Весенний дождь
В жизни каждого человека есть такие минуты, когда сердце начинает ликовать от ощущения счастья, хочется благодарить природу-матушку за возможность созерцать ее незабываемые пейзажи. Представляя, как один из лучших поэтов-пейзажистов А. А. Фет проводил свое лучшее время в деревне или недалеко от нее, с каждой прочитанной строкой его стихотворений делаешь для себя открытия.
Стихотворение «Весенний дождь» стало любимым для меня из остальных сочинений поэзии А. А. Фета. Вслед за мыслями писателя приходит осознание того, что вникая в строки текста, понимаешь, насколько состояние человеческой души становится созвучно с проявлениями природы. Ведь человек и природа неразрывно связаны друг с другом вечными невидимыми нитями. В тексте чувствуется постоянная динамика. От этого становится интереснее читать, сравнивать восприятие поэта приближения дождя весной с действительностью.
С первых строк читателю представлены свет, тепло, атмосфера свежести, приближения новизны. Солнце иногда прячется среди облаков, но часто его блики попадают на землю. Издали автор наблюдает завесу из дождя, из-за которой еще пока виднеется опушка леса («в золотой пыли»). Стена дождя не пугает его. Подробное природное явление несет свежесть и чистоту, яркие эмоциональные положительные переживания. Когда стали ощутимыми первые капли дождя, они попали на растения, поэтому повсюду начал распространяться душистый аромат («медом тянет»). В последних строках Фет олицетворяет явление дождя, отмечая его перемещение («что-то к саду подошло»). Долгожданный дождь разразился барабанной дробью. От этого на душе читателя будто наступает облегчение.
Так неподражаемо Афанасий Афанасьевич Фет передал звуки, ароматы, движения, все то, что в период дождя происходит в природе. Подобные выразительные средства невозможно не любить. Его строки вновь и вновь вспоминаются, когда я оказываюсь среди деревьев или на поляне вовремя дождя.
Таким образом, эти строки являются для меня источником радости, любви к миру, зарождением оптимистического настроя. Они навсегда поселились в душе, вызывая счастливую улыбку в любой ситуации при одном лишь воспоминании текста.
А.А. Фет — сочинение
Детские годы.
Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин) родился 29 октября (по новому стилю – 10 ноября) 1820 года. В документальной биографии его многое не совсем точно – неточна и дата рождения. Интересно, что сам Фет отмечал как день своего рождения 23 ноября.
Место рождения будущего поэта – Орловская губерния, деревня Новоселки, недалеко от города Мценска, родовое имение отца, Афанасия Неофитовича Шеншина.
Афанасий Неофтович многие годы своей жизни, начиная с семнадцати лет, провел на военной службе. Участвовал в войне с Наполеоном. За доблесть, проявленную в сражениях, награжден орденами. В 1807 году, по болезни, ушел в отставку (в звании ротмистра) и стал служить на поприще гражданском. В 1812 году он избирается на должность мценского уездного предводителя дворянства.
Род Шеншиных принадлежал к древним дворянским родам. Но богатым отец Фета не был. Афанасий Неофитович пребывал в постоянных долгах, в постоянных домашних и семейных заботах. Может быть, это обстоятельство отчасти объясняет его сумрачность, его сдержанность и даже сухость и по отношению к жене, матери Фета, и по отношению к детям. Мать Фета, в девичестве Шарлотта Беккер, принадлежавшая по рождению к немецкой зажиточной бюргерской семье, была женщиной робкой и покорной. В домашних делах решающего участия не принимала, но воспитанием сына, по мере своих сил и возможности занималась.
Интересно и отчасти таинственна история ее замужества. Шеншин был вторым ее мужем. До 1820 года жила она в Германии, вДармштадте, в доме отца. Видимо, уже после развода с первым мужем, Иоганном Фетом, имея на руках малолетнюю дочь, она встретилась с 44-летним Афанасием Неофитовичем Шеншиным. Тот находился в Дариштадте на излечении, познакомился с Шарлотой Фет и увлекся ею. Кончилось все тем, что он уговорил Шарлоту бежать с ним в Россию, где они и обвенчались. В России, очень скоро по приезде, Шарлота Фет, ставшая Шеншиной, родила сына, нареченного Афанасием Шеншиным и крещенного по православному обряду.
В детстве Фета было и грустное и хорошее. Хорошего даже, пожалуй, больше чем плохого. Многие из первых учителей Фета оказались недалекими в том, что касается книжной науки. Но была другая школа – не книжная. Школа естественная, непосредственно-жизненая. Более всего обучали и воспитывали окружающая природа и живые впечатления бытия, воспитывал весь уклад крестьянского, сельского быта. Это, безусловно, важнее книжной грамоты. Больше всего воспитывало общение с дворовыми, простым людьми, крестьянами. Один из них – Илья Афанасьевич. Он служил камердинером у отца Фета. С детьми Илья Афанасьевич держался с достоинством и важностью, он любил наставлять их. Кроме его воспитателями будущего поэта явились: обитатели девичьих – горничные. Девичьи для юного Фета – это самые последние новости и это чарующие предания и сказки. Мастерицею рассказывать сказки была горничная Прасковья.
Первым учителем русской грамоты, по выбору матери, стал для Фета отменный повар, но далеко не отличный педагог мужик Афанасий. Афанасий скоро научил мальчика буквам русского алфавита. Вторым учителем был семинарист Петр Степанович, человек, видимо, способный, решивший учить Фета правилам русской грамматики, но так и не научивший его читать. После того как Фет лишился учителя-семинариста, его отдали на полное попечение старика-дворового Филиппа Агофоновича, занимавшего при деде Фета должность парикмахера. Будучи сам неграмотным, Филипп Агафонович ничему научить мальчика не мог, не при этом заставлял его упражняться в чтение, предлагая читать молитвы. Когда Фету пошел уже десятый год, к нему наняли нового учителя-семинариста, Василия Васильевича. При этом – для пользы в воспитании и обучении, для возбуждения духа соревнования – решено было учить вместе с Фетом также и приказчикова сына Митьку Федорова. В близком общении с крестьянским сыном Фет обогатился живым знанием жизни. Можно считать, что большая жизнь поэта Фета, как и многих других русских поэтов и прозаиков, началась встречею с Пушкиным. Стихи Пушкина заронили в душу Фета любовь к поэзии. Они зажгли в нем поэтический светильник, пробудили первые поэтические порывы, дали почувствовать радость высокого рифмованного, ритмического слова.
В доме отца Фет прожил до четырнадцати лет. В 1834 году поступил в пансион Крюммера в Верро, где он многому научился. Однажды Фету, который до того носил фамилию Шеншин, пришло письмо от отца. В письме отец сообщал, что отныне Афанасий Шеншин, в соответствии с исправленными официальными бумагами, должен именоваться официальными бумагами, должен именоваться сыном первого мужа матери, Иоанна Фета, — Афанасием Фетом. Что же произошло? Когда Фет родился и его, по тогдашнему обыкновению, крестили, он был записан Афанасьевичем Шеншиным. Дело в том, что Шеншин обвенчался с матерью Фета по православному обряду лишь в сентябре 1822 года, т.е. через два года после рождения будущего поэта, и, значит, законным отцом его считать не мог.
Начало творческого пути.
В конце 1837 года, по решению Афанасия Неофитовича Шеншина, Фет покидает пансион Крюммера и отправляет в Москву для подготовки к поступлению в Московский университет. Прежде чем Фет поступил в университет, он в течение полугода прожили, проучился в частном пансионе Погодина. Отличился Фет при обучение в пансионе и отличился при поступлениях в университет. Первоначально Фет поступил на юридический факультет Московского университета, но вскоре передумал и перешел на словесное отделение.
Серьезное занятие стихотворчеством начинается у Фета уже на первом курсе. Стихи он записывает в специально для того заведенную «желтую тетрадь». В скором времени количество сочиненных стихотворений доходит до трех десятков. Фет решает показать тетрадку Погодину. Погодин передает тетрадку Гоголю. А через неделю Фет получает от Погодина тетрадку обратно со словами: «Гоголь сказал, это несомненное дарование».
Судьба Фета не только горькая и трагичная, но и счастливая. Счастливая уже тем, что великий Пушкин первым открыл ему радость поэзии, а великий Гоголь благословил на службу ей. Стихи заинтересовали сокурсников Фета. И в это время Фет познакомился с Аполлоном Григорьевым. Близость Фета с А. Григорьевым становилась все более тесной и скоро перешла в дружбу. В итоге Фет переезжает из дома Погодина в дом Григорьева. Позднее Фет признался: «Дом Григорьевых был истиной колыбелью моего умственного я». Фет и А. Григорьев постоянно, заинтересованно душевно общались друг с другом.
