- Полный текст
- I.
- Дрaгоценная вода
- Отверзи ми двери
- Не открывается замок.
- Красивый Бог
- Владыка Иоанникий
- Первый храм
- Епархиальное
- Наглядное пособие
- Околоцерковное язычество
- Полигон
- Утерянное отцовство
- Семейная проблема
- О десятом
- Утреннее
- Без таксометра в голове
- Осеннее
- Крымское
- К погребению кота
- К сессии
- II. Благословенная Оптина
- Монастырские яблоки
- Послушник
- III. Прихожане
- Александровна
- Харитоновна
- Перепутали
- «Девки» и дед
- Копие и Брынза
- Морской сорокоуст
- Долги
- Благодарение
- Смешинка попала
- Венчание
- Странный человек
- Бабушкина хатынка
- О рае и начальниках
- Ходоки в епархии
- Елизаровна
- Хорошая девушка
- Несправедливый Бог
- Сглазили
- Старичок
- Венчальное
- Обновленцы мои
- Диалог
- Паникадило
- Современный Отечник
- Солнышко
- Молитвенник
- Детишки
- Бог послал
- IV. Отец Стефан
- Отец Стефан
- Детективная история
- Таможенный эксклюзив
- Восьмая заповедь
- Указ Владыки
- Козлиная история
- Экзамен с псевдонимом
- Запечатал
— Я вот дожил до девятого десятка, батюшка, хотя мне смерть кликали лет с пятнадцати. Да видно, хранил меня Бог, — начал без предварительной подготовки мой исповедник.
— Конечно, хранил, — поддакнул я.
— Ты помолчи, отец. Ты слушай. Мне тебе много сказать надо, а сил долго говорить нету.
Брынза говорил хрупким голосом, иногда заскакивая на старческий фальцет, и очень часто дышал.
— Зона из легких да из бронхов не выходит, астма замучила, вот и устаю долго говорить. Так что ты послушай, а потом свое слово иметь будешь, если будет что сказать.
И я слушал.
Поведал мне дед Владимир, прозванный Брынзой, что просидел он 28 лет в тюрьмах и лагерях по воровским статьям, был коронован в «воры в законе» на одной из ростовских зон, кормил комаров в Мордовии и на лесоповалах в Сибири. И что грехов у него столько, что не хватит оставшейся жизни, чтобы перечесть.
— Давайте помолимся, — сказал я, открывая Требник, — а там Господь поможет самое нужное высказать.
Священник не должен вспоминать даже для себя чужие исповеди. Но в данном случае мне трудно это сделать, потому что передо мной, благодаря «вору в законе», открылся иной мир: с особыми отношениями, законами, образом мысли. В том мире нет просто радости, как и нет просто зла, которыми мы пользуемся, но там тоже есть боль и есть любовь. Для меня многое стало откровением…
Старик говорил более трех часов.
Нам никто не мешал. Даже из сада через открытые окна не доносилось ни звука. Брынза был конкретен, повествовал только о зле, которое он причинил другим. И пусть понятие «зла» в его преломлении значительно отличалось от общепринятого, но ни разу он не пустился в оправдание себя. Дед перебирал дни воли и года зоны, вспоминал давно ушедших и еще живых. Речь его, прилично разбавленная воровским жаргоном, была четкой, последовательной и придерживалась какой-то неуловимой для меня логики, где каждое действие имеет причину, а каждый поступок — конкретное завершение.
Мне даже не нужно было задавать наводящих вопросов. Лишь в конце, когда у деда проскочило слово «страсть», я спросил:
— А у вас есть или была страсть к чему-то?
— Есть такой грех, отец. Краги мне все время хотелось иметь, дорогие и шикарные.
— Что иметь? — не понял я.
— Краги — туфли стильные. Вот, теперь ношу, когда ноги почти не ходят, — пошевелил роскошными башмаками дед.
И еще один вопрос я задал: о том, почему он верит в Бога.
— Только фраера веры не имеют, да малолетки нынешние, вроде тех, что вас везли, — отмахнулся Брынза. — Серьезный человек без веры жить не может. Хоть и своя она у каждого, но справедливости всем хочется.
