«Голос монстра» — это фильм, вне всяких сомнений, очень концептуальный и очень качественно снятый, хотя замысел книги он передал и раскрыл не на 100%. Тем не менее, при желании в нем вполне можно проследить основной ход повествования и его скрытых составляющих.
Что, если придать визуальную форму голосу, который всегда с нами?
Книгу «Голос монстра» написал Патрик Несс по идее Шиван Дауд, которая придумала концепцию этой истории после того, как узнала о своей неизлечимой болезни. А иллюстрациями, во многом обусловившими стилистику фильма, занимался Джим Кей. Шиван Дауд не дожила до момента завершения работы над книгой: как будто печаль и боль должны были окружать этот детский роман и снаружи, и вовне.
Это произведение относят к жанру «низкое фэнтези», то есть такое фэнтези, где нет безупречных героев или каких-либо эпических событий. Просто обычная жизнь, обычные люди и неидеальность во всех ее проявлениях.
Мысли, которых быть не должно
Этот фильм очень иллюстративен с точки зрения психоаналитической концепции, которая прошла большой путь от достаточно категоричной теории Зигмунда Фрейда, обтесалась, оформилась и воплотилась в широко используемое во всем мире представление. Немного проясним основные моменты, имеющие непосредственное отношение к сюжету фильма «Голос монстра» (на случай, если вы о них не знаете).
Одно из основных положений психоанализа – существование Ид, Эго и Супер-Эго. Ид – это наше бессознательное, все наши темные инстинкты, стремления и даже мысли, возникающие сами по себе, абсолютно непосредственные и естественные. Эго – это единственный компонент личности, который взаимодействует с реальностью: по сути, это то, что мы пускаем в наше сознание, что составляет нас как таковых. И, наконец, Супер-Эго – это многочисленные усвоенные нормы морали, нравственности, социально одобряемые шаблоны. Это такой своеобразный нравственный жандарм, который определяет, что хорошо, а что плохо.
В кошмарах Коннору раз за разом не удается спасти маму, падающую в пропасть
Теперь вернемся к фильму. Коннору постоянно снится, что он пытается удержать маму, висящую над пропастью, но в последний момент отпускает ее. Ему кажется, что он мог бы продержать ее дольше, что он должен был это сделать, но не сделал. Коннор ежечасно, ежеминутно страдает от осознания того, что его мать умрет, и закономерно думает об избавлении от этого страдания: о том, чтобы это, наконец, произошло. Но его Супер-Эго говорит ему, что это плохо. Что он не должен так думать, что если он позволит себе размышлять о таком – смерть матери будет на его совести. В результате мальчик вытесняет эти мысли, пытается засунуть их как можно глубже, сделать вид, что их не существует.
Но представители психоаналитического подхода давно убедились, что вытесняемое не исчезает, а разрастается, вскипает, разрывая человека изнутри, становясь причиной неврозов и других болезней. У Коннора эта потребность в освобождении, в проживании того, что он пытается отрицать, выражается в появлении воображаемого монстра.
Ребенок, оставшийся совсем один
Возможно, ситуация не стала бы настолько болезненной для мальчика, если бы ему кто-то помог. Но так получилось, что вокруг него есть люди, и люди, вроде бы, довольно неплохие, но, по сути, он абсолютно один. Мама обещает ему, что поправится, вместо того, чтобы подготовить его к своей смерти. Отец живет с новой семьей и приезжает лишь иногда. И хотя отношения между ним и Коннором вроде бы довольно теплые, этого недостаточно, ведь он просто уезжает снова и оставляет мальчика в одиночестве. Учителя в школе тоже сочувствуют ребенку, но не пытаются понять его, дать то, что ему нужно, оставаясь посторонними за стеной из благопристойных фраз и поступков.