Оказывали они поддержку друг другу и в трудные минуты жизни. Григорьев Фету, – когда Фет особенно остро чувствовал отверженность, социальную и человеческую неприкаянность. Фет Григорьеву – в те часы, когда была отвергнута его любовь, и он готов был бежать из Москвы в Сибирь.
Дом Григорьевых стал местом сборища талантливой университетской молодежи. Здесь бывали студенты словесного и юридического факультетов Я. П. Полонский, С. М. Соловьев, сын декабриста Н. М. Орлов, П. М. Боклевский, Н. К. Калайдович. Вокруг А. Григорьева и Фета образуется не просто дружная компания собеседников, но род литературно-философского кружка.
В пору пребывания в университете Фет выпустил первый сборник своих стихов. Называется он несколько затейливо: «Лирический пантеон». В издание сборника деятельности помогал Аполлон Григорьев. Сборник оказался убыточным. Выход «Лирического пантеона не принес Фету положительного удовлетворения и радости, но, тем не менее, заметно воодушевил его. Он стал писать стихи больше и энергичнее, чем прежде. И не только писать, но и печататься. Его охотно печатаю два крупнейших того журнала «Москвитянин» и «Отечественные записки». Более того, некоторые стихи Фета попадают, в известную в то время «Хрестоматию» А. Д. Галахова, первое издание которой вышло в 1843 году.
В «Москвитянине» Фет начал печататься с конца 1841 года. Редакторами этого журнала были профессора Московского университета – М. П. Погодин и С. П. Шевырев. С середины 1842 года Фет начал печататься в журнале «Отечественные записки», ведущим критиком которого был великий Белинский. В течение нескольких лет, с 1841 и до 1845-го, Фет напечатал в этих журналах 85 стихотворений, в том числе и хрестоматийное стихотворение «Я пришел к тебе с приветом…».
Первая беда, постигшая Фета, связана с матерью. Мысль о ней вызывала в нем нежность и боль. В ноябре 1844 года наступила ее смерть. Хотя ничего неожиданного в смерти матери не было, весть об этом потрясла Фета. Тогда же, осенью 1844 года, умирает скоропостижно дядя Фета, брат Афанасия Неофитовича Шеншина, Петр Неофитович. Он обещал оставить Фету свой капитал. Теперь он умер, а деньги его загадочным образом исчезли. Это было еще одним потрясением.
И у него начинаются финансовые проблемы. Он решает пожертвовать литературной деятельностью и поступить на военную службу. В этом он видит для себя единственный практически целесообразный и достойный выход. Служба в армии, позволяет ему вернуть социальное положение, в котором он пребывал до получения того злополучного письма от отца и которое он считал, своим, принадлежащим ему по праву.
К этому следует добавить, что военная служба не была противна Фету. Напротив, когда-то в детстве он даже мечтал о ней.
Основные сборники.
Первый сборник у Фета был издан в 1840 году и назывался «Лирический пантеон», был издан только с одними инициалами автора «А. Ф.». Интересно, что в том же году вышел из печати и первый сборник стихотворений Некрасова – «Мечты и звуки». Одновременность выхода обоих сборников невольно наталкивает на их сопоставление, и сопоставляют их часто. При этом обнаруживается общность в судьбе сборников. Подчеркивается, что и Фета и Некрасова постигла неудача в их поэтическом дебюте, что оба они не сразу нашли свой путь, свое неповторимое «я».
Но в отличие от Некрасова, вынужденного скупить тираж сборника и уничтожить его, Фет отнюдь не потерпел явной неудачи. Его сборник и критиковали, и хвалили. Сборник оказался убыточным. Фету не удалось даже возвратить затраченные им на печать деньги. «Лирический пантеон» – это книга во многом еще ученическая. В ней заметно влияние самых разных поэтов (Байрона, Гете, Пушкина, Жуковского, Веневитинова, Лермонтова, Шиллера и современника Фета Бенедиктова).
Как о, в стихах сборника видна была неземная, благородная простота, «грация». Отмечалась и музыкальность стиха – то качество, которое в высшей степени будет свойственно и зрелому Фету. В сборнике наибольшее предпочтение отдавалось двум жанрам: балладе, столь излюбленной романтиками («Похищение из гарема», «Замок Рауфенбах» и др.), и жанру антологических стихов.
В конце сентября 1847 года он получает отпуск и едет в Москву. Здесь в течение двух месяцев усердно занимается своим новым сборником: составляет его, переписывает, сдает в цензуру, получает даже цензурное разрешение на издание. Между тем время отпуска истекает. Издать сборник он так и не успел – должен был возвращаться в Херсонскую губернию, на службу.
Снова приехать в Москву Фет смог только в декабре 1849 года. Тогда-то он и завершил дело, начатое два года назад. Теперь он делает все в спешке, помня свой опыт двухгодичной давности. В начале 1850 года сборник выходит в свет. Спешка сказалась на качестве издания: в нем множество опечаток, темных мест. Тем не менее, книга имела успех. Положительные отзывы о ней появились в «Современнике», в «Отечественных записках», в «Москвитянине», то есть в ведущих журналах того времени. Успех она имела и в читательской публике. Весь тираж книги разошелся в течение пяти лет. Это не такой уж долгий срок, особенно если сравнивать с судьбой первого сборника. Тут сказалась и возросшая известность Фета, основанная на его многочисленных публикациях начала 40-х годов, и новая волна поэзии, которая отмечалась в России в те годы.
В 1856 году Фет издает еще один сборник, которому предшествовало издание 1850 года, включавшее 182 стихотворения. В новое издание, по совету Тургенева, перенесено 95 стихотворений, из них только 27 оставлены в прежнем виде. Основательной или частичной правке подвергалось 68 стихотворений. Но вернемся к сборнику 1856 года. В литературных кругах, среди ценителей поэзии, он имел большой успех. Основательной статьей на новый сборник откликнулся известный критик А. В. Дружинин. Дружинин в статье не только восхищался стихотворениями Фета, но и подверг их глубокому анализу. Особо подчеркивает Дружинин музыкальность фетовского стиха.
В последний период его жизни издается сборник его оригинальных стихотворений – «Вечерние огни». Вышли в свет в Москве, в четырех выпусках. Пятый был подготовлен Фетом, но издать его он уже не успел. Первый сборник вышел из печати в 1883 году, второй – в 1885 году, третий – в 1889 –м, четвертый – в 1891-м, за год до его смерти.
«Вечерние огни» – основное название сборников Фета. Второе их название – «Собрание неизданных стихотворений Фета». В «Вечерние огни», за редким исключением, включались действительно еще не издававшиеся до того времени стихотворения. Главным образом те, которые Фет написал после 1863 года. Перепечатывать произведения, созданные ранее и вошедшие в сборники 1863 года, просто не было надобности: тираж сборника так и не разошелся, желающие могли эту книгу купить. Наибольшую помощь при издании оказали Н. Н. Страхов и В. С. Соловьев. Так, при подготовке третьего выпуска «Вечерних огней’, в июле 1887 года, в Воробьевку приехали оба друга.
Журнальная и редакторская деятельность Фета.
Первое знакомство с Тургеневым состоялось в мае 1853 года. И, наверное, после этого и началась журнальная деятельность Фета. Но до этого Фет печатал свои стихотворения в известных тогда журналах «Отечественные записки» и «Москвитянин». Спасском Фет читал Тургеневу свои стихи. Фет взял с собой и свои переводы из од Горация. Этими переводами Тургенев был больше всего восхищен. Интересно, что фетовские переводы Горация заслужили похвалу не только Тургенева – высокую оценку дал им «Современник».
На основе своих путешествий 1856-ого года, Фет написал большую статью под заглавием «Из-за границы. Путевые впечатления». Она была напечатана в журнале «Современник» – в №11 за 1856 год и в №2 и №7 за 1857 год.
Фет занимается переводами не только с латинского, но и с английского: усердно переводит Шекспира. И сотрудничает не только в «Современнике», а и в других журналах: «Библиотека для чтения», «Русском вестнике», с 1859 года – в «Русском слове», журнале, ставшем позднее очень популярным благодаря участию в нем Дмитрия Ивановича Писарева. В 1858 году Фету приходит мысль об создании совсем нового, чисто литературного журнала, которым бы руководили, кроме него, Л. Толстой, Боткин и Тургенев.
В 1859 году Фет порвал сотрудничество с журналом «Современник». Предпосылки к этому разрыву служило объявление войны «Современником» литературе, которую он считал безразличной к интересам дня и к прямым нуждам трудового народа. Кроме этого «Современник» опубликовал статью, резко критикующею фетовские переводы Шекспира.
В феврале 1860 года Фет купил имение Степановка. Здесь он и хозяйничал семнадцать лет. Именно, хорошей знание сельской жизни и сельской деятельности в Степановке позволили Фету создать несколько публицистических трудов, посвященных деревне. Очерки Фета так и назывались: «Из деревни». Они были опубликованы в журнале «Русский вестник».
