1) Обоснуйте важность навыков самоконтроля для формирования
личности. (Обоснование должно быть
дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой
распространенных предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или)
функциональные связи.)
2) Какими способами (методами) можно развивать самоконтроль?
(Назовите любые три способа/метода.)
3) Для каждого из указанных в
пункте 2 способов приведите по одному примеру, иллюстрирующему его влияние на
личность. (Каждый
пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Ответ:
Обоснование важности
самоконтроля для формирования личности:
Самоконтроль важен для формирования личности, так как
помогает человеку приобрести социально значимые качества: ответственность,
целеустремленность, умение общаться с другими людьми. Благодаря самоконтролю
человек может сохранять спокойствие в конфликтных ситуациях, самоконтроль
помогает достигать поставленной цели, успешно учиться, осваивать выбранную
профессию и т.д.
Способы (методами) развития
самоконтроля:
1) Самоконтроль можно развивать, осваивая и формируя навыки
тайм-менеджмента, планируя режим дня;
2) Совершенствуя навык рефлексии (то есть
способность человека сознательно обращать внимание на свои мысли, эмоции и
поведение, оценивать принятые решения и перспективы);
3) В некоторых случаях для
развития самоконтроля человеку будет полезна работа с психологом, посещение
психологических тренингов и чтение книг по саморазвитию.
Примеры:
1) Самоконтроль можно развивать, осваивая и формируя навыки
тайм-менеджмента, планируя режим дня. Иван учится в 11 классе и готовится к
ЕГЭ. Для успешной подготовки к экзаменам он решил развивать самоконтроль. Каждый
день он составляет список дел и занятий, также он ввел для себя правило
ложиться спать не позже 11 вечера, не засиживаться в интернете. Иван стремится
выполнять свой план, он подводит итоги дня каждый вечер, отмечает выполненные
дела, это позволяет ему успешно справляться с учебой и становиться более
ответственным и пунктуальным.
2) Навык рефлексии. Анна, размышляя над своими эмоциями,
поведением в различных ситуациях, учится видеть свои достижения и ошибки,
осознает свои слабые и сильные стороны и благодаря этому может корректировать
свое поведение, это позволяет ей успешно разрешать конфликтные ситуации на
работе и в семье, сохранять самообладание в трудных ситуациях.
3) Работа с психологом, посещение психологических тренингов.
Николай – вспыльчивый человек, в некоторых ситуациях ему трудно контролировать свои
эмоции, он становится агрессивным, это мешает ему строить близкие отношения с
людьми. Николай обратился к психологу, который помог ему разобраться в его
проблеме и развить способность контролировать свои эмоции. Теперь Николай лучше
владеет навыками самоконтроля, умеет контролировать свой гнев и это помогает
ему строить дружеские и доверительные отношения с людьми.
Источник: Обществознание | ШКОЛКОВО
Ответ:
1. Обоснование:
навыки самоконтроля важны для формирования личности, т.к. самоконтроль является
важнейшим условием самореализации личности, её успешного взаимодействия с
другими людьми.
2. Способы (методами)
развития самоконтроля: занятия спортом, составление плана задач на день,
ведение дневника.
3. Примеры:
А) Занятия спортом. Иван уже больше года занимается борьбой в
местной секции. Благодаря систематическим тренировкам он стал более
дисциплинированным и перестал опаздывать на уроки в школе.
Б) Составление плана задач на день. Петр каждый вечер
составляет план своих дел на следующий день. Это позволяет ему рационально
тратить свое время, не отвлекаясь на ничегонеделание (просмотр случайных
телепередач, онлайн-игры).
В) Ведение дневника. Маша уже в течение нескольких месяцев
ведет дневник, в который она записывает основные события своей жизни. Это
позволяет ей взглянуть на свои эмоции, чувства со стороны, проанализировать их
и делает ее дальнейшее поведение более обдуманным и взвешенным.
Источник: ЕГЭ История и Обществознание с В.В. Трегубенко
1) Обоснование:
Навыки самоконтроля помогают человеку
делать осознанный выбор целей, видов и методов деятельности, а также позволяют контролировать
проявление своих эмоций и чувств, чтобы не нарушать принятые в обществе социальные
нормы. Человек, у которого есть навыки самоконтроля, сможет лучше реализовать свои
способности и выстроить отношения в обществе.
2) Способы развития самоконтроля:
1. ведение дневника
2. занятия спортом
3. использование особых психологических
приёмов.
3) Примеры, иллюстрирующие влияние способа самоконтроля на личность:
1. Ведение дневника. Десятиклассник
Михаил приучил себя тщательно и регулярно записывать домашние задания в дневник.
Таким образом он научился не путать и не забывать выполнять задания. Михаил стал
лучше учиться и сформировал в себе ответственность и добросовестность.
2. Занятия спортом. Сергей занялся спортивной
гимнастикой и шахматами. В ходе тренировок он развил контроль над своим телом и
своими эмоциями.
3. Использование особых психологических
приёмов. Елена обладала вспыльчивым характером и имела много проблем в общении.
По совету психолога она стала применять счет до 10 в ситуациях, когда трудно сдержаться.
Этот метод помог Елене контролировать свои чувства и их проявления.
Источник: НезЛО Антона Чубукова
Готовы перестать думать о своей проблеме и наконец перейти к реальным действиям, которые помогут избавиться от проблем раз и навсегда? Тогда, возможно, вам будет интересна эта статья.
Самоконтроль – это рациональный взгляд человека на его поступки, состояние и мотивы. Появление и развитие навыка установлено требованиями социума к поведению людей. Самоконтроль и контроль личности проявляются в способности человека контролировать психологические реакции на внешние раздражители, сдерживать холеричные импульсы в поступках.
Определение
Контроль может быть внутренним – направленным на себя, или внешним – регулирующим деятельность окружающих. Когда контрольные механизмы направлены на анализ и регулировку своего «Я» — этот процесс назван дисциплиной самоконтроля.
Он выступает одним из непременных факторов самосознания личности и является условием адекватного восприятия внутреннего и окружающего мира.
Выделяют следующие виды самоконтроля:
- временной;
- пространственный;
- произвольный.
Временной вид подразделяется на предшествующий, текущий и результативный подвиды, объединяющие предварительную оценку процесса, контроль самого действия и анализ результатов поступка.
Готовы перестать думать о своей проблеме и наконец перейти к реальным действиям, которые помогут избавиться от проблем раз и навсегда? Тогда, возможно, вам будет интересна эта статья.
Пространственный самоконтроль регулирует разницу между модальными каналами восприятия. Подразделяется на слуховой, тактильный, зрительный.
Вид самоконтроля произвольного типа регулирует переменные, которые не выражены константой: эмоции, психика, мышление.
Значение самоконтроля в жизни человека
Когда люди не могут контролировать свои желания и поступки, это сравнимо с отключением разума в большей или меньшей степени. Субъект не в состоянии рационально мыслить, дать трезвую оценку своим действиям.
Контроль над эмоциями позволяет здраво воспринимать жизнь во всех ее отраслях. Подобный навык поможет избегнуть лишней агрессии в семейных делах или среди коллег.
Овладение методикой самоконтроля основано на отработке и неукоснительном следовании назначенному графику. Способность жить по режиму положительно сказывается на самосовершенствовании.
Первичные основы будущего характера закладываются еще в детстве. Поведение родителей станет примером для ребенка. Когда взрослые умеют быть сдержанными в диалоге и находят компромиссы – дети копируют реакцию и в подобных случаях ведут себя аналогично.
Когда личность умеет сдерживать эмоции, это служит подспорьем в сложных жизненных ситуациях, помогает собраться с силами и поставить себе определенные границы для достижения цели.
Умение сдерживать себя имеет особую важность в следующих случаях:
- Форс-мажор. При возникновении экстремальной ситуации у контролирующих себя людей больше шансов покинуть ее достойно, а не совершать глупости, руководствуясь импульсивностью.
- Общественная деятельность. Уметь выбирать слова и сдерживать эмоции, найти компромисс в любой ситуации – очень полезная черта тогда, когда требуется выдержка и дипломатия.
- Быт. Если один из участников ссоры умеет держать себя в руках — конфликт пресекается в зародыше.
- Занятия спортом. Спорт опутан ограничениями: режим дня, время тренировки, специальное питание. Каждый спортсмен обязан контролировать себя, чтобы добиться успехов.
Важно понимать собственные финансовые возможности и при необходимости ограничивать желания.
Преимущества самоконтроля
Когда человек умеет себя контролировать, он выгодно выделяется среди остальных.
Более 9 000 человек избавились от своих психологических проблем с помощью этой техники.
Такой личности доступны следующие качества:
- свобода – отсутствуют внешние ограничения для развития;
- умиротворенность – появляется благодаря здравой самооценке и вере в себя;
- самоуважение – человек смотрит на себя глазами окружающих, приобретает умение направлять свои чувства и поступки в достойном направлении;
- опыт – способность управлять собой учит управлять другими.
Во время постижения техники самоконтроля, осваивается новый уровень терпения, помогающий исправить внутренние недостатки и одолеть внешние преграды.
Контроль и самоконтроль
Контроль, как его понимают, означает ведение и управление какой-либо деятельностью в нужном ключе. Например, в школе преподаватель контролирует успехи ученика, направляет его на правильный путь в деле освоения предмета.
Важной составляющей процесса является самоконтроль, как необходимый фактор, присутствующий у ведомого. Эти два понятия всегда взаимосвязаны и подвержены влиянию друг на друга.
Для улучшения результатов обучения школьник самостоятельно воспитывает в себе характер и вырабатывает внутренние механизмы, регулирующие концентрированность на результате и работу над выполнением задачи.
В школе, средством контроля учеников становится отметка в классном журнале. Со временем, критерии оценки знаний видоизменяются, но принципиально, схема не претерпевает серьезных изменений.
Контролирующий сознание не имеет привязанности к материальным усладам. Он может, отрекаясь, достичь совершенной и неограниченной свободы. Бхагавад-Гита
Таким образом, дети познают основы контроля со стороны учителя и получают возможность научиться самоконтролю внутри себя, признавая необходимость подобных факторов в процессе обучения.
Развитие самоконтроля
Так же, как и все остальные умения, навык внутренней дисциплины получится развить в себе, используя приемы саморазвития.
Анализ последствий
Каждый человек способен на диагностику причин и следствий своих поступков.
Если вы не хотите сдаваться и готовы реально, а не на словах, бороться за свою полноценную и счастливую жизнь, вам может быть интересна эта статья.
Научившись выстраивать логические цепочки, станет легче дисциплинировать действия.
Правильная мотивация
Поощрение заинтересованности в получении результата находит отражение в скорости и качестве выполнения задания. Самоконтроль неотделим от понятия необходимости. Но когда человек заинтересован в скорейшем достижении цели, не требуется огромная сила воли, чтобы подтолкнуть его к действию.
Когда четко видна мишень и те блага, которые будут получены при попадании в нее, процесс станет гораздо увлекательнее.
План действий
Введя в план своих действий четкую структуру, получится упростить контроль над ними. Без конкретики и стратегии невозможно дать адекватную характеристику работе. Самодисциплина нуждается в ограничении времени для достижения определенных ступеней. Без четкого планирования можно годами пытаться бросить курить или начинать подтягиваться на турнике.
Дневник самоконтроля
Для фиксации результатов и анализа последствий рекомендуется завести дневник, который позволит структурировать информацию и привести мысли к правильному направлению.
К тому же, ведение записей дает необходимое расслабление психике.
Забота об эмоциональном здоровье
Воспитывая в себе характер, не нужно доводить дисциплину до абсурда, превращая самореализацию в пытку. Иногда необходимо сделать паузу и устроить отдых для психики и тела. Пренебрежение перерывами чревато проявлением апатии и накоплению усталости, которая может стать хронической.
Дисциплина и режим
Нет зафиксированных случаев, когда четкий режим кому-либо навредил. Дисциплина в поступках, убранная квартира и красивые записи в ежедневнике несут только положительные факторы. Неряшливость отнимает необходимое время, которое стоит потратить на более полезные свершения, чем поиск чистой рубашки утром. Освоив режим дня и самодисциплину в любом возрасте, люди начинают делать какие-то вещи на подсознательном уровне, оставляя сознанию решение более ответственных вопросов.
Пунктуальность
Психология самоконтроля не допускает легкомысленного отношения к временным ресурсам. Когда задержки становятся систематическими – это отличный способ испортить мнение окружающих и, как следствие, самооценку. Необходимо устанавливать жесткие временные рамки и руководствоваться этими ограничениями в процессе достижения целей.
Освоив принцип пунктуальности, станет легче выполнять задачи и не бросать все на середине, чтобы успеть сделать другое дело.
Чем опасен высокий уровень самоконтроля
Завышенный уровень самодисциплины ведет к постоянному напряжению психики. Пропадает навык свободно проявлять чувства.
Чувства имеют особенность накапливаться. Они выходят наружу самостоятельно в самый неподходящий момент или выражаются в виде приобретения болезней.
По данным статистики, до 63% замкнутых в себе индивидов, подвержены сердечным недугам и заболеваниям ЖКТ.
Чтобы избежать подобного развития событий, необходимо заниматься профилактикой. Снять накопившееся напряжение хорошо помогают крики в воздух в безлюдных местах, битье посуды. Показаны занятия каким-нибудь боевым искусством.
Наши бесы никогда не погибнут – всегда находясь рядом. Демоны ходят, держа нас за руку, нашептывают и обнимают во время сна. Никто не в силах прогнать их от себя, но в силах выстроить сосуществование. Кто-то встанет на путь игнорирования. Кто-то превратится в раба. А кто-то устанавливает контроль над ними и ежесекундно следит за соблюдением правил, которые были установлены им самим. Виктор Усманский.
Отлично зарекомендовали себя приемы, называемые ауто-тренингом. Он приводит в норму психологическое состояние и дает ощутимый положительный эффект в обучении самоконтролю.
Самоконтроль при физических упражнениях
Спортсмены, занимающиеся физическими упражнениями профессионально, доподлинно знают, что нужно постоянно контролировать себя во время нагрузок.
Самоконтроль не в силах заменить обследование у доктора, но будет полезным в виде дополнения. С его помощью профессионал сможет оценить результаты тренировки и персональную выносливость. Такой подход позволит ввести координацию нагрузок и режим посещения спортзала.
Самоконтроль атлета основан на наблюдении за совокупностью критериев, которые дают возможность оценить картину самочувствия, а именно:
- продуктивность сна;
- эмоциональный настрой;
- присутствие аппетита;
- показатели здоровья;
- желание или нежелание посещать тренировки;
- изменение веса;
- пульс;
- присутствие усталости;
- оценка дыхания в напряжении и покое.
Анализ этих данных дает подробное представление об общем состоянии организма спортсмена. При малейших подозрениях о наличии отклонений необходима консультация врача, который выявит полную карту здоровья и сформирует полезные советы по самоконтролю (соблюдение режима дня, сбалансированности питания, личной гигиены).
Самоконтроль по Кеттеллу
Тест Кеттелла создан группой психологов и занимает лидирующее положение среди подобных опросов, направленных на выяснение индивидуальных особенностей личности.
Главное отличие от других тестов — распознавание присутствия факторов, описывающих личность опрашиваемого человека. Также тест выставит оценку способности контролировать себя.
По Кеттеллу самодисциплина исследуется по фактору Q3, который, в зависимости от набранных баллов, дает ответ, насколько сильно испытуемый контролирует себя.
Низкая оценка тестирования свидетельствует, что у индивида слабо выражена воля и отсутствует самоконтроль. Такие люди действуют под влиянием импульса и имеют неупорядоченные поступки.
Если набран высокий балл — личность настойчива в своих стремлениях, имеет контроль над собой, четко сформулированную систему принципов, осознает совершаемые действия.
Способность к самоконтролю критически важна для самосовершенствования характера. Каждая личность склонна впадать в уныние, лишаться интереса к работе, терять желание совершать поступки. При наличии умения дисциплинировать внутренний мир человеку станет легче двигаться в заданном направлении: причины для неудач будут игнорироваться, а проблемы станут решаемы. Научившись контролировать себя, человек обретет власть над окружающей реальностью, становясь на путь успеха и саморазвития.
Сочинение: Самоконтроль изменений в поведении
Дэниел Дж. Зиглер (Daniel J. Ziegler), профессор психологии и декан Высшей школы в университете Вилланова
Далеко не все люди имеют развитые навыки самоконтроля и поэтому живут не столь успешно, как могли бы. Большинство людей хотели бы изменить нежелательное поведение, но не знают, как это сделать. Рассмотрим пять шагов, из которых состоит процесс самоконтроля.
Люди всегда заинтересованы в том, чтобы самостоятельно управлять своей жизнью. К сожалению, однако, далеко не все имеют адекватные навыки самоконтроля и поэтому живут не столь успешно, как могли бы. Например, некоторые едят слишком много, другие курят или пьют слишком много, третьим никак не удается регулярно заниматься гимнастикой, а у кого-то отсутствуют навыки обучения. Большинство этих людей, если не все, хотели бы изменить нежелательное поведение, но просто не знают, как это сделать. Одни полагаются на «силу воли», а другие ищут профессиональную помощь, часто недоступную. Однако в социально-когнитивной теории заложено понятие самоконтроля — эмпирически обоснованного средства стойкого достижения более желательных паттернов поведения — то, что иначе можно назвать «властью человека».
Говорят, что самоконтроль проявляется всякий раз, когда «данное поведение человека имеет меньшую вероятность проявления с точки зрения его предыдущего поведения, чем другая возможная реакция». Например, самоконтроль имеет место, если вы раньше курили, а теперь нет, или если вы слишком много ели в прошлом, а теперь установили для себя более умеренную и разумную диету. При самоконтроле желаемая реакция (некурение, умеренное питание) часто сопровождается непосредственно неприятными, но в конечном итоге желаемыми последствиями, а альтернативные реакции (курение, чрезмерное питание) дают приятные, но в конечном итоге аверсивные (от англ. aversion — отвращение) результаты.
С социально-когнитивной точки зрения, самоконтроль не существует исключительно в рамках только внутренних (например, сила воли) или только внешних сил. Он проявляется в тщательно спланированном взаимодействии человека с окружением. Чтобы узнать, как происходит этот процесс, давайте рассмотрим пять основных ступеней, которые могут быть особенно полезны в попытке улучшить самоконтроль.
Основные шаги самоконтроля
Процесс поведенческого самоконтроля состоит из пяти основных шагов. В него включены определение формы поведения, на которое надо воздействовать, сбор основных данных, разработку программы для увеличения или уменьшения частоты желаемого поведения, выполнение и оценку программы, а также завершения программы.
1. Определение формы поведения. Начальная ступень самоконтроля — определение точной формы поведения, которое требуется изменить. К сожалению, этот решающий шаг бывает много сложнее, чем можно подумать. Многие из нас стремятся представить наши проблемы в терминах неопределенных негативных личностных особенностей и требуется немало усилий, чтобы ясно описать специфическое открытое поведение, которое заставляет нас думать, что у нас эти особенности есть. Если женщину спросить, что ей не нравится в ее поведении, то в ответ можно услышать: «Я чересчур язвительна». Это может быть истинной правдой, но это не поможет создать программу изменения поведения. Для того, чтобы подойти к проблеме, нам нужно перевести неопределенные высказывания о личностных особенностях в точные описания специфических реакций, которые иллюстрируют эти особенности. Значит женщина, полагающая, что она «слишком язвительна», могла бы назвать два примера характерных реакций высокомерия, которые демонстрировали бы ее сарказм, скажем принижение мужа на людях и отчитывание детей. Это и составляет специфическое поведение, над которым она может работать по составленной ею программе самоконтроля.
2. Сбор основных данных. Второй шаг самоконтроля — сбор основной информации о факторах, воздействующих на поведения, которое мы хотим изменить. Фактически мы должны стать чем-то вроде ученого, не только отмечающего собственные реакции, но также регистрирующего частоту их появления с целью обратном связи и оценки. Итак, человек, который пытается меньше курить, может подсчитывать число сигарет, выкуренных в день или в течение определенного отрезка времени. Также человек, пытающийся похудеть, систематически заполняет таблицу с результатами ежедневного взвешивания в течение нескольких месяцев. Как видно из этих примеров, сбор точных данных о поведении, которое требуется изменить совсем не похож на глобальное самопонимание, акцептируемое в других терапевтических методиках. Это относится и к установке Фрейда на проникновение в бессознательные процессы, и к постулируемой в йоге и дзен необходимости концентрации внимания на внутреннем опыте. Логическое обоснование, лежащее в основе этого шага самоконтроля, заключается в том, что человек должен сначала четко определить повторяемость специфического поведения (в том числе ключевые раздражители, выявляющие его последствия), прежде чем он сможет успешно изменить его.
3. Разработка программы самоконтроля. Следующим шагом по изменению своего поведения является разработка программы, которая изменит повторяемость специфического поведения. Изменение частоты повторяемости этого поведения можно достичь несколькими путями. В основном это самоподкрепление, самонаказание и планирование окружения.
а) Самоподкрепление. Если люди хотят изменить свое поведение, они должны постоянно поощрять себя за то, что поступают желаемым образом. Хотя основная стратегия довольно проста, есть некоторые соображения по разработке программы самоподкрепления. Во-первых, так как поведение контролируется его последствиями, оно обязывает человека организовать эти последствия заранее, чтобы воздействовать на поведение желаемым образом. Во-вторых, если в программе самоконтроля самоподкрепление является предпочтительной стратегией, необходимо выбрать подкрепляющий стимул, который реально доступен человеку. Например, в программе, разработанной для того, чтобы улучшить процесс обучения, студентка могла бы слушать любимые аудиозаписи вечером, если днем она занималась четыре часа. В результате, возможно, ее отметки также улучшатся — что станет более открытым позитивным поощрением! Подобно этому, в программе, нацеленной на увеличение физической нагрузки, человек мог бы тратить 20 долларов на одежду (саморегулируемый подкрепляющий стимул), если он ходил по 10 километров в течение недели (контролируемое поведение).
б) Самонаказание. Для того, чтобы уменьшить повторяемость нежелательного поведения, можно также выбрать стратегию самонаказания. Однако существенный недостаток наказания состоит в том, что многие считают трудным постоянно наказывать себя, если им не удается добиться желаемого поведения. Чтобы справиться с этим рекомендуем помнить два руководящих указания. Во-первых, если проблемой являются навыки обучения, курение, чрезмерное питание, пьянство, застенчивость или еще что-то, лучше использовать наказание вместе с позитивным самоподкреплением. Сочетание аверсивных и приятных саморегулируемых последствий поможет выполнению программы изменения поведения. Во-вторых, лучше использовать относительно мягкое наказание — это повысит вероятность того, что оно действительно будет саморегулируемым.
в) Планирование окружения. Для того, чтобы нежелательные реакции встречались реже, надо изменить окружение так, чтобы либо изменились стимулы, предшествующие реакции, либо последствия этих реакций. Чтобы избежать искушения, человек может уклониться от искушающих ситуаций, во-первых, или, во-вторых, наказать себя за то, что поддался им.
Знакомая всем ситуация, когда тучные люди пытаются ограничить питание, служит прекрасным примером. С точки зрения социально-когнитивной теории, чрезмерное питание является не чем иным, как вредной привычкой — это прием пищи без физиологической потребности в ответ на ключевой раздражитель окружения, который поддерживается немедленными приятными последствиями. При помощи тщательного самоконтроля, однако, можно определить ключевые стимулы чрезмерного питания (например, поглощение пива и жевание соленых крекеров во время просмотра телепередач или повышенный аппетит при эмоциональном расстройстве). Если эти ключевые раздражители точно установлены, становится возможным отделить от них реакцию приема пищи. Так, человек может пить воду или ничего не есть и не пить, когда смотрит телевизор, или развивать альтернативные реакции на эмоциональное напряжение (например, мышечная релаксация или медитация).
4. Выполнение и оценка программы самоконтроля. После того как разработана программа самомодификации, следующий логический шаг — выполнить ее и приспособиться к тому, что кажется необходимым. Для успеха этой программы необходима постоянная бдительность во время промежуточного периода, чтобы не возвратиться вновь к старым нежелательным формам поведения. Хорошим средством контроля является договор с самим собой — письменное соглашение с обещанием придерживаться желаемого поведения и использовать соответствующие поощрения и наказания. Условия такого договора должны быть ясными, последовательными, позитивными и честными. Также необходимо периодически пересматривать условия договора, чтобы удостовериться в их разумности: многие сначала устанавливают нереалистично высокие цели, что часто приводит к излишним затруднениям и пренебрежению программой самоконтроля. Чтобы сделать программу максимально успешной, в ней должен участвовать по крайней мере еще один человек (супруга, друг). Оказывается, это заставляет людей более серьезно относиться к программе. Также и последствия должны быть детально определены в договоре в терминах поощрений и наказаний. И наконец, поощрения и наказания должны быть немедленными, систематическими и иметь место фактически — не оставаться просто устными обещаниями или высказываемыми намерениями.
Отмечают несколько наиболее общих ошибок в выполнении программы самоконтроля. Это ситуации, когда человек а) пытается выполнить слишком много, слишком быстро, установив нереальные цели; б) позволяет длительную отсрочку поощрения соответствующего поведения и в) устанавливает слабые поощрения. Соответственно, эти программы оказываются недостаточно успешными.
5. Завершение программы самоконтроля. Последний шаг в процессе разработки программы самоконтроля — уточнение условий, при которых она считается завершенной. Другими словами, человек должен точно и обстоятельно определить конечные цели — регулярное выполнение физических упражнений, достижение установленного веса или прекращение курения в предусмотренный промежуток времени. Вообще говоря, полезно завершать программу самоконтроля, постепенно снижая частоту поощрений за желаемое поведение.
Успешно выполненная программа может просто исчезнуть сама по себе или с минимальными сознательными усилиями со стороны человека. Иногда человек может сам решить, когда и как закончить ее. В конечном итоге, однако, целью является формирование новых улучшенных форм поведения, которые сохраняются навсегда — например, таких навыков как успешно работать, не курить, регулярно заниматься физическими упражнениями и правильно питаться. Конечно, человеку нужно всегда быть готовым восстановить стратегии самоконтроля, если вновь появятся неадаптивные реакции.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ивановская государственная медицинская академия»
Министерство здравоохранения Российской Федерации
кафедра психологии и педагогики
дисциплина «Психология и педагогика»
Реферат на тему:
Самоконтроль. Формирование самоконтроля
Подготовила студентка 1 курса
Лечебного факультета, 2 группы:
Тарасова Татьяна Алексеевна
Проверила: к.пс.н., ассистент Курылева Н.В.
Иваново, 2014
Содержание
Введение
1. Общее понятие самоконтроля
1.1 Сила воли
1.2 Контроль эмоций
2. Формирование самоконтроля
2.1 Факторы, влияющие на формирование самоконтроля
2.2 Как сформировать самоконтроль
3. Зачем человек должен управлять собой?
Заключение
Введение
самоконтроль эмоция моральный
Вы встречали хоть одного человека, у которого бы полностью отсутствовали эмоции? Если да, то это был не человек, а какой-нибудь, похожий на человека биоробот из фантастического романа. Ведь только роботу не знакомы любовь и ненависть сострадание и радость. У нас же, людей, все эти чувства есть и проявляются по-разному. На одних смотришь, ну “кремень”, ни улыбки, ни слезинки. Разве что мускул на лице дрогнет. Не поймешь, радуется человек или горюет. У других же проявление эмоций похоже на извержение вулкана. Хорошо еще, если эмоции положительные. А если нет?
Наверное, Вы не раз слышали вопросы, подобные этим: “Как ты справляешься со злостью?”, “Что ты используешь, чтобы избавиться от стресса?” и сами не раз делились с друзьями и знакомыми: “Если мне грустно, то я делаю то-то и то-то”. Ответы на вопросы и рекомендации, схожие с приведёнными в примере, относятся к умению управлять собой – своим настроением, поведением, состоянием, желаниями, чувствами и эмоциями. И очень часто про кого-то говорят: “Он/она не умеет управлять собой” – к сожалению, людей такого типа даже больше, чем Вы можете представить. Мало кто сознательно подходит к столь важному вопросу. Между тем, умение это очень важное и ценное – оно говорит о способности человека брать ответственность за свою жизнь на себя, а не перекладывать её на обстоятельства и прочие внешние свойства. Например, если человек куда-то опоздал и объясняет случившееся тем, что он проспал – это как раз говорит о том, что не он управляет собой, а им управляют обстоятельства – сам он не смог организовать и спланировать время таким образом, чтобы прийти вовремя. Что конкретно даёт умение управлять собой? Это и способность решать возникающие проблемы, и более полное восприятие мира, и управление обстоятельствами в свою пользу, и виденье знаков обратной связи (пример – интуиция). Умение управлять собой поможет Вам и в управлении другими людьми – ведь только человек, знающий как можно организовать себя, сможет организовать и совместную деятельность других.
Этот вопрос весьма актуален в наше время и нам, как существам социальным, важно научиться сдерживать себя, свои эмоции и контролировать их. Иначе это может привести к очень плохим последствиям. Ссора между друзьями или супругами, крах карьеры или семьи. В таких ситуациях невольно вспоминается очень ценное качество, которое развивали у воспитанниц институтов благородных девиц – умение владеть собой в любых ситуациях.
«То, что с тобой происходит сегодня – это результат того о чем ты думал вчера, то, что произойдет с тобой завтра – это результат того, о чем ты думаешь сейчас. Научись управлять собой (мысли, эмоции) и жизнь обретет другое качество»
1. Общие понятия самоконтроля
Сдержанность (также самоконтроль, самообладание) — способность управлять своими действиями, проявлениями эмоций и внутренними побуждениями. Является чертой характера, как привычка «владеть собой». Это осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Появление и развитие самоконтроля определяется требованиями общества к поведению человека. Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность человека осознавать и контролировать ситуацию, процесс, предполагает наличие эталона и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях. На самоконтроле основана волевая регуляция человека, но в то же время он может быть объектом волевой регуляции, например, в стрессовых ситуациях.
Наука управления собой — это одна из важнейших составляющих исцеляющей психологии. Именно управление собой позволяет человеку поверить в собственные силы и начать их использовать. Науку управления собой также можно назвать ресурсной психологией. Внутри каждого из нас существует лекарство от любой болезни — этих лекарств миллиарды. Управление собой позволяет в зависимости от ситуации выбрать нужную «пилюлю» или, иными словами, подключить тот или иной внутренний ресурс. Ресурсы — это образы и мысли, которые помогают избавиться от внутренних конфликтов. Ресурсом может оказаться любое хорошее воспоминание, правильное убеждение.
1.1 Сила воли
Сила воли – это моральное качество тесно связанное с воспитанием, позволяющее человеку обуздать свободу воли, которая идет обычно на поводу у влечений и желаний человека.
Итак, Вы решительно встали на путь саморазвития и даже расписали себе подробный план, по которому этот процесс будет происходить. Вы собрались вести здоровый образ жизни, прочитать стопку книг, выучить наконец-то английский и т.д. и т.п. Но, увы – никак не удаётся сделать и пары шагов в данном направлении. Друзья спрашивают Вас: “Ну как?”,- а Вы отвечаете: “Да никак – силы воли не хватает!”, – и все понимающе кивают головами. Что же это за качество такое, что его отсутствие мешает саморазвитию?! Если сказать просто, то воля заключается в способности человека управлять своими поступками и даже психическими процессами (например, не плакать). К волевым качествам относят самостоятельность, решительность, настойчивость, умение держать себя в руках. Согласитесь, что всё вышеназванное очень даже способствует развитию личности. О наличие воли обычно судят по её проявлениям, называя их силой. Так и говорят: “О! У этого человека есть сила воли”,- или: “У неё хорошая сила воли!”.
Что такое воля? Это понятие использовано для обозначения качества человека, но что есть воля, как ни свобода? Данное слово часто встречается в литературном языке: “выйти на волю”, “подышать вольным воздухом”, “вольная воля” и т.д. А значит, можно сделать вывод, что человек, обладающей силой воли, всего на всего реализует своё право на свободный выбор. А то, что у свободы есть обратная сторона, которая называется ответственность, объяснять, наверное, не нужно. Свободный выбор всегда предполагает взятие ответственности на себя в противовес тому, когда за тебя решают другие. Отсюда и “сила”. Да, действительно, для того, чтобы стать ответственным за свою жизнь, нужна самая настоящая решительность и сила воли. К сожалению, многим удобнее перекладывать эту ответственность на других: на правительство, на членов семьи, на обстоятельства. И где-то их, наверное, даже можно понять – это же очень удобно! Например, курящая женщина говорит, что в её пороке виноват супруг, который “мотает ей нервы”, и при этом сама никак не пытаться расстаться ни с вредной привычкой, ни с таких “плохим” мужем.
Зачем нужна сила воли? Сила воли просто необходима для того, чтобы изменить свою жизнь в желаемом направлении, и поэтому в процессе саморазвития без воли – никуда.
Как развить силу воли? Для начала вспомните свои успешные проекты. Наверняка в Вашей жизни были случаи, когда Вам не хотелось что-то делать и даже думать на эту тему, но стоило взяться, как всё получилось ловко и быстро, словно, само собой.
Воля создаёт такой решительный толчок, импульс, запускающий в действие целый механизм. Это что-то вроде принятия решения: “Всё! Иду и делаю!”,- когда уже не рассуждаешь, а действительно приступаешь к действию. Кстати, эта коротенькая фраза очень помогает и способствует выполнению намеченных планов. Причём, любых, от решения сиюминутных задач, до более сложных и кропотливых процессов. Однако, импульс, который даёт сила воли, обычно кратковременен и поэтому, используйте его силу, чтобы подготовить поле для дальнейших действий. Например, Вы решили заняться спортом. Достали старые шорты и майку, несколько раз побегали утром по ближайшему стадиону и забросили это дело до следующей волевой вспышки. Вероятно, всё снова повторится. Так вот, чтобы использовать импульс силы воли в данном примере, нужно поступать несколько иначе. Когда Вы приняли решение заняться спортом, то сразу сядьте и составьте план. Он может быть примерно таким: купить спортивный костюм, выбрать самое удобное время, сходить в ближайший спорт-комплекс, купить абонемент на месяц (подходящий под Ваше время) и т.п. После составления плана, Вы идёте и выполняете его, пока решимость не улетучилось. Имея спортивный костюм и абонемент в тренажёрный зал или бассейн, Вам будет гораздо сложнее отказаться от поставленной цели. А начав заниматься по плану, Вы увидите, что всё гораздо проще, чем казалось и, скорее всего, даже удивитесь: «А почему я раньше этого не сделала?»
1.2 Контроль эмоций
Контроль эмоций – это неотъемлемая часть в развитии любого человека. Сам путь развития немыслим без психологических нагрузок, и если человек не будет работать над укреплением своего психологического состояния и не научится контролировать эмоции, он может стать «заложником» своих эмоций, а это чревато для здоровья и пагубно влияет на все аспекты жизни.
Шаг первый – помните о здоровье
Народ не зря говорит, что все болезни “от нервов”. Медицина давно доказала, что не только положительные эмоции оказывают влияние на наше здоровье. Отрицательные тоже. Но если, скажем, смех продлевает жизнь, то гнев, злость или обида наоборот ее укорачивают. Ведь они могут стать причиной как проблем с сердцем, так и нарушения психики и даже развития раковой опухоли. Причем не только у вас, а и у тех людей, на которых ваш негатив выплескивается. Вспоминайте об этом почаще в качестве первого шага к умению владеть собой.
Шаг второй – учитесь уходить от конфликта
Следующий способ как научиться контролировать свои эмоции – уходить от конфликта. Если вы чувствуете, что не сможете сдержать гнев, постарайтесь остановиться и перевести разговор на другую тему. А еще лучше, советуют психологи, вообще уединиться. Чтобы поговорить с самим собой, “остыть” и во всем спокойно разобраться. В результате вы увидите ситуацию совсем в ином свете и поймете, что гнев-то ваш был напрасным, а конфликт можно решить вполне мирным путем.
Если “накипело”
Но бывают такие ситуации, когда выплеснуть эмоции не только нужно, но и полезно. Например, у вас уже давно проблемы с кем-то из друзей. Допустим, какие-то качества не устраивают или его отношение к вам оставляет желать лучшего. Вы терпите, до тех пор, пока не “накипит”. Вот как раз этого делать и не следует. Лучше сразу тактично поговорить с человеком, чтобы не обидеть. Ну а гнев и раздражение выплескивайте так, чтобы никто не видел, опять же, наедине с собой. Можно подушку побить или грушу боксерскую. Хороший способ выплеснуть эмоции – выплеснуть их на бумагу. Заодно мысли в порядок приведете. Потом перечитаете и сами себе удивитесь, из-за чего вообще злиться было.
Не наказывать себя за эмоции, а принять их.
Если у вас не получается сдерживать свои чувства, не наказывайте себя за это. Вы же, все-таки личность со своим внутренним миром и проявление чувств, любых, говорит о том, что с этим миром что-то не так. Тут не “казнить” себя надо, а согласиться. Да, такие-то чувства имеют место быть, а раз они проявляются, значит, есть причина, которую нужно найти и осознать.
Особенно это важно, если вы реагируете одинаково на какие-то похожие ситуации.
2. Формирование самоконтроля
2.1 Факторы, влияющие на формирование самоконтроля
Ни для кого не секрет, что поведение зависит от огромного количества раздражителей, однако степень их влияния на нашу жизнь гораздо сильнее, нежели мы могли бы себе представить. На способность управлять собой влияет множество различных факторов, от внутренних особенностей человека до условий внешней среды.
Спорт. С помощью спорта мы соблюдаем конкретный режим дня, вырабатываем в себе силу воли особыми физическими упражнениями…У нас повышается самооценка, мы становимся более увереннее в себе и естественно у нас проявляется самоконтроль.
Материальные блага. Тот человек, который умеет ограничивать свои расходы в соответствии со своим материальным положением – пользуется самоконтролем.
Быт. Тот кто умеет потушить ссору – обладает самоконтролем. Те, кто умеют контролировать свои эмоции и ищут во всем и везде компромиссы – обладают самоконтролем.
Стрессы. Первым шагом на пути к самоконтролю является управление стрессом, поскольку их биологические основы абсолютно несовместимы. Находясь под действием длительного нервного напряжения, человек нерационально использует свои энергетические ресурсы. В стрессовых ситуациях мы действуем инстинктивно и принимаем решения на основании сиюминутных выводов, тогда как самоконтроль требует глубинного рассмотрения и анализа сложившейся ситуации.
Сон. Недосып — даже если вы спите меньше 6 часов в день — это своеобразный стресс для организма, влияющий на то, как ваше тело и мозг истощают имеющиеся энергетические ресурсы. В результате префронтальная кора теряет контроль над другими зонами нервной системы и не может защитить вас от стресса.
Вредные привычки. В наше время вредными привычками можно назвать видеоигры. Известно, что видеоигры негативно воздействуют на психику подростков. Увлечение жестокими играми провоцирует их к вранью, увеличивает уровень агрессии и уменьшает способность к самоконтролю.
Социальные сети и интернет влияют на самооценку и самоконтроль. Люди, которые много времени проводят в социальных сетях, как правило, имеют повышенную самооценку, и при этом более склонны терять самоконтроль в стрессовых ситуациях, в результате чего они при прочих равных условиях быстрее набирают вес и даже склонны к самоубийственному поведению, отмечается исследовании ученых из Университета Питтсбурга, опубликованном в журнале Consumer Research.
Свою лепту в создание напряженного эмоционального фона вносят средства массовой информации, постоянно заставляющие переживать события и новости, большинство которых не касаются нас непосредственно. Кино и телевидение теперь редко обращаются к глубокому исследованию человеческих взаимоотношений, так занимавшему деятелей искусства прошлых веков. Сегодня только яркие переживания, шокирующие сцены или события в стиле экшн могут привлечь зрителя в кинотеатр.
2.2 Как сформировать самоконтроль
Соблюдайте режим! Тот, кто приучит себя к строгому режиму дня (самостоятельно установленному) – развивает в себе чувство самоконтроля. Многое зависит от семейного воспитания. Когда мы показываем своим детям, как нужно себя сдерживать, как не идти на конфликт в общении – мы воспитываем в них чувство самоконтроля, а также сами приучаемся держать все в своих руках. Вырабатывайте в себе пунктуальность во всем. Доводите до конца те обязанности и те обещание, которые Вы дали человеку – Вы приучитесь к самоконтролю. Ходите на психологические тренинги , семинары, групповые занятия. Данные упражнения научат человека сдерживать порыв своих эмоций, владеть своими мыслями и разумом. Если Вы словили себя на мысли, что Ваши эмоции в последнее время становятся неконтролируемыми – значит Вы где-то дали себе слабинку и сделали ошибку. Если хотите быть всегда «на коне» — каждый день воспитывайте в себе силу воли, ежедневно работайте над собой.
Чтобы добиться того, чего Вы желаете, нужно каждый день делать хотя бы немного того, что Вы себе сами запланировали, даже если в эту же минуту Вам хочется просто полежать на диванчике – не давайте себе слабинку! Давайте же наконец-то станем более ответственно относиться к своим целям и проявлять самоконтроль!
3. Зачем человек должен управлять собой?
Чтобы обеспечить себе приличный уровень жизни, современному человеку необходимо постоянно обновлять свой багаж знаний. Окружающий мир переполнен информацией, которая устаревает с бешеной скоростью. Какая информация нам нужна, а какая нет? В середине двадцатого века произошла научно-техническая революция. С невероятной скоростью стали появляться все более сложные механизмы. Как известно, механизмы нужны для того, чтобы облегчить человеку труд, именно для этого он изобрел колесо и рычаг. Однако на сегодняшний день создалась прямо противоположная ситуация. Человек вынужден проводить жизнь в погоне за знаниями. Побеждает тот, кто первым освоил новую технологию. Со всех сторон нам твердят: если вы не купите этот товар (эти знания, эти возможности) у нас, вы останетесь во вчерашнем дне. Такая обстановка привела к ужасающим результатам: резкому росту количества психических заболеваний, самых разнообразных неврозов, стрессов и хронической усталости.
Современный человек ежедневно крутится в подобных замкнутых циклах. Он не умеет управлять собой, им управляют обстоятельства. «Я проспал… я устал…» — это не причины, это отговорки, потому что в ваших силах этого избежать. Для этого нужно уметь управлять собой. Миллионы людей изо дня в день живут по навязанному им графику, ходят на нелюбимую работу, смотрят по телевизору нелюбимые фильмы… Зачем они это делают? Почему они не могут устроить свою жизнь на собственный лад? Ответ прост: они не верят, что это возможно. Часто мне приходится слышать: «Я бы хотел заниматься фотографией (танцами, сниматься в кино), но я не уверен, что это мое».
Самоконтроль- это готовность человека в любой момент действовать правильно и целенаправленно, не смотря на свое внутреннее состояние! Без самоконтроля – эмоциональный стан может легко овладеть человеком и он станет неуправляемым, его действия будут необдуманные.
Часто о тех людей, которые ведут себя по жизни правильно (умеют себя контролировать, не поддаются на провокации, во всем знают меру, знают что им нужно от жизни, отказываться от сиюминутных удовольствий и не полезных встреч и людей) – говорят, что они безрадостны и несчастны. Ну конечно же – ведь они могут, по сравнению с Вами, правильно питаться, заниматься спортом, выделяют время на саморазвитие, высыпаются и это все ведет к профессиональному успеху. Исследования ученых подтвердило тот факт, что те люди, которых с детства родители дисциплинировали – они почти не сталкиваются с финансовыми трудностями, могут похвастаться хорошим здоровьем, не конфликтуют. Человек получает больше наслаждения от жизни и испытает намного больше позитивных эмоций, если умеет себя контролировать и держать в руках! Самоконтроль и его преимущества!
– Самоконтроль дарит уважение! Вы начинаете себя уважать и окружающие тоже;
– Самоконтроль дарит свободу, Вы забываете о разных ограничениях;
– Самоконтроль дарит много возможностей! Вы учитесь управлять как своими эмоциями, так и своими действиями;
– Самоконтроль дарит спокойствие! Вы уверенны в своих силах.
Заключение
Каждый день мы сталкиваемся с ситуациями, в которых необходимо «держать себя в руках». Для успешного существования в условиях современной жизни нам часто нужно контролировать каждый свой шаг, каждое свое действие и слово. И ни для кого не секрет, что наши эмоции крайне сложно сдерживать. Более того, постоянное подавление эмоций несет вред для нашего здоровья: как психического, так и физического. Если не давать чувствам и эмоциям выход, то в итоге «внутренний стержень» превратится в сжатую пружину, которая, как известно, сжимается лишь до определенного момента, а потом стремится распрямиться. Последствия такого распрямления – внезапного выплеска накопившихся эмоций – могут быть крайне негативными, как для самого человека, так и для окружающих его.
Многое открыто человеку, но на пути к своему развитию стоит чаще всего единственное препятствие – он сам. Мы мало знаем о себе, с трудом признаем то, что замечаем, и еще с большим трудом меняем в себе что-либо. Есть качества которые мешают нам развиваться. Самые частые из них: страх, ненависть, лень, упрямство, жестокость, раздражение. Многие из этих качеств все время на слуху, поэтому уже и не вызывают беспокойства, и стало чем-то необычным замечать их. Находятся даже люди, которые утверждают, что эти качества естественны для человека, а некоторые гордятся ими. Чем больше человек утончается и развивается, тем большие оттенки этих качеств он познает, находит их первоисточники. Многие из тех, кто уверен, что развивается, и поэтому перестал смотреть за собой, тоже часто страдают этими основными недостатками. Но если вы понимаете, что, часто пойдя на поводу у таких качеств, вы совершаете поступки или допускаете мысли (что также является поступком, поскольку любая мысль имеет следствие, даже если не реализованна), которые бы вам не хотелось – то это уже первый шаг к осознанию мотивов поведения и умению управлять собой.
«… Проклятый будильник! Ну, минут пять подремлю, нагоню потом по дороге… Все, пора бежать, а то шеф меня убьет! …Надо успеть, пока зеленый! Ага, проскочил удачно. Теперь бы еще найти место для парковки! …Опять в командировку! Неужели помоложе меня не нашлось? Ну, зато позволю оттянуться вечером в ресторане» – с утра до вечера нас переполняет сплошной поток эмоций. Современная жизнь состоит из постоянной смены раздражителей, заставляющих постоянно переживать, торопиться, возмущаться, словом – испытывать разнообразные эмоции. У каждого – целый ворох проблем, забот и взаимоисключающих задач, которые надо решить поскорее, пока не навалились новые. Как известно, даже у верблюда два горба, потому, что жизнь – борьба!
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что человеческие чувства тесно связаны с внутренними органами. Сильные переживания – важный фактор появления различных заболеваний. Даже когда всё валится из рук, дети приносят двойки, бизнес разваливается на глазах – избегайте чрезмерных переживаний и сохраняйте спокойствие, разбираясь с делами. Спешить и суетиться – удел слабых натур, не желающих и не способных взглянуть на проблемы спокойно и рассудительно. Положительный внутренний настрой даст силы и здоровье, чтобы привести в порядок дела, решить проблемы, правильно воспитать детей. И постарайтесь, после того как прошёл повод для переживаний, не вспоминать о нем снова, провоцируя себя на бесплодные и вредные эмоции. Тогда, рано или поздно, внутренняя гармония постепенно создаст порядок и вокруг вас. Поэтому необходимо уметь контролировать себя, свои мысли и действия.
Список литературы
1) Огарев Г. «37 законов самоуправления»
2) С.Ю. Ключников «Искусство управлять собой»
3) Келли Макгонигал; пер. с англ. – М. : Манн, Иванов и Фербер «Сила воли. Как развить и укрепить»
4) Пол Экман «Психология эмоций. Я знаю что ты чувствуешь»
5) Medical News Today журнал «Social Psychological and Personality Science»
Размещено на Allbest.ru
…