Монастырские яблоки и другие рассказы

  • Полный текст
  • I.
  • Дрaгоценная вода
  • Отверзи ми двери
  • Не открывается замок.
  • Красивый Бог
  • Владыка Иоанникий
  • Первый храм
  • Епархиальное
  • Наглядное пособие
  • Околоцерковное язычество
  • Полигон
  • Утерянное отцовство
  • Семейная проблема
  • О десятом
  • Утреннее
  • Без таксометра в голове
  • Осеннее
  • Крымское
  • К погребению кота
  • К сессии
  • II. Благословенная Оптина
  • Монастырские яблоки
  • Послушник
  • III. Прихожане
  • Александровна
  • Харитоновна
  • Перепутали
  • «Девки» и дед
  • Копие и Брынза
  • Морской сорокоуст
  • Долги
  • Благодарение
  • Смешинка попала
  • Венчание
  • Странный человек
  • Бабушкина хатынка
  • О рае и начальниках
  • Ходоки в епархии
  • Елизаровна
  • Хорошая девушка
  • Несправедливый Бог
  • Сглазили
  • Старичок
  • Венчальное
  • Обновленцы мои
  • Диалог
  • Паникадило
  • Современный Отечник
  • Солнышко
  • Молитвенник
  • Детишки
  • Бог послал
  • IV. Отец Стефан
  • Отец Стефан
  • Детективная история
  • Таможенный эксклюзив
  • Восьмая заповедь
  • Указ Владыки
  • Козлиная история
  • Экзамен с псевдонимом
  • Запечатал

— Я вот дожил до девя­того десятка, батюшка, хотя мне смерть кли­кали лет с пят­на­дцати. Да видно, хра­нил меня Бог, — начал без пред­ва­ри­тель­ной под­го­товки мой исповедник.

— Конечно, хра­нил, — под­дак­нул я.

— Ты помолчи, отец. Ты слу­шай. Мне тебе много ска­зать надо, а сил долго гово­рить нету.

Брынза гово­рил хруп­ким голо­сом, ино­гда заска­ки­вая на стар­че­ский фаль­цет, и очень часто дышал.

— Зона из лег­ких да из брон­хов не выхо­дит, астма заму­чила, вот и устаю долго гово­рить. Так что ты послу­шай, а потом свое слово иметь будешь, если будет что сказать.

И я слушал.

Пове­дал мне дед Вла­ди­мир, про­зван­ный Брын­зой, что про­си­дел он 28 лет в тюрь­мах и лаге­рях по воров­ским ста­тьям, был коро­но­ван в «воры в законе» на одной из ростов­ских зон, кор­мил кома­ров в Мор­до­вии и на лесо­по­ва­лах в Сибири. И что гре­хов у него столько, что не хва­тит остав­шейся жизни, чтобы перечесть.

— Давайте помо­лимся, — ска­зал я, откры­вая Треб­ник, — а там Гос­подь помо­жет самое нуж­ное высказать.

Свя­щен­ник не дол­жен вспо­ми­нать даже для себя чужие испо­веди. Но в дан­ном слу­чае мне трудно это сде­лать, потому что передо мной, бла­го­даря «вору в законе», открылся иной мир: с осо­быми отно­ше­ни­ями, зако­нами, обра­зом мысли. В том мире нет про­сто радо­сти, как и нет про­сто зла, кото­рыми мы поль­зу­емся, но там тоже есть боль и есть любовь. Для меня мно­гое стало откровением…

Ста­рик гово­рил более трех часов.

Нам никто не мешал. Даже из сада через откры­тые окна не доно­си­лось ни звука. Брынза был кон­кре­тен, повест­во­вал только о зле, кото­рое он при­чи­нил дру­гим. И пусть поня­тие «зла» в его пре­лом­ле­нии зна­чи­тельно отли­ча­лось от обще­при­ня­того, но ни разу он не пустился в оправ­да­ние себя. Дед пере­би­рал дни воли и года зоны, вспо­ми­нал давно ушед­ших и еще живых. Речь его, при­лично раз­бав­лен­ная воров­ским жар­го­ном, была чет­кой, после­до­ва­тель­ной и при­дер­жи­ва­лась какой-то неуло­ви­мой для меня логики, где каж­дое дей­ствие имеет при­чину, а каж­дый посту­пок — кон­крет­ное завершение.

Мне даже не нужно было зада­вать наво­дя­щих вопро­сов. Лишь в конце, когда у деда про­ско­чило слово «страсть», я спросил:

— А у вас есть или была страсть к чему-то?

— Есть такой грех, отец. Краги мне все время хоте­лось иметь, доро­гие и шикарные.

— Что иметь? — не понял я.

— Краги — туфли стиль­ные. Вот, теперь ношу, когда ноги почти не ходят, — поше­ве­лил рос­кош­ными баш­ма­ками дед.

И еще один вопрос я задал: о том, почему он верит в Бога.

— Только фра­ера веры не имеют, да мало­летки нынеш­ние, вроде тех, что вас везли, — отмах­нулся Брынза. — Серьез­ный чело­век без веры жить не может. Хоть и своя она у каж­дого, но спра­вед­ли­во­сти всем хочется.

Мне нечего было отве­чать. Я про­сто про­чи­тал раз­ре­ши­тель­ную молитву и засо­би­рался уходить…

— Ты подо­жди, отец. Я тут книжку вашу читал, — и ста­рик ука­зал на томик Сло­бод­ского, лежа­щий на тум­бочке под ико­ной с лам­пад­кой, — так там напи­сано, что еще и при­ча­щаться надо. Дома можно?

— Вам — можно. И нужно.

Я рас­ска­зал Брынзе, как при­го­то­виться к Таин­ству, и опять уж было решил раскланяться.

Ста­рик снова остановил.

— Погодь-ка. Читал я, что у вас там копье на службе надобно, тут вот кореша с «девятки» под­су­е­ти­лись и сде­лали для церкви. Возьми.

Ста­рик неожи­данно достал откуда-то сбоку копие, уди­ви­тель­ное по кра­соте и мастер­ству испол­не­ния, но немного не такое, каким мы его обычно при­выкли видеть… С тем и рас­про­ща­лись. Через день при­ча­стил я Брынзу-Вла­ди­мира, а еще через недельку он ото­шел ко Господу.

Копие на жерт­вен­нике у нас теперь зонов­ское. И я им поль­зу­юсь, хотя неко­то­рых кол­лег сму­щает его внеш­ний вид…

Копие вот здесь… посмотрите:

1332237966

Морской сорокоуст

— Да что же мне делать, Гос­поди, с одного корабля на дру­гой, уже сколько вре­мени дома не был! Неве­ста зажда­лась, сва­дьбу давно назна­чили, а он все по морям, — сето­вала женщина.

— Зака­жите соро­ко­уст, — отве­чаю. — Помо­лимся изо дня в день, гля­дишь, Гос­подь и управит…

Ко дню окон­ча­ния соро­ко­уста моряк вер­нулся. Отпу­стили. Еще через неделю он обвен­чался в нашем храме со своей невестой.

Гос­подь на работу определил

Несколько раз захо­дила жен­щина в храм. Постоит, помол­чит, свечку зажжет и ухо­дит. Потом все же реши­лась — подо­шла спро­сить, как ей быть. На работу ей надобно устро­иться, а про­фес­сия инже­нер­ная, сугубо муж­ская. Не берут.

Моле­бен зака­зала, потом еще один. Помо­ли­лись соборно. Через неко­то­рое время радостно сооб­щает, что пред­ло­жили хоро­шее место и как раз по спе­ци­аль­но­сти. Вскоре при­бе­жала вновь:

— Батюшка, надо моле­бен о помощи в уче­нии отслу­жить, экза­мены ква­ли­фи­ка­ци­он­ные на под­твер­жде­ние диплома застав­ляют сда­вать, так я сразу сюда…

Отслу­жили.

Сдала.

Пере­кре­сти меня, дочка!

Пожи­лой, сухонь­кий, сильно каш­ля­ю­щий ста­ри­чок зашел в храм, когда свя­щен­ника в нем не было, и спро­сил у дежурной:

— Как бы мне свя­того отца увидеть?

— Свя­щен­ника?

— Да.

— Его сей­час нет, а что вы хотели?

— Хочу, чтобы он меня перекрестил.

— А вы что, не крещеный?

Рас­ска­зал дедушка, что кре­ще­ный он, но вот к Богу раньше не обра­щался: всю жизнь на госу­дар­ствен­ной службе, при­чем такой, где о Гос­поде даже думать не при­нято было. Сей­час же болезнь одо­лела, врачи голо­вами качают, сам он чув­ствует, что смерть не за горами, да и жену недавно похоронил.

— Мне надобно, чтобы он меня про­сто пере­кре­стил, рукою. Ну, раз его нет, то ты хоть меня пере­кре­сти, дочка.

Пере­кре­стила. Побла­го­да­рил ста­рик и «какую-нибудь» молитву попросил:

— А то скоро поми­рать, а я ни одной молитвы не знаю.

Были в храме бук­леты о Сера­фиме Саров­ском, с молит­вой, ико­ной и кален­да­ри­ком. Один из них и взял ста­ри­чок, а, уходя, попросил:

— Ты меня, дочка, когда ухо­дить буду, в спину пере­кре­сти, все же легче будет.

Долги

Не сек­рет, что наш храм-часовня построен гор­няц­кими силами. Всё с шах­тер­ской лопаты: и кра­сота, и бла­го­ле­пие. Но по про­топ­тан­ной дорожке за помо­щью раз за разом неловко бегать. Той же гор­няц­кой лопа­той весь город стоит, надобно и честь знать, хотя бы на неко­то­рое время.

Коло­кола, обла­че­ния, утварь, иконы — работа руч­ная. Боль­ших денег стоит.

Спра­ши­ваю у духов­ника, как быть?

— Зака­зы­вай, делай, бери.

— Так, а деньги откуда?

— Молись, служи, Бога проси.

Так и пере­дал при­хо­жа­нам. Молимся да слу­жим, насколько можем. Гос­подь помо­гает. Через тех, кому Он нужен. С мебе­лью цер­ков­ной про­блема была — Вла­ди­мир Сафо­нов пожерт­во­вал. Обна­ру­жи­лась нужда в ико­нах (теперь они сна­ружи храм-часовню укра­шают) — дру­гой Вла­ди­мир, Фро­лов, все заботы на себя взял. Коло­кола же в Дне­про­пет­ров­ске зака­зал и опла­тил Алек­сандр Тимошенко.

Всех не пере­чис­лишь, а надо бы. Да и дорожка к гор­ня­кам сне­гом не заме­та­ется и тра­вой не зарас­тает, что ни день, то — «помо­гите». Рас­тет сино­дик хра­мо­вого поми­но­ве­ния «о здра­вии» бла­го­де­те­лей, стро­и­те­лей и жерт­во­ва­те­лей. Так что дол­гов почти нет — денеж­ных. А вот молит­вен­ных — так много, что хва­тит ли жизни?

Благодарение

Уди­ви­тельно, но очень мно­гие захо­дя­щие в храм с удив­ле­нием узнают, что можно молиться не только о «ком-то» или о «чем-то», но и кон­кретно о себе греш­ном. Еще боль­шее непо­ни­ма­ние вызы­вает утвер­жде­ние, что за все нужно бла­го­да­рить Бога. Хотя, как известно, самой высо­кой, совер­шен­ной молит­вой счи­та­ется именно молитва бла­го­да­ре­ния. Наши же молит­вен­ные воз­ды­ха­ния обычно про­те­кают на при­ми­тив­ном уровне: «Гос­поди, дай!»

И все же…

В недав­нее зим­нее утро при­шла в нашу часовню жен­щина. Пере­кре­сти­лась, поце­ло­вала хра­мо­вый образ, вздох­нула и произнесла:

— Слава Богу, дождалась.

— ???

— Муж у меня умер недавно. Чер­но­бы­лец. Рас­хо­дов много, дети, а тут холода еще. Надежда только на его, покой­ника, пен­сию, да и то едва в натяжку хва­тает. Уж так Бога про­сила, чтобы помог! И что вы дума­ете? Вчера вече­ром при­но­сит поч­та­льон пен­сию, а ее почти в три раза уве­ли­чили! Еле утра дожда­лась, чтобы Бога поблагодарить….

Дивны Твои дела, Господи.

Чистиль­щик

— Ты бы, батюшка, при­шел двор почистил.

— ???

— Гур­ко­тит что-то ночью, сту­чится. Петух ни свет, ни заря кри­чит и в погребе гупает кто-то.

Дошло: освя­тить про­сят усадьбу. Попро­бо­вать что-то объ­яс­нить о суе­ве­риях и стра­хах от неве­рия? Не полу­чится. В луч­шем слу­чае скеп­ти­че­ски выслу­шают, поки­вают голо­вой, то ли в знак согла­сия, то ли в смысле: говори, мол, говори, а дело свое попов­ское иди и делай.

Это в селе так обычно и про­ис­хо­дит. В городе — немного по-иному. Тут уже о пол­тер­гей­сте порас­суж­дают, зна­ко­мых книж­ных магов вспом­нят, послед­ние про­гнозы домо­ро­щен­ных аст­ро­ло­гов в при­мер при­ве­дут. Одно объ­еди­няет и город, и село — абсо­лют­ная уве­рен­ность в суще­ство­ва­нии того, кто спе­ци­ально желает зла и непри­ят­но­стей. Но это не тот враг рода чело­ве­че­ского, о кото­ром ска­зано в Писа­нии и у св. Отцов. Нет. Зачем так далеко ходить? Источ­ник обычно рядом. С ампли­ту­дой от соседки до тещи или до све­крухи со свекром.

Впро­чем, все эти рас­суж­де­ния — кон­ста­та­ция того, что Вет­хий Завет и сего­дня чрез­вы­чайно актуа­лен. Собрал я свой треб­ный чемо­дан­чик и пошел «двор чистить». Встре­тил хозяин. Сухонь­кий мужи­чок, лет под семь­де­сят, по слу­чаю моего при­хода опрятно оде­тый и посто­янно что-то бур­ча­щий — для себя или для меня (?). На мои «Да что вы гово­рите!» и «Надо же!» — ника­кой реак­ции. Сплош­ные рас­суж­де­ния, что жить спо­койно вороги не дают, вон в поза­про­шлом году в ого­роде пше­ницу, что по краям посеял, так узлом повя­зали, что и кар­тошка не уродилась.

— Конек-гор­бу­нок погу­лял, что ли? — спро­сил я деда.

Тот про­дол­жал что-то буб­нить, не отвечая.

— Вы ему громче гово­рите, он слы­шит плохо, — разъ­яс­нила вышед­шая хозяйка.

При­шлось повто­рить гро­мо­гласно. Дед недо­уменно посмот­рел на меня и ответствовал:

— Какая лошадь?! Мы их отро­дясь не дер­жим. Туточки, через усадьбу, бабка живет, она и тво­рит это непотребство.

Пора­жа­юсь я моим сель­ским при­хо­жа­нам. Обычно к ста­ро­сти они одни оста­ются на хозяй­стве: дети разъ­ез­жа­ются. Забот же не ста­но­вится меньше, так как в акку­рат к сбору вишни, затем кар­тошки и про­чих ово­щей они, дети кото­рые, при­ез­жают со всем своим раз­рос­шимся семей­ством. Нельзя ска­зать, что млад­шее поко­ле­ние вовсе не помо­гает сажать, полоть и вое­вать с жуком. Но рано по утрам в ого­ро­дах я обычно наблю­даю только бабу­шек с дедуш­ками в косы­ноч­ках и кепочках.

Той силушки, что у моих ста­ри­ков была ранее, теперь не достает. Коли­че­ство же соток в поле и на усадьбе, как и число кудах­та­ю­щих и мыча­щих «домо­чад­цев», отнюдь не уба­ви­лось. Ясно, что со всем не упра­вишься, а поправки на свои годы и здо­ро­вье они не хотят делать. И то, что раньше быстро и четко полу­ча­лось, нынче никак не успеть. То одно не ладится, то дру­гое. Надобно при­чину искать, а вино­ва­тые все­гда ока­зы­ва­ются на сто­роне. Изна­чально так пове­лось, от Адама.

Монастырские яблоки, обложка.Монастырские яблоки. / Дьяченко А., свящ. — Москва:
Изд-во Сретенского монастыря, 2021. — 336 с.: ил. — (Зеленая серия надежды)

Издание состоит из трех частей: рассказов, воспоминаний и «размышлизмов» о главном. В книгу, которая была выпущена в легендарной и любимой многими «Зеленой серии надежды», вошли как новые рассказы автора, так и некоторые из тех, что были изданы в «Приходских хрониках» — православном бестселлере начала 2000-х. Герои этих проникновенных, ярких, подчас смешных и ироничных рассказов и заметок узнаваемы, а значит, понятны и близки каждому из нас.

Отец Александр и его литературные труды находятся у истоков жанра приходских историй в нашей стране: его предыдущая книга «Отец Стефан и иже с ним», также вышедшая в нашем издательстве, снискала успех у большой читательской аудитории и была признана лучшим художественным произведением на конкурсе «Просвещение через книгу» в 2018 году. 

Архиерейская скуфейка

Епархиальный дворик. Все завалено снегом. По прочищенным дорожкам от владычных покоев до приемной прогуливается сам митрополит с мирским посетителем интеллектуального вида. Я смиренно ожидаю в сторонке, чтобы взять благословение перед поездкой в Киев. Скрипит железная калитка, открывается ровно настолько, чтобы в нее могла протиснуться фигура молодого священника. Именно молодого. Для более маститого этого отверстия в большинстве случаев крайне недостаточно. В образовавшийся проход просовывается лохматая и в меру бородатая голова батюшки лет двадцати пяти отроду. Увидев владыку, он аккуратно проникает во дворик остальной своей телесной сущностью. На подряснике с иерейским крестом — кожаная курточка, но на голове ни скуфьи, ни цивильной шапочки не наблюдается. Владыка останавливается, смотрит на зашедшего и изрекает: 

— Ты чего без шапки? 

— Владыченька, так не холодно. 

Митрополит начинает разглаживать левой рукой бороду. Нехороший знак. Затем вновь повторяет: 

— Ты чего без шапки, спрашиваю? 

Священник, улыбаясь от проявленной святительской заботы, твердит скороговоркой: 

— Так не холодно, владыка святый. Не холодно. 

— М-да, — удивляется владыка, — ну-ну. И продолжает свой променад-беседу с местным интеллектуалом. Через пару минут, распрощавшись с собеседником и остановив мою прыть к благословению, он опять взирает святительскими очами на молодого попа: 

— Я тебя спрашиваю, ты чего без шапки? 

— Так молодой я еще, не замерзну, — с улыбкой от уха до уха ответствует тот. 

— Ты погоди, батюшка, — уже ко мне обращается митрополит. — Я сейчас. 

Владыка поднимается по ступенькам и заходит в свои покои, откуда через пару минут возвращается, держа в руках зимнюю, видавшую виды скуфейку со следом архиерейского крестика, видимо, не столь давно снятого. 

— Иди сюда! — обращается к молодому пастырю овец православных архиерей. 

— Благословите, владыка! — бросается вперед молодой священник, почтительно согнувшись и держа пред собой сложенные лодочкой ладони. В ответ митрополит нахлобучивает на его главу свою ношеную-переношеную скуфью и изрекает: 

— Вот там, за беседкой, лопата стоит. Дорожки почисти во дворе епархиальном, а там и благословлю. 

— Вишь, не холодно ему, — уже улыбаясь, обращается ко мне архиерей и добавляет погромче, с напускной строгостью: 

— Здоровье — дар Божий, его беречь надобно. И, взяв меня под руку, спрашивает: 

— Ну а ты чего прибежал-то, батюшечка?..

Содержание

Часть I. РАССКАЗЫ
Матушка и батюшка
Святыня земли Донбасской
Баба Марфа
Котовасия отца Стефана
Полигон
Наглядное пособие
Отверзи ми двери
Красивый Бог
Погребальное
Тогда зажигай себя и служи!
Уклейка
Маша-растеряша

Часть II. ВСПОМИНАЮ…
Первый храм
Драгоценная вода
Начало
Монастырские яблоки
Поясок
Владыка Иоанникий
Из силы в силу
Дед Христос
Чистильщик
«Девки» и дед
Архиерейская скуфейка
Дед Матвей
Копие и Брынза
Имя в синодике
Перепутали
Странный человек
Кропило
Рождественский гость
Стас и покаяние

Часть III. РАЗМЫШЛИЗМЫ
Злодеи наши
Будет и успение, если веришь в воскресение!
Одинаковый
Размышлизма о вчерашнем
Новогодняя размышлизма
Нас бо ради родися
Гавань сердечного покаяния
Постовая мудрость
Утро первого дня Страстной седмицы
Слезы Христа
О хламе и ветхости
Христос Воскресе!
Пасха Христова
▪ Светлый лик
▪ Пасхальное яйцо
▪ Военная Пасха
Радоница
Конспирация весны 2020 года
Особенность завтрашней Встречи
О народном православии
Петровки
Светлых мыслей трезвый ум
Преображение
Преображенские правила
Сила Божия в немощи совершается
Околоцерковное язычество
О гаданиях
Когда зло стало добром
Гнев
Дед Щукарь и философия жизни
Осудил другого — приговорил себя
«Да исполнит вас всякой радости»
Идея фарисея о фарисействующих
Именно сейчас
Как там, в раю?
Можно ли быть хорошим человеком без веры в Бога?
О начальниках и подчиненных
О самой главной заповеди
О слиянии неслиянного
Граждане, послушайте меня
Подвижники
Герой нашего времени
Первосентябрьское
Педагогическое
Политическое
Размышлизма перед уборкой лоджии и кладовки
Пятнадцать копеек
К чему душа лежит, к тому и ум приложится
Староста
Венчальные страхи
Семейная проблема
Бабушки и Екклесиаст
О строгом прапорщике
«…Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»
Приходское
▪ Колдуй баба, колдуй дед
▪ Батюшка, открой дорогу!
▪ О бабушках
▪ О диалогах
▪ Старичок
▪ Поговорили
▪ Логика
▪ Зубная история
▪ Мыслимо и немыслимо
▪ Крымское
▪ Духовное с житейским
▪ Размышлизма о мамоне
▪ Новая прихожанка
Коротко о разном
▪ Не послушался
▪ Слепота
▪ Поповское счастье
▪ О мудрых девах
▪ О чтении Писания
▪ Добрые книжки
▪ О чтении
▪ Потом покаюсь
▪ О молитве
▪ В прощении разумение
▪ О стариковском брюзжании
▪ Время за нами, время перед нами, а главное – сейчас
▪ Евангельское событие глазами свинаря
▪ Из-за малого спорить – большое потерять
Почему ты стал священником?
Неизвестная жизнь

КУПИТЬ КНИГУ

Книгу можно приобрести:

  • в отделе оптовых продаж Сретенского монастыря — г. Москва, ул. Самокатная, д. 3/8, стр. 15, тел.: +7 (495) 628‒82‒10, +7 (495) 621‒86‒40,
  • в магазине Сретенского монастыря — г. Москва, ул. Большая Лубянка, д.17, тел.: +7 (495) 150‒19‒09,
  • в интернет-магазине «Сретение» с доставкой по России и странам ЕАЭС.

Козлиная история

От Кузьминок до шахты 2-бис автобус редко ходит. Два раза на день. Да и кого возить? Кузьминки почти вымерли, а шахта на честном слове держится, после очередных экспериментов с реформированием угольной промышленности.

Известно, что чем беднее сельский народ живет, тем больше в его хозяйстве коз обретается. Животное не требовательное, можно сказать даже мало вредное, по причине своей неприхотливости и полного отсутствия претензий на комфортное жилищное обеспечение. Оно везде жить может. Есть, правда, два негатива: лезет вечно туда, куда не надо, да воняет изрядно, но пользы от коз все же несравнимо больше, чем недостатков.

К козам, естественно, козел нужен. Иначе стадо не увеличишь. Поэтому хороший козел — всегда в цене и постоянно востребован. Такой у бабы Анны в Кузьминках был. Обычно его сами «на дело» забирали, но нынче попросили привезти, по причине не имения транспортного средства и дороговизны бензина. Именно поэтому и стояла баба Анна с козлом на поводке на автобусной остановке, ожидая с немногочисленными попутчиками положенного рейса.

  • Подробнее о Козлиная история
  • 4 комментария
  • Добавить комментарий

Монастырские яблоки

История эта произошла, в не менее жаркое лето 1989 года, в центре России. Именно там, в Калужской области, под древним Козельском, который еще татаро-монголы окрестили «злым городом», располагается жемчужина русского православия Свято-Введенская Оптина Пустынь, мужской монастырь, в котором мне посчастливилось некоторое время прибывать и набираться ума-разума, значительно растерянного за предыдущие годы.

Послушание у меня было не только не обременительное, но даже любимое. Занят я был им с утра и до вечера, вернее с утренней службы до вечерней. Свободное время практически отсутствовало. Да и что такое «свободное время» в монастыре, где все идет по порядку установленному преподобными старцами в столь далекие годы, что менять его не только нет смысла, но и грешно.

  • Подробнее о Монастырские яблоки
  • 3 комментария
  • Добавить комментарий

Бабушкина хатынка

Бабушка все помнила. Она уже плохо видела, плохо слышала, но память была отчетливо ясной. К своему 90-летию старушка добралась, опираясь на палочку, согнувшись к земле, но с рассуждением и воспоминаниями. Прошлое стало понятней и не столь горестным. Бабушка уже спокойно рассказывала об ушедших ранее ее детях и муже. Она не боялась смерти и совершенно искренне удивлялась, что Господь «до сих пор по земле ее носит».

Бабушка очень хотела, что бы о ней, когда помрет, молились в этом храме. Ведь она его с детства любила. Здесь ее, в далеком 1914 году, крестили, а в 1932 венчали.
Бабушка всех настоятелей по именам помнила и обо всех милости Божией просила, хотя и меняли тех настоятелей перед вторым закрытием храма в год по два раза.

  • Подробнее о Бабушкина хатынка
  • 3 комментария
  • Добавить комментарий

Красивый Бог

Каждое утро Саша слышал, как бабушка тихо читала молитвы. Слов было не разобрать, только «аминь», да «Господи, помилуй». Бабушка стояла перед темными иконами, раз за разом крестилась и кланялась, а на нее сверху, со старой, источенной насекомыми доски, смотрел Бог.

Утром Бог был обычным и спокойным, а к вечеру Он менялся, становился немного страшным и строгим.
За этой, самой большой иконой, внизу были еще маленькие, лежали бабушкины документы, а также фронтовые письма деда, которого Саша не помнил, так как родился уже после его смерти. Прятались там и грозные бумажки с печатями, которые бабушка называла непонятным словом «налоги».

Днем Саша не раз подбегал к «красному углу» и смотрел вверх на Бога. Узнавал, сердится Он на него или нет. Бог обычно не сердился и никогда не плакал, хотя бабушка не раз ему говорила, что Он плачет над нашими грехами.

  • Подробнее о Красивый Бог
  • 1 комментарий
  • Добавить комментарий

Послесловие к Киевским встречам…

Сегодня, когда после приема у блаженнейшего Владимира, прошло некоторое время по иному оцениваются, как слова сказанные нашим первосвятителем, так и сам факт беседы православных литераторов с главой УПЦ.
Надо учесть, что встреча это состоялась в преддверии Поместного Собора, события имеющего исторический характер. Собор избрал не только нового Патриарха, он своим решением выделил приоритеты будущих направлений православной миссии, где творческому, злободневному, понятному и с интересом читающемуся литературному произведению определено крайне важное место.
Именно о важности служению слову, в день нынешний и говорил с литераторами международного православного клуба «Омилия» блаженнейший митрополит Владимир и именно вопросу творческого воплощения слов веры и благочестия была посвящена встреча в издательском отделе УПЦ.
Естественно, центром этих событий было первосвятительское благословение главы нашей Церкви, но сегодня можно выделить еще две центральные проблемы, обсуждавшиеся в этот день, без которых реализация потенциала литературного объединения будет сложной.

  • Подробнее о Послесловие к Киевским встречам…
  • Добавить комментарий

Современный Отечник

Дождливое воскресенье нынче было.

В храме все «свои», чужие под дождем на службу не ходят, за исключением тех, которых так зажало и прижало, что о Боге вспомнили.

— А, вдруг, поможет?

С надеждой на это «вдруг», да с воплем «дай, Господи» и под дождь можно, что бы затем купить свечей ворох и, расспросив, кто тут больше всего помогает, симметрично на подсвечниках огоньки расставить.

Если дождя нет, и метель не завывает, то в храме, кроме прихожан, еще один тип «верующих» определяется: ходоки за душевным равновесием.

Стоят с умиленным видом, печалятся о проблемах и негораздах, даже иногда перекрестится могут, но не молятся, просто успокаиваются и в размеренности непонятной службы равновесие находят. Только одной части богослужения этот тип захожан не переносит, если ко времени проповеди в храм заглянут. Даже если не поучаешь, а просто «тему дня» излагаешь, да примеры приводишь – лица у них страдальчески меняются и через некоторое время – к алтарю спиной и к двери, на выход…

Есть иные. Редкие.

Сегодня такой был.

  • Подробнее о Современный Отечник
  • 1 комментарий
  • Добавить комментарий

Не удержался

Кабинет отца наместника располагался на втором этаже здания, восстановленного по сохранившимся архивным чертежам и рисункам. Поэтому и лестничный пролет в нем изготовили деревянный: «как раньше было».

Архимандрит, он же «отец наместник», в своей полувековой жизни, столь много времени провел пред закрытыми дверьми начальственных кабинетов, что переселившись в собственное присутственное место, благословил входную дверь не закрывать… — У меня секретов нет и скрывать нам в обители нечего.

В результате этого, для многих непонятного распоряжения, через некоторое время отец наместник по скрипу деревянных ступеней мог точно сказать, кто к нему поднимается, а спустя год, уже точно определял и состояние духа очередного посетителя. В этот раз архимандрит даже из-за стола навстречу вышел. Ступеньки сообщили, что весть будет неожиданная, неприятная и несет ее ни кто иной, как отец эконом. Так оно и оказалось.

  • Подробнее о Не удержался
  • Добавить комментарий

«Глаза бы мои на вас не глядели…»

Собственно именно с этого возгласа все и началось. Да и не могло не начаться, потому что я, расстроенный очередной топорной работой нанятых шабашников, которые через неделю после заключенного «договора», когда все обещалось качественно и в срок, а оказалось «тяп-ляп» и по принципу «день с прохладкой ночь с присядкой», разогнал строительную бригаду и в печальной задумчивости сидел на ступеньках церковной паперти. Рядом крутился Харитоныч, бурчащий под нос недовольства и прочие определения во след изгнанных «строителей» и тем самым, как ему казалось, выражая мне моральную, духовную и вообще приходскую поддержку.

  • Подробнее о «Глаза бы мои на вас не глядели…»
  • 1 комментарий
  • Добавить комментарий

Мироносица

«Камень на душе» — знакомо выражение? Наверное, каждому слышать приходилось, да и испытывать. Духовная боль она всех болей больнее, но особенно тяжко страдание, когда, кажется, нет выхода, когда не видно просвета, когда как будто весь мир ополчился против…

Именно отсюда и бытует — «Беда одна не ходит».

Как не странно, но мужественные, сильные и ловкие представители пола сильного пасуют в этой ситуации чаще. Они могут действовать, бить кулаками, решать сверхсложные логические задачи, но противопоставить что-либо реально исполнимое духовной катастрофе и душевному испытанию им часто не удается.

И здесь появляется женщина.

  • Подробнее о Мироносица
  • 1 комментарий
  • Добавить комментарий

Дед Матвей

Дед Матвей старый. Как он говорит: «Столько нынче не живут». Правильно, наверно, говорит, потому что ровесников его в округе не осталось, тем более тех, кто войну прошел. Фронтовую войну: с окопами, атаками, ранениями и прочими страхами, о которых мы теперь только по фильмам и книжкам судить можем. Свидетелей уже нет. На погосте все, или почти все.

Дед Матвей еще живой. Он — исключение, как и некоторые его ровесницы. Бабушки — они больший век имеют и, проводив своих дедов, тут же начинают рассуждать, что и им скоро за мужьями собираться. Иногда по два, а то и три десятка лет все готовятся. И, слава Богу.

  • Подробнее о Дед Матвей
  • 1 комментарий
  • Добавить комментарий

Таможенный эксклюзив

Как известно, у отца Стефана было под началом два прихода. Один в поселке, носящем гордое определение «городского типа», а другой — в забытой людьми и районной администрацией деревеньке.

В деревеньку эту батюшка заглядывал регулярно, но не часто, так как особой надобности в службах не было, по причине отсутствия на них молящихся. Да и вести богослужение с единственным деревенским пономарем-помощником было сложновато. Диалог какой то выходил, а не богослужение. Поэтому небольшой старенький домик, переоборудованный под церквушку, все называли молельней, тем более, что отец Стефан в ней молебны  пел, да водичку освящал, а еще панихиды служил.

  • Подробнее о Таможенный эксклюзив
  • 2 комментария
  • Добавить комментарий

Детективная история

Отец Стефан регулярно пребывал в детективном раздумье. Причем раздумье это приходило к нему периодически один раз в год и всегда в начале лета. Батюшка не обладал необходимой в данном случае дедукцией, хотя томик с похождениями Шерлока Холмса не просто пылился во втором ряду утрамбованного книжного шкафа. Любил о. Стефан иногда о знаменитом сыщике почитать, да и миссис Марпл, с господином Мегрэ регулярно удостаивались его внимания.

Английская и французская метода к данному раздумью никак не подходила, ибо восточно-украинская лесостепь мало имеет схожести с туманным Альбионом и Елисейскими полями. Здесь было все просто, откровенно и видимо, но вот ответа в данном случае на вопрос «почему?» и «отчего?» отец Стефан не находил.

  • Подробнее о Детективная история
  • Добавить комментарий

Отец Стефан

Отец Стефан молод. И еще он целибат. Есть такой ранг в православном священстве. Отказался связывать себя узами брака, монахом же стать или силы не хватило, или оставил на «потом», но как бы там ни было, время употребляемое белым священством на заботу о семействе у отца Стефана было резервным.

Именно поэтому Его Высокопреосвященством был издан указ, где под начало иерея Стефана были приписаны три прихода на севере епархии. Одновременно. С формулировкой: «настоятель храмов».

  • Подробнее о Отец Стефан
  • Добавить комментарий

Господь управит

Между покрытым мхом нижними рядами старого церковного сруба была незаметная со стороны маленькая дверца, прикрытая позеленевшей от времени печной заслонкой. О ней все забыли, да и зачем помнить, если узенький проход, служивший когда-то для доставки угля и дров к церковной печи, по назначению уже давно не использовался, так как саму печь разобрали по ненадобности, а храм вот уже три года как закрыли. Вернее церковь закрыли, а храм пока еще стоял, храня от непогоды и растаскивания колхозное добро: немного посевного зерна, конскую упряжь, да ведра с лопатами и метлами.

  • Подробнее о Господь управит
  • 1 комментарий
  • Добавить комментарий

«Монастырские яблоки» и другие рассказы

Цена: 420.00 руб.

Вес: 357 гр.

ISBN:
978-5-7533-1707-0

Гриф ИСРПЦ:
Р21-108-0188

Кол-во в упаковке (шт.):
16

Формат (мм):
20,8 х 13 х 1,9 см

Кол-во страниц:
336

Тип обложки:
твердая, целлофанированная

Бумага:
офсетная

Тираж (экз.):
5000

Количество: 

Задать вопрос

Протоиерей Александр Авдюгин стоял у истоков жанра приходских историй. Его книга «Отец Стефан и иже с ним», полюбившаяся большой читательской аудитории, была признана лучшим художественным произведением на конкурсе «Просвещение через книгу» (2018). В настоящее издание включены как новые рассказы автора, так и некоторые из тех, что вошли в «Приходские хроники» — православный бестселлер начала 2000-х. Герои этих проникновенных, ярких, подчас смешных, порой ироничных рассказов и заметок-размышлизмов узнаваемы. а потому понятны и близки сердцу.


С этим товаром смотрят:

Мелочи жизни. Рассказы

«Милосердия двери» и другие рассказы

«Цыганская клятва» и другие рассказы

Записки прихожанки

  • Монарда махровая сказка отзывы
  • Монарда декоративная махровая сказка выращивание из семян
  • Момотаро сказка на русском
  • Моменты из сказки спящая царевна
  • Моментальная сказка для корпоратива