Мне нечего было отвечать. Я просто прочитал разрешительную молитву и засобирался уходить…
— Ты подожди, отец. Я тут книжку вашу читал, — и старик указал на томик Слободского, лежащий на тумбочке под иконой с лампадкой, — так там написано, что еще и причащаться надо. Дома можно?
— Вам — можно. И нужно.
Я рассказал Брынзе, как приготовиться к Таинству, и опять уж было решил раскланяться.
Старик снова остановил.
— Погодь-ка. Читал я, что у вас там копье на службе надобно, тут вот кореша с «девятки» подсуетились и сделали для церкви. Возьми.
Старик неожиданно достал откуда-то сбоку копие, удивительное по красоте и мастерству исполнения, но немного не такое, каким мы его обычно привыкли видеть… С тем и распрощались. Через день причастил я Брынзу-Владимира, а еще через недельку он отошел ко Господу.
Копие на жертвеннике у нас теперь зоновское. И я им пользуюсь, хотя некоторых коллег смущает его внешний вид…
Копие вот здесь… посмотрите:
Морской сорокоуст
— Да что же мне делать, Господи, с одного корабля на другой, уже сколько времени дома не был! Невеста заждалась, свадьбу давно назначили, а он все по морям, — сетовала женщина.
— Закажите сорокоуст, — отвечаю. — Помолимся изо дня в день, глядишь, Господь и управит…
Ко дню окончания сорокоуста моряк вернулся. Отпустили. Еще через неделю он обвенчался в нашем храме со своей невестой.
Господь на работу определил
Несколько раз заходила женщина в храм. Постоит, помолчит, свечку зажжет и уходит. Потом все же решилась — подошла спросить, как ей быть. На работу ей надобно устроиться, а профессия инженерная, сугубо мужская. Не берут.
Молебен заказала, потом еще один. Помолились соборно. Через некоторое время радостно сообщает, что предложили хорошее место и как раз по специальности. Вскоре прибежала вновь:
— Батюшка, надо молебен о помощи в учении отслужить, экзамены квалификационные на подтверждение диплома заставляют сдавать, так я сразу сюда…
Отслужили.
Сдала.
Перекрести меня, дочка!
Пожилой, сухонький, сильно кашляющий старичок зашел в храм, когда священника в нем не было, и спросил у дежурной:
— Как бы мне святого отца увидеть?
— Священника?
— Да.
— Его сейчас нет, а что вы хотели?
— Хочу, чтобы он меня перекрестил.
— А вы что, не крещеный?
Рассказал дедушка, что крещеный он, но вот к Богу раньше не обращался: всю жизнь на государственной службе, причем такой, где о Господе даже думать не принято было. Сейчас же болезнь одолела, врачи головами качают, сам он чувствует, что смерть не за горами, да и жену недавно похоронил.
— Мне надобно, чтобы он меня просто перекрестил, рукою. Ну, раз его нет, то ты хоть меня перекрести, дочка.
Перекрестила. Поблагодарил старик и «какую-нибудь» молитву попросил:
— А то скоро помирать, а я ни одной молитвы не знаю.
Были в храме буклеты о Серафиме Саровском, с молитвой, иконой и календариком. Один из них и взял старичок, а, уходя, попросил:
— Ты меня, дочка, когда уходить буду, в спину перекрести, все же легче будет.
Долги
Не секрет, что наш храм-часовня построен горняцкими силами. Всё с шахтерской лопаты: и красота, и благолепие. Но по протоптанной дорожке за помощью раз за разом неловко бегать. Той же горняцкой лопатой весь город стоит, надобно и честь знать, хотя бы на некоторое время.
Колокола, облачения, утварь, иконы — работа ручная. Больших денег стоит.
Спрашиваю у духовника, как быть?
— Заказывай, делай, бери.
— Так, а деньги откуда?
— Молись, служи, Бога проси.
Так и передал прихожанам. Молимся да служим, насколько можем. Господь помогает. Через тех, кому Он нужен. С мебелью церковной проблема была — Владимир Сафонов пожертвовал. Обнаружилась нужда в иконах (теперь они снаружи храм-часовню украшают) — другой Владимир, Фролов, все заботы на себя взял. Колокола же в Днепропетровске заказал и оплатил Александр Тимошенко.
