Сочинение: Социальные институты
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
1. Сущность и структура основных социальных институтов
Большие социальные группы, социальная стратификация и социальнаямобильность характеризуют общество на макроуровне. И для человеческого обществажизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать ихобязательными для членов определенного общества или определенной социальнойгруппы. Это, прежде всего, относится к тем социальным отношениям, вступая вкоторые, люди удовлетворяют наиболее важные потребности. Так, потребность ввоспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживатьпроизводственные отношения. Потребность в воспитании подрастающего поколениязаставляет закреплять и поддерживать семейные отношения.
Практика закрепления отношений, направленных на удовлетворениенасущных потребностей заключается в создании жестко закрепленной системы ролейи статусов. Эти роли и статусы предписывают индивидам правила поведения всоциальных отношениях.
Определяется также система санкций для того, чтобы добитьсянеукоснительного выполнения правил поведения.
Система ролей, статусов и санкций создаются в виде социальныхинститутов, которые являются наиболее сложными и важными для общества видамисоциальных связей.
Термин «институт» имеет множество значений. В европейский язык онпришел из латинского: institum – установление, учреждение. Со временем онприобрел два значения:
· узкое, техническое (название специализированных научных и учебныхзаведений);
· широкое, социальное: совокупность норм права по определенномукругу общественных отношений. Например, институт брака, наследования.
Социологи позаимствовали это понятие у правоведов и наделили егоновым содержанием.
Социальный институт – это организованная система связей исоциальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры,удовлетворяющие основным потребностям общества.
Фундаментальных, важных для всего общества потребностей, всегопять. Соответственно и основных социальных институтов тоже пять:
· потребности в воспроизводстве рода удовлетворяет институт семьи ибрака;
· потребность в безопасности и социальном порядке удовлетворяютполитические институты, государство;
· потребности в добывании средств существования удовлетворяютэкономические институты (производство, бизнес);
· потребности в передаче знаний, социализации подрастающегопоколения, подготовке кадров удовлетворяют институты образования в широкомсмысле слова, т.е. включая не только учебные заведения, но и науку и культуру;
· потребности в решении духовных проблем, смысла жизни удовлетворяетинститут религии.
Таким образом, социальный институт – приспособительное устройство общества,созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводомсоциальных норм.
Мы выделили пять основных, фундаментальных социальных институтовобщества: семья, экономика, политика, образование, религия. Внутри каждого изних скрываются более мелкие образования. Их тоже называют институтами, нотолько не главными, не основными.
Так, внутри института семьи, ученые выделяют институты отцовства иматеринства, родовой мести, побратимства, наследования, сватовства и т.д.
Внутри института религии говорят об институтах целибата(безбрачия) в католичестве, крещения и исповеди в православии, инквизиции имонашестве и т.д.
Среди неглавных политических институтов называют институткоролевской власти, президентства и т.д.
Социальные институты – это постоянно развивающиеся системы.Например, институт семьи в своем развитии прошел через такие этапы, какгрупповой брак, полигамия (полигиния и полиандрия), моногамия. Историческиизменялись роли мужа и жены, обряд бракосочетания, методы воспитания детей имногое другое.
Колоссальные изменения произошли в основном экономическоминституте общества – производстве: охота и собирательство, пастушество,земледелие, ремесленные мастерские, мануфактура, машинное производство,автоматизированные цеха.
В обществе постоянно идет процесс формирования новых социальныхинститутов, другими словами, процесс институционализации. Этот процесс состоитиз нескольких последовательных этапов:
· возникновение потребности, удовлетворение которой требуетсовместных организованных действий;
· формирование общих целей;
· появление социальных норм и правил в ходе стихийного социальноговзаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;
· появление процедур, связанных с нормами и правилами;
· принятие и практическое применение норм, правил, процедур;
· установление систем санкций для поддержания норм и правил;
· создание системы статусов и ролей, охватывающих всех безисключения членов институтов.
Без институцианализации, без социальных институтов ни односовременное общество существовать не может. Именно беспорядочная борьба завласть приводит к формированию политических партий и блоков, беспорядочныессоры и драки превращаются в высокоформализованные спортивные поединки,любознательность, желание узнать истину – в упорядоченные научные исследования.Институты таким образом являются символом порядка и организованности вобществе.