«Я буду рядом», — говорит монстр Коннору, когда тому предстоит сказать «самую простую правду на свете»
Тем временем мысли о смерти матери и о том, что это станет для него началом свободы, съедают Коннора изнутри. И нет никого, кто сказал бы ему, что это нормально. Кто не просто признал бы, что его мама скоро умрет, наткнувшись на защитный барьер в виде яростного отрицания. Кто посмотрел бы глубже и понял, из-за чего ребенок сгорает. Никого, кроме придуманного монстра.
Жажда наказания
За время фильма Коннор неоднократно хочет, чтобы его наказали: например, отец, учитель. Даже его отношения с Гарри в некоторой степени направлены на то, чтобы получить наказание. Он не единожды спрашивает: «Вы меня не накажете?» — с разочарованием в голосе. Это, опять же, проявление того, что он прячет, давит в себе: мыслей о смерти матери, которые он считает неприемлемыми, и за которые испытывает перманентное чувство вины. Виноватый человек должен быть наказан, чтобы его вина стала прощенной, и Коннор пытается избавиться от внутреннего напряжения хотя бы таким образом.
Конфронтация с Гарри даже по-своему нужна Коннору в сложившейся ситуации
Истории, которые рассказывает мальчику монстр – своеобразные обходные пути, способы если не снять защитные механизмы, то хотя бы ослабить их. Как ни странно, даже взрослые люди часто страдают из-за поставленных ими самими же внутренних барьеров, и не осознают этого. Так и Коннор не осознает логической ошибки в своих суждениях, хотя нам со стороны прекрасно понятно: нет ничего подсудного в его мыслях, и он ни в чем не будет виноват из-за того, что эти мысли у него есть.
Истории монстра — не сказки, потому что в сказках люди такими не бывают
Истории о людях, которые вроде бы делают что-то плохое, но почему-то не становятся от этого плохими на 100%, призваны подойти к вопросу издалека и, в конечном счете, излечить кровоточащую душу Коннора. В силу возраста ему особенно сложно избавиться от своей категоричности и максимализма, и эти истории становятся чем-то вроде животворного бальзама: открывают ему, что не обязательно быть только белым или только черным. Можно быть неидеальным, можно позволить себе быть самим собой, и не превратиться при этом в чудовище.
Прорывающаяся ярость
Еще одна важная часть сюжета – это те части истории, когда Коннор крушит все вокруг, или нападает на Гарри. Без них этот сюжет был бы неполным, куцым, недостаточно правдоподобным. Стремление к любви и жизни в нас не менее сильно, чем стремление к разрушению и смерти, а когда последнее подпитывается «сбоями в системе», связанными с попытками спрятать что-то важное и волнующее, то нас неизбежно прорывает. Это абсолютно естественное выражение скопившихся эмоций, которые не имели выхода, освобождение от скованности и напряжения из-за защитных механизмов, поддерживаемых чуть ли на 24 часа в сутки.
Достигнув точки кипения, Коннор по-настоящему взрывается яростью
Более того: периодически испытывать ярость по какому-то поводу свойственно ребенку в принципе. У взрослых людей этот импульс тоже есть, но он уже, как правило, несколько более целенаправлен и называется скорее злостью. И это то, что мы должны пережить и прочувствовать, с чем мы должны научиться справляться. Среди родных и близких Коннора, опять же, нет никого, кто мог бы с этим помочь: мальчику приходится денно и нощно носить бледную маску хорошего ребенка. Поэтому справляться с природной агрессией, пусть пока деструктивно и несдержанно, его тоже учит монстр.
Если вы хотите вынести из «Голоса монстра» какую-то мораль, то она, пожалуй, должна заключаться в следующем: будьте внимательны к себе и своим близким. Не стесняйтесь вовремя попросить о помощи, и не ленитесь вовремя ее предложить. Чуткость, понимание и поддержка – это то, без чего мы порой просто не можем выжить.
Несколько лет назад на суд зрителей был представлен фильм испанского режиссера Антонио Байона «Голос монстра», снятый по книге Патрика Несса. Несмотря на то, что произведение относится к жанру фэнтези, в фильме Голос монстра смысл сюжета довольно глубок. Простая жизненная история обычных людей вызывает шок и слезные переживания. Обзор фильма поможет более обстоятельно разобраться в феномене кинодрамы.
Краткое содержание
Фильм начинается со страшного сна подростка. Мальчику снится кладбище и падающая в бездонную пропасть мать, которую он пытается удержать за руку. Это сновидение вызывает у подростка массу эмоций: страх, ужас, панику.
Дальнейшее развитие истории раскрывает причину страшных ночных сновидений ребенка и дает объяснение скрытому смыслу фильма «Голос монстра».
Большие проблемы маленького человека
В центре сюжета обычный английский 12-летний мальчик Коннор О’Малли. Родители подростка развелись. Отец уехал в Америку, там у него новая семья, встречи с сыном довольно редкие. Мать (Лиззи) тяжело болеет, поэтому Коннор вынужден самостоятельно заниматься домашними делами – готовить еду, стирать, поддерживать в доме порядок.
Из-за болезни матери мальчик замкнулся в себе. Жалость учителей, узнавших о тяжелой ситуации, лишь усугубила положение, отдалив подростка от одноклассников. Мальчик страдает в полном одиночестве. Друзей, способных поддержать Коннора, у него нет. Одноклассники постоянно измываются над ним.
По мере ухудшения состояния матери Коннора начинают терзать разные мысли. С одной стороны, он хочет, чтобы поскорее все закончилось. С другой стороны – надеется, что мама поправится.
Интересно! Идея книги, по которой снят фильм, принадлежит писательнице Шиван Дауд, скончавшейся от рака. Известие о смертельной болезни подтолкнуло Шиван к написанию романа, завершить который пришлось Патрику Нессу.
К О’Малли приезжает мама Лиззи с целью забрать внука к себе. Но Коннор не хочет разлучаться с мамой и переезжать к бабушке. К тому же бабушка совсем не нравится мальчику, она кажется ему сухой и черствой. Такая тяжелая ситуация приводит к тому, что подростка начинают мучить кошмары.
Монстр
Рядом с домом растет громадное тисовое дерево. Когда мальчику становится совсем плохо, дерево оживает, приняв вид страшного чудища. Но монстр не пугает Коннора, он начинает с ним общаться, приходя к нему каждую ночь.
Чтобы поддержать ребенка, Монстр предлагает ему сделку: три свои истории в обмен на четвертую, рассказанную Коннором.
Мальчик соглашается, чудище рассказывает притчи:
- о принце, совершившем убийство ради спасения королевства;
- про жадного лекаря, исцелявшего людей;
- о пасторе, с одной стороны проповедующим нравоучение, с другой – лишившем лекаря средств для приготовления снадобий.
Завершив последнюю историю, Монстр требует у мальчика рассказать свою. Подросток, превозмогая свои страхи, признается чудищу в тайных мыслях и желаниях, мучивших его со дня болезни мамы.
После ночных разговоров с Монстром в подростке происходит высвобождение эмоций, вылившееся в агрессию: мальчишка устраивает погром в бабушкиной гостиной и даже избивает хулигана.
К концу фильма мама мальчика умирает, и Коннор переезжает жить к бабушке. В бывшей комнате Лиззи ребенок находит альбом с рисунками матери. Среди них – изображения дерева-монстра и героев его историй.
Объяснение сюжета
Чтобы понять смысл фильма «Голос монстра», нужно сначала разобраться в том, что пытались донести до зрителя авторы картины.
В фильме затронуты такие важные проблемы, как:
- отношения родителей и детей;
- детское одиночество;
- тема добра и зла.
Три истории, рассказанные Монстром, показывают, что не существует четкого деления на хорошее и плохое. Не всегда то, что кажется добром – таковым и является, как и зло, в котором может скрываться благодеяние.
В фильме Голос монстра смысл картины раскрывается в сцене, когда Коннор рассказывает свою историю. Монстр вынуждает мальчика озвучить свои мысли, признаться самому себе в неприятных чувствах. Отрицание и не принятие чувств приводит лишь к разрушению. Тогда как признание исцеляет душу.
Смысл концовки
На протяжении всего фильма зритель находится в постоянном напряжении, ожидая развязки. Вымысел настолько сливается с реальностью, что до самого конца остается непонятным, где проходит та грань, разделяющая эти два мира.
В финальной сцене Коннор рассматривает рисунки матери и с удивлением обнаруживает среди них Монстра, на плечах у которого сидит маленькая Лиззи. Видимо в подсознании подростка всплыли истории, рассказанные матерью в детстве. Но как-бы то не было, образ монстра стал защитным механизмом, проявившемся при стрессе и защитившим психику ребенка.
Интересно! У актера Льюиса Мак Дугалла, сыгравшего роль Коннора, незадолго до съемок умерла мать. Юному актеру пришлось вторично пережить потерю родного человека, достоверно передав душевные страдания героя.
В кинокартине Голос монстра смысл финала потрясает своим глубоким философским значением.
Главный смысл, который вложили в концовку авторы фильма «Голос монстра» – это преодоление монстра, сидящего в себе. Благодаря этому герой, пройдя через страдания, смог очиститься и принять неизбежное – смерть матери.
Как и все фильмы со смыслом, «Голос монстра» содержит моральный подтекст. Картина призывает быть внимательным к себе и своим близким. Без понимания и поддержки порой просто невозможно выжить. Поэтому не нужно стесняться просить помощи и обязательно предлагать ее тем, кто в ней нуждается.
«Голос монстра»: дерево учит мальчика, как жить дальше
Самая любопытная прокатная новинка прошлой недели — непростая и грустная сказка «Голос монстра». Рассказываем, почему ее не стоит пропускать.
У тринадцатилетнего Коннора (Льюис МакДугалл) мама (Фелисити Джонс) больна раком, на горизонте маячит перспектива переехать к суровой бабушке (Сигурни Уивер), с которой отношения совсем холодные, в школе к Коннору пристают хулиганы, а еще ему снятся ночные кошмары, в которых мама буквально проваливается под землю — а он не может ее спасти. Однажды ночью в окно его комнаты заглядывает огромный говорящий тис (за него говорит и двигается Лиам Нисон), который сообщает мальчику, что он пришел рассказать ему три истории — и после этого Коннору придется честно рассказать свою собственную.
Историю про древнего монстра, который приходит к мальчику в беде, придумала писательница Шивон Дауд — но книгу она написать не успела, потому что скончалась от рака в возрасте 47 лет. В итоге редактор передал идею Патрику Нессу: тот написал книгу, она стала хитом детской литературы — и Несс сам превратил ее в сценарий.
Иначе говоря, история у «Голоса монстра» очень личная (а у фильма и подавно — у исполнителя главной роли Льюиса МакДугалла мать умерла, когда ему было 11), и режиссер Хуан Антонио Байона подошел к ней предельно аккуратно и трепетно. Книгу, кажется, пересняли буквально слово в слово. Байона показывает мир с точки зрения не просто маленького ребенка, а человека, чей взгляд на реальность ограничен подавленным гневом и отчаянием, — и фильм ни на секунду не забывает, как воспринимает все человек, чей мир перевернулся. Так что это одновременно трогательный, пронзительный, но и честный фильм: здесь никто не сглаживает углы — да, это кино про мальчика с умирающей мамой, и да, тут есть над чем поплакать.
Больше всего «Голос монстра» напоминает «Лабиринт Фавна» — там тоже к ребенку потустороннее существо приходило в трудную минуту, и оба фильма сделаны в манере магического реализма: сказка на экране совмещается с реальностью. Параллель еще подкрепляется тем, что дель Торо и Байона — большие друзья, и первый помогал второму с его дебютным фильмом «Приют».
Самые красивые моменты в «Голосе» связаны как раз с волшебным и сверхъестественным: монстр Нисона действительно роскошный, он скрипит и кряхтит так, что ни на секунду не сомневаешься, что перед тобой — ходячее дерево. Но лучшее — это истории, которые монстр рассказывает: две из них проиллюстрированы акварельной анимацией, и в эти моменты Байона дает себе волю — анимационные вставки напоминают иллюстрации к страшным детским книжкам, какой сам «Голос монстра» и является. Истории монстра, разумеется, не простые, хотя и похожи на традиционные сказки: монстр пытается донести до Коннора мысль, что люди и жизнь порой сложнее, чем можно подумать на первый взгляд.
Большую часть фильма отношения Коннора и монстра откровенно враждебные: мальчик не понимает, зачем монстр пристает к нему по ночам, ведь он хочет только одного, чтобы его мама поправилась. Монстр постоянно напоминает, что ему нужно будет услышать историю от самого Коннора, — и понятно, что дерево тут выступает в роли психотерапевта. Это бессознательное Коннора, которое помогает ему справиться с горем и признаться себе в вещах, в которых он не хочет признаваться. Это не значит, что монстр не настоящий (как это часто бывает со сказками, однозначно заявить, что ничего не было, нельзя), но даже когда он эффектно появляется в первый раз и ломает Коннору окно в комнате, тот реагирует спокойно, как будто понимает, что с ним пришло поговорить его собственное сознание.
При всей тяжести затрагиваемых тем «Голос монстра» остается детским фильмом — странным, самобытным, мрачным детским фильмом. Его прямолинейность можно принять за плоскость, но у Байоны есть благородная задача: рассказать детям о том, как пережить горе. От этого фильм как бы застревает между двух миров: кому-то наверняка покажется, что он слишком прост для взрослых, кому-то — что слишком жесток для детей. Второе при этом дальше от правды — за детей бояться не стоит, «Голос монстра» их точно не травмирует. На самом деле он доносит несколько важных мыслей, которые полезно усвоить в любом возрасте: любовь иногда приносит страдание, бояться — нормально, и в себе всегда можно найти силы продолжать жить.
Страхи «Мир небезопасен, я боюсь его»
Жил был на свете мальчик, который очень боялся темноты. Как только наступало время ложиться спать и в доме выключали свет, мальчику становилось очень страшно. Он лежал в своей кроватке и прислушивался к каждому шороху. Ему казалось, что сейчас откроется дверца шкафа, оттуда выбежит какое-нибудь страшное чудовище и набросится на него. И от этого ему становилось еще страшнее. Ему казалось, что с наступлением темноты, его комната наполняется страшными и злыми чудовищами, которые пришли его попугать. От страха он начинал плакать и звать маму. Когда мама приходила, он просил ее включить лампу, которая стояла рядом с его кроватью, и просил ее посидеть с ним, так как ему было очень страшно. Он начинал рассказывать маме о чудовищах, которые живут в его комнате, но она его успокаивала и говорила, что никаких чудовищ в комнате нет и ему нечего бояться. Но мамины слова не могли успокоить мальчика, и как только наступал вечер, ему опять становилось страшно.
Однажды мальчику приснился сон. Ему снилось, что он оказался в волшебной стране. Это была очень большая и красивая волшебная страна. Там ему встретилась добрая фея.
– Здравствуй мальчик, – сказала добрая фея.
– Здравствуй, – ответил мальчик.
– Знаешь ли ты, как называется моя волшебная страна? – спросила фея.
– Нет, – ответил мальчик.
– Моя страна называется «Не боюсь», и ты попал в эту волшебную страну не случайно. Я узнала, что ты очень боишься темноты и страшных чудовищ, которые живут в твоей комнате, и решила тебе помочь.
Мальчик удивленно посмотрел на фею и спросил:
– Но как ты можешь мне помочь?
Фея улыбнулась и ответила:
– В моей волшебной стране все страшные чудовища волшебным образом превращаются в смешных и добрых, а потом и вовсе исчезают.
– Но как у тебя это получается? – изумленно спросил мальчик.
– Я обязательно тебе все расскажу, но если ты хочешь избавиться от своих страхов, то ты должен будешь выполнить все мои задания, – сказала фея.
– Хорошо, – ответил мальчик.
– Для начала ты должен попугать меня, чтобы я действительно поняла, как тебе бывает страшно, – сказала фея.
Мальчик очень удивился такой просьбе, но решил ее выполнить.
Он состроил страшную гримасу на лице и закричал страшным голосом: – У-У-У!
Он так сильно постарался, что фея действительно испугалась.
– Молодец, мне было очень страшно, – сказала фея. – Но это только первая часть нашего превращения. А теперь возьми мои карандаши и попробуй нарисовать мне своих страшных чудовищ. Только рисуй их так, чтобы они действительно были очень страшными, – сказала фея.
Мальчик еще больше удивился и сказал:
– Мне кажется, ты еще больше хочешь запугать меня.
– Нет, – ответила фея. – Я наоборот очень хочу тебе помочь, но если ты не выполнишь все мои задания, то у нас ничего не получится.
– Ну хорошо, – согласился мальчик.
Он взял у феи волшебные карандаши и начал рисовать. Он очень долго и старательно рисовал свих чудовищ, а когда закончил, то фея осталась очень довольна его рисунком.
– Замечательно, – сказала фея. – Ты выполнил мои задания, и теперь мы можем начинать превращать этих чудовищ в добрых и смешных. Теперь мы с тобой возьмем карандаши, но это волшебные карандаши, и именно они помогут нам осуществить наше превращение.
Фея взяла свою волшебную шкатулку и достала оттуда много ярких и красивых карандашей.
– Теперь мы будем делать наше чудовище добрым, – сказала она и нарисовала красным карандашом улыбку на лице чудовища.
– Здорово – воскликнул мальчик и подрисовал смешные ушки с кисточками на голове у чудовища. А потом они вместе раскрасили чудовище яркими карандашами, подрисовав к его лапам красивый цветочек. А вместо темноты у них получилось звездное небо с множеством ярких звездочек, а одну звезду они сделали самой красивой и самой крупной.
Когда рисунок был закончен, фея спросила у мальчика:
– Ну как, теперь тебе не страшно?
– Нет, – ответил мальчик. – Теперь это вовсе не чудовище, а очень даже доброе и красивое волшебное животное. И я больше его не боюсь.
– Ну что же, я очень рада, что смогла тебе помочь и ты наконец-то избавился от своих страхов, – сказала фея.
– А теперь посмотри внимательно на стены моего волшебного царства, – попросила фея. Мальчик поднял немного голову и увидел на стенах множество ярких и смешных рисунков.
– Что это? – удивился мальчик.
– Это рисунки таких же детей, как и ты, которые тоже когда-то боялись темноты, – ответила фея.
– Неужели их так много? – удивился мальчик.
– Конечно, очень многие ребята раньше, как и ты, боялись темноты, но мне удалось им тоже помочь, – ответила фея.
– Здорово, – воскликнул мальчик. – Ты очень добрая, и большое тебе спасибо.
– Пожалуйста, – ответила фея. – Я надеюсь, что тебе никогда больше не будет страшно. Ну а если ты все же испугаешься, то вспомни свой рисунок и все то, что мы с тобой делали, и весь твой страх сразу же пройдет.
– Я уверен, что больше никогда ничего не буду бояться, – ответил мальчик.
– Да, чуть не забыла, оставь мне, пожалуйста, свой рисунок, который будет мне напоминать о тебе. Ну а обо мне ты вспомнишь, как только подойдешь к окну и вглядишься в звездное небо. Там ты увидишь вот такую же красивую и большую звезду, как на твоем рисунке. Эта звездочка специально будет светить в твое окошко, и в твоей комнате уже не будет так темно, – сказала фея.
Мальчик открыл глаза и сел в своей кроватке.
– Какой чудесный сон мне приснился, – подумал он.
Его комната была залита ярким светом. Он подбежал к окну и увидел множество звезд на ночном небе. И тут он заметил одну особенно яркую звездочку, которая светила прямо в его окошко. Он укутался в теплое одеяло и уснул уже совершенно без всякого страха. А звездочка продолжала светить, заливая комнату мальчика ярким светом.
У мальчика Коннора О’Мэлли тяжёлая жизнь. Его мама тяжело больна и может скоро умереть. Строгая бабушка всё ему запрещает. Отец живёт с новой семьёй за океаном. Хулиганы в школе избивают каждый день.
А каждую ночь, ровно в 12:07, к Коннору вламывается исполинское, мудрое и требовательное чудовище. Оно задаёт ему сложные философские вопросы и рассказывает притчи, смысл которых он должен понять сам. И это понимание сделает его другим человеком.
A Monster Calls
Жанр: магический реализм, драма
Режиссёр: Хуан Антонио Байона
В ролях: Льюис Макдугал, Лиам Нисон, Сигурни Уивер, Фелисити Джонс
Премьера в России: 23 февраля 2017
Возрастной рейтинг: 12+
Похоже на: «Мост в Терабитию» (2006), «Запределье» (2006), «Там, где водятся чудовища» (2009), «Фонтан» (2006)
Испанского режиссёра Хуана Антонио Байону принято считать учеником Гильермо Дель Торо. Байона когда-то снял под его продюсерским руководством мистическую драму «Приют», да и вообще отзывается о мексиканце с восторгом. Из-за этого «Голос монстра» в прессе заранее называли вторым «Лабиринтом Фавна» — этим и МирФ разок согрешил.
Кое-какие параллели между фильмами действительно есть — больная мама, ребёнок, чудовище… Но в целом две картины радикально отличаются по духу и по атмосфере. Поэтому — да простят меня читатели — именно этому сравнению я хочу посвятить большую часть обзора. Потому что неправильные ожидания могут испортить впечатление от этой действительно хорошей картины.
Монстр не страшный, но, что ни говори, шикарный
Перед походом на «Голос монстра» важно понимать, что это не «тёмная сказка» про закоулки незримого мира. Это трогательная и очень грустная драма о тяжёлом детстве и первом столкновении ребёнка с неизбежностью смерти. Сказочная сторона этой истории лишь оттеняет и помогает лучше понять бытовую.
Байона снял, в сущности, почти реалистическое кино, даже частично основанное на подлинных событиях. Хотя первоисточник, повесть «Голос монстра», написал Патрик Несс, идея сюжета принадлежала Шивон Доуд — умершей от рака писательнице, которая стала прототипом мамы Коннора. Книга, как и фильм, — это житейская притча, которую правильнее сравнивать с «Мостом в Терабитию», «Запредельем» или «Фонтаном».
После «Изгоя-один» непривычно видеть Фелисити Джонс не суровой разведчицей, а хрупкой нежной матерью
«Лабиринт Фавна» был в первую очередь тёмным фэнтези, местами даже переходящим в фильм ужасов. Его жуткие чудеса абсолютно реальны — как минимум для самой героини (а Дель Торо в интервью не устаёт повторять, что они реальны в принципе — это не галлюцинации). Корень мандрагоры лечит, чары открывают двери, грязь болотной жабы остаётся на платье. Мы верим, что если чудовищный «рукоглаз» сцапает Офелию, она умрёт, а не проснётся в собственной постели.
В «Голосе монстра» с самого начала очевидно, что монстр не настоящий. Какие бы стены он ни крушил при своём появлении, наутро они целёхоньки. Не нужно звать психоаналитика, чтобы понять: монстр — часть подсознания мальчика. Поэтому он не может чудесным образом влиять на реальный мир. Монстр приходит не творить магию, а помочь герою разобраться в самом себе, пусть даже с помощью психологической встряски.
В этом есть минус — нет риска, нет адреналина. Коннор совершенно точно может не опасаться, что воображаемый «Грут» съест его или раздавит. В этом есть и плюс — нет ложной надежды, что у героев всё сложится хорошо по законам жанра, что монстр придёт и молча поправит всё. «Голос монстра» — это фэнтези, в котором чудес не бывает. Как не было их в «Мосте в Терабитию», когда жестокая реальность ворвалась в детские игры и заставила главного героя мгновенно повзрослеть.
Коннор весь фильм ходит бледный, измученный, с мешками под глазами. То ли Льюис Макдугал — великолепный актёр, то ли за него стоит волноваться по-настоящему
«Лабиринт Фавна» был не об отношениях детей и родителей. То, что героиня — маленькая девочка, просто делало её беззащитной перед ужасами волшебного и реального миров. А «Голос монстра» — это целое психологическое исследование о том, что происходит в голове несчастного ребёнка, который никак не может наладить контакт с родными.
Фильм предлагает вам взглянуть на мир глазами мальчика, у которого вся жизнь катится под гору. Коннор обвиняет в своей боли отца, мать, бабушку, даже монстра, он почти ненавидит себя и весь мир. Его охватывают приступы гнева и желания всё ломать, сменяющиеся глубоким и искренним раскаянием в содеянном. В сцене, где монстр подначивает мальчика крушить дом, вспоминаются «Там, где водятся чудовища» — тамошний герой выпускал пар похожим образом. Но, пройдя через всё это, Коннор становится мудрее и начинает лучше понимать себя и окружающих.
Притчи, рассказанные монстром, сняты в виде анимационных вставок
«Лабиринт Фавна» — страшный, загадочный и мистический фильм. «Голос монстра» — душераздирающий и сентиментальный. Это фильм одной эмоции. Байона старается выжать из зрителя каждую слезинку, каждую каплю сопереживания. Такое кино смотрят не затем, чтобы пощекотать себе нервы или проникнуться зловещей атмосферой.
Хотя в нём неплохие для такого бюджета спецэффекты, хотя монстр, похожий на ожившее дерево с пылающими глазами, выглядит жутко и впечатляюще, мурашки по спине поползут не от страха и предвкушения. Они поползут, когда вы вдруг начнёте понимать, какое отношение притчи монстра имеют к происходящему. И снова, когда мальчик созреет для мести обидчикам. И ещё раз во время финального разговора Коннора с бабушкой, которую играет то строгая, то душевная Сигурни Уивер.
Сигурни Уивер даже в роли бабушки остаётся суровой
Главный аттракцион «Голоса монстра» — это сопереживание чужой боли, возможность очиститься через страдания героя и вместе с ним прийти к катарсису. Финал такой истории приносит не радость, но светлую печаль и облегчение.
Итог: психологически тяжёлая, очень сентиментальная, но мудрая и глубокая жизненная драма с капелькой магии. Такое кино надо смотреть не для развлечения, а чтобы стать чуть-чуть лучше. И если всё-таки сравнивать его с «Лабиринтом Фавна», то фильм Дель Торо выиграет именно поэтому: в придачу к мудрой морали и грустной истории он ещё и неплохо развлекал.
Фильм снят по этой замечательной книге
Патрик Несс «Голос монстра»
Андрей Зильберштейн | 18.11.2012
Редчайший образец детской литературы, когда самые сложные и страшные вопросы подаются так, чтобы было понятно даже ребёнку.
Фильм вошёл в топ-10 лучших фильмов 2017 года
Фантастика 2017: лучшие фильмы
Александр Гагинский | 03.01.2018
Это был год возрождений и героических смертей, мрачных драм и лёгких комедий, жутких клоунов и настоящих мужиков.
УДАЧНО
Глубокий психологизм
Шикарная актёрская игра
Неплохие спецэффекты
НЕУДАЧНО
Очень сентиментально и депрессивно
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Редактор
В 2013-2018 годы киноредактор «Мира фантастики», редактор сайта, хранитель традиций форума. Любит слова «логика», «мотивация» и «своя правда». Не гик. Писал сценарии к комиксам МирФ.
Показать комментарии