Всех не перечислишь, а надо бы. Да и дорожка к горнякам снегом не заметается и травой не зарастает, что ни день, то — «помогите». Растет синодик храмового поминовения «о здравии» благодетелей, строителей и жертвователей. Так что долгов почти нет — денежных. А вот молитвенных — так много, что хватит ли жизни?
Благодарение
Удивительно, но очень многие заходящие в храм с удивлением узнают, что можно молиться не только о «ком-то» или о «чем-то», но и конкретно о себе грешном. Еще большее непонимание вызывает утверждение, что за все нужно благодарить Бога. Хотя, как известно, самой высокой, совершенной молитвой считается именно молитва благодарения. Наши же молитвенные воздыхания обычно протекают на примитивном уровне: «Господи, дай!»
И все же…
В недавнее зимнее утро пришла в нашу часовню женщина. Перекрестилась, поцеловала храмовый образ, вздохнула и произнесла:
— Слава Богу, дождалась.
— ???
— Муж у меня умер недавно. Чернобылец. Расходов много, дети, а тут холода еще. Надежда только на его, покойника, пенсию, да и то едва в натяжку хватает. Уж так Бога просила, чтобы помог! И что вы думаете? Вчера вечером приносит почтальон пенсию, а ее почти в три раза увеличили! Еле утра дождалась, чтобы Бога поблагодарить….
Дивны Твои дела, Господи.
Чистильщик
— Ты бы, батюшка, пришел двор почистил.
— ???
— Гуркотит что-то ночью, стучится. Петух ни свет, ни заря кричит и в погребе гупает кто-то.
Дошло: освятить просят усадьбу. Попробовать что-то объяснить о суевериях и страхах от неверия? Не получится. В лучшем случае скептически выслушают, покивают головой, то ли в знак согласия, то ли в смысле: говори, мол, говори, а дело свое поповское иди и делай.
Это в селе так обычно и происходит. В городе — немного по-иному. Тут уже о полтергейсте порассуждают, знакомых книжных магов вспомнят, последние прогнозы доморощенных астрологов в пример приведут. Одно объединяет и город, и село — абсолютная уверенность в существовании того, кто специально желает зла и неприятностей. Но это не тот враг рода человеческого, о котором сказано в Писании и у св. Отцов. Нет. Зачем так далеко ходить? Источник обычно рядом. С амплитудой от соседки до тещи или до свекрухи со свекром.
Впрочем, все эти рассуждения — констатация того, что Ветхий Завет и сегодня чрезвычайно актуален. Собрал я свой требный чемоданчик и пошел «двор чистить». Встретил хозяин. Сухонький мужичок, лет под семьдесят, по случаю моего прихода опрятно одетый и постоянно что-то бурчащий — для себя или для меня (?). На мои «Да что вы говорите!» и «Надо же!» — никакой реакции. Сплошные рассуждения, что жить спокойно вороги не дают, вон в позапрошлом году в огороде пшеницу, что по краям посеял, так узлом повязали, что и картошка не уродилась.
— Конек-горбунок погулял, что ли? — спросил я деда.
Тот продолжал что-то бубнить, не отвечая.
— Вы ему громче говорите, он слышит плохо, — разъяснила вышедшая хозяйка.
Пришлось повторить громогласно. Дед недоуменно посмотрел на меня и ответствовал:
— Какая лошадь?! Мы их отродясь не держим. Туточки, через усадьбу, бабка живет, она и творит это непотребство.
Поражаюсь я моим сельским прихожанам. Обычно к старости они одни остаются на хозяйстве: дети разъезжаются. Забот же не становится меньше, так как в аккурат к сбору вишни, затем картошки и прочих овощей они, дети которые, приезжают со всем своим разросшимся семейством. Нельзя сказать, что младшее поколение вовсе не помогает сажать, полоть и воевать с жуком. Но рано по утрам в огородах я обычно наблюдаю только бабушек с дедушками в косыночках и кепочках.
Той силушки, что у моих стариков была ранее, теперь не достает. Количество же соток в поле и на усадьбе, как и число кудахтающих и мычащих «домочадцев», отнюдь не убавилось. Ясно, что со всем не управишься, а поправки на свои годы и здоровье они не хотят делать. И то, что раньше быстро и четко получалось, нынче никак не успеть. То одно не ладится, то другое. Надобно причину искать, а виноватые всегда оказываются на стороне. Изначально так повелось, от Адама.
Монастырские яблоки. / Дьяченко А., свящ. — Москва:
Изд-во Сретенского монастыря, 2021. — 336 с.: ил. — (Зеленая серия надежды)
Издание состоит из трех частей: рассказов, воспоминаний и «размышлизмов» о главном. В книгу, которая была выпущена в легендарной и любимой многими «Зеленой серии надежды», вошли как новые рассказы автора, так и некоторые из тех, что были изданы в «Приходских хрониках» — православном бестселлере начала 2000-х. Герои этих проникновенных, ярких, подчас смешных и ироничных рассказов и заметок узнаваемы, а значит, понятны и близки каждому из нас.
Отец Александр и его литературные труды находятся у истоков жанра приходских историй в нашей стране: его предыдущая книга «Отец Стефан и иже с ним», также вышедшая в нашем издательстве, снискала успех у большой читательской аудитории и была признана лучшим художественным произведением на конкурсе «Просвещение через книгу» в 2018 году.
Архиерейская скуфейка
Епархиальный дворик. Все завалено снегом. По прочищенным дорожкам от владычных покоев до приемной прогуливается сам митрополит с мирским посетителем интеллектуального вида. Я смиренно ожидаю в сторонке, чтобы взять благословение перед поездкой в Киев. Скрипит железная калитка, открывается ровно настолько, чтобы в нее могла протиснуться фигура молодого священника. Именно молодого. Для более маститого этого отверстия в большинстве случаев крайне недостаточно. В образовавшийся проход просовывается лохматая и в меру бородатая голова батюшки лет двадцати пяти отроду. Увидев владыку, он аккуратно проникает во дворик остальной своей телесной сущностью. На подряснике с иерейским крестом — кожаная курточка, но на голове ни скуфьи, ни цивильной шапочки не наблюдается. Владыка останавливается, смотрит на зашедшего и изрекает:
— Ты чего без шапки?
— Владыченька, так не холодно.
Митрополит начинает разглаживать левой рукой бороду. Нехороший знак. Затем вновь повторяет:
— Ты чего без шапки, спрашиваю?
Священник, улыбаясь от проявленной святительской заботы, твердит скороговоркой:
— Так не холодно, владыка святый. Не холодно.
— М-да, — удивляется владыка, — ну-ну. И продолжает свой променад-беседу с местным интеллектуалом. Через пару минут, распрощавшись с собеседником и остановив мою прыть к благословению, он опять взирает святительскими очами на молодого попа:
— Я тебя спрашиваю, ты чего без шапки?
— Так молодой я еще, не замерзну, — с улыбкой от уха до уха ответствует тот.
— Ты погоди, батюшка, — уже ко мне обращается митрополит. — Я сейчас.
Владыка поднимается по ступенькам и заходит в свои покои, откуда через пару минут возвращается, держа в руках зимнюю, видавшую виды скуфейку со следом архиерейского крестика, видимо, не столь давно снятого.
— Иди сюда! — обращается к молодому пастырю овец православных архиерей.
— Благословите, владыка! — бросается вперед молодой священник, почтительно согнувшись и держа пред собой сложенные лодочкой ладони. В ответ митрополит нахлобучивает на его главу свою ношеную-переношеную скуфью и изрекает:
— Вот там, за беседкой, лопата стоит. Дорожки почисти во дворе епархиальном, а там и благословлю.
— Вишь, не холодно ему, — уже улыбаясь, обращается ко мне архиерей и добавляет погромче, с напускной строгостью:
— Здоровье — дар Божий, его беречь надобно. И, взяв меня под руку, спрашивает:
— Ну а ты чего прибежал-то, батюшечка?..
Содержание
Часть I. РАССКАЗЫ
Матушка и батюшка
Святыня земли Донбасской
Баба Марфа
Котовасия отца Стефана
Полигон
Наглядное пособие
Отверзи ми двери
Красивый Бог
Погребальное
Тогда зажигай себя и служи!
Уклейка
Маша-растеряша
Часть II. ВСПОМИНАЮ…
Первый храм
Драгоценная вода
Начало
Монастырские яблоки
Поясок
Владыка Иоанникий
Из силы в силу
Дед Христос
Чистильщик
«Девки» и дед
Архиерейская скуфейка
Дед Матвей
Копие и Брынза
Имя в синодике
Перепутали
Странный человек
Кропило
Рождественский гость
Стас и покаяние
Часть III. РАЗМЫШЛИЗМЫ
Злодеи наши
Будет и успение, если веришь в воскресение!
Одинаковый
Размышлизма о вчерашнем
Новогодняя размышлизма
Нас бо ради родися
Гавань сердечного покаяния
Постовая мудрость
Утро первого дня Страстной седмицы
Слезы Христа
О хламе и ветхости
Христос Воскресе!
Пасха Христова
▪ Светлый лик
▪ Пасхальное яйцо
▪ Военная Пасха
Радоница
Конспирация весны 2020 года
Особенность завтрашней Встречи
О народном православии
Петровки
Светлых мыслей трезвый ум
Преображение
Преображенские правила
Сила Божия в немощи совершается
Околоцерковное язычество
О гаданиях
Когда зло стало добром
Гнев
Дед Щукарь и философия жизни
Осудил другого — приговорил себя
«Да исполнит вас всякой радости»
Идея фарисея о фарисействующих
Именно сейчас
Как там, в раю?
Можно ли быть хорошим человеком без веры в Бога?
О начальниках и подчиненных
О самой главной заповеди
О слиянии неслиянного
Граждане, послушайте меня
Подвижники
Герой нашего времени
Первосентябрьское
Педагогическое
Политическое
Размышлизма перед уборкой лоджии и кладовки
Пятнадцать копеек
К чему душа лежит, к тому и ум приложится
Староста
Венчальные страхи
Семейная проблема
Бабушки и Екклесиаст
О строгом прапорщике
«…Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»
Приходское
▪ Колдуй баба, колдуй дед
▪ Батюшка, открой дорогу!
▪ О бабушках
▪ О диалогах
▪ Старичок
▪ Поговорили
▪ Логика
▪ Зубная история
▪ Мыслимо и немыслимо
▪ Крымское
▪ Духовное с житейским
▪ Размышлизма о мамоне
▪ Новая прихожанка
Коротко о разном
▪ Не послушался
▪ Слепота
▪ Поповское счастье
▪ О мудрых девах
▪ О чтении Писания
▪ Добрые книжки
▪ О чтении
▪ Потом покаюсь
▪ О молитве
▪ В прощении разумение
▪ О стариковском брюзжании
▪ Время за нами, время перед нами, а главное – сейчас
▪ Евангельское событие глазами свинаря
▪ Из-за малого спорить – большое потерять
Почему ты стал священником?
Неизвестная жизнь
КУПИТЬ КНИГУ
Книгу можно приобрести:
- в отделе оптовых продаж Сретенского монастыря — г. Москва, ул. Самокатная, д. 3/8, стр. 15, тел.: +7 (495) 628‒82‒10, +7 (495) 621‒86‒40,
- в магазине Сретенского монастыря — г. Москва, ул. Большая Лубянка, д.17, тел.: +7 (495) 150‒19‒09,
- в интернет-магазине «Сретение» с доставкой по России и странам ЕАЭС.
Козлиная история
От Кузьминок до шахты 2-бис автобус редко ходит. Два раза на день. Да и кого возить? Кузьминки почти вымерли, а шахта на честном слове держится, после очередных экспериментов с реформированием угольной промышленности.
Известно, что чем беднее сельский народ живет, тем больше в его хозяйстве коз обретается. Животное не требовательное, можно сказать даже мало вредное, по причине своей неприхотливости и полного отсутствия претензий на комфортное жилищное обеспечение. Оно везде жить может. Есть, правда, два негатива: лезет вечно туда, куда не надо, да воняет изрядно, но пользы от коз все же несравнимо больше, чем недостатков.
К козам, естественно, козел нужен. Иначе стадо не увеличишь. Поэтому хороший козел — всегда в цене и постоянно востребован. Такой у бабы Анны в Кузьминках был. Обычно его сами «на дело» забирали, но нынче попросили привезти, по причине не имения транспортного средства и дороговизны бензина. Именно поэтому и стояла баба Анна с козлом на поводке на автобусной остановке, ожидая с немногочисленными попутчиками положенного рейса.
- Подробнее о Козлиная история
- 4 комментария
- Добавить комментарий
Монастырские яблоки
История эта произошла, в не менее жаркое лето 1989 года, в центре России. Именно там, в Калужской области, под древним Козельском, который еще татаро-монголы окрестили «злым городом», располагается жемчужина русского православия Свято-Введенская Оптина Пустынь, мужской монастырь, в котором мне посчастливилось некоторое время прибывать и набираться ума-разума, значительно растерянного за предыдущие годы.
Послушание у меня было не только не обременительное, но даже любимое. Занят я был им с утра и до вечера, вернее с утренней службы до вечерней. Свободное время практически отсутствовало. Да и что такое «свободное время» в монастыре, где все идет по порядку установленному преподобными старцами в столь далекие годы, что менять его не только нет смысла, но и грешно.
- Подробнее о Монастырские яблоки
- 3 комментария
- Добавить комментарий
Бабушкина хатынка
Бабушка все помнила. Она уже плохо видела, плохо слышала, но память была отчетливо ясной. К своему 90-летию старушка добралась, опираясь на палочку, согнувшись к земле, но с рассуждением и воспоминаниями. Прошлое стало понятней и не столь горестным. Бабушка уже спокойно рассказывала об ушедших ранее ее детях и муже. Она не боялась смерти и совершенно искренне удивлялась, что Господь «до сих пор по земле ее носит».
Бабушка очень хотела, что бы о ней, когда помрет, молились в этом храме. Ведь она его с детства любила. Здесь ее, в далеком 1914 году, крестили, а в 1932 венчали.
Бабушка всех настоятелей по именам помнила и обо всех милости Божией просила, хотя и меняли тех настоятелей перед вторым закрытием храма в год по два раза.
- Подробнее о Бабушкина хатынка
- 3 комментария
- Добавить комментарий
Красивый Бог
Каждое утро Саша слышал, как бабушка тихо читала молитвы. Слов было не разобрать, только «аминь», да «Господи, помилуй». Бабушка стояла перед темными иконами, раз за разом крестилась и кланялась, а на нее сверху, со старой, источенной насекомыми доски, смотрел Бог.
Утром Бог был обычным и спокойным, а к вечеру Он менялся, становился немного страшным и строгим.
За этой, самой большой иконой, внизу были еще маленькие, лежали бабушкины документы, а также фронтовые письма деда, которого Саша не помнил, так как родился уже после его смерти. Прятались там и грозные бумажки с печатями, которые бабушка называла непонятным словом «налоги».
Днем Саша не раз подбегал к «красному углу» и смотрел вверх на Бога. Узнавал, сердится Он на него или нет. Бог обычно не сердился и никогда не плакал, хотя бабушка не раз ему говорила, что Он плачет над нашими грехами.
- Подробнее о Красивый Бог
- 1 комментарий
- Добавить комментарий
Послесловие к Киевским встречам…
Сегодня, когда после приема у блаженнейшего Владимира, прошло некоторое время по иному оцениваются, как слова сказанные нашим первосвятителем, так и сам факт беседы православных литераторов с главой УПЦ.
Надо учесть, что встреча это состоялась в преддверии Поместного Собора, события имеющего исторический характер. Собор избрал не только нового Патриарха, он своим решением выделил приоритеты будущих направлений православной миссии, где творческому, злободневному, понятному и с интересом читающемуся литературному произведению определено крайне важное место.
Именно о важности служению слову, в день нынешний и говорил с литераторами международного православного клуба «Омилия» блаженнейший митрополит Владимир и именно вопросу творческого воплощения слов веры и благочестия была посвящена встреча в издательском отделе УПЦ.
Естественно, центром этих событий было первосвятительское благословение главы нашей Церкви, но сегодня можно выделить еще две центральные проблемы, обсуждавшиеся в этот день, без которых реализация потенциала литературного объединения будет сложной.
- Подробнее о Послесловие к Киевским встречам…
- Добавить комментарий
Современный Отечник
Дождливое воскресенье нынче было.
В храме все «свои», чужие под дождем на службу не ходят, за исключением тех, которых так зажало и прижало, что о Боге вспомнили.
— А, вдруг, поможет?
С надеждой на это «вдруг», да с воплем «дай, Господи» и под дождь можно, что бы затем купить свечей ворох и, расспросив, кто тут больше всего помогает, симметрично на подсвечниках огоньки расставить.
Если дождя нет, и метель не завывает, то в храме, кроме прихожан, еще один тип «верующих» определяется: ходоки за душевным равновесием.
Стоят с умиленным видом, печалятся о проблемах и негораздах, даже иногда перекрестится могут, но не молятся, просто успокаиваются и в размеренности непонятной службы равновесие находят. Только одной части богослужения этот тип захожан не переносит, если ко времени проповеди в храм заглянут. Даже если не поучаешь, а просто «тему дня» излагаешь, да примеры приводишь – лица у них страдальчески меняются и через некоторое время – к алтарю спиной и к двери, на выход…
Есть иные. Редкие.
Сегодня такой был.
- Подробнее о Современный Отечник
- 1 комментарий
- Добавить комментарий
Не удержался
Кабинет отца наместника располагался на втором этаже здания, восстановленного по сохранившимся архивным чертежам и рисункам. Поэтому и лестничный пролет в нем изготовили деревянный: «как раньше было».
Архимандрит, он же «отец наместник», в своей полувековой жизни, столь много времени провел пред закрытыми дверьми начальственных кабинетов, что переселившись в собственное присутственное место, благословил входную дверь не закрывать… — У меня секретов нет и скрывать нам в обители нечего.
В результате этого, для многих непонятного распоряжения, через некоторое время отец наместник по скрипу деревянных ступеней мог точно сказать, кто к нему поднимается, а спустя год, уже точно определял и состояние духа очередного посетителя. В этот раз архимандрит даже из-за стола навстречу вышел. Ступеньки сообщили, что весть будет неожиданная, неприятная и несет ее ни кто иной, как отец эконом. Так оно и оказалось.
- Подробнее о Не удержался
- Добавить комментарий
«Глаза бы мои на вас не глядели…»
Собственно именно с этого возгласа все и началось. Да и не могло не начаться, потому что я, расстроенный очередной топорной работой нанятых шабашников, которые через неделю после заключенного «договора», когда все обещалось качественно и в срок, а оказалось «тяп-ляп» и по принципу «день с прохладкой ночь с присядкой», разогнал строительную бригаду и в печальной задумчивости сидел на ступеньках церковной паперти. Рядом крутился Харитоныч, бурчащий под нос недовольства и прочие определения во след изгнанных «строителей» и тем самым, как ему казалось, выражая мне моральную, духовную и вообще приходскую поддержку.
- Подробнее о «Глаза бы мои на вас не глядели…»
- 1 комментарий
- Добавить комментарий
Мироносица
«Камень на душе» — знакомо выражение? Наверное, каждому слышать приходилось, да и испытывать. Духовная боль она всех болей больнее, но особенно тяжко страдание, когда, кажется, нет выхода, когда не видно просвета, когда как будто весь мир ополчился против…
Именно отсюда и бытует — «Беда одна не ходит».
Как не странно, но мужественные, сильные и ловкие представители пола сильного пасуют в этой ситуации чаще. Они могут действовать, бить кулаками, решать сверхсложные логические задачи, но противопоставить что-либо реально исполнимое духовной катастрофе и душевному испытанию им часто не удается.
И здесь появляется женщина.
- Подробнее о Мироносица
- 1 комментарий
- Добавить комментарий
Дед Матвей
Дед Матвей старый. Как он говорит: «Столько нынче не живут». Правильно, наверно, говорит, потому что ровесников его в округе не осталось, тем более тех, кто войну прошел. Фронтовую войну: с окопами, атаками, ранениями и прочими страхами, о которых мы теперь только по фильмам и книжкам судить можем. Свидетелей уже нет. На погосте все, или почти все.
Дед Матвей еще живой. Он — исключение, как и некоторые его ровесницы. Бабушки — они больший век имеют и, проводив своих дедов, тут же начинают рассуждать, что и им скоро за мужьями собираться. Иногда по два, а то и три десятка лет все готовятся. И, слава Богу.
- Подробнее о Дед Матвей
- 1 комментарий
- Добавить комментарий
Таможенный эксклюзив
Как известно, у отца Стефана было под началом два прихода. Один в поселке, носящем гордое определение «городского типа», а другой — в забытой людьми и районной администрацией деревеньке.
В деревеньку эту батюшка заглядывал регулярно, но не часто, так как особой надобности в службах не было, по причине отсутствия на них молящихся. Да и вести богослужение с единственным деревенским пономарем-помощником было сложновато. Диалог какой то выходил, а не богослужение. Поэтому небольшой старенький домик, переоборудованный под церквушку, все называли молельней, тем более, что отец Стефан в ней молебны пел, да водичку освящал, а еще панихиды служил.
- Подробнее о Таможенный эксклюзив
- 2 комментария
- Добавить комментарий
Детективная история
Отец Стефан регулярно пребывал в детективном раздумье. Причем раздумье это приходило к нему периодически один раз в год и всегда в начале лета. Батюшка не обладал необходимой в данном случае дедукцией, хотя томик с похождениями Шерлока Холмса не просто пылился во втором ряду утрамбованного книжного шкафа. Любил о. Стефан иногда о знаменитом сыщике почитать, да и миссис Марпл, с господином Мегрэ регулярно удостаивались его внимания.
Английская и французская метода к данному раздумью никак не подходила, ибо восточно-украинская лесостепь мало имеет схожести с туманным Альбионом и Елисейскими полями. Здесь было все просто, откровенно и видимо, но вот ответа в данном случае на вопрос «почему?» и «отчего?» отец Стефан не находил.
- Подробнее о Детективная история
- Добавить комментарий
Отец Стефан
Отец Стефан молод. И еще он целибат. Есть такой ранг в православном священстве. Отказался связывать себя узами брака, монахом же стать или силы не хватило, или оставил на «потом», но как бы там ни было, время употребляемое белым священством на заботу о семействе у отца Стефана было резервным.
Именно поэтому Его Высокопреосвященством был издан указ, где под начало иерея Стефана были приписаны три прихода на севере епархии. Одновременно. С формулировкой: «настоятель храмов».
- Подробнее о Отец Стефан
- Добавить комментарий
Господь управит
Между покрытым мхом нижними рядами старого церковного сруба была незаметная со стороны маленькая дверца, прикрытая позеленевшей от времени печной заслонкой. О ней все забыли, да и зачем помнить, если узенький проход, служивший когда-то для доставки угля и дров к церковной печи, по назначению уже давно не использовался, так как саму печь разобрали по ненадобности, а храм вот уже три года как закрыли. Вернее церковь закрыли, а храм пока еще стоял, храня от непогоды и растаскивания колхозное добро: немного посевного зерна, конскую упряжь, да ведра с лопатами и метлами.
- Подробнее о Господь управит
- 1 комментарий
- Добавить комментарий
«Монастырские яблоки» и другие рассказы
Цена: 420.00 руб.
Вес: 357 гр.
ISBN:
978-5-7533-1707-0
Гриф ИСРПЦ:
Р21-108-0188
Кол-во в упаковке (шт.):
16
Формат (мм):
20,8 х 13 х 1,9 см
Кол-во страниц:
336
Тип обложки:
твердая, целлофанированная
Бумага:
офсетная
Тираж (экз.):
5000
Количество:
Задать вопрос
Протоиерей Александр Авдюгин стоял у истоков жанра приходских историй. Его книга «Отец Стефан и иже с ним», полюбившаяся большой читательской аудитории, была признана лучшим художественным произведением на конкурсе «Просвещение через книгу» (2018). В настоящее издание включены как новые рассказы автора, так и некоторые из тех, что вошли в «Приходские хроники» — православный бестселлер начала 2000-х. Герои этих проникновенных, ярких, подчас смешных, порой ироничных рассказов и заметок-размышлизмов узнаваемы. а потому понятны и близки сердцу.
С этим товаром смотрят: