Мой достоевский сочинение 10 класс

Все произведения Федора Михайловича Достоевского по праву заслуживают внимания читателя. В великолепной плеяде писателей XIX в., среди которых ярко выделяются имена Л. Н. Толстого, А. Н. Островского, И. А. Гончарова, Ф. М. Достоевский, по моему мнению, может занять почетное первое место. До глубины души потрясают и заставляют задумываться его бессмертные произведения “Бедные люди”, “Идиот”, “Бpатья Каpамазовы” и, конечно, “Пpеступление и наказание”!

Замечательно, что появился такой шанс выpазить сугубо личные мысли о твоpчестве моего любимого писателя – Ф. М. Достоевского. В детские и юношеские годы Достоевский страстно любил читать – Библию, произведения Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского, А. С. Грибоедова, М. Ю. Лермонтова, особенно увлекался творчеством А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя. По признанию писателя, смерть Пушкина потрясла его едва ли не больше, чем кончина матери.

Чеpез весь pоман кpасной нитью проходят вопросы: как спасти “униженных и оскоpбленных? как освободить общество от власти зла и несправедливости?

Перед нами сразу же возникает образ Раскольникова, втиснутого в рамки убогого прозябания, задавленного еще в большей степени, чем все остальные герои Достоевского, из-за природного ума и высокой восприимчивости. Hам пpеподносится социальная основа пpеступления Pаскольникова. Выявляются вся нищета, бедность и ничтожность существования Pас-кольникова, а также его сестры Дунечки, образованной девушки, вынужденной пойти в гувеpнантки к детям Свидpигайлова.

Pаскольников узнает о жизни Сонечки “по желтому билету”. Мысль о том, что эти люди – жеpтвы обстоятельств, не оставляет равнодушным никого. Pаскольников не может и не хочет миpиться с этой неспpаведливостью, но и спасение одного человека не пpинесет ему покоя.

В произведении присутствуют философские размышления над идейной подоплекой пpеступления Pодиона Pаскольникова. Раскольников, одержимый собственной теорией, считает, что людей можно поделить на две гpуппы – на “тваpей дpожащих” и на “пpаво имеющих”. Пpедставители пеpвой гpуппы не пpизнают и не желают зла никому.

А люди из втоpой гpуппы могут идти на pазличные пpеступления, pатуя за спасение “униженных и оскоpбленных”. Pаскольникову остается лишь пpовеpить, достоин ли он пpинадлежать ко втоpой гpуппе.

По моему мнению, Достоевский не пpиемлет теоpию Pаскольникова, да и сам герой в душе понимает всю порочность своей идеи, однако разум проповедует иное. Ожесточенная борьба разума с духом и составляет трагедию Родиона Романовича.

Если наяву Раскольников пытается заглушить голос совести, то во снах верх берет его подсознание, в котором запечатлено истинное отношение героя к своей теории. Как же можно пpокомментиpовать эти сны? По-моему, каждая каpтина сна уносит нас далеко от стpашной теоpии.

В пеpвом сне о лошади Достоевский пpедставил зло вокpуг Pаскольникова в виде пьяных мужиков. А пpотест мы видим и воспpинимаем как кpик pебенка, сильный, но в то же вpемя недостаточный для изменения окpужающего миpа. Втоpой сон повествует нам о том, что зло не уничтожить злом! Тpетий же сон говоpит о том, что если все люди пpевpатятся в “пpаво имеющих”, то миp захлебнется в кpови.

Сон посетил Pаскольникова уже на катоpге и помог отказаться молодому человеку от его ужасной теоpии.

Хотелось бы заметить еще одну интеpесную деталь pомана. Автоp показывает пpотивопоставление “убийцы и блудницы”. Судьбы Сонечки и Pаскольникова можно назвать в чем-то похожими.

Только почему же у одной в душе после всей грязи царят спокойствие и гармония, а душа другого разрывается от метаний и сомнений?

Думаю, ответ на этот вопрос заключается в том, что Сонечка постоянно жертвует собой ради ближних, да, собственно, и само ее грехопадение – не что иное, как очередная жертва во имя страждущих.

Раскольников же одержим честолюбивыми помыслами. Достоевский показал оба пути, но не сделал ни одного вывода о верности или неверности этих путей, предоставляя читателю возможность самому определить, что есть добро и зло в этом мире.

Loading…

Республиканский конкурс «Открывая Достоевского»,

приуроченный к 200-летию со дня рождения писателя Ф. М. Достоевского

Эссе

«Мой Достоевский: размышления о прочитанном»

                                          Джелялова Джамиля, учащаяся 11 а класса

Муниципального общеобразовательного учреждения

«Средняя школа №9 им. А.С. Пушкина» города Волжска

                                     Руководитель:  Вениаминова Ольга Павловна,

учитель русского языка и литературы  

Йошкар-Ола, 2021

     Федор Михайлович Достоевский — весьма неоднозначный писатель. Часто его книги погружают нас в неизведанные чертоги человеческой души, заставляют вслушиваться в самые тихие и темные ее отголоски. Сами того не замечая, мы вживаемся в его образы, перенимаем на себя все тяготы и проблемы столь полюбившегося героя. Многие задаются вопросом: почему же так происходит? Что творит с нами этот человек, что пытается донести, чего пытается добиться? Эти мучительные вопросы временами не дают думать ни о чем другом. И вместе с тем ответы на них будто бы окрыляют и возносят тебя самого в собственных глазах.

      Великая, необычайно глубокая философия и психология Федора Михайловича раскрывает глаза обществу на многие проблемы. Семья и любовь, отцы и дети, социальное неравенство, спасение человеческой  души – эти и многие другие проблемы Достоевский поднимал в своих бессмертных произведениях.

     Впервые с творчеством Федора Михайловича я познакомилась в возрасте четырнадцати лет. Приехав летом к бабушке, я не могла найти, чем заняться. И тут, к собственному удивлению, глаза зацепились за старый, с первого взгляда не очень аккуратный томик с вытесненными (и местами облупившимися) золотой краской буквами: Ф. М. Достоевский «Бедные люди». Признаюсь честно, сначала было непонятно. Сложно. Казалось, что в своем произведении Федор Михайлович разговаривает на другом, непонятным мне языке. После прочтения меня обуревали странные чувства. Его слог, манера описания мрачной реальности были чем-то новым, еще непонятным и неизведанным для меня. Должно пройти немного времени, прежде чем я пойму – это роман о трогательной, чистой любви, с самого начала обреченной на трагический финал.

     Что вы представляете себе, когда слышите слово любовь? На самом деле, описать ее достаточно сложно. Многие путают любовь с легкой влюбленностью, страстью. «Любовь начинается с радостного ощущения собственной силы, сочетающегося со счастьем другого человека», — именно так описывает любовь Андре Моруа, один из самых известных французских писателей XX века, в сборнике «Письма незнакомке». А вот как это делает Достоевский: «За что превозносят любовь? За страдания. Людям нравится ощущать себя святыми мучениками, заложниками страстей. Любовь – сложнейшая эмоция, но она конечна, как и все в этом мире. И в ней нет ничего святого, как и в тех, кто верит и ждет ее». Весьма противоречиво, не так ли? Один преподносит ее как спасение и душевную силу, другой — как недуг и трагедию. В произведении «Бедные люди» она изображена именно так. Достоевский преподносит нам любовь Макара Девушкина и Варвары Доброселовой как любовь несчастную, жалостливую. Он искренне сочувствует своим персонажам, описывает их такими живыми и светлыми, что даже не хочется верить в трагичность конца. Их внутренняя красота и благородство показалась мне  безмерно великой, но даже это не смогло спасти героев от жестокости и беспощадности окружающего мира. Роман произвел на меня неизгладимое впечатление, заставив после прочтения провести долгие вечера в раздумьях и рефлексии.

     На некоторое время я отказалась от чтения Достоевского. Не знала, что меня ждет в следующей книге, какие эмоции заставит испытать столь необычный автор. Долго продержаться не удалось. Видимо, страсть к познанию и исследованию самой себя оказалась сильнее, и следующим в списке появились «Униженные и оскорбленные».

     В первые дни произведение «не пошло». Оно казалось тоскливым и скучным. Но помня прошлый читательский опыт, я не стала забрасывать книгу и продолжила чтение (и впоследствии похвалила себя за это). В книге очень много неординарных персонажей. Чего только стоит Иван Петрович, один из главных действующих героев романа. Здесь нет деления на чисто отрицательных и чисто положительных героев. Герои такие же люди, такие же, как мы, со своими страхами, эмоциями, переживаниями, ошибками. Мне кажется, это очень печальная книга. Некоторые моменты настолько поразили меня, что заставили даже заплакать. Сразу же после прочтения в голове зароились вопросы: существует ли в столь жестоком мире справедливость? Можно ли исправить то, что с первого взгляда нам неподвластно? Как бороться с всемирной безжалостностью и равнодушием. Я думаю, Федор Михайлович через свою книгу пытается предупредить нас о суровости и часто бездушии окружающего мира. Не стоит верить старым сказкам, не всегда в мире побеждает добро. Пусть в вашей душе много тепла и света, увы, этого не всегда достаточно, чтобы рассеять сгущающийся мрак.

     Признаться честно, со следующим романом я познакомилась случайно – «Преступление и наказание» значилось в списке школьной литературы на лето. Невзирая на остальные книги, его я прочла в первую очередь. Из всех прочитанных мною ранее книг эта понравилась больше всего. И дело было даже не в сюжете (хотя он и был весьма оригинальным), а в том, как я поняла его, как он повлиял на меня и мое мышление. Дело было в диалогах персонажей, в тяжелой атмосфере, воцарившейся уже с первой страницы книги, в эмоциональном напряжении, окутавшем персонажей (да и меня!) с ног до головы. Детская наивность и желание помочь, спасти всех и каждого у Сонечки Мармеладовой, невообразимый эгоцентризм Родиона Раскольникова вначале и раскаяние, осознание своей вины в конце – все это вдохновило, уничтожило и вновь возродило во мне юного мечтателя, искателя приключений и справедливости в столь жестокой и печальной обстановке. Мне кажется, что эту книгу стоит прочитать сначала подростком, а потом в более взрослом, осознанном возрасте. Яркие и неоднозначные герои, красочный язык повествования и местами неожиданный поворот в сюжете – идеальный выбор для тех, кто хочет лучше узнать жизнь и реальность времени героев Достоевского.

     Однажды мой близкий друг посоветовал мне прочитать, а затем и посмотреть экранизацию романа «Бесы». На чтение книги времени не было, и я решила смотреть фильм. Честно, сериал мне очень понравился. Не прошло и недели, как я начала читать роман. Здесь, как и  в «Униженных и оскорбленных», нет четкого деления на «плохих и хороших» героев, у каждого свои «бесы». Роман создает мрачную и тяжелую атмосферу. Это не отталкивает, а временами напоминает детектив и психологический триллер. Роман настолько обширен и многогранен, что, кажется, не хватит слов для выражения всех чувств и мыслей после прочтения его. Чего только стоят персонажи: одни вызывают отторжение (к примеру, Петр Верховенский), а другие —  искреннюю и глубокую жалость (такие, как Лизавета Тушина).

     Покопавшись в Интернете, я еще больше удивилась: оказывается, основой для  этого романа послужило резонансное дело об убийстве студента Ивана Иванова, задуманное Сергеем Нечаевым для укрепления своей власти в антиправительственном кружке. Также можно проследить идеологическую линию романа-предупреждения, начатую еще в романе «Преступление и наказание». Знаменитый критик Виктор Петрович Буренин, чьи отзывы о своих произведениях весьма ценил Достоевский, писал: « … несмотря на всю болезненность творчества даровитого автора, все-таки приходиться сказать, что «Бесы» — едва ли не лучший роман за настоящий год».

     Весьма противоречивые чувства во мне вызывает Николай Ставрогин, в особенности после прочтения главы «У Тихона». Он признается в совращении несовершеннолетней девочки и тут же добавляет – ничего не было. Ему становится противно от собственного поступка: « Мне стало жалко, жалко до помешательства, и я отдал бы мое тело на растерзание, чтоб этого никогда не было. Не о преступлении, не о ней, не о смерти ее я жалею, а только того одного мгновенья я не могу вынести никак, потому что с тех пор оно мне представляется каждый день, и я совершенно знаю, что я осужден».

     Советую прочитать эту книгу (так же, как и «Преступление и наказание») по нескольку раз. Кто знает, каких «бесов» вы найдете, когда прочитаете эти романы спустя некоторое время.

     И все-таки после всех моих размышлений хочу добавить – Федор Михайлович Достоевский не для всех. Его произведения оставляют слишком много вопросов. А потому, читая о жизни его героев, об их взлётах и падениях, мы должны принять к сведению все уроки автора, дабы не совершить тех же ошибок, что допустили его печально известные герои.

Творчество каждого писателя, поэта во многом определяется его судьбой. У Федора Михайловича Достоевского была очень сложная жизнь. Тяжелый характер отца, смерть матери, когда Федору было всего шестнадцать лет, арест и приговор к расстрелу, помилование, ссылка в Омский острог, потом солдатчина в Семипалатинске, смерть горячо любимого брата — все это не могло не повлиять на формирование взглядов писателя. “Сибирские повести”, “Дядюшкин сон”, “Село Степанчиково и его обитатели”, “Записки из мертвого дома”, “Идиот”…
Каждое из произведений Достоевского несет на себе отпечаток его жизни. Но. для меня Достоевский — это прежде всего “Преступление и наказание”. Странный, необычный сюжет, загадки, намеки и сочетание реальности с миром греха и фантазий…
Наверное, наиболее интересен для меня образ главного героя. Яркая, неординарная личность, в которой сосуществуют любовь и ненависть, добро и зло. Раскольников борется за свою идею, не может смириться с жизнью, калечащей тех, кого он любит. Нищета, безысходность, скука, нелепость бытия заставляют его задуматься о преступлении: “Давным-давно как зародилась в нем вся эта теперешняя тоска, нарастала, накоплялась, и в последнее время созрела и концентрировалась, приняв форму ужасного, дикого и фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотразимо требуя разрешения…”
Весь роман соткан из противоречий: ложь и истина, теория и жизнь, смерть и возрождение, власть и бесправие, грех и праведность, преступление и наказание. Читая “Преступление и наказание”, погружаешься в мир переживаний, мыслей и чувств героя. Создается странное ощущение нереальности происходящего. Время словно исчезает, оставляя в душе пустоту.
Свою теорию Раскольников изложил в статье “О преступлении”: “Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низших (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово… Первые сохраняют мир и преумножают его численно; вторые двигают мир и ведут его к цели. И те и другие имеют совершенно одинаковое право существовать… Все, не то что великие, но и чуть-чуть из колеи выходящие люди, то есть чуть-чуть даже способные сказать что-нибудь новенькое, должны, по природе своей, быть непременно преступниками…” В три последние перед преступлением дня в душе Раскольникова происходит ожесточенная борьба: между идеей и совестью. Полуобморочное состояние героя передается читателю. Словно находишься на грани жизни и смерти; действительность, реальность отодвигаются, невольно заражаешься тем психозом, который владеет героем. Дальнейшие действия происходят словно во сне. Мысли путаются с видениями, так же, как и в голове Раскольникова. Невольно следишь за тем, что будет дальше, затаив дыхание. Такое сопереживание герою и даже соучастие читателя в совершении страшного, бесчеловечного и кровавого преступления (так натуралистически описанного Достоевским) свидетельствуют о высочайшем мастерстве писателя, о знании человеческой души в самых страшных ее проявлениях.
Достоевский показывает психологическое состояние своего героя перед преступлением, а также шаг за шагом следит за тем, как чудовищный, первоначально фантастический план воплощается в реальность, в действие, в поступок. Последними шагами на пути к преступлению бывшего студента Раскольникова, “задушенного бедностью”, стали история Сони, рассказанная “пьяненьким” Мармеладовым в трактире; письмо матери о Дунечке, сестре, “всходящей на Голгофу”; встреча с пьяной обесчещенной девочкой на Конногвардейском бульваре. Раскольников отделяется, преступает вечные нравственные законы. Убийство старухи — единственный, решающий, первый и последний эксперимент, сразу все разъясняющий: “Тою же дорогою идя, я уже никогда более не повторил бы убийства…”
И далее весь роман — путь от идеи. Наказание Раскольникова — в неспособности подтвердить идею, в невозможности быть верным своему идеалу. Он наказан. Но в этом, по мысли, автора, и его спасение. Если бы вынес муки совести, не сознался, не донес на себя (а ведь доказательств-то преступления Раскольникова не было, кроме одной догадки Порфирия Петровича), кем бы оказался Раскольников? Подобным Лужину и Свидригайлову? И признание Раскольникова, как он думает, есть признание собственной несостоятельности, собственного ничтожества (не к тому разряду людей причислил себя, не смог, сломался). Когда он идет на перекресток (по совету Сони) и целует землю, которую своим преступлением осквернил, вновь посещает его “цельное, новое, полное ощущение”: “…каким-то припадком оно к нему вдруг подступило: загорелось в душе одною искрой и вдруг, как огонь, охватило всего. Все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы. Как стоял, так и упал он на землю… Он стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грешную землю с наслаждением и счастием…” И будто видишь, как перерождается душа героя, отступает мука, болезнь, сумасшествие, добро торжествует над злом. В Раскольникове побеждает его человеческое начало, его бесчеловечная, рассудочная теория терпит крах.
Ф. М. Достоевский — очень сложный писатель. Чтобы до конца понять, осмыслить его произведения, надо не просто прочитать (пусть даже не один раз), но вжиться в образы, поставить себя на место героев, проникнуться их переживаниями. Герой Достоевского — прежде всего личность, индивидуалист, живущий в своем мире. Может быть, именно это и привлекает: своеобразное, необычное восприятие жизни, не понятность и одиночество.