Структура социального института включает в себя:
· набор социальных ролей и статусов;
· социальные нормы и санкции, регулирующие функционирование даннойсоциальной общности;
· совокупность организаций и учреждений, функционируюших в даннойсфере;
· материальные средства, обеспечивающие функционирование даннойсферы.
Кроме того, к структуре, в известной мере, можно отнести испецифическую функцию института, которая удовлетворяет одну из базовыхпотребностей общества (см. таблицу 1).
Таблица 1 – Важнейшие структурные элементы основных социальныхинститутов общества
Специфические функции Институты Основные роли Физические признаки Символические признаки Воспроизводство потомства, воспитание его и приобщение к жизни Семья Отец, мать, ребенок Дом, квартира, обстановка Обручальные кольца, брачный ритуал Добывание пищи, одежды, жилья, т.е. средств к существованию Экономические Работодатель, наемный работник, покупатель, продавец Завод, фабрика, офис, магазин Деньги, торговая марка, реклама Поддержание законов и правил Политические Законодатель, политик, избиратель Общественные здания, места Флаг, герб, национальный гимн Социализация людей, приобщение к базисным ценностям Образование Учитель, ученик Школа, библиотека, стадион Диплом, аттестат Содействие соборным отношениям и установкам, углубление веры Религия Священник, прихожане Собор, церковь, мечеть Крест, алтарь, библия, коран
2. Функции и дисфункции социальных институтов
Каждый социальный институт выполняет свои специфические функции вобществе. Между тем есть ряд функций, которые присущи социальному институту кактаковому. Среди них выделим:
1. Функция закрепления и воспроизводства общественныхотношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения,закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведениепредсказуемым. Тем самым институт обеспечивает устойчивость социальнойструктуры общества.
2. Интегративная функция. Эта функция включает в себяпроцессы сплочения, взаимосвязи и взаимозависимости членов социальных групп ипроходящие под воздействием правил, норм, санкций существующих в любоминституте. Все это приводит к повышению устойчивости и целостности элементовсоциальной структуры.
3. Регулятивная функция состоит в том, что функционированиесоциальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членамиобщества путем выработки шаблонов поведения. Каким бы видом деятельности незанимался индивид, он всегда сталкивается с институтом, регламентирующим егоповедение в этой области. Таким образом, с помощью институтов человек проявляетпредсказуемое и стандартизированное поведение. Он выполняет ролевое требование –ожидания и знает, чего ждать от окружающих его людей. Интегративные процессы,осуществляемые с помощью институтов, необходимы для скоординированнойдеятельности людей, осуществления власти, создания сложных организаций. Такоерегулирование необходимо для совместной деятельности.
4. Транслирующая функция. Общество не могло бы развиваться,если бы не было возможности передавать социальный опыт. Каждый институт длясвоего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей. Это можетпроисходить путем как расширения социальных границ института, так и сменыпоколения. В связи с этим, в каждом институте предусмотрен механизм,позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям.Например, семья, воспитывая ребенка, стремиться ориентировать его на те ценностисемейной жизни, которых придерживаются его родители. Церковь стремитсяприобщить к вере как можно больше членов общества.
Таковы основные функции социальных институтов. Но если происходитсбой в их функционировании, то деятельность института, помимо пользы, будетприносить и вред. Такое явление называется дисфункцией.
Когда деятельность института наряду с пользой для общества наносити вред ему, называется дисфункцией социального института.
Например, кризис семьи, который выражается в росте числа разводов,в увеличении неполных семей, т.е. когда ребенок воспитывается одним родителем(зачастую матерью), появляется проблема в воспитании детей и т.п. В результатечисло дисфункций в институте семьи и брака уравниваются или преобладают надфункциями семьи. Для общества результаты такого явления имеют явно негативныепоследствия.
Или проблемы в области высшего образования. Разрыв междутеоретической и практической подготовкой специалистов. Вузы выпускаютспециалистов, которым не хватает практической подготовки.
Функции и дисфункции социальных институтов бывают явными илатентными. Явные – это официально заявленные, всеми осознанные и очевидные.Латентные – скрытые от глаз, незаявленные.
Например, явные функции вуза – приобретение специальности идиплома об очном образовании, приобретение фундаментальных знаний, обучениепрофессиональным ролям и т.д. Латентные – приобретение определенногосоциального статуса, завязывание прочных дружеских связей, возможность выбораспутника жизни.
