Республиканский конкурс «Открывая Достоевского»,
приуроченный к 200-летию со дня рождения писателя Ф. М. Достоевского
Эссе
«Мой Достоевский: размышления о прочитанном»
Джелялова Джамиля, учащаяся 11 а класса
Муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя школа №9 им. А.С. Пушкина» города Волжска
Руководитель: Вениаминова Ольга Павловна,
учитель русского языка и литературы
Йошкар-Ола, 2021
Федор Михайлович Достоевский — весьма неоднозначный писатель. Часто его книги погружают нас в неизведанные чертоги человеческой души, заставляют вслушиваться в самые тихие и темные ее отголоски. Сами того не замечая, мы вживаемся в его образы, перенимаем на себя все тяготы и проблемы столь полюбившегося героя. Многие задаются вопросом: почему же так происходит? Что творит с нами этот человек, что пытается донести, чего пытается добиться? Эти мучительные вопросы временами не дают думать ни о чем другом. И вместе с тем ответы на них будто бы окрыляют и возносят тебя самого в собственных глазах.
Великая, необычайно глубокая философия и психология Федора Михайловича раскрывает глаза обществу на многие проблемы. Семья и любовь, отцы и дети, социальное неравенство, спасение человеческой души – эти и многие другие проблемы Достоевский поднимал в своих бессмертных произведениях.
Впервые с творчеством Федора Михайловича я познакомилась в возрасте четырнадцати лет. Приехав летом к бабушке, я не могла найти, чем заняться. И тут, к собственному удивлению, глаза зацепились за старый, с первого взгляда не очень аккуратный томик с вытесненными (и местами облупившимися) золотой краской буквами: Ф. М. Достоевский «Бедные люди». Признаюсь честно, сначала было непонятно. Сложно. Казалось, что в своем произведении Федор Михайлович разговаривает на другом, непонятным мне языке. После прочтения меня обуревали странные чувства. Его слог, манера описания мрачной реальности были чем-то новым, еще непонятным и неизведанным для меня. Должно пройти немного времени, прежде чем я пойму – это роман о трогательной, чистой любви, с самого начала обреченной на трагический финал.
Что вы представляете себе, когда слышите слово любовь? На самом деле, описать ее достаточно сложно. Многие путают любовь с легкой влюбленностью, страстью. «Любовь начинается с радостного ощущения собственной силы, сочетающегося со счастьем другого человека», — именно так описывает любовь Андре Моруа, один из самых известных французских писателей XX века, в сборнике «Письма незнакомке». А вот как это делает Достоевский: «За что превозносят любовь? За страдания. Людям нравится ощущать себя святыми мучениками, заложниками страстей. Любовь – сложнейшая эмоция, но она конечна, как и все в этом мире. И в ней нет ничего святого, как и в тех, кто верит и ждет ее». Весьма противоречиво, не так ли? Один преподносит ее как спасение и душевную силу, другой — как недуг и трагедию. В произведении «Бедные люди» она изображена именно так. Достоевский преподносит нам любовь Макара Девушкина и Варвары Доброселовой как любовь несчастную, жалостливую. Он искренне сочувствует своим персонажам, описывает их такими живыми и светлыми, что даже не хочется верить в трагичность конца. Их внутренняя красота и благородство показалась мне безмерно великой, но даже это не смогло спасти героев от жестокости и беспощадности окружающего мира. Роман произвел на меня неизгладимое впечатление, заставив после прочтения провести долгие вечера в раздумьях и рефлексии.
На некоторое время я отказалась от чтения Достоевского. Не знала, что меня ждет в следующей книге, какие эмоции заставит испытать столь необычный автор. Долго продержаться не удалось. Видимо, страсть к познанию и исследованию самой себя оказалась сильнее, и следующим в списке появились «Униженные и оскорбленные».
В первые дни произведение «не пошло». Оно казалось тоскливым и скучным. Но помня прошлый читательский опыт, я не стала забрасывать книгу и продолжила чтение (и впоследствии похвалила себя за это). В книге очень много неординарных персонажей. Чего только стоит Иван Петрович, один из главных действующих героев романа. Здесь нет деления на чисто отрицательных и чисто положительных героев. Герои такие же люди, такие же, как мы, со своими страхами, эмоциями, переживаниями, ошибками. Мне кажется, это очень печальная книга. Некоторые моменты настолько поразили меня, что заставили даже заплакать. Сразу же после прочтения в голове зароились вопросы: существует ли в столь жестоком мире справедливость? Можно ли исправить то, что с первого взгляда нам неподвластно? Как бороться с всемирной безжалостностью и равнодушием. Я думаю, Федор Михайлович через свою книгу пытается предупредить нас о суровости и часто бездушии окружающего мира. Не стоит верить старым сказкам, не всегда в мире побеждает добро. Пусть в вашей душе много тепла и света, увы, этого не всегда достаточно, чтобы рассеять сгущающийся мрак.