“Преступление и наказание” — роман, который традиционно считают произведением, наиболее характерным для Ф. М. Достоевского. В нем автор собрал и обобщил темы, которые были заявлены писателем ранее: “униженные и оскорбленные”, “маленький человек”, искания человеческой души, вера и неверие, теория и жизнь, добро и зло. Но именно тема исканий человеческой души делает “Преступление и наказание” особенно интересным для каждого человека лично. Каждый, читающий этот роман, невольно проводит аналогию между преступлением главного героя, его идеей, последующим отказом от нее и какими-то своими поступками, мыслями, честолюбивыми желаниями.
Вообще, роман “Преступление и наказание” — моралистическое произведение (как, впрочем, и “Идиот”, и “Братья Карамазовы”), Если придерживаться теории о том, что в душе человека сосуществуют и борются два начала. Бог и Сатана, то главные герои романов Достоевского — доказательство такой борьбы. Центральным конфликтом “Преступления и наказания” является борьба Иисуса и Антихриста внутри Родиона Раскольникова, заканчивающаяся поражением темных сил. По моему мнению, религиозность романов Достоевского — это, скорее, недостаток (хотя, безусловно, они потеряют большую часть своеобразия и уникальности, если их лишить этой черты), так как она не дает человеку (и читателю, в частности) другой альтернативы, помимо пути греха (убийство для Раскольникова, разврат для Сони) и пути покаяния и полного отречения от честолюбивых идей и грандиозных планов и замыслов (Раскольников, например, хотел осчастливить ни много ни мало — все человечество!).
Мне не дает покоя вопрос: неужели идея Раскольникова несостоятельна во всем? Не она ли есть принцип жизни людей сейчас? Плохо ли то, что человек стремится “вверх”, к подвигам, к славе, к известности? Ведь, в самом деле, именно такие люди движут ходом истории. Забудем навязшие в зубах имена Наполеона и Цезаря, вспомним замечательных мореплавателей и исследователей Магеллана, Беринга, Кука, Колумба; великих ученых: Коперника, Галилея. Последние не раз подвергались гонениям той же церкви, которая осуждает гордыню Раскольникова и Катерины Ивановны, не желающих покорно терпеть тяготы существования до конца своих дней. Первый смирился, затих (на то указывает Евангелие под подушкой), вторая наказана за свою непокорность, нежелание покаяться даже перед смертью (“если Бог хочет покарать человека, он делает его безумным”). Но не затушит ли обращение Раскольникова к религии горящих угольев его души?
Я считаю, что “парру епд” романа “Преступление и наказание” — это не объединение Сони и Раскольникова после того, как они искупили свои грехи, а действительное, реальное счастье Дуни и Разумихина. Вот люди, знающие свою цель в жизни, имеющие конкретные планы на будущее, сохранившие огонь в душе для преодоления дальнейших испытаний.
Мне кажется, что будущее Раскольникова, как его обрисовывает нам Достоевский, — слишком печальная участь для такой яркой, оригинальной и неординарной личности, такого умного, действительно умеющего мыслить человека. А Соня, конечно, добрая, религиозная девушка, преданная
Родиону. Но если верить в возрождение его души, то вряд ли Соня будет подходящей спутницей жизни для Раскольникова.
Возможно, что Родион Раскольников потерпел окончательное поражение, но можно ли сказать то же самое о его идее? По моему мнению, Достоевский оставляет ей право на существование с условием, хорошо сформулированным в “Братьях Карамазовых”: счастье не может быть построено, если в его фундамент заложены слезы хотя бы одного ребенка.
Идея, развенчанная Достоевским в “Преступлении и наказании”, с моей точки зрения, хороша тем, что дает человеку силы для свершения действительно великих и действительно славных дел, преодоления трудностей этой жизни во имя счастья собственного и общечеловеческого. Произведения Достоевского помогли мне более ясно понять свою цель, возможно, подкорректировали мой взгляд на поступки людей. Я, конечно, не могу назвать себя истинно верующих человеком, но даже полного атеиста не может не тронуть простая мораль произведений Достоевского: находясь среди греха, храни свою душу от него, поступай по совести, будь в согласии с самим собой.
Таким образом, традиционно определяемый как “темный”, “тяжелый” автор, Достоевский преследовал ту же цель, что и другие писатели: сделать мир лучше, сделать мир добрее.

Обновлено: 11.01.2023

Во всех произведениях Достоевского мы замечали одну общую черту, замеченную во всем, что он писал: это боль о человеке, который сам себя не признает человеком и даже не вправе быть им.

Ф. М. Достоевский — самый беспощадный художник XIX века, который изображал в своих гениальных произведениях суровую правду жизни, был одержим великой любовью к человеку и считал своим долгом открыть «униженным и оскорбленным» глаза и заставить их бороться, искать пути избавления от страданий и социальной несправедливости. Л. Н. Толстой писал: «Самое важное в произведении искусства, чтобы оно имело нечто вроде фокуса, и он должен быть недоступен полному объяснению словами». Таким фокусом у Достоевского стало изображение крайней нищеты, когда люди не просто гибнут от голода, но и теряют свой человеческий облик и чувство собственного достоинства.

По глубине и тонкости замысла, по мастерству и правдивости отображения реальной действительности роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» можно смело назвать вершиной творчества писателя. Ведь в центре внимания автора оказалась страшная картина жизни России середины XIX века, со всей той нищетой, бесправием, угнетением русского народа, который хоть и пытался бунтовать против такой несправедливости, но вместе с тем осознавал свое бессилие в этой борьбе. Для более точного отображения этой действительности писатель старался проникнуть в самую глубину человеческой души, отразить сознание людей, их метания и противоречия.

Роман Достоевского вышел в свет в переломное для страны время, когда русская интеллигенция, ожидавшая возрождения России после реформы 1861 года, вынуждена была познать вместо этого глубокое разочарование и потрясение.

Социальные противоречия не исчезли. Напротив, они еще боль-. те обострились, еще острее стала несправедливость общественного устройства. И все это с талантом настоящего мастера сумел тонко подметить и выразить в своем романе Ф.М. Достоевский. При этом на примере трагедии одного человека автор выделил, вывел на первый план трагедию всего народа, отразил целый мир. Писатель не случайно взял своих героев из среды разорившегося дворянства. Именно в этой среде часто проявлялись в то время по-настоящему неординарные личности, яркие, сильные характеры, болезненные спады и светлые подъемы сознания, оказавшегося в конфликте с самим собой.

