Мой профессиональный путь сочинение

Омонбаев Ойбек Холбутаевич

Учитель русского языка и литературы №44 средней общеобразовательной школы Балыкчинского района Андижанской области Республики Узбекистан

e-mail: [email protected]

Мой путь в профессию педагога

Учитель, будь солнцем, излучающим

человеческое тепло, будь почвой,

богатой ферментами человеческих чувств,

и сей знания не только в памяти и сознании

твоих учеников, но и в их душах и сердцах…

Ш. Амонашвили

Выбор профессии – это сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. В жизни каждого человека наступает момент, когда необходимо принимать важные решения, которые определяют его дальнейшую судьбу и смысл существования. Выбор профессии напоминает точку отправления в маршруте будущей жизни, чем удачнее сделан выбор, тем интереснее, насыщеннее и успешней будет жизненный путь. Вопрос выбора профессии, несомненно, является таковым.

Мы все стремимся к тому, чтобы работа была интересной, востребованной и приносила удовлетворение. Нужно выбирать ту деятельность, к которой лежит душа. Я определился с выбором и уверен, что не ошибся, став учителем.

Когда я стал задумываться о профессии педагога? Первым, самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика, главным наглядным пособием в воспитании являются отец, мать и, конечно, Педагог. Учился в Ташкенте, в специализированной школе –интернате с углублённым изучение русского языка. Учащиеся были со всех областей Республики Узбекистана. Очень большую роль в моем выборе профессии  сыграли учителя: Аргунова Мария Михайловна — учитель русского языка, Гусева Мария Федоровна — учитель математики, Нехорошев Иван Игнатьевич — учитель физики.  Каждое слово, каждый  жест, каждый поступок — всё  для меня было примером. «Если учитель соединяет в себе любовь к предмету и ученику – он совершенный учитель.» писал Лев Николаевич Толстой. Про таких говорят — учителя от бога! Они были настоящие учителя, мастера своего дела.  Вот в те далекие 80-90-е  меня учили настоящие учителя, и я для себя решил, если буду  работать учителем, то буду настоящим учителем.

И когда передо мной встал выбор, кем я хочу стать, мой ответ был однозначным: учителем. Человеком, который вдохновляет, заражает энергией, знаниями, на кого можно равняться.

Учитель – это творец развивающейся личности, садовник, ухаживающий за саженцами. Это предполагает мастерство и, конечно, большую ответственность.

 Окончив Андижанский государственный педагогический институт языков 1993 году, начала свою  педагогическую  деятельность в сельской  школе. Как учитель вел уроки русского языка и литературы в 5-9 классе. Я быстро понял, что мало иметь багаж знаний и разбираться в методике. Быть педагогом по диплому и учителем по сути – это путь, длиною в несколько лет. Известны слова К.Д. Ушинского: «Воспитание требует терпения». Не знал я тогда, что быть учителем – это большая внутренняя работа, что это постоянное самовоспитание и самосовершенствование, умение быть интересной своим ученикам. Можно быть начитанным, умным и гордым собой, но это всё не будет иметь успеха у твоих воспитанников и не возбудит интереса и уважения к тебе как к учителю.        Учитель, который даёт не только определённые знания по предмету, но и учит также объективному и доброму восприятию мира, учит общаться и делиться знаниями, учит учиться и прививает любовь к своему предмету. Если  после моих уроков у учащихся появится интерес к знаниям, к учёбе, если они начнут мыслить и проявлять волю для достижения цели, будут чувствовать прекрасное,   стремиться к самосовершенствованию и у них появится желание сделать мир лучше и чище, значит, мой труд принесёт достойные плоды. На мой взгляд, чтобы разумно воспитывать детей, надо стараться их понимать, уважать и любить.

Переступая порог школы, видишь радостные детские глаза, улыбки и понимаешь, что именно здесь, в школе, закладываются основы жизни. Твоя задача – дать знания и воспитать достойного человека, который будет добрым, чутким и порядочным.

Мне кажется, что учитель – самая творческая профессия на земле, позволяющая реализовать себя и желание быть педагогом, психологом, режиссёром, актёром, сценаристом, Бог весть кем ещё, а,  следовательно, самая яркая, нужная, востребованная и значимая профессия. А престиж её делаем мы сами, добиваясь интереса к предмету, понимания его, уважения к себе как к личности. Творчески работающий учитель постоянно задается вопросом: как построить урок, чтобы детям было интересно учиться, а сам педагог испытывал бы моральное и профессиональное удовлетворение от своего труда. Труд учителя неоценим в том плане, что ты в одном лице должен быть для детей другом, родителем, помощником, ориентиром по жизненному пути и примером во всем. Быть требовательным не только к ученикам, но и к себе. Не останавливаться на достигнутом и постоянно совершенствоваться.

Смысл педагогической деятельности я вижу в передаче своего опыта и знаний детям. Именно доброжелательное отношение к ребенку, толерантность, взаимовыручка и дружелюбие помогают создать благоприятную атмосферу в классе. Когда дети видят, что к ним хорошо относятся, их понимают и любят, то они начинают доверять и стремиться к лучшему. Вот он – залог успеха учителя.