Таким образом, социальные институты имеют явные и латентные(скрытые функции). Латентные функции тем отличаются от дисфункций, что они ненаносят вреда. Они показывают, что пользу от любого института можно извлечьгораздо большую (и прежде всего для себя лично), нежели об этом заявляется.
3. Образование как социальный институт
Понятие образования многозначно. Его можно рассматривать и какпроцесс, и как результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков иразвития личности. Это и реальный уровень знаний, качеств личности, фактическаяобразованность. И формальный результат этого процесса – аттестат, диплом,свидетельство. Образование также рассматривается как система, включающая в себяразличные уровни:
· дошкольное;
· начальное;
· среднее;
· высшее;
· аспирантура.
Система образования также включает различные виды:
· массовое и элитарное;
· общее и техническое.
В современном виде образование возникло в Древней Греции. Тампреобладало частное семейное образование, которое осуществляли рабы. Публичныешколы функционировали для беднейших слоев вольного населения. Появляется отбор,Элитарные школы (ситарии) формируют художественный вкус, умение петь, играть намузыкальных инструментах. Физическое развитие и воинские способностиформировались в палестрах, развивались в гимназиях. Именно в Древней Грециизародились основные типы школ: гимназия, лицей (место изложения своей системыАристотелем), академия (Платон).
В Древнем Риме школа преследовала цель решение прикладных,утилитарных задач, была нацелена на подготовку воинов и государственныхдеятелей, в ней царила жесткая дисциплина. Изучались мораль, право, история,риторика, литература, искусство, медицина.
В средние века формируется религиозное образование. Функционируют3 вида учебных заведений:
· церковно-приходские;
· кафедральные;
· светские.
В XII–XIII веках в Европе возникают университеты, а при нихколлегии для выходцев из беднейших слоев. Типичные факультеты: искусства,права, теологии и медицины.
Широкое распространение образование получило в течение последнихдвух-трех веков. Рассмотрим те социальные перемены, которые этомуспособствовали.
Первой из таких перемен стала демократическая революция. Как виднона примере Французской революции (1789–1792 гг.), она была вызванарастущим стремлением неаристократичных слоев участвовать в политических делах.
В ответ на это требование были расширены возможности полученияобразования: ведь новые актеры на политической сцене не должны представлятьсобой невежественные массы, чтобы участвовать в голосовании, народные массыдолжны хотя бы знать буквы. Массовое образование оказалось тесно связанным сучастием народа в политической жизни.
Идеал общества равных возможностей представляет собой другойаспект демократической революции, который проявлялся в различных формах и вразное время во многих странах. Поскольку считается, что получение образования –главный способ обеспечить восходящую социальную мобильность, равные социальныевозможности стали почти синонимом равного доступа к образованию.
Вторым важнейшим событием в истории современного образования сталапромышленная революция. На ранних этапах развития промышленности, когдатехнология была примитивной, а рабочие обладали низкой квалификацией, не былопотребностей в образованных кадрах. Но развитие промышленности в широкихмасштабах потребовало расширения системы образования для подготовкиквалифицированных работников, которые могли бы выполнять новые более сложныевиды деятельности.
Третья важная перемена, способствовавшая расширению системыобучения, была связана с развитием самого института образования. Когда институтукрепляет свое положение, образуется группа, объединенная общими законнымиинтересами, которая предъявляет свои требования к обществу – например,относительно повышения своего престижа или материальной поддержки со стороныгосударства. Образование не является исключением из этого правила.
Характерной особенностью образования в современных промышленноразвитых странах является то, что начальное образование рано или поздностановится обязательным и бесплатным.
Как социальный институт образование формируется в ХІХ веке, когдапоявляется массовая школа. В 20 веке роль образования постоянно возрастает,растет формальный уровень образования населения. В развитых странах подавляющаячасть молодежи заканчивает среднюю школу (США – 86% молодежи, Япония – 94%).Растет отдача от образования. Прирост национального дохода за счет вложения всферу образования достигает 40–50%. Увеличивается доля государственных расходовна образование. Для характеристики уровня образованности населения используетсятакой показатель как количество студентов на 10 тыс. населения. По этомупоказателю лидирует Канада – 287, США – 257, Куба – 239. В Украине этотпоказатель в последние годы возрастает, если в 1985–86 уч. г. на 10 тыс.приходилось 167 студентов, то в 1997–98 уч. г. – 219. Это происходит за счетразвития сферы частного образования и расширения платного образования вгосударственных вузах,
В целом образование призвано передавать от поколения к поколениюценности господствующей культуры. Однако эти ценности изменяются, поэтомусодержание образования также претерпевает изменения. Если в древних Афинахглавное внимание уделялось изящным искусствам, то в Древнем Риме главное местозанимала подготовка военачальников и государственных деятелей. В средние века вЕвропе образование концентрировалось на усвоении христианского учения, в эпохуРенессанса опять наблюдался интерес к литературе и искусству. В современныхобществах упор в основном делается на изучении естественно-научных дисциплин, атакже большое внимание уделяется развитию личности, то есть гуманизацииобразования.
Функции образования:
1. Социально-экономическая функция. Подготовка к трудовойдеятельности рабочей силы разного уровня квалификации.
2. Культурная. Обеспечивает передачу культурного наследия от одногопоколения другому.
3. Социализирующая функция. Приобщение личности к социальным нормам иценностям общества,
4. Интеграционная функция. Приобщая к единым ценностям, обучаяопределенным нормам, образование стимулирует единые действия, объединяет людей.
5. Функция социальной мобильности. Образование выступает каналомсоциальной мобильности. Хотя в современном мире и сохраняется неравный доступ кобразованию. Так, в США из семей, имеющих доходы ниже 10 тыс. дол., в вузыпоступают 15,4% детей, свыше 50 тыс. дол. – 53%.
6. Функция отбора. Существует отбор детей в элитные школы, ихдальнейшее продвижение.
7. Гуманистическая функция. Всесторонне развитие личности учащегося.
Выделяют также латентные функции образования, к которым относятсяфункция «няни» (школа на какое-то время освобождает родителей от необходимостиприсматривать за детьми), функция формирования среды общения, высшая школа внашем обществе играет роль некой «камеры хранения».
Среди разнообразных целей образования выделяется три наиболееустойчивые: интенсивная, экстенсивная, продуктивная.
Экстенсивная цель образования предполагает передачу накопленныхзнаний, достижений культуры, помощь учащимся в самоопределении на этомкультурном базисе, задействовании имеющегося потенциала.
Интенсивная цель образования состоит в широком и полном развитиикачеств учащихся для формирования у них готовности не только усваиватьопределенные знания, но и постоянно углублять знания, развивать творческийпотенциал.
Продуктивная цель образования предполагает подготовить учащихся ктем видам деятельности, которыми ему предстоит заниматься и той структурезанятости, которая сложилась.
Проблемы в функционировании образования в Украине:
1. Существует угроза падения уровня профессионального образования.
2. Угроза ухудшения условий учебно-воспитательного процесса.
3. Ухудшение качества педагогических кадров.
4. Потеря образованием своего качества быть эффективным средствомдостижения личных жизненных целей.
Базовая наука — социология
«Человек может обрести себя, прийти к знанию своей индивидуальности исключительно через посредника – социальную жизнь». (Э. Кассирер)
Выбранное мною для рассмотрения эссе немецкого философа и культуролога представителя Марбургской школы неокантианства Эрнста Кассирера относится к социологии. Социология – это наука об обществе, которая изучает внутренние механизмы его строения и развития, закономерности социальных действий и массового поведения людей, а также отношения между личностью и обществом.
Общая тема, затронутая Э. Кассирером в своём высказывание – влияние социальных институтов на социализацию личности. В существующих условиях социальной жизни наиболее актуальной выступает проблема, требующая включения каждого человека в единую социальную целостность и саму структуру общества. Главным понятием данного процесса является социализация личности, которая позволяет каждому человеку стать полноценным членом общества. Социализация личности – это процесс вхождения каждого индивида в социальную структуру, в результате которого происходят изменения с самой структуре общества и в структуре каждой личности.
К проблеме влияния общественных институтов на становление личности обращались многие мыслители. Так, например, К. Маркс придавал решающие значение социализации, и считал, что личность складывается под влиянием культурного и социального творчества людей. Представитель социологизма Э. Дюркгейм полагал, что в процессе воспитания образования, усвоения норм, ценностей общества создаётся социальная природа человека. Современный американский социолог Дж. Мидом объяснял происхождение и развития личности через социальные взаимодействия.
Тема становления личности под воздействием социальных институтов весьма многогранна, она обусловлена социальной активностью каждого индивида. В результате данного процесса усваиваются все нормы каждой группы, проявляется их уникальность, индивид усваивает образцы поведения, ценности и социальные нормы. Все это крайне необходимо для успешного функционирования в любом обществе.
Я считаю, в своём высказывание Э. Кассирер говорит том, что формирование индивидуальности личности не возможно без участия общества и его социальных институтов.
Общественные институты, обеспечивающие процесс социализации личности, могут быть разделены на первичные и вторичные. Первичные институты включают в себя семью, школу,
группы сверстников и т.д. Вторичные институты – это государство, его органы, университеты, церковь, СМИ ит.д. Процесс социализации состоит из нескольких этапов: 1) Стадия адаптации (рождение – подростковый период). На этом этапе происходит усвоение социального опыта через подражания. 2) Стадия идентификации – выделения себя среди других. 3) Стадия интеграции в общественную жизнь. 4) Трудовая стадия – воспроизводство социального опыта. 5) Послетрудовая стадия – передача социального опыта новым поколениям.
Я согласен с мнением автора высказывания о том, что без воздействия общества индивид не сможет сформироваться, как личность. По средствам социальных институтов задается нужное обществу траектория развития личности. Среди основных механизмов, обеспечивающих такое развитие, выделяют обучение, образование, воспитание. Обучение осуществляется преимущественно в семье. Образование – механизм целенаправленного накопления знаний разного характера. Оно может происходить реализуется в детском саду, школе, вузе, в любом другом учебном заведении. Воспитание определяет мотивы поведения человека, нравственные грани, религиозность, мировоззрение. Воспитание осуществляется по средствам семьи, школы, других общественных инстинктов, например, таких как СМИ. В литературе имеются примеры, когда дети воспитанные дикими животными, лишенные воздействия общественных институтов, не сформировались как личности, способные осознать себя как часть общества. Также в качестве примера можно привести случаи, когда люди, пропустившие одну из ступеней социализации (например, детский сад) испытывают трудности контактирования с другими членами общества, в частности из-за несформированности соответствующих навыков общения. Вследствие чего у них появляются комплексы, замедляющий процесс становления личности и осознания себя, как полноценного члена общества.
Тема: Семья
«Семья – основа
сообществ, клеточка их тела. С ней связаны все святыни, которые отличают
человека от муравьев и пчел» (Г. Честертон).
Основная идея данного
высказывания в том, что семья это первичная группа в которой происходит
рождение и становление человека. Смысл данного высказывания в том, что семья
имеет важнейшее значение для общества , обеспечивая воспроизводства и
социализацию человека. Автор поднимает проблему значения семьи для человека и
общества. Проблема остается актуальной и в настоящие время потому что , семья
не утратила своего значения и в современной структуре общества.
Автор в своем высказывании
утверждает то , что семья это основа жизни человека и фундамент общества. Я
поддерживаю позицию автора потому что, именно в семье человек рождается
проходит социализацию становится личностью, то каким образом человек будет
выстраивать взаимодействие с обществом во многом зависит от семьи.
Уточним основные
теоретические понятие. Семья – это общность людей основано на браке и кровном
родстве , предполагающие общность быта и ответственность за социализацию детей.
Семья является и важнейшим социальным институтом, который обеспечивает
первичную социализацию. Социализация – это процесс усвоение индивидом образцов
поведения установок социальных норм и ценностей , знаний и навыков , для
успешного функционирования в обществе.
Примером из истории может
послужить последний российский император Николай 2. Сам Николай Александрович
вырос в любящей семье его отец Александр 3 любил жену и заботился о своих детях
поэтому и Николай ставил свою семью в приоритет, даже жертвуя интересами
государства. Семья закладывает в человека представление о должном поведении,
ценности и образцы поведения, поэтому очень важно какая обстановка царит в
семье.
Примером из
литературы может послужить Л. Н. Толстого «Война и Мир». Семья Ростовых –
настоящая семья в которой царит мир согласие и любовь. Наташа Ростова видя
любовь и привязанность родителей ждет и ищет их в своих отношениях с молодыми
людьми. Семья для человека является неким эталоном , который он берет за
образец своей будущей семье.
Опираясь на все выше
сказанное можно однозначна сказать, что семья это важнейший социальный институт
в котором происходят становление личности и закладывается фундамент всего
общества.
Мой опыт взаимодействия с социальными институтами
Введение
* Социальные институт выполняет важнейшую функцию в современном обществе. Социальные институты или общественные институты — исторически сложившаяся или созданная целенаправленными усилиями форма организации совместной жизнедеятельности людей, существование которой диктуется необходимостью удовлетворения социальных, экономических, политических, культурных или иных потребностей общества в целом или его части. Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил.
* Под социальным институтом понимается определенная организация общественной деятельности, которая регулирует правила поведения людей и их взаимоотношения.
Виды социальных институтов:
Экономические институты
Политические институты
собственность
Духовные институты
государство
рынок
деньги
Институты в сфере семьи
наука
суд
заработная плата
армия
образование
семья
брак
воспитание
политические партии
отцовство
мораль
материнство
Современное общество характеризуется разрастанием и усложнением системы институтов. С одной стороны, одна и та же базовая потребность может порождать существование полдюжины специальных институтов, а с другой — каждый институциональный комплекс, например, семья, реализует гамму базовых потребностей: в коммуникации, в производстве услуг, в распределении благ, в индивидуальной и коллективной защите, в поддержании порядка и контроля.
* Как я взаимодействую с институтом государства
* Государство непосредственно воздействует на уровень и качество жизни людей, устанавливая определённые нормы и фиксируя их в законах и иных нормативно-правовых актах.
* Для взаимодействия с социальным институтом государства в первую очередь от человека требуется соблюдение законов этого государства.
1.Конституция
2.Правило дорожного движения
3.Кодекс законов о труде.
4.Правило общежития в обществе
* Как я взаимодействую с институтом образования.
Социальный институт образования отвечает потребностям личности и общества в приобретении знаний , является системой учреждений , обладающей материальными средствами , коммуникациями , выполняет в соответствии с нормативными актами функции передачи социального опыта , включение индивида в различные сферы жизни деятельности общества , приобщения его к культуре . Школа несет ответственность перед обществом и государством за доступность , качество его образования , его соответствие современным научным воззрениям .
* Как я взаимодействую с институтом Религии
* Религиозный институт относится к несветской культуре, но играет очень важную роль в жизни многих людей , как система норм культурного поведения т. е. служения Богу.
* О социальной значимости религии в мире говорят следующие статистические данные о числе верующих в начале XXI века: из 6 млрд населения земного шара более 4 млрд – верующие. Причем около 2 млрд исповедуют христианство.
* Православие внутри христианства занимает третье место после католицизма и протестантизма.
1. Ислам исповедуют чуть больше 1 млрд
2. Иудаизм – более 650 млн
3.Буддизм – более 300 млн
4. Конфуцианство – около 200 млн
5. Сионизм – 18 млн
* Как я взаимодействую с институтом рынка
Рыночные институты — институты, присущие рыночному хозяйству, рынку, и принципиально отличные от институтов системы централизованного планирования и управлении экономикой. Это частные и акционерные предприятия (компании, корпорации и т.п.), фондовые и товарные биржи, негосударственные кредитные учреждения (коммерческие банки ), антимонопольные учреждения, арбитражные суды, а также организации, специализированные на оценке бизнеса и аудите, рейтинговые агентства и многое иное.
Рыночный механизм- это механизм взаимодействия продавцов и покупателей по поводу установления цен, объемов производства, его структуры и качества продукции, это механизм распределения ресурсов и доходов на основе объективных экономических законов рынка.
* Как я взаимодействую с институтом гражданства
Провозглашение Конституцией Российской Федерации как демократического правового государства требует углубленной разработки вопроса о взаимоотношениях личности и государства. Одним из основополагающих критериев оценки демократичности и соответствия международному праву национального законодательства могут служить учет и практика реализации положений ст. 15 Всеобщей Декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 г. («Каждый человек имеет право на гражданство; никто не может быть произвольно лишён своего гражданства или права изменить свое гражданство»).
Гражданство — не только правовая, но и политико-правовая связь лица с государством. Это обусловлено высоким политическим потенциалом гражданства, выражающимся в том, что только граждане обладают возможностью принимать участие в осуществлении политической власти и только на граждан распространяется в полном объёме политическая власть государства
* Как я взаимодействую с институтом семьи
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Функции семьи
Отражают систему взаимодействия
Личности и семьи
Семьи и общества
Социальные
Индивидуальные
По отношению к обществу
Цель
По отношению к личности
Удовлетворение разнообразных потребностей семьи
* Как я взаимодействую с институтом больницы
1. При рождении мы уже начинаем взаимодействовать с институтом больницы
2. И на протяжении всей нашей жизни мы взаимодействуем с этим институтом
Вывод
Общество – сверхсложная система, и, для того чтобы жить с ним в гармонии, необходимо приспособиться (адаптироваться) к нему. Иначе не избежать конфликтов, неудач в своей жизни и деятельности. Условием адаптации к современному обществу являются знания о нём, которые даёт курс обществознания.
Понять общество можно лишь при условии выявлений его качества как целостной системы. Для этого необходимо рассмотреть различные срезы структуры общества (основные сферы деятельности людей, совокупность социальных институтов, социальные группы), систематизирующие, интегрирующие связи между ними, особенности процесса управления в самоуправляющейся общественной системе.
В реальной жизни вам придётся взаимодействовать с различными социальными институтами. Чтобы сделать это взаимодействие успешным, необходимо знать цели и характер деятельности, оформившейся в интересующий вас социальный институт. В этом вам поможет изучение правовых норм, регулирующих данный вид деятельности.

Спасибо
За внимание!
Яна Игоревна Архипенко
Эксперт по предмету «Социология»
Задать вопрос автору статьи
Сущность социального института
Определение 1
Социальные институты — это сложившаяся в рамках исторического процесса или специально созданная форма организации жизни людей.
Социальные институты сформировались достаточно давно, человечество училось адаптироваться к жизни в обществе различными способами, устанавливая нормы, традиции и обычаи, которые формировали новые правила поведения. Первым социальным институтом считается экономический — появились орудия труда и отношения, связанные с ними.
Примерами социальных институтов могут служить: армия, государство, суд, семья, религия. В первую очередь они появились из-за того, что была такая потребность в рамках общественного процесса. Нужно было регулировать отношения между людьми и различные виды деятельности.
Все институты имеют определенную специфику, уникальные особенности, цель, которая направлена на удовлетворение различных потребностей. Отсюда многообразие социальных институтов и форм, в которых они представлены в обществе — политические, культурные, экономические.
Виды социальных институтов
- семья и всё, что можно включить в эту сферу;
- институты, обеспечивающие процесс образования и воспитания;
- институты, которые работают на сохранение власти (власть, политические организации);
- институты, регулирующие культурную сферу.
Замечание 1
Социальные институты бывают формальными и неформальными.
Формальные институты работают на основе четко установленных правил и на законных основаниях, они играют достаточно большую роль в функционировании общества. Неформальные институты — компании, добровольные организации не имеют строгого устава, но имеют не менее сильное влияние.
Элементы социальных институтов
«Социальные институты в жизни общества » 👇
Все институты включают в себя:
- сферу деятельности института;
- людей, которые выполняют те или иные роли;
- структуру отношений между людьми;
- оборудование, здания, ресурсы;
Функции социальных институтов
Различные институты имеют своё функциональное наполнение:
- Банки, экономические организации соединяют финансовую сферу с другими сферами, распределяют общественные блага.
- Политические институты поддерживают политическую власть, сложившийся общественный порядок. Кроме того происходит передача идеологических установок людям.
- Культурные и образовательные институты способствуют включению людей в культурный процесс, социализации, трансляцию и передачу норм, правил и ценностей.
- Институт семьи выполняет репродуктивную функцию в обществе, а также частично воспитательную.
- Мораль и другие нормативно-ориентирующие институты дают общественным отношениям этическое наполнение.
- Институты, которые осуществляют социальные санкции, регулируют общественные отношения в рамках закона, мер, принимаемых государством.
- Церемониальные институты формируют и обеспечивают порядок, суть, ход различных актов поведения людей внутри группы и между группами. Эти институты регулируют формы общения, передачи информации и пр.