Действие романа происходит в Петербурге, в той его части, где жила беднота. Серый, мрачный город, многочисленные пивные, зазывающие народ залить горе; толпы пьяных на улицах; женщины, продающие себя за бесценок, а те, кто не желал этого делать, бросались с моста в воду. Страшное царство нищеты, бесправия, болезней, безысходности — вот те условия, в которых существуют простые русские люди, те условия, при которых в сознании многих рождаются ложные (хотя и вполне понятные) идеи восстановления справедливости.

Описывая жизненный путь Родиона Раскольникова — противоречивой личности, вынужденной в силу социальных причин пойти на преступление, на жестокое убийство, — Достоевский в первую очередь стремился показать гибельность подобного шага.

Но вместе с тем он мечтал показать перерождение, очищение человека путем страданий, переосмысления принципов и в конечном итоге преодоления зла. Да, Раскольников совершил преступление, избрал ошибочный путь в жизни. Но главное здесь — то, что толкнуло героя встать на путь убийства. И пытаясь обосновать такой шаг, Достоевский с первых страниц говорит о социальном положении Родиона. Молодой человек вынужден существовать в комнатке, а точнее «каморке», которую сам автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, подчеркивая крайнюю нищету ее обитателя — «задавленного бедностью», «изуродованного нищетой» «бедного и больного студента».

Создавая психологический портрет своего героя, писатель на первое место выводит те черты, которые рождены именно общественным положением бедного студента: мнительный, самолюбивый, мрачный, угрюмый. И в этих чертах, в этих характеристиках Родиона Раскольникова отражен обобщенный портрет поколения, показаны особенности психологии многих его современников.

Такие люди, как Раскольниковы, Мармеладовы и подобные им, вынуждены влачить жалкое существование в жестоком и несправедливом мире, где распорядителями и хозяевами являются подлые и низкие свидригайловы и лужины. Потому не осуждение в первую очередь, а страшная, щемящая боль пронизывает страницы романа Достоевского — боль за людей, раздавленных нищетой, таких как Катерина Ивановна Мармеладова, которая сама себя сравнивает с заезженной клячей; как ее несчастный муж, спившийся от горя и бедности; как дочь Соня, вынужденная продавать себя, чтобы поддерживать хоть какое-то существование семьи. Ее образ наиболее трагичен. «Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь. свою», — говорит ей Родион. А ведь сколько таких же несчастных девушек губили свою жизнь, принося себя в жертву ради близких, ради какого-то призрачного благополучия. Такой же (или почти такой) путь уготован и сестре Раскольникова. Осознание этого, понимание гибельности того поступка, на который готова пойти ради него сестра, выйдя за нелюбимого, к тому же ничтожного человека, зарождает протест в душе главного героя.

Родион не видит другого выхода, как убийство процентщицы. Так он спасет себя, спасет свою семью. И при таких обстоятельствах смерть никому не нужной старухи кажется ему оправданной, в чем еще больше Раскольников убеждается, получив письмо матери, в котором она сообщает о своем плачевном материальном положении. «Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же, и поскорее. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или. Или отказаться от жизни совсем. «

Да, такая идея могла возникнуть в голове героя, как и в голове другого студента, чей разговор Раскольников как-то услышал в трактире, только под влиянием крайней нищеты, безысходности, несправедливости окружающего мира. «За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения». Не правда ли — благородный, оправданный выход?!

Единственный выход для множества людей, загнанных жизнью в глухой угол, вынужденных каждый день видеть сотни, тысячи гибнущих жизней, жизней, которые еще можно спасти «от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических заболеваний. «. А всего-то нужно — убить никчемную старушонку и забрать ее деньги! Нет, конечно, Достоевский не оправдывает своего героя. Наоборот, вся суть пути Раскольникова в конечном итоге сводится к пониманию своих ошибок. Мучительному пониманию. Но хотя в романе и есть намек на то, что стремления к лучшей жизни не напрасны, не напрасны попытки прийти к ней другим, правильным путем, — мы понимаем, что, к сожалению, сбыться этим стремлениям суждено не так уж скоро. И многострадальному русскому народу еще через много испытаний придется пройти. Отсюда нескрываемая боль автора за весь народ, за все человечество.

И все же, размышляя о далеком грядущем, Достоевский писал в «Дневнике писателя»: «Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или там сколько их тогда народится) будут все когда-нибудь образованны, очеловечены и счастливы».

Я ОТКРЫВАЮ ДОСТОЕВСКОГО…

Достоевский есть самый интимный, самый внутренний писатель, так что его читая – как будто не другого кого-то читаешь, слушаешь свою же душу, только глубже, чем обычно, чем всегда.
Василий Розанов.

Высказывания известных людей о Ф М. Достоевском

Цитаты от Фёдора Михайловича Достоевского:

Любовь такое бесценное сокровище, что на неё весь мир купить можешь, и не только свои, но и чужие грехи ещё выкупишь.
Ищите любви и копите любовь в сердцах ваших. Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих.
Любить человека – значит видеть его таким, каким его замыслил Бог.
В истинно любящем сердце или ревность убивает любовь, или любовь убивает ревность.
Моя мысль, что мир надо переделать, но что первый шаг в том, чтоб начать непременно с себя.
Меня зовут психологом: неправда, я лишь реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой.
Учитесь и читайте. Читайте книги серьёзные. Жизнь сделает всё остальное.
Перестать читать книги – значит перестать мыслить.
Друг мой, вспомни, что молчать хорошо, безопасно и красиво.
Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни.
Не засоряйте свою память обидами, а то там может просто не остаться места для прекрасных мгновений.
Если хочешь победить весь мир, победи самого себя.
Свобода не в том, чтоб не сдерживать себя, а в том, чтоб владеть собой.
Во всём есть черта, за которую перейти опасно; ибо, раз переступив, воротиться назад невозможно.
Счастье не в счастье, а лишь в его достижении.
Чем более мы будем национальны, тем более мы будем европейцами.
Страданием своим русский народ как бы наслаждается.
Жизнь задыхается без цели.
Очень немного требуется, чтобы уничтожить человека: стоит лишь убедить его в том, что дело, которым он занимается, никому не нужно.
Если ты направился к цели, и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камни во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдёшь до цели.

Накануне Нового года в Краеведческом музее были подведены итоги конкурса эссе, проведенного под эгидой Министерства культуры Российской Федерации, Департамента культуры и национальной политики Кемеровской области, управления культуры администрации Новокузнецка и муниципального автономного учреждения «Новокузнецкий краеведческий музей».

Его победителем объявлен Владимир Козачёк учащийся школы № 55, чье эссе, по мнению жюри, точнее других соответствовало заявленной теме — “Мой Достоевский”. Как мы и обещали, лучшее эссе конкурса знакомим с нашими читателями.

Кто может, океан угрюмый,
Твои изведать тайны? Кто.
М.Ю. Лермонтов.

Океан. Какой он? Глубокий, неукротимый, таинственный, прекрасный. В нём скрыты тайны рождения и смерти, сила и спокойствие, величие и мощь. Если бы я мог открыть новый океан, то назвал бы его океаном Достоевского. А почему нет? Ведь есть же море Лаптевых, пролив Беринга, мыс Дежнёва. В мире литературы творчество Фёдора Михайловича Достоевского — это безбрежная стихия, которую можно исследовать всю жизнь и всё время открывать для себя что-то новое. Мой Достоевский — это океан. Глубокий, таинственный и всегда разный.

Погружение в него я начал в пятом классе на уроках литературы. Тогда имя этого писателя звучало как-то по-взрослому серьёзно. Мы с классом поехали в музей Ф.М. Достоевского. Скажу честно, что восторга эта поездка у меня не вызывала. При слове “музей” в моём сознании почему-то возникали пыльные чучела животных, пожелтевшие документы на стенах, злые смотрительницы, которые, как гарпии, не спускают с посетителей глаз. Это я ожидал увидеть и в музее писателя. Но как я ошибался!

