Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) – один из лидеров музыкальной культуры XIX века. Замечательный композитор, представляющий «кучкистскую» традицию русской музыки, выдающийся музыкально-общественный деятель, он был настоящим подвижником на ниве музыкального просвещения. Римский-Корсаков неустанно пропагандировал русскую музыку, выступая как дирижер [1], публикуя статьи по различным музыкальным вопросам, редактируя и готовя к печати неоконченные сочинения других композиторов [2].
На протяжении почти четырех десятков лет Римский-Корсаков возглавлял петербургскую композиторскую школу и преподавал в Петербургской консерватории, которая сейчас носит его имя [3]. Учениками Римского-Корсакова были Глазунов, Лядов, Аренский, Ипполитов-Иванов, Стравинский, Гречанинов, Мясковский, Прокофьев, Асафьев и многие другие выдающиеся музыканты.
Огромно по объему литературное наследие Римского-Корсакова. Склонный к научной деятельности и вдумчивому анализу собственных творческих задач, он создавал фундаментальные теоретические труды («Основы оркестровки», «Учебник гармонии»), а также написал интересную автобиографию под названием «Летопись моей музыкальной жизни». Его всегда интересовали специфические проблемы искусства, эстетика композиторского «ремесла». Профессиональная составляющая творческого труда была доведена им до совершенства. «Надо поучиться» – излюбленный лейтмотив писем композитора, который неоднократно «переделывал себя», стремясь обрести твердую выучку. Уже в качестве консерваторского педагога (а в этом плане Римский-Корсаков вообще стоит особняком среди товарищей по «Могучей кучке»), он продолжал изучать гармонию и контрапункт, выполнял учебные упражнения [4].
Римский-Корсаков с гордостью называл себя «истым глинкианцем». Действительно, в его творческом облике много общего с М. Глинкой: позитивность мироощущения, цельность и гармоничность художественного мира, классическая ясность музыкального высказывания. Его эстетические взгляды сформировались в атмосфере общественного подъёма 60-х годов XIX века под влиянием идей балакиревского кружка [5]. Отсюда – стойкий интерес ко всему национальному и убежденность в том, что художественное творчество должно быть идейно значимым, неразрывно связанным с народной жизнью. Опора на русский музыкальный фольклор (главным образом древнейшие его пласты) стала основным источником самобытности корсаковского стиля. Подобно всем «кучкистам», композитор не раз использовал подлинные народные мелодии – русские, украинские, составлял сборники народных песен, а также свободно претворял характерные особенности русского фольклора в собственных темах «в народном духе» [6].
Причисляя себя к когорте реалистов, Римский-Корсаков испытал сильнейшее влияние романтизма, о чем говорит интерес к сказке, к далеким неизведанным странам. Былинный Новгород и легендарный Китеж соседствует в его музыке со сказочной Тьмутараканью, волшебными мирами берендеев, Морского владыки, царя Додона, картинами «Тысячи и одной ночи». Контраст реальности и фантастики порождает типичное для романтического искусства двоемирие, впрочем, лишенное конфликтности. Волшебный мир и реальность в творчестве Римского-Корсакова тесно переплетаются, создавая цельную, глубоко продуманную философскую концепцию. В ней отражены вечные приоритеты духовного наследия русского народа: обожествление могучих сил природы, убеждение в разумной гармоничности бытия, веру в конечное торжество добра.
Широко развиты Римским-Корсаковым и колористические тенденции романтического искусства. Картинность, живописность – одна из важных составляющих его стиля. Римский-Корсаков видел мир глазами живописца, о чем ярко свидетельствует, в частности, его «цветной» слух. Многие страницы «Летописи», посвященные описанию его юношеского путешествия на клипере «Алмаз», наполнены зрительными образами «темнолазоревого неба», «белых кучевых облаков», «зелено-синей воды залива».
С живописным восприятием мира связан и характер корсаковской программности – в большей мере картинный, чем сюжетный. Это особенно ярко проявилось в его симфонических произведениях (например, в «Садко», «Шехеразаде», «Антаре»). Живописная программность преобладает и в романсах, особенно раннего периода («Ель и пальма», «Ночевала тучка золотая», «На холмах Грузии», «В темной роще замолк соловей», «Ночь»).
Творческий путь композитора был долгим (40 лет) и плодотворным, отмеченным огромным числом произведений в самых разных жанрах. Первую позицию в его творчестве заняла опера (15 сочинений). Главный жанр Римского-Корсакова представляет необычайно широкий спектр разнообразных жанровых, драматургических и стилистических решений: здесь и опера-летопись («Псковитянка»), и опера-миф («Снегурочка»), опера-былина («Садко»), опера-легенда («Китеж»), сказочные оперы («Сказка о царе Салтане», опера-аллегория «Кащей бессмертный», опера-сатира «Золотой петушок»).
Одни оперы тяготеют к номерной структуре («Майская ночь», «Снегурочка», «Царская невеста»), другие – к сквозному развитию («Моцарт и Сальери», «Кащей бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже», «Золотой петушок»). Оперы с широкими массовыми сценами («Псковитянка», «Майская ночь», «Снегурочка», «Млада», «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже») соседствуют с более камерными сочинениями («Моцарт и Сальери», «Вера Шелога», «Кащей бессмертный»).
С наибольшей полнотой дарование Римского-Корсакова проявилось в произведениях, связанных с русской историей, былинами, миром сказочной фантастики, древними народными поверьями и обрядами. «В сущности, мой род – это сказка, былина и непременно русские» – говорил композитор [7]. Увлечение фольклором, поэзией языческого поклонения солнцу, красотой народных обрядов нашло особенно яркое отражение в операх «Майская ночь» и «Снегурочка». На основе народного опыта композитор воспринимал и христианские православные идеи («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»).
[1] в том числе участвовал в осуществлении программ «Русских симфонических концертов», учрежденных М. Беляевым.
[2] Среди них «Каменный гость» Даргомыжского, «Князь Игорь» Бородина, оперные партитуры Мусоргского.
[3] В консерватории Римский-Корсаков работал с 1871 года до самой смерти. Кроме того, он руководил также Бесплатной музыкальной школой (в годы временного отхода от нее М.А. Балакирева – 1874-81) и занимался организацией учебного дела в Придворной певческой капелле (1883-94).
[4] Это вызывало резкое неодобрение со стороны коллег-кучкистов. Отметая любые попытки обретения академического образования, они называли Римского-Корсакова «перебежчиком в лагерь классиков».
[5] Глава «Могучей кучки» явно выделял Римского-Корсакова среди остальных участников кружка, и это было очевидно для всех. «Ваше фаворитное дитя» – говорил о нем Стасов, обращаясь к Балакиреву.
[6] Особенно типичны для него архаизированные диатонические темы в сложных нечётных размерах, как, например, 11-дольный заключительный хор из «Снегурочки».
[7] Интерес Римского-Корсакова к национальной старине разделяли многие его современники: художники Виктор Васнецов, Михаил Врубель, Иван Билибин (он был одним из постоянных театральных «соавторов» композитора), издатель русских сказок Александр Афанасьев.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Сонковская музыкальная школа»
Доклад
«Сказка в творчестве
Н. А. Римского – Корсакова»
Автор – преподаватель Галактионова М.А.
2022г.
Мой род – это сказка, былина и непременно русские
Н.А. Римский-Корсаков
Николай Андреевич Римский-Корсаков – одна из крупнейших фигур в русской музыкальной культуре. Личность, поражавшая удивительной творческой энергией и своих современников и нас, живущих почти два века спустя. Николай Андреевич Римский – Корсаков годы жизни (1844 – 1908 гг.). родился в Тихвине Новгородской губернии. Отец его — бывший губернатор, мать – дочь крепостной крестьянки. Николай Андреевич Римский – Корсаков был композитором – мыслителем, создавшим в своих произведениях картину мира, устроенного по законам порядка, гармонии и красоты, педагогом, музыкально-общественным деятелем, дирижёром, выпускником петербургского Морского корпуса, членом Балакиревского кружка «Могучая кучка». Личность Н.А. Римского-Корсакова поражает всех своей многогранностью. Наиболее ярко в творчестве Н.А. Римского-Корсакова воплощены сказочные образы
Сказка… Ее образы сопутствуют человеку с раннего детства, создавая основы для развития воображения и фантазии. Сказка закладывает в человеке и нравственный фундамент: именно в ней ребенок учится различать добро и зло, ему открывается справедливость, милосердие и жестокость, коварство. Причудливый мир сказки привлекал многих композиторов, но величайшим сказочником среди них по праву называют Николая Андреевича Римского-Корсакова. Языком сказки этот музыкант рассказал о высоких человеческих чувствах, о великой силе искусства, нарисовал ярчайшие, красочные картины природы Нерасторжима связь композитора с фольклорной традицией, народным преданием, в котором обязательно побеждает добро, с народной песней. В произведениях композитора, а это и симфоническая сюита «Шахеразада» по сказкам «1001 ночь», и его знаменитые оперы — сказки» Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок». Им написаны 15 опер, из них 9 на сказочные сюжеты. перед нами предстает целая галерея сказочных персонажей, которые олицетворяют ум и художественную одаренность народа, его тягу к прекрасному, доброту и возвышенность чувств. Таковы Берендей, садко, Лель… Композитор покорен поэтической красотой сказок, влюблен в своих героев. Он пишет, вспоминая работу над оперой «Снегурочка»: «Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царства, чем царство берендеев с их чудным царем. Не было лучше миросозерцания и религии, чем поклонение Яриле-Солнцу». В сказочном мире Римского-Корсакова люди живут в единении с природой – лесом, морем, птицами, цветами. Садко несет свою печаль не людям, а на берег Ильмень-озера, где и находит понимание и помощь. Рыбки, превращаясь в золотые слитки, дают возможность гусляру снарядить торговый флот. Кусты и деревья кланяются Снегурочке, уходящей к людям, а цветы в венке, подаренном Весной, дарят ей возможность любить. Природа живая, она дышит, она звучит. И композитор слышит это дыхание, видит в ней живое существо. «Какой-нибудь корявый сук или пень, заросший мхом, мне казался лешим или его жилищем; лес «Волчинец» — заповедным лесом; голая Копытецкая горка – Ярилиной горой; тройное эхо, слышимое с балкона, — как бы голосами леших или других чудовищ», — вспоминал Римский-Корсаков в автобиографическом труде «Летопись о моей жизни». Не случайно им созданы такие яркие, зримые образы моря, леса, их обитателей.
Вот перед нами Окиян-море неторопливо катит свои волны в опере «Садко» (музыка), а это стайка озябших птиц в зимнем лесу щебечет и танцует, чтобы согреться в опере «Снегурочка». (музыка) А это летит царевич Гвидон, превратившийся в шмеля. Послушаем «Полет шмеля» — симфонический фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане». Гудение насекомого композитор передает темой вращательного характера, порученной виолончели (музыка)
Неистощима музыкальная фантазия композитора. Волшебный мир он раскрывает перед нами при помощи богатейшей палитры оркестровых красок. Вторая картина «Садко»: тихая ночь над Ильмень-озером. Тремоло струнных, скользящий вверх-вниз пассаж арфы – легкий ветерок пролетел над озером, всколыхнул его… А мы, слушатели, уже ждем чудес — и чудеса начинаются. Плывет по озеру стая белых лебедей, их клекот передается аккордами флейт с форшлагами, и вот, на глазах у изумленного садко они оборачиваются прекрасными девушками. Это превращение совершается на фоне быстро, как волны, перекатывающихся аккордов струнных и пассажей арфы. («Чудо чудное, диво дивное») (музыка
В сказочном мире Римского-Корсакова особое место занимают пленительные женские образы. Это само воплощение непреходящей красоты, идеала, к которому стремится композитор. Героини эти неотделимы от природы, их породившей. Вот нежная и трогательная Снегурочка, дочь Весны и Мороза выходит из леса к людям, привлеченная их песнями. Такой ее увидел художник В.М. Васнецов.
Снегурочка меняется на протяжении оперы, меняется и ее музыкальная речь. Вначале – это шаловливое и беззаботное дитя. Звучание флейты придает теме Снегурочки легкий, игривый и в то же время холодновато – прозрачный характер, а в конце произведения — это любящая женщина, в сцене таяния полна искреннего и задушевного чувства: «Люблю и таю от сладких чувств любви». (музыка)
Преображается и героиня оперы «Садко» — царевна Волхова. Ее первое появление сопровождается причудливыми вокализами на фоне переливов арфы – это призрачное, фантастическое существо, рожденное морской стихией. А в заключительной седьмой картине мы видим земную женщину, которая поет колыбельную своему любимому. И колыбельная эта основана на народно-песенных интонациях: «Сон по бережку ходил, Дрема – по лугу». (музыка)
Чарующе прекрасен образ Царевны-Лебедя из оперы «Сказка о царе Салтане». Это образ также меняется на протяжении спектакля под влиянием чувства любви. Но если Снегурочка тает, а Волхова превращается в реку, то Царевна Лебедь обретает счастье в мире людей. Причудлива и прихотлива по рисунку музыкальная характеристика этой героини во время встречи с Гвидоном. После превращения Лебеди в Царевну в ее музыкальной характеристике появляются новые интонации – теплые, живые, в заключительной картине оперы тема царевны звучит широко и привольно. Дуэт Лебеди и Гвидона основан на мелодии русской народной песни «На море утушка купалася». Эта тема звучит радостно и празднично, передавая счастливое состояние героев». (музыка)
Сказочный мир в операх Римского-Корсакова переплетается с миром реальным, миром людей. А в мире людей царит народная музыка во всем многообразии ее жанров. Весело пляшут скоморохи, девушки водят хороводы, слышны наигрыши пастухов, ведущих свои стада, звучат свадебные, лирические протяжные, обрядовые песни. Пастух Лель и гусляр Садко олицетворяют собой народное искусство. Восточные интонации ариозо Мизгиря («На теплом, синем море, у острова Гурмыза») и его бесценный жемчуг оставляют Снегурочку равнодушной, а бесхитростная песня Леля «Земляничка-ягодка» вызывает у нее слезы. Песни простого пастушка дороже для героини самого бесценного сокровища. Такова сила народного искусства – оно покоряет силы природы, заставляет Снегурочку и Волхову покинуть свои родные стихии.
В своих произведениях Римский-Корсаков использует подлинные народные песни. Так, например, в опере «Снегурочка» звучат обрядовая песня «Веселенько тебя встречать, привечать», хороводная «Ай, во поле липенька», плясовая «Купался бобер». Но чаще для музыкальных характеристик героев из народа композитор создает свои мелодии народного склада. Их инструментовка также соответствует народным традициям. Так, песни Леля сопровождает звучание кларнета (пастуший наигрыш). В сцене на новгородском пиру оркестр остроумно подражает звучанию скоморошьих инструментов – гудкам, дудам, сопелям. Оставаясь певцом русской национальной культуры, композитор, подобно Глинке и Бородину, охотно обращался к образам Востока. Восточные мотивы звучат в Песне Индийского гостя («Садко»), в партии Шемаханской царицы («Золотой петушок»). Восток привлекал Римского-Корсакова своей прихотливой фантастикой, веселой мудростью, цветистой орнаментальной мелодикой. По мотивам арабских сказок «1001 ночи» создана им симфоническая сюита «Шехеразада». 4 части сюиты – это 4 истории, рассказанные прекрасной и мудрой сказочницей. Перед слушателем проходит вереница ярких образов – Синдбад-мореход плывет на корабле по бескрайнему морю, царевич, переодетый странствующим монахом-календером, повествует о своих фантастических приключениях, весело шумит разноголосая толпа на празднике в Багдаде. И все эти картины созданы средствами оркестра. Послушает тему Царевича из третьей части сюиты («Царевич и царевна»). Это образ юного, нежного, прекрасного юноши, о котором в арабской сказке говорится так:
Подарил Сатурн черноту его локонов,
Яркий Марс ему подарил румянец ланит его,
А стрелец бросил с лука век его стрелы метко…
Образ Царевича, наполнен поэзией и очарованием, сладкой негой. Как причудливый восточный узор вьется мелодия в сочном звучании скрипок и виолончелей. Это песня любви, которую юноша поет своей возлюбленной – Царевне». (музыка)
Музыка Римского-Корсакова живописна, красочна, картинна. Это связано с особенностями его художественного восприятия. Создавая музыкальный образ, композитор одновременно как бы «видел» его. Примечательную особенность гармонического мышления Римского-Корсакова составляет его «цветной» гармонический слух — то есть цветовое ощущение тональностей и даже отдельных аккордов.
Звучание часто ассоциировалось у него с цветом, краской; слух окрашивал звук в цвета. Не случайно сказочный мир композитора привлекал к себе художников. Над оформлением оперных спектаклей Римского-Корсакова работали такие выдающиеся мастера живописи, как К.А. Коровин, И.Я. Билибин, А.М. и ВВ. Васнецовы. Михаил Александрович Врубель – глубоко своеобразный художник – чувствовал и любил музыку Римского-Корсакова. Признавая значение Римского-Корсакова для своего творчества, он писал композитору: «… я благодаря Вашему доброму влиянию решил посвятить себя исключительно русскому сказочному роду». Творчество Римского-Корсакова вдохновило Врубеля на картины «Морская царевна» и «Царевна Лебедь». А композитор посвятил ему романс «Сон в летнюю ночь».». (музыка)
В сказочном мире Римского-Корсакова есть место всем – царям, купцам и простому люду, скоморохам и лешему, красным девицам и загадочной Шемаханской царице, жителям Руси и Востока, обитателям подводного мира и дремучего леса. Но самое главное – в этом мире царят Красота и добро, справедливость и любовь. Этот мир живет и будет жить долго, потому что создан он великим гуманистом и великим композитором Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым на таком фундаменте, который нельзя уничтожить – на основе народного искусства!
Римский-Корсаков. Человек, вдохновленный Крымом
«Мой род – это сказка, былина и непременно русские» – эти проникновенные строки принадлежат великому русскому композитору, педагогу и дирижеру, участнику музыкально-творческого содружества «Могучая кучка» Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову, которому 18 марта исполняется 175 лет со дня рождения.
К этой юбилейной дате в рамках Года театра в России сотрудники столичной библиотеки-филиала №4 им. М.М. Коцюбинского централизованной библиотечной системы для взрослых провели для посетителей отделения №1 Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Центрального района Симферополя гурман-вечер любителей классической музыки «Великий русский композитор-сказочник».
Сотрудники библиотеки познакомили присутствующих с интересными фактами из жизни и творчества композитора, воспевшего талант русского народа, вошедшего в историю как реформатор национальной оперы и самого заметного представителя русской классической музыки XIX века, перешагнувшего рубеж двух веков.
Римский-Корсаков – автор 15 опер, трех симфоний, ряда симфонических произведений, сборника «100 русских народных песен», около 80 романсов. В числе созданных им оперных шедевров, вошедших в золотой фонд русской классики – «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок» (по сказкам А. Пушкина), опера-сказка «Снегурочка» (по пьесе А. Островского), «Майская ночь» и «Ночь перед Рождеством» (по произведениям Н. Гоголя), опера-былина «Садко» и опера-легенда «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (по мотивам русского народного эпоса).
Дамы «золотого возраста» открыли для себя музыкального кудесника Римского-Корсакова, узнали, что, по существующей у литературоведов версии, глубокая увлеченность композитора русской национальной сказочностью отразилась в его операх, созданных после неоднократного посещения композитором крымского полуострова.
В свой первый приезд в Крым в 1874 году Римский-Корсаков посетил с семьей Севастополь, Бахчисарай, Алупку, Ореанду и Ялту, вспоминая впоследствии: «Южный берег Крыма понравился нам чрезвычайно». Повторно посетив Ялту летом 1881 года, композитор вместе с женой поселился в гостинице «Россия», в салоне которой играл на рояле для своих ялтинских знакомых отрывки из оперы «Снегурочка».
По мнению краеведов, музыкально-поэтическая картина оперы-былины «Садко» и оперы-сказки «Снегурочка» навеяна крымскими воспоминаниями непревзойденного мастера музыкального пейзажа, как называли композитора современники.
Большую роль Н. Римский-Корсаков сыграл и в творческой судьбе своего талантливого ученика – крымского армянского композитора А. Спендиарова.
Предложенное гостям «музыкальное меню» покорило их чарующей музыкой опер «Сказка о царе Салтане», «Ночь перед Рождеством», «Снегурочка», «Садко», «Золотой петушок». С ностальгией милые дамы слушали знаменитые романсы Римского-Корсакова «На холмах Грузии» (на сл. А. Пушкина) и «Восточный романс» (на сл. А. Кольцова) в исполнении Ф. Шаляпина и С. Лемешева.
Информационным сопровождением мероприятия стала выставка-инсталляция «Сказочный мир музыки Римского-Корсакова», ключевое место на которой заняли краеведческие издания, повествующие о крымском периоде жизни и творчества композитора-сказочника, репродукции картин В. Васнецова к его операм-сказкам, информационно-краеведческий буклет «Чародей русской музыки», подготовленный сотрудниками библиотеки.
Источник: http://c-eho.info/biblioteka/item/5433-rimskij-korsakov-chelovek-vdokhnovlennyj-krymom
0
389