стал двигаться на север вместе с полярными льдами. Таким образом, волей-неволей капитан должен был отказаться от первоначального намерения – пройти во Владивосток вдоль берегов Сибири. «Но нет худа без добра! Совсем другая мысль теперь занимает меня», — писал он в письме жене. Лед был даже в каютах, и каждое утро приходилось вырубать его топором. Это было очень тяжелое путешествие, но все люди хорошо держались и, вероятно, справились бы с задачей, если бы не задержались со снаряжением, и если бы это снаряжение не было таким плохим. Всеми своими неудачами команда обязана была предательству Николая Антоновича Татаринова. Из шестидесяти собак, которых он продал команде в Архангельске, большую часть еще на Новой Земле пришлось пристрелить. «Мы шли на риск, мы знали, что идем на риск, но мы не ждали такого удара», — писал Татаринов — «Главная неудача – ошибка, за которую приходится расплачиваться ежедневно, ежеминутно, — та, что снаряжение экспедиции я поручил Николаю…»

Среди прощальных писем капитана оказались карта заснятой местности и деловые бумаги. Одной из них была копия обязательства, согласно которому капитан заранее отказывается от всякого вознаграждения, вся промысловая добыча по возвращении на «Большую землю» принадлежит Николаю Антоновичу Татаринову, капитан отвечает всем своим имуществом перед Татариновым в случае потери судна.

Но несмотря на трудности, он успел сделать выводы из своих наблюдений и формулы, предложенные им, позволяют вычесть скорость и направление движения льдов в любом районе Северного Ледовитого океана. Это кажется почти невероятным, если вспомнить, что сравнительно короткий дрейф «Св.Марии» проходил по местам, которые, казалось бы, не дают данных для таких широких итогов.

Капитан остался один, все его товарищи погибли, он больше не мог идти, мерз на ходу, на привалах, даже за едой не мог согреться, о, — читаем мы его строки.

Татаринов понимал, что скоро и его очередь, но совершенно не боялся смерти, потому, что сделал больше, чем в его силах, чтобы остаться в живых.

Его история окончилась не поражением и безвестной смертью, а победой.

В конце войны, делая доклад в Географическом обществе, Саня Григорьев сообщил, что факты, которые были установлены экспедицией капитана Татаринова, не потеряли своего значения. Так, на основании изучения дрейфа известный полярник профессор В. предположил существование неизвестного острова между 78-й и 80-й параллелями, и этот остров был открыт в 1935 году – и именно там, где В. определил его место. Постоянный дрейф, установленный Нансеном, был подтвержден путешествием капитана Татаринова, а формулы сравнительного движения льда и ветра представляют собой огромный вклад в русскую науку.

Были проявлены фотопленки экспедиции, полежавшие в земле около тридцати лет.

На них он предстает нам — высокий человек в меховой шапке, в меховых сапогах, перетянутых под коленями ремешками. Он стоит, упрямо склонив голову, опершись на ружье, и мертвый медведь, сложив лапы, как котенок, лежит у его ног. Эта была сильная, бесстрашная душа!

Все встали, когда он появился на экране, и такое молчание, такая торжественная тишина воцарилась в зале, что никто не смел даже вздохнуть, не то, что сказать хоть слово.

« …Горько мне думать о всех делах, которые я мог бы совершить, если бы мне не то, что помогли, а хотя бы не мешали. Одно утешение – что моими трудами открыты и присоединены к России новые обширные земли…» — читаем мы строки, написанные отважным капитаном. Он назвал землю именем своей жены, Марьи Васильевны.

И в последние часы своей жизни он думал не о себе, а беспокоился о своей семье: «Дорогая моя Машенька, как-то вы будете жить без меня!»

Мужественный и ясный характер, чистота мысли, ясность цели – все это обличает человека большой души.

И похоронен капитан Татаринов, как герой. Заходящие в Енисейский залив корабли издали видят его могилу. Они проходят мимо нее с приспущенными флагами, и траурный салют гремит из пушек. Могила сооружена из белого камня, и он ослепительно сверкает под лучами незаходящего полярного солнца. На высоте человеческого роста высечены следующие слова: «Здесь покоится тело капитана И.Л.Татаринова, совершившего одно из самых отважных путешествий и погибшего на обратном пути с открытой им Северной Земли в июне 1915 года. Бороться и искать, найти и не сдаваться!»

Вот почему все герои повести считают И.Л. Татаринова героем. Потому что он был бесстрашным человек, боролся со смертью, и несмотря ни на что добился своей цели.

Устремления ключевых героев и реализация целей

Мечта Татаринова более чем грандиозна — он хочет прославить Россию в истории исследования Севера и открытии новых земель. Его стремления не находят отклика в высших кругах — чины царской России не хотят финансово обеспечивать экспедицию, а когда жена капитана обращается с просьбой организовать его поиски, морской министр говорит, что отдал бы его под суд за небрежное обращение с казенным имуществом. В тексте романа описываются махинации вокруг подготовки экспедиции, стремление нажиться и обмануть капитана, подсунув плохое снаряжение и гнилую провизию. Все это являет резкий контраст идеалистическим мечтам Татаринова, целью которого являются слава и честь родной страны.

Капитан описывается как человек необыкновенных душевных и волевых качеств — сила его слова зажигает команду и не дает сломаться. Мужество и вера в себя помогают Татаринову достичь мечты, именно он становится первооткрывателем земли Святой Марии. Он достигает даже большего, чем планировал — бессмертия в глазах соотечественников. Его заслуги признаны посмертно: в романе описывается, как проходящие мимо памятника Татаринову корабли дают почетный залп.

Судьба Сани Григорьева тесно сплелась с жизнью капитана и его семьи. Образ героического моряка повлиял на становление юного героя — еще мальчиком он зачитывался письмами со шхуны и мечтал о подобных приключениях: он сам хотел быть этим человеком в мехах на судне, затертом льдами, хотел разделить все тяготы пути с командой. Можно сказать, капитан стал примером для Саньки на всю жизнь.

Надежды и мечты Григорьева тоже связаны с покорением стихии и суровой северной романтикой. Стоит рассказать особо об устремлениях главного героя.

  • Саня мечтает стать летчиком: писатель рисует картину детства героя, в которой он внимательно смотрит на самолет, бороздящий небо. Уже в школе думает, что всегда хотел стать пилотом.
  • Григорьев одержим идеей найти экспедицию капитана Татаринова и восстановить его доброе имя.
  • Кроме этого, в книге описывается чистая, возвышающая душу любовь героя — Саня стремится вернуть доверие Кати и рассказать ей всю правду о ее отце.

Герой заражается азартом капитана, его высокими устремлениями. Описывается его твердость в достижении цели стать пилотом: «двигаться вперед, не делая половинных прыжков». Он старается придерживаться дисциплины — соблюдает распорядок дня, тренирует волю.

Север и пропавший капитан всегда присутствует в мыслях героя — он стремится стать полярным летчиком, ищет уцелевшие документы Татаринова и участников организации экспедиции. Работа в полярных широтах убеждает Григорьева, что мечты капитана об освоении Арктики не были детскими и необоснованными — север становится обжитым, стратегически важным регионом.

Воссоединение с Катей как недостижимая мечта несколько раз озвучивается Саней. Говоря про отношения с женщинами, он замечает: «У меня не идет это дело». Герои постоянно разделены расстояниями и обстоятельствами. Однако все проблемы они преодолевают силой своей любви.

Здесь можно проследить отход от романтической традиции: герой достигает реализации своих самых смелых планов, он находит доказательства не только своей правоты относительно виновности Николая Антоновича, но и последнюю стоянку Ивана Львовича и его останки. Стремления Сани реализуются, потому что он, как и капитан Татаринов, идет честным и прямым путем, не лжет и не подличает, всегда остается верен себе.

Детство — прекрасная пора. Это время познания мира, торжества фантазии и мечты. Маленький ребенок пытается определить для себя образец, на который нужно ориентироваться. Он мечтает освоить профессию того человека, который является для него примером. Но бывают и такие истории, которые рассказывают о невероятной силе детской тяги к определенной цели. Именно об этом и идет речь в произведении «Два капитана». О мечте и реальности повествует автор романа.

Потерянная экспедиция

На примере судьбы главного героя Александра Григорьева автор показал, при каких условиях человек может достигнуть цели, которую он себе обозначил, как самую важную. Чтобы осуществить мечту детства — открыть тайну пропавшей экспедиции капитана Татаринова, Саня проявил такие качества характера, как:

  • мужество;
  • стойкость;
  • вера в себя и своих близких;
  • упорство;
  • бесстрашие.

Приключения, которые выпали на долю этого героя, люди, встретившиеся на его жизненном пути, — это все закалило характер и помогло выстоять под ударами судьбы, а также узнать причины погубленной экспедиции.

Еще с детства Саня был любопытным и незаурядным мальчишкой. Обожал приключенческие истории. У него всегда было желание совершить какое-нибудь значимое открытие или обнаружить клад.

Когда же мальчик Санька Григорьев стал мечтать разгадать тайну исчезновения капитана Татаринова и его команды? Знакомство с полярной экспедицией произошло случайно, когда по странному стечению обстоятельств письма пропавших ее участников попали к тете Даше, которая стала читать записи детям вместо книг. Эта история произвела огромное впечатление на маленького Сашу, его волновала судьба исчезнувшей команды, в голове постоянно были рассуждения о причинах такого исхода экспедиции.

А также его увлекла личность самого капитана Татаринова, человека:

  • сильного;
  • идейного;
  • отважного.

Именно глава полярной экспедиции стал для Саши примером, светлым романтическим образом исследователя, который не боится трудностей.

Идет к своей цели и достигает ее, несмотря на то, что она забирает у него жизнь. Под впечатлением истории о пропавшей полярной экспедиции герой решает докопаться до истины, установить справедливость и вернуть славу команде Татаринова.

Сочинение: «Два капитана»

Одним из программных произведений по русской литературе является роман Вениамина Каверина «Два капитана». Его изучают в средней школе. Дети читают повествование о жизни Саньки Григорьева взахлеб, причем, как мальчишки, так и девчонки. Ведь в романе есть место и любви, и героизму, и дружбе, и патриотизму… Он способен многому научить современных ребят. Предлагаем вашему вниманию сочинение «Два капитана», написанное учеником 7-го класса.

Я люблю читать о войне и о героических поступках. Но роман Вениамина Каверина «Два капитана»

понравился мне особенно. Прошло уже несколько месяцев с тех пор, как я прочитал его, а герои до сих пор не уходят из моих мыслей. О многом заставил меня задуматься этот роман…

Каждый из нас хочет быть счастливым. И у каждого есть какая-то цель. Кто-то хочет иметь много денег, кто-то мечтает прославиться, кто-то совершить великое открытие…. И все идут к мечте своей дорогой. Честной или нечестной, трудной или легкой.

У главного героя произведения Каверина Саньки Григорьева тоже была цель. Еще в детстве он нашел письма капитана Татаринова, пропавшего без вести вместе со своей экспедицией где-то в районе Северного

полюса. Много лет никто не знал, что произошло на самом деле, а родные страдали – ведь они даже не могли похоронить своих близких. И, наверное, чуть-чуть надеялись, что они живы. И вот мальчик Санька, прочитав эти письма, решил, что он обязательно узнает правду и расскажет всем о ней.

Всю свою юность, и всю молодость Григорьев посвятил этой цели. Он во всем и везде искал разгадку страшной тайны, и все-таки нашел! Оказалось, что Татаринов все же погиб. А случилось это по вине Николая Антоновича, который специально подсунул Татаринову и его команде негодное снаряжение. Этот поступок потряс Саньку. Потряс он и меня, ведь Николай Антонович был двоюродным братом Татаринова. Как же мог он так подло и жестоко поступить?! Даже то, что этот человек любил жену капитана и ревновал ее, совсем не оправдывает его.

Узнав правду, главный герой сразу же рассказал ее жене Татаринова Марии Васильевне и их дочери Кате. Но от этой правды близким погибшего капитана стало еще хуже. Вдова капитана Татаринова не выдержала известия и покончила с собой, а Катя во всем обвинила Саньку. Наверное, этим автор хотел показать нам, что всегда нужно думать, прежде чем что-то сделать, ведь можно кого-то ранить. Поэтому нужно быть аккуратнее в своих поступках. А Санька ведь любит Катю, и страдает от того, что она от него отвернулась.