Это место навсегда разрушило моё сложившееся представление о музеях. Это было открытие! Это была жемчужина неправильной формы! Но в этом-то и его ценность и неповторимость. Странное впечатление произвела на меня экспозиция музея. Огромный скорпион, олицетворение человеческой греховности, поразил и напугал меня (теперь-то я понимаю, что внутри меня он тоже сидит и наносит мне ядовитые укусы). “Голгофа” и рассказ о каторге потрясли моё сознание.

Трогательная история любви Ф.М. Достоевского и М.Д Исаевой растрогала меня до глубины души. Время экскурсии пролетело незаметно. Я шел домой и не мог поверить, что по этой улице ходил великий русский писатель, что в нашем городе произошло венчание, что двадцать два дня, проведённые в нашем городе, стали для него мучительными и счастливыми. Пока я не мог это осознать.

Потом был “Мальчик у Христа на ёлке”. На уроках девчонки плакали (я крепился, как мог!) Для меня открылся новый мир. Мир страданий, несправедливости и вечной жизни. Именно этот небольшой святочный рассказ заставил меня серьёзно задуматься о ней. И я поверил писателю! Ведь если бы не было ЕГО, БОГА, всепрощающего и милосердного, любящего и прекрасного, как можно было бы жить? Долго я находился под впечатлением этого произведения. В каждом ребёнке, побирающемся у магазина, в каждом бродяге мне чудились его герои. А образ закоченевшей от мороза красной детской ручонки мучил меня до того, что у меня тоже замерзали руки. Этот рассказ оставил глубокую “зарубку” на моём сердце. И это был Достоевский, по-христиански милосердный, дающий надежду на вечную счастливую жизнь.

В седьмом классе я познакомился с отрывками из романа “Братья Карамазовы”. Я их прочитал и понял, что ничего не понял. Я злился на авторов учебника, на себя. Мне хотелось узнать побольше о Алёше Карамазове, Павле Смердякове, семействе Снегирёвых. Но уроки, домашние задания, спортивная секция не оставляли времени для чтения. И вдруг, как и в романах Достоевского, я, к счастью, заболел! Да, такое странное противоречие. Почему к счастью? Я получил свободу от школы, уроков, секции. Я начал читать “Братьев Карамазовых”, сначала с опаской (уж больно толстый роман), а потом всё больше и больше увлекаясь. Я не мог оторваться. И это был уже другой Достоевский! Мир страсти и философии открылся передо мной. Со страстью было более или менее понятно, а вот философия заставила меня помучиться.

Сладострастный Фёдор Павлович Карамазов, робкий и кроткий Алёша, пленительная Грушенька, мудрый старец Зосима, неукротимый и пылкий Дмитрий, страшный Великий инквизитор, подлый Смердяков, Христос, Илюшенька и “воскресшая” Жучка закружились вокруг меня в каком-то водовороте, который увлекал меня в океан страстей, преступлений, споров о вере и Боге. Этот роман по глубине я бы сравнил с Марианской впадиной!

Многого я не понял, да и не мог бы понять в силу возраста, но я открыл для себя нового Достоевского: страстного и бушующего человека, мыслителя и философа. В этом же году мы с классом поехали в Петербург и увидели много интересного. Но больше всего мне запомнились мемориальные квартиры А.С. Пушкина и Ф.М. Достоевского. Именно своим трепетным отношением со стороны работников музея к памяти русских писателей. И опять вдруг. Я увидел живого потомка писателя, его праправнука Дмитрия Достоевского. Он сотрудничает с музеем писателя и пришёл в этот день по своим делам.
Экскурсовод представила нам его, к моему изумлению, он знал о нашем городе и нашем музее. Поговорил с нами немного, а я даже легонько прикоснулся к нему, живому потомку великого писателя! Это было удивительно!

Потом я ходил по комнатам, в которых жил писатель, поднимался по лестнице, по которой он ежедневно поднимался тоже, прикасался к перилам, которых касалась и его рука, видел часы в его кабинете с остановленной стрелкой: 8 часов 36 минут по полудни (время смерти писателя).

Это было чудо! Я только там понял свою сопричастность к жизни великого писателя, то, что я не мог понять в пятом классе. Если я могу всё это видеть и ощущать, почему он не мог тогда, в Кузнецке? Чувство невероятной гордости за мою область, за мой родной Новокузнецк охватило меня. Достоевский был в моём городе, ходил по моим улицам, видел Томь, значит, оставил там частичку себя, частичку своей души, значит, и во мне есть его крупица! Именно в его квартире я его увидел простым человеком, который страдал, любил, был счастлив, болел. Это опять был новый Достоевский — человек.

В девятом классе я прочитал повесть “Белые ночи”, и опять открытие! Я ожидал увидеть преступления и страсти, а увидел нежность и романтическую, чистую и возвышенную любовь. Как мне было жаль Мечтателя! Как мне хотелось, чтобы он был счастлив с Настенькой! Я увидел в его образе родственную душу. Когда мне плохо, я, как и он, пытаюсь спрятаться в мире своей фантазии. Именно наши мечты спасают нас от жестокой серой обыденности и помогают жить. Эта незамысловатая повесть заставила меня задуматься о хрупкости любви и человеческого счастья, об одиночестве и скуке жизни. И здесь я увидел Достоевского — романтика, нежного, как океан на закате.

“Преступление и наказание”. Пожалуй, этот роман оставил самое тягостное впечатление. Это произведение подобно шторму, который уничтожает всё на своём пути. Писатель показал, в какую бездну могут увлечь человека всякого рода теории. Теоретический “девятый вал” Раскольникова унёс с собой не только жизни двух женщин, но и практически уничтожил его самого.

Раскольникова и его теорию я не понимаю и не принимаю, мне чужд такой образ мыслей. Тем более я не верю в то, что можно сделать счастливыми многих через кровь. Зло порождает ещё большее зло. И когда я совсем растерялся, опять появился “спасательный круг” Достоевского! Опять вера и любовь. Две великие силы, способные победить смерть! Они привели главного героя к примирению с самим собой, дали ему надежду на новую жизнь. В это я верю! И это Достоевский-гуманист.

За свою короткую жизнь я уже много увидел, побывал с классом в поместье Л.Н. Толстого в Ясной Поляне и в усадьбе Н.А. Некрасова в Карабихе, в квартирах А.С. Пушкина и Ф.М. Достоевского. Но я понимаю, что это только несколько песчинок в огромном мире литературы. Меня ждут новые путешествия по этой удивительной стране и новые открытия. Но в этом удивительном литературном мире самым большим и глубоким будет мой океан Достоевского, который коснулся меня и омыл берега моего города, такой загадочный и разный. Я буду погружаться в него снова и снова! Я верю, что самое интересное меня ждёт впереди!

Слова учителя: Достоевский — один из самых интересных и трудных писателей, споры о котором не прекращаются до наших дней. Почему?

Наш урок — попытка ответить на этот вопрос.

Итак, тема сегодняшнего урока: Ф.М. Достоевский. Я открываю для себя новое имя…

/ сцена публичной казни/

Что вы можете сказать о человеке, который пережил собственную смерть? Каким он вам представляется?

Тоскуя в мире ,как в аду,

Уродлив, судорожно светел

В своем пророческом бреду

Он век наш бедственный заметил.

Услыша вопль его ночной,

Чтоб все, дарованное мной,

Так страшно было бы и сложно?

Сейчас вы посмотрите презентацию и ваша задача будет заключаться в том, чтобы вы определили, что изображено на том или ином слайде и как это связано с жизнью и творчеством Достоевского.

Сл. 1: портрет Достоевского

Сл.2: родители Достоевского

Пустой слайд: Почему? Что могло бы быть на этом слайде? Что обычно предваряет каждый обдумать эпиграф и обосновать свою точку зрения. В конце урока мы к этому вернемся.

Сл.4: Мариинская больница для бедных, где родился Достоевский и где служил его отец. Может быть, картины жизни обездоленных, увиденные в детстве, объясняют главную тему творчества Достоевского. – тему униженных и оскорбленных.

Сл. 5: Михайловский замок в Петербурге, где находилось главное военно-инженерное училище, куда поступил Достоевский по настоянию отца.

Сл. 6: Памятник Пушкину в Москве. П.- любимый поэт Достоевского, многие его произведения Достоевский знал с детства. В конце жизни Достоевский будет удостоен чести произнести речь на открытии памятника. Речь была столь блестяща, что привела публику в восторг.

Сл. 9: Алексеевский равелин Петропавловской крепости, где содержался Достоевский после ареста в одиночной камере и где был приговорен к смерти.

Сл. 10: Омская тюрьма, где писатель отбывал каторгу 4 года. Изменения его политических взглядов; отказ от революционной борьбы, т.к. диктатура невозможна без насилия, способ изменения общества – изменение самого себя.

Сл. 12: Жена Достоевского – Анна Сниткина. Повезло не только писателю, но и всей русской литературе. Без этой женщины Достоевский не смог бы написать многие из своих произведений.

Сл.13: 60- ые- 70- ые годы – вершина творчества.

Несколько слов о романе:

История создания романа. В каких условиях Достоевский приступал к написанию романа?

В романе 6 частей. 1 часть – преступление и наказание. (почему именно так? Иллюстрация).

На следующих уроках мы будем более подробно знакомится, с этим романом, а сейчас тест, который покажет вашу подготовку к сегодняшнему уроку и ваше внимание.

  1. В каком учебном заведении получил образование Достоевский:
  1. В Петербургском университете
  2. В высшем военно-инженерном училище
  3. В Царскосельском лицее
  4. В Московском университете

4.Какую книгу подарили каторжникам жёны декабристов:

  1. Сколько лет пробыл Достоевский на каторге и в ссылке:
  1. 10 лет
  2. 5 лет
  3. 7 лет
  4. 15 лет

6.Достоевский отбывал каторгу:

7.Какое из произведений написано не Достоевским:

А теперь возвращаемся к началу урока. Какой эпиграф вы подобрали к

нашему уроку? Несколько вариантов могу предложить я, а вы обоснуете свой выборю

  1. Мир надо переделать – начнем с себя.
  2. Человек есть тайна, я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком.
  3. Красота спасет мир.
  4. Сострадание есть главнейший, а может быть, единственный закон бытия всего человечества.

И подводя итог нашему уроку, хочется сказать, что фигура Ф.М. Достоевского на литературном небосклоне неоднозначна, вокруг этого великого автора и по сей день не запихают споры великий человек – загадка не только для нас, но и при нем на уровне, а это может означать только одно – писатель востребован, гениален и неповторим и на сегодняшний день интерес к его творчеству и личности необычайно возрос о популярности Достоевского говорят следующие факты:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цели урока: расширить познания в области архитектуры русского барокко и классицизма; познакомить с архитектурой Петербурга; помочь учащимся увидеть Петербург Достоевского; показать, .

Использование ИКТ в образовательном процессе нацеливает на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, личностно и общественно значимый результат, атмосферу делового сотрудничества уч.

Доклад по творчеству М.Ф. Достоевского на тему:»Символика чисел христианского календаря в творчестве Ф.М.Достоевского».

Символика чисел христианского календаря в разных произведениях Ф.М.Достоевкого,которые проходят на уроках литературы в старших классах.

Исследовательская работа по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» на тему «Опыт современного прочтения романа Достоевского «Преступление и наказание»

Федор Михайлович Достоевский – пиФедор Михайлович Достоевский – писатель чрезвычайно индивидуальный. У негосвое , очень отличное от других классиков русской литературы от.

урок литературы в 10 классе » Петербург Достоевского».

Читайте также:

      

  • Вишневый сад это россия сочинение
  •   

  • Что такое литературный аргумент для сочинение
  •   

  • 980 1054 историческое сочинение
  •   

  • Сочинение про девочку из деревни
  •   

  • Описание бабушкиной комнаты м осоргин сочинение

Сочинения: Достоевский

Сочинение по произведению на тему: Мой Достоевский

Все произведения Федора Михайловича Достоевского по праву заслуживают внимания читателя. В великолепной плеяде писателей XIX в., среди которых ярко выделяются имена Толстого, Островского, Гончарова, Достоевский, по моему мнению, может занять почетное первое место. До глубины души потрясают и заставляют задумываться его бессмертные произведения «Бедные люди», «Идиот», «Бpатья Каpамазовы» и, конечно, «Пpеступление и наказание»!

Замечательно, что появился такой шанс выpазить сугубо личные мысли о твоpчестве моего любимого писателя – Достоевского. В детские и юношеские годы Достоевский страстно любил читать – Библию, произведения Карамзина, В.А. Жуковского, А.С. Грибоедова, Лермонтова, особенно увлекался творчеством А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. По признанию писателя, смерть Пушкина потрясла его едва ли не больше, чем кончина матери.

Чеpез весь pоман кpасной нитью проходят вопросы: как спасти «униженных и оскоpбленных? как освободить общество от власти зла и несправедливости?

Перед нами сразу же возникает образ Раскольникова, втиснутого в рамки убогого прозябания, задавленного еще в большей степени, чем все остальные герои Достоевского, из-за природного ума и высокой восприимчивости. Hам пpеподносится социальная основа пpеступления Pаскольникова. Выявляются вся нищета, бедность и ничтожность существования Pас-кольникова, а также его сестры Дунечки, образованной девушки, вынужденной пойти в гувеpнантки к детям Свидpигайлова.

Pаскольников узнает о жизни Сонечки «по желтому билету». Мысль о том, что эти люди – жеpтвы обстоятельств, не оставляет равнодушным никого. Pаскольников не может и не хочет миpиться с этой неспpаведливостью, но и спасение одного человека не пpинесет ему покоя.

В произведении присутствуют философские размышления над идейной подоплекой пpеступления Pодиона Pаскольникова. Раскольников, одержимый собственной теорией, считает, что людей можно поделить на две гpуппы – на «тваpей дpожащих» и на «пpаво имеющих». Пpедставители пеpвой гpуппы не пpизнают и не желают зла никому. А люди из втоpой гpуппы могут идти на pазличные пpеступления, pатуя за спасение «униженных и оскоpбленных». Pаскольникову остается лишь пpовеpить, достоин ли он пpинадлежать ко втоpой гpуппе.

По моему мнению, Достоевский не пpиемлет теоpию Pаскольникова, да и сам герой в душе понимает всю порочность своей идеи, однако разум проповедует иное. Ожесточенная борьба разума с духом и составляет трагедию Родиона Романовича.

Если наяву Раскольников пытается заглушить голос совести, то во снах верх берет его подсознание, в котором запечатлено истинное отношение героя к своей теории. Как же можно пpокомментиpовать эти сны? По-моему, каждая каpтина сна уносит нас далеко от стpашной теоpии.

В пеpвом сне о лошади Достоевский пpедставил зло вокpуг Pаскольникова в виде пьяных мужиков. А пpотест мы видим и воспpинимаем как кpик pебенка, сильный, но в то же вpемя недостаточный для изменения окpужающего миpа. Втоpой сон повествует нам о том, что зло не уничтожить злом! Тpетий же сон говоpит о том, что если все люди пpевpатятся в «пpаво имеющих», то миp захлебнется в кpови. Сон посетил Pаскольникова уже на катоpге и помог отказаться молодому человеку от его ужасной теоpии.

Хотелось бы заметить еще одну интеpесную деталь pомана. Автоp показывает пpотивопоставление «убийцы и блудницы». Судьбы Сонечки и Pаскольникова можно назвать в чем-то похожими. Только почему же у одной в душе после всей грязи царят спокойствие и гармония, а душа другого разрывается от метаний и сомнений?

Думаю, ответ на этот вопрос заключается в том, что Сонечка постоянно жертвует собой ради ближних, да, собственно, и само ее грехопадение – не что иное, как очередная жертва во имя страждущих.

Раскольников же одержим честолюбивыми помыслами. Достоевский показал оба пути, но не сделал ни одного вывода о верности или неверности этих путей, предоставляя читателю возможность самому определить, что есть добро и зло в этом мире.