В деревне Фет занимался не только сельскими делами и написаниями очерков, но переводил труды немецкого философа Шопенгауэра.
Личная судьба Фета.
После смерти Петра Неофитовича, у Фета начинаются финансовые проблемы. И он решает пожертвовать литературной деятельностью и поступить на военную службу. 21 апреля 1845 года Фет был принят унтер-офицером в кирасирский (кавалерийский) Военного Ордена полк. К этому времени он почти совсем простился с поэзией. В течение трех лет, с 1841 по 1843 год, он много писал и много печатался, но в 1844 году, видимо по причине известных нам тяжелых обстоятельств, заметен спад в творчестве: в этом году он написал всего десять оригинальных стихотворений и перевел тринадцать од римского поэта Горация. В 1845 году создано всего пять стихотворений.
Конечно, и в годы службы у Фета были подлинные радости – высокие, истинно человеческие, духовные. Это, прежде всего встречи с приятными и добрыми людьми, интересные знакомства. К таким интересным знакомствам, оставившим по себе память на всю жизнь, относится знакомство с супругами Бражескими.
С семейством Бржеских связано у Фета еще одно, особенно важное событие: через них он познакомился с семьей Петковича. В гостеприимном доме Петковичей Фет встретил их молодую родственницу, Марию Лазич. Она стала героиней его любовной лирики. Когда Фет встретился с Лазич, ей было 24 года, а ему 28. Фет увидел в Марии Лазич не только привлекательную девушку, но и на редкость культурного человека, музыкально и литературно образованного.
Мария Лазич оказалась близкой Фету по духу – не только по сердцу. Но она была такой же бедной, как Фет. И он, лишенный состояния и твердой социальной основы, не решил связать с нею свою судьбу. Фет убеждал Марию Лазич, что им нужно расстаться. Лазич соглашалась на словах, но порвать отношения не могла. Не мог и Фет. Они продолжали встречаться. Вскоре Фету пришлось по служебной надобности на время уехать. Когда он вернулся, его ждала страшная весть: Мария Лазич уже не было в живых. Как рассказали Фету, в тот трагический час она лежала в белом кисейном платье, читала книгу. Закурила и спичку бросила на пол. Спичка продолжала гореть. От нее загорелось кисейное платье. Через несколько мгновений девушка вся была в огне. Спасти ее не удалось. Ее последние слова были: «Спасите письма!». И еще она просила не винить ни в чем того, кого она любила…
После трагичной кончины Марии Лазич к Фету приходит в полной мере осознание любви. Любви неповторимой и единственной. Теперь он всю жизнь будет вспоминать, будет говорить, и петь об этой любви – высокими, прекрасными, удивительными стихами.
…Та трава, что вдали на могиле твоей,
здесь на сердце, чем старее оно, тем свежей…
В конце сентября 1847 года он получает отпуск и едет в Москву. Здесь он усердно занимается своим новым сборником, сдает в цензуру проходит ее, но издать сборник ему не удалось. Он должен был возвратиться в Херсонскую губернию, на службу. Сборник был издан спустя лишь 3 года. Издает он его в спешке, но, не смотря на это сборник, имеет большой успех.
2 мая 1853 года Фета переводят в гвардию, в уланский полк. Гвардейский полк был расквартирован вблизи Петербурга, в Красносельском лагере. И у Фета появляется возможность, еще, будучи на военной службе, войти в петербургскую литературную среду – в круг самого знаменитого и самого прогрессивного тогда журнала «Современник».
Более всего Фет сближается с Тургеневым. Первое знакомство Фета с Тургеневым состоялось в мае 1853 года в Волково. Потом Фет по приглашению Тургенева посетил его имении Спасское-Лутовиново, где Тургенев по правительственному приговору находился в ссылке. Разговор между ними в Спасском был посвящен главным образом литературным делам и темам. Фет взял с собой и свои переводы из од Горация. Этими переводами Тургенев был больше всего восхищен. Тургенев редактировал и новый сборник оригинальных стихотворений Фета. Новый сборник стихотворений Фета вышел в 1856 году. Когда выходит в свет новое издание стихотворений Фета, он берет на год отпуск по службе и использует его не только для литературных дел, но и для путешествия за границу. За границей Фет был дважды. Первый раз ездил наскоро – за своей старшей сестрой Линой и для расчета по делам наследства матери. Поездка оставил мало впечатлений.
Второй его путешествие за границу, состоявшееся в 1856 году, было более продолжительным, и более впечатляющим. На основе своих впечатлений Фет написал большую статью заграничных впечатлений под заглавием «Из-за границы. Путевые впечатления».
Путешествуя, Фет посетил Рим, Неаполь, Геную, Ливорно, Париж и другие, знаменитые итальянские и французские города. В Париже Фет познакомился с семейством Полины Виардо, которую любил Тургенев. И все-таки путешествие за границу не принесло Фету сколько-нибудь устойчивой радости. Напротив, – за границей более всего он тосковал и хандрил. Он почти уже дослужил до чина майора, который должен был автоматически вернуть ему утерянное дворянство, но в 1856 году новый царь АлександрII, специальным указом установил новые правила ля получения дворянства отныне имеет право на дворянство имеет не майор, а только полковник.
«По состоянию здоровья ожидаю, скорее смерти и смотрю на брак как на вещь для меня недостижимую». Слова Фета о недостижимости брака были сказаны Фетом меньше чем за год до женитьбе на Марии Петровне Боткиной.
Мария Петровна было родной сестрой Василия Петровича Боткина, известного писателя, критика, близкого друга Белинского, друга и ценителя Фета. Мария Петровна принадлежала к большой купеческой семье. Семь Боткиных была не только талантливая, но и дружная. Будущая жена Фета находилась в семье на особом положении. Братья жили собственной жизнью, старшие сестры были выданы замуж и имели свои семьи, только Мария Петровна оставалась в доме. Ее положение казалось ей исключительно и сильно ее угнетало.
Предложение Фетом было сделано, и в ответ на него последовало согласие. Было решено вскоре же отпраздновать свадьбу. Но случилось так, что Мария Петровна должна была, не откладывая ехать за границу – сопровождать больную замужнею сестру. Свадьбу отложили до ее возвращения. Однако Фет не стал дожидаться возвращения невесты из-за границе – поехал за нею сам. Там, в Париже, состоялся обряд венчания, и была сыграна скромная свадьба.
Фет женился на Марии Петровне, не испытывая к ней сильного любовного чувства, но по симпатии и по здравом размышлении. Такие браки часто бывают не менее удачными, нежели браки по старости. Брак Фета был удачным по самому нравственному счету. О Марии Петровне все знавшие ее говорили только хорошо, только с уважением и неподдельной приязнью.
Мария Петровна была хорошей женщиной образованной, хорошей музыкантшей. Она стала помощницей мужу, привязана к нему. Это Фет всегда чувствовал и не мог не быть благодарным.
К февралю 1860 года у Фета созрела мысль о приобретение имения. К середине года он осуществляет свою мысль-мечту. Имение Степановка, которое он купил, находилось на юге того же Мценского уезда Орловской губернии, где было расположено и его родное имение Новоселки. Это был довольно большой хутор, размером в 200 десятин, расположенный в степной полосе, на голом месте. Тургенев по этому поводу шутил: «жирный блин и на нем шиш», «вместо природы… одно пространство».
Здесь Фет и хозяйничал – в течение семнадцати лет. Здесь он проводил большую часть года, лишь зимою выезжая ненадолго в Москву.
Хозяином Фет был не просто хорошим – истовым. Его истовость в сельских трудах и устройстве имения имела серьезные психологические обоснование: он на деле возвращал себе причастность к классу дворян-помещиков, устранял великую, как ему казалось, несправедливость по отношению к себе. В Степановке Фет обучил двух крестьянских детей грамоте, построил для крестьян больницу. Во время недорода и голода помогает крестьянам деньгами и другими средствами. С 1867 года и на протяжении десяти лет Фет исполнял должность мирового судьи. К своим обязанностям относился серьезно и ответственно.
Последние годы жизни.
Последние годы жизни Фета отмечены новым, неожиданным и самым высоким взлетом его творчества. В 1877 году Фет продает старое имение, Степановку, и покупает новое – Воробьевку. Имение это расположено в Курской губернии, на реке Тускари. Получилось так, что и в Воробьевке Фет неизменно, все дни и часы, занят работой. Поэтической и умственной работой.
Как бы ни была важна для Фета переводческие труды, самым большим событием в последние годы его жизни был выход сборников его оригинальных стихотворений – «Вечерние огни». Стихи поражают, прежде всего, глубиной и мудростью. Это одновременно светлые и трагичные раздумья поэта. Таков, например, стихотворения «Смерть», «Ничтожество», «Не тем, Господь, могуч, непостижим…». Последнее стихотворение – слава человеку, слава вечному огню духа, который живет в человеке.
