- Сочинения
- По литературе
- Островский
- Молодое поколение в пьесе Гроза
Молодое поколение в пьесе Гроза Островского сочинение
Великий русский писатель А.Н.Островский затронул извечную проблему отцов и детей в пьесе «Гроза». Здесь сталкиваются два поколения старых консерваторов, представителей «темного царства», которые являются хозяевами города и молодого поколения, которые пытаются противостоять им.
Рассмотрим подробнее молодежь этого городка на Волге.
Образы молодежи показаны на примере нескольких из них, ими стали:
- Тихон – сын купчихи Кабанихи
- Варвара – дочь Кабанихи
- Борис – племянник купца Дикого
- Кудряш – влюблен в Варвару
- Екатерина – жена Тихона
Но и молодое поколение делится на два типа, те которые делают малейшие попытки противостоять старому миру, и всего лишь мечтают об этом, — «Ах, как бы было хорошо, если бы…, — и на тех, кто не может смириться со старым укладом.
Тихон, Варвара и Борис – относятся к тем, кто с детства впитал в себя старые устои, но всем своим внутренним миром ощущают, что «старому укладу» скоро наступит конец.
Тихону не нравятся порядки «темного царства», но он не в состоянии противостоять матери. Он слаб и не может защитить себя и свою жену. И он всячески старается уехать из дома.
Варвара так же не может открыто противостоять всемогущей матери, поэтому она приспосабливается, но втайне делает все по своему, ощущая тем самым некую свободу. Она более сильная девушка, обладающая хитрой и эгоистичной натурой, нежели ее брат. Ее поведение говорит о том, что все больше молодых людей городка противостоят «темному царству» хоть и тайком.
Борис слабее всех, хоть и образованнее. Он говорит, что старые устои изжили себя, но это всего лишь слова. Он вынужден терпеть самодурство дяди из-за наследства.
Кудряш же отличается от них, он груб и эгоистичен, и всем своим поведением показывает свою «свободу и неприкосновенность», поскольку он нужен Дикому.
Екатерина это тот человек, который открыто протестует поскольку не может жить по тем законам которые ей навязывают. Но она одна в этом «темном мире», она не находит поддержки ни со стороны Бориса, ни прощения со стороны окружающих, поэтому в пьесе наступает трагический финал. Она сильна, сохраняя верность самой себе и выражая протест всему обществу, не приспосабливаясь к ним.
Таким образом, молодежь в пьесе неоднозначна и разнолико. Большинство из них лишь хотят жить по другому, не более. открыто протестует
2 вариант
Знаменитый отечественный литератор А.Н.Островский коснулся многовековых вопросов отцов и детей в произведении «Гроза». В произведении встречается пара поколений старинных реакционеров, посланников «темного царства», которые оказываются господами городка и подрастающего поколения, которые делают попытки оказывать сопротивления им.
Фигурами молодого поколения в произведении стали: Тихон — сынок купчихи Кабанихи, Варвара — дочка Кабанихи, Борис – племяш купца Дикого, Кудряш — неравнодушен к Варваре, Екатерина — супруга Тихона.
Но и молодые люди делится на два вида, те которые используют небольшие шансы оказывать сопротивление старым устоям, и просто подумывают об этом, — «Ах, как бы было хорошо, если бы…, — и на тех, которой не могут находиться и сосуществовать со старым миром.
Тихон, Варвара и Борис — причисляются к таким людям, которые с юных лет вобрали в себя былые традиции, но на подсознании он догадываются что «старому укладу» долго не просуществовать.
Тихон не любит устои «темного царства», но он не может оказывать сопротивление маме. Он слабый и не способен постоять за себя и собственную супругу. Поэтому он всеми возможными способами пытается покинуть дом.
Варвара тоже не способна свободно бороться с всесильной мамой, поэтому она приноравливается и тайно поступает так, как хочет, чувствуя при этом некую независимость. Она более крепкая молодая особа, владеющая хитроумным и самовлюбленным нравом, чем ее брат. Ее поступки говорят о том, что все больше молодых людей города противоборствуют «темному царству» пусть и тайно.
Борис самый слабый. Он сообщает, что ветхие традиции пережили себя, однако это просто фразы. Он обязан терпеть сумасбродство дядьки по причине наследия.
Кудряш же выделяется от них, он дерзок и амбициозен, и каждыми своими поступками демонстрирует собственную «свободу и неприкосновенность», потому что он необходим Дикому.
Екатерина это такая личность, которая свободно выражает протест, потому что не способна вести жизнь по тем правилам, которые ей насаждают. Но она одна в этом «темном мире», она не видит помощи ни от Бориса, ни понимания от находящихся рядом людей, поэтому в произведении начинается трагичное окончание. Она сильная, остается сама собой и выражает несогласие всем людям, не присоединяясь к ним.
Отсюда получается, что молодые люди в произведении неопределенны и неоднородны. Подавляющее большинство из них только желает увидеть новый мир, не более того.
Также читают:
Картинка к сочинению Молодое поколение в пьесе Гроза
Популярные сегодня темы
- План рассказа Разноцветная бабочка Платонова
Жила в Кавказских горах старая бабушка Анисья. Ей было много лет. О её возрасте никто не знал, и сама она не помнила. Во времена её молодости горы были каменистые, и по ним можно было гулять
- Дуэль Гринева и Швабрина (анализ эпизода, причины) в романе Капитанская дочка Пушкина сочинение
Гринёв и Швабрин познакомились, когда Пётр прибыл на службу в Белогорскую крепость. Оба они выходцы из дворянских семей. И, учитывая, что им предстояло нести службу бок о бок
- Мое отношение к Хлестакову сочинение
К Хлестакову я отношусь нормально… То есть я понимаю, что он поступил не совсем хорошо – как аферист. Он воспользовался ситуацией… ну а что ему было делать? Если бы он признался этим людям, которые готовы были его на руках носить
- Основные темы и мотивы лирики Некрасова
Николай Алексеевич Некрасов — величайший поэт, который начал записывать свои первые стихотворения в тетрадь, когда ему было всего 11 лет. Николай Алексеевич с детства был очень трудолюбивым
- Сочинение Тварь я дрожащая или право имею? в чем смысл фразы
Федор Михайлович Достоевский – гений психологического романа и настоящий классик отечественной литературы. Его произведения, остающиеся самыми читаемыми в мире по сей день
- Сочинения
- По литературе
- Островский
- Молодое поколение в пьесе Гроза
Сочинение Молодое поколение в пьесе Гроза
Александр Островский, является автором произведения Гроза. Главным объектом данного произведения, является противостояние молодого и и старшего поколения. На протяжении всей пьесы автор, показывает насколько различны у этих двух поколений мнения. Именно в этом рассказе, наиболее точно показывается, противопоставление отцов и детей. Как и в любом другом произведении, в произведении Гроза, присутствуют, как положительные персонажи, так и отрицательные. Именно за их противостояниями, читатель может наблюдать на протяжении всего произведения.
Главные герои произведения, проживают в вымышленном городе Калинове, находящимся на великой реке Волге. Стоит остановиться и более детально разобрать, всё молодое поколение данного города. Всего в произведении, было показано, пять молодых персонажей.
Катерина — жена Тихона,
Варвара — сестра Тихона, дочь Кабанихи,
Тихон — сын Кабанихи, брат Варвары,
Борис — именинник Дикого,
Кудряш — возлюбленный Варвары.
Первым персонажем, перед нами предстает Катерина, это добрая, отзывчивая и чувственная девушка. Своё детство, она провела в родительском доме и находилась под воспитанием любимый матушки, которая очень любила свою дочку, и никогда не скупилась на ласку и любовь. Девушка была отдана замуж в молодом, можно сказать юном возрасте. В доме мужа она никогда не знала доброго слова, её свекровь постоянно её обижала и говорила грубые слова. Девушка, всю жизнь мечтала, создать счастливую любящую семью, однако ей это не удалось. Из-за отсутствия любви и ласки, она влюбляется в Бориса и изменяет своему мужу.
Следующей молодой девушкой в произведении является Варвара, эта девушка совершенно непохожа на Катерину. На смену доброй и искренней девушке, приходит скрытная и умеющая лгать Варвара. С самого детства, она добивалась всего чего она хотела. Она не похожа также и на своего брата Тихона. Она всяческими путями всегда добивалась своих целей.
Тихон, всегда был маменькиным сынком, он вырос под жестким управлением своей властной матери. Он искренне любил свою жену, но жестокое отношение его матери к жене, не давали ему спокойно жить. Ему не хватало силы воли и храбрости, для того чтобы противостоять ей.
Борис, молодой человек, который является племянником Дикого, он на протяжении всей своей жизни, обязан своему дяде, именно поэтому он постоянно вынужден слушаться его. Он не был так влюблён в Катерину, как она в него. Когда она захотела признаться всем людям в грехе, он её не поддержал.
Является самым эгоистичным и грубым персонажем среди всех вышеперечисленных, на протяжении всего произведения он показывает насколько он нужен купцу Дикому.
Он является возлюбленным Варвары. В конце произведения, он сбегает вместе с ней из города.
Вариант 2
В середине XIX века тема противостояния поколений получила новый толчок, благодаря таким писателям, как Тургенев и Островский. Ничего удивительного в этом не было. То было время перемен, время реформ, сметающих все на своем пути. Претерпели изменения и социальные институты, в частности, институт семьи.
Островский же затронул данную проблему отношений поколений в пьесе «Гроза». В условиях небольшого города противостоят две системы: консерваторы и молодые реформаторы.
Что можно отметить насчет молодежи?
- Катерина – супруга Тихона
- Борис – родственник купца Дикого
- Варвара – дочурка старшей Кабановой
- Тихон – сын Кабановой
- Кудряш – поклонник Варвары
«Молодая гвардия» тоже неоднородна по составу и подразделяется на две группы. Первая группа более активна и хоть что-то пытается делать для изменения старых социальных строев. Вторая же больше любит разглагольствовать и летать в грезах. Их жизнь проходит в сугубо сослагательном наклонении.
Варвара, Борис и Тихон – те, кто с молоком матери получил старый уклад, но они интуитивно чувствуют, что консервативному миру скоро придет конец.
Тихон всячески старается противостоять старым устоям, но все его потуги разбиваются о сопротивление матери. Слаб он духом – не в состоянии обезопасить свою жену и даже себя. Его цель – покинуть родную обитель.
Варвара тоже не выносит свой протест на всеобщее обозрение, ее действия сумбурны и скрытны. Для нее это лишь иллюзия противостояния. Но она, конечно, сильна сама по себе. Этого нельзя отрицать. В чем-то она себялюбива и пытается сподвигнуть других на противостояние.
Борис образован, но совершенно не имеет сил сражаться. Он понимает, что борьба с консерваторами нужна, но на более активные действия его уже не хватает.
Кудряш – грубоватый тип, но очень независимый. Такие для маленькой и победоносной революции нужны.
Катерина близка к более открытым социальным выступлениям. Она совершенно не принимает попытки навязывания сознанию застарелых догм. Ей сложно найти поддержку. Не хватает лидерских качеств, способных сподвигнуть других действовать. Но, главное, что она в любой ситуации верна своим принципам.
Молодое поколение в пьесе Гроза
Несколько интересных сочинений
- Сочинение по картине Ракши Поле куликово (описание)
Юрий Ракша — известный советский живописец. За свою жизнь он написал более десяти картин.
- Тема судьбы в творчестве Пушкина (в произведениях, в лирике)
Александр Сергеевич Пушкин, написал множество произведений, которые известны разному поколению людей, от детей до стариков. Многие в детстве читали его красивые сказки о золотом петушке, о царе «Салтане», о рыбаке и золотой рыбке.
- Сочинение на тему Семейная реликвия
Что такое семейная реликвия, чем она интересна? Наверное, в каждой семье есть такой предмет, который представляет определенную ценность, не обязательно материальную и передается поколениями
- Шолохов
- Образ и характеристика Азазелло в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение
В романе М.А. Булгакова Мастер и Маргарита не последнюю роль играет такой персонаж, как Азазелло, — член свиты Воланда. У него имеется и ветхозаветный прототип — падший ангел Азазел. Именно он научил
- Сочинения
- Литература
- Островский
/
/
Сочинение на тему Молодое поколение в пьесе Гроза
Молодое поколение в пьесе «Гроза» представлено Тихоном, Катериной, Варварой, Кудряшом, Борисом Григорьевичем. Каждый из них по-разному относится к старшему поколению и их порядкам.
Тихон — сын Кабанихи — человек безвольный и бесхарактерный. Он не имеет силы противостоять своей матери, доказать ей, что иногда она бывает неправа. Образ Тихона — это образ человека несчастливого. Все его желания были подавлены деспотизмом Кабанихи. Молодой человек делал лишь то, что приказывала делать ему его мать. Он страдал, но не мог прекратить свое страдание.
Тихону было жалко свою жену, Катерину, но он не мог защитить ее. Девушку поражала нерешительность своего супруга, но и исправить она что-то не могла. Жизнь в доме Кабанихи была для нее тяжкой и непростой. Катерина не могла ужиться в доме, где царила тирания и жестокость. Она не привыкла к такому. Девушка привыкла жить в добре, тишине, спокойствии, свободе. Здесь же она была связана.
Варвара — сестра Тихона — решила помочь Катерине освоиться в их доме. Девушка давно поняла, что их дом стоит на лжи и только с ее помощью здесь можно спокойно существовать и добиваться своего. Она была веселой, находчивой и сообразительной девушкой, поэтому умело выходила из-под влияния матери. У девушки был возлюбленный, Кудряш, с которым она устраивала тайные свидания в тайне от матери. Они вдвоем отличались своей бойкостью и смелостью.
А вот Борис Григорьевич, очаровавший Катерину, не отличался храбростью. Он был во власти своего дядюшки, Дикого, который должен был выплатить ему часть наследства, если он будет вести себя почтительно. Борис Григорьевич пытался угодить своенравному дяде, но это было непросто. Он влюбился в Катерину, но герои не смогли быть вместе, так как Борис в таком случае не получил бы наследства не только для себя, но и для своей сестры, о которой он очень заботился. Борис был мягким, неуверенным человеком, который не знал, как ему поступить, чтобы всем людям, которые ему дороги, было хорошо.
Представители молодого поколения по-разному относятся к порядкам в городе, но большая часть из них — люди подавленные, пассивные, жертвы деспотизма «темного царства». Таким образом, автор показывает, что жестокость, тирания, глупость и эгоизм одного поколения не вызывают положительных откликов у представителей другого. Эти качества у родителей делают их детей апатичными и несчастными.
`
Молодое поколение в Грозе
Популярные сочинения
- Сочинение Образ Дуни в повести Станционный смотритель Пушкина (характеристика героя 7 класс)
В повести Пушкина главной героиней была Дуня — она дочка станционного смотрителя. Дуня девочка четырнадцати лет с большими, голубоватого цвета глазами и необычной красотой.
- Сочинение Таким я вижу Чацкого (9 класс)
Главный герой произведения, страстно и остроумно обличавший дворянскую среду начала девятнадцатого века, при всех симпатиях к нему Грибоедова, выглядит все же неоднозначно.
- Сочинение Петя Ростов в романе Война и мир (Образ и характеристика)
Произведение показывает некоторый период времени, во время которого преображаются основные действующие лица и по внешнему виду, и в нравственном отношении. Один из них — Петя Ростов.
«Луч света в тёмном царстве»
Молодое поколение в пьесе «Гроза» представлено людьми, которые не сказать, чтобы далеко ушли от «отцов». Они в большинстве своём показаны личностями, которые не просто ужились с правилами ветхого общества, а стали его неотъемлемой частью и уже вряд ли представляют себе другую жизнь. Эти люди привыкли врать, уклоняться от ответственности, идти по головам и обманывать во благо своим корыстным целям. Такие люди, как, например, Борис, могут вызывать только презрение и отвращение.
Главные действующие лица пьесы принадлежат разным поколениям и разным мирам:
- Марфа Игнатьевна Кабанова, Кабаниха. Самый яркий представитель старого поколения; является, по сути, главным антагонистом произведения.
- Катерина. Противоположность Кабановой. Является «лучом света в тёмном царстве».
- Тихон Кабанов. Муж Катерины, который мог бы быть сторонником взглядов жены, но воспитание и авторитет его матери не позволил этому случиться.
- Борис. Племянник купца Дикого. Любовник Катерины, который оставил её в самый тяжёлый для неё момент из-за страха потерять деньги дяди.
- Варвара. Возможно, наиболее близкий человек для Катерины в этом городе. Как и главная героиня, не относится к «тёмному царству», однако и не является его оппозицией, ведь привыкла уживаться в этом мире лживых и мерзких людей.
- Кулигин. Близок к Катерине по взглядам. Наравне с ней относится к новому поколению, не желающему мириться со старым.
Таким образом, к числу положительных персонажей, можно отнести единицы. По сути, лишь Катерину и Кулигина. А количество представителей «тёмного царства» по-настоящему зашкаливает.
Почти все в пьесе, так или иначе, относятся к старому прогнившему виду людей. Среди них особенно стоит выделить Кабаниху, ее мужа Тихона, купца Савел Прокофьевич Дико́го и его племянника Бориса.
Несложно сделать вывод, что шансов на победу у нового поколения совершенно нет. Катерина и Кулигин не в силах противостоять Кабановой и её свите. Всё, что остаётся сделать Катерине — это покинуть этот мир, оставшись лишь блёклым «лучом света», который, как бы ни хотел, не может изменить правила и традиции города Калинов. Катерина неспособна в одиночку сражаться с патриархальным укладом жизни в обществе, из-за чего эта самая борьба оказывается лишь внутри неё, в её душе, где и происходит истинное столкновение «тёмного» и «светлого».
Это столкновение быстро приводит героиню к абсолютной безысходности — она не может бороться с Кабанихой и не может с ней остаться. Единственным выходом остаётся самоубийство, позволяющее наконец-то выбраться из цепких лап этого самого «тёмного царства».
Конфликт между поколениями
В чём заключается противостояние «старого» и «нового»? Если кратко, то в непринятии первого вторым и страх второго перед первым. Старшее поколение по-настоящему боится младшего, так как оно представляет реальную неизбежную угрозу для его положения и влияния; для людей прошлого новые порядки — настоящая проблема, которую не помешало бы решить. А младшее, в свою очередь, просто желает иметь значение, не прятаться в тени «отцов».
В пьесе «Гроза» ситуация в целом похожа, но не идентична. Катерина не хочет быть «главной героиней романа», не стремится быть в первых рядах, оставив позади Кабанову; она только лишь хочет жить как нормальный человек, без постоянного угнетения с самых разных сторон.
Калинов, казалось бы, далёк от «царства», однако это, возможно, не так; этот город весь состоит из тёмных, неприятных, жадных и слабых людей, он собирает в себе всю чернь патриархального общества и ставит во главе этой монархии Кабаниху, вольную за счёт своего величия и авторитета, творить, что ей вздумается с любым, и никто не может пойти против неё: кто-то просто боится её гнева, а кто-то боится искать единомышленников, ведь это уже чревато последствиями, а о том, чтобы протестовать одному, не может идти и речи.
Так или иначе, против Кабанихи никто не пойдёт, и всевластие «тёмного царства» так и не получит для себя какие бы то ни было ограничения.
Единственный человечный герой
«Лучом» образ Катерины стал не потому, что была против Кабанихи и её подопечных, — Варвара тоже была против, но всё равно жила по правилам этого общества — а потому, что была единственным чистым, хорошим, светлым человеком во всём «царстве». Она одна была не способна жить, обманывая; она не смогла переступить через моральные нормы и стать одной из «жителей Калинова».
- До замужества жизнь Катерины была наполнена красотой, поэзией любовью. Она «жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле».
- Выйдя замуж, героиня теряет свой внутренний рай. Жизнь в доме Кабановой является для неё ужасными страданиями; она вынуждена покоряться безрассудным указаниям свекрови, слушать её многочисленные упрёки.
- К мужу Катерина чувствует только жалость, настоящей искренней любви между ними нет.
- Катерина чиста душой, трепетно относится к Богу и боится греха. Любит детей. Внутренний моральный компас не позволяет ей лгать и притворяться.
- Измена законному мужу для героини — тяжелейший грех. Но жить в нелюбви девушка неспособна; Борис уезжает и не берёт её с собой в Сибирь. В дом, где её постоянно угнетают она вернуться не может. Всё, что ей остаётся — убить себя.
Она оказалась слишком человечной для этого общества и не смогла с этим справиться. Сильнейшее угнетение старого поколения смогло привести героиню к тяжелейшему решению, к самоубийству. Катерина не нашла поддержки ни в Тихоне, ни тем более в Борисе и осталась одна. Одна среди настоящего ада.
Абсолютно реальная трагедия
Жестокая история Катерины по-настоящему трагична и, к большому сожалению, абсолютно правдива; неизвестно, сколько ещё подобных происшествий было возможно. Островский прекрасно понимал серьёзность проблемы силы патриархата, он был обеспокоен этим и желал донести свои мысли по этому поводу до читателей при помощи «Грозы» и «луча света в тёмном царстве». Именно вразумлению людей посвящено его знаменитое сочинение.
Конфликт поколений в драме представлен без яркого сражения и многочисленных споров, как это было, к примеру, в «Отцах и детях». Однако он никоим образом не теряет своей силы для читателя. Безвыходное положение главной героини отчётливо показывает то, насколько всё-таки глубоко вросло в общество старое время и как сильно люди не хотят терять своего влияния и своих позиций.
Еще материалы по пьесе А.Н. Островского «Гроза»::
- Протест Катерины против тёмного царства в пьесе А.Н. Островского «Гроза»
- Виновен ли Борис в гибели Катерины — причины и сущность трагедии героини
- Душевная драма Катерины в пьесе А.Н. Островского «Гроза» — причины и последствия страданий
- Образ Катерины в пьесе Александра Николаевича Островского «Гроза»
- Затерянный город — образ и характеристика в драме А.Н. Островского «Гроза»
- Сочинение на тему: «Был ли иной путь у Катерины»
- Варвара и Катерина — сравнительная характеристика героинь пьесы «Гроза»
- Тихон Кабанов — характеристика героя
- Самодуры в пьесе А.Н. Островского «Гроза» — описание образов и характеров
- «Гроза» — краткое содержание пьесы А.Н. Островского
- Варвара — характеристика героини из пьесы А.Н. Островского «Гроза»
- Жизнь Катерины в родительском доме
На чтение 8 мин. Опубликовано 27.04.2020
Актуальной проблемой всех времен являются взаимоотношения отцов и детей. Жизненные устои подчиняются многим вещам и очень часто меняются. Из-за этого случаются споры внутри семьи. Многие литературные произведения посвящены конфликту поколений. Драма Островского «Гроза» не стала исключением. В произведении противопоставляются два уклада жизни — патриархальный «домостроевский» и зарождающийся новый, предполагающий свободу и независимость.
Содержание
- Приверженцы старых обычаев
- Младшее поколение
- Век минувший и нынешний
- Причина драмы
- Осознание обреченности
- Проблема «отцов и детей»
Приверженцы старых обычаев
Представители взрослого поколения являются хранителями и последователями дедовского уклада жизни. Они — олицетворение «темного царства». К ним относятся:
- Купец с говорящей фамилией Дикой. Персонаж этот достаточно однозначный — на протяжении всего произведения читатель не встречает ни одной его положительной характеристики. «Дикость» Савла Прокофьевича заключается в ругани, пьянстве и рукоприкладстве — совершенно нечеловеческих проявлениях личности.
- Купчиха Марфа Игнатьевна, которая фигурирует исключительно как Кабаниха. Она отличается грубостью и жестокостью по отношению к окружающим, включая родных детей и невестку. Кабаниха является воплощением лицемерия и хладнокровности, при этом старуха любит «читать морали» и давать наставления молодежи: «Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть. Старый человек на ветер слова не скажет».
Дикому и Кабанихе свойственны черты всего купечества России IX века. Проанализировав слова и поступки этих персонажей, читатель может сделать вывод о ценностях, которыми живет все патриархальное общество того времени.
Изобретатель Кулигин заявляет: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!». Эти слова как нельзя лучше описывают атмосферу Калинова. В приоритете жажда наживы и богатства, которые отождествляются с властью и непоколебимым авторитетом. Образованность и интеллигентность старшими не приветствуются и даже отвергаются, а честь и благородство не в цене.
Младшее поколение
Эта ячейка общества города Калинова представлена несколькими персонажами. Каждый из них сталкивается с несправедливостью и даже унижением от жестокого и непоколебимого старшего поколения. Однако переживают они это по-разному, так как обладают совершенно разными характерами. К молодому поколению можно отнести следующих героев:
- Тихон Кабанов — богатый купец, неспособный распоряжаться в собственном доме. Человек на редкость бесхарактерный и полностью подчиняющийся своей авторитетной матери: «Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг».
- Борис, племянник Дикого, — единственный приезжий обитатель Калинова. Он осознает свою необходимость подчиняться и безвыходность: «А мне, видно, так и загубить свою молодость в этой трущобе». Однако и ему не хватает смелости дать отпор «темному царству», и даже отношения с Катериной не изменили героя, не послужили толчком к действиям.
- Иван Кудряш — конторщик Дикого, который также зависим от купца-самодура, однако относится к его хамству намного проще: «…Он — слово, а я — десять… Нет, уж я перед ним рабствовать не стану». Решительным Кудряш проявляет себя и в любви — по слухам, он сбегает с дамой сердца от удушающей обстановки.
- Варвара, несмотря на свою молодость, расчетлива, практична и хорошо разбирается в людях. Она прямо заявляет Катерине, что любить ее брата не за что, и не осуждает чувств невестки к Борису, хоть и не понимает их. При всех своих достоинствах Варвара — приспособленка, которая научилась лицемерить и жить во лжи, но стала она такой под влиянием обстоятельств: «У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».
- Катерина — тот самый «луч света в темном царстве». Если говорить кратко, то ее трагедия заключается в неспособности и нежелании притворяться и приспосабливаться. Ее запретная любовь к Борису, по сути, является протестом против существующей тирании. Поддавшись искушению, Катерина не смогла простить себе грех и смириться с общественным порицанием, что привело ее к гибели.
Однако, несмотря на разность характеров, у всех этих персонажей есть что-то общее. Они являются жертвами существующего уклада.
Век минувший и нынешний
Как уже было сказано, Островский в своем произведении поднял проблему конфликта поколений. В «Грозе» он проявляется во всей своей остроте, как противостояние между устаревшими социально-бытовыми принципами и прогрессивными стремлениями к равноправию и свободе личности. Усугубляется конфликт тем, что молодежь не просто не понимает взрослых — она ощущает грубую давящую силу, но не может ничего противопоставить ей.
К сожалению, практически все юные представители города Калинов слабы и нерешительны. Они либо приспосабливаются, как Варвара и Кудряш, или смиряются и даже не совершают попыток заявить о себе и проявить самостоятельность, как Борис и Тихон. В некоторых из них намечаются проблески свободы и самоуважения, однако проистекают они только внутренне.
Исключение — Катерина, которая резко выделяется своей неоднозначностью и силой характера, но и ей внешний протест дается крайне нелегко, приводит к крушению жизни и смерти. Неудивительно, что девушка несчастлива в любви: ни Тихон, ни Борис не дотягивают до героини по силе характера и нравственным принципам.
Причина драмы
Катерина — безусловно, яркая и сильная личность. Своим поступком она не только избавляет себя от переживаний за содеянное, но и бросает вызов патриархальному обществу в лице Кабанихи и Дикого. Ее самоубийство показывает несостоятельность существующих устоев и порядков и обличает пороки, которые старшие пытаются скрыть. Кабаниха прячется за маской лицемерной благочестивости, Дикой действует через запугивания и наказания молодого поколения.
В пьесе «Гроза» автор сделал акцент на то, что не существовало другого способа показать, какую опасность несет удушающая и подавляющая все живое атмосфера Калинова, а стала она такой из-за натиска власть имеющих. После самоубийства Катерины все, кто умело притворялся и мирился с ситуацией, невольно задумаются о необходимости перемен.
Трагедия случилась в тот момент, когда атмосфера максимально накалилась и конфликт достиг своего пика и требовал разрешения. Именно противоречия между старым и новым, между деспотизмом и жаждой свободы приводят к драме, которая становится причиной гибели главной героини.
Осознание обреченности
Кабаниха и Дикой не могут не чувствовать, что обстановка накаляется и грядет гроза во всех смыслах этого слова. Именно это вызывает у них злость и даже страх. Вот почему они лютуют еще пуще, требуют еще большего подчинения и безусловного уважения со стороны молодежи, хоть и не заслуживают его. Кабаниха и Дикой, которые много лет упивались своей властью и безнаказанностью, понимают, что их положение перестает быть стабильным, а авторитет — непререкаемым.
Становится все более очевидным, что «отцы» неправы и теряют контроль. Старшее поколение в глубине души осознает, что их время прошло, перемены неизбежны, а «темное царство» обречено. Уникальность пьесы заключается в том, что старшее поколение вызывает осуждение и резкую критику. А. Н. Островский не наградил ни Кабаниху, ни Дикого ни одним светлым и позитивным качеством.
Драме «Гроза» отлично подходит высказывание французского путешественника А. де Кюстина: «Россия — страна фасадов». На первый взгляд, в городе царит благополучие — открытых конфликтов не возникает, поскольку все вокруг притворяются. Молодежь прикидывается, что уважает старших и чтит традиции. Взрослые, которые живут двойными стандартами, делают вид, что не замечают набирающего силу недовольства.
Тем не менее существующие в обществе законы нельзя назвать нормальными. То, что происходит за закрытыми дверями в каждом доме, вызывает ужас и даже отвращение — у людей отсутствуют любовь и уважение друг к другу. Сила и агрессия «темного царства» подавляет все светлое и доброе.
Возникает вопрос, все ли представители старшего поколения города Калинова являются бессердечными и неспособными на человеческие чувства? Ответить на него положительно не позволяют рассказы Катерины о своей семье, которая также принадлежит к купечеству.
Героиня, вспоминая детство, говорит: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала…».
Эти слова позволяют сделать вывод, что родители Катерины — люди совершенно иного склада, и воспитывалась она в атмосфере любви и взаимоуважения.
Проблема «отцов и детей»
Этот вопрос возникал и будет возникать всегда. В литературе конфликт описывается как на бытовом уровне, в виде отсутствия взаимопонимания между членами одной семьи, так и в глобальных масштабах — столкновение мировоззрений людей, принадлежащих к разным поколениям, необязательно связанных родственными связями. Это направление свойственно многим произведениям русской литературы 19 века, таким как:
- «Отцы и дети» И. С. Тургенева. В произведении конфликт поколений является центральной темой и положен в название романа.
- «Горе от ума» А. С. Грибоедова, где эта проблема, на первый взгляд, не главная, однако «отцы» также отстаивают устои, а «дети» жаждут прогресса.
- «Война и мир», в которой Л. Н. Толстой описывает отношения внутри трех семей, строящихся по разным принципам, но неизбежно оказывают влияние на становление личностей молодых персонажей.
- «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя. В этой яркой повести конфликт между отцом и сыном приобрел масштабные трагические черты.
- «Станционный смотритель» и «Капитанская дочка» А. С. Пушкина. Автор говорит о важности доверительных и уважительных отношений между родителями и детьми.
Можно сделать вывод, что практически во всех произведениях русской литературы, описывающих быт и нравы патриархального купечества, получила тема конфликта между поколениями. В чем он заключается, Островский прекрасно отобразил в «Грозе». Автор показал, к чему может привести непонимание, угнетение и неуважение людей друг к другу.
Предоставленный материал поспособствует подготовке к открытому уроку по литературе: «Гроза» Островского. Конфликт поколений. Сочинение на эту тему также встречается на ОГЭ и ЕГЭ.