Портрет Достоевского
Достоевский Федор Михайлович

Достоевский Федор Михайлович считается одним из великих русских писателей, его книги являются частью мировой литературы. В дополнение к 35 романам, он оставил миру, большое количество рассказов. Он особенно прославился такими работами как «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы». 9 февраля 1881 года автор умер в городе Санкт-Петербурге. Творчество Достоевского пронизано философскими соображениями и психологическими проблемами: его большие темы включают в себя свободную волю, добро и зло, счастье и поиски Бога, человеческих страданий и нищеты. Ему пришлось пережить в своей жизни некоторые несчастья,  которые он лично преодолевал как писатель.

Произведения Достоевского вдохновили многих других писателей и мыслителей. Известные авторы, такие как Эрнест Хемингуэй, Джеймс Джойс, Жан-Поль Сартр и Альбер Камю, называли Достоевского духовным отцом для своей работы. Достоевский был в поисках глубины человеческой души. Его романы зачастую представляют собой непримиримые противоположности. Достоевский пережил много ситуаций описанных в его книгах, что делает его стиль письма часто пугающе реалистичным. Психологические и духовные кризисы своих героев он описывал в большей части с личного жизненного опыта.

Федор Михайлович Достоевский родился 11 ноября 1821 года в городе Москве, Россия. Его семья принадлежала к среднему классу. У него было два брата и три сестры. Его отец, который работал врачом в одной из московских больниц, был очень строг со своими детьми. Мать Достоевского умерла, когда ему было 16 лет. В течение нескольких лет, Достоевский Ф.М. учился на дому, позднее он пошел в частную школу. В детстве он любил книги русского писателя Николая Гоголя, и французского писателя Оноре де Бальзак. В возрасте девяти лет, он пережил свой первый эпилептический припадок — это болезнь не отпускала его всю жизнь.  

После потери матери, отец отправил Федора, и одного из его братьев в Санкт-Петербург, где они учились в «Военном инженерно-техническом университете». 1839 году, два года спустя, Федор потерял отца. Даже эта драматическая смерть была в сочинениях Достоевского

В университете Достоевский проходил подготовку в качестве инженера, но курсы ему давались с трудом. Вместо основной учебы, он был очень заинтересован в литературных событиях университета. Спустя некоторое время Достоевский принял решение стать писателем и в 1843 году покинул университет и по специальности инженера никогда не работал.

Первые шаги в качестве писателя

Впервые Достоевский опубликовал не собственные тексты, а перевел книгу своего любимого французского писателя Бальзака на русский язык. Роман «Евгения Гранде», появился в 1844 году в переводе Достоевского в Санкт-Петербурге, опубликованный местным журналом. В возрасте 23 лет Достоевский, наконец, опубликовал свою первую книгу, которая называлась «бедняк». Эта книга описывает пример повседневной жизни бедных русских людей, и отражает критически социальные условия того времени.

Труды Достоевского «Бедные люди» прочитал влиятельный литературный критик Виссарион Белинский, который сразу же был поражен талантом молодого писателя. В русских литературных кругах заговорили о Достоевском. Некоторое время он был членом литературного кружка при Белинском. Следующие книги Достоевского«Двойник», «господин Прохарчин» и «хозяйки» — скорее негативно оценили, и вытащили автора обратно из круга.

Вскоре после этого, в 1848 году Достоевский, присоединился к группе молодых интеллектуалов, группа называлась «Петрашевский кружек» — названа в честь основателя Михаила Буташевича Петрашевского. В указанной выше группе проводили оживленные дискуссии о политике и литературе. В то время, такие группы были запрещены в России.

В апреле 1849 года члены группы, в том числе Достоевский были арестованы и осуждены как политические заговорщики. Достоевский и его товарищи были приговорены к смертному казни, которая должна состояться вначале 1850-х годах в виде расстрела. В последний момент царь Николай I. помиловал обвиняемых и изменил наказание в четыре года ссылки и каторжных работ в Сибири.

Физического и духовного возрождения

Опыт тюремного заключения и штраф в виде жесткого труда, и особенно счастливая удача избежать смерти, Достоевский записал в своей памяти для всей своей будущей жизни. В ряде своих книг он описывает психическое состояние человека на грани смерти. Например, в своей знаменитой книге «Записки из Мертвого дома» (1862 г.) изображает тюремную жизнь на основе собственного опыта, по роману герой произведения находится в лагере сибирской тюрьмы. Достоевский был очень заинтересован во внутренних причинах и мотивах человеческого преступления. Большинство осужденных были выходцами из низших слоев общества, чьи жизни освещены Достоевским в его книгах.

Но насколько точны мнения и чувства автора в годы плена? Достоевский отказался от своих бывших политических взглядов и теперь убежден, что спасением для него может быть найдено только в страдании и в вере. Из этого отношения все его поздние книги и взяты.

Жизнь после плена

В 1857 году Достоевский отбывал часть своего наказания в виде военной службы, где он и женился на своей первой жене Марией Исаевой. Вместе с ней он вернулся в 1859 году обратно в Санкт-Петербург. Он публикует вместе с братом Михаилом литературный журнал под названием «Время». В нем он выразил свою идею общества, которая основана на нравственных ценностях и социально-политическом порядке в государстве.

В 1862 году он отправился в долгое путешествие по Европе, где он играл в казино и азартные игры. После запрета издания «Время» в России в 1863 году, он опубликовал новый журнал «эпоху». Среди прочего в 1864 г. появились его работы «Записки из подполья». В 1864 году у Достоевского умер брат Михаил, также финансовым положением писатель теперь стал беспокоиться. Его покойный брат, оставил жену и детей ничего больше кроме долгов.

Достоевский однажды уехал в Европу, чтобы там потратить последние сбережения. Ранее он подписал контракт на новый роман, который он должен закончить в течение двух лет. В свою очередь, издатель книги дал ему достаточно денег, а также для погашения своего долга. Контракт был крюком для писателя, в том случае если Достоевский не напишет книгу в согласованные сроки, права на все его книги должны будут переданы издателю.

Анна Сниткина и великие романы

В 1864 году Достоевский начал работу над произведением «Преступление и наказание». В 1866 году, близко подошли угрожающие сроки контракта на роман «Игрок», но он все еще ​​работал над произведением «Преступление и наказание». Для того, чтобы не нарушить контракт, у него была хорошая идея написать книгу под диктовку. Для этого он нанял 19-летнею студентку Анну Сниткину, и в течение одного месяца роман «Игрок» был продиктован. В последний день срока действия договора, Достоевский сдал роман издателю. В том же году, «Преступление и наказание» было окончательно завершено.

Сотрудничество с Анной Сниткиной не обошлось без последствий и в 1867 году, она стала второй женой Достоевского. Вместе с ней, он выехал снова в Европу. В последующие годы за границей у них были как финансовые, так и эмоциональные трудности. Тем не менее, Достоевский писал большие книги, такие как «Идиот» (1869 г.) и «Бесы» (1872 г.). Вернувшись в Россию, Достоевский стал ответственным за еженедельный журнал «Гражданин». Он был отцом четверых детей, однако двое его детей умерли в детстве. В 1877 г. Достоевский опубликовал при поддержке своей жены другой журнала под названием «Дневник писателя». В 1878 году у Достоевского умер любимый сын Алексей (он называл его «Алеша»), что у него вызвало сильную депрессию.

Последние годы

Анна Достоевская оказывала большую помощь своему мужу, она знала его трудный, а иногда вспыльчивый характер, принимала его пристрастия, и помогала ему во время депрессивных эпизодов или в сопровождении жизненных кризисов. Последние годы жизни Достоевский посвятил самой обширной и, возможно, самой важной книге «Братья Карамазовы», которую он закончил в 1880 году. В то время, Достоевский был уже известным и уважаемым писателем. «Братья Карамазовы» был последним романом Достоевского, ибо он умер 9 Февраль 1881 г. (28 января) причина смерти кровоизлияние, возможно, в сочетании с эпилептическим припадком. Он был похоронен на кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. По всей России оплакивали одного из великих авторов — 60.000 человек отдали ему последний долг.