В «Вечерних огнях», как и во всей поэзии Фета, много стихотворений о любви. Прекрасных, неповторимых и незабываемых стихотворений. Одно из них «Александре Львовне Бржеской».
Видное место в поздней лирики Фета занимает природа. В его стихах она всегда тесно связанна с человеком. У позднего Фета природа помогает решать загадки, тайны человеческого бытия. Через природу Фет постигает тончайшую психологическую правду о человеке. Под конец жизни Фет стал богатым человеком. Указом императора Александра II ему вернули дворянское достоинство и столь желанную для него фамилию Шеншин. Его пятидесятилетний литературный юбилей в 1889 году был отмечен торжественно, пышно и вполне официально. Новым императором Александром III еему было пожаловано звание старшего ранга – камергер.
Фет умер 21 ноября 1892 года, не дожив двух дней до семидесятидвухлетия. Обстоятельства его смерти таковы.
Утром 21 ноября больной, но бывший еще на ногах Фет неожиданно пожелал шампанского. Жена, Мария Петровна, напомнила, что доктор этого не разрешил. Фет стал настаивать, чтобы она немедленно поехала к доктору за разрешением. Пока запрягали лошадей, Фет волновался и торопил: «Скоро ли?» Марии Петровне на прощанье сказал: «Ну, отправляйся же, мамочка, да возвращайся скорее».
После отъезда жены он сказал секретарше: «Пойдемте, я вам продиктую». – «Письмо?» – спросила она. – «Нет». Под его диктовку секретарша написала вверху листа: «Не понимаю сознательного преумножения неизбежных страданий. Добровольно иду к неизбежному». Под этим сам Фет подписался: «21 ноября, Фет (Шеншин)».
На столе у него лежал стальной разрезальный ножик в виде стилета. Фет взял его. Встревоженная секретарша вырвала. Тогда Фет, не отказавшись от мысли о самоубийстве, отправился в столовую, где в шифоньерке хранились столовые ножи. Он пытался открыть шифоньерку, но безуспешно. Вдруг, часто задышав, широко раскрыв глаза, он упал на стул.
Так к нему пришла смерть.
Через три дня, 24 ноября, произошел обряд отпевания. Отпевали в университетской церкви. Потом гроб с телом Фета отвезли в село Клейменово Мценсконо уезда Орловской губернии, родовое имение Шеншиных. Там Фета и похоронили.
Список литературы:
Маймин Е. А. Афанасий Афанасьевич Фет: Книга для учащихся. – Москва: Просвещение 1989 г.
– 159 с. – (Биография писателя).
Целый мир от красоты
Мое любимое стихотворение Фета называется по первой строчке «Целый мир от красоты..» и представляет собой только две коротких строфы. Поэтический сборник, который я читал, размещает данное стихотворение в нижнюю часть страницы, оно как бы дополняет образовавшийся пробел, как бы просто используется больше в практическом смысле, без понимания его значения. Там оно похоже на ценную книгу, которую ставят под стол для того чтобы он не шатался.
Конечно, я понимаю, что верстальщики этого сборника, так или иначе, вынуждены были компоновать стихотворения по размеру и именно этот сборник не мог позволить себе печатать по стихотворению на отдельной странице, как иногда делают, а просто располагал стихи впритирку. Тем не менее, такое расположение мне кажется символичным и во многом соотносимым и с содержанием этих стихов и с положением в мире и со многим другим.
Эти две строфы являются как бы выжимкой из статьи Фета о поэзии Тютчева, которой он там (в статье) восхищается и которую исследует довольно умело и детально. Эти поэты были близки по своим воззрениями, хотя и имели разную судьбу. Они склонялись к чистому искусству.
Если говорить кратко, то Фет считал, что искусство не следует увязывать с действительностью. Грубо говоря, не нужно все нечистоты, которые мы видим в мире, переносить на полотна или страницы поэтических сборников. Наоборот, нужно создавать некий оазис чистоты, который говорит о возвышенном положении духа и возвышает дух читателя.
В стихотворении поэт говорит о том, что не представляется возможным отыскать начало красоты. Красота представляет собой нечто неисчерпаемое и, соответственно, вечное. Вторая строфа посвящена именно соотношению человека и вечности и Фет утверждает «все, что вечно — человечно». Таким образом и красота становится человечной, доступной ему (человеку) и способной через него проявляться.
Этим Фет утверждает свое отношение к миру и человеку, его миссии, как тому, кому следует быть проводником красоты в мир. Такие взгляды мне импонируют во многом, а умелое использование краткой стихотворной формы, в которой Фет запечатлел такую глубокую мудрость, вызывает восхищение. Стихотворение действительно похоже на некий драгоценный нектар, к примеру, розовое масло, для создания только малого количества которого требуется огромное количество лепестков роз, но которое является сутью этих роз или шафран, который представляет собой вершину утонченного вкуса.
Сочинение 2
О чем думает поэт? Вероятно, о любви и вечности, а красоте. В общем, о чем-то вневременном, о чем-то возвышенном.
Если рассмотреть лирику Фета в целом, то именно таким раздумьям, вероятно, и предавался автор. Ведь практически каждое втрое его произведение представляет собой созерцание природы, которое плавно перетекает в созерцание своего внутреннего мира или внутренней природы, если возможно так выразиться.
Стихотворение «Майская ночь» относится к позднему периоду творчества и написано в 1870 году, когда поэт практически уединился и посвятил себя в основном творчеству. Более того, поселившись в орловской губернии, он не просто оставил радости крупного города, но и практически отошел от поэтического ремесла, решив заняться по большей части переводами. Тем не менее, такое решение не совсем воплотилось, в поздний период Афанасий Афанасьевич создал немалое количество интересных и достойных произведений и написал, например, знаменитый лазичевский цикл.
Данное стихотворение представляет собой типично фетовское творение на тему красоты природы, бренности бытия и возвышенности духа. Фету нравился Шопенгауэр, но многие его стихи заставляют вспомнить известнейшее изречение другого философа. Иммануила Канта.
Мне нравится созерцать отражение звездного неба над головой в воде и отражение нравственного закона во мне – нечто подобное писал Кант. «Царит весны таинственная сила с звездами на челе.. А счастье где? Не здесь, в среде убогой, а вон оно — как дым» — писал Фет, собираясь отправиться к счастью в вечность «воздушною дорогой». Собственно, если не вдаваться в художественные различия и форму, которую обретает смысл, вполне возможно констатировать похожую структуру мировосприятия.
Дополнительно к этому в лирике Фета, конечно, присутствует мотив отчужденности от мира и потребность вырваться из бытия в некую более возвышенную вечность. Безусловно, эта потребность связана с трагической любовью к Марии Лазич, которую поэт нес через все свое существование. В этом мире счастье для него «как дым» и этому утверждению есть объяснение, так как счастье ему сулила именно Лазич, но оно не состоялось и развеялось как дым.
Единственным вариантом для себя поэт видит возможность вырваться из круговерти бытия, для того чтобы вновь воссоединиться с любимой и соответственно, таким образом обрести вечное счастье. Ведь в «среде убогой» счастья все равно не отыскать. Подобное отношение вообще соответствует общему миропониманию Фета, который рассматривал земное бытие подобно некоторым духовным традициям как юдоль скорби.
Другие темы: ← Русская природа в лирике Фета↑ Фет
`
Популярные сочинения
- История любви Евгения Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой в романе Отцы и дети
Любовь между Базаровым и Одинцовой не является ключевой линией сюжета романа. Однако она добавляет образу главного героя, Евгения, новые черты, которые он так тщательно скрывает от окружающих и даже близких ― способность к глубоким чувствам. - Ревизор — история создания комедии Гоголя
Действия, описанные в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор», происходят в небольшом уездном городе России. Мелкого петербургского чиновника Хлестакова местные власти принимают за ревизора из столицы. - Сочинения по творчеству Булгакова
Михаил Афанасьевич Булгаков родился в интеллигентной семье в городе Киев. Он был доктором по первому образованию, и некоторое количество времени работал по профессии и даже
Я пришел к тебе с приветом
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало…
Вступление
Произведения Афанасия Афанасьевича Фета по праву принадлежат к числу шедевров русской классической поэзии. Поэзия Фета выдержала испытание временем, и в наши дни он является одним из самых читаемых поэтов-классиков. Лично мне этот великолепный поэт пришелся по нраву.
Когда я впервые прочитал его лирическую пьесу “Шепот, робкое дыханье…”, то почувствовал какое-то особое настроение, прилив жизненной силы.
