Молодость вся жизнь изложение с элементами сочинения

Цели: 1. Создать условия для закрепления специальных умений и навыков работы с текстом. 
2. Способствовать развитию у учащихся умения выделять главное, анализировать, критически мыслить, создавать тексты-рассуждения, способствовать развитию речи, побуждать к саморазвитию коммуникативной компетенции обучающихся к раскрытию творческих способностей. 
3. Содействовать выработке навыков самовоспитания в плане этических норм поведения, жизненных ценностей. 

Оборудование: 
1. Текст изложения 
2. Раздаточный материал: 
— задания для работы в группах; 

презентация; цитаты из книги Д. С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном», плакат «Берёзка»

Ход урока. 
I Мотивационно-целевой этап. 

Ребята ,на сегодняшнем уроке мы с вами пишем изложение с элементами сочинения по замечательному тексту.
1 Выход на тему урока. 
— Какова главная цель изложения? 
— Как вы понимаете «элементы сочинения»? 

(Цель изложения – передача главной мысли автора текста, пересказ текста с сохранением стилевых и  языковых  особенностей текста.«Элемент сочинения» — письменное рассуждение по затронутым автором в тексте вопросам . Оно включает выражение своего отношения к данной теме, приведение аргументов-доказательств из произведений художественной литературы, своего жизненного опыта. Это должны быть ваши собственные рассуждения , размышления)

Итак, итогом нашей работы на уроке будет изложение с элементами сочинения.

В качестве эпиграфа к уроку мы возьмём небольшую инсценировку из известного вам произведения художественной литературы.

Сценка «Наказ отца сыну»(А. С. Пушкин «Капитанская дочка»)

Вы узнали это произведение?

(Это эпизод «Наказ отца сыну из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)

II Операционно-познавательный этап. 
1. Анализ заглавия текста.  

Сегодня мы пишем изложение по тексту Д. С. Лихачёва

«Молодость — вся жизнь». 
— Можно ли в заглавии выделить ключевые слова?  
 — Предположите, о чем будет текст? 

(Текст будет о том, как молодость влияет на всю последующую жизнь.)

А как, по-вашему, с темой текста связана сценка из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»?

(  В молодые и юные годы складывается личность человека, формируются его основные черты. В молодости человеку прививаются основные нравственные понятия о долге, чести, верности. Петру Гринёву отец даёт наказ , в котором главный нравственный ориентир — честь: «Береги платье снову, а честь  — смолоду».)

2. Проверка опережающего задания. 

Автор этого текста Д.С.Лихачев. Это выдающийся ученый, филолог, академик. Ученики вашего класса получили задание: по указанным сайтам собрать материал по биографии Д.С.Лихачева. 
а) сообщение ученика о биографии Д.С. Лихачева 
в) представление книги « Письма о добром и прекрасном», обобщающее слово учителя с рекомендациями для индивидуального чтения. 

Текст нашего изложения — это одно из писем. 
 

3.Чтение текста изложения. 
Способ работы с текстом выбираете сами. 
( для аудиалов- вслух, для визуалов- текст на партах) 
 

Молодость-вся жизнь.

 Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя взрослая жизнь будет в какой-то совершенно иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать совсем другие люди, от настоящего не останется ничего. А на самом деле оказалось все иначе. 
Мои сверстники остались со мной. Не все, конечно, многих унесла смерть. И все же друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. Круг знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья — старые. 
Подлинные друзья приобретаются в молодости. Молодость-это время сближений. Об этом следует помнить и друзей беречь: настоящая дружба очень помогает и в горе, и в радости. Неразделенная радость — не радость. Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат, опять-таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он один. 
Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде — тоже. Привык к работе — работа вечно будет доставлять радость. Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные — усложнят ее и затруднят. 
И еще. Есть русская пословица: « Береги честь смолоду». В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости. Хорошие будут радовать, дурные не давать спать. 
 (по Д.С.Лихачеву) 

4. Преподавательский опрос. 
(Восприятие текста) 
— Какие чувства вызвал у вас текст? 
( Он обращён к молодым и заставляет задуматься о том, что нет периодов подготовки к жизни. Всё, что происходит с нами в каждый момент жизни, очень важно и имеет свои последствия. )
— Какие слова данного текста вам особенно близки? 

(В молодости человек совершает поступки, которые определяют внутреннее состояние на всю жизнь. Хорошие поступки всю жизнь радуют, за плохие бывает стыдно. )

-Вспомните, какие поступки, совершённые в молодости,  Петра Гринёва радовали в старости?

(Помните, герой А. С Пушкина, Пётр Андреевич Гринёв всю жизнь с отрадой вспоминал тот момент, когда он нашёл в себе мужество ответить отказом на предложение Пугачёва перейти на его сторону и изменить воинской присяге и даже нашёл простые , искренние слова, чтобы объяснить своё решение, что расположило к нему Пугачёва.»Чувство долга возобладало над человеческой слабостью».

А был момент, когда вёл себя, как мальчишка.)

— Как вы поняли предложение « Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно»?

(Все привычки молодости, знания, полезные навыки, приобретённые дружеские отношения сопровождают нас всю жизнь : либо помогают нам в жизни, либо мешают и создают трудности)

5. Повторное чтение текста с попутной фиксацией ключевых слов. 
1). взрослая жизнь 
иная обстановка 
оказалось иначе 
2). сверстники 
друзья молодости 
круг знакомых 
3). подлинные друзья 
время сближений 
настоящая дружба 
неразделенная радость 
пора несчастий 
4). берегите молодость 
ничто не проходит бесследно 
человеческое счастье 
5). Береги честь смолоду. 
поступки, совершенные в молодости 
хорошие и дурные 

Запись ключевых слов в тетрадь.

 6.Лингвистический анализ текста . 

Что автор отразил в заглавии: тему или идею?

— Какова тема письма? 

(Молодость -важный этап жизни человека)
— Какую основную мысль утверждает автор? 

(Всё приобретённое в молодости определяет нашу последующую жизнь)
— Что выражено в заглавии — тема или идея? Обоснуйте свой ответ. 

(В заглавии автор выразил идею. Он мог озаглавить просто «Молодость

Запись темы и идеи в тетради.

— В каком стиле написан текст?

(Текст написан в публицистическом стиле)

_Каково назначение публицистического стиля?

(Воздействовать на читателя с целью формирования у него правильного отношения к тому или иному понятию) 

-Какие вы знаете жанры публицистики ?
(Очерк, статья, репортаж, интервью, письмо)

-Почему, по-вашему , автор выбрал жанр письма?

(Письмо -написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь.

Письма пишем близким и дорогим людям, в них делимся самым сокровенным, мыслями, чувствами, просим совета или делимся опытом.

Письма помогают создать атмосферу непринуждённой беседы. Письма адресованы молодым читателям. Они просты и доверительны. Так говорят с близкими и дорогими людьми о важных вещах.)

— Определите тип речи, которым написано письмо? (рассуждение) 
— Найдите в тексте подтверждение правильности вашего мнения. 
(Попутная фиксация на доске формулы:Р= тезис +аргументы- вывод) 
— Тезис: «Друзья молодости оказались самыми верными» 
— Аргументы: 
«Настоящая дружба помогает в горе и радости» 
« Горе человеку, если он один» 
« Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно» «Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь» 
— Перечитайте авторский вывод? Согласны ли вы с ним? 
( «Берегите честь смолоду». 
«В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости») 

7. Задание с элементом физической активности «Посадим берёзку»

-Ребята, а какие навыки и полезные привычки можно приобрести в молодости, чтобы они помогали в нашей жизни?

(Трудолюбие, ответственность, внимание, уважение к старшим, дружелюбие, приветливость, честность, искренность, отзывчивость, скромность, настойчивость, вежливость)

-Напишите каждый по одному слову на листике берёзки и давайте украсим ими наше деревце. Берёзка будет расти, а все названные вами навыки и привычки укрепляться в вашем характере. И тогда вам легче будет найти дело по душе, верных и надёжных друзей.

Об этом вы тоже можете написать в той части работы, которая будет элементом сочинения.

В нём вы должны выразить своё отношение к главной мысли данного текста и привести аргумент-доказательство из художественной литературы, доказывающий   ваше утверждение.

8. Работа в группах

Приложение 
Речевой помощник 

Дорогой друг! 
I. Если ты встретишь затруднение по одному из вопросов текста, обратись к речевому клише. Вставь пропущенные слова. 

Почему надо беречь друзей? Молодость – это время сближений. Об этом следует помнить и друзей беречь: настоящая дружба очень помогает и в …, и в … .Человека портит счастье, если он переживает его … . 
Горе человеку, если … … . 