Его жена Анна продолжала жить и спустя 36 лет до большевистской революции в 1917 году, она умерла от разложения желудка, отправившись в драматический путь. Печальный конец для женщины, без которой большинство великих романов Достоевского, вероятно, никогда бы небыли написаны.

Ф. М. Достоевский

Ф. М. Достоевский

43. «Достоевский – художник… бездны человеческой, человеческой бездонности» (Н. А. Бердяев)

В. Г. Белинский заметил еще в молодом Ф. М. Достоевском «талант необыкновенный и самобытный», который «резко отделился от всей толпы наших писателей». Эта самобытность Достоевского выразилась прежде всего в том, что писатель продемонстрировал удивительное умение войти в глубину психологии героя. У его предшественников было много быта и мало живого человека. У Достоевского же живой человек явился из среды «униженных и оскорбленных», и каждый из этих людей был целой вселенной со своим миром чувств, мыслей. Каждый герой произведений Достоевского настолько индивидуален, что его не спутаешь ни с кем.

Все герои Достоевского удивительно сложны и противоречивы. И все они живут как бы с содранной кожей, абсолютно незащищенные от жестокого внешнего мира, Достоевский как настоящий психолог проникает в самую бездну человеческого сознания, людской психологии, вскрывает противоречивую душу каждого своего героя. Писатель по-другому, не так, как его предшественники, смотрит на проблемы героя. Он показывает, насколько интересен и необычен может быть каждый отдельно взятый человек, пусть это даже «маленький человек», нищий и задавленный жизнью.

Идя по стопам Гоголя, Достоевский в своих произведениях раскрывает тему маленького человека. Но опять же он раскрывает ее с точки зрения глубинной психологии каждого человека. Если Гоголь смотрит на своего героя Акакия Акакиевича как бы со стороны, подмечает в нем черты униженности и забитости и взывает к гуманным чувствам читателя, то Достоевский подходит к этой теме с новых, более радикальных позиций. Он меняет точку зрения, поэтому зачастую уже не автор, а сам герой, «маленький человек», обретает голос, начинает судить и себя, и окружающую его среду. Это помогает автору глубже проникнуть в души героев, посмотреть на них изнутри, показать их самосознание. Известный исследователь поэтики романов Достоевского М. М. Бахтин пишет по этому поводу следующее: «Мы видим, не кто он есть, а как он осознает себя. То, что выявлял автор, выполняет теперь герой, освещая себя со всех возможных точек зрения».

Особенно сильно это качество проявилось в первом романе Достоевского «Бедные люди», главный герой которого, Макар Девушкин, пускается в описание своих чувств, рассуждает о литературе и обнажает перед читателем свою душу.

В. Н. Майков писал, что Достоевский – поэт по преимуществу психологический, потому что для него становится более важной душа человека, то, как она изменяется под воздействием окружающих ее фактов, окружающей среды. И оказывается, что герои Достоевского кажутся забитыми и бессловесными только со стороны. А на самом деле их душа сложна и противоречива, и прежде всего потому, что они обладают обостренным чувством своего Я.

Герои Достоевского – это люди глубоко страдающие, остро переживающие социальные и психологические катастрофы. Они чутко откликаются на любое унижение своего достоинства. Многие исследователи отмечали, что Достоевский создает своих героев с открытой, обнаженной душой. Но чем больше вглядываешься в душу, тем больше понимаешь, что она сильно изранена жизненными обстоятельствами, которые помутили ее чистоту и искренность. Поэтому так много в душах героев противоречий. С одной стороны, они добры и искренни, но с другой – порой их больная душа заставляет их быть эгоистами. Это качество особенно заметно в героях романа «Идиот», и больше всего в образе героини Настасьи Филипповны.

Это человек, который с юношеских лет был предан поруганию и затаил злобу на всех людей. Эта душевная рана постоянно болит у Настасьи Филипповны и порождает противоречивый комплекс чувств. С одной стороны, в ее душе присутствует доверчивость и простодушие, а с другой – сознание оскорбленной гордости, тайный стыд за незаслуженное, но совершившееся нравственное падение. Поэтому на людях на поверхности души героини бушуют чувства, которые порой доводят ее до цинических поступков. А в глубине души у нее таится чуткое сердце, жаждущее любви и прощения.

Достоевский не просто вскрыл душевные противоречия героев своих романов, не просто проник в бездны их души, но и показал, что в них таятся душевная щедрость и красота, которые не могут быть сломлены даже самыми тяжелыми условиями жизни.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

СТРАШНЫЙ СУД. Достоевский

СТРАШНЫЙ СУД. Достоевский
Перечитывая Достоевского, нельзя не заметить, как далеко увели российскую словесность от собственно литературы ее великие авторы. Особенно это бросается в глаза, если читать Достоевского медленно, чему сам писатель отчаянно противится. Как

Глава 6 Достоевский

Глава 6
Достоевский

Биография

Вопрос 6.1
С кем отец Достоевского, Михаил Андреевич, категорически запрещал общаться своим сыновьям, а маленький Федя, несмотря на запрет, радостно заводил знакомство?Семейство Достоевских тогда жило в

Достоевский

Достоевский
<…>Над Достоевским тяготела одна власть. Он был поэтом нашей совести.Оттого именно он так болезненно близок читателю, и притом не только на своих патетических страницах, но даже в «скверных анекдотах»1.<…>Если поэзия Достоевского так насыщена

Достоевский Ф. М

Достоевский Ф. М
Прежде чем перейду к Некрасову, скажу два слова и о Лермонтове, чтоб оправдать то, почему я тоже поставил и его как уверовавшего в правду народную. Лермонтов, конечно, был байронист, но по великой своеобразной поэтической силе своей был и байронист-то

Достоевский

Достоевский
«Игрок»Первой вещью Достоевского, которую я прочел мальчиком, была повесть «Игрок» в павленковском издании, еще прижизненном, года 1879-го, что ли. Достоевский мог еще перегнуть собственным пальцем написанную этими же пальцами страстную, поспешную, казалось

Достоевский{227}

Достоевский{227}
Среди самых ужасных мучений своих в тюрьме Достоевский называет невозможность побыть одному на протяжении всех четырех лет. А ведь, казалось бы, даже будучи вынужден терпеть постоянное присутствие других людей, человек способен уединиться внутренне,

Конечно, Достоевский!

Конечно, Достоевский!
КиноповестьПетербург, июнь. Жарко. Молодой человек, очень худой, небритый, в чёрной кожаной куртке, застёгнутой наглухо, идёт по городу и что-то бормочет про себя. Иногда он останавливается, жестикулирует, смеётся своим интересным мыслишкам.Тоненькая

Пушкин и Достоевский

Пушкин и Достоевский
В разговорах с иностранцами мне неоднократно приходилось убеждаться, что изо всей русской литературы Достоевский для них, пожалуй, самый «трудный» писатель. Еще совсем недавно один иностранец сравнил при мне «темное хаотическое начало»

Достоевский и писатели*

Достоевский и писатели*
IДостоевским в наше время легко увлечься.Во-первых, вообще мало писателей, столь увлекательных, как Достоевский.Во-вторых, увлекательность его нервическая, а наш век и наши писатели все еще до крайности нервны, и хотя новый класс, выступивший на

Ф. М. Достоевский

Ф. М. Достоевский

43. «Достоевский – художник… бездны человеческой, человеческой бездонности» (Н. А. Бердяев)
В. Г. Белинский заметил еще в молодом Ф. М. Достоевском «талант необыкновенный и самобытный», который «резко отделился от всей толпы наших писателей». Эта

Достоевский II

Достоевский II
Каким же образом проявляются Достоевский II и указывающий на его присутствие противосмысл? Как это ни парадоксально, Достоевский II проявляется явнее всего в назойливости и навязчивости Достоевского I, того богоревнителя, который от читателя требует

  • Мой дорогой друг сочинение
  • Мой папа водитель пожарной машины сочинение
  • Мой папа водитель автобуса рассказ
  • Мой домашний питомец сочинение 9 класс 10 предложений
  • Мой дом сочинение на белорусском языке