Признаться честно, со следующим романом я познакомилась случайно – «Преступление и наказание» значилось в списке школьной литературы на лето. Невзирая на остальные книги, его я прочла в первую очередь. Из всех прочитанных мною ранее книг эта понравилась больше всего. И дело было даже не в сюжете (хотя он и был весьма оригинальным), а в том, как я поняла его, как он повлиял на меня и мое мышление. Дело было в диалогах персонажей, в тяжелой атмосфере, воцарившейся уже с первой страницы книги, в эмоциональном напряжении, окутавшем персонажей (да и меня!) с ног до головы. Детская наивность и желание помочь, спасти всех и каждого у Сонечки Мармеладовой, невообразимый эгоцентризм Родиона Раскольникова вначале и раскаяние, осознание своей вины в конце – все это вдохновило, уничтожило и вновь возродило во мне юного мечтателя, искателя приключений и справедливости в столь жестокой и печальной обстановке. Мне кажется, что эту книгу стоит прочитать сначала подростком, а потом в более взрослом, осознанном возрасте. Яркие и неоднозначные герои, красочный язык повествования и местами неожиданный поворот в сюжете – идеальный выбор для тех, кто хочет лучше узнать жизнь и реальность времени героев Достоевского.
Однажды мой близкий друг посоветовал мне прочитать, а затем и посмотреть экранизацию романа «Бесы». На чтение книги времени не было, и я решила смотреть фильм. Честно, сериал мне очень понравился. Не прошло и недели, как я начала читать роман. Здесь, как и в «Униженных и оскорбленных», нет четкого деления на «плохих и хороших» героев, у каждого свои «бесы». Роман создает мрачную и тяжелую атмосферу. Это не отталкивает, а временами напоминает детектив и психологический триллер. Роман настолько обширен и многогранен, что, кажется, не хватит слов для выражения всех чувств и мыслей после прочтения его. Чего только стоят персонажи: одни вызывают отторжение (к примеру, Петр Верховенский), а другие — искреннюю и глубокую жалость (такие, как Лизавета Тушина).
Покопавшись в Интернете, я еще больше удивилась: оказывается, основой для этого романа послужило резонансное дело об убийстве студента Ивана Иванова, задуманное Сергеем Нечаевым для укрепления своей власти в антиправительственном кружке. Также можно проследить идеологическую линию романа-предупреждения, начатую еще в романе «Преступление и наказание». Знаменитый критик Виктор Петрович Буренин, чьи отзывы о своих произведениях весьма ценил Достоевский, писал: « … несмотря на всю болезненность творчества даровитого автора, все-таки приходиться сказать, что «Бесы» — едва ли не лучший роман за настоящий год».
Весьма противоречивые чувства во мне вызывает Николай Ставрогин, в особенности после прочтения главы «У Тихона». Он признается в совращении несовершеннолетней девочки и тут же добавляет – ничего не было. Ему становится противно от собственного поступка: « Мне стало жалко, жалко до помешательства, и я отдал бы мое тело на растерзание, чтоб этого никогда не было. Не о преступлении, не о ней, не о смерти ее я жалею, а только того одного мгновенья я не могу вынести никак, потому что с тех пор оно мне представляется каждый день, и я совершенно знаю, что я осужден».
Советую прочитать эту книгу (так же, как и «Преступление и наказание») по нескольку раз. Кто знает, каких «бесов» вы найдете, когда прочитаете эти романы спустя некоторое время.
И все-таки после всех моих размышлений хочу добавить – Федор Михайлович Достоевский не для всех. Его произведения оставляют слишком много вопросов. А потому, читая о жизни его героев, об их взлётах и падениях, мы должны принять к сведению все уроки автора, дабы не совершить тех же ошибок, что допустили его печально известные герои.
Все произведения Федора Михайловича Достоевского по праву заслуживают внимания читателя. В великолепной плеяде писателей XIX в., среди которых ярко выделяются имена Л. Н. Толстого, А. Н. Островского, И. А. Гончарова, Ф. М. Достоевский, по моему мнению, может занять почетное первое место. До глубины души потрясают и заставляют задумываться его бессмертные произведения “Бедные люди”, “Идиот”, “Бpатья Каpамазовы” и, конечно, “Пpеступление и наказание”!