Развитие у учащихся интереса к русскому языку и литературе, развитие творческих способностей     каждого ученика ставлю целью своей работы. Интерес через содержание учебного   материала, через необычные формы уроков, через внеклассные мероприятия, через приближение изучаемого материала к жизни ученика. Для осуществления поставленных целей применяю занимательное изложение учебного материала, использую фрагменты из художественной литературы, истории, примеры, взятые из повседневной жизни, знакомлю детей с достижениями современной науки и техники. Проведение новых форм уроков (уроков-путешествий, исследований, диспутов, игр и др.), использование нетрадиционной системы оценки знаний учащихся, проведение внеклассных мероприятий в форме интеллектуальных игр, таких, как «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», КВН и т. д. позволяют активизировать детей, пробудить их познавательный интерес

Новое время диктует новые условия: учитель должен быть всесторонне развитым, образованной личностью, главное – не отставать от времени, так как от этого зависит его успешность и учительский авторитет. В нашу жизнь всё активнее входят информационные технологии, но они не заменят живое общение, не смогут выразить своё отношение к изученному материалу, к личности. Только учитель способен уважать ученика, видеть в нём личность, способную к преображению мира.

 Современной школе нужен современный учитель — это требование времени. Система образования в Республике Узбекистан претерпевает целый ряд изменений, выражающихся в использовании новых программ и пособий, изменении содержания образования и способов добывания знаний учениками. Современное оборудование и инновационные технологии – это часть новой школы. Однако главенствующая роль принадлежит мне, как учителю.

Если научить ребенка мыслить самостоятельно, тогда человек не перестанет учиться всю жизнь. И не вызывает сомнения то, что современному учителю необходимо быть компетентным в области ИКТ и внедрять их в учебный процесс. Знаю, по своему опыту, что уроки с применением мультимедиа и интернета повышают интерес к изучаемому материалу, возрастает эффективность самостоятельной работы, появляется возможность шире реализовать свои творческие возможности.

В современных условиях  на смену традиционной системе преподавания пришли новые формы обучения, направленные на развитие творческих способностей ученика, умению «добывать» знания самостоятельно, применять их на практике. Поэтому всё актуальней в современном образовательном процессе является использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы  и умозаключения.  А это значит, что у современного ученика должны быть  сформированы универсальные учебные  действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Почему я стала учителем? Задавая не раз себе этот вопрос, я каждый раз убеждаюсь, что сделал правильный выбор.  Вот уже без малого тридцать лет я вхожу в школьный кабинет, смотрю на лица своих учеников и понимаю: «Это то, без чего невозможно прожить». Нельзя достичь успеха раз и навсегда, успех достигается ежедневно!

2

Выбор профессии – самый важный шаг в жизни каждого. Лично я считаю, что профессия определяет судьбу человека. Ведь, если человек ценит и любит свою работу, то он обязательно достигнет карьерного роста и откроет для себя множество новых возможностей.

О выборе профессии я серьезно задумалась в конце десятого класса. Я хотела иметь работу, которая будет мне действительно интересна.Мои одноклассники выбирали слишком банальные профессии: экономист, программист, инженер. Я же хотела найти для себя что-то творческое и необычное.

В школе я жутко не любила математику. Предпочтение отдавала русскому и белорусскому языкам, литературе, истории. В рамках класса я писала хорошие сочинения. Поэтому моя преподаватель русского языка и литературы предложила мне связать свою будущую жизнь с журналистикой. И я прислушалась к ее совету.

На сайте Института Журналистики я нашла всю интересующую меня информацию. Узнала о вступительных внутренних экзаменах, конкурсе и проходных баллах. Многое я узнала о жизни нынешних студентов из групп в социальных сетях, из переписки с ними. В итоге я поняла, что работы предстоит сделать немало, чтобы примкнуть к их числу.

К сожалению, на моём пути встретились преграды. Учительница белорусского языка, у которой я не была в числе любимых учеников, узнала о моем намерении поступать в Институт Журналистики, и на одном из уроков сказала, что мое поступление закончится провалом, предложила мне выбрать другой ВУЗ и другую специальность. Тогда я решила доказать, что смогу стать студенткой именно Института Журналистики.

На следующий день, после этого разговора, я уже стояла у дверей редакции барановичской районной газеты «Наш Край». Там меня встретила замечательная журналистка – Елена Синекович, бывшая выпускница Института Журналистики. Она помогала мне выбирать темы для материалов, давала различные рекомендации. Благодаря ей я получила грамоту от Барановичского городского исполнительного комитета за активное информирование о реализации государственной молодежной политики. Елена помогла мне поверить в себя.

В один из сентябрьских вечеров мне позвонила заведующая сектора по делам молодежи Барановичского городского исполнительного комитета Эмма Захарова. Она предложила мне поехать в качестве корреспондента на международный фестиваль в Смолевичах. Я с радостью согласилась.