Но Григорьев не обижается на нее и не мстит. Автор показывает нам его, как очень благородного и честного человека, к тому же храброго и с большой силой воли. Санька смело сражается с фашистами, защищая Родину. Он летчик, и часто просится выполнять задания, которые другие бы побоялись взять. Главный герой романа постоянно шутит со смертью, рискует и побеждает!

А вот друг его – Ромашов, — это совсем не то… Он тоже любит Катю, и злится на Саньку. Только притворяется его верным другом, а на самом деле вынашивает планы мести. И когда Григорьева ранили, Ромашка бросил его на произвол судьбы. Такое поведение я считаю совсем не мужским, как и поведение Николая Антоновича. Любовь – это одно, а мужская дружба – совсем другое. У этих людей нет чести, они не достойны уважения.

В конце романа побеждает добро. Вся страна узнала о гибели экспедиции Татаринова и о том, кто был в ней виноват. Гнусного Николая Антоновича изгнали из науки. Он наказан по заслугам, хотя, я считаю, что можно было бы наказать его и посильнее.

Санька Григорьев женился на Кате Татариновой и она дождалась его. Достойно перенесла все лишения и страдания ради их великой любви. Все у главного героя получилось – и это не спроста.

Вениамин Каверин в своем романе хотел нам показать, что нужно ставить перед собой цель и решительно идти к ней, ничего не боясь. Но только нельзя выбирать подлую дорогу, нельзя предавать и подставлять других людей, особенно друзей. Зло обязательно будет наказано, а добро восторжествует. Так и случилось в романе. Капитан Григорьев победил. Он добился своей цели, разоблачил злодея и получил в награду счастье. Этот герой – тот, с кого я хочу брать пример. Мне кажется, в наши времена таких людей очень мало. Поэтому нам и задают читать «Два Капитана», чтобы мы учились хорошему и становились лучше.

Я рад, что прочитал эту книгу!

Глоссарий:

  • два капитана сочинение
  • два капитана честь
  • сочинение два капитана каверин
  • сочинение по рассказу два капитана
  • сочинение два капитана

Судьба и мечта Сашки

Мальчик загорелся желанием освоить профессию летчика, которая позволит добраться до севера и разгадать волнующие воображение тайны. То есть ребенок придумывает способ достижения своей мечты и ставит себе задачи. С этого момента судьба проверяет решение Саши на прочность. Осуществиться ли детская мечта ребенка, воплотится ли она в реальность? Это все зависело только от самого Саши. И главный герой романа своим характером, целеустремленностью, стойкостью и решительностью доказывает: мечта может стать реальностью, только нужно следовать своей цели и не отступать перед трудностями.

А на долю тогда еще юного мечтателя выпало немало ударов судьбы. Странная немота осложняла ему жизнь в детстве и помешала спасти отца от тюрьмы.

К сожалению, мальчик избавился от недуга слишком поздно. Григорьев-старший умер в заключении, так никто и не узнал настоящего убийцу сторожа. После смерти отца мать Саши снова вышла замуж. Отчим оказался злым и жестоким. Детство мальчика счастливым назвать было трудно. Когда мать умерла, Саша оказался сиротой. Началось время беспризорничества и скитаний. Ни распределитель для детей-сирот, ни школа-коммуна не могли заменить ребенку теплоту родительского дома.

Познакомившись с семьей капитана Татаринова и хорошо проанализировав свои знания об экспедиции, мальчик начал догадываться о том, кто же действительно виноват в гибели путешественников. Но Сашу обвинили в клевете. Таким образом, трудное детство, омраченное потерей родителей и другими бедами, не только не сломало героя, но и придало решимости доказать свою точку зрения на причины гибели полярной экспедиции.

Сочинение Сочинение-отзыв по произведению В. Каверина «Два капитана»