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья…
По-моему – дивно! Именно это стихотворение стало своеобразным поэтическим “автопортретом”. Стихотворение построено на одних назывных предложениях. Ни одного глагола.
Только предметы и явления, которые следуют одно за другим безо всякого действия.
Суть поэзии
Любовь, природа и искусство – основные мотивы поэзии Фета. Причудливо переплетаясь между собой, дополняя друг друга, они создают неповторимую поэзию А. А. Фета. В его лирике отчетливо чувствуется слияние внутреннего и внешнего мира.
Как я заметил, при всей конкретности описания природы стихи Фета строятся по-особому: вначале дается пейзаж – зримая картина природы, нарисованная яркими красками и проникнутая определенным настроением, а в конце выражается лирическое чувство героя, раскрывается его внутренний мир.
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря! Заря!…
Поэзия Афанасия Афанасьевича Фета также отличается мелодичностью, музыкальностью. Всему этому помогают яркие эпитеты, присущие поэзии нашего поэта. Читая стихотворения Фета, как будто погружаешься в какой-то необыкновенный мир, мир чудесных звуков, волшебных красок, сказочных картин.
Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдет,
Раскрываются тихо листы,
И я слышу, как сердце цветет.
Он видел красоту в земном и обыденном, усматривал идеальное и вечное в повседневном и преходящем. Фет был импрессионистом: неясные зарождающиеся движения души, которые невозможно точно назвать, поэт умел навеять на душу читателя. Источником творчества может стать обычная прогулка, увиденный пейзаж или даже мимолетное настроение.
Мир Фета можно назвать миром “единства противоположностей”, гармоничного их слияния. Это противопоставление образов можно ясно увидеть в словосочетаниях из строчек его стихотворений: “пурпурные тучи”, “светлая ночь”… У поэта имеется своеобразная цветовая гамма.
Любовь в лирике
В лирике А. А. Фета немаловажную роль играет тема любви. Создание прекрасных стихов о любви объясняется не только великим даром и особым талантом поэта. В случае с Фетом оно имеет реальное отражение в жизни.
Вдохновением для поэта была его любовь к дочери помещика Марии Лазич. Насколько их любовь была высока и огромна, настолько и трагична. Мария знала, что Фет никогда не женится на ней, ее смерть была темна и загадочна, можно даже предполагать, что это было самоубийство. Чувство вины постоянно преследовало Фета на протяжении всей его жизни.
И, может быть, все же переживания о потере своей любимой нашли свое отражение в другом мире Фета – мире лирических переживаний, настроений, чувств, воплощенных в стихотворения. Фет ощущал себя в другом бытии, мире поэзии, где он не одинок, а рядом с любимым человеком. Они снова вместе, и никто не сможет их разлучить.
И хоть жизнь без тебя
Суждено мне влачить,
Но мы вместе с тобой,
Нас нельзя разлучить.
Возможно, смерть любимой девушки раскрыла талант великолепного поэта, который написал такие замечательные стихи любви, полные грусти и тоски и в то же время наполненные радостью, счастьем и жаждой жизни.
Loading…
- Сочинения
- По литературе
- Фет
Сочинения по творчеству Фета
- Вечные темы в лирике Фета
- Жизнеутверждающее начало в лирике Фета о природе
- Импрессионизм лирики Фета
- Мое любимое стихотворение Фета
- Природа в творчестве Фета
- Тема любви в творчестве Фета
- Человек и природа в лирике А. А. Фета
Давным-давно было известно о том, что поэтами рождаются. Афанасий Фет действительно родился поэтом.
Задушевность, утонченное восприятие всего происходящего в человеческой душе сделали его одним из первых настоящих импрессионистов не только литературы, но и всего русского искусства.
Обучаясь на философском факультете в Московском университете, будущий стихотворец проявил себя, создавая множество стихотворений. Он издает первый сборник первых работ под названием «Лирический пантеон» за свои деньги. Однако, поэт не получил особого удовлетворения от этих работ, и поэтому он продолжает творить, создавая все больше произведений.
Далее его творческая деятельность ознаменована выходом 85 работ в «Отечественных записках», в том числе там было представлено знаменитое творение «Я пришел к тебе с приветом». Стихотворения данного этапа показали читателям, что в литературе появился новый поэт, пришедший из мира помещичьей России. Особенно это видно в строчках « На заре ты ее не буди…», которые стали основой для знаменитого романса. Потеря матери и дяди повлияли на материальное благосостояние Афанасия Афанасьевича, и поэтому он вынужден был приостановить свое сочинительство и начать служить.
Однако, в 1850-х годах он возвращается к творческой деятельности, и издает новые сборники, где прослеживается тема любви и природы. Поэт испытал в своей жизни любовные переживания, которые нашли свое подтверждение в стихотворениях ,посвященных возлюбленной Марии Лазич. Вскоре о нем повсюду стали говорить. Его творчество хвалили, и ставили в один ряд со знаменитыми поэтами того времени.
Оставив службу в 1858 году, он продолжает выпускать книги. Однако, Фет подвергается критике за то, что в его творчестве отсутствует гражданская тематика. И у поэта начался кризис. Только в 1863 году издается его двухтомник произведений. Но, радости у Фета не чувствовалось Глубоко переживая по прошлой любви, он создает творение «Ты отстрадала я еще страдаю», где отражает свои мысли по потери Марии Лазич.
Вторая половина жизни Афанасия Афанасьевича была тяжела и мучительна. Но, несмотря на это, он публикует 4 сборника «Вечерние огни», где он также прославляет любовь и природу. Однако, читатели были совсем другими, и его труды выходили в малом количестве. Его не могли понять даже близкие друзья.
И, хотя поэзия Фета не была понята современниками, он оставил глубокий след в литературе, как творец, прославивший красоту.
Обновлено: 11.01.2023
Афанасий Афанасиевич Фет, наверное каждый знает его прекрасные стихи, на прошлом уроке литературы, и мы познакомились с ним и его творчеством.
У А.А. Фета больше количество стихов на разные темы. Он пишет о: природе, животных, любви, чувствах и человеческой душе. Фет очень любит мир окружающий его со всех сторон. В стихах с радостью и счастьем о отображает свою любовь к миру, его поэзия проницательная, внимательная и чувственная.
Благодаря поэзии Фета я еще больше научилась любить природу и замечать красоту мира. Поэзия учит многому, нужно ценить и любить ее.
Афанасий Фет во всех своих стихах в основном пишет о природе и любви к ней.Фет, как бы благодарит природу за то что он есть!Тема его стихов заключена в благодарности.Я думаю, что Афанасий Фет очень любит весь мир, где бы он ни был, он не перестаёт любить природу.Он восхищается красотой её величия!У Афанасия Афанасьевича в душе заключены два слова: «Любовь к природе».Его стихи такие, как золотые руки у мастера, готовые творить всё что угодно!У Фета основное свойство поэзии я думаю это:»передать человеку что он чувствует, когда пишет стихи!»Читая стихи Фета, я погружаюсь в мир его эмоций, страданий, радости, я понимаю, что хочет он передать людям всей планеты.Мне понравился стих «Ель рукавом мне тропинку завесила», потому что оно легко учится и его приятно слушать.Я его с удовольствием выучил!Вот что я хотел рассказать о поэзии Фета.
Целый мир от красоты.
Недавно мы читали стихи А.А. Фета. И мне кажется что поэзия Фета не очень весёлая. Его стихи помогают нам понять то чего мы в повседневной жизни не замечаем. Его стихи очень глубокомысленные и внимательные.По его поэзии можно понять что он очень спокойный и добрый человек. У него есть очень мудрые стихи:
«Целый мир от красоты,
От велика и до мала,
И напрасно ищешь ты
Отыскать её начало.
Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек.
То что вечно — человечно.»
Эти стихи очень мудры, но в тоже время они очень красиво написано. Поэзия Фета больше подходит людям любящим душевную поэзию.
Поэзия Афанасия Фета заставила задуматься. Он пишит о чувствах людей, природе, любви, дружбе. Фет очень многостароний! Но только почти всю свою жизнь посветил тому , чтобы добиться возврата фамилии и меня это очень сильно удивило.
А так поэт Афанасий Фет для меня не важнее все других поэтов!
Ведь каждый поэт может и хочет быть самим собой и дарить людям своё творчество !
Ночь светла, мороз сияет.
С Фетом и его поэзией меня познакомила старшая подруга. Ее любимое стихотворение было «Мысли о весне», это стихотворение было приятно читать и просто учить. Мне самой больше понравилось стихотворение «Вечер».Стихи Фета было интересно читать, от того что я никогда ни могла угадать по названию о чем будет это стихотворение.
Когда я узнала о том какая была у Фета жизнь, мне стало еще больше интересно узнать все его стихотворения и его жизнь.
» Полно смеяться! Что это с вами ?»
Три основные темы Фета — искусство, природа и любовь.
Афана́сий Афана́сьевич Фет . За 1842 год, А.А.Фет написал в основном о природе. Это стихи, такие как «Буря на небе вечернем» или «Сосна так темна, хоть и месяц». Можно заметить что в обоих этих стихах есть схожесть, они как будто перечисляют разные явления.
А.А.Фет описывает разные вещи с небывалой красноречивостью и точностью, он видит мир переполненным чувствами, и пишет так же.
» Полно смеяться! что это с вами?
Точно базар !»
Такой стих без названия написал А.А.Фет. Стих так и начинается. Он вызывает у меня долю удивления, так как он начинается » Полно смеяться! «, а заканчивается » Гроб забивают крышей большою «. Так за пару строчек может кардинально измениться впечатление.
С поэзией А.Фета я познакомился давно. И не понимал по чему в его стихах, так много печали, хоть и без повода. Но узнав его биографию, я был шокирован. Как человек потратив половину своей жизни, на то чтобы вернуть фамилию может писать столь прекрасные стихи. И все друзья говорили: как Шеншин вы имеете только фамилию, а как Фет имя. Особенно мне нравятся его стихи о природе. Он так внимательно рассказывает обо все, что происходит и так точно описывает. Хоть А.Фет не станет моим любимым поэтом, но его стихи я вряд ли забуду.
Афанасий Афанасьевич Фет — пожалуй, самый известный поэт-лирик. Его поэзия расцветала в 1840-ых годах и до сих пор цветет, хоть уже и прошло почти два века.
Его поэзия раскрывает нам незамеченные моменты от кустика травы до тишины. «Что за звук в полумраке вечернем? Бог весть,- То кулик простонал или сыч. Расставанье в нем есть, и страданье в нем есть, И далекий неведомый клич. «- его взгляд на мир, очень лиричен и внимателен.
У стиля его стихотворений переменчивое настроение. Например «Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом. По листам затрепетало. » и «И в больную усталую грудь, Веет влагой ночной. Я дрожу..» — это совершенно два разных произведения, даже будто написаны двумя разными поэтами. По стихам можно понять, что Афанасий Фет — очень разноликий человек.
В стихах у Фета мне нравится лирика.Но не зависимо от этого мне больше всего нравится стих «Это утро, радость эта. «. Обычно, в стихотворениях есть глаголы — в нем же — нет ни одного. Это объясняет нам, что не рассказывая о действиях предмета, мы все равно понимаем его насыщенность.
Мне очень нравится поэт А.А Фет. Мне очень нравятся его стихи о природе, в них он описывает всё очень подробно. Меня очень поразила история о том как А.Фет половину своей жизни пытался вернуть родную фамилию. Друзья его говорили «Как Шиншин ты имеешь только фамилию, а как Фет имя». Стихи Фета я считаю очень красивыми, но некоторые другие поэты не понимали стихов и поэтому называли его «Дураком». Всем советую прочитать стихи А.А Фета и найти тот единственный который уляжется в душе.
Я болен, Офелия, милый мой друг!
Ни в сердце, ни в мысли нет силы.
О, спой мне, как носится ветер вокруг
Его одинокой могилы.
Душе раздраженной и груди больной
Понятны и слезы, и стоны.
Про иву, про иву зеленую спой,
Про иву сестры Дездемоны.
1847, Фет А. А.
Давным-давно было известно о том, что поэтами рождаются. Афанасий Фет действительно родился поэтом.
Задушевность, утонченное восприятие всего происходящего в человеческой душе сделали его одним из первых настоящих импрессионистов не только литературы, но и всего русского искусства.
Однако, в 1850-х годах он возвращается к творческой деятельности, и издает новые сборники, где прослеживается тема любви и природы. Поэт испытал в своей жизни любовные переживания, которые нашли свое подтверждение в стихотворениях ,посвященных возлюбленной Марии Лазич. Вскоре о нем повсюду стали говорить. Его творчество хвалили, и ставили в один ряд со знаменитыми поэтами того времени.
И, хотя поэзия Фета не была понята современниками, он оставил глубокий след в литературе, как творец, прославивший красоту.
Все сочинения по литературе за 10 классКоллектив авторов
Сочинение на тему: ЛИРИКА А. ФЕТА
ЛИРИКА А. ФЕТА
Афанасий Фет прожил долгую и трудную жизнь. Сложной была и его литературная судьба. Широкому кругу читателей известны его стихи, а вот проза и публицистика, переводы, письма и мемуары менее популярны. В прозе поэт был другим — гневным, жестким, обличающим. Но таков был реальный мир. А стихи Фета — это чистая поэзия, воспевающая прежде всего красоту. Он умел видеть красоту в самом обыденном — в дожде и снеге, в других явлениях природы, в искренних и простых движениях человеческой души. Вся поэзия Фета радостна и светла, а природа спокойна. Так же светло и спокойно поэт пишет и о любви, которая, даже будучи неразделенной, прекрасна сама по себе, а потому никогда не будет несчастной. В целом этими двумя темами — темой природы и темой любви — и можно очертить круг поэзии Фета. В ней нет места политическим, гражданским мотивам. Фет считал, что поэзия не должна вмешиваться в суетные дела этого мира. Вопросы времени он раскрывал в прозе, а поэзия была чужда политике, грубости, грязи, так как ее предназначение — служить красоте.
Когда Фет пишет о природе, он не скрывает своего любования, хотя природа у него притихшая, застывшая, словно замерзшая. Но она все равно богата звуками и красками, все равно живет и меняется, пусть даже незаметно для кого-то. Природу никогда не нужно было приукрашивать, поскольку первозданная красота и без искусства прекрасна, а вот искусство питается только за ее счет. Искусство, по мнению Фета, всегда было беднее жизни. Поэт с необычайным мастерством психолога тонко улавливал самые разные оттенки переживаний человека. В природе Фет находил созвучное и своим чувствам. Даже мимолетные, мгновенные душевные движения он воплощает в ярких поэтических образах:
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений Милого лица.
В поэзии Фета почти нет действия — это множество чувств, впечатлений, мыслей. При этом поэт фиксирует только одно проявление чувства, но глубоко и полно раскрывает его. Будучи сотканной из летучих грез, вся поэзия Фета легка, воздушна, изящна. Но как бы ни звала нас его лирика в далекую страну мечты, как бы ни стремилась душа поэта к неземному, космическому, к звездам, пишет Фет и о земном. Просто поэт видел красоту во всем и воспевал ее. Он так рисует описываемые им явления, что читатель тоже любуется ими:
Ярким солнцем в лесу пламенеет костер,
И, сжимаясь, трещит можжевельник;
Точно пьяных гигантов столпившийся хор, Раскрасневшись, качается ельник.
В описаниях природы Фет с безукоризненной точностью отображает мелкие детали и настроения, как бы фотографируя их. Хотя, на мой взгляд, он стремился не столько зафиксировать сами движения души и природы, сколько впечатления от этих движений. Стихи Фета о природе разнообразны, непохожи друг на друга, но в каждом из них поэт постоянно подчеркивает единство природы и жизни человека.
Любовная лирика Фета — самая откровенная в его поэзии, она оптимистична и спокойна. Поэт раскрывает нам свое сердце, рисует пережитые любовные драмы. Но все его стихи о любви заканчиваются светлыми, радостными нотами. Афанасия Фета называют певцом красоты и любви. И поэтическое искусство, и любовь он считал проявлениями чего-то неземного, потустороннего. В то же время это что-то глубоко личное, безмерно дорогое. Любовь, как и все другие добрые чувства, даны человеку природой, а потому они гармоничны, полны силы и чистоты. Два любящих человека понимают друг друга, их отношения трепетны и бережны.
Между счастием вечным твоим и моим
Бесконечное, друг мой, пространство.
Не клянись мне, я верю: я точно любим,
И похвально твое постоянство.
Свет идеала в поэзии Фета преобразовывал его жизнь. И стихами он сопротивлялся обыденности, пошлости, грубости действительности, предлагая в своей поэзии другой мир, другой, красивый и восторженный, вариант этой реальности. Стихи Фета и сегодня любимы, для многих они остаются совершенными образцами, примерами красоты и ценности слова. Его поэзия близка нам, поскольку находит путь к нашим сердцам, затрагивая самые сокровенные для нас проблемы и помогая открывать красоту мира, в котором мы живем.
Сочинение на тему: ЛИРИКА А. ФЕТА
На этой странице искали :
- сочинение на тему лирика фета
- сочинение на тему любовная лирика фета
- сочинение лирика фета
- любовная лирика фета сочинение
- сочинение по лирике фета
Сохрани к себе на стену!
Мой Фет
Родился в усадьбе Новоселки Мценского уезда в ноябре 1820 года.История его рождения не совсем обычна. Отец его, Афанасий Неофитович Шеншин, ротмистр в отставке, принадлежал к старому дворянскому роду и был богатым помещиком. Находясь на лечении в Германии, он женился на Шарлотте Фет, которую увез в Россию от живого мужа и дочери. Через два месяца у Шарлотты родился мальчик, названный Афанасием и получивший фамилию Шеншин. Четырнадцать лет спустя, духовные власти Орла обнаружили, что ребенок родился до венчания родителей и Афанасий был лишен права носить фамилию отца, и лишен дворянского титула.
Это событие ранило впечатлительную душу ребенка, и он почти всю свою жизнь переживал двусмысленность своего положения.Особое положение в семье повлияло на дальнейшую судьбу Афанасия Фета – он должен был выслужить себе дворянские права, которых его лишила церковь. Прежде всего, он окончил университет, где учился сначала на юридическом, затем на филологическом факультете. В это время, в 1840 году он и издал отдельной книгой свои первые произведения, не имевшие, однако, никакого успеха.Получив образование, Афанасий Афанасьевич решил стать военным, так как офицерский чин давал возможность получить дворянский титул.
Но в1858 году А. Фет вынужден был выйти в отставку. Дворянских прав он так и не завоевал – в то время дворянство давало только чин полковника, а он был штаб – ротмистром. Конечно, военная служба не прошла для Фета даром: это были годы рассвета его поэтической деятельности. В 1850 году в Москве вышли “Стихотворения” А. Фета, встреченные читателями с восторгом. В Петербурге он познакомился с Некрасовым, Панаевым, Дружининым, Гончаровым, Языковым. Позднее он подружился со Львом Толстым. Эта дружба была долга и нужна для обоих.
В годы военной службы Афанасий Фет пережил трагическую любовь, которая повлияла на все его творчество. Это была любовь к Марии Лазич, поклоннице его поэзии, девушке весьма талантливой и образованной. Она тоже полюбила его, но они оба были бедны, и А. Фет по этой причине не решился соединить свою судьбу с любимой девушкой. Вскоре Мария Лазич погибла, она сгорела. До самой смерти поэт помнил о своей несчастной любви, во многих его стихах слышится ее неувядаемое дыхание.В 1856 году вышла новая книга поэта.
Выйдя в отставку, А. Фет купил землю в Мценском уезде и решил посветить себя сельскому хозяйству. Вскоре Фет женился на М. П. Боткиной. В деревне Степановке Фет прожил семнадцать лет, лишь ненадолго наезжая в Москву. Здесь застал его высочайший указ о том, что за ним, наконец, утверждена фамилия Шеншин, со всеми связанными с нею правами.
В 1877 году Афанасий Афанасьевич купил в Курской губернии деревню Воробьевку, где и провел остаток своей жизни, лишь на зиму уезжая в Москву. Эти годы в отличие от лет, прожитых в Степановке, характерны его возвращением к литературе. Все свои стихи поэт подписывал фамилией Фет: под этим именем он приобрел поэтическую славу, и оно было ему дорого. В этот период А. Фет издал собрание своих сочинений под названием “ Вечерние огни” – всего было четыре выпуска.В 1889 году, в январе, в Москве было торжественно отмечено пятидесятилетие литературной деятельности А. А. Фета, а в 1892 году поэт скончался, не дожив двух дней до 72 лет. Похоронен он в селе Клейменово – родовом имении Шеншиных, в 25 верстах от Орла.А. А. Фет прожил долгую и трудную жизнь.
Сложной была и его литературная судьба. Из его творческого наследия современному читателю известна, в основном, поэзия и, куда меньше – проза, публицистика, переводы, мемуары, письма.Без Афанасия Фета трудно себе представить жизнь литературной Москвы прошлого века. В его доме на Плющихе бывали многие знаменитые люди. Долгие годы он дружил с А. Григорьевым, И. Тургеневым. На музыкальных вечерах у Фета перебывала вся литературная и музыкальная Москва.
В последнем стихотворении слиты в поэтическом мире Фета и неотделимы друг от друга вечные понятия: любовь, музыка и природа. Здесь присутствует героиня, но Фет не раскрывает ее внутреннего мира, не описывает ее, а как бы из отдельных моментов плетет целостную картину. В большинстве стихотворений Фета образы расплывчаты и неопределенны, но поэт через них передает свое собственное ощущение.
- Прозвучало над ясной рекою,
- Прозвенело в померкшем лугу,
- Прокатилось над рощей немою,
- Засветилось на том берегу.
В этом стихотворении показана картина природы. Тема природы — преобладающая в лирике Фета. Его природа одухотворена, и это роднит его с Тютчевым:
- Как майский глубокий Зефир,
- ты, мой друг, хороша.
Поэзия для Фета — высший род художества. Поэт наделяет свое слово и музыкальными звуками, и красками, и пластическими формами. Картины природы, нарисованные им в стихах, играют всеми цветами радуги, а сами стихи звучат как музыка:
-
Смотри, красавица, на матовом фарфоре
Румяный русский плод и южный виноград.
Тема поэта в стихах Пушкина
Как ярко яблоко на лиственном узоре!
Как влагой ягоды на солнышке горят!
Образы природы яркие и впечатляющие. В нескольких словах поэт рисует такую точную картину природы, что она воспринимается нами как живая:
- С печальной зимой,
- Грачи прилетели,
- Пахнуло весной.
- Широкая карта
- Полночной земли
- Чернеет, и марта
- Ручьи потекли.
Какая холодная осень!
- Надень свою шаль и капот,
- Смотри: из-за дремлющих сосен
- Как будто пожар восстает.
- Сияние северной ночи
- Я помню всегда близ тебя,
- И светят фосфорные очи,
- Да только не греют меня.
Поэта влекут неуловимые, загадочные и не вполне ясные ощущения, навеваемые на него природой, любовью, созерцанием прекрасного. Фет — поэт непосредственных переживаний. Лирика Фета выражает то, что скрыто в душе. Фет более всего ценил в искусстве живую естественность влечения сердца. Поэт стремится выразить невыразимое через мгновенную лирическую вспышку, навеять читателю охватившее его настроение. Лирическое переживание не может быть длительным, и Фет создает короткие, в две-три строфы, стихотворения. Фет тонкими ненавязчивыми штрихами устанавливает родство между природой и человеком. Здесь звучат одновременно умиротворение и тревога:
- Как воздух чист,
- Как серебристый дремлет лист,
- Как тень черна прибрежных ив,
- Как безмятежно спит залив.
Однако Фет не только жизнерадостный поэт красоты, любви, но и трагический поэт. В его душе живет разлад между художником, пробивающим путь к идеалу, и проповедником, который добывает истину. Фет постоянно бился над разрешением загадок бытия. Он верил в свои могучие творческие силы и в то же время сомневался в них. Человек и Вселенная для него две равнозначные силы. Его не пугает смерть, а жизнь, по его представлениям, измеряется лишь творческим огнем:
Не жизни жаль с томительным дыханьем,
- Что жизнь и смерть? А жаль того огня,
- Что просиял над целым мирозданьем,
- И в ночь идет, и плачет, уходя.
Несмотря на то что критики того времени не жаловали поэта, его популярность в России была велика. Это свидетельствует о большом таланте Фета. Популярность его не уменьшается и в наши дни.
Примеры похожих учебных работ
«Мир природы в прозе А.И. Куприна. Мир природы и мир человеческой души е поэзии Б.Л. .
. наш, батюшка», где в излюбленной им юмористической форме Толстой изображает петровскую реформу как «кашицу», которую «государь Петр Алексеевич» варит из добытой «за морем» крупы (своя якобы .
А. К. Толстой: реализм и “чистое искусство”
. реалист или представитель «чистого искусства» Был ли Толстой приверженцем «чистого искусства» или революционером, однозначно сказать . наделают глупостей, повредят литературе…» Сторонники «чистого искусства» так же, как Чернышевский и Добролюбов, .
Изображение мира природы и мира человеческой души в стихотворении Ф. И. Тютчева «Есть .
. : сочинение на тему есть в осени первоначальной короткая но дивная пора есть в осени первоначальной короткая но дивная пора анализ стихотворения изображение мира природы и мира человеческой души в стихотворении тютчева есть в осени первоначальной .
В жизни каждого человека есть такие минуты, когда сердце начинает ликовать от ощущения счастья, хочется благодарить природу-матушку за возможность созерцать ее незабываемые пейзажи. Представляя, как один из лучших поэтов-пейзажистов А. А. Фет проводил свое лучшее время в деревне или недалеко от нее, с каждой прочитанной строкой его стихотворений делаешь для себя открытия.
Так неподражаемо Афанасий Афанасьевич Фет передал звуки, ароматы, движения, все то, что в период дождя происходит в природе. Подобные выразительные средства невозможно не любить. Его строки вновь и вновь вспоминаются, когда я оказываюсь среди деревьев или на поляне вовремя дождя.
Таким образом, эти строки являются для меня источником радости, любви к миру, зарождением оптимистического настроя. Они навсегда поселились в душе, вызывая счастливую улыбку в любой ситуации при одном лишь воспоминании текста.
Творчество Афанасия Афанасьевича Фета, русского поэта-лирика, отличается особой утонченностью и легкостью, которая присуща всем его произведениям. В его стихотворениях много абстрактного, символичного, эмоционального, каждую строчку наполняют любовь и красота. Окунувшись в поэзию этого писателя, читатель оказывается в светлом и чистом мире грез.
В стихотворениях А. А. Фета читатель не найдет общественных мотивов, в них нет места политике. Красота в природе и искусстве, красота человеческих чувств — вот основная тематика поэзии А. А.
Фета. С нежностью и теплотой он описывает природу и ее обитателей, иногда очеловечивая ее. Несмотря на то, что большинство современных ему литераторов не воспринимали такое лирическое творчество всерьез, поэт искренне считал, что искусство должно дарить миру только прекрасное, и неуклонно следовал этому убеждению на протяжении всей своей творческой деятельности. Возможно, именно поэтому все без исключения его стихотворения настолько музыкальны, ведь в них нет ни душевных переживаний, ни тревог, а лишь наслаждение красотой окружающего мира. Благодаря особой мелодичности, для многих произведений автора была написана музыку, и они обрели вторую жизнь в качестве песен.
Некоторые литературные критики видели в плавном лиричном тексте лишь бесцельно растрачиваемый талант, считая функцию такой лирики исключительно эстетической. Но А. А. Фет видел назначение поэта в том, чтобы своим искусством помогать людям обрести душевное равновесие, восстановить духовные силы, почувствовать гармонию внутри себя и единение с окружающим миром, жить в котором бывает отнюдь не просто.
Афанасий Фет своим творчеством напоминает человеку об окружающей красоте, воспитывает любовь к прекрасному. Поэзия этого автора дает возможность отгородиться на время от шумных, полных суматохи дней, и почувствовать спокойствие в душе.
Целый мир от красоты
Конечно, я понимаю, что верстальщики этого сборника, так или иначе, вынуждены были компоновать стихотворения по размеру и именно этот сборник не мог позволить себе печатать по стихотворению на отдельной странице, как иногда делают, а просто располагал стихи впритирку. Тем не менее, такое расположение мне кажется символичным и во многом соотносимым и с содержанием этих стихов и с положением в мире и со многим другим.
Эти две строфы являются как бы выжимкой из статьи Фета о поэзии Тютчева, которой он там (в статье) восхищается и которую исследует довольно умело и детально. Эти поэты были близки по своим воззрениями, хотя и имели разную судьбу. Они склонялись к чистому искусству.
Если говорить кратко, то Фет считал, что искусство не следует увязывать с действительностью. Грубо говоря, не нужно все нечистоты, которые мы видим в мире, переносить на полотна или страницы поэтических сборников. Наоборот, нужно создавать некий оазис чистоты, который говорит о возвышенном положении духа и возвышает дух читателя.
Этим Фет утверждает свое отношение к миру и человеку, его миссии, как тому, кому следует быть проводником красоты в мир. Такие взгляды мне импонируют во многом, а умелое использование краткой стихотворной формы, в которой Фет запечатлел такую глубокую мудрость, вызывает восхищение. Стихотворение действительно похоже на некий драгоценный нектар, к примеру, розовое масло, для создания только малого количества которого требуется огромное количество лепестков роз, но которое является сутью этих роз или шафран, который представляет собой вершину утонченного вкуса.
Похожие материалы:
Мое любимое стихотворение А. А. Фета
Творчество Афанасия Афанасьевича Фета (1820— 1892) отличалось оригинальностью и смелым полетом фантазии. Будучи от природы довольно мрачным человеком, рациональным в делах, консервативным в убеждениях, Фет предстает перед нами как поэт, воспевающий красоту природы и человеческих чувств. Многие критики часто замечали, что стихи Фета не так уж и просты, как могут показаться на первый взгляд. Но для того чтобы понять творчество Афанасия Афанасьевича, его необходимо научиться воспринимать. Моим самым любимым стихотворением является “Я пришел к тебе с приветом…”. Этот поэтический шедевр с самого юношества ассоциируется с красотой фетовских творений. Стихотворение было впервые напечатано в журнале “Отечественные записки” в 1843 г., в седьмом номере. Основная тема стихотворения — любовь. И пусть сама тема стара и избита, произведение отличается новизной и свежестью. А уж о необычайности приемов написания поэтических текстов свидетельствовали многие современники Фета. Само начало стихотворения уже необычно хотя бы потому, что поэты того времени придерживались пушкинской традиции стихосложения, которая требовала предельной точности в словах и сочетаниях слов. Строка из текста: Я пришел к тебе с приветом, рассказать… является неточной и даже не совсем “правильной”. Критики того времени видели в Фете дерзкого и смелого поэта. Фет знал о неточностях своих поэтических слов, о приближенности их к живой, оттого более яркой и выразительной речи. Поэт свои сочинения в шутку называл стихами “в растрепанном виде”. Не совсем правильные и как бы неряшливые выражения фетовских стихов создают причудливые, необыкновенно новые образы. Уже первые слова стихотворения “Я пришел к тебе с приветом…”, такие вроде бы случайные и нелепые, создают органичную естественность живой речи. Ощущение импровизации делает начало поэтического текста еще более легким и доступным. Момент импровизации можно заметить и в последних словах стихотворения: …не знаю сам, что буду Петь, — но только песня зреет. Читая это стихотворение Фета, мне иногда кажется, что слово обладает у Афанасия Афанасьевича каким-то особым свойством, что при всей его широте, зыбкости рождает в мыслях разнообразные ассоциации. Это можно сравнить лишь с музыкальным образом. В зачине фетовского стихотворения некоторые слова звучат особо ярко. В первой строфе это: “привет”, “солнце”, “свет”, “трепет листьев”. Их эмоциональный смысл близок друг к другу. По вызываемым ассоциациям они говорят о сильных чувствах — радости, счастье, любви. Напоминая музыкальный аккорд, постепенно увеличивающий свое звучание, воспринимается стройность в звуковом и словесном ряду. Важное достоинство любого поэтического текста — его цельность. Здесь она проявляется с удивительной живостью. В стихотворении “Я пришел к тебе с приветом..” замечается и стройность предметов, и стройность тона В одном движении находятся предметы внешнего мира и чувства героя. Многочисленные повторы в стихотворении также способствуют цельности композиции произведения. Повторы как бы скрепляют слова в данном стихотворении. Повторами достигается стройное, целостное движение звуков и слов. Это называется художественным воздействием на читателя. Например, глагол “рассказать” — главное слово-скрепа в стихотворении, придающее тексту единое ощущение целостности. Заметно это слово во втором стихе первой строфы и в первом стихе всех последующих строф: “Рассказать, что с той же страстью”, “Рассказать, что отовсюду…”. В тексте можно и еще найти слова-повторы: “Лес проснулся” — “весь проснулся”, “веткой каждой — каждой птицей”. Хочется отметить и тот факт, что все рифмы в стихотворении женские. Это окончание безударным слогом придает протяжность и музыкальность. Большое внимание в своих поэтических произведениях Фет придавал концовке. Здесь можно отметить, что лирический сюжет завершается песней — высшей точкой радости. У песни и слов-то еще нет, а она уже рвется наружу. В заключение мне хотелось бы заметить, что произведения Фета пользуются огромной популярностью на протяжении вот уже целого столетия. Его стихи похожи на песни, а песни существовали всегда и шли из самого сердца, затрагивая душу слушателя!
Письмо солдату сочинение
Здравствуй, милый дедушка!Спешу передать тебе привет от всей нашей семьи!Как у тебя дела? Как твое здоровье? Что нового ты можешь рассказать мне? Если вдруг тебе понадобятся новые лекарства, сообщи обязательно.Недавно у нас в школе проходили концерт и открытый урок, посвященный годам Великой Отечественной войны. Во всех мероприятиях я принимала активное участие: писала сочинение, учила стихи, песни, искала информацию обо всех своих родственниках, которые принимали участие в войне.А когда в зал зашли совсем старенькие ветераны, опирающиеся на клюку и обвешанные медалями, мне их стало ужасно жал
Іван Багряний і його прозова спадщина
Читайте также:
- Сочинение по тексту дорога домой
- Просмотр веб страниц вреден для подростков сочинение
- Сочинение мое любимое произведение пушкина дубровский
- Сочинение был ли счастлив онегин
- Сочинение на тему мусоровоз