Благодаря фестивалю я узнала много нового о профессии журналиста. Мне нравилось быть в центре событий. Мне нравилось быть всегда и везде. Мне нравилось брать интервью у интересных людей. Мне нравилось, что мои публикации читают.

Теперь я являюсь абитуриенткой Института Журналистики. Я поняла, что не ошиблась в своем выборе. И если человек действительно чего-то хочет, то у него это обязательно получится. Стоит только захотеть.

Хаустова Татьяна Александровна
учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная кадетская казачья  школа с. Знаменка» 
Нерчинский район, Забайкальский край
 

Мой профессиональный путь 
 

       Выбор профессии важный момент в нашей жизни. Именно от этого зависит дальнейшая судьба человека, чем удачнее сделан выбор, тем успешней  и интересней будет жизненный путь. Оканчивая школу, мы задумываемся о выборе профессии. И, казалось бы, множество дорог открыто перед  нами.  Но где нужная дорога и какую  выбрать? Конечно, важно чтобы «в основе выбора лежали нравственные ценности, которые формируются в детстве. Очень важно, чтобы это были доброта,  справедливость, трудолюбие, а не эгоистические побуждения» (Пьер Безухов, «Война и мир»)
       Вспоминаю свою первую учительницу. Она была для меня примером доброты, любви, справедливости. Мне так хотелось быть на нее похожей. И тогда я твёрдо решила, что стану учителем. В дальнейшем никогда не мечтала ни о какой другой профессии, кроме педагогической. Учась в школе,  я полюбила математику.  После окончания школы  я решила поступать в педагогический колледж по специальности учитель начальных классов с дополнительной специализацией математика. Я  и представить не могла, что  поступлю  на другую специализацию – хореография. Учиться было трудно, потому что в школе, в которой я училась, не было  танцевального кружка.  Иногда опускались руки, но я, набрав терпения, старалась  и постигала танцевальные «па».
       Как ни странно педагогическую деятельность я начала именно педагогом по хореографии в доме детского творчества. Я учила детей танцевать в доме детского творчества, а сама мечтала о работе в школе. Мне так не хватало школьных шумных перемен и звонков на урок.

 В светлый утренний час 
В свой приветливый класс 
Он приходит в положенный срок, 
Там встречает ребят 
Добрый ласковый взгляд 
Начинает учитель урок…

        И вот мечта сбылась  — я УЧИТЕЛЬ! Первый урок — страх, неуверенность. Получится ли? Что сделать для того, чтобы ученику на моих уроках было интересно и комфортно?  Ответом на эти вопросы считаю слова   В. Ключевского «чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и тех, кому преподаешь».
        В этой профессии я всего лишь 15 лет. Почему всего лишь? Ответ прост — за эти 15 лет мне пришлось сменить несколько раз место жительства и в связи с переездами менялось и место работы, и должности. Что только не приходилось преподавать – хореографию, русский язык и литературу, поработать учителем начальных классов, воспитателем в группе продленного дня.

         И снова переезд, и снова танцы, теперь только в сельском доме культуры.

      Чуть позже, по воле судьбы, предо мной распахнула двери моя родная школа, где меня радушно встретили любимые учителя в качестве учителя ритмики и изобразительного искусства.   
       Когда я пришла работать в начальные классы, как всегда возникли сомнения и вопросы. Смогу ли я «достучаться до сердца» каждого? Как научить детей писать и читать, считать, размышлять, доказывать? Ведь многое изменилось с тех пор, когда я окончила училище: программы, методика преподавания. Развеять мои сомнения помогли коллеги, оказывая помощь, давая нужные советы. Опыт в хореографии находит свое место и по сей день — вместе с детьми мы разучиваем танцы к разным внеклассным мероприятиям.
Сегодня я не просто учитель. Я – первая учительница.

Учитель я! Моя задача —
Решить вопрос и дать ответ .
И детям посулить удачу,
Познания раскрыть секрет.
Вхожу я в класс, и сердце бьется;
«Надеюсь, верю и люблю!»
И эти три святые слова
Душе ребенка отдаю.
Учитель я! И званье это —
Предназначение судьбы,
Великий дар, сиянье света,
Осуществление мечты!

     Все эти годы возникали трудности, но я училась с ними справляться, и это приносило мне вдохновение и уверенность в том, что мой труд не напрасен. Я благодарна многим замечательным людям, которые заложили в меня истинную любовь к профессии педагога.   Я сделала правильный выбор своего профессионального пути! Это так здорово – видеть глаза детей, радостные улыбки и  слышать их звонкий смех. И это – большая ответственность: оправдать ожидания детей, влюбить их в школу, стать для них другом, наставником, мамой… Ведь я – первый учитель!

Источники:


Песня о школьном учителе
Слова: Ольга Высотская, музыка: Михаил Старокадомский
http://allforchildren.ru/schoolsongs/school120.php

Эссе «Мой путь в профессию…»

                                                 «Найди себе любимое дело, и тебе не придется трудиться ни дня!»