Когда нарушается взаимодействие социального института со средой, он становится дисфункциональным. Наиболее ярко проявляет себя эта проблема в серьёзных общественных ситуациях, при революциях или экономических кризисах. В этих условиях некоторые институты прекращают свою работу или видоизменяются исходя из новой ситуации.
Замечание 2
На то, чтобы сформировался новый социальный институт нужно много времени. И результатом становятся различные проблемы у людей. Такие периоды известный социолог Э. Дюркгейм называл аномией.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Семья как малая группа и социальный институт
Автор: • Декабрь 12, 2018 • Эссе • 537 Слов (3 Страниц) • 1,896 Просмотры
Страница 1 из 3
Перепёлкина Маргарита
ГМБО-01-18
Эссе на тему: «Семья как малая группа и социальный институт»
Семья играет огромную роль в жизни каждого человека. Именно в семье закладываются основные образцы поведения, психологические установки, социальные нормы и ценности, позволяющие индивиду в дальнейшем успешно функционировать в обществе.
В социологии семья определяется двумя способами:
— как социальный институт, основная цель существования которого — удовлетворение потребностей.
— как малая социальная группа, самостоятельная ячейка общества, члены которой связаны кровными узами или законом и общими условиями быта.
Я думаю, что каждая формулировка определения семьи одинаково важна в жизни любого человека. Можно отметить то, что одной из важнейших функций семьи как социального института является репродуктивная функция – биологическое воспроизводство общества и одновременно удовлетворение потребностей в детях. Другими словами – воспроизводство и сохранение потомства, продолжение человеческого рода, что является важнейшей составной частью в жизни всего человечества.
Но семья – это не только продолжение рода. Члены семьи связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Важнейшая функция семьи — социализация личности, передача культурного наследия новым поколениям. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни.
Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью человечества. Воспитание детей является неотъемлемой частью социального развития человека, ведь в семье закладываются основные моральные устои, с помощью семьи ребенок усваивает принятые в данном обществе нормы и формы поведения, нравственные ценности.
На основе полученных мною знаний, я могу сказать, что функций семьи очень много и, что немаловажно, все они играют огромную роль в жизни каждого человека.
Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что семья как малая группа и социальный институт представляет собой особого рода союз между супругами, отличающийся духовной общностью, глубокими доверительными связями. В семье складываются доверительные отношения между родителями и детьми, в силу чего семья называется типичной первичной группой: эти отношения играют фундаментальную роль в формировании природы и идеалов личности; они формируют чувства целостности, стремление членов семьи полностью разделять присущие ей взгляды и ценности.
…
Доступно только на Essays.club
Человек и общество |
Тема 1.9 Основные |
Социальный институт – исторически сложившаяся устойчивая форма
организации совместной деятельности людей, направленной на удовлетворение
базовых потребностей человека и общества.
Признаки социальных институтов
— направленность на удовлетворение
фундаментальных потребностей человека и общества
— наличие социальных норм
— наличие социальных статусов и
ролей
— наличие материальной базы для
удовлетворения потребностей
— система символов
— Институционализация – процесс становления социального института.
Функции социальных институтов
Закрепление и воспроизводство |
— обеспечивают стандартное |
Регулятивная (социальный |
— регулируют взаимоотношения |
Интегративная |
— обеспечивают сплочённость, |
Транслирующая (социализация) |
— обеспечивают передачу |
Коммуникативная |
— передают информацию, создают |
— Дисфункция социального института – состояние, при котором
социальный институт вместо пользы приносит вред обществу (коррупция,
бюрократизм, манипулирование сознанием СМИ и др.)
Основные социальные институты
семья и брак |
— потребность в воспроизводстве рода |
государство |
— потребность в безопасности и социальном порядке |
производство |
— потребность в средствах существования |
наука |
— потребность в получении и систематизации новых знаний |
образование |
— потребность в обучении нового поколения, подготовке |
религия |
— потребность в решении духовных проблем смысла жизни |
Социальные институты по сферам общества
Политическая |
Экономическая |
— потребность
— власть, |
— потребность в материальных
— производство, собственность, |
Социальная |
Духовная |
— потребность в общении,
— семья, материнство, детство, |
— потребность в достижении
— образование, наука, религия, |