Монологи катерины и их роль в раскрытии характера героини по грозе островского сочинение

Монологи Катерины и их роль в раскрытии характера героини

Драма “Гроза” – одно из прекрасных произведений Александра Николаевича Островского. В пьесе Островский показал извечную борьбу “темного царства” с людьми “горячего сердца”, среди которых и глазная героиня драмы – Катерина Кабанова. Именно в конфликтах между людьми взгляды и убеждения которых расходятся, четко показана вся власть царства диких и кабановых над людьми, которые не могут смириться с жизнью в рабстве.

Катерина принадлежит к числу тех людей, которые не могут и не хотят жить в мире с дикими и кабановыми. Сначала Катерина пытается понять мораль Кабановой, старается приспособиться к ее жизни наперекор своим убеждениям. Но не по ее характеру подобный образ жизни.

Жить так – значит прислушиваться к поучениям Кабановой, стараться везде и во всем ей угождать, быть смиренной и покорной.

“Такая уж я зародилась горячая”, – говорит Катерина, и это значит вовсе не буйная, строптивая, несдержанная, а – решительная, своенравная, с непреклонным чувством собственного достоинства. “И хочу я себя переломить, да не могу”. И это “не могу” явилось одной из причин, может быть, даже самой главной, в ее трагической судьбе. “Горячая” – всем существом своей неукротимой натуры жаждущая воли, простора, полета: “Знаешь, мне иногда кажется, что я птица”. .. В рассказах Екатерины мы часто встречаем слова “птичка на воле”, “вольная птица”. И в народной поэзии птица – символ свободы. Катерина же стремится к свободе.

Но, попав в страшные сети условностей и “порядка” Кабанихи, она невольна над собой, хоть и готова на все: “Коли мне здесь очень опостылет, так и не удержат меня никакой силой”, – говорит она Варваре, и та вдруг умолкает, озадаченная этой решимостью.

С двумя героями связана Катерина: с одним – долгом, с другим – чувством. И ни один из них в страшную для Катерины минуту душевного смятения не поддержал ее, не помог уйти от трагической развязки, от страшного прыжка в пропасть.

Гибель Катерины – “страшный вызов самодурной силе”, но и повод задуматься над вечной темой любви и ответственности за любимое существо. И все это можно найти в монологах героини, которые раскрывают ее душевный мир, ее отношение к людям и тем моральным принципам, по которым она вынуждена жить.

Loading…

Монологи Катерины и их роль в раскрытии характера героини

Обновлено: 09.01.2023

Катерина — главная героиня драмы Островского. Чтобы узнать черты характера героини, надо заглянуть в ее душу, увидеть прошлое.

Детство Кати протекало счастливо и безоблачно. Образование Катя не получила: знания черпала из рассказов странниц и богомолок. Всему рассказанному верила и восхищалась, как много интересного происходит на свете. Работой ее не обременяли: поливала цветы, немного работала по хозяйству.

Очень любила ходить в церковь. Церковь ей казалась большим светлым храмом, где она видела летающих ангелов. По ночам девочке являлись волшебные сны, и тогда она просыпалась счастливой.

Катерина была доброй и наивной девушкой, религиозной и покорной, так как не видела злобы в мире, в котором жила.

Вся жизнь изменилась, когда Катерина вышла замуж. Она попала в семью, где царила ненависть ко всем окружающим людям. Природа, посещение церкви, разговоры со странницами уже не радуют девушку, ангелы перестали прилетать. Катерина вышла замуж за Тихона без любви, просто еще не успела никого полюбить. Катерина думает, если полюбить Тихона, то мир изменится. Но ее одергивает Кабаниха, злая свекровь. Ни одного доброго слова не заслужила Катерина от этой женщины. Тихон, забитый своей матерью, может быть и полюбил бы Катерину, но он не знает этого чувства. В доме Кабанихи нет положительных персонажей.

Черная, давящая атмосфера дома толкает Катерину на бунт. Невыносимо больше обходиться без солнца, добра, любви. Любовь к Борису – вот что не дает ей окончательно погибнуть, зачахнуть. Зная, что поступает неправильно, она все же идет на греховное свидание с Борисом. Этот грех висит в ее душе тяжелым камнем. Она верит в бога, совесть — вот ее бог. Религиозность Катерины не позволяет ей спокойно жить с грехом. Она рассказывает все мужу и свекрови о своей измене.

Тихон прощает жену, но она сама не может простить себя. Признание не дает облегчения. Возможность вернуться домой, к мужу, для нее равносильно смерти. Катерина выбирает смерть как свою собственную свободу. Самоубийство тоже грех по учению церкви, но это не пугает молодую женщину. И церковный и людской суд она смогла преодолеть.

Даже Тихон, забитый матерью, обвиняет Кабаниху в смерти жены. Катерина показала всем, что можно бороться, пусть даже ценой собственной жизни.

Катерина – это образ русской женщины, способной любить, оставаться свободной.

Вариант 2

Главной героиней пьесы выступает Катерина. Она рано вышла замуж. Была воспитана по старым традициям, которые заключались в уважении и покорности своему мужу. К Тихону она испытывала только жалость. Сколько не пыталась Катерина полюбить его, но никак не могла. Но она никогда, ни в чём не упрекала Тихона, всегда хотела ему помочь и поддержать. Катерина является самым выразительным персонажем пьесы, но при этом и очень скромной.

Внешне её характер, его сила, никак не проявляется. Сначала читателю может показаться, что Катя молчалива и слаба. Но впоследствии мы видим, что это совсем не так. Катерина единственная, кто хоть как-то может противостоять Кабанихе и её нападкам. Она им противодействует, а ни просто игнорирует, как другие члены её семьи. Здесь конфликт между героями имеет внутренний характер. Потому что Кабаниха боится влияния Катерины на Тихона, после чего он перестаёт подчиняться своей матери.

Катя часто сравнивает себя с птицей и рвётся в полёт. Она не может больше жить и находиться в Калинове. Она, влюбившись в молодого человека, который только недавно приехал в Калинов, представляет себе отличную возможность уезда из Калинова, и рисует образ настоящей любви. Но её представлениям не суждено сбыться. Жизнь Кати закончилась очень трагично. К сожалению, гибель её была неминуема. Хотя будучи очень религиозной девушкой с совестной душой, она всё же не может больше выносить таких терзаний со стороны Кабанихи и всей её семьи. Бездушным отношением к ней людей, окружавших её, и муками совести Катерина была доведена до отчаяния и мысли о самоубийстве.

Сочинение Образ и характеристика Катерины

Можно с уверенностью утверждать, что обе точки зрения имеют право на существование, и каждая из них будет в определенной степени верна. Сказать же более конкретно, кто есть Катерина на самом деле – слабовольная женщина или героиня с решительным твердым характером, представляется непростой задачей.

На долю Катерина выпала несчастная судьба. Жизнь в семье мужа не приносила радости, несмотря на то, что героиня отдавала всю себя, чтобы наладить отношения с Тихоном, полюбить его, сделать их совместную жизнь хоть чуточку счастливее. Но как бы ни стремилась к этому Катерина, у нее ничего не получалось. Муж безоговорочно подчинялся своей матери – Марфе Игнатьевне Кабановой. Это была суровая женщина, которая держала окружающих ее людей в страхе.

Катерина не может принять такое бессмысленное и притворное поведение, которое абсолютно противоречит ее искренней натуре, тем убеждениям, которых она придерживается в отношении семьи, ее представлениям о счастливой жизни. Для нее важнее всего было внутреннее, настоящее, нежели внешнее, наносное.

Катерина, воспитывалась в купеческой семье, где росла в любви и тепле. Также особое место в ее жизни занимала религия. Их семья часто давала приют многим странникам, в сердцах которых жила искренняя вера в Бога.

Катерина сама рассказывает о своей жизни, и в этом рассказе читатель как нельзя лучше видит ту самую светлую, добрую и свободная душу девушки.

Мечтам Катерины о любящей и крепкой семье, детях, счастливой жизни не суждено было сбыться. Та жизнь, которая ожидала девушку в будущем, стала полной противоположностью этим мечтаниям. Катерина понимала, что не выдержит условий такой жизни, и ей ничего не оставалось, как решиться на отчаянный поступок. Возможно, это было проявлением душевной слабости, и все же имеем ли мы право судить несчастную женщину? Думается, что нет.

Остается говорить о том, что поступок Катерины является противоречивым и неоднозначным. И все же с уверенностью можно утверждать, что героиня есть образец светлого и доброго человека, достойного лучшей судьбы.

Эссе про Катерину

Катерина была девятнадцатилетней девушкой, которая вышла замуж в раннем возрасте. В самом начале девушка вспоминает о своем детстве, хороших воспоминаниях с тоской в глазах. Она была ребенком, ради которого родители были готовы на все. Они проводили вместе очень много времени, посещали церковь и изучали новые вещи. Уже в детстве Катерине заложили те убеждения, которых она придерживалась и в более старшем возрасте. Теперь, когда она была замужем за Тихоном и жила с его матерью, все стало иначе. Она перестала дышать полной грудью, чувствовать свободу и ощущение жизни. Хоть события и действия в повседневной жизни остались прежними, изменилось её отношение ко всему. Теперь все делалось не по доброй воле, а по принуждению. Несмотря на эти обстоятельства, её сердце было полно любви.

Так как девушка с детства регулярно посещала церковь, её религиозность не была чем-то странным. Поэтому, влюбившись в абсолютно ей чужого и постороннего человека, она чувствует себя грешной. Этим человеком был Борис. Встречи с ним придавали ей сил и приносили огромное счастье. Все попытки заглушить эти эмоции с помощью религии или любви к Тихону становятся бесполезными. Она была не в силах бороться со своими желаниями, которые были ей совсем несвойственны. Она не в силах избавиться от встреч с Борисом и поэтому изменяет мужу. Скорее всего, этого могло не произойти, если бы девушка чувствовала от Тихона поддержку и внимание. После этого её религиозность увеличивается, она открыто признается в содеянном. Не получив понимания и надежды на создание дальнейшего счастья, Катерина идет на еще более грешный поступок – самоубийство.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Катерины в пьесе Гроза

Популярные сегодня темы

Илья Семенович Остроухов родился и вырос в Москве, поэтому ему очень близка природа средней полосы России. Где суровые зимы сменяют теплые долгожданные весна, а на смену знойному лету приходит золотая осень

Окружающие судят о человеке по его поведению. Так, если человек умеет отстаивать свою точку зрения, его уважают в коллективе, к его мнению прислушиваются. Уверенность в себе и умение доказать свою правоту – важные качества личности.

Драма “Гроза” – одно из прекрасных произведений Александра Николаевича Островского. В пьесе Островский показал извечную борьбу “темного царства” с людьми “горячего сердца”, среди которых и глазная героиня драмы – Катерина Кабанова. Именно в конфликтах между людьми взгляды и убеждения которых расходятся, четко показана вся власть царства диких и кабановых над людьми, которые не могут смириться с жизнью в рабстве.

Катерина принадлежит к числу тех людей, которые не могут и не хотят жить в мире с дикими и кабановыми.

Сначала Катерина пытается понять мораль Кабановой, старается приспособиться к ее жизни наперекор своим убеждениям. Но не по ее характеру подобный образ жизни.

Жить так – значит прислушиваться к поучениям Кабановой, стараться везде и во всем ей угождать, быть смиренной и покорной.

“Такая уж я зародилась горячая”, – говорит Катерина, и это значит вовсе не буйная, строптивая, несдержанная, а – решительная, своенравная, с непреклонным чувством собственного достоинства. “И хочу я себя переломить, да не могу”. И это “не могу” явилось одной из причин, может быть, даже самой главной, в ее

трагической судьбе. “Горячая” – всем существом своей неукротимой натуры жаждущая воли, простора, полета: “Знаешь, мне иногда кажется, что я птица”. .. В рассказах Екатерины мы часто встречаем слова “птичка на воле”, “вольная птица”. И в народной поэзии птица – символ свободы. Катерина же стремится к свободе.

Но, попав в страшные сети условностей и “порядка” Кабанихи, она невольна над собой, хоть и готова на все: “Коли мне здесь очень опостылет, так и не удержат меня никакой силой”, – говорит она Варваре, и та вдруг умолкает, озадаченная этой решимостью.

С двумя героями связана Катерина: с одним – долгом, с другим – чувством. И ни один из них в страшную для Катерины минуту душевного смятения не поддержал ее, не помог уйти от трагической развязки, от страшного прыжка в пропасть.

Гибель Катерины – “страшный вызов самодурной силе”, но и повод задуматься над вечной темой любви и ответственности за любимое существо. И все это можно найти в монологах героини, которые раскрывают ее душевный мир, ее отношение к людям и тем моральным принципам, по которым она вынуждена жить.

Характеристика Катерины

Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Гроза.

Полное имя — Катерина Петровна Кабанова.

Возраст — не указано, молодая женщина.

Род занятий — без определенного рода деятельности.

Семья — супруг Тихон Кабанов, свекровь Кабанова (Кабаниха), золовка Варвара.

Социальное положение — мещанка.

Происхождение — родом из состоятельной мещанской семьи.

Воспитание — воспитана родителями в любви, взаимном уважении, в любви к Господу.

Образование — весьма посредственное домашнее образование, традиционное для женщин того времени.

Внешность — красивая молодая женщина.

Характер — решительная, свободолюбивая, честная, мечтательная, религиозная, совестливая.

Положительные черты — преданная, честная, одухотворённая, добрая.

Отрицательные черты — эмоциональная, непоследовательная, идёт на поводу собственных эмоций, но не разума.

Автор — А. Н. Островский.

Цитатная характеристика

Описание Катерины с цитатами позволит раскрыть её образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.

Портрет

Полное имя героини — Катерина Петровна Кабанова.

Источник: Действие третье, сцена 2, явление 2

Источник: Действие третье, сцена 2, явление 3

Катерина вышла замуж не по любви, будучи юной девушкой.

Источник: Действие второе, явление 2

Катерина — замужняя женщина, которая навеки привязана к своему мужу. Её супруг — Тихон Кабанов.

Источник: Действие второе, явление 2

У Катерины нет детей, и этот факт её очень огорчает.

Источник: Действие второе, явление 8

Внешность

Катерина — молодая красивая женщина.

Источник: Действие четвертое, явление 6

У Катерины красивая улыбка, которая словно освещает её лицо изнутри.

Источник: Действие третье, сцена, 2, явление 2

Черты характера и поступки

Будучи невесткой злобной, тираничной Кабанихи, Катерина всячески пытается её задобрить, сгладить конфликты между ними. Она не выносит постоянного противостояния, склок и раздоров.

Источник: Действие первое, явление 5

Катерина — цельная натура, не привыкшая ко лжи и лицемерию.

Источник: Действие первое, явление 5

Источник: Действие второе, явление 2

У Катерины нежная душа, её глубоко задевают обидные, несправедливые слова Кабанихи.

В семье мужа Катерина чувствует себя глубоко несчастным человеком. Ей хочется превратиться в птицу, чтобы покинуть постылый дом, в котором ей никогда не видать счастья.

Источник: Действие первое, явление 7

Источник: Действие первое, явление 7

Источник: Действие первое, явление 7

Источник: Действие пятое, явление 3

Жизнь Катерины до замужества была совсем иной: лёгкой, беспечной, весёлой.

Источник: Действие первое, явление 7

Катерина — рукодельница, она умеет шить, вышивать, любит занять себя делом.

Источник: Действие первое, явление 7

Источник: Действие второе, явление 8

Катерина, так же, как и её мать, была глубоко верующим, религиозным человеком. Она часто ходила в церковь, получая истинное удовольствие от церковной службы, а в их доме находили приют странницы и богомолки.

Источник: Действие первое, явление 7

Источник: Действие первое, явление 7

Катерина — впечатлительная натура с богатым воображением.

Источник: Действие первое, явление 7

Источник: Действие первое, явление 7

Источник: Действие второе, явление 8

У Катерины тонкая душа, способная предчувствовать грядущие события. Героиня ощущает, что вскоре с ней случится нечто непоправимое.

Источник: Действие первое, явление 7

Источник: Действие первое, явление 7

Спасение от тяжелой, безрадостной жизни в доме Кабанихи Катерина находит в любви к другому мужчине.

Источник: Действие первое, явление 7

Катерина очень боится грозы, точнее, внезапной смерти от грозы без покаяния.

Источник: Действие первое, явление 9

Источник: Действие первое, явление 9

Катерина — эмоциональный, импульсивный человек, способный совершать необдуманные поступки.

Источник: Действие второе, явление 2

Катерина вышла замуж за Тихона без любви, и оттого её семейная жизнь очень несчастна.

Несмотря на скромный и мягкий, миролюбивый нрав, Катерина отличается большой решительностью.

Источник: Действие второе, явление 2

Катерина чувствует себя одиноким, никому не нужным человеком, которому не к кому обратиться за помощью и утешением.

Источник: Действие второе, явление 4

Катерина не способна сопротивляться своим чувствам, страсти. Она готова пожертвовать собственным спокойствием ради непродолжительного любовного упоения.

Источник: Действие второе, явление 10

Источник: Действие второе, явление 10

Любовь к Борису делает Катерину слабой, безвольной женщиной.

Источник: Действие третье, сцена 2,явление 3

Будучи верующим человеком, Катерина понимает, какой тяжкий грех берёт на себя, соглашаясь на связь с Борисом.

Источник: Действие третье, сцена 2, явление 3

Источник: Действие третье, сцена 2, явление 3

Катерина находит в себе силы взять ответственность за свой поступок и признать, что сама согласилась на греховную связь с Борисом.

Источник: Действие третье, сцена 2, явление 3

Будучи человеком со стойкими нравственными принципами, Катерина не способна лгать и изворачиваться. Она не в состоянии обманывать мужа и при всей семье признаётся в своей измене.

Источник: Действие четвертое, явление 6

Признавшись в любовной связи с Борисом, Катерина переживает не за себя, а, прежде всего, за своего возлюбленного.

Источник: Действие пятое, явление 2

Источник: Действие пятое, явление 3

Катерину терзает совесть: она не может простить себе содеянного греха. Её душа не может найти себе покоя, и героиню всё чаще посещают мысли о смерти.

Источник: Действие пятое, явление 2

Источник: Действие пятое, явление 2

Источник: Действие пятое, явление 2

Источник: Действие пятое, явление 4

Катерине не даёт покоя не только совесть, но и члены её семьи, которые постоянно допекают её упреками и не дают спокойной жизни.

Источник: Действие пятое, явление 2

Источник: Действие пятое, явление 4

Не в силах жить в разладе с собственной совестью, постоянным ощущением собственной греховности, Катерина решает покончить жизнь самоубийством. Она падает с обрыва в Волгу и погибает.

Источник: Действие пятое, явление 6

Воспитание

Родители воспитывали Катерину в большой любви. Они давали ей полную свободу, прислушивались к её желаниям, не заставляли выполнять грязную работу.

Источник: Действие первое, явление 7

Характеристика Катерины другими героями

Кабанов

Тихон любит свою жену и считает, что у неё нет за душой каких-либо страшных грехов, с которыми невозможно смириться.

Источник: Действие четвертое, явление 4

Тихон видит, какой совестливой, безответной является его жена, и даже после известия о её измене он не способен обидеть Катерину, причинить ей сильную боль.

Источник: Действие пятое, явление 1

Борис

Борис отмечает, что Катерина, как и все местные замужние женщины, ограничена в своих действиях, несвободна.

Источник: Действие третье, сцена 1, явление 2

Борис восхищен Катериной, её лучезарной улыбкой.

Источник: Действие третье, сцена, 2, явление 2

Кабанова

Кабанова считает Катерину плохой женой, поскольку та не воет демонстративно и не причитает при расставании с мужем.

Кабанова считает Катерину хитрой и лицемерной женщиной и не верит в её искренность и прямоту.

Варвара

Варвара, как никто другой, знает, как тяжело Катерине живется в доме Кабанихе, и искренне жалеет её.

Варвара жалеет Катерину и за то, что та слишком рано вышла замуж и не успела нагуляться в девичестве.

Источник: Действие второе, явление 2

Наблюдательная Варвара отмечает, что Катерина не любит супруга Тихона: её сердце принадлежит другому мужчине.

Источник: Действие второе, явление 2

После совершённой измены Катерина меняется: муки совести не дают ей покоя, и она сильно страдает.

Источник: Действие четвертое, явление 3

Варвара считает Катерину чудной, не такой как все, и ожидает от неё самых неразумных поступков.

Источник: Действие второе, явление 2

Источник: Действие четвертое, явление 3

Кулигин

После смерти Катерины Кулигин рад, что душа молодой женщины находится не во власти её мучителей — жестокосердных родственников.

Источник: Действие пятое, явление 7

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику Катерины вместе!

Биография

Детские и юношеские годы Катерины были счастливыми и безмятежными. Она росла в любви, ласке, заботе, никогда не знала никаких запретов и ограничений. Мать души не чаяла в дочери, которую наряжала, словно куклу, и не допускала к грязной работе.

В родительском доме Катерина приобщилась к религии, в которой видела большое счастье и утешение. Девушка часто ходила с матерью в церковь, много молилась от чистого сердца. В их доме всегда находилось место и доброе слово для странниц и богомолок.

Счастливая жизнь Катерины, наполненная любовью, красотой и гармонией, резко изменяется после замужества. Её супругом становится купеческий сын Тихон Кабанов, которого она совсем не любит. Жизнь в доме Кабановых резко отличается от привычной жизни в стенах родительского дома. Здесь царят жестокость, лицемерие, недоверчивость, жадность, невежество. Нездоровая атмосфера давит на Катерину, душит её. Она честно пытается полюбить мужа, но, задавленный властной матерью, Тихон не способен на сильные чувства.

Острое чувство одиночества толкает Катерину в объятия Бориса, однако их кратковременная связь не сделала героиню счастливой. Её потревоженная совесть не даёт ей покоя, и она признаётся в измене Тихону и его матери. Последняя начинает изводить невестку, и та, не найдя ни в ком поддержки и устав от беспросветной жизни, решает покончить жизнь самоубийством, бросившись с обрыва в Волгу.

Образ Катерины

С детства Катерина не знала ни запретов, ни насилия, ни ограничения свободы. Её личность сформировалась в гармоничной, располагающей атмосфере, и все свои идеалы героиня намеревалась воплотить и в семейной жизни. Однако в доме мужа были совсем иные порядки, и некогда весёлая, жизнерадостная Катерина быстро увяла, утратила интерес к происходящему: она не понимала, в чём значение её личности, каков смысл её жизни. Даже религия, которая раньше приносила так много радости, уже не утешала героиню.

Катерина готова подчиниться разумным патриархальным правилам, однако у Кабановых было совершенно извращённое понятие о них. Ложь, лицемерие, бесконечные попрёки — всё, что видела Катерина в новой семье. Неудивительно, что в её душе зародилось отвращение, а природная потребность в любви вылилась в связь с Борисом.

Будучи глубоко верующим человеком, Катерина не смогла в полной мере ощутить радость от нового чувства, воспринимая его как страшный грех. Трагедия совести Катерины заключается в том, что после совершённой измены она призналась во всём мужу и свекрови без надежды на понимание и прощение и тем самым обрекла себя на бесконечные скандалы. Раздавленная нравственно, героиня видела решение всех своих проблем в добровольном уходе из жизни.

Образ Катерины в оценке Добролюбова

Речевая характеристика Катерины

Характеристика речи Катерины полностью отражает сущность героини, её внутренний мир. В основе её речи лежит народное просторечие, устная поэзия, церковно-житийная литература.

Речь Катерины указывает на её духовный мир, в котором немалое место занимает религия. Героиня часто упоминает в речи имя Господа, её пугает собственная греховность.

Детство Катерины

Катерина. Иллюстрация С. Герасимова

Образ Катерины резко отличается от всех остальных образов. В ней чрезмерно развито стремление к свободе. Причиной этому – её детство, где родители не ограничивали свою дочь жёсткими патриархальными рамками, позволяли делать ей самостоятельный выбор относительно её действий.

Просыпалась Катя рано, умывала своё лицо родниковой водой, ходила вместе с матерью в церковь на утреннюю службу, а затем принималась за какую-нибудь работу под рассказы богомолок, которые часто бывали в их доме.

И вот из этой доброй привольной обстановки она попала в атмосферу дома Кабановых, где всё основано на страхе, обмане и беспрекословном повиновении. Главой этого семейства была новоиспечённая свекровь Катерины, Марфа Игнатьевна Кабанова, которая держала всех домочадцев в ежовых рукавицах. Она была настоящим деспотом и тираном, для которого не имеют значения чувства и желания других людей.

Характер Катерины

Среди всех героев пьесы у Катерины самый сильный характер. Её упрямая и непокорная натура не могла мириться с тем, что противоречило её идеалам.

Самой важной чертой характера Катерины является искренность, её нежелание жить во лжи. Она не хочет, да и не умеет притворяться, врать, лицемерить, хитрить. Неоспоримым подтверждением этому является признание Катерины в совершённой измене. Окружающие могли бы никогда не узнать этого, если бы она сама им об этом не рассказала. На самом деле не гроза и не страх возмездия побудили Катерину открыть всем правду, она просто не могла больше терпеть душевные муки, испытываемые от осознания своей греховности. Такая жизнь для неё была хуже смерти. Катерина всегда стремилась к свободе, и все-таки обрела её, но какой ценой.

Речь Катерины

В образе Катерины особое внимание уделяется её речи. Многогранность её внутреннего мира отображается в её монологах, именно в них раскрываются её переживания, мотивы всех поступков. Её воспоминания и манера говорить указывают на возвышенность духовного мира.

Катерина и Кабаниха

Кабаниха и Феклуша. Иллюстрация С. Герасимова

Кабаниха – совершенно другой человек. В произведении она выступает антиподом Катерины. Она была вполне довольна порядками, установленными в их мире, ведь остальные беспрекословно подчинялись ей, до тех пор, пока в их доме не появилась Катерина, отказывающаяся терпеть её грубость и жестокость. Именно поэтому невестка так неприятна Марфе Игнатьевне. Между ними назревает неизбежный конфликт, который доходит до своего апогея после признания главной героини в совершенной измене. Катерина понимает, что обратной дороги для неё больше нет, поэтому принимает решение умереть. А Кабаниха ничуть не опечалена этим выбором, ведь теперь некому будет ей противостоять.

Судьба Катерины

Иллюстрация А. Парамонова

Катерина – молодая и красивая женщина, которая по воле злого рока стала женой Тихона, сына зажиточной купчихи Кабанихи. Марфа Игнатьева – полноправная хозяйка дома, властная и не терпящая возражений. У Катерины в этом доме нет никаких прав, она не вольна распоряжаться даже своей собственной судьбой. Единственной её отрадой являются воспоминания о безвозвратно ушедшем детстве, проведённом в родительском доме, где её любили. Там она жила окружённая заботой и лаской своей матери. Родители предоставляли Катерине полную свободу выбора, не ограничивая её желания.

Совершенно иной была жизнь в доме Кабановых. Каждый день был полон оскорблений и унижений. Катерина шага не могла ступить без согласия Кабанихи. От мужа она не видит ни поддержки, ни понимания, потому что он сам во всём подчиняется своей матери. Здесь никому не нужны искренние чувства, поэтому нерастраченная любовь толкнула Катерину на измену. В Борисе она нашла то, чего ей так сильно не хватало всё это время.

Черты характера

Катерина была искренней, доброй, не терпела лицемерия и обмана. Самой главной чертой её характера можно назвать честность перед самой собой. В доказательство этому можно привести в пример сцену отъезда Тихона, когда Кабаниха хотела, чтобы её невестка выла от тоски, но Катерина не могла притворяться. Она считала, что в первую очередь, нужно прислушиваться к порывам своей души, а не безвольно следовать обычаям.

Когда Катерина поняла, что любит Бориса, сразу же призналась ему в своих чувствах, не желая их таить. Она пыталась бороться с самой собой, но любовь оказалась сильнее. А впоследствии об этой любви узнали и все остальные, из уст самой Катерины, когда она была уже не в силах испытывать душевные муки от осознания собственной греховности. Публичное покаяние свидетельствует о глубине благородной натуры главной героини, о её решительности и нравственном величии.

Взаимоотношения с Борисом

Образ Катерины раскрывается в полной мере через любовную линию сюжета. Борис – это приехавший из Москвы по делам своего наследства племянник Дикого. Чувства между ним и Катериной вспыхивают внезапно. Катерина старается с ними бороться, потому что она набожная девушка и свято чтит клятву, данную во время своего венчания, но любовь оказывается сильнее.

Варвара, которой Катерина открыла своё сердце, устроила встречу влюбленным. И затем их роман продолжается всё время, пока Тихон находится в отъезде. Узнав о его приезде, Борис отказывается от дальнейших встреч, и просит сделать так, чтобы эта связь сохранилась в тайне. Вот только Катерина не такой человек. Она не может обманывать ни окружающих, ни саму себя. После того, как выясняется, что любовь Бориса неискренняя, Катерина принимает решение покаяться перед людьми. А затем, не найдя ожидаемого успокоения от этого раскаянья, бросается в реку с обрыва.

Жизнь до замужества

Катерина светлый человек с поэтичной возвышенной душой. Она мечтательница с замечательно развитым воображением. До замужества она жила свободно: молилась в церкви, занималась рукоделием, слушала рассказы богомолок, видела сказочные сновидения. Автор ярко представляет стремление героини к духовности и красоте.

Религиозность

Выйдя замуж, поселившись в доме Кабановых, она чувствует себя как птица в клетке. Будучи человеком, сильным по характеру, Катерина обладает чувством собственного достоинства. В доме Кабанихи, где все делается словно поневоле, ей тяжело. Как тяжело принять глупость и слабохарактерность собственного мужа. Вся их жизнь строится на обмане и подчинении.

Прикрываясь заповедями божьими, Кабанова унижает и оскорбляет домочадцев. Вероятнее всего столь частые нападки на невестку связаны с тем, что она чувствует в ней соперницу, способную противостоять ее воле.

Варе Катерина признается, что если жизнь ее станет совсем невыносимой, терпеть она не станет – бросится в Волгу. Еще в детстве, когда родители чем-то обидели ее, она уплыла на лодке по Волге одна. Я думаю, что река для нее – символ свободы, воли, простора.

Жажда свободы и любви

Жажда свободы в душе Катерины смешивается с жаждой истинной любви, не знающей границ и преград. Попытки сохранить отношения с мужем ни к чему не приводят – она не может уважать его из-за его слабого характера. Влюбившись в Бориса – племянника Дикого – она мнит его человеком добрым, интеллигентным и воспитанным, сильно отличающимся от окружающих. Он притягивает ее своей непохожестью, и героиня отдается своим чувствам.

Впоследствии ее начинает мучать осознание своей греховности. Ее внутренний конфликт обуславливается не только убежденностью в грехе перед Богом, но и перед собой. Представления Катерины о морали и нравственности не позволяют ей спокойно относиться к тайным любовным встречам с Борисом и обману мужа. Таким образом, страдания героини неизбежны. Из-за возрастающего чувства вины, девушка признается во всем своей семье как раз во время надвигающейся грозы. В громе и молнии ей видится настигающая Божья кара.

Разрешение внутреннего конфликта

Внутренний конфликт Катерины не может разрешиться ее признанием. От невозможности примирить свои чувства и мнение о себе окружающих она кончает жизнь самоубийством.

Несмотря на то, что лишение себя жизни – это грех, Катерина думает о христианском всепрощении и уверена, что ее грехи отмолит тот, кто ее любит.

Читайте также:

      

  • Сочинение по фильму бен икс
  •   

  • Урок сочинение по картине тихого аисты 9 класс
  •   

  • Сочинение на тему аас
  •   

  • Сочинение на тему любви в романе герой нашего времени сочинение
  •   

  • Моя мама уборщица сочинение

Драма «Гроза» —одно из прекрасных произведений Александра Николаевича Островского. В пьесе Островский показал извечную борьбу «темного царства» с людьми «горячего сердца», среди которых и глазная героиня драмы — Катерина Кабанова. Именно в конфликтах между людьми взгляды и убеждения которых расходятся, четко показана вся власть царства диких и кабановых над людьми, которые не могут смириться с жизнью в рабстве.

Катерина принадлежит к числу тех людей, которые не могут и не хотят жить в мире с дикими и кабановыми. Сначала Катерина пытается понять мораль Кабановой, старается приспособиться к ее жизни наперекор своим убеждениям. Но не по ее характеру подобный образ жизни. Жить так — значит прислушиваться к поучениям Кабановой, стараться везде и во всем ей угождать, быть смиренной и покорной.

«Такая уж я зародилась горячая», — говорит Катерина, и это значит вовсе не буйная, строптивая, несдержанная (иначе Кабанова тоже была бы «горячей»), а — решительная, своенравная, с непреклонным чувством собственного достоинства. «И хочу я себя переломить, да не могу». И это «не могу» явилось одной из причин, может быть, даже самой главной, в ее трагической судьбе. «Горячая» — всем существом своей неукротимой натуры жаждущая воли, простора, полета: «Знаешь, мне иногда кажется, что я птица» … В рассказах Екатерины мы часто встречаем слова «птичка на воле», «вольная птица» . И в народной поэзии птица — символ свободы. Катерина же стремится к свободе. Но, попав в страшные сети условностей и «порядка» Кабанихи, она невольна над собой, хоть и готова на все: «Коли мне здесь очень опостылет, так и не удержат меня никакой силой», — говорит она Варваре, и та вдруг умолкает, озадаченная этой решимостью.

С двумя героями связана Катерина: с одним — долгом, с другим — чувством. И ни один из них в страшную для Катерины минуту душевного смятения не поддержал ее, не помог уйти от трагической развязки, от страшного прыжка в пропасть (не Волгу, а в принародное покаяние в грехе, в котором виновна не только ведь она!).

Гибель Катерины — «страшный вызов самодурной силе», но и повод задуматься над вечной темой любви и ответственности за любимое существо. И все это можно найти в монологах героини, которые раскрывают ее душевный мир, ее отношение к людям и тем моральным принципам, по которым она вынуждена жить.

А. Н. Островский

 — великий русский драматург, автор множества пьес. Но только пьеса «Гроза» является вершиной его творчества. Критик Добролюбов, анализируя образ Катерины, главной героини этого произведения, назвал ее «лучом света в темном царстве».

В монологах Катерины воплощаются заветные мечты о гармоничной счастливой жизни, о правде, о христианском рае.

Хорошо и беспечно протекала жизнь героини в родительском доме. Здесь она чувствовала себя «на воле». Жила Катерина легко, беззаботно, радостно. Она очень любила свой сад, в котором так часто гуляла и любовалась цветами. Рассказывая потом Варваре о своей жизни в родительском доме, она говорит: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю… Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много». Настоящую радость жизни переживает Катерина в саду, среди деревьев, трав, цветов, утренней свежести просыпающейся природы: «Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу; так меня и найдут».

Катерина мечтает о земном рае, который представляется ей в молитвах восходящему солнцу, утреннем посещении ключей, в светлых образах ангелов и птиц. Позднее, в трудную минуту жизни, Катерина посетует: «Кабы я маленькая умерла, лучше бы было. Глядела бы я с неба на землю да радовалась всему. А то полетела бы невидимо, куда захотела. Вылетела бы в поле и летала бы с василька на василек по ветру, как бабочка».

Несмотря на свою мечтательность и восторженность, Катерина еще с детства отличалась правдивостью, смелостью и решительностью: «Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно, я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!».

Выступая всей жизнью своей против деспотизма и черствости, Катерина доверяется во всем внутреннему голосу совести и одновременно пытается преодолеть тоску по утраченной душевной гармонии. Когда Варвара вручает ей ключ от калитки, через которую можно выйти на тайное свидание, душа ее полна смятения, она мечется, как птица в клетке: «В неволе-то кому весело! Вышел случай, другая и рада: так очертя голову и кинется. А как же это можно, не подумавши, не рассудивши-то! Долго ли в беду попасть! А там и плачься всю жизнь, мучайся; неволя-то еще горче покажется». Но тоска по родственной душе и просыпающаяся любовь к Борису берут верх, и Катерина оставляет у себя заветный ключ и ждет тайного свидания.

Мечтательная натура Катерины ошибочно видит мужской идеал в образе Бориса. После ее публичного признания о связи с ним, Катерина осознает, что даже если свекровь и муж простят ее прегрешения, жить по-прежнему она уже не сможет. Ее надежды и мечтания разрушены: «Еще кабы с ним жить, может быть, радость бы какую-нибудь я и видела», и теперь ее мысли не о себе. Она просит у любимого прощения за причиненные ему тревоги: «За что я его в беду ввела? Погибать бы мне одной» А то себя погубила, его погубила, себе бесчестье — ему вечный покор!»

Решение покончить с собой приходит к Катерине как внутренний протест семейному деспотизму и ханжеству. Дом Кабанихи для нее стал ненавистным: «Мне что домой, что в могилу — все равно. В могиле лучше…». Ей хочется обрести свободу после пережитых ею нравственных бурь. Теперь, к концу трагедии, ее тревоги уходят и она решает оставить этот мир с сознанием своей правоты: «Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться».

Смерть Катерины наступает в момент, когда умереть для неё лучше, чем жить, когда только смерть оказывается выходом, единственным спасением того хорошего, что в ней есть.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Островский
  • Образ и характеристика Катерины в пьесе Гроза

Катерина — главная героиня драмы Островского. Чтобы узнать черты характера героини, надо заглянуть в ее душу, увидеть прошлое.

Детство Кати протекало счастливо и безоблачно. Образование Катя не получила: знания черпала из рассказов странниц и богомолок. Всему рассказанному верила и восхищалась, как много интересного происходит на свете. Работой ее не обременяли: поливала цветы, немного работала по хозяйству.

Очень любила ходить в церковь. Церковь ей казалась большим светлым храмом, где она видела летающих ангелов. По ночам девочке являлись волшебные сны, и тогда она просыпалась счастливой.

Катерина была доброй и наивной девушкой, религиозной и покорной, так как не видела злобы в мире, в котором жила.

Вся жизнь изменилась, когда Катерина вышла замуж.  Она попала в семью, где царила ненависть ко всем окружающим людям. Природа, посещение церкви, разговоры со странницами уже не радуют девушку, ангелы перестали прилетать.  Катерина вышла замуж за Тихона без любви, просто еще не успела никого полюбить. Катерина думает, если полюбить Тихона, то мир изменится. Но ее одергивает Кабаниха, злая свекровь. Ни одного доброго слова не заслужила Катерина от этой женщины. Тихон, забитый своей матерью, может быть и полюбил бы Катерину, но он не знает этого чувства. В доме Кабанихи нет положительных персонажей.

Черная, давящая атмосфера дома толкает Катерину на бунт.  Невыносимо больше обходиться без солнца, добра, любви. Любовь к Борису – вот что не дает ей окончательно погибнуть, зачахнуть.  Зная, что поступает неправильно, она все же идет на греховное свидание с Борисом. Этот грех висит в ее душе тяжелым камнем. Она верит в бога, совесть — вот ее бог. Религиозность Катерины не позволяет ей спокойно жить с грехом. Она рассказывает все мужу и свекрови о своей измене.

Тихон прощает жену, но она сама не может простить себя.  Признание не дает облегчения. Возможность вернуться домой, к мужу, для нее равносильно смерти. Катерина выбирает смерть как свою собственную свободу. Самоубийство тоже грех по учению церкви, но это не пугает молодую женщину. И церковный и людской суд она смогла преодолеть.

Даже Тихон, забитый матерью, обвиняет Кабаниху в смерти жены. Катерина показала всем, что можно бороться, пусть даже ценой собственной жизни.

Драма Островского, написанная в 1860 году, накануне отмены крепостного права, стала символом обновления российского общества. Гроза — природное явление, своей силой и мощью смывает всю грязь. «Гроза» — пьеса, олицетворение нового в купеческой жизни России.

Катерина – это образ русской женщины, способной любить, оставаться свободной.

Вариант 2

«Гроза» — драма А.Н.Овстровского, действие которой происходит на берегу Волги. По замыслу автора события разворачиваются в Калинове. В этой пьесе довольно мало героев. Но без понимания мира каждого из них, невозможно узнать всю суть произведения. Поэтому рассмотрим каждого героя в отдельности.

Главной героиней пьесы выступает Катерина. Она рано вышла замуж. Была воспитана по старым традициям, которые заключались в уважении и покорности своему мужу. К Тихону она испытывала только жалость. Сколько не пыталась Катерина полюбить его, но никак не могла. Но она никогда, ни в чём не упрекала Тихона, всегда хотела ему помочь и поддержать. Катерина является самым выразительным персонажем пьесы, но при этом и очень скромной.

Внешне её характер, его сила, никак не проявляется. Сначала читателю может показаться, что Катя молчалива и слаба. Но впоследствии мы видим, что это совсем не так. Катерина единственная, кто хоть как-то может противостоять Кабанихе и её нападкам. Она им противодействует, а ни просто игнорирует, как другие члены её семьи. Здесь конфликт между героями имеет внутренний характер. Потому что Кабаниха боится влияния Катерины на Тихона, после чего он перестаёт подчиняться своей матери.

Катя часто сравнивает себя с птицей и рвётся в полёт. Она не может больше жить и находиться в Калинове. Она, влюбившись в молодого человека, который только недавно приехал в Калинов,  представляет себе отличную возможность уезда из Калинова, и рисует образ настоящей любви. Но её представлениям не суждено сбыться. Жизнь Кати закончилась очень трагично. К сожалению, гибель её была неминуема. Хотя будучи очень религиозной девушкой с совестной душой, она всё же не может больше выносить таких терзаний со стороны Кабанихи и всей её семьи. Бездушным отношением к ней людей, окружавших её, и муками совести Катерина была доведена до отчаяния и мысли о самоубийстве.

В образе этой героини Островский отчётливо показал читателю новый тип цельной, религиозной, самоотверженной и самобытной русской девушки. Она бросила настоящий вызов царству Диких и Кабановых. Добролюбов со всей справедливостью называл Катерину «лучом в тёмном царстве».

Сочинение Образ и характеристика Катерины

Отношение критиков и читателей к главной героине пьесы А.Н. Островского «Гроза» сложилось весьма неоднозначное. Для одних этот образ олицетворяет решительность, сильную личность, «луч света в темном царстве». Для других, наоборот, Катерина предстает слабой женщиной, не умеющей себя защитить, и от собственного бессилия выбравшей самоубийство как выход из ситуации.

Можно с уверенностью утверждать, что обе точки зрения имеют право на существование, и каждая из них будет в определенной степени верна. Сказать же более конкретно, кто есть Катерина на самом деле – слабовольная женщина или героиня с решительным твердым характером, представляется непростой задачей.

На долю Катерина выпала несчастная судьба. Жизнь в семье мужа не приносила радости, несмотря на то, что героиня отдавала всю себя, чтобы наладить отношения с Тихоном, полюбить его, сделать их совместную жизнь хоть чуточку счастливее. Но как бы ни стремилась к этому Катерина, у нее ничего не получалось. Муж безоговорочно подчинялся своей матери – Марфе Игнатьевне Кабановой. Это была суровая женщина, которая держала окружающих ее людей в страхе.

Она яро отстаивает принципы патриархального уклада жизни, считая их единственно верными и правильными. Кроме того, для нее очень важным является мнение других людей о ее семье и о ней самой. Она боится выглядеть в глазах окружающих как-то неправильно (с ее точки зрения), а потому печется обо всем внешнем и напускном. Сохраняя патриархальные традиции, Марфа Игнатьевна заставляет своего сына бить супругу за ту или иную провинность, велит Катерине «выть», когда та провожает мужа в дорогу и т.д.

Катерина не может принять такое бессмысленное и притворное поведение, которое абсолютно противоречит ее искренней натуре, тем убеждениям, которых она придерживается в отношении семьи,  ее представлениям о счастливой жизни. Для нее важнее всего было внутреннее, настоящее, нежели внешнее, наносное.

Катерина, воспитывалась в купеческой семье, где росла в любви и тепле. Также особое место в ее жизни занимала религия. Их семья часто давала приют многим странникам, в сердцах которых жила искренняя вера в Бога.

Катерина сама рассказывает о своей жизни, и в этом рассказе читатель как нельзя лучше видит ту самую светлую, добрую и свободная душу девушки.

Мечтам Катерины о любящей и крепкой семье, детях, счастливой жизни не суждено было сбыться. Та жизнь, которая ожидала девушку в будущем, стала полной противоположностью этим мечтаниям. Катерина понимала, что не выдержит условий такой жизни, и ей ничего не оставалось, как решиться на отчаянный поступок. Возможно, это было проявлением душевной слабости, и все же имеем ли мы право судить несчастную женщину? Думается, что нет.

Остается говорить о том, что поступок Катерины является противоречивым и неоднозначным. И все же с уверенностью можно утверждать, что героиня есть образец светлого и доброго человека, достойного лучшей судьбы.

Эссе про Катерину

Катерина является главной героиней пьесы Александра Николаевича Островского «Гроза», женой Тихона и невесткой Кабанихи. С помощью молодой девушки автор поднимает проблему судьбы неординарной и выделяющейся личности среди патриархального города.

Катерина была девятнадцатилетней девушкой, которая вышла замуж в раннем возрасте. В самом начале девушка вспоминает о своем детстве, хороших воспоминаниях с тоской в глазах. Она была ребенком, ради которого родители были готовы на все. Они проводили вместе очень много времени, посещали церковь и изучали новые вещи. Уже в детстве Катерине заложили те убеждения, которых она придерживалась и в более старшем возрасте. Теперь, когда она была замужем за Тихоном и жила с его матерью, все стало иначе. Она перестала дышать полной грудью, чувствовать свободу и ощущение жизни. Хоть события и действия в повседневной жизни остались прежними, изменилось её отношение ко всему. Теперь все делалось не по доброй воле, а по принуждению. Несмотря на эти обстоятельства, её сердце было полно любви.

Так как девушка с детства регулярно посещала церковь, её религиозность не была чем-то странным. Поэтому, влюбившись в абсолютно ей чужого и постороннего человека, она чувствует себя грешной. Этим человеком был Борис. Встречи с ним придавали ей сил и приносили огромное счастье. Все попытки заглушить эти эмоции с помощью религии или любви к Тихону становятся бесполезными. Она была не в силах бороться со своими желаниями, которые были ей совсем несвойственны. Она не в силах избавиться от встреч с Борисом и поэтому изменяет мужу. Скорее всего, этого могло не произойти, если бы девушка чувствовала от Тихона поддержку и внимание. После этого её религиозность увеличивается, она открыто признается в содеянном. Не получив понимания и надежды на создание дальнейшего счастья, Катерина идет на еще более грешный поступок – самоубийство.

Таким образом, Катерина была «белой вороной» в своем окружении и постоянно пыталась бороться с ним и своими желаниями, которые не соответствовали её мировоззрению. Ее смерть многим показалась неким протестом, который зашел слишком далеко, лишив девушку жизни. Нужно избегать таких трагедий.

Для 10 класса

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Катерины в пьесе Гроза

Образ и характеристика Катерины в пьесе Гроза

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по рассказу В дурном обществе Короленко

    Произведение Владимира Короленко «В дурном обществе» повествует о не совсем обычной дружбе. Вася, мальчик из благополучной и состоятельной семьи водит дружбу с двумя бедными ребятами Валеком и Марусей.

  • Сочинение на тему Лики любви

    Любовь. Как же много смысла кроется в одном слове. Любовь не просто чувство, любовь – это нечто более глубокое и серьезное. Она приносит и радость, и боль, и счастье, и печаль. В любви сокрыто многое.

  • Интересные факты из жизни Шопена

    Фредерик Шопен родился в 1810 году недалеко от Варшавы в семье Николя Шопена и Юстины Кжижановской. Спустя семь месяцев после его рождения , семья переселилась в Варшаву. Отец получил место преподавателя французского и немецкого языка в лицее.

  • Анализ сказки Иванушка дурачок Горького

    Наверное, все читали данное произведение, которое рассказывает про молоденького парня, который не может справиться без проблем ни с одним делом. В пример можно привести случай, когда Иванушку нанял мужик в качестве няньки

  • Сочинение Как война меняет жизнь людей

    Война, безусловно, меняет жизнь людей. Она входит в жизнь каждой семьи внезапно, у человека нет времени на раздумье, нужно защищать родину. Рассмотрим данное утверждение на примерах.

изображение Образ и характеристика Катерины в пьесе Гроза

  • Монологи из сказок короткие
  • Монологи из рассказа горе от ума
  • Монологи из детских сказок
  • Монологи екатерины и их роль в раскрытии характера героини сочинение
  • Монолог чацкого из рассказа горе от ума