В чем ценность молодости? Цените всё хорошее, что приобрели в молодости. Ничто из приобретенного в … не проходит бесследно. Хорошие навыки …облегчат …, дурные … . 

Заполни таблицу примерами из текста. И сделайте вывод.

Языковые особенности публицистического стиля речи

Эпитеты

Синонимы

Антонимы

Неполные предложения

Вывод:

Публицистический стиль соединяет особенности художественного и разговорного стилей. Жанр письма помогает создать доверительный тон. Короткие предложения передают убеждённость автора в том, что он говорит.

3. Подберите синонимы к словам:

сверстник —

подлинный —

несчастье —

облегчат —

беречь —

Допиши пословицы:

В молодости, как в половодье, иди…прямо.

Кто смолоду трудится, тот на всё …сгодится.

Молодому крепиться, впредь…пригодится.

Орфографическая работа (Запись слов на доске)

 Будь внимателен при написании следующих слов: 
Университет 
Сверстник 
Приобретать 
Опять-таки 
Смолоду 
Неразделенная радость – не радость.

Запись трудных в орфографическом плане слов в тетрадь

 
III.Рефлексивно-оценочный этап. 

-О чём вы задумались в ходе урока?
-Ребята, а без каких качеств, приобретаемых в молодости, невозможна счастливая жизнь?

Повторное чтение.Написание изложения с элементами сочинения.

Цель урока:

  1. Совершенствовать умение анализировать текст, составлять план, определять
    стиль речи, особенности языка текста, развивать словарный запас учащихся,
    умение логически мыслить;
  2. Познакомить учащихся с личностью и творчеством Д.С.Лихачева, выдающего
    ученого современности, академика, автора книги «Письма о добром и
    прекрасном», раскрыть содержание книги, подвести учащихся к осмыслению
    жизненно важных проблем и помочь определить свое отношение к нравственным
    ценностям.

Оборудование: книга Д.С.Лихачева «Письма о добром и прекрасном».

На доске – портрет Д.С.Лихачева. У учащихся на партах — распечатка статьи
«Молодость – вся жизнь».

Ход урока

1. Вступительное слово учителя об академике Д.С.Лихачеве.

В 2006 году все цивилизованное человечество отмечало 100-летие со дня
рождения выдающегося ученого современности Д.С.Лихачева, поэтому 2006 год был
объявлен годом Лихачева. Это крупный учёный, филолог, академик. Это человек, чье
имя известно на всех континентах, выдающийся знаток отечественной и мировой
культуры, избранный почетным членом многих зарубежных академий. Он специалист по
древнерусской литературе, по русской литературе более поздних времён. Как всякий
уже немолодой человек, Дмитрий Сергеевич был очень внимателен к молодёжи.
Обладая огромным жизненным и научным опытом, он заслужил полное право обращаться
к молодёжи с советами, с добрым поучительным словом. Ведь давать советы может
только авторитетный человек. Иначе к таким советам никто не прислушается.

Среди книг, адресованных юношеству, выделим книгу под названием «Письма о
добром и прекрасном» (1985 год). Советы, которые можно получить, прочитав эту
книгу, касаются практически всех сторон жизни. Это сборник мудрости, это речь
доброжелательного Учителя, педагогический такт которого и умение говорить с
учениками – один из главных его талантов. Эту книгу переводят в разных странах,
переводят на многие языки.

Вот что писал сам Д.С.Лихачев в предисловии к японскому изданию, в котором он
объясняет, почему эта книга написана: «По моему глубокому убеждению, добро и
красота едины для всех народов. Едины – в двух смыслах: правда и красота –
вечные спутники, они едины между собой и одинаковы для всех народов. Ложь – зло
для всех. Искренность и правдивость, честность и бескорыстие всегда добро. В
своей книге «Письма о добром и прекрасном», предназначенной для детей, я пытаюсь
самыми простыми доводами объяснить, что следование путем добра – путь самый
приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и
человеку в одиночку и всему обществу в целом….Я буду счастлив, если читатель, к
какому бы возрасту он ни принадлежал…, найдет в моих письмах хотя бы часть того,
с чем он может согласиться».

И сегодня на уроке, ребята, я хочу познакомить вас с письмом третьим, которое
называется «Молодость – вся жизнь», может быть, кто-то из вас и не согласиться
со словами Д.С.Лихачева (это ваше право), но хочется, чтобы вы прислушались к
его словам, проанализировали, поразмышляли, высказали свою точку зрения по этому
вопросу.

2. Чтение текста.

Молодость – вся жизнь

Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя
взрослая жизнь будет в какой-то совершенно иной обстановке, как бы в ином мире,
и меня будут окружать совсем другие люди, от настоящего не остаётся ничего. А на
самом деле оказалось всё иначе.

Мои сверстники остались со мной. Не все, конечно, многих унесла смерть. И всё
же друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. Круг знакомых возрос
необычайно, но настоящие друзья – старые.

Подлинные друзья приобретаются в молодости. Молодость – это время сближений.
Об этом следует помнить и друзей беречь: настоящая дружба очень помогает и в
горе, и в радости. Ведь в радости тоже тебе нужна помощь, чтобы ощутить счастье
до глубины души, ощутить и поделится им. Неразделённая радость — не радость.
Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора
несчастий, пора утрат, опять-таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он
один.

Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените всё хорошее, что
приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из
приобретённого в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в
молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде – тоже. Привык к работе –
работа вечно будет доставлять радость. А это очень важно для человеческого
счастья: нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий…
Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные – усложнят её и затруднят.

И ещё. Есть русская пословица: «Береги честь смолоду». В памяти остаются все
поступки, совершённые в молодости. Хорошие будут радовать, дурные не давать
спать.

3. Беседа о прочитанном.

  1. Какова тема письма?
  2. Какую основную мысль утверждает автор?
  3. Что выражено в заглавии – тема или идея?
  4. Какой период является центром в жизни человека?
  5. В каком стиле написан исходный текст?
  6. Определите тип речи, избранный автором в своём письме?

На основе беседы у учащихся создаётся представление о том, что перед ними
рассуждение. Рассуждение научно-популярного стиля речи, идея которого — в
утверждении приоритета молодости в жизни человека: какова молодость, так
сложится и вся последующая жизнь, всё лучшее в человеке закладывается в
молодости. Идее созвучна и тема – это молодость человека, её ценность, умение её
сохранять, дорожить ею.

4. Составление плана.

  1. Я ошибся: моя молодость осталась со мною.
  2. Подлинные друзья – друзья молодости.
  3. И радость и горе легче пережить с настоящими друзьями.
  4. Берегите богатства молодости: друзей, привычки, навыки в труде.
  5. Молодость всегда в памяти – хорошим и плохим. «Берегите честь смолоду».
  6. Моё понимание пословицы «Береги честь смолоду». Что для меня означает
    истинная дружба?

5. Чтение текста, языковой анализ.

Начало текста помогает нам обрести веру в автора: с нами говорит не
молодой человек, а человек, овладевший большим жизненным опытом. Один из выводов
он предлагает нам сразу: «А на самом деле всё оказалось иначе».

Во втором абзаце начинается формирование тезиса – это мысль о друзьях
молодости. Первоначально сказано: «Друзья молодости оказались самыми верными,
всегдашним». Затем: «Настоящие друзья – старые».

В начале третьего абзаца формирование тезиса заканчивается в виде
обобщенного вывода:
«Подлинные друзья приобретаются в молодости». А затем
уже идут доказательства. Одно из них: молодость – это время сближений, второе:
настоящая дружба помогает и в горе и в радости и в печали, автор делает общее
заключение: «Горе человеку, если он один».

Язык всех этих абзацев прост и понятен. Но это простота – результат
длительной работы автора над своим слогом, над тем, чтобы слов было меньше, а
содержание, ими передаваемое, максимально значительно, по знаменитой формуле
Н.А. Некрасова «Чтобы словам было тесно, а мыслям – просторно». Этот результат
достигается точным выбором слова, наиболее оптимальным выбором предложений и их
логически обусловленным расположением.

Нужно обратить внимание на одну очень важную особенность речи Д.С.
Лихачёва:
он стремится использовать, где это возможно, такие предложения,
которые обладают большой смысловой самостоятельностью. Часто такими
предложениями, как маленьким выводом, заканчивается высказываемая мысль или,
напротив, как маленьким тезисом, она объявляется перед последующим
доказательством.

«От настоящего не останется ничего. Мои сверстники остались со мной.
Настоящие друзья – старые. Подлинные друзья приобретаются в молодости. Горе
человеку, если он один».

По своему смыслу некоторые предложения носят характер обобщения. Для этой
цели используются слова отвлечённого значения (настоящее, молодость, ничего),
существительные единственного числа, которые, как известно, обладают
способностью передавать понятия обобщённо (горе человеку), а структура
предложений обеспечивает категоричность суждения. И в дальнейшей части текста мы
видим те же особенности речи.(читаем 3 абзац)

В этом абзаце идут дальнейшие доказательства в пользу пожизненной ценности
молодости. Они перекликаются с советами, как жить, как дорожить молодостью.
Научная речь во имя точности стремится не обращаться к синонимам, поэтому
Лихачёв бесстрашно много раз повторяет слово «молодость».

И в этом абзаце мы найдём немало предложений, которые нетрудно вынуть из
текста, чтобы они могли, как пословица, жить своей жизнью, без опоры на другие
предложения: «Берегите молодость до глубокой старости. Привык к работе – работа
вечно будет доставлять радость. Нет несчастнее человека ленивого».

Текст завершается напоминанием народной мудрости о необходимости беречь честь
смолоду. Это итог всем размышлениям автора, окончательно подводящим мысль о
величайшей ценности молодости. Это не только заключительный аргумент в пользу
сбережения молодости, но это подтверждение тому, что мысли автора полностью
совпадают с мировоззрением народа.

Украшайте свою молодость хорошими поступками: они будут радовать, а
вот дурные – не давать спать.

— Согласны ли вы со словами автора? Что для вас означает истинная дружба?
Начните свое рассуждение со слов: я думаю, мне кажется, на мой взгляд, и т.д.

6. Чтение текста и выполнение изложения с элементами сочинения.

29.09.2014

«Изложение с элементами сочинения по статье Д.С. Лихачева «Молодость — вся жизнь»»

Вараксина Татьяна Анатольевна

учитель русского языка и литературы

Урок развития речи в 6 классе

Оценить★½



8563

Содержимое разработки

МЕТОДИЧЕКАЯ РАЗРАБОТКА

урока развития речи в 7 классе

«Изложение с элементами сочинения

по статье Д.С. Лихачева

«Молодость — вся жизнь»»

Разработала: учитель русского языка и литературы

МОБУ СОШ №21 станицы Ахметовской

Лабинского района

Вараксина Татьяна Анатольевна

2014 год

Цели урока:

-совершенствовать умение анализировать текст, составлять план, определять стиль речи, особенности языка текста, развивать словарный запас учащихся, умение логически мыслить;

-познакомить учащихся с личностью и творчеством Д.С.Лихачева;

-раскрыть содержание книги, подвести учащихся к осмыслению жизненно важных проблем и помочь определить свое отношение к нравственным ценностям.

Оборудование:

-книга Д.С.Лихачева «Письма о добром и прекрасном»;

-на доске – портрет Д.С.Лихачева.;

-у учащихся на партах — распечатка статьи «Молодость – вся жизнь».

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя об академике Д.С.Лихачеве.

Д.С.Лихачев- крупный учёный, филолог, академик. Это человек, чье имя известно на всех континентах, выдающийся знаток отечественной и мировой культуры, избранный почетным членом многих зарубежных академий. Он специалист по древнерусской литературе, по русской литературе более поздних времён. Как всякий уже немолодой человек, Дмитрий Сергеевич был очень внимателен к молодёжи. Обладая огромным жизненным и научным опытом, он заслужил полное право обращаться к молодёжи с советами, с добрым поучительным словом. Ведь давать советы может только авторитетный человек. Иначе к таким советам никто не прислушается.

Среди книг, адресованных юношеству, выделим книгу под названием «Письма о добром и прекрасном» (1985 год). Советы, которые можно получить, прочитав эту книгу, касаются практически всех сторон жизни. Это сборник мудрости, это речь доброжелательного Учителя, педагогический такт которого и умение говорить с учениками – один из главных его талантов. Эту книгу переводят в разных странах, переводят на многие языки.

Вот что писал сам Д.С.Лихачев в предисловии к японскому изданию, в котором он объясняет, почему эта книга написана: «По моему глубокому убеждению, добро и красота едины для всех народов. Едины – в двух смыслах: правда и красота – вечные спутники, они едины между собой и одинаковы для всех народов. Ложь – зло для всех. Искренность и правдивость, честность и бескорыстие всегда добро. В своей книге «Письма о добром и прекрасном», предназначенной для детей, я пытаюсь самыми простыми доводами объяснить, что следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку и всему обществу в целом….Я буду счастлив, если читатель, к какому бы возрасту он ни принадлежал…, найдет в моих письмах хотя бы часть того, с чем он может согласиться».

И сегодня на уроке, ребята, я хочу познакомить вас с письмом третьим, которое называется «Молодость – вся жизнь», может быть, кто-то из вас и не согласиться со словами Д.С.Лихачева (это ваше право), но хочется, чтобы вы прислушались к его словам, проанализировали, поразмышляли, высказали свою точку зрения по этому вопросу.

3. Чтение текста.

Молодость – вся жизнь

Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя взрослая жизнь будет в какой-то совершенно иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать совсем другие люди, от настоящего не остаётся ничего. А на самом деле оказалось всё иначе.

Мои сверстники остались со мной. Не все, конечно, многих унесла смерть. И всё же друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. Круг знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья – старые.

Подлинные друзья приобретаются в молодости. Молодость – это время сближений. Об этом следует помнить и друзей беречь: настоящая дружба очень помогает и в горе, и в радости. Ведь в радости тоже тебе нужна помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделится им. Неразделённая радость — не радость. Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат, опять-таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он один.

Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените всё хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретённого в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде – тоже. Привык к работе – работа вечно будет доставлять радость. А это очень важно для человеческого счастья: нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий… Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные – усложнят её и затруднят.

И ещё. Есть русская пословица: «Береги честь смолоду». В памяти остаются все поступки, совершённые в молодости. Хорошие будут радовать, дурные не давать спать.

4. Беседа о прочитанном.

Какова тема письма?

Какую основную мысль утверждает автор?

Что выражено в заглавии – тема или идея?

Какой период является центром в жизни человека?

В каком стиле написан исходный текст?

Определите тип речи, избранный автором в своём письме.

(На основе беседы у учащихся создаётся представление о том, что перед ними рассуждение).

5. Слово учителя.

Рассуждение научно-популярного стиля речи, идея которого — в утверждении приоритета молодости в жизни человека: какова молодость, так сложится и вся последующая жизнь, всё лучшее в человеке закладывается в молодости. Идее созвучна и тема – это молодость человека, её ценность, умение её сохранять, дорожить ею.

6.Физ.минутка.

7. Составление плана.

Я ошибся: моя молодость осталась со мною.

Подлинные друзья – друзья молодости.

И радость и горе легче пережить с настоящими друзьями.

Берегите богатства молодости: друзей, привычки, навыки в труде.

Молодость всегда в памяти – хорошим и плохим. «Берегите честь смолоду».

Моё понимание пословицы «Береги честь смолоду». Что для меня означает истинная дружба?

Чтение текста, языковой анализ.

Начало текста помогает нам обрести веру в автора: с нами говорит не молодой человек, а человек, овладевший большим жизненным опытом. Один из выводов он предлагает нам сразу: «А на самом деле всё оказалось иначе».

Во втором абзаце начинается формирование тезиса – это мысль о друзьях молодости. Первоначально сказано: «Друзья молодости оказались самыми верными, всегдашним». Затем: «Настоящие друзья – старые».

В начале третьего абзаца формирование тезиса заканчивается в виде обобщенного вывода: «Подлинные друзья приобретаются в молодости». А затем уже идут доказательства. Одно из них: молодость – это время сближений, второе: настоящая дружба помогает и в горе и в радости и в печали, автор делает общее заключение: «Горе человеку, если он один».

Язык всех этих абзацев прост и понятен. Но это простота – результат длительной работы автора над своим слогом, над тем, чтобы слов было меньше, а содержание, ими передаваемое, максимально значительно, по знаменитой формуле Н.А. Некрасова «Чтобы словам было тесно, а мыслям – просторно». Этот результат достигается точным выбором слова, наиболее оптимальным выбором предложений и их логически обусловленным расположением.

Нужно обратить внимание на одну очень важную особенность речи Д.С. Лихачёва: он стремится использовать, где это возможно, такие предложения, которые обладают большой смысловой самостоятельностью. Часто такими предложениями, как маленьким выводом, заканчивается высказываемая мысль или, напротив, как маленьким тезисом, она объявляется перед последующим доказательством.

«От настоящего не останется ничего. Мои сверстники остались со мной. Настоящие друзья – старые. Подлинные друзья приобретаются в молодости. Горе человеку, если он один».

По своему смыслу некоторые предложения носят характер обобщения. Для этой цели используются слова отвлечённого значения (настоящее, молодость, ничего), существительные единственного числа, которые, как известно, обладают способностью передавать понятия обобщённо (горе человеку), а структура предложений обеспечивает категоричность суждения. И в дальнейшей части текста мы видим те же особенности речи. (читаем 3 абзац)

В этом абзаце идут дальнейшие доказательства в пользу пожизненной ценности молодости. Они перекликаются с советами, как жить, как дорожить молодостью. Научная речь во имя точности стремится не обращаться к синонимам, поэтому Лихачёв бесстрашно много раз повторяет слово «молодость».

И в этом абзаце мы найдём немало предложений, которые нетрудно вынуть из текста, чтобы они могли, как пословица, жить своей жизнью, без опоры на другие предложения: «Берегите молодость до глубокой старости. Привык к работе – работа вечно будет доставлять радость. Нет несчастнее человека ленивого».

Текст завершается напоминанием народной мудрости о необходимости беречь честь смолоду. Это итог всем размышлениям автора, окончательно подводящим мысль о величайшей ценности молодости. Это не только заключительный аргумент в пользу сбережения молодости, но это подтверждение тому, что мысли автора полностью совпадают с мировоззрением народа.

Украшайте свою молодость хорошими поступками:они будут радовать, а вот дурные – не давать спать.

9.Ознакомление с памяткой «Как писать изложение с элементами рассуждения».

10. Домашнее задание: написать изложение с элементами сочинения.

11. Итог урока.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/63198-izlozhenie-s-jelementami-sochinenija-po-state

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Молодость – вся жизнь

Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя взрослая жизнь будет в какой-то совершенно иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать совсем другие люди, от
настоящего не остаётся ничего. А на самом деле оказалось всё иначе.

Мои сверстники остались со мной. Не все, конечно, многих унесла смерть. И всё же друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. Круг знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья –
старые.

Подлинные друзья приобретаются в молодости. Молодость – это время сближений. Об этом следует помнить и друзей беречь: настоящая дружба очень помогает и в горе, и в радости. Ведь в радости тоже
тебе нужна помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделится им. Неразделённая радость — не радость. Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора
несчастий, пора утрат, опять-таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он один.

Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените всё хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретённого в молодости не проходит бесследно.
Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде – тоже. Привык к работе – работа вечно будет доставлять радость. А это очень важно для человеческого счастья: нет
несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий… Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные – усложнят её и затруднят.

И ещё. Есть русская пословица: «Береги честь смолоду». В памяти остаются все поступки, совершённые в молодости. Хорошие будут радовать, дурные не давать спать.

Д.С. Лихачёв.

Беседа о прочитанном.

  • Какова тема письма?
  • Какую основную мысль утверждает автор?
  • Что выражено в заглавии – тема или идея?
  • Какой период является центром в жизни человека?
  • В каком стиле написан исходный текст?
  • Определите тип речи, избранный автором в своём письме?

Составление плана.

  1. Я ошибся: моя молодость осталась со мною.
  2. Подлинные друзья – друзья молодости.
  3. И радость и горе легче пережить с настоящими друзьями. 
  4. Берегите богатства молодости: друзей, привычки, навыки в труде.
  5. Молодость всегда в памяти – хорошим и плохим. «Берегите честь смолоду».
  6. Моё понимание пословицы «Береги честь смолоду». Что для меня означает истинная дружба?

НУЖНО ОЧЕНЬ СРОЧНО СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ МОЛОДОСТЬ — ВСЯ ЖИЗНЬ Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя «взрослая жизнь» будет в какой — то совершенно иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать совсем другие люди.

От настоящего не останется ничего.

А на самом деле оказалось все иначе.

Мои сверстники остались со мной.

Не все, конечно : многих унесла смерть.

И все же друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними.

Круг знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья — старые.

Подлинные друзья приобретаются в молодости.

Я помню, что и у моей матери настоящими друзьями остались только ее подруги по гимназии.

У отца друзья были его сокурсники по институту.

И сколько я ни наблюдал, открытость к дружбе постепенно снижается с возрастом.

Молодость — это время сближения.

И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости.

В радости ведь тоже нужна помощь : помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им.

Неразделенная радость — не радость.

Человека портит счастье, если он переживает его один.

Когда же наступит пора несчастий, пора утрат — опять — таки нельзя быть одному.

Горе человеку, если он один.

Поэтому берегите молодость до глубокой старости.

Цените все хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости.

Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно.

Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь.

Навыки в труде — тоже.

Привык к работе — и работа вечно будет доставлять радость.

А как это важно для человеческого счастья!

Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий.

Как в молодости, так и в старости.

Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные — усложнят ее и затруднят.

И еще.

Есть русская пословица : «Береги честь смолоду».

В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости.

Хорошие будут радовать, дурные не давать спать!

Вы перешли к вопросу НУЖНО ОЧЕНЬ СРОЧНО СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ МОЛОДОСТЬ — ВСЯ ЖИЗНЬ Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя «взрослая жизнь» будет в какой — то совершенно иной обстановке, как бы в?. Он относится к категории Русский язык,
для 5 — 9 классов. Здесь размещен ответ по заданным параметрам. Если этот
вариант ответа не полностью вас удовлетворяет, то с помощью автоматического
умного поиска можно найти другие вопросы по этой же теме, в категории
Русский язык. В случае если ответы на похожие вопросы не раскрывают в полном
объеме необходимую информацию, то воспользуйтесь кнопкой в верхней части
сайта и сформулируйте свой вопрос иначе. Также на этой странице вы сможете
ознакомиться с вариантами ответов пользователей.

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Комментарии

Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.76 Мб). Тема: «Методическая разработка урока русского языка в 8 классе «Написание изложения с элементами сочинения по тексту Д. С. Лихачёва «Молодость — вся жизнь».». Предмет: русский язык. 10 слайдов. Для учеников 8 класса. Добавлена в 2021 году.

  • Формат

    pptx (powerpoint)

  • Количество слайдов

    10

  • Аудитория

  • Слова

  • Конспект

    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Методическая разработка урока русского языка в 8 классе "Написание изложения с элементами сочинения по тексту Д. С. Лихачёва "Молодость - вся жизнь".

    Слайд 1

    «Молодость – вся жизнь».Д. С. Лихачёв

  • Слайд 2

    Д. С. Лихачёв (1906 -1999)

    Российский учёный-литературовед, историк культуры, публицист , общественный деятель
    « Надо быть открытым людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее».
    (Д. С. Лихачёв)

  • Слайд 3

    «Письма о добром и прекрасном»

    Книга Д.С. Лихачева больше предназначена для молодежи. Автор в простой доступной форме рассказывает о самом для себя главном и делится опытом прожитой жизни.

  • Слайд 4

    «Молодость –вся жизнь»

  • Слайд 5

    Ключевые слова

    1.взрослая жизнь неразделённая радость
    иная обстановка пора несчастий
    оказалось иначе 4.берегите молодость
    2.сверстники не проходит бесследно
    друзья молодости привычки и навыки
    круг знакомых 5. Береги честь смолоду
    3.подлинные друзья поступки, совершённые
    время сближений в молодости
    настоящая дружба хорошие и дурные

  • Слайд 6

    Что выражено в заглавии – тема или идея?

    Тема: молодость –важный этап в жизни человека
    Идея: всё, приобретённое в молодости, определяет нашу последующую жизнь

  • Слайд 7

    Публицистический стиль

    В каком стиле написан данный текст?
    Каково назначение публицистического стиля речи?
    Назовите основные жанры публицистического стиля.

  • Слайд 8

    Жанры публицистического стиля

    1.очерк
    2.статья
    3. репортаж
    4. интервью
    5.письмо
    Письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь
    (Словарь С. И. Ожегова)

  • Слайд 9

    Рассуждение

    Тезис: «Друзья молодости оказались самыми верными»
    Аргументы:
    Вывод:

  • Слайд 10

    Спасибо за внимание

Посмотреть все слайды

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Мой родной язык лезгинский сочинение
  • Молодой принц арабская сказка краткое содержание
  • Мой чмошный муж рассказ
  • Молодожены как пишется правильно и почему
  • Мой родной край кубань сочинение

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии