- Сочинения
- По литературе
- Островский
- Молодое поколение в пьесе Гроза
Молодое поколение в пьесе Гроза Островского сочинение
Великий русский писатель А.Н.Островский затронул извечную проблему отцов и детей в пьесе «Гроза». Здесь сталкиваются два поколения старых консерваторов, представителей «темного царства», которые являются хозяевами города и молодого поколения, которые пытаются противостоять им.
Рассмотрим подробнее молодежь этого городка на Волге.
Образы молодежи показаны на примере нескольких из них, ими стали:
- Тихон – сын купчихи Кабанихи
- Варвара – дочь Кабанихи
- Борис – племянник купца Дикого
- Кудряш – влюблен в Варвару
- Екатерина – жена Тихона
Но и молодое поколение делится на два типа, те которые делают малейшие попытки противостоять старому миру, и всего лишь мечтают об этом, — «Ах, как бы было хорошо, если бы…, — и на тех, кто не может смириться со старым укладом.
Тихон, Варвара и Борис – относятся к тем, кто с детства впитал в себя старые устои, но всем своим внутренним миром ощущают, что «старому укладу» скоро наступит конец.
Тихону не нравятся порядки «темного царства», но он не в состоянии противостоять матери. Он слаб и не может защитить себя и свою жену. И он всячески старается уехать из дома.
Варвара так же не может открыто противостоять всемогущей матери, поэтому она приспосабливается, но втайне делает все по своему, ощущая тем самым некую свободу. Она более сильная девушка, обладающая хитрой и эгоистичной натурой, нежели ее брат. Ее поведение говорит о том, что все больше молодых людей городка противостоят «темному царству» хоть и тайком.
Борис слабее всех, хоть и образованнее. Он говорит, что старые устои изжили себя, но это всего лишь слова. Он вынужден терпеть самодурство дяди из-за наследства.
Кудряш же отличается от них, он груб и эгоистичен, и всем своим поведением показывает свою «свободу и неприкосновенность», поскольку он нужен Дикому.
Екатерина это тот человек, который открыто протестует поскольку не может жить по тем законам которые ей навязывают. Но она одна в этом «темном мире», она не находит поддержки ни со стороны Бориса, ни прощения со стороны окружающих, поэтому в пьесе наступает трагический финал. Она сильна, сохраняя верность самой себе и выражая протест всему обществу, не приспосабливаясь к ним.
Таким образом, молодежь в пьесе неоднозначна и разнолико. Большинство из них лишь хотят жить по другому, не более. открыто протестует
2 вариант
Знаменитый отечественный литератор А.Н.Островский коснулся многовековых вопросов отцов и детей в произведении «Гроза». В произведении встречается пара поколений старинных реакционеров, посланников «темного царства», которые оказываются господами городка и подрастающего поколения, которые делают попытки оказывать сопротивления им.
Фигурами молодого поколения в произведении стали: Тихон — сынок купчихи Кабанихи, Варвара — дочка Кабанихи, Борис – племяш купца Дикого, Кудряш — неравнодушен к Варваре, Екатерина — супруга Тихона.
Но и молодые люди делится на два вида, те которые используют небольшие шансы оказывать сопротивление старым устоям, и просто подумывают об этом, — «Ах, как бы было хорошо, если бы…, — и на тех, которой не могут находиться и сосуществовать со старым миром.
Тихон, Варвара и Борис — причисляются к таким людям, которые с юных лет вобрали в себя былые традиции, но на подсознании он догадываются что «старому укладу» долго не просуществовать.
Тихон не любит устои «темного царства», но он не может оказывать сопротивление маме. Он слабый и не способен постоять за себя и собственную супругу. Поэтому он всеми возможными способами пытается покинуть дом.
Варвара тоже не способна свободно бороться с всесильной мамой, поэтому она приноравливается и тайно поступает так, как хочет, чувствуя при этом некую независимость. Она более крепкая молодая особа, владеющая хитроумным и самовлюбленным нравом, чем ее брат. Ее поступки говорят о том, что все больше молодых людей города противоборствуют «темному царству» пусть и тайно.
Борис самый слабый. Он сообщает, что ветхие традиции пережили себя, однако это просто фразы. Он обязан терпеть сумасбродство дядьки по причине наследия.