                                                                                                                                                 Конфуций

          Кем быть? Этот вопрос рано или поздно встаёт перед каждым молодым человеком. Мне тоже пришлось на него ответить. Вспоминая далекое прошлое, я пытаюсь проанализировать, что направило меня на эту дорогу, полную трудностей — дорогу Учителя, которая длится уже почти 40 лет. Когда было принято такое решение — стать учителем? Возможно, когда   в детстве  играли в школу — мне нравилось быть всегда учителем и выставлять оценки на  снегу, или в школьные годы, особенно в начальной школе, писать на доске и бегать по утрам встречать учительницу, а в старших классах, сколько себя помню, всегда всем все объясняла, учила тому, что знала сама и получала от этого несказанную радость. Одноклассники  ласково называли меня «учительница  наша», по имени отчеству и мне это очень нравилось.

              В школьные годы на классных собраниях, а затем и в институте меня постоянно избирали старостой, комсоргом класса, группы.  У меня не было больших творческих способностей, я не пела и не танцевала, но я всегда умела организовать одноклассников, сокурсников на добрые дела: принять участие в субботниках, мероприятиях, конкурсах, выпустить стенгазету и многое другое. К моему мнению почему-то прислушивались, уважали его. Спустя годы, я теперь понимаю, что авторитет нельзя выпросить, вымолить, его нужно заработать, заслужить своими делами, поступками, примером и справедливым решением, как среди взрослых, так и среди детей. Мне всегда было легко учиться, общаться и просто жить вместе в любом коллективе.              

            Что еще могло повлиять на мое решение – не знаю. Я воспитывалась в обычной многодетной семье, где  никогда не было учителей, родители были обыкновенные рабочие люди. Но с детства меня всегда завораживало слово «Учитель», оно казалось мне каким-то необычным, ярким и светлым. Мне тогда казалось, что учителя — это особенные люди, которые имеют право на  гордое звание «Учитель». «Во все времена, даже на заре цивилизации, человечество стремилось к познанию окружающего мира. Получив какие-то элементарные знания, люди передавали их своим потомкам. Движение шло по нарастающей, знаний становилось все больше, необходимость их передачи становилась все более актуальной. Так на заре человечества возникла школа, возникла и одна из древнейших профессий — учитель» —  писал Адольф Дистервег.

            Первым, самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика, главным наглядным пособием в воспитании являются отец, мать и, конечно, Педагог. Очень большую роль в моем выборе профессии  сыграли учителя: Аргунова Мария Михайловна — учитель русского языка, Гусева Мария Федоровна — учитель математики, Нехорошев Иван Игнатьевич — учитель физики.  Каждое слово, каждый  жест, каждый поступок — всё  для меня было примером. Не зря  в народе говорят: «Плохой учитель обучает, хороший учит, настоящий вдохновляет». «Если учитель соединяет в себе любовь к предмету и ученику – он совершенный учитель.» писал Лев Николаевич Толстой. Про таких говорят — учителя от бога! Они были настоящие учителя, мастера своего дела.  Вот в те далекие 70-е  меня учили настоящие учителя, и я для себя решила, если буду  работать учителем, то буду настоящим учителем.

            В школе, а затем в институте вводили меня в мир знаний строгие, ласковые, чуткие учителя и преподаватели. Мне довелось учиться  у великих  педагогов-новаторов К.А.Москаленко и С.А.Шмакова. В эти незабываемые годы были они для меня мудрыми людьми, дающими не только знания, но и помогающие найти своё предназначение, свой жизненный путь. Москаленко заставил принять простые истины: ребенка необходимо защищать всегда и везде; ребенку необходимо помогать; его следует воодушевлять и побуждать, на каждом уроке вести к успеху и росту. У Москаленко была цель – сделать обучение не только интересным и плодотворным, но и гуманным. И потому он осторожно выбирал свои дидактические средства, боясь травмировать ребенка. Его педагогические придумки, большие и малые, защищали ребенка. Войти в положение любого и каждого ребенка – вот наша педагогическая сверхзадача, — считал Москаленко.

      Окончив ЛГПИ в 1977 году, начала свою  педагогическую  деятельность в сельской  школе. Как учитель вела уроки физики в 7-11 классе. Мне предложили взять классное руководство в выпускном классе, где обучались 20 мальчиков и 8 девочек. Я быстро поняла, что мало иметь багаж знаний и разбираться в методике. Учитель должен быть психологом, воспитателем, мамой для каждого из учеников. Быть педагогом по диплому и учителем по сути – это путь, длиною в несколько лет. Известны слова К.Д. Ушинского: «Воспитание требует терпения». Не знала я тогда, что быть учителем – это большая внутренняя работа, что это постоянное самовоспитание и самосовершенствование, умение быть интересной своим ученикам. Можно быть начитанным, умным и гордым собой, но это всё не будет иметь успеха у твоих воспитанников и не возбудит интереса и уважения к тебе как к учителю. Не знала я тогда, что весь этот успех – это результат каждодневного труда: эмоционального, душевного; это несколько часов, проведённых перед учениками глаза в глаза, это боль от того, что не учат, не хотят учиться, и постоянный поиск новых форм и приёмов.