Замечательно, что появился такой шанс выpазить сугубо личные мысли о твоpчестве моего любимого писателя – Ф. М. Достоевского. В детские и юношеские годы Достоевский страстно любил читать – Библию, произведения Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского, А. С. Грибоедова, М. Ю. Лермонтова, особенно увлекался творчеством А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя. По признанию писателя, смерть Пушкина потрясла его едва ли не больше, чем кончина матери.
Чеpез весь pоман кpасной нитью проходят вопросы: как спасти “униженных и оскоpбленных? как освободить общество от власти зла и несправедливости?
Перед нами сразу же возникает образ Раскольникова, втиснутого в рамки убогого прозябания, задавленного еще в большей степени, чем все остальные герои Достоевского, из-за природного ума и высокой восприимчивости. Hам пpеподносится социальная основа пpеступления Pаскольникова. Выявляются вся нищета, бедность и ничтожность существования Pас-кольникова, а также его сестры Дунечки, образованной девушки, вынужденной пойти в гувеpнантки к детям Свидpигайлова.
Pаскольников узнает о жизни Сонечки “по желтому билету”. Мысль о том, что эти люди – жеpтвы обстоятельств, не оставляет равнодушным никого. Pаскольников не может и не хочет миpиться с этой неспpаведливостью, но и спасение одного человека не пpинесет ему покоя.
В произведении присутствуют философские размышления над идейной подоплекой пpеступления Pодиона Pаскольникова. Раскольников, одержимый собственной теорией, считает, что людей можно поделить на две гpуппы – на “тваpей дpожащих” и на “пpаво имеющих”. Пpедставители пеpвой гpуппы не пpизнают и не желают зла никому.
А люди из втоpой гpуппы могут идти на pазличные пpеступления, pатуя за спасение “униженных и оскоpбленных”. Pаскольникову остается лишь пpовеpить, достоин ли он пpинадлежать ко втоpой гpуппе.
По моему мнению, Достоевский не пpиемлет теоpию Pаскольникова, да и сам герой в душе понимает всю порочность своей идеи, однако разум проповедует иное. Ожесточенная борьба разума с духом и составляет трагедию Родиона Романовича.
Если наяву Раскольников пытается заглушить голос совести, то во снах верх берет его подсознание, в котором запечатлено истинное отношение героя к своей теории. Как же можно пpокомментиpовать эти сны? По-моему, каждая каpтина сна уносит нас далеко от стpашной теоpии.
В пеpвом сне о лошади Достоевский пpедставил зло вокpуг Pаскольникова в виде пьяных мужиков. А пpотест мы видим и воспpинимаем как кpик pебенка, сильный, но в то же вpемя недостаточный для изменения окpужающего миpа. Втоpой сон повествует нам о том, что зло не уничтожить злом! Тpетий же сон говоpит о том, что если все люди пpевpатятся в “пpаво имеющих”, то миp захлебнется в кpови.
Сон посетил Pаскольникова уже на катоpге и помог отказаться молодому человеку от его ужасной теоpии.
Хотелось бы заметить еще одну интеpесную деталь pомана. Автоp показывает пpотивопоставление “убийцы и блудницы”. Судьбы Сонечки и Pаскольникова можно назвать в чем-то похожими.
Только почему же у одной в душе после всей грязи царят спокойствие и гармония, а душа другого разрывается от метаний и сомнений?
Думаю, ответ на этот вопрос заключается в том, что Сонечка постоянно жертвует собой ради ближних, да, собственно, и само ее грехопадение – не что иное, как очередная жертва во имя страждущих.
Раскольников же одержим честолюбивыми помыслами. Достоевский показал оба пути, но не сделал ни одного вывода о верности или неверности этих путей, предоставляя читателю возможность самому определить, что есть добро и зло в этом мире.
Loading…
Творчество каждого писателя, поэта во многом определяется его судьбой. У Федора Михайловича Достоевского была очень сложная жизнь. Тяжелый характер отца, смерть матери, когда Федору было всего шестнадцать лет, арест и приговор к расстрелу, помилование, ссылка в Омский острог, потом солдатчина в Семипалатинске, смерть горячо любимого брата — все это не могло не повлиять на формирование взглядов писателя. “Сибирские повести”, “Дядюшкин сон”, “Село Степанчиково и его обитатели”, “Записки из мертвого дома”, “Идиот”…
Каждое из произведений Достоевского несет на себе отпечаток его жизни. Но. для меня Достоевский — это прежде всего “Преступление и наказание”. Странный, необычный сюжет, загадки, намеки и сочетание реальности с миром греха и фантазий…
Наверное, наиболее интересен для меня образ главного героя. Яркая, неординарная личность, в которой сосуществуют любовь и ненависть, добро и зло. Раскольников борется за свою идею, не может смириться с жизнью, калечащей тех, кого он любит. Нищета, безысходность, скука, нелепость бытия заставляют его задуматься о преступлении: “Давным-давно как зародилась в нем вся эта теперешняя тоска, нарастала, накоплялась, и в последнее время созрела и концентрировалась, приняв форму ужасного, дикого и фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотразимо требуя разрешения…”
Весь роман соткан из противоречий: ложь и истина, теория и жизнь, смерть и возрождение, власть и бесправие, грех и праведность, преступление и наказание. Читая “Преступление и наказание”, погружаешься в мир переживаний, мыслей и чувств героя. Создается странное ощущение нереальности происходящего. Время словно исчезает, оставляя в душе пустоту.
Свою теорию Раскольников изложил в статье “О преступлении”: “Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низших (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово… Первые сохраняют мир и преумножают его численно; вторые двигают мир и ведут его к цели. И те и другие имеют совершенно одинаковое право существовать… Все, не то что великие, но и чуть-чуть из колеи выходящие люди, то есть чуть-чуть даже способные сказать что-нибудь новенькое, должны, по природе своей, быть непременно преступниками…” В три последние перед преступлением дня в душе Раскольникова происходит ожесточенная борьба: между идеей и совестью. Полуобморочное состояние героя передается читателю. Словно находишься на грани жизни и смерти; действительность, реальность отодвигаются, невольно заражаешься тем психозом, который владеет героем. Дальнейшие действия происходят словно во сне. Мысли путаются с видениями, так же, как и в голове Раскольникова. Невольно следишь за тем, что будет дальше, затаив дыхание. Такое сопереживание герою и даже соучастие читателя в совершении страшного, бесчеловечного и кровавого преступления (так натуралистически описанного Достоевским) свидетельствуют о высочайшем мастерстве писателя, о знании человеческой души в самых страшных ее проявлениях.
Достоевский показывает психологическое состояние своего героя перед преступлением, а также шаг за шагом следит за тем, как чудовищный, первоначально фантастический план воплощается в реальность, в действие, в поступок. Последними шагами на пути к преступлению бывшего студента Раскольникова, “задушенного бедностью”, стали история Сони, рассказанная “пьяненьким” Мармеладовым в трактире; письмо матери о Дунечке, сестре, “всходящей на Голгофу”; встреча с пьяной обесчещенной девочкой на Конногвардейском бульваре. Раскольников отделяется, преступает вечные нравственные законы. Убийство старухи — единственный, решающий, первый и последний эксперимент, сразу все разъясняющий: “Тою же дорогою идя, я уже никогда более не повторил бы убийства…”
И далее весь роман — путь от идеи. Наказание Раскольникова — в неспособности подтвердить идею, в невозможности быть верным своему идеалу. Он наказан. Но в этом, по мысли, автора, и его спасение. Если бы вынес муки совести, не сознался, не донес на себя (а ведь доказательств-то преступления Раскольникова не было, кроме одной догадки Порфирия Петровича), кем бы оказался Раскольников? Подобным Лужину и Свидригайлову? И признание Раскольникова, как он думает, есть признание собственной несостоятельности, собственного ничтожества (не к тому разряду людей причислил себя, не смог, сломался). Когда он идет на перекресток (по совету Сони) и целует землю, которую своим преступлением осквернил, вновь посещает его “цельное, новое, полное ощущение”: “…каким-то припадком оно к нему вдруг подступило: загорелось в душе одною искрой и вдруг, как огонь, охватило всего. Все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы. Как стоял, так и упал он на землю… Он стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грешную землю с наслаждением и счастием…” И будто видишь, как перерождается душа героя, отступает мука, болезнь, сумасшествие, добро торжествует над злом. В Раскольникове побеждает его человеческое начало, его бесчеловечная, рассудочная теория терпит крах.
Ф. М. Достоевский — очень сложный писатель. Чтобы до конца понять, осмыслить его произведения, надо не просто прочитать (пусть даже не один раз), но вжиться в образы, поставить себя на место героев, проникнуться их переживаниями. Герой Достоевского — прежде всего личность, индивидуалист, живущий в своем мире. Может быть, именно это и привлекает: своеобразное, необычное восприятие жизни, не понятность и одиночество.
“Преступление и наказание” — роман, который традиционно считают произведением, наиболее характерным для Ф. М. Достоевского. В нем автор собрал и обобщил темы, которые были заявлены писателем ранее: “униженные и оскорбленные”, “маленький человек”, искания человеческой души, вера и неверие, теория и жизнь, добро и зло. Но именно тема исканий человеческой души делает “Преступление и наказание” особенно интересным для каждого человека лично. Каждый, читающий этот роман, невольно проводит аналогию между преступлением главного героя, его идеей, последующим отказом от нее и какими-то своими поступками, мыслями, честолюбивыми желаниями.
Вообще, роман “Преступление и наказание” — моралистическое произведение (как, впрочем, и “Идиот”, и “Братья Карамазовы”), Если придерживаться теории о том, что в душе человека сосуществуют и борются два начала. Бог и Сатана, то главные герои романов Достоевского — доказательство такой борьбы. Центральным конфликтом “Преступления и наказания” является борьба Иисуса и Антихриста внутри Родиона Раскольникова, заканчивающаяся поражением темных сил. По моему мнению, религиозность романов Достоевского — это, скорее, недостаток (хотя, безусловно, они потеряют большую часть своеобразия и уникальности, если их лишить этой черты), так как она не дает человеку (и читателю, в частности) другой альтернативы, помимо пути греха (убийство для Раскольникова, разврат для Сони) и пути покаяния и полного отречения от честолюбивых идей и грандиозных планов и замыслов (Раскольников, например, хотел осчастливить ни много ни мало — все человечество!).
Мне не дает покоя вопрос: неужели идея Раскольникова несостоятельна во всем? Не она ли есть принцип жизни людей сейчас? Плохо ли то, что человек стремится “вверх”, к подвигам, к славе, к известности? Ведь, в самом деле, именно такие люди движут ходом истории. Забудем навязшие в зубах имена Наполеона и Цезаря, вспомним замечательных мореплавателей и исследователей Магеллана, Беринга, Кука, Колумба; великих ученых: Коперника, Галилея. Последние не раз подвергались гонениям той же церкви, которая осуждает гордыню Раскольникова и Катерины Ивановны, не желающих покорно терпеть тяготы существования до конца своих дней. Первый смирился, затих (на то указывает Евангелие под подушкой), вторая наказана за свою непокорность, нежелание покаяться даже перед смертью (“если Бог хочет покарать человека, он делает его безумным”). Но не затушит ли обращение Раскольникова к религии горящих угольев его души?
Я считаю, что “парру епд” романа “Преступление и наказание” — это не объединение Сони и Раскольникова после того, как они искупили свои грехи, а действительное, реальное счастье Дуни и Разумихина. Вот люди, знающие свою цель в жизни, имеющие конкретные планы на будущее, сохранившие огонь в душе для преодоления дальнейших испытаний.
Мне кажется, что будущее Раскольникова, как его обрисовывает нам Достоевский, — слишком печальная участь для такой яркой, оригинальной и неординарной личности, такого умного, действительно умеющего мыслить человека. А Соня, конечно, добрая, религиозная девушка, преданная
Родиону. Но если верить в возрождение его души, то вряд ли Соня будет подходящей спутницей жизни для Раскольникова.
Возможно, что Родион Раскольников потерпел окончательное поражение, но можно ли сказать то же самое о его идее? По моему мнению, Достоевский оставляет ей право на существование с условием, хорошо сформулированным в “Братьях Карамазовых”: счастье не может быть построено, если в его фундамент заложены слезы хотя бы одного ребенка.
Идея, развенчанная Достоевским в “Преступлении и наказании”, с моей точки зрения, хороша тем, что дает человеку силы для свершения действительно великих и действительно славных дел, преодоления трудностей этой жизни во имя счастья собственного и общечеловеческого. Произведения Достоевского помогли мне более ясно понять свою цель, возможно, подкорректировали мой взгляд на поступки людей. Я, конечно, не могу назвать себя истинно верующих человеком, но даже полного атеиста не может не тронуть простая мораль произведений Достоевского: находясь среди греха, храни свою душу от него, поступай по совести, будь в согласии с самим собой.
Таким образом, традиционно определяемый как “темный”, “тяжелый” автор, Достоевский преследовал ту же цель, что и другие писатели: сделать мир лучше, сделать мир добрее.
Сочинения: Достоевский
Сочинение по произведению на тему: Мой Достоевский
Все произведения Федора Михайловича Достоевского по праву заслуживают внимания читателя. В великолепной плеяде писателей XIX в., среди которых ярко выделяются имена Толстого, Островского, Гончарова, Достоевский, по моему мнению, может занять почетное первое место. До глубины души потрясают и заставляют задумываться его бессмертные произведения «Бедные люди», «Идиот», «Бpатья Каpамазовы» и, конечно, «Пpеступление и наказание»!
Замечательно, что появился такой шанс выpазить сугубо личные мысли о твоpчестве моего любимого писателя – Достоевского. В детские и юношеские годы Достоевский страстно любил читать – Библию, произведения Карамзина, В.А. Жуковского, А.С. Грибоедова, Лермонтова, особенно увлекался творчеством А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. По признанию писателя, смерть Пушкина потрясла его едва ли не больше, чем кончина матери.
Чеpез весь pоман кpасной нитью проходят вопросы: как спасти «униженных и оскоpбленных? как освободить общество от власти зла и несправедливости?
Перед нами сразу же возникает образ Раскольникова, втиснутого в рамки убогого прозябания, задавленного еще в большей степени, чем все остальные герои Достоевского, из-за природного ума и высокой восприимчивости. Hам пpеподносится социальная основа пpеступления Pаскольникова. Выявляются вся нищета, бедность и ничтожность существования Pас-кольникова, а также его сестры Дунечки, образованной девушки, вынужденной пойти в гувеpнантки к детям Свидpигайлова.
Pаскольников узнает о жизни Сонечки «по желтому билету». Мысль о том, что эти люди – жеpтвы обстоятельств, не оставляет равнодушным никого. Pаскольников не может и не хочет миpиться с этой неспpаведливостью, но и спасение одного человека не пpинесет ему покоя.
В произведении присутствуют философские размышления над идейной подоплекой пpеступления Pодиона Pаскольникова. Раскольников, одержимый собственной теорией, считает, что людей можно поделить на две гpуппы – на «тваpей дpожащих» и на «пpаво имеющих». Пpедставители пеpвой гpуппы не пpизнают и не желают зла никому. А люди из втоpой гpуппы могут идти на pазличные пpеступления, pатуя за спасение «униженных и оскоpбленных». Pаскольникову остается лишь пpовеpить, достоин ли он пpинадлежать ко втоpой гpуппе.
По моему мнению, Достоевский не пpиемлет теоpию Pаскольникова, да и сам герой в душе понимает всю порочность своей идеи, однако разум проповедует иное. Ожесточенная борьба разума с духом и составляет трагедию Родиона Романовича.
Если наяву Раскольников пытается заглушить голос совести, то во снах верх берет его подсознание, в котором запечатлено истинное отношение героя к своей теории. Как же можно пpокомментиpовать эти сны? По-моему, каждая каpтина сна уносит нас далеко от стpашной теоpии.
В пеpвом сне о лошади Достоевский пpедставил зло вокpуг Pаскольникова в виде пьяных мужиков. А пpотест мы видим и воспpинимаем как кpик pебенка, сильный, но в то же вpемя недостаточный для изменения окpужающего миpа. Втоpой сон повествует нам о том, что зло не уничтожить злом! Тpетий же сон говоpит о том, что если все люди пpевpатятся в «пpаво имеющих», то миp захлебнется в кpови. Сон посетил Pаскольникова уже на катоpге и помог отказаться молодому человеку от его ужасной теоpии.
Хотелось бы заметить еще одну интеpесную деталь pомана. Автоp показывает пpотивопоставление «убийцы и блудницы». Судьбы Сонечки и Pаскольникова можно назвать в чем-то похожими. Только почему же у одной в душе после всей грязи царят спокойствие и гармония, а душа другого разрывается от метаний и сомнений?
Думаю, ответ на этот вопрос заключается в том, что Сонечка постоянно жертвует собой ради ближних, да, собственно, и само ее грехопадение – не что иное, как очередная жертва во имя страждущих.
Раскольников же одержим честолюбивыми помыслами. Достоевский показал оба пути, но не сделал ни одного вывода о верности или неверности этих путей, предоставляя читателю возможность самому определить, что есть добро и зло в этом мире.