Кудряш же выделяется от них, он дерзок и амбициозен, и каждыми своими поступками демонстрирует собственную «свободу и неприкосновенность», потому что он необходим Дикому.
Екатерина это такая личность, которая свободно выражает протест, потому что не способна вести жизнь по тем правилам, которые ей насаждают. Но она одна в этом «темном мире», она не видит помощи ни от Бориса, ни понимания от находящихся рядом людей, поэтому в произведении начинается трагичное окончание. Она сильная, остается сама собой и выражает несогласие всем людям, не присоединяясь к ним.
Отсюда получается, что молодые люди в произведении неопределенны и неоднородны. Подавляющее большинство из них только желает увидеть новый мир, не более того.
Также читают:
Картинка к сочинению Молодое поколение в пьесе Гроза
Популярные сегодня темы
- План рассказа Разноцветная бабочка Платонова
Жила в Кавказских горах старая бабушка Анисья. Ей было много лет. О её возрасте никто не знал, и сама она не помнила. Во времена её молодости горы были каменистые, и по ним можно было гулять
- Дуэль Гринева и Швабрина (анализ эпизода, причины) в романе Капитанская дочка Пушкина сочинение
Гринёв и Швабрин познакомились, когда Пётр прибыл на службу в Белогорскую крепость. Оба они выходцы из дворянских семей. И, учитывая, что им предстояло нести службу бок о бок
- Мое отношение к Хлестакову сочинение
К Хлестакову я отношусь нормально… То есть я понимаю, что он поступил не совсем хорошо – как аферист. Он воспользовался ситуацией… ну а что ему было делать? Если бы он признался этим людям, которые готовы были его на руках носить
- Основные темы и мотивы лирики Некрасова
Николай Алексеевич Некрасов — величайший поэт, который начал записывать свои первые стихотворения в тетрадь, когда ему было всего 11 лет. Николай Алексеевич с детства был очень трудолюбивым
- Сочинение Тварь я дрожащая или право имею? в чем смысл фразы
Федор Михайлович Достоевский – гений психологического романа и настоящий классик отечественной литературы. Его произведения, остающиеся самыми читаемыми в мире по сей день
- Сочинения
- Литература
- Островский
/
/
Сочинение на тему Молодое поколение в пьесе Гроза
Молодое поколение в пьесе «Гроза» представлено Тихоном, Катериной, Варварой, Кудряшом, Борисом Григорьевичем. Каждый из них по-разному относится к старшему поколению и их порядкам.
Тихон — сын Кабанихи — человек безвольный и бесхарактерный. Он не имеет силы противостоять своей матери, доказать ей, что иногда она бывает неправа. Образ Тихона — это образ человека несчастливого. Все его желания были подавлены деспотизмом Кабанихи. Молодой человек делал лишь то, что приказывала делать ему его мать. Он страдал, но не мог прекратить свое страдание.
Тихону было жалко свою жену, Катерину, но он не мог защитить ее. Девушку поражала нерешительность своего супруга, но и исправить она что-то не могла. Жизнь в доме Кабанихи была для нее тяжкой и непростой. Катерина не могла ужиться в доме, где царила тирания и жестокость. Она не привыкла к такому. Девушка привыкла жить в добре, тишине, спокойствии, свободе. Здесь же она была связана.
Варвара — сестра Тихона — решила помочь Катерине освоиться в их доме. Девушка давно поняла, что их дом стоит на лжи и только с ее помощью здесь можно спокойно существовать и добиваться своего. Она была веселой, находчивой и сообразительной девушкой, поэтому умело выходила из-под влияния матери. У девушки был возлюбленный, Кудряш, с которым она устраивала тайные свидания в тайне от матери. Они вдвоем отличались своей бойкостью и смелостью.
А вот Борис Григорьевич, очаровавший Катерину, не отличался храбростью. Он был во власти своего дядюшки, Дикого, который должен был выплатить ему часть наследства, если он будет вести себя почтительно. Борис Григорьевич пытался угодить своенравному дяде, но это было непросто. Он влюбился в Катерину, но герои не смогли быть вместе, так как Борис в таком случае не получил бы наследства не только для себя, но и для своей сестры, о которой он очень заботился. Борис был мягким, неуверенным человеком, который не знал, как ему поступить, чтобы всем людям, которые ему дороги, было хорошо.
Представители молодого поколения по-разному относятся к порядкам в городе, но большая часть из них — люди подавленные, пассивные, жертвы деспотизма «темного царства». Таким образом, автор показывает, что жестокость, тирания, глупость и эгоизм одного поколения не вызывают положительных откликов у представителей другого. Эти качества у родителей делают их детей апатичными и несчастными.
`
Молодое поколение в Грозе
Популярные сочинения
- Сочинение Образ Дуни в повести Станционный смотритель Пушкина (характеристика героя 7 класс)
В повести Пушкина главной героиней была Дуня — она дочка станционного смотрителя. Дуня девочка четырнадцати лет с большими, голубоватого цвета глазами и необычной красотой.
- Сочинение Таким я вижу Чацкого (9 класс)
Главный герой произведения, страстно и остроумно обличавший дворянскую среду начала девятнадцатого века, при всех симпатиях к нему Грибоедова, выглядит все же неоднозначно.
- Сочинение Петя Ростов в романе Война и мир (Образ и характеристика)
Произведение показывает некоторый период времени, во время которого преображаются основные действующие лица и по внешнему виду, и в нравственном отношении. Один из них — Петя Ростов.
- Сочинения
- По литературе
- Островский
- Молодое поколение в пьесе Гроза
Сочинение Молодое поколение в пьесе Гроза
Александр Островский, является автором произведения Гроза. Главным объектом данного произведения, является противостояние молодого и и старшего поколения. На протяжении всей пьесы автор, показывает насколько различны у этих двух поколений мнения. Именно в этом рассказе, наиболее точно показывается, противопоставление отцов и детей. Как и в любом другом произведении, в произведении Гроза, присутствуют, как положительные персонажи, так и отрицательные. Именно за их противостояниями, читатель может наблюдать на протяжении всего произведения.
Главные герои произведения, проживают в вымышленном городе Калинове, находящимся на великой реке Волге. Стоит остановиться и более детально разобрать, всё молодое поколение данного города. Всего в произведении, было показано, пять молодых персонажей.
Катерина — жена Тихона,
Варвара — сестра Тихона, дочь Кабанихи,
Тихон — сын Кабанихи, брат Варвары,
Борис — именинник Дикого,
Кудряш — возлюбленный Варвары.
Первым персонажем, перед нами предстает Катерина, это добрая, отзывчивая и чувственная девушка. Своё детство, она провела в родительском доме и находилась под воспитанием любимый матушки, которая очень любила свою дочку, и никогда не скупилась на ласку и любовь. Девушка была отдана замуж в молодом, можно сказать юном возрасте. В доме мужа она никогда не знала доброго слова, её свекровь постоянно её обижала и говорила грубые слова. Девушка, всю жизнь мечтала, создать счастливую любящую семью, однако ей это не удалось. Из-за отсутствия любви и ласки, она влюбляется в Бориса и изменяет своему мужу.
Следующей молодой девушкой в произведении является Варвара, эта девушка совершенно непохожа на Катерину. На смену доброй и искренней девушке, приходит скрытная и умеющая лгать Варвара. С самого детства, она добивалась всего чего она хотела. Она не похожа также и на своего брата Тихона. Она всяческими путями всегда добивалась своих целей.
Тихон, всегда был маменькиным сынком, он вырос под жестким управлением своей властной матери. Он искренне любил свою жену, но жестокое отношение его матери к жене, не давали ему спокойно жить. Ему не хватало силы воли и храбрости, для того чтобы противостоять ей.
Борис, молодой человек, который является племянником Дикого, он на протяжении всей своей жизни, обязан своему дяде, именно поэтому он постоянно вынужден слушаться его. Он не был так влюблён в Катерину, как она в него. Когда она захотела признаться всем людям в грехе, он её не поддержал.
Является самым эгоистичным и грубым персонажем среди всех вышеперечисленных, на протяжении всего произведения он показывает насколько он нужен купцу Дикому.
Он является возлюбленным Варвары. В конце произведения, он сбегает вместе с ней из города.
Вариант 2
В середине XIX века тема противостояния поколений получила новый толчок, благодаря таким писателям, как Тургенев и Островский. Ничего удивительного в этом не было. То было время перемен, время реформ, сметающих все на своем пути. Претерпели изменения и социальные институты, в частности, институт семьи.
Островский же затронул данную проблему отношений поколений в пьесе «Гроза». В условиях небольшого города противостоят две системы: консерваторы и молодые реформаторы.
Что можно отметить насчет молодежи?
- Катерина – супруга Тихона
- Борис – родственник купца Дикого
- Варвара – дочурка старшей Кабановой
- Тихон – сын Кабановой
- Кудряш – поклонник Варвары
«Молодая гвардия» тоже неоднородна по составу и подразделяется на две группы. Первая группа более активна и хоть что-то пытается делать для изменения старых социальных строев. Вторая же больше любит разглагольствовать и летать в грезах. Их жизнь проходит в сугубо сослагательном наклонении.
Варвара, Борис и Тихон – те, кто с молоком матери получил старый уклад, но они интуитивно чувствуют, что консервативному миру скоро придет конец.
Тихон всячески старается противостоять старым устоям, но все его потуги разбиваются о сопротивление матери. Слаб он духом – не в состоянии обезопасить свою жену и даже себя. Его цель – покинуть родную обитель.
Варвара тоже не выносит свой протест на всеобщее обозрение, ее действия сумбурны и скрытны. Для нее это лишь иллюзия противостояния. Но она, конечно, сильна сама по себе. Этого нельзя отрицать. В чем-то она себялюбива и пытается сподвигнуть других на противостояние.
Борис образован, но совершенно не имеет сил сражаться. Он понимает, что борьба с консерваторами нужна, но на более активные действия его уже не хватает.
Кудряш – грубоватый тип, но очень независимый. Такие для маленькой и победоносной революции нужны.
Катерина близка к более открытым социальным выступлениям. Она совершенно не принимает попытки навязывания сознанию застарелых догм. Ей сложно найти поддержку. Не хватает лидерских качеств, способных сподвигнуть других действовать. Но, главное, что она в любой ситуации верна своим принципам.
Молодое поколение в пьесе Гроза
Несколько интересных сочинений
- Сочинение по картине Ракши Поле куликово (описание)
Юрий Ракша — известный советский живописец. За свою жизнь он написал более десяти картин.
- Тема судьбы в творчестве Пушкина (в произведениях, в лирике)
Александр Сергеевич Пушкин, написал множество произведений, которые известны разному поколению людей, от детей до стариков. Многие в детстве читали его красивые сказки о золотом петушке, о царе «Салтане», о рыбаке и золотой рыбке.
- Сочинение на тему Семейная реликвия
Что такое семейная реликвия, чем она интересна? Наверное, в каждой семье есть такой предмет, который представляет определенную ценность, не обязательно материальную и передается поколениями
- Шолохов
- Образ и характеристика Азазелло в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение
В романе М.А. Булгакова Мастер и Маргарита не последнюю роль играет такой персонаж, как Азазелло, — член свиты Воланда. У него имеется и ветхозаветный прототип — падший ангел Азазел. Именно он научил
1. Тихон Кабанов и Борис, племянник Дикого.
2. Иван Кудряш.
3. Катерина и Варвара.
В драме А. Н. Островского «Гроза» действие разворачивается на фоне напряженных взаимоотношений между представителями старшего и младшего поколений. Тиранический гнет Кабанихи и Дикого на близких не ослабевает при виде внешних проявлений покорности. Как же ведут себя представители молодого поколения, оказавшиеся в сходных условиях?
Тихон Иваныч Кабанов — богатый купец. Он получил хорошее наследство от покойного отца, женился. Казалось бы, этот человек вполне может самостоятельно распоряжаться в своем доме. Но не тут-то было! На деле всем заправляет его мать, а Тихон с обреченным видом выслушивает ее приказания: «Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг».
Все сколько-нибудь значимые поступки Тихон совершает по указанию матери: она отдает ему распоряжения относительно предстоящей сыну поездки, по ее желанию Тихон женился.
Сам Тихон ощущает себя глубоко несчастным человеком, не способным ничем угодить матери, чтобы она перестала, хоть ненадолго, бранить и поучать его. Вот женился он, чтобы исполнить волю матери, а мать теперь упрекает сына: «С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу». Однако Тихон и не помышляет о том, чтобы выразить свое негодование по поводу материнской тирании: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!» Традиции купеческого быта и собственная бесхарактерность указывают Тихону другой путь: чтобы отвлечься от постылых проблем, он то и дело прикладывается к выпивке. Предстоящая поездка является для Тихона долгожданным и желанным событием: «…Недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?» В этой фразе наглядно проявляется инфантильный эгоизм Тихона — его не заботят переживания Катерины. Он не умеет и не старается защитить жену от нападок своей матери, наоборот, упрекает ее, что это из-за нее ему достается еще больше. Однако по ходу пьесы становится ясно, что Тихон, несмотря на все свои недостатки, искренне любит свою жену. Он охотно готов простить ей ее грех. Когда Катерина признается в своем проступке, Тихон пытается ее остановить: «Не надо, не надо, не говори! Что ты! Матушка здесь!» Не столько гнев, сколько сострадание вызывает у Тихона грех жены. Однако Тихон по-прежнему не в силах противостоять давлению матери. Он бы и рад простить Катерину, все забыть и начать новую жизнь, но разве мать позволит ему забыть? «…Я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала. Жаль мне смотреть-то на нее…».
Но главная беда заключается в том, что наиболее сильная любовь к жене проявляется у Тихона не в повседневной жизни, когда Катерина нуждалась в защите и опоре, а в роковые мгновения, когда уже ничего нельзя изменить. И даже в отчаянии Тихон не в состоянии пойти наперекор воле матери, запретившей ему идти вытаскивать жену из реки. Лишь увидев мертвую Катерину, Тихон в исступлении твердит: «Маменька, вы ее погубили!»
Мы видим, что бесхарактерность Тихона оборачивается трагедией и для него самого, и для его жены, и, собственно говоря, для матери. Что пользы в его послушании, если все идет прахом, и все больше Тихон привыкает заливать горе вином?
Борис Григорьевич, возлюбленный Катерины, находится в положении, которое ничуть не завиднее положения ее мужа. Как и Тихон, Борис прекрасно сознает это: «А мне, видно, так и загубить свою молодость в этой трущобе». Как и Тихону, Борису не хватает решимости, чтобы попытаться изменить свою жизнь, хотя последнему это все-таки проще. Понятно, что Тихону трудно спорить с родной матерью, которая его воспитала и которая, несмотря на свое властолюбие, искренне полагает, что печется о благе своих детей. Борис живет у дяди, надеясь когда-нибудь получить долю наследства, завещанного бабушкой, однако и при поверхностном, рассмотрении становится ясно, что шансы на это очень невелики. Слишком зыбко условие, при соблюдении которого наследство может перейти в руки Бориса и его сестры — если они будут почтительны к дяде. Но Дикой — это отнюдь не человек чести. Он вообще с трудом отдает людям заработанное или причитающееся за какой-либо товар. «…Нешто кто ему запретит сказать-то, что вы непочтительны?» — метко замечает Кулигин, резонно полагающий, что Борис никогда не получит своего наследства. Казалось бы, уйти да забыть, чем терпеть дядины выходки, вполне соответствующие его фамилии!
С одной стороны, Бориса удерживает вроде бы благородное чувство — забота о сестре. Но с другой стороны, если дело безнадежно, стоит ли оставаться практически в рабстве?
Полюбив Катерину, Борис тоже не способен что-то решать или предпринимать сам. Их свидание целиком устроено — можно даже сказать подстроено — Варварой. Отношение Бориса к Катерине сходно с отношением к ней Тихона: когда муж возвращается раньше, чем предполагалось, Борис в первую очередь разочарован тем, что ночные свидания отменяются. О переживаниях Катерины он не задумывается. Но, как и Тихон, Борис ее искренне любит: лишь в минуты прощания он понимает, насколько серьезно восприняла женщина эту любовь, насколько тяжелой стала для нее расплата за грех. Еще один молодой человек в пьесе Островского — Иван Кудряш, конторщик Дикого. На первый взгляд он тоже зависит от купца-самодура, раз служит у него.
Но Кудряш легко относится к ругани своего работодателя: «…Он — слово, а я — десять… Нет, уж я перед ним рабствовать не стану». Решительность Кудряша проявляется и в любовных делах: «Я за свою… да я и не знаю, что сделаю! Горло перерву!» По слухам, Кудряш и Варвара убежали вместе, порвали с постылой обстановкой. Оба они оказались более приспособленными к жизни, более предприимчивыми людьми, чем другие представители их поколения в пьесе Островского.
Варвара, несмотря на молодость, здраво оценивает людей и их взаимоотношения. Она жалеет Катерину, напрямик говорит о том, что Тихона любить не за что. Догадывается Варвара и о любви Катерины к Борису. Но при всем своем участии к Катерине Варвара не понимает ее переживаний, как и все окружающие. Сестра Тихона — человек действия, рефлексия ей чужда. В соответствии со своими понятиями Варвара готова помогать Катерине — если будет возможность, устроить ей свидание с любимым человеком, что девушка и делает. Варвара понимает, что существовать в лицемерной обстановке родного дома, не прибегая ко лжи, крайне сложно. Ложь девушка спокойно воспринимает как необходимость, неотъемлемую часть жизни. Конечно, это не слишком украшает Варвару, но следует понимать, что такой она стала под влиянием обстановки.
Что же касается Катерины, ее трагедия в том, что она абсолютно не умеет и не желает приспосабливаться, не может выбрать одну линию поведения и следовать ей. Катерина не сумела безропотно сносить попреки свекрови — ее любовь к Борису, по сути, протест против существования в атмосфере тирании и лицемерия. Однако Катерина не сумела сохранить в тайне свое увлечение (хотя бы от свекрови), не захотела притворяться дома, а когда возможно, по-прежнему бегать на свидания с любимым. По мнению самой Катерины, ее любовь к Борису — страшный грех, за который она должна быть наказана. Но, зная это заранее, Катерина не нашла в себе сил противостоять искушению, отдавшись своей любви, она не смогла спокойно принять это как данность.
Таким образом, мы видим, что Катерина не в состоянии найти себя в образе жизни, для нее доступном: ни степенная и верная жена, кандидатура в будущие Кабанихи, ни пылкая любовница, днем спокойно внимающая поучениям свекрови — ни один из этих путей не удовлетворяет мятущуюся душу Катерины. Поэтому закономерен исход драмы Островского — если человек не в силах примириться с действительностью, он нередко ищет избавления в смерти.
Просмотров: 54340
Островский выступил со своими пьесами на переломе от 40-х к 50-м годам. Это был критический период в истории русской сцены, когда она оказалась заполоненной водевилями и мелодрамами, частично заимствованными с Запада. Собственно русского народного театра, который бы широко отображал быт России, не было. Островский выступил в своих пьесах прежде всего как первоклассный художник реалист. Превосходно зная русский быт, в особенности быт купечества, Островский перенёс на сцену русскую жизнь во всей её самобытности и естественности. Семейная жизнь купцов с её деспотизмом и самодурством, грубость и невежество в общественном и домашнем быту, бесправное положение женщины, обрядовая сторона жизни, предрассудки и суеверия, народный говор — всё это отразилось в бытовых пьесах Островского.
Окончательно порвав с шаблонами классицизма и романтизма, сделав свои многочисленные произведения «пьесами жизни», Островский довершил в драматургии дело Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, Гоголя и навсегда утвердил в России торжество реалистической драмы. Драма «Гроза» была написана в 1859 году. Она рассказала о тирании самодурства, денег и старозаветного авторитета в купеческой среде. Автор ставил перед собой задачу обличения экономической и моральной тирании «тёмного царства».
В пьесе выступают две группы города Калинова. Одна из них олицетворяет гнетущую власть «тёмного царства». Это Дикой и Кабаниха, угнетатели и враги всего живого и нового. К другой относятся Катерина, Кулигин, Тихон, Борис, Кудряш и Варвара. Это жертвы «тёмного царства», угнетенные, одинаково ощущающие грубую силу, давящую на них. Они по-разному, но всё же выражают свой протест против этой силы.
Молодое поколение, в свою очередь, делится на тех, в ком самодурство и деспотизм подавило проблески свободы и самостоятельности. И на тех, кто сумел противостоять «темному царству», если не внешне, то внутренне.
К жертвам «темного царства» относятся в пьесе Тихон и Борис. Тихон с детства во всем привык повиноваться своей матери: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!» — говорит он Кабановой и прибавляет потом: «Да я, маменька, не хочу своей волей жить». Единственное заветное желание Тихона — вырваться, хотя бы ненадолго, из-под опеки матери, загулять так, чтобы на целый год отгуляться. По характеру он не только безвольный, но и ограниченный, простоватый. К примеру, душевный мир Катерины для него слишком высок и непонятен. «Не разберу я тебя, Катя!» — говорит он ей. Тихон не находит в себе достаточно сил и уверенности, чтобы суметь противостоять своей матери. Матери, которая довела своим бездушным деспотизмом и ханжеством семью до полного развала. Лишь в финале пьесы Тихон выказывает что-то вроде неповиновения. Он первый раз в жизни противоречит Кабанихе. Но этот протест так и останется единичным и не разовьется в бунт против «темного царства». С течением времени он сам станет представителем тех, кого сейчас так ненавидит.
Борис Григорьевич, племянник Дикого, по уровню своего развития стоит значительно выше окружающей его среды. Образование, полученное им в Москве, в коммерческой академии, привило ему прогрессивные взгляды. Ему трудно ужиться среди Диких и Кабановых. Но у него, как и у Тихона, не хватает характера, чтобы вырваться из-под их порабощающей его власти. Не достает решимости бороться за свою любовь. Катерине он советует покориться судьбе, и сам смиряется — уезжает по настоянию Дикого приказчиком в Кяхту. Борис — добрый, мягкий человек. Но прав Добролюбов, отмечая, что Катерина любила его «больше на безлюдьи», то есть в окружающей ее среде он был лучшим из худших.
Таким образом, оба они — и Тихон, и Борис — не сумели, а в конечном счете, и не сумеют вырваться из-под ига поработившего их «темного царства». И произошло это потому, что они не знали, что можно жить по-другому, что можно быть счастливыми.
К молодому поколению, которое пытается противостоять старым порядкам, которое является «лучом света в темном цартсве», относятся Катерина и Кулигин.
Катерина — центральный персонаж драмы «Гроза». По складу характера и интересам она резко выделяется из той среды, в которую попала. В этой исключительности и заключается причина глубокой жизненной драмы, которую героиня должна была пережить в царстве Диких и Кабановых. Девушкам ее общества в те времена не давали образования. Книгу заменяли рассказы досужих странниц и богомолов. Отсюда ее мечтательность и впечатлительность. Добролюбов определил ее характер как «любящий и идеальный». Катерина в то же время обладает пылкой и страстной душой. «Такая уж я зародилась горячая! — говорила она. — Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега».
Катерина — женщина не только со страстным, но и с сильным характером. Она единственная, из всех персонажей пьесы, способная на полный разрыв с опостылевшей ей средой и жизнью. Самоубийство ее как бы на миг осветило беспробудный мрак «темного царства». В ее трагической кончине, по словам критика, «дан страшный вызов самодурной силе… В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина».
Как уже было сказано, светлым лучом можно назвать и Кулигина. Это бедный часовщик, механик-самоучка, мечтающий найти перпетуум мобиле, вечный двигатель. Он думает не о своей личной выгоде, а о служении обществу, о благоустройстве родного города, о положении бедняков. Этим Кулигин и отличается, к примеру, от Дикого. Он просто вынужден подчиниться силе, так как он одиночка, и сила не на его стороне: «Съедят, живого проглотят!». Но покориться внешне еще не значит внутренне успокоиться. Словами Кулигина автор высказывает свои взгляды на жестокие нравы и сочувствие к талантливым людям из народа, задавленным общественно-политическим строем. Островский показал, что просвещение начинает проникать в самые различные уголки и слои русского общества.
Таким образом, Островский в драме «Гроза» с помощью образов молодого поколения показал, что настала пора пробуждения личности, намекая на неизбежность борьбы с самодержавно-крепостническим строем. И хотя протест Катерины и Кулигина обречен на провал, но смертельная рана «темному царству» уже нанесена. И эту обреченность начинает сознавать даже Кабаниха. «Старине приходит конец» — мрачно заявляет она. Так, в драме «Гроза» Островский вынес суровый приговор отжившему и ненавистному прошлому, тому социально-политическому строю, который всемерно поддерживал «темное царство».