Читать книгу
-
Вконтакте
-
Twitter
-
Пожаловаться
Монастырские рассказы
Лика Керенская
Сборник рассказов / Современная проза, Документальная проза
весь текст
71 195 зн., 1,78 а.л.
Цикл: Монастырские рассказы #1
1 693
вера, душа человека, любовь, монастырь, мягкий юмор, чудо
- Аннотация
- Оглавление
- Статистика
Серия монастырских рассказов — это этюды с натуры. Причём не с точки зрения гостя или паломника, а изнутри. У вас, уважаемые читатели, появится возможность заглянуть за завесу. В тот полу-сказочный при всей реальности мир, который скрыт для внешнего взгляда.
-
Матушка Сова
-
Пустынька
-
Монастырь и мир
-
Катя-калечка и сила в немощи
-
Водопой
-
Бесноватые
-
Сестрички и тайны монастырской кухни
-
Отцы
-
Матери
-
Остров Пустынька и Иерусалим
Впервые опубликовано
Добавили в библиотеку
Читают сейчас
Прочитали
-
Комментарии · 0
-
Рецензии · 0
Сортировать по
времени, по убыванию
-
времени, по возрастанию
-
популярности
времени, по убыванию
- времени, по возрастанию
- популярности
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста.
Написать комментарий
Лика Керенская
689
8
9
попытка проникнуть в душу народа, и закончилась она весьма успешно, о чем свидетельствует
проза Войкулеску.
Особенности Войкулеску-художника, его неповторимая манера, оригинальность его мышления
— о чём выше шла речь в применении к его поэзии — ярко отразились и в рассказах,
созданных им уже на склоне лет.
В основе многих из них лежат старинные обычаи, традиционные в крестьянской среде формы
общения с природой. Таковы, например, рассказы «Среди волков», «Последний Беревой». В
них много чудесного и, казалось бы, магического, потому что Войкулеску выступает не как
ученый, исследователь народных обычаев, который ищет в них научное, рациональное зерно, а
как художник, преподносящий это зерно в оболочке тех ритуалов, которые создавались в
народе на протяжении веков. Но ведь то, что познавалось крестьянином-землепашцем,
пастухом и охотником эмпирически, из поколения в поколение, находит своё объяснение в
современной науке. Вспомним хотя бы о системе сигнализации, которая существует в мире
животных, и тогда мы не воспримем рассказ «Среди волков» как фантастический, а главного
героя, старого охотника Волкаря, как колдуна. В его умении разговаривать с волками, в его
способности повелевать ими сказывается опыт многих поколений охотников, частично
сознательно, частично бессознательно познававших повадки волчьей стаи, её «язык»,
благодаря чему они и научились «управлять» волками, «командовать» ими. Опыт этот достоин
удивления, но это не чудо, как не чудо и то, когда охотник подманивает птиц или во время гона
обманывает оленя, вызывая его на бой игрою в берестяной рожок. Чудо — это буквально
вековое упорство, с каким человек постигал природу, вживался в неё.
Изображая различные связи человека с природой и опираясь при этом на народный опыт,
писатель не остается безразличным повествователем, одинаково восхищающимся всеми
поверьями, заклинаниями, ритуалами. Он отрицает колдовство и магию, ставит под сомнение
веру в какие-то потусторонние силы. Для деревенского знахаря Беревого важнее всего
таинственный ритуал, он вовсе не дрессировщик, поэтому ему и не удается заставить живого
быка преодолеть страх перед чучелом медведя. Как колдун он терпит полный крах, и рассказ
неспроста называется «Последний Беревой».
В рассказах Войкулеску, как и в народном творчестве, четко и последовательно проводится
гуманистическая линия, которая особенно явственно проступает, когда главный герой
Войкулеску, человек из народа, сталкивается с представителями так называемой буржуазной
цивилизации. Величие и могущество премьер-министра из рассказа «Особое поручение»
оказывается мнимым перед подлинным величием крестьянина Бужора, который не страшится
вступить в поединок с разъярённой голодной медведицей. Бужор живёт в лесу, на лоне
природы, он живёт среди зверей, но по человеческим законам. Для него естественно откопать
зимой из-под снега замерзающих глухарей и принести их домой, спасая таким образом от
хищников. Его моральный долг — лечить покалеченных, осиротевших детенышей оленей или
ланей. Для него естественно также приветить человека, дать ему совет, помочь оправиться от
какого-либо житейского потрясения. Человечность Бужора делает его таинственным для одних
и объектом низких сплетен, колдовской фигурой для других. Но чудо Бужора ничего
«чудесного» в себе не таит, оно в том, что он гуманист.
Мы ощущаем, что моральная правота на стороне простого рыбака Амина, который, узнав, что
приехавший из города инженер-рыбовод хочет оглушить динамитом попавшую в садок
огромную белугу, решает выпустить из садка и белугу и вообще всю рыбу («Рыбак Амин»).
Войкулеску выступает в своих рассказах и как сатирик, обрушиваясь на официальную религию
и её ревностных служителей — монахов. К монашеству он беспощаден, он совершенно
непримирим к ханжеству, а именно воплощением ханжества и выглядят в его рассказах святые
отцы. Рассказы «Монастырские утехи» и «Искушение отца Евтихия» показывают две
крайности земной «святости», вернее, святошества, два конца одной палки, которая всех бьёт, а
самой не больно. Без особой утрировки, без нарочитого сарказма рисует Войкулеску
монастырские утехи — чревоугодие и пьянство. В духе лучших фламандских натюрмортов
дается описание их трапезы. Горы всяческих яств, которые поглощают монахи, уже сами по
себе свидетельствуют о ханжестве святых отцов. Монахи не боятся переступить монастырский
устав, когда хотят удовлетворить свою страсть к обжорству и вину, но их далеко не святые
души пугает необходимость сесть за стол в количестве тринадцати человек. Чертова дюжина!
И не верящие в то, что их ряса — достаточная защита от дьявола, они сажают вместе с собой за
стол кобылу. Кобыла за монашеским пиршеством, кобыла на колокольне, куда её прячут от
предполагаемых конокрадов,— всё это едкая ирония над служителями бога. Столь же
сатирически звучит и рассказ о монахе Евтихии, который борется с соблазнами
воображаемыми и действительными. Он держит в своей келье бутылки с вином и копчёные
окорока, но не прикасается к ним. Он хочет видеть перед собой реальное воплощение беса и
победить его. Он испытывает себя, преодолевая искушение реальной женщины, корчмарки
Валенцы. Кажется, что Евтихий доказал свою святость. Но все «подвиги» Евтихия идут
прахом, когда он пытается обратить в лоно церкви двух разбойников. Пока их держат
взаперти, морят голодом, они вроде бы склонны принять постриг. Но как только им дают свободу,
один из них убегает, а другой грабит и убивает игумена. Никакое слово божие, никакая религия не в
силах повлиять на человека, преобразить его. Да и о самом Евтихии автор намекает, что он
вроде бы не в своем уме.
Рассказы о монахах тоже не выходят из общей фольклорной направленности повествования
Войкулеску. Только в них автор следует традиции бытовой сказки, которая также сочно и зло
повествует о монахах и помещиках, обо всех тех, кто всемером с ложкой упорно следовал за
крестьянской сохой.
Используя ещё одну разновидность фольклора — анекдот, Войкулеску в рассказе
«Доказательство» высмеивает богатея помещика, который, чтобы доказать верность своей жены,
выставляет себя с дочерьми на всеобщее обозрение в витрине кафе, с тем чтобы обыватель
убедился, что и у отца семейства и у его детей по шесть пальцев на правой ноге.
Василе Войкулеску, не отступая от правды жизни, возродил в своем творчестве румынский
фольклор, который испокон веков служил тому, чтобы возвеличить добро и заклеймить зло,
показать подлинную красоту человеческой души и осмеять пороки. И в этом Войкулеску был и
остается подлинно народным писателем.
Ю. Кожевников
МОНАСТЫРСКИЕ УТЕХИ
— Ну, на сей раз история будет невыдуманная,— начал он, и взгляд его голубых глаз обжёг
незадачливого рассказчика.
Вот уже десятки лет отец Илие, настоятель городского собора, прогуливал свою красную
камилавку и вишневый пояс протопопа по уезду, объезжая церкви, скиты и монастыри.
Прирождённой своей услужливостью он снискал благорасположение обеих конкурирующих
политических партий, так что, когда одна из них теряла власть, другая неизменно оставляла его
как старого, доброго служаку.
Когда он был возведён в протоиерейский сан, волосы его были точно вороново крыло, а борода
Прежде
чем начать повествование о делах монастырских, встречах необычных и чудесах по молитвам,
хотела бы пояснить, как и почему родились эти рассказы из реальной жизни.
Началось всё с дальнего путешествия из Пермского края в Ярославскую область, в Николо-Улейминскую обитель Русской Православной старообрядческой Церкви. С того момента, как ступила на эту святую землю. Возможно ли описать вспышку молнии, лёгкий шёлк солнечных лучей, еле заметное дуновение ветра или волшебное порхание бабочки? Это то, что остаётся в сердце, в мысленном взоре. Слова не всегда с точностью отображают наше мировосприятие. Но стоит закрыть глаза, вспомнить моменты встреч, и душа наполняется нежным теплом и светлой радостью.
Именно
такие чувства оставила у меня первая поездка в Улейму, которая была в ноябре
2019 года. Чем встретил тогда монастырь? Великолепием старинных зданий, красивым
убранством храма Пресвятой и Животворящей Троицы, архитектурной
выразительностью фасада церкви Введения Пресвятой Госпожи Богородицы.
С
благоговением рассматривала реставрируемый собор во имя святаго Чудотворца
Николы, фреску, изображённую на наружной стене колокольни. 560 лет назад место сие
святое основано было иноком Варлаамом по
провидению Господнему и при помощи Божиего угодника. Шёл странник с образом
святителя из далёкого итальянского города Бари. Как вдруг у реки Улеймы, в
красивом безлюдном месте, невероятная усталость овладела всем его телом. И не
было сил сделать ещё хоть шаг. Решил задержаться на лесной поляне. Приладил
образ меж сосновых ветвей и сам прилёг тут же. Через некоторое время встал с
намерением двинуться дальше. Взялся за икону. Каково же было его удивление,
когда не смог сдвинуть её с места. Образ словно прикипел к сосне, и руки разом
ослабели.
Смутился старец. Но решил,
что утро вечера мудренее. Остался тут же на ночлег. Во сне посетило его
видение. Чудотворец обратился к Варлааму со словами: «Остановись с моим
образом. И будет поставлена обитель моя, благодать Божия и молитвы мои будут
здесь. Не оставлю тебя без помощи своей».
Есть
на монастырском дворе и другие достопримечательные уголки. Со скорбью проходила
я мимо Поклонного креста в память о двух тысячах защитниках обители, убиенных
во время русско-польской войны. Багряные розы, посаженные здесь, заставляют
острее чувствовать случившуюся несколько столетий назад трагедию…
А
что за люди населяют монастырь! Они вызывают безмерное уважение. Нас,
незнакомцев, встретили как долгожданных гостей. С сердечным трепетом вставали
мы с ними на вечернюю и ночную службы. Инокини легко возносят свои молитвы к
Господу. А ещё они терпеливо и безропотно несут послушания в насущных делах…
Постоянно чем-то заняты. Ни разу не видела, чтобы они праздно сидели или прогуливались.
Само собой возникало неистребимое желание чем-то им помочь. По мере сил так и
делали.
Спустя несколько дней вернулись домой. Тогда и решила поделиться с близкими впечатлениями от посещения святой обители. Потом решила доверить заметки свои игумении Олимпиаде. Она для меня главный окрыляющий пример, важный наставник в духовной жизни. А теперь, как выяснилось спустя время, ещё и творческий мой вдохновитель. Отправила ей письмо со своим «дневником». Вскоре звонок от неё и благословение писать «Монастырские истории».
Прежде чем приступить к поручению сему, просила помощи Пресвятой Животворящей Троицы. Молила Господа Исуса Христа и Пресвятую Матерь Богородицу дать мне разума и сил, просветить сердце мое, чтобы суметь поведать о тех, кто ежечасно прославляет Бога нашего Вседержителя. Так начали рождаться «Монастырские истории». Переступив через сомнения и переживания, с Божией помощью совершаю я шаг за шагом.
Жизнь монастыря за вековыми каменными стенами никому не видна. Со стороны думается, что здесь царит безмятежное спокойствие. Но обитель всё-таки наполнена удивительными историями. Они есть и у каждой инокини, здесь поселившейся, и их не дано нам знать. Только Господу известны те пути, которыми вошли насельницы в Дом Божий. А мы будем повествовать о вещах насущных, о событиях неких, о встречах с обителью Николо-Улейминской…
Господи,
благослови!
Берёза митрополита Алимпия
Многие заезжают в Николо-Улейминский женский монастырь Русской Православной Старообрядческой Церкви. Кого-то пути приводят сюда по зову души, кто-то забредает между делом. Каждый оставляет о себе память — глубокую или мимолётную. Но есть особые гости. И не гости вовсе, а духовные пастыри, благотворители. Именно таким был митрополит Московский и всея Руси Алимпий. С добрым словом и душевной радостью посещал он стены обители, к созданию коей приложил свои силы. Немало городов и весей объехал, прежде чем остановил выбор на белокаменных стенах Улеймы. С его благословения возрождается жемчужина старой веры.
Любил владыка бывать в монастыре.
Как необходимы и многоценны были эти визиты! Ещё больше вдохновляли они инокинь
на служение Господу. Он сам отличался великим боголюбием. Подолгу, часами,
молился, уединившись в келье. Скромный и непритязательный, митрополит Алимпий
ценил эти качества в других. Поэтому и к насельницам относился с особым
уважением. Знал всех по именам, справлялся о делах и самочувствии.
Преисполнен был чуткостью и
состраданием ко всему живому, к каждому Божьему созданию. В очередной приезд владыка,
проходя по монастырскому двору, поднял взгляд к куполам церковным. Внимание
привлекла одна из башен крепостной стены. На ней, цепляясь корнями за выступы, робко
зеленело деревце — тоненькая, чуть больше метра высотой, берёзка. На чём только
держалась? Как не зачахла в каменном стеснении? Она раскачивалась на ветру, но
всеми своими хрупкими веточками тянулась к небу.
— Сними, Христа ради, — обратился митрополит к работнику, — достань оттуда бедное растение. Да
осторожней, корней не обломай.
Так маленькая жизнь оказалась
внизу, на благодатной монастырской земле. Нашлось ей место у Поклонного креста,
где покоятся мощи двух тысяч мучеников, погибших от рук польско-литовских
интервентов. Поглядывали на неё с сомнением: «Приживётся ли?» Но на ней вскоре
набухли почки. Из них осторожно проклюнулись навстречу солнцу нежно-зелёные
листья…
С той поры прошло два десятилетия. Простились давно с митрополитом Алимпием. А берёза стоит. Только теперь уж не узнать то самое худенькое растеньице, что всеми силами рвалось ввысь на самой верхушке башни. Теперь это красивое ветвистое дерево. А сколько в нём выносливости! Любой человек позавидует. Сломалось однажды от ветров сильных. Самая верхушка рухнула. Сдалось, думаете? Ничуть! Боковая ветка потянулась вверх. Теперь уж не меньше 20 метров выросло. Смотрит с высоты, в окна храмов заглядывает. Охраняет покой погибших защитников монастырских стен. Радует проходящих мимо: то в зимние серебряные одежды нарядится, то сквозь листья солнечные кружева нарисует.
Смотрим на берёзу — как тут не вспомнить митрополита Алимпия? И его судьба не была простой. Однако, не сворачивая, шёл он по жизни — с Божьим словом, с богоугодными делами. К вере цепко корни его приросли. Сильная воля, бездонное любящее сердце, великое самоотречение делали его примером для многих старообрядцев. А у Поклонного креста, на монастырской земле, растёт спасённая им берёза. Так и нас Пастырь наш духовный пересаживает порой на благодатную почву, давая силы для роста, просвещая наш разум, озаряя светом и надеждой…
Господь да помянет душу раба
Своего митрополита Алимпия во Своём Небесном Царстве и нам простит грехи по его
святым молитвам.
Господу нашему Слава. Аминь.
Молитва о детях
Встречи…
Они бывают приятные и неприятные. Но не зря Бог сталкивает нас друг с другом.
Всех он создал разными. У кого-то мы учимся смелости или великодушию. У кого-то
— упорству или благоразумию. Кто-то восхищает нас своим примером, а кто-то
заставляет быть терпимее. Всегда мы наполняемся какими-то новыми чувствами,
знаниями. Бывает, надолго задерживаем в памяти совсем незнакомого человека…
История
эта началась с нескольких метров ковровой дорожки, которую матушка Олимпиада,
игумения Николо-Улейминского монастыря, приобрела в столице. Давно нужна была в
хозяйстве. А тут как раз и по цене устроило, и по расцветке приглянулось.
Доставила
её в монастырь. Там раскатала, отмерила необходимую длину, сделала отметки. Свернула
обратно и поехала в Углич, в магазин ковровых покрытий. Там есть и мастерская с
инструментами, чтобы разрезать и края обработать… Молодой человек, продавец,
увидев посетительницу в иноческом одеянии, встретил её приветливо, заказ принял
вежливо.
—
Когда можно будет забрать? — спросила
матушка, надеясь, что ждать долго не придётся и дня через два можно будет увезти
в монастырь готовые дорожки.
—
Минут через двадцать… — неожиданно
услышала в ответ и удивилась расторопности мастера. Не знала тогда, что это не
единственное, чему она сегодня удивится.
У
игумении нашлись ещё дела в городе. Вернулась как раз к назначенному сроку.
—
Сколько должна?
—
Нисколько. Просто помолитесь, пожалуйста,
обо всех детях мира.
—
Хорошо…
Далеко
не каждый вместо денег просит помолиться. А уж о ходатайстве перед Господом Богом
обо всех детях земного шара никто никогда и речи не вёл. Слова эти застали
врасплох. От них перехватило дыхание, смешались мысли, поэтому и не спросила ни
имени, ни того, верит ли он в Бога… «Почему,
— размышляла матушка по дороге в монастырь, — мне никогда даже мысль такая не приходила на ум? Обо всех детях?! Они
же наша эстафета, наше будущее. Ну что тут скажешь… Это же чудесно! Век живи — век
учись».
Волнение,
радость, воодушевление… Какие ещё чувства можно пережить, когда вдруг получаешь
доброе и полезное, чего никак не ожидаешь? А если это что-то действительно невероятное?
Господь сотворил этот свет необыкновенным: радуга в небе, росинка на цветке,
птичий щебет, шум дождя… Далеко не всё мы замечаем, далеко не всё ценим. Вроде
бы просто. Но так прекрасно, любвеобильно!
И
эта встреча с незнакомым человеком вдруг встала в один ряд с потрясающими
случайностями. Она заставила по-другому посмотреть на обычные вещи, на то, мимо
чего много раз проходила, но никогда даже не задумывалась.
Почему
человек пожелал добра и здоровья детям, живущим на Земле? Чистое сердце?
Встреча с болью? Или любовь?.. Теперь уж не узнать, что подвигло его на такое
благое пожелание.
Инокини
исполняют просьбу и возносят к Господу молитвы обо всех детях мира. С тех пор,
верим, где-то случаются Божьи чудеса: мальчики и девочки избавляются от
тяжёлого недуга, открываются знаниям и творчеству, становятся добрее… Никто
даже не предполагает, что Всевышний не оставил их в страданиях благодаря
молодому человеку из угличского магазина-мастерской и иноческим тёплым молитвам.
Как
часто мы сомневаемся в своих силах: «Что я
могу? Ничего от меня не зависит». Хотя даже не представляем, сколько добрых
дел легко можно совершить с великой Божьей помощью при своём искреннем желании.
Ибо сказано: «Просите, и дастся вам;
ищите, и обрящете; стучите, и откроется вам»…
Исцеление
И
похвалятся о Тебе любящие имя Твое, яко ты благословиши праведника. Господи,
яко оружием благоволения венчал еси нас.
Псалом 5
—
Что же это такое? — матушка игумения с
недоумением прислушивалась к странному постукиванию, которое раздавалось в
жилом корпусе монастыря. Оно не было похоже ни на что привычное, поэтому
настораживало. Строительных работ не велось. Насельницы заняты на послушаниях.
Матушка,
осенив себя крестом, поглядывая по сторонам, начала обход здания… Чем дальше по
коридору, тем чётче звук. Лестница на второй этаж. И вот он — источник шума. На
одной из ступенек сидит инокиня-схимница Анна и что-то старательно толчет в
ступке. Пестик, ударяя о стенки сосуда, и издавал тот самый характерный звук.
—
Чем занята, матушка? — поинтересовалась
игумения.
—
Да вот, лекарство для матушки Афанасии…
Инокиню-схимницу
Афанасию недавно выписали из больницы. Выписали с раной, которая образовалась
из-за неудачно сделанного укола. Залечить в стационаре не смогли, так и
отправили назад в монастырь. Больное место сильно беспокоило. Конечно же,
сёстры не могли безучастно смотреть на страдания и пытались всячески их
облегчить. Молились о здравии. Ещё вспоминали народные рецепты целебных снадобий…
А то и заезжие гости давали полезные советы.
Как
раз один из таких целительных порошков и готовила с молитвой схимница Анна. В
ступке толкла… коровью лепёшку. Услышали монахини, что присыпка из сушёного
коровяка помогает при заживлении, решили и такое средство попробовать… Когда
борешься за здоровье близкого человека, любые средства хороши. А глубокая вера
в Господа во сто крат усиливает успех лечения.
Инокини
не рвутся в больницу по всякому поводу. Обращаются к врачам только в
исключительных случаях. Уповают на Бога, Пресвятую Богородицу и помощь всех
святых в своём стремлении справиться с болезнями, которые, к сожалению, не
минуют и их. Уйдя в монастырь, тела и души свои вверили они Всевышнему. На Него
всецело и полагаются.
«Господи Боже мой,
возвах к тебе, и исцели мя»
(Пс. 29), — возвещал пророк Давыд… Так случилось в тот раз и в женской
обители. Недуг отступил. Рана затянулась благодаря присыпкам и по милости Отца
нашего Небесного.
Инокиня-схимница
Анна, что толкла «природный продукт», прожила более 90 лет. А инокиня-схимница
Афанасия, слава Богу, жива до сего дня. Ей под девяносто… Не оставляет Господь
инокинь без Своего покровительства. Вдохновенные труды и старания молитвенниц,
обращённые ко Творцу, не проходят бесследно. Животворящее слово Божье даёт
светлым душам крепость в повседневном подвижничестве.
Господи,
не оставляй и впредь без заступничества Своего насельниц монастыря и всех
православных христиан. Огради их от недугов телесных. Даруй им спокойствия
душевного, здравия и терпения по велицей милости Своей.
Путь к истине и свету
Никогда не предавайся отчаянию, но будь крепок в вере, обратись с печалью своей к Богу, чтобы он позаботился о нас, как ему будет угодно.
Преподобный Феодосий Печерский
ЖИЛ-БЫЛ МАЛЬЧИК. Рос в
добропорядочной семье. Учился в школе. Занимался в секциях. Гулял со
сверстниками. Родители гордились сыном. Нарадоваться не могли на своё
сокровище.
Но прошло детство. Наступили
отрочество и юность. Вокруг появилось столько искушений, от которых трудно
отказаться, особенно тем, кто ещё не окреп духовно и смотрит на жизнь с
желанием «попробовать всё». Боговраждебный мир затянул юную душу в свою западню,
привёл в компанию подростков, где курение, употребление наркотиков было не
только нормой, но обязательным правилом.
Наш мальчик попал в омут
пагубных страстей и даже не замечал этого. Родители слишком поздно разглядели
перемены в своём чаде. Вдруг куда-то исчез их замечательный ребёнок. На его
месте оказался чужой больной парень, закрытый для общения и понимания. Ни
увещевания к сыну, ни молитвы ко Господу не помогали родителям вернуть прежнего
мальчика, такого доброго, рассудительного, любящего… Крепко дьявол в него
вцепился.
Через несколько лет
наркоманская напасть, вроде бы, отступила. Но облегчённо вздохнуть не удалось.
Ввергли демоны единственного ребёнка в иную пучину безбожия. Окутали
соблазнами, греховными помышлениями. Появилась другая, уже взрослая, компания.
Здесь проповедовали лёгкий успех, быстрое продвижение по карьерной лестнице и
деньги… много денег.
Юноше дарили красочные книги,
хвалили за успехи, награждали высокими титулами. Вот-вот он займёт наивысший
пост. Думалось, последнее испытание пройдено, но появлялось новое. Ничего не
менялось…
Очередное задание для
человека здравого оказалось бы невыполнимо. Но для того, чей мозг затуманен
лестью и обещаниями, не было ничего невозможного.
— Перед тобой колодец, — указали молодому мужчине на выгребную яму. —
На дне есть ключ к твоему успеху. Нужно
только открыть замок. Ныряй!
И он нырнул в вонючую жижу.
Добрался до самого дна. Справился с железной задвижкой. Но никакого ключа не
нашёл. Ему помогли выбраться из канализации, вымыли под струёй воды, дали
чистое полотенце и сухие одежды. И опять с одобрением кивали, пели дифирамбы, превозносили.
Но почему-то в этот раз слова «сподвижников» прошли мимо сердца.
Нужно было окунуться в грязь,
чтобы очиститься разумом: «Где я
нахожусь? Зачем я тут? Моё ли здесь место?» Вскоре юноша обратился к
наставникам с просьбой отпустить его в город по делам. А сам, стоило только
вырваться из порочного круга, кинулся за спасением к родителям…
ЖИЛА-БЫЛА ДЕВОЧКА. Росла в
добропорядочной семье. Училась в школе. Занималась в кружках. Гуляла со
сверстницами. Родители нарадоваться не могли на свою умницу и красавицу.
Прошло время, и девочка превратилась
в прекрасную девушку. Бог наделил её и умом, и привлекательной внешностью. Как
говорят, перед ней были открыты все двери. Но… утонула она в безбожной людской
суетности. Не по нраву пришёлся ей добропорядочный образ бытия, примером коего
служила семья. Зато друзья, которым безгранично доверяла, оказались проводниками
в мир, практически потусторонний, враждебный всему светлому, человеческому,
божественному…
Заманчивы получались их
рассказы о том, как меняется жизнь, если смотреть на неё сквозь пелену
наркотика, как становится всё легко, просто и достижимо. Не смогла устоять юная
душа от соблазнов. Захотелось временного наслаждения, сиюминутного счастья. И
погналась она за бессмысленными иллюзиями.
Раз за разом, день за днём
всё плотнее дьявольская тьма закрывала от девушки Божий свет. Важнее всего — наркотик.
Цель — забыться. Вскоре перестали иметь смысл и все земные дела, теряли
авторитет родные. Они пытались вытащить её из бесовских лап, отвести от бездны.
Но безуспешно.
Сама же она, стоящая на краю чёрной
пропасти, не осознавала, как гибнет в ней всё человеческое, что даровано
Господом. Не понимала, что попала в сатанинские сети, и всё сильнее и сильнее
увязала в них. Ещё немного, и родители потеряли бы дочь…
ЕСТЬ ЛИ НАДЕЖДА НА СПАСЕНИЕ?
Есть ли силы, способные излечить молодых людей от адского дурмана? «Господи, не оставь наших детей без защиты
Своей!» — со слезами молили родители. День и ночь слышались их стенания.
Всевышний не отвернулся от просьб, подал им спасительную мысль. И те и другие
вспомнили о Николо-Улейминском старообрядческом женском монастыре.
С поклоном и великой просьбой
обратились они к игумении: взять взрослых уже детей на попечение и
перевоспитание, наставить на путь истинный. Как отказать обратившимся в их
крайней нужде и верующим в спасение, если учит нас Господь: «Просящему у тебя дай и от хотящего занять у
тебя не отвращайся» (Мф. 5, 42). Так поселились потерянные молодые люди в
тихой обители.
Первым появился в монастыре
Кирилл. Определили его в отдельно стоящее здание. Но на молитву и на работу
ходил со всеми. Он уже пообвык, когда привезли Марью. С Божьей помощью инокини
врачевали несчастные, почти погибшие души.
Вся монашеская жизнь, как
определял её основатель скитского пустынножительства на Руси Нил Сорский,
достижение духовного совершенства путём напряжённой деятельности: душеспасительные
беседы, чтение и осмысление святых книг и наставлений отцов Церкви, труд на
общее благо, пение молитв, выполнение заповедей Христа… Подобно и с новыми
постояльцами поступили.
Непривычной и диковинной показалась
поначалу Кириллу да Марье жизнь монастырская. За стенами здешними это
воспринимается как нечто неведомое. И отношение соответствующее — как к музейной
редкости, с некоторой настороженностью.
«Куда нас привезли? Скучно. Однообразно. Чему тут
научат?» — примерно такие мысли
посещали юные умы в первые дни «послушания». Ершистые и пренебрежительные
поначалу, ребята постепенно оттаивали, прятали свои «колючки». Со временем они
не только освоились в обители, но и постигли азы церковных правил.
«Вот, — научали
матушки, — это читается: «Живыи в помощи
вышняго, в крове Бога небеснаго водворится» (Пс. 90)… А ещё просили помочь:
«Пойдёмте-ка, картошку почистим». Или какое иное поручение давали. Ненавязчиво,
участливо. И, конечно, без разговоров по душам не обходилось. Помогали на себя
со стороны посмотреть, спрашивали, говоря об их прошлом: «Добро ли это?»
Юноша и девушка обучились
грамоте церковнославянской, в ежедневных службах участвовали. По хозяйству
помогали. Постепенно отступали от них тёмные силы, светлели их души,
открывались для истины. Встали-таки на путь праведный, начали по-другому
смотреть на всё, понимать, где есть благо, а где худо. Толковыми оказались. Не
прошли даром наставления инокинь.
Уже сами обращались к Господу:
«Отврати лице твое от грех моих, и вся
беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во
утробе моей» (Пс. 50). Наконец, пришло время, когда не только внешне, но и
внутренне удалились они от губительных желаний, дурных устремлений, от хаоса,
царящего ещё совсем недавно в душах. Отец Небесный принял их покаяние, внял
молитвам инокинь и плачу родителей.
Свёл Господь молодых людей в
богоугодном месте. Очистились их сердца, освободились они для любви. Уехали ребята
из монастыря совсем другими людьми. Уехали, надо сказать, вместе. Попросили
благословения у родителей, повенчались. История, начавшаяся драматично, с
Божьей помощью счастливо завершилась.
Кирилл да Марья живут
счастливо до сих пор. Время от времени навещают монастырь, давший им шанс на
спасение. В чистоте и согласии растят дочь.
С давних времён в монастырях
находили защиту и убежище сирые, больные, оступившиеся. Глубокая вера,
искреннее раскаяние, усердные молитвы, каждодневный труд и сама благостная
аскетическая атмосфера избавляли от недугов и пороков, заслоняли от врагов.
Божья обитель воспитывает и исправляет. Большинство уже не сворачивают с
Христовой тропы. Лишь единицы, выйдя за монастырские стены, вновь нарушают
границы, положенные законами церковными, государственными, человеческими.
Сколько заблудших душ прибивает
в Николо-Улейминский монастырь течением времени? Все ждут защиты и утешения. Инокини
безропотно становятся их духовными наставницами, отважными проводниками сквозь
запутанные судьбы. Всех они стремятся спасти от отчаяния и гибели, от безверия
и греховных страстей. Многим помогли остановиться у края бездны и повернуть на
единственно верный путь — к Богу и свету, к истине и надежде.
«Имейте веру
Божию»
Близ Господь всем призывающим И, всем призывающим И воистину. Волю боящихся Его сотворит, и молитву их услышит, и спасет их.
Пс. 144, 20, 21
День жен-мироносиц в Москве на Рогожском, как всегда, порадовал
торжественной службой, а потом и яркой ярмаркой. Чего только не встретишь в торговых
рядах: свечи, книги, церковную утварь…
А ещё и день выдался по-весеннему солнечным и теплым.
Всё говорило о том, что время приближается к лету. Игумения не спеша шагала
вдоль прилавков с товарами. Не ради праздного любопытства, но с определённой
целью. Возрождающийся храм нужно украсить, наполнить всем необходимым.
Знала, что конкретно нужно. Время от времени замедляла
шаг, но, приглядевшись, не замечала желаемого. Наконец, решила заглянуть в
церковную лавку. Все образа развешаны, расставлены аккуратно — тут-то игумения
и решила осмотреться.
Продавщица, с исконно русской внешностью, в аккуратненьком
светлом платочке, оказалась очень внимательна к покупательнице в монашеском
одеянии. Она не спешила, не тараторила, не отмахивалась от вопросов. Доброжелательно
улыбаясь, вежливо отвечала.
— Пожалуй,
хватит, — через какое-то время сказала игумения, отложив довольно приличное
количество товара. — Сколько с меня?
Женщина назвала сумму.
— Вы не
ошиблись? Может, что-то не посчитали? — удивилась матушка, заметив, что
просят с неё намного меньше, чем она предполагала.
— За крест не
возьму денег, — пояснила женщина. — За
него уже заплачено. Возьмите записку. Сказали, отдать крест первому, кто
спросит. Просили помолиться.
— Спаси Христос!
Конечно, помолимся.
Уже в монастыре игумения, начав разбирать покупки, развернула
записку, а в ней всего-то несколько слов: «Помолитесь
о здравии рабы Божией, творящей милостыню».
Имея большую веру, кто-то сделал добро незнакомому
человеку, ожидая взамен молитву о спасении своей души и даже не сомневался, что
так и будет. Но ожидал ли, что крест окажется у инокини и моление пойдёт из
монастыря — места святого, близкого самому Господу?..
Конечно же, неизвестный проситель не мог не заметить разрешения
своих проблем в лучшую сторону, ибо сделано всё с верою — и оплаченный крест, и
переданная в добродетельные руки записка, и чистая иноческая молитва.
«Имейте веру
Божию», — взывал Исус Христос к
ученикам Своим. «Сего ради глаголю вам,
вся елика аще молящеся просите, веруйте яко приемлете, и будет вам». (Ев.
от Марка, гл. 11).
Пути Господни…
Скажи мне, Господи, путь, в онь же пойду, яко к Тебе взях душу мою.
Пс. 142, 10
— Мама, дай денег!
— Мама, принеси поесть!
— Мама, не мешайся! Можешь в сторону отойти?
Ощущение постоянного
обязательства быть своей дочери прислужницей, но никак не матерью, не другом,
не покидало Клавдию на протяжении многих лет. Мать неоднократно пыталась поговорить
об этом с девушкой, но та не желала слушать.
Однажды женщина решила
вырваться из нерадостного для неё семейного круга и пройтись по яркому осеннему
парку. Вернулась отдохнувшая, в приподнятом настроении. Легко перешагнула порог
квартиры.
И… тут случился ураган. Шквал
обвинений обрушился на растерявшуюся маму: «Мне
позвонили с работы, а я из-за тебя не могла выйти. Где ты была?»
У Клавдии перехватило
дыхание: «Всё! Не могу больше! Уйду. А
куда? В монастырь!» Она поспешила уединиться в свой уголок. Открыла
ноутбук, набрала: «Женский монастырь».
Первое, что увидела: «Николо-Улейминский…».
Не раздумывая набрала номер телефона.
На другом конце неожиданно
быстро ответили:
— Слушаю вас!
Клавдия растерялась, но взяла
себя в руки:
— Помогите! Возьмите меня в монастырь.
— Мы вам поможем. Как вас звать? Какой вы веры?
— Не знаю. Я не крещённая.
— Вот как! Почему же вдруг решились на такой шаг?
Клавдия начала рассказывать.
Её не перебивали. Но тут в комнату вновь ворвался торнадо: «Что ты делаешь? Совсем из ума выжила?»
— Я перезвоню, — со слезами проговорила она в трубку и отключилась.
Дочь ушла. «Погода» в доме
затихла. А Клавдия размышляла: «Позвонить
ли ещё той приветливой женщине? Так ли просто вдруг возникла мысль о монастыре?
Может, невидимая рука ведёт меня по жизни, подталкивает к верному решению? И не
умом принимать это надо, а слышать всем сердцем?»
Клавдия смогла разглядеть в
том промысел Божий. И снова позвонила в обитель.
— Можно ли всё-таки приехать к вам? — спросила она тихо. — Пожить немного. Осмотреться.
— С радостью примем на необходимое время, — по-доброму ответила
игумения.
Как жила раньше Клавдия? Не по
заповедям Божиим судьбу свою строила. Но вовремя заметила указку свыше и
обратилась к Господу: «Всем сердцем моим
взысках Тебе, не отрини мене от заповедей Твоих» (Пс. 118, ст. 10).
Сколько подобных звонков в
Николо-Улейминский монастырь случается еженедельно! Сколько людей находятся на
перепутье: ещё шаг — и либо свет, либо тьма… Каждого ищущего игумения
поддерживает словом, советом, наставлением.
Пути же Господни
неисповедимы…
Возвращение из прошлого
Благ и прав Господь, сего ради закон положит согрешающим на пути.Пс. 24, 8
«Крещается раб Божий Григорий, — трижды приговаривала бабка, погружая младенца в
купель, — во имя Отца, и Сына, и Святаго
Духа. Аминь».
В тот же день отец ребёнка
отправился в ЗАГС и записал его Владимиром, а не Григорием…
Рос мальчик по-советски.
Пионерия. Комсомол. Молодёжная стройка — Байкало-Амурская магистраль… Семья.
Дети. Всё, вроде, было в его жизни, чего только можно пожелать: и покой, и
достаток.
Дожил до пенсии. Но вдруг
случился инсульт. Выкарабкался. Помогли жена, дети и… бабушкины молитвы,
которые помнились с детства. До конца так и не поправился. Ходить стал, но
понемногу и только с чьей-то помощью. И рука правая отказала. А вот мысли о
Боге с тех пор не покидали. Закроется в своей комнате и беседует с Ним о чём-то
своём.
— Володя, тебе не плохо? — волновалась жена первое время.
— Нет, всё хорошо.
Домашние старались не мешать.
Уважали его христианское рвение. И стал он жить в собственном мире. Но однажды
попросил: «Может, найдём храм
старообрядческий? Все-таки в той вере крещён». А ближайший — только
Николо-Улейминский старообрядческий женский монастырь.
Туда они направились с женой
и дочерью. Нашли святое место. Остановились у ворот, но те оказались заперты.
Никто не откликнулся на их стук. Только птицы, звонко чирикая, перелетали через
высокую стену.
Так же безуспешно съездили
второй раз, третий. Всё время встречали их закрытые двери. Но ехали снова
и снова. С такой невероятной силой тянула сюда проснувшаяся внезапно вера!
В очередное посещение их услышали и предложили войти. Несмело
прошли они на монастырский двор.
— Хотели бы побывать на
святой земле? — задала вопрос подошедшая к ним игумения.
— Очень хотели. И
Владимиру в храме старообрядческом нужно помолиться. Не откажите нам! Только он
не сможет дойти. Как же быть?
— Решим эту проблему.
Найдётся у нас инвалидная коляска. Довезём.
По дороге к церкви матушка поинтересовалась:
— Крещён ли?
— Да. Бабушка
погружала, нарекла Григорием. А по паспорту — Владимир. Отец так назвал.
— Ты всё-таки Григорий.
Каким именем крещён, то и записано на небесах.
Так Григорий пришёл на встречу с Господом. Впервые поднял
свой взор к иконам. Присел на стул и… попросил оставить его одного. О чём
беседовал, в грехах ли каялся, молил ли о чём-то, Господь знает.
— Приедете завтра на
исповедь? — спросила игумения. — Священник
будет.
— Хорошо! — хором
ответили все трое. Не только Григорий, но вся его семья словно просветлела,
воодушевилась от соприкосновения с благодатной намоленной атмосферой.
На следующий день к назначенному сроку они были в монастыре.
Григорий долго беседовал с батюшкой. Жена и дочь с нетерпением и волнением ожидали
у дверей. Вышел навстречу родным сам, без сторонней помощи, с лицом
вдохновенным, с ярким блеском в глазах. Женщины не узнавали своего мужа и отца.
— Ну, что, Володя?
— кинулись они к нему.
— Не Володя я, а
Григорий. Намного легче мне стало!
После исповеди появились
внутренние силы, уже не так больно скребли сердце душевные раны, накопленные
годами, хотелось жить дальше, верить, молиться. Спустя десятилетия вспомнились-таки
слова, сказанные бабушкой: «Главное,
чтобы имя Господне никогда не отходило от тебя, внучек, чтобы в нужное время
присоединился ты к молитвам нашим».
Время, видно, настало…
Молитва и вера
предков сильны. Это то, что заложено в человеке с самого рождения. И желает ли
он признавать данный факт, нет ли, но рано или поздно возвращается к своим
корням. Так случилось с Григорием.
Прощаясь,
семейство твёрдо сообщило о своём решении: «Мы
обязательно вернемся, чтобы оставшиеся дни быть с Богом!»
- Полный текст
- Оптинские истории
- История, случившаяся на Пасху
- Звонок по сотовому телефону, или Ещё раз о добрых помыслах
- Время на покаяние
- Хозяева Оптиной
- Самая трудная победа
- Золотые купола оптинских храмов
- История о том, как не стареть
- В гостях у матушки Сепфоры
- Келейница Сепфоры
- Новый поворот в моей жизни
- В путь!
- Знакомство с матушкой Анастасией
- Прямо на уме у меня побывала
- Подарки старцев
- Проси только терпения
- Совместная молитва
- Молитва схимницы
- Рядом с матушкой мне страшно не было
- Господь сильнее
- Как птичка летала
- Искушение
- Но это был не отец Амвросий
- Тайна исповеди
- Пожар и святая вода
- О здравии схимонахини Анастасии
- Дневник одной строптивой послушницы
- 24 ноября 2009 года
- 25 ноября 2009 года
- 26 ноября
- 27 ноября
- 28 ноября
- 29 ноября
- 30 ноября
- 1 декабря
- 2 декабря
- 3 декабря
- 4 декабря
- 5 декабря
- 6 декабря
- 7 декабря
- 8 декабря
- 9 декабря
- Несколько невыдуманных историй
- Любовь к жизни (почти по Джеку Лондону)
- Новый год в кругу семьи
- Ветка вербы
- Я шёл в дождливый день по улице
- Пастырь добрый
- Пастыри Митейной Горы
- Из тьмы прошлого
- Детство
- Монашеская закалка
- Юность и подготовка к служению
- Рукоположение в сан
- Матушка Евгения
- Первые скорби и испытания
- Зыбкие волны житейского моря
- Остров смерти
- Воссоединение семьи
- Новые скорби и испытания
- Новый срок
- Я — ваш папа
- Служение продолжается
- Возвращение пастыря
- Митейная гора
- Течение совершил, веру сохранил
- Наследники святого Трифона Вятского
- Встреча с отцом Иоанном Крестьянкиным
- Я видел святого человека — и я счастлив
- Дневник паломницы: Путешествие к святыням Псковской земли
- Ангела Хранителя в дорогу!
- Дорога
- Псков нельзя не любить, Пскову нельзя не поклоняться
- Псковские предания
- Ольгин град
- Изборск
- Погост Камно
- Знакомство с Псково-Печерским монастырём
- Паломническая гостиница и первые впечатления
- Рассказ духовных чад про схиигумена Савву
- Размышления паломника
- Псково-Печерский монастырь
- Ближние пещеры
- Дальние пещеры
- Встреча с Киево-Печерской Лаврой
- Страницы из прошлого, или Иван крестьянский сын
- Воспоминания
- Детство
- Радости и скорби
- Моя учёба
- Новая жизнь
- Я снова дома
- Начало взрослой жизни
- На курсах
- Мало-сосновская школа
- Курсист Тюменского пединститута
- Трудный год
- Новая работа и новые чувства
- Семейная жизнь
- Служба в армии
- Так началась война
- Военные действия
- Ранение
- В госпитале
- Нестроевая служба и семья
Оптинские истории
История, случившаяся на Пасху
Эту историю рассказал мне оптинский паломник Игорь. Я живу в Оптиной на послушании полтора года, постоянных обитателей монастыря уже знаю. Ещё паломников много приезжает. Приедут сотни людей в пятницу вечером или в субботу на воскресную службу, а в воскресенье вечером уедут. Может, раз в год такая поездка у них и удаётся. Всех не запомнишь.
А Игорь — паломник постоянный. Живёт он недалеко, в Туле, вот на выходные и приезжает. Примелькался уже. Почти свой, оптинский. Несколько раз я с ним сталкивалась близко. Один раз вёдра с водой он помог мне донести, я для бабушки воду носила. В другой раз они с другом на машине ехали и меня до Козельска подбросили.
В следующий раз увидела Игоря в Оптиной вместе с двумя молоденькими девушками. Сначала удивилась: что за девушки? Вроде бы Игорь человек серьёзный, возраст далеко за сорок. Что за подруги такие? Подошли поближе, вижу: а девушки-то — вылитый папа. Дочки! Одна другой симпатичней. Одеты элегантно, но скромно. Видно, что к поездке в монастырь готовились.
Поздоровались мы с Игорем. И дочки, на папу глядя, со мной поздоровались. С отца глаз не сводят. Видно, что любят очень. А в храме рядом со мной оказались. И опять мне очень приятно было видеть, как кланяются они дружно, крестятся одновременно. Лица светлые, добрые. Я ещё подумала: какая хорошая, благочестивая семья! Видно, отец к Богу пришёл и дочек в вере воспитал.
А через неделю я поехала в Москву, в книжное издательство. Возвращалась уже вечером на электричке. День будний, электричка почти пустая. Смотрю: мужчина привстал и рукой мне машет. Подошла поближе — Игорь. Так и ехали мы с ним вместе до Калуги все три с половиной часа. Давно я знала, что в дороге отчего-то бываешь откровеннее. Иногда случайному попутчику рассказываешь то, что давним знакомым не открываешь.
Так и с моим попутчиком случилось. Рассказал он мне о своей жизни и о событии, которое случилась с ним на Пасху. Разрешил пересказать эту историю, только попросил изменить его имя и город.
Женился Игорь по большой любви. Девчушку полюбил детдомовскую. Росла она как былинка в поле без любви, без ласки, без заботы. Тоненькая, хрупкая, одетая в обноски. У Игоря при виде её сердце сжималось. Хотелось опекать её, заботиться. Что и пришлось делать на протяжении всей не слишком долгой семейной жизни.
Тоня не умела готовить, стирать, делать покупки в магазине. Точнее, она умела делать покупки, но не для семьи. Наберёт себе побрякушек, а хлеба забудет купить. Зарабатывал Игорь хорошо, но денег в доме постоянно не хватало. Желания обучаться вести домашнее хозяйство у Тони тоже не было. Постепенно жизнь в семье сложилась таким образом, что Игорь один трудился, зарабатывал деньги, и дома тоже всё делал сам. Готовить он и раньше умел, а теперь ещё и стирал, и следил за порядком.
Внешне Игорь не выглядит подкаблучником, видно, что характер твёрдый, мужской, решительный. Поэтому я в недоумении спрашиваю: «А ты не пытался настаивать на том, чтобы жена готовить научилась? Чтобы в доме порядок наводила?»
Игорь молчит. Потом отвечает медленно: «Наверное, так и нужно было сделать. Но я любил её очень. Жалел. Всё думал: хрупкая она такая. Без отца и матери росла. Отогрею заботой её сердце, и она научится тоже заботиться о других».
Но Тоня принимала заботы как должное. А заботиться о ком-то кроме себя учиться не спешила. Видимо, взрослая не могла постигнуть того, что не получила в детстве. Не знавшая родительской любви, она не умела любить сама. Возможно, с другими детдомовскими детьми дело обстояло иначе. Возможно, они и умели любить. А вот с Тоней получилось именно так. Родилась дочка Машенька — Маня. Через год ещё одна — Анютка, Нюта. Но материнские чувства у Тони так и не проснулись.
Игорь же дочек своих, Маню с Нютой, любил без памяти. Теперь он еле успевал крутиться между домой и работой. Ходил с синяками под глазами от недосыпания. Вставать ночью к детям для Тони было непосильной задачей. Купал дочек тоже отец. Он же стирал пелёнки, готовил еду. Теперь Тоня звала его «мамуля». Часто он, придя с работы, заставал малышек грязных, мокрых, предоставленных самих себе. А жена возвращалась от соседки, и от неё пахло табаком. А потом стало пахнуть и вином.
Когда Игорь начинал возмущаться, вместо «мамули» звучали слова из комедии, которую когда-то посмотрела жена: «Мамуля, ты у нас Муля! Муля, не нервируй меня!» Семейная жизнь катилась в пропасть. Игорь слишком уставал. Он похудел, осунулся. Хрупкая Тоня, наоборот, набрала вес. Она хвасталась мужу: «Меня назвали сочной и аппетитной! Вот! Я мужикам нравлюсь! Ты, Муля, меня мало ценишь! Мне тут один мужчина сказал, что я дорогой бриллиант! И что для такой драгоценности, как я, нужна дорогая оправа! А я вон пальто демисезонное уже три года ношу!»
Игорь слушал молча. Он не понимал, куда исчезла та тоненькая, тихая девушка, которую он так любил и жалел. И откуда с ним рядом взялась эта, совсем чужая громкоголосая женщина? Радость была только в дочках. Маня с Нютой росли не по дням, а по часам. Рядом с домом был храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Нечаянная радость». И Игорь всё чаще стал заходить с дочками в храм. Они росли спокойными, добрыми. Игорь окрестил их. Укладывая дочек спать, он им рассказывал сказки, пел колыбельные. И чувствовал себя счастливым человеком.
Беда пришла нежданно. Дочкам тогда исполнилось четыре и пять лет. В субботу Игоря попросили помочь в храме. Восстанавливали колокольню. Игорь работал, но какое-то уныние лежало камнем на душе. А отчего — он не понимал. Когда поднялся на колокольню, вдруг чётко услышал женский голос: «Возвращайся домой!» Игорь оглянулся, но вокруг никого не было. Через минуту прозвучали те же слова: «Возвращайся домой. Там неладно».
Игорь бросился по ступенькам вниз. Прибегает домой. А в квартире — пусто. Ни дочек, ни мебели. А соседки говорят: «За твоей женой приезжал мужчина какой-то усатый. Вещи в машину грузчики перетаскали. И уехали они. Дочки твои только плакали сильно».
Раньше Игорь слышал слова: «И земля ушла у него из под ног», — и не понимал, как это так. А теперь понял. На самом деле земля из-под ног ушла. Сел Игорь посередине пустой комнаты, обхватил голову руками. И подумал: «Вот теперь всё. Конец моей жизни настал».
Два дня он пил. С непривычки тошнило. На третий день поехал искать жену. Помогли знакомые — нашёл быстро. Тоня дочек не показала, вышла из квартиры готовая к бою.
— Я его люблю! Понимаешь?! Он настоящий мужчина! А ты и не мужчина вовсе! Ты… Ты… мамуля!
Игорь взял жену за шиворот и встряхнул, она заголосила. Новый муж на защиту возлюбленной не вышел. На истошные крики Тони выбежали соседи. Вызвали милицию. Забрали Игоря. Сам небритый, пропах алкоголем. Ночь провёл в КПЗ. Правда, на следующий день отпустили. Седой участковый сказал ему: «Иди с Богом. На жене твоей ни синяков, ни царапин. Она нам тут халат демонстрировала порванный. А я ей сказал: «Хочешь, я тебе от себя добавлю?!»
Но и план Игоря забрать дочек провалился. Не отдали ему Маню с Нютой. Остался он жить один. Раньше старался заработать побольше. Да и работа хорошая была. А тут как-то потерял интерес к жизни и к работе. Шеф сказал: «Я тебя понимаю. Но и ты меня пойми. Если работать по-прежнему не сможешь — придётся тебя уволить».
Игорь встрепенулся. Ожил немного. Если с работы уволят, денег не будет. А кто Мане и Нюте поможет? Новый муж Антонины семью содержал впроголодь. И Тоня сначала робко, а потом всё смелее стала приходить за деньгами. А то и дочек посылать. Отказу им не было. Игорь так радовался их приходу, что готов был отдать последнее. Спал несколько лет на полу, потому что на кровать денег собрать не получалось. Всё уходило на дочек.
Нового мужа Тони дочки звали Шуриком. Тоня, похоже, была бы рада их совсем отправить к отцу, но тогда бы денег ей не видать. И она дочерей не отпускала. Так Маня с Нютой и жили на два дома. Стали подрастать. Одежду грязную отцу принесут, а через день чистую забирают. Папа постирал.
Боялся очень за них Игорь. Какими вырастут? Тогда и молитве стал учиться. Начал в Оптину пустынь ездить. И дочек с собой брать. Тоня этому не препятствовала. Смеялась только: «Мамуля малахольный по монастырям таскается, и дурочек за собой таскает. И они туда же, книжки читают всё про монахов каких-то да про святых. У самого крыша съехала, и эти такие же. Яблочко от яблоньки недалеко падает».
Дочки по характеру различались. Маня на Игоря похожа. В церковь ходить ей нравится. Книжки читать. А Нюта всё больше обновки любит. Наряжаться. Но Маню слушает. Маня — авторитет.
И вот как-то, когда дочки уж подросли, в девушек превратились, договорились они, как обычно, в Оптину на Пасху поехать. Пришли к нему Маня с Нютой за пару дней до праздника. И мнутся чего-то, мнутся.
— Ну, говорите уже, чего случилось?
Нюта покраснела вся и отвечает:
— Пап, мы сейчас с Маней в магазине были. Мы знаем, что ты недавно нам денег давал… Но там такие красивые джемперочки! И как раз на нас! Мы померили! Пап, ну выручи с деньгами! Нету?! А ты возьми на дорогу в Оптину отложенные! Обойдёмся мы без твоей Оптиной! Надоело уж каждый год одно и то же!
— А как же праздник? Пасха?
— Пап, отстань со своим праздником! Ты как будто не понимаешь, что мы молоды и хотим хорошо одеваться! Мать права, ты ничего не понимаешь в жизни! Ты… ты… просто мамуля какой-то!
Нюта хлопнула дверью. Маня молчала. Игорь как во сне достал коробку с документами, вынул деньги, отложенные на Пасху. Протянул дочке. Маня взяла и молча вышла.
Игорь сел на пол, как когда-то, много лет назад. Всё, всё было напрасно! Не смог! Не получилось у него ничего в жизни. И дочек не сумел воспитать. Он плохой отец. Он просто мамуля — Муля. Глупый Муля-неудачник. У которого нет ничего. Никакого счастья в жизни нет. И уже не будет. Потому что он ничего не понимает в этой самой жизни. И его никто не любит.
Он прожил пару дней до Пасхи как во сне. Ходил на работу. И чувствовал себя роботом. В Оптину решил не ехать на Пасху. Всё стало каким-то бессмысленным. И сил не было. Он дошёл до своего любимого храма «Нечаянная радость». Посидел на лавочке у входа. Заходить не стал. Не смог. Сидел и думал, что первый раз на Пасху у него не будет крашеных яиц. И кулича. И вкусных конфет. Денег нет. Да и покупать их больше не для кого. И не с кем встретить праздник. А раньше он сам всё готовил к Пасхе. И прибегали дочки. И это было очень хорошо и радостно — вместе с ними готовиться к празднику и встречать его.