Хозяйка Медной горы — это повелительница подземного царства драгоценных камней в знаменитых уральских сказах Павла Бажова. У нее много обличий, от шустрой ящерицы до озорной девчонки. Но чаще всего она появляется в виде величественной и гордой молодой женщины, одетой поистине по-царски — в усыпанное драгоценностями платье, которое сверкает и переливается, принимая самые разные цвета. В ее честь назван первый из сказов Павла Бажова, открывающий его знаменитый цикл преданий о горнозаводском Урале в старинные времена — «Малахитовая шкатулка».
Главный герой этой истории — молодой каменотес по имени Степан, с детства слышавший рассказы старых горняков как о самой Хозяйке, так и о других волшебных обитателях Урала. Как часто бывает при встречах с Хозяйкой, он принял ее за обычную фабричную девчонку, пока она не приняла свой истинный облик и не велела Степану передать жадному приказчику уходить с рудника. Он послушался Хозяйки, был жестоко избит и закован в цепи, но Хозяйка вывела его из заточения и привела в свое сказочное царство.
И раньше Хозяйка помогала людям, но на этот раз холодная красавица с каменным сердцем не только пожалела, но и полюбила человека и предложила Степану разделить вместе с ней ее несметные богатства и ее власть. Ведь Хозяйка не только бережет свои сокровища, но и повелевает горами, устраивая обвалы и взрывы рудничного газа и жестоко наказывая тех, кто осмелился быть непочтительным с ней, а тем более прямо перечить ее воле.
Степан отказался от любви Хозяйки, сказав, что у него уже есть невеста и что он будет ей всегда верен. Возможно, им двигала не только любовь к своей Настеньке, но и понимание того, что любовь столь чуждого людям существа, как Хозяйка Медной горы, не принесет человеку счастья.
Хозяйка вывела его на волю и щедро одарила, что и позволило Степану и его невесте выкупиться из крепостного рабства. Но после встречи с Хозяйкой он стал болеть и чахнуть и вскоре умер, как будто любовь волшебной красавицы не принесла ему счастья.
Точно так же заканчиваются и многие народные предания о любви волшебных существ и обычных людей, которая может быть взаимной или несчастной, но всегда оказывается пагубной для человека. Как рассудили старые горняки, близкое знакомство с Хозяйкой не приносит счастья ни хорошим, ни плохим людям, хотя в легендах, рассказанных Бажовым, есть и обратные примеры.
Как выяснится в дальнейшем, Хозяйка станет покровительницей дочери Степана Танюшки. Она научит ее женским рукоделиям и поможет избавиться от ухаживаний молодого барина, забрав девушку к себе в свое подземное царство. Но Хозяйка и Таня похожи на две капли воды, и это наводит на мысль, что она и есть настоящая мать Танюшки. Возможно она, как это в обычае у волшебных созданий, подменила человеческого ребенка своим отпрыском, а потом все же забрала дочь к себе.
Так в чем же смысл истории о Хозяйке Медной горы? На этот вопрос есть несколько ответов. Возможно, это вариация «бродячего» сказочного мотива, хотя Бажов уверял, что сам придумал эту легенду, а не подслушал ее у старых горняков. Возможно, это история об опасности слишком смелых желаний или о недостижимости совершенства в мастерстве, повторение мотивов, которые часто встречаются и в остальных произведениях Павла Бажова. Словом, разобраться в смысле этого небольшого по объему рассказа не проще, чем понять мотивы своенравного поведения самой Хозяйки и других духов гор. В любом случае понятно одно: с волшебными существами шутить не стоит.
Истории Хозяйки Медной горы посвящен как снятый вскоре после Великой Отечественной войны великолепный художественный фильм, так и менее популярные мультфильмы более поздних лет. Ее изображали самые разные художники, включая мастеров декоративного искусства вроде живописцев Палеха, а также камнерезы. Как правило, ее изображают в малахитовом платье, лучше всего показывающем как изменчивую красоту, так и сверхъестественные возможности повелевающей горами Хозяйки. Есть поверье о том, что если смотреть на камень малахит, то увидишь что-то вроде гибкой фигуры Хозяйки, хотя увлекаться этим занятием небезопасно. Об этом говорят сами камнерезы, а также любители эзотерики и мистики, верящие, что все рассказанное Бажовым произошло на самом деле.
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Анализ сказки Хозяйка медной горы Бажова
Анализ сказки Хозяйка медной горы Бажова
«Медной горы хозяйка» — произведение, написанное П.П. Бажовым в 1936 году.
Жанр своего повествования сам Бажов определил как сказ – особый вид эпоса, опирающийся на народные предания и легенды с характерным сочетанием точных зарисовок народного быта, но в нем можно выделить и элементы, присущие сказке. Произведение легко узнать по особой манере сказывания. Читателю кажется, что простой горнозаводской рабочий рассказывает историю из жизни своего знакомого: речь его насыщена просторечиями, диалектами и терминами, связанными с горнорудным производством.
Главный герой сказа – заводской рабочий Степан, который с другом отправляется в лес. Когда его приятель засыпает, разморенный солнцем, внимание Степана привлекает женщина, сидящая недалеко на камне. Небольшого роста, в платье из шелкового малахита, волосы иссиня-черные, а коса, точно приклеенная к спине. По этим признакам и понимает юноша, что не простая девушка ему встретилась, а сама Хозяйка медной горы – владелица рудных богатств. Хочет убежать незаметно Степан, потому что не сулит встреча с волшебницей ничего хорошего, но замечает его малахитница и назначает испытание: передать приказчику, чтоб убирался тот с Красногорского рудника. Выполнит Степан просьбу – замуж за него пойдет.
Парень не из робкого десятка, исполняет то, что велит Хозяйка. Во-первых, стыдно не сдержать слово перед девкой, а во-вторых, страшнее ее гнева нет ничего для заводского рабочего. Но и от женитьбы отказывается. Не нужна ему такая завидная невеста, есть у него возлюбленная, Настенька.
Отказ не удивляет малахитницу. Она словно ожидает его: не случайно выделила Степана из других рабочих, назначив ему первое испытание. Годы подневольного труда не сделали из него раба, остался юноша верен себе и своему слову. Вот и вторую проверку – искушение богатством и славой – проходит он с честью, не спешит променять любимую на Хозяйку медных руд, сумел все, что видел в горе, сохранить в тайне. За это щедро награждает его малахитница: дает волю и приданое для невесты Настеньки. Тяжело Хозяйка переживает расставание со Степаном, руки дрожат и на глазах слезы, но она уважает его выбор. А напоследок просит об одном: не вспоминать ее больше никогда. На том и расстаются.
Стал Степан вольным, женился на возлюбленной, избу построил, хозяйством обзавелся. Жить бы да радоваться. Но непосильным стал зарок – не думать о Хозяйке. Каждый день уходил Степан в тайгу в надежде на новую встречу. Так однажды его и нашли в лесу мертвым, а рядом ящерка сидела, плакала, вместо слез – чистые изумруды. Когда разжали руку мертвого Степана, камни те в песок превратились. Истинное сокровище ведь не в них заключено, а в душевных качествах человека.
Анализ №2
Сказочное произведение Павла Баженова о загадочной и прекрасной Хозяйке медной горы и мастеровом Степане.
За основу произведения взяты легенды и предания горняков уральского рудника. Согласно легендам Хозяйка, является хранительницей богатств и сокровищ на рудниках.
Она редко кому показывалась, а если кому и посчастливилось ее увидеть, то в образе ящерицы с человеческой головой, то в образе прекрасной зеленоглазой девицы в красивом убранстве.
Основная цель автора показать, насколько люди подвержены искушению, что может в одночасье погубить не только самого человека, но и его близких.
Действия происходят у рудника и неслучайной встречи мастера и самой Хозяйки, которая выбрала очередного «счастливчика» обладателя самородками. Когда Степан ее увидел, то понял, кто перед ним. А по рассказам старых горняков помнил, что такая встреча не сулит ничего хорошего. Он хотел сразу уйти, но Хозяйка стала его искушать и испытывать.
Первым искушением стала проверка на смелость, и обещание выйти за него замуж. Для этого нужно было сказать приказчику, чтобы он уходил с рудника, и выдержать наказание.
Степан исполняет ее просьбу, но от женитьбы отказывается, поскольку у него есть невеста Настя. Здесь Степан проявляет смелость не только перед приказчиком, но и перед Хозяйкой опасаясь ее гнева как рабочий рудника. А также остается верным невесте, пройдя испытание красотой Хозяйки.
Тогда она назначает ему второе испытание – богатством. Но Степан также стойко проходит и его, сохраняя тайну медной горы.
За это она благодарит мастера за его крепость духа и стойкость каменьями и самоцветами, а также приданым для его невесты.
Став свободными, Степан вместе со своей женой строит новый дом, обзаводится хозяйством, и жизнь стала налаживаться. Да только счастье в их дом так и не приходит.
Перед уходом Хозяйка велит забыть ее навсегда и дарит Степану свои слезы — чистые изумруды, ставшие в итоге напоминанием о ней. Обещание он выполнить не смог, непосильным оно стало для него. Каждый день он ходил в тайгу, и мечтал о ней, чтобы только вновь ее увидеть. Да так и нашли его мертвым на холме, а рядом плакала ящерка.
Проблематика показана в последних строках произведения: «Худому от встречи – горе, да и доброму радости мало». Если жадный ради богатств пойдет на все, то добрый будет сомневаться. Разрушение природы ради обогащения и наживы хозяев рудников, за счет бедных горняков.
3 вариант
История создания сказки: автор произведения Бажов П.П. создал свою работу на основе рабочего фольклора, преданий горняков, где образ Хозяйки Медной Горы, является центральным. Это сказочный персонаж, волшебница, которая является хранительницей рудников и земных богатств. В зависимости от ситуации она является в образе ящерицы с женской головой так и в образе очень красивой молодой девушки. Ее подчиненными являются ящерицы, которые мигом бросаются исполнять все ее поручения.
Основная тема: Выбор между обычной жизнью и не смертным богатством.
Основной смысл: Влияние неожиданного богатства на психологию человека. Главный герой не поддался искушению Хозяйки стать богатым, но при этом так и стал счастливым в обычной жизни. Он так и не смог забыть эту девушку до конца своей жизни.
Герои: Хозяйка Медной Горы, Степан, Настасья.
Жанр произведения: Написано в стиле народного сказания, передавая устные предания о Хозяйке Медной Горы.
Композиция: Встреча молодого парня Степана с Хозяйкой Медной Горы.
Проблематика произведения: Человеческая жадность. Испытание богатством. Многие в погоне за наживой теряют голову. Автор хотел показать, как желание урвать побольше приводит к разрушению природы, к уничтожению ее богатств. Эта тема является не случайной, так как работа шахтера была очень тяжелой и малооплачиваемой. Вредные условия работы и непосильный физический труд — вот основа того, что рабочие быстро теряли здоровье и часто болели. Очень часто бывали случаи обвала в шахте, что в свою очередь приводило к смерти работников.
Работая в таких условиях найти хороший самородок было большой удачей. Степану же подобное удавалось лишь с подачи самой Хозяйки. Это была ее благодарность за смелость и решительность парня. Сама хозяйка была очень красивой, молодой девушкой и она явно симпатизировала молодому человеку. Она испытывает его своей незаурядной внешностью и неземным богатством. Степану очень нравиться девушка, но он вынужден ей отказать. Парень очень честно объясняет ей причину отказа. Но девушка оценила поступок молодого человека, хотя ей самой очень не хотелось с ним расставаться. За то, что Степан с честью прошел все испытания, он и получает подарок — малахитовую шкатулку с украшениями. И отдельно – в память о себе Хозяйка дарит ему очень редкие камни — медные изумруды. Вскоре жизнь парня меняется в лучшую строну. Он выкупает себя и свою невесту из крепостного рабства. Вскоре они женятся и понемногу обустраивают быт.
Но изумрудные слезы Хозяйки постоянно напоминают парню о девушке. Он не может забыть красоту девушки и ее богатство. Грусть и тоска понемногу съедают его. Он начинает искать встречи с ней, приходя на Медную Гору. И в конце концов умирает на руднике, так и не встретив свою мечту.
Образ главного героя: Степан- молодой и красивый парень и нет ничего плохого в том, что ему хочется жить достойно уже и сейчас, а не когда-нибудь в далеком будущем. Если бы на момент встречи с Хозяйкой парень был бы свободен, то кто знает, как бы дальше развивались события. Ведь молодые люди очень понравились друг другу. И очень хочется верить, что на Медную Гору его звала не жажда наживы, а именно чувства к Хозяйке. Вполне возможно, что данная сказка имела бы совсем другой конец.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ сказки Хозяйка медной горы Бажова
Популярные сегодня темы
- Как исторические события влияют на судьбу человека? сочинение
Человек и мир, в котором он живет и с которым связан крепкими нитями. Мир, в нем постоянно происходят события, большие и маленькие, но они обязательно влияют на человеческие судьбы
- Говорящие фамилии в комедии Ревизор Гоголя — сочинение
Бессмертная комедия Н.В.Гоголя «Ревизор» не теряет своей актуальности и остроты и в наши дни. Столь долгую жизнь ей обеспечили острая проблематика и живой язык, что в немалой степени достигается за счет
- Сочинение Как Васютка выжил в тайге (что помогло Васютке выжить в тайге) 5 класс
Васюткино озеро прекрасный рассказ, повествующий о мальчике по имени Вася, который, несмотря на, казалось бы, юный возраст, смог выжить, заблудившись в тайге и вернуться домой.
- Интересные факты из жизни Астафьева
Виктора Астафьева, советского и российского писателя, по праву считают очень талантливым человеком. В течение своей жизни он создал много произведений, в которых талантливо и правдиво описывалась деревенская жизнь.
- Образ и характеристика Николая Алмазова в рассказе Куст сирени сочинение
Николай служит в полку и слушает лекции в генштабе, куда поступал на протяжении трех лет. Ему удалось на этот раз выдержать различные экзамены, но итоговый чертеж он принес с кляксой, которую завуалировал под кусты.
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Анализ произведения Хозяйка медной горы Бажова
Анализ произведения Хозяйка медной горы Бажова
Сказка «Хозяйка медной горы», написанная русским писателем Бажовым, носит глубокий философский посыл. Краткий анализ данного замечательного произведения представлен в данной статье.
Написана и опубликована данная сказка была в 1936 году. Фундамент данного литературного произведения составляет сказания рабочих, трудящихся на рудниках Гуменки.
В названии также скрыт большой смысл. Вид хозяйки Медной горы является не чем иным, как символом хранительницы, оберегателя драгоценностей земли, горных ресурсов.
Жанр произведения можно назвать необычным и уникальным, так как оно написано в народном фольклорном стиле. Стилистика изложения является напоминанием устной легенды.
Главными героями произведения являются Степан, Настя и, собственно, хозяйка.
В тематической основе произведения заложена идея обличения и высмеивания скупости. Хозяйка и Степан встречаются неспроста. Волшебница символизирует то, что человек встретился лицом к лицу с волшебным и неимоверным богатством. Рабочие в то время были в тяжелом материальном положении. Они получали мало денег, прикладывая при этом огромное количество усилий и портя собственное здоровье.
Только некоторые из них находили самородки. Степан выбился в ряд этих счастливчиков. Но ведь право быть счастливым необходимо заслужить своими усилиями. Ведь по легендам человека — богатство, что появилось недавно и внезапно, может довести до зла и даже смерти.
Степан, чтобы получить богатство обязан был пройти испытание.
Первым этапом является диалог с приказчиками и получить наказание. Потом он искушается красотой и привлекательностью ящерицы, живущей под землей. Главный герой смело выносит все испытания и поощряется Хозяйкой. Степан забирает свою жену из крепостничества и устраивает свое существование. Но его в будущем все-таки ожидает одно испытание, которое будет посильнее предыдущих…
Ящерица напоминать Степану будет о себе своими слезами – медными изумрудами. Именно они говорят герою о том, что он отказался от богатой жизни. Степан грустит и тоскует о Хозяйке медной горы, поэтому его скоро настигает смерть на руднике.
Основной проблемой произведения можно назвать отрицательное влияние внезапного богатства на личность. Если обычный человек будет стремиться лишь к богатству, то у него ничего не останется за душою.
Вариант 2
Павел Петрович Бажов писал замечательные сказы. Это рассказы похожие не то на быль, не то на сказку, возможно даже на легенду. У него своя манера передачи народного быта. В тексте много простых слов, которые употребляют горнозаводские рабочие. В основном сказывает Бажов про нелегкую жизнь рабочих занятых на заводах по добыче руды. Работа тяжелая, вредная многие раньше времени заболевают и умирают.
Хозяйка Медной горы обитает в тех местах, где живет главный герой Степан. Не всем она показывается, а может не все могут ее разглядеть среди руды. Отличают ее от обычных девушек по черной прилипшей к спине косе. И в зеленом, как малахит платье. Встреча ней ничего хорошего не сулит, это знают все.
Писатель хотел на примере Хозяйки Медной горы показать, что человек должен быть верен своему слову и делу, и не забывать о душе. Она как бы проверяет насколько человек, которые работают с драгоценными камнями, не поддастся искушению и не станет жадным и алчным.
Беда была вся в том, что Степану деться некуда. Вот и пришлось выполнять поручения Хозяйки. Только вот жениться он на ней не захотел. Тяжело дается расставание со Степаном, но насильно мил не будешь, и Хозяйка Медной горы отпускает юношу и дает богатое приданое его невесте. И просит его никогда о ней не вспоминать.
Степан и сам рад забыть, но не может. Чем больше времени проходит, тем сильнее его тянет к тому месту, где находится Хозяйка Медной горы. Он все дольше и дольше пропадает в лесной чаще, пока его не находят мертвым. Возле него заметили ящерицу, которая плакала драгоценными камнями. Стоило людям подойти поближе, как все превратилось в обыкновенные камушки даже зажатые в руке у Степана.
Не все можно измерить в этой жизни богатством. Все-таки надо по-человечески относиться не только друг к другу, но и к природе, и полезным ископаемым. И никогда не встречать хранительницу уральских самоцветов. Она еще никому счастья не принесла.
Анализ произведения Хозяйка медной горы Бажова
Несколько интересных сочинений
- Сочинение Мои летние каникулы
Вот и пришло долгожданное лето. Три месяца отдыха. Родители решили провести его не на даче, а вывести меня к морю. Чтобы я загорела и поправила своё здоровье. Так как я плохо переношу жар
- Анализ рассказа Горького Случай с Евсейкой
Рассказ «Случай с Евсейкой» Максим Горький написал в 1912 году для учеников начальных классов.
- Бунин
Иван Алексеевич Бунин, выдающийся русский писатель, поэт и переводчик, чье имя знает практически каждый, так как множество его произведений включено в школьную программу.
- Отзыв о рассказе Муму Тургенева (5 класс)
Недавно я прочитала удивительное произведение, автором которого является И. С. Тургенев. Называется оно «Муму». По жанру это рассказ. В нем поднимается много очень важных вопросов, волнующих людей.
- Образ и характеристика Рядчика в рассказе Певцы Тургенева сочинение
Одним из основных персонажей произведения, входящего в цикл «Записки охотника», является Рядчик, представленный писателем в образе городского мещанина, занимающегося наймом рабочих, выступающим конкурентом бедняка Яшки-турка в соревновании по пению.
На уроках литературы мы проходим много интересных произведений, но больше всего мне понравился сказ Бажова П. П. «Медной горы хозяйка» . Павел Петрович Бажов родился в 15 января 1879 года на Урале в селе Полевском Екатеринбургской губернии Псковского уезда Российской Империи в семье рабочего Сысертского завода. С детства он слышал множество народных сказок, которые так любит рассказывать простой народ. Наверно, именно это и помогло ему стать во взрослой жизни писателем-фольклористом, который впервые выполнил литературную обработку уральских сказов. На все похвалы в свой адрес Павел Петрович говорил так: «Говоря хорошие слова в адрес отдельного лица, не нужно забывать, что за ним стоит то огромное, что называется рабочим фольклором. Не нужно забывать, что я только исполнитель, а основной творец — рабочий» .
«Медной горы хозяйка» не похожа на обычные русские сказки, потому что это – сказ. В отличии от сказки, сказ повествуется от третьего лица – рассказчика, в нем очень много живой устной речи, все происходящее основано на реальных события, дополненных фантазией и чудесами. Даже начинается сказ не обычными для сказки словами: «Жили-были… » или «В некотором царстве, в некотором государстве…» , а «Пошли раз двое наших заводских…» . Когда начинаешь читать сказ, кажется, что это обычная история про тяжелый труд рабочих на уральских рудниках, ведь все события происходят в царской России до отмены крепостного права, когда людям, для того, что бы получить свободу, необходимо было купить у барина вольную.
Главный герой – Степан, был крепостным на Красногорском руднике в Гумешках. Жизнь его изменилась после того, как он встретил Хозяйку Медной горы — малахитницу. Она была хранительницей драгоценных камней, которые добывали рабочие рудника в шахтах, поэтому и называли ее – Хозяйка Медной горы. При встрече Хозяйка устроила Степану испытание, попросив сказать крепостного работника приказчику такие слова: «Хозяйка, мол, Медной горы заказывала тебе, душному козлу, чтобы ты с Красногорского рудника убирался. Ежели еще будешь эту мою железную шапку ломать, так я тебе всю медь в Гумешках туда спущу, что никак ее не добыть» . Степан не испугался и передал слова Хозяйки приказчику, за что тот посадил его в самую сырую и бедную шахту, а Хозяйка-малахитница спасла и пообещала выйти за Степана замуж. Хозяйка не обиделась, когда Степан, несмотря на ее богатство, отказался жениться на ней, потому что у него была невеста Настенька, а подарила ему драгоценную малахитовую шкатулку и помогла найти такие огромные малахитовые глыбы, что Степан и Настенька получили вольную. Я думаю, что она поступила так, потому что Степан оказался человеком честным, порядочным, смелым и нежадным. Но у этой истории не совсем счастливый конец. Степан стал болеть, потому что работа на рудниках отнимает здоровье. И однажды осенью он ушел на охоту и не вернулся. Нашли его мертвым у камня на Красногорском руднике, над ним плакала ящерка, в которую могла превращаться Хозяйка, а в руке у Степана были зажаты изумруды, которые она ему в молодости подарила на память. Мне кажется, что Степан всю жизнь не мог забыть встречу с малахитницей.
Мне очень понравилась эта история про смелого, честного Степана, который всегда держал свое слово и ничего не боялся, про то, что жадность всегда наказывается, а щедрость награждается. Еще мне понравилась в сказе необычная речь героев, народные слова и выражения. Я бы посоветовал всем ребятам прочитать произведение Бажова П. П. «Медной горы хозяйка» , потому что оно учит людей быть порядочными.
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Анализ сказки Хозяйка медной горы Бажова
«Медной горы хозяйка» — произведение, написанное П.П. Бажовым в 1936 году.
Жанр своего повествования сам Бажов определил как сказ – особый вид эпоса, опирающийся на народные предания и легенды с характерным сочетанием точных зарисовок народного быта, но в нем можно выделить и элементы, присущие сказке. Произведение легко узнать по особой манере сказывания. Читателю кажется, что простой горнозаводской рабочий рассказывает историю из жизни своего знакомого: речь его насыщена просторечиями, диалектами и терминами, связанными с горнорудным производством.
Главный герой сказа – заводской рабочий Степан, который с другом отправляется в лес. Когда его приятель засыпает, разморенный солнцем, внимание Степана привлекает женщина, сидящая недалеко на камне. Небольшого роста, в платье из шелкового малахита, волосы иссиня-черные, а коса, точно приклеенная к спине. По этим признакам и понимает юноша, что не простая девушка ему встретилась, а сама Хозяйка медной горы – владелица рудных богатств. Хочет убежать незаметно Степан, потому что не сулит встреча с волшебницей ничего хорошего, но замечает его малахитница и назначает испытание: передать приказчику, чтоб убирался тот с Красногорского рудника. Выполнит Степан просьбу – замуж за него пойдет.
Парень не из робкого десятка, исполняет то, что велит Хозяйка. Во-первых, стыдно не сдержать слово перед девкой, а во-вторых, страшнее ее гнева нет ничего для заводского рабочего. Но и от женитьбы отказывается. Не нужна ему такая завидная невеста, есть у него возлюбленная, Настенька.
Отказ не удивляет малахитницу. Она словно ожидает его: не случайно выделила Степана из других рабочих, назначив ему первое испытание. Годы подневольного труда не сделали из него раба, остался юноша верен себе и своему слову. Вот и вторую проверку – искушение богатством и славой – проходит он с честью, не спешит променять любимую на Хозяйку медных руд, сумел все, что видел в горе, сохранить в тайне. За это щедро награждает его малахитница: дает волю и приданое для невесты Настеньки. Тяжело Хозяйка переживает расставание со Степаном, руки дрожат и на глазах слезы, но она уважает его выбор. А напоследок просит об одном: не вспоминать ее больше никогда. На том и расстаются.
Стал Степан вольным, женился на возлюбленной, избу построил, хозяйством обзавелся. Жить бы да радоваться. Но непосильным стал зарок – не думать о Хозяйке. Каждый день уходил Степан в тайгу в надежде на новую встречу. Так однажды его и нашли в лесу мертвым, а рядом ящерка сидела, плакала, вместо слез – чистые изумруды. Когда разжали руку мертвого Степана, камни те в песок превратились. Истинное сокровище ведь не в них заключено, а в душевных качествах человека.
Сюжет — краткое содержание:
- На покосе встретил Степан Хозяйку медной горы, она велела передать приказчику запрет на добычу камней в тех местах.
- Степан приказчика не побоялся, просьбу Хозяйки выполнил.
- Приказчик решил наказать Степана и отправил его в пустой забой.
- Степан снова встретил Хозяйку, она похвалила его и предложила жениться на ней, Степан невесту свою не предал, за что получил от Хозяйки малахитовую шкатулку.
- Приказчик велел Степану найти малахитовую глыбу, обещал свободу, но слово не сдержал.
- Барин велел Степану найти малахитовые столбы и подписал ему и его жене вольную.
- Степан женился, но радости не обрёл, ходил на охоту к тем местам, где встретил Хозяйку. Вскоре нашли его мёртвым в лесу.
Смысл произведения «Хозяйка медной горы» Павла Бажова
Хозяйка Медной горы — это повелительница подземного царства драгоценных камней в знаменитых уральских сказах Павла Бажова. У нее много обличий, от шустрой ящерицы до озорной девчонки. Но чаще всего она появляется в виде величественной и гордой молодой женщины, одетой поистине по-царски — в усыпанное драгоценностями платье, которое сверкает и переливается, принимая самые разные цвета. В ее честь назван первый из сказов Павла Бажова, открывающий его знаменитый цикл преданий о горнозаводском Урале в старинные времена — «Малахитовая шкатулка».
Главный герой этой истории — молодой каменотес по имени Степан, с детства слышавший рассказы старых горняков как о самой Хозяйке, так и о других волшебных обитателях Урала. Как часто бывает при встречах с Хозяйкой, он принял ее за обычную фабричную девчонку, пока она не приняла свой истинный облик и не велела Степану передать жадному приказчику уходить с рудника. Он послушался Хозяйки, был жестоко избит и закован в цепи, но Хозяйка вывела его из заточения и привела в свое сказочное царство.
И раньше Хозяйка помогала людям, но на этот раз холодная красавица с каменным сердцем не только пожалела, но и полюбила человека и предложила Степану разделить вместе с ней ее несметные богатства и ее власть. Ведь Хозяйка не только бережет свои сокровища, но и повелевает горами, устраивая обвалы и взрывы рудничного газа и жестоко наказывая тех, кто осмелился быть непочтительным с ней, а тем более прямо перечить ее воле.
Степан отказался от любви Хозяйки, сказав, что у него уже есть невеста и что он будет ей всегда верен. Возможно, им двигала не только любовь к своей Настеньке, но и понимание того, что любовь столь чуждого людям существа, как Хозяйка Медной горы, не принесет человеку счастья.
Хозяйка вывела его на волю и щедро одарила, что и позволило Степану и его невесте выкупиться из крепостного рабства. Но после встречи с Хозяйкой он стал болеть и чахнуть и вскоре умер, как будто любовь волшебной красавицы не принесла ему счастья.
Точно так же заканчиваются и многие народные предания о любви волшебных существ и обычных людей, которая может быть взаимной или несчастной, но всегда оказывается пагубной для человека. Как рассудили старые горняки, близкое знакомство с Хозяйкой не приносит счастья ни хорошим, ни плохим людям, хотя в легендах, рассказанных Бажовым, есть и обратные примеры.
Как выяснится в дальнейшем, Хозяйка станет покровительницей дочери Степана Танюшки. Она научит ее женским рукоделиям и поможет избавиться от ухаживаний молодого барина, забрав девушку к себе в свое подземное царство. Но Хозяйка и Таня похожи на две капли воды, и это наводит на мысль, что она и есть настоящая мать Танюшки. Возможно она, как это в обычае у волшебных созданий, подменила человеческого ребенка своим отпрыском, а потом все же забрала дочь к себе.
Так в чем же смысл истории о Хозяйке Медной горы? На этот вопрос есть несколько ответов. Возможно, это вариация «бродячего» сказочного мотива, хотя Бажов уверял, что сам придумал эту легенду, а не подслушал ее у старых горняков. Возможно, это история об опасности слишком смелых желаний или о недостижимости совершенства в мастерстве, повторение мотивов, которые часто встречаются и в остальных произведениях Павла Бажова. Словом, разобраться в смысле этого небольшого по объему рассказа не проще, чем понять мотивы своенравного поведения самой Хозяйки и других духов гор. В любом случае понятно одно: с волшебными существами шутить не стоит.
Истории Хозяйки Медной горы посвящен как снятый вскоре после Великой Отечественной войны великолепный художественный фильм, так и менее популярные мультфильмы более поздних лет. Ее изображали самые разные художники, включая мастеров декоративного искусства вроде живописцев Палеха, а также камнерезы. Как правило, ее изображают в малахитовом платье, лучше всего показывающем как изменчивую красоту, так и сверхъестественные возможности повелевающей горами Хозяйки. Есть поверье о том, что если смотреть на камень малахит, то увидишь что-то вроде гибкой фигуры Хозяйки, хотя увлекаться этим занятием небезопасно. Об этом говорят сами камнерезы, а также любители эзотерики и мистики, верящие, что все рассказанное Бажовым произошло на самом деле.
Пословицы к произведению:
Честность всего дороже.
Кто любит труд, того люди чтут.
Чего не воротишь, про то лучше забыть.
Другие читательские дневники здесь
Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь
Сказки
Анализ сказа П.П.Бажова «Медной Горы Хозяйка»
by admin 07.07.2019 1551 Views
Анализ сказа П.П.Бажова «Медной Горы Хозяйка». Ведовской разбор от Елены-Сентябрины.
Ознакомиться с оригиналом
Ведовской анализ.
Легендарная Хозяйка Медной Горы является реальной Личность, Сущностью , Обавницей и Хранительницей Даров Земли –самоцветов, и в целом отвечает за богатства на Земле. На современный лад, ее могут называть и Женчиной-Рептилией, что говорит о том, что она из Представителей Сил, которые отвечают за аспект Денежный и ресурсный. А именно относится к Цивилизации Драконовой.
Печальная участь таящего при внешнем благополучии, Степанушки говорит о том, что грубость, с которой встретил Хозяйку, не прошла для него даром. И хоть и сдержал он слово и сделал, как Хозяйка велела, сказал «душному козлу», своему руководителю то, за что его и приковали к цепи, а всё же Хозяюшка Медной Горы- Женчина, а женчины обиды никогда не забывают, потому сдержав и свои слова, она не преминула «наградить» за его деревенскую неучтивость приворотными слезками, добавленные в трапезу. И сказала при том «обо мне не вспоминай». Да где уж забыть Такую Женчину?
Малахит издревле считается одним из самых загадочных камней, его энергию далеко не все могут принять, простым людям он не подвластен, а для тех, у кого хорошая связь с Землей, то есть кто добивается финансового благополучия через честный труд, тому и благоволит и сама Медной Горы Хозяйка. Степанушка в этом сказе и был таковым, оставил своей Настеньке подарки от нее, малахитову шкатулку с украшениями, история которых продолжается в следующих сказах. Но и поплатился же он за неуважение к Силе в начале встречи. Мораль ведовская в том, что никакая Сила не потерпит к себе неуважения и резкости, а тем более пренебрежения, потому даже договорившись впоследствии, что-то да где-то выстрелит, или по умолчанию заберется что-то, как у Степанушки здоровье. А потом и сама жизнь.
В сказе мы так же наблюдаем, что Хозяйка напрямик влияет на рост и деление минералов и драгоценных камней в породе горной. Как про грибы говорят «для кого-то есть грибы в лесу, для кого и нету». Так и тут. Одному – хоть всю гору перекопай, а ни камушка не отыщешь ценного, другому – только успевай собирать. И все это на одном месте. Из дня сегодняшнего известно, что месторождения малахита на Урале давненько прикрыто, по причине того, что горная порода уже «истощена» и уже все выкопали. На деле можно подумать, что на то есть запрет самой Хозяйки Медной Горы. Ибо ничего добывать из Земли невозможно без позволения на то Тех Структур, которые за это отвечают. Есть, конечно, кто незаконно пытается поживиться, за то им и последствия.
Кроме всего прочего из сказа ясно, какой мудростью и справедливостью наделен характер Хозяйки, она дает Степану очередное испытание, показывая свое наследство и предлагая «женитьбу». Проверяет его на верность обещанной невесте.
Как бы то ни было, с «приворотными изумрудными слезками», а все ж она покровительствовала в трудах Степана, всюду подсобит, укажет, где и какие породы для того или иного раздобыть. Тут так же упоминается неслучайно, что Хозяйка огневалась, что ее малахитовые столбы в церкви поставили, мол, « а ей это вовсе ни к чему». Из этого видно, как она относится к такого рода местам, с одной стороны,(взаимная «симпатия» Христианского Эгрегора и «Нечистой Силы»). С другой стороны, возможно, в этом есть намек на то, что странно видеть такие роскошества в заведениях, где проповедуется полное нестяжательство. Мы же видим много убранства из малахита в Дворце, кабинетов президента и правительства по телевидению. Из всех камней предпочли именно малахит. Какие могут быть случайности? Тайный символизм малахита – власть, а именно власть Земная, власть богатств. Не потому ли Хозяйке и не понравилась весть о том, что малахитовые столбы установили в церкви?
Кроме привязки к Медной Горы Хозяйке, Степанушка был одарен слезками из изумруда, а изумруд камень мудрости и зрения(ясновидение и потому мудрость от него). Не потому ли он еще погрустнел после расставания и медленно «таял», не смотря на богатую достойную жизнь? Мудрость веселости не придает, как известно, и настигли Степанушку мертвым так же с этими камушками в кулаке. Видимо, он их не продал, как предлагала Хозяйка, а хранил у себя.
Перед своей Смертью повадился ходить «на охоту», не принося добычи. А ходил он явно к Хозяйке. К кому же еще. Да и принял Смерть свою Степанушка у ног ее. Забрала таки Хозяйка этим плату за свое покровительство. И награда тебе, и наказание. А кончается сказ словами « Худому с ней встретиться – горе, и доброму – радости мало.»Что будет с «худым» -понятно, а доброму радости мало, потому что наградив его мудростью, Хозяйка дает и грусть.
На то причины есть, почему Хозяйка или иные Силы берут плату так или иначе и со всех по-разному. Я вижу тут уплату за покровительство «неравного социального положения» и за неуважение в самом начале, где Степан мысленно говорил про Хозяйку «какая б ни была, а все же девка».
Вывод
Главная героиня сказа — мифический образ хозяйки Уральских гор. Мастеровитому, работящему человеку она открывает тайны своих богатств и помогает их найти, но для этого он должен выполнить её условия. Если они не выполнены, то работника покидает мастерство. Образ Хозяйки Медной горы — символический, он предостерегает от жадности, поощряет верность слову и мастерство.
По мнению исследователя устного творчества и языка народа коми Ф. В. Плесовского, её образ близок мифологическому образу Матери-земли. С точки зрения психоанализа, это зловещий двойник и антагонист патриархальной Родины-Матери (М. Н. Липовецкий).
Некоторые фольклористы считают этот образ инфернальным (демоническим, адским, дьявольским).
Характеристика образа Хозяйки Медной горы может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.
Внешность и поведение девушки
Степан увидел прекрасную девушку невысокого роста с косой, в которую были вплетены ленты из тонкой позвякивающей меди. Коса её была иссиня-чёрного цвета и казалась прилипшей к спине. Фигура у неё была ладная, а платье поражало необыкновенной красотой: как будто сшито было из шёлкового малахита. Цвет его постоянно менялся: то, как стекло, блестит, а то вдруг станет бесцветным, а потом засверкает алмазной россыпью или станет красного медного цвета, а затем снова появляется оттенок зелёного шёлка. Самая красивая крестьянская девушка не смогла бы сравниться с ней красотой.
Эта красавица очень подвижна, непоседлива и смешлива. Со Степаном она разговаривает весело, с шутками и улыбкой. Её речь часто бывает насмешливой.
Местные жители считали, что с ней лучше не вступать в разговор, т.к. она может околдовать человека. Она обладает ясновидением, например, знает, что невесту Степана зовут Настей, хотя он не произносил её имени. Хозяйка в курсе всех дел и событий, которые происходят на руднике: она каким-то образом узнала, что Степана посадили на цепь под землёй за его поступок.
И войско у неё своё есть, состоящее из бесчисленного количества разноцветных ящериц. Собирает и распускает это войско она хлопаньем в ладоши.
Хозяйка может любую ценную руду превратить в обычный камень и наоборот. Она крепко держит своё слово и считается покровительницей рудокопов.
Хозяйка очень богата, но все её владения находятся в рудниках под землёй. Эти владения она показывает Степану и за его помощь щедро его благодарит — дарит невесте Степана большую малахитовую шкатулку, в которой собраны всевозможные женские украшения: кольца, серьги и др.
Удивительный писатель П. П. Бажов создал целую серию сказаний о мифической женщине. В их основу положены предания и легенды рабочих, добывающих руду из недр Уральских гор. Все главные герои произведений — это простые люди, мастеровые, ремесленники. Некоторые из них имеют реальных прототипов, а какие-то взяты из древних сказок и былин. Интересно рассмотреть, кто же главные герои сказа «Хозяйка Медной горы», а также дать им характеристики.
Главные герои
Хозяйка Медной горы — центральный фантастический персонаж одноименного произведения Бажова. Хозяйка охраняет рудники на которых ведется добыча малахита.
Героиня представляет собой сказочный персонаж, которое предстает перед взором людей в образе ослепительно красивой девушки или ящерицы с человеческой головой.
Внешность героини: Хозяйка хороша собой, привлекательна, невысокого роста. Её платье эксклюзивное в своем роде, сотканное из шелкового малахита. У девушки длинная коса черно-ссизого цвета, которая прилеплена к её спине и украшена лентами не то красного, не то зеленого цвета. Цвет платья периодически меняется: иногда оно блестит, словно стекло, а иногда сверкает алмазной осыпью.
В образе ящерицы девушка выглядит иначе: вместо рук появляются лапы зеленого цвета, высовывается хвост, «по хребтине до половины черная полоска» и голова человека
Характер: Героиня очень непоседлива и чрезвычайно энергична. У нее веселый нрав и хорошее чувство юмора. Хозяйка очень любит «мудровать» над людьми, поэтому всякий кто оказывается в её владениях старается как можно быстрее «унести ноги». Героиня имеет в своем распоряжении войско, состоящее из множества разноцветных ящериц.
Малахитница очень богата, и немудрено, ведь в рудниках, владычицей которых она является, сосредоточены большие запасы малахита. Под землей у Хозяйки также имеются роскошные владения. «Каменная девка» очень щедра и способна достойно отблагодарить человека за хороший поступок. Героиня обладает даром ясновидения и имеет представление практически обо всем, что происходит вокруг её владений.
Образ хозяйки медной горы противоречив. Отрицательные и положительные качества слились воедино в одном сказочном существе: героиня красива и щедра, обаятельна и величественна, но встреча с ней не сулит ничего хорошего.
Степан — один из главных героев творения Бажова «Хозяйка Медной горы». Он простой деревенский трудолюбивый мужик, которому на его несчастье полюбилась «каменная девка».
Степан трудится на заводе у своего барина. Он крепостной, потому не может полноценно распоряжаться своей свободой. Он массивного телосложения, красив, холост. Барин несправедлив к Степану, как и к другим крепостным. У героя храброе сердце, ему присущи мужество и смелость. Степан очень проворен и ловок, у него «золотые руки».
Степан привык держать свое слово и не давать пустые обещания. Богатство для него не имеет первостепенного значения. Герой бескорыстен, и не изменяет своим принципам.
После встречи с Хозяйкой Медной горы, в его размеренной жизни происходят перемены. За выполненную просьбу, Хозяйка соглашается стать супругой Степана, однако он жениться на Настеньке — своей невесте.
Герой хороший семьянин. Благодаря настойчивому характеру Степану удалось заполучить вольную для себя и супруги. Он все делает по дому, обеспечивает семью, любит детей. Однако сердце мужчины принадлежит малахитнице. Герой часто думает о ней, и не может забыть девушку в сверкающем платье. Несмотря на то, что у Степана есть семья и жена, он несчастлив, так как влюблен в «малахитоую» девушку.
Судьба героя трагична. Так и не сумев разлюбить Хозяйку Медной горы, Степан вновь и вновь вспоминает, и тоскует о малахитовой красавице. Его находят мертвым в лесу, а некоторые из очевидцев замечают ящерицу, которая сидит над покойным и горько плачет.
Образ Степана — олицетворение деревенского уральского мужика, храброго и простого, верного и смекалистого. Ему удалось вырваться из крепостного рабства, но из-за несчастной любви, он так и не успел воспользоваться всеми прелестями свободы.
Основная мораль сказа
Творчество П. П. Бажова представляет собой целый литературный пласт. Он не просто владел искусством слова, но делал это мастерски, все его произведения настояны на фольклоре и несут особый смысл.
При написании сообщения о главных героях в уральских сказах Бажова важно сделать анализ основной мысли. А именно: положительный герой обязательно должен доводить начатое до конца и держать данное слово. И то, что Степан не смог выполнить последнее задание, привело к беде.
Есть еще несколько моментов, на которые стоит обратить внимание:
- Природа в лице уральской волшебницы не терпит потребительского отношения к себе и не позволит бездумно вырабатывать полезные ископаемые. Как только Степан с невестой получили вольную, руда ушла глубоко в недра земли и добывать ее жадному барину и приказчику стало невозможно.
- Для человека важны верность, решительность, честность, преданность, смелость, и именно за эти качества и был награжден главный герой могущественной Хранительницей природных сокровищ.
- Неожиданное богатство может иметь только негативное влияние на человека. Как только Степан получил вольную, стал обеспеченным и перестал трудиться, то тут же потерял смысл жизни, остались только навязчивые мысли о прекрасной Малахитнице.
И все-таки никакими богатствами нельзя заполучить любовь и честность. Ее можно только завоевать трудом и мастерством, которое рождает красоту, равную природе. Именно природа с ее богатствами является еще одним главным действующим лицом всех произведений Бажова. Она оказывает влияние на жизнь всех персонажей и в то же время привлекает своей таинственностью, фантастичностью. А все происходящие чудесные события остаются с героями на всю жизнь.
Второстепенные герои
Приказчик на руднике и барин из Сам-Петербурху, одного поля ягоды. Корыстолюбивые, злые и жестокие, нечестные люди. Готовые эксплуатировать человеческий труд, не зная жалости. Не зря, второй мужик из рудника, искавший вместе со Степаном покос, уже изробленный, «в глазах зелень и щеки, будто зеленью подернулись».
Надзиратель рудничный, пополняет ряд отрицательных персонажей, «тоже собака не последняя», так характеризует его Степан. Жестокий и корыстный, переводит наказанного Степана в другой забой, а на его место, где было видно много малахита, поставил своего племянника.
Невеста Степана Настенька, о ней мало что вообще известно. Полюбил ее Степан Петрович, добился освобождения вместе с собой. Зажили тихо, мирно и дом построили. Родилась дочка Танюшка. Степан любил обеих своих женщин.
Внешность и поведение девушки
Степан увидел прекрасную девушку невысокого роста с косой, в которую были вплетены ленты из тонкой позвякивающей меди. Коса её была иссиня-чёрного цвета и казалась прилипшей к спине. Фигура у неё была ладная, а платье поражало необыкновенной красотой: как будто сшито было из шёлкового малахита. Цвет его постоянно менялся: то, как стекло, блестит, а то вдруг станет бесцветным, а потом засверкает алмазной россыпью или станет красного медного цвета, а затем снова появляется оттенок зелёного шёлка. Самая красивая крестьянская девушка не смогла бы сравниться с ней красотой.
Эта красавица очень подвижна, непоседлива и смешлива. Со Степаном она разговаривает весело, с шутками и улыбкой. Её речь часто бывает насмешливой.
Местные жители считали, что с ней лучше не вступать в разговор, т.к. она может околдовать человека. Она обладает ясновидением, например, знает, что невесту Степана зовут Настей, хотя он не произносил её имени. Хозяйка в курсе всех дел и событий, которые происходят на руднике: она каким-то образом узнала, что Степана посадили на цепь под землёй за его поступок.
И войско у неё своё есть, состоящее из бесчисленного количества разноцветных ящериц. Собирает и распускает это войско она хлопаньем в ладоши.
Хозяйка может любую ценную руду превратить в обычный камень и наоборот. Она крепко держит своё слово и считается покровительницей рудокопов.
Хозяйка очень богата, но все её владения находятся в рудниках под землёй. Эти владения она показывает Степану и за его помощь щедро его благодарит — дарит невесте Степана большую малахитовую шкатулку, в которой собраны всевозможные женские украшения: кольца, серьги и др.
Герои произведения Хозяйка Медной горы
Хозяйка Медной горы – мифический персонаж уральских былин. Она живёт внутри горы и является хранительницей драгоценных металлов и камней. Хозяйка следит за тем, чтобы рудокопы не нанесли урон горе. По своему желанию она может помочь рабочим найти залежи руды или наоборот, отвести их от богатств. Иногда Хозяйка появляется перед людьми. Увидеть её в облике девушки или большой ящерицы – большая редкость, но и ничего хорошего такое видение не сулит. В сказе Бажова Хозяйка предстаёт перед Степаном в образе молодой красавицы с чёрной косой, прилипшей к спине. Она одета в изумрудный сарафан из малахита. Девушка подвижна и быстра, весёлая нравом. Хозяйка назначает ему три испытания – на смелость, верность и способность к самоотречению и обещает ему награду. Она честно выполняет все свои обещания, помогает Степану преодолеть жизненные трудности. Степан нравится девушке, и она предлагает ему жениться на ней. Его отказ одновременно радует и расстраивает Хозяйку. Она успела полюбить Степана и мысленно притягивает его к себе. Когда он умирает, Хозяйка горько плачет над ним.
Степан – крепостной рабочий на руднике, где добывают малахит. Встреча с Хозяйкой кардинально изменяет его жизнь. Степан достойно справляется с назначенными девушкой испытаниями. Не побоялся передать приказчику
нелицеприятные для него слова Хозяйки, а также её требования остановить работы на одном из рудников. За такую дерзость Степана жестоко наказываю тяжёлой работой. С помощью Хозяйки он благополучно преодолевает все трудности. Со вторым испытанием Степан тоже справляется: не соблазняется богатствами Хозяйки, сохраняет верность своей невесте Насте. Девушка награждает парня малахитовой шкатулкой с драгоценностями для его подруги. Напоследок, Хозяйка назначает Степану третье испытание; просит не вспоминать о ней.
С этого времени дела на работе у парня идут успешно. Степан получает для себя и своей невесты свободу от крепостной зависимости. Он женится на Насте, строит дом, появляются дети. Казалось бы, что всё хорошо, но Степан не может забыть Хозяйку. Он чахнет от тоски и отправляется к горе, чтобы встретиться с ней. Через несколько дней люди находят его там мёртвым, а рядом ящерка плачет. Таким образом, он не смог преодолеть третье испытание.
Настя – девушка Степана. Она сирота и не такая красивая, как Хозяйка, но простой рабочий парень отдаёт предпочтение ей. Тем не менее, брак со Степаном не приносит девушке счастья. Он не любит её и думает о Хозяйке. В конце концов, она становится вдовой.
Горнорабочий – товарищ Степана, с которым они гуляют в праздник около рудника, где происходит встреча с Хозяйкой. Это молодой мужчина, измождённый от работы.
Приказчик – подлый, расчётливый, жадный человек. Из-за болезни от него плохо пахнет, поэтому Хозяйка даёт ему прозвище «душной козёл».
Сказ Бажова рассказывает о тяжёлой жизни рабочих горной промышленности и заканчивается трагически.
История создания образа
Писатель создал свой фантастический персонаж на основе уральских легенд, которые гласили о том, что у Медной горы (неофициальное название Гумёшевского рудника Уральских гор) существует дух-хозяйка, которая охраняет запасы ценных минералов. На гербе уральского города Полевской запечатлён этот фольклорный образ — ящерица с короной.
Гумёшевский рудник стал известен в XVIII в. Он был главным поставщиком малахита на Среднем Урале.
В зависимости от ситуации Хозяйка Медной горы может принимать вид девушки или ящерицы.
Вывод
Главная героиня сказа — мифический образ хозяйки Уральских гор. Мастеровитому, работящему человеку она открывает тайны своих богатств и помогает их найти, но для этого он должен выполнить её условия. Если они не выполнены, то работника покидает мастерство. Образ Хозяйки Медной горы — символический, он предостерегает от жадности, поощряет верность слову и мастерство.
По мнению исследователя устного творчества и языка народа коми Ф. В. Плесовского, её образ близок мифологическому образу Матери-земли. С точки зрения психоанализа, это зловещий двойник и антагонист патриархальной Родины-Матери (М. Н. Липовецкий).
Некоторые фольклористы считают этот образ инфернальным (демоническим, адским, дьявольским).
Характеристика образа Хозяйки Медной горы может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.