Сочинение-отзыв по произведению В. Каверина «Два капитана» С книгой «Два капитана» я познакомился этим летом, читая рекомендованную учителем «летнюю» литературу. Этот роман написал Вениамин Александрович Каверин – замечательный советский писатель. Книга увидела свет в 1944 году, а в 1945 писатель получил за нее Сталинскую премию. Без преувеличения могу сказать, что «Два капитана» — это культовая книга нескольких поколений советских людей. Очень понравился этот роман и мне. Я читал его практически на одном дыхании, а герои книги стали моими друзьями. Я считаю, что роман помогает читателю решить многие важные вопросы. На мой взгляд, «Два капитана» — это книга о поиске — поиске истины, своего жизненного пути, своей моральной и нравственной позиции. Неслучайно ее героями становятся капитаны – люди, которые ищут новые пути и ведут за собой других. В центре романа находится судьба капитана Сани Григорьева. Еще мальчишкой судьба связывает его с другим капитаном – пропавшим без вести капитаном Татариновым, и его семьей. Можно сказать, что Саня всю свою жизнь посвящает тому, чтобы узнать правду об экспедиции Татаринова и восстановить опороченное имя этого человека. В процессе поиска истины Саня мужает, узнает жизнь, ему приходится принимать принципиальные, порою очень трудные, решения. События романа происходят в нескольких местах – городе Энске, Москве и Ленинграде. Автор описывает 30-ые годы и годы Великой Отечественной войны – время детства и молодости Сани Григорьева. Книга насыщена запоминающимися событиями, важными и неожиданными поворотами сюжета. Многие из них связаны с образом Сани, с его честными и смелыми поступками. Мне запомнился эпизод, когда Григорьев, перечитывая старые письма, узнает правду о капитане Татаринове: именно этот человек совершил важное открытие – обнаружил Северную землю, которую назвал в честь своей жены. Также Саня узнает о гнусной роли двоюродного брата капитана Николая Антоновича – он сделал так, что большая часть снаряжения на шхуне Татаринова оказалась негодной. По вине этого человека погибла практически вся экспедиция! Саня стремится «восстановить справедливость» и рассказать все о Николае Антоновиче. Однако Григорьев делает только хуже — своими словами он практически убивает вдову Татаринова. Это событие отталкивает от Сани и Катю – дочь Татаринова, которую герой любит. Так, автор книги показывает, что в жизни не существует однозначных поступков. То, что кажется правильным, в любой момент может обернуться своей противоположной стороной. Нужно хорошенько обдумать все последствия, прежде чем совершить какой-то важный поступок. Также особо запоминающимися для меня событиями в книге стала находка капитаном Григорьевым дневника штурмана Татаринова, который, после многих препятствий, был опубликован в «Правде». Это значит, что люди узнали об истинном значении экспедиции Татаринова, узнали правду об этом героическом капитане. Почти в финале романа Григорьев находит тело Ивана Львовича. Это значит, что миссия героя завершена. Географическое общество заслушивает доклад Сани, где он рассказывает всю правду об экспедиции Татаринова. В итоге правда торжествует – Николай Антонович оказывается наказанным, а имя Сани теперь неразрывно связывается с именем Татаринова: «такие капитаны двигают вперед человечество и науку». И, на мой взгляд, это совершенно верно. Открытие Татаринова было очень важным для науки. Но и поступок Сани, который посвятил многие годы восстановлению справедливости, тоже можно назвать подвигом – и научным, и человеческим. Этот герой всегда жил по законам добра и справедливости, никогда не шел на подлость. Именно это и помогло ему выстоять в самых сложных условиях. То же самое мы можем сказать и о жене Сани – Кате Татариновой. По силе характера эта женщина стоит наравне со своим мужем. Она прошла через все испытания, выпавшие на ее долю, но осталась верна Сане, пронесла свою любовь до конца. И это несмотря на то, что многие люди стремились разлучить героев. Один из них – мнимый друг Сани Ромашка. На счету этого человека было немало подлостей – предательств, измен, вранья. В итоге он оказывается наказан – его сажают в тюрьму. Оказывается наказан и другой злодей – Николай Антонович, которого с позором изгоняют из науки. Таким образом, «Два капитана» и его герои многому нас учат. Во всех испытаниях необходимо сохранять в себе достоинство, всегда оставаться человеком. При любых обстоятельствах нужно быть верным добру, любви, свету. Только тогда возможно справиться со всеми испытаниями, — утверждает Каверин. А герои его книги показывают нам, что нужно смотреть жизни в лицо, идти навстречу любым трудностям.

—> ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Достижение поставленных задач

Мальчик понимает важность осуществления своей детской мечты и начинает двигаться к цели. Взрослея, он последовательно, по крупицам собирает материалы о команде Татаринова. Поступает в летную школу и становится пилотом, добивается назначения на север. Волею судьбы он оказывается на месте исчезнувшей экспедиции.

Фотографии и записи капитана Татаринова подтверждают догадки Саши. С помощью найденных материалов летчик Григорьев рассказывает обществу о тех открытиях, которые успели сделать исследователи, а также указывает на личность человека, погубившего команду.

Мечта, сформировавшаяся в детстве, осуществляется в реальности. Такой финал обусловлен силой характера Григорьева, его уверенностью в своих решениях, твердостью и настойчивостью. Отражают невероятную мощь героя и слова клятвы, данной Сашей и Петей друг другу: «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Эта фраза становится девизом жизни Александра Григорьева, а также — лейтмотивом всего романа.

Указанные в тексте слова отражают стойкое убеждение писателя в том, что нужно следовать своей цели, не сдаваться под гнетом трудностей и неудач, никогда не опускать руки. Нет ничего невозможного. Все достижимо, если приложить определенные усилия. Даже призрачная, практически фантастическая мечта сможет найти свое осуществление в реальности, если человек будет придерживаться принятого решения, превозмогая сложности. Вселяющие силу слова не только помогли Саше открыть тайну пропавших исследователей, но и добиться счастья в личной жизни.

Литературное воплощение главного героя

Кто же является прототипом Александра Григорьева в реальной жизни? Есть ли люди на земле, способные показать такую невероятную силу духа? Существует несколько вариантов исторических прототипов главного героя романа «Два капитана».

Из воспоминаний писателя следует, что на создание романа повлияла встреча с ученым-генетиком Михаилом Лобашевым в санатории. Исследователь поразил В. А. Каверина своим необычным характером. Молодого человека отличали упорство и определенность жизненных планов.

Что общего в биографии М. Лобашева и его литературного воплощения Саши Григорьева? Можно отметить следующие схожие проблемы, с которыми они столкнулись в детстве:

  • странная немота;
  • сиротство, жизнь без родителей;
  • время скитаний и обучение в школе-коммуне;
  • получение образования и освоение желаемой профессии.

Также прототипом Александра Григорьева можно считать героически погибшего летчика Самуила Клебанова. Этот человек тоже оказал влияние на писателя, так как именно он рассказал обо всех сложностях, тонкостях своей профессии В. А. Каверину.

Рассуждая над рассказом, можно отметить: образ Александра Григорьева, отражающий невероятно сильный характер, способный мечту превратить в быль, — отнюдь не фантастика. Примеры волевых, увлеченных и удивительно стойких людей можно найти в реальной жизни. Также и образ капитана Татаринова, который несет в себе мысль автора о силе мечты, не является выдумкой писателя. У отважного и идейного путешественника тоже есть свои исторические примеры.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • По роману Два капитана Каверина

«Два капитана» В.А. Каверина – роман о поиске себя, своего жизненного пути. Это по истине культовая книга о взрослении и становлении личности. Главный герой – Саня Григорьев. Автор показывает его нам с детских лет и до зрелости.

Еще с детства Саня был любознательным и неординарным мальчишкой. Любил истории о приключениях. Ему всегда хотелось сделать какое-нибудь важное открытие или найти клад. Так сложилось, что его жизнь тесно переплелась с семьей капитана Татаринова, погибшего во время экспедиции на север.

Однажды Саня нашел письма капитана, из которых ему стало понятно, что Татаринов сделал важное географическое открытие, которое присвоил себе его двоюродный брат Николай. А из-за гибели членов экспедиции честное имя Татаринова было опорочено. Эта история повергла героя в такой шок, что он решил во что бы то не стало выяснить правду о произошедшем и рассказать о ней людям.

Повзрослев, Саня тоже становится капитаном. Интересно, что на этом параллели в жизни Григорьева и Татаринова не заканчиваются. Подобно двоюродному брату Татаринова, в жизни Сани тоже есть свой недоброжелатель — старый друг Сани Ромашка. С самого детства он только притворялся его другом, строя козни ему за спиной.

Впоследствии он не раз вставлял товарищу палки в колеса. Пока Саня бывал в командировках, Ромашка пытался разлучить его с возлюбленной Катей. К счастью, в конце романа зло было наказано. Люди узнали правду о действиях Николая и Ромашки.

Особо хочется отметить образ Кати Татариновой. Девушка является одним из ключевых персонажей романа наряду с двумя капитанами. Будучи друзьями с самого детства Саня и Катя влюбляются друг в друга. Однако на их долю выпало немало испытаний. Пока Григорьев был в экспедиции, чтобы доказать правду об открытии Татаринова, именно Кате приходилось держать оборону от коварных нападок Ромашки.

Последний пытался максимально очернить Григорьева, чтобы вынудить Катю оставить мужа. Однако она достойно выдержала все испытания. Конечно, сначала ей нелегко было принять тот факт, что жизнь ее отца и любимого дяди на самом деле была ложью. Какое-то время она даже обижалась на Саню за то, что тот разворошил тайны прошлого. Однако в глубине души она была рада узнать правду. А впоследствии поддержала все начинания Сани.

«Два капитана» прекрасная книга для подростков. Она учит тому, что как бы тяжело не было, нужно бороться за свои убеждения. И как бы кому-то не хотелось скрыть правду, она рано или поздно восторжествует.

Сочинение по произведению Два капитана Каверина

«Два капитана» – это про детскую мечту, которая станет былью. Когда один капитан будет искать другого капитана. В городе Н-ске живут два мальчика. Одного из них зовут Саня Григорьев, другого – Петька Сковородников.

У Сани по роковой случайности погибает отец. Мама выходит снова замуж. Но отчим не жалует мальчика. Беда ещё в том, что Саня не может разговаривать. Однако, ему попадается ссыльный доктор Иван Иванович, который удивлён тем, что у Сани немота без глухоты. Он излечивает мальчика от этого недуга.

Мальчишки решают убежать в тёплый и сытый город Ташкент. А вместо этого оказываются в Москве. Беспризорные мальчишки попадают в облаву. Петька убегает, а Саня – нет, его определяют в школу-интернат. Там он находит новых друзей. Среди них девочка Катя Татаринова, которая сыграет в судьбе Сани одну из главных ролей.

Точнее, сначала Саня знакомится с её бабушкой, которой помогает донести до дома тяжёлую сумку. Катя живёт с бабушкой, мамой и дядей, который по совместительству является директором школы-интерната, где учится Саня и Катя. Девочка рассказывает про погибшего отца, но Саня не придаёт этому значения.

По окончании школы, Саня собирается стать лётчиком, полярным лётчиком. Катя собирается стать геологом. У Сани есть лучший друг Валя Жуков. И недруг – Ромашов, Ромашка, которому тоже нравится Катя, но она не обращает на него внимания.

Саня подрос, и приехал в свой родной город, навестить тётку. Она напоминает ему про письма из сумки утонувшего почтальона. Саня забирает их в Москву. Он понял, что его директор и брат капитана Татаринова одно лицо. Саня отдаёт письма Марии Васильевне. Он опрометчиво обвиняет Николая Антоновича в гибели экспедиции. Но, оказывается, тот уже сделал предложение Катиной маме и она согласилась.

Мама не пережила гибель своего первого мужа, она отравилась. Все в этом обвиняют Саню – и Катя, и Николай Антонович, и учитель Кораблёв, который тоже был влюблён в Катину маму. Саня говорит, что теперь просто обязан найти экспедицию капитана Татаринова и доказать свою правоту.

Окончив школу, Саня поступает в лётную школу, заканчивает и получает направление на Север. Он возит почту оленеводам, летает в самые отдалённые стойбища. А сам всё ищет следы экспедиции капитана Татаринова.

Начинается Великая Отечественная война. Саню отправляют на фронт. В одном из боёв он был ранен. И в санитарном поезде встречается с Ромашкой. Тут и всплывает его гнилое нутро. Поезд атакуют немецкие самолёты, Ромашов бросает раненого Саню на произвол судьбы.

Затем он является к Кате и говорит, что Саня мёртв. И только он может её спасти. Катя не верит в смерть Сани. А он выжил всем назло. На Севере, в Полярном он снова встречается с доктором Иваном Ивановичем. Тот даёт Сане дневник штурмана шхуны «Святая Мария».

Саня продолжает искать. И находит останки этой экспедиции. Совершенно случайно его самолёт совершает аварийную посадку почти в том месте, которое нанёс на карту капитан Татаринов. Саня делает доклад в Ленинграде в Географическом обществе. Он всё же сумел доказать, что Николай Антонович действительно приложил руку к гибели экспедиции капитана Татаринова. Банальная человеческая зависть к успехам своего брата.

По произведению Два капитана Каверина

Несколько интересных сочинений

Само полотно передает всю красоту и пышность русской зимы. Художник словно воспевает всю прелесть этого времени года и свое восхищение природой. На полотне показана деревня Лигачево в один из прекрасных, но не менее морозных дней.

Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Тучи» относится к числу моих самых любимых произведений автора по нескольким причинам.

Произведение относится к лирическим рассказам писателя, посвященным военной тематике, и рассматривает в качестве основной проблемы последствия влияния развязанных государствами войн на детскую психику.

Очень часто русские писатели обращались к проблематике «маленького человека». А.С. Пушкин не стал исключением, в произведении «Станционный смотритель» он также акцентирует внимание читателя на теме человека

Главными героями сказки являются мальчик Кай и девочка Герда. Это названые брат и сестра, очень привязанные друг к другу. Дети бедны, однако наделены чистыми сердцами

ЕГЭ Сочинение по тексту В.А.Каверина (сборник И.П.Цыбулько, вариант 1)

Уважаемые участники ЕГЭ!

Предлагаю вашему вниманию сочинение по тексту В.А.Каверина из сборника И.П.Цыбулько (вариант 1).

Сочинение написано с учётом критериев оценивания задания с развёрнутым ответом 2021.

Статья содержит следующие материалы:

  1. текст В.А.Каверина;
  2. сочинение;
  3. ссылку на сочинение в таблице с выделением основных композиционных частей.

ТЕКСТ В.А.Каверина

(1)Накануне вечером комиссар вызвал Корнева и Тумика в свою каюту и заговорил об этой батарее, дальнобойной, которая обстреливала передний край и глубину и которая всем давно надоела.

—(2)Мы несём от неё немалые потери,— сказал он, — и, кроме того, она метает одной задуманной операции. (3)Нужно эту батарею уничтожить.

(4)Потом он спросил, что они думают о самопожертвовании, потому что иначе её нельзя уничтожить. (5)Он спросил не сразу, а начал с подвига двадцати восьми панфиловцев, которые отдали за Отчизну свои молодые жизни. (6)Теперь этот вопрос стоит перед ними — Корневым и Тумиком — как лучшими разведчиками, награждёнными орденами и медалями.

(7)Тумик первый сказал, что согласен. (8)Корнев тоже согласился, и решено было высадиться на берег в девять часов утра. (9)По ночам немцы пускали ракеты, хотя стоял декабрь и днём было так же темно, как и ночью.

(10)Времени вдруг оказалось много, и можно было полежать и подумать, тем более что это, наверно, уже в последний раз, а больше, пожалуй, не придётся.

(11)Тумик воевал уже полтора года и дважды был ранен. (12)Он участвовал в захвате знаменитой сопки «Колпак», когда восемьдесят моряков семь часов держались против двух батальонов, и боезапас кончился, и моряки стали отбиваться камнями. (13)Как вчера, он видел перед собой маленький дом, крыльцо с провалившейся ступенькой и отца в саду — коротко стриженного, седого, с худым носом и ещё такого стройного, ловкого, когда он быстро шёл навстречу гостям, опираясь на трость, в своей кубанке набекрень и со своими тремя орденами.

(14)Когда началась война, он прислал Тумику письмо: «Воюй и за себя, и за меня».

(15)Тут Тумик вспомнил всю свою жизнь, самое главное, самое интересное в жизни. (16)Отец — это был родной дом, детство и школа, девушка Шура — это была любовь, а Миша Рубин — друг, который всегда говорил, что, может быть, и есть на свете любовь, но верно то, что на свете есть настоящая дружба навеки. (17)Они были с ним всю войну — отец, та девушка и Миша — и были теперь, когда он лежал на своей койке под иллюминатором и слышно было, как волна, плеща, набегает на борт. (18)Это была его Отчизна!

(19)И вдруг всё стало так ясно для него, что он даже присел на койке, обхватив руками колени.

—(20)Недаром же я жил на земле, — сказал он себе.

(21)Он видел, как при свете огарка Корнев пишет письмо, и ему хотелось сказать Корневу, что нет для них смерти и что для них пришла эта торжественная, последняя ночь, когда замер весь свет и только под лёгким ветром волна, плеща, набегает на борт. (22)Но он ничего не сказал. (23)У Корнева были жена и маленький сын. (24)Он писал им, и кто знает, о чём он думал сейчас, хмуря крупные чёрные брови.

(25)Утром они с первого взгляда поняли,что нельзя заложить тол и уйти: батарея работала, и кругом было слишком много народу. (26)Можно было только сделать, как сказал комиссар: подорвать её и самим подорваться. (27)И это было легко: неподалёку от батареи штабелями лежали снаряды.

(28)Они стали тянуть жребий, потому что достаточно было подорваться одному, а другой мог вернуться к своим. (29)Они условились: вернётся тот, кто вытащит целую спичку. (30)И Тумик взял в обе руки две целые спички и сказал шёпотом:

— Ну, Корнев, тащи.

(31)У Корнева были жена и маленький сын…

(32)Они обнялись, поцеловались. (33)На прощание Тумик отдал Корневу свою фотографию, где был снят с автоматом, лёжа, прицеливаясь, — ребята говорили, что вышел отлично. (34)И Корнев ушёл. (35)Он был метрах в сорока от батареи, когда раздался взрыв и пламя метнулось до самого неба, осветив пустынный край — снег и тёмные ущелья между скал, диких скал Отчизны…

(По В. А. Каверину*)

* Вениамин Александрович Каверин (1902-1989) — русский советский писатель, драматург и сценарист, автор приключенческого романа «Два капитана».

СОЧИНЕНИЕ

Ради чего человек может пожертвовать своей жизнью? Такую проблему ставит в своём тексте русский писатель В.А.Каверин.

Рассуждая над данным вопросом, автор повествует о двух русских разведчиках, которые согласились ценой своей жизни уничтожить вражескую батарею. Что же подтолкнуло их к принятию такого решения? Ответ на данный вопрос можно найти во фрагменте текста, где писатель передаёт размышления перед своим последним боевым заданием одного из бойцов, Тумика. Разведчик вспоминает своего отца, друга, любимую девушку, родной дом – всё то, что ассоциируется у него с Родиной: «Это была его Отчизна!» Данным примером В.А.Каверин хочет показать, что Тумику дороги эти люди и родные места, поэтому он готов преодолеть страх смерти и пожертвовать собой ради того, чтобы защитить их.

Проанализируем ещё один фрагмент текста, важный для понимания проблемы. Когда бойцы тянули жребий, чтобы определить, кто из них пойдёт на смерть, Тумик тайком от своего боевого товарища Корнева принимает решение, что погибнуть должен именно он, а не Корнев, потому что у того «были жена и маленький сын». Этим автор убеждает нас в том, что любовь к ближнему тоже может стать причиной самопожертвования. Оба примера дополняют друг друга и позволяют выявить авторскую позицию.

На мой взгляд, В.А.Каверин подводит нас к мысли о том, что человек может пожертвовать своей жизнью ради защиты своих родных, близких и во имя Родины.

Я полностью разделяю точку зрения писателя. Действительно, самопожертвование – это сознательный выбор человека, который на одну чашу весов ставит Родину, родных и близких, а на другую – свою жизнь. Ярким примером самопожертвования, по моему мнению, является герой рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль» юноша по имени Данко. Ценой своей жизни он спас соплеменников от рабства и гибели в непроходимых болотах и дремучих лесах, освещая путь сердцем, вырванным из груди. На такой поступок его подтолкнула любовь к своему народу и страстное желание его спасти.

Таким образом, на самопожертвование способен только тот, в чьем сердце горит любовь к Родине и ближнему. (306 слов)

СОЧИНЕНИЕ В ТАБЛИЦЕ

Блог в помощь!

Эссе по роману В.Каверина Два капитана

Ему отказывают от дома любимой девушки. И вновь приезжает он из Москвы в родной город Энск; находит среди книг своей сестры роман «Овод». Кто автор – в книге «Два капитана» не упоминается, потому что в детстве писателя Каверина решительно все русские гимназисты знали этот роман. Но я все-таки назову автора – вдруг вы захотите прочитать книгу, которой много десятилетий зачитывались в России, с тех пор, как в самом конце ХIХ века ее перевели на русский язык, все ваши ровесники. Это – английская писательница Этель Войнич. Ни в одной стране ее так не любили, как в России. Герой ее романа – итальянский революционер, действовавший под кличкой Овод, – очень нравился всем юным читателям и особенно читательницам. Спросите свою бабушку – скорей всего, и она читала эту книжку еще в школе. Вернемся к «Двум капитанам» – хотя вам еще неясно, что это за капитаны. Один – это капитан Татаринов. А второй… «…И, читая этот прекрасный роман, я находил, что история Овода очень похожа на мою. Так же, как Овод, я был оклеветан, и любимая девушка отвернулась от него, как от меня. Мне представлялось, что мы встретимся через четырнадцать лет и она меня не узнает. Как Овод, я спрошу у нее, показывая на свой портрет: – Кто это, осмелюсь я спросить? – Это детский портрет того друга, о котором я вам говорила. – Которого вы убили? Она вздрогнет и узнает меня. Тогда я брошу ей все доказательства своей правоты и откажусь от нее. Но мало было надежды на такую встречу!» Полкниги, я бы сказала, занято историей сложнейших перипетий его любви, тесно переплетенной с его же поисками экспедиции капитана Татаринова. 3 В книге много симпатичных, обаятельных людей – школьных и прочих приятелей Сани Григорьева. Например, будущий биолог Валька Жуков, не вылезающий из зоопарка, – школьник, которого с интересом слушает профессор на обходе зверей. «И вдруг с каким-то веселым удивлением он хлопнул Вальку по плечу и заржал, совершенно как лошадь; все двинулись дальше, а Валька остался стоять с идиотским, восторженным видом. Вот тут-то я его и окликнул: – Валя! – А, это ты! Никогда еще я не видел его в таком волнении. У него даже слезы стояли в глазах. Он растерянно улыбался. – Что с тобой? – А что? – Ты плачешь? – Что ты врешь! – отвечал Валька. Он вытер кулаком глаза и радостно, глубоко вздохнул. – Валька, что случилось? – Ничего особенного. Я в последнее время занимался змеями, и мне удалось доказать одну интересную штуку. – Какую штуку? – Изменение крови у гадюк в зависимости от возраста. Я посмотрел на него с изумлением. Плакать от радости, что кровь у гадюк меняется в зависимости от возраста? Это не доходило до моего сознания». Как до кого-то не дойдет, наверно, как можно решиться обречь себя на исполненную огромных трудностей и постоянного риска жизнь полярного летчика. А через сколько-то лет Саня встретит Вальку уже на севере – тот занимается разведением лисиц. И мальчик, которого Саня привел с собой, рассказывает ему потом, пораженный увиденным, что «они живут совершенно как люди. Там у них мертвый час, потом дети играют, а взрослые некоторые ходят в гости». 4 Саня поступает в летную школу. Кончает ее. «Юность кончается в один день – и этот день не отметишь в календаре: „Сегодня окончилась моя юность”. Она уходит незаметно – так незаметно, что с нею не успеваешь проститься. Только что ты был молодой и красивый, а смотришь – и пионер в трамвае уже говорит тебе: „Дяденька”. И ты ловишь в темном трамвайном стекле свое отражение и думаешь с удивлением: „Да, дяденька!” Юность кончилась, а когда, какого числа, в котором часу? Неизвестно. Так кончилась и моя юность».

Саня Григорьев заканчивает одну летную школу, потом другую. Он становится полярным летчиком. Все его помыслы сосредоточены на одном. «Кто знает, может быть, и меня когда-нибудь назовут среди людей, которые могли бы говорить с капитаном Татариновым, как равные с равным?» 5 Но у Сани есть враг – еще со школы. Ромашов, Ромашка. Он тоже издавна любит Катю Татаринову и всю жизнь стремится помешать Сане Григорьеву. Наступает 1941 год, и с ним приходит война. Был воздушный бой, и Саня приказал своему экипажу прыгать с парашютами. А сам повел самолет на таран. Потом, весь забинтованный, он едет в теплушке. И встречает Ромашку. «Он никогда не умел по-настоящему скрывать своих чувств, и теперь они стали проходить передо мной по порядку или, точнее, в полном беспорядке. Недоумение. Ужас, от которого задрожали губы. Снова недоумение. Разочарование. – Позволь, но ты же убит! – пробормотал он». И протягивает ему газету. «Возвращаясь с боевого задания, самолет, ведомый капитаном Григорьевым, был настигнут четырьмя истребителями противника… На объятой пламенем машине Григорьев успешно протаранил „Юнкерс”…» …А потом санитарный эшелон, где оказались два врага, немцы обстреляли в упор. «Я открыл глаза. Освещенный первыми лучами солнца туман лениво бродил между деревьями. У меня было мокрое лицо, мокрые руки. Ромашов сидел поодаль…» Дальше разворачивается сцена, когда один человек хочет смерти другого. «– Сейчас же верни оружие, болван! – сказал я спокойно. Он промолчал. – Ну! – Ты все равно умрешь, – сказал он торопливо. – Тебе не нужно оружия. – Умру я или нет, это уж мое дело. Но ты мне верни пистолет, если не хочешь попасть под полевой суд. Понятно? Он стал коротко, быстро дышать. – Какой там полевой суд! Мы одни, и никто ничего не узнает. В сущности, тебя уже давно нет. О том, что ты еще жив, ничего неизвестно. Теперь он в упор смотрел на меня, и у него были очень странные глаза… – Я остался, чтобы сказать, что ты мешал мне всегда и везде. Каждый день, каждый час! Ты мне надоел смертельно, безумно! Ты мне надоел тысячу лет!» 6 Вообще, «Два капитана» – это настоящий приключенческий роман. Я упомянула лишь о сотой части того, что там происходит. И по ходу дела решаются серьезнейшие нравственные проблемы, которых, как известно, в отроческом и в юном возрасте ничуть не меньше – если не больше, – чем в зрелом. Да вот хотя бы – границы возмездия? До какой границы имеем мы право идти, принося справедливое возмездие виновнику чьих-то бед. Каверин показывает, что человек всегда сам отвечает за свои поступки, добрые и злые, – на то и дана ему свобода воли. Всегда – за исключением тех ситуаций, когда свободу воли резко ограничивают – и человек уже не волен в своем выборе. Так в советское, особенно – сталинское время людей шантажировали на Лубянке и в многочисленных ее филиалах по всей стране жизнью близких: «Не дашь нужных нам лживых показаний – погибнут твои дети». И еще – тот, кто не прочел вовремя девиз героев романа Каверина: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» — тот упустил в жизни важный момент, когда этот девиз входит в сам состав крови, становится стимулом действий. Это – заключительная строка поэмы английского поэта Теннисона. Но важно то, что она была вырезана на деревянном кресте, водруженном в память Р. Скотта, достигшего Южного полюса после Амундсена и погибшего на обратном пути. В жизнь многих поколений русских подростков эти слова ввел В. Каверин. И они полюбили эти слова, роман «Два капитана» и обоих капитанов, в нем изображенных.

  • 550260-esse_po_romanu_v.kaverina_dva_kapitana Размер файла: 98 kB Загрузок: 1

В.А.Каверин «Два капитана»

Саня Григорьев – главный герой романа В.А.Каверина «Два капитана» – всю жизнь посвятил поискам пропавшей экспедиции капитана Татаринова. Узнав в детстве из найденного письма о трудностях, которые выпали на долю капитана, руководителя экспедиции, он сразу проникся каким-то особым чувством причастности к этой истории. Судьба свела его с семьёй капитана Татаринова, он полюбил его дочку Катю. Когда его обвинили в предательстве и смерти матери Кати, он собрал все свои силы, для того чтобы поступить в лётное училище. Он был невысокого роста и считал себя слабым, но стал тренироваться ежедневно и добился того, что его приняли в лётное училище. Став лётчиком, он отправился на Север, потому что знал, что там находятся ответы на все его вопросы. В итоге он нашёл экспедицию погибшего капитана Татаринова, нашёл остатки корабля и бортовой журнал и доказал виновность брата капитана, который готовил оснащение экспедиции. Так ценой невероятных усилий Саня Григорьев достиг своей цели.

И.А.Бунин «Чистый понедельник»

Герои рассказа – люди молодые, красивые, богатые. Они имеют всё для счастливой и спокойной жизни. Главный герой влюблён в героиню и наслаждается этим чувством, мало задумываясь о природе человеческих качеств своей возлюбленной. Она ему кажется девушкой немного странной, но он уверен. Что в браке всё образуется, что рано или поздно она станет его женой, хотя из её уст это слово ни разу не звучало. А будь он повнимательней, он бы заметил, что её странности – вовсе не странности, а серьёзное увлечение, поиски смысла жизни. И портрет «босого» Толстого на стене, и расположение квартиры напротив Храма Христа Спасителя, и посещение курсов сестёр милосердия. А главное – её стремление посещать монастыри, храмы, кладбища. С каким просветлением в лице она рассказывает своему возлюбленному о старинных летописях, письменах! С каким знанием дела она повествует обо всех церковных обрядах. Молодой человек по-прежнему не придаёт значения всем этим фактам. Лишь после объявления, что она уходит в монастырь, ему становится всё понятно. Девушка изначально стремилась к приобщению к святой жизни, искала своё место именно в этой области. Герой принимает выбор любимой спустя два года, когда проходит тем же путём, что и в тот чистый понедельник, в день начала великого поста, и встречает её (именно её) во время службы в Марфо-Мариинской обители. Однажды поставив цель, девушка достигла её, пройдя через все препятствия.

Читаемое в разделе:

  • Проблема взаимоотношения отцов и детей. Аргументы к сочинению ЕГЭ
  • Проблема роли человеческой памяти. Аргументы к сочинению ЕГЭ
  • Проблема влияния природы на человека. Аргументы к сочинению ЕГЭ
  • Проблема влияния учителя на воспитание ученика. Аргументы к сочинению ЕГЭ
  • Проблема воздействия музыки на человека. Аргументы к сочинению ЕГЭ
  • Проблема выбора профессии. Аргументы к сочинению ЕГЭ
  • Проблема преодоления жизненных трудностей в годы войны. Аргументы к сочинению ЕГЭ

Ранее опубликованные в разделе:

  • Аргументы «Равнодушие и отзывчивость». К итоговому сочинению
  • Аргументы «Верность и измена». К итоговому сочинению
  • Проблема раннего взросления на войне. Аргументы к сочинению ЕГЭ
  • Проблема выбора профессии. Аргументы к сочинению ЕГЭ
  • Проблема милосердия. Аргументы к сочинению ЕГЭ
  • Проблема быстротечности времени. Аргументы к сочинению ЕГЭ

Новые материалы раздела:

  • Аргументы к итоговому сочинению «Надежда и отчаяние»
  • Аргументы «Смелость и трусость». К итоговому сочинению

  • Может ли кино заменить театр итоговое сочинение
  • Могло ли быть такое детальное описание в народной волшебной сказке если нет то почему
  • Может ли кино заменить литературу итоговое сочинение аргументы
  • Мой папа программист рассказ
  • Многого не надо как пишется