        Учитель, который даёт не только определённые знания по предмету, но и учит также объективному и доброму восприятию мира, учит общаться и делиться знаниями, учит учиться и прививает любовь к своему предмету. И для меня как для учителя физики это один из главных принципов в работе. Если  после моих уроков у учащихся появится интерес к знаниям, к учёбе, если они начнут мыслить и проявлять волю для достижения цели, будут чувствовать прекрасное,   стремиться к самосовершенствованию и у них появится желание сделать мир лучше и чище, значит, мой труд принесёт достойные плоды. На мой взгляд, чтобы разумно воспитывать детей, надо стараться их понимать, уважать и любить.

            Мне кажется, что учитель – самая творческая профессия на земле, позволяющая реализовать себя и желание быть педагогом, психологом, режиссёром, актёром, сценаристом, Бог весть кем ещё, а,  следовательно, самая яркая, нужная, востребованная и значимая профессия. А престиж её делаем мы сами, добиваясь интереса к предмету, понимания его, уважения к себе как к личности. А. С. Макаренко «Умение воспитывать – это всё – таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины, быть хорошим фрезеровщиком или токарем». Мне хотелось  всегда в совершенстве овладеть этим искусством. Творчески работающий учитель постоянно задается вопросом: как построить урок, чтобы детям было интересно учиться, а сам педагог испытывал бы моральное и профессиональное удовлетворение от своего труда. Труд учителя неоценим в том плане, что ты в одном лице должен быть для детей другом, мамой, помощником, ориентиром по жизненному пути и примером во всем. Быть требовательным не только к ученикам, но и к себе. Не останавливаться на достигнутом и постоянно совершенствоваться.

               Развитие у учащихся интереса к физике, развитие творческих способностей     каждого ученика ставлю целью своей работы. Интерес через содержание учебного   материала, через необычные формы уроков, через внеклассные мероприятия, через приближение изучаемого материала к жизни ученика. Для осуществления поставленных целей применяю занимательное изложение учебного материала, использую фрагменты из художественной литературы, истории, примеры, взятые из повседневной жизни, знакомлю детей с достижениями современной науки и техники. Проведение новых форм уроков (уроков-путешествий, исследований, диспутов, игр и др.), использование нетрадиционной системы оценки знаний учащихся, проведение внеклассных мероприятий в форме интеллектуальных игр, таких, как «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», КВН и т. д. позволяют активизировать детей, пробудить их познавательный интерес.             Без интереса к предмету методически правильно построенный урок с изложением материала на самом высоком научном уровне, с привлечением необходимых примеров из практической жизни не даст желаемого результата: «Все наши замыслы, все поиски  и построения превращаются  в прах, если у ученика нет желания учиться», — писал выдающийся педагог 20 века В. А. Сухомлинский.

Новое время диктует новые условия: учитель должен быть всесторонне развитой, образованной личностью, главное – не отставать от времени, так как от этого зависит моя успешность и учительский авторитет. В нашу жизнь всё активнее входят информационные технологии, но они не заменят живое общение, не смогут выразить своё отношение к изученному материалу, к личности. Только учитель способен уважать ученика, видеть в нём личность, способную к преображению мира.

                Современной школе нужен современный учитель — это требование времени. Российская система образования претерпевает целый ряд изменений, выражающихся в использовании новых программ и пособий, изменении содержания образования и способов добывания знаний учениками. Современное оборудование и инновационные технологии – это часть новой школы. Однако главенствующая роль принадлежит мне, как учителю.

           Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Если ты хочешь построить корабль, не надо созывать людей, чтобы все спланировать, разделить работу, достать инструменты и рубить деревья, надо заразить их стремлением к бесконечному морю. Тогда они сами построят корабль». Эти слова я считаю своим девизом. Если научить ребенка мыслить самостоятельно, тогда человек не перестанет учиться всю жизнь. И не вызывает сомнения то, что современному учителю необходимо быть компетентным в области ИКТ и внедрять их в учебный процесс. Знаю, по своему опыту, что уроки с применением мультимедиа и интернета повышают интерес к изучаемому материалу, возрастает эффективность самостоятельной работы, появляется возможность шире реализовать свои творческие возможности.

          В современных условиях  на смену традиционной системе преподавания пришли новые формы обучения, направленные на развитие творческих способностей ученика, умению «добывать» знания самостоятельно, применять их на практике. Поэтому всё актуальней в современном образовательном процессе является использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы  и умозаключения.  А это значит, что у современного ученика должны быть  сформированы универсальные учебные  действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

  Почему я стала учителем? Задавая не раз себе этот вопрос, я каждый раз убеждаюсь, что сделала правильный выбор.  Вот уже без малого сорок лет я вхожу в школьный кабинет, смотрю на лица своих учеников и понимаю: «Это то, без чего невозможно прожить». Мне вспоминается совет одного мудрого человека: «Не потеряйте ни одного ученика, и пусть эти слова станут вашей педагогической философией». Еще В.О Ключевский говорил: «Любите то, что преподаете, и тех, кому преподаете». На другой работе я себя не вижу. Нельзя достичь успеха раз и навсегда, успех достигается ежедневно!

Эссе Дулькиной  Веры Георгиевны,
учителя начальных классов 

МБОУ СОШ №39, хутор Трудобеликовский, 
Красноармейский район, Краснодарский край

Дулькина Вера Георгиевна

Краснодарский край

Красноармейский район

 МБОУ СОШ №39

хутор Трудобеликовский

учитель начальных классов

Когда-то сам на третьей парте у стены

О будущем мечтал и взрослым стать спешил

Уже тогда ты быть учителем решил,

Нелегкий выбрал путь, но знал, что хватит сил.

С. Владимирский

      В нашей жизни всё очень интересно устроено. Бывает кажется, что что-то происходит случайно, а окажись мы в другом месте и в другое время, и жизнь сложилась бы совсем по-другому. Но все случайности не случайны. И если бы знать наперед своё истинное призвание, как бы это облегчило жизнь. Но с другой стороны без жизненного пути, без трудностей и испытаний, без проверок и уроков не может сформироваться целостная личность. А тем более личность профессиональная. Когда-то давно, ещё в детстве, судьба начала подавать мне первые намеки, каким путём следует идти. Но разве можно все предугадать?

     Мой жизненный путь похож на ходьбу по лестнице: ступенька вверх, еще одна. А потом нога оступилась, и я делаю шаг назад, но не смотря на боль, продолжаю свое восхождение. Как, это не трудно, но я всегда знаю, что за плечами мои родные, друзья, коллеги и моя Родина. Я преподаю в школе разные предметы, но одним из любимых стало кубановедение. Именно на этом уроке мы говорим о семье, друзьях, наших предках и их традициях, о нашей Родине. А с  чего начинается Родина? Ответов много, но преодолевая ступень за ступенью мы понимаем, что один из них, это «первый учитель». Итак, моя первая ступень.

     Будучи ученицей третьего класса, я принимала участие в мероприятии, посвященном выбору профессии. На домашнем совете мы обсудили много вариантов профессий и остановились на профессии стоматолога. Отец нарисовал мне красивую эмблему с изображением зубной щетки, вместе мы подготовили краткий рассказ о выборе этой профессии, и на следующий день я отправилась в школу. И вот, тот долгожданный час, когда до меня дошла очередь рассказать о своем выборе и охарактеризовать его. Но именно в этот момент все пошло не так, не по тому сценарию, о котором мы говорили с родителями. Я просто сказала фразу: «Я хочу быть Валентиной Антоновной!». Вся аудитория была в смятении. Столярова Валентина Антоновна – моя первая учительница; добрая, умная, мудрая, красивая и статная. А еще она родилась и выросла в Краснодарском крае, крае, в котором я тоже родилась и выросла. Я всегда слушала ее с упоением и не сводила глаз, когда она вела свои уроки. А еще больше мне нравились экскурсии по нашему поселку, походы в поселковый музей, где были собраны различные интересные факты, о становлении нашего края, совхоза. Интересными были ее рассказы о великих людях нашего края и поселка. Мне всегда хотелось быть похожей на нее, красиво говорить, много знать, делиться своими знаниями с другими. А еще в образе моего учителя привлекал классический стиль одежды. Из массы людей она всегда выделялась своей индивидуальностью и была эталоном для подражания. Вот такие моменты и послужили выбором профессии учителя.

     Второй  и уже решающей ступенью в выборе профессии стало поступление в институт. За последний год учебы я  много размышляла, анализировала и наблюдала, стоит ли поступать в педагогический ВУЗ или нет. И окончательным решением  стали детские воспоминания: школьное мероприятие о выборе профессии; то, как я учила брата письму, а школьной доской служил плательный шкаф, на котором мелом я писала буквы, а затем слова и предложения; вспомнились и увлекательные случаи вожатской практики, среди учеников младших классов. И тогда я поняла, что если у меня получается находить общий язык с детьми разных возрастов, есть желание делиться  своими знаниями  и  умениями с ними, я смогла научить  брата писать и читать, будучи ребенком, значит я должна попробовать себя именно в этой профессии. Годы учебы были самыми легкими испытаниями на ступенях моей лестницы к долгожданной мечте.

     После окончания института и поиска работы моя мечта рушилась, рушилась именно так, как ступени из некачественного материала. Делаешь шаг, а под ногами все осыпается в пропасть. Эту пропасть я стала преодолевать еще с момента поступления в институт, после окончания училища. Получив отказ в приеме на работу, мне ничего не оставалось, как учиться заочно и работать по другой специальности, абсолютно не связанной с моей профессией. Но я не сдавалась, я училась, работала и упорно шла к своей мечте. Окончив институт, я вновь получила отказ, так как не было опыта работы. Но  я не сдавалась, хотя было и очень сложно.

     Однажды раздался телефонный звонок и мне предложили поработать в школе подменным учителем. Сколько же было радости и счастья в том предложении. И вот, мой первый день, первый класс, крошечные детишки и переживающие родители, но сколько в этом дне было радости и эмоций. И мне вспомнился мой первый звонок, моя первая учительница и то счастливое школьное время, которое мы с ней проводили. Для себя я поставила цель: быть такой же, как Валентина Антоновна, чтобы через годы прийти к ней и выразить слова благодарности за ее труд, знания, тепло души. Я хотела, чтобы она мной гордилась.

     Учебный год пролетел, и я вновь без любимой работы и без своих учеников. Очень грустно было расставаться с ними, но, увы. Судьба как будто играла со мной, испытывала на прочность. И через пару месяцев я нашла объявление, что в школу хутора Трудобеликовский требуется учитель начальных классов. Я использовала этот шанс и 1 сентября меня вновь встретили первоклассники – маленькие почемучки. В этой школе я работаю учителем начальных классов одиннадцатый год, но огромное предпочтение среди школьных предметов я отдаю кубановедению. Я горжусь своей малой родиной и очень люблю ее, а свою любовь к этому живописному краю я стараюсь прививать своим воспитанникам.

     Однажды мне представилась возможность быть учителем в казачьем классе. Это было для меня огромной радостью и гордостью. Во – первых – это работа учителем, во- вторых – это возможность преподавать дополнительный кружок о своем любимом крае. Тогда он назывался «Истоки кубанского казачества». А в – третьих, еще одна мечта – это носить форму. С того времени предмет кубановедение- любимый предмет и у меня, и у ребятишек. Разве это не счастье, когда мечта осуществилась, а работа любимая? Вот такой нелегкий путь я прошла к своей цели, но еще есть к чему стремиться и совершенствоваться.

     Конечно же, мало иметь только мечту и желание быть учителем. Ведь это не простая профессия — учить детей. Для этого должно быть призвание. Хочу процитировать высказывание Льва Николаевича Толстого: «Призвание учителя есть призвание высокое и благородное. Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию…» Действительно, учитель – это человек творческий, образованный, мудрый. Ему подвластны любые профессии, которые он может освоить в любой момент, если будет такова нужда. Ведь многие молодые специалисты после окончания учебных заведений идут работать не в школу, а в иную сферу, объясняя свой выбор трудностями, которые «вырастут» на их пути как сорняки, мешающие пройти к заветной цели стать учителем. Лишь немногие преодолевают этот страх, трудности и достигают своей заветной цели. Но и здесь в любой момент можно отказаться от нее под натиском испытаний, которые таит в себе эта профессия. Лишь самые стойкие, преданные своей профессии, мечте остаются в этом нелегком деле.

      «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель…» (Л. Толстой).  Я соглашусь со словами великого классика, ведь школа как для учителя, так и для ребенка – второй дом, а учитель – вторая мама. Этим и сложна, и интересна эта профессия учителя, чтобы не просто отчитать заученный текст, поделиться с каждым ребенком не только знаниями, но и теплом своего сердца. Учитель – это одно большое сердце, которое согревает тысячи детей из разных поколений.

     Я горжусь, что стала учителем! Я горжусь, что преодолела трудности и продолжаю их преодолевать! Я горжусь, что я сельский учитель, ведь сельским ребятишкам тоже нужно образование и развитие. Ведь Россия – это большая страна, могучая держава и не была бы она такой, если бы в ней жил необразованный народ. А для этого даже в самых далеких глубинках дети должны получать образование. Как сказал Антон Павлович Чехов: «Если б вы знали, как необходим русской деревне хороший, умный, образованный учитель! У нас в России его необходимо поставить в какие-то особенные условия, и это нужно сделать скорее, если мы понимаем, что без широкого образования народа государство развалится, как дом, сложенный из плохо обожжённого кирпича!» Учитель и есть тот великий творец, который закладывает основу всех основ, только на его хрупкие плечи взвалили непосильную ношу обязанностей, которая забивает творческий потенциал. Но я верю, что настанут времена, когда учитель вновь станет учителем – творцом, а не печатной машинкой.

     Мне, как учителю, судьбой вверена особая роль. Я должна не просто учить детей письму, грамоте, математике, но и вкладывать в них различные понятия о морали, чувстве долга, патриотизме. Последнему моменту я уделяю особое внимание, потому что ценю подвиг советских людей, которые подарили нам мирную жизнь. В моей семье многие пережили войну и погибли на фронте. Моему родному дедушке, Риздванецкому Антону Казимировичу посчастливилось пройти последние годы войны и уцелеть. О подвигах, наградах и о пережитом страхе потери близких, в каждом прожитом фронтовом дне, я рассказываю на классных часах, уроках мужества, стараясь донести до подрастающего поколения всю важность той Победы. И чтобы война больше не пришла в наш дом, нашу страну мы должны помнить о том, какой ценой завоевано счастье нынешних дней. Дети растут, меняются поколения, но память о героях жива, и эту память мы решили воссоздать. В нашем учебном кабинете есть уголок, посвященный Великой Победе; по крупицам мы собрали бессмертный полк родных и близких детишек, которые воевали в те суровые годы. С нынешними учениками мы продолжаем эту традицию.

     Со временем я понимаю,  что учитель – это не только источник знаний и творец, он еще и психолог. Психолог не только для детей, но и для родителей. Ведь спокойствие ребенка зависит напрямую от благополучия в семье, от теплых доверительных отношений между родителями, от ласковых и добрых слов в адрес детей, от понимания и помощи в трудных ситуациях, в которые попал ребенок. Не всегда родители могут решить и понять эти проблемы и именно здесь их помощником и выступает учитель. Ведь большую часть времени дети проводят именно в школе, и только учитель знает больше о поведении, настроении, тревоге ребенка. Поэтому здесь главным качеством учителя должна быть мудрость. Не всегда и не во всех проблемах учитель должен проявлять строгость и резкость. Хороший учитель даже в самом балованном ребенке увидит хорошие качества и укажет на них. Такие приемы заставляют детей о многом задуматься и переосмыслить свои поступки.

      Если учитель сочетает в себе перечисленные выше качества, то он действительно достоин носить с гордостью звание Учитель. Пусть каждый, кто выбрал для себя эту профессию, ежедневно купается в лучах любви, уважения, радости, которые дарят Вам дети, а родители говорят лишь только добрые и теплые слова благодарности. Дети – это цветы жизни, а мы раскрашиваем лепестки в яркие цвета, подчеркивая индивидуальность каждого.

Эссе «Мой путь в профессии»

Автор: Ефремова Ирина Юрьевна

Организация: МОУ «Шарапово-Охотская ООШ»

Населенный пункт: ГО Серпухов Московской области

Можно просто работать на стройке, быть почтальоном, кассиром, секретарём…множество вариантов. Очень легко можно устроиться на работу в магазин – вакансий множество и образование можно не получать. Но почему я выбрала одну из самых сложных профессий для своего жизненного пути? До сих пор мне было сложно ответить для себя на этот вопрос. Но вот сейчас, когда за плечами 15 лет работы, мне хочется найти в себе ответ на этот вопрос.

У каждого человека свой путь к выбору профессии, у каждого он индивидуален. Мой путь лежал через Московский областной педагогический колледж, факультет начальных классов. Обожаемое мною учебное заведение! Почти вся наша группа, а это 30 девчонок и один паренёк, закончили колледж без «троек», и почти половина — с красным дипломом. А всё благодаря профессионализму супер-педагогов колледжа, которым я готова кланяться в ноги всю свою жизнь. Они привили мне интерес и любовь к науке всех наук – педагогике.

На следующий день после окончания колледжа вышла на работу в детский садик. За четыре месяца дружба с данным заведением у нас не сложилась… И вот раздался судьбоносный звонок, и я в школе, в начальной школе! Мне сразу досталось огромное «богатство» в виде двух классов, так называемый класс-комплект. Так было распределено по штатному расписанию нашей малюсенькой сельской школы на то момент в нашей школе, что ставок учителей на всю началку было три, а классов- четыре. Сложновато, безусловно, когда на самых первых своих шагах ты исполняешь всё, умножая на два: два классных журнала, две рабочие программы, два плана воспитательной работы, два родительских комитета и т.д. и т.п. Но, не скрою, и опыт был моей работы по итогу двух лет также был умножен на два! Да и удовольствия от работы, не скрою, я получала не меньше.

В моей семье никто и никогда не работал в педагогике. Свекровь, учитель начальных классов встретилась на моём пути гораздо позже. Направления профессий, к которым имели отношение мои близкие, касались строительных специальностей. И они служили своей профессии имея к ней призвание, кроме того, в послевоенные годы данные профессии были крайне востребованы в нашей стране. Я без ложной скромности горжусь своими предками, которые прошли свой путь и внесли свой важный вклад в развитие своей страны и работали по своему призванию долгие годы.

Мой же путь стал другим. Совершенно другим. Не строительные объекты и строительные материалы, не цифры и бумажки, а дети и их неповторимые души стали моим «материалом» — а это самый живой из всех материалов — стал моим в выбранной мною профессии. Вот в чём я нашла своё предназначение, свой путь, своё призвание и свою профессию!

Приложения:

  1. file0.docx.. 15,4 КБ

Опубликовано: 12.03.2020

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Мой проект рассказ о слове 3 класс
  • Мой пример для подражания сочинение на английском
  • Мой прекрасный мир сочинение
  • Мой преданный друг написать сочинение
  • Мой прадедушка воевал на